Открытие Мариинского театра

Указом Президента 2019 год в России объявлен Годом театра, а более двухсот лет назад, 12 июля 1783 года, Екатерина II издала Указ об утверждении театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». С этого дня начинается история Мариинского театра, известного сегодня во всём мире.

Предшественник Мариинки

В Петербурге тоже когда-то был свой Большой театр. Он открылся 5 октября 1783 года на Карусельной площади, впоследствии переименованной в Театральную.

Построенный по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди Большой каменный театр был выполнен в стиле классицизма и на фоне невысоких соседних зданий выделялся своим величием.

Его сцена для XVIII века была невероятно современной и оборудованной по последнему слову техники. В день открытия театра давалась опера «Лунный мир» композитора Джованни Паизиелло.

Помимо оперных выступлений здесь устраивались инструментальные концерты и драматические спектакли при участии русской, итальянской и французской трупп.

В 1802-1803 гг. выдающийся зодчий Ж.-Ф.Тома де Томон изменил облик Большого театра за счет капитального переустройства его внутренней планировки и внешней отделки.

С измененными пропорциями здание приобрело еще более торжественный вид и превратилось в одну из главных столичных достопримечательностей наряду с Адмиралтейством и Казанским собором.

К сожалению, этой красоте не суждено было сохраниться надолго: в первый день 1811 года в театре случился пожар, уничтоживший и внутреннее убранство, и причудливые элементы фасада. Тома де Томон поспешил составить проект восстановления театра, но до самих работ не дожил. Большой каменный театр открылся в 1817 году, уже после его кончины.

Открытие Мариинского театра Вид на Большой каменный театр в Санкт-Петербурге Источник: https://upload.wikimedia.org

После реконструкции театр переживает период расцвета и становится популярным местом встреч и светского общения.

У крыльца здания находилось подобие пандуса, пологий скат к мостовой, так что конные экипажи могли заезжать прямо под фронтон и посетителю было достаточно сделать всего пару шагов, чтобы из кареты попасть сразу в театральный вестибюль.

Это позволяло защитить нарядную одежду от грязи и пыли. Кстати, гардероба в театре не было, и в зал зрители входили в верхней одежде или оставляли ее лакеям до окончания представления.

Именно в эти годы частым посетителем здесь был А.С. Пушкин, черпавший вдохновение для поэмы «Евгений Онегин». Герой вечного произведения, как известно, тоже являлся завсегдатаем Большого театра. Любопытно будет вспомнить, что театральный зал делился на партер и пять ярусов лож и женщинам разрешалось занимать только их. Недаром в поэме Онегин скользил взглядом именно по ложам!

В 1836 году архитектор Альберто Кавос убирает колонны, затрудняющие обзор и искажающие акустику. Зал Большого театра приобрел форму подковы, стал более высоким и вместительным: количество зрителей доходило до двух тысяч. После очередной перестройки первой постановкой стала опера М.И.

Глинки «Жизнь за царя», во многом знаковая для дальнейшей истории театра. Ровно через шесть лет зрители посетили премьеру второй оперы великого композитора – «Руслан и Людмила».

Кроме того, репертуар Большого каменного театра составляли и бессмертные шедевры европейского музыкального искусства, созданные именитыми композиторами: Верди, Моцартом, Беллини.

Со временем спектакли, в которых задействовалась русская оперная труппа, были перенесены на сцену Александринского театра (основан в 1756 году императрицей Елизаветой Петровной) и так называемого Театра-цирка, находящегося прямо напротив Большого.

Открытие Мариинского театра Источник: http://commons.wikimedia.org

Театр имени императрицы

На месте сгоревшего в 1859 году Театра-цирка Кавос построил новый театр. Он получил название Мариинского в честь императрицы Марии Александровны, жены Александра II.

Во главе императорской ложи нового театра располагалась монограмма, состоящая из сочетания первых букв имен царственных супругов. Мариинский театр в короткие сроки стал очень популярен: перед премьерами на улицах выстраивались очереди.

Его сцена признана одной из самых больших в мире, а зал сразу после открытия насчитывал 1600 мест.

Открытие Мариинского театра Мариинский театр в XIX веке Источник: https://commons.wikimedia.org

Первый театральный сезон уже по традиции открылся оперой «Жизнь за царя». Следующие полвека отмечены премьерами самых значительных в истории русской музыки опер: «Борис Годунов» М.П. Мусоргского, «Снегурочка» Н.А. Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А.П. Бородина, «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта» П.И. Чайковского.

На сцене театра блистали знаменитые солисты: Федор Стравинский, Медея и Николай Фигнеры, Мария Славина, Леонид Собинов и Федор Шаляпин. Последний вознес роль оперного певца в спектакле до невиданных ранее высот. Шаляпин добился успеха и народной любви благодаря природному дарованию и феноменальному трудолюбию.

Его называют создателем «русского исполнительского стиля», представляющего собой сочетание невероятных вокальных данных и таланта драматического артиста. В создании образа Федор Иванович уделял внимание каждой мелочи, не забывая о мимике, жестах и подборе эффектных костюмов.

После Октябрьской революции он в течение двух лет (1918-1920) возглавлял театр, поддерживая коллег в тяжелое время.

Открытие Мариинского театра Ф.М. Шаляпин в образе Ивана Сусанина из оперы «Жизнь за царя» М.И. Глинки. 1900-е гг. Источник: https://commons.wikimedia.org

Балетную труппу Мариинского театра в 1869 году возглавил талантливый М.И. Петипа. Он бережно относился к классическим постановкам «Жизели», «Эсмеральды» и «Корсара», не подвергая их радикальным изменениям.

В то же время поставленный им балет «Баядерка» получился настоящим шедевром балетного искусства. Встрече двух гениев, Петипа и Чайковского, зритель обязан появлением «Спящей красавицы» и «Лебединого озера».

Композитор, утверждавший, что «балет – та же симфония», составил прекрасный творческий тандем с балетмейстером Мариусом Петипа, плодами которого любители классического танца могут наслаждаться и по сей день.

В 1886 году на месте Большого Каменного театра возвели здание Санкт-Петербургской консерватории, а спектакли, до этого времени продолжавшие идти на его сцене, перенесли в Мариинку.

Открытие Мариинского театра Анна Павлова. Прима-балерина Мариинского театра в 1906-1913 гг. Источник: https://pinterest.com

Во второй половине XIX века Мариинский театр неоднократно подвергался реконструкции.

В 1885 году главный архитектор Петербургских Императорских театров Виктор Шретер добавил к левому крылу здания трехэтажный корпус для мастерских, репетиционных залов, котельной и электростанции.

Главный фасад театра обрел более монументальные формы, стал его «визитной карточкой». Еще одним знаковым местом в Мариинке является зал под самой крышей.

Именно там в 1908 году произошла ссора известных поэтов Серебряного века Николая Гумилева и Максимилиана Волошина, приведшая к дуэли. А ведь все начиналось весьма мирно: деятели искусства, среди которых также были Иннокентий Анненский, Александр Блок и Федор Шаляпин, пришли позировать для общего портрета. Из-за разразившегося конфликта завершить работу так и не удалось.

В 1914 году главный художник Петербургских Императорских театров Александр Головин, принадлежавший к объединению «Мир искусства», с помощью двух художественных техник (живописи и аппликации) оформил занавес театральной сцены таким же узором, какой украшал шлейф платья императрицы Марии Александровны.

Открытие Мариинского театра Императрица Мария Александровна, супруга Александра Второго. Художник К. Робертсон. Источник: https://commons.wikimedia.org

Перемены двадцатого столетия

Почти сразу после Октябрьской революции правительственным декретом 9 ноября 1917 года Мариинский театр был объявлен Государственным и передан в ведение Народного комиссариата просвещения.

Оперная и балетная труппы переживали не лучшие времена: многие звезды предшествующего века покинули родину и стали эмигрантами.

Справиться с кризисом театру помогли новые молодые таланты, а также артисты, оставшиеся в Советской России.

Открытие Мариинского театра Декорационная мастерская Мариинского театра. 1902 год Источник: https://pikabu.ru

После трагической гибели первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) С.М. Кирова в 1934 году Мариинскому театру было присвоено его имя. Теперь театр коротко называли Кировским. В 1930-х гг.

здесь появился уникальный реквизит: колокол, возраст которого насчитывал около двухсот лет. Кто привез его в театр, история умалчивает.

Колокол использовали в операх «Хованщина» и «Борис Годунов» и в шутку называли одним из артистов труппы.

Открытие Мариинского театра Мариинский театр в 1922 году Источник: https://commons.wikimedia.org

Последней предвоенной оперной премьерой театра по злой иронии судьбы был «Лоэнгрин» Рихарда Вагнера, второй спектакль которого закончился поздним вечером 21 июня 1941 года – за несколько часов до нападения нацистов на СССР.

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь (тогда город носил название Молотов в честь действующего наркома иностранных дел), тогда как многие артисты в составе концертных бригад выступали в армейских частях, пунктах мобилизации и госпиталях.

Молотовский областной театр по размерам, конечно, уступал Кировскому, поэтому многие спектакли пришлось адаптировать под имеющиеся условия, а декорации – создавать заново. Здание театра в Ленинграде регулярно подвергалось вражеским налетам, было сильно повреждено, однако смогло выстоять.

По возвращении труппы в 1944 году после снятия блокады сезон открыли, конечно же, оперой «Жизнь за царя». Только называлась она теперь по-другому – «Иван Сусанин».

В 50-70-е годы в театре были поставлены такие знаменитые балеты, как «Спартак» Арама Хачатуряна, «Двенадцать» Бориса Тищенко, «Каменный цветок» Сергея Прокофьева, а также «Ленинградская симфония» Дмитрия Шостаковича. Одновременно с постановкой новых балетов в репертуаре театра бережно сохранялась классика.

Двадцатое столетие подарило зрителю плеяду выдающихся артистов: Галину Уланову, Наталью Макарову, Михаила Барышникова, Рудольфа Нуреева. Их имена известны сейчас не только в Петербурге и даже не только в России, но и во всем мире.

Российский (и советский) балет на протяжении всей истории своего существования остается эталоном.

Читайте также:  Площадь Братьев Стругацких

Открытие Мариинского театра Театр после попадания бомбы. Сентябрь 1941 года Источник: https://mariinsky.ru

Внешний облик здания театра вновь изменился в 1968-1970 годах благодаря генеральной реконструкции по проекту Саломеи Гельфер.

Во время строительных работ обнаружилось нечто любопытное: когда вскрыли пол оркестровой ямы, под ним оказался битый хрусталь. До ближайшего спектакля никто не мог понять, как, а главное, почему он там находился.

Впоследствии выяснилось, что в XIX веке хрусталь подкладывали для улучшения акустики!

В 1988 году главным дирижером и художественным руководителем театра стал Валерий Абисалович Гергиев, а спустя четыре года Мариинскому театру было возвращено его историческое название.

Открытие Мариинского театра Мастерская по пошиву женских костюмов Мариинского театра Источник: https://pikabu.ru

Что будет дальше?

В наши дни для того, чтобы увидеть постановки Мариинского театра, вовсе необязательно приезжать в Санкт-Петербург. Филиалы Мариинки открыты во Владивостоке и Владикавказе, а театральная труппа принимает участие в престижных фестивалях разных стран.

При Мариинском театре действует музей с архивными костюмами и декорациями, и вместе с экскурсоводом преданный зритель может совершить прогулку по закулисью. С 2013 года в Северной столице появилась новая сцена, предназначенная для смелых и актуальных постановок.

Мариинка процветает и развивается на радость театралам, сохраняя лучшие традиции своей вековой истории.

Новая Мариинка. 2013 год. Источник: http://commons.wikimedia.org

Обложка: https://commons.wikimedia.org

Петербургский Большой: история Мариинского театра

Годом рождения Мариинского театра считается 1783. Но в этом году был создан, скорее, отец Мариинского. Именно тогда Екатерина Великая издала Указ о создании театрального комитета «для управления зрелищами и музыкой». 5 октября того самого года на Карусельной площади был открыл Большой Каменный театр. Площадь жители вскоре стали именовать театральной, так она до нас и дошла.

Петербургский Большой театр был построен по проекту архитектора Ринальди. Он был огромным и величественным, оборудован по последнему слову современной техники.

Предпочтение отдавалось, конечно, французского или итальянскому репертуару, к тому же русская труппа нередко уступала сцену зарубежным. Первой оперой, поставленной в Большом театре, был «Лунный мир» Джованни Паизиелло.

Но одной оперой театр не ограничивался: ставились драмы и вокально-инструментальные концерты.

В начале XIX в. Большой театр стал частью культурной жизни Петербурга

В начале XIX века Большой театр стал не только одним из символов города наряду с Адмиралтейством и Петропавловской крепостью, но и важной частью культурной жизни Петербурга. В то время театр был перестроен под руководством архитектора Тома де Томона и приобрел парадный вид.

Но в 1811 в театре случился пожар, и все внутреннее убранство погибло, был поврежден и фасад здания. Через семь лет его восстановили, затем театр пережил еще одну важную перестройку, совершенную в 1836 Альберто Кавосом. Интересно, что в это время на сцене театра большой популярностью пользовалась опера отца архитектора Кавоса «Иван Сусанин».

Это было, конечно, еще до создания Глинкой оперы с тем же названием.

Открытие Мариинского театра Мариинский театр. (wikipedia.org)

Открылся перестроенный театр в 1836 постановкой той самой оперы «Жизнь за царя» Глинки. А ровно через 6 лет на этой же сцене впервые поставили «Руслана и Людмилу» работы того же композитора. Само собой, Большой театр стал по-настоящему знаменит. Правда, труппу театра постепенно переводили в Александринский и находящийся неподалеку Театр-цирк.

Здание современного Мариинского театра возведено на месте Театра-цирка

Дело в том, что в 1846 году был введен запрет на постановку опер русских композиторов, а русскую труппу заменили итальянской. Через 4 года запрет отменили, но ситуация едва ли улучшилась: собственного здания у русской труппы не было, и артисты давали представления в маленьком деревянном здании Театра-цирка.

Открытие Мариинского театра Опера «Руслан и Людмила». (wikipedia.org)

В 1859 Театр-цирк сгорел, и вот именно на его месте и было возведено здание современного Мариинского театра. Руководил строительством все тот же Альберто Кавос. Театр назвали в честь супруги царя Александра IIМарии Александровны. Вы уже, наверное, догадались, что отпраздновали открытие нового театра постановкой оперы «Жизнь за царя».

Вторая половина XIXвека была временем расцвета театра.

На его сцене ставили такие знаменитые произведения как «Борис Годунов» Мусоргского, «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама» Чайковского, «Псковитянка», «Майская дочь» и «Снегурочка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» Бородина, «Демон» Рубинштейна.

В самом начале XXвека в репертуаре Мариинского театра была знаменитая театралогия Вагнера «Кольцо Нибелунга», «Электра» Рихарда Штрауса, «Хованщина» Мусоргского. Все эти имена и названия известны даже тем, кто далек от оперного искусства.

Открытие Мариинского театра Мариинский театр. Источник: funart. pro

Балет не отставал от оперы. На сцене ставили не только классику («Корсара», «Жизель» и «Эсмеральду»), но и «Баядерку», «Спящую красиавицу», «Щелкунчика» и «Лебединое озеро». Знаменитой хореографией «Лебединое озеро» Чайковского обязано творческому союзу хореографов Иванова и Петипа.

В 1885 на сцену Мариинского перенесли почти все выступления со сцены закрывающегося Большого театра. На месте Большого Каменного театра возвели Санкт-Петербургскую консерваторию. В 1917 театр объявили Государственным, а в 1935 переименовали в честь С.

Кирова. Но труппа не сидела без дела, в это время появляются новые известные оперы («Любовь к трем апельсинам» Прокофьева, «Саломея» и «Кавалер розы» Штрауса) и балеты («Пламя Парижа» и «Бахчисарайский фонтан» Асафьева, «Ромео и Джульетта» Прокофьева).

В Великую Отечественную войну Мариинский театр эвакуирован в Пермь

Во время Великой Отечественной войны театр был эвакуирован в Пермь, где продолжал свою деятельность. В 1944 Мариинский приехал в Ленинград и отпраздновал возвращение угадайте чем? Правильно! «Иваном Сусаниным» Глинки. Так уж у театра повелось.

В 60-х годах на сцене театра выступали знаменитые танцоры Нуреев и Барышников. В 1988 году руководство театром принял Валерий Гергиев, занимающий этот пост до сих пор.

Мариинский театр активно сотрудничает со знаменитыми зарубежными театрами оперы и балета, в частности, с театром Ла Скала, Ковент Гарден, Метрополитен Оперой и Оперой де Бастиль.

История Мариинского театра

«Vigilandoquiesco» — гласила надпись на щите Минервы, сидящей над входом нового столичного театра («Покоясь, продолжаю бдение»). Этим новым столичным театром, открывшимся в Петербурге 21 октября 1784, был Большой театр, волею судеб превратившийся спустя столетие в легендарнейший и известнейший Мариинский.

  • Историю Мариинского театра можно рассматривать сразу с двух позиций:
  • Как историю собственно Мариинского театра — здания Как историю театральной традиции, которая началась с создания в Петербурге каменного Большого театра и была затем реализована уже в Мариинском императорском театре
  • Мы попробуем совместить обе эти две стороны, тем более, что именно так рассказ о выдающемся отечественном театре и его школах будет наиболее полон и интересен.

Путаница с годом рождения Мариинки…

Так, еще в 19 веке существовали некоторые разночтения по поводу года и дня открытия этого театра. Дирекция императорских театров праздновала этого событие, вернее, его столетие 21 октября 1883 года, настаивая, таким образом, что Большой театр начал свое существование в 1783 году.

Исследователи российского театра связывают такую «ошибку», как это ни покажется, удивительным — с неверно поданной информацией в СМИ! Поражает, не правда ли?

Дело было так. Некие специалисты по театральной жизни столицы П.Н.Арапов и Н.И.Греч, по мнению более поздних историков, и допустили такую «неточность». Н.И.

Греч, собиравший всю жизнь сведения по истории российского театра, публикует в своей статье в «Русской талии» от 1825 года информацию, что петербургский Большой театр открывают в 1783 году.

Далее эту неточность (без должных проверок!) «множат» другие «СМИ»; так, её перепечатывает в «Летописи» П.Н.Арапов, после это же публикует ряд «Театральных альманахов». Такая неразбериха существовала вплоть до середины 19 века.

В итоге, после тщательных сравнений всех повременных изданий 1783 и 1784 гг. было выяснено, что новый театр в столице был открыт 1784 году. (Хотя в некоторых источниках эта дата так и осталась неизменной – 1783). А открывали Большой театр в связи с двумя важными «причинами»:

Екатерина Великая повелела выстроить новое здание театра в 1783году, когда ею был утверждён соответствующий комитет по управлению «музыкой и зрелищами». Открытие спешили приурочить к празднованию юбилея коронования императрицы, а именно к 22сентября.

Впрочем, мы видим, что и с годом открытия длится неразбериха, и с днем премьеры в нем – тогда опоздали (Большой театр открылся в ноябре).

Репертуар, школа, здание и первые зрители

Ко времени Екатерины в столице существовало лишь два театра, да и те были малы, и среди них не было ни одного оперного. А это для культурной империи того времени было явно не по статусу.

И вот художнику Тишбейну поручается возведение нового театра на одной из площадей по правую сторону Николаевского канала. Здание строится большим, в него уже вмещается около 3 тыс. зрителей (хотя это число быстро становится слишком малым для растущего города). Площадь также «реконструируют», обустраивая ее для увеселений.

Там ставят качели для радости черни, беседки из камня, аналогичные сооружениям на Дворцовой. (К слову, площадь так и называется – Карусельной, это уже потом она станет Театральной). Там же есть место для костров, обогревающих кучеров зимой, там же выстраиваются военные караулы гвардейцев в праздники.

Читайте также:  Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть I

На этой площади в тожества бьют фонтаны с вином и народу дают жареных быков.

Билеты в сам театр классифицирует по тарифам:

Ложа (1-ый ярус) – 12руб (сановники) Кресло – 2 руб. (обычно занимали старики и статусные горожане) Партер – 1 руб. (офицеры)

Второй ярус «оккупировали» купцы с семьями, пожилые женщины с чулками в руках…

Представления начинались в 5 пополудни и должны были заканчиваться к 9 вечера. Все пьесы подлежали цензурированию, хотя и безалаберному, а все новые представления были городским событием. В целом, репертуар был однообразным (народ смотрел в театре одну и ту же пьесы по 20 раз!), костюмы и декорации бедны, игра актеров одинакова, без всяких отступлений от тогдашней «нормы» декламации.

Однако известно, что императрицей были как-то пожалованы театру роскошный гардероб (принадлежавший, между прочим, её двум царственным предшественницам!) – только получил это богатство не Большой театр, а Эрмитажный и на постановку пьесы самой Екатерины!(Она называлась «Начальное управление Олега…», была написана в подражание Шекспиру и повествовала о великом князе Рюриковиче). Всего тогда на эту постановку потратили 15 тыс. руб.

Впрочем, и для Большого театра Екатерина Великая реализовала важнейшую идею – в 1785 году ею было создано императорское Театральное училище, которое расположили рядом с Летним садом, и которое пополнялось молодежью из Воспитательного дома. Целью этой школы была ликвидация недостатка в хороших национальных актерах.

Это было гигантским рывком! Судите сами – в премьере, открывавшей Большой театр участвовали одни итальянцы, больше того, все декораторы и машинист сцены – также итальянские специалисты. А уже в начале 19 века на этой сцене блещут отечественные «звезды» — Вальберхова, Семенова (последняя – это крепостная актриса, заслужившая похвалы А.

Пушкина), начинаются успехи российской балетной школы Петербурга, которую возглавлял Иван Вальберх.

Ну, и первая пьеса этого оперного театра Петербурга была, конечно же, творением итальянских авторов – Гольдони и Паизиэлло.

Она называлась «На луне» и представляла собой веселую музыкальную комедию, специально переписанную (для сокращения) в одно действие.

Паизиэлло в то время долго уже жил в столице, служил дирижером и инспектором театральных оркестров. Специально к событию открытия нового театра он пишет совершенно новую музыку к пьесе.

Так начиналась славная история Маринки…

Открытие Мариинского театра

В петербурге состоялось торжественное открытие мариинского театра

2 (14) октября 1860 г. в Петербурге на Театральной площади на месте сгоревшего театра-цирка был торжественно открыт оперный Мариинский театр.

В 1775-1783 гг. на Карусельной площади (с 1810-х гг. — Театральная) по проекту А. Ринальди было построено первое в России монументальное здание, возведённое специально для театра, на протяжении долгого времени являвшееся самым крупным в Европе.

Это был Каменный театр, учреждённый по указу императрицы Екатерины II в 1773 г. До середины XIX в. в Каменном театре проводились концерты, балы и выступления придворной труппы. В конце века, в 1896 г., здание Каменного театра было практически полностью перестроено и расширенно архитектором В.

 В. Николя для Петербургской консерватории.

Довольно долгое время противоположная сторона Театральной площади оставалась незастроенной. Во время правления Николая I напротив Каменного театра был выстроен огромный Театр-цирк (1847-1848), спроектированный архитектором А. К. Кавосом. Театр-цирк был очень популярен среди петербургской публики, в нём проходили выступления акробатов, фокусников и джигитов.

Через десять лет после открытия, в 1859 г., театр-цирк сгорел дотла, после пожара от здания остались лишь каменные стены, сводчатые перекрытия коридоров, и лестницы.

В связи с пожаром перестройка Александринского и Михайловского театров была по указу императора Александра I отложена, и через год здание на Театральной площади было восстановлено под руководством архитектора Кавоса.

2 (14) октября 1860 г. состоялось торжественное открытие нового театра, названного Мариинским по имени супруги Александра II императрицы Марии Александровны. Сезон открыла опера Михаила Глинки «Жизнь за царя».

Архитектором были созданы все удобства для именитых посетителей: царская ложа и ложа министра императорского двора получили самостоятельные парадные вестибюли, фойе и лестницы. Отделка зрительного зала, сохранившаяся без значительных изменений до наших дней, отличалась богатством архитектуры декора.

Внутренние помещения Мариинского театра дважды реконструировались: в 1884–1886 гг. по проекту архитектора Шредера были перестроены закулисные помещения, в 1894–1896 гг. под руководством инженера Смирнова была реконструирована зрительская часть.

Уникальный занавес Мариинского театра, ставший по существу его символом, был создан в 1914 г. по эскизам известного театрального художника А. Головина. В 1952 г. художники С. Вирсаладзе и М. Зандин изменили цветовую гамму занавеса — вместо тёмно-красного он стал сине-голубым, в соответствии с основным тоном декора зрительного зала.

На сцене Мариинского театра состоялось множество мировых премьер опер и балетов, ставших впоследствии признанной классикой и украшением театральных сцен всего мира: «Князь Игорь» Александра Бородина, «Спящая красавица» и «Пиковая дама» Петра Чайковского, «Раймонда» Александра Глазунова, «Ромео и Джульетта» Сергея Прокофьева. Долгое время главным балетмейстером Мариинского театра был Мариус Петипа. Здесь выступали Фёдор Комиссаржевский, Фёдор Стравинский, Фёдор Шаляпин, Осип Петров, Анна Павлова, Вацлав Нижинский, Матильда Кшесинская, Галина Уланова, Рудольф Нуреев, Михаил Барышников и многие другие.

В 1920 г. Мариинский театр был переименован в Государственный академический театр оперы и балета. В 1935 г. ему было присвоено имя С. М. Кирова, в народе он стал называться Кировским. Во время Великой Отечественной войны и блокады Ленинграда здание Мариинского театра сильно пострадало от авиабомб и артобстрелов, но к осени 1944 г. оно уже было восстановлено.  

В 1966-1970 гг. помещения Мариинского театра были расширены за счёт пристройки с южной стороны нового корпуса. Сооружён этот корпус был в едином стиле с самим театром, здесь был размещён репетиционный зал.

Также была реконструирована сценическая коробка: благодаря новым техническим приспособлениям появилась возможность по-разному использовать оркестр, и использовать сложные декоративные эффекты. В 1992 г.

театру было возвращено историческое название.

Лит.: О театре [Электронный ресурс] // Мариинский театр. 1998-2016. URL: https://www.mariinsky.ru/about/history/mariinsky_theatre/; ККлассический танец. История и современность. М., 1987; Мариинский оперный театр [Электронный ресурс] // Архитектурный сайт Санкт-Петербурга. 2007-2016. URL: http://www.citywalls.ru/house3884.html; Пантеон и репертуар русской сцены. СПб., 1850; Театр оперы и балета имени С. М. Кирова. Л., 1983.

Мариинский театр – яркая жемчужина Санкт-Петербурга

Мариинский театр в Санкт-Петербурге входит в плеяду сценических площадок мирового уровня. Его посещение является важным пунктом туристической программы пребывания в Северной столице России. Официальный сайт Мариинки помогает ознакомиться с репертуаром театра и заранее забронировать билеты на спектакли.

История

Идейной основательницей театра считается императрица Екатерина II. По ее распоряжению была организована театральная труппа, выступавшая в помещении столичной консерватории. В 1783 г. состоялось открытие здания театра-цирка на Карусельной площади (позже сменившей название на Театральную). В результате пожара старый корпус сгорел. Новый театр было поручено возводить итальянскому зодчему Альберто Кавосу. Труппа находилась под патронатом императорской фамилии, потому получила имя супруги императора Александра II – Марии Александровны. Открытие Мариинского театра ознаменовалось премьерным показом оперы «Жизнь за царя» М.Глинки.

В конце 19 в. внутреннее пространство претерпело изменение. Архитектор В.Шретер существенно дополнил театральный комплекс помещениями с мастерскими, гримерками. Сцена была переоборудована для хореографических спектаклей. После установления власти большевиков Мариинский театр передали под опеку комиссариата просвещения.

Во время Великой Отечественной войны труппа находилась в эвакуации за Уралом. В Перми артисты продолжали ставить спектакли и возвратились в Ленинград после снятия блокады. В начале 21 в. у Мариинки появились новые сцены в Петербурге и филиалы в других городах. С конца 80-х гг. художественным руководителем является дирижер В.

Гергиев.

Реконструкции и первый спектакль

2 октября 1860 г. в здании Мариинского театра был дан 1-ый спектакль. Для премьеры выбрали патриотическую оперу Михаила Глинки «Жизнь за царя». Она стала «визитной карточкой» прославленного питерского театра. Однако историки считают, что звание 1-ой постановки должна носить опера Дж.Паизиелло «Лунный мир».

Основное здание Мариинки подвергалось нескольким реконструкциям:

  • в 1802-1803 гг. (по проекту Тома де Томона) изменена планировка и внешний вид
  • 1968–1970 гг. (по проекту Саломеи Гельфер) увеличено левое крыло здания, изъятие хрустальных осколков, вделанных в стены, нарушило акустику зала

Возвращение исторического названия

После установления советской власти в 1917 г. название театра было упразднено. Его стали именовать Государственным. В 1919 г. коллективу присвоили звание Академического. В 30-е гг. в память С.Кирова театр был удостоен права носить его имя.

Дважды театральная труппа награждалась почетными орденами:

  • Ленина (1939)
  • Октябрьской Революции (1983)

В январе 1992 г. Ленинградский ордена Ленина и ордена Октябрьской Революции академический театр оперы и балета имени С. М. Кирова получил свое историческое название – Мариинский.

Читайте также:  Таврический сад в санкт-петербурге: парк и оранжерея

Площадки

Мариинский театр обладает 6 сценическими площадками. Они расположены в разных городах Российской Федерации:

  • Санкт-Петербурге -3 (основная и вторая сцены, концертный зал)
  • Владикавказе – 2 (театр оперы и балета и филармония Северной Осетии)
  • Владивостоке – 1 (приморская)

Основное здание Мариинского театра

Мариинка -1, где находится главная сцена знаменитого театра, представляет собой старинное здание 19 века. Его проект разработан архитектором А. К. Кавосом и дополнен В. А. Шретером в конце 19 в. Корпус выполнен в стиле классицизма. Над купольным навершием возвышается башенка.

Внутреннее убранство поражает роскошью и великолепием отделки. Холл, фойе и зал украшают скульптуры, лепка, настенная роспись. Авторы живописных произведений:

Рисунок занавеса на сцене соответствует текстура императорского шлейфа Марии Александровны. Он является эмблемой Мариинского театра.

Зал рассчитан на 1609 мест. Габариты сцены:

  • ширина – 30 м
  • глубина – 20 м
  • высота – 24-25 м

Вторая сцена

Мариинка-2 создавалась специально под нужды театра и в соответствие с современными техническими требованиями. Ее параметры:

  • вместимость зала – 2 тыс.чел
  • площадь – 80 тыс.кв.м
  • этажей – 7

Над проектом и благоустройством внутреннего пространства трудились архитекторы из России, Канады, Великобритании, Австрии. Зрительские места в зале расположены в несколько ярусов.

Центральное положение занимает ложа для почетных гостей (аналог Царской ложи). Сцена оборудована техническими средствами, позволяющими быстро менять декорации. Глубина 80 м позволяет создавать мощный акустический эффект.

Вторая сцена была открыта для приема публики в 2013 г.

Концертный зал (третья сцена)

Мариинка-3 создана на базе дореволюционных мастерских по производству декораций. Здание было построено в соответствие с эскизами архитектора В. Шрётера. В начале 21 в. оно полностью выгорело при пожаре.

Новое помещение разрабатывал тандем специалистов:

  • архитектор К.Фабр (Франция)
  • инженер Тойота (Япония)

Концертный зал предназначен для проведения вокальных и симфонических выступлений, а также аудиозаписи. Его основные характеристики:

  • объем -1,3 тыс. куб.м
  • вместимость – 1110 мест
  • длина – 52 м
  • ширина – 24 м
  • высота – 14 м

В 2009 г. в помещении смонтирован орган французского производства. Здание является памятником градостроительства и входит в перечень объектов культурного наследия РФ.

Приморская сцена

Самая удаленная сцена питерской Мариинки находится в Дальневосточном регионе. Она располагается в театре оперы и балета во Владивостоке. Новое здание строилось к саммиту стран АТЭС. Проектными работами занимались специалисты из Омска.

Корпус имеет 2 зала:

  • Большой – в форме подковы на 1 356 мест. Предназначен для крупномасштабных мероприятий и гала – концертов.
  • Малый – с одноуровневыми сценой и партером, рассчитанный на 305 мест. Для камерных спектаклей, мастер-классов.

В ходе строительства предпочтение отдавалось натуральным материалом (дерево, камень), что способствовало созданию мощного акустического эффекта. Также здание оборудовано снаряжением для нужд людей со специальными потребностями (пандусы, лифты). Открытие Приморской сцены состоялось в 2013 г.

Национальный театр оперы и балета Республики Северная Осетия-Алания

Здание североосетинского театра оперы и балета во Владикавказе (ул.Тхапсаева, 18) с 2017 г. является сценической площадкой Мариинки. Комплекс помещений вдоль берега Терека был спроектирован архитектором И.В.Рябикиным в 1910 г. Строительные работы произведены в 50-х гг. под руководством архитектора Т. М. Бутаевой. Постройка объявлена национальным достояние республиканского значения.

Зал одновременно вмещает 680 человек. Сцена:

  • ширина – 14 м
  • высота – 12 м

Северо-Осетинская государственная филармония

С 2017 г. Мариинский театр арендует здание Северо-Осетинской филармонии. На протяжении 10 лет артисты из Санкт-Петербурга смогут производить сценическую деятельность в помещении бывшего лютеранского собора, расположенного по адресу: г.Владикавказ, ул.Миллера 34. Немецкая кирха (19 в.) была преобразована в культурно-просветительское учреждение в 1944г. В 2015-16 гг. в помещении осуществлен капитальный ремонт. Исторический облик сооружения остался неизменным.

Классическое наследие в репертуаре

Сценическая площадка Мариинского театра прославилась в истории театрального искусства России, как место проведение премьерных спектаклей классиков балетного и оперного жанра. В 19 – нач.20 в. артисты Мариинки были задействованы в первых постановках:

  • балетов – «Конёк-Горбунок», «Золотая рыбка», «Спящая красавица», «Раймонда», «Шопениана», «Петрушка»
  • опер – «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила», «Русалка», «Каменный гость», «Майская ночь», «Снегурочка», «Ночь перед Рождеством», «Борис Годунов», «Орлеанская дева», «Чародейка», «Пиковая дама», «Иоланта», «Князь Игорь»

В советский период творческий багаж театральной труппы пополнялся спектаклями, пронизанными революционным духом и отвечающим требованиям социалистического реализма. Однако классические произведения не были забыты.

Ежегодная афиша Мариинского театра обязательно включает, наряду с премьерами, полюбившиеся зрителям постановки из минувшего репертуара. На сцене Мариинки по-прежнему показывают «Лебединое озеро», «Жизель», «Кармен» и т.

д.

Труппы

Творческий коллектив театра включает 2 труппы:

Балетная труппа зародилась в конце 18 в. Ее костяк составили придворные танцовщики, выпускники французской танцевальной школы под руководством Ж.Ланде. В 19-20 вв. с артистами Мариинки сотрудничали прославленные балетмейстеры:

  • Ш. Л. Дидло
  • М.Петипа
  • В. Мейерхольд
  • В. Вайнонен
  • Л.Якобсон
  • С.Каплан

В истории театра вписаны имена выдающихся танцовщиков – Вацлава Нежинского, Рудольфа Нуриева, Михаила Барышников. Славу русского балета утверждали и поддерживали балерины – Матильда Кшесинская, Анна Павлова, Галина Уланова. До начала 19 в.

на сцене Мариинского театра выступали преимущественно иностранные артисты. В 30-40-х гг. 19 в. постепенно формируется русская оперная труппа.

Репертуар театра постоянно пополнялся новыми операми европейских и российских композиторов, что способствовало расширению труппы и привлечению в ее состав артистов с исключительными певческими данными.

Первыми голосами Мариинского театра были:

  • Осип Петров
  • Федор Шаляпин
  • Медея и Николай Фигнер
  • Софья Преображенская
  • Леонид Собинов

В составе трупп артисты со званиями заслуженный и народный, лауреаты национальных и международных конкурсов.

Фестивали

Артистический коллектив Мариинского театра принимает активное участие в культурных мероприятиях, организуемых в городе на Неве. С1993 г., по инициативе В.Гергиева, в Северной столице регулярно проводится фестиваль искусств «Звёзды белых ночей». Он имеет статус международного, высоко зарекомендовал себя на мировом уровне и входит в Топ-10 музыкальных концертных программ классического жанра.

Во время фестиваля на подмостках Мариинки выступают самые известных исполнители и коллективы, которые представляют новинки в области симфонической и камерной музыки, оперы и балета.

«Звёзды белых ночей» помогают раскрыться новым талантам, установить тесные партнерские связи между театральными труппами.

Жители и гости города имеют возможность в рамках фестиваля поближе познакомиться с национальным искусством и культурным наследием других стран.

Сцены театра принимают целый ряд жанровых фестивалей:

  • балетный «Мариинский»
  • оркестровой духовой музыки «Брасс вечера в Мариинском»
  • современной музыки «Новые горизонты»

Театральные постановки из репертуара Мариинки постоянно входят в фестивальные программы Московская пасхальная и «Масленица». Руководство театра уделяет большое внимание приобщению подрастающего поколения к шедеврам мировой классики. Специально для детей и молодежи в Мариинском театре устраивают:

  • фестиваль детских музыкальных театров-студий
  • школы искусств в гостях у театра
  • детско-юношеских оркестров «Мариинский NEXT»

Время работы и цены на билеты

Билеты приобретаются непосредственно в кассах театра (Мариинка-1, Мариинка -2, Концертный зал). Они открыты с 11 до 19 ч. ежедневно. С 14 до 15 ч. в кассе Концертного зала перерыв. С 18.30ч. продаются исключительно билеты на текущий день.

Стоимость билета зависит от спектакля и места в зале. Постоянные зрители рекомендуют оперные постановки слушать с 3-его яруса Главного зала Мариинского театра, а наблюдать за балетом из бельэтажа.

Считается, что наиболее комфортное расположение для обзора сцены находится ближе к центру зала.

Цена билета на спектакли варьирует в диапазоне от 1340 до 12000 руб. Примерная стоимость билетов в разных зданиях Мариинского театра в Санкт – Петербурге:

Основная сцена:

  • Партер- 3100-11860 руб.
  • Бельэтаж-2660-4480 руб.
  • 1 ярус- 2440-2660 руб.
  • Балкон -2000 руб.
  • 1 ярус- 2200 руб.

Новая сцена:

  • Бельэтаж –3540-5580 руб.
  • Бенуар- 4480- 5360 руб.
  • 1 ярус- 2880-4480 руб.
  • Партер- 4700-5800 руб.

Концертный зал:

  • Партер- 2440- 2660 руб.
  • Амфитеатр- 1890-2660 руб.
  • Бельэтаж -1560-2440 руб.
  • Балкон -2200 -2440 руб.

Выбрать удобное место и заблаговременно заказать билеты можно через официальный сайт Мариинского театра.

Где находится и как добраться

Театр занимает в Санкт-Петербурге 3 здания, расположенные по разным адресам:

  • основная сцена (Мариинка-1)- Театральная площадь, 1
  • 2-ая сцена (Мариинка-2) – ул. Декабристов, 34
  • 3-ая сцена (концертный зал или Мариинка- 3) – ул. Декабристов, 37

В театр можно удобно доехать, воспользовавшись наземным или подземным транспортом:

  • метро – ст. «Садовая» (Фрунзенско-Приморская линия), ст. «Сенная площадь» и «Невский проспект» (Московско-Петроградская линия), ст. «Гостиный двор» (Невско-Василеостровская линия), ст. «Спасская» (Правобережная линия)
  • автобусом –No 2, 3, 6, 22, 27, 70
  • маршрутным такси – No 1, 2, 62, 124, 154,169, 180, 186, 350

Мариинский театр на карте

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector