Ремонт шпиля Петропавловского собора

В 1829 году при обследовании Петропавловского собора выяснилось, что за прошедшие сто лет из-за осадки повредилась часть иконостаса, что срочной починки требует шпиль, особенно его самая верхняя часть — крест с фигурой ангела. От постоянного вращения флюгера крест у основания слишком обтерся и опустился вниз, а у ангела сильным порывом ветра оторвало крыло.

    Ангел с крестом на шпиле Петропавловского собора

Ремонт шпиля Петропавловского собора

Неожиданно выход из трудного положения отыскался сам собой: к директору строительного комитета Петербурга пришел молодой кровельщик Петр Телушкин и сказал, что может попробовать исправить все повреждения на шпиле Петропавловского собора. У строительного комитета не было выбора, ведь других возможностей исправить поломки на самом верху собора никто предложить не смог. Предложение Телушкина приняли.

Петр Телушкин  

Ремонт шпиля Петропавловского собора

Телушкин приступил к работе 8 октября 1830 года. Вначале нужно было сделать самое трудное — подняться к концу шпиля, где и находится крест с ангелом, и закрепить там веревочную лестницу, по которой потом можно будет подниматься наверх. Мастер обвязал себя веревкой, закрепил ее конец к внутренним конструкциям башни собора, и начал медленный и сложный подъем.

Когда мы смотрим на шпиль Петропавловского собора снизу, нам, конечно же, не видно, что он покрыт медными позолоченными листами, которые в местах стыков образуют вертикальные выступы.

Кроме того, от основания шпиля до самого его яблока, на котором и находится крест с фигурой ангела, по всей длине шпиля расположены железные крюки. Этим и воспользовался Телушкин. Упираясь попеременно руками и босыми ногами в выступы, он накидывал веревку на крюки и закреплял ее при помощи хитроумных узлов.

Так, поднимаясь от крюка к крюку, он понемногу двигался вверх. В первый день работы мастеру удалось подняться только до основания яблока. 

Ремонт шпиля Петропавловского собораСамую трудную работу, которую без преувеличения можно называть подвигом, Телушкин выполнил на следующий день, 9 октября. Ему предстояло обогнуть яблоко и подняться к кресту. Главная трудность заключалась в том, что шпиль возле яблока имеет в диаметре примерно 20 сантиметров, а диаметр же самого яблока около 80 сантиметров. Мастер сделал из веревки две петли, просунул в них ноги, и почти горизонтально повиснув над землей, стал забрасывать веревочную петлю на крест. Когда это удалось, он смог перебраться через яблоко к кресту и ангелу, где и предстояло вести починку. Теперь можно было закрепить веревочную лестницу для следующих подъемов.

Шесть недель ежедневно мастер поднимался на шпиль собора и работал там. Он закрепил оторванные листы, поправил фигуру ангела, укрепил крест.

Если вспомнить, что первый день подъема пришелся на 8 октября, то получается, что мастер работал весь октябрь и почти весь ноябрь — время, когда в Петербурге не самая благоприятная погода — с Невы дует холодный ветер, часто идет дождь, порой со снегом, рано темнеет.  

Знаете ли вы, как мологжанин спас ангела на шпиле Петропавловки

В 1830 году уроженец Мологского края, кровельщик Петр Телушкин в одиночку поправил крест и починил крылья ангела-хранителя Санкт-Петербурга на шпиле Петропавловского собора Петропавловской крепости.

В 1829 году порыв ветра накренил крест и повредил крылья ангела на шпиле колокольни Петропавловского собора. Строительство лесов и оплата артели мастеров стоили больших затрат, а в казне не нашли денег на ремонт.

И тут некий мужик, который назвался Петром Телушкиным, взялся починить крест и ангела без всяких лесов с тем условием, чтобы ему оплачены были нужные для починок материалы. Он не назначил себе оплаты, предоставив начальству наградить его по благоусмотрению.

Ремонт шпиля Петропавловского собора

Телушкин – это не родная его фамилия. Его родной отец — Михаил Стахеев, крестьянин деревни Мягра Мологского уезда Ярославской губернии. Помещица Трусова, за которой числилось 20 душ крепостных, решила продать Петра Стахеева ради покрытия своих долгов в казну.

Купил юношу Телушкин, богатый крестьянин села Вятское Даниловского уезда, промышлявший кровельным делом, и дал ему свою фамилию. Он хотел отправить Петра в армию вместо сыновей, которые стояли на очереди по рекрутской повинности. Но названные братья вскоре заболели и умерли.

Потерявший своих детей хозяин относился к приемышу как к родному сыну и видел в нем помощника в деле. Петр оказался смышленым, обладал недюжинной силой (запросто поднимал 13 пудов), не страшился высоты и стал искусным кровельщиком. Приемный отец брал его на промысел в Питер ремонтировать купола церквей и колоколен.

Ремонт шпиля Петропавловского собора

Узнав о предпринимаемой починке ангела на шпиле Петропавловского собора, 24-летний кровельных дел мастер предложил свои услуги…

Телушкин приступил к работе 8 октября 1830 года. По внутренним креплениям он пролез до верхнего слухового окна на 55-метровом шпиле и, закрепив один конец доски внутри, выбрался по ней наружу. Шпиль облицован медными позолоченными листами, в вертикальных спаях загнутых ребром.

Ребра выступают на 9 см и образуют 16 полос, расстояние между ними на широкий размах рук. Привязав конец веревки за пояс, босиком, ухватившись за ребра, Телушкин обогнул шпиль и петлей завязал вокруг него веревку.

Далее он поднялся наверх шпиля, цепляясь пальцами за ребра, служившие ему и для упора ног, опираясь при этом спиной на петлю. За собой он тащил веревочную лестницу. Телушкин умело воспользовался железными крюками, укрепленными в верхней части шпиля через 3 метра друг от друга.

Закидывая веревочную петлю с крюка на крюк, он подтянулся до шара-яблока, который имеет диаметр 2,8 метра и служит основой 6-метрового креста.

Дабы взобраться на шар, Телушкин привязал ступни ног к вершине шпиля и, обвязав веревками бедра, откинулся назад, из такого положения набросил веревку на крест, захлестнув петлю за его основание. Так ему удалось подняться на шар.

На третий день мастер сделал 52-метровую веревочную стремянку, один конец которой укрепил у креста на яблоке, а другой привязал к слуховым окнам на шпиле. И приступил к ремонту.

За шесть недель работы он надежно укрепил все оторванные ветром листы позолоченной меди на кресте и крыльях ангела. За труд получил до 5000 рублей ассигнациями.

«Небесный кровельщик» (так прозвали Петра Телушкина в народе) был представлен императору Николаю I. Монарх наградил его деньгами и серебряной медалью «За усердие» на аннинской ленте.Ремонт шпиля Петропавловского собора

На Петра посыпались кровельные заказы. Ему поручили выполнить починку кораблика на шпиле Адмиралтейства.

Существует байка, что Телушкину также пожаловали грамоту, показав которую, он получал бесплатно выпивку в любом кабаке. Он ее потерял. И тогда ему поставили особое клеймо под правой скулой. Приходя в кабак, Телушкин щелкал по нему пальцами – отсюда якобы пошел присущий выпивохам жест. Так ли, нет ли, но уникальный мастер скоро спился и осенью 1833 года умер.

Перед войной шпиль колокольни Петропавловки проверили профессиональные верхолазы.

Они знали легенду про «небесного кровельщика», который за 110 лет до них без альпинистского снаряжения поднялся сюда и без строительных лесов, пользуясь лишь самодельной веревочной лестницей, отремонтировал фигуру ангела.

В такое верилось с трудом: на высоте в 122 метрах от земли властвовали ветры, раскачивая шпиль, который венчала позолоченная фигура парящего ангела, держащего рукой крест. Но автограф Телушкина, сделанный краской на дубовом переплете рамы, рассеял их сомнения: что было – то было.

Александр СЫСОЕВ

Почему сгорел Петропавловский собор в Петербурге и как его восстанавливали

Петропавловский собор  —  один из главных вертикально стоящих символов города (вертикального в Питере мало).Трудно представить, что Петербург мог остаться без шпиля Петропавловского собора. Но был период, когда город почти 20 лет существовал без его главной доминанты. 11 мая (30 апреля по старому стилю), 1756 храм сгорел…

Ремонт шпиля Петропавловского собора

Храм находится в Петропавловской крепости. Первый храм на этом месте был построен еще в петровские времена. Петропавловский собор снаружи и внутри

Высокий шпиль собора не имеет громоотвода и в него раз попадали молнии. Шпиль был с деревянными конструкциями и в 1756 году шпиль сгорел.

  Андрей Иванович Богданов, видевший этот пожар писал: «И сего 1756 года апреля 30 дня в 1-м часу пополуночи, ударил гром в Петропавловскую колокольню, и от того учинился великий пожар, и в 3-м часу явился огнь наружу, который уже весьма разродился и виден стал быть всем, в чем знатно, что оного ко утушению преодолеть было невозможно

  • Ремонт шпиля Петропавловского собора
  • Ремонт шпиля Петропавловского собора
  • В 1830 году повреждённую фигуру ангела ремонтировал Пётр Телушкин, поднявшийся наверх без возведения строительных лесов — Как лечили ангела Петропавловского собора

Колокольню пришлось разобрать почти до основания. Пострадали и стены храма. Императрица Елизавета Петровна немедленно отдала распоряжение о создании комиссии, обследовании здания  и последующего восстановления храма с колокольней.2 мая комиссия архитекторов и мастеров разных специальностей осматривала «погорелую Петропавловскую церковь». В комиссию вошли: архитекторы М. Башмаков, А. Вист, Дж. Трезини, С. Чевакинский и другие. Комиссия установила, что каменные части здания надежны и что надо восстановить только уничтоженные огнем деревянные конструкции. При этом было высказано пожелание: «Во избежание повторения пожаров шпиль, крышу и купол нужно построить вновь, не употребляя нигде дерева», только из огнестойких материалов: железа и кирпича.Восстанавливать собор решено было в прежнем виде. С этой целью участникам экспертизы были выданы обмерные чертежи собора, еще несколько лет тому назад составленные И. Слядневым и его помощниками. Архитекторам было предложено разработать проекты и сметы «по прежнему фасаду и профилю», но с двумя вариантами конструкций – деревянными и огнестойкими. Лучшим был признан проект конторы Невского монастыря, которой и были поручены все восстановительные работы.В 1762 году работы были приостановлены, а спустя два года Екатерина II распорядилась «для строения колокольни Петропавловской сочинить новый проект» (решила сделать его еще наряднее, чем был, раз уж все равно надо строить новый).В связи с этим 12 октября 1764 года были вновь созваны крупнейшие архитекторы Петербурга, им предложили заняться проектированием колокольни. В апреле 1765 года подали проекты С. Волков, В. Деламот, Ю. Фельтен и А. Ринальди, а через год – А. Вист, К. Кнобель и С. Чевакинский.В августе 1766 года все проекты были представлены на рассмотрение Екатерине II, решение которой было неожиданным: «Рассматривая чертежи Санкт-Петербургской Петропавловской колокольни, повелеваем делать оную точно так, какова прежняя была, понеже все прочие планы не столь красивы».В основном постройка колокольни была завершена в 1775 году. Фигура летящего ангела на вершине шпиля была исполнена по образцу прежнего, по рисунку Д.Трезини. Но вскоре и этого ангела уничтожила стихия.10 сентября 1777 года обрушившийся на город ураган погнул фигуру и отломил крылья, причём работы по воссозданию шпиля в этот момент ещё даже не были завершены. Проект нового ангела выполнил архитектор А. Ринальди. В отличие от предыдущих, «летящих» почти горизонтально, фигура ангела по рисунку Ринальди устремлена вверх, с перстом, указующим в небо. Этого ангела мы видим на шпиле и сегодня.Осенью 1778 года позолоченный флюгер вновь воцарился на своем законном месте.Из-за увеличенной при перестройке массы строения в основание колокольни стали бить сваи. Появилась дополнительная стена, в результате чего образовались дополнительные помещения. Таким образом, в Петропавловском соборе возник Екатерининский притвор, ризница, отдельное пространство для лестницы на колокольню. Тогда же на третьем ярусе колокольни появились дополнительные волюты, до 112 метров увеличена высота шпиля, изменена форма барабана купола и входного портика.В пожаре погибли и часы что стояли на башне. В 1760 году голландский мастер привез новые, но установили их только спустя двадцать лет, когда восстановили колокольню. Про часы у меня был отдельный пост…

  1. Про Петропавловский собор и гатчинские колокола
Читайте также:  Фестиваль «театр. осень. пушкин» в октябре 2019

Таким образом, только благодаря Екатерине II Петропавловский собор в целом сохранил черты первоначального проекта Д.Трезини и радует нас своим шпилем… который не оставил бы равнодушными даже Петрова и Боширова…

Петропавловский собор снаружи и внутри

Инфа и часть картинок (С) интернет

Петр Телушкин — «Небесный кровельщик»

На фото: Единственный известный портрет Петра Телушкина, кисти художникд Г. Г. Чернецова.

Петр Телушкин — кровельный мастер, известный смелостью подъёма в октябре 1830 года на руках с помощью верёвок, без лесов, до верхушки шпиля Петропавловского собора — для починки покрытия креста и припайки крыла ангелу. Получил прозвище — «Небесный кровельщик»

Ремонт шпиля Петропавловского собораНаверное, не было в Петербурге первой половины XIX века человека, который не знал бы, кто такой Петр Телушкин. Крепостной крестьянин, мастер-кровельщик, основоположник промышленного альпинизма, единственный человек, отважившийся забраться без лесов на шпиль Петропавловского собора в Санкт-Петербурге и починить крыло закрепленному там ангелу.

О жизни Петра Телушкина известно крайне мало. Пожалуй, можно сказать, что точных биографических данных о нем нет. Считается, что родился он в ярославском селе Мягра. А потом помещица Трусова продала его некоему купцу из села Вятское. Несколько лет назад в Ярославле начался выпуск серии книг «История ярославского предпринимательства».

И первой была переиздана «Повести о Петре Телушкине» И. В. Стоцкого. Так вот, в слове «От издателя» составитель О. А. Жаров отмечает, что «став казенным крестьянином в возрасте 23 лет, Петр трудился мастером кровельного цеха, выполняя высотные работы при ремонте куполов церквей и колоколен Ярославской губернии.

В 1829 году мастер пришел на заработки в Санкт-Петербург».

Ремонт шпиля Петропавловского собораА уже через год о Телушкине говорила вся столица. Еще бы: Петр взялся за починку крыла ангела на шпиле визитной карточки Петербурга — Петропавловского собора в одноименной крепости, которое к тому времени давно было сломано грозой. Причем Телушкин решил выполнить эту работу без возведения строительных лесов — вооружившись лишь веревкой. При этом, в отличие от иных подрядчиков, которые предлагали свои услуги, Петр заявил, что денег ему не надо — достаточно будет лишь оплаты материалов, которые он приобрел на собственные средства.

Об этом в своих мемуарах рассказывал даже знаменитый французский писатель Александр Дюма (отец). Он побывал в России в конце 50-х годов XIX века и назвал ее «страной арифметических загадок».

Судите сами: «Повар императора, например, получает сто рублей в месяц, и из этих ста рублей он должен платить помощникам. У него их два: первый получает сто пятьдесят рублей, второй — сто двадцать».

Еще один пример, по словам Жарова, касался как раз Петра Телушкина, «который выполнил работы, оцениваемые французскими специалистами в 200 000 франков (50 000 рублей), за 1471 рубль — стоимость приобретенных для работ материалов».

Однако мастер все же получил еще в награду от царя 5000 тысяч рублей. Государь узнал о крестьянине от тогдашнего президента Академии художеств А.Н. Оленина, который, в свою очередь, был настолько впечатлен подвигом Телушкина, что даже написал статью «О починке креста и ангела (без лесов) на шпице Петропавловского собора в Петербурге» и опубликовал ее в журнале «Сын Отечества».

Ремонт шпиля Петропавловского собораА еще легенда гласит, что мастеру была выдана грамота, в которой повелевалось владельцам всех питейных заведений города бесплатно подносить Петру чарку. И тогда непьющий до этого Телушкин увлекся спиртным. Говорят, он часто терял бумагу, и в итоге ему поставили соответствующее клеймо под правой скулой. Он приходил в кабаки и характерным жестом указывал на отметку…

А вот в уже упомянутой повести сообщается, что Телушкин был родом из Архангельской губернии, точнее, из Холмогор, то есть он был земляком Михаила Васильевича Ломоносова.

И починить ангела он взялся, в первую очередь, из чувства соперничества с немецким подрядчиком, который за ремонт заламывал баснословную цену да еще позволял себе пренебрежительно отзываться о русских. «Вы — русские свиньи, без нас вам никак не обойтись…

у нас в Берлине случись такое (это он на ангела указывает), сейчас в два счета механику придумают, и все в порядке. А вы — тырк-пырк и ни в какую. В уме у вас нехватка».

Как бы то ни было, Телушкин совершил нечто, что было уму не постижимо на тот момент. И прославился не только на весь Санкт-Петербург, но и на всю Россию. Он даже запечатлен на картине художника Г. Г. Чернецова «Парад 6 октября 1831 года на Царицыном лугу в Санкт-Петербурге» в числе 220 знаменитых горожан.

Как Телушкин это сделал

В сборнике «Самые знаменитые изобретатели России» (С. В. Истомин, издательство «Вече», 2000 г.) подвиг Петра Телушкина описан достаточно подробно:

«Он изобрел способ при помощи простой веревки вскарабкаться вверх по шпицу к основанию креста. При подъеме он учел даже такое обстоятельство, как раскачивание ветром шпица, и использовал эти колебания для того, чтобы у основания креста закинуть веревку, конец которой ветер пригнал ему обратно в руки… Пробравшись внутрь шпиля…

подтянувшись на руках, Петр встал на первую балку и полез по внутренним креплениям… Над дверцей, крепко вделанные в шпиль, виднелись один над другим железные крюки. Петр еще на земле сосчитал их — два десятка крюков до самого яблока, на котором стоит крест… На этих-то крюках и построил свой расчет Телушкин. Но вначале нужно было опоясать шпиль веревкой…

Привязав веревку за балку внутри шпиля, Петр Телушкин, перебирая руками веревку, спустился на золоченые листы. Затем начал медленно перемещаться в сторону, волоча веревку, другим концом закрепленную на поясе, и явно обходя шпиль… Смельчаку удалось охватить шпиль надежным поясом.

Краями этого огромного пояса Петр и себя охватил, приладив движение петли ямским узлом так, чтобы их можно было без труда укорачивать… Метнул веревку, и так удачно, что петля верви сразу попала на первый крюк… Петр стал опутывать шпиль веревками… Другой веревкой, тоже обернутой вокруг шпиля, он крепко обхватил себя вокруг пояса…

Он повис на веревках в воздухе почти лежа. Руки Петра теперь были свободны для самого трудного. Телушкин собрал кольцами веревку, улавливая при этом колебания шпиля, согласно с ними размахнулся и бросил веревку поверх яблока… Тут же Петр стал вязать на веревке петли — одну завяжет, передернет, новую затянет.

Так через некоторое время на краю яблока словно лесенка протянулась наверх: каждая петля — ступенька. Потом шаткую лестницу Телушкин намертво закрепил, потом подтянул себя к шпилю и отвязался. Осторожно начал по петлям подниматься ввысь. Порой ноги выскальзывали, он повисал на одних руках, ощупью искал опору и упрямо поднимался вверх…

На крыше яблока стало гораздо легче… Не теряя времени, Петр Телушкин принялся развязывать все веревки, что у него были, и связывать их друг с другом. Так получилась веревка длиной до самой земли. Затем… поднял к себе на яблоко кипу связанных пеньковых жгутов… ночь напролет вязал пеньковую лесенку — трапку.

Он протянул ее во всю длину шпиля и спустил к слуховым окнам колокольни. Длина лестницы составила 26 сажень (55 м). С того времени Телушкин каждый день, кроме особенно ненастных, поднимался потрапке на 122-метровую высоту на работу, в суме через плечо таща мастеровой инструмент».

Читайте также:  Павловский парк: режим работы в 2019 году, карта схема

Петр Телушкин: от него остался ангел и жест «бухнуть»

Год издания: 2002

Страна: Россия

Самое высокое историческое здание Петербурга — Петропавловский собор с его шпилем — было очень трудно ремонтировать. Для подъема мастеров на высоту 122,5 м приходилось возводить дорогостоящие леса.

В 1830 году буря повредила ангела на шпиле, чуть не оторвав ему крыло. Требовался ремонт, но прижимистому Николаю I жалко было тратить десять тысяч рублей только на возведение лесов.

Ситуацию спас 27-летний ярославский кровельщик Пётр Телушкин, который пообещал добраться до ангела без лишних конструкций.

Он ничего не требовал за работу, попросив лишь обеспечить его всеми необходимыми для ремонта материалами.

Ремонт шпиля Петропавловского собора Марка, 2002 год. (личная коллекция автора)

8 октября верхолаз быстро добрался внутри шпиля по стропилам до верхнего слухового люка. Оставалось преодолеть еще около 30 м. Кровля шпиля состояла из медных листов, соединенных швами, выступавшими над поверхностью на 9 см. Для подъема необходимо было опоясать шпиль веревкой.

Пётр обвязался шнуром и вылез из окна, цепляясь кончиками пальцев за вертикальные швы. Перенося весь свой вес на одну руку и раскачиваясь над бездной, он второй рукой хватался за следующий шов. Такая акробатика повторялась несколько раз, пока Телушкин не обогнул весь шпиль, волоча за собой веревку.

От напряжения у него из-под ногтей выступила кровь, но дело было сделано.

На следующий день Телушкин начал восхождение и к вечеру достиг верхушки шпиля. Теперь путь к фигуре ангела преградило казавшееся непреодолимым препятствие: шпиль заканчивался большим яблоком диаметром 2,8 м.

Телушкин сделал петли для ног, ослабил страховочную веревку и повис почти горизонтально земле, опираясь на поверхность шпиля лишь ступнями. Из такого положения он начал бросать вверх веревку, стараясь обвить её вокруг крепления ангела. Не с первого раза, но ему удалось сделать это.

Дальнейший подъем был делом техники. Когда Пётр обнял золоченого ангела, народ внизу приветствовал верхолаза криками «Ура!».

Ремонт продолжался шесть недель с перерывами лишь на непогоду. Когда ангел засиял новой позолотой, Телушкин превратился в петербургскую знаменитость.

Художник Григорий Чернецов даже изобразил его на полотне «Парад на Марсовом поле в 1831 году» неподалёку от Пушкина, Крылова и Жуковского.

Николай I наградил героя пятью тысячами рублей, медалью «За усердие» и, хотя Пётр отказывался, ссылаясь на собственную трезвость, особой грамотой, подателю которой в любом кабаке должны были наливать спиртное за счет казны.

Грамоту Пётр потерял, тогда ему вручили кубок с соответствующей гравировкой. Кровельщик посеял и этот кубок, но, по легенде, попросил вытатуировать себе под правой скулой клеймо, подтверждающее привилегию. Требуя бесплатную выпивку, он теперь лихо щелкал себя по шее. Это и породило знаменитый жест, означающий желание выпить.

Добром щедрость императора не кончилась. Сперва Телушкин разбогател: ремонт ангела стал отличной рекламой и принес ему множество заказов на кровельные работы. Но бесплатная выпивка оказалась сильнее, и всего через два года Пётр спился и умер.

Ангел на шпиле Петропавловского собора

Удивительная история чудо-кровельщика по имени Петр Телушкин, починившего ангела на шпиле Петропавловского собора самым необычайным образом.

Шпиль Петропавловского собора (первый крупный храм Петербурга, находящийся на территории Петропавловской крепости) долгое время этот соборсооружением в городе – сто двадцать два с половиной метра. На вершине его шпиля находится, естественно, крест и позолоченный ангел. Причём ангел – это флюгер, он вращается, показывает направление ветра.

  • И вот с этим ангелом произошла одна любопытная история.
  • Гид Алексей Пашков рассказывает удивительную историю починки ангела на шпиле Петропавловского собора.

Ремонт ангела на шпиле Петропавловского собора

Дело было в 1830-м году. Над Петербургом пронеслась сильная буря, ветер был очень сильный. И ангела ветром погнуло, почти сорвало его с креста. Ангела нужно было чинить. Но чтобы его починить, нужно было сначала как-то добраться туда.

А как туда добраться? В то время способ был только один – строить леса во всю высоту шпиля. Но леса – это долго, дорого и некрасиво.

И вот нашёлся доброволец; звали его Пётр Телушкин, который вызвался залезть туда без всяких лесов и ангела починить прямо там же, на месте, не снимая его с креста. Ему разрешили попробовать.

Ремонт шпиля Петропавловского собораЕдинственное сохранившееся изображение Петра Телушкина

Как он лез?

Он начал с того, что выбрался на шпиль из самых маленьких окон, над которыми есть небольшой карниз.

Он выбрался на этот карниз и, стоя на нём, начал обходить шпиль по кругу и обвязывать верёвку вокруг него. Он действительно шпиль обошёл, верёвку обвязал, привязался к ней сам. А дальше..

Знаете, как с помощью двух петель лазают по столбам: накинул – подтянул, накинул – подтянул? Вот так он полез наверх.

Он добрался таким образом до шара под ангелом,  (золотой шар, или «золотое яблоко», как его называют). Снизу он кажется небольшим. На самом деле – два с половиной метра в диаметре. Конечно, через него было не перебраться.

Что он тогда сделал? Он отвязал себя от шпиля, оставил только одну верёвку, которая его под коленями привязывала. Затем он откинул тело назад, то есть он фактически повис вниз головой на шпиле.

Находясь в таком положении, он на конце верёвки сделал петлю, раскрутил её, перебросил. Она зацепилась за крест. По ней перебрался через шар, добрался до ангела, и действительно починил его прямо там же, на месте, не снимая его со шпиля.

За что и был, естественно, награждён.

Вполне реальная история, всё задокументировано. Этого Телушкина, кстати говоря, даже Тургенев упоминает в романе «Дым» в одном месте.

Причём интересно, что Тургенев — убеждённый западник – вкладывает в уста одного из своих персонажей рассуждение о том, что вроде бы и велика Россия, и талантами богата, и люди вроде Телушкина в ней есть… а живётся в Германии всё равно лучше! Потому что порядку больше.

Что ж, у Тургенева была своя точка зрения на этот вопрос. А Телушкин так и вошёл в историю, как отважный кровельщик, петербуржский герой.

А теперь давайте зайдем внутрь Петропавловского собора: там нас ждет неканонический иконостас, изображение Христа стремя руками и могилы Романовых (впрочем, некоторые из них — пустые).

На сегодня это все. Приезжайте в Петербург!

А еще не забудьте посетить Петродворец с экскурсией.http://peterburg-blog.ru/ekskursiya_v_petergof/

Шпиль Петропавловки

Шпиль собора в Петропавловской крепости так привычен нам, петербуржцам, что мы не осознаём, сколько труда, отваги и смекалки потребовалось, чтобы сохранить до нашего времени это архитектурное чудо Петровской эпохи.

XVIII век

По указу Петра Первого в июне 1712 года архитектору Доменико Трезини было поручено строить в Санкт-Петербурге новый большой каменный храм Святых Петра и Павла, соответствующий статусу новой столицы. Его стены стали возводить прямо вокруг старой деревянной церкви, стоявшей со времён закладки крепости и основания города.

Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес. Первый флюгер, основание которого составили четыре специально подобранных кедра, не был похож на современный.

Ангел держался руками за осевой шток с поворотным механизмом. Высота колокольни со шпилем составила тогда 112 метров.

Только в 1733 году, уже после кончины Петра Первого, были завершены работы по строительству этого каменного храма.

В ночь с 29 на 30 апреля 1756 года в шпиль ударила молния, он загорелся и упал на крышу собора. В результате пожара выгорели все деревянные конструкции крыши, был разбит портик храма и даже расплавились колокола.

Императрица Елизавета сразу же издала указ о восстановлении собора. Однако прошло 18 лет, прежде чем последствия этого пожара были ликвидированы. В 1776 году на колокольне мастер Б.

Орт Крас из Голландии установил куранты.

10 сентября 1777 года во время наводнения и сильнейшего урагана ангел-флюгер на шпиле был сильно повреждён. Опять пришлось строить очень высокие леса. По рисунку зодчего Антонио Ринальди был изготовлен другой ангел (несколько меньше прежнего), который вновь засверкал над Петербургом. Ещё через год от шпиля провели громоотвод.

XIX век

Во время сильного урагана в 1830 году ангел с крестом на шпиле накренился и в любой момент мог упасть. Надо было строить новые леса, но никто не решался начать эти дорогие и опасные работы.

И вдруг в октябре никому не известный кровельщик из Ярославля Пётр Телушкин предложил губернатору Петербурга починить в одиночку ангела на шпиле.

Он просил только денег на материалы, а за работу — сколько начальство заплатит.

Президент Академии художеств Алексей Николаевич Оленин из окна своего дома наблюдал через подзорную трубу работу на шпиле ярославского кровельщика, а потом в журнале «Сын Отечества» напечатал об этом статью.

Телушкин был представлен царю. Тот вручил ему серебряную медаль «За усердие» на анненской ленте и большую сумму денег. Известно ещё, что Пётр Телушкин ремонтировал золотой кораблик на шпиле Адмиралтейства.

Многим памятна картина художника Григория Чернецова «Парад на Марсовом поле в 1831 году», где изображены известные люди того времени, начиная с Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Андреевича Крылова. Там можно найти и крестьянина Петра Телушкина.

Дерево заменяют металлом

В середине ХIХ века стало ясно, что все деревянные конструкции шпиля надо менять на металлические. На специальном конкурсе победил военный инженер Дмитрий Иванович Журавский, который уже приобрёл известность при строительстве мостов железной дороги Петербург — Москва.

Он был единственным из конкурсантов, кто математически рассчитал всё металлическое сооружение. Журавский предложил конструкцию восьмигранной усечённой пирамиды, связанной кольцами.

Ему помогали архитектор Константин Андреевич Тон, инженеры Александр Симонович Рехневский и Павел Петрович Мельников.

Новый шпиль был создан очень быстро, в 1857-1858 годах. Каркас шпиля и огромное количество мелких деталей изготовили рабочие Воткинского железоделательного завода. Впервые при сборке были применены заклёпки. Медные позолоченные листы делали на Невьянском заводе, тоже на Урале.

Когда старого ангела с крестом опустили на землю, выяснилось, что вся его конструкция совершенно обветшала. Новую фигуру спроектировал академик Роберт Зелеман. По-видимому, это была точная копиия ангела работы Ринальди. Журавский создал новую оригинальную конструкцию поворотного механизма флюгера, которая исправно работала свыше 130 лет!

Читайте также:  Ночные экскурсии по санкт-петербургу на автобусе зимой и летом

Высота самого шпиля с ангелом стала теперь 47 метров, вес — 56 тонн. На позолоту ушло 8 килограммов драгоценного металла. Внутри шпиля появилась лестница на 2/3 высоты, далее выход наружу, ещё выше идут скобы. Общая высота колокольни с крестом и фигурой ангела составила 122,5 метров.

Главенствующая часть собора после перестройки — многоярусная колокольня на западном фасаде, декорированная пилястрами. Первые два яруса раздаются вширь и тем самым формируют плавный переход от основного здания собора к высокой башне. Третий ярус легко устремляется вверх.

Он увенчан золочёной восьмискатной крышей с четырьмя круглыми окнами в массивных белокаменных рамах, над которой располагается стройный и изящный восьмигранный барабан с узкими вертикальными проёмами.

Над ним — высокая, тоже восьмигранная, золотая корона, а на ней вместо традиционного креста — тонкая золотая башенка, служащая основанием шпиля. Высота креста — 3,2 метра, размах крыльев ангела — 3,8.

Вместе со шпилем была проведена реконструкция курантов. К часам добавилась минутная стрелка, кроме того, стали исполняться две мелодии.

XX век и далее

В годы Великой Отечественной войны альпинисты покрыли шпиль маскирующей краской и сеткой, которые после Победы были сняты, и шпиль Петропавловского собора снова засверкал в вышине.

При нашем суровом климате наиболее уязвимыми местами шпиля являются стыки медных золочёных листов, куда начинает проникать вода. Постепенно снашиваются детали поворотного механизма, а смазку там использовать нельзя. Поэтому в самом начале 2000-х годов решили начать капитальный ремонт ангела-флюгера.

Станислав Забурдаев

Монтажники бережно освободили ангела с крестом от шпиля и на вертолёте спустили его на землю. В январе-феврале 2003 года его «лечили» в заводских цехах, в том числе от пробоин времён войны; заменили поворотный механизм.

При этом использовались самые современные материалы и способы металлообработки. Наконец, наступил тот день, когда обновлённый ангел и крест на вертолёте были подняты на вершину шпиля, а монтажники надёжно закрепили его на самом верху.

И в год 300-летия Петербурга один из главных символов нашего города снова засверкал золотом высоко в небе.

Василий Васильевич Мицуров — кандидат исторических наук, автор более 450 статей в петербургских научно-популярных журналах

Акме-дек — Объекты — Собор Св. Петра и Павла Петропавловской крепости

Реставрация Собора Св. Петра Павла Петропавловской крепости (2000-2003 гг.)

Историческая справка

Состав реставрационных работ:

  • реставрация кровли;
  • реставрация и воссоздание металлоконструкций трапов и лестниц;
  • реставрация металлоконструкций шпиля и куполов;
  • реставрация и золочение шпиля и главки барабана малого купола;
  • реставрация доломитовой облицовки большого каменного фонарика и люкарн большого купола;
  • реставрация башенных часов;
  • комплексная реставрация флюгера «Ангел» и «яблока», включая золочение;
  • реставрация фасадов;
  • реставрация пяти икон иконостаса Собора.

Состав проектных работ:

  • проект обследования фундаментов и конструкций колокольни Собора (обследование проводилось впервые за всю историю существования Собора);
  • проект лесов для реставрации шпиля.

Стены собора очистили от красочных наслоений (слоев было более 10, цвет менялся несколько раз).

В советское время для окраски собора использовались перхлорвиниловые красители, покрывающие поверхность воздухо-влагонепроницаемой пленкой.

К 300-летию города фасады Петропавловского собора отремонтированы: выложена новая известковая штукатурка, окраска произведена по финской технологии натуральными красителями. Цвет собора соответствует периоду середины XIX в.

Для проведения реставрации шпиля были разработаны и возведены уникальные леса (+125 м), Обследование флюгера «Ангел», проведенное в 2002 г.

, показало, что вышел из строя поворотный механизм (один из его подшипников был разрушен), произошло отклонение вертикальной оси флюгера, что привело к застопориванию свободного вращения фигуры Ангела.

На позолоченной поверхности появились многочисленные утраты, под позолотой произошло частичное отслоение меди.

В проекте реставрации поворотного механизма флюгера «Ангел» принимали участие многие конструкторские бюро. Лучшее техническое решение было предложено НИИ специального машиностроения. Конструкция устройства максимально приближена к первоначальному проекту Д.И. Журавского. Работы по реставрации обшивки и золочению были проведены в мастерских фирмы «Акме-дек».

Историческая справка

Петропавловский собор был заложен 19 июня 1712 года на месте разобранной деревянной церкви 1703 года. Автор проекта – Доминико Трезини. Конструктором первого шпиля был голландский мастер Герман фон Болес.

Строительство собора продолжалось с 1712 года по 1733 год.

В 1725 году полностью закончена постройка многоярусной колокольни собора, увенчанной шпилем, завершенным медным флюгером в виде фигуры летящего ангела с крестом.

19 июня 1756 года от пожара сгорели все деревянные части собора, в том числе конструкции куполов и шпиль. Инженером В. В. Фермором был разработан новый проект. После пожара старая колокольня была разобрана до конька крыши (два верхних яруса), снизу под сохранившуюся часть и будущую новую колокольню был подведен мощный свайный фундамент, с ростверком и бутовым фундаментом.

В 1771 году колокольня в камне была построена, на всех трех ярусах были вытянуты карнизы и поставлены капители, вырезанные из пудожского камня. Большие боковые волюты после пожара сохранились вместе с первым ярусом колокольни, после ремонта оставлены гладкими.

Наблюдение за окончанием строительства колокольни было поручено Б. П. Брауеру. В 1773 году закончена обшивка шпиля.

Работу по ковке, шлифовке, полировке, золочению медных листов через огонь и обивке ими шпиля выполнили мастера Форшман и Тум под руководством директора Монетного двора И. А. Шлаттера.

В 1779 году произведен ремонт шпиля с установкой второго ангела-флюгера, созданного по рисунку А. Ринальди.

В 1856–1858 годах деревянные конструкции шпиля собора заменены на металлические. Шпиль был собран из металлических конструкций по расчетам инженера-полковника Д. И. Журавского. Обшивка шпиля и куполов выполнена медными листами, позолоченными ртутно-гальваническим способом. Шпиль был увенчан крестом с вращающимся медным позолоченным ангелом, выполненным по рисунку скульптора Р. К. Залемана.

В 1956 году, после войны, началась научная реставрация собора под руководством автора проекта реставрации – архитектора И. Н. Бенуа. Наряду с реставрацией фасада собора были выполнены работы по золочению шпиля. Позолота шпиля, креста и Ангела сильно пострадала в годы войны.

Для проведения работ по перезолачиванию шпиля были установлены вантовые леса без опор снизу, изготовленные по проекту инженера В. Л. Климова. Медная облицовка шпиля была очищена от огневой позолоты и позолочена листовым сусальным золотом бригадой Л. В. Васильевой.

В 959 году облицовка ангела, яблока и креста и верхние медные листы облицовки шпиля были демонтированы и перезолочены внизу. Облицовка большого и малого куполов золотилась на месте.

В 1976-1979 годах бригадой высотников были укреплены конструкции шпиля.

В 1991-1993 годах с целью реставрации были демонтированы фигура ангела, яблоко, крест (облицовка и каркас) и верхние листы облицовки шпиля. Работы проводила «БМП Компакт» под руководством высотников Р. В. Юринова, А. А. Белова.

Архитектурный надзор осуществлялся архитектором И. Н. Бенуа.

В 1993-1996 годах были проведены работы по реставрации завершения шпиля: изготовлен новый каркас ангела из нержавеющей стали, выполнен новый поворотный механизм ангела, отреставрирована и перезолочена листовым золотом медная облицовка верхнего яруса шпиля и шара, изготовлен люк в яблоке для возможного доступа и ухода за подшипниками. Работы были выполнены фирмой «БМП Компакт». Работы по золочению выполнены ПСО «Реставратор» под руководством Г. А. Севериной. Архитектурный надзор осуществлялся архитектором И. Н. Бенуа.

  • В ноябре 1996 года фигуру ангела установили на место.
  • Ангел на шпиле Петропавловского собора

Первый ангел-флюгер по проекту Д. Трезини украшал шпиль колокольни Петропавловского собора до 1756 г. и погиб в пожаре. Воссозданная фигура в целом повторяла размеры и пропорции первоначальной. Ураганом 1777 г. фигуре второго ангела были нанесены серьезные повреждения.

Было решено уменьшить размеры, вес и изменить расположение ангела. Третий ангел был изготовлен по эскизу А. Ринальди. В 1829 г. буря вновь повредила фигуру ангела и шпиль. Кровельщик Петр Телушкин сумел без строительства лесов отремонтировать фигуру ангела и крест. В 1834 г. шпиль вновь накренился, т.к.

деревянный каркас начал подгнивать. По итогам конкурса проектов 1853 г. строителем шпиля был назначен инженер Д.И. Журавский. Ангела вместе с крестом было решено заменить. Журавский разработал надежный и простой поворотный механизм с применением подшипников, не требующий специального обслуживания. С 1858 г.

четвертый ангел свободно вращался на шпиле, повинуясь направлению ветра.

К началу 1950-х гг. собор, его шпиль и флюгер нуждались в серьезном ремонте. К празднованию 250-летия города (1957 г.) была проведена реставрация обшивки шпиля (с использованием подвесных вантовых лесов), а также частичный ремонт Ангела.

За последующие 30 лет каркас фигуры потерял около 70% несущей способности, поворотный механизм износился, а позолота частично была утрачена. В 1991-1995 гг. фигуру демонтировали и полностью отреставрировали, но как показало обследование 2002 г. реставрация не была удачной.

В 2000 году начались реставрационные работы в рамках подготовки к празднованию 300-летия Санкт-Петербурга.

вверх

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector