Строительство Литейного моста

  • Литейный мост: шестипролётный разводной, автомобильный, трамвайный, пешеходный
  • Объект культурного наследия России регионального значения
  • Перекинут через реку Неву
  • Соединяет: Центральный и Выборгский районы Санкт-Петербурга,Литейный проспект и улицу Академика Лебедева.
  • Доехать до Литейного мотса можно на метро, автобусе, трамвае, троллейбусе или маршрутке
  • «Чернышевская»
  • «Площадь Ленина»

Станция метро находится в 10 минутах ходьбы.

Чтобы добраться до моста, нужно выйти на Арсенальную набережную от станции «Площадь Ленина» и повернуть направо.

Общественный наземный транспорт

  • Автобус: №№ 46, 86
  • Трамвай: №№ 20, 6
  • Троллейбус: № 8

Характеристики

Общая длина моста

Ширина

Материал

Год открытия

Авторы и строиители

  • Инженеры: А. Е. Струве, Л. А. Вильдгрубе (реконструкция)
  • Архитекторы: Ю. И. Синица (реконструкция)

Реконструкции

  • 1875—1879 гг.
  • 1966—1967 гг.

Разводка

Строительство Литейного моста

Разводной пролёт

  • однокрылый раскрывающегося типа.

Длина

Масса

При разводке поднимается

  • под углом 67 градусов за 4 минуты.

График разводки Литейного моста (в период навигации)

График разводки мостов Санкт-Петербурга в 2021 году

Достопримечательности рядом

Строительство Литейного моста

С Литейного моста открываются лучшие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы в Санкт-Петербурге. В пешей доступности от моста расположены: 

  • Летний сад
  • Крейсер «Аврора»
  • Таврический дворец и сад
  • Площадь Ленина

Маршруты-прогулки «Петербург.Центра»

Всё самое интересное

  • Литейный мост, открытый в 1879 году, стал 2-м постоянным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга.
  • Один из самых мистических мостов города, поэтому является рекордсменом по количеству легенд, некоторые из которых очень печальные. 
  • Литейный мост возведён через самое глубокое место Невы, здесь глубина реки достигает — 24 метров.
  • Чугунные перила отлиты по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил расположен картуш-щит с гербом города. Его держат 2 русалки, хвосты которых вплетены в растительный орнамент.
  • Перильное ограждение моста является объектом культурного наследия регионального значения.

Происхождение названия

Строительство Литейного моста

Название моста произошло от Литейного двора, который был построен в 1711 году на левом берегу Невы. С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост, находившийся в створе Воскресенского проспекта (сейчас проспект Чернышевского).

Современное название переправы известно с 1851 года. В 1879 году, когда был открыт постоянный мост, его нарекли мостом императора Александра II. Название было быстро сокращено до Александровского моста.

После революции 1917 года это имя вообще исчезло, которое не успело вытеснить аутентичное

Расположение моста

Строительство Литейного моста

Литейный мост является вторым постоянным мостом, построенным на территории Санкт-Петербурга. Он соединяет Выборгскую сторону с центральными районами города. От Невского проспекта перпендикулярно мосту, берёт начало Литейный проспект.

С моста на Выборгской стороне можно поспасть на улицу Академика Лебедева. Литейный мост отличается по многим параметрам от своих «братьев», и в этом заключается его уникальность. Итак, пришло время открыть занавесу тайн создания этого архитектурного чуда и отправиться в прошлое.

История

Строительство Литейного моста

Старинные карты показывают, что ещё до основания Санкт-Петербурга на пути из России в Швецию в районе существующего моста находилась переправа.

Прошлое… как всё начиналось: плашкоутный мост

Новгородская дорога заканчивалась на одном берегу, дорога на Выборг начиналась на другом. В 1786 году был построен 2-й в городе плашкоутный мост, названный Воскресенским. Он находился в створе Воскресенского проспекта (современный проспект Чернышевского).

В 1803 году мост перенесли к Летнему саду и он получил название – «Петербургский».  На прежнем месте до 1849 наводили новый наплавной мост. Когда упразднили Литейный двор, важное значение приобрела новая магистраль – Литейный проспект.

Строительство Литейного моста

В 1849 году снесли и разобрали Литейный двор, а Литейный проспект был выведен к Неве. Поэтому Воскресенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным. В апреле 1865 года наплавной мост был сорван после бурного ледохода.

Специальная экспертная комиссия предложила построить постоянную переправу. И в 1869 году на заседании Городская Дума приняла решение о сооружении нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

Но наплавной Литейный мост наводили ещё вплоть до 1875 года, даже когда уже началось строительство постоянного моста. Плашкоутный мост перенесли на трассу по оси Воскресенского проспекта и переименовали в Воскресенский. По окончании строительства постоянного моста Воскресенский наплавной мост был демонтирован.

Строительство постоянного моста

Строительство Литейного моста

В конце 19 века Выборгская сторона стала развиваться благодаря различным заводам и фабрикам, расположенным на её территории. Из-за большого потока грузоперевозок, наплавной мост стал не справляться со своими обязанностями. Такая ситуация могла нанести урон работе заводов, и было принято срочное решение о строительстве постоянного моста.

Конкурс и инженер

В 1869 году 22 августа Городская дума объявила международный конкурс на лучший проект. В нём приняли участие иностранные инженера и мостостроители.

Из 17 работ, представленных на суд комиссии, выиграл проект инженера Аманда ЕгОровича СтрУве. Строительные работы были начаты в 1875 году 30 августа. Руководителем был назначен Аманд СтрУве.

Строительство Литейного моста

Кессонный метод и другие сенсации

При строительстве моста использовался кессонный метод, который на тот момент был диковинкой, не только в Петербурге, но и во всём мире.

Для справки: данный метод заключается в погружении огромных ящиков на максимальную глубину реки, затем после того как вода заполняет пространство, её откачивают под сильным напором и уже потом спускаются рабочие, чтобы выкопать грунт и забить сваи.

При изготовлении несущих элементов пролётных строений была использована сталь, такое решение на тот момент было настоящей сенсацией. На этом новшество использованные при строительстве переправы не закончились.

Ещё одним необычным решением было использовать в качестве освещения – электричество.

Открытие моста

Строительство Литейного моста

Торжественное открытие моста состоялось в 1879 году 30 сентября. Все участники строительных работ удостоились различных наград, а Аманд СтрУве получил чин генерал-майора.

Недалеко от новой переправы располагался Литейный двор, основанный в 1711 году, поэтому мост решили назвать «Литейным». Однако городская управа решила именовать переправу в честь императора Александра Второго, но петербуржцы решили по своему, и на страницы истории города вошёл Литейный мост.

Величие переправы и новинки разводки

Строительство Литейного моста

Новая переправа выглядела величественно и состояла из шести пролётов. Пять из них были металлическими не разводимыми, а шестой пролёт являлся разводным.

Отдельное внимание требует к себе функция разводного механизма. Дело в том, что и здесь была использована новейшая система.

Первоначально, механизм развода моста срабатывался при помощи вОрота, он в свою очередь приводился в действие восьмью рабочими. Но со временем, механизм был переделан, и теперь основную работу развода моста осуществляла водяная турбина.

На тот момент Литейный мост был единственной переправой имеющий подобную систему разводного пролёта.

Диковинки в ограждении и невские русалки

На переправе были установлены перила двух видов. Металлические перила с простым незатейливым рисунком были расположены на разводном пролёте переправы. На остальной части моста были установлены чугунные перила, которые своим видом могли сравниться с произведением искусства.

Всего на перилах в этой части моста были установлены 546 секций. На каждой из них была изображена невская красавица – русалка. В её руках находился герб Петербурга – щит увенчанный короной, а также перекрещенных два скипетра, речной и морской.

Хвосты речных красавиц, были изящным образом вплетены в фигурный орнамент. Остальное пространство было оформлено изображением фантастических морских обитателей, которые стремятся окунуться в водную пучину.

Даже в оформлении моста, создатели внесли очередную диковинку. Дело в том, что вся пышность оформления моста относится к двум стилям. Первый – это меандр, который окаймляет каждое звено, такое оформление использовалось во времена античности. Второй стиль – это чрезмерно пышные листья, такой узор часто использовался в стиле барокко.

Литейный мост и война

Во время Второй мировой воны мост сильно пострадал, и срочно требовался в ремонте. В один из пролётов попала авиабомба, однако не взорвалась, а только пробила его.

Реконструкция… новая жизнь

Однако лишь в 1964 году после завершения реконструкции Волго-Балтийского канала было решено провести полную реконструкцию моста. Проект реконструкции переправы был разработан архитекторами и инженерами из института Ленгипротрансмост.

При реконструкции переправы были заменены металлические строения. Также был полностью изменён разводной пролёт моста. Из-за реконструкции Волго-Балтийского канала, по этой части Невы стали проходить крупные морские суда, прежний разводной пролёт был узким, и причинял массу неудобств судам.

Читайте также:  Фрикадельки столовая спб – вкусно и недорого

Поэтому новый разводной пролёт установили в глубокой части русла реки. Общий вес разводного крыла составлял 3225 тонн, благодаря механизму подъёма, который был снабжен гидроприводом, развод моста проводился в течение 2-х минут. Ширина моста была увеличена, и теперь движение по переправе было трёхрядным.

Кроме технических характеристик, реконструкция моста коснулась и его художественного оформления.

Ограждения сохранили свой первозданный облик, на пяти пролётах, а вот на разводном пролёте, были установлены новые ограждения.

По художественному оформлению они были копией старых перил, но сделаны из более лёгкого сплава. Были установлены новые фонари с соответствующим рисунком. Под мостом, были сооружены дорожки со спуском к воде.

Характеристики после реконструкции

  • Общая ширина моста составила 34 метра.
  • Длина 396 метров.
  • Мост состоял из 6 пролётов.
  • Разводной пролёт поднимался за 2-4 минуты под углом 67 градусов.
  • Общий вес конструкции данного пролёта составлял 3225 тонн.

Происшествия

В XIX веке

В 1876 году 16 сентября из-за резкого оседания опоры, со дна Невы в кессон хлынул жидкий грунт, в результате 5 человек погибли. В момент, когда производилась закладка фундамента, в кессоне произошёл взрыв, и 9 человек погибло.

В XXI веке

16 августа 2002 года около 4 часов утра грузовое судно «Каунас» 1957 года постройки, следовавшее из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката, столкнулось с опорой Литейного моста. Корабль накренился и пошёл ко дну носом вниз.

 Навигация по Неве была восстановлена только 23 августа, когда извлекли рубку сухогруза. Судно разгрузили к 5 сентября, затем его распилили на 3 части и сняли с реки для последующей утилизации.

Причиной столкновения сухогруза с опорой Литейного моста стала неисправность в системе винторулевого комплекса.

В романе «Что делать?»

Со сцены самоубийства на Литейном мосту мужа Веры Павловны – Дмитрия Сергеевича Лопухова начинается роман «Что делать?» русского философа, журналиста и литературного критика Николая Чернышевского, который писал его, находясь в одиночной камере Алексеевского равелина Петропавловской крепости, с 14 декабря 1862 по 4 апреля 1863 года.

Произведение было создано автором отчасти в ответ на произведение Ивана Тургенева «Отцы и дети». Но раскроем все карты. Роман «Что делать?» начинается с детективной истории о лже-самоубийстве. Читателю, в отличие от полиции, удаётся сразу это разгадать.

Инсценировка самоубийства потребовалась Лопухову, чтобы скрыться от Веры Павловны в темноту, либо в мир иной, покончив тем самым любовную драму. Дело тёмное, хотя и самоубийство не настоящее, но Литейный мост засветился, поэтому и осадочек остался.

Как в том анекдоте про серебряные чайные ложечки, который потерялись после ухода гостей, все подумали плохо на последних, потом серебришко нашлось, а осадочек остался. Но «Что делать?»

В половине третьего часа ночи, — а ночь была облачная, тёмная, — на середине Литейного моста сверкнул огонь, и послышался пистолетный выстрел. Бросились на выстрел караульные служители, сбежались малочисленные прохожие, — никого и ничего не было на том месте, где раздался выстрел. Значит, не застрелил, а застрелился.

Мистические легенды Литейного

В Санкт-Петербурге ходила легенда, что на месте Литейного моста иногда появлялся «мост оборотень». Под багровой луной открывалась чёрная воронка, которая, якобы, увлекала за собой неосторожных прохожих.

Из этого водоворота могли появиться призраки и другие тёмные сущности. В такие периоды переправа мистически притягивала городских самоубийц. Вот, почему писатель Чернышевский указал Литейный мост для своей истории. 

А ещё говорили, что на Литейном мосту видели призраков российских императоров и даже Ленина, появившегося на середине моста и быстро растворившегося в петербургском тумане. 

  • Легенды петербургских мостов

Факты из истории – прямо «в яблочко»

Впервые в истории мостостроения Петербурга при строительстве Литовского моста была использована в качестве освещения электричество. Это решению способствовали определённые обстоятельства.

Физик Павел Яблочков является первым изобретателем электрической лампы в мире. Он запатентовал своё изобретение, и, приехав в Россию, открыл завод.

По его планам, в России его изобретению гарантирован был успех, однако народ не торопился покупать новинку, завод стал терпеть убытки. На помощь физику пришли подрядчики, которые строили Литейный мост.

Они заказали большую партию лапочек, и мост стал освещаться благодаря электричеству.

Многие, критиковали все новшества, используемые при строительстве моста, однако опасения были напрасными. Уже многие годы Литейный мост, является одним из красивых переправ. Он, «герой» нашего времени прошедший долгий путь и испробовавший на себе множество новинок в плане мостостроения и инженерии.

Видео

Литейный мост на карте

Литейный мост

Санкт-Петербург — город мостов, их насчитывается 342 в городской черте, 13 из них являются разводными.

Литейный мост — разводной мост в Санкт-Петербурге, является вторым постоянным, после Благовещенского, мостом, сооруженным через реку Неву.

Створы Литейного моста соединяют Центральную (Литейный проспект) и Выборгскую (улица Академика Лебедева) части города. Длина моста около 400 м, ширина моста — 34 м, 28 м из них занимает проезжая часть, тротуары — еще 6 м.

Литейный мост построен через самое глубоководное место Невы — более 24 м. Торжественное открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года.

Строительство Литейного моста

График разводки Литейного моста в 2022 году

Мосты Санкт-Петербурга являются одной из его визитных карточек.

Так как река Нева — судоходная и по ней через центр Петербурга обеспечен проход кораблей из Финского залива Балтийского моря в Ладожское озеро, все мосты в этой части города являются разводными.

Полюбоваться величественными мостами днем, конечно же, обязан каждый, посещающий город, но развод мостов ночью — по сути насущная необходимость жизни портового города — является удивительным зрелищем, которое непременно стоит увидеть, будучи в Петербурге.

Мосты города разводят поочередно, с интервалом примерно в несколько минут, подстраиваясь под движение судов. Развод Литейного моста осуществляется ежедневно в период навигации в 01.40 ночи и длится до 04:45 утра. Время разведения Литейного моста — одно из самых продолжительных в Санкт-Петербурге.

Строительство Литейного моста

Стоит отметить, что разводным является только один пролет Литейного моста, что, возможно, выглядит менее живописно, чем, например, развод двух пролетов Дворцового моста, но учитывая ширину и торжественную мощь Литейного, зрелище это действительно завораживающее и захватывающее.

История Литейного моста

Задолго до основания Санкт-Петербурга, когда данная территория принадлежала шведам, в районе существующего моста была оборудована переправа. Она являлась частью пути из России в Швецию: на одном берегу заканчивалась Новгородская дорога, на другом начиналась дорога на Выборг, бывший тогда шведским городом.

Первый деревянный плашкоутный (наплавной) мост — Воскресенский — был построен в этой части города в 1786 году в створе Воскресенского проспекта (с 1923 года — проспект Чернышевского).

После упразднения и сноса Литейного двора в Санкт-Петербурге появилась новая сплошная магистраль, связывающая главный проспект города — Невский с набережной Невы и Выборгской стороной. В связи с этим Воскресенский мост был перенесён на трассу нового проспекта и получил название Литейный.

Наплавной Литейный мост наводился до 1875 года, когда было принято решение о постройке в створе Литейного проспекта постоянного моста.

Строительство Литейного моста

После срыва действующей наплавной переправы бурный ледоходом весной 1865 года необходимость ее замены на более прочную постоянную конструкцию стала очевидна. 22 апреля 1871 года Городской Думой был объявлен открытый конкурс на проект сооружения Литейного моста. Было представлено 17 проектов.

В декабре 1872 года экспертная комиссия вынесла решение о присуждении первой премии проекту Литейного моста английскому проекту «Вестминстер». Однако, позже было принято решение отказаться от его воплощения. Была создана новая комиссия, решением которой сооружение моста было доверено инженеру-полковнику А. Е.

Струве и инженеру-капитану А. А. Вейсу.

Строительство Литейного моста

Мост был заложен 30 августа 1975 года. Ни одно строительство в Петербурге не сопровождалось такими трагическими событиями, как возведение Литейного моста. С самого начала строители столкнулись с большими трудностями в осуществлении своих замыслов.

Место возведения моста оказалось максимально глубоководным — в этом месте глубина Невы достигает 24 метра. Грунты на дне реки оказались илистыми, мягкими и обладающими плохой несущей способностью.

Подводные работы были сопряжены с большими трудностям также и потому, что на дне реки были обнаружены огромные валуны.

Технологии, которые применялись при строительстве моста были самыми передовыми на тот момент.

Именно на строительстве Литейного моста в России впервые был применен кессон — специальная конструкция для сооружения под водой глубоких массивных фундаментов.

Кессон представляет собой огромный металлический ящик, перевернутый вверх днищем и опущенный на дно реки. Внутрь кессона нагнетается воздух, который вымещает воду и позволяет разрабатывать подводный грунт для размещения на нем опор моста.

Строительство Литейного моста

Работа земелекопов была не только тяжела, но и опасна. 16 сентября 1876 года из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон, при этом погибли 5 рабочих. Через год, 9 сентября 1877 года, в одном из кессонов произошел взрыв, погибли 9 человек. Строительные работы были возобновлены на этом месте только через год.

Читайте также:  Фестиваль «театр. осень. пушкин» в октябре 2019

Открытие моста состоялось 30 сентября 1879 года. Мост был построен шестипролетным, один из пролетов был разводным, он находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему.

Разводка моста происходила вручную: восемь рабочих вращали ручной ворот. Со временем ворот был заменен водяной турбиной мощностью 36 л.с., которая была подключена к городскому водопроводу.

Подъем пролета моста для прохождения судов занимал у рабочих около 20 минут.

Перила на мосту были двух типов. Чугунные в неразводной части моста были изготовлены по проекту архитектора К. К. Рахау. В центре секции перил был изображен картуш (щит с гербом города) — перекрещенные скипетр, морской и речной якоря в руках двух русалок, хвосты которых вплетены в растительный орнамент. На разводном пролёте были установлены металлические кованые перила упрощенного рисунка.

Строительство Литейного моста

Литейный мост был первым в мире мостом постоянного типа, освещенным электричеством. Вскоре после открытия, на нём были установлены электрические фонари со «свечами» П. Н. Яблочкова.

В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако она не взорвалась, а лишь пробила его.

В 1964 году, в связи с расширением Волго-Балтийского пути и изменением условий судоходства по Неве, было принято решение о глобальной реконструкции Литейного моста. Авторами проекта стали инженер Л. А. Вильдгрубе и архитектор Ю. И. Синица. Руководил работами инженер Ю. Р. Кожуховский.

Строительство Литейного моста

В результате работ, завершившихся в 1967 году, были заменены металлические конструкции строения моста, пролетное строение оборудовано гидроприводом, поворотное крыло заменено на постоянный пролет, изменился и его внешний облик.

  • Ширина мостового полотна увеличилась на 10 м, благодаря этому стало возможно трехрядное движение транспорта по мосту;
  • На подъездах к мосту были построены двухуровневые транспортные развязки, сооружены гранитные спуски к реке и обустроены пешеходные дорожки;
  • Историческая решетка неразводной секции моста была сохранена, а для разводного отсека были отлиты ее копии из легкого сплава. Сегодня решетка Литейного моста является объектом культурного наследия регионального значения;
  • Разводной теперь стала центральная часть моста: она поднимается под углом 67 градусов и со стороны Литейного проспекта выглядит практически как вертикальная стена, что очень впечатляет очевидцев.

Название моста

Первоначальное название моста, которое присвоили ему в 1879 году — мост императора Александра II, совершенно не прижилось. Горожане всегда называли мост Литейным, по названию одноименного проспекта. После революции 1917 года мост официально стал называться Литейным.

Интересное рядом

С Литейного моста открываются впечатляющие виды на Петропавловскую крепость и акваторию Невы. В пешей доступности от Литейного моста расположены такие достопримечательности Петербурга, как крейсер Аврора, площадь Ленина, Летний сад, Таврический дворец и сад.

Литейный мост находится в исторической части Санкт-Петербурга, недалеко от Невского проспекта — главной улицы города. Планируя пешеходную прогулку по центру Петербурга, например, по Невскому проспекту, следует свернуть на Литейный проспект и пройти по нему до моста, никуда не сворачивая, путь составит порядка 2 км.

Прогулка по Литейному проспекту сама по себе также будет очень интересна и насыщена интересными местами. По пути следования вы увидите и, возможно, захотите посетить, сквер Дружбы — уголок Китая в Петербурге, памятник и музей А. А. Ахматовой, памятник и музей-квартиру Н. А.

Некрасова, музей-квартиру Иосифа Бродского, Спасо-Преображенский собор, помещение Нового Арсенала, знаковое здание Большого Дома на углу Литейного проспекта и Захарьевской улицы.

Строительство Литейного моста

Как добраться

На общественном транспорте добраться до Литейного моста очень легко: ближайшая станция метро — Площадь Ленина расположена в пешей доступности от достопримечательности, на расстоянии 800 метров.

Через Литейный мост следуют троллейбусы маршрутов № 3 и № 8, маршрутные такси (очень распространенный вид транспорта в Санкт-Петербурге) № № 90, 107, 177, 212, 258.

Географические координаты Литейного моста 59.951844°, 30.349438°

  • Также возможно доехать из любого района города на такси, используя сервисы Uber, Gett, Яндекс такси, Киви такси, такси Максим.

Литейный мост. История и мистические легенды

У Литейного мостаЯ поймал в Неве кита,Спрятал за окошко,

Съела его кошка…

И.И. Демьянов

Литейный мост — самый мистический мост Санкт-Петербурга.

Еще до основания Петербурга в этом месте находилась переправа на пути из России в Швецию. На одном берегу Невы заканчивалась Новгородская дорога, а на другом начиналась дорога на Выборг.

Строительство Литейного моста

В 1786 году здесь был построен второй в городе плашкоутный мост — «Воскресенский». Затем мост перенесли к Летнему саду, а на прежнем месте был построен новый наплавной мост, который служил горожанам вплоть до 1849 года.

Строительство Литейного моста

Постоянный мост, своим появлением обязан трагедии. 4 апреля 1865 года наплавная переправа у Литейного проспекта была снесена бурным ледоходом. Для изучения причин аварии создали специальную экспертную комиссию, но необходимость создания постоянного моста стала очевидной.Конкурс выиграл проект под девизом «Вестминстер», авторы получили премию, и Дума вынесла решение приступить к строительству моста. Но… — интриги… расследования…Особая комиссия Министерства путей сообщения заявила, что проект слишком дорогостоящий. И цели своей достигла — проект-победитель был отвергнут, а сделать новый, «экономичный» проект «попросили» инженера-полковника А.Е. Струве (слева на картинке). Струве, кстати, сам был членом Особой комиссии. Совпадение ИМХО знаковое…Струве любезно согласился и обещал закончить строительство в четырехлетний срок. И закончил, но какой ценой.

Строительство Литейного моста. Кессон быка № 3 по установке его в грунт, 1 июля 1877, Гофферт И.К.Спешка, как известно, в первую очередь сказывается на безопасности. 16 сентября 1876 года пять человек погибли при подводных работах, когда из-за резкого оседания опоры полужидкий грунт ворвался в кессон.

  • Строительство Литейного моста
  • Строительство Литейного моста

Через год, 9 сентября, произошла еще одна катастрофа. При сооружении фундаментов под речные опоры произошел взрыв в кессоне: девять рабочих были убиты. Массивный потолок кессона отбросило на десятки метров. Работы по ликвидации аварии длились около года, но к сроку успели.1 октября 1879 года состоялось торжественное открытие моста и награждение лиц, принимавших участие в строительстве. Струве был пожалован чин генерал-майора. Стоимость работ превысила сметную в два раза, и в полтора раза — стоимость работ по отвергнутому проекту «Вестминстер»… обычное для России дело… Мост был разводным, но поворотным!Разводка крыла производилась при помощи ворота, приводимого в действие восемью рабочими. Позже его заменили водяную турбину и проход для судов открывался за 20 минут.«Вид на Литейный мост в Петербурге», П. П. Верещагин, 1870-е гг.Мост изначально был назван Александровским (в честь императора Александра II).  Однако название Александровский при большевиках «не прижилось», и он был переименован в Литейный.

Мост проходит над глубоким местом Невы (хотя по картам глубин, самое глубокое место не здесь) — глубина реки в этих местах достигает 24 метра. Старый мост прослужил 85 лет — с 1879 по 1964 гг. Ныне у моста САМЫЙ ТЯЖЕЛЫЙ В МИРЕ разводной пролёт, массой более 3200 тонн при длине более 50 метров. При разводе он поднимается под углом 67 градусов за две минуты.

С мостом этим связано много мистических легенд. Это место считалось заколдованным, согласно легендам, на дне реки расположен «кровавый» валун, прозванный в народе Древним Атаканом.

По другой версии, когда Петр I начал строить новую столицу, камень был сброшен строителями в Неву, в районе Литейного моста. Подробнее о призраках которых здесь часто видели читайте под ссылкой ниже. Даже призрак Ленина здесь бродит…

Призраки и загадки петербургского Литейного моста…

Говорят в ходе революции 1917 года толпа убила здесь юнкеров охранявших мост и сбросила их в воду.За мостом стоит «Большой дом» с которого Сибирь видна. есть легенда, что в период репрессий, в «Большом доме» (здании НКВД), так много расстреливали людей, что попадавшая в канализацию кровь делала воду у моста красной.

Якобы, что бы не пугать мирных граждан, у выхода канализационной трубы рядом с мостом, дежурили катера, разгоняя винтами воду с кровью. Понятное дело, обсуждать эту легенду всерьез не стоит.В 1964 году, в связи с обновлением Волго-Балтийского пути, мост был реконструирован.

Произошло увеличение ширины мостового полотна на 10 м, что требовала дорожная обстановка. Поворотный разводной пролёт был заменён раскрывающимся и перемещён на более глубоководное местоТанки проверяют прочность пролетов моста.Перильное ограждение на постоянных пролетах полностью использовано от старого моста постройки 1879 г.

, выполненное по рисунку архитектора К. К. Рахау.

    Мост лаконичен и изящен.На разводном пролете установлено перильное ограждение из алюминия (для уменьшения веса, он и так самый тяжелый в мире).«Литейный мост», А. М. Семенов, 1982 год.Ныне длина моста равна 396 метров, а ширина — 34 метра.

    Читайте также:  Адмиралтейская набережная: санкт-петербург для туристов

    Масса всех металлических пролетных строений моста составляет 5902 тонны.

    • Как разводят «Литейный мост» Петербурга? Репортаж из «брюха моста»

    Мост после разведения. На фото стоит вертикально три тысячи двести тонн… это самый большой и тяжелый пролет моста, когда либо поднимаемый человечеством.

    Проишествия, тайны, интриги, расследования… 16 августа 2002 года около 4 часов утра с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас» 1957 года постройки, следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно затонуло, мост выдержал.

    В ночь с 13 на 14 июня 2010 года на мосту состоялась художественная акция арт-группы «Война». Акция заключалась в изображении фаллоса на дорожном полотне разводной части моста таким образом, что после развода моста 65-метровый рисунок поднялся напротив «Большого дома или дома КГБ» — ныне здания управления ФСБ по Санкт-Петербургу.

    Эти фото мне подарил Дима из Москвы dmitryl68 (который был в составе десанта) светлая ему память…

    1. Понаехало с МосквыПротестующих с «Войны»Так протест тот получился,

    Акция «Х*й в плену у ФСБ!»  прошла в ночь на 14 июня 2010 года в Санкт-Петербурге в день рождения Че Гевары. Активисты группы нарисовали гигантский фаллос на Литейном мосту. Ночью при разведении моста рисунок поднялся напротив здания ФСБ в СПб.

    Что «Литейный» возбудился… (мАё)

    Рисунок размером 65 на 27 метров был сделан за 23 секунды. Краску выливали на проезжую часть из канистр. Мост разрисовывало 9 человек. Граффити безуспешно пытались смыть из брандспойтов двух пожарных машин.

    7 апреля 2011 года данная акция была отмечена премией «Инновация» в номинации «Произведение визуального искусства» министерства культуры Российской Федерации)))) не фейк — 400 000 рубликов отвалили.Даже марки выпустили посвященные этому эпохальному событию (но в Норвегии)))) на фото слева.На премию народ тут же откликнулся стихами (отрывок из поэмы):

    …Я старался, как ребёнок,Вывел хер — длинной в версту!Им — четыреста тыщёнок,

    • Мне — лишь то, что на мосту.  (народное)
    • Вид с Литейного моста

    Нынче у моста развязки и тоннели… имеются широкие спуски к Неве с двух сторон.Длина современного моста после реконструкций 394 м, ширина моста между перилами 34 м, из них ширина проезжей части 28,0 м и два тротуара по 3,0 м.Далее еще фото современного Литейного моста.Вид с моста зимним вечером.

    Основной источник: «Тайны ХХ века, №4, февраль 2010», «Легенды Питера», цифры с Вики. Часть фото (С) pastvu.com и интернет.

    Литейный мост в Санкт-Петербурге — Мостотрест

    Литейный мост через Неву соединяет Центральный и Выборгский районы Санкт-Петербурга. Мост шестипролетный, его длина — 394,3 метра, ширина — 34,6 метра.

    Левобережный пролет сталежелезобетонный разрезной балочный. Правобережные пролеты перекрыты четырехпролетной неразрезной сталежелезобетонной балкой. Разводной пролет однокрылый раскрывающегося типа, длина — 55,4 метра, масса — 3325 тонн. При разводке моста он поднимается под углом 67 градусов за 4 минуты.

    Чугунное перильное ограждение отлито по проекту архитектора Карла Рахау. В центре каждой секции перил изображен картуш — щит с гербом города, его держат две русалки, а их хвосты вплетены в растительный орнамент. Решетка Литейного моста включена в Государственный список памятников градостроительства и архитектуры местного значения.

    История моста

    Литейный — второй постоянный мост, построенный в Санкт-Петербурге. Еще до основания города на этом месте была переправа, соединяющая левый берег Невы с правым, новгородскую дорогу и путь на Выборг. Это был путь из России в Швецию.

    Свое название мост получил от Литейного двора, основанного в 1711 году на левом берегу Невы. С 1786 года Литейную часть города с Выборгской стороной связывал Воскресенский наплавной мост.

    Он находился в створе Воскресенского проспекта (ныне проспект Чернышевского). В 1849 году был разобран Литейный двор и Литейный проспект был выведен к Неве.

    Воскресенский мост перевели в створ Литейного проспекта и назвали Литейным.

    В апреле 1865 года наплавная переправа была сорвана после бурного ледохода. Специальная экспертная комиссия предложила соорудить постоянную переправу. И в 1869 году на заседании Городской Думы было принято решение о строительстве нового моста между Литейным проспектом и Выборгской стороной.

    На конкурс проектов Литейного моста было представлено 17 работ, в том числе несколько иностранных. В декабре 1872 года Городская Дума отдала первое место проекту под девизом «Вестминстер», выполненному английской фирмой. Однако Министерство путей сообщения не согласилось с таким выбором и создало свою собственную комиссию.

    В итоге победителем был признан проект инженер-полковника А.Е. Струве и инженер-капитана А.А. Вейса. Он предусматривал шесть пролетов с поворотным крылом у левого берега Невы. Работы планировалось завершить за четыре года. Закладка новой переправы состоялась 30 августа 1875 года.

    Условия строительства были крайне сложными. Именно здесь Нева имеет наибольшую глубину — 24 метра. Дно реки покрыто глубоким слоем илистой глины. Зато Литейный мост стал одним из самых современных на то время инженерных сооружений.

    Так, материалом для несущих конструкций была выбрана сталь, а не чугун, как при строительстве Благовещенского моста. Высокая прочность стали позволила увеличить пролеты арок в полтора раза. Настоящим прорывом в развитии мостостроения стала новая конструкция разводного механизма.

    Поначалу разводка осуществлялась при помощи простейшего ручного механизма, который приводился в действие бригадой из 8 человек. Однако вскоре здесь установили водяную турбину мощностью 35 лошадиных сил, подсоединенную к городскому водопроводу. Такая система была единственной в мире.

    Путь для судов открывался всего за 20 минут.

    Литейный мост стал первым в мире постоянным мостом, который освещался электричеством. На нем были установлены фонари с электрическими «свечами» — изобретение Павла Яблочкова.

    Мост был сооружен шестипролетный. Разводной пролет находился у левого берега и представлял собой однорукавную симметричную поворотную систему. Ширина Литейного моста составила 24,5 метра, ширина разводного пролета — 19,8 метров. Масса металлических пролетных строений — 5902 тонны.

    Чугунные перила моста отлили на заводе Кахуна по проекту архитектора Карла Рахау. Рисунок решетки олицетворяет Санкт-Петербург как морскую столицу. На разводном пролете установили металлические кованые перила простого рисунка.

    Торжественное открытие Литейного моста состоялась 30 сентября 1879 года. Стоимость строительства составила 5 100 000 рублей, что в полтора раза превысило сумму, заложенную в проекте. Однако за проведенную работу инженер-полковник Струве был произведен в чин генерал-майора, все участники строительства получили награды.

    В 1903 году в связи с празднованием 200-летия Санкт-Петербурга переправу переименовали в мост Императора Александра II, а в 1917 году вернули прежнее название.

    В годы Великой Отечественной войны в один из пролетов попала авиабомба, однако не взорвалась, а лишь пробила его.

    В 1964 году завершилась реконструкция Волго-Балтийского водного пути, что потребовало более удобного сообщения по Неве. Литейный мост необходимо было перестроить. Проект обновленного моста разработала группа инженеров института «Ленгипротрансмост» под руководством инженера Л.А. Вильдгрубе и архитектора Ю.И. Синицы.

    Реконструкция моста проходила в 1966-1967 годах. В процессе ремонта перестроили верхнюю часть опор и установили новые металлические пролетные строения. Также перестроили огромный бык у разводного устоя, на который опиралась прежняя конструкция. Прочные дубовые сваи опор было решено не заменять — их просто обрамили железобетоном.

    Старый поворотный разводной пролет заменен раскрывающимся и перемещен ближе к центру, где Нева глубже. Увеличена длина разводного пролета, также выросла и его масса. Обновленный мост стал на 10 метров шире. 

    Перила пяти пролетов после реконструкции остались прежними, а для разводной секции были отлиты копии исторической решетки из легкого сплава. Установлены новые фонари, гармонирующие с рисунком ограды.

    На левом берегу перильное ограждение завершается гранитными парапетами с памятными досками.

    Вдоль набережной под мостом оборудованы пешеходные дорожки, устроены гранитные спуски к Неве, а на подходах к мосту построены двухуровневые транспортные развязки.

    Летом 2016 года на мосту выполнен ремонт асфальтового покрытия.

    Дополнительная информация

    16 августа 2002 года с опорой Литейного моста столкнулся сухогруз «Каунас», следовавший из Нижнего Новгорода с грузом металлопроката. Судно накренилось и пошло ко дну носом вниз. Судоходство по Неве было восстановлено только 23 августа, когда была извлечена рубка сухогруза.

    Литейный мост — Видео

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector