Описание Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге, история, адрес, режим работы :
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является удивительным объектом и одним из красивейших памятников российского зодчества восемнадцатого века. Этот комплекс, состоящий из собора, колокольни и часовни, имеет не только культурное значение, но и историческое.
Ведь созданию Сампсониевского собора предшествовали кровавые страницы истории нашей страны. За все время своего существования соборный комплекс часто претерпевал изменения и не единожды находился на грани полного уничтожения.
Но, к радости современных петербуржцев, он сумел сохраниться до наших дней и радует прихожан своей утонченной красотой и убранством.
Сампсониевский собор: начало великой истории
Начало восемнадцатого века — не самый лучший период в истории Российской империи. Война со шведами, которую вел Петр I, истощила страну и существенно подорвала воинский дух солдат. Простые россияне страдали от повышенных налогов, неурожайных лет и голода.
А война требовала все новых вложений, что приводило к росту недовольства не только среди простого люда, но и в кругах знати. Стране нужна была победа, которая переломила бы ход военных сражений. И это произошло. Под Полтавой российские войска разбили армию шведского короля. Случилось это знаменательное событие в день памяти Сампсония Странноприимца (27.06.
1709). Можно сказать, что в этот день началась история Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге.
Приказ о строительстве храма
Победа Петра I была столь значительной, что монарх решил увековечить ее для потомков. В те времена было принято строить триумфальные арки или другие подобные сооружения, но мудрый правитель рассудил иначе.
Он знал, что душа русского народа всегда тяготела к Богу и жила под Его благословением, поэтому Петр I решил, что лучшее, что может получить Санкт-Петербург, — церковь.
Приказ о ее строительстве был отдан лично царем сразу же после Полтавского сражения.
Название Сампсониевского собора органично вытекло из самого дня сражения, поэтому никому и в голову не приходило искать храму иное имя. Место строительства тоже было выбрано лично Петром I.
Он приказал поставить храм на Выборгской дороге, которая вела в сторону Швеции. Все солдаты, отправляющиеся на войну, проходили мимо этого храма и вдохновлялись победой российской армии под Полтавой.
Возведение храма заняло приблизительно год.
Кому принадлежит авторство проекта, современные историки так и не выяснили. Они выдвинули несколько возможных кандидатур, но архитектор собора остался неизвестен. Хотя, учитывая внешний вид сооружения, историки сделали предположение о том, что автором церкви все-таки был иностранец.
Санкт-Петербург: церковь деревянная
Первый храм был полностью построен из дерева. Это был самый распространенный строительный материал на Руси, поэтому церковь было решено возводить из него.
Сейчас сохранилось мало исторических сведений о том, как выглядел этот первый Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге, но известно, что колокольня была украшена чугунными пластинами с речами царя, которые тот произнес перед и после знаменательной битвы, принесшей победу над шведской армией. Эти пластины в большие праздники выносили на улицы города.
В годовщину Полтавского сражения возле храма собирался народ, а чугунные плиты устанавливались на площади. Несмотря на то что собор располагался практически за чертой города, он был весьма любим жителями Петербурга. Они часто приезжали сюда на церковную службу, а воины вообще считали Преподобного Сампсония своим покровителем.
Церковное кладбище
На следующий год после освящения собора было принято решение о создании первого официального городского кладбища в Санкт-Петербурге. Под место для него были отданы земли вокруг Сампсониевского собора. Ведь его расположение идеально подходило для данных целей. Ранее усопших горожан хоронили прямо во дворах местных церквушек.
Петр I постановил, чтобы у собора хоронили иностранцев, живших и работавших в России. В восемнадцатом веке количество иноземных граждан на территории нашей страны было весьма велико, и вопрос с их захоронением стоял очень остро.
Царь рассудил, что люди, покинувшие свою страну, могут считаться странниками, и для них нет лучшего места для упокоения тела, чем Сампсониевский собор. Архитектор Трезини Д. А. и знаменитый скульптор Растрелли были похоронены именно на этом кладбище.
Со временем здесь же стали хоронить российскую знать и аристократов, сделавших все необходимое для процветания своей страны. К сожалению, до наших дней не сохранился ни сам погост, ни его памятники, которые представляли собой настоящую историческую ценность.
Реконструкция храма: этапы
Со временем популярность церкви росла. Спустя три года после начала функционирования Сампсониевского собора при нем был открыт приют для нищих, или богадельня, как ее тогда называли. Часто сюда приходили странники и получали на несколько дней кров и пищу.
Количество прихожан росло с каждым годом, и собор уже не мог вмещать в себя всех желающих.
Тем более что со временем деревянная церковь под воздействием природных явлений начала разрушаться, ветшала сама конструкция и внешнее убранство.
Поэтому через девятнадцать лет после знаменательного Полтавского сражения было принято решение о возведении нового собора рядом со старой деревянной церковью.
Начать строительства помогли пожертвования мецената Лапшина, к которым добавились деньги, жертвуемые частными лицами. Архитекторами нового храма стали два человека — Дж. Трезини и Земцов В. Г. Но хотелось бы уточнить, что авторство храма отдано этим архитекторам по предположительным сведениям, так как более достоверной информации о проекте собора так и не было найдено до наших дней.
Возведение церкви началось с западного крыла, которое было практически полностью закончено к началу тридцатых годов восемнадцатого столетия. На этом строительство остановилось, но храму все же суждено было появиться. Анна Иоанновна, вернув Санкт-Петербургу статус столицы и переехав сюда со всем своим двором, взяла под контроль возведение собора.
В итоге в августе 1740 года новое здание храма освятили. В первоначальный проект были внесены некоторые конструктивные изменения, и рядом с собором выросла красивая колокольня. Со временем единственный купол дополнился четырьмя малыми маковками, что сделало внешний вид сооружения более традиционным для Руси.
Ведь еще с пятнадцатого века было принято завершать церкви пятью куполами.
Памятник Петру I
К двухсотлетию со дня победы над Полтавой церковь просто преобразилась. В первую очередь напротив нее был установлен памятник Петру I. Над скульптурой работал талантливый мастер М. Антокольский, открытие памятника сопровождалось праздничными мероприятиями и народными гуляниями. Сампсониевский собор обновился и получил несколько дополнительных зданий.
Архитекторы смогли превратить церковь в настоящий комплекс и построили на месте первоначального деревянного строения часовню. Ее дополнили сторожкой и специальным зданием с комнатами для служителей храма. В нем же расположилась небольшая библиотека. В честь двухсотлетия Полтавской битвы его назвали «Юбилейным домом».
На фасады колокольни реставраторы установили чугунные плиты с речами Петра I.
Послереволюционная история собора
Революция семнадцатого года существенно изменила облик Петербурга, это коснулось и храмов. Многие из них были закрыты, но Сампсониевский собор продолжал функционировать вплоть до тридцатых годов прошлого века.
Практически перед началом Второй мировой войны Выборгский комитет постановил прекратить деятельность храма и закрыть его до особых распоряжений.
Чуть позже были сняты практически все колокола с колокольни, а памятник основателю храма перенесли в Третьяковскую галерею. Это была печальная страница в истории храма.
В здании собора разместили магазин готовой одежды, а спустя несколько лет отдали его под овощную базу. За это время собор заметно пострадал от деятельности человека. Во время войны в него даже попал снаряд, существенно повредивший самый главный колокол, остававшийся до этого времени на своем месте. Взрывной волной были снесены два купола, и церковь приобрела печальный и сиротливый вид.
Возрождение храма
В конце семидесятых годов Большой Сампсониевский проспект, где стоит храм, вызвал интерес у историков и краеведов. Администрация города выделила средства на частичную реконструкцию собора. Были восстановлены его фасады, купола и даже некоторые элементы отделки. Но до полной реконструкции здания было еще далеко.
Вторым рождением собора можно назвать присвоение ему особого статуса — «музей-памятник». Сампсониевский собор удостоился этой чести в 1984 году. С этого мгновения начали восстанавливать прежний облик культового объекта.
Конечно, денежных средств постоянно не хватало. Но выделенные бюджетом города деньги постоянно пополнялись пожертвованиями от жителей Санкт-Петербурга.
И чудо свершилось — в 1999 году, в очередную годовщину Полтавского сражения, собор открыл двери для первых посетителей. Музей начал свою работу через год, но Сампсониевский собор еще два года после этого находился в стадии реконструкции.
Шаг за шагом талантливые мастера кропотливо восстанавливали убранство храма по найденным эскизам и фотографиям различных элементов.
Возобновление богослужения в храме
После проведенной реконструкции в мае 2002 года в обновленном соборе было проведено первое богослужение, что стало большим праздником для всех православных верующих Санкт-Петербурга.
Копия памятника Петру I тоже заняла свое законное место напротив церкви. Через восемь лет в храме стали проводиться редкие праздничные богослужения.
Но постепенно в обществе стали ходить разговоры о необходимости возвращения собора в лоно православной церкви.
Сампсониевский собор сегодня
Совсем недавно случилось долгожданное событие — Сампсоновский собор был передан церкви на сорок девять лет, и в нем возобновились богослужения на постоянной основе. Сейчас в храм можно прийти в любое время и насладиться убранством собора и старинной атмосферой этого места, пережившего массу различных событий.
Местонахождение соборного комплекса
Если вы когда-нибудь окажетесь в Санкт-Петербурге, обязательно посетите Сампсониевский собор. Адрес этого исторического объекта можно отыскать в любом путеводители или справочнике. Да и большинство жителей города готовы будут рассказать вам, где находится храм.
Чтобы попасть на Большой Сампсониевский проспект, к д. 41, где и расположен соборный комплекс, лучше всего воспользоваться метро. Ближайшей станцией является «Выборгская», от нее вам нужно будет немного пройти пешком, и вы сразу же увидите синие купола и нежно-голубые фасады храма.
Сампсониевский собор: режим работы
Сейчас богослужения в храме проводятся ежедневно. На божественную литургию можно попасть с понедельника по субботу в девять утра, в воскресенье она начинается в десять утра.
В пятницу и субботу в пять часов вечера проходят вечерние богослужения, по субботам в это же время читают акафист. В дневное время двери храма открыты для всех посетителей.
Историческая ценность
Уникальность собора трудно переоценить, ведь данное здание — одно из немногих сохранившихся строений восемнадцатого века. К тому же Сампсониевский собор сочетает в себе несколько стилей.
Он соединил традиционное старославянское зодчество с европейскими тенденциями Петровской эпохи. Это особенно заметно во внешнем облике колокольни. Она венчается необычным восьмигранным куполом с несколькими окошками.
Данная традиция была характерна для церквей Ярославля семнадцатого века. Колокольня имеет несколько ярусов и напоминает своим видом шатер.
Все строения соборного комплекса имеют голубую окраску, что невероятно гармонично смотрится на фоне неба. Сам храм выстроен из кирпича, а все купола будто собраны на одном барабане, венчающем крышу. Это придает собору немного нетрадиционный вид, не совпадающий со старорусскими обычаями.
Как мы уже упоминали, колокольня поделена на несколько этажей. Нижний расширен двумя пристроенными зданиями, что придает ему основательности.
Оба верхних этажа украшены пилястрами, средний ярус имеет арку и «глухие окна». На третьем этаже расположена звонница.
До наших дней сохранился колокол, который был быть водружен на свое место еще в восемнадцатом веке. Сейчас он является гордостью соборного комплекса.
Часовня выстроена в стиле барокко Растрелли. Она очень сильно отличается от собора и колокольни, да и датируется началом двадцатого века, самым поздним периодом в истории строительства комплекса. Часовня украшена многочисленными колоннами, скругленными фронтонами и художественными композициями. Это сооружение выглядит более сложным и современным по сравнению с остальными подобными.
Внутреннее убранство храма
Самое главное сокровище храма можно увидеть, только войдя в Сампсониевский собор. Интерьер и убранство церкви были частично сохранены с восемнадцатого века, частично восстановлены современными мастерами. Но особую историческую ценность представляет золотой иконостас, выполненный из ценных пород древесины.
Он имеет в высоту одиннадцать метров и сочетает в себе все традиции старорусской резьбы по дереву. Все иконы храма написаны кистью мастеров восемнадцатого века — Баженова Т. и Поспелова А. Они создали великолепные образы для большого иконостаса и других частей собора.
Коллекция редчайших икон является гордостью Сампсониевского собора, таким собранием не может похвастаться ни одни храм в Санкт-Петербурге, да и в России в целом.
Реставраторы храма сумели в точности воссоздать украшения и элементы внутреннего убранства. Примечательно, что в советские годы бесценные образцы искусства пострадали от безалаберности людей, а не от злонамеренного разрушения. Поэтому собор удалось сохранить для потомков, и сейчас он предстает перед глазами горожан практически в своей первозданной красоте.
Существует в церкви и еще одна святыня — мощи Преподобного Сампсония. Часть их была перенесена под своды собора еще в конце девятнадцатого века. За время советского забвения мощи удалось сохранить, и сейчас они доступны для прихожан в часы работы храма.
Россия имеет массу памятников культуры, которые представляют огромную историческую ценность. Они были практически забыты и заброшены в советскую эпоху и девяностые годы прошлого века. Но сейчас культурное наследие нашей страны активно восстанавливается и занимает достойное место в сокровищнице России.
Источник: https://www.syl.ru/article/303042/opisanie-sampsonievskogo-sobora-v-sankt-peterburge-istoriya-adres-rejim-rabotyi
Музей-памятник Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Molitva.Guru > Храмы > Музей-памятник Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге — памятник архитектуры и церковной православной культуры, дошедший до наших дней в первозданном виде. Храм воздвигнут в честь славной победы русских войск в Полтавской битве. Здание носит имя святого Сампсония, в день памяти которого была повержена шведская армия. Помимо прочих святынь, в храме хранится частица мощей преподобного Сампсония.
Краткая информация о храме
Храм выглядит очень изящно, привлекая взор своим утончённым обликом и изысканными решениями архитектора. Стиль собора — аннинское барокко. Внутри вы сможете увидеть огромный резной иконостас, поражающий своим величием. Иконы для него писали многие известные иконописцы XVII—XIX вв. Собор построен в строгом ярославском стиле и не имеет аналогов в Северной столице.
Долгое время храм входил в четвёрку петербургских церквей, объединённых сообществом музеев-памятников. Сампсониевский собор продолжает сотрудничество с гидами и экскурсоводами, однако, в настоящее время церковь имеет и постоянных прихожан.
Полезная информация о церкви:
- архитектором храма принято считать Трезини, но до сих пор доподлинно неизвестно, кто создал проект колокольни;
- храм построен в честь победы российской армии в Полтавской Битве, успех в которой стал ключевым моментом в Северной войне и позволил кардинально изменить ход кампании.
Условия посещения и расписание служб
Сампсониевский собор одновременно является и действующей церковью, и музеем-памятником. Поэтому посетители могут не только прийти сюда на службу, но и заказать экскурсию. Гид расскажет вам об истории строительства храма и особенностях собора, с точки зрения архитектуры. Храм ждёт посетителей и прихожан каждый день, кроме среды, в этот день у музея выходной.
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге, адрес которого Большой Сампсониевский проспект, 41, вы можете посетить в любое время года. Есть возможность каждый день посещать Сампсониевский собор: режим работы ежедневно с 10:30 до 18:00. Однако после 17:30 в храм уже не пускают.
Религиозные люди могут посещать все церковные службы собора. Если вы будете регулярно посещать сампсониевский собор, расписание богослужений можно уточнить в самом храме.
Церковь действующая, следовательно, при ее посещении следует соблюдать установленную форму одежды:
- платье или длинная юбка, покрытая голова — для женщин;
- классические брюки, непокрытая голова — для мужчин.
Вход бесплатный, фотосъёмка без вспышки разрешена. Использование вспышки запрещено. Услуги храма как музея оплачиваются отдельно.
История создания храма
Место для будущего собора выбрано не случайно. Выборгская дорога ведёт в сторону Швеции. В первые годы церковь была деревянной и не поражала красотой и масштабами, но во второй половине XVIII века началась её перестройка. Был возведен каменный храм. Строительство началось при Петре Великом и завершилось только при Анне Иоанновне.
После закладки фундамента собора при нём сразу же было решено организовать кладбище. На нём традиционно хоронили людей, имевших самое прямое отношение к искусству. Например, здесь похоронены такие известные люди, как Торелли, Растрелли и Леблон. К сожалению, в XX веке кладбище было реорганизовано в парк, поэтому большинство могил и памятников не сохранилось.
Строительство основного собора и колокольни при нём завершилось в 1740 году. Архитектор — Д. А. Трезини. Часовню при соборе достраивали уже в начале XX века, выдержав стиль аннинского барокко. Часовня имеет черты, характерные для многих проектов Растрелли, поэтому немного выделяется из основного ансамбля своей стилистикой.
В конце первой половины XX века, в 1938 году, храм решено было закрыть. Чуть позже были демонтированы и колокола. В помещении бывшего собора оборудовали лавку с платьями, затем — библиотеку Академии Наук, после — городской универмаг.
И только в начале нынешнего столетия собор был взят под надзор государства и превращен в историко-культурный музей с государственным статусом.
В праздничные и воскресные дни стали проводиться богослужения, которые впоследствии стали ежедневными.
Комплекс зданий собора
На сегодняшний комплекс Самосониевского собора включает три здания: основной храм, колокольню и часовню. Также на территории храма есть юбилейный домик и памятник.
Здание храма представляет собой одноэтажное здание высотой (вместе с куполом) более 35 метров. В центре крыши — луковичные купола, стоящие на единственном барабане. Здание выкрашено в нежные голубые тона.
Пилястры, наличники и карниз имеют белый цвет. Над аркой установлен фронтон с изображением трубящих ангелов, а рядом ниши с лепными херувимами.
Притвор соединён с зимней церковью, которая оформлена в стиле минимализма.
Колокольня состоит из 3 ярусов: нижнего, имеющего боковые постройки, и двух узких верхних. В середине первого яруса — арка и проезд. Верхние ярусы украшены многочисленными пилястрами.
Второй ярус украшен декоративными окнами, а третий — звонницей, на которой установлен колокол, сохранившийся в первозданном виде с XVIII века и являющийся одним из крупнейших подлинных колоколов Санкт-Петербурга.
На боковых фасадах выгравирована речь Петра Великого, произнесённая накануне Полтавской битвы. Колокольня также выкрашена в нежно-голубой цвет, купола окрашены — в тёмно-синий.
Часовня, будучи достроенной позже, выделяется на фоне остальных сооружений комплекса. Примечательно, что она построена на том самом месте, где изначально находилась старая деревянная Сампсониевская церковь.
Юбилейный домик сооружён в стиле петровского барокко. Он был возведён с целью переноса храмовой сторожки вглубь предоставленного участка. Памятник Петру у Сампсониевского собора расположен на противоположной стороне проспекта.
Сампсониевский собор
Источник: https://molitva.guru/hramy/muzej-pamyatnik-sampsonievskij-sobor-v-sankt-peterburge.html
Сампсониевский собор
Этот собор является особенным памятником российской истории и архитектуры. Он принадлежит к самому начало восемнадцатого века и был возведен в знак победы нашей страны над шведами в битве под городом Полтава. Соорудили его по указанию Петра I.
Если перелистать учебник по истории, то можно вспомнить точную дату Полтавской битвы. Произошла она 27 июня 1709 года. Как раз в этот день верующие отмечали день Святого Сампсония. Именно поэтому новому храму решили дать такое название.
Не случайно выбрано и место для сооружения собора. Он расположен вдоль по дороге, ведущей на Выборг, а именно по ней и отправлялись российские войска, шедшие на войну со шведами.
В самом начале здесь строят небольшой деревянный храм, его освящают, а вскоре вокруг него, по традиции, появляется и кладбище, которое сейчас известно тем, что на нем похоронены многие известные мастера Санкт-Петербурга.
Среди них можно особо выделить Каравака, Леблона, Маттарнови, Торелли, Трезини. Чуть позже недалеко от церкви построили приют для бездомных, сирот и нищих.
Изначально собор соорудили деревянным, но, как известно, дерево – один из самых непрочных материалов, особенно в условиях влажного питерского климата. Количество прихожан все увеличивалось и наконец, принимается решение о строительстве нового, на сей раз прочного каменного храма.
Имя архитектора, выступившего автором проекта, неизвестно. Но по некоторым данным это был все-таки Доменико Трезини. Здание получилось одноэтажным и представляет собой смешение двух разных стилей: как допетровской, так и европейской архитектуры.
Например, колокольня, принадлежащая храму, представляет собой восьмигранный шатер и по своему внешнему виду очень напоминает многие древние церкви Ярославля и Москвы.
Купол на высоком граненом барабане украшал храм с самого начала, а позже к нему пристроили еще и малые главки, превратив его в традиционную для России пятиглавую церковь.
Особой ценностью собора является вырезанный из дерева иконостас высотой в 11 метров, а также здесь можно увидеть более 100 произведений, характерных для первой половины 18 века.
В следующем, уже девятнадцатом веке, в помещение храма перенесли часть мощей покровителя храма, преподобного Сампсония.
В 1938 году храм переживает сложные времена. Все богослужения прекращаются, а само помещение используется в качестве овощного склада.
Только в конце 20-го века собор удалось отреставрировать. Теперь в его стенах находится филиал государственного музея «Исаакиевский собор», а по выходным можно посетить богослужение.
Россия Санкт-Петербург Сампсониевский собор
Источник: http://discoveric.ru/mesta/rossiya/sankt-peterburg/sampsonievskij-sobor
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге
Сампсо́ниевский собор (1740, архитектор П. А. Трезини (?)) — действующий православный собор в Санкт-Петербурге, находящийся по адресу Б. Сампсониевский проспект, д. 41. Настоятель — протоиерей Александр Пелин.
История
В 1710 году на месте будущего собора в честь победы в Полтавской битве 27 июня 1709 года была построена и освящена деревянная Сампсониевская церковь, названная именем Сампсона Странноприимца, в день которого Россия одержала победу в битве. Перестройка церкви в собор велась в 1728—1740 годах, долгий её срок был обусловлен недостатком средств и замораживанием работ, которые были возобновлены только при императрице Анне Иоанновне.
В ограде собора были похоронены казнённые 27 июня (8 июля) 1740 А. П. Волынский, А. Ф. Хрущов и архитектор П. М. Еропкин. В 1885 году на могиле был установлен памятник (архитектор М. А. Щурупов, барельеф работы А. М. Опекушина).
Архитектура и убранство
На сегодняшний день собор состоит из трёх зданий — основного храма, колокольни и часовни. Собор и колокольня возведены в 1740 году. Имя архитектора собора доподлинно не известно. Историки архитектуры предполагают, что это могли быть: П. А. Трезини, Джузеппе Трезини или Михаил Земцов. Архитектор колокольни неизвестен.
Весь соборный комплекс гармонично покрашен в светлый голубой цвет. Собор представляет собой одноэтажное сооружение на ленточном бутовом фундаменте из лещадной плиты, с известняковым цоколем и кирпичными стенами.
Луковичные купола собора, тесно скомпонованные на одном барабане, находятся в центре крыши, что придаёт собору несколько причудливый и нетрадиционный вид.
Колокольня разделена на три яруса. Нижний ярус имеет две боковых пристройки, в связи с чем становится шире других двух верхних. В середине яруса имеется арочный проём и проезд, вымощенный лещадными плитами. Второй и третий ярусы украшены пилястрами тосканского ордера.
В нише второго яруса вместо звонниц на каждой грани находятся декоративные «глухие окна». В нише третьего яруса располагается звонница с колоколом XVIII века. Каждая из граней третьего яруса заканчивается треугольным фронтоном.
Колокольню завершает восьмигранный шатёр с ложными окнами, шатёр увенчан луковичной маковкой с крестом.
Часовня построена в 1909 году (архитектор А. П. Аплаксин) в совсем нехарактерном для того времени архитектурном стиле елизаветинского барокко по образцу Ф. Б.
Растрелли, который заметно отличается от собора и колокольни.
Пары колонн на углах, скруглённый фронтон с расположенной под ним художественной композицией «Всевидящее Око Господне», овальная люкарна и луковичный купол на фонаре придают зданию облик XVIII века.
В 1830-е годы внутреннее убранство собора было отремонтировано, в результате чего чугунные полы были заменены на каменные. В 1938 году собор был закрыт, после чего там размещался магазин готового платья, а в 1933 году с него были сняты все колокола, за исключением главного, повреждённого в результате попадания снаряда 10 февраля 1942 года.
Уже в качестве музея собор был открыт в 2000 году, после открытия следующие два года восстанавливалась декоративная роспись стен главного придела храма.
21 мая 2002 года в день памяти святого апостола и евангелиста Иоанна Богослова, в честь которого освящён один из приделов собора, настоятелем храма протоиереем Иоанном Малининым была отслужена первая после перерыва Божественная Литургия. Директором Собора в это время был Николай Викторович Нагорский. С 2010 года в Сампсониевском Соборе проводятся ежедневные богослужения.
Источник: https://tropki.ru/rossiya/leningradskaya-oblast/sankt-peterburg/sampsonievskiy-sobor
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ САМПСОНИЕВСКИЙ СОБОР — Древо
Статья из энциклопедии «Древо»: drevo-info.ru
Санкт-Петербургский Сампсониевский собор |
Собор во имя прп. Сампсона Странноприимца в Санкт-Петербурге (Санкт-Петербургская епархия)
27 июня 1709 года, в день прп. Сампсона Странноприимца, Петр I одержал победу над шведским королем Карлом XII в битве под Полтавой. В благодарность Господу за эту победу, в конце 1709 года, по повелению Петра, был заложен, и в 1710 году освящен деревянный храм во имя прп. Сампсона Странноприимца на Выборгской стороне.
Церковь находилась далеко от центра города и при ней было устроено первое городское кладбище. До этого умершие погребались или у приходских церквей, или, даже, при собственных домах.
В 1714 году купеческий человек Емельян Яковлевич Москвин построил при церкви богадельню для 10 человек мужского пола. Не позднее 1722 года церковный староста Негодяев построил новые богадельни.
В 1733 году «канцелярия от строений» распорядилась построить при церкви две новые богадельни, вместо обветшалых. В 1734 году они были закрыты.
Когда деревянная церковь, в которой при Петре I, происходило ежегодное торжество в память о Полтавской победе, пришла в ветхость, то, в 1725 году, близ нее, был заложен каменный храм с двумя приделами.
В сентябре 1733 года были освящены приделы Архистратига Михаила и Иоанна Богослова. Здесь находились так называемые места «для сирых и убогих», огражденные возвышения на западе приделов. Скорее всего, они были предназначены для опоры и отдыха инвалидов и немощных обитателей приютов при соборе, которые не могли выстоять все богослужение на ногах.
Санкт-Петербургский Сампсониевский храм. Вид 1714 года |
В 1737 году была разобрана старая церковь, а на месте ее престола поставлена каменная часовня, в ней находилась плита, на которой был вычеканен образ Пресвятой Троицы.
18 августа 1740 года был окончен и освящен главный престол во имя прп. Сампсона Странноприимца.
К 1761 году храм был перестроен: одноглавый купол был заменен пятиглавым, крыша была обшита железом. С 1761 по 1763 год проводились работы по внутренней отделке церкви.
В 1800 году по левую сторону от колокольни петербургским купцом Рыбарецким была устроена каменная часовня.
В 1830-е годы храм вновь ремонтировали.
В 1872 году Министерство внутренних дел обратилось к обер-прокурору Св. Синода с предложением «…утвердить чертежи на возобновление при Сампсониевской церкви колокольни и возведении каменной к ней пристройки». В этом документе отмечалось, что церковь «…отнесена к числу памятников, обновление коих может быть допускаемо не иначе, как с Высочайшего на то дозволения».
В 1885 году была открыта церковно-приходская библиотека, которой пользовались в основном бедные прихожане.
В 1899 году в приходе состояли 143 мужчины и 157 женщин.
В 1908 — 1909 годах, к 200-летию Полтавской победы, церковь была реставрирована и ей был присвоен статус собора.
Торжества завершились открытием напротив колокольни памятника Петру I работы М. Антокольского.
Тогда же на южном и северном фасадах колокольни были установлены мемориальные чугунные доски с текстами обращения Петра Алексеевича к воинам – участникам Полтавской баталии.
В этом же году, по проекту архитектора А.П. Аплаксина, была построена новая каменная часовня в «растреллиевском» стиле, на месте старой.
В годы советской власти
Часовня при Сампсониевском соборе Санкт-Петербурга |
С 1918 по 1938 годы собор находился в ведении управления заместителя патриаршего местоблюстителя в Москве и Ленинградского митрополита.
В 1932 году на собрании рабочих фабрики «Красный Маяк» было вынесено решение о закрытии церкви и размещении в ней магазина готового платья. Оно не было принято исполкомом Выборгского района города Ленинграда.
В 1933 году Ленгорсовет принял постановление о снятии колоколов с церквей города. С Сампсониевского собора было снято 13 колоколов общей массой 16 т 943 кг (за исключением главного колокола, который был взят на учет Главнаукой).
В 1935 году Сампсониевский собор был взят под охрану государством как исторический и мемориальный памятник.
В июле 1938 по решению административной комиссии Выборгского комитета города Ленинграда службы в соборе были прекращены. В августе этого же года собор становится филиалом Государственного Эрмитажа до 1943 года.
В декабре 1941 года в сторожку рядом с колокольней собора попала зажигательная бомба. Сгорели сторожка и часть колокольни.
10 февраля 1942 года прямое попадание 76-миллиметровго снаряда повредило главный купол и две главки с восточной стороны храма.
С 1947 по 1951 год здание собора арендует Библиотека Академии наук (БАН).
С 1951 по 1972 — Ленинградская оптово-закупочная база Главособунивермага (позднее Росхозторга).
В 1972 году был подписан акт о передаче Сампсониевского собора в качестве филиала Военно-историческому музею А.В. Суворова.
В марте 1982 года из музея А.В. Суворова возвращены 75 отреставрированных икон. Таким образом, для Сампсониевского собора были сохранены почти две трети его иконописных произведений.
В 1984 году был передан Государственному музею-памятнику «Исаакиевский собор».
Новейшее время
В 1999 году, после реставрационных работ, в день 290-летия Полтавской победы, в Сампсониевском соборе был открыт государственный музей-памятник.
В мае 2002 года в соборе были возобновлены богослужения.
19 февраля 2006 года митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир (Котляров) впервые за долгие годы совершил архиерейскую Божественную литургию в Сампсониевском соборе в сослужении с духовенством города.
Архитектура
Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Общий вид интерьера |
Архитектор собора неизвестен.
Собор представляет собой одноапсидный храм, построенный «кораблем», с ленточным бутовым фундаментом из лещадной плиты и известняковым цоколем, с кирпичными оштукатуренными стенами. В отделке фасадов использованы профилированные карнизы, рустованные пилястры, декоративные наличники окон.
Нижняя часть храма с северной и южной стороны оформлена открытыми галереями со сплошными частными сводами. В южную стену и пилоны вмонтированы надгробные плиты.
Вход в собор оформляет невысокий лестничный марш. Наружная входная дверь декорирована фронтоном с горельефом, изображающим ангелов с трубами (скульптор Гейдлих по рисунку Н.Е.
Лансере), и двумя полунишами с головками херувимов. С востока храм замыкает полукруглая апсида, над которой установлена маковка с крестом. Собор завершает восьмигранный барабан с ложными окнами, увенчанный пятиглавием.
Луковичные главки украшают богато золоченые кресты.
Автор проекта колокольни собора также неизвестен. Она представляет собой трехъярусную, квадратную в плане башню, верхняя часть которой – восьмигранный шатер, завершенный главкой луковичной формы.
В первом ярусе колокольни находятся арочный проезд и боковые флигели-пристройки. На площадке третьего яруса колокольни – чугунный колокол XVIII века.
Лицевые фасады колокольни декорированы чугунными плитами, датируемыми 1909 годом.
Внутреннее убранство
Санкт-Петербургский Сампсониевский собор. Главный иконостас |
В соборе сохранилась большая часть образов, датированных 1720 — 1760 годами.
Главный иконостас в стиле «аннинское барокко», отличающийся богатством орнаментальных мотивов, выполнен из сосны, его резной декор и скульптура – из липы. Композиционное построение представляет синтез древнерусских канонов с европейскими влияниями. В северном и южном приделах находятся малые четырехъярусные иконостасы, содержащие 18 и 22 иконы соответственно.
На северной и южной стенах трапезной находятся крупнейшие в Санкт-Петербурге Лицевые святцы, датируемые концом XVII века.
В разное время на стенах и сводах церкви были исполнены сюжетные композиции, наиболее яркая их которых – роспись в главном нефе, изображающая Петра I победителем Полтавской баталии. На западной стене трапезной размещаются две зеркальные композиции «Символ Веры», на восточной стене алтарей малых иконостасов – «Бог Саваоф».
В центральном приделе храма находится посеребренное шестиярусное паникадило, изготовленное русскими мастерами из меди и бронзы.
Святыни
В конце XIX века в соборе находилась икона с частью Ризы Господней в серебрянном ковчежце и с частицами св. мощей в двух серебрянных крестах и двух серебряных ковчежцах, с надписью:
«В нижнем ковчеге хранится часть Ризы Господней, в большом кресте — части мощей святителя Моисея, Иоанна и Никиты Новгородских, преп.
Антония Римлянина, Макария Египетского, Евфимия Новгородского и Анастасия Персиянина; камень от стоп Господних, с горы Елеонския и земля вертепа, идеже Христос родился.
С правой стороны креста [мощи] Феодора Тирона, с левой — Евстафия Плакиды великомучеников; в малом кресте — святителей Иоанна Златоуста, Афанасия Александрийского и прочих святых мощи».
На самой иконе — лики тех угодников, мощи которых помещены в ковчегах и крестах.
Настоятели
См. также
Литература
- Владимирский А., Краткое описание С-Петербургской Сампсониевской церкви с историей ее и прихода. К полуторастолетнему юбилею церкви. СПб., 1890
- Романченко Н. Исторический очерк С.-Петербургского Сампсониевского собора. СПб., 1909
Использованные материалы
[1] По другим данным, настоятель с 1929 года [2] http://www.globus.aquaviva.ru/people/malininИсточник: https://drevo-info.ru/articles/19488.html
Описание Сампсониевского собора. Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге | Христианство на 4-women.ru
Санкт-Петербургу есть чем удивить туриста. Разводные мосты, гранитные набережные и холодная рябь Невы создали ему славу Северной Пальмиры. Немало в городе и различных памятников зодчества. Северная столица, в отличие от Москвы, не может похвастаться уходящей в глубь веков историей, но и здесь есть свои древности.
В фокусе данной статьи будет Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. Это одна из наиболее древних церквей, сохранившихся до наших дней. Помимо интересной архитектуры, собор привлекает внимание и искренне верующих, поскольку там можно поклониться мощам преподобного Сампсония.
Это действующий собор, настоятелем которого назначен в сане протоирея Александр Пелин. Но церковь также исполняет функции музея. Уникальные иконостасы собора представляют не только ценность для православных христиан, но и определенный исторический и культурный интерес.
Памятник Петру Первому также не случайно поставили рядом с этой церковью. Ведь собор тесно связан с историей нашего Отечества и его славными победами.
На Руси издавна велось строить церкви, посвященные значимым событиям. И посвящались эти соборы святым, в день которых эта дата случилась по православному календарю. Как пример, можно привести церковь святого великомученика Пантелеймона. День почитания его памяти отмечается православными 27 июля.
Именно в этот день в 1714 и в 1720 годах Петр Первый одержал победу в битвах при Гангуте и Гренгаме. По той же логике был заложен и Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге. Но победа, которую одержали войска Петра Великого в день Полтавской битвы (27 июня, по старому стилю — 8 июля) в 1709 году, была намного значимей.
По сути, она переломила ход всей русско-шведской войны. Так историки оценивают значение битвы под Полтавой. А поскольку 27 июня православие поминает Преподобного Сампсония Странноприимца, название для храма было уже предрешено задолго до его постройки.
Петр Первый не дождался окончания работ и освящения того храма, который мы видим сегодня. Заканчивали его при правлении императрицы Анны Иоанновны.
История собора
Петр Великий справедливо полагал, что память о Полтавской битве должна остаться в памяти всего русского народа. Поэтому сразу же после победы он дал указание построить Сампсониевский собор. Место для него было выбрано с намеком.
Уже через год на обочине тракта, ведущего на Выборг – в сторону Швеции, была возведена деревянная церковь. В том же 1710 г. она была освящена и названа в честь Сампсона Странноприимца. Сейчас на месте этой первоначальной церкви располагается часовня собора.
Поскольку она располагалась за чертой города восемнадцатого столетия, там было решено учредить новое кладбище. Через восемнадцать лет, в 1728 году, началась постройка нового каменного здания. Однако, как часто бывает в России, выделенных на возведение здания денег не хватило.
Строительство было заморожено и продолжено лишь при Анне Иоановне. Здание было освящено в 1740 году.
Сампсониевский собор-музей
До Октябрьской революции здание храма неоднократно ремонтировалось. Так, в 1830-е годы была проведена реконструкция интерьера церкви, в ходе которых чугунный пол был заменен каменным. Соборный комплекс пострадал во время революции.
В 1933 году со звонницы были сняты все колокола за исключением одного, который пострадал позже, в феврале 1942 года из-за попадания снаряда. В 1938 году собор закрыли. Долгое время там размещался магазин готовой одежды.
В 2000 году наконец-то был открыт музей-памятник «Сампсониевский собор». Два последующих года реставраторы работали над восстановлением декоративной росписи стен главного нефа. Мы уже упоминали, что Сампсониевский собор – действующий православный храм.
Первая литургия была проведена вслед за повторным освящением церкви 21 мая 2002 года. Теперь богослужения проводятся там ежедневно.
Сампсониевский собор: как добраться
Так или иначе, а церковь, построенная за городом, стала одной из старейших сохранившихся в Санкт-Петербурге. Она, а также памятник Петру Великому, расположенный неподалеку, входят в десятку объектов «маст си» Северной столицы.
Каков же адрес этой достопримечательности? Где расположен на карте города Сампсониевский собор? СПб, Большой Сампсониевский проспект (так теперь называется Выборгский тракт), д. 41. Добраться до церкви, давно уже ставшей городской, а не окраинной, очень просто. Легче всего доехать на метро.
Нужно выходить на станции «Выборгская». Это северо-западное направление от центра. На данное время Сампсониевская церковь административно входит в состав музея при Исаакиевском соборе. Она представляет собой целый архитектурный комплекс.
В него входит собственно собор, колокольня, часовня и братская могила – все, что осталось от некогда обширного кладбища.
Каменная церковь
Весь архитектурный комплекс выкрашен гармонично в светло-голубой цвет. Однако здания построены в разное время и различными стилями. Каменное здание Сампсониевского собора и колокольня были закончены в 1740 году. Архитектор остался неизвестен.
Ученые могут только предполагать, что автором этих сооружений был либо Михаил Земцов, либо Джузеппе Трезини. Уникальность здания собора состоит в смешении стилей. В нем прослеживаются как допетровские архитектурные формы, так и элементы, названные специалистами «анненским барокко» (по имени императрицы Анны Иоанновны).
Первоначально храм был увенчан одним большим куполом на граненом высоком барабане. Но в 1761 году к нему прилепили четыре малые главки. Такая кровля – пять луковичных куполов – выглядят довольно необычно. Здание выстроено из кирпича на известняковом фундаменте.
Высота собора до карниза – восемь метров, а до круста, венчающего купол – тридцать пять метров. К храму примыкает трапезная.
Колокольня
Она, скорее всего, является детищем того же архитектора, который построил Сампсониевский собор. Колокольня уникальна для Санкт-Петербурга, поскольку несет в себе элементы русского стиля допетровской эпохи. Здание разделено на три яруса.
Нижний кажется шире благодаря двум боковым пристройкам. В нем имеется проем в виде арки. Верхние ярусы выполнены в тосканском стиле. На втором этаже выполнены декоративно украшенные «ложные окна». В третьем ярусе звонницы размещается колокол XVIII столетия.
Венчает все это сооружение шатер с восемью гранями. На нем также виднеются ложные окна, над которыми возвышается луковичная маковка с крестом.
Эта колокольня является абсолютно нетипичной для Санкт-Петербурга, зато очень знакомой жителям старинных русских городов – Ярославля, Москвы, Соликамска и других.
Часовня
Она стоит на месте первоначального Сампсониевского собора 1710 года. Когда деревянное здание обветшало, а население епархии увеличилось настолько, что уже не могло вместиться в небольшую церковь, было решено строить каменный храм. Деревянный собор разобрали, а площадку расчистили.
Но лишь в 1909 году на ней возвели часовню. Это здание заметно отличается по стилю от собора и колокольни. Ее построил архитектор А. П. Аплаксин, которому образцом служили работы Ф. Б. Растрелли. Специалисты называют этот стиль елизаветинским барокко и отмечают, что он был применен значительно позже своего времени.
Колокольня выглядит старше, чем она есть на самом деле. Облик здания восемнадцатого века ей придают пары угловых колонн, округленный фронтон с «Всевидящим Оком Господним», люкарна и фонарь с луковичным куполом.
Возможно, такая подделка «под старину» была продиктована необходимостью разместить часовню непосредственно возле собора восемнадцатого века.
Кладбище
Поскольку храм, посвященный Сампсонию, находился за чертой города, было разумно учредить там кладбище. Ранее людей хоронили вокруг их приходской церкви. Парафия пригорода была небольшой, и место пустовало. Тогда решено было хоронить там умерших в России иностранцев. Ведь они своего рода скитальцы, покинувшие этот мир на чужбине.
Значит, они должны подпадать под опеку Сампсона Странноприимца. Таким образом, тут нашли последний приют известные мастера, построившие и украсившие Петербург. Сампсониевский собор стал местом упокоения зодчих Джузеппе Трезини, А.Шлютера, Г. Маттарнови, Ж.-Б. Леблона, скульптора К.Растрелли, живописцев С.Торелли и Л. Каравака.
К большому сожалению, кладбище это не сохранилось. В 1885 году указом императрицы Екатерины Второй оно было ликвидировано, а на его месте была оставлена лишь братская могила казненных 27 июня 1740 года оппонентов Бирона – П.Еропкина, А.Хрущова и А.Волынского. На месте их захоронения установлен памятник с барельефом работы архитектора М.
Щурупова и скульптора А. Опекушина.
Иконостасы
Смешение стилей, свойственное наружному убранству храма, наблюдается и в его интерьерах. «Анненское барокко» прослеживается в трех иконостасах Сампсониевского собора. Особую ценность представляет главный, размещенный в центральном нефе.
Он представляет собой удивительный шедевр русской иконописи начала восемнадцатого века. Основная рама выполнена из сосны, а детали декора – из липы. В южном приделе (Архистратига Михаила) и северном (Иоанна Богослова) расположены малые иконостасы на четыре яруса.
Они имеют более скромные размеры, но не уступают главному по художественной ценности. У посетителей возникает вопрос, как могли сохраниться такие иконостасы у собора с непростой историей, который побывал и складом овощей и магазином одежды.
Почти две трети картин для церковных врат были возвращены храму музеем А.Суворова.
Памятник Петру Первому
В день празднования двухсотлетия Полтавской битвы (1909 год) было решено открыть скульптуру победителю в этой баталии. Для этого остатки кладбища Сампсониевского собора расчистили. Памятник Петру Первому изготовили скульптор М.М. Антокольский и архитектор Н.Е.Лансере.
В то же время были открыты памятные доски на южном и северном фасадах храма, где были высечены слова царя к своим воинам до и после Полтавской битвы. Однако в 1938 году памятник Петру Первому демонтировали.
И только многие годы спустя, в мае 2003, года эту достопримечательность Санкт-Петербурга вновь отлили по авторской модели и водрузили на прежнее место – напротив колокольни. Деньги на это выделил музей «Исаакиевский собор».
Внутреннее убранство
Кроме иконостасов сохранились интересные настенные росписи храма. Наиболее яркая картина – в главном нефе. Она изображает Петра Первого как победителя Полтавской баталии. Интересны также изобразительные композиции «Бог Саваоф» и «Символ веры», расположенные на восточной и западной стенах трапезной.
Эти картины датируются концом восемнадцатого века. До конца девятнадцатого столетия здесь можно было увидеть фрагменты иконы Сампсониевского собора, в которых размещались частички Ризы Господней, камень из-под Его стоп и мощи святых угодников. Эти святыни размещались в серебряных ковчежцах.
А венчала раки икона, на которой были изображены лики тех, мощи которых содержатся в храме.
Источник
Источник: https://4-women.ru/religiya/hristianstvo/opisanie-sampsonievskogo-sobora-sampsonievskii-sobor-v-sankt-peterbyrge.html
Сампсониевский собор – небольшой экскурс
Нашим соотечественникам есть чем гордиться, ведь праотцы оставили такое богатое историческое наследие. Среди архитектурных сооружений и памятных мест можно выделить Сампсониевский собор, расположенный в Петербурге. В предложенном материале познакомимся ближе с этой архитектурной ценностью.
История создания храма
Архитектурный комплекс отличителен тем, что он был воздвигнут в стиле «анненского барокко». Направление довольно уникальное, соединяющее в себе архитектуру раннего Питера и строения, воздвигнутые еще до времени правления Петра I. Строение занимает одно из лидирующих памятных мест.
Место для построения собора подбиралось специально, ведь близко проходила выборгская дорога, которая вела прямехонько в швейцарское государство. Вначале собор был церковью, построенной из бревен. Это было обычное строение, ни чем не примечательное.
Позже, во второй половине 18-го века во времена царствования Петра Великого её начали перестаивать. Это уже был храм, воздвигнутый из камня. Строительство шло длительно, и было закончено при императрице Анне Иоанновне.
Как только был заложен фундамент строения, приняли решение, что здесь будут покоиться именитые люди. Так, здесь производились захоронения людей, имеющих прямое отношение к искусному мастерству. Для примера можно сказать, что там был захоронен Торелли, Леблон, а также Растрелли. В 20-м веке здесь сделали парковую зону.
Основной собор и прилегающие к нему колокольни, были окончательно достроены в 1740г., руководил работами архитектор Трезини. А вот саму часовню уже достраивали в начале 20-го века.
Стиль постарались полностью сохранить, какой был в первичном варианте. Если присмотреться к строению, то можно увидеть, что оно имеет черты, характерные Растрелли.
Этим часовня и выделяется среди прочего ансамбля.
В 1938 году множество храмов и церквей было закрыто, в том числе и Сампсониевский собор. Тогда же были сняты красивейшие колокола. В помещении храма начала работать плательная лавка, позже там соорудили библиотеку Академии наук. В более современные годы в соборе был универмаг.
В начале нашего стремительного века собор стало охранять государство. Ныне здесь находится исторический музей. Собор приобрел государственный статус. Это действующее учреждение, где ведутся в праздники и ежедневно церковные службы.
Интерес для туриста
Комплекс зданий собора
В Санкт-Петербурге имеется замечательная памятная архитектура — это Сампсониевский собор. В нем и поныне сохранены православные культурные ценности в таком виде, какими они были созданы изначально.
Архитектурное строение было воздвигнуто в память о Полтавской битве, где русские войска одержали несокрушимую победу над врагом. Само сооружение было названо в честь святого человека по имени Сампсоний. Именно в день его почтенной памяти шведы были повергнуты и позорно бежали. Также здесь сохраняется часть его священных мощей.
Совершая экскурсию по территории Сампсониевского храма, посетители могут обозревать три здания — это само строение собора, часовенная часть и колокольня. Неподалеку виднеется памятная архитектура и юбилейный домик.
Соборное строение — это одноэтажное здание, где его высота достигает 35м и это вместе с купольной частью. В центральной части крыши прикреплены луковичные купола, которые совместно стоят на одном барабане. Он здесь в единственном числе.
Сампсониевский собор аккуратно выкрашен в голубоватые оттенки, а вот уже карнизные части, наличники и пилястры отсвечивают искристой белизной. На фронтоне красуются ангелы с трубами. Он установлен над самой аркой. В нише скромно находятся лепные херувимы. Зимняя церковь соединена с притвором.
В колокольне имеется три яруса. Через первый из них проходит проезжая часть и находится арочное сооружение. Верхняя часть ярусов украшена множественными пилястрами. На втором ярусе декоративные оконца, а на третьем помещена звонница с огромным колоколом. Он здесь находится с 18-го века. На фасадах прописана речь великого царя Петра I.
Отличается от всех строений часовня, которая была достроена позднее всего комплексного ансамбля. Самое примечательное событие — сооружение было воздвигнуто именно в том месте, где в былые времена стояла Сампсониевская церковь, сооруженная из деревянных бревен. Сегодня часовня выглядит утонченно и изысканно.
Изумительно смотрится юбилейный домик, который был выстроен, придерживаясь петровского барокко. В свое время его построили с той целью, чтобы перенести в иное место храмовую сторожку. Ее установили в глубине памятной территории. На противоположной стороне проспекта смотрит на всех свысока царь Петр Великий.
Полезная информация о церкви:
- До наших дней дошла информация, что архитектором Сампсониевского собора был Трезини. Подтверждающих документов о факте проектирования колокольни не найдено.
- Доподлинно известно, что начало сооружения положено в честь победы русских солдат в Полтавской битве над шведскими войсками. Ключевой момент — это Северная война, из-за которой в кардинальной степени была изменена операция компании.
Практическая информация
Ныне работающий Сампсониевский собор является одновременно и церковным строением, и музеем-памятником. Здесь строго прописано расписание ведущихся церковных служб, а также условия, которых необходимо придерживаться при посещении собора.
Православные люди могут спокойно посещать службу, которая проходит каждый день, а также в большие церковные праздники. Помимо этого посетители могут заказать экскурсионное путешествие по территории Сампсониевского собора.
Профессиональный гид поможет ознакомиться с достопримечательностью, расскажет об историческом возникновении собора, о его характерных архитектурных особенностях.
Адрес собора:
- город Санкт-Петербург
- строение расположено по Сампсониевскому проспекту, 41
- время посещения: с 10:30 до 18:00 ежедневно
- выходной день в музее — среда,
- вход бесплатный.
В храме православные люди могут уточнить время и расписание богослужений. Здесь будут рады любому человеку, не только постоянным прихожанам.
Рекомендательная информация
Церковь ежедневно служит, поэтому желательно соблюдать негласные законы. Например, женский пол для посещения богослужения должны надевать удлиненную форму платьев или юбок. Волосы в обязательном порядке прикрывать платком или шарфиком. Мужской пол, войдя в храм, снимает головной убор.
Фотографировать в соборе нежелательно, но если имеется разрешение, то делать эту процедуру без применения фотовспышек. Храм оказывает некоторые церковные услуги, которые оплачиваются отдельно, от музейной экскурсии.
Заключение
Прибыв в Санкт-Петербург, в обязательном порядке посетите замечательное умиротворенное место — это Сампсониевский собор. Здесь все так и дышит благодатью, церковная атмосфера наталкивает на философские мысли. Как славно, что первозданное творение смогло сохраниться до наших дней.
Источник: http://opeterburge.ru/sight/sampsonievskij-sobor.html