Особняк С.Ю. Витте

ПУТЯМИ И ЗАКОУЛКАМИ РЕВОЛЮЦИИ Особняк С.Ю. Витте Столетие Февраля 1917 г. и падения дома Романовых прошло в Санкт-Петербурге практически незамеченным. Кто ты, Россия? Мираж? Наважденье? Была ли ты? есть? или нет? Омут… стремнина… головокруженье… Бездна… безумие… бред…

Максимилиан Волошин

а в сознании народном год русской катастрофы по-прежнему ассоциируется с роммовской киномассовкой на Дворцовой. В ноябре нас наверняка порадуют яркими и красочными шоу.Очень странно другое — переломный момент отечественной истории почти не оставил памятников, равно как и следов в городской топонимике. Марсово поле… но там еще Володарского и много кого похоронили.

Площадь и улица Восстания — но все считают, что речь идет опять-таки об октябре.Самое время проявить краеведческую активность в поисках следов «великой бескровной» Февральской революции. Что и сделал автор этих строк. Это рассказ об одном ее необычном памятнике.

А также о графе Владимире Борисовиче Фредериксе (1838-1927), последнем Министре Императорского Двора Российской Империи. Он вошел в российскую историю как тот, кто скрепил своей подписью манифест об отречении императора Николая II от престола (если верить учебникам и Википедии).

Иногда так случается: ухватишься за ниточку, начинаешь ее тянуть и размотаешь такой клубок, что становится как-то не по себе. Спешу поделиться найденным.

ПЕРВООБРАЗ ШТУРМА ЗИМНЕГО

Улица Почтамтская находится в самом центре Петербурга, рядом с Исаакиевским собором, Манежем и казармами Л.-гв. Конного полка. В самом ее конце на углу с Конногвардейским переулком стоит дом № 23/8 Особняк С.Ю. Витте Был он возведен в 1936 г. по проекту арх. А.И. Князева и Б.А. Михайлова и являет собой, по сути, проходной образец конструктивизма.

Особняк С.Ю. Витте

Необычна только облицовка из красного песчаника цоколя постройки; говорят, что камень для нее был взят из разобранной ограды Зимнего дворца.

Особняк С.Ю. Витте

Дом с виду какой-то неухоженный и неуютный. Сейчас его занимает общежитие Санкт-Петербургского Почтамта.

Особняк С.Ю. Витте Особняк С.Ю. Витте

Он явно не вписался в городскую ткань XIX в. и смотрится здесь несколько диковато. Какое же отношение он имеет к февралю 1917 г.?

Обратимся к воспоминаниям ген.-лейтенанта и нач.канцелярии Министерства Императорского двора А.А. Мосолова «При дворе последнего императора»:

«Петербург был единственною столицею конца XIX в., где еще имелись казармы в центре города. Конногвардейские казармы занимали громадную площадь, представляя собой фундаментальную постройку с трех сторон огромного плаца, на котором производились учения и протекала вообще вся жизнь полка.Как раз напротив, на Почтамтской улице, стоял небольшой красивый особняк, принадлежавший графу Фредериксу. Он был первым сожженным толпою в начальный день революции — это было первое насильственное уничтожение частной собственности».Для уточнения места знакового события найдем адрес В.Б. Фредерикса по справочнику ВП за 1911 г.

Особняк С.Ю. Витте

Нумерация домов здесь не менялась, и новодел на Почтамтской № 23/8 был построен аккурат на фундаменте разгромленного в февральские дни особняка Фредерикса. По случаю первого уничтожения частной собственности не грех бы сюда и памятную доску повесить.Особняк С.Ю. Витте

«Граф был очень привязан к своему дому и ни за что не хотел его покидать. Графиня как-то при мне говорила мужу, что неудобно министру двора не быть в состоянии сделать у себя за неимением подходящего зала большого приема, как то устраивают министры, живущие в казенных помещениях. Фредерикс возразил:— Верно. Но зато тебе не придется переезжать, когда меня уволят с должности, и будешь по-прежнему принимать друзей в твоих пяти гостиных. Думаю, что спокойствие за будущее приятнее, чем возня с устройством больших приемов.

  • Он, как и все мы, не мог думать, что через десяток лет никто из всех нас не будет в состоянии считать себя обеспеченным».
  • Особняк С.Ю. Витте

Как же выглядел особняк графа?Его можно разглядеть на этом старом фото (он крайний справа). Интересно, что тут же на плацу находятся скульптуры Диоскуров, они были перемещены ко входу в здание Манежа только в 1954 г. Каменщики на плацу лейб-гвардии Конного полка. Фото из ателье К. Буллы. 1900 г. Особняк С.Ю. Витте

Дом Фредерикса, построенный в 1875 г. по проекту арх. П.П. Шрейбера, отличался «формами самого изысканного ренессанса». «Фасад весьма хорош,— писал журнал «Зодчий» в 1975 г., — только украшением аттиков вазами в излишнем изобилии автор повредил своему произведению, тем более, что эти вазы (Louis XVI) уже имеются на многих петербургских домах».

А вот что с ним стало после революционного разгрома: источник Чем же так допёк революционеров Министр Двора, 79-летний больной старик? Для ответа на этот вопрос надо обратиться к его биографии.

OLD GENTLEMAN

Владимир Борисович Фредерикс родился 16 ноября 1838 г. в Санкт-Петербурге и был потомком шведскогоофицера, взятого в плен войсками Петра I. Дед его был придворным банкиром, а отец — генералом. Прожил он долгую жизнь при 4-х российских императорах (от Николая I до Николая II). Получил блестящее образование и начал воинскую службу 18-летним юношей в Л.-гв. Конном полку.В 1871 г.

он получил должность флигель-адъютанта императора Александра II. При Александре III он занял должность помощника министра Императорского двора и уделов. В 1897 г. указом императора Николая II он был назначен министром Императорского двора. Данное ведомство, созданное в 1826 г., находилось вне контроля Сената и других высших органов власти и подчинялось исключительно императору.В 1900 г.

Фредерикс был произведён в генералы от кавалерии, а через пять лет стал членом Государственного Совета и командующим главной квартирой императора. С этого периода и вплоть до марта 1917 г. он являлся одним из наиболее приближённых к государю, неизменно сопровождая его в поездках.В.Б. Фредерикс. Худ. И.Е. Репин, этюд для картины «Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 г.

» С созданием в 1909 г. Императорского российского автомобильного общества (ИРАО) Фредерикс был назначен его президентом. Высокое положение его при государевом дворе и полное доверие императора обеспечивали большое влияние ИРАО на развитие автомобилизма и спорта в России. В.Б. Фредерикс (сидит впереди, рядом с водителем) в автомобиле Бразье. Сзади его дочь Евгения и зять В.Н.

Воейков Высочайшею грамотою от 10 апреля 1916 г. Фредерикс был пожалован бриллиантами, украшенными соединенными портретами императоров Александра II, Александра III и Николая II на Андреевской ленте в честь 60-летия службы в Л.-гв. Конном полку и 25-летия службы на высших должностях при дворе. Послужной список его наград впечатляет: Российских орденов — 11, иностранных орденов — 49.

Царская чета очень любила министра и называла его Old Gentleman. Генерал Н.А. Епанчин писал о В.Б. Фредериксе, что он «человек глубоко благородный, рыцарь; он никого не боялся и всегда говорил правду, безразлично, нравилось ли это или нет». Отношение С.Ю. Витте к нему было неоднозначным: «Прекраснейший, благороднейший и честнейший человек, — но и только.

Впрочем, этого вообще, а в особенности по нынешним временам, очень много …». В то же время Витте невысоко ценил деловые способности министра двора: «Фредерикс по части понимания дел был совсем плох, ему трудно было усвоить не только рассуждения, но и самые простые факты». Тем не менее они оставались в хороших отношениях, В.Б.

Фредерикс был единственным лицом из придворной среды, пришедшим навестить С.Ю. Витте после покушения на него зимой 1907 г.

К моменту Февральской революции В.Б. Фредерикс стал страдать потерей памяти. Влияния на императора он не имел, но пользовался его полным доверием, о чем его подчинённый А. А. Мосолов писал: «Моральное одиночество, наложенное на себя царём с юного возраста, было тем более опасным, что Николай II относился недоверчиво даже к лицам ближайшего окружения.

Один граф Фредерикс являлся исключением».В.Б. Фредерикс, министр императорского двора при Николае II. Фото К. Буллы. 1913 г. В.Б. Фредерикс был женат на Ядвиге Алоизиевне Богушевской, дочери генерал-майора. У них было две дочери: Евгения и Эмма. На старшей, Евгении, был женат В.Н. Воейков (1868-1947), дворцовый комендант императора Николая II.

В своей книге воспоминаний «С царем и без царя», изданной в 1936 г. в Хельсинки, он описал революционный разгром дома своего тестя 27-28 февраля 1917 г. По сути, его причинами явились «нерусская» фамилия графа и размещение в конногвардейских казармах солдат Кексгольмского полка.

«Самым удобным лозунгом для агитаторов того времени было возбуждение толпы против немецких фамилий, к которым ошибочно (т. к. его фамилия — шведского происхождения) был причислен и граф Фредерикс.

Выдав его кроме того за немецкого шпиона и предателя нашей родины, провокаторы достигли того, что 27 февраля с 10-ти часов вечера солдаты Кексгольмского полка начали собираться около дома, смотреть на крышу, на которой якобы находились пулеметы для стрельбы в народ, и, наконец, стали стрелять в нижнее окно, пробив внутреннюю ставню.

До двух часов ночи продолжалась осада дома, в котором находилась лежавшая в постели больная графиня, при ней были две ее дочери — моя жена и графиня Фредерикс, с растерявшейся прислугой. В два часа солдаты ушли и на улице наступила тишина, давшая обитателям дома надежду, что все кончено.

Но с 8-ми часов утра следующего дня улица опять наполнилась совершенно недисциплинированными солдатами, из которых человек 10-15 стали у входной двери, с ружьями наперевес, требуя, чтобы их впустили в дом, где они якобы должны найти и отобрать находившееся оружие и скрытые пулеметы.

Под этим предлогом в дом стали входить солдаты кучками по 15-20 человек; к ним присоединились какие-то матросы, выпущенные из тюрем арестанты и, наконец, просто прохожие с улицы. В результате дом графа Фредерикса оказался наводненным толпой около тысячи человек.Несмотря на зажигательные речи революционных ораторов, толпа вначале как бы стеснялась предаваться открытому грабежу, видя одних беззащитных женщин и находившуюся при смерти графиню.

Но это было до того момента, когда они ворвались в винный погреб, где дрались из-за бутылок, выхватывая их друг у друга, толкая, отпихивая ногами упавших.

Пьяные сваливались тут же; по ним, как большие серые крысы, ползли полупьяные, а державшиеся еще на ногах заполнили весь двор.

Еле удалось вынести умиравшую графиню из совершенно разграбленного дома, который толпа, в конце концов подожгла со всех сторон».

Читайте также:  1801–1855. Время. События. Люди

Худ. И.А. Владимиров. Революция (зарисовки из альбома, 1917)

Мемуаристы отмечают активную роль в этом погроме знаменитого актера Мамонта Дальского.

Он не побрезговал присвоить пару чучел громадных сибирских медведей и впоследствии хвастал перед гостями вещами из дома графа Фредерикса. Корреспондент «Таймс» дополняет картину красочным эпизодом: ослабевшая после болезни дочь графа сумела выбежать из дома со своей любимой собакой на руках. Пьяная толпа схватила женщину на улице, избила ее, а собаку жестоко убила.

*

В 1917 году Мамонт Дальский, давно интересовавшийся идеями Бакунина и Кропоткина, объявляет себя анархистом и вступает во Всероссийскую федерацию анархистов-коммунистов. В 1917 году Дальский вступил в федерацию анархистов и писал в «Петроградском листке»: «Я полагаю, что всемирная революция (во имя идей анархизма) должна начаться в самом непродолжительном времени!». 14 января 1918 года он был арестован по указанию управляющего делами Совета народных комиссаров В. Д. Бонч-Бруевича, однако вскоре отпущен.Дальский погиб в Москве 21 июня 1918 года: сорвался с подножки трамвая, отправляясь в гости к Шаляпину.Мамонт Дальский появляется в романе А. Н. Толстого «Хождение по мукам»:

«Душой этих ночных кутежей был Мамонт Дальский, драматический актер, трагик, чье имя в недавнем прошлом гремело не менее звучно, чем России. Это был человек дикого темперамента, красавец, игрок, расчетливый безумец, опасный, величественный и хитрый.

За последние годы он выступал редко, только в гастролях. Его встречали в игорных домах в столицах, на юге, в Сибири. Рассказывали о его чудовищных проигрышах. Он начинал стареть. Говорил, что бросает сцену. Во время войны участвовал в темных комбинациях с поставками.

Когда началась революция, он …почувствовал гигантскую трагическую сцену и захотел сыграть на ней главную роль в новых «Братьях-разбойниках».

Со всей убедительностью гениального актера он заговорил о священной анархии и абсолютной свободе, об условности моральных принципов и праве каждого на все. Он сеял .. возбуждение в умах…»

Сам гр. В.Б. Фредерикс был арестован в первых числах марта 1917 г., по-видимому, в Могилеве, а затем по личному приказу А.Ф. Керенского и А.И. Гучкова доставлен в Таврический Дворец, где допрашивался следователями Чрезвычайной Следственной комиссии. После чего «за неимением вины» был освобождён и долгое время пребывал на лечении в Евангелической больнице. Затем безвыездно жил в Петрограде.В 1924 г. он обратился к советскому правительству с просьбой о выезде за границу. Получив разрешение, вместе с дочерью выехал в том же году в Финляндию. Поселился в своем имении неподалеку от городка Кауниайнен.Владимир Борисович скончался 5 июля 1927 г. в возрасте 88 лет. Похоронен на городском кладбище Кауниайнена (сегодня это город-спутник Хельсинки). Позже туда же были перезахоронены его дочь Евгения и зять В.Н. Воейков. В этой могиле сейчас покоится прах двух российских генералов. Могила семьи Фредерикс на кладбище г. Кауниайнен. Снимки любезно предоставлены Николаем Тарунтаевым zildoma

ПОДДЕЛЬНАЯ ПОДПИСЬ ГРАФА ФРЕДЕРИКСА НА «ОТРЕЧЕНИИ» ИМПЕРАТОРА НИКОЛАЯ II

Каменноостровский проспект

Каменноостровский проспект в Санкт-Петербурге. Одна из самых известных городских улиц, расположенная на Петроградской стороне. Прокладка и оформление первых частей будущего проспекта начались в 1712 году. Общая протяженность современного Каменноостровского проспекта составляет 3,4 км.

Интересные факты:

Название Каменноостровского проспекта пошло от Каменного острова, первоначально он так и назывался — Дорога на Каменный остров.

Правда, сперва такое название носил только участок от Большого проспекта, а в сторону Троицкой площади шла Большая Ружейная улица.

И только в XIX веке, когда проспект стал именоваться Каменноостровским, это название распространилось на всю длину современной улицы.

До постройки Троицкого моста Каменноостровский проспект был местом расположения отдаленных от центра города жилых домов и летних дач, здесь селилась самая разношерстная публика — от знати ближе к Каменному острову до небогатых горожан возле Невы, но когда улицу соединили мостом с центром Петербурга, проспект быстро превратился в оживленный и престижный район.

Каменноостровский проспект, вполне заслуженно, считают полноценной альтернативой Невскому на Петроградской стороне. Застроенный многочисленными зданиями начала XX века в стиле модерн и неоклассицизм, проспект выглядит очень красиво и элегантно, а расположенные здесь магазины, кинотеатры и рестораны наполняют его активной жизнью.

Несмотря на важную роль в городской жизни Каменноостровский проспект не отличается большой шириной — она составляет всего 20 м.

В советское время проспект сначала переименовали в улицу Красных Зорь, а после убийства С. М. Кирова — в Кировский проспект. Вновь Каменноостровским проспект стал в 1991 году.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:
  • Особняк С.Ю. Витте
  • Особняк С.Ю. Витте
  • Особняк С.Ю. Витте
  • Особняк С.Ю. Витте

Особняк С.Ю. Витте

В самом начале Каменноостровского проспекта, где ныне расположен особняк известного политического деятеля С.Ю. Витте, в конце XIX века находились деревянные постройки, которыми владел действительный статский советник Н.А. Акимов. Весной 1898 года новый владелец этого участка К.Ф.

Штремберг, потомственный почетный гражданин, поручил разработать проект дома архитектору Эрнесту Францевичу Вирриху. Под его руководством был построен трехэтажный каменный дом в стиле поздней классической эклектики. Уже летом этого же года участок вместе с еще недостроенным домом приобрела М.И.

Витте, жена известного политического деятеля Сергея Юльевича Витте.

Особняк С.Ю. Витте

В 1903 году он переехал сюда из министерской квартиры на набережной Мойки. Спустя год были закончены все работы над особняком уже для семьи Витте (были пристроены дворовые флигели, надстроен третий этаж и др.)

Сергей Юльевич Витте – яркий государственный деятель конца XIX – начала XX века. Он автор знаменитого Манифеста 17 октября 1905 года, который впервые в Росси провозгласил гражданские и политические свободы.

В этот дом накануне так называемого Кровавого воскресения 1905 года приходила делегация, участники которой предупреждают Витте о том, что «если прольется кровь народная, правящие круги дорого заплатят за это». Тем не менее, предотвратить страшные события Кровавого воскресения не удалось.

Особняк С.Ю. Витте

В 1907 году активисты организации «Союз русского народа» совершили покушение на Витте: в дымовые трубы дома спустили две бомбы, которые, правда, не сработали. Покушение повторили спустя четыре месяца, но вновь организаторов постигла неудача.

26 января 1915 года Сергей Юльевич Витте скончался в своем особняке из-за болезни. После Октябрьской революции 1917 года в доме разместились профилактическая амбулатория и дневной детский санаторий.

В двадцатые годы здесь разместился Научно-исследовательский институт по охране здоровья детей и подростков, а в тридцатые годы – музыкальная школа. Эту школу в свое время окончил выдающийся петербургский скрипач и дирижер В.Т. Спиваков.

В полуподвальных помещениях особняка Витте работала также авторская мастерская студии «Ленфильм».

В 1999 году на фасаде дома установили мемориальную доску со следующим текстом: «Здесь с 1899 по 1915 год жил выдающийся деятель России Сергей Юльевич Витте».

Сергей Витте — биография, новости, личная жизнь, фото, видео

Особняк С.Ю. Витте

Сергей Юльевич Витте. Родился 17 (29) июня 1849 года в Тифлисе — умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде. Русский государственный деятель. Министр путей сообщения (1892), министр финансов (1892-1903), председатель Комитета министров (1903-1906), председатель Совета министров (1905-1906). Добился введения в России «золотого стандарта» (1897). Действительный тайный советник (1899). Член Государственного совета (1903).

Сергей Витте родился 17 (29 по новому стилю) июня 1849 года в Тифлисе.

Отец — Юлиус-Кристоф-Хайнрих-Георг Витте (Julius Christoph Heinrich Georg Witte), принадлежал к рядам курляндского дворянства, в молодости изучал в Пруссии сельское хозяйство и горное дело, служил на Кавказе. В семье бытовало предание о голландском происхождении рода Витте, который к XVIII веку онемечился и представлял собой типичных прибалтийских бюргеров.

Мать — Екатерина Андреевна Фадеева, дочь саратовского губернатора А.М. Фадеева, внучка генерал-майора князя П.В. Долгорукова, родная сестра писательницы Елены Ган и двоюродная сестра мемуаристки Е.А. Сушковой.

Отец Витте после вступления в брак с его матерью в 1844 году перешел из лютеранства в православие и стал Юлием Федоровичем. Двоюродная сестра — Елена Петровна Блаватская (урожденная Ган, нем. von Hahn; 1831-1891), религиозный философ теософского (пантеистического) направления, литератор, оккультист, спиритуалист, путешественница.

До 16 лет Сергей Витте жил в Тифлисе.

Был вольнослушателем в городской гимназии, затем в Кишиневе, где он вместе с братом Борисом поступил пансионером к гимназическому учителю математики Белоусову и через полгода они оба выдержали выпускной экзамен и получили гимназические аттестаты.

Это дало братьям возможность учиться им в только что открывшемся в Одессе Новороссийском университете; брат Борис в 1865 году стал вольноприходящим на юридическом факультете. Сергей с 1866 года учился на физико-математическом факультете.

После смерти отца и остальные члены семьи перебрались в Одессу.

В 1870 году Сергей Витте окончил университет со степенью кандидата и имел возможность остаться на кафедре высшей математики для продолжения научных занятий, но его мать и дядя выступили против намерения Витте стать профессором: «Это не дворянское дело». По настоянию дяди Р.А. Фадеева, Витте, оставаясь при университете, был причислен к канцелярии главы Новороссийско-Бессарабского генерал-губернаторства графа П.Е. Коцебу.

Вскоре он оставил службу в канцелярии и посвятил себя более интересному и денежному железнодорожному делу. Министр путей сообщения граф А.П.

Бобринский, знавший его отца, предложил Сергею Юльевичу работу в качестве специалиста по эксплуатации железных дорог и 1 мая 1870 года он начал стажировку в управлении Одесской железной дороги с жалованьем 2400 руб.

в год, что превышало тогдашнюю заработную плату университетского профессора (около 2000 руб. в год). Сергей Витте стажировался на различных должностях службы эксплуатации.

Во второй половине семидесятых годов XIX века Витте возглавил службу эксплуатации Одесской железной дороги. Он стал одним из ближайших сотрудников директора Русского общества пароходства и торговли Н. М. Чихачева, в ведении которого была и Одесская железная дорога. Уделял большое внимание развитию и техническому оснащению Одесского порта.

Карьера двадцатишестилетнего Витте чуть было не оборвалась, когда в конце 1875 года недалеко от Одессы произошла Тилигульская катастрофа — крушение поезда со множеством жертв. Начальник дороги Чихачев и Витте были преданы суду и приговорены к четырем месяцам тюрьмы.

Однако пока тянулось расследование, Витте оставался на службе, и при этом сумел отличиться в перевозке войск к театру военных действий русско-турецкой войны.

Читайте также:  Игра «Знакомство с Михайловским замком»

Этим он обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, по велению которого тюрьма для обвиняемого была заменена двухнедельной гауптвахтой (где Витте только ночевал, поскольку работал в составе «Особой высшей комиссии для исследования железнодорожного дела в России» графа Баранова).

11 апреля 1877 года Витте оставил государственную службу.

Сергей Витте в молодости

Особняк С.Ю. Витте

В 1879 году Витте переехал на жительство в Петербург, где получил должность начальника эксплуатационного отдела при правлении Общества Юго-Западных железных дорог (в состав которого, помимо Одесской, входило еще четыре дороги — Харьковско-Николаевская, Фастовская, Киево-Брестская и Брестско-Граевская). В это же время Витте стал одним из участников Барановской комиссии, созданной указом Александра II «для исследования железнодорожного дела в России» и участвовал в разработке проекта устава русских железных дорог.

В феврале 1880 года Витте был назначен начальником службы эксплуатации в администрации Общества Юго-Западных железных дорог и переехал на жительство в Киев. Председателем правления Общества был И. С.

Блиох — варшавский банкир, автор цитируемых по сей день научных трудов по экономическим, политическим, а также железнодорожным вопросам. Правой рукой Блиоха был профессор И. А.

Вышнеградский, будущий министр финансов России, который на протяжении 15 лет являлся непосредственным начальником С. Ю. Витте.

Хотя Витте, как он подчеркивал, предпочитал политике «общество актрис», но все же сочувствовал славянофильству и писал для газеты И. С. Аксакова «Русь», сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.

После событий 1 марта 1881 именно Сергей Витте выдвинул идею создания конспиративной организации для охраны государя и борьбы с террористами их же методами. Идея была поддержана и государем, и в свете, была создана «Священная дружина».

Но в то время, как остальные члены витийствовали, ввиду наказуемости инициативы именно Сергей Витте получил конкретное задание организовать в Париже убийства скрывавшихся там русских террористов, что в случае успеха должно было покончить с его карьерой.

Вместо этого он благодаря актрисам вышел на Нико Николадзе и договорился через него c народовольцами о прекращении их террора и роспуске Святой дружины.

Эта деятельность Витте продемонстрировала царской семье его верноподданнические чувства и способность находить абсолютно нетривиальные решения сложнейших политических и моральных проблем.

В 1883 году Витте на основе цикла статей, напечатанных им ранее в журнале «Инженер» в полемике с киевским профессором Д. И. Пихно, опубликовал книгу «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов», которая принесла ему известность среди специалистов.

Витте полагал, что теория тарифообразования занимает центральное положение не только в экономике железных дорог, но и в экономике страны и, более того, — в жизнедеятельности общества в целом.

По его мнению, при определении размеров провозной платы по железной дороге следует отталкиваться не от расходов транспортных предприятий, а от условий образования цен на перевозимые товары в пунктах отправления и назначения. Важнейшей частью книги стали сформулированные автором 23 принципа построения железнодорожных тарифов.

От многих идей, высказанных в этой работе, Витте позднее отказался (когда перешел работать с должности в частной железнодорожной компании в Министерство путей сообщения). Во втором издании этой работы, помимо основной темы, Витте затронул политические вопросы, высказавшись за «социальную» и «бессословную» монархию, и считая, что в противном случае «она перестанет существовать».

В 1886 году Витте занял пост управляющего Обществом Юго-Западных железных дорог. Работая на должностях начальника эксплуатации и управляющего этой компании, добился роста эффективности и прибыльности. В частности, проводил передовую для того времени маркетинговую политику (реорганизовал тарифы, ввел практику выдачи ссуд под хлебные грузы и т. д.).

В этот период познакомился с императором Александром III. По словам самого Витте, он на глазах императора вступил в конфликт с чиновниками железных дорог, доказывая, что нельзя использовать два мощных грузовых паровоза с целью разгона царского поезда до высоких скоростей, Александр III убедился в правоте Витте после крушения царского поезда в 1888 году.

10 марта 1889 года Витте был назначен начальником вновь образованного Департамента железнодорожных дел Министерства финансов и произведен в действительные статские советники.

Перейдя по просьбе Александра III на государственную службу, значительно потерял в годовом жаловании, которое уменьшилось с 40 тыс. до 3 тыс. руб. в год. Поэтому по решению Александра III получал из личных средств императора доплату к жалованью — еще 9600 руб.

, а также за счет казны 3 тыс. руб. столовых и 2 тыс. руб. квартирных (всего 17 600 руб) с целью частично компенсировать потери в доходах. На государственной службе начал проводить политику скупки казной многочисленных тогда частных российских железных дорог.

Причиной стало его понимание эффективности работы железных дорог России в едином государственном комплексе.

Работая в правительстве, добился права назначать сотрудников в зависимости от их эффективности, а не близости к правящим кругам. В свое подчинение набрал людей из частных компаний; его департамент считался образцовым. По свидетельствам, был демократичен в отношениях с подчиненными, ценил в них самостоятельность.

В 1889 году опубликовал работу «Национальная экономия и Фридрих Лист», в которой обосновывал необходимость создания мощной национальной промышленности, защищенной на первых порах от иностранной конкуренции таможенным барьером.

В 1891 году был принят новый таможенный тариф России, разработанный при активном участии Сергея Витте и Дмитрия Менделеева. Этот тариф сыграл важную роль во внешнеторговой политике России и стал защитным барьером для развивавшейся промышленности.

В феврале-августе 1892 года — министр путей сообщения. За этот срок сумел ликвидировать ставшие обычным явлением крупные скопления неперевезенных грузов. Провел реформу железнодорожных тарифов.

В период деятельности Витте на железнодорожном транспорте (с 1889) в российских пассажирских поездах впервые появились металлические подстаканники, сохранившие свою форму по настоящее время.

Работники железной дороги, проводники и пассажиры по достоинству оценили преимущество новой посуды для чаепития: в качке двигающегося по рельсам состава подстаканники оказались куда устойчивей обычных стаканов и кружек.

30 августа 1892 года Витте был назначен на пост министра финансов, занимал его в течение 11 лет.

Вскоре после назначения поднял вопрос о форсировании строительства Транссибирской магистрали (в тот момент темпы строительства были таковы, что оно могло растянуться на многие десятки лет).

Витте считал быстрое проведение магистрали настолько важным, что даже допускал возможность финансирования строительства за счет денежной эмиссии. На такую меру министр все-таки не пошел, но сооружение Транссиба было резко ускорено.

Проводил независимую кадровую политику, издал циркуляр о привлечении на службу лиц с высшим образованием. Много внимания уделял созданию образовательной системы, готовившей кадры для промышленности, в частности, открытию новых «коммерческих» учебных заведений.

В 1894 году выступил за жесткие торговые переговоры с Германией, в результате чего был заключен выгодный для России 10-летний торговый договор с этой страной. В том же году был избран почетным гражданином Казани за активное участие в строительстве Казанско-Рязанской железной дороги.

С 1895 года начал вводить винную монополию. Винная монополия распространялась на очистку спирта и розничную и оптовую торговлю крепкими спиртными напитками; производство спирта-сырца разрешалось частным лицам при условии определенной регламентации (повышенный акциз и т. д.). Монополия стала одним из важных источников пополнения госбюджета.

С 1896 года — статс-секретарь.

В этом году провел успешные переговоры с китайским представителем Ли Хунчжаном, добившись согласия Китая на сооружение в Маньчжурии Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД), что позволило провести дорогу до Владивостока в гораздо более короткие сроки.

Одновременно с Китаем был заключен союзный оборонительный договор. В Европе ходили слухи, что успеху переговоров содействовала выдача китайскому сановнику взятки в размере 500 тыс. руб. Витте слух о взятке в своих воспоминаниях опровергает.

Заслугой Витте является проведение им денежной реформы 1897 года. В результате Россия на период до 1914 года получила устойчивую валюту, обеспеченную золотом. Это способствовало усилению инвестиционной активности и увеличению притока иностранных капиталов.

В 1899 году количество золота в обороте составило 451,40 млн рублей. Количество бумажных денег упало до уровня 661,80 млн. Количество золота в обороте по сравнению с 1898 годом увеличилось в три раза, а по сравнению с 1897 — в 12,5 раз.

За 1900 год количество золота в обороте увеличилось еще в 1,42 раза. Затем этот рост стабилизировался. В целом, за четыре года количество золота в обороте увеличилось почти в 18 раз. Количество же бумажной наличности уменьшилось в 2,175 раз.

Сергей Витте – свой среди чужих, чужой среди своих. Почему он не пришелся ко двору?

Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)

Читая биографию Сергея Витте, прихожу к мысли, что только такие личности могли и могут двигать Россию к процветанию. Его деятельность была настолько разносторонней и активной, что можно было писать приключенческий роман, который имел бы оглушительный успех.

Сергей Юльевич добился того, что российский рубль был признан мировой валютой, руководил строительством железных дорог в Российской империи, установил монополию на водку, заключил мирный договор с Японией с выгодными для России условиями (Россия была проигравшей стороной).

Но, тем не менее, его не любили ни дворяне, ни либералы, ни крестьяне, ни рабочие. Что наиболее изумляет – Николай II никогда не относился к нему благосклонно, хотя его отец, Александр III, будучи при смерти, просил его прислушиваться к С.Ю.

Витте, так как сам его очень уважал и ценил.

  • Родился Сергей Юльевич Витте 17(29) июня 1849 года в Тифлисе, а умер 28 февраля (13 марта) 1915 года в Петрограде.
  • Отец был голландского происхождения, исповедовал лютеранство, но женившись на Екатерине Андреевне Фадеевой, из княжеского рода Долгоруких по матери, перешел в православие.
  • В детстве Сергей был сорванцом и не любил учиться, норовил удрать с уроков.
  • Сергей в 1866 году поступил на физико–математический факультет Новороссийского университета в Одессе и блестяще закончил его в 1870 году со степенью кандидата наук.

Служба Витте началась в канцелярии, но вскоре такая служба ему наскучила. Железные дороги ему казались наиболее выгодным местом работы.

Читайте также:  Дворцовая площадь в Петербурге в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)

Витте был принят специалистом по эксплуатации железных дорог на Одесской железной дороге.

С.Ю. Витте работал на разных должностях и дослужился до главы службы эксплуатации Одесской железной дороги, что весьма неплохо для карьерного роста молодого человека 26 лет от роду.

Но в 1875 году произошла катастрофа, в результате погибло много людей. Витте получил приговор – 4 месяца тюрьмы, но Сергей продолжал работать и проявил себя при перевозке войск во время русско–турецкой войны. Он обратил на себя внимание великого князя Николая Николаевича, в результате, отсидев 2 недели на гауптвахте, полностью избыл наказание.

Витте умел применять свои разнообразные знакомства так, что они шли на пользу делу государеву.

После убийства Александра II по предложению Витте государь издает указ о создании «Священной дружины». Но так как «инициатива наказуема», Сергею Витте поручают уничтожить в Париже скрывшихся там русских террористов. Если бы эта миссия закончилась успешно, то карьера Витте могла разрушиться.

Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)

Сергей, благодаря актрисам, с которыми водил знакомство, встретился с Нико Николадзе (грузинским общественным деятелем) и смог договориться о прекращении террора народовольцев и роспуске «Священной дружины». Таким образом, царь убедился в преданности Сергея Юльевича и в том, что Витте мог решить сложную проблему оригинальным способом, не особо церемонясь в выборе способа решения.

В 1886 году Сергей Юльевич перешел на работу в Общество Юго–Западных железных дорог. Примечательно его знакомство с императором Александром III.

Витте в его присутствии, пытался доказать чиновникам железных дорог, что нельзя использовать два паровоза, чтобы ускорить царский поезд, но никто его и слушать не стал.

В итоге такого неудачного решения случилась катастрофа, император не пострадал, но так же убедился в правоте Витте.

Александр III запомнил такого принципиального служащего, нашел его позднее и предложил ему перейти на государственную службу. Витте отказался – он много терял в жаловании, но император пообещал ему компенсировать эту разницу за счет личных средств. Слово сдержал.

Будучи на государственной службе, Витте стал выкупать за счет госказны частные российские железные дороги. Он понимал, что железные дороги эффективны в единой сети.

Кроме того, он добился у императора права самому назначать себе сотрудников, принимая во внимание их эффективность, а не в зависимости от протекций и титулов.

Он присматривался к специалистам, которые работали в частных железнодорожных компаниях, и предлагал перейти к себе на службу. Многие соглашались. Итогом таких действий С.Ю. Витте стало создание образцового департамента.

Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)

В феврале 1892 года был назначен министром путей сообщения. Ему удалось ликвидировать завалы грузов. Пересмотрел тарифообразование, сделал его более эффективным. Часто в описании биографии Витте упоминается о таком небольшом, но очень важном внедрении – подстаканники. Пассажиры и работники путей сообщения весьма высоко оценили это нововведение.

С 30 августа 1892 года Сергей Юльевич занимал пост министра финансов. И, вскоре, был поднят вопрос о финансировании Транссибирской магистрали. Он прекрасно понимал, что освоение Сибири важно для государства.

Винная государственная монополия – еще одно достижение Сергея Витте в 1895 году. Она в итоге стала одной из основных статей пополнения госбюджета.

С 1896 года – статс–секретарь. В этой должности путем переговоров с китайцами добился постройки в Маньчжурии Китайско–Восточной железной дороги (КВЖД), в результате Владивосток был присоединен к сети железных дорог гораздо раньше планируемого срока.

Еще одной вехой на политико–экономическом поприще Витте является денежная реформа 1897 года. Россия до 1914 года получила устойчивый рубль, обеспеченный золотым запасом. Что поспособствовало увеличению числа иностранных инвесторов и вливания денежных средств в развитие российской промышленности.

В 1899 году Витте – действительный тайный советник. Среди событий того года – осуждение Саввы Мамонтова.

В 1903 году Витте назначили председателем Комитета министров. Номинальная должность, он ничего не мог решать сам.

В 1905–1906 гг Сергей Витте назначен председателем Совета министров. Летом 1905 года возникла необходимость заключения Портсмутского (США) мира с Японией.

Николай II отправил Витте в качестве российского представителя, рассчитывая, что если что с Витте и случится, то особо жалеть никто не будет.

Сергей Юльевич настолько обаял американцев своими демократическими манерами, речью, шутками, поведением, что в результате переговоров была отменена контрибуция с России. Николай II был вынужден за такие выдающиеся заслуги пожаловать ему титул графа.

В 1905 Витте настаивал в обращении к Николаю II о необходимости политических реформ. По предложению Сергея Витте был составлен Манифест 17 октября, который давал основные гражданские свободы и Государственную думу с представителями народа.

В октябре 1905 года Витте становится председателем Совета министров. В 1906 году блестяще провел переговоры с Францией о получении займа. В поездках за рубежом акцентировал внимание на достоверности и создании благоприятного мнения о России.

Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)Сергей Юльевич Витте (https://tunnel.ru/)

22 апреля 1906 года Сергей Витте подал прошение об отставке. С 1898 года до конца жизни занимал особняк К. Ф. Штемберга по адресу: Каменноостровский проспект, 5.

Сергей Юльевич дважды был женат.

Первая жена – Надежда Андреевна Спиридонова, дочь отставного штабс–ротмистра Андрея Ивановича Иваненко.

Надежда Андреевна была замужней женщиной, но Витте был настойчив и сам хлопотал о ее разводе. Надежда и Сергей были обвенчаны во Владимирской церкви 29 июня 1879 года. Однако супружество омрачало болезненное состояние Надежды Андреевны. Она скончалась в октябре 1890 года от разрыва сердца.

Вторая жена – Мария Ивановна Лисаневич (урожденная Матильда Исааковна Нурок). Женитьба на еврейке (хоть и православной) не способствовала улучшению положения Витте в высшем свете, даже еще больше ухудшилось.

Матильда Ивановна была очень умна и красива. Именно она отучила Витте сквернословить, говорить, хоть и с большим акцентом на французском и немецком языках.

Но, даже будучи женой Витте, двор ее так и не принял, хотя она была женой министра.

Сергей Витте умер 28 февраля 1915 года в Петрограде от менингита. Похоронен в Александро–Невской лавре. Император Николай II, сказал, что «большой очаг интриг погас вместе с ним… Смерть графа Витте была для меня глубоким облегчением. Я увидел в ней также знак Божий».

Можно по-разному относиться к деятельности Витте, но одно несомненно – он был блестящим руководителем, политиком и добился за свою жизнь многих заслуженных наград.

А как вы считаете?

Ставьте лайки, пишите комментарии. Это поможет сделать канал лучше и интересней.

  1. Еще интересные статьи:
  2. Анна Русская — королева Франции
  3. Алиенора Аквитанская — бабушка всех королей Европы
  4. Хеди Кислер: кинозвезда 40-х и как она повлияла на создание сотовой связи

Сергей Юлиевич Витте. Биографическая справка

  • В начале 1870-х годов Витте был назначен начальником конторы движения Одесской железной дороги.
  • В годы русско-турецкой войны (1877-1878) отличился организацией перевозки войск к театру военных действий, за что получил должность начальника эксплуатационного отдела Юго-Западной железной дороги в Санкт-Петербурге.
  • Изданная им в 1883 году книга «Принципы железнодорожных тарифов по перевозке грузов» принесла ему известность в финансовых кругах.
  • В это время Витте также писал для газеты «Русь», которую издавал Иван Сергеевич Аксаков, сотрудничал с Одесским славянским благотворительным обществом.
  • В 1889 году Сергей Витте был назначен директором департамента железных дорог министерства финансов.
  • С февраля 1892 года он становится министром путей сообщений, а с августа 1892 года, в связи с отставкой министра финансов Вышнеградского занял его пост.
  • По инициативе Витте были осуществлены крупные экономические мероприятия: была введена Винная монополия (1894); сооружена Сибирская железнодорожная магистраль и развернуто железнодорожное строительство (1890-е годы); осуществлена денежная реформа (1897), согласно которой было введено золотое обращение и установлен свободный обмен кредитного рубля на золото.

22 января 1902 года Витте основал «Особое совещание о нуждах сельскохозяйственной промышленности», на котором были сформулированы положения, использованные впоследствии Столыпиным. Тогда местные комитеты совещания (82 губернских и областных и 536 уездных и окружных) высказались за добровольный переход крестьян от общинного владения землей к подворному. Но Николай II не решился на проведение реформ, и «Особое совещание» 30 марта 1905 года было закрыто.

В годы русско-японской войны Витте стремился противодействовать политике Японии на Дальнем Востоке и, проводя курс на сближение с Китаем, выступал против захвата Порт-Артура. При его участии были заключены оборонительный союз с Китаем против Японии и соглашение о строительстве Китайско-Восточной железной дороги на территории Маньчжурии.

В августе 1903 года Витте был назначен на пост председателя Комитета министров, в этой должности возглавил делегацию, подписавшую Портсмутский мирный договор 1905 года с Японией, за что получил графский титул.

С октября 1905 по апрель 1906 года Витте был главой Совета Министров. Во время Октябрьской Всероссийской политической стачки 1905 года настоял на программе уступок буржуазии, нашедшей свое выражение в Манифесте 17 октября 1905 года.

В тоже время Витте был инициатором посылки карательных экспедиций в Сибирь, Прибалтику, Польшу; им были направлены войска из Петербурга для подавления Московского вооруженного восстания.

В 1906 году он добился у французских банкиров займа в 2,25 млрд. франков, что укрепило позиции правительства в борьбе с революцией. Однако из-за возрастающей критики своих действий, как со стороны дворянства, так и со стороны буржуазии, Витте вынужден был подать в отставку. Отставка была прията 16 апреля 1906 года.

Последние годы жизни Витте провел в Санкт-Петербурге (в 1914 году переименованном в Петроград) и за границей. Оставаясь членом Государственного совета, он принимал участие в работе Комитета финансов, председателем которого оставался до самой смерти.

  1. В 1907-1912 годах написал биографическую книгу «Воспоминания».
  2. Сергей Юльевич Витте скончался 13 марта 1915 года в своем особняке в Петрограде и был похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
  3. В 1999 году на фасаде особняка Витте установили мемориальную доску со следующим текстом: «Здесь с 1899 по 1915 год жил выдающийся деятель России Сергей Юльевич Витте».
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector