Музей фонарей под открытым небом в санкт-петербурге

Сергей ЛЕБЕДЕВ: К 140-ЛЕТИЮ ПЕРВОГО ЭЛЕКТРИЧЕСКОГО ФОНАРЯ ПЕТЕРБУРГА, или ВОСЕМЬ ЛЕТ СПУСТЯ

Однако на протяжении почти десяти последних лет фонари этого необычного петербургского памятника не зажигались, несмотря на то, что они расположены под самым носом Администрации Санкт-Петербурга, в Центральном районе, впритык к администрации здешнего муниципального округа.

В течение десяти лет чиновники функционировали сами по себе, а памятник негорящему фонарю торчал черным остовом в вечерней темноте под носом чиновного и муниципального люда, спешившего после работы прочь от Смольного – подальше от трудовой деятельности.

За такое отношение к городскому «памятниковому имуществу» в последние десять лет никто из деятелей городского, районного и муниципального масштаба, чиновников из «Ленсвета» и Музея городской скульптуры наказан не был, и сегодня они преспокойно продолжают исполнять свои должностные обязанности.

Ниже публикуем материалы, давно появившиеся на страницах петербургской прессы, печатные страницы которой часто становятся КЛАДБИЩЕМ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ.И еще: этот петербургский памятник – «Памятник Фонарю», подле которого примостился бронзовый Фонарщик, – никогда торжественным образом не был открыт.

Обратите внимание

Так что у правительства Санкт-Петербурга, у властей Центрального района, муниципальных депутатов, руководителей «Ленсвета» и дирекции Музея городской скульптуры есть возможность объявить жителям Санкт-Петербурга о долгожданном открытии этого монумента старинной профессии в сентябре 2013 года, к 140-летию первого уличного электрического фонаря в Санкт-Петербурге.

Стоит только захотеть!

На Одесской улице
в память о первом в Санкт-Петербурге
уличном электрическом фонаре
установлен бронзовый Фонарщик.
2005 год, 23 августа

ДЕНЬ, УЛИЦА, ФОНАРЬ…

Десять лет назад «Невское время»

выступило с инициативой создать
музей-памятник петербургских фонарей.
Идея частично реализована,
но далеко не исчерпана.

СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ,
историк

Недалеко от Смольного и запруженного автомобильным потоком Суворовского проспекта есть небольшая и тихая Одесская улица, на которой в 1996-1998 годах установили необычный Памятник фонарю – своеобразную сюиту из шести старинных петербургских фонарей разных эпох и скульптуры фонарщика, своего рода музей петербургских фонарей под открытым небом.

Окрестные жители, особенно бабушки с внуками, любят гулять возле фигуры фонарщика, которому дети регулярно гладят нос и бороду до блеска металла, и возле полосатых фонарных столбов, на которых крепятся светильники первых десятилетий существования Санкт-Петербурга. «Наверное, тут кино снимать будут», – предполагают некоторые впервые попавшие сюда прохожие, спешащие по делам и замедляющие шаг возле непривычных, старинных фонарных столбов. И ошибаются.

«Памятник Фонарю» на Одесской улице в Санкт-Петербурге.

В АВГУСТЕ 1995 ГОДА

…Предложение установить на Одесской улице Памятник фонарю прозвучало именно со страниц «Невского времени» ровно десять лет назад – 23 августа 1995 года.

В беседе с журналисткой Ольгой Никоновой автор этих строк задавался вопросом: «Собственно говоря, почему мы так восторгаемся довольно избитым ритуалом полуденного выстрела и упускаем нетрадиционную возможность поставить первый в мире памятник уличному «солнцу»? Небольшую тихую Одесскую улицу, что расположена между Суворовским проспектом и Тверской улицей, можно было бы превратить в музей под открытым небом, установив масляный, керосиновый, газовый, электрический фонари. Должны быть представлены такие виды электрических светильников, как лампы накаливания, неоновые и ртутные лампы. Светильники в разное время крепились на деревянных, каменных, металлических, а сейчас – железобетонных конструкциях, и это тоже может быть отражено в памятнике…
Целая сюита разнообразных светильников, собранная на одной улице, фонари разных технических эпох и стилей могут своеобразно дополняться скульптурой петербургского фонарщика. Давайте вернем его хотя бы на Одесскую улицу в виде небольшой скульптуры – шустрого человека с лестницей под мышкой. Подъезды домов можно украсить фонарями, которые будут висеть или крепиться на кронштейнах. Фасад одного из домов нужно украсить текстовой доской с исторической справкой об освещении города. Для нее есть и место. По вечерам фонари можно будет торжественно зажигать. Таким образом, у нас в городе возникнет новая церемония, какой нет ни в одном другом городе мира.

Бронзовый Фонарщик на Одесской улице в Санкт-Петербурге.

ИЗ ИСТОРИИ ПЕТЕРБУРГСКОГО ФОНАРНОГО ДЕЛА

Напомним, что первые фонари зажглись по приказу Петра I в 1718 году «у Зимнего дому» (Зимнего дворца). Изготовлены они были, как гласит предание, по проекту Жана Батиста Леблона при участии и по указанию самого царя. Петербургские фонари сначала были масляными, затем газовыми, керосиновыми, спиртовыми.

Разумеется, сразу же появилась и новая петербургская профессия – фонарщик. А в 1873 году именно на Одесской улице Санкт-Петербурга были проведены первые опыты по электрическому освещению улиц.

Электротехник Александр Николаевич Лодыгин (1847-1923), один из основателей журнала «Электричество», решил испытать первые уличные электрические фонари у бывшего дома гвардии поручика К. Телешова, в котором снимало помещения для опытов общество «Лодыгин и Ко».
Первые опытные электрические фонари с угольными лампами накаливания системы А.Н.

Лодыгина зажглись на Одесской 11 (23) сентября 1873 года.
Как справедливо надеялся изобретатель, они сменили прежние керосиновые лампы. Обычно пустынную и тихую Одесскую улицу в те вечера было не узнать – сюда со всех концов города устремились десятки людей, желавших увидеть изобретение А.Н. Лодыгина.

«Вдруг из темноты, – писал современник, – мы попали на улицу с ярким освещением. В двух фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет. Собравшиеся с восторгом и удивлением любовались этим огнем с неба, светом без огня, как его тут же окрестили петербуржцы».
Изобретение оказалось столь успешным, что завоевало весь мир.

Электрическое освещение в прошлом веке пришло в страны Европы и Америку из России и именовалось тогда «русским светом». Где же еще, как не в Санкт-Петербурге, можно и нужно было создавать необычный музей? Ведь фонари Петербурга – это не только устройство для освещения улиц, это целый пласт культуры, истории.
Их проектировали Клодт, Монферран, Росси, Стасов.

Бронзовый Фонарщик на Одесской улице в Санкт-Петербурге.

И ГОРОД РЕШИЛ ПОСТАВИТЬ

Нашу идею с удовольствием поддержала администрация Санкт-Петербурга, объявившая в 1995 году о создании музейно-пешеходной зоны на Одесской улице. Непосредственное решение о появлении нового необычного памятника первоначально принималось первым заместителем мэра Владимиром Путиным.

Документы администрации города о создании памятника подписал мэр Санкт-Петербурга Анатолий Собчак.
Фонари создавались по чертежам, найденным в архивах.

Проект памятника разрабатывался в мастерской архитекторов Вадима Спиридонова и Екатерины Васильковской при непосредственном участии тогдашнего главного архитектора города Олега Харченко и главного художника Ивана Уралова – его ответ «Каким быть памятнику фонарю» был опубликован в нашей газете 9 ноября 1995 года.

Первую очередь Музея фонарей на Одесской пустили 25 октября 1996 года: тогда был установлен первый старинный фонарь, отремонтированы фасады, усилиями метростроевцев диабазом и гранитом вымощен новый тротуар, установлены декоративные решетки на окнах. Затем на улице появилось еще несколько светильников более поздних эпох.

Небольшая тихая магистраль стала постепенно превращаться в уютный уголок старого Петербурга. Сегодня здесь установлено шесть фонарей разных эпох, а на фасаде здания, у которого они стоят, укреплена мемориальная доска с текстом: «11 сентября 1873 года на этой улице впервые в мире зажегся электрический фонарь, изобретенный А.Н. Лодыгиным».

В 20-х числах мая 1998 года у фонарей установили скульптурное изображение бронзового фонарщика, который сидит на небольшой ограде, сооруженной рядом с фонарями, и держит в руках лестницу. Автор бронзовой фигуры – известный петербургский скульптор Борис Сергеев.

Сюита «исторических лампионов» на Одесской улице, которых сторожит «вечно бронзовый» фонарщик, открыла собой целую серию петербургских скульптурных групп, посвященных повседневной городской жизни старого Петербурга. В их числе памятники Городовому на Малой Конюшенной улице, Фотографу на Малой Садовой, скульптуры Охтинской молочницы на Среднеохтинском проспекте и Водовоза на Шпалерной улице…

Читайте также:  День россии 12 июня, санкт-петербург - мероприятия

Бронзовый Фонарщик на Одесской улице в Санкт-Петербурге.

НЕ ВСЕ СБЫВАЕТСЯ

«Жаль только, что памятника фонарю во всей полноте замысла – с магазинчиком, торгующим светильниками, и с целой шеренгой фонарей всех петербургских эпох – так и не получилось», – с грустью констатировала Ольга Никонова в «Невском времени» 6 июня 1998 года.

Мечталось, что ежедневное зажигание в урочный час старинных петербургских фонарей «на Песках» вблизи Смольного на Одесской улице после окончания всех благоустроительных и архитектурных работ станет традицией – как полуденный выстрел с бастионов Петропавловской крепости.

Предлагалось также, чтобы специальный фонарщик-экскурсовод в картузе с лестницей и бочонком рассказывал туристам и горожанам об истории петербургских фонарей.

В одном из помещений хотелось создать маленький музейчик, в мемориальной части которого представить коллекцию осветительных приборов, подсвечников и канделябров, масляных, керосиновых, газовых, электрических и неоновых ламп, которыми пользовались петербуржцы и которые ныне под семью замками в запасниках музеев, а то и пропали.

Важно

Экспозиция музея фонарей могла бы рассказать об этапах развития уличного освещения в Санкт-Петербурге, волею судеб ставшего и родиной российских фонарей.
Тем не менее ни музея фонарей, ни экскурсоводов, ни даже зажигания фонарей нет. Фонари на Одесской вообще не зажигаются. Да и сама улица – памятник петербургских фонарей никогда не была торжественным образом открыта.

Идея с Памятником фонарю была преподнесена городской администрации в качестве объекта, который несет в себе при реализации и утилитарно-интеллектуальные нагрузки: создаем новую красивую благоустроенную городскую зону, отмечаем память о первом зажигании уличного электрического фонаря в Санкт-Петербурге, устанавливаем своеобразный монумент отечественной научной и технической мысли прошлого века. Памятник фонарю есть в то же время и реклама санкт-петербургской электротехнической промышленности, которая, несмотря на общий промышленный спад, успешно справилась с трудностями.

ПОЯВИТСЯ ЛИ НОВАЯ ТРАДИЦИЯ?

…Одесская улица упирается в широкую и безлюдную магистраль – Тверскую улицу, которая может стать улицей подарков со всего мира. Давайте размышлять.
Наш город – неизменный обязательный пункт паломничества глав государств и правительств, приезжающих в нашу страну. Каждый месяц здесь бывают губернаторы, мэры, руководители крупных и не очень больших городов зарубежных стран.

Понятно, что в каждом городе наступают сумерки, за которыми следует ночь, разгоняемая местными электрическими фонарями. Иногородним и зарубежным мэрам и губернаторам было бы интересно поприсутствовать при традиционном зажигании питерских уличных фонарей на Одесской улице, с которой и начиналась мировая ночная уличная электрическая эра освещения, и увезти домой сувенир – питерский фонарь.

Видится, как после небольшой экскурсии по Одесской улице в сопровождении губернатора Санкт-Петербурга мэр, скажем, Берлина, Стокгольма, Белграда, Амстердама, Хельсинки, Парижа, Лондона, Варшавы, Каира, Рио-де-Жанейро, Города Львов (так переводится слово «Сингапур»), Филадельфии или Шанхая следует вдоль Одесской улицы и выходит на Тверскую.

Здесь его взору предстает целый ряд фонарей по обе стороны магистрали. Глава городского правительства сообщает о том, что в память о посещении высоким гостем невских берегов и присутствия при зажигании питерских фонарей жители его города получают подарок – подлинный петербургский фонарь.

Затем высокого гостя ведут к светильнику, который на его глазах специальная команда тушит, здесь же быстро разбирает и упаковывает в уже приготовленную изящную тару. Всего пять-шесть минут – фонарь в ящике. Губернатор говорит гостю: у нас в России есть поговорка «Свято место пусто не бывает», и на свободное место вместо «нашего» фонаря мы ждем вскорости «ваш».

Ящик с фонарем из Санкт-Петербурга прямехонько едет в аэропорт, откуда его самолетом отправят в другой город, понятно, что иностранный, где он сразу же станет «питерской достопримечательностью». Здесь его во время официальных приездов будет навещать действующий губернатор. Навестим за границей «свой» фонарь и мы…

А опустевшее место на Тверской улице со временем займет заморский лампион (в качестве ответного презента), и постепенно вся улица рядом со Смольным станет улицей фонарей, но не наших, а иностранных, которые будут светить в Санкт-Петербурге, отдавая свой свет городу, где впервые зажегся электрический свет, разгоняющий мрак ночи.

Думается, что давно пора устроить праздник «проводов белых ночей и зажигания фонарей», который мог бы ознаменоваться торжественным ежевечерним зажиганием фонарей на Одесской с участием «живых фонарщиков», танцующих у Фонарщика бронзового.

А обмен светильниками с мэрами других городов мира и руководителями регионов России вполне может стать одним из самых необычных и «неформальных» мероприятий в хрониках официальных встреч, которые сегодня являются неизбежной канвой информационной палитры почти каждого дня.
Но надо начать с малого.

Навести порядок в самой первой музейно-пешеходной зоне Санкт-Петербурга у памятника петербургским фонарям на Одесской улице и вокруг нее – произвести косметический ремонт, покрасить фонари, подправить мощение, ограничить стоянку автомобилей. Определить, наконец, хозяина этого памятника истории, культуры и техники.Спонсорами этих мероприятий могли бы выступить такие известные монополисты, как «Ленэнерго» и «Ленсвет». Следить же за состоянием Памятника фонарю могли бы муниципальные власти, перед зданием которых и расположена знаменитая «фонарная сюита».

СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ,
историк
 

http://www.nvspb.ru/stories/denmz_ulitca_fonarmz

«Памятник Фонарю» на Одесской улице.
Фото 2000-х годов.
http://www.smena.ru/
2011 год, 5 марта

ФОНАРЩИК

СТОИТ В ТЕМНОТЕ

Историк Сергей Лебедев

призывает наконец-то
дать жизнь
уникальной скульптурной группе

Совет

Еще в 1996-1998 годах по инициативе известного петербургского историка Сергея Лебедева в центре города, на тихой Одесской улице, появилась необычная скульптурная группа – памятник Фонарю. На металлическую ограду присел бронзовый Фонарщик, а его окружают шесть старинных светильников разных исторических эпох.

Предполагалось, что здесь появится уникальный музей под открытым небом. Однако уже много лет подряд фонари даже не зажигаются.
Появление скульптурной группы в этом месте не случайно. Именно на Одесской улице 11 сентября 1873 года впервые в мире зажегся электрический фонарь, изобретенный электротехником Александром Лодыгиным.

Как выяснили краеведы, Лодыгин испытывал здесь уличные электрические светильники, которые горожане окрестили «светом без огня», а иностранцы – «русским светом». Считается, что именно на основе лодыгинской лампы накаливания, всего лишь несколько усовершенствовав ее, Томас Эдисон разработал свою лампу.

Идею создания памятника Фонарю поддержала городская администрация, которую тогда возглавлял Анатолий Собчак. Фонари создавались по чертежам, найденным в архивах.
– Тогда я мечтал, что ежедневное зажигание в урочный час старинных петербургских фонарей на Одесской улице станет новой городской традицией, – говорит Сергей Лебедев.

– Были планы не только создать музей фонаря, но и организовать службу необычных экскурсоводов в старинных картузах с надписью «Фонарщик». Но ни одна из идей так и не реализовалась.
Сегодня про скульптурную группу все забыли. Лебедев утверждает, что ей уже требуется косметический ремонт.

И с сожалением констатирует, что Петербург так и не на­учился использовать поистине безграничные возможности для привлечения туристов.
– Летом здесь можно было бы устраивать праздник проводов белых ночей, а осенью – церемонию зажигания фонарей, – продолжает он. – Петербург – один из крупнейших центров электротехнической промышленности в мире.

Почему же столько лет отключен «русский свет» на Одесской улице? Разве это не издевательство, что мы имеем «памятник негорящему фонарю» на том месте, где впервые в России зажглось уличное электрическое освещение?

Ольга Рябинина

http://www.smena.ru/news/2011/03/05/18554/
На Одесской улице
в память о первом в Санкт-Петербурге
уличном электрическом фонаре
установлен бронзовый Фонарщик.

Источник: https://zimnyi1970.livejournal.com/42633.html

Причудливые фонари Санкт-Петербурга

Так часто нам доводится возвращаться в поздний час к себе домой, в номер гостиницы или же в наш комфортабельный хостел, и почти весь наш путь сегодня освещён мягким светом всевозможных фонарей. А ведь они не только дают необходимое освещение, но и являются неотъемлемой частью городской архитектуры. И сегодняшняя наша статья будет посвящена этим безмолвным ночным стражам.

Читайте также:  Куда сходить с девушкой/парнем в спб: запоминающееся свидание

Именно в городе на Неве появились первые уличные фонари: 23 ноября 1706 года по приказу Петра I на фасадах четырёх домов были укреплены фонари, чтобы «зажигать их по большим праздникам». Постоянные уличные фонари появились в 1718, постепенно заполняя улицы города, но они были всё ещё масляными.

Газовые же фонари появились только спустя столетие, а вот эра электрических фонарей пришла лишь в конце XIX века: в 1879 году на новом Литейном мосту через Неву зажглись 12 «свечей» П. Н. Яблочкова.

И к началу XX века электричеством были освещены все главные улицы столицы, но только к середине 1930-х годов керосиновые и газовые фонари ушли с улиц Петербурга.

Обратите внимание

Кстати, у вас есть отличная возможность увидеть все типы фонарей, просто посетив музей фонарей под открытым небом на Одесской улице, который наглядно показывает развитие уличного освещения в Санкт-Петербурге.

А находится музей на этой улице не зря: в XIX веке здесь находилась мастерская электротехника Александра Лодыгина, который изобрел так называемую «угольную» лампу накаливания (но, не получив поддержки правительства, не смог наладить ее массового производства), собрав в своё время у дверей своего дома изумлённую толпу.

Но самым главным в истории уличного освещения северной столицы является то, что петербургские фонари с самых первых дней своего существования претендовали на звание «самых красивых» в мире. И не зря, ведь их создавали необыкновенные, замечательные мастера.

Так, например, автором декоративных фонарей у Александровской колонны на Дворцовой площади является Карл Рахау, а знаменитого фонаря подъезда Зимнего дворца – предположительно сам Б.Ф. Растрелли. А фонари П.

Клодта, создателя коней Аничкова мостя, до сих пор украшают Исаакиевскую площадь.

Ах, сколько же их, талантливых архитекторов, скульпторов, инженеров, является авторами великолепных петербургских фонарей? Сейчас всех уже и не вспомнить, так что нам, благодарным потомкам, остаётся лишь любоваться изяществом литых форм, не спеша возвращаясь вечерними притихшими улицами города. Кстати, если вы остановитесь в нашем хостеле на Невском (подробнее про оплату и правила проживания читайте на сайте), вам до всех этих красот будет рукой подать!

Источник: https://wonderhostels.ru/fonari.php

Санкт-Петербург — музей под открытым небом

Сегодня я хотела бы поделиться с вами впечатлениями об одном из самых удивительных городов — Санкт-Петербурге.

Каждое лето связано со своей историей, незабываемыми моментами, и тем, что может изменить тебя.

Этим летом, после долгой суеты с выпускным и поступлением в университет, я, наконец, смогла отвлечься и провести 2 недели вдали от дома.

Важно

Наверное, кому-то покажется, что летом стоит ездить отдыхать на море, туда, где тепло. Но моим пунктом назначения было довольно пасмурное и, на первый взгляд, неприветливое место — Санкт-Петербург. 

Этот город навсегда останется в моей памяти, как и желание, вернуться в него…

Санкт-Петербург основан 16 мая 1703 года.

Петербург, город с более чем трехсотлетней историей, проходя по улицам и закоулкам, ты ощущаешь все величие этого места.

Почти каждое здание, каждый квартал в Петербурге — достопримечательность, а от осознания того, что когда-то по этим же улицам прогуливались цари, захватывает дух.

Многие фасады зданий, внутренняя отделка, и даже вывески остались прежними. Ты будто бы погружаешься в другую эпоху, переносишься во времени.

Недаром говорят: «Санкт-Петербург – музей под открытым небом». 

Я не буду рассказывать вам про каждое место, которое я посетила, в отдельности. Поведаю лишь об одном из них – Эрмитаже. Обычно, при упоминании Санкт-Петербурга, все сразу вспоминают только его.

Но на самом деле он будет интересен только тем, кто любит живопись. Я занималась рисованием 8 лет, и помню, как в книжках нам показывали картины знаменитых художников.

Поэтому, когда ты видишь это все вживую, то не можешь отвести взгляд.

Больше всего меня удивил ритм жизни петербуржцев. По сравнению с Санкт-Петербургом, улицы Алматы совсем пусты, а люди невероятно медлительны. Петербург — город вечного движения. Люди здесь не останавливаются ни на минуту, все куда-то бегут.

И самое интересное, те несколько минут передышки, которые у них есть по дороге на работу, они проводят за чтением. Все, от мала до велика, носят с собой электронную или обычную книгу. Ну, разве не пример для подражания? Смотря на весь этот переполох, мне хотелось соответствовать.

Совет

Так что за 2 недели я обошла если не все музеи и соборы, то точно большую их часть, посещая в день сразу несколько мест. 

Думаю, всем известно, что Санкт-Петербург славится разводными мостами, и, конечно же, мы не могли пропустить это зрелище. Я очень люблю смотреть на ночные города. При свете дня они кажутся совсем другими, не такими как при ночном освещении. Питер не исключение. Ночью фасады зданий освещены с учетом их структуры, и, поэтому, каждое строение «играет» по-новому. 

Наверное единственная вещь, которая меня разочаровала в городе. TopShop оказался намного хуже, чем в Алматы. Zara немного дороже. А H&M привел меня в ужас. Не знаю, может, потому что я попала на летнюю распродажу, но выбора там совсем не было, а все вещи оказались до жути банальными и не лучшего качества. Так и уехала из Питера с одной майкой, браслетом, двумя кольцами и VOGUE Russia.

Конечно же, гуляя по улицам города, я обращала внимание на то, как одеты прохожие. Девушки не особо запомнились, а вот парни в культурной столице одеваются намного лучше.

Они превосходно сочетают цвета и явно не боятся экспериментировать. К тому же в городе очень много туристов, так что я успела посмотреть и на модников Испании, Италии, Франции, Китая и т.д.

Но, конечно, туристов сразу можно отличить по их одежде от местных жителей.

Что касается меня — вещей с собой я взяла совсем немного, так что сочетала их, как могла)  

Надеюсь, мой рассказ вдохновит вас на посещение этого величественного города. Ведь лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. 

Источник: https://look.tm/style/3488-sankt-peterburg-muzey-pod-otkrytym-nebom/

Необычные места и памятники

Каждый монумент имеет свое предназначение. На Одесской улице Санкт-Петербурга стоит памятник фонарщику как дань прошлому, поскольку эта профессия уже давно себя изжила.

Месторасположение скульптуры выбрано отнюдь не случайно — напротив мастерской знаменитого изобретателя А. Н. Лодыгина.

Он был изобретателем индукционной печи, автономного водолазного аппарата и ламп накаливания (за что получил Ломоносовскую премию), с началом повсеместного применения которых фонарщики остались без работы. А раньше такая должность была весьма почетная.

Обратите внимание

Первые фонари в Санкт-Петербурге появились в 1706 году. По указу императора Петра I в 1706 году, в день празднования победы над шведами на улицах, которые выходят к Петропавловской крепости, были вывешены первые «светильники».

Чуть позже над проектированием уличных светильников стал трудиться архитектор Ж.Б.Леблонов. Созданные им четыре фонаря установили перед Зимним дворцом Петра Первого в 1718 году. А буквально через пять лет главные улицы города насчитывали уже 595 фонарей.

Зажигать фонари по вечерам долгое время было принято с начала августа по конец апреля. В проектировании конструкций моделей некоторых уличных светильников принимали участие знаменитые зодчие: Бартоломео Растрелли, Анри де Монферран, Ю.М. Фельтен.

Однако, первым городом полностью освещенным электричеством стал не Петербург, а Царское Село.

В 1720 году появилась и должность фонарщика, в обязанности которых входило обходить почти полтора десятков фонарей — нужно было поменять фитили, долить топливо, отчистить плафоны от вчерашней копоти.

Самые первые фонари являлись масляными, но спустя некоторое время стали появляться спиртовые, затем керосиновые, а также газовые. 11 сентября 1873 года на Одесской улице впервые в мире зажегся электрический фонарь. Последние масляные фонари в Петербурге были сняты в 30-х годах прошлого столетия.

Читайте также:  Сытный рынок санкт-петербург: адрес, часы работы, фото, история

С той поры и была упразднена профессия фонарщика. Но задумка о создании памятника как упоминании о когда-то нужной профессии появилась позднее.

Идея создания памятника фонарщику принадлежит петербургскому краеведу С. Лебедеву. Творческий союз скульпторов Панкратова и Сергеева занялся его проектированием и изготовлением.

Важно

Фигуру фонарщика отлили из чугуна. Мужчину, придерживающего бутылку у пояса и опирающегося на лестницу, усадили на тротуарном ограждении прямо в том месте, где зажегся первый электрический светильник.

Памятник был открыт в 1998 году.

Кстати..

Памятник Фонарщику является составной частью скульптурно-архитектурной композиции Музей фонарей под открытым небом. Рядом с фонарщиком установлены светильники тех конструкций, которые когда-либо стояли на улицах города, сейчас, к сожалению, не работающие.

Существует примета, что Фонарщик приносит деньги и семейное благополучие. Считается, что богатство придет в дом, если потереть его ноги: левый сапог — к росту «левых» доходов, правый — к повышению официальной зарплаты.

Памятники фонарщику есть не только в Санкт-Петербурге, они установлены во многих городах (см.фотогалерею).

Источник: http://unplaces.ru/Monument.php?id=49

Как на улицах России зажглись фонари, или Чем знаменита Одесская улица в Петербурге?

Я была свидетельницей такого диалога, и мне тоже захотелось побывать на Одесской улице.

Когда-то, в студенческие годы, мы жили в общежитии рядом со Смольным, но про Одесскую улицу ничего не знали, она слишком маленькая и тихая, ходили мимо нее не раз, а музея никакого тогда там не было.

И вот недавно, когда уже покинула нас жара и погода стала просто чудесной для прогулок, я отправилась посмотреть, что же это за «Музей фонарей».

Каждый вечер в нашем городе зажигаются тысячи фонарей. Мы так привыкли к этому благу, что начинаем сильно возмущаться, если вдруг какая-то улица внезапно оказывается во тьме. Но ведь не всегда жители нашего города ходили по освещенному Петербургу? Как давно на его улицах появилось освещение? Какими были городские светильники и как они менялись со временем?

Петербург был первым городом в России, где появились уличные фонари. Произошло это 4 декабря (по новому стилю) 1706 года, в день празднования победы над шведами, по указанию Петра I. Тогда на фасадах четырех домов у Петропавловской крепости были вывешены несколько уличных фонарей.

Освещение улицы в темное зимнее время очень понравилось и царю и горожанам. После этого стали зажигать фонари по случаю разных празднеств.

В 1718 году, по проекту архитектора Жана Батиста Леблона было изготовлено четыре масляных уличных светильника, которые установили перед Зимним дворцом Петра I, на набережной Невы. Это можно считать началом регулярного освещения городских улиц.

В 1720 Петр приказал петербургскому генерал-полицмейстеру Антону Дивиеру ввести в столице постоянное уличное освещение. И в 1723 году стараниями генерал-полицмейстера на главных улицах города засияли 595 фонарей.

Первые фонари были масляными. Самый примитивный масляный фонарь был очень похож на корабельный: четырехгранная деревянная коробка с открывающейся одной гранью, куда вставлялось либо стеклышко, либо кусочек слюды.

Совет

Внутрь помещалась масляная лампа в виде резервуара, напоминающего соусник с вытянутым носиком — в него погружался нитяной фитиль, пропитывавшийся конопляным маслом.

Появилась и должность фонарщика, который вечерами зажигал, а по утрам гасил фонари.

Первыми петербургскими фонарщиками были солдаты, расквартированные в столице, и полицейские. Они имели форму и бляху. Каждый фонарщик обслуживал 9−10 фонарей. Фонари стали столь популярны у жителей, что в 1725 году был издан специальный указ об установке на Большой Першпективной дороге (нынешний Невский проспект) около каждого фонаря скамеек для отдыха прохожих.

После смерти Петра его новшество на некоторое время забыли, но при Екатерине Великой фонарщики появились снова. Освещение столицы было прибыльным делом, и им стали охотно заниматься купцы. Они получали премию от властей за каждый горящий фонарь, и поэтому фонарей в городе становилось все больше. Ведь понятно, что по освещенным улицам было приятнее и безопаснее ходить.

В начале 19 века, немного раньше, чем в Европе, в Петербурге появились газовые фонари. Освещали они дворы Главного штаба. В 1835 году газовые фонари появились перед памятником Екатерине II, вокруг Александрийской колонны и у Медного всадника. Немного позднее такое освещение появилось на Невском проспекте и других главных улицах.

В Москву газовое освещение пришло значительно позже, в пятидесятые годы 19 века.
Газовое освещение столицы было дорогостоящим (газ получали из угля), поэтому на окраинах долго еще оставались масляные фонари. Для них вместо масла уже использовалась спирто-скипидарная смесь, потом стали применять керосин.

Фонари постепенно совершенствовались, был изобретен так называемый колпачок Ауэра — он делался из металлической сетки, раскалялся от нагревания и давал дополнительный свет — такие фонари получили название керосино-кадильных. Они были дешевле и эффективнее газовых. Конечно, освещение было не безупречно.

Светили фонари тускло, иногда вообще не горели, а иногда их, ради экономии, зажигали позже, а гасили раньше времени.

Обратите внимание

В конце 19 века настала эра электрических фонарей. Вот тут-то и прославилась Одесская улица Петербурга! В 1873 году именно на ней, впервые в мире, зажегся электрический фонарь, созданный изобретателем Александром Лодыгиным.

Очевидец с
изумлением вспоминал: «Вдруг из темноты мы попали на улицу с ярким освещением. В двух фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет.

Собравшиеся с восторгом и удивлением любовались этим светом без огня».

В 1886—1887 годах велись разработки устройства электрического освещения в Зимнем дворце, а затем и в Царском селе. Царское село стало первым, пусть и маленьким городом, полностью оснащенным электричеством.

Там была построена небольшая электростанция, и дуговые фонари с угольными палочками (стержнями) зажглись на всех его улицах. Во всем Петербурге электрическое освещение появилось уже после революции 1917 года.

Но в некоторых местах, особенно на окраинах, масляные фонари просуществовали до начала 30-х годов XX века.

А на тихой Одесской улице, рядом с домом, где находилась мастерская Александра Лодыгина, и где зажгли первый электрический фонарь Петербурга, в мае 1998 года был поставлен памятник Петербургскому фонарщику скульпторов Б. М. Сергеева и О. Н.

Панкратовой, и открылся небольшой музей фонарей под открытым небом. Здесь же, на здании, где была мастерская изобретателя, установлены мемориальные доски. Создатели экспозиции думали, что музейные фонари будут по вечерам дарить свет окрестным жителям, но эта идея не осуществлена до сих пор.

Фонарей здесь немного, да и туристы сюда нечасто заглядывают.

Петербургские фонари считались одними из самых красивых в мире. В их проектировании участвовали знаменитые архитекторы, такие, как Монферран, Фельтен, Растрелли. Очень красивые фонари можно увидеть рядом с памятниками и дворцами.

Важно

К сожалению, в нынешний век красота часто приносится в жертву удобствам, утилитарности, мало стало разнообразия и красоты в фонарях. К тому же часто фонари, как впрочем и стены зданий, страдают от вандализма несознательных граждан.

В завершение хочу сказать — будете гулять по улицам Петербурга, обратите внимание на фонари, и побывайте на Одесской улице: она идет от Суворовского проспекта и находится рядом с Площадью пролетарской диктатуры.

Источник: https://ShkolaZhizni.ru/culture/articles/39558/

Ссылка на основную публикацию