Музей — квартира Анны Ахматовой открылся в 1989 году в честь знаменитой русской поэтессы. Ранее в этом доме жил граф Шереметьев со своей семьей.
Анна Ахматова жила в квартире № 44 ровно тридцать лет — с 1924 по 1954 года. Сейчас в музее можно посмотреть, как выглядела ее комната и ознакомится с личными вещами, которые сохранились до наших дней.
Ниже вы найдёте всю необходимую информацию по посещению музея — фото, экспозиция, цены, режим работы на 2019 год и отзывы.
История
В 1712 году хозяином участка на набережной реки Фонтанки стал Шереметев. Он должен был построить на нем монументальный дворец. С этого момента заболоченный участок засыпали, и в начале 40-х годов построили дворец в один этаж, а через 10 лет был достроен и второй. В этом дворце жили и принимали знаменитых гостей — 5 поколений рода Шереметьевых.
Свое название Фонтанный дом получил в связи с тем, что находится рядом с рекой Фонтанкой. Его название сохранилось до сегодняшнего дня. Это дворянское имение, как и сотни других, было разгромлено и разграблено после революции. Немногая часть исторических ценностей дошла до Эрмитажа и Русского музея.
После 1930 года этот дом стал обычным жилым помещением
Фонтанный дом стал обителью для выдающейся Анны Ахматовой. Именно в нем тридцать лет прожила одна из самых знаменитых поэтесс России.
В стенах этого дома навсегда осталась память о хороших и страшных днях её жизни. В 1989 году в квартире организовали и открыли музей.
Целью экспозиции является представление личного мира Ахматовой, которая во времена жесточайшего тоталитаризма, пыталась его сохранить.
Архитектура
Туристов сможет привлечь не только экспозиция квартиры Ахматовой, но и архитектура старинного дома, который стал одним из символов Санкт-Петербурга.
Здание построено в стиле барокко в 1750 году архитектором С. Чевакинский по заказу графа Шереметьева.
Над главным входом до сих пор располагается герб графа и слова «Бог сохраняет все». Эти слова Ахматова использовала в качестве эпиграфа в «Поэме без героя»
Основная часть дворца состояла из 8 огромных комнат. Окна смотрят в сад. Это отмечала сама Анна Ахматова в дневниках. На северной территории позже построили корпус, где расположился зал для танцев. Южный корпус отдали под придомовую церковь.
Фасады украсили:
- лепниной
- тематическими военными барельефами
- большим числом колонн
- статуями
- цветочными вазами
За долгие годы в особняке происходило огромное количество перемен, но фасад всегда оставался неприкасаемым и дошел до нас в первозданном виде.
Высокий статус Фонтанного дома сформировался еще во время проживания здесь поколения Шереметьевых.
Граф очень любил и с глубоким уважением относился к театральному искусству. Он создал труппу из крепостных, а звездой его театра стала П. Ковалева-Жемчугова, в которую граф до беспамятства влюбился и несмотря ни на что, взял в жены
Знаменитый дом на Фонтанке посещали не менее знаменитые люди:
- А. С. Пушкин
- О. А. Кипренский
- М. И. Глинка
- Полина Виардо
В 1917 году А. Луначарский издал указ, согласно которому именитый дом на Фонтанке перешел в государственное владение
После этого в доме в разное время находились государственные заведения, включая Арктический институт. Большую часть интерьеров безжалостно уничтожили, в зале танцев сотрудники института соорудили бассейн для проверок макетов ледоколов.
Настоящую популярность Фонтанный дом получил благодаря Анне Ахматовой, которая сделала из него часть целой литературной эпохи. Она жила в квартире под номером 44, которая находилась во владении ее третьего мужа Н. Пунина. Анна Андреевна прожила здесь 30 лет — с 1924 по 1954 года.
Гостями в ее доме были великие деятели искусств:
- К. С. Малевич
- В. В. Маяковский
- О. Э. Мандельштам
- Б. А. Пильняк
Но жизнь в этом доме не была безоблачной для великой поэтессы. Спала Анна Андреевна на диване в кабинете мужа. Также в квартире проживала первая супруга Пунина. Часто здесь задерживались родственники мужа
Отрадой для нее оставались те моменты, когда она читала свои стихи, вела беседы с гостями и слушала музыку. Несмотря на то, что супруги расстались еще в 1938 году, она продолжала жить в этом доме. Ей выделили комнату, которая раньше была детской. А квартира № 44 превратилась в коммунальную.
Билеты
Цена на 2019 год
- взрослого билета — 120 рублей
- билет для школьников и пенсионеров — 60 рублей
- по студенческому билету музей-квартиру можно посетить бесплатно
Каждый третий четверг месяца посетителям младше 18 лет вход свободный
Официальный сайт
akhmatova.spb.ru
Телефон
8 812-579-72-39
Экскурсии
Знакомство с музеем начинается со старинной лестницы. В 19 веке на ее пролеты уложили удивительную и прочную плитку. Сквозь окна на лестнице просматривается:
- сад дома
- фасад
- флигель
- театр
Лестница удивительно разделяет пространство на богатство шереметевского времени и быт стандартной коммуналки Советского Союза
Квартира № 44 располагается на 3-ем этаже. Ее вход украшает высокая двойная деревянная дверь. На ней находится старинная ручка и ящик для почты.
- Прихожая
- Прихожая ничем не отличается от других прихожих советской интеллигенции.
- Посетители увидят:
- кафельную печь
- вешалку
- трюмо
- дорожный сундук
- маленькую картину
Между кухней и прихожей расположена комната для проявки фотоснимков. Она была создана супругом Ахматовой. Чтобы ничего не повлияло на создание фото, во всей квартире выкручивали лампочки.
Левушкин кабинет
В 1929 году в квартире поселился сын великой поэтессы – Лев Николаевич Гумилев от брака с поэтом-акмеистом Николаем Гумилевым.
Поскольку в доме не хватало комнат, юному Леве выделили скромный угол в коридоре, где ему приходилось спать на сундуке. Жители квартиры назвали этот угол «Левушкин кабинет».
Лев был крайне недоволен выделенной «комнатой», часто говорил о холоде и скудном питании.
В 1935 году он и Пунин были арестованы, после скорого освобождения он не захотел возвращаться в квартиру и снимал жилье в разных районах Ленинграда.
Комната поэтессы
Центральное место в музее Анна Ахматовой, несомненно, занимает ее комната, в которую она переселилась после расставания с супругом. После этого она не посещала семейные застолья.
В комнате стоит большая двуспальная кровать, на ней находится красное покрывало и вышитая подушка. У стенки стоит итальянский сундук с резьбой ручной работы.
Его Анне Ахматовой подарила подруга О. Судейкина. В нем поэтесса хранила свои бумаги.
Возле сундука стоит чемодан. Его она держала наготове, на случай, если ее будут арестовывать
На стуле сидит удивительная кукла в венецианском одеянии. Она стала любимой игрушкой Анны Андреевны. Куклу сделала ее подруга Судейкина, которая отличалась великолепным вкусом. На красном буфете находится фарфоровая статуэтка поэтессы. Она изображена с шалью на плечах с известным полуоборотом головы.
Самой Анне Андреевне комната не пришлась по вкусу. Она говорила, что самое ужасное в ней – растущее дерево за окном. Может быть, эти впечатления связаны с тем, что за время проживания в этой комнате она пережила одни из самых тяжелых событий ее жизни
- дважды арестовывали Гумилева
- арестовывали бывшего супруга
- а также поэтесса постоянно ждала своего ареста
Посетители музея увидят еще много помещений:
- кухню
- столовую
- кабинет Пунина
Где находится
- Адрес
- Литейный проспекте, дом 53
- Метро
- Гостиный двор и Маяковская.
- Как добраться
- Добраться можно не только на метро, но и на троллейбусах № 3,8,15, а также маршрутках № К90, К177, К258 до остановки — Улица Жуковского.
- Вход через арку дома №53 со стороны Литейного проспекта.
Интересные факты
- Настоящей фамилией поэтессы является фамилия Горенко. Ахматова – псевдоним, который она взяла в честь своей бабушки
- Первый супруг поэтессы – поэт-акмеист Николай Гумилев. У них была счастливая семья, родился сын Лев. Но в 1921 году поэта расстреляли
- Третий супруг, Николай Пунин, умер в лагерях
- В 1947 году было написано стихотворение «Реквием», в результате которого отношения с сыном стали натянутыми.
Отзывы
Посетители музея положительно отзываются о нем после его посещения. Вещи, оставленные при жизни самой поэтессы, открывают абсолютно новый мир гостям музея.
Каждый испытывает удивительные чувства, благодаря полному погружению в эпоху Шереметьева и Анны Ахматовой.
Две разных ветви жизни объединились в одну, и подарили совершенно уникальный проект, который в наше время может посетить каждый.
Плюсы:
- низкая стоимость билетов
- хорошая транспортная развязка
- живописный парк
- профессиональный интересный рассказ экскурсовода
- отличный аудио гид
Музей обязательно должны посетить все, кто знаком с творчеством великой поэтессы или даже если знаком с ней отдаленно.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, Санкт-Петербург (мемориальная квартира)
- Музей Анны Ахматовой — мемориальный музей, расположенный в квартире в Санкт-Петербурге, где поэтесса прожила около 30 лет.
- Музей включает в себя мемориальную квартиру и литературно-историческую экспозицию.
- Музей Анны Ахматовой расположен в Южном флигеле Шереметьевского дворца, который также именуют Фонтанным домом, поскольку находится он возле реки Фонтанки.
- Шереметьевский дворец (дворец Шереметьевых) — бывшая усадьба графов Шереметьевых и один из дворцов Санкт-Петербурга.
- Дворец является практически ровесником города, его история берет начало с 1712 года, когда участок земли по реке Фонтанке был пожалован Петром I фельдмаршалу графу Борису Петровичу Шереметеву для постройки усадьбы.
- Сегодня в стенах дворца можно посетить постоянные экспозиции: экспозицию «анфилада парадных залов» и экспозицию музыкальных инструментов «открытые фонды музея».
Также во дворце проводят экскурсии, концерты, выставки, лекции, семинары, фестивали и прочие мероприятия. В Белом зале дворца проходят концерты классической музыки. Подробнее о Шереметьевском дворце и музее во дворце…
В садовом флигеле дворцового комплекса более 30 лет (до 1952 года) жила русская поэтесса Серебряного века Анна Андреевна Ахматова.
В 1989 году, к 100-летию со дня рождения поэтессы, в южном флигеле Шереметьевского дворца был открыт Литературно-мемориальный музей А.А. Ахматовой.
Музей функционирует и сегодня под названием музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме, в котром можно посетить мемориальную квартиру Пуниных-Ахматовой с обликом 1920-1940-х годов 20 века, и литературно-историческую экспозицию, разместившуюся по соседству с пространством квартиры.
В мемориальном музее-квартире Ахматовой
- Лестница, которая выложена плиткой 19 века и ведёт к нескольким помещениям на 2 и 3 этажах, где находится музей Анны Ахматовой.
- На площадке третьего этажа находится дверь, ведущая в квартиру под номером 44, которая в 1922 году была предоставлена в качестве служебного жилья сотруднику музейного ведомства Николаю Николаевичу Пунину (третий муж Анны Ахматовой).
- В этой квартире Анна Ахматова прожила почти 30 лет.
Прихожая, которая выполнена и имеет обстановку типичной прихожей квартиры петербургско-ленинградских интеллигентов. Здесь: кафельная печь, вешалка, сундук, саквояжи, стойка для зонтиков, высокое зеркало.
Между прихожей и кухней в темном проходе располагалась фотолаборатория Пунина, который в середине 1920-х увлекся фотографией — сам проявлял и печатал снимки.
«На большом столе в кухне он собирал все необходимое: большие и маленькие ванночки, различные порошки, коробочки с чем-то специальным, пачки бумаги, упакованные в черные конверты, фонарик с красным стеклом, при котором происходили основные действия. В это время в соседних комнатах гасили свет и для гарантии выкручивали лампочки» — вспоминала Ирина Пунина.
Кухня, коридор. В начале 1920-х в квартире сохранялась теплая домашняя атмосфера: дровяная плита, большой деревянный стол, над ним ходики, в углу — икона.
Здесь хозяйничала Аннушка — Анна Богдановна Смирнова, домработница Пуниных.
В начале 1930-х годов квартира стала коммунальной: сын Аннушки Евгений и его жена Татьяна добились права на комнату в квартире Пуниных. В 1938 году у Татьяны Смирновой было уже двое детей — Валя и Володя.
«Наша квартира стала холодной, коммунальной, с выходом всех дверей уже не в анфиладу, как было вначале, а в коридор.
Коридор стал холодным, и чтобы подойти к телефону, Анна Андреевна надевала шубу» — вспоминала Ирина Пунина: «Жизнь усложнялась, дрова становилось доставать все труднее и труднее, ввели карточки на продукты, свободная торговля сокращалась, стали появляться очереди за керосином и за всем необходимым».
Кабинет Пунина. Типичный кабинет человека, работающего за письменным столом: рукописи, книги, удобное кресло. На стенах рисунки художников — друзей Николая Пунина.
Сам Пунин говорил о себе: «У меня, в сущности, есть только один, но настоящий дар: я умею понимать живопись и умею раскрывать ее другим».
Столовая — комната, которая в 1920-1930-х годах была центром квартиры. Здесь играли в шахматы, заводили патефон, принимали друзей.
В доме отмечали те праздники, к которым хозяева привыкли с детства: Рождество, Пасху, именины. Рождественскую ёлку устанавливали даже тогда, когда она оказалась под запретом как «буржуазный» и «антисоветский» обычай. Чтобы не привлекать внимания случайных прохожих, праздничное дерево располагали между окнами.
«…елка всегда была великолепно украшена. …После 1927 года на елке появились из японской бумаги чудные фонарики, которые папа с нами вместе клеил» (из воспоминаний Ирины Пуниной).
В углу висела икона Казанской Божией Матери, которую однажды юная Ира Пунина, напичканная советским агитпропом, потребовала убрать. На что отец иронически заметил: «Ты у нас как партком завода «Красный гвоздильщик».
В 1938 году, после тяжелого разрыва с Пуниным, Ахматова перешла жить в соседнюю комнату (бывшую детскую) и перестала выходить к общему столу.
Комната Анны Ахматовой, 1940 год. Расставшись с Пуниным, Анна Ахматова переселилась в бывшую детскую комнату и жила в ней до отъезда в эвакуацию осенью 1941 года.
Комната Анны Ахматовой, 1945 год.
«Комната была обставлена очень скупо, по-видимому, почти все, что в ней стояло раньше, исчезло во время блокады», — таким запомнил это помещение Исайя Берлин.
Также в музее представлена экспозиция «Американский кабинет Иосифа Бродского», основанная на вещах, которые передала вдова поэта Мария Соццани-Бродская из городка Саут-Хедли, где Бродский жил и преподавал с начала 1980-х.
Иосиф Бродский никогда не жил в Фонтанном Доме и даже никогда не бывал в нём. Но он был знаком с Анной Ахматовой с 1961 года.
Благодарность, смирение и прощение — главные уроки, которые, по словам Бродского, дало ему общение с Анной Ахматовой.
Представленный в музее кабинет — это своего рода модель сознания поэта, отображающая образ жизни, независимо от того, в какой точке земного шара он находится. В кабинете соединены два слоя времени — конец 1980-х, когда Бродский в Америке пишет свое эссе «Полторы комнаты», и середина 1960-х, о которых идет речь в этом эссе.
На матовых листах, покрывающих стену, изображены лица родителей; последнее письмо отца с просьбой разрешить ему поездку к сыну в Америку. На протяжении двенадцати лет Бродский посылал своим родителям приглашения на поездку в Америку, и все эти годы они получали в ответ на заявления бумагу с грифом «нецелесообразно». Они умерли, так и не узнав, что их сын стал лауреатом Нобелевской премии.
- Так называемый «Белый зал» в музее — это помещение, в котором расположена литературная экспозиция поэзии Анны Ахматовой.
Зал условно делится на семь инсталляций, каждая из которых отмечена текстом той или иной «Северной элегии» Ахматовой, то есть строками ее поэтической биографии. Перед ними за стеклом — вещи, рукописи, рисунки и фотографии.
Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме расположен в центре Санкт-Петербурга, по адресу: Набережная реки Фонтанки, дом 34. Вход в музей осуществляется со стороны Литейного проспекта, через арку дома 53.
Ближайшие станции метро: «Маяковская», «Площадь Восстания», «Гостиный двор» и «Невский проспект».
Вход в музей платный. Билеты можно приобрести в кассе или заранее — онлайн на официальном сайте музея.
Всю информацию о музее: экспозициях, часах работы, приобретении и стоимости билетов, экскурсиях и т.д., рекомендуем уточнять на официальном сайте музея: akhmatova.spb.
Посетить музей Анна Ахматовой в Фонтанном доме можно также с экскурсией
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
Музей Анны Ахматовой в Санкт-Петербурге в Фонтанном доме
Русская поэтесса Анна Андреевна Ахматова (23 июня 1889 — 05 марта 1966), в девичестве Горенко, является яркой представительницей эпохи Серебряного века. Литературный псевдоним «Ахматова», она взяла по просьбе отца, чтобы «не трепать его имя». Давайте посетим музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме.
История появления музея
При содействии Фонда Культуры, Ленинградский горисполком принял в 1989 г. решение о создании музея, посвященного жизни и творчеству А.А. Ахматовой.
Одновременно с этим создали комиссию, под руководством Михаила Дудина, по изучению и сбору литературного наследия поэтессы.
К 100-летнему юбилею общепризнанного таланта, в Фонтанном доме открыли литературно-мемориальный музей.
Было собрано огромное количество материалов, документов и фотографий. Из самых потаенных, укромных уголков вынимались рукописи и книги, а также личные вещи. Удивительно, сколько людей, вопреки репрессиям и гонениям со стороны правящей власти, смогли сохранить ценные рукописи и реликвии в память о поэтессе.
Музей был открыт 24 июня 1989 г. в Санкт-Петербурге. Разместили его на территории Шереметевского дворца в Фонтанном доме. Мемориальная квартира устроена в южном садовом флигеле, построенном в 1845 г. архитектором И. Корсини. Через 66 лет архитектор М. Красовский достроил 3-ий этаж, где и располагается ахматовская коммуналка №44.
В 2003 г. музей Анны Ахматотой в Фонтанном доме разделили на 2 части:
- Первая половина — мемориальная квартира в стиле 20-40 годов XX-го столетия.
- Вторая часть — литературная экспозиция, определена строкой стихотворения поэта “ Я помню все в одно и то же время…”
Официальные данные
Заказать экскурсию можно по телефону: 8 (812) 579-72-39
Часы работы
- Понедельник — выходной;
- Среда с 12:00 до 20:00;
- Другие дни (вт, чт, пт, сб, вс) с 10:30 до 18.30
Касса закрывается за 1 час до окончания работы
Стоимость
Обычный билет | 120 руб. |
Льготный (ученикам и предъявителям пенсионного удостоверения) | 60 руб. |
Бесплатное посещение |
|
Адрес и проезд
СПб, Литейный пр., 53.
- метро: до станции «Владимирская», «Достоевская», «Маяковская»;
- троллейбус: 3, 8, 15.
Попасть в музей можно через арочный проход со стороны Литейного проспекта.
Территория рядом с Фонтанным домом
В 2006 году, через 40 лет после ухода из жизни талантливой поэтессы, на территории дворцового парка установили барельеф. Д. Гранин назвал его памятником-тенью.
- И неоплаканною тенью
- Я буду здесь блуждать в ночи,
- Когда зацветшею сиренью
- Играют звездные лучи.
- Отрывок из произведения Шереметевский сад.
В дворцовом парке можно посидеть на «скамейке стукачей» — с нее непрерывно наблюдали за «подозрительными» жильцами. Именитый дом — музей Анны Ахматовой находится в центре исторического прошлого Санкт-Петербурга. Рядом, на Литейном проспекте, располагаются дома Н.А. Некрасова и М.Е. Салтыкова-Щедрина.
Там же, на Литейном 24, находится один из самых почетных в среде творческой интеллигенции дом князя Мурузи. В нем жили Д. Мережковский и Н. Лесков, а с 1940 по 1972 гг. в своей комнате жил Иосиф Бродский.
Почему музей сделали именно здесь?
Анна Ахматова прожила во флигеле Фонтанного дома 30 лет, вначале с мужем Н. Пуниным, затем, после развода, одна. Все эти годы перед глазами был дворцовый сад — его она считала «магическим».
До 1930 года в дворцовом парке, под окнами именитой квартиры, стоял памятник графине П. Шереметевой (урожденной Ковалёвой-Жемчуговой).
На барельефах которого начертано:
- Я хочу видеть ее ускользающую тень,
- Блуждающую вокруг этого дома.
- Я приближаюсь, но вдруг эта тень пропадает
- И возвращает меня к моей боли, исчезая безвозвратно.
Поэтому поэтесса всегда считала, что «сюда приходят тени петербуржской истории».
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Музей-квартира Анны Ахматовой
В музейном фонде хранится более 50 тыс. экспонатов: книги с автографами писателей, рукописи поэтессы и других авторов. Здесь полностью сохранена атмосфера коммуналок 1920-1940 гг.
Анна Андреевна никогда не была хозяйкой квартиры, она жила в ней со своим третьим мужем Н. Пуниным. Вместе с ними проживали первая жена Николая с их дочерью, а также семья бывшей прислуги.
Прихожая
Через прихожую прошло немало поэтов, находящихся в опале, видела она и нежданных гостей из ГПУ.
Обстановка прихожей типична для петербургской интеллигенции: печь, сундук, телефон, саквояжи. На вешалке так и висит пальто Н. Пунина, арестованного в 1949 году.
Кухня и коридор
Обстановка кухни в Фонтанном доме показывает явную разницу в укладе проживающих семей. С одной стороны творческая интеллигенция (буфет и тумбочка), с другой — представители рабочего класса (утварь, развешанная по стенам, старые стол и табурет, белье на веревках).
После признания квартиры коммунальной, были возведены дополнительные стены-перегородки, коридор стал темным и холодным.
Из кухни можно попасть в тупиковый коридор, где обосновался сын Ахматовой — Лев Гумилев. 17-летний юноша приехал летом 1929 г. Спал он на сундуке в углу коридора, здесь занимался и выполнял уроки. После ареста в 1935 году и освобождения, в свой «кабинет» уже не вернулся.
Белый зал
Белый зал — «сердце» литературной композиции мемориального комплекса. Он занимает место в центре музея, в помещении, никогда не принадлежавшем Пуниным.
Белый зал оформлен в виде овала с применением новых технологий. Это позволяет посетителям познакомиться с творчеством А. Ахматовой и одновременно почувствовать ситуацию, связанную с данным этапом жизни поэтессы. При посещении зала возникает ощущение, что жизнь Анны Андреевны проносится перед глазами, все предметы как бы говорят «языком» Ахматовой и передают ее чувства и переживания.
Экспозиция состоит из 7 частей, каждая из которых посвящена определенному жизненному и творческому промежутку времени.
На фоне огромного полотна с распечатанными стихами Ахматовой, выставлены экспонаты. Все они связаны с определенными жизненными событиями: это и продовольственные карточки, и письмо-просьба об освобождении сына, адресованное И.В. Сталину и многое другое.
В Белом зале посетитель как бы ведет диалог с автором стихов. Стоит протянуть руку по направлению к какому-либо объекту, тут же высвечиваются реплики и фразы Анны Андреевны, рассказывающие о нем (объекте).
Кабинет Пунина
Обстановка кабинета характерна для человека, который проводит рабочее время за столом, заваленным рукописями и книгами, на удобном и мягком стуле. На стенах кабинета развешены многочисленные рисунки друзей-художников.
Сфера деятельности Н.Н. Пунина захватывала искусство Византии и иконопись. Позже Николай Николаевич увлекся русским авангардизмом, оказывал поддержку новым течениям в искусстве, но Советской власти этого было не нужно.
Анна Ахматова любила проводить время в кабинете Пунина — она работала лежа на диване, обложившись тетрадями и блокнотами.
- После ареста мужа в 1935 году, большая часть семейного архива (рукописи, фотографии, личная переписка) была сожжена в печи.
- Супруги расстались в 1938 году, и Анна перебралась в бывшую «детскую» комнату.
- В 1949 году, после очередного ареста Николая, комнату занял работник НКВД.
- Аудиогид (вырезка из экскурсии, про Пунина и Ахматову)
http://spbinteres.ru/wp-content/uploads/2018/11/11.mp3
Столовая
Столовая была центральным местом сбора семьи и друзей: здесь танцевали под звуки патефона, развлекались играми, вели разговоры. Здесь же встречали праздники, и вопреки запретам власти, устанавливали елку в Рождество.
С момента разрыва отношений между супругами, Ахматова перестала участвовать во всеобщих посиделках.
Детская
В детской комнате А. Ахматова прожила до момента эвакуации в начале войны. Анна вела замкнутый образ жизни, много думала о судьбе сына и вспоминала свои молодые годы. Единственный, с кем поддерживалось общение, был ее друг В. Гаршин.
Комната имела вид убогий, и, как говорила Анна: «Самое красивое в моей комнате это клен за окном».
После долгого творческого затишья, наступил период активной работы, были изданы новые произведения. И писательница обоснованно называла себя «поэтом 1940 года».
В «детской» была написана серия стихотворений с общим названием «В сороковом году». Одновременно началась работа над знаменитой «Поэмой без героя».
Комната Ахматовой
По возвращении из эвакуации, А. Ахматова вновь заселилась по старому адресу, и прожила там до 1953 года.
Здесь, в 1945 г. произошла значимая для Анны встреча с англичанином, ценителем русской литературы, И. Берлином. Последствия этой встречи оказались слишком тяжелыми: исключение из Союза писателей и лишение продовольственных карточек. За этими событиями последовал новый арест сына.
Пытаясь спасти Льва, Анна Андреевна повторно писала И. Сталину. В непростое время был написан цикл стихов «Слава миру» — очередная безуспешная попытка, предпринятая для освобождения Льва Гумилева.
В стенах пунинской квартиры, Ахматова закончила работу над «Поэмой без героя». В нее вошли многие тяжелые события, происходившие в Фонтанном доме.
Музей Анны Ахматовой — историческое наследие. Только благодаря персоналу и сотрудникам удается поддерживать Фонтанный дом в приличном виде. Надеюсь вам понравилась статья и вы больше узнали о жизни и быте великой писательницы.
(Visited 307 times, 1 visits today)
Музей Анны Ахматовой | Санкт-Петербург Центр
Музей Анны Ахматовой был открыт в Шереметьевском дворце в 1989 году, который был посвящен великой поэтессе всемирной организацией ЮНЕСКО.
За этот год планировалось провести ряд культурных мероприятий, охватывающих не только Петербург, но и Москву. Для этих целей была создана комиссия союза писателей и организована научная конференция.
Для музея решено было выделить четырехэтажный садовый флигель, на третьем этаже которого жила Анна Ахматова.
Выставочные экземпляры представляют собой отражение жизни и творчества поэтов серебряного века. В это время литературным гениям было особенно сложно в связи с жесткими ограничениями советской власти. Поэтому все произведения насыщены чувствами и эмоциями, мечтами о прекрасном будущем. Именно тогда русскому читателю открылись новые жанры поэзии, такие как символизм, футуризм, имажинизм.
Не исключением стала и Анна Ахматова, которая славилась небывалым поэтическим талантом в литературных кругах современников, но была загнана в рамки советской цензуры.
История музея
Изначально планировалось открыть филиал литературно-мемориального музея Федора Михайловича Достоевского. Его директором являлась Белла Нуриевна Рыбалко. Именно она отделила музей Ахматовой и сделала его самостоятельным памятником российской культуры.
Открытие музея имело также политические предпосылки. Конец восьмидесятых годов XX века ознаменовался осуждением жестокого обращения к поэтам, писателям и художникам серебряного века. Именно поэтому современное правительство старалось показать насколько они ценят русскую культуру и несправедливо осужденных авторов.
Музей Ахматовой создавался на честном слове его организаторов. Им была дана полная свобода как в оформлении помещения, так и самих экспозиций.
Закончить оформление музея планировалось на столетний юбилей поэтессы. В итоге он открылся 24 июня 1989 года, ровно на один день позже дня рождения Ахматовой. Здесь были представлены самые разнообразные предметы, относящиеся к ее личности и творчеству. Это были документы, рукописи, фотографии, вещи, которыми пользовалась поэтесса.
Для того, чтобы собрать все воедино, организаторам приходилось обращаться к семьям современников Ахматовой. Многие из них не дожили до открытия музея, а вещи, связанные с поэтессой, хранились как семейные ценности. Каждое имя было оглашено в день открытия музея. А коллекции продолжают пополняться и сегодня.
Американский кабинет Иосифа Бродского
Выдающийся поэт серебряного века, получивший признание благодаря своим русско- и англоязычным произведениям, был, как и многие несправедливо осужден и изгнан. Он построил блестящую карьеру в Америке, но никогда не терял связь с Анной Ахматовой.
После смерти поэта его жена передала личные вещи Бродского в дар музею Ахматовой. Здесь воссоздали его рабочий кабинет по описанию и фотографиям. Гости дома на Фонтанке могут увидеть предметы мебели и письменные принадлежности поэта, ощутить атмосферу, где происходил творческий процесс.
Более того, в кабинете можно послушать запись приговора, вынесенного поэту ленинградским судом в 1964 году, в исполнении друга Бродского Якова Гордина. Музей также предлагает посмотреть видеофильмы о жизни поэта и прослушать записи стихов в его исполнении.
Современная жизнь музея
К настоящему времени насчитывается более 50000 экспонатов. Среди них собрание сочинений поэтов серебряного века с автографами, работы Ахматовой, фотографии, рукописи, портреты и личные вещи поэтов.
Среди них самыми ценными считаются библиотеки Анны Ахматовой и Иосифа Бродского, творения мастеров прикладного искусства семьи Гумилевых, собрание профессора Николая Семеновича Несмелова с видами Петербурга середины XX века.
Относительно недавно представлена коллекция мемориальных вещей Льва Николаевича Гумилева. Особого внимания достойна библиотека историка, в ней собраны собственные труды Льва Николаевича, а также сочинения Ахматовой и Николая Степановича Гумилева.
Весь музей поделен на 2 части: жизнь и быт Анны Ахматовой и исторические экспозиции. Посетителям предоставляется возможность осмотреть кухню и коридор квартиры, где жила поэтесса. Обстановка в помещении более чем скромная. Сложно поверить, что в этом неуютном коридоре некогда пересекались несколько поколений двух семей: Пунина и Ахматовой.
Из прихожей гости музея попадают в Белый зал. Здесь каждая деталь не случайна. Страницы газет на стенах, фотографии за стеклами, все связано с великой поэтессой.
Самым интересным для посетителей является комната, в которой жила Анна Ахматова. Здесь она проводила долгие вечера в компании со своей музой. Каждое из помещений рассказывает об определенном этапе в жизни Ахматовой. В ее комнатах отражены самые тяжелые годы поэтессы.
Интересные факты
Настоящая фамилия поэтессы Горенко. Псевдоним был придуман на основе семейной истории. Предполагалось, что род Ахматовой восходил к татарскому хану Ахмату.
За 2 года до своей кончины Ахматова получила мировое признание. 1964 год ознаменовался награждением поэтессы литературной премией «Этна-Таормина». А в 1965 году ей была присуждена почетная степень доктора литературы университета Оксфорда.
Анна Ахматова является символом серебряного века. Ее стойкая и творческая натура, которую пытались сломить запретами, до сих пор вдохновляет многих поэтов и художников. Посетители музея получают уникальную возможность почувствовать атмосферу прошлого столетия, в которой жили поэты серебряного века.