Площадь Театральная в Санкт-Петербурге — история, факты

?

suosaari82 (suosaari82) wrote, 2014-03-22 02:31:00 suosaari82 suosaari82 2014-03-22 02:31:00 Categories:

А вы знали, что Театральная площадь получила своё название задолго до того, как на ней появился Мариинский театр? А знаете ли от чего скончался архитектор Тома де Томон – автор знаменитой Биржи на Васильевском острове? Знаете ли где в России располагалось первое высшее музыкальное образовательное заведение? Если нет, то эта статья для вас. А более искушённый читатель сможет освежить в памяти свои знания и возможно дополнить новыми фактами.

[Театральная площадь. Текст и картинки]

Театральная площадь в Санкт-Петербурге – одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.

При восшествии на престол Екатерины II в Петербурге наметился курс на удовлетворение горожан зрелищными мероприятиями. Весной 1765 года на Брумберговой площади начались работы по возведению огромного балагана для народных увеселений. Здесь открылись карусели, качели и большой амфитеатр для театральных представлений. А сама площадь стала именоваться Карусельным местом.

К началу 1770-х годов деревянный амфитеатр пришёл в ветхость. На его месте с 1773 по 1783 год по проекту Антонио Ринальди было построено здание Большого каменного театра, правда окончанием работ уже руководил Ф. В.

фон Баур, так как Ринальди, упав со строительных лесов, не мог в дальнейшем лично наблюдать за ходом работ.Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

  • В 1790-х годах Карусельное место стало называться площадью Каменного театра.Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты
  • В 1802 году император Александр I пожелал увеличить и отделать заново Большой театр, сделать более парадным его внешний облик.

Свои проекты представил Д. Кваренги.Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, фактыПлощадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

Но предпочтение было отдано проекту французского архитектора Ж.Ф. Тома де Томона.Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

Все работы были выполнены за восемь месяцев и завершены в 1805 году. Тома де Томон увеличил объём здания, пристроил со стороны главного фасада восьмиколонный ионический портик с фронтоном в стиле высокого классицизма.

Сильный пожар в 1811 году практически уничтожил Большой театр. Во время осмотра здания при подготовке к реставрации упал и сильно разбился архитектор Томон вскоре скончавшийся от полученных травм. Восстановление театра поручили архитектору Карлу Модюи, работы закончили в 1817 году, а сама площадь к тому времени уже именовалась Театральной.

  1. 3 февраля 1818 года театр открылся вновь.

В 1824 году произошло самое известное петербургское наводнение, описанное в поэме Пушкина «Медный всадник». «И всплыл Петрополь, как тритон, по пояс в воду погружён» – Театральная площадь, находящаяся между Большой Невой, Крюковым и Екатериненским (Грибоедова) каналами, так же оказалась затоплена.

В 1835 году недостатки здания театра вызвали необходимость переделок. Одобрили проект А.К. Кавоса. Архитектор придал залу форму более выгодную для обозрения сцены, увеличил число лож и кресел, расширил авансцену, добавил шестой ярус, убрал колонны.

До середины XIX века часть Театральной площади, примыкающая к Крюкову каналу, не была застроена.

В 1844 году на гастроли в Санкт-Петербург приехала из Рима цирковая труппа антрепренера Гверра, который получил разрешение на строительство здесь сначала деревянного, а потом и каменного цирка.

Проектировать здание поручили архитектору А.К. Кавосу. В 1849 году новый театр-цирк на Театральной площади был открыт.

Однако со временем интерес петербуржцев к однообразным цирковым представлениям упал. Уже к осени 1851 года цирковые представления практиче­ски прекратились. В здании цирка начали ставиться драматические спектакли.

    В 1859 году здание театра-цирка сгорело. А.К. Кавос по указу императора Александра II его восстанавливает, но уже как театр. В октябре 1860 года в Санкт-Петербурге оперой «Жизнь за царя» открывается новый Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны.

    В 1884 году комиссия во главе с архитектором Н.А. Бенуа признала неудовлетворительным состояние Большого театра в противопожарном отношении. Со временем становилось ясно, что здание отжило свой век. Постановкой оперы «Кармен», состоявшейся в 1886 году, театр закончил свое существование.

    После закрытия Большого театра на сцену Мариинского переносится большая часть спектаклей, главный архитектор императорских театров В.А. Шрётер пристраивает к левому крылу здания дополнительный трехэтажный корпус.

    В 1894-1896 годах в ходе проводимой Шретером реконструкции по всему периметру здания был возведен «парапетный этаж», в стенах которого между пилястрами прорезали большие полуциркульные окна с железными переплетами. Вентиляционную трубу на куполе театра архитектор замаскировал башенкой, придав зданию новую архитектурно-символическую доминанту.

    Башенка, ставшая символом Мариинского театра, обрамлена белыми фигурными кронштейнами и увенчана символами императорского театра – лирой и короной. (Императорская корона, задуманная В.А. Шрётером, снята в 1920-е годы и была восстановлена лишь в 1996 году).

    Освободившееся же здание Большого театра было передано Русскому музыкальному обществу для перестройки под Консерваторию – первое высшее музыкальное образовательное учреждение в России. Строительство началось в 1891 году по проекту архитектора В.В. Николя.

    Новое здание включило в себя часть стен Большого театра и было дополнено новыми объёмами. Работы по возведению были закончены в 1896 году.

    Величественный главный фасад консерватории, представлен автором в клас­сических ордерных формах.

    Его центр выделен четырехколонным портиком ионического ордера и завершён треугольным фронтоном с барельефом, изображающим две крылатые фигуры женщин и лиру с ветвями лавра.

    При постройке Консерватории В.В. Николя спроектировал на третьем этаже северного фасада огромный двусветный храм Рождества Пресвятой Богородицы. (В 1922 году храм был закрыт и впоследствии основательно перестроен под читальный зал и учебные классы).

    • Роскошное оформление Большого зала было выдержано в идеалах итальянского Возрождения.

    В год 200-летия Санкт-Петербурга произошло крупное наводнение. 12 ноября 1903 года уровень воды достиг 2,58 метра выше ординара. Театральная площадь вновь оказалась под водой.

    В 1906 году на Театральной площади открыли памятник великому русскому композитору М.И. Глинке работы скульптора Р.Р. Баха. Изначально памятник был установлен в створе улицы Глинки лицом к площади.

    В 1912 году архитектор Т.Я. Бардт несколько перестроил здание Консерватории. Собственно, перестройка коснулась, в первую очередь, Большого зала. Акустика в нём была неудовлетворительной, да и сцену с задних рядов было плохо видно. Основной задачей для архитектора было укоротить и расширить зал, в результате чего он был превращён в довольно невзрачную коробку.

    В 1926 году, в связи с прокладкой трамвайных путей и перепланировки площади, была создана комиссия по восстановлению и поиску более подходящего места для разобранного памятника М.И. Глинке. Его оставили на той же Театральной площади, но только с южной стороны от Консерватории.

    Во время блокады Ленинграда Консерватория была эвакуирована в Ташкент, но многие преподаватели и студенты остались несмотря на то, что здание серьёзно пострадало от бомбёжек и артобстрелов.

    Во время налётов на крыше дежурили поочерёдно. Известна фотография того времени, где запечатлён Д.Д. Шостакович в пожарной каске на крыше здания.

    Однако это постановочный снимок, композитора берегли и не позволяли ему рисковать жизнью.

    В 1944 году Консерватории было присвоено имя Римского-Корсакова.

    19 сентября 1941 года в здание Мариинского (в то время переименованного в Театр оперы и балета им. Кирова) попала немецкая авиабомба, но его быстро восстановили. Сама же театральная труппа во время Великой Отечественной войны была эвакуирована в Пермь.

      В 1952 году в Ленинграде возле здания Консерватории со стороны северного фасада установили памятник Н.А. Римскому-Корсакову, выполненный скульпторами В.Я. Боголюбовым и В.И. Ингалом.

      В 1965 году при реконструкции, проводимой под руководством архитектора Б.Н. Журавлёва, в очередной раз изменился облик Большого зала Консерватории, приняв известный сегодня вид.

      В 1968-1970 годах была осуществлена генеральная реконструкция Мариинского театра по проекту Саломеи Гельфер, в результате которой левое крыло здания было «вытянуто» и приобрело нынешний вид.

      Время не стоит на месте, сегодня действует уже вторая сцена Мариинского театра, расположившаяся за Крюковым каналом, предстоит капитальная реставрация Консерватории, и мало ли ещё какие сюрпризы готовит нам архитектурное будущее. Для наших потомков сегодняшние виды Санкт-Петербурга  станут такими же ретро-снимками в альбомах, а у нас всё ещё есть возможность выбрать свободное время и прогуляться в окрестностях Театральной площади.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге — история, факты

      Театральная площадь появилась в Петербурге еще в 30-е годы XVIII века. В то время она носила название Брумбергская площадь, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, которые располагались неподалеку.

      Начиная с середины XVIII века, площадь превращается в место отдыха и развлечений для простого народа – здесь устраиваются различные представления, выступают комедианты, устроены многочисленные качели и карусели и т.п.

      Площадь стала называться Карусельной.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      В 1775 – 1783 годах по проекту архитектора Антонио Ринальди здесь построили первое монументальное каменное здание для театра. Так называемый Каменный театр являлся долгое время самым большим в Европе. Площадь стали именовать площадью Каменного театра или Большой площадью перед театром.

      В начале XIX века под руководством архитектора Ж. Тома де Томона театр был перестроен. В первой половине этого же столетия за площадью закрепилось ныне существующее название – Театральная.

      Позже здание Каменного театра практически полностью сгорело, но было восстановлено и перестроено в конец XIX века специально для Петербургской консерватории.

      Читайте также:  Что привезти из питера в подарок? императорский фарфор

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      В середине XIX века напротив Каменного театра по проекту архитектора Альберта Кавоса был построен большой деревянный театр-цирк, который спустя десять лет сгорел.

      К 1860 году Кавосу удалось восстановить здание и реконструировать цирк в Мариинский театр, и на его сцене 2 октября состоялась премьера оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».

      Название театр получил в честь супруги Александра II Марии Федоровны.

      Театральная площадь. 1810‑е гг.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Облик Мариинского театра несколько раз менялся. Нынешний же облик фасадов он получил в 1894 – 1895 годах, когда здание перестраивали и восстанавливали под руководством архитектора В. Шретера.

      Несмотря на перестройки внутренний интерьер театра сохранился до наших дней практически в первозданном виде. С Мариинским театром связаны судьбы таких известных личностей, как Ф. Шаляпин, Ф. Стравинский, М. Кшесинская, М. Петипа, Г. Уланова, Р. Нуриев, М. Барышников и многие другие.

      Мариинский театр является символом русской театральной культуры. Он по праву считается лучшим театром Петербурга.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      По обеим сторонам от здания Петербургской консерватории установлены два памятника великим русским композиторам – М.И. Глинке (скульптор Р.Р. Бах, архитектор А.Р. Бах) и Н.А. Римскому-Корсакову (скульпторы В.Я. Боголюбов, В.И. Ингал, архитектор М.А. Шепилевский).

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Театральная площадь

      Одна из старейших площадей в Санкт-Петербурге

      Театральная площадь появилась всего спустя три десятилетия после основания города, в 1730-х годах. В начале XVIII века ее обычно называли Брумбергская, или Брумбергова, по фамилии владельца находившихся поблизости пильных мельниц Брумберга.

      Эта
 площадь образовалась в екатерининское время в связи со строительством Большого (или Каменного) театра. Театр, одновременно вмещавший до 3000 человек, был самым значительным театральным сооружением Петербурга того времени.
 Вечерами в Коломну съезжался весь петербургский бомонд. Однако Большой театр постигла печальная участь: грандиозный пожар 1811 г.
 практически уничтожил его.

      В конце XIX в. на его месте (Teaтральная пл., 3) построили новое здание, предназначавшееся для Петербургской консерватории, основанной в 1862 г. по инициативе композитора Антона Рубинштейна.

      В этом старейшем в России высшем музыкальном учебном заведении учились многие знаменитые музыканты (Прокофьев, Шостакович, Мравинский и др.). При консерватории имеется свой Театр оперы и балета.

      На Театральной площади находятся два памятника великим русским композиторам: М.И.Глинке и Н.А.Римскому-Корсакову.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Русская опера — это очень яркое и самобытное явление, одна из вершин мирового музыкального искусства. История оперы в России тесно связана со столицей империи — с Санкт-Петербургом

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Маршрут рассказывает об одном из самых чудесных явлений, которое можно лицезреть в Санкт-Петербурге – знаменитейшем русском балете.

      Многие ценители с разных концов мира приезжают в наш город специально, чтобы  посетить Мариинский или Михайловский театры.

      Мы приглашаем пройтись по улицам города, чтобы увидеть места, где люди, прославившие русский балет на весь мир, учились, трудились, жили, нашли место вечного успокоения.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Санкт-Петербург долгое время был столицей Российской империи, где кипела вся общественная жизнь – политика, культура, развлечения. В этом вихре великосветских условностей важной частью были балы: от роскоши великолепных дворцов императоров и знати до уюта и камерности частных домов мещан.

      Данный маршрут приглашает посетить места, где в былое время проводились самые изысканные бальные вечера, сохранённые для нас исторической памятью от XVIII и XIX веков.

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Театральная площадь

      Театральная площадь в Санкт-Петербурге. Старейшая городская площадь, почти все время своей истории служившая местом размещения разнообразных культурно-развлекательных учреждений. Облик современной площади во многом определяет всемирно известный Мариинский театр.

      Интересные факты:

      Театральная площадь — одна из старейших в городе, она появилась всего несколькими десятилетиями позднее основания Санкт-Петербурга. За долгое время она успела сменить несколько названий — была Брумберговой площадью, Карусельным местом, площадью Каменного театра, пока в 1821 году не получила окончательное наименование Театральная площадь.

      Долгое время пустырь между Екатерининским, Крюковым каналом и Мойкой называли Брумберговой площадью, по фамилии владельца располагавшихся на пустыре пильных мельниц голландского купца Семена Брумберга.

      Но настоящая история площади началась с «карусели» — амфитеатра для конных игр, где устраивались гулянья и маскарады для знати, и балагана для простого народа, затем здесь был построен Большой Каменный театр (ныне его место занимает Консерватория).

      В XIX веке площадь пополнилась сначала деревянным, а позднее каменным театром-цирком, который в 1859 году был перестроен в Императорский Мариинский театр.

      В одном из домов на Театральной площади в начале XIX века собиралось литературно-политическое общество «Зелёная лампа», в работе которого часто принимал участие А. С. Пушкин.

      В прошлом на Театральной площади в зимнее время устраивались открытые павильоны, в которых топились небольшие печки или горели костры — там грелись ямщики, ожидающие пассажиров. В питерском фольклоре разведение костров в открытых беседках называлось «сушить портянки Боженьке».

      В 1906 году на площади был установлен памятник М. И. Глинке, а в 1952 году — памятник Н. А. Римскому-Корсакову.

      В настоящее время на площади планируется строительство одноименной станции метро.

      Туристу на заметку:

      Культурные новости

      Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:
      • Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты
      • Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты
      • Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты
      • Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      Адреса Петербурга | Театральная площадь

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты

      В Санкт-Петербурге многие площади появились как перекрёстки улиц. На Театральной площади сошлось несколько перекрёстков: улиц Глинки и Декабристов, улиц Союза Печатников и Глинки, проездов вокруг Консерватории и Театрального сквера…

      Есть площади, которые ассоциируются с фигурами, предметами и числами. Знаменита площадь с прозванием «Пять углов», которой официально не существует, но тем не менее она есть и её все знают. Площадь «Квадрат», которая официально называется площадью Кулибина.

      Круглая площадь официально — Комсомольская. С кругом также ассоциируются площади Конституции и Мужества. С прямоугольником — Сенная, Чернышевского и Марсово поле. «Ватрушкой» называют площадь Ломоносова. На восьмиугольник похожа Австрийская площадь. Овал — площадь Победы.

      Треугольник — Владимирская.

      Театральная не ассоциируется ни с какими фигурами, предметами или числами. Она неправильная, но в то же время великолепная и комфортная. Форма Театральной площади появилась не по предварительному замыслу какого-то одного архитектора, придумавшего её, а сложилась на протяжении трёх веков в результате деятельности многих строителей-творцов.

      Её причудливые углы, выступы, скверики и проезды даже охватить взглядом невозможно. Подходя к площади с разных улиц, мы видим её многочисленные необычные ракурсы, как будто любуемся несколькими не похожими друг на друга площадями. Такое впечатление, что Театральная площадь предназначена для обзора сверху самим покровителем искусств Аполлоном.

      Имя

      Театральная площадь одна из старейших в городе, была известна уже в 1730-е годы как Брумбергова, по фамилии владельца расположенных неподалёку пильных мельниц. Летом 1766 года на Дворцовой площади устраивали гулянья и маскарады для знати.

      Там были сооружены «карусели» — амфитеатры для конных игр. После завершения праздника было решено перенести гулянья на Брумбергову площадь, примыкавшую к Крюкову каналу, где уже более широкие слои горожан могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть выступления комедиантов, прогуляться.

      Площадь стали называть Карусельным местом.

      В 1773 году по указу императрицы Екатерины Второй был учреждён театр, который строился с 1775 года по проекту Антонио Ринальди. В 1783 году здание было достроено и получило название Большого, или Каменного, театра.

      Это было первое в России монументальное театральное сооружение, к тому же долгое время театр оставался самым крупным в Европе.

      Ныне на этом месте в перестроенном и расширенном здании Каменного театра располагается Консерватория.

      Примерно с 1790-го по 1820 год бывшее Карусельное место называлось площадью Каменного театра, а после пожара в начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Тома де Томона, за ней постепенно закрепляется её нынешнее название — Театральная.

      Огонь

      В жизни Театральной площади особую роль сыграл огонь. Много раз здесь случались большие и малые пожары, что неудивительно. В театре для освещения зала и сцены использовали в огромном количестве различные свечи, керосиновые лампы, масляные светильники, бенгальские огни, газовые рожки и другие источники открытого огня.

      Для отопления применялись дровяные и угольные печи, а вокруг театральных построек располагалось несколько круглых навесов с отверстием в кровле по центру, где жгли костры извозчики и кучера в ожидании окончания представления. Именно эти павильоны породили в Европе легенду, что, дескать, русским приходится даже улицы отапливать, чтобы не умереть от лютого холода.

      В питерском фольклоре разведение костров в открытых беседках называлось «сушить портянки Боженьке».

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты Фрагмент фасада здания Мариинского театра. Фотография Анастасии Савчук

      Сильный пожар 1811 года практически уничтожил Большой Каменный театр. Как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин: «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — всё один партер».

      В 1845 году напротив Каменного театра, на пустовавшей в то время части площади, архитектором Альбертом Кавосом был сооружён деревянный цирк, а в 1847–1849 годах тем же архитектором — каменный театр-цирк, который в 1859 году сгорел.

      На его месте всё тем же Альбертом Кавосом было построено здание для Императорского Мариинского театра, названного в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра Второго. Впоследствии, в советское время, это был Театр оперы и балета имени С. М. Кирова, а ныне — Государственный академический Мариинский театр.

      Как только появились первые электрические приборы для освещения, они сразу же — в начале 1860-х годов — были применены в императорских театрах в Петербурге в оперных и балетных спектаклях.

      Для питания крайне несовершенных дуговых ламп пользовались так называемыми «бунзеновскими элементами», разработанными для военно-морского флота. Применялась также проводка электрических линий минными проводами с многократной изоляцией.

      В качестве осветителей в театрах нередко привлекали военно-морских минёров.

      Мариинский театр первым в России в 1885–1886 годах перешёл на более пожаробезопасное электрическое освещение лампами накаливания. Для этого в Мариинском театре появилась своя электростанция с паровыми лакомобилями.

      Вообще-то история театрального освещения столь сложна и интересна, что заслуживает отдельного большого повествования.

      Расстаться с огнём Театральной площади довелось ещё не скоро. В 1890 году здание Консерватории опять сгорело, и его восстанавливали уже по проекту В. В. Николя.

      Читайте также:  Всероссийская ночь искусств 2019 в санкт-петербурге

      Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда на постройки площади сыпались зажигалки, артиллерийские снаряды и авиабомбы. Сотрудники Кировского театра и Консерватории дежурили на крышах для тушения зажигательных бомб.

      Сохранилась даже фотография Дмитрия Шостаковича во время его дежурства на крыше Консерватории в конце июля 1941 года, а в сентябре одна из авиабомб разрушила часть Кировского театра. Восстановили разрушенное уже в 1944 году.

      С тех пор огонь отступил от Театральной площади.

      Вода

      Кроме огня Театральная накрепко связана ещё с одной из стихий. Это вода. Со стороны Коломны площадь ограничена Крюковым каналом, с набережной которого видна река Мойка.

      Противоположная сторона площади упирается в канал Грибоедова.

      В створе улицы Глинки с Театральной площади в одну сторону виден Поцелуев мост через Мойку и Морские Крюковские казармы, а в другой стороне перспектива улицы упирается в Никольский Морской собор. Поэт Николай Агнивцев писал:

      • И заплескавши тротуары,
      • Ревел, томился и вздыхал
      • О параллельной Мойке старый

      Екатерининский канал…

      Но Мойка — женщина. И бойко

      Решив любовные дела, —

      Ах!.. — Крюкову каналу Мойка

      Своё теченье отдала!

      Вода в виде петербургских наводнений не обходила стороной и Театральную площадь. Десятки раз её подтапливало, а глубина воды на ней бывала два с лишним метра.

      Художники не раз изображали Театральную площадь во время наводнения 1824 года, описанного в поэме Пушкина «Медный всадник».

      Александр Бенуа, иллюстрируя это произведение, изобразил затопленную площадь перед Большим Каменным театром, по которой перемещаются люди на лодках.

      В 1903 году на залитой водой Театральной площади всплыли деревянные торцы, которыми была вымощена проезжая часть. Потом торцовую мостовую восстановили, но после того как во время наводнения 1924 года мостовая ещё раз всплыла, как говорится, терпение лопнуло, и её не стали больше восстанавливать. Началась эпоха асфальта на мостовых Театральной площади.

      С водой и Театральной площадью связано и грандиозное событие, проходившее под императорским покровительством в 1908 году. В течение шести дней, с 19 по 24 мая, столица Российской империи принимала XI Международный конгресс судоходства. Все его заседания и выставочные экспозиции сосредоточились в огромном здании Консерватории на Театральной площади.

      Об этом событии в Большом зале Консерватории пресса писала: «Никогда ещё петербуржцы не видели такого съезда знаменитых учёных и видных деятелей по речной и морской промышленности и судоходству, собравшихся со всех стран мира…

      Роскошные костюмы дам, украшенные бриллиантами, расшитые золотом мундиры членов дипломатического корпуса, чинов Императорского Двора и первых сановников Империи производят блестящее впечатление!»

      Площадь Театральная в Санкт-Петербурге - история, факты Афишная тумба перед зданием Мариинского театра. Фотография Елены Козловой

      В начале ХХI века построили комплекс защиты города от наводнений, неточно именуемый «дамбой», и Театральная площадь уже не затапливается. Однако вода не отступила окончательно. Можно сказать, что теперь она стала даже частью главного театра города, находящегося на площади.

      После строительства Второй сцены Мариинского театра, соединённой символическим мостиком со старым зданием, внутри театра оказалась часть Крюкова канала.

      Здание театра увеличилось, присоединив к Театральной площади часть Коломны, а через театр теперь фактически протекает один из водотоков Невской дельты…

      Глинка

      По логике, после стихий огня и воды должна последовать земля, но её заменит род Глинка. Это вполне правомерно, если вспомнить, что мамой композитора, столь плотно связанного с Театральной площадью, была Евгения Андреевна Глинка-Земелька.

      С наводнения 1924 года, можно сказать, началась «прогулка композитора Михаила Ивановича Глинки» по Театральной.

      Прежде чем восстанавливать мостовые, разобрали памятник Глинке, поставленный на Театральной площади в 1906 году в створе улицы Глинки, прямо посередине проезжей части.

      В 1925 году разобранный памятник был перенесён в сквер справа от Консерватории и вновь собран, но уже без замечательных светильников, которые посчитали лишними.

      Вообще-то на Театральной площади многое связано с этим композитором, чьё победное шествие по площади началось в 1836 году, когда торжественное открытие Консерватории было ознаменовано постановкой оперы Глинки «Жизнь за царя», до сих пор идущей с успехом в театрах, но уже под названием «Иван Сусанин».

      Спустя почти четверть века, в 1860 году, торжественное открытие уже Мариинского театра вновь было ознаменовано той же самой оперой Глинки. До сих пор по традиции каждый театральный сезон в Мариинке начинается с этой оперы.

      20 ноября 1892 года Николаевская улица, пересекающая Театральную площадь, была переименована в улицу Глинки в связи с 50-летием премьеры оперы «Руслан и Людмила», так как «улица вела к Мариинскому театру, где ставились оперы Глинки, и к строящемуся зданию Консерватории…» Это было первое в истории Петербурга переименование улицы, когда одно исторически устоявшееся название заменялось другим в честь кого-либо, причём не члена императорской фамилии.

      Поскольку улица Глинки перед Никольским собором упирается в проспект Римского-Корсакова, а Консерватория носит имя Римского-Корсакова, то в 1952 году в сквере слева от Консерватории был установлен памятник Николаю Андреевичу.

      Площадная хроника

      1775–1783 — строительство Каменного театра (арх. А.

       Ринальди) 1780-е — Карусельную площадь стали именовать площадью Большого Каменного театра 1800-е — архитектор Тома де Томон перестраивает здание Большого Каменного театра после пожара 1810–1820-е — за площадью постепенно закрепляется название «Театральная» 1845 — сооружён деревянный цирк напротив Большого Каменного театра 1847–1849 — строительство каменного театра-цирка (арх. А. К.

       Кавос) 1859 — цирк после пожара перестраивается для Мариинского театра (арх. А. К. Кавос) 1894–1895 — архитектор В. А. Шретер перестраивает фасад Мариинского театра 1896 — архитектор В. В. Николя вновь отстраивает (после пожара 1890 года) здание Каменного театра для Петербургской консерватории.

      Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в нашей стране 1906 — рядом с Консерваторией в створе улицы Глинки установлен памятник М. И. Глинке (скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах) 1925 — памятник М. И. Глинке перенесён в сквер справа от Консерватории 1952 — сооружён памятник Н. А. Римскому-Корсакову (скульпторы В. Я. Боголюбов, В. И. Ингал, арх. М. А. Шепилевский) в сквере слева от Консерватории

      Театральная площадь в Санкт-Петербурге — история, Мариинский театр, памятники

      Театральная площадь в Санкт-Петербурге, где расположены Мариинский театр и старейшая в стране Консерватория, известна не только в России, но и за рубежом.

      История Театральной площади в Санкт-Петербурге

      Таатральная площадь в Санкт-Петербурге — одна из самых старейших в городе. Она появилась спустя 30 лет после основания Северной столицы в 1730-х годах и была известна как Брумбергская, по фамилии владельца пильных мельниц Брумберга, расположенных недалеко.

      Летом 1766 года во времена правления Екатерины II на Дворцовой площади устраивали гуляния, маскарады для знати. Там были сооружены «карусели» (амфитеатры для конных игр).

      После  завершения праздника гуляния было решено перенести в район Коломны, на территорию, примыкающую к Крюкову каналу.

      Теперь здесь горожане могли покататься на качелях и каруселях, посмотреть на выступления комедиантов, прогуляться. Площадь называли Карусельной.

      В 1773 году по указу императрицы Екатерины II был учрежден театр, который здесь строился с 1775 по 1783 гг. по проекту А. Ринальди. Это было первое в России монументальное здание — Каменный театр. Долгое время театр оставался самым крупным в Европе. А площадь стали называть площадью Каменного театра, или Большой площадью перед каменным театром.

      В начале XIX века, когда театр был перестроен по проекту архитектора Ж. Тома де Томона, за ней закрепляется ее нынешнее  название — Театральная.

      Сильный пожар 1811 год практически уничтожил Большой театр. Вот как говорил известный острослов Александр Николаевич Нарышкин «Нет ничего более: ни лож, ни райка, ни сцены — все один партер».

      Здание Каменного театра полностью перестраивается для Петербургской консерватории (архитектор В. В. Николя). Инициатива основания ее в 1862 году принадлежит Рубинштейну.

      Это самое старое высшее музыкальное учебное заведение в стране.

      На противоположной пустующей стороне во время правления Николая I строится  деревянный Театр-цирк (архитектор А. К. Кавос). Но спустя 10 лет в 1859 году, здание сгорело. Под руководством того же архитектора цирк перестроен в Мариинский театр, названный так в честь императрицы Марии Александровны, супруги Александра II.

      Царская ложа и ложа министра императорского двора имели самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Оформление и убранство театра были впечатляющими. Новый театр открылся 2 октября 1860 года премьерой оперы М. И. Глинки «Жизнь за царя».

      Памятники композиторам на Театральной площади

      В 1906 году в центре Театральной площади был установлен памятник М.И.Глинке. Но позже его перенесли в сквер справа от консерватории, поскольку он мешал движению транспорта и закрывал великолепную перспективу улицы, обращенной к Никольскому собору.

      Теперь по обеим сторонам от здания Петербургской консерватории установлены два памятника великим русским композиторам — М.И. Глинке (скульптор Р. Р. Бах, архитектор А. Р. Бах).  и Н.А. Римскому-Корсакову (скульпторы В.Я. Боголюбов, В.И. Ингал, архитектор М.А. Шепилевский).

      Мариинский театр в Санкт-Петербурге

      Фасад Мириинского театра, в основном, создан архитектором В. А. Шретером. Внутренний интерьер практически не изменился: роскошный занавес, великолепная царская ложа, хрустальная люстра. Сохранена и цветовая гамма — голубой цвет с золотом. Оформление театра отличается богатством архитектуры. Витые колонны, разорванные фронтоны, лепные украшения в виде женских головок, масок.

      Мы можем видеть разнообразные орнаменты, фигуры атлантов, кариатиды, украшающие ложи. Особенно привлекателен плафон с изображением танцующих девушек и амуров (выполнен Э. Франчиоли по эскизам Х. Дузи).  Окружают плафон портреты русских драматургов. В оформлении театра приняли участи такие замечательные русские художники как А. Н. Бенуа, М. В. Добужинский, К. А. Коровин, Б. М. Кустодиев.

      С театром связаны такие мировые имена как Ф.И. Шаляпин, Л.В. Собинов, Ф.И. Стравинский, Э.Ф. Направник, М.И. Петипа, А.П. Павлова, Г.С. Уланова, Р. Нуриев, М.Н. Барышников.

      Мариинский театр в наши дни

      Репертуар Мариинского театра включает произведения золотого фонда оперной и балетной классики. Одновременно ведутся поиски новых форм балетного и оперного искусства. В последние годы театр осуществил совместные постановки с крупнейшими театрами мира: Ковен Гарден, Опера де Бастиль, Ла Скала, Ла Фениче. Под руководством В. Гергиева Мариинский театр стал лучшим музыкальным театром России.

      Оперная и балетная труппы — сильнейшие среди отечественных и зарубежных коллективов. В театре работают талантливые артисты, многие из которых стали мировыми звёздами: певицы О. Бородина и А. Нетребко, балерины У. Лопаткина и Д. Вишнева и др. Купить билет в Мариинский театр не просто, но возможно, лучше — заранее (стоимость билетов от 400 до 2500 рублей, на отдельные спектакли до 6000 рублей).

      Читайте также:  Основные достопримечательности Санкт-Петербурга список

      Вторая сцена Мариинского театра была построена в 2013 году. Это современное здание расположено за старым зданием, на другом берегу Крюкова канала.

      В 5-ти минутах ходьбы от Театральной площади, по адресу ул. Писарева 20, расположен Концертный зал Мариинского театра, который отличается потрясащей акустикой.

      В настоящее время (2017 г.) часть площади отгорожена, там ведется строительство вестибюля станции метро «Театральная».

      Блог «Йода»: Полная история Театральной площади и площади Революции

      Оригинал текста на «Йоде» Изображения на банкнотах национальной валюты по традиции удостаивается символ и гордость страны. В России одним из таких символов стал Большой театр, уже почти 200 лет стоящий на Театральной площади. Как жил несколько веков этот знаменитый район Москвы с грязной рекой Неглинкой, именем большевистского революционера, стеной Китай-города и многим другим, читайте в очередной серии наших материалов об истории столичных площадей.

      Истоки в реке

      Оказавшись на Театральной площади два века назад, вы бы ее не узнали. Поскольку никакой площади тогда и не было. Там, где сейчас стоят фонтаны и ездят автомобили, текла река Неглинная, позднее скрывшаяся под землю.

      Район современной Театральной площади с конца XV века был известен как Пушечная слобода. Неглинная река, истекавшая из Марьиной рощи и впадающая в Москву-реку, здесь делала поворот в сторону Кремля. Одно время около каменных стен Китай-города река разливалась в прудом, поэтому площади расположиться было негде.

      Тем более рядом высилась стена Китай-города. Её построили во времена правления матери Ивана Грозного Елены Глинской в 1534-1538 годах, собрав специальный налог с горожан и привлекая их в качестве рабочих. Архитектором стены и, в частности, выходившей на Неглинную, круглой башни стал Петрок Фрязин.

      Соединявшие Красную площадь с Охотным рядом Воскресенские ворота дали имя Воскресенскому мосту. Ещё один мост через Неглинку находился на месте современного Малого театра и назывался Пушечным. Расширилось укрепление во время Северной войны — опасаясь подхода врага к Москве, Пётр Первый в 1707 году велел пристроить бастионы к китайгородской стене.

      Из Неглинной можно было бы брать воду в случае осады, но, к счастью, не пригодилось.

      Формирование этого района к северо-востоку от Кремля как площади началось в первой половине XIX века, когда, доставлявшую проблемы в виде наводнений и зловония, Неглинку спрятали в трубу. Но известность он получал уже благодаря не реке, а театрам.

      Большой театр у маленькой реки

      У прославившего Театральную площадь Большого театра изначально судьба была непростой. В 1770-х губернский прокурор князь Пётр Урусов запросил у государства право устроить в Москве первый постоянный театр. Разрешение было получено и рядом с Неглинной рекой, на земле князя Лобанова-Ростовского он, объединившись с англичанином Михаилом Медоксом, начал строить театр.

      Располагался он в начале улицы Петровки. Но ещё до полного окончания работ театр в доме графа Воронцова на Знаменке, где временно располагалась труппа, сгорел. Союз «государственника» и профессионального антрепренёр-инженера распался — Урусов вышел из проекта. Медокс как единоличный хозяин достраивал первое большое здание театра, именовавшегося тогда «Петровским».

      Открытие состоялось в декабре 1780 года.

      Главный зал вмещал около 800 зрителей, имел 4 яруса лож, но без балконов. Ложи представляли собой комнатки. Приехавшая вместе со зрителями прислуга ожидала своих господ во время спектаклей в трёх специальных залах.

      В конце века финансовые дела Медокса стали не ладиться. Императрица даже назначила ему пенсию. Поэтому театр постепенно перешёл в казну и стал императорским. Но в 1805 году происходит трагедия — здание театра гибнет в огне.

      Очаг возгорания возник в гардеробной, затем стремительно «пламя всё пожрало», как писала тогда пресса.

      В последующие почти 20 лет труппа будет скитаться по городу: выступать в доме Пашкова, в доме Апраксина, на Арбате, где здание театра сгорит при пожаре 1812 года.

      В 1816 году при разработке генерального плана восстановления города была учтена проблема театра. Он должен был вернуться на прежнее место, которое уже в виде Театральной или Петровской площади проектировал Осип Бове. Он и заложил основы сегодняшней прямоугольной конфигурации площади.

      Первоначально проектом театра параллельно занимались Бове и архитектор Андрей А. Михайлов. Но в 1821 году здание начало строиться по проекту Бове с учётом проекта Михайлова. В частности, он развернул квадригу Аполлона к лицу смотрящих на фасад здания.

      Здание было построено в 1824 году, а театр открыт 6 января 1825. Назывался он тогда Большой Петровский. Зал вмещал до трёх тысяч человек, что в два раза больше, чем в театре Медокса. Фасад приобрёл заметные колонны, но театр ещё не имел облика, который мы можем видеть сегодня. Виной тому снова был пожар — 11 марта 1853 года. Пламя хлестало два дня, плавя снег вокруг. Тлели руины ещё неделю.

      Большая перестройка

      В 1819 году, ещё до строительства театра происходит важное событие — Неглинная река заточается в трубу по проекту изобретателя застывающего в воде цемента инженера Егора Челиева. Тем самым образуются площади. Южная у стен Китай-города — Воскресенская. Там начинается торговля. Северная — Театральная. Там плац-парад и водоразборный фонтан.

      В тот же год, что и Большой театр, по восточной стороне Театральной площади построили дом купца Варгина, где позднее, в 1824-м расположится Малый театр.

      Для нужд театра в конце 1830-х была выкуплена соседняя земля, и здание было перестроено архитектором Константином Тоном. А к югу от него в 1838 году купец Челышев строит дом под гостиницу и бани.

      На западе от Большого театра в 1869 году открывается новая площадка — купец Бронников переделывает дом под зрительный зал со сценой и сдаёт труппам.

      На юго-западе, на Воскресенской площади в 1879 году был построен доходный дом купца Корзинкина. Ранее на этом месте находилась, в частности, кофейня Печкина, в которой собирался кружок актёра Михаила Щепкина.

      Здесь растёт товарищество «Большая Московская гостиница» (иначе — «Гранд отель») с рестораном и садом. Напротив — в 1892 году на месте снесённого административного здания Присутственных мест строится новая Городской дума.

      Здание красного цвета стало одним из символов этого уголка Москвы.

      Пока строилась «Большая Московская гостиница», на углу Воскресенской и Театральной площадей продолжал работать один из самых ихвестных трактиров — Тестова.

      В противоположном углу Театральной площади, на северо-востоке примыкал к Малому театру магазин «Мюръ и Мерилизъ». Основали его шотландцы, приехавшие из Петербурга в 1880-х. Первоначально магазин головных уборов стремительно рос, увеличивая отделы. Говорили, что в нём можно было найти самые разнообразные товары в городе, которые привозили из Европы.

      В 1901 году в магазине произошёл пожар, но он не остановил торговцев. Они заказали проект нового здания архитектуру Роману Клейну. В 1908 году выросло новое семиэтажное здание из камня и железа в готическом стиле, будущий ЦУМ.

      В конце XIX века здание купца Челышева выкупает промышленник Савва Мамонтов с целью перестроить его в комплекс, состоящий не только из гостиницы, но из театра и других развлекательных заведений.

      Но он реализовать свои планы не смог из-за разорения. Здание перешло «Петербургскому страховому обществу», которое начало перестраивать гостиницу с рестораном.

      Быстро это сделать не удалось — в 1901 году произошёл пожар, из-за которого пришлось продлить стройку до 1903 года.

      После открытия «Метрополь» стал одним из самых дорогих и престижных мест проведения досуга. Это не просто гостиница, а развлекательный центр. В 1906 году в нём открылся первый в городе двухзальный кинотеатр, проработавший долгие годы. Здесь часто можно было встретить известных людей.

      Пожары — распространённая проблема того времени. Известно, что и Малый театр пострадал от огня, в 1914 году.

      Давала о себе знать и другая стихия — вода. Скрытая от глаз Неглинная река не собиралась умолкать. Зачастую она затопляла окрестности и требовала ухода в виде чистки и укрепления трубы. Например, в 1880-х для этого даже открыли своды тоннеля.

      Другая проблема на пороге XX века была с фундаментом Большого театра. Одна сторона здания заметно просела. Говорят, что однажды после спектакля даже не смогли открыть несколько дверей на выход из зала, а стена дала трещину. В конце XIX под здание подвели новый фундамент, но и это не до конца не устранило недостатки.

      В феврале 1905 года через Воскресенскую площадь пустили трамвайное движение от Большой Дмитровки. А ещё через полтора года открыли автобусный маршрут «Театральная площадь — Болото».

      До 1911 года нельзя было пройтись по всей Театральной площади. Дело в том, что относительно большой прямоугольный участок был огорожен столбиками и верёвками для плац-парада. Когда его убрали, здесь разбили два сквера: поставили клумбы и лавочки. На одной из фотографий 1910-х сохранилось даже изображение пальм на фоне фасада Большого театра.

      На плацу до этого проходили торжественные смотры, в том числе, с участием императорской семьи. Театральная площадь, как и положено части самого центра города, постоянно становилась местом прохождения главных праздников.

      Так, во время отмечания 300-летия дома Романовых она «освещалась прожектором с крыши Большого театра, а колесница «была иллюминирована красными и синими бенгальскими огнями».

      Парады, встречи императорской семьи во время их приездов в Москву, народные гуляния не были здесь экзотикой.

      В 1917 году в этих местах прошёл кровавый московский фронт зарождавшейся гражданской войны. 1 ноября юнкера и добровольцы были выбиты большевиками из Метрополя и Городской думы. По площади стреляли орудия большевиков.

      Затем с неё они палили по Кремлю. На площади добивали раненых юнкеров, угрожая расстрелом прохожим и сёстрам милосердия, которые пытались это остановить.

      На следующий день антибольшевистские вооруженные силы города капитулировали.

      Советское время

      После укрепления у власти большевиков Театральная площадь одной из первых получает новое имя. Причиной тому смерть одного из активных деятелей октябрьской революции и председателя ЦИК Якова Свердлова.

      Площадь называют его именем в 1919 году, хотя и в последующие годы в прессе встречалось старое именование.

      В то же время в этом районе увековечивают память не только одного из возможных инициаторов расстрела царской семьи и разгона Учредительного собрания.

      В 1918 году рядом со стеной Китай-города открыли памятник поэту Алексею Кольцову. На церемонии стихи читал Сергей Есенин. Вскоре фигуру увезли в подсобное помещение Первого пролетарского музея, чтобы там скульптур Сырейщиков переделал её в бронзовый памятник.

      Но ему это не было суждено — Сырейщиков уехал из Москвы в Воронеж и, возможно, умер там от тифа. В следующем году на Площади Революции установили странный по виду памятник французскому революционеру Жорж-Жаку Дантону. Голову Дантона и постамент не оценили и через некоторое время убрали.

      Памятник же Свердлову, также установленный в эти годы, простоял здесь до 1991 года.

      Продолжение материала читайте на «Йоде»

      Читайте нас в ТвиттереВКонтактеФейсбуке

      Ссылка на основную публикацию
      Adblock
      detector