В 1896 году, 4 мая, в Петербургский развлекательный сад «Аквариум» запустили «золотую рыбку» по имени синематограф. Уже на протяжении 125 лет она исполняет желания россиян плакать, смеяться, любить и ненавидеть, глядя на экраны, где мелькают кинокадры из их жизни.
Театр «Аквариум», Санкт-Петербург. свободные источники
В этот знаменательный день по Санкт-Петербургу расклеили афиши, призывающие горожан прийти в «Аквариум», где обещали продемонстрировать живые фотографии, сделанные братьями Люмьер. Мало кто понимал, о чем идет речь, однако любопытство брало верх над разумом.
В летнем саду давали оперетту «Альфред-паша в Париже». Зрители с интересом наблюдали, как в антракте на занавес прикрепили белое полотнище. Вскоре притушили свет, и на экране замелькали двигающиеся картинки. Первый в истории России киносеанс длился всего десять минут.
Были показаны короткие фрагменты документальных фильмов Люмьер – «Выход рабочих с завода», «Разрушение стены» и, конечно же, «Прибытие поезда», уже шокировавших Европу. Петербуржцы пришли в восторг.
Любопытные факты. Первый полнометражный фильм «Подлинная история банды Келли» был создан в 1906 году австралийским режиссером Чарльзом Тейтом.
Героем киноленты стал австралийский разбойник Нед Келли, за похождениями которого зрители с интересом наблюдали на протяжении 70 минут. Сохранить оригинал не удалось, однако в 1975 году обнаружили отдельные фрагменты.
Тогда же, по решению ЮНЕСКО, «Подлинную историю банды Келли» назвали первым полнометражным фильмом в истории кино и включили в список «Память мира».
Не прошло и недели, как московская публика испытала не менее бурные эмоции на просмотре уже запланированного киносеанса, первого в истории города. Несколько позже к новоявленным киноманам присоединились жители Нижнего Новгорода, где проходила ежегодная ярмарка. На ней самым востребованным товаром оказались фильмы братьев Люмьер.
К слову, местный житель Максим Горький раскритиковал невиданное ранее зрелище, назвав его «царством теней», в котором нет «ни звуков, ни красок». Тем не менее, основатель соцреализма предрек синематографу широкую популярность «ввиду его поражающей оригинальности».
Как бы то ни было, с премьерного показа в Санкт-Петербурге начались регулярные киносеансы в городах России. Поначалу демонстрировались киноленты иностранных компаний, преимущественно, французских. Вскоре соотечественники и соратники Люмьеров, популяризируя свое изобретение, начали делать киносюжеты, рассказывающие о событиях российской действительности.
Любопытные факты. Полноправными действующими героями немых фильмов стали музыканты, сопровождавшие сюжет композициями. Иногда к этому привлекали целые оркестры – они компенсировали отсутствие живой речи и звуков на экране.
Но чаще всего это был один человек, называвшийся тапером (в переводе с французского – стучать, хлопать). Не все «проводники» в мир немого кино владели мастерством игры на фортепиано, многие действительно просто барабанили по клавишам.
Зрителей это устраивало, поскольку создавало иллюзию «говорящих картин».
В том же, 1896-м, дебютном для кинематографа России году, французы отсняли церемонию коронации Николая II. Затем последовал ряд фильмов про донских казаков, об астраханских рыбаках и бакинских нефтяниках, а также визитах представителей зарубежных стран.
Тогда же предпринимались попытки создания художественных фильмов по сюжетам из истории Российской империи. Однако они не имели успеха у зрителей. Безусловным достижением того периода признан фильм, снятый на российском материале французским кинооператором Камиллем де ля Серфом, о коронации Николая II. Он вошел в историю как первый в мире кинорепортаж.
Фрагмент из фильма «Стенька Разин» («Понизовая вольница), 1908 г. свободные источники
Они были первыми
Пионерами российского кинопроизводства были два Александра – Дранков и Ханжонков. Александр Дранков поставил свое дело на коммерческую основу. Он снимал и продавал киносюжеты, указывая метраж пленки и ее стоимость.
Например, «Торжественные похороны проф. Чупрова при громадном стечении народы» были размером в 120 метров, стоили – 72 рубля.
А «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» длилось намного дольше – 500 метров пленки, стоило соответственно – 180 рублей.
Стараясь опередить своих французских конкурентов, Дранков ухитрялся снимать интерьеры царских палат и убожество городских трущоб. Известно, что Лев Толстой терпеть не мог сниматься на фото, не говоря уже о кинокамере.
Однако Александр Осипович не только умудрился провести подробные съемки в Ясной Поляне, но и сообщил широкой публике о намерении Толстого написать для его фильма сценарий.
Лев Николаевич ничего подобного, конечно, не обещал, однако пиар-ход вполне удался.
Дранков обратился к более покладистому классику: решил поставить «Бориса Годунова» Александра Пушкина. Его привлекал не столько сюжет произведения, сколько возможность снять актеров в старинных русских одеждах. Художественного воплощения трагедии на экране не получилось, но отснятые эпизоды с актерами в дорогих нарядах, успешно демонстрировались под заголовком «Сцены из боярской жизни».
И все-таки Александр Дранков осуществил свою заветную мечту – снял, как сказали бы сейчас, «костюмную» мелодраму на сюжетной основе казацкого романса «Из-за острова на стрежень». В историю российского кинематографа она вошла под названием «Стенька Разин и княжна» или «Понизовая вольница».
Между сценами картины демонстрировались поясняющие действие титры. Кинофильм продолжался около восьми минут. Премьера «Понизовой вольницы» прошла с огромным успехом 15 октября 1908 года.
Звезда немого кино Вера Холодная. свободные источники
В это же время начинает свою деятельность Александр Ханжонков. Началось десятилетнее соперничество двух выдающихся личностей в истории отечественного кинематографа, которое, безусловно, явилось катализатором его бурного роста.
Только в одном Петербурге к 1916 году производством фильмов занимались девять студий. Около 20 контор обеспечивали прокат кинокартин. В городе действовали 144 кинотеатра, самые известные из них – «Мулен-Руж», «Паризиана» и «Пикадилли» на Невском проспекте.
Вслед за экранизацией сюжетов из русской классики («Пиковой дамы», «Мертвых душ», «Братьев Карамазовых») последовали фильмы по оригинальным сценариям из современной жизни. Предпочтение отдавалось любовным мелодрамам, мистике. В них снимались актеры, ставшие кумирами нескольких поколений зрителей – Иван Мозжухин и Вера Холодная. Началась эра советского и российского кинематографа.
История "живой фотографии" в России
16 мая 1896 года в Петербурге состоялся первый в нашей стране киносеанс.
Показ коротких документальных фильмов знаменитых братьев Люмьер — «Прибытие поезда», «Выход рабочих с фабрики Люмьер», «Завтрак младенца», «Политый поливальщик» и других — длился около десяти минут, а потому «поместился» в антракт между 2-м и 3-м отделениями оперетты «Альфред-паша в Париже». Реакция зрителей была чрезвычайно бурной, а через несколько дней начинание столицы империи подхватила и Москва…
А самый первый в истории киносеанс состоялся за пять месяцев до петербургского дебюта. Произошло это 28 декабря 1895 года в Париже, в кафе на бульваре Капуцинок, где братья Огюст и Луи Люмьер продемонстрировали свой синематограф, имевший необычайный успех. Именно эта дата считается днем рождения кино.
Трехмерное кино опасно для здоровья
О новом парижском аттракционе довольно быстро узнали в других европейских столицах, и уже в феврале следующего года аппараты Люмьеров, с помощью которых можно было снимать и демонстрировать кинофильмы, появились в Лондоне, Брюсселе, в апреле — в Берлине, в мае — в Вене, Петербурге, Москве, а затем в Мадриде и Нью-Йорке. К концу года синематограф оказался в Египте, Индии, Японии и даже Австралии!
Первый российский киносеанс прошел в летнем саду «Аквариум» на Каменностровском проспекте северной столицы.
Он не был организован специально — десятиминутную подборку фильмов братьев Люмьер продемонстрировали, чтобы заполнить время антракта, но эффект от синематографа был потрясающим.
Через пару дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом того же года фильмы знаменитых французов показывали уже на Нижегородской ярмарке! Здесь ленты увидел Максим Горький, который сделал подробное описание своих впечатлений.
«Вчера я был в царстве теней… Там звуков нет и нет красок. Там всё окрашено в серый однотонный свет… Это не жизнь, а тень жизни, и это не движение, а беззвучная тень движения».
Размышляя над увиденным, писатель предрек этому «изобретению, ввиду его поражающей оригинальности… широкое распространение», но, вместе с тем сделал и печальный вывод: «раньше, чем послужить науке и помочь совершенствованию людей, синематограф послужит Нижегородской ярмарке и поможет популяризации разврата».
Летом того же 1896 года в первом петербургском кинотеатре, который располагался на Невском, 46, началась регулярная демонстрация фильмов братьев Люмьер. Поначалу зрители могли увидеть здесь только иностранные фильмы. Осенью «живая фотография» добралась до Киева, Харькова и Ростова-на-Дону.
AP
Заботясь о повышении популярности своего детища, изобретатели кино, французы, стали снимать сюжеты из жизни разных стран, где демонстрировались фильмы, в том числе и о России.
Так, французские операторы зафиксировали на пленке коронацию Николая II, а затем сняли ленты о донских казаках, о добыче нефти в Баку, о рыбной ловле на Волге и даже о военных маневрах.
Французы делали попытки снимать художественные фильмы на классические сюжеты, для чего своих актеров иностранцы наряжали в старорусские костюмы. Вскоре появились и первые отечественные кино-мастера.
Началось всё с «Первого синематографического ателье А. О. Дранкова», хозяин которого, известный журналист и фоторепортер Александр Осипович Дранков, попытался в 1907 году наладить собственное производство фильмов.
Новое дело сопровождалось крикливой рекламой: «Первое в России синематографическое ателье! Выделка лент для синематографов! События России и окраин! Виды городов и деревень!» Помимо цены, в те годы фильмы сопровождались и обязательным указанием метража пленки: «Виды Москвы и Московский Кремль» — 153 м, 91 руб., 80 коп.
, «Свидание государя-императора с английским королем Эдуардом» — 500 м., 180 рублей. Помимо документалистики, Дранков начал первым в России снимать и художественные фильмы.
Наибольшую известность приобрел его «костюмный» фильм «Стенька Разин и княжна», иначе называемый «Понизовская вольница».
Актеры, наряженные в театральные костюмы и с приклеенными бородами, интенсивно жестикулируя, изображали кипение страстей вокруг атамана Стеньки Разина и персидской княжны.
Несмотря на то, что сюжет и финал всем хорошо известны, между эпизодами в фильм были вставлены титры — для пояснения происходящего. Ленту сопровождала специально для нее написанная симфоническая музыка, автором которой стал композитор И. Ипполитов-Иванов.
Глава известной кинокомпании предложил заменить попкорн полезной едой
В итоге фильм получился на семь с половиной минут. Его первая демонстрация состоялась 15 октября 1908 года и прошла с большим успехом, на волне которого у Дранкова появился конкурент — в Москве съемки фильмов начал Александр Ханжонков.
Именно соперничество Дранкова и Ханжонкова стало на протяжении десяти лет наиболее мощной движущей силой развития русского кинематографа.
К 1916 году в Петербурге существовали уже девять фирм по производству фильмов, работало 18 контор, занимавшихся прокатом, а также было зарегистрировано 144 кинотеатра, из них 30 только на Невском проспекте.
AP
Любопытно, что именно на Каменностровском проспекте Северной столицы, там, где некогда состоялся первый российский киносеанс, незадолго до революции расположилась кинематографическая фирма инженера Карпинского.
Хозяин назвал свое предприятие «Омниум-кино» — здесь снимали документальные ленты и делали художественные фильмы, которые с удовольствием смотрели в Петербурге и Москве. После 1917 года, когда кинематограф был объявлен важнейшим из искусств, все имущество «Омниум-кино» было передано Петроградскому кинокомитету.
Тут, на месте театра-сада «Аквариум», впоследствии была построена знаменитая на весь мир киностудия «Ленфильм».
Куратор: Наталия Красовская
120 лет кино в России: люмьеровский поезд на запасном пути — BBC News Русская служба
- Ольга Шервуд
- для bbcrussian.com
Автор фото, Olga Sherwood
120 лет назад в России впервые показали кино. В Санкт-Петербурге, где это произошло, празднования в этом году выглядели грустным и бессмысленным пиром во время чумы. Даже больше, чем 20 лет назад. Публика по-прежнему любит артистов советской поры гораздо сильнее, чем новое отечественное кино.
Это праздник пришествия кинематографа в Россию. 4 (по старому стилю 16) мая 1896 года в театре увеселительного сада «Аквариум», находившегося как раз там, где теперь четвертый съемочный павильон «Ленфильма», состоялся первый публичный киносеанс в нашей стране. Через полгода после легендарного первого коммерческого люмьеровского показа в «Гран-кафе» на парижском бульваре Капуцинок.
В мае 1896-го были сняты и едва ли не первые официальные кадры отечественной кинохроники – моменты коронации последнего российского императора. Перенести День кино на май предлагали ленфильмовцы ровно 20 лет назад, когда в городе отмечалось 100-летие первого киносеанса.
Логично признать главным в кинопроцессе – зрителя. Человека, купившего билет в кинозал или, нынче, оплатившего просмотр фильма в интернет-кинотеатре. Готового следить за движением на экране картинок, которые складываются в повествование о Любви и Смерти. В такое повествование, чтобы он, зритель, заплакал, ужаснулся, засмеялся… поверил: эта история – про него, про него…
Или можно отмечать начало кинопроизводства в России – его ведут с 15 октября 1908-го – с премьеры первого отечественного игрового фильма «Понизовая вольница» («Стенька Разин») Владимира Ромашкова.
Но поезд истории тащится по кривым рельсам. День российского кино назначен на 27 августа. С брежневских времен чтится «руководящий» момент, когда Ленин в 1919 году подписал декрет Совнаркома о национализации кинодела.
Разумеется, всё безвозмездно экспроприировали.
Автор фото, Olga Sherwood
Подпись к фото,
Первый публичный киносеанс прошел в театре сада «Аквариум»
Правители понимают: народу необходимы зрелища. Не знаю, какой гений придумал в 1996-м отметить век кино в России грандиозным праздником.
Публика могла отвлечься от разрухи за окном, а кинематографисты – напомнить себе о прежней славе. Настроение царило аховое из-за полной катастрофы в кино.
«Ленфильм», например, в 1995-м смог выпустить единственную картину, снимавшуюся три года, — «Принципиальный и жалостливый взгляд» Александра Сухочева.
Петербургские кинематографисты даже послали письмо руководству своего Союза: бейте тревогу Президенту и Думе, мы тут вместе с кинопроизводством подыхаем. Словечко «подыхаем» не из письма, но из речей на собрании.
Однако приказано праздновать. Устройство трехдневного торжества поручили наследнику «Аквариума» «Ленфильму» и дирекции фестиваля «Виват кино России!», которая более чем мастак созвать три сотни суперзвездных актеров так, чтобы каждый уверился в своей исключительности.
На фасаде «Ленфильма» открыли мемориальную доску в память о первом кинопоказе (впоследствии незаметно исчезла). Александр Сокуров сделал фильм «Квартира Козинцева», посвященный корифею «Ленфильма». Театрализованное представление началось финалом второго акта французской оперетты «Альфред-паша в Париже», после чего на экране, как и сто лет назад, возникли люмьеровские короткометражки.
Гостьей праздника весьма кстати стала их соотечественница Софи Марсо, а также ее муж, известный режиссер Анджей Жулавский. В Петербурге тогда американец Бернард Роуз снимал «Анну Каренину»; тему поезда не хотелось слышать роковой; Марсо сказала несколько дружественных слов.
Это была впечатляющая и трогательная встреча друзей — кинематографистов разных поколений и профессий, разделенных временем, расстоянием, госграницами, безработицей, ценами на железнодорожные и авиабилеты. Объятия и поцелуи без счета. Вспоминали до- и послевоенную бедность, лихие годы учебы в общем ВГИКе и разные забавности…
Вечером торжественно заседали аж в Александринском театре. На его ступеньках случилось несанкционированное: пикет работников «Леннаучфильма». Мимо их отчаянных плакатов «Два дня войны в Чечне – год работы кинематографа», «Знание – сила. Кому нужна бессильная Россия?», «Конец просветительского кино – мрак или невежество» старались прошмыгнуть.
Сочувствовали, но не думали про общую участь… Новый фильм Сергея Бодрова «Кавказский пленник» (участник каннского «Двухнедельника режиссеров», впоследствии номинант «Оскара» и «Золотого глобуса») обещан был 9 мая, но поступило указание о нецелесообразности премьеры в этот день, показали в другой.
Предусмотрены были также спецгашение на главпочтамте, марка с фасадом «Аквариума», пятый том «Из истории «Ленфильма», торжественный буклет «От «Аквариума» до «Ленфильма». И самое главное — каталог всех картин, выпущенных старейшей киностудией страны.
Праздник стоил два миллиарда тогдашних бюджетных рублей. И участвовали спонсоры.
Автор фото, Olga Sherwood
Подпись к фото,
Поет Светлана Крючкова
Прошло, как пишут в титрах, 20 лет. Министерство культуры инициировало Год кино. Страна все еще в системном кризисе, не до каталогов и марок, иностранцы не снимают у нас фильмов и не припасено достойной премьеры за отсутствием таковых.
Но зрелища нужны, да не «вообще», а правильные. 120-летие первого киносеанса не юбилей, конечно, но почему не устроить пышный патриотический праздник?
Все та же героическая дирекция фестиваля «Виват кино России!» получает специальные деньги на устройство концерта на Дворцовой площади: ничего более державного в Петербурге и помыслить нельзя.
Эти деньги заставляют ревновать устроителей молодых киносмотров.
Распределение средств на российские фестивали – чистый волюнтаризм, отсюда эксцессы и яростные взаимные обиды – в фейсбуке, у «всех на виду».
Вернемся на Дворцовую, где построена эстрада, перед ней сидячие места для персон, вокруг загородки народ. Но персоны проигнорировали, на стулья – из гуманизма и для телекамеры — пускают бойких ленинградских старушек, не пропускающих ничего культурного.
В начале почему-то танцуют, гарцуют и даже стреляют из пушечки в сторону Зимнего ряженые под казаков. «Может, в честь недавнего сериала «Тихий Дон», поставленного председателем жюри «Вивата…
» Сергеем Урсуляком?», — думаю я в смятении. — Или казаки привязаны к «Понизовой вольнице», кадры из которой тоже вот на экране…». Впрочем, бабушки их вряд ли идентифицируют.
Хорошо, что хоть «Прибытие поезда» , этот люмьеровский «ужас», уже привычен и давно никого не пугает.
Под оркестр Михаил Боярский, Светлана Крючкова и еще дюжина любимых артистов исполняют песни из любимых же фильмов на радость 15-тысячной, примерно, толпе.
Юные девушки и целые семьи счастливы сделать селфи с десятками экзотических и обычных авто, снимавшихся в разных фильмах.
Машины выставлены на обозрение, а затем едут парадом по Невскому проспекту, вызывая щекотку восторга; но под ложечкой ностальгически щемит…
Автор фото, Olga Sherwood
Подпись к фото,
В четвертый павильон «Ленфильма» опять прибыл люмьеровский поезд, но никого не шокировал
Назавтра почтенную годовщину первого сеанса отмечают на «Ленфильме». Праздник в четвертом павильоне начинается не с оперетки, а прямо с «Прибытия поезда»; продолжается как отчет студии о проделанной работе. Соблюден жанр советского концерта с трюком «Нас поздравляют космонавты прямо с орбиты» и танцующими детьми, а также видным солистом Мариинского театра, громогласным и мимо нот…
Верная чувству и долгу, та же Крючкова читает знаменитый стих Левитанского про черно-белое кино; больше никого с «Вивата…» нет. Алиса Фрейндлих, Олег Басилашвили, Георгий Штиль, Константин Хабенский, Михаил Ефремов, Елизавета Боярская согласились на видеоприветствия, однако высказались дежурно.
Среди публики не больше двух-трех десятков действительно кинематографистов. Между номерами они потихоньку выскальзывают из павильона…
На днях «Ленфильм», пройдясь по спешно уложенному асфальту, посетил председатель Госдумы Сергей Нарышкин. Он согласился возглавить попечительский совет студии. Всюду говорится о ее возрождении, но две картины, которые сделаны и вышли в прокат уже при новой дирекции, скажу мягко, традициям не соответствуют.
Ленфильмовские профи маются без работы (кризис у нас всегда жестче, нежели в Москве), устало обсуждают между собой невеселые дела и отсутствие перспектив, иронично и горько недоумевая насчет будущего родной студии. «Леннаучфильм», как вы знаете, разгромлен. Столь же легендарная Студия документальных фильмов выставлена на торги…
Но никто не выходит даже на бессмысленный пикет.
Старейший кинотеатр России "Аврора" — Световые картины ежедневно!
sunsintaНа рубеже 1913-1914 годов происходят важнейшие события в жизни мирового кино, а также российского кинематографа, делающего первые шаги, история которого неотделима от возникновения первых кинотеатров.
В декабре 1913 года петербуржцы узнали из газет не просто об открытии, а о рождении лучшего в стране кинемо-театра (так тогда называли эти удивительные места) «Пикадилли», поражавшего воображение своей величиной, роскошью и невиданными до этого удобствами.
Его официальное открытие состоялось 8 января 1914-го года (26 декабря 1913-го года по старому стилю). Сеансы проходили с трех часов дня до половины двенадцатого ночи. В праздничные дни — с часа дня.
Объявления гласили: большой театр световых картин располагает 800 местами (!). В качестве сравнения можно привести следующее: в январе 1913 года в Париже открылся шикарный кинотеатр компании «Гомон», рассчитанный… на 380 зрителей.
Цены на билеты в партер «Пикадилли» колебались от 35 копеек до 1 рубля, а ложи стоили от 3 до 5 рублей, что представляло собой очень большие, по тем временам, деньги.
Первым фильмом, представленным публике, стала «…
рекламная драма «Бездна женской души», показываемая монопольно», что означало ее существование в единственном экземпляре.
От всех других кинотеатров «Пикадилли» отличала репертуарная политика, проводимая его владельцами, семьей Яблонских. Они старались показывать только редкие и нигде больше не шедшие ленты. Первые программы длились 1,5 часа и вмещали «большую» и «маленькую» драмы, пару комических сцен, а также обязательную «гомоновскую» кинохронику.
Последняя шла «на ура», так как фотографии в газетах еще были редкостью, а сами газеты пестрели только гравюрами.В то же самое время во Франции великий изобретатель Леон Гомон подарил миру свои первые цветные фильмы в системе «Трихромия», которые, к сожалению, не получили должного распространения.
Один за другим рождались не только фильмы, но и будущие суперзвезды. Декабрь 1913 года, например, возвестил о рождении Жана Маре. Происходили и другие не менее значительные события. Так в декабре 1913 года в Голливуд в очередной раз приехал безвестный 24-летний английский актер Чарльз Спенсер Чаплин.
Подписав наконец-то свой первый контракт со студией «Кистоун Пикчерз» Мака Сеннета, он поселился в одной из гостиниц Лос-Анджелеса. Если взять дату рождения «Авроры» по новому стилю, то в это время Чаплин завершил работу в своем первом фильме «Зарабатывая на жизнь».
В день рождения «Пикадилли» один из пионеров мирового кино Шарль Патэ был удостоен ордена Почетного легиона, а чуть позже над всей Европой воссияла звезда умопомрачительной датской актрисы Асты Нильсен, бессмертные роли которой до сих пор сводят с ума полчища киноманов во всем мире.
На фоне всего перечисленного, рождение «Пикадилли» — нового храма молодого киноискусства, выглядит как завершение одного из этапов в истории кино.
4 мая 1896 года в Санкт-Петербурге состоялся первый в России публичный киносеанс.
Новинка — синематограф Люмьера или живые картины — быстро распространились по всей стране. За 10-15 лет в России начинается и стремительно растет производство отечественных кинофильмов, как и количество зданий, построенных специально для показа фильмов.
В 1913 году к дворовому флигелю дома на Невском проспекте, 60, добавляется пристройка, и 26 декабря 1913 года (по новому стилю — 8 января 1914 года) торжественно открывается самый благоустроенный и крупнейший кинотеатр Санкт-Петербурга, столицы России, «Пикадилли».
Новейшая проекционная аппаратура, удобные места для зрителей, большой экран, часто меняющийся репертуар, состоящий из новинок крепнущей российской кинематографии и зарубежных кинокартин, быстро сделали этот кинотеатр любимым местом посещения столичных жителей. Вскоре количество мест в зрительном зале увеличивается до 833.
Помещенная в газете «Новое время» реклама фильма «Кабирия» дает представление о характере киносеансов в предреволюционный год.
Открытие в 1913 году первого крупного столичного кинотеатра не случайно; именно тогда русская кинематография достигла настоящего расцвета, превратившись из экзотического, почти балаганного аттракциона в настоящее искусство.
В это же время начинается эпоха Якова Протазанова — талантливейшего режиссера русского дореволюционного кино. В 1914 году обращает на себя внимание всей страны его новаторская «Драма у телефона».
А в 1916-м появляется «Пиковая дама» — первая вдумчивая, не иллюстративная экранизация Пушкина и первый шедевр отечественного кино.
Тогда же обращается к кинематографу и крупный театральный актер и режиссер Владимир Гардин, сразу же занявший положение одного из ведущих кинорежиссеров после успеха своих картин «Дворянское гнездо», «Крейцерова соната», «Анна Каренина» (все три — 1914 год) и др. Пробует свои силы в киноискусстве и Всеволод Мейерхольд («Портрет Дориана Грея», 1915).
Теперь наконец, и крупнейшие театральные актеры начинают сниматься, хотя раньше отношение академических театров к десятой музе было глубоко пренебрежительным.
В середине 1910-х годов в кино приходят такие мастера сцены, как Вера Пашенная, Павел Орленев, Николай Радин, Екатерина Рощина-Инсарова, Илларион Певцов, Ольга Гзовская, Михаил Чехов, Алиса Коонен и даже Федор Шаляпин.
Тогда же появляются и первые собственно «синематографические» звезды: Вера Холодная, Вера Коралли, Витольд Полонский, Владимир Максимов, Осип Рунич, Амо Бек-Назаров, Иван Перестиани и, конечно, Иван Мозжухин — величайший актер русского дореволюционного кино. Появляются и новые, «кассовые» режиссеры: Петр Чардынин, Евгений Бауэр, Чеслав Сабинский.
Само кинопроизводство оказалось, в основном, сосредоточено в Москве, и петербургским фирмам было не угнаться за московскими собратьями. Однако же прокат в столице был развит по всем наивысшим стандартам.
И «Пикадилли», следует отметить, занимал среди петербургских кинотеатров особое место.
Помимо того, что здесь демонстрировались все новейшие картины, проходили премьеры, о привилегированном положении кинотеатра говорит хотя бы тот факт, что именно здесь отечественные кинопредприниматели (и в том числе управляющие других кинотеатров) чествовали посетившего Санкт-Петербург Короля экрана, непревзойденного на тот момент комика Макса Линдера, благодаря которому, кстати, в России вошел в моду привезенный им из Европы новый танец танго. И не последнюю роль в таком положении «Пикадилли» сыграл директор этого кинотеатра.
/продолжение следует/
По материалам из Сети и историческим документам© sunsinta, 2021
В каком городе прошёл первый киносеанс в россии?
В каком городе прошёл первый киносеанс в россии?
В каком городе прошёл первый киносеанс в россии? Здесь можно узнать верный ответ на вопрос викторины «Вопрос дня» на сайте mnogo.ru за сегодня. Советуем не полагаться на ответы в интернете, так как иногда в викторине бывают ошибки. А значит верный ответ может оказаться неправильным именно в викторине клуба.
На сайте Спринт-Ответ всегда даются нужные ответы, так как мы также отвечаем на эти вопросы. В этой же рубрике можно найти и ответы на другие вопросы викторины. За ответ на этот вопрос можно получить бонусы – 10 баллов клуба.
Русское киноискусство и киноиндустрия зародились во времена Российской Империи. В советский период российские режиссеры были одними из самых влиятельных и новаторских режиссеров. В 1919 году актер и режиссер Владимир Гардин открыл в Москве ВГИК – старейшую киношколу в мире.
На Всемирной выставке в Брюсселе в 1958 году большинство критиков сочли советский «Броненосец „Потёмкин“» Сергея Эйзенштейна величайшим шедевром киноискусства всех времен. Но нас интересует в каком городе состоялся первый киносеанс в России, но об этом можно прочитать чуть ниже.
В то время как на Западе кино было в первую очередь формой отдыха и досуга рабочего класса, до начала революции в 1917 году российский кинематограф был развлечением элиты, приспособленным к ее интеллектуальным потребностям.
Первые фильмы были показаны в России братьями Люмьер в 1896 году в городе Санкт-Петербург. В том же году в России снимается первый фильм Камилла Серфа, увековечивающий коронацию царя Николая II в Кремле. Первые документальные фильмы российского производства появляются в 1897 году.
Первый киносеанс в России прошел в мае 1896 года в Санкт-Петербурге в летнем увеселительном саду «Аквариум». Через пару дней первый киносеанс состоялся в Москве, а летом того же года фильмы братьев Люмьер показывали уже на Нижегородской ярмарке.
С 1900 до 1918 года российское кино бурно развивалось, было очень распространено и популярно в Санкт-Петербурге, Москве, Киеве, Одессе, Нижнем Новгороде, Баку, Тифлисе и в других городах.
- Санкт-Петербург
- Москва
- Одесса
Первый киносеанс в России пошел в городе Санкт-Петербург в 1896 году. Это правильный ответ на вопрос викторины, за который нам полагается по 10 баллов клуба для получения призов в качестве поощрения за любознательность.
"Ленфильм" отметил 125-летие со дня первого публичного киносеанса в России
- Отметить эту дату «Ленфильм» предложил специальной программой событий.
- Председатель Совета директоров «Ленфильма», режиссер, актер и продюсер Федор Бондарчук, генеральный директор «Ленфильма» Федор Щербаков и вице-губернатор Санкт-Петербурга, член Совета директоров «Ленфильма» Борис Пиотровский провели пресс-конференцию, на которой рассказали о планах развития киностудии, а продюсер Наталья Дрозд объявила о создании режиссерско-сценарной лаборатории «Ленфильм-дебют».
- Федор Бондарчук представил новый Совет директоров киностудии «Ленфильм». В него вошли:
- Максимченко Светлана Борисовна, директор Департамента кинематографии Министерства культуры РФ.
- Молчанов Денис Владимирович, директор Департамента культуры, спорта, туризма и национальной политики Правительства Российской Федерации.
- Попов Дмитрий Владимирович, начальник Департамента гуманитарных проектов управления Президента РФ по общественным проектам.
- Пиотровский Борис Михайлович, Вице-губернатор Санкт-Петербурга.
- Листов Борис Павлович, Председатель Правления АО «Россельхозбанк».
- Ключкин Антон Сергеевич, генеральный директор Института развития интернета (ИРИ).
- Фёдорова Елена Ивановна, руководитель МТУ Росимущество в городе Санкт-Петербурге и Ленинградской области.
- Снесарь Дмитрий Николаевич, старший вице-президент ПАО «Банк ВТБ».
На пресс-конференции Федор Щербаков сообщил, что финансовые показатели «Ленфильма» чётко определены. В настоящее время ведётся разработка стратегии развития киностудии на ближайшие три года. Также идёт работа по погашению долга.
Вице-губернатор Санкт-Петербурга Борис Пиотровский подчеркнул, что городом утверждена субсидия в размере 100 млн рублей на поддержку некоммерческого кино. «Надеюсь, что со следующего года мы сможем изменить закон о культуре и поддерживать также и коммерческое кино», – добавил он.
Наталья Дрозд рассказала о новом образовательном проекте «Ленфильм-дебют», призванном помогать начинающим кинематографистам создать свои первые произведения. По ее словам, новые имена российского кинематографа будут искать по всей стране. А первый конкурс должен состояться уже осенью.
Ежегодный бюджет фонда «Ленфильм дебют» должен составить около 250 миллионов рублей. Часть этой суммы (около 100 млн в год) будет направляться в Фонд от доходов, получаемых от реализации «Золотой коллекции» киностудии. Окажет финансовую поддержку Фонду и вошедший в проект Институт развития интернета и другие потенциальные спонсоры, с которыми сейчас ведутся переговоры.
«Я надеюсь, что уже в 2021 году первые средства этот фонд сможет потратить на поддержку дебютных работ», – сказал Федор Щербаков.
В рамках пресс-конференции Федор Щербаков и ректор Санкт-Петербургского государственного института кино и телевидения Александр Евменов подписали соглашение о развитии сотрудничества киностудии и вуза. Это соглашение позволит студентам института знакомиться с кинопроизводством, проходить практику и снимать учебные этюды на «Ленфильме» при полной поддержке обеих сторон.
Культурно-выставочный центр киностудии запускает новую экскурсионную программу «Ленфильм и окрестности», которая станет частью образовательного проекта «Голоса: Ленфильм» под руководством фотографа и краеведа Мити Ганопольского.
«Голоса» – это истории от первого лица: авторский аудиогид и живые прогулки по Петербургу. Авторы проекта – сами горожане, неравнодушные к «памяти места». Новое туристическое бюро на базе «Ленфильма» ставит целью сохранить наследие старейшей кинофабрики страны.
Образовательный проект «Голоса: Ленфильм» планирует проведение серии краеведческих экскурсий, а также создание целого цикла материалов в формате аудиогида.
Таким образом, слушатель сможет погрузиться в кинематографическую среду города на Неве в наиболее удобном для себя современном формате.
В фойе «Ленфильма» открылся филиал книжного магазина «Порядок слов», а при кинотеатре теперь работает кафе «Кино».
Первые киносеансы и первые съемки
Огромный успех «синематографа братьев Люмьер» обусловил необыкновенно быстрое его распространение во всем мире. Через пять с половиной месяцев после первых коммерческих киносеансов в «Grand cafe» в Париже синематограф появился в России.
4 мая 1896 года на открытии летнего сезона в увеселительном заведении «Аквариум» в Санкт-Петербурге, в том самом помещении, в котором в 1918 году снимались первые советские художественные фильмы, начались гастроли иностранного аттракциона «Синематограф братьев Люмьер».
Несколько дней спустя кинематограф увидели москвичи в летнем саду «Эрмитаж», находившемся в аренде у известного антрепренера Лентовского. Затем, примерно через месяц, кинематограф стал одним из главных аттракционов в кафешантане Шарля Омона, выехавшем по случаю Всероссийской выставки из Москвы в Нижний Новгород. Здесь его впервые увидел молодой Максим Горький.
И не только увидел, но и описал в корреспонденции, опубликованной в газете «Одесские новости» от 6 июля 1896 года.
Из всех ранних откликов русской печати на новое изобретение корреспонденция М. Горького представляет наибольший интерес. В этой корреспонденции удивительно живо переданы те непосредственные впечатления, которые возникали у зрителей после первого просмотра фильмов.
Что же поражало первых зрителей в кинематографе? Первое — иллюзия реальности:
«Экипажи идут с экрана прямо на вас, пешеходы идут, дети играют с собачкой, дрожат листья на деревьях, едут велосипедисты — и все это, являясь откуда-то из перспективы картины, быстро двигается, приближается к краям картины, исчезает за ними, появляется из-за них, идет вглубь, уменьшается, исчезает за углами зданий, за линией экипажей, друг за другом… Перед вами кипит странная жизнь — настоящая, живая, лихорадочная жизнь…».
Иллюзия была настолько велика, что первые кинозрители воспринимали картины, проходив-шие на экране, как действительность, а экран был для них окном, распахнутым в жизнь.
«На вас идет издали курьерский поезд — берегитесь! Он мчится, точно им выстрелили из громадной пушки, он мчится прямо на вас, грозя раздавить; начальник станции торопливо бежит рядом с ним. Безмолвный, бесшумный локомотив у самого края картины… Публика нервно двигает стульями — эта махина железа и стали в следующую секунду ринется во тьму комнаты и все раздавит…».
Но для первых кинозрителей пугающая реальность картины соединялась с прямо противо-положным качеством — ее условностью, вследствие которой киноизображение казалось одновре-менно ирреальным.
Эта условность кинозрелища удивляла зрителей, пожалуй, еще больше, чем его иллюзор-ность.
Странным казалось многое: «серый тон гравюры», изменение реальных размеров людей и вещей (все фигуры и предметы вам кажутся в одну десятую натуральной величины») и, главное, безмолвие…
«Ваши нервы натягиваются, воображение переносит вас в какую-то неестественно однотонную жизнь, жизнь без красок и без звуков, но полную движения,..
Страшно видеть это серое движение теней, безмолвных и бесшумных».
Успех кинематографа как аттракциона определялся, по-видимому, этими его качествами: поразительной реальностью воплощаемых им картин жизни, с одной стороны, и, с другой, их «неестественностью», фантастичностью. Этим он удивлял зрителей. И примерно до 1906-
1907 годов, то есть до того времени, когда зрители к нему окончательно привыкли, и он перестал их удивлять, кинематограф оставался по преимуществу аттракционом. Но не исключительно аттракционом. Внимание зрителей все же привлекала и специфичность образов, воплощаемых на экране.
Фантастичность, неестественность кинозрелища уже на первом этапе его развития породи-ла жанр сказки-феерии, а впоследствии вызвала к жизни детективно-приключенческий жанр и т.п. Фотографическая же его достоверность привела к использованию кино как средства документи-рования событий действительности. Это последнее качество было особенно важно.
Поэтому ранний кинематограф, особенно в России, прежде всего, обратился к созданию хроникальных фильмов.
Одновременно с первыми демонстрациями кинематографа в России происходили и первые киносъемки. Май 1896 года ознаменовался восшествием на престол последнего царя и знаменитой «Ходынкой». На торжества коронации был допущен специально присланный братьями Люмьер из Парижа оператор Камилл Серф.
Трагические события на Ходынском поле он, правда, не снимал, но коронационные торжества в Кремле запечатлел довольно подробно.
Съемка коронации Николая II была первой киносъемкой в России и вместе с тем одной из первых в мире съемок актуальной политической хроники (съемки коронации Николая II полно представлены в Централь-ном государственном архиве кино-фото и фонодокументов).
Позитивная копия съемки коронационных торжеств была поднесена Люмьером царю и, по-видимому, встретила его одобрение.
Во всяком случае, она положила начало особому виду дореволюционной русской кинохроники, так называемой «царской хроники», которая снималась в России систематически с 1896 по 1917 год главным образом русскими кинооператорами и без специального расчета на показ в коммерческой киносети.
Только примерно с 1908 года, когда кинематографы значительно распространились в России, царское правительство сочло возможным использовать некоторые сюжеты этой хроники для монархической пропаганды.
Значительно сложнее обстояло дело с развитием обычных видов кинохроники. Созданию русской кинохроники, как и вообще всего производства фильмов в России, мешали два обстоя-тельства.
Первое из них заключалось в том, что Люмьер, надеявшийся монопольно эксплуати-ровать изобретенный им киноаппарат, не продавал свою аппаратуру, и русским фотографам, пожелавшим заняться киносъемками, приходилось приобретать аппараты у других предпринима-телей, располагавших менее совершенными конструкциями, — чаще всего у Гомона, эксплуати-ровавшего аппарат Демени, и у англичан, продававших очень неудачный аппарат Роберта Пауля. Это первое препятствие носило временный характер. Люмьеру не удалось сохранить монополию, он продал свой патент, и уже в первые годы ХХ века киносъемочные аппараты можно было свободно приобрести и у Пате, и у Гомона, значительно усовершенствовавшего свою первую модель, а также у английских и немецких кинопромышленников.
Второе препятствие затрудняло развитие русской кинематографии в течение значительно более долгого времени. Оно заключалось в том, что быстро возникшим на Западе крупным кинематографическим предприятиям удалось захватить русский кинематографический рынок и вынудить театровладельцев вплоть до 1908 года демонстрировать исключительно те фильмы, которые они экспортировали в Россию.
Применявшаяся на протяжении первого десятилетия существования кинематографа система снабжения фильмами исключала возможность продвижения на экраны фильмов собственного производства, а, следовательно, и вообще создания собственного производства кинокартин.
Эта система, буквально за несколько лет превратившая мелкого дельца Шарля Пате во владельца миллионного состояния, заключалась в том, что и производство и распределение филь-мов концентрировались в одних руках.
Предприниматель, решивший заняться демонстрацией фильмов, должен был поехать в Париж (только в 1904 году первое представительство иностранной кинофабрики открылось в Москве), чтобы купить у Пате или Гомона кинопроекционный аппарат и к нему – комплект фильмов. Естественно, что тот ограниченный запас картин, который он мог приобрести, быстро надоедал зрителям.
Тогда кинодемонстратор, если он владел сравнительно крупным театром, сборы в котором могли быстро окупить стоимость приобретенных лент, снова выезжал за границу покупать новые программы.
Если же его кинотеатр делал небольшие сборы, то он вынужден был со своей программой переезжать в другой город, где до него либо вовсе не было кинематографа, либо был кинематограф с другой программой.
Мелкие «переезжие», или «подвижные», как их тогда называли, кинематографы кочевали по всей стране, знакомя зрителей с новым видом зрелища. Крупные кинематографы накапливали на своих складах огромные запасы использованных, но вполне пригодных для демонстрации лент.
Первоначально они стали продавать эти ленты с большой скидкой, а затем и отдавать их в прокат.
Так, в 1907 году возникла система проката, окончательно победившая прежнюю систему распре-деления лент, и между владельцем кинотеатра и кинофабрикантом встал еще один капиталист — прокатчик.
Возникновение системы проката означало замену одних монополистов другими.
В России накануне первой мировой войны почти весь оптовый прокат, почти все снабжение страны кинофильмами было поделено между тремя фирмами: Пате, Ханжонкова и товариществом «Тиман и Рейнгардт», под контролем которых функционировали так называемые районные прокатные конторы, каждая из которых обслуживала по договорам кинотеатры нескольких губерний.
Появление прокатных контор лишь на время облегчило экономическое положение театровладельцев, так как прокатчики, завладев рынком, отбирали у них львиную долю прибылей не менее успешно, чем это делали раньше кинофабриканты.
Но в то же время для развития рус-ского отечественного кинопроизводства внедрение системы проката оказалось фактом большого прогрессивного значения. С появлением оптовых скупщиков картин появились капиталисты, которые могли приобретать и пускать в эксплуатацию картины отечественного производства. Особенно важную роль сыграло появление прокатных контор для кинохроники, которая в значительной своей части снималась операторами на собственные средства.
Для дореволюционной русской кинематографии период, предшествовавший утверждению системы проката, является периодом ее предыстории. Он заполнен настойчивыми, но тщетными попытками первых русских кинооператоров пробиться со своими фильмами к широкому зрителю.