Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Мариинский дворец (Санкт-Петербург) – один из трех «политических» дворцов Северной столицы России и важнейшая часть архитектурного ансамбля Исаакиевской площади. Кроме того, здание считается достоянием российской культуры и истории.

Сегодня каждый желающий может посетить знаменитый Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Отзывы туристов показывают, что это одно из обязательных мест для знакомства с городом.

Давайте в этом убедимся! В данной статье будет рассмотрена история Мариинского дворца в Санкт-Петербурге, и порядок его посещений.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Участок

В 1761 году, участок земли в южной части теперешней Исаакиевской площади, на котором сегодня располагается Мариинский дворец, был приобретен генерал-поручиком, камергером, графом Иваном Григорьевичем Чернышевым. В следующем году по проекту Ж. Ю. Валлен-Деламота здесь началось возведение крупного особняка.

Граф хотел, чтобы его имение получилось простым, без золота и серебра, но очень красивым, хорошо убранным и благородным. 4 октября 1765 года Чернышев заселился во дворец. В декабре следующего года он принимал в нем императрицу Екатерину II.

На тот момент здание считалось одной из главных достопримечательностей Петербурга.

В 1797 году, когда Иван Григорьевич умер, дворец перешел в собственность его старшего сына Григория. Спустя некоторое время, из-за долгов здание было заложено и взято в казну.

Часть помещений стали сдавать в аренду. Здесь торговали разными товарами, начиная от картин, и заканчивая колбасой. Второй этаж и сад заняло мещанское общество под названием «Шустер-клуб».

Какое-то время во дворце жил Французский принц Конде.

Во время реконструкции Адмиралтейства по проекту Захарова дворец Чернышева был отдан в аренду коллегии Адмиралтейств. Захаров лично занимался приспособлением постройки для чиновничьих нужд. В 1810-х данный участок планировалось отдать под строительство дворца младшего брата Александра I – князя Михаила. Проект был поручен Карлу Росси.

По задумке архитектора, здание должно было иметь трапециевидную форму с выходом главного фасада на площадь, и садом во дворе. Предполагалось, что перед дворцом будет снесено несколько частных домовладений, расширено Синий мост и увеличено площадь.

Сославшись на дороговизну выкупа частных строений, находящихся около дворца, от проекта перестройки отказались.

В мае 1823 года Николаем I была учреждена Школа гвардейских прапорщиков. 10 августа 1825 года она была перенесена во дворец Чернышева. Здание надстроили третьим этажом и установили на его аттике герб. В 1826 году заведение переименовали в Школу гвардейских прапорщиков и кавалерийских юнкеров. В ней обучение проходили М. Ю. Лермонтов и А. И. Барятинский.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Свадебный подарок Николая I

В период с 1839 по 1844 год на этом месте по проекту А. И. Штакеншнейдера был возведен легендарный Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Фото современного здания очень схоже с постройкой тех лет. Здание стало свадебным подарком Николая I для его дочери Марии, в честь которой оно и получило свое название.

Мария Николаевна была довольно своенравной девушкой. Вместо того, чтобы после замужества переехать в княжество или графство своего супруга, она пожелала остаться жить в Петербурге. В те времена в мужья престолонаследниц обычно выбирали молодых людей из небогатых разрозненных немецких княжеств.

Попав туда после роскошной жизни, девушки оказывались в очень скромной обстановке. Марию это не устраивало. К счастью, ей удалось найти супруга, приемлющего переезд в Россию. Им стал герцог Максимилиан Лейхтенбергский — внук Жозефины Богарне. После венчания молодожен, которое состоялось 2 июля 1839 года, они поселились в Зимний дворец.

В то же время было начато строительство их постоянной резиденции.

Начало стройки

Император хотел, чтобы у его дочери был самый удобный и уютный дом. Место для дворца он выбрал самостоятельно. Изначально он планировал поручить проект дворца Карлу Росси, но на тот момент архитектор в силу возраста отстранился от работы.

В результате почетную миссию доверили А. И. Штакеншнейдеру. Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге работал и ранее, но столь крупные проекты ему еще не доводилось реализовывать. В. П. Стасов и К. И.

Росси составили комиссию по надсмотру за проектными и строительными работами.

1 октября 1839 года состоялась торжественная закладка постройки. Мариинский дворец (Санкт-Петербург) занял не только территорию дома Чернышева, но и еще три смежных здания.

Рядом с образовавшимся участком проложили Новый переулок, который ныне называется переулком Антоненко. Чтобы здание гармонично вписалось в ансамбль Исаакиевской площади, Синий мост пришлось расширить. Так он стал самым широким в Северной столице.

Правое крыло дворца включало в себя фундамент и некоторые стены старой постройки, а левое было возведено заново.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фотоНовоселье

Дворец был построен весьма быстро. 25 января 1845 года его освятили и официально назвали в честь хозяйки. Есть легенда, согласно которой Мария Николаевна не хотела принимать подарок отца. Причиной тому стал тот факт, что после смерти Николая I на Исаакиевской площади в его честь установили памятник, на котором император был повернут спиной к дворцу.

Интерьер

Во избежание пожара, все перекрытия были выполнены из металла. А благодаря стенам из песчаника в помещениях здания всегда было тепло.

Фасад был выполнен в классическом стиле, а вот внутренне убранство отошло от тогдашних традиций.

Архитектор Мариинского дворца в Санкт-Петербурге сделал второй в России ансамбль интерьеров, знаменующий переход от классицизма к эклектике. Первым было здание Зимнего дворца.

Парадные анфилады были выполнены в форме позднего классицизма. Главная лестница располагалась слева от вестибюля, а не перпендикулярно главному фасаду, как в других дворцах. Это решение позволило уменьшить потери тепла. На втором этаже было расположено две анфилады, перпендикулярные друг другу. На месте их пересечения была организована зала-ротонда.

За ней следовал Помпейский зал, окруженный овальной столовой и гостиной. После Помпейского зала шел Зимний сад, который являлся завершением центральной анфилады. По центру Зимнего сада был установлен фонтан с 8-метровой струей. Слева от Ротонды был расположен Танцевальный (Концертный) зал. Его окна выходили на внутренний двор.

Библиотека и Помпейская галерея примыкали к центральной анфиладе.

В правом крыле постройки были расположены жилые покои. Комнаты Марии Николаевны располагались в таком порядке: приемная зала, гостиная (кабинет), спальня, будуар, туалетная, угловой (овальный) кабинет. Также в первом крыле был пандус. С его помощью хозяева могли попасть на любой этаж.

Благодаря всевозможным растениям, украшающим наклонный проход, он напоминал горную тропу. Прогулки по пандусу благоприятно влияли на здоровье хозяев дворца. Согласно наиболее распространенной версии, строительство пандуса было вызвано болезнью ног Марии.

По этому проходу она могла передвигаться на коляске.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Супруг Марии жил в комнатах с видом на Исаакиевскую площадь. В его распоряжении были: парадная приемная, гостиная, бильярдная, кабинет и турецкий кабинет.

Специально для него на первом этаже сделали капеллу с витражом, привезенным с его родины – города Мюнхена.

По окончании строительства Мариинский дворец (Санкт-Петербург) открыли для свободного посещения, что было весьма необычным явлением для того времени. На аттиковом этаже расположилась церковь Николая Чудотворца. Это объясняет укрупненный аттик.

На первом этаже дворца располагались детские комнаты и комнаты воспитателей. Самой крупной комнатой здания стал рекреационный зал, который был приспособлен для активных игр и занятий спортом. Придворные проживали на верхнем этаже и двух флигелях – Офицерском и Гофмейстерском.

Герцог Максимилиан ушел из жизни в 1852 году, а его супруга прожила до 1876 года. До самой смерти Мариинский дворец (Санкт-Петербург) был ее основным жилищем. После смерти Марии дворец перешел по наследству ее детям. Позже, из-за долгов, Георгий и Евгений Лейхтенбергские решили продать его.

Переход в казну

В 1884 году дворец за 3 миллиона рублей по условиям 30-летней рассрочки перешел в собственность государства.

Читайте также:  Новый музей блокады ленинграда в санкт-петербурге

В июле 1884 года Александр III подписал указ о том, что дворец стал резиденцией Государственного Совета, Комитета министров, Государственной канцелярии, а также Канцелярии по принятию прошений. Все эти органы были перенесены в здание к началу 1885 года.

Некоторые усадебные строения достались Военному министерству, для размещения 3-го батальона Стрелкового Финского полка. 11 февраля дворец торжественно освятили как центр российской государственности.

Переоборудование

Новоиспеченный зодчий Мариинского дворца в Санкт-Петербурге – Л. Л. Петерсон – переоборудовал здание, исходя из его новых функций. В 1893 году свечное освещение заменили электрическим. Каждый понедельник в Ротонде проводились заседания Госсовета.

Кабинет герцога переоборудовали в кабинет председателя Государственного совета. В Концертном зале проводил свои заседания Кабинет министров, а в Овальном – Департамент гражданских и духовных дел. В 1901 году, в день столетия Госсовета, в Ротонде было организовано его торжественное заседание.

Это событие было запечатлено на знаменитом полотне И. Е. Репина.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

В 1905 году, когда была учреждена Государственная Дума, численность Госсовета значительно возросла. В здание дворца стали пускать журналистов и других заинтересованных гражданских лиц.

В Ротонде перестали помешаться все участники заседаний. В 1908 году под руководством трех архитекторов: Бенуа, Перетятковича и Шретера, Зимний сад был перестроен для нужд Госсовета.

15 октября 1908 года последний начал работать уже в новом зале.

Отказ Матильды Кшесинской

В начале 1900-х годов император Николай II хотел предоставить Мариинский дворец своей фаворитке Матильде Кшесинской. Однако она, несмотря на отговорки императора, строила особняк на Петроградской стороне. Существует мнение, что танцовщица отказалась от подарка по той же причине, что и Мария – из-за того, что Николай I и Петр I стояли к дворцу спиной.

Послереволюционные события

Когда закончилась февральская революция, во дворце обосновалось Временное правительство. Оно проработало здесь до июня. 7 августа дворец стал местом деятельности Всероссийской комиссии по выборам в Учредительное собрание.

По окончанию октябрьской революции Мариинский дворец (Санкт-Петербург), история которого не единожды рассказывала о смене владельцев и пользователей, достался Народному комиссариату имуществ и Высшему совету народного хозяйства.

Когда в 1918 году правительство переехало в Москву, во дворце обустроили казармы Красной Армии.

https://www.youtube.com/watch?v=DJr8OmD7GoE\u0026t=2498s

Затем в здании размещались всяческие учреждения: Трансбалт, Дом Печати, Севзапвод и прочие. С 1928 по 1929 гг. здесь было устроено общежитие на 1000 коек, принадлежащее акционерному обществу «Советский турист».

В конце 1929 года во дворце открылось отделение Промакадемии ВСНХ. Здесь находились аудитории, общежитие академии, а также помещения для персонала и кинотеатр.

В 1940 году эти помещения перешли высшим курсам ЦК ВКП(б).

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

В июне 1941 года во дворце разместили Военный совет, политотдел Ленинградского армии народного ополчения, штаб, редакцию газеты «На защиту Ленинграда». Осенью того же года, когда была сформирована армия, здание послужило госпиталем. Настенную роспись залов замазали штукатуркой. Во время блокады Ленинграда дворец серьезно пострадал. Его поразили 2 крупных и 40 зажигательных бомб.

Реставрация

Уже в 1944 году в Мариинском дворце начались реставрационные работы. Согласно проекту Шепелевского была произведена реставрация и перепланировка помещений. В восточном крыле установили новую мраморную лестницу. На главном фасаде здания были размещены макеты пяти орденов и медалей, которых был удостоен Ленинград.

8 октября 1945 года в здании дворца поместили исполком Ленсовета трудящихся. В 60-х годах прошлого столетия было организовано восстановление росписей Помпейской галереи, а также реставрацию Красного (Приемного) и Белого (Танцевального) залов. В 1990 году восстановили и освятили церковь. Вот такую непростую историю пережил Мариинский дворец.

Законодательное собрание Санкт-Петербурга здесь функционирует с 14 декабря 1994 года по сей день.

Мариинский дворец сегодня

На сегодняшний день каждый желающий может посетить Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Режим работы достопримечательности: вторник с 10.00 до 17.30. Экскурсии нацелены на повышение уровня политической осведомленности граждан и знакомство с деятельностью Законодательного собрания.

В экскурсионную программу входит также ознакомление с историей развития русского парламентаризма, историей здания, а также главными архитектурными особенностями, которыми обладает Мариинский дворец (Санкт-Петербург).

Экскурсии организовываются и проводятся управлением по информации и связям с общественностью Аппарата Законодательного собрания. Заявку на проведение экскурсии подают руководители групп не позднее, чем за две недели до дня мероприятия.

Таким образом, простому туристу не так уж и просто попасть в Мариинский дворец (Санкт-Петербург). Адрес достопримечательности: Исаакиевская площадь, 6.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге: историческая справка

Мариинский дворец — величественное здание на Исаакиевской площади. Оно представляет собой прекрасный образец русского зодчества. Даже среди блистательных дворцов северной столицы дворец выделяется своей исключительностью и изяществом и служит ярким примером художественного вкуса.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

История создания дворца

Мариинский дворец обязан своим появлением своенравному характеру дочери императора Николая I великой княжне Марии Николаевне. Перед бракосочетанием с герцогом Лейхтенбергским она категорически отказалась переезжать в его европейскую резиденцию и настояла на их совместной жизни в Санкт-Петербурге.

Любовь творит чудеса — Мария и Максимилиан венчались в июне 1839 года, при этом герцог согласился остаться в России, принять православные обычаи и служить новой родине. Николай I решил сделать молодой семье царский подарок и приказал строить на Исаакиевской площади новый дворец достойный статуса будущих владельцев.

За создание проекта взялся русский архитектор, тогда еще молодой Андрей Штакеншнейдер. Для реализации его грандиозного замысла оказалось необходимым снести дворец графа Чернышева, построенный еще при Екатерине II и несколько близлежащих особняков между Вознесенским проспектом и Новым переулком.

Интересно! Новый переулок оказался новым не только по названию, но и по факту. Его протянули специально для оформления контура дворца. Сейчас это переулок Антоненко.

Новый дворец решено было возводить в традициях неоклассицизма, под стать строящемуся Исаакиевскому собору. Тем самым новое здание гармонично вписалось в облик площади, связав все постройки на ней в единый архитектурно-художественный ансамбль.

Возведение шедевра началось в 1839 году и, благодаря ударным темпам строительства, шедевр архитектуры уже в 1844 году украсил северную столицу.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Архитектура дворца

При строительстве были использованы все известные инновационные технологии и современники характеризовали дворец, как выдающуюся постройку своего времени. Полностью отказавшись от применения дерева в конструкции здания, архитектор возвел дворец из камня и металла, сделав его образцом технологичности и инженерной мысли.

Интересно! За строительство дворца, отличные познания в архитектуре, особое искусство и технологические разработки Штакеншнейдер удостоился звания профессора Академии художеств.

Внешний вид дворца вызывает восхищение сбалансированностью пропорций и лаконичностью. Главный фасад с тремя ризалитами представляет собой прекрасный образец архитектурной композиции в стиле классицизма.

Акцент сделан на центральный ризалит здания. Он подчеркнут выступающим вперед арочным подъездом с широкой центральной лестницей и боковыми пандусами.

Балюстрада балкона, расположенного над арками, оформлена изящными вазонами и является эффектным завершением выступающей вперед аркады. Высокий аттик с кронштейнами-волютами придает центральному ризалиту нарядную величественность.

Боковые ризалиты с треугольными фронтонами связаны с центральным рядом стройных коринфских колонн, объединяю[webnavoz_instagram json=»»]щих второй и третий этажи. Цокольный этаж подчеркнут отделкой песчаником с фактурной «бриллиантовой» рустовкой.

Интерьеры дворца

Исключительный интерес представляет внутренняя отделка помещений дворца. Она отличается необыкновенной роскошью и разнообразием стилей. Архитектор старался не придерживаться стилевого единства и преследовал цель сделать интерьеры разными и непохожими друг на друга.

Здесь в оформительском подходе использовался принцип эклектики. Использование различных архитектурных идей и гармоничное их соединение в одном пространстве привело к возникновению интересных эстетических эффектов и необычному сочетанию разнородных стилевых элементов.

Читайте также:  Дом компании зингер: дом книги в санкт-петербурге

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Так, совершенно против общепринятых канонов архитектор устроил парадную анфиладу залов на главном втором этаже здания. Она располагается не как принято — вдоль главного фасада, а наоборот — перпендикулярно продольной оси здания.

Это позволило максимально удобным образом скомпоновать все помещения дворца, сделать их не только роскошными, но также удобными и комфортными для проживания.

Особенно актуальным это было в отношении хозяйки дворца великой княжны Марии Николаевны. В силу физических отклонений она не имела возможности долго передвигаться пешком и, учитывая эту особенность, во всем дворце были сделаны удобные пандусы для передвижения в колесной коляске.

Интересно! Для придания пандусам эстетичного вида они были обставлены кадками с цветами и деревцами и напоминали тропинки в сказочном лесу.

Парадная приемная герцога — первый зал анфилады восхищает богатством отделки, выполненной в классическом стиле. Великолепная Ротонда своей двухярусной колоннадой, куполом и верхним светом создает ощущение необыкновенной торжественности.

Квадратный зал, отделанный в помпейском стиле, выглядит легким и воздушным. Все апартаменты дворца обладают собственной индивидуальностью и неповторимым колоритом.

Благодаря постоянному поиску оптимальных композиционных и конструктивных решений Штакеншнейдеру удалось создать внутреннее пространство дворца «с человеческим лицом» — разнообразное по планировке и максимально приспособленное к потребностям человека. Архитектор воплотил главный принцип эклектики — сочетание различных стилей в гармонии.

Общественная жизнь дворца

В 1844 году дворец был построен. В итоге в северной Пальмире воцарился модный очаг культурной тусовки. Название было присвоено личным указом императора. Разве могло быть иначе, ведь архитектурный шедевр был свадебным подарком отца для любимой дочери.

Царская дочка со всем семейством сразу переселилась в новые апартаменты. Впоследствии, император каждый день прогуливался от Зимнего до Мариинского дворца, чтобы навестить любимое чадо и повидаться с первым внуком.

В биографии этого архитектурного шедевра большое количество известных имен и с ним связано много исторических событий. Здесь постоянно проводились приемы, балы и маскарады. Концерты и спектакли посещал весь великосветский бомонд.

Среди гостей выделялись известные писатели В.Жуковский, П. Вяземский и В. Одоевский. Во дворце всегда присутствовала хорошая компания из художников, литераторов, актеров и композиторов.

Хозяева дворца — Максимилиан и Мария занимались не только веселым время препровождением, но и принимали активное участие в жизни страны. Они, на пару, руководили Академией художеств, влияли на государственную политику в вопросах искусства. Будучи талантливыми натурами, они по-настоящему разбирались в искусстве и снискали себе славу страстных собирателей прекрасного.

Герцог перевез в Мариинский дворец великолепные картины Рафаэля, Веласкеса, Ван Дейка из своей Мюнхенской галереи. Он дополнил коллекцию холстами российских живописцев и лично покровительствовал этим авторам.

Мария Николаевна увлекалась прекрасными полотнами живописцев Италии, Франции, Голландии и России. Сообща они собрали исключительную коллекцию, включающую ожерелья Жозефины и собрание оружия Наполеона.

Интересно! Отец герцога Максимилиана Лейхтенбергского — Е. Богарне, пасынок Наполеона. Таким образом, герцог приобщил к личной коллекции и реликвии Наполеоновского клана.

Коллекция Лейхтенбергских являлась одной из самых ценных и значимых сокровищниц произведений искусства в стране.

Мариинский дворец принадлежал их семье вплоть до 1884 года, когда из-за невозможности содержать здание представители семейства герцогов Лейхтенбергских были вынуждены продать его казне.

Мариинский дворец на государственной службе

Став собственностью государства здание поступает ему на службу. С 14 июля 1884 года по указу императора дворец становится официальным представительством Государственного Совета.

Было проведено масштабное переоборудование помещений и меблировка для исполнения канцелярских функций. Торжественное освящение новой государственной резиденции состоялось в феврале 1885 года в присутствии государя и всей августейшей фамилии.

В 1905 году страна входит в исторический революционный период и это привносит в статус здания определенные изменения. В октябре этого года император Николай II издает манифест об учреждении Государственной Думы.

Госсовет становится верхней палатой и его количество, после указа императора, увеличивается. Центральный зал — Ротонда, где проходили заседания Совета, уже не способен вместить данное количество людей.

Было принято решение строить новый зал для заседаний.

Созданная комиссия объявила конкурс на лучший проект нового помещения для заседаний. В диппредставительствах сделали запрос в лучшие парламенты Европы для предоставления сведений о подобных сооружениях.

Победу среди претендентов одержал известный архитектор Л. Н. Бенуа. Совместно с приглашенными зодчими М. М. Перетятковичем и Л. Л. Шретером они начали сооружение зала. В целях экономии строили его на месте жемчужины дворца — Зимнего сада.

26 июня 1907 года приступили к разборке творения Штакеншнейдера. Строительство велось круглый год, и 15 октября 1908 года было закончено.

В тот же день состоялось освящение зала и первое заседание Госсовета. Депутаты и приглашенные лица были восхищены отстроенным шедевром.

Советский период

После революционных событий 1917 года все службы императорской власти оказались распущенными, и в здании расположилось Временное правительство. Для повышения его авторитета был создан Временный Совет — так называемый Предпарламент.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Эта структура была дезавуирована декларацией большевистской фракции. А 25 октября во время революционного мятежа Мариинский дворец был окружен большевиками и Предпарламент был распущен.

Во время блокады в здании размещался центр ополчения и военный госпиталь. На фронт и в тыл врага были сформированы и отправлены десятки стрелковых подразделений и артиллерийско-пулеметных батальонов.

После прорыва блокады, во дворец была направлена команда специалистов. В короткие сроки они восстановили повреждения, возникшие от вражеских налетов, и значительно перестроили интерьеры под размещение правительственной организации. В 1945 году в здании обосновался Исполком Совета народных депутатов. Сейчас Мариинский дворец является официальной резиденцией Законодательного собрания города.

Мариинский дворец в настоящее время

Сейчас особняк является украшением Исаакиевской площади и всего города. Благодаря стараниям реставраторов его внешний облик мало чем отличается от того, который видели жители Санкт-Петербурга в 1845 году.

Что касается интерьеров, то надо сказать, что за годы «государственной деятельности» здания они были неоднократно перестроены и перепланированы. Начиная с 1970-х годов, происходят планомерные реставрации и восстановление подлинного вида залов и апартаментов дворца.

И сейчас, уже многие из них обрели вторую молодость и засияли в первозданном великолепии. Дворец работает и в музейном режиме и любители прекрасного могут полюбоваться красотой его интерьеров индивидуально или в составе экскурсий.

Мариинский дворец живет насыщенной культурно-общественной жизнью. Здесь постоянно что-то происходит или проводится. Конференции сменяют симпозиумы, за ними наступает время съездов и приемов различных делегаций.

Ежедневно здание наполнено туристами и экскурсантами. Всему городу известны его прекрасные концерты и выставки. Вдохновляющая красота этого здания, его интересная история и современная значимость делают его постоянным центром притяжения для жителей и гостей города.

Этот центр общественно-политической жизни Санкт-Петербурга и прекрасный архитектурный шедевр, несомненно, является культурным достоянием северной столицы и всей России. Располагается здание дворца на Исаакиевской площади. Ближайшая станция метро «Адмиралтейская».

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

История Руси, Российской империи, а затем и Российской Федерации наполнена знаковыми событиями и личностями, которые сумели расцветить проходящие века, сдвинуть мир с очередной «мёртвой» точки, сдвигаясь вместе с самим миром.

Сейчас все эти Великие увековечены: кто-то на акриле и масле полотна, кто-то в мраморе или камне, кто-то навсегда замер в собственных картах, книгах, механизмах. Но бывает и так, что замирает не сам человек, а событие, исторический процесс, само время.

Речь идёт, к примеру, о так называемых политических зданиях, а в отношении Санкт-Петербурга – о политических дворцах. Сегодня этим статусом обладают три сооружения: Мариинский, Зимний и Таврический дворцы. Как не сложно догадаться, к получению такого звания привели те события, которые проходили в их стенах.

Так, Мариинский дворец, блестящий образец поздней классической архитектуры, стал свидетелем, а иногда и непосредственным «участником», сначала Октябрьской революции, а затем и событий девяностых годов.

Читайте также:  Петербургская фантастическая ассамблея 2019

История создания

Достаточно сложно с уверенностью сказать, когда именно Мариинский дворец появился на картах Петербурга.

Такая неопределённость датировок связана, прежде всего, с тем, что на месте современного дворцового ансамбля ранее размещалось иное здание – примечательное изяществом и совершенством форм.

В конечном счёте, Штакенштайнейдер, который был ответственен за составление и реализацию проекта, решил не разрушать до основания бывший дворец графа Чернышова – многие стены остались в прежнем виде, что также наложило определённый отпечаток на облик дворца.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Дальнейшая история тесно связала Мариинский дворец с чисто политической стороной жизни страны – в его залах находились многочисленные ведомства и министерства, от чьей работы зависело будущее процветание России.

Особенности

По изначальному замыслу Мариинский дворец должен был увенчать южную сторону Исаакиевской площади, полностью завершить её облик, не нарушив хрупкий архитектурный баланс.

Именно из подобных соображений дворец было принято строить изначально несимметричным, что полностью противоречило законам классицизма.

При этом не стоит забывать также и о том, что дворец возводился именно как жилое, а не в первую очередь государственное сооружение. Именно этим и поясняются некоторые особенности внутреннего размещения помещений.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Так, вид на Исаакиевскую площадь не украшает ни одну жилую комнату. Все они выходят в сторону сада, чтобы шум столицы не отвлекал его обитателей.

Вместо обычного камня при строительстве использовали песочник для того же комфорта – как известно, песочник намного лучше удерживает тепло, что, впрочем, не помешало подойти к вопросам декора со всей возможной креативностью – для отделки фасадов использовали руст, а в качестве декоративных элементов пилястры и коринфские колонны. Ещё одним привет из античности являются многочисленные статуи в греческом стиле, украшающие парадную лестницу.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге

Подробная информация о других значимых достопримечательностях Санкт-Петербурга

Как добраться самостоятельно

Добраться до Мариинского дворца более чем просто. Это можно сделать с помощью метро – достаточно сойти на одной из ближайших станций, а к таковым относят «Садовую» и «Адмиралтейскую». Кроме того, можно воспользоваться некоторыми видами общественного транспорта.

В этом случае предстоит выйти на одной из остановок – «Исаакиевская площадь» или же «Казанская улица». К сожалению, сегодня вход во внутренние помещения Мариинского дворца невозможен для туристов.

Остаётся лишь наслаждаться эстетической стороной внешнего оформления во время посещения ансамбля Исаакиевской площади.

Мариинский дворец на карте

Фриз Наполеона и гротески Помпей: мотивы декора Мариинского дворца

По случаю перекрёстного Года музеев Россия – Италия, Года сотрудничества Россия – Франция, а также Года истории Россия – Греция петербургский ЗакС выпустил серию тематических публикаций об интерьерах Мариинского дворца.

Античные охранники

На первом этаже повсюду присутствуют греческие мотивы. Здесь и колонны, и фреска с барельефом, а парадную лестницу сторожат фигуры античных воинов.

– Дворец создавался в середине XIX века, когда в моду входил стиль эклектика. Это было новаторство, что архитектору было позволено выбрать стиль. Каждый владелец дворца хотел продемонстрировать у себя архитектурную энциклопедию, – пояснила Metro председатель правления содружества профессиональных гидов-переводчиков и экскурсоводов Петербурга Светлана Селищева.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

  • В интерьерах Мариинского дворца можно найти греческие, французские и итальянские мотивы.
  • Святослав Акимов, «Metro»

Резиденция Бонапарта

Интерьерам на втором этаже больше присущ итальянский характер. Стоит отметить, что супруг Марии Николаевны был сыном вице-короля Италии. И это не могло не отразиться на внутреннем убранстве дворца.

Все камины здесь выполнены из каррарского мрамора, который добывался в этой стране. А одну из стен украшает орнамент, созданный по образцу лепнины в Квиринальском дворце в Риме.

К слову, он служил резиденцией Наполеона Бонапарта.

Помпейский зал украшен причудливыми росписями: Амур, девушки в хитонах, фантастические животные.

– Парадные и гостиные оформлялись в модном помпейском стиле, – рассказала Светлана Селищева. – Тогда как раз были раскопки в Помпеях. Многие их посещали. В их числе архитектор Штакеншнейдер, который спроектировал Мариинский дворец.

Мариинский дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Роспись стен в так называемом помпейском стиле, модном в XIX веке. Такие рисунки украшают Помпейский зал Мариинского дворца.

Святослав Акимов, «Metro»

Умельцы из Парижа

Французские мастера приняли участие в реставрации Ротонды. В 1841 году в её куполе обнаружили серьёзные нарушения. За восстановление взялась команда авторитетных архитекторов, среди которых были Огюст Монферран и Морис Дестрем.

Бережное отношение

За состоянием Мариинского дворца следят и современники. Последняя реставрация завершилась в 2016 году. Тогда восстановили Домовую церковь.

– Даже представить сложно весь тот громадный объём теоретической и практической работы, который был проведён для возрождения былого величия Мариинского дворца.

Без малого столетие это уникальное здание передавалось из рук в руки, и к тому моменту, когда в нём разместился петербургский парламент, оно производило довольно тягостное впечатление.

Реставраторам пришлось шаг за шагом, буквально по миллиметру восстанавливать оригинальные интерьеры, – сказал председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга Вячеслав Макаров.

Увидеть уникальные экспонаты могут и горожане. После пандемии экскурсии в Мариинский возобновятся.

Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга

Дворцы Петербурга. Мариинский дворец

Мариинский дворец входит в архитектурный ансамбль зданий, расположенных в «золотом треугольнике» Санкт-Петербурга. Фасад дворца обращён к Исаакиевскому собору, между ними лежит открытое пространство двух площадей – Исаакиевской и Декабристов, на которой установлен памятник Александру Второму и Синий мост через реку Мойку – самый широкий мост в Европе.

Ранее на этом месте был особняк фельдмаршала графа И. Г. Чернышева, возведённый в 1768 году по проекту Ж. Б.

Валлена-Деламота, а с 1825 по 1839 здесь располагалось Императорское кавалерийское училище, школа гвардейских прапорщиком и юнкеров. Примечательно, что это заведение в 1834 году заканчивал поэт М. Ю. Лермонтов.

На территории за дворцом между современным Вознесенским проспектом и переулком Антоненко во дворах сохранились постройки императорских конюшен и казармы.

Своё название дворец получил от имени дочери Николая Второго княгини Марии: в 1845 году Мария Николаевна венчалась с герцогом Лейхтербергским и построенное новое здание архитектором А.И. Штакеншнейдером стало постоянной резиденцией.

Строгий вид дворцу в стиле неоклассицизма придают коринфские колонны и большой парадный вестибюль по центру с открытым балконом, украшенным вазами, аркадами и высоким аттиком.

Лицевая сторона фасада отделана белым мрамором, два симметрично расположенных ризалита имеют отдельные входы.

Внутреннее убранство сочетает официальное назначение здания и роскошь княжеских покоев: отделка из дорогих пород дерева, широкая парадная лестница с композицией скульптур из античной мифологии, огромные анфилады залов, апартаментов с лепным орнаментом и художественной росписью.

История Мариинского дворца тесно связана с политическими событиями Российской империи. С 1884 года здание переходит в казённую собственность для нужд Государственного совета правительства Николая Первого. Здесь также работает Кабинет министров Российской империи, а после революции 1917 года Временное правительство и Петросовет.

Во время гражданской войны дворец переходит в ведение Народного комиссариата, где проходит военный призыв в Красную Армию. После военных сороковых годов, когда в нём находился военный госпиталь, здание подверглось значительным разрушениям от прямых попаданий авиабомб, но было восстановлено и передано Ленинградскому совету народных депутатов.

В настоящее время в Мариинском дворце проходят заседания Законодательного собрания Санкт-Петербурга.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector