Создание Смольного монастыря

Смольный собор (Смольный Воскресения Христова собор)

Этот храм по праву считается жемчужиной петербургского барокко. По своей живописности, выразительности композиции, наружному убранству Смольный собор – одна из вершин мирового зодчества.

Собор поражает роскошью отделки, совершенством пропорций и разнообразием декоративных форм. В его декоре использованы позолоченная лепнина, белые колонны, наличники, пилястры.

Вокруг собора расположены четыре церкви и решённые в той же бело-голубой гамме корпуса, которые ограничивают пространство в форме креста.

Именно в период начала его строительства указом императрицы Елизаветы в Северной столице было восстановлено пятиглавие – традиционное завершение православных церквей.

Мало кто знает, что храм официально именовался Собором всех учебных заведений и что он строился дольше всех зданий в городе – 87 лет.

Издавна здесь, на месте Смольного монастыря и собора, находилось новгородское село Спасское, а на противоположном берегу шведы построили крепость Ниеншанц. Кстати, камни фундаментов строений русского села можно увидеть до сих пор. Сюда вела главная, а затем и первая Петербургская дорога – Новгородский тракт.

После основания Санкт-Петербурга это место отвели для Смоляного двора. На дворе хранили смолу и варили дёготь для нужд Адмиралтейской верфи. Смоляной двор и закрепил название Смольное за этим местом. И даже дворец, построенный в годы правления Анны Иоанновны недалеко от Смоляного двора, был назван Смольным.

Создание Смольного монастыря

Смольный собор. Современный вид

Незадолго до своего сорокалетия императрица Елизавета Петровна приняла решение завершить свои дни в тишине и покое монастыря.

Она решила построить монастырь для ста двадцати девиц благородных семей и себя как их будущей настоятельницы.

Для каждой персоны предполагалось предусмотреть отдельный апартамент с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для себя же императрица желала возвести отдельный дом.

Место для монастыря императрицей было выбрано не случайно. Во времена правления Анны Иоанновны в Смольном дворце жила молодая Елизавета. Тогда дворец получил второе наименование – Девичий.

Проект Воскресенского Новодевичьего монастыря императрица Елизавета Петровна поручила создать архитектору Варфоломею Варфоломеевичу Растрелли в марте 1749 года.

Указ гласил: «Чертежи всему строению от нас апробованные имеет обер-архитектор Растрелли, который в заложении фундаментов и в возвышении стен, и в деле кровель, и в пропорциях и украшениях и в протчем во всём смотрении иметь должен».

Соседство со Смольным двором дало название и будущему монастырю – Смольный.

В своём проекте Растрелли предусмотрел создание нового для России монастырского комплекса.

Вместо мощных крепостных стен, традиционно окружавших подобные обители, зодчий предполагал построить стены с лепниной и вазами.

В качестве доминанты архитектор планировал создать над въездными воротами высокую колокольню. Она должна была стать выше шпиля Петропавловского собора в Петропавловской крепости.

Комплекс монастыря был сформирован архитектором из собора и расположенных вокруг него двухэтажных жилых корпусов.

Но в июле 1749 года поступил императорский указ переделать проект. Собор было велено строить по образу и подобию Успенского собора в Московском Кремле, а колокольню – «такой, как здесь Ивановская бывшая колокольня».

Таким образом, Елизавета Петровна поручила создать храм по православным канонам, то есть так, как не строили со времён Петра I. Так Елизавета возродила традиционное русское пятиглавие.

У Смольного собора в обязательном порядке должны были теперь появиться не только массивный главный купол, но и четыре малых.

Перед началом строительства была создана рабочая архитектурная модель комплекса. Для этих целей были сняты «три покоя и одни сени» в доме на Большой Морской улице.

Над моделью трудились шесть лучших плотников: Михаил Гаврилов, Тимофей Колоткин, Алексей Фоткин, Никифор Тихонов, Никита Пекишев и Дмитрий Голубев. Собирали её на столе в три метра длиной в точно такой последовательности, как должен был строиться монастырь.

На место стройки, в специальную «модельную светлицу», её перевезли со всеми предосторожностями в мае 1751 года.

Монастырь начал строиться с большим размахом. Для забивки свай были привлечены тысячи солдат, тысячи мастеровых – для возведения стен. Финансирование было регулярным. В мае 1754 года стройку посетила сама Елизавета Петровна.

Восхищённая проектом колокольни, она повелела отлить для неё колокол, весом 20 000 пудов, а шириной более 6,5 метра. Этот колокол должен был стать больше московского «Царь-колокола». Уже в процессе строительства Растрелли пересматривал проект.

Высоту проектируемой колокольни он увеличил со 140 метров до 167. Малые главы вплотную «придвинул» к центральному куполу.

С началом Семилетней войны в 1757 году финансирование стало нерегулярным, денег в казне не хватало. Проект Растрелли завершён не был. После победного окончания войны с Пруссией желание императрицы уйти в монастырь угасло.

А в 1761 году Елизавета Петровна умерла, так и не успев увидеть освящение Смольного собора.

Практически готовый храм для верующих был закрыт. Со временем сложились легенды, будто службу в храме нельзя совершать целых сто лет. Якобы в алтарной части Смольного собора совершил самоубийство один из рабочих, именно это и не позволяло проводить здесь церковные службы.

Достраивал Смольный монастырь по поручению Екатерины II Юрий Матвеевич Фельтен. Юрий Матвеевич работал здесь с 1765 по 1775 год. Фельтен достроил корпуса и начал создание интерьеров.

Вскоре Екатерина II основала Воспитательное общество для девочек из дворянских семей. Для проживания «благородных девиц» был выбран Смольный монастырь. Учащихся здесь девушек стали называть смолянками.

При Павле I Смольный монастырь был упразднён, монахинь перевели в другие обители. Бывшие кельи вскоре занял Вдовий дом. Для воспитанниц Воспитательного общества в начале XIX века по соседству было построено здание Смольного института. Туда и переехали воспитанницы.

Существует история, гласящая о том, что архитектор Кваренги, автор здания Смольного института, проходя мимо Смольного собора, каждый раз снимал шляпу, восклицая: «Вот это храм!»

Окончательно Смольный собор был достроен только после решения императора Николая I. Был проведён конкурс, в котором победил архитектор Василий Петрович Стасов. В течение трёх лет зодчий занимался реставрацией и отделкой интерьеров, постройкой второго ряда служебных корпусов со стороны главного входа в монастырь. Стасову принадлежит проект рисунка ограды.

20 июля 1835 года Смольный собор был освящён как Собор всех учебных заведений. В память об этом была выбита бронзовая медаль с изображением храма и Иисуса Христа, благословляющего детей.

Читайте также:  Гостиница Коринтия в историческом здании на Невском проспекте, Санкт-Петербург

Церковный зал вмещал до 6000 человек и был украшен мрамором. Алтарь отделяла хрустальная балюстрада. Запрестольный образ, ныне хранящийся в Русском музее, был создан художником Алексеем Венециановым.

Колокольня же так и не была построена.

В 1923 году Смольный собор был закрыт, стал использоваться как склад. В 1972 году был снят иконостас, всё имущество передано в музеи. В 1974 году в соборе был открыт филиал Музея истории Ленинграда. В 1990 году здесь открыт концертно-выставочный комплекс.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Ансамбль Смольного монастыря (1748,1749-1764) • Архитектура — идеи и история

На левом берегу Невы, где река делает крутой поворот, находился смоляной двор, который в петровские времена снабжал русский флот смолой. Рядом располагался дворец Екатерины I с садом. В 1723 году на месте Смоляного двора построили дворец для царевны Елизаветы Петровны.

Много лет спустя пожар уничтожил главный корпус дворца. Став императрицей, Елизавета Петровна повелевает Ф. Б. Растрелли построить на месте сгоревшего дворца Воскресенский монастырь, куда она собирал уединиться под старость.

Монастыри ранних столетий являлись укрепленными комплексами: в состав обычных монастырских строений входили и крепостные сооружения. Когда Растрелли приступил к проектированию монастыря, он понял, что в XVIII веке монастыри нужно строить по-другому, изменились времена — монастыри перестали восприниматься как крепости.

Появилась необходимость в изменении планировки монастыря. Если раньше монастыри располагались на свободной территории, То теперь они должны были вписываться в архитектуру города.

Генеральный план Смольного монастыря основан на строгой равномерности и симметрии. Центром всего ансамбля является грандиозный собор (высота его достигает 92 метров). В плане собор имеет форму креста, который повторяется в расположении жилых корпусов, образующих замкнутый со всех четырех сторон двор, и в каменной ограде всего ансамбля.

Работая над художественным образом собора, Растрелли отошел от привычных приемов, используемых в итальянских церквах эпохи барокко. В этих церквах художественное оформление — пластика, светотени, неожиданные архитектурные приемы — решалось в одной плоскости, на фронтальном фасаде.

Собор Смольного монастыря смотрится со всех сторон как одно целое – у него пет главного фасада. Вся композиция собора подчинена движению вверх — нижняя часть здания является как бы основанием, пьедесталом для мощного пятиглавия. Массивный карниз делит нижнюю часть здания на две неравные части.

Стены прорезаны огромными полуциркульными окнами, над которыми выполнены треугольные фронтоны с головками амуров. Главный вход в собор, с западной стороны, подчеркнут полукруглым фронтоном, с разрывом его криволинейного очертания. Над входом, на уровне второго этажа, выполнено круглое окно.

Второй этаж по своим размерам и украшениям меньше первого. Пал окнами помещены лучковые фронтоны с парными головками ангелочков. На главном фасаде выполнен полукруглый фронтон с богатой лепниной в виде символа света — солнца на тимпане.

Из двухэтажного основания вырастает пятиглавая композиция — барабан со сферическим куполом с полуциркульными окнами, который венчает малый барабан с главкой, золотистым шаром на шпиле и крестом. К центральному барабану с куполом примыкают четыре двухэтажные башенки, увенчанные главками, золотистым шаром и крестом малых размеров.

Внутри собор хорошо освещен благодаря окнам на большом и малых барабанах и люкарнам на куполе.

Вокруг собора, повторяя его очертания в плане, крестом располагались корпуса с кельями для ста двадцати девиц из благородных семей, которые должны были составить общество будущей настоятельнице-игуменье, императрице Елизавете Петровне.

Для каждой монахини предназначались большие помещения с комнатой для прислуги, кладовкой для припасов и кухней. Для игуменьи отводился отдельный емкий дом. По углам монастырских корпусов были расположены монастырские церкви, где монахини могли служить молебен, не выходя из помещений в плохую погоду.

Главные фасады корпусов обращены во двор и решены в виде двухъярусных аркад. Фасады украшают сдвоенные колонны, лепные и литые из чугуна скульптурные работы.

Строительство Смольного монастыря несколько раз останавливалось, но было завершено в 1764 году.

После официального открытия монастыря часть его помещений стало занимать первое в России женское учебное заведение, а монастырю осталась небольшая часть зданий. Императрица Елизавета умерла за три года до окончания строительства монастыря, так и не пожив в нем. Сам монастырь был упразднен в 1797 году.

Здание Смольного монастыря окружает невысокая ограда со стройными башнями на углах. Ограда отстоит от основных помещений и повторяет очертания корпусов Смольного монастыря. Пространства между оградой и корпусами отводились для огородов. Строили ограду с 1754 года до 60-х годов XVIII столетия.

В конце 1759 года часть ограды с башнями северной стороны была разобрана. В 1832-1835 годах при возведении двух западных корпусов была разобрана и западная сторона ограды.

В проекте Растрелли предусматривалось но оси Смольного собора, с его западной стороны, поставить 170-метровую колокольню, а с восточной стороны — построить гавань, соединяющуюся с Невой небольшим каналом. Колокольня не была построена, помешала война России с Турцией. Гавань также осталась только на чертежах проекта.

Весь ансамбль Смольного монастыря и особенно Смольный собор видны издалека и хорошо смотрятся с противоположного берега Невы. Смольный монастырь — один из замечательных архитектурных ансамблей XVIII столетия.

Читайте также:  Музей искусства веера – уголок роскоши и фантазии

Создание Смольного монастыряАнсамбль Смольного монастыря (1748,1749-1764)

40-50-е годы XVIII столетия были самыми плодотворными и напряженными в жизни Растрелли. В эти годы, а именно в 1755 году, зодчий писал справку «Общее описание зданий, построенных в царствование славной памяти императрицы Анны и ныне царствующей императрицы, выполненных под руководством главного архитектора двора, графа Франсуа Растрелли, итальянца по национальности».

Благодаря этому описанию можно простелить огромную каждодневную работу архитектора. Петербург застраивался но проектам Растрелли, и архитектор осуществлял авторский надзор за возведением зданий. Нужно было успеть побывать на всех стройках и проверить, исправить, переделать..

В 1749 году Ф. Б. Растрелли возглавил работы по сооружению Большого дворца в Царском Селе. Он строил дворцы для графа М. И. Воронцова, графа С. Г. Строганова и для придворной знати. Не все дворцы сохранились.

Сохранили свой первоначальный вид дворец С. Г. Строганова на углу Невского проспекта и набережной Мойки и дворец ближайшего сподвижника императрицы М. И. Воронцова.

Строил Растрелли дворцы не но своему желанию. На то была воля императрицы.

Смольный монастырь в Петербурге — посещение, лайфхаки и факты | Санкт-Петербург Центр

Закладка Смольного монастыря состоялась 30 октября 1748 года. В основание фундамента был торжественно опущен закладной камень. Церемонию увенчал 101 залп из 20 пушек. Воскресенский новодевичий Смольный монастырь — женский монастырь.

Благодаря своеобразию взглядов Растрелли, Смольный монастырь был создан в нестандартной интерпретации барокко — в отличии от европейских «фасадных» стилей, Смольный был предназначен для осмотра со всех сторон.

Что же так притягивает петербуржцев и гостей города к этому строению прославленного архитектора? Сейчас мы попробуем разобраться во всех нюансах посещения этого удивительного строения.

Адрес, как добраться, график работы, стоимость

  • Смольный в Санкт-Петербурге расположен по адресу: Санкт-Петербург, площадь Растрелли, 1.

Смольный находится на значительном удалении от станций метро. Около 30 минут идти от ближайших станций «Чернышевская» и «Площадь Восстания». Поэтому настоятельно рекомендуем добираться общественным транспортом.

Ближайшее метро

  • От ст. м. «Чернышевская» — автобусы 46, 22; троллейбус 15.
  • От ст. м. «Площадь Восстания» — автобус № 22; троллейбусы №№ 5, 7.

Режим работы 2021

  • Смольный собор принимает посетителей без выходных с 07:00 до 20:00.
  • Режим работы смотровой площадки Смольного собора с 08:00 до 20:00.

Стоимость билетов 2021

Кроме богослужений, проводятся экскурсии:

  • В несезон — только по выходным в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00.
  • В летний сезон — ежедневно в 12:00, 13:00, 14:30 и 16:00.

Билеты на экскурсию

  • Рекомендуемое пожертвование — 200 руб.(без записи)
  • Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 руб.
  • Длительность — 50 минут
  • Индивидуальная экскурсия (до 10 человек) — 2000 руб. (по записи)

Подъём на смотровую площадку

  • За посещение звонницы тоже просят пожертвование в размере — 200 руб.
  • Для пенсионеров, студентов и школьников — 100 руб.

Впечатления от посещения Смольного

Смольный монастырь — один из лучших архитектурных ансамблей в стиле русского барокко. В проекте собора, архитектор Растрелли соединил традиционную для русских храмов тему пятиглавия и европейский стиль.

Звонница Смольного собора сегодня является самой высокой смотровой площадкой, с высоты более 50 метров можно увидеть панораму города и реки Невы. Высота самого собора почти 100 метров.

Знакомство с ансамблем Смольного монастыря можно начать с правого берега Невы, на Большеохтинском мосту (мост Петра Великого). Оттуда открывается панорама со стройным, «парящим в воздухе» силуэтом Смольного собора. Вид на собор со стороны Невы не раз был запечатлен на акварелях и литографиях.

Пройдя по мосту и Тульской улице до Суворовского проспекта (одного из крупнейших проспектов Санкт-Петербурга) можно увидеть, как гармонично собор завершает перспективу улицы. Внутри самого архитектурного ансамбля сохранилась великолепная брусчатая мостовая.

В 2013 году из Воронежа был доставлен и освящён 10-ти тонный колокол. Некоторое время он стоял перед собором, на который можно было полюбоваться. Удивительный факт состоит в том, что 7 октября 1922 года собор был закрыт. Верующие в течение очень долгого времени просили властей вернуть храм, но просьбы не были удовлетворены.

Впервые за постсоветское время 24 мая 2009 года в храме был совершен молебен, 7 апреля 2010 года митрополитом Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром была совершена первая Божественная литургия, и лишь 25 января 2016 года в день святой мученицы Татианы Смольный собор был передан Русской Православной Церкви.

Изюминка Смольного собора

С этим утверждением туристов трудно не согласиться. Речь идёт о том, что подавляющее большинство людей, посетивших собор, считают главной достопримечательностью Смольного собора — его чарующе великолепный вид, создающий ощущение некоторого парения в небесах.

Скорее всего, подобное ощущение складывается из-за цвета стен строения и формы его архитектуры, которая просто «тянется в безоблачную высь». Второй момент — это его смотровые площадки. Оттуда открывается удивительный вид на город, при чем, с разных площадок — свой.

Совет. При начале восхождения к смотровым площадкам трезво оцените свои силы! Подъём вас ожидает достаточно трудоёмкий, а лифтов или эскалаторов там нет. Примерная высота восхождения — уровень 17-го(!) этажа. Примерное время потраченное на подъём составит 50 минут.

Взобравшись на смотровую площадку и вдоволь насладившись видами Санкт-Петербурга, вы сможете отдохнуть в парке, находящемся рядом. В вечернее время суток Собор подсвечивается, его прекрасно видно с другого берега Невы.

Интересные факты

  • Смольный собор стал своеобразным «рекордсменом» — ни одно здание в Санкт-Петербурге не строилось так долго — 87 лет!
  • Это число неразрывно связано с историей собора — 87 лет в соборе проходили службы и 87 лет он стоял закрытым.
  • Когда храм реставрировали, специалисты нашли здесь потайные ходы, которые вели в сторону проспекта Чернышевского.
  • В подвалах собора было оборудовано первое бомбоубежище, которое защищало от излучения.
  • Поговаривают, что была построена специальная ветка метро, которая соединяет подвалы Смольного со станцией метро «Чернышевская»…
  • В Смольном соборе был открыт концертно-выставочный зал. В 1991 году при концертно-выставочном зале «Смольный собор» создали камерный хор, получивший наименование Камерный хор Смольного собора.
  • В 2015 году, после того как Смольный собор был передан церкви, Камерный хор Смольного собора был вынужден сменить и место, и название. С 1 мая 2016 года хор называется Концертным хором Санкт-Петербурга.
Читайте также:  Гастрономический фестиваль gourmet days 2019

И, на прощание…

При удалении от собора, обратите внимание на то, что постройка кажется выше окружающих строений, при приближении — проигрывает в высоте.

  • Все подробности в аудиогиде о Смольном соборе в Петербурге

Приятного посещения!

Жемчужина на левом берегу Невы: история Смольного собора

12 Ноября 2019, 12:38

Одно из самых известных произведений русского барокко и один из красивейших храмов Петербурга. Вспоминаем о его назначении и наследии, об императрицах, Растрелли, смоле и войне.

Впервые о строительстве Смольного собора задумалась дочь Петра I Елизавета Петровна. На месте «Смольного дома» – дворца, в котором она провела юность, императрица хотела видеть величественный монастырь, где в тишине и покое завершились бы её дни. Это было и есть одно из самых красивых мест на берегу Невы.

По планам, Воскресенский Новодевичий монастырь предназначался для 120 девушек из благородных семей. Для каждой из них требовались отдельные апартаменты с комнатой для прислуги, кухней и кладовой. В монастырский комплекс должны были войти храм с домовыми церквями и колокольней, а также отдельный дом для императрицы. Архитектором для столь сложного проекта выбрали Франческо Растрелли.

Смольный собор заложили в 1748 году. Здание вместимостью до 6000 человек и высотой 93,7 метра решили расположить в центре монастырского двора. Смольный – одно из самый высоких исторических зданий Северной столицы (самое высокое – Петропавловский собор в 122,5 метра).

«Открытый город»

 

Строительство велось с небывалым размахом, финансирование из казны было щедрым и регулярным. На строительстве Смольного собора ежедневно было занято до 2000 солдат Петербургского и Кронштадтского гарнизонов, а также 1500 мастеров из Ярославской и Костромской губерний «за плату в три копейки в день».

Рядом с собором Растрелли хотел построить самую высокую пятиярусную колокольню в России высотой 140 метров. Но этим планам не суждено было сбыться: гениальный архитектор умер в 1771 году. А его последователи решили, что высокая колокольня не впишется в городской пейзаж.

Семилетняя война

 

Собор без отделки был готов ещё к 1757 году. Но с началом Семилетней войны из-за недостаточного финансирования строительные работы замедлились. В начале 1762 года умерла сама императрица (причиной смерти стало горловое кровотечение вследствие неустановленного медициной тех времён хронического заболевания).

После смерти Елизаветы Петровны работы постепенно остановились. С 1762 года после отъезда Растрелли в Италию главным архитектором Смольного собора назначили Юрия Фельтена. Был оштукатурен фасад собора, выполнены модели украшений для церковных глав, а также модели скульптурных украшений для фасадов собора по рисункам Растрелли.

 

Первая церковь на первой площади Петербурга: 10 фактов о Троице-Петровском соборе

В итоге весь монастырский комплекс доводили до ума 87 лет, побив все рекорды долгостроя. Внутреннюю отделку Смольного собора завершили лишь в 1835 году при Николае I, спустя почти 90 лет после его закладки. За это время состояние здания постоянно ухудшалось: то на сводах появились трещины, грозящие обрушением; то высокие подвалы затапливались водой.

Смольный монастырь, 1852 год. wikipedia.org

 

Ансамбль из учебных заведений

 

В 1764 году в монастырских корпусах, окружающих собор, возникло первое высшее женское учебное заведение России – Императорское воспитательное общество благородных девиц (Смольный институт благородных девиц Петербурга). Здесь учились девушки благородного и мещанского происхождения.

Смольный институт. Литография Степана Галактионов. wikipedia.org

 

Общество было создано для того, чтобы «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». Позднее Екатерина II учредила училище для девиц низших сословий, располагавшееся в здании, построенном рядом и названном Александровским институтом. Выполнено оно было в стиле раннего классицизма по проекту Фельтена. 

Третья часть ансамбля – здание Смольного института. Построено оно в классическом стиле по проекту архитектора Джакомо Кваренги. Центральную часть здания украшает восьмиколонный ионический портик с фронтоном. Во времена революции 1917 года здесь размещался Петроградский Совет рабочих и солдатских депутатов.

Что касается Смольного собора, после революции в 1922 году иконостасы, хрустальная балюстрада, проповедническая кафедра храма были разграблены. Помещения монастыря использовались под склад. Иконостас храма был демонтирован только в 1972 году. В 1990 году с соборе открылся концертно-выставочный комплекс.

В июле 2001 года во время урагана с центрального купола собора упал шестиметровый золоченый крест, в крест попала молния, его основание надломилось, и крест вонзился в кровлю. В апреле 2004 крест вернули на место после реставрации.

До 2015 года в стенах исторического здания играли на органе, проводили концерты хоровой музыки, организовывали выставки живописи, графики и декоративно-прикладного искусства, а также научные и историко-художественные музейные выставки. В январе 2016 года, в день святой мученицы Татианы, Смольный собор был передан Русской православной церкви.

Виды с колокольни Смольного собора. Instagram / @orey.pro, @leavetheoffice

 

Смольный на Смольном

 

Название Смольный произошло от Смольного дворца, построенного в 1729 году Петром I близ деревни Смольной, в которой находился дегтярный завод. Рядом располагался Смоляной (или Смольный двор), на котором хранили смолу для Адмиралтейской верфи и флота.

Ныне здесь проходит Смольный проспект, от которого идёт Смольный проезд, пересекающийся с аллеей Смольного.

 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector