от 650 руб.
22 февраля, в 19:00
от 500 руб.
23 февраля, в 12:00
от 800 руб.
Гекатомба. Блокадный дневник 16 февраля, в 19:00 (+1)
от 600 руб.
13 февраля, в 19:00
от 600 руб.
26 февраля, в 19:00
от 700 руб.
18 февраля, в 19:00 (+2)
12 марта, в 19:00
2 апреля, в 19:00
от 700 руб.
12 февраля, в 19:00 (+1)
от 700 руб.
24 февраля, в 19:00 (+1)
от 700 руб.
23 февраля, в 19:00 (+1)
от 700 руб.
от 700 руб.
от 700 руб.
15 февраля, в 19:00 (+1)
от 600 руб.
27 февраля, в 19:00 (+1)
от 700 руб.
20 февраля, в 19:00 (+1)
600 руб.
500 руб.
2 апреля, в 14:00
от 600 руб.
25 февраля, в 19:00 (+1)
от 600 руб.
30 марта, в 19:00
от 700 руб.
9 февраля, в 19:00 (+1)
500 руб.
20 февраля, в 14:00
от 800 руб.
5 февраля, в 19:00 (+3)
- 19 февраля, в 19:00
- 8 марта, в 19:00
- 19 марта, в 19:00
Театр «На Литейном» — театры Санкт-Петербурга
ПровинциалкA — 17 мая 2021 в 15:14
Здравствуйте, дорогие читатели. И снова о театре. На этот раз хочу поделиться впечатлениями о театре, в котором мне довелось побывать совсем недавно – это театр «На Литейном». История театра весьма интересная и необычная.
История театра
Изначально здание театра не предполагало встреч гостей для просмотра пьес – это был манеж в составе комплекса сооружений усадьбы, которая принадлежала графам Шереметевым и находилась на набережной реки Фонтанки. Манеж в 1908 году был переделан в театр для дальнейшей сдачи в аренду.
Арендаторов долго ждать не пришлось: уже в январе 1909 года здесь начал свою историю Литейный театр, создателем которого был Вениамин Александрович Казанский, у которого уже были две антрепризы с разными направлениями: «Невский Фарс» и «Модерн».
Идея репертуара театра «На Литейном» была нетривиальной и даже немного странной – зрителей заранее предостерегали: «Лиц со слабыми нервами просят не смотреть, ввиду особой тяжести пьес». Название театр получил соответствующее – «Grand Guinol» — Театр ужасов. Нестандартные приемы влияния на публику были заимствованы в парижском театре «сильных ощущений», за это В.А.
https://www.youtube.com/watch?v=-pW5vaqWvTQ
Казанского винили в подражательности. Несмотря на это, заинтересованность к театру «На Литейном» был огромным и гости, любители пощекотать нервы или просто любопытные, всегда были.
Первыми зрителям были представлены три пьесы, от которых уже по описанию становится жутко: «Лекция в Сальпетриере» – загипнотизированная и изнасилованная врачом-психиатром пациентка в отместку выплескивающая обидчику в лицо склянку соляной кислоты; «Мороз по коже» — действие происходит в ночном кабачке, где пpocтитуткa убивает свою соперницу; «Система доктора Гудрона» пьеса о двух журналистах, едва не лишившихся жизни во время работы над репортажем о системе лечения душевнобольных. Далее в театре «На Литейном» показывали постановки с не менее будоражащими воображение и вызывающими чувство всеобъемлющего ужаса с «говорящими» названиями «Вампир», «Под гнетом проклятья», «Смерть в объятиях», «На могильной плите», «Последний крик», «Жуть». Наверное, ощущения и эмоции тогдашних зрителей описать словами было невозможно.
Репертуар театра расширялся и антрепренером В.Казанским было принято решение переименовать «Grand Guinol» в Театр ужасов и веселья: теперь здесь можно было посмотреть не только ужасающие истории, но и фарсы, водевили, сатиры, пародии и даже мелодрамы.
За свою историю театр несколько раз менял название. В 1910-1911 гг. режиссером стал Сергей Пальм и театр стал называться Театром новинок, идущих на всех европейских сценах. В 1911-1912 гг. театр называется «Мозаика», в 1912 г. на недолгое время снова становится Литейным театром, а с 1913 — «Литейный интимный».
Революция внесла свои правки в жизнь театра: на его сцене в послереволюционное время играли самые разные театральные труппы. Начал формироваться новый театр под руководством режиссера А.Б. Винера, но началась Великая Отечественная война и здание театра на Литейном было разрушено.
Послевоенная история театра продолжилась созданием в 1944 году Ленинградского областного передвижного театра (позднее – гастрольного). В 1956 году здание на Литейном, 51, было восстановлено и театр снова стал стационарным, а значит, слово «гастрольный» потеряло свою актуальность.
В то же время, начиная с 1940 года, работал и другой областной театр – Драматический.
В 1963 году эти два театра стали единым «Театром драмы и комедии». Главным режиссером в театре был назначен Г. Гуревич.
В 1991 году петербургские афиши стали пестрить новым названием — Театр «На Литейном».
Театр сегодня
Как и на протяжении всей своей истории сейчас театр «На Литейном» очень успешен и популярен, в его коллекции много наград и премий одной из которых является премия «Золотая маска».
Награды, дипломы, а также золотые маски, которые были получены в 1998,2001 и 2003 гг. не скрыты от глаз зрителя и ими можно полюбоваться в театре.
Большая часть репертуара ставится в Новом Большом зале, вместимость которого около 400 зрителей. Театр не отличается грандиозными размерами, но это не мешает ему принимать большое количество зрителей.
Ожидание спектакля для гостей организовано в удобном, вместительном, очень аккуратном холле.
Стены коридоров театра украшены портретами актёров. Снимки безумно красивые и выполнены в едином стиле – очень живые, красивые лица будто нарисованы простым карандашом. Ничего лишнего, только игра оттенков, подчеркивающая выразительность улыбок и доброту глаз. Можно долго рассматривать детали, я восхищена!
Хочу отметить, что зрительный зал скромный, чувствуются отголоски прошлых лет. Зрители театра располагаются только внизу. Балконов там нет. Сделано все очень простенько, освещенность зала умеренная, что даже непривычно.
Управление светом и звуком происходит прямо в зрительном зале: почти посередине оборудован стол, за которым работают специалисты с ноутбуками. Некоторых зрителей это может отвлекать от просмотра спектакля. В 11 ряду мне немного это мешало, поэтому рекомендую учитывать этот момент при выборе места в зрительном зале.
В целом посещение театра оставило приятные ощущения. Игра актеров и выбранная пьеса мне понравились. Я выбрала пьесу «Сон в белую ночь». Длительность постановки 2,5 часа с одним антрактом, во время которого я, конечно же, заглянула в буфет.
Ежегодно театр пополняется 3-4 пьесами. Из премьер последних лет наибольший успех заслужили спектакли «Примадонны», «Лавр», «Странная миссис Сэвидж», «Сон в белую ночь», «(Не)принятый вызов».
А вообще вся постановка прошла на одном дыхании и время пролетело незаметно. Рекомендую к посещению!
Адрес: Санкт-Петербург, Литейный просп., 51
м. Маяковская, м. Владимирская, м. Достоевская, м. Гостиный двор, м. Площадь восстания;
Режим работы:
ежедневно с 11.00 до 19.00
перерыв с 15.00 до 16.00
- Телефон кассы:
- +7 (812) 273-53-35
- Цена:
- приобрела билет за 800р. (11 ряд)
- Репертуар театра
- Удачи!
Театр «На Литейном»: репертуар, фото и отзывы. Государственный драматический театр «На Литейном» :
Более ста лет прошло с тех пор, как в бывшем манеже графа Шереметьева открылся новый театр, что произошло в 1909 году. Находящийся в самом сердце северной столицы, этот храм Мельпомены сменил несколько названий. В 1991 году ему дали имя по месту нахождения – театр «На Литейном».
Началось все с ужасов
Для вновь открывшейся сцены новое здание не построили, а манеж был мало приспособлен для постановки спектаклей. Но в 1908 году по поручению Николая Шереметьева архитектор Михаил Красовский переделал здание под нужды театральной труппы.
С самого начала театр «На Литейном» отличался смелостью экспериментов и необычностью репертуара. Первым арендатором был Вениамин Казанский (Сормер). Он был известен в Санкт-Петербурге своими новаторскими постановками с применением электрофотографической техники.
Первые пьесы были взяты из репертуара парижского театра ужасов «Гран-Гиньоль». Вениамин Казанский позаимствовал не только репертуар, но и название — Grand Guignol. Заголовки первых пьес говорят сами за себя – «Мороз по коже», «Смерть в объятиях» и т. д.
Чтобы заинтриговать зрителя, перед спектаклем лиц со слабыми нервами предупреждали о последствиях. 17 января 1909 года сезон открыли постановкой по Эдгару По, а к октябрю публика кровавыми зрелищами пресытилась полностью.
И, чтобы предприятие оставалось рентабельным, страхи разбавили фарсами и водевилями.
Театр «На Литейном» был популярен и у простой публики, и у театральной богемы. На его сцене показывали свои экспериментальные постановки такие новаторы, как, например, Вс. Мейерхольд.
О том, что этот театр был действительно любим публикой, говорит тот факт, что в постановке Н.
Евреинова вместо актеров на сцену вышли кумиры того времени — художники и писатели, известные всем: Городецкий и Бакст, Билибин и Волошин, Кустодиев и Гумилев.
В 1911 году название театра меняется. Он становится «Мозаикой». Новый руководитель антрепризы Масолова, пришедшая в театр на Литейном, репертуар поменяла радикально.
Вместо новаторских экспериментов на сцене стали показывать пьесы Шоу, Чехова, Мопассана. Но уже в 1913 году снова меняется руководитель и вывеска. Антреприза Бориса Неволина называется теперь «Литейный интимный».
Сменив еще двух хозяев, театр «На Литейном» встречает революцию.
Приход гегемона
Сначала его закрывают, затем сдают различным труппам. Необходимо отметить, что с 1919 по 1923 год здесь размещался Украинский театр. Затем, как в калейдоскопе, менялись названия, труппы, которые то сливали, то разъединяли, руководство и, конечно же, репертуар.
Новая популярность приходит к театру в 1926 году с вселением в стены бывшего манежа Первого передвижного драматического театра, которым руководила сестра В. Комиссаржевской — Надежда Скарская — и Павел Гайдебуров. Для открытия взяли пьесу Л. Толстого «Плоды просвещения». Ставили также Жака Тудуза и Антона Чехова. Спектакль «Бетховен» с П. Гайдебуровым в главной роли стал сенсацией.
Новые квартиранты
В 1928 году коллектив уезжает на гастроли. Но свято место пусто не бывает: в отсутствие хозяина здание занимает ТРАМ (Театр рабочей молодежи), которым руководил М. Соколовский. В истории каждого коллектива были эпохальные проекты. Для ТРАМа таким стала постановка «Выстрела» А. Безыменского. Режиссером спектакля был Р. Суслович. К работе над пьесой привлекли композитора Д.
Шостаковича и художника И. Вусковича. Ленинградская постановка затмила одноименный спектакль Мейерхольда, который одновременно вышел на сцену ГосТиМа. Шостакович своей музыкой поднял пьесу на новый уровень, а огромное зеркало, поставленное на сцене под углом в 45 градусов, отражало действие, шедшее за сценой. Зрители видели одновременно дополняющие друг друга два спектакля.
Но в 1931 году уже этот прославленный коллектив вынужден был покинуть стены театра, так как своды его обветшали и грозили обвалом. Труппа отправляется в длительное турне по Сибири и Средней Азии.
В отремонтированное здание вселяется Первый рабочий театр Пролеткульта, самым известным спектаклем которого был «Шлак». В 1932 году был упразднен Пролеткульт, а заодно и Первый рабочий.
Затем был ЛОСПС со спектаклем по Фадееву, в следующем году – Новый театр, в 1940-м – Театр комедии и сатиры, последним — Театр оперетты. После войны 10 лет храм Мельпомены не функционировал, в нем шел вялотекущий ремонт.
Два хозяина
А в 1956 году в долго пустовавшие стены въезжают сразу два театра, не имевших своего здания и медленно умиравших. Это Драматический театр, хорошо известный публике прекрасным репертуаром и постановками, и менее успешный Театр драмы и комедии. После нескольких лет параллельного существования они в 1963 году слились в единый коллектив.
Главным стал режиссер первого театра Григорий Гуревич, название же досталось от второго. В 1965 году по приглашению Г. Гурефича в Театр драмы и комедии приходит новый режиссер Евгений Шифферс, а с ним труппа прекрасных актеров, известных всей стране, – Панич и Краско, Харитонов и Тарасова. Поставлено несколько замечательных спектаклей.
Годы стабильности и благополучия
В 1966 году в нынешний драматический театр «На Литейном» приходит новый режиссер — Яков Хамармер. Он руководил труппой вплоть до своей смерти в 1986 году. Эти 20 лет стали эпохой процветания театра. Он становится одним из самых любимых в Ленинграде. Многие прекрасные современные режиссеры, которым Хамармер дал путевку в жизнь, с благодарностью вспоминают его. Это Кама Гинкас, Лев Додин, Ефим Павдэ, Гета Яновская. В театре ставились новые интересные спектакли, на которых всегда был аншлаг.
Новый этап наступил с приходом в 1990 году Геннадия Тростянецкого. Театр опять поменял название и полностью сменил репертуар. Теперь он официально стал называться «На Литейном», а из старых спектаклей недолгое время шла «Валенсианская вдова».
Государственный драматический театр «На Литейном» в эпоху Тростянецкого прославился многими спектаклями, режиссерами-постановщиками (А. Эфрос, К. Гинкас) и актерами. Но особое место в его репертуаре занял спектакль «Скупой» по Мольеру. Он на несколько лет стал лицом театра.
Звездный состав возглавил Семен Фурман в роли Гарпагона. За эти годы проводятся фестивали лучших работ режиссеров, которые становились событиями в театральной жизни города. После ухода Г. Тростянецкого продолжались и фестивали, и интересные постановки.
Одна из них — «Луна для пасынков судьбы» — принесла театру первую «Золотую маску». Но у него не было лидера.
Театр в XXI столетии
В 1997 году Александр Гетман возглавил театр «На Литейном». Санкт-Петербург опять стал свидетелем очередного творческого поиска. В результате новой репертуарной политики должность главного режиссера была упразднена: для постановки каждого спектакля формировалась команда единомышленников. Эта политика дала положительный результат: работы театра стали регулярно удостаиваться государственных наград.
Но в 2012 году А. Гетман покидает свой пост. На неполных два года главным режиссером становится Игорь Ларин. Новый руководитель совмещал работу в двух театрах и, говорят, мечтал о третьем. В декабре 2014 года он был уволен за регулярные прогулы.
Сейчас труппа опять без творческого лидера, но зрители театр любят, отзывы он имеет самые положительные. Хвалят репертуар, актерскую труппу, в которой очень много популярных и знакомых всей стране по фильмам артистов.
Нравится уютный, хорошо отремонтированный зал, внешний вид театра, знакомый с детства каждому жителю города. Публика ценит прекрасное музыкальное сопровождение спектаклей и низкие цены на билеты.
У театра обширный репертуар, который публикуют многие издания.
Театр «На Литейном»
Театр «на Литейном» в Санкт-Петербурге – один из старейших в стране. Начал работать в 1909 году. Находился на месте старинного манежа Шереметьева. Поначалу репертуар состоял из ужасов, сатиры, фарса, пародии.
В 20 столетии спектакли театра «на Литейном» ставились заслуженными мастерами: Евреинов, Мейерхольд, Фокин, Кузмин. Именитые режиссеры, литераторы приложили руку к основанию романтического балета, практике сценического гротеска, свободного стиха.
Становление драматического театра «на Литейном» связано с поиском новых направлений и форматов. Развитием творческого процесса, приданием ему иных, интересных форм.
С залом театра «на Литейном» работали лучшие иллюстраторы, художники, дизайнеры, сценографы, писатели. Удавалось создать особенную атмосферу, погружающую публику в происходящее перед глазами. С театром «на Литейном» работал знаменитый композитор Шостакович, оформивший блестящими произведениями не одно представление на помосте.
После революции театр «на Литейном» оказался площадкой для нескольких групп артистов. Это были, в том числе, труппы, известные всей стране. Они нашли здесь пристанище. Смогли сохранить талант и продолжить работу.
Нынешнее имя театр «на Литейном» в СПБ получил в 1991 году. На тот момент в нем успели поработать знаменитые мастера: Гинакс, Додин, Яновская. Постановки творцов часто запрещали. В 2021 театром «на Литейном» руководит Сергей Морозов – дипломант, лауреат отечественных и международных фестивалей.
Афиша театра «на Литейном» предлагает зрителям яркие программы: черная комедия “Мандат”, легендарная “Женитьба Фигаро”, лирическая комедия “Божьи одуванчики”. Постановкой представлений занимаются заслуженные мастера искусства. Пьесы выходят интересными, запоминающимися, смотрятся на одном дыхании.
Как купить билеты в театр «на Литейном»?
Приобрести билеты в театр «на Литейном» просто. Требуется оформить заказ: выбрать спектакль, свободное кресло в зале, указать способ оплаты.
Понадобится буквально несколько минут. Билеты оплачиваются онлайн, с помощью карты, либо наличными во время доставки курьером.
Окунитесь в уникальную атмосферу театра «на Литейном». Постановки подарят вам незабываемые эмоции. Погружение в события на сцене заставит переживать и наслаждаться каждым сюжетным поворотом истории. Покупайте билеты в театр «на Литейном”!
Драматический театр «На Литейном»
Государственный драматический театр «На Литейном» появился в Петербурге ещё в 1909 году и с самого начала актёры и режиссёры не стеснялись ставить на сцене самые разные эксперименты. В том здании, где когда-то был конный манеж Шереметьевых, зарождалась новая театральная религия, главным божеством которой было искусство и ничего больше.
Бунтари своего времени, а по совместительству талантливые прозаики, Надежда Тэффи, Аркадий Аверченко и Фёдор Сологуб много писали специально для постановок на этой сцене. Декорации создавали не просто выдающиеся художники, а, например, Кустодиев, Билибин и другие представители содружества «Мир искусства».
Михаил Фокин и Всеволод Мейерхольд получали свой первый режиссерский опыт на этих подмостках. А Дмитрия Шостаковича настолько очаровал театр, что из зрителя в очень скором времени он превратился чуть ли не в штатного композитора.
Театр «На Литейном» словно магнитом манил к себе самых интересных творцов эпохи, и немногие петербургские театры могут похвастаться столь высоким к себе интересом.
Революция внесла в работу театра свои коррективы. Разумеется, никакой творческой свободы там не осталось и в помине, а в здании на Литейном, 51 обосновалась кучка безликих театральных коллективов.
Хотя даже в ту смутную пору несколько трупп все-таки успели оставить свой след в театральной жизни города. Во время войны зданию не повезло: оно было частично разрушено, восстановительные работы заняли без малого 10 лет.
В 1956 году Литейный театр открыл свои двери для ленинградского зрителя, а спектакли шли в исполнении труппы Г. Гуревича, которая называлась «Театр драмы и комедии». Дух свободы, витавший тут с самого основания, кажется, начал возрождаться вновь.
Провокационные постановки отменяли и запрещали, но так как времена «оттепели» позволяли многое, все выходки коллективу сходили с рук.
Сегодня, кажется, театр «На Литейном» обрёл и былой дух, и свободолюбие. Более того, помимо основной сцены, в распоряжении труппы есть экспериментальная площадка, на которой можно увидеть подчас весьма смелые постановки. Единственное, чем отличается эта площадка от основной, — ценами на билеты, они стоят в два раза дешевле, чем на основную площадку.
Творческие находки, выработанные труппой, активно используются в новых постановках, благодаря чему театр идет в ногу со временем и уже успел поучаствовать во многих значимых театральных фестивалях по всему миру.
А «Золотая маска», Государственная премия РФ и множество других почетных регалий — своеобразное подтверждение верности того направления, которое избрал для себя театр.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Государственный драматический театр На Литейном пр. Литейный, д. 51 в Санкт-Петербурге
В 1909 году на месте старинного манежа графа Шереметева начал работу «Литейный театр», репертуар которого составляли пьесы Театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии. Литейный театр в начале ХХ века служил площадкой для реформаторских опытов Вс. Мейерхольда, Н. Евреинова, М.
Фокина, М. Кузмина. С театром сотрудничали Л. Бакст, И. Билибин, Б. Кустодиев — лучшие художники «Мира искусства», а также писатели Ф. Сологуб, Т. Щепкина-Куперник, Н. Тэффи, А. Аверчченко. Название театра постоянно менялось: в 1911-12 — «Мозаика», с 1913 — «Литейный интимный».
После революции здание на Литейном, 51 было временным пристанищем для разных театральных групп. Среди них были и выдающиеся. В 1926 — Передвижной театр под руководством П. Гайдебурова и Н. Скарской, в 1928 — ТРАМ.
В творческой жизни этого театра активно участвовал молодой ленинградский композитор Д. Шостакович. В 1932-37 в здании работал театр ЛОСПС под руководством А. Винера.
Во время войны театр был частично разрушен, и не принимал зрителя почти десять лет.
В 40-е годы правительством Ленинградской области было создано два театра — Ленинградский областной Гастрольный и Ленинградский областной драматический. Первым руководил А. Винер, вторым — Г. Гуревич. В 1956 году эти театры обрели стационар на Литейном, 51.
В 1963 году два театра объединились в «Театр драмы и комедии», главным режиссером назначили Г. Гуревича. Главным художником стал Э. Кочергин. Время, называемое «оттепелью», дало возможность появления и проявления многих выдающихся творцов. Заметным событием стали спектакли Е.
Шифферса, выпущенные в «Театре драмы и комедии». Власти их запретили, но ситуация в культуре начала меняться.
Новый главный режиссер театра Я. Хамармер чувствовал время и общество. Он пригласил на постановки К. Гинкаса, Л. Додина, Е. Падве, Г. Яновскую. Некоторые их спектакли сокращали, некоторые запрещали, некоторые оставались в репертуаре долгое время. Но главная цель была достигнута — молодые режиссеры имели возможность работать и развиваться.
В 1991 году на петербургских афишах появилось новое название — Театр «На Литейном», а главный режиссер Г. Тростянецкий выпустил легендарный спектакль «Скупой» по Мольеру. Должность главного художника театра занял В. Фирер.
С 1997 по 2012 год художественным руководителем театра являлся А. Гетман. Этот период период ознаменован активным привлеченим в театр ярких представителей петербургской режиссуры — А. Галибина, Г. Козлова, Г. Дитятковского, А. Праудина, В.
Пази, А. Прикотенко, О. Куликова, Р. Смирнова. Продолжая традиции, А. Гетман искал талантливых молодых постановщиков и художников. В 2002 году начала работу «Мастерская Театра «На Литейном», в рамках которой они могли пробовать свои силы.
Спектакли театра неоднократно участвовали во многих театральных фестивалях: «Ольштынские театральные встречи» (Польша, 2000, 2001), «Русские сезоны» (Финляндия, 2003), Международный фестиваль «Divadlo» (Чехия, 2003), «Seoul Performing Arts Festival» (Южная Корея, 2003), SETT (Германия, 2004), XIII Русский фестиваль искусств в Марселе (Франция, 2008) и многие другие.
Театр «На Литейном» отмечен Государственной премией РФ («Лес», постановка — Г. Козлова, 2000), премиями «Золотая маска» (1998, 2001, 2003) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2002, 2006, 2008, 2009).
С 2012 по 2014 год главным режиссером театра являлся Игорь Ларин.
C июня 2015 года главный режиссёр театра — Сергей Морозов.
Театр на литейном
ТЕАТР «НА ЛИТЕЙНОМ», Санкт-Петербургский государственный драматический театр «На Литейном» (до 1991 Областной Театр Драмы и Комедии) родился в Ленинграде 5 мая 1945, в преддверии Дня Победы. Первый спектакль – Чайка по пьесе А.Чехова.
С самого начала главной задачей театра ставилось «культурное обслуживание тружеников области». Театр не имел своего помещения, существовал в постоянных разъездах, часто играл свои спектакли на площадках, не приспособленных для сценической работы.
Огромный план выездных спектаклей, отсутствие стационара и масса других организационных проблем зачастую приводило к тому, что благая цель извращалась; областной зритель, вместо того, чтобы приобщаться к сокровищам культуры, смотрел спектакли низкого художественного уровня.
В 1956 театр получил стационарное здание – помещение «Литейного театра», возникшего в 1909 на месте старинного манежа графов Шереметевых. Это здание имеет большие театральные традиции.
До революции на его сцене в разных антрепризах шли фарсы, пантомимы, пьесы из репертуара парижского «Театра ужасов» («Grand Guignol»); работали молодые режиссеры В.Мейерхольд и Н.Евреинов; играли известные актеры Серебряного века О.Глебова-Судейкина, Ф.Курихин, Б.Горин-Горяинов.
После революции обитатели «Литейного театра» менялись не реже: Первая студия Пролеткульта, ТРАМ, передвижной колхозно-совхозный театр Гайдебурова и Скарской, театр Ленинградского областного Совета профсоюзов.
Вселившись в бывшее здание театра Шереметевых, Областной театр Драмы и Комедии первое десятилетие делил его с другими коллективами, проводя на стационаре не более двух недель в месяц; все остальное время занимали выездные спектакли в Ленинградской области.
Становление театра как творческого организма связано с именем Я.Хамармера, ставшего главным режиссером в 1966, и проработавшем в этой должности до самой смерти в 1986. Вряд ли за эти два десятка лет театр в целом ярко выделялся на фоне художественной жизни Ленинграда. Однако у него был целый ряд своих достоинств.
В репертуаре появлялись оригинальные названия, открывающие сценическую историю пьес, не ставившихся ранее. Далеко не всегда уровень драматургии был равноценным: на афише могли сочетаться произведения И.Бабеля, А.Вампилова, В.Астафьева, В.Быкова, К.
Кизи с конъюнктурными пьесами-однодневками. Я.Хамармер строил свою творческую позицию на принципах «демократического театра», последовательно ориентируя спектакли на зрителей не очень высокого культурного уровня.
Однако его принципы художественного руководства сыграли значительную роль в театральной истории Ленинграда.
В конце 1970-х – начале 1980-х Ленинград негласно считался городом «одного театра». Заслуженный авторитет Г.Товстоногова и высочайшее уважение к его творческой индивидуальности в интерпретации руководящих городских органов представали абсолютизацией его стиля работы.
Получить в Управлении культуры разрешение на постановку молодого режиссера было чрезвычайно трудно: эксперименты были практически запрещены свыше. Именно потому в это время без работы оставались молодые режиссеры, чьи имена сегодня стали неотъемлемой составляющей нашей театральной истории: К.Гинкас, Г.Яновская, Л.Стукалов, Н.Шейко и др.
У немногих главных режиссеров ленинградских театров хватало настойчивости, сил и времени для того, чтобы «пробить» молодому режиссеру разрешение на постановку. Я.Хамармер в этом смысле был счастливым исключением. По количеству постановок молодых режиссеров Областной театр Драмы и Комедии в то время держал в Ленинграде абсолютное первенство.
Многие из этих спектаклей разительно отличались от общей, унифицированной линии театра, стали настоящим творческим прорывом. О них много писала пресса, на них ходил весь театральный Ленинград. Это были спектакли К.Гинкаса Последние, Охота на льва; Е.Падве Синие дожди, Чудаки, Старший сын. Легендарным стал спектакль Л.
Додина Недоросль, до сих пор справедливо считающийся одной из самых ярких страниц ленинградской театральной жизни 1970-х – 1980-х. Свои первые ленинградские спектакли в этом театре поставили А.Андреев, М.Левшин, В.Ветрогонов и другие режиссеры.
Сцена Областного театра Драмы и Комедии была открыта и для режиссеров-выпускников ЛГИТМиК: свои дипломные спектакли ставили здесь К.Филинов, А.Полухина, А.Максимов и др. С некоторыми из них театр продолжал сотрудничество и дальше.
Однако к середине 1980-х общий кризис ленинградской театральной жизни Ленинграда не мог не сказаться и на театре Драмы и Комедии. После смерти Я.Хамармера театр на короткое возглавил В.Голиков; немного позже – Г.Тростянецкий. Именно с Г.Тростянецкого начался новый отсчет жизни театра.
Полностью изменился и репертуар, и творческий стиль театра: от скромного, незаметного, предельно «бытового» направления с редкими художественными удачами театр резко повернул в сторону принципиального эксперимента, разнообразия, даже пестроты, когда абсолютно несхожие между собой спектакли сливались в яркий и прихотливый коллаж. Новую жизнь ознаменовало и новое название театра: от скучного и непритязательного «театр Драмы и Комедии» он перешел к наименованию «Театра на Литейном», декларируя себя законным наследником новаций и экспериментов «Литейного театра». Первый спектакль Г.Тростянецкого ошеломлял – фарс Скупой с блестящим С.Фурманом изобиловал трюками, вовлекая в бешеный ритм сценического зрелища. Г.Тростянецкий проработал в театре недолго, но сумел заложить принципиально новую структуру театра, которая позволила ему и в дальнейшем удерживать одно из лидирующих мест в художественной жизни Петербурга.
Новый художественный руководитель театра «на Литейном» А.Гетман продолжает исповедовать принципы театральности с акцентом на «авторскую режиссуру». В репертуаре уживаются спектакли целого созвездия ярчайших режиссерской индивидуальностей: А.Галибин, В.Пази, Клим, Г.Цхвирава, Ю.
Бутусов, Г.Козлов, Г.Дитятковский и др. Спектакли театра «на Литейном» были удостоены ряда высоких наград – в том числе «Золотую маску» в двух номинациях: за лучший спектакль сезона и за лучшую режиссерскую работу (Потерянные в звездах, постановка Г.Дитятковского, 2001).
Татьяна Шабалина
Купить билеты в Драматический театр «На Литейном» на Ticketland.ru
О площадке
Быстрее всего дойти до театра пешком можно от метро «Маяковская». Выйдя из метро, сверните налево на Невский пр. и пройдите до перекрестка с Литейным пр. Затем поверните направо и двигайтесь по Литейному проспекту до дома 51. Путь займет около 10 минут.
Труппа
В начале ХХ века в театре «На Литейном» творили многие мастера российской культуры. Его сцена была творческой лабораторией для знаменитого практика театрального гротеска В. Мейерхольда. Декорации оформляли корифеи мира художественного искусства: Б. Кустодиев, И. Билибин, Л. Бакст. С театром сотрудничали выдающиеся писатели Серебряного века: Ф. Сологуб, Н. Тэффи, А. Аверченко.
Сегодня сильное экспериментальное начало претворяет в жизнь большой коллектив единомышленников, избравших своей музой Мельпомену. В труппе театра прославленные русские артисты: Т. Ткач, С. Гамов, И. Кушнир, О. Самошина, С. Заморев, В. Захаров. Главный режиссёр и директор театра – С. Морозов.
Репертуар
Театр «На Литейном» объединяет классику и современность, наследие и новаторство, жанр трагедии и комедии. К работе привлечены виднейшие режиссеры: А. Галибин, Г. Козлов, Ю. Бутусов и другие.
На афише можно найти постановки, вызывающие интерес у самых разных зрителей. Спектакль «Барышня-крестьянка» выдержал более 300 показов при неизменных аншлагах.
Несколько поколений маленьких театралов стали свидетелями веселого представления «Пеппи Длинныйчулок», которое не покидает репертуар с 1986 года В золотой фонд театра входят «Поминальная молитва» А.
Кузина и «Отцы и сыновья» С. Морозова.
Легкий жанр представлен спектаклями «Где мой Париж?» и «Примадонны», входящими в ТОП лучших комедий XX столетия. «На Литейном» — один из немногих театров, отдающий дань неформальным героям петербургской культуры. Речь идет о постановке «Квартирник. ХХвост – всему голова», который посвящен «первому русскому битнику» Алексею Хвостенко.
Билеты
Недавно реконструированный зал театра рассчитан на 370 зрителей. Благодаря удачному расположению кресел в виде амфитеатра отличный обзор сцены открывается даже с последнего ряда. Цена на билеты в Драматический театр «На Литейном» варьируется от 600 до 1700 руб. в зависимости от категории мест и спектакля.
История
В 1909 году граф Шереметев перестроил манеж своей знаменитой усадьбы «Фонтанный дом» под театральное помещение. С этого времени и началась более чем вековая сценическая история этого дома.
Первым проектом стал «Театр ужасов» – российская копия парижского «Гран-Гиньоль», популярного в то время жанра «сильных ощущений». На представлениях с пугающими названиями «Вампир», «На могильной плите», «Жуть», «Смерть в объятиях» на сцене обильно лилась кровь, а крики ужаса сменялись стонами.
После революции в здании сменилось множество театральных трупп. В 1928-1931 гг. здесь располагался образец пролетарского искусства – ТРАМ. Во время оттепели в 60-е годы под крышей дома на Литейном обрел пристанище «Театр драмы и комедии».
Тонко чувствовавший веяние перемен режиссер Я. Хамармер пригласил к сотрудничеству прогрессивных молодых драматургов: Л. Додина, К. Гинкаса, Е. Падве. Они передали современным актерам установку на эксперимент, заложенную великим реформатором В. Мейерхольдом.
Драматический театр «На Литейном»
Театр «На Литейном» — особое явление в культурной жизни Санкт-Петербурга. Он был открыт 4 (17) января 1909 года, первый репертуар составляли пьесы театра ужасов, фарсы, сатиры, пародии.
В разное время театр был площадкой для реформаторских опытов крупных театральных деятелей: Всеволода Мейерхольда, Николая Евреинова, Михаила Кузмина; в более поздние годы — Камы Гинкаса, Льва Додина, Ефима Падве, Генриетты Яновской.
Сейчас репертуар театра составляют как классические спектакли-легенды, так и современные экспериментальные постановки. Мюзикл «Барышня-крестьянка» выдержал за 20 лет почти 400 представлений, а детский спектакль «Пеппи Длинныйчулок» — 800 и идет уже более 30 лет.
В зале всегда аншлаг на спектаклях «Поминальная молитва» по пьесе Г. Горина в постановке народного артиста России Александра Кузина, «Отцы и сыновья» по Б. Фрилу и И. Тургеневу в постановке Сергея Морозова. Театр не забывает и о комедиях, в которых прежде всего ценит качественную драматургию.
Комедия «Примадонны» шла на Бродвее и в Лондоне, переведена на 16 языков и заслужила любовь зрителей в 25 странах; на сцене Театра «На Литейном» она стала лидером проката.
Комедия «Странная миссис Сэвидж» — классика зарубежных и отечественных подмостков — была выбрана для бенефиса народной артистки России Татьяны Ткач.
Художественный руководитель Театра «На Литейном» Сергей Морозов стремится представить публике уникальные постановки, аналогов которым нет на театральной карте Санкт-Петербурга.
Спектакль «Антарктида» стал первой постановкой пьесы молодого драматурга Ульяны Гицаревой, спектакль «Человек из Подольска» по пьесе Дмитрия Данилова (обладателя премии «Золотая маска» за лучшую работу драматурга) получил право первой постановки в Санкт-Петербурге, спектакль «Лавр» по одноименному роману Евгения Водолазкина впервые поставлен не только в России, но и в мире.
В театре служат известные актеры: народная артистка России Татьяна Ткач; заслуженные артисты России Елена Ложкина, Ольга Самошина, Ирина Лебедева, Тамара Шемпель, Сергей Заморев, Александр Рязанцев, Михаил Разумовский, Вячеслав Захаров, Сергей Гамов.
На сцене Театра «На Литейном» органично существуют современность и классика, новаторство и традиция.
Именно поэтому уже более 110 лет театр остается востребованным и любимым среди зрителей и профессионалов, активно гастролирует, постоянно участвует в фестивалях.
Театр «На Литейном» отмечен Государственной премией РФ («Лес» в постановке Григория Козлова, 2000), премиями «Золотая маска» (1998, 2001, 2003) и «Золотой софит» (1996, 1999, 2002, 2006, 2008, 2009, 2017, 2019).