Мариинский театр — замечательный балет и детские спектакли

Главная

Санкт-Петербургский государственный «Театр детского балета»  основан в 1992 году.

Директор —  Анатолий   Сергеевич   Никифоров, художественный руководитель — Ирина Александровна Сафонова, бывшие артисты  Мариинского театра, объединили вокруг себя единомышленников – педагогов исключительно из артистов Мариинского театра, при непосредственном участии администрации Кировского района  Санкт-Петербурга.

За эти годы театр вырос в творческий коллектив с большими художественными возможностями. Спектакли театра – полнометражные классические балеты, не дублирующие постановки профессиональных трупп, были показаны на таких престижных площадках Санкт-Петербурга как Мариинский, Александринский театры, Эрмитажный театр, Музыкальный театр при Консерватории имени Римского-Корсакова, БКЗ Октябрьский.

В апреле 2000г состоялся Международный конкурс детского балета в г. Монтпелье среди балетных школ Франции, Испании и России. В конкурсе участвовало 150 детей разного возраста. Участницы от Санкт-Петербургского государственного театра детского балета продемонстрировали высокий уровень мастерства и привезли 2 золотые и 1 серебряную медаль.

Обратите внимание

Артисты театра детского балета танцевали на Мариинской сцене с Майей Плисецкой, с театром Covent Garden.                       

Творческая деятельность театра вносит большой вклад в культурное развитие нашего города. Театр многократно становился победителем и лауреатом Фестиваля «Театры Санкт- Петербурга – детям».

Театр принимал участие в гастролях Большого театра России на Мариинской сцене, где дети исполняли вальс из балета «Лебединое озеро»  (постановка Владимира Васильева).

Театр  много и успешно гастролирует. В Германии, Финляндии, Франции, на Кипре, в Китае, Венгрии, Мексике, странах Балтии, где имел восторженный прием у зрителей и хвалебные рецензии прессы.

Репертуарная политика театра  ставит перед собой задачу знакомства детей, как исполнителей, так и зрителей, с высоким искусством классического балета. Прививая любовь к серьезной симфонической музыке, опираясь на гуманное содержание спектаклей, оформленных в лучших традициях сценографии, театр детского балета призван развивать и укреплять духовные силы подрастающего поколения.

Уважаемые жители Кировского района!

Сообщаем важную информацию о необходимости своевременной уплаты имущественных налогов физических лиц.

Получить актуальную информацию о задолженности по налогам перед бюджетом можно с помощью интернет-сервиса Федеральной налоговой службы «Личный кабинет налогоплательщика для физических лиц», доступ к которому возможен с помощью учетной записи на Едином портале государственных и муниципальных услуг.

Источник: http://children-ballet.ru/

Балет в Мариинском театре: постановки первой половины марта

1 марта

Жизель, 6+

mariinsky.ru

Известная классическая история несчастной, но вечной любви не сходит со сцены с середины XIX века. Шутка ли: этот фантастический балет в первые 18 лет своего существования был поставлен 150 раз (другой балет, который считался на тот момент самым известным — «Сильфида» — только 59 раз за 12 лет).

Между прочим, именно постановка Мариинского театра в 1903 году фактически подарила новое дыхание этому балету. Кому-то он принес небывалую славу, чью-то карьеру разрушил, но неизменно одно — фантастический негаснущий интерес зрителя к этой мистической истории, в которой любовь побеждает смерть.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

3 марта

Времена года. Пробуждение Флоры, 6+

mariinsky.ru

«Пробуждение Флоры» — уникальная постановка с восстановленной по старинным записям известных балетмейстеров Мариуса Петипа и Льва Иванова хореографией. Костюмы и декорации также реконструированы по первоначальным эскизам, так что, этот одноактный балет — буквально дух прошлого.

Это мифологическая история о любви богини Флоры и бога южного ветра Зефира, аллегория наступления дня и прекрасной весны, гимн чистой юности. Эстетическое удовольствие обеспечено.

Одноактные «Времена года» практически не имеют сюжета, смена сезонов не несет сильной психологической нагрузки и постановка создана, скорее, чтобы показать блестящую хореографию. Правда, этот балет не был признан успешным ни в первой, ни во многих последующих редакциях. Тем не менее, он достаточно популярен, поэтому поспешите приобрести билет на постановку под руководством Валерия Гергиева.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

5-6, 8 марта

Сильвия, 12+

mariinsky.ru

Мифология, судя по всему, больше других источников привлекает создателей балетного искусства. Наверное, потому, что язык тела как ничто другое передает чувственность образов и интимность переживаний.

Из соединения мифологии с пасторалью XVI века появился балет «Сильвия» о любви нимфы Сильвии и простого пастуха Аминты.

Пораженная в сердце стрелой Эроса Сильвия нарушила свой обет отречения от любви, и даже похитивший ее Орион, ублажающий различными дарами, не в силах разрушить связь, созданную озорным богом.

На пути к воссоединению влюбленных ждут разные испытания, но эта светлая история кончается хорошо.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

7, 13-14 марта

Ромео и Джульетта, 6+

mariinsky.ru

Говорить о сюжете здесь ни к чему — нет ни одного человека, который был не знал о вражде Монтекки и Капулетти и трагической судьбе молодых влюбленных.

Премьера постановки состоялась в Мариинском театре в 1940 году, когда сам он еще был Театром оперы и балета им. С. М. Кирова, а Санкт-Петербург — Ленинградом. Балет под руководством Леонида Лавровского получил Сталинскую премию — такой грандиозный успех он получил.

К слову, в первой редакции Сергея Прокофьева, музыка которого сопровождает танцоров в этой постановке, финал должен был отличаться от оригинального шекспировского сюжета. В нем влюбленные не погибали, и вражда двух семейств заканчивалась на оптимистичной ноте, но такой исход событий встретил невероятно резкую критику, так что, композитору и его соавторам пришлось вернуть все на свои места.

Важно

Плохо это или хорошо — вопрос спорный, но в Мариинском театре в эти дни вы сможете увидеть балет в трех действиях с трагической концовкой.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

9 марта

Времена года (в двух действиях), 6+

mariinsky.ru

Двухактный балет Илья Живого сопровождается «Временами года» Вивальди в современной обработке Макса Рихтера. Это небольшая по времени, но интересная постановка воспитанника Мариинки понравится и новичкам, и постоянным зрителям — каждый найдет свое.

Новое прочтение и свежий взгляд — вот чего иногда не хватает классике. Как считаете?

Мероприятие на сайте Мариинского театра

10 марта

Петрушка. Шехеразада, 6+

mariinsky.ru

Небольшие одноактные балеты совсем не похожи друг на друга. К ним ко всем приложил руку известный балетмейстер Михаил Фокин, чью оригинальную хореографию сохранили постановщики разных стран.

Балаганный Петрушка влюблен в легкомысленную Балерину, которая не отвечает на его чувство, а благосклонна, скорее, к глуповатому Арапу. На глазах у всей ярмарки Арап убивает Петрушку, но зрителям нет до этого никакого дела — это ведь всего лишь куклы! Но так ли это? Неужели и человек вынужден оставаться одиноким в толпе?

В репертуаре Мариинского театра «Шехеразада» появилась только в 1997 году — через 86 лет после создания, но оппозиция «страсть-любовь» до сих пор решается здесь невероятно колоритно.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

Шопениана. Видение розы. Лебедь, 6+

mariinsky.ru

Пожалуй, самая невероятная постановка из этого трио — «Лебедь».

Строго говоря, это хореографическая миниатюра длительностью около 4 минут, но за это короткое время Михаил Фокин вместе с Анной Павловой сумели создать эстетически шокирующее проникающее в душу зрелище.

Эта роль стала визитной карточкой многих балерин, и каждой из них Михаил Фокин разрешал трактовать роль по-своему — отсюда и непохожесть и индивидуальность каждой танцовщицы.

В Мариинском театре вы сможете насладиться танцем в исполнении Алины Сомовой.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

12, 15 марта

Щелкунчик, 6+

mariinsky.ru

Постановка под руководством Михаила Шемякина включена в репертуар Мариинки с 2001 года, и она не похожа на классическое прочтение. Здесь очень много от Гофмана и мало от рождественского уюта: больше фантасмагории, чем у кого бы то ни было — и крысы смешались с людьми, и Маша не просто девочка, а фигурка на торте.

По словам самого Шемякина, такое прочтение здесь неспроста: сама география подсказала включить в постановку этот изысканный гротеск с людьми-насекомыми и черно-белыми снежинками. Посмотреть на причудливый Конфитюренбург и окунуться в гофмановское торжество невероятного можно будет 12 и 15 марта.

Мероприятие на сайте Мариинского театра

Источник: https://1000sovetov.ru/article_balet-v-mariinskom-teatre-postanovki-pervoi-poloviny-marta

Мариинский Театр, Россия — авторский обзор, часы работы, цены | Коллекция Кидпассаж

Один из старейших и знаменитейших театров Санкт-Петербурга – Мариинский театр. Он ведет свою историю от Большого театра, основанного в 1783 году по приказу императрицы Екатерины II.

На сцене Мариинки ставят оперы и балеты, написанные великими композиторами, и что очень важно, в репертуаре театра есть постановки, рассчитанные на детей. Если, планируя семейное путешествие в Петербург, вы заранее позаботитесь о билетах на спектакль Мариинского театра, то сможете приобщить ребенка к тонкому искусству музыки. 

Репертуар Мариинки

Афиша Мариинского театра пестрит известными названиями опер и балетов. Даже те, кто не является заядлым театралом, знают оперы «Кармен» Бизе, «Волшебная флейта» Моцарта, «Аида» Верди, «Борис Годунов» Мусоргского, «Севильский цирюльник» Россини, балеты «Лебединое озеро» Чайковского, «Баядерка» Минкуса, «Золушка» Прокофьева, «Спартак» Хачатуряна…

Даже если вы не очень хорошо знакомы с каким-то произведением, либретто можно прочесть на официальном сайте Мариинского театра в Санкт-Петербурге. Там же размещена информация о постановщиках, об актерах, задействованных в главных ролях, о продолжительности спектакля и о том, на какую возрастную категорию он рассчитан.

Заметим, что постановки Мариинки идут на нескольких сценах – в старом здании Мариинского театра, на главной сцене и в камерных залах современного театрально-концертного комплекса Мариинский-2, а также в Концертном зале на ул. Писарева. 

Мариинский театр детям

Да, с детьми действительно можно пойти на обычный взрослый спектакль – например, «Волшебная флейта» и «Лебединое озеро» доступны зрителям от 6 лет. Даже если ребенку еще не под силу понять замысел композитора и постановщика, его заинтересует устройство театра, декорации, освещение, музыкальные инструменты.
 

Самых маленьких театралов приглашают на короткие игровые занятия. На таких занятиях дети будут слушать отрывки из знаменитых произведений, но при этом никто не заставляет малышей чинно сидеть в креслах – детвора может танцевать или даже рисовать на песке.

Можно приобрести абонементы для детей в Мариинский театр, которые дают возможность заниматься в «Академии юных театралов». Они предназначены для младших школьников. В академии их ждет цикл программ, рассказывающих о том, как создаются оперные и балетные спектакли, как оркестр репетирует музыкальное произведение. Также юные театралы смогут посетить несколько театральных постановок.

Конечно, великолепным подарком станет один из спектаклей для детей в Мариинском театре. Даже самые маленькие зрители хорошо поймут танец Кошки вокруг Молока из оперы Баневича «Про кашку, кошку и молоко» и оценят настоящую дружбу главных героев оперы Хренникова «Мальчик-великан».

А как они воспримут оперу, написанную Прокофьевым в 9-летнем возрасте? Большой удачей будет услышать симфоническую сказку Прокофьева «Петя и волк»: во-первых, текст сказки читает актер, и дети хорошо различают каждое слово, во-вторых, как приятно вместе с главным героем понимать язык животных!

Среди спектаклей, подготовленных труппой Мариинского театра для юных зрителей, – сказки «Жар-птица» и «Соловей» на музыку Стравинского, балеты Прокофьева «Золушка» и Щедрина «Конек-горбунок», оперы Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» и «Золотой петушок».

В предновогодние дни Мариинка дает волшебное представление – балет Чайковского «Щелкунчик», декорации и костюмы к которому выполнил художник Михаил Шемякин.

В дни зимних праздников также идет спектакль «Рождественская сказка» на музыку Щедрина.

Выразительная постановка, современные декорации и нестареющая, вечно прекрасная музыка увлекают детей, и спектакли продолжительностью от 45 минут до 3 часов смотрятся на одном дыхании.

Совет

Детям постарше предложите посмотреть и послушать, как танцуют и поют школьную классику: в Мариинке идет балет Глиэра «Медный всадник», опера Чайковского «Евгений Онегин», опера Шостаковича «Нос», балет Щедрина «Анна Каренина», опера Прокофьева «Война и мир». 

А знаете ли вы, что в Концертном зале можно сидеть прямо на сцене? С таких мест можно разглядеть в подробностях все костюмы, но нужно быть уверенным, что ребенок не пустится в пляс вместе с актерами и будет задавать вопросы только по окончании спектакля.

Билеты и абонементы в Мариинку

На сайте Мариинского театра можно купить электронный билет на любой спектакль театра и его филиалов. Заметим, что билеты в Мариинский театр Санкт-Петербурга раскупаются задолго до даты спектаклей, поэтому бронировать билеты необходимо заранее. Вместе с тем на некоторые программы для детей, идущие в камерных залах Мариинского-2, билеты продают только за час до начала программ.

Если вы часто бываете в Питере и являетесь поклонником театрального искусства, можно приобрести годовой абонемент на посещение спектаклей и концертов Мариинского театра. Абонемент, как правило, дает возможность посетить несколько представлений в течение года. Для приобщения детей к искусству удобно приобретать абонементы «В Мариинский театр всей семьей».

Источник: http://kidpassage.com/activity/rossiya/sankt-peterburg/mariinskiy-teatr

На какой балет сводить детей в Санкт-Петербурге? – La Personne

«Чиполлино», муз. Карена Хачатуряна, хор. Генриха Майорова

Красочное действо про то, как всем известный Луковка защищает своих друзей от злодея Лимона и синьора Помидора, появилось на сцене Михайловского театра в 2007 году. Приглашенный тогда хореограф Генрих Майоров создал этот балет на музыку Карена Хачатуряна и либретто Геннадия Рыхлова еще в начале 70-х.

За 40 лет своего существования спектакль побывал в почти 20 российских театрах, а ­в Петербурге обрел новую жизнь. Три действия превратились в два, а рисунок танца был отшлифован под местную труппу, не теряя при этом своей характерной сложности, – именно за нее балет называют детским «Спартаком».

Читайте также:  Пулковский парк и парк пулковской обсерватории

От традиционной же версии по наследству достались энергичность, гротеск, юмор и, конечно же, классическое оформление Валерия Левенталя, легенды мировой сценографии. Солнечные брызги – от ярко-красных до сочно-зеленых – летят со сцены прямо в зал, а герои и их движения настолько выразительны, что понятны даже самому маленькому зрителю.

Остается добавить к этому знакомые мелодии из одноименного мультфильма, захватывающую музыку Хачатуряна, театральную программку с ребусами по мотивам спектакля и получится рецепт идеального семейного похода в театр.

Место: Михайловский театр

Дата: 12 ноября

Время: 13:00, 19:00

«Щелкунчик», муз. Петра Чайковского, хор. Кирилла Симонова, пост. Михаила Шемякина

Самая новогодняя балетная сказка с легкой руки Михаила Шемякина становится на сцене Мариинского театра целой фантасмагорией. Когда почти 20 лет назад Валерий Гергиев обратился к художнику с предложением о сотрудничестве, главной целью было раскрыть драматизм партитуры Чайковского.

Для этого создаются декорации, костюмы и постановка, которые возвращают спектаклю дух загадочных сказок Гофмана. Даже пластику во многих сценах создавал сам художник. Благодаря его гению на сцене родился таинственный гротескный мир, от которого невозможно оторваться.

Все детали – от кухонной утвари до наполеоновских мундиров – зрители рассматривают с первой до последней секунды спектакля. Такая точность, документальность и скрупулезность вместе с желанием показать все странности и перевоплощения вселенной Гофмана явили уникальный балет, наполненный завораживающей мистикой.

Обратите внимание

Здесь нет привычного быта и дружелюбного Дроссельмайера, здесь правит королевская семья мышей в масках с огромными носами, в парадных нарядах и камзолах, а заколдованный принц бесстрашно сражается  с ними во имя любви.

Место: Мариинский театр (Новая сцена)

Дата: 2, 3 и 20 декабря

Время: 19:30

«Шурале», муз. Фарида Яруллина, хор. Леонида Якобсона

Сказочное либретто на основе стихов татарского поэта Габдуллы Тукая про девушку-птицу, ее спасителя и лесное чудище Шурале было написано для Казанского театра оперы и балета. Еще в конце 30-х Леонид Якобсон начал работу над этим балетом, а закончил ее после войны в Ленинграде в театре им.

Кирова (нынешний Мариинский). Трехактный спектакль – дань любви хореографа к наследию Михаила Фокина.

Отсюда красочность, раскрепощенность, законченные миниатюры внутри действа, яркие фольклорные элементы и, конечно, до дрожи выразительные сказочные персонажи – ведьмы, шуралята, джинны и прочие обитатели заколдованного леса.

Вместе с этим спектакль, по традиции реформатора Фокина, наполнен не изящными витиеватыми метафорами, а реалистичными и понятными образами. Благодаря экспрессивной хореографии и контрастной сценографии, одновременно волшебной и восточной, зритель любого возраста с увлечением следит за сюжетом на протяжении почти трех часов.

Место: Мариинский театр (Историческая сцена)

Дата: 28 января

Время: 13:00

«Конек-Горбунок», муз. Родиона Щедрина, хор. Алексея Ратманского

Родион Щедрин сочинил балет на тему сказки про Ивана-дурака и его чудо-помощника по заказу Большого театра в конце 50-х. Юный композитор и студент консерватории посвятил свою партитуру уже ставшей на тот момент звездой Майе Плисецкой.

За свою полувековую историю спектакль перерождался несколько раз, а в 2009 году вернулся в репертуар Мариинского театра после длительного перерыва. Лаконичная сценография от художника Максима Исаева, замешанная на фольклорных элементах, решена в духе русского авангарда – Казимира Малевича и Эль Лисицкого.

Цветовые акценты, колоритные костюмы и геометрические рисунки только подчеркивают образность сказки Ершова, а эффект синтеза традиции и новаторства тут же усиливает хореография Алексея Ратманского, соединяющая классический и характерный танец, мимические сцены, иронию и лубочность.

Важно

И взрослые, и дети в одну секунду втягиваются в сумасшедший ритм сменяющих друг друга массовых сцен, дуэтов и сольных выступлений, а во время аплодисментов под финальный дивертисмент многие не могут удержаться и от восторга подпрыгивают прямо в креслах.

Место: Мариинский театр (Новая сцена)

Дата: 25 февраля

Время: 14:00, 19:30

Источник: https://www.lapersonne.com/post/afisha-saint-petersburg

Балетный выбор Мариинского театра

Петербургский Мариинский театр временно отказался от оперных спектаклей.

28 февраля здесь стартует XIII Международный фестиваль балета «Мариинский», и на ближайшие одиннадцать дней сцена отдана исключительно танцовщикам.

На спектакль-открытие — балет Прокофьева «Ромео и Джульетта» — билеты давно проданы, ведь в главной партии — несравненная прима Мариинского балета Диана Вишнёва, а за дирижерским пультом — маэстро Валерий Гергиев.

В 2013 году публика и участники фирменного балетного фестиваля Мариинского театра с нетерпением ожидают приезда выдающегося американского хореографа Уильяма Форсайта и его труппы.

Этот визит связан прежде всего с тем, что в программе фестиваля — возобновление балетов Форсайта «Головокружительное упоение точностью» и «Там, где висят золотые вишни». Девять лет назад эти спектакли шли на сцене Мариинского театра.

Теперь же возобновляются при участии зарубежных репетиторов и самого мастера, который должен, как говорится, добавить последние штрихи накануне премьеры.

— Мариинка примет участие в Венецианском карнавале

На фестивале покажут еще одну новую работу труппы театра — балет «Сон в летнюю ночь». Его автор — легендарный хореограф XX века Джордж Баланчин, воспитанник петербургской балетной школы, ставший ключевой фигурой в развитии классического балета в США. Над этой постановкой с артистами Мариинского театра работала Сандра Дженнингс — некогда солистка труппы Баланчина, а ныне — балетный педагог:

«Еще ребенком я многое знала о Мариинском, поскольку отсюда пришло так много великих танцовщиков.

Так что для меня огромное удовольствие и не меньшая честь работать здесь над одним из моих любимейших балетов. Есть, конечно, некоторые проблемы языка. Но в целом это замечательный опыт.

Совет

Необыкновенные танцовщики и замечательный оркестр, воспитанный Валерием Гергиевым. Все делается очень тщательно».

В спектакле «Сон в летнюю ночь» впервые будет участвовать Ульяна Лопаткина — знаменитая прима-балерина Мариинского театра, носящая титул «Божественная».

Так какое же событие претендует на роль главного в программе фестиваля «Мариинский»? На этот вопрос в интервью «Голосу России» ответила петербургский балетный критик Ольга Розанова:

«Фестиваль во многом традиционный, он уже сложился, и это всегда лучшие спектакли репертуара с участием интересных солистов: во-первых, наших, в том числе молодых, и обязательно — гостей из-за рубежа. Главное же событие — попытка организовать творческую мастерскую молодых хореографов. Что это будет, сказать пока трудно, но это неожиданное и очень хорошее начинание».

— Гастрольные эксклюзивы Мариинского театра

Молодым хореографам фестиваль балета «Мариинский» впервые посвящает специальную программу. И, возможно, острый взгляд знатока разглядит в их работах будущих Форсайтов и Баланчиных.

Источник: https://weekend.rambler.ru/places/17876565-baletnyy-vybor-mariinskogo-teatra/

Новые балеты для детей на Приморской сцене Мариинского театра вызвали ажиотаж среди зрителей

24 и 25 сентября на Приморской сцене Мариинского театра состоялись премьерные показы двух одноактных балетов – «Бемби» и «В джунглях».

Два спектакля, объединенные общей темой – историей известного олененка Бемби, стали первыми произведениями в афише театра, предназначенными специально для семейного просмотра, — детей младшего возраста и их родителей.

Как показали аншлаги на первых же премьерных показах, такой истории давно не хватало юным зрителям Владивостока.

История «книги джунглей»

Идея создания балетов для детей на сюжет известного романа Феликса Зальтена об отважном олененке принадлежит Анне Матисон.

Известная своими режиссерскими работами в кино, Матисон не только написала балетное либретто для спектакля, но и выступила в качестве автора костюмов.

Хореографию на музыку Андрея Головина и Александра Локшина поставил Антон Пимонов, участник проекта Мариинского театра «Творческая мастерская молодых хореографов».

Балет «Бемби» на музыку Андрея Головина — добрая и захватывающая история маленького отважного олененка-принца. В начале постановки герой очень юный, только познает мир сказочного леса, заводит друзей. Но ему предстоит пройти массу испытаний: голод, соперничество и бой за престол, нападение охотников.

Обратите внимание

Лишь после этого в финале сказки Бемби соединяется со своей возлюбленной. Продолжает повествование полный приключений и неожиданных поворотов рассказ о детях Бемби – балет «В джунглях» на музыку сюиты известного советского композитора Александра Локшина.

Обе истории служат маленьким зрителям примером добра и благородства, учат ценить дружбу и не сдаваться перед трудностями.

Чтобы сказка оказалась не только поучительной, но и интересной, спектакли сделаны небольшими по времени (продолжительность каждого – около 25 минут) и очень яркими: множество лесных обитателей, среди которых Белочка, Заяц, Лис, Еж, Сороки, Кузнечик и Бабочка, одеты в красочные узнаваемые костюмы и обладают характерной звериной пластикой.

Вперед, к новым берегам!

Перенос балетов из Петербурга во Владивосток был специально приурочен ко Дню тигра — важному празднику для жителей Дальнего Востока. Создатели балетов даже несколько изменили сюжетную линию, придав большей значимости персонажу тигра. Премьерные показы, состоявшиеся в выходные дни, стали для многих семей не просто очередным посещением театра, а превратились в незабываемый праздник.

И «Бемби», и «В джунглях» получили восторженные отзывы в социальных сетях. Добрая и понятная любому ребенку история с хорошим концом была интересна не только детям, но и их родителям.

Все без исключения зрители отмечали потрясающие костюмы и красочные декорации, а также яркое музыкальное сопровождение.

Восхищенное принятие балетов публикой говорит о том, что появление в репертуаре детского спектакля крайне своевременно.

В ближайшее время увидеть балеты «Бемби» и «В джунглях» на Приморской сцене Мариинского театра можно 15 октября.

Источник: https://primpress.ru/article/6532

Балет И. Стравинского «Жар-птица»

Мариинский театр Композитор Игорь Стравинский Либретто Михаила Фокина Премьера спектакля в Мариинском театре 26 мая 1994 года

Продолжительность спектакля 50 минут

14, 21, 22 мая 2016 года Мариинский театр представит балет «Жар-птица». Посетить такой спектакль можно всей семьей.

Хотя композитор Игорь Стравинский, создавая это произведение, не предполагал целенаправленно, что оно будет предназначаться для детей, все же оно может и должно увлечь юных зрителей, которым уже исполнилось шесть лет – ведь либретто балета создавалось на основе русских народных сказок, а продолжительность спектакля – 50 минут – не позволит детям устать. За дирижерский пуль встанет Гавриэль Гейне – первый американец, окончивший Московскую консерваторию, один из последних учеников Ильи Мусина. В Мариинском театре дирижер работает с 2007 года.
Идея балета «Жар-птица» принадлежала Сергею Дягилеву. Известный антрепренер считал, что в его «Русских сезонах в Париже» не хватает русской народной сказки. Выбор сюжета оказался делом нелегким – все подходящие мотивы уже использовал если не Н. А. Римский-Корсаков, так кто-нибудь другой. И лишь один сказочный мотив оказался «незанятым» – образ чудесной птицы, которая может стать для героя спасением, но может и принести ему несчастья или даже проклятие. Правда, ни одной народной сказки, которая подходила бы для балета полностью, найти не удалось, поэтому пришлось соединить несколько сказок, в которых встречался этот образ.

Либретто для балета «Жар-птица» разработал выдающийся хореограф той эпохи – Михаил Фокин. Создание же музыки С. Дягилев первоначально поручил А. Лядову, но тот сочинял слишком медленно. И вот тогда антрепренер обратил вспомнил о И.

 Стравинского, чье сочинение под названием «Фейерверк» однажды понравилось ему и М. Фокину на концерте – хотя и не имело успеха у публики в целом.

Балетмейстеру и антрепренеру запомнилась «искрящаяся», «пылающая» музыка – ведь именно такая нужна была для задуманного балета с его образом огненной птицы.

Важно

Композитору было в то время 28 лет, он был не особенно известен – и телеграмма от самого С. Дягилева очень его удивила: работать в таком солидном проекте с истинными мастерами своего дела – это было с его точки зрения большой честью. И. Ф. Стравинский даже волновался, успеет ли он закончить музыку к указанному сроку – и все же рискнул взяться за эту работу.

Можно с уверенностью сказать, что С. Дягилев в своем выборе не ошибся. Музыка И. Ф. Стравинского, созданная для балета «Жар-птица», оказалась достойным воплощением мира русских народных сказок. В ней еще ощущается влияние традиций, идущих от сказочных опер Н. А.

 Римского-Корсакова, но есть и явственные черты собственной творческой индивидуальности И. Ф. Стравинского. Присутствует и такой типичный для русской классической музыки прием, как цитирование подлинных народных мелодий – Хоровод царевен основывается на русской песне «По садику».

Оркестровая ткань балета отличается красочностью, являя собой образец очень тонкой звукописи – и это роднит И. Ф. Стравинского и с Н. А. Римским-Корсаковым, и с А. Лядовым, в особенности напоминая его «Волшебное озеро».

«Ползущие» хроматические звучания, живописующие зачарованное Кащеево царство, сменяются причудливо-фантастическим «Плясом Жар-птицы», а дикая стихийность «Поганого пляса Кащеева царства» передается зловещими острыми ритмами.
В подготовке премьеры балета «Жар-птица» наряду с Михаилом Фокиным участвовал Вацлав Нижинский.

Читайте также:  Модное событие: проект ассоциации в царском селе 2019

Декорации и костюмы создавали художники А. Бенуа и Я. Головин. В хореографии М. Фокин использовал разные элементы. Партия Жар-птицы, противопоставляемой всем прочим персонажам, основывалась на классическом танце, а обилие прыжков создавало впечатление полета.

Пластика движений Царевен, танцующих босыми, создавала образ возвышенных, но вполне земных девушек, ей противопоставлялась гротескная пластика персонажей Кащеева царства. Премьера балета «Жар-птица» состоялась в парижском театре «Гранд Опера» 25 июня 1910 года. Среди зрителей было немало знаменитых людей: композиторы М. Равель, М.

 де Фалья, Ф. Шмитт и К. Дебюсси, писатели Ж. Жироду, М. Пруст и П. Клодель. Красочный, экзотический и таинственный спектакль потряс публику – после этой премьеры И. Ф. Стравинский, до тех пор малоизвестный композитор, поистине «проснулся знаменитым». В октябре того же года балет – тоже с успехом – был поставлен в Санкт-Петербурге.

Источник: https://musicseasons.org/balet-i-stravinskij-zhar-ptica/

А розы вырастут сами? («фея кукол» на исторической сцене мариинского театра)

25 марта днем на исторической сцене Мариинского театра – очаровательный балет «Фея кукол» на музыку Йозефа Байера в хореографии братьев Легатов и Константина Сергеева, возобновленной в редакции Николая Цискаридзе. Полный зал детей. Они везде – и на сцене, и в партере, и в ложах, и на ярусах.

Самый детский балет в репертуаре театра, веселый, с захватывающей радостной музыкой, калейдоскопом танцев, с оживающими игрушками и всем действием, происходящем в магазине игрушек. Танцуют учащиеся Академии русского балета имени Агрипины Вагановой. Что может быть лучше, чтобы приковать внимание маленького зрителя? И всей семьей на такой балет очень хорошо пойти.

Взрослым этот балет тоже приносит много радости, я смотрела его уже раз пять и все не могу остановиться.

Совет

Балет совершенно неповторим! Помимо завораживающей музыки, замечательной яркой «картинки», потрясающих костюмов, воссозданных по историческим эскизам Льва Бакста, меня поразило, что на сцене не было ни одного персонажа, который бы просто «присутствовал», так сказать, «для мебели». Я поймала себя на том, что неотрывно с улыбкой слежу за девочками, дочками покупателей, которые суетятся вокруг нарядных заводных танцующих кукол. А они, казалось бы, просто бегали вокруг них, всплескивали руками и всячески выражали свое восхищение… Но даже они были просто неотразимы! А уж танцующие игрушки оказались выше всяких похвал! Как изумительно и танцовщики, и оркестр передавали неповторимый австрийский колорит, особенно, когда музыка воссоздавала сочное звучание механического органа бродячих музыкантов, как иногда называют шарманку.

Сменяющие друг друга забавные танцы кукол, арлекинов, других игрушек, приходящие в лавку посыльный, покупатели, суетящиеся вокруг них хозяин, приказчик, мальчик на побегушках – такая очаровательная яркая кутерьма начинает балет, вызывая бурю восторга у зрительного зала. А потом, после закрытия лавки, полная веселья и прелести тайная жизнь ожившей игрушечной братии.

И здесь непросто выделить самые интересные танцы, настолько они впечатляющи! У каждого – своя изюминка! А это в балетном спектакле не менее важно, чем техническое совершенство исполнения и кураж. Легкая жизнерадостность французской куклы (Анастасия Нуйкина), игривое кокетство испанской (Влада Бородулина), изысканное изящество китайской (Александра Хитеева).

Заячик-барабанщик (Ксения Андреенко), тирольская кукла (Мария Труевцева), капризная кукла (венгерская студентка Биборка Лендваи), кукла Бебе (Дарья Ионова), арлекин (испанец Хорхе Паласиос) и полишинель (финн Марко Юусела), марш солдатиков с маленькими барышнями, кружевные и фарфоровые куколки и все-все-все притягивали взор и вызывали прилив радости от того, как прекрасно танцуют молодые артисты, как они выразительны, как хорошо выучены. Прекрасны были все. И кланяющийся господин (Сергей Осминкин), и русские куклы, и мальчик на побегушках (Давид Джалиашвили). Но японка – это что-то особенное! Просто замечательная находка – неповторимое лукавство японской куклы в исполнении Полины Буаловой, которая так забавно выглядывает из-за веера. Вызвал восхищения зала и темпераментный русский танец, залихватски исполненный Андреем Лагуненко и Юлией Спиридоновой. Но наибольшее впечатление на меня всегда производит марш кукол в исполнении воспитанников младших классов. И не потому, что дети обычно вызывают умиление. Они на самом деле были очень артистичны, особенно девочки. Но самое главное, они были так естественны, так выразительны, когда смачно и комично посылали воздушные поцелуи марширующим солдатикам, а потом прыгали, твердо приземляясь вертикально на пуанты. Такая радостная непосредственность маленьких танцовщиц – результат работы талантливых педагогов. Детей гораздо проще научить изображать, серьезно делать что-то, «как взрослые», чем суметь раскрепостить и сохранить их веселую «детскость» в профессионально сложных проявлениях.

А сколько юмора заложили хореографы в этот балет, и как изумительно тонко это было передано исполнителями! Конечно, это результат прекрасной работы педагогов академии! Это так замечательно проявилось буквально с первого движения всех танцовщиков, но достигло кульминации в прекрасном па де труа – Феи кукол (Александра Коршунова) и двух Пьеро (Руслан Стенюшкин, Николай Воробьев). Все трое – такие разные, у каждого свой характер, каждый из Пьеро забавен по-своему, Фея кукол – легка, лукава и очаровательна. Их балетная техника позволяет им шутить, а артистизм и выразительность – создавать незабываемые образы своих персонажей.

Примечательно, что есть несколько составов исполнителей этого балета, и в спектаклях, которые я видела многие танцы исполняют разные молодые артисты.

Не последнюю роль в завораживающем впечатлении от балета «Фея кукол» играли очаровательные костюмы. Их значение во всем спектакле трудно переоценить.

Они не только подчеркивают красоту танца, но, я полагаю, формируют внутреннее ощущение и зрителей, и танцующих.

Балет «Фея кукол» так хорош в исполнении учащихся Вагановской академии, что его хочется смотреть снова и снова. Радует, что усилия Академии поддерживаем Мариинский театр, предоставляя свою сцену для показа, на мой взгляд, самого прекрасного балета для семейного просмотра.

У Мариинского театра обширная программа, адресованная детской аудитории. Это и балеты, и оперы, и специальные музыкальные тематические мероприятия и концерты. Эту работу театра трудно переоценить.

Просветительство сегодня очень важно, особенно, когда в сфере культурного воспитания и образования не дорабатывает и школа, и семья.

Обратите внимание

Воспитывать будущего зрителя, прививать ему любовь к музыке, балетному и оперному искусству – весьма благородная задача, которую активно и успешно решает Мариинский театр.

Потому что «розы», то есть подготовленные зрители, требуют заботы, ухода и внимания, сами они не вырастут. И «культивировать» их надо, что называется, «с младых ногтей». Поэтому в Мариинском театре всегда много молодежи, много школьников. Кого-то это раздражает, но если смотреть в будущее, это можно только приветствовать!

Источник: http://tkritika.org/index.php/muz-teatr/balet/classic/dolls-princess-mariinsky

Мариинский театр, Санкт-Петербург — отзыв

Приветствую всех любителей театра! Сегодня поделюсь своим отзывом о любимом Мариинском театре, что в г. Санкт-Петербурге. Он входит в плеяду самых ведущих театров мира и это без преувеличения.

Он любим театралами всего мира. Это театр оперы и балета, который основан еще в 18 веке. Его оперную и балетную труппу всегда ждут с нетерпением во многих странах.

А сколько известных артистов взрастила эта сцена!

Сценические костюмы

Я не являюсь великим театральным экспертом, поэтому выражу свое мнение как простой обыватель, который периодически ходит в театр, чтобы погрузиться в этот мир, и отвлечься от обыденности.

Что касается именно Мариинки (как его называют в народе), то посещение любого спектакля – это всегда праздник, и думаю, что не только для меня, а для каждого зрителя.

Это старинное прекрасное здание, подходя к которому люди уже замирают от восторга!

Шикарная театральная люстра

А заходя внутрь, полностью погружаешься в эту замечательную атмосферу, полную искусства и даже некоторой мистики! Лично мне нравится здесь все от начала до конца, и вышколенные билетёры в строгих костюмах, и гардероб, где ты уже преображаешься и превращаешься из обычного человека в восторженного зрителя, и буфет – непременный атрибут любого уважающего себя театра! Здесь по-царски шикарная обстановка во всем! И что самое интересное, несмотря на то, что театр много раз реконструировался и пережил несколько реставраций, в здании отчетливо ощущается дух прошлого времени! Это невозможно объяснить!

Общий вид зрительного зала с балкона

Здесь блистал незабвенный Федор Шаляпин, танцевали Анна Павлова, Галина Уланова, Рудольф Нуриев и Михаил Барышников. Наверняка их было очень много и все эти фамилии очень звездные, просто это те, кого я знаю.

Я не блещу познаниями из истории театра, но, когда бываю в его стенах, очень явственно ощущаю присутствие всех, кто когда-либо служил на этой сцене.

Важно

Они незримо присутствуют везде! Думаю, что когда находишься в театральной атмосфере, то и фантазия, и любые другие чувства просто захлестывают тебя с головой!

Ярусы

Мне посчастливилось видеть много постановок, назову лишь некоторые из них: это балеты «Щелкунчик», «Лебединое озеро», оперы «Аида» и «Садко», также хочу упомянуть вечер одноактных балетов, где я увидела целых три постановки, это «Кармен» и «Юноша и Смерть» Ролана Пети, и «Аполлон» Джорджа Баланчина. Все постановки очень зрелищные, от сцены глаз не оторвать! Я была со своей дочерью на детском спектакле «Кощей Бессмертный», правда это было много лет назад, скоро уже внука поведу на подобное зрелище! Друзья, это так прекрасно!

Перед оперой «Садко»

Обращаюсь ко всем, кто не живет в Санкт-Петербурге, обязательно приезжайте в наш город! Здесь вы обязательно найдете что посмотреть и где побывать! Но пожалуйста, включите Мариинский театр в свой обязательный список мероприятий! Здесь представлены спектакли для всех возрастов и после того, как вы побываете в этом театре, вы просто не сможете не полюбить его, даже если ранее были равнодушны и не интересовались театральным искусством! Вас ждет Петербург! И вас ждет Мариинский театр! Добро пожаловать!

Источник: https://irecommend.ru/content/eto-luchshii-teatr

Мариинский театр, Санкт-Петербург – Афиша-Театры

Опера Мадам Баттерфлай (Чио-Чио-Сан) Дж. Пуччини27 июля 2017 г.

Главная сцена Мариинского театра

Этот спектакль — истинное произведение искусства! Восхитительная японская эстетика выдержана во всем и в каждой мелочи.

Чешская команда художников и режиссера-постановщика блестяще справилась с задачей воплощения тонкого, гармоничного и минималистичного японского вкуса.

Каждая сцена — это безупречно уравновешенная художественная композиция по соотношению цветов, форм и смыла, который они несут.

Если в спектакле не было бы грандиозной музыки Пуччини и талантливого вокального исполнения, сама по себе организация пространства, костюмы героев, движения объектов декораций на сцене, идеально выверенных по скорости и времени своего появления, были бы одни уже способны очаровать и погрузить в тонкий мир искусства фен-шуй. Особенно хочется отметить сцены прибытия лодок с невестой в первом акте и тихо скользящей лодки — не возникает сомнения, что по воде (!) — в заключении второго акта.

Заглавную роль исполняла Виктория Ястребова и была в ней совершенно бесподобна! Великолепная актёрская игра, точно передающая жесты и движения хрупкой, юной, молчаливой, нежной и любящей японской девушки.

И всё тоже самое певица выражает и в голосе, в удивительно трепетном пении! Ни секунды не сомневаешься в её искренности.

Сколько сострадания, нежности вызывает эта героиня! И совершенно потрясает своей цельностью, чистотой и твердостью духа.

Совет

По тому впечатлению, которое остается после спектакля, можно сказать, что это не просто спектакль, а некая религиозно-мистическая символическая драма, мистерия. Окунувшись в неё, глубоко проникаешься тонким душевным трепетом, энергией цельного духа, и выходишь из театра с чувством наполненности, обновления и очищения.

Кроме того, сюжет спектакля (желающие могут самостоятельно почитатать в Интернете) интересен с исторической и культурно-политической точки зрения.

Так, главный герой американец Пинкертон (в замечательном исполнении Дмитрия Воропаева) воплощает захватнический, хищнический дух западного мира. Одна из его реплик весьма красноречива: «Ведь жизнь была б ничтожна, если не срывать цветов где только можно».

А хрупкая, кроткая, полная сердечной нежности Мадам Баттерфлай, воплощает природный, ещё не «цивилизованный» мир, и, желая угодить американцу, отрекается от собственной веры, которая приводит к разрыву с родней и, как будто бы между строк, и с самой собой, перекрывая все пути назад.

Но все же близость к природе и исконная религия взрастили в ней цельный и мужественный дух, который и выразился в последней предсмертной реплике героини: «Тот, кто не может жить с честью, должен умереть с честью».

Это спектакль, ради которого хочется выучить итальянский язык и купить на него ещё раз билеты в партер!

Читайте также:  Чемпионат мира по футболу 2019: что нужно знать гостям в спб

Источник: https://www.afisha.ru/spb/theatre/15878156/

Купить билеты на балет Фея Кукол

Изначально этот балет назывался «Магазин кукол», а музыку к нему написал австрийский композитор Йозеф Байер.

Другие его музыкальные произведения со временем забылись, но судьба балета о волшебной жизни игрушек, под названием «Фея кукол», оказалась более благоприятной, он нравится публике, взрослым и детям, до сих пор.

Балет венские зрители впервые увидели в 1888-ом году, постановка была осуществлена Йозефом Хасрейтером.

История балета «Фея кукол»

Спектакль понравился публике, и после премьерного показа в придворном театре Вены, его представили на сценах не только театров Австрии, но и Англии, Италии, Германии.

Простой, но милый сюжет со смешными и добрыми ситуациями, которые происходят по ночам в маленькой кукольной лавке, приятная для восприятия музыка Йозефа Байера, красивые мелодии, которые отдалённо напоминают Штрауса или Шуберта — публика с удовольствием приняла это, крайне благодушной оказалась и критика.

Российские зрители впервые увидели «Фею кукол» в феврале 1897-го года, она была поставлена в Московском Большом театре хореографом Хосе Мендесом.

Обратите внимание

Премьера в Санкт — Петербурге состоялась в Императорском Эрмитажном театре в феврале 1903 года, оформление было сделано Львом Бакстом в стиле 1840-ых годов, декорации были более, чем великолепны, и , судя по эскизам, костюмы тоже.

Буквально через пару недель балет показали и в Мариинском театре. Премьера «Феи Кукол» в Мариинке вошла в историю, благодаря участию в спектакле Матильды Кшесинской и Анны Павловой — танцовщиц, чьи имена теперь каждый любитель русского балета произносит с благоговением.

 Постановка понравилась, и очень долго была в репертуаре. Кульминацией балета стало знаменитое (добавленное постановщиками) па-де-труа (музыка Риккардо Дриго), в нём участвовала Фея кукол и оба Пьеро.

Кстати, только этот номер в своей оригинальной исторической постановке братьев Легат (Никиты и Сергея), бережно сохранили в Мариинке до наших дней.

Сегодня зрители могут увидеть балет «Фея кукол» в Мариинском театре в Санкт – Петербурге: В 1989-ом году его восстановил Константин Сергеев, он в детстве видел этот спектакль на сцене, и решил воссоздать чудесное творение Йозефа Байера. Сергеев сделал свою авторскую редакцию, приняв во внимание, что участвовать в спектакле будут дети. В Мариинке по-прежнему и в 2019 году этот балет исполняют учащиеся академии имени Вагановой.

Как купить билеты на балет «Фея кукол»

Для того, чтобы вам и вашим детям (их, конечно, нужно взять на подобный сказочный спектакль) было комфортно в зрительном зале, перед приобретением билетов лучше всего проконсультироваться у наших менеджеров, они посоветуют, какие места стоит предпочесть. После этого можно купить билеты на балет «Фея кукол» в Мариинский театр, чтобы насладиться волшебным миром танца и музыки. Примите во внимание, что дополнительно мы можем предложить:

  • бесплатную доставку билетов в Москве и Санкт — Петербурге;
  • возможность оплатить заказ как наличными, так и картами, банковским переводом;
  • получить скидку, если на балет идёт компания более 10-ти человек.

Осталось только добавить, что музыка Йозефа Байера великолепна, а балет «Фея кукол» очень хорош. Не стоит пропускать такое яркое событие.

Источник: https://mariinsky.com.ru/events/feja_kukol/

Спящая красавица

Описание

В сезоне 2018 года на сцене Мариинского театра города Санкт-Петербурга дают замечательный балет П. И. Чайковского в 3-х действиях Спящая красавица, по мотивам одноимённой сказки Шарля Перро, в исполнении труппы Санкт-Петербургского театра балета им. Л. Якобсона.

Балет «Спящая красавица» — плод сотрудничества между Театром балета им. Леонида Якобсона с известным французским хореографом, педагогом и танцовщиком Парижской Оперы Жаном Гийомом Баром.

Бар уже работал на Российской сцене и в 2007 году он поставил балет «Корсар» в Екатеринбургском театре оперы и балета.

Но для Петербургской постановки мэтр выбрал балет  «Спящая красавица», тем более, что звание Danseur Etoile Бар в свое время получил именно за исполнение партии Принца Дезире.

Этот балет был поставлен в Петербурге еще в 1890 году. И до сих пор он имеет своеобразную творческую связь с Францией, прежде всего оригинальной постановке балета Мариуса Петипа, который взял за основу сказку Шарля Перро и создал балет в стиле Людовика XIV, отсылающий зрителя к золотому веку классического танца и погружая в атмосферу Версаля.

Конечно же, спустя целое столетие, балет успел претерпеть значительные изменения.

Изменилась техника и физическая подготовка актеров, а, самое важное, что претерпели изменения ожидания зрителей, пришедших на балет.

Именно поэтому, главной целью постановки, предлагаемой сегодня Театром балета имени Леонида Якобсона, стало желание «возродить» шедевр прошлого, сделать его интересным для сегодняшней публики.

Важно

Главная цель хореографа – оживит балет и избежать всякой «синтетики» в игре актеров, не дать легчайшему танцу стать акробатическим показом и вдохнуть в него жизнь! Балет для Жана Гийома Бара – это история, рассказанная танцем.

Классическая хореография, которая в сочетании с музыкой, имеет собственную динамику, экспрессивность и способность нести идею.

Сюрпризом для зрителей станет, также и «пред пролог», который объяснит, причину ненависти Феи Карабос и прольет свет на многие события, рассказанные Перро и Петипа.

Милости просим на балет «Спящая красавица»!

Премьера возобновления 28 ОКТЯБРЯ 2016 г.

Спектакль Театра балета им. Л. Якобсона Художественный руководитель театра Заслуженный артист России – Андриан Фадеев Музыка Петра Чайковского Хореография Мариуса Петипа и Жана-Гийома Бара Художник-постановщик Ольга Шаишмелашвили Художник по свету Евгений Ганзбург Спектакль идет в сопровождении Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Дирижер: Валентин Богданов

Состав исполнителей:

Принцесса Аврора – Алла Бочарова Принц Дезире – Андрей Сорокин Фея Сирени – Светлана Свинко Фея Карабос – Светлана Головкина Каталабют – Андрей Гудыма Король Флорестан – Сергей Давыдов

Королева – Ангелина Григорьева

ВНИМАНИЕ!!! • В программе мероприятия возможны изменения.

• Если вы заметили неточность или ошибку – просим сообщить нам на электронный адрес info@icity.life.

Источник: https://spb.icity.life/afisha/teatr/4328-spyaschaya-krasavica

Балет «Щелкунчик»

Щелкунчик балет в двух действиях АВТОРЫ И ПОСТАНОВЩИКИ Музыка Петра Чайковского Либретто и сценарный план Мариуса Петипа в обработке Михаила Шемякина по сказке Э.T.A.

Гофмана Музыкальный руководитель – Валерий Гергиев Декорации, костюмы и постановка Михаила Шемякина Хореография Кирилла Симонова Художник по свету – Владимир Лукасевич Адаптация света на сцене Мариинского-2 – Андрей Понизовский, Егор Карташов

Ассистент художника-постановщика – Андрей Войтенко

КРАТКОЕ СОДЕРЖАНИЕ Действие первое Сцена первая. КУХНЯ В ДОМЕ СОВЕТНИКА ШТАЛЬБАУМА

Кухня в доме советника Штальбаума. Предпраздничная суета, последние приготовления к праздничному ужину. Атмосфера кухни, увешанной окороками, сырами, колбасами, уставленной праздничной снедью, притягивает не только хозяев предстоящего ужина, но и главных героев будущего действия – крыс.

Повар, отрезающий кусок от головки с сыром, обнаруживает там шкодливого крысенка. Он проскальзывает между ног повара и бросается прочь, сея панику в рядах кухарок.На кухне появляются советник и госпожа Штальбаум, за ними прибегают их дети – Маша и Фриц, которые хотят полакомиться праздничным десертом.

Фриц, любимый ребенок, получает конфетку. От Маши грубо отмахиваются.Наконец повара, кухарки и все семейство Штальбаумов уходят. Кухня опустела, но только на мгновенье. Внезапно из всех щелей и дверей выползают крысы-хулиганы. Начинается пир. Крысиный кардинал Крыселье «руководит» необузданным весельем.

Совет

Неожиданно появляется Дроссельмейер, крестный Маши, с заколдованным племянником – деревянной куклой Щелкунчиком.

Интермедия. ГАРДЕРОБНАЯ
Советник Штальбаум и его жена примеряют в гардеробной наряды для рождественского ужина.

Не найдя ничего, что бы им понравилось, супруги Штальбаум остаются в повседневной домашней одежде. В гардеробную прибегают Маша и Фриц. Они мечтают получить новый наряд к празднику.

Фрицу, избалованному любимчику, родители дарят наполеоновскую треуголку, а Маша, как всегда, остается ни с чем.Сцена вторая.

РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПРАЗДНИК
Гостиная в доме советника Штальбаума. Тут и мнимые трофеи сказочных охот, и якобы «родовые» рыцарские гербы и доспехи вместе с прочими украшениями, которыми можно прихвастнуть перед гостями дома. Гости Штальбаумов собираются на рождественский ужин. Начинаются танцы.

В разгар праздника появляется Дроссельмейер с рождественскими подарками.Всех привлекают механические куклы – Рекрут, Маркитантка и два Казака. Дедушке-подагрику Дроссельмейер дарит огромную курительную трубку, а Фрицу – крысиную маску. Маше достается никому не нужная игрушка – Щелкунчик.

Маша очарована ловкостью, с которой Щелкунчик колет орехи, но она чувствует, что это не простая игрушка.Гости удаляются к столу, накрытому в глубине комнаты, продолжать праздничный ужин. Дети, оставшиеся без присмотра, ведут себя непосредственно и шкодливо.

Дедушка-подагрик в танце «Гроссфатер» пляшет до упада и при этом теряет свою туфлю.

Обратите внимание

Интермедия I. ПОГРЕБ. УХОД ГОСТЕЙ
Усталые хозяева провожают гостей. Последним покидает дом советника Штальбаума Дроссельмейер. Он держит в руках блюдо с обглоданной головой кабана.

Интермедия II. ПРЕВРАЩЕНИЕВ доме советника Штальбаума все уснули. Не спит только Маша. Она тихонько пробирается в гостиную, чтобы еще раз взглянуть на Щелкунчика. Увиденная картина потрясает ее – крысы-аристократы, одетые, как гости ее родителей, танцуют в полутьме. Испуганная Маша падает в обморок. Крысы исчезают. Часы в гостиной бьют полночь.

Сцена третья. БАТАЛИЯ Придя в себя, Маша с ужасом понимает, что гостиная увеличилась до гигантских размеров, а сама она стала величиной с елочную игрушку.Звучат фанфары. Армия крыс собирается перед Крысиным императором. Армией командует крысиный Наполеон, очень похожий на Фрица – брата Маши.

Наконец появляются солдаты под предводительством Щелкунчика. Начинается бой. Испуганная Маша прячется в дедушкин башмак. Щелкунчик сражается с Кронпринцем. Желая помочь Щелкунчику, Маша бросает в Кронпринца свою туфельку.

Кронпринц замирает от неожиданности, и в этот момент Щелкунчик наносит ему решающий удар шпагой. Раненый Кронпринц признает поражение и перед тем, как упасть, салютует Маше шпагой. Добрая девочка жалеет побежденного и перевязывает его рану обрывком своего платья. Крысиная армия разбита.

Маша и Щелкунчик покидают дом Штальбаумов и отправляются в сказочное путешествие в дедушкином башмаке. ПАНОРАМА

Маша и Щелкунчик пролетают в волшебном башмаке над крышами ночного города. Все окна домов в темноте, и только в витрине лавки сластей «Конфитюренбург» горит свет.

Сцена четвертая. СНЕЖНАЯ БУРЯ

Пролетев в башмаке над городом, Маша и Щелкунчик опускаются на заброшенное кладбище. Начинается метель. Злобные снежинки и их Королева стараются очаровать и погубить Машу, но Щелкунчик спасает ее, а волшебник Дроссельмейер останавливает снежную бурю.

Действие второе Сцена первая. ЛАВКА СЛАСТЕЙ «КОНФИТЮРЕНБУРГ»

Важно

В дедушкином башмаке Маша и Щелкунчик прилетают в Конфитюренбург. Этот дивный сказочный город Щелкунчик показывает своей спасительнице Маше.Конфитюренбург полон конфет и пирожных, а его забавные жители – большие любители сладкого. Машу и Щелкунчика встречает Фея драже с четырьмя сестрами Щелкунчика.

Внезапно на Щелкунчика нападает Человек-Муха. Щелкунчик вступает в бой и вновь одерживает победу. Обитатели Конфитюренбурга танцуют в честь Маши и Щелкунчика. Маша поражена удивительным зрелищем. В порыве чувств она бросается к Щелкунчику и целует его. Щелкунчик превращается в Принца.

Начинается свадебный вальс.

Интермедия. ПЕРЕД ЛАВКОЙ СЛАСТЕЙ На холодной зимней улице перед лавкой сластей стоит печальный Дроссельмейер. Окно лавки забито досками, и только свет проникает в узкие щели. Дроссельмейер отчаянно пытается рассмотреть, что же происходит внутри.

АПОФЕОЗ

Премьера – 12 февраля 2001 года, Мариинский театр, Санкт-Петербург Продолжительность спектакля 2 часа 10 минут

Спектакль идет с одним антрактом

Источник: https://aPeterburg.com/afisha/184328

Ссылка на основную публикацию