Литературный петербург: памятники, улицы, интересные места

30 самых необычных скульптур в Петербурге

В Измайловском саду есть необычный памятник — «Петербургский ангел». Он собрал в себя образ пожилых людей Ленинграда, которые обладали особенной душевной культурой и интеллигентностью.

Скульптура появилась в Измайловском саду 12 октября. В этот день состоялось знакомство со скульпторами, играла скрипка и устроили праздничный фейерверк.

Автор памятника — известный мастер-кукольник города Роман Шустров.

В апреле 2018-го в соответствии с духом времени у скульптуры появился собственный Telegram-канал. В нём «Петербургский ангел» ведёт прямую трансляцию и рассказывает горожанам о своей жизни.

Обратите внимание

Например, из его сообщений можно узнать, когда скульптура уходит в отпуск и ненадолго перестаёт исполнять желания своих гостей, а также стоит ждать рассказов о жизни и закулисье Молодёжного театра на Фонтанке.

Подписаться на канал можно по ссылке. 

  • АдресИзмайловский сад, наб. реки Фонтанки

Один из самых необычных памятников Петербурга. Посвящен антагонисту главного героя гоголевского «Носа». Примечательно, что расположен он просто на одном из городских перекрестков. Большинство событий, с которыми связана повесть, происходили в другой части центра города. Придумал его Ризо Габриадзе в 1995 году, незадолго до того установивший около Цирка знаменитого «Чижика-пыжика».

  • Адреспроспект Римского-Корсакова, 11

Единственный на территории Петербурга памятник зарубежному литературному персонажу был открыт 11 апреля 2003 года на Балканской площади в день 120-летия создателя персонажа, чешского писателя Ярослава Гашека.

Швейка сделал тот же Альберт Чаркин, который сотворил и Остапа Бендера. Выполнена скульптура в натуральную величину (рост Швейка был около 160 сантиметров).

Сперва памятник стоял у входа в метро «Купчино», а затем был перенесен в арку торгового центра на Балканской площади.

Мы уже рассказывали о дворе филфака СПбГУ в связи со скульптурами Бродского (того, что с головой на чемодане) и Блока (того, что худой и долговязый).

Но открытый в 2002 году скульптурой Аветисяна «Размышления о маленьком принце» двор филфака со скульптурами знаменит не только монументами знаменитых литераторов, здесь есть немало и деперсонифицированных памятников вроде Бегемота Тони, которую гладят студенты перед экзаменами.

Один из самых необычных памятников двора филфака — «Размышление». Его подарило в 2009 году правительство Неаполя. Скульптуру сделала Лидия Коттоне из застывшей лавы Везувия.

  • АдресУниверситетская набережная, 11

Ещё одна замечательная скульптура двора филфака СПбГУ. Мало того что она очень яркая, так ещё и состоит из вкраплений металлических предметов. Кажется, в ход пошло всё, что было под рукой: гаечные ключи, банки, батарейки, велосипедные шестерёнки и даже рамы. На то, чтобы как следует рассмотреть композицию, может уйди далеко не один час: прекрасный повод прогулять пары.

  • АдресУниверситетская набережная, 11

Скульптор этого монумента точно неизвестен, единственная зацепка — выполнена работа по проекту Ф. Броуэра. Этот архитектор работал в Петербурге в конце XVII — начале XVII века.

По его замыслу, голова должна была изображать русского воина в православном шеломе.

Доказательством служит отверстие на носу — скорее всего, оно осталось от крепежа вертикальной защитной пластинки, типичной для доспехов воинов-русичей.

Важно

Называют «Камень-голову» по-разному: «Старик», «Русич», «Воин», «Голова Самсона», а в студенческих кругах этой скульптуре дали имя Адам.

О памятнике ходит много легенд. Одна из них говорит о том, что это и вовсе голова Петра I. Другое предание рассказывает о роднике, который когда-то находился под головой. После того как он иссяк, «воин» начал врастать в землю. Если врастёт полностью — настанет конец света.

  • АдресПетродворец, парк «Сергиевка», неподалеку от дворца Лейхтенбергских

Один из самых трогательных «литературных» памятников Петербурга. Установленный в 2006 году у кафе «Два му» скульптором Арамом Аревикяном, он изображает грустную собаку, видимо, ждущую своего хозяина (его сапоги и пальто тоже были отлиты). А тот, видимо, как раз решает её судьбу, сидя в харчевне.

  • Адресперекресток улиц Тургенева и Садовой

Проект сооружения памятнику пожарному рядом с метро «Рыбацкое» разработала скульптор Кардабовская, а установили его 25 июня 2004 года. В этот же день в Рыбацком прошёл массовый праздник, посвящённый пожарным: парад техники, награждения.

Это не единственный памятник огнеборцам в Петербурге. Второй стоит на Большом проспекте Васильевского острова. Поставили его в 1985 году. Сперва хотели установить возле пожарной части, но получалось, что пожарные на скульптуре «бегут» с топорами прямо по направлению к памятнику Ленину неподалёку. В итоге монумент убрали во двор и вернули на старое место только в 1990-е.

Инженер Лодыгин изобрёл лампу накаливания в 1872 году, а первый уличный фонарь был установлен прямо около его дома в 1873 году.

Как писали очевидцы того примечательного события, «…из газет узнал, что… где-то на Песках будут показаны публике опыты электрического освещения лампами Лодыгина.

Я страстно желал увидеть этот новый электрический свет… Вместе с нами шло много народу с той же целью… Из темноты мы попали в какую-то улицу с ярким освещением. В двух уличных фонарях керосиновые лампы были заменены лампами накаливания, изливавшими яркий белый свет».

В 1996 году в честь Лодыгина тут начали устанавливать старинные фонари: постепенно формировался небольшой и бесплатный уличный музей буквально в двух шагах от Смольного.

В Петербурге есть два «кошачьих» памятника — коту Елисею и кошке Василисе. Елисей разместился на фасаде Елисеевского магазина. А Василиса «живёт» напротив — на фасаде дома № 3 на улице Малой Садовой. Их установили в память о животных, спасших Ленинград от болезней во время блокады.

Дело в том, что с началом осады города котов стало нечем кормить, кого-то просто съели (на рынке за кошку предлагали десять месячных зарплат). Поэтому в 1943 году, после прорыва блокады, руководство Ленинграда приняло решение «заказать» в Ярославле четыре вагона дымчатых кошек. Их тут же распределили по основным точкам инфраструктуры.

Кошки охотились на грызунов и таким образом спасали городское продовольствие.

Один из самых старых памятников литературным героям. Открыт в Приозерске ещё в 1969 году. Скульптор Карагот изобразил довольно схематично юношу в повязке и сидящую рядом с ним пуму Багиру. Памятник — одна из главных достопримечательностей приозерского парка — совсем недавно пострадал от действий хулиганов и стал рассыпаться. 

  • АдресПриозерск, Ленинградская область

Яркая топиарная скульптура украсила дворик на Фонтанке близ усадьбы купца Глебова и стала новой городской достопримечательностью, которую облюбовали все без исключения петербуржцы.

Зеленую влюбленную парочку установили практически год назад по заказу МО «Семеновский», а создали ее дизайнеры из творческой мастерской TOPiART, вдохновившись подобными памятниками в Англии и Франции.

Любопытно то, что девушка и парень выглядят сотканными из травы и веток, но на самом деле созданы из проволоки и искусственного газона, отчего остаются вечнозелеными даже в непогоду. 

  • Адреснабережная реки Фонтанки, 90

Во дворе Санкт-Петербургского университета в 2010 году открылся монумент «Памятник любви». Он представляет собой бронзовую аллегорическую чашу высотой около трёх метров, из которой ввысь тянется дерево.

Поэт Осип Мандельштам и его супруга, Надежда, с которой они так часто расставались, смогли воссоединиться, словно паря над этой чашей в воздухе: за плечами у них ангельские крылья, в руках поэт держит листы рукописей.

Постамент для четы Мандельштам выполнил петербургский скульптор Хачатур Белый: металлическая тумба украшена плодами граната, которые в Древней Греции считались символом супружеской верности, и первой строфой стихотворения «О, как же я хочу», написанного поэтом в воронежской ссылке. Там же с Мандельштамом находилась и Надежда Яковлевна, которая не захотела покинуть супруга и разделила с ним все тяготы жизни на поселении.

  • АдресУниверситетская набережная, 11, аллея между главным зданием и Филологическим факультетом

Новый поющий фонтан «Мир детям» установили в «Гранд Каньоне». Он представляет собой скульптурную композицию из бронзовых детей, кружащихся в хороводе.

Струи воды и монументы «танцуют» под популярную детскую музыку из десятков стран мира. Автором «поющего источника» выступил скульптор Константин Гарапач.

По задумке, этот фонтан символизирует дружбу всех детей планеты, а открытие приурочено к Международному дню мира.

Эта история началась несколько лет назад. На открытии временной выставки во дворе Мраморного дворца, аккурат напротив памятника русскому императору, установили шестиметровую скульптуру «Первый всадник», представляющую собой китайскую девочку верхом на рептилии. Выставка завершилась, а необычный монумент остался.

Совет

Правда, смотрители музея скрыли его от посторонних взглядов массивным забором. Но весной 2015-го руководство Русского музея приняло волевое решение освободить девочку от деревянных оков. Таким образом, спустя несколько лет Александр III вновь вступил в схватку с причудливой китаянкой и её домашним тираннозавром.

  • АдресМиллионная ул., 5/1 (двор Мраморного дворца)

Необычный памятник герою повести Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера» расположился на Университетской набережной во дворе филологического факультета СПбГУ. Удивительный объект установили во дворе в ноябре 2007 года.

Памятник литературному персонажу — некое воплощение бесконечности и относительности.

Бесконечная череда бронзовых Гулливеров, уменьшающихся в размере, каждый из которых в несколько раз меньше предыдущего, — творение скульптора Тимура Юсуфова.

  • АдресУниверситетская наб., 11

Рядом с автосервисом стоит скромный, но душевный мемориал рок-музыке, выполненный в виде знаменитой жёлтой подводной лодки, придуманной легендарной ливерпульской четвёркой и ставшей центром одноимённого мультипликационного мюзикла.

  • Адресг. Пушкин, на ул. Новодеревенская, 16а

Эта необычная достопримечательность — плод фантазии петербуржцев. Пустой постамент с надписью находится на набережной реки Фонтанки, напротив входа в психбольницу. Говорят, что раньше на пьедестале стоял памятник покровителю больницы Александру II. После революции памятник убрали, а пустой постамент оставили.

Пожалуй, самый необычный образ сфинкса в Петербурге. Одна сторона лица у сфинксов обычная, а другая сторона, обращённая к Неве и «Крестам», — изъеденная до черепа.

  • Адреснаб. Робеспьера, напротив тюрьмы «Кресты»

Обычно скульптуры этих мифических животных размещают перед воротами императорских усыпальниц, храмов и кладбищ. В Петербурге на набережной стоят два таких льва. Фигуры были привезены в 1907 году из Маньчжурии.

Одной из главных достопримечательностей Итальянской улицы является памятник Остапу Бендеру. Говорят, известная личность и бронзовый сын турецкоподданного обязательно поможет во всех начинаниях. Для того чтобы набраться храбрости и реализовать задуманное, достаточно всего лишь потереть нос герою творчества Ильфа и Петрова. Кстати, под мышкой он, предположительно, держит папку с компроматом.

Говорят, что остров, на котором впоследствии выросла Петропавловская крепость, в петровские времена наводнения заливали чуть ли не полностью. И вот однажды, когда Нева в очередной раз вышла из берегов, Петру Великому случилось проплывать мимо острова в своем ботике.

В этот момент, спасаясь от водной стихии, с суши прямо царю на руки (по другой версии — на ботфорт) прыгнул испуганный заяц. В честь этого происшествия государь повелел называть остров Заячьим.

А в наши дни памятник обаятельному зайчику установлен на одной из свай возле Иоанновского моста, который соединяет Петропавловку с Петроградской стороной.

  • АдресЗаячий остров, свая у Иоанновского моста

Необычный памятник установлен на Шпалерной улице у водонапорной башни, в которой сегодня располагается музей «Мир воды Санкт-Петербурга». Обиженный водовоз везёт на себе бочку с водой, получив заслуженное наказание за недобросовестность — попытку продажи грязной воды по цене питьевой. 

Памятник фотографу установили в январе 2001 года. Прообразом для памятника стал знаменитый фотограф Карл Карлович Булла, но статуя не является портретом, а представляет собой собирательный образ петербургских фотографов. Кроме того, на Малой Садовой с начала ХХ века и до 1930-х годов располагалось фотоателье мастеров Булла.

На смену работникам сельского хозяйства идут не менее трудолюбивые, стрессоустойчивые, амбициозные работники интеллектуального труда. В Петербурге можно лицезреть памятник офисному работнику, созданный Денисом Прасоловым.

Обратите внимание

На скамейке сидит менеджер с ноутбуком и, очевидно, работает. Хоть памятнику немного лет, но он уже обзавёлся своими приметами, как и любой памятник Петербурга. Например, если потереть обручальное кольцо на руке менеджера, то очень скоро выйдешь замуж.

Странная примета для этого памятника, но раз она появилась, значит, имеет место быть. 

  • АдресАптекарская наб., 20

Скульптура, установленная на стене одного из петербургских домов, появилась в 2006 году и посвящена одной из самых уникальных профессий — профессии трубочиста.

Композиция представляет собой собирательный образ весёлого человека в цилиндре, обвешанного гирляндой верёвок, метёлкой и лестницей — профессиональными орудиями труда.

Трубочист смотрит на город со своего высокого «постамента» и по сосредоточенному выражению на его лице нужно думать, что он вот-вот примется за дело: отправится чистить дымоходы, венчающие крыши домов. 

  • Адресул. Большая Московская, 1-3
Читайте также:  Турнир по теннису st. ptersburg ladies trophy 2019

По одной из легенд происхождения Васильевского острова, пока строилась Петропавловская крепость, для защиты входа в Неву от шведов была устроена артиллерийская батарея, которой командовал бомбардирский поручик Василий Корчмин. По словам историка Богданова, Петр I посылал ему приказы и распоряжения с лаконичной надписью: «Василию на остров». А после его смерти, как гласит легенда, остров был именован в память Корчмина Васильевским. 

Конка была первым общественным транспортом Санкт-Петербурга. В среднем вагончики вмещали 22 человека, а на втором этаже (империале) было еще 24 места только для мужчин. В 2004 году установили модель конки образца 1872–1878 годов, через год к ней добавили скульптуры двух лошадей, выполненные из пластика и бетона, а в 2009 году — скульптуру вагоновожатого. 

Памятник стоит в «Измайловском Гостином дворе», где каждый желающий может придти полюбоваться этим замечательным творением и попросить у дождя хорошей погоды. 

  • Адресул.1-я Красноармейская, 15

Источник: https://www.fiesta.city/spb/places/neobichnie-pamztniki-peterburga/

Памятники Санкт-Петербурга

С первых годов основания Санкт-Петербурга, еще при Петре I, начали возводить памятники, они носили характер триумфальных сооружений.

Ростральные колонны, возводимые вместе со зданием Биржи на Стрелке Васильевского острова в 1805 – 1810 годах по проекту архитектора Тома де Томона, по своему архитектурному решению и смыслу являются триумфальными колоннами, по подобию тех, которыми украшали Древний Рим в честь великих побед и завоеваний.

Каждая из них украшена рострами (носовыми частями кораблей) и парными сидящими статуями, аллегориями четырех русских рек — Волги и Днепра, Волхова и Невы. Венчают колонны чаши, в которых зажигали огни в особо торжественных случаях – эта традиция сохранилась и до нашего времени.Еще одним триумфальным сооружением петровского времени являются Петровские ворота в Петропавловской крепости.

Самым знаменитым памятником Санкт-Петербурга считается монумент Петру I (Медный всадник) на Сенатской площади, воздвигнутый в 1782 году по указу императрицы Екатерины II. Авторами этого шедевра были — скульптор Этьен Морис Фальконе и архитектор Юрий Матвеевич Фельтен.

Для того времени установить конную статую на гранитный монолит в форме скалы было абсолютным новаторством в мире, никогда еще постаментом для памятников не служил камень не геометрической формы. Сама конная скульптура имела тоже оригинальное решение – вздыбленный конь, несущий всадника. Обычно для того времени прототипами для конных изваяний служили аналоги статуй эпохи Возрождения.

По праву считается Медный всадник одним из лучших конных памятников в мире. Свое второе название этот монумент получил по знаменитой поэтической повести Александра Сергеевича Пушкина «Медный всадник», написанной в 1833 году.

Первый конный памятник Петру I стоит на Кленовой аллее перед Михайловским замком; хотя и установлен он был в 1800 году по указу императора Павла I, но создавался еще при жизни Петра Великого. Идея создания этого монумента принадлежала самому государю, который решил воздвигнуть себе памятник после Полтавской победы в 1709 году.

Воплощение своей идеи Петр I, поручил известному итальянскому скульптору Карло Бартоломео Растрелли. Работы над скульптурным изваянием начались в 1716 году, в 1724 году восковая модель была представлена на утверждение государю, но статуя не была отлита, так как император Петр I скончался в 1725 году.

Памятник, созданный по подобию древнеримских изваяний, где император Петр Великий предстает в виде триумфатора в парадном одеянии римских цезарей, в лавровом венке, гордо восседая на могучем коне, выглядит невероятно монументальным и торжественным.Еще один известный конный памятник Санкт-Петербурга находится на Исаакиевской площади, воздвигнутый другому императору Николаю I в 1859 году.

Важно

Автором проекта был архитектор Огюст Монферран, скульптором П.К.Клодт. Уникальность этого монемента заключается в том, что конная статуя имеет всего две точки опоры.Последний конный памятник царствующим особам был установлен в 1909 году на Знаменской площади (ныне площадь Восстания) у Николаевского (Московского) вокзала – императору Александру III, авторами которого были скульптор П.П.

Трубецкой и архитектор Ф.О. Шехтеляь. Этот монумент отличается от других своей статикой и мощью, что в свое время вызывало множество споров у современников. Заказчик памятника император Николай II не совсем был согласен с такой трактовкой статуи, но вдовствующей императрице Марии Федоровне скульптурное изображение императора Александра III понравилось и памятник торжественно установили.

В 1937 году монумент демонтировали и он оказался в запасниках Русского музея. С 1994 года памятник Александру III находится перед Мраморным дворцом.

Прогуливаясь по Невскому проспекту, гости нашего города обязательно заходят в Екатерининский сквер, что перед Александринским театром, чтобы ближе рассмотреть удивительный по своей красоте памятник императрице Екатерине II, установленном в 1873 году.

Этот памятник был изготовлен к столетию восшествия на престол императрицы Екатерины II, на пьедестале есть надпись «Императрице Екатерине ΙΙ в царствование Императора Александра ΙΙ-го 1873 год». Авторами этого монумента были: скульпторы М. О. Микешин, М. А. Чижов, А. М. Опекушин, архитектор Д. И. Гримм.

Большой интерес к этому монументальному сооружению вызывает не только великолепная статуя императрицы в парадном облачении, но и постамент, на котором расположены девять фигур известных деятелей екатерининской эпохи.

Многие знаменитые памятники Санкт-Петербурга были воздвигнуты в честь побед и воинской славы России. В Румянцевском саду на Университетской набережной стоит обелиск «Румянцева победам», возведенный в честь побед, одержанных русскими войсками под командованием генерал-фельдмаршала П. А. Румянцева-Задунайского. Этот обелиск был воздвигнут архитектором Винченцо Бренна по указу императора Павла I в 1799 году.

Один из самых известных памятников Санкт-Петербурга находится на дворцовой площади – Александровская колонна.

Этот грандиозный монумент был установлен перед Зимним дворцом в 1834 году, по проекту архитектора Огюста Монферрана, по указу императора Николая I, в честь победы России над Наполеоном и посвящена была императору Александру I Победителю.

Совет

Колонна была высечена из огромного гранитного монолита и установлена на постамент украшенный барельефами; венчает монумент фигура ангела держащего крест. Колонна весом более 600 тонн стоит на основании без дополнительных опор под действием собственной силы тяжести.

На Дворцовой площади расположено еще одно триумфальное сооружение – Арка Главного штаба, которая соединяет два крыла здания Главного штаба.

В 1820 – 1828 на Дворцовой площади по проекту зодчего Карла Росси был возведен архитектурный комплекс, где разместили военные и другие государственные ведомства, главным украшением которого стала Арка Главного штаба, ставшая парадным входом на Дворцовую площадь.

Венчает арку великолепная скульптурная группа в виде колесницы, запряженной шестью лошадьми, над которой возвышается богиня Победы.Победе в войне 1812 года посвящена еще одна триумфальная арка – Нарвские ворота.

Изначально для чествования победоносного возвращения русских войск в Санкт-Петербург из Франции, были выстроены деревянные триумфальные Нарвские ворота, которые в 1834 году были заменены на сооружение, изготовленное из долговечных строительных материалов, по проекту архитектора Василия Петровича Стасова.

Император Николай I, желая увековечить славу русского оружия в других победах, приказывает возвести еще одну триумфальную арку.

В 1834 – 1838 годах по проекту зодчего Василия Петровича Стасова были возведены триумфальные Московские ворота в честь побед России в войнах с Персией в 1826 – 1828 годах и с Турцией в 1828-1829 годах, на месте городской заставы въезда в Санкт-Петербург со стороны Москвы.

Уникальный по своему решению монумент воинской славы находится перед Троице-Измайловским собором, который воздвигли в 1886 году по проекту архитектора Д. И. Гримма – Колонна Славы. Посвящен он подвигу русского воинства при взятии Плевны во время русско-турецкой войны 1877-1878 годах. Колонна изготовлена из стволов, захваченных в боях трофейных турецких пушек.

В 1930 году монумент был разобран. 1990-х годах его восстановили на прежнем месте.В России всегда чествовали великих полководцев, считая их гордостью нации.

На Суворовской площади, обращенная лицом к Неве, в рыцарском облачении, на постаменте возвышается аллегорическая статуя в облике бога войны Марса – один из самых красивых памятников Санкт-Петербурга, изображающий великого русского полководца Александра Васильевича Суворова.

Обратите внимание

Во время военных действий Россия не проиграла ни одного сражения при его участии, а слава гениального полководца навсегда закрепилась за его именем.Прогуливаясь по Невскому проспекту можно увидеть скульптурные изваяния еще двум прославленным полководцам Отечества. Перед Казанским собором стоят два монумента командующим русской армии в войне1812 года, фельдмаршалам М. И.

Кутузову и М. Б. Барклаю-де-Толли, которые были воздвигнуты к 25-летнему юбилею разгрома наполеоновской армии.Невский проспект богат памятниками, здесь можно повстречать известные и монументальные изваяния и камерные городские скульптуры. Напротив Казанского собора, через Невский проспект, можно увидеть памятник великому русскому писателю Николаю Васильевичу Гоголю, он был установлен в 1997 году и относится к современным памятникам. Если пройти чуть дальше по Малой Конюшенной улице, то повстречаете прекрасный образец городской скульптуры «Городового», которая была установлена 27 мая 1998 года и является подарком городу от петербургских правоохранительных органов.На площади Искусств, перед Русским музеем, стоит один из самых выразительных памятников гениальному русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину, работы скульптора М.К. Аникушина. Поэт предстает перед зрителем в момент чтения своего произведения, со вскинутой и отведенной в сторону рукой. Скульптура великому поэту была открыта в день празднования 250-летия основания города Ленинграда в 1957 году.

Многие известные памятники Санкт-Петербурга посвящены деятелям культуры и науки – они представлены монументальными изваяниями, бюстами, барельефами и мемориальными досками.

На знаменитой Театральной площади находятся сразу два скульптурных изваяния великим русским композиторам – Михаилу Ивановичу Глинке и Николаю Андреевичу Римскому-Корсакову.Один из самых интересных памятников писателю, которого мы знаем с самого детства, установлен в Летнем саду – великому русскому баснописцу Ивану Андреевичу Крылову.

Он был воздвигнут в 1855 году на средства, собранные горожанами. Автор изваяния скульптор П.К. Клодт изобразил писателя сидящим с книгой в окружении персонажей своих басен, которые расположены на постаменте. Особое лирическое настроение создают окружающие статую старинные купы деревьев Летнего сада.

На Университетской набережной, установлен памятник великому русскому ученому и просветителю Михаилу Васильевичу Ломоносову.

Монументальность скульптурного изваяния достигнута за счет удачного композиционно-пластического решения – на мощном постаменте возвышается сидящая фигура Ломоносова в полуобороте, на коленях развернуты листы бумаги с научными трудами, но ученый отвлекся от работы над ними, его мысли и взор обращены в будущее.

Особое место в Санкт-Петербурге занимают мемориалы, увековечившие память подвигу ленинградцев в дни блокады во время Великой Отечественной войны. На Пискаревском мемориальном кладбище, где находятся массовые захоронения жителей блокадного Ленинграда и воинов-защитников города, воздвигнут монументальный комплекс по проекту архитекторов А.В. Васильева и Е.А.

Левинсона, торжественное открытие которого состоялось 9 мая 1960 года. Ежегодно в памятные даты (27 января, 8 мая, 22 июня и 8 сентября) здесь проходят церемонии возложения венков и цветов к монументу «Мать-Родина».Еще один грандиозный монументально-скульптурный и музейный комплекс — Монумент Героическим защитникам Ленинграда, находится на площади Победы.

Важно

Этот монумент посвященный защитникам Ленинграда во время Великой отечественной войны был воздвигнут в 1975 году по проекту скульптора М. К. Аникушина и архитекторов В. А. Каменского, С.Б. Сперанского.

В нашем городе и сейчас создаются и устанавливаются новые памятники, многие из которых становятся известными памятниками Санкт-Петербурга.

Источник: http://cityguidespb.ru/interesnye-mesta/pamyatniki/

Памятники литературным героям в Петербурге

Фото: unplaces.ruФото: saint-petersburg.ruФото: tourtransport.ruФото: tour-faq.ruФото: bogdanovsi.ruФото: vm.ru

Сбежавший Нос майора Ковалёва можно встретить не на Невском, где тот имел обыкновение прогуливаться, а на Вознесенском проспекте.

Однажды он действительно покинул свой пост (не без помощи жуликов), но был найден и водружён на место. Те, кто знаком со скульптором, говорят, что нос — точная копия органа обоняния самого мастера.

Сделан памятник из розового мрамора, что тоже не случайно — действие повести происходит в марте, вот нос немного озяб и покраснел.

 Вознесенский пр., 36/11

Ещё один нос — более молодой и менее авантюрный — находится во дворике филфака СПбГУ. На самом деле мастер вспомнил не одну, а сразу три повести Гоголя: «Нос», «Шинель» и «Невский проспект». Появился памятник в 2008 году и пополнил коллекцию парка современной скульптуры. Нос при шинели, шляпе и трости, походка его очень тороплива, а вид важен и деловит.

 Университетская наб., д. 11

Дворик филфака вообще предполагает литературное оформление, так что компанию Носу (и паре десятков других скульптур) составляет ещё и Гулливер. Памятник герою Джонатана Свифта появился в 2007 году и занял достойное место среди абстрактных фигур. Гулливер держит на ладони своего миниатюрного двойника, тот — ещё более маленькую копию, и так до бесконечности. Точнее, до высоты полутора метров.

Читайте также:  Стинг в санкт-петербурге 2019: концерт пройдет в октябре

 Университетская наб., д. 11

Рядом с рестораном «Два Му» лежит невзрачная собачонка и словно ждёт своего хозяина, зашедшего на чашечку кофе. На самом деле пёс этот знаком каждому — это Муму, над печальной судьбой которой проливал слёзы не один школьник. Скульптура собаки, свернувшейся калачиком у хозяйских сапог, появилась тут к 150-летию со дня выхода повести. Кстати, в башмаках можно оставить монетку на счастье.

 Садовая ул., 94/23

У входа в ресторан «Золотой Остап» красуется бронзовый сын турецкоподданного, великий комбинатор и гигант мысли.

Совет

Герой романов Ильфа и Петрова стоит рядом со своим двенадцатым стулом и держит под мышкой компромат на подпольного миллионера Корейко. Говорят, чтобы повезло в задуманном деле (авантюрном, как правило), надо потереть нос.

А если ещё и посидеть на стуле, то можно считать, что «ключ от квартиры, где деньги лежат» у вас в кармане.

 ул. Итальянская, д. 4

Солдат Швейк появился в Петербурге к юбилею своего создателя — чешского писателя Ярослава Гашека. Бравый вояка стоит в полный рост на постаменте, напоминающем пивную бочку, и правой рукой отдаёт честь, а левой — сжимает кружку. Лопоухий, с объёмистым брюшком и носом картошкой, Швейк словно сошёл со страниц романа с иллюстрациями Йозефа Лады.

пл. Балканская

Во дворах на улице Правды скрывается не один литературный герой, а целая компания. Здесь раскинулся настоящий Изумрудный город, где можно встретить и Страшилу, и Дровосека, и Гудвина — в общем, всех персонажей детской сказки. Нет только Элли — по-видимому, гостям чудесного дворика предлагают почувствовать себя на её месте.

 ул. Правды, д.2-8

Герой хорошо знакомой всем песенки устроился на набережной Фонтанки — как раз там, где он то ли лапки мыл, то ли водку пил. До революции здесь находилось Императорское училище правоведения, и его студентов называли чижиками-пыжиками из-за цвета формы и шапок особого кроя. Памятник не раз похищали, но сейчас птичка уже никуда не улетит — скульптуру на совесть закрепили.

 наб. Фонтанки, у Пантелеймоновского моста

Как можно изобразить невидимку? Ответ прост — никак! Рядом с психиатрической больницей на набережной Фонтанки находится пустой постамент, который народная молва связала с героем романа «Человек-невидимка». На самом деле раньше здесь находился памятник Александру II, но время революции его сбросили в реку. Скульптура была да сплыла, а постамент остался.

 наб. Фонтанки, 132

Памятник любимым героям детской сказки появился в Колпине в 2012 году. Место для скульптурной композиции выбрали не рядовое: в городе есть исторический район под названием Простоквашино. Кот Матроскин, Шарик и почтальон Печкин уютно расположились на скамейке, где с ними может сфотографироваться любой желающий. Местные жители шутят, что для полноты картины не хватает только велосипеда.

ул. Ремизова, д. 34

Герой поэмы Пушкина поселился в одном из петербургских дворов и с умным видом смотрит на прохожих. Усатый обходится без прогулок по золотой цепи и других сказочных атрибутов, но всё равно почитаем местными жителями как учёный кот. На его интеллект указывают книга и очки, которые трут на счастье и для успехов в учёбе.

 просп. Испытателей, д. 3

Источник: https://KudaGo.com/spb/list/pamyatniki-literaturnym-geroyam-v-peterburge/

Литературные места Санкт-Петербурга

Знаковые места Санкт-Петербурга, ставшие известными по литературным произведениям.

В Петербурге жили и творили многие известные писатели. В этой статье мы расскажем о некоторых местах Санкт-Петербурга, ставши известными по литературным произведениям.

Если вы планируете отдых в Санкт-Петербурге, первым делом стоит позаботиться о жилье. Удобнее всего снять апартаменты в СПБ. Они намного просторнее обычных номеров гостиницы. В апартаментах без труда может разместиться компания от четырех человек. Кроме того апартаменты оборудованы кухней, позволяющий приготовить любимые блюда и сэкономить на питании.

Медный всадник на Сенатской площади

Произведение: «Медный Всадник» Пушкина

Свое название памятник основателю Санкт-Петербурга Петру I на Сенатской площади получил благодаря поэме А. С. Пушкина. Пушкин написал «Медного всадника» под впечатлением от крупного наводнения 1824 года (до строительства наводнения не были редкостью в Петербурге):

«На берегу пустынных волн стоял он, дум великих полн, и вдаль глядел. Пред ним широко река неслася; бедный чёлн по ней стремился одиноко».

Невский проспект

Произведение: «Невский проспект» Гоголя

Повесть Гоголя «Невский проспект» входит в состав «Петербургских повестей». Повесть описывает жизнь главной магистрали Санкт-Петербурга — с раннего утра и до позднего вечера.

Парадный подъезд на Литейном 37/39

Произведение: «Размышления у парадного подъезда» Некрасова

Это великолепное здание в стиле итальянского Возрождения было построено для графа Пашкова. Кроме того, в нем проживал министр государственных имуществ Муравьев. К Муравьеву регулярно приходили просители, преимущественно бедные крестьяне. Эта картина и вдохновила Некрасова, жившего в противоположном доме, написать знаменитое произведение «Размышления у парадного подъезда».

Дом «Пиковой дамы» на Гороховой 13

Произведение: «Пиковая дама» Пушкина

Дом из «Пиковой дамы» Пушкина действительно существовал. Образ старухи был написан Пушкином по богатой княгине Натальи Голицыной.

Есть легенда, что именно она сказала одному из друзей Пушкина о беспроигрышной комбинации карт — тройке, семерке и тузе, которая помогла вернуть ему проигранное в карты.

Сенная площадь

Произведение: «Вчерашний день часу в шестом» Некрасова

Сенная площадь — еще одно место в Санкт-Петербурге, встречающееся в произведениях Некрасова.

Сенная площадь всегда была центром торговли Петербурга, здесь собирались бедные слои населения, располагалось дешевое жилье.

Недалеко отсюда находится знаменитая «коморка Расольникова», о которой мы раскажем далее. Этот район был чревом Санкт-Петербурга и одном из самых неприятных мест столицы Российской империи.

Даже во времена реформ здесь проводились телесные наказания. Именно это («Там били женщину кнутом, крестьянку молодую») и наблюдал Некрасов, написавший знаменитое произведение «Вчерашний день в часу в шестом», однажды на Сенной.

Станция метро «Ломоносовская» на улице Бабушкина

Произведение: «Чемодан» Довлатова

Здесь мог оказаться и филфак СПбГУ («Филиал»), и дом самого писателя («Заповедник», «Наши»), и гостиница «Октябрьская» (тот же «Чемодан»).

Но с «Ломоносовской» связана самая смешная глава из «Чемодана» о бригаде рабочих, которым главный герой помогает устанавливать барельеф Ломоносова.

«Дом Раскольникова» на перкрестке Гражданской улицы, 19 и Столярного переулка, 5

Произведение: «Преступление и наказание» Достоевского

Знаменитый роман Достоевского «Преступление и наказание» удивительно точно описывает все географические подробности. В романе есть адрес старухи-процентщицы, Сонечки Мармеладовой и самого Родиона Раскольникова. Дом главного героя романа, где он ютился в своей каморке под крышей, находиться недалеко от метро Садовая. Тогда это была окраина города с самым плохим и дешевым жильем.

Дом был построен в 1831 году и неоднократно перестраивался. В 1999 году здесь была установлена памятная доска.

Михайловский замок на Садовой улице, 2

Произведение: ода «Вольность» Пушкина

Именно из-за этого произведения Пушкин был отправлен в свою первую ссылку. Ода представляет собой рассказ о мрачном конце царствия Павла I c намеком на причастность к убийству Павла I его сына Александра I.

«Молчит неверный часовой, опущен молча мост подъемный, врата отверсты в тьме ночной рукой предательства наёмной…».

Летний сад

Произведение: «Летний сад» Ахматовой

О летнем саду часто писали стихи, но Ахматова сочинила настоящий гимн этому месту:

«Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград, где статуи помнят меня молодой, а я их под невскою помню водой».

Фонтанка

Произведение: «Бедные люди» Достоевского

Это сейчас Фонтанка является престижным районом с кучей достопримечательностей. Но во времена Достоевского здесь заканчивался центр Петербурга и начинались рабочие окраины. Это было мрачное место. Вот что пишет о Фонтанке Достоевский:

«Судоходный канал Фонтанка! Барок такая бездна, что не понимаешь, где все это могло поместиться. На мостах сидят бабы с мокрыми пряниками да гнилыми яблоками, и все такие грязные, мокрые бабы. Скучно по Фонтанке гулять!».

Источник: https://www.1obl.ru/freetime/literaturnye-mesta-sankt-peterburga/

Литературный Петербург

«Ни страны, ни погоста не хочу выбирать. На Васильевский остров я приду умирать…» — писал о родном городе Бродский, запомнивший послевоенный Ленинград голодным, полуразрушенным, но возвышенным и удивительно благородным. «Смесь красоты и подавленности» — опишет позднее свои детские ощущения поэт.

Улицы Питера помнят шаги многих литературных знаменитостей: здесь творили Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов и Тургенев. Действия самых значительных романов Достоевского происходит в знаменитых дворах-колодцах, способных любого свести с ума.

Анна Ахматова просиживала вечерами у окошка петербургского жилища, с тревогой всматриваясь в улицу, а Есенин рассказывал петербуржцам о кабацкой Москве. Мы предлагаем вам совершить путешествие по литературным достопримечательностям Санкт-Петербурга.

Начнём с Всероссийского музея Пушкина на Мойке, 12 (м. Невский проспект, Гостиный двор).

Обратите внимание

Это последний адрес поэта — здесь он жил перед трагической гибелью и здесь же скончался в январе 1837 года, после дуэли с Дантесом.

Старинное здание в стиле классицизма не сразу стало музеем: вещи Александра Сергеевича разошлись по друзьям, особняк был перестроен в доходный дом (снимать квартиры на сутки в Санкт-Петербурге было и тогда выгодно).

Первое подобие музея было организовано лицеистами — товарищами Пушкина по лицею в Царском Селе, о нём вы могли читать в статье «Пригород Петербурга».

В середине прошлого века даже высказывались идеи превратить Царское Село в «город Пушкина», по аналогии с «городом Шекспира» в Англии.

Музей, как и сам поэт, долгое время кочевал по Питеру, пока не закрепился окончательно в этом доме в 1996 году.

К музею Пушкина относится и лицей в Царском Селе, и музей-дача там же. Именно на даче поэт написал знаменитое «Письмо Онегина к Татьяне», здесь из-под его пера вышла «Сказка о царе Салтане». На даче Александр Сергеевич организовал «литературный кружок», в который входил другой знаменитый житель Петербурга — Н.

В. Гоголь. Впервые Николай Васильевич приехал в столицу 19- летним юношей. Блистательная столица встретила грязью, нищетой и неуютом. Однако молодой человек не стушевался, познакомился с Пушкиным и продолжил свои литературные пробы. Вскоре появились на свет петербургские детища: «Невский проспект» и «Шинель».

Гоголевский Петербург заманивает, двоится и кружит голову. Гороховую улицу, на которой жил писатель, в те годы называли «Невским для народа». Кстати, можно снять квартиру на сутки в Питере именно на этой улице. Если, разумеется, есть желание примерить на себя роль писателя.

В северной столице от Гоголя, в итоге так и не понятому большинством, остались лишь памятник «Носу» (Вознесенский проспект, 11, м. Спасская, Садовая, Сенная площадь) да памятник самому Гоголю на М. Конюшенной
(м. Невский проспект, Гостиный двор).

В великолепном Санкт-Петербурге 28 лет жил Ф. М. Достоевский. Сменил он 20 квартир, так и не заведя собственной. Проживал писатель в самых обычных доходных домах, чаще всего они располагались на перекрёстках. Населяли доходные дома личности разного плана, их черты можно найти в героях произведений писателя.

В 60-е годы прошлого века в одном из домов, где жил Достоевский, в Кузнечном переулке 5/2, был открыт литературно-мемориальный музей Достоевского, ставший одним из шести российских музеев писателя.

Вообще Санкт-Петербург с почтением чтит память великого соседа: с 2010 года 3 июля официально отмечается день Достоевского.

В этот день писателя можно встретить на Кузнечном, где он читает «Преступление и наказание» вместе с горожанами.

Важно

Анна Ахматова называла Питер просто — «город моей жизни». Родилась она в Одессе, но в 1890 переехала в Царское село, где училась в гимназии.

В доме 17 в Тучковом переулке поэтесса жила вместе со знаменитым мужем — Н. Гумилёвым. Однако самое известное ахматовское здание находится на Литейном, 35 (м. Гостиный двор, Маяковская).

Это знаменитый Фонтанный дом, в котором с 1989 года находится музей Ахматовой.

Вообще Фонтанный дом — это дворец Шереметевых, о дворцах рассказывает статья «Дворцы Питера». Музей гордится богатой коллекцией подлинных материалов, среди которых рукописи и фотографии. Похоронена Анна Андреевна в Комарово, там же, где когда-то была их совместная с Гумилёвым дача.

Сюда не приезжают туристы, арендующие квартиры посуточно в Петербурге, а ведь в Комарово находится памятник-стена, который сын Ахматовой — Лев Гумилёв — сам начал строить в память о своей матери. Ещё один музей «Анна Ахматова «Серебряный век» находится на Автовской улице, 14 (м.

Кировский завод, Автово).

В Петербурге написал свои самые страстные строчки Александр Блок — 687 стихотворений входит в цикл о «Прекрасной даме», и посвящены все они одной и той же женщине. Офицерскую улицу, на которой поэт прожил последние 9 лет своей жизни, по праву называют «Блоковской».

Здесь он встретил взаимную любовь, здесь жила его мать, здесь был театр, в котором сам Мейерхольд поставил блоковский «Балаганчик», прошедший с невероятным успехом. Сегодня в доме 57 по улице Декабристов (современное название улицы Офицерской) открыт музей-квартира А. Блока.

Читайте также:  Музей рекордов и фактов в петербурге: интересно о необычном

Здесь представлены Кабинет поэта, его столовая и спальня с подлинной обстановкой.

В 1899 году в Петербурге родился великий человек, называвший себя американским писателем, рождённым в России. Дом номер 47 на Большой Морской (м. Спасская, Садовая) Владимир Набоков называл своим единственным домом. Писатель так и не смог обзавестись своим жилищем, предпочитая гостиницы и постоялые дворы.

В отеле «Монтре Палас», например, Набоков прожил долгих 20 лет. Именно этот дом на Б. Морской, где прошли самые счастливые детские годы писателя, он позднее описал в автобиографии «Другие берега» и «Память, говори».

Совет

Сегодня на Б. Морской, 57 находится музей Владимира Набокова. К сожалению, от подлинной обстановки в доме мало что сохранилось — лишь некоторые личные вещи Набокова и коллекция бабочек, которые писатель рисовал своей жене.

В послевоенном Петрограде молодой Михаил Зощенко успел освоить множество рабочих специальностей: был он и плотником, и сапожником, и телефонистом, и даже кролиководом! Последние годы писателя-сатирика прошли в центре, где, кстати, довольно часто арендуют квартиры на сутки в Санкт-Петербурге. На М. Конюшенной 4/2 (м.

Невский проспект, Гостиный двор) он жил в небольшой двухкомнатной квартире. После смерти писателя здесь был организован музей, в котором представлены личные вещи Михаила Михайловича и сохранена подлинная обстановка. Улица эта расположена совсем рядом с Невским, где бывает, пожалуй, каждый гость северной столицы.

Подробнее о Невском читайте в статье «Невский проспект».

Закончит наше повествование рассказ об арт-кафе «Бродячая собака» на площади Искусств, 5. Это место, объединившее многих участников нашей литературной летописи. Искусство первого десятилетия прошлого века было «кабаретным» — поиски новых форм проходили в экспериментах и игре.

В первую январскую ночь нового 1912 года в Петрограде открылось богемное арт-кафе «Бродячая собака». Это был художественный клуб, братство элиты — у них был свой гимн, своя геральдика, ритуалы и строгое членство. Основателями и посетителями были сплошь знаменитые литераторы и люди от искусства: А. Толстой, Б. Пронин, Вс. Мейерхольд, В.

Хлебников, О. Мандельштам, Н. Гумилёв и прочие, прочие.

В небольшом подвальном помещении, оформленном с элементами кубизма, они устраивали капустники, театральные представления, гала-концерты, диспуты и доклады. Многие участники, кстати, арендовали квартиры посуточно в Санкт-Петербурге, в домах по соседству.

Закат кафе случился после экспромта Маяковского, обвинившего завсегдатаев подвала в гражданском бездействии в смутное время Первой мировой войны. Кафе закрыли, во время Великой Отечественной здесь было бомбоубежище.

Реинкарнация состоялась в 2011 году, на волне интереса к Серебряному веку и дореволюционной истории в целом — сегодня арт-кафе «Подвалъ Бродячей Собаки» находится на улице Итальянской, 4 (м. Невский проспект, Гостиный двор).

Обратите внимание

Закончился Серебряный век, ушли поэты и писатели, оставив после себя одни лишь легенды. Нам же, современникам, остаётся только гадать, что принесет будущее, и с лёгкой грустью вспоминать прошлое, тщательное хранимое в блистательном Санкт-Петербурге.

Источник: https://spb.sutochno.ru/info/literaturnij_peterburg

Необычные и малоизвестные памятники Петербурга

Рассказываем, где можно посмотреть на Пушкина, который ушел, на влюбленных, которых разлучили родители, на безликого офисного работника и не только.

1) «Пушкин ушел»

Необычная скульптурная композиция появилась в Петербурге в прошлом году. Памятников великому поэту в городе много. Но этот привлекает внимание горожан и туристов нетривиальностью исполнения.

Он представляет собой скамью, на которой Пушкин оставил свои личные вещи: плащ, цилиндр, раскрытую книгу и перо. Кажется, что поэт ушел прогуляться в близлежащем сквере, и совсем скоро вернется.

Место: рядом с домом №3 по ул. Савушкина.

2) Памятник Сергею Довлатову

Открытый в прошлом году, памятник Довлатову стал настоящим местом паломничества любителей современной литературы. Путеводители включают в его топ обязательных к посещению мест в Северной столице, а любой прохожий близ улицы Рубинштейна покажет, где установлен монумент.

За установку памятника Сергею Довлатову жители Петербурга боролись давно. А его создатель, архитектор Вячеслав Бухаев подошел к своему творению с фантазией и любовью к творчеству писателя.

Скульптурная композиция представляет собой фигуру самого Довлатова, а также предметы, которые напоминают о нем: дверь его коммунальной квартиры, на которой, как записки другим жильцам, вывешены цитаты из книг писателя, рядом — стол с легендарной пишущей машинкой «Ундервуд» и три табурета, на которые можно присесть.

Место: у дома №23 по ул. Рубинштейна

3) Памятник жертвам политических репрессий

Один из самых страшных памятников Петербурга. Посвящен одной из самых печальных тем в истории страны — политическим репрессиям. Монумент расположен на подходящем для него месте — на Воскресенской набережной напротив тюрьмы «Кресты», куда в огромных количествах по ложным или и вовсе выдуманным обвинениям свозили петербуржцев.

В своем произведении скульптор Михаил Шемякин переосмыслил образ сфинксов, установленных на Университетской набережной. Его сфинксы двулики: в сторону города смотрят молодые девушки, а в сторону «Крестов» — обнаженные черепа. А между двумя фигурами — стилизованное окно тюремной камеры с решеткой.

Памятник был открыт 28 апреля 1995 года. И с этого момента всегда вызывал множество споров. С одной стороны — поднятая тема в обязательном порядке требует вечной памяти. А с другой — слишком пугающее воплощение, и прогулка по Воскресенской набережной может стать не самым приятным времяпрепровождением для впечатлительных людей.

Место: Воскресенская небережная

4) Памятник Николаю Рериху

Николай Рерих — один из самых известных российских писателей рубежа XIX-XX веков, основоположник русского космизма и любитель горных пейзажей.

Шестиметровое воплощение Рериха из карельского гранита с 2010 года можно увидеть на территории сада «Василеостровец». Ее автор — скульптор Виктор Зайко. Место для установки памятника было выбрано не случайно. Значительную часть жизни с самого момента рождения Рерих провел на Васильевском острове, близ Университетской набережной.

Место: сад на пересечении Большого проспекта В.О. и 25-й линии.

5) Памятник подопытной кошке

Необычный памятник можно найти на Васильевском острове. Создатели монумента подчеркивают, что это именно памятник в самом прямом смысле этого слова — всем представителям кошачьих, которые отдали свои жизни во имя науки. Это знак благодарности человека животным, которых использовали для проведения научных экспериментов.

Опыты на животных сегодня кажутся дикостью. Но все ученые знают, что без этих манипуляций биологи и медики никогда бы не совершили тех революционных открытый, которые позволили медицине выйти на сегодняшний уровень.

Место: Университетская набережная, двор главного корпуса СПбГУ.

6) «Двое под зонтом»

По легенде, этот памятник посвящен двум молодым людям, которые несколько десятилетий назад жили в немецком квартале. Парень и девушка очень любили друг друга, но так и не получили разрешения на брак от родителей невесты. Отчаявшаяся пара не нашла иного выхода из ситуации, как броситься в Неву. Влюбленные погибли, но память об их страстных чувствах вошла в историю.

Говорят, что если повязать ленточку на зонт, которым влюбленные укрываются от дождя, можно найти свою любовь или укрепить брак.

Место: у дома №23 по Гражданскому проспекту.

7) «Охтенка»

В XIX веке на Охте был распространен молочный промысел. А женщин, торговавших молоком, прозвали охтенками. О них даже упоминает Пушкин в поэме «Евгений Онегин»: «С кувшином охтенка спешит, Под ней снег утренний скрипит…А Онегин ещу спит…».

Увековечить образ хрупкой девушки, несущей тяжелый кувшин с молоком, взялась группа скульпторов и архитекторов в составе В.М. Свешникова, В.И. Морозова, Я.Я. Неймана и С.М. Короленко. Памятник открыли летом 2003 года. Портрет собирательного образа списан с жены скульптора Свешникова.

Место: шоссе Революции, 8.

8) Памятник Василию Корчмину

Говорят, что именно благодаря этому историческому лицу Васильевский остров получил свое название. Посылая приказы на укрепление оконечности острова, Петр I адресовал их так «К Василью на остров».

Но достоверно неизвестно, кем именно был этот Василий. Поэтому решили сделать собирательный образ. Власти района выбрали для воплощения проект двух студентов: бронзовый капитан, расположившийся на пушке. По легенде, если потереть нос скульптуре, человеку будет сопутствовать удача во всех делах.

Место: возле дома №34 по 6-й линии В.О.

9) Памятник Осипу Мандельштаму и его жене Надежде

Осип Мандельштам — величайший поэт Серебряного века. Ему повезло не только войти в историю мировой литературы, но и встретить настоящую любовь.

Автор памятника супругам Мандельштам голландский скульптор Ханнеке де Мюнк назвала историю отношений поэта и его жены «монументальной историей любви». Осип и Надежда вместе пережили все лишения, ссылку, арест и стали примером искренних чувств и преданности друг другу.

Монумент представляет собой двух влюбленных, которые пытаются взмыть с постамента в небо. Открытие состоялось в 2010 году.

Место: Университетская набережная, 11, аллея между Главным зданием и филологическим факультетом.

10) «Первый всадник»

«Первый всадник» — стал единственным в мире памятником, посвященным детским мечтам. Монумент представляет собой скульптуру китайской девочке, которая катается верхом на тираннозавре. Смысл композиции в том, что в детских мечтах нет ничего невозможного. А для взрослых людей важно как можно дольше сохранять незамутненное сознание и, несмотря ни на что позволять себе фантазировать.

Место: двор возле дома №5/я по ул. Миллионной.

11) Памятник Ольге Берггольц

Памятник знаменитой ленинградской поэтессе, пережившей Блокаду, установили к 105-летию со дня ее рождения. Местом для монумента выбрали Палевский сад, неподалеку от Невской заставы, где прошли детство и юность будущей поэтессы.

Скульптура Ольги Берггольц выполнена четко и лаконично. Она как будто всматривается вдаль, а за ее спиной — непокоренный Ленинград в виде разрушенной стены дома. На монументе также высечены строки из стихотворений, посвященных защитникам города.

Место: Палевский сад.

12) Памятник петербургскому поребрику

Необычный миниатюрный памятник петербургскому поребрику появился в прошлом году возле благотворительного магазина «Спасибо». Авторы композиции повесили на кусочек бордюра мемориальную доску с соответствующей надписью. Увековечить поребрик решили потому, что за последние несколько лет он, наряду с парадной и булкой, стал неформальным символом Петербурга.

Место: напротив дома №79 по наб. реки Фонтанки.

13) Мемориальная доска Даниилу Хармсу

Мемориальная доска на доме, в котором большую часть жизни прожил писатель Даниил Хармс, появилась в 2005 году. Но ее по праву можно считать не просто табличкой, а настоящим памятником. Доска представляет собой не только сообщение о великом жильце этого дома, но также вещи, которые напоминают о Хармсе.

На доске выгравирована строчка из произведения писателя: «Из дома вышел человек». А дополняет композицию навесная полка, на которой расположились чернильница и умывальные принадлежности.

По замыслу авторов, мемориальная доска стала символом последних месяцев жизни Хармса. Как известно, в конце 1941 года Хармса арестовали, забрали из собственной квартиры прямо в домашней одежде и тапочках.

Важно

Через несколько месяцев писатель умер в лазарете «Крестов». Домой он так больше никогда и не вернулся.

Место: фасад дома №11 по ул. Маяковского.

14) Памятник Иосифу Бродскому

Памятник Иосифу Бродскому — самый новый на сегодняшний день памятник в Петербурге. Он появился в начале марта этого года.

Без объявлений и анонсов его установили в сквере на улице Одоевского. Местные жители не сразу признали в скульптуре великого поэта.

Создатель монумента — скульптор Евгений Ротанов. В своем произведении он воплотил образ Бродского, который тянется вверх из бетонной плиты.

Поставить памятник одному из самых известных уроженцев Северной столицы пытались в течение нескольких лет. В прошлом году ходили слухи, что монумент появится в Комарово. Однако его установку не согласовали.

На Васильевском острове памятник появился не случайно.

Жил Бродский на Литейном проспекте, но Васильевский остров очень любил и даже посвятил ему стихотворение, начинающееся строками: «Ни страны, ни погоста не хочу выбирать, На Васильевский остров я приду умирать».

Место: сквер возле дома №28 по ул. Одоевского.

15) Памятник офисному работнику

За последние несколько десятилетий офисные работники стали именем нарицательным. Это трудолюбивые, амбициозные люди, готовые брать на себя новые задачи и продвигаться по карьерной лестнице семимильными шагами. Но некоторые их качества стали объектами насмешек: беспрекословное послушание, вечная занятость, постоянный контакт с гаджетами вместо окружающих и непременный деловой костюм.

Авторы скульптуры воплотили офисного работника в виде схематичного человека, сидящего на скамейке с ноутбуком на коленях. Но у лавки одна ножка — намек на то, что положение «синих воротничков» неустойчиво, они безлики и легко сменяют друг друга на рабочих местах.

Место: у дома №20 по Аптекарской набережной.

Источник: http://piter.my/event/589383

Ссылка на основную публикацию