Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

В середине 60-х прошлого столетия на территории США зародилась новая субкультура, получившая название хиппи. Это был своеобразный протест молодежи против войны во Вьетнаме, развернутой американскими властями.

Движение оказалось настолько ярким и самобытным, что навсегда оставило память о себе у всего человечества. Приверженцы хиппи объединялись в большие группы, чтобы уйти от правил жизни, навязанных обществом.

Со временем модное течение сошло на нет, но сохранились его традиции философии, одежды, интерьерного стиля, которые до сих пор вызывают интерес у новых поколений.

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

В период с 1964 г. по 1973 г. США была развязана война во Вьетнаме, но впервые в истории граждане не поддержали военную доктрину, навязанную им правительством.

Противостояние властей и народа вылилось в антивоенное движение, что и послужило точкой отсчета для появления хиппи.

Эта новоявленная культура объединила между собой прогрессивную молодежь, философия жизни которой базировалась на принципах миролюбия и единения с природой. Субкультура стала бунтом, происходившим не с оружием в руках, а с цветами и улыбками мирных людей.

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

Люди, которые занимались идеей пропаганды мирной жизни, не остались незамеченными. Уже в апреле 1964 г. на одном из телеканалов США ведущий передачи назвал словом «хиппи», употребив его в уничижительном значении, группу молодых людей с длинными волосами, одетых в джинсы и яркие футболки, которые открыто протестовали против ведения военных действий на территории Вьетнама.

По-английски фраза «to be hip» означает «понимать, быть в теме». Со временем hip переросло в хиппи.

Хиппи имеют отличие от хипстеров, появившихся в США в 40-х годах. Различие между двух субкультур заключается в том, что для хиппи важны идеи мира и любви, а для хипстеров – быть в тренде, быть модным.

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

В основе идеологических принципов хиппи заложен пацифизм, проявляющий себя в отказе от насилия и несения военной службы. В самом начале становления субкультуры ее идеология заключалась в прекращении войны во Вьетнаме, но потом философия пацифизма приобрела более широкие масштабы и вылилась в образ жизни, включающий все сферы человеческого бытия.

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

Идея хиппи не подразумевала построения общества, основанного на иерархичном принципе – напротив, в этой культуре каждый человек был равен другому такому же человеку.

Это было революцией в сознании граждан, привыкших жить в мире подчинения.

Идеи мира и равенства настолько захватили умы молодых людей, что движение очень быстро набирало свою популярность, и численность его сторонников быстро росла.

Вместо материальных ценностей и ограниченных прав в среде хиппи человеку предлагалась альтернатива в виде свободы, творческого самовыражения и всеобщей любви.

Хиппи не задумывались о завтрашнем дне – они жили здесь и сегодня, а их лозунгом было выражение «Занимайтесь любовью, а не войной». Люди, примкнувшие к новомодному течению, разделяли друг с другом общие интересы – они верили, что любовь может быть свободной, а война никому не нужна.

Хиппи жили коммунами, внутри которых существовал определенный свод правил. В некоторых коммунах, помимо пацифизма, поощрялась беспорядочная половая жизнь, наркотики и алкоголь.

Участники движения ратовали за естественность и любовь к природе. Большинство из них считало, что человечеству необходимо вернуться к своим истокам и начать жить по-другому, слившись с природой. Голубь у многих народов земного шара является олицетворением мира. У пацифистов знак мира выражался в виде лапки голубя, оставившей свой отпечаток.

Атрибутика пацифизма – это одна из основных черт субкультуры хиппи. Помимо знака «пацифик», у хиппи были в ходу и ряд других, характерных только им символов, узнаваемых и по сей день.

  • Цветок – это символ живой природы и стремления к солнцу. Хиппи называли себя «детьми цветов». Во время демонстраций они подходили с цветами к вооруженным полицейским и вкладывали цветок в стволы их автоматов.

Цветами хиппи украшали и себя – этот символ можно было увидеть в волосах или деталях одежды.

  • Микроавтобус. Большой популярностью для хиппи были небольшие многоместные авто марки «Фольксваген» – они являлись транспортом, с помощью которого коммуна хиппи могла путешествовать. Такие авто можно было узнать издалека – они были раскрашены яркими красками, символикой «пацифик», цветами и узорами.

Старый микроавтобус являлся символом минимализма, который выражал идею малого и необходимого для жизни обычного человека.

  • Мандала. Хиппи занимались восточными духовными практиками, имеющими общие с ними философские идеи. Мандала представляет собой красочный цветок, глядя на который можно медитировать и достигать гармонии с мирозданием, повышая тем самым уровень развития личности.
  • Браслеты-фенечки. Их изготавливали вручную из разноцветных ниток, бусин, кусочков кожи, шнурков. Каждый цвет на фенечке имел свое значение – надев на запястье множество разноцветных браслетов, можно было поведать миру определенную информацию.

Еще одной неотъемлемой чертой хиппи является музыка. Джон Леннон, приверженец субкультуры, написал знаменитую на весь мир песню «All you need is love», которая как нельзя лучше отображает мировоззрение хиппи. Кроме «Битлз», популярными среди приверженцев пацифизма были Джим Моррисон, Джими Хендрикс, Дженис Джоплин и другие.

Люди, выбравшие для себя образ жизни хиппи, отказывались от любых ситуаций, где им казалось, что было ущемление их свободы.

Они не устраивались на работу по найму, не подчинялись общественным нормам морали и нравственности, не терпели никакой иерархии и правил.

«Дети цветов», как они сами себя называли, любили собираться, обсуждать свои идеи, заниматься творчеством. Они слушали музыку, пели, танцевали, путешествовали.

Многие коммуны поддерживали идею братства, а также любви к человеку и природе, поэтому отвергали не только насилие, но и курение, наркотики и алкоголь.

Главным смыслом объединения между собой люди видели получение радости и совместное наслаждение красотой природы. Но негативные моменты были и в этой миролюбивой структуре. Молодые люди, вращающиеся в среде хиппи, были не приучены к труду, они не получали образования и должного воспитания.

Постепенно в коммунах стали появляться алкоголь и наркотики, а беспорядочные связи способствовали появлению на свет детей, матери которых не знали даже имени отца ребенка. Подобная сексуальная и нравственная распущенность стала изнаночной стороной культуры хиппи.

Бытовые условия «детей цветов» были суровыми: отсутствие постоянного места проживания и регулярного приема пищи считалось незначительными трудностями, на которые не стоило обращать внимания.

Взамен этого хиппи получали свободу, радость и праздность. Люди привыкали просто существовать, надеясь на счастливые случайности в своей жизни.

Человек мог позволить себе не работать, а лишь созерцать красоты мира, живя беспечной жизнью вечного странника.

Молодые люди украшали свои длинные волосы цветами, медитировали, слушали музыку, перемещались по стране автостопом и провозглашали идеи мира. Основу их существования составляли идеи, выражающиеся в том, что человек не должен суетится, он вправе заниматься своими делами, при этом не мешать жить другим.

Читайте также:  Мото фестиваль harley days в санкт-петербурге 2019

Внутренние законы общины хиппи предписывали членам сообщества делиться друг с другом и воспринимать интересы другого человека, как свои.

В 60-70-е годы прошлого века движение хиппи в СССР также имело свои причины появления, но выражалось это в куда более скромных масштабах, чем в США.

Имидж хиппи стал популярен к концу 70-х годов, когда молодежь той эпохи повально увлекалась музыкой «Битлз», начала носить длинные волосы и брюки клеш.

Но прочные советские взгляды на жизнь не дали закрепиться субкультуре во времена эпохи застоя.

В СССР хиппи считались никчемными людьми, не имеющими крова и средств к существованию. Однако их можно было увидеть в каждом крупном городе, где молодежь собиралась на «тусовки». Для Москвы такими местами были Гоголевский бульвар, Арбат, Пушкинская площадь, Фрунзенский садик на Знаменке.

Хиппи советских времен связывали с теми, кто недоволен режимом коммунистической партии, идеологией и строем СССР. Люди, примкнувшие к хиппи, хотели жить вне политического устройства государства.

В массовом сознании советских людей хиппи были частью западной идеологии, враждебной и непонятной. Образ жизни и внешний вид «детей цветов» никак не могли совместиться с обликом советской молодежи.

Но движение хиппи не осталось незамеченным для СССР. Под влиянием этой субкультуры в обществе произошла сексуальная революция, стал популярным и модным этностиль, люди узнали, что такое вегетарианство.

Кроме того, под воздействием пацифистских взглядов молодые люди получили возможность альтернативной армейской службы, где отдать долг Родине стало допустимым, не беря в руки оружия.

Многие современные люди искусства в прошлом были приверженцами хиппи-стиля.

В наше время хиппи утратило свою популярность у молодого поколения. В России на смену пацифистами пришли иные субкультуры – возникновение эмо, а также готы, панки. Мир стремительно меняется, и меняются вместе с ним люди.

Несмотря на то что субкультура хиппи утратила былую популярность, сохранились некоторые стилистические приемы в одежде, косметике или интерьере, которые используются и в настоящее время.

Некоторые оригиналы воплощают незабываемые идеи хиппи для сценария свадьбы, надевают одежду и делают маникюр в этом стилевом направлении.

Стиль одежды подразумевает простоту – чтобы стать его приверженцем, необходимо иметь особый склад характера. Девушки и мужчины выглядят ярко, дополняют свои наряды или костюмы этническими аксессуарами.

Например, свадебное платье в стиле хиппи может представлять собой обычное белое одеяние, сшитое из ситца или сатина. Под таким платьем могут быть надеты джинсы, что в данном случае выглядит вполне уместно.

Люди одеваются просто, подчеркивая единение с природой.

  • Одежду шьют из натуральных тканей – лен, хлопок, ситец, кожа, деним, шерсть. Материал должен быть приятен на ощупь и не содержать в себе синтетических компонентов.
  • Сочетание стилистик. Для хиппи не существует строгих канонов и законов, поэтому одежда может сочетать в себе несколько направлений в одном луке. Во всем должен быть проявлен индивидуализм и творчество.
  • Состаренные вещи. Хиппи тяготеют к нарочитой небрежности и состаренности вещей. Мода на рваные джинсы берет истоки из этой субкультуры. Такие штаны можно встретить как в женской, так и в мужской коллекции именитых производителей. Искусственно состаренные и потертые джинсы остаются на пике моды вот уже несколько лет.
  • Использование этнических мотивов. Особенный колорит придают образу этнические элементы, которыми могут быть украшены юбка, рубашка, пиджак и даже обувь.

Вышивка, подвески, вставки, накладные детали – все это должно быть ярко, красочно, выразительно.

Одежда в стиле хиппи подразумевает яркую пестроту, имитирующую цветочный ковер. Для украшения одежды используют яркие круги, кислотные набрызги, цветочные принты, декоративные цветы, многоярусные нитки бус, монисто, браслеты и многое другое. Что касается обуви, то предпочтение отдается удобным сандалиям, эспадрильям, кедам, сабо, босоножкам ярких расцветок.

При нанесении макияжа приветствуется природная естественность, которая выражается в подчеркивании блеска глаз и губ, а также румянца на щеках. Приверженцы стиля ратуют за природную натуральность, поэтому отсутствие макияжа – это еще один вариант подражания хиппи.

Ну а тем, кто не представляет себя без косметики, можно использовать яркие оттенки помады и выразительные краски теней для глаз.

Мужчины и женщины, являясь приверженцами хиппи-стиля, отдают предпочтение длинным волосам. Прически из волос допустимы, но они просты и незатейливы:

  • волосы распускают по плечам, а на лоб надевают специальный обруч, который не позволяет прядям падать на лицо;
  • пряди волос собирают в конский хвост с помощью шнурка из кожи;
  • разнообразные варианты плетения кос или дредов.

Для украшения прически можно использовать живые цветы, ленты, налобные повязки, декорированные вышивкой или бисером. Шляпы и кепки заменяют банданы и повязки из платка.

Аксессуары делают внешний вид представителей хиппи еще более ярким и привлекательным. С этой целью используются подвески и кулоны в виде знака «пацифик», девушки надевают на себя украшения, сплетенные из бусин или бисера, на запястьях у хиппи – многочисленные браслеты или фенечки, а уши украшают массивные серьги.

Количество фенечек на руке хиппи может обозначать число друзей, которые у него есть. Знак «пацифик» наносят на сумки, пояса, его рисуют на майках или на спине пиджака.

Для украшений хиппи используют природные материалы, делая из них бусы или налобный обруч для волос. Длинные волосы украшаются лентами, бусинами, цветами. На голову может быть надета шапочка, связанная из ниток цвета радуги.

Отдельным атрибутом, любимым у хиппи, являются очки от солнца с цветными стеклами. Этот аксессуар используется для того, чтобы видеть мир в ярких красках – так он выглядит намного лучше, чем есть на самом деле.

Непринужденность и яркая, радостная атмосфера присуща квартире, где в качестве дизайна выбран хиппи-стиль.

Для обустройства жилья вовсе не нужно приобретать какие-то дорогостоящие предметы мебели – интерьер строится на сочетании различных мебельных предметов, появившихся в помещении стихийно.

Главным принципом декора является простота и гармоничное единение с природой. В комнате могут сочетаться вещи от разных гарнитуров или из разных эпох.

Главным условием интерьера является то, чтобы вещи дополняли друг с друга и не вызывали чувство отторжения. Достигается такой союз с помощью правильного подбора цветовой гаммы.

Яркие пятна на стенах или на полу, растительные узоры или цветные орнаменты помогут собрать всю композицию в единой целое. В таком помещении уместно положить на пол ковер или тканую дорожку, приглашающую вас снять обувь и пойти босиком. Хиппи-интерьер невозможно представить без свечей, кальяна, ярких абажуров или причудливых аромаламп.

Обязательно нужно украсить пространство живыми растениями, подчеркнув единство человека и природы.

Субкультура хиппи существовала недолго, но оставила о себе неизгладимую память. Одним из событий было известное в США «Собрание Радуги». В День независимости 1972 г. тысячи приверженцев пацифизма собрались в штате Колорадо на Столовой горе и, взявшись за руки, молча воздели их к солнцу, сказав таким жестом свое «нет» всем войнам на планете.

Хиппи по-настоящему ценили природу, относились к вещам бережливо, так чтобы они служили много лет.

Эти ребята стали первыми, кто активно выступал за вторичную переработку стекла и пластика, чтобы очистить планету от мусора.

Для поддержания всего живого на планете хиппи отказались от мясной пищи и еды с консервантами, перейдя на употребление овощей – так в мир пришла мода на вегетарианство.

Культура и философия хиппи, несмотря на все отрицательные моменты, повлияла на жизнь людей всей планеты. Благодаря этому движению люди, пусть и на время, обрели желанную ими свободу и донесли до человечества идеи братства, мира и уважения к природе.

О том, кто такие хиппи, смотрите в следующем видео.

Питерский рок

  • Главная
  • Экскурсии
  • Нестандартные экскурсии

Программа Стоимость Авиа и жд Отзывы Фото Золотой век рока прошел, сменившись ностальгическими воспоминаниями о лихих парнях в косухах и об уютных квартирниках. Питер хранит об этом чудесном времени немало воспоминаний. В 60-е он стал оплотом творческой интеллигенции, которая взращивала новую субкультуру. Во дворах и переулках города скрыты культовые места встреч питерского андеграунда. 

ПУШКИНСКАЯ, 10

Неформальную экскурсию по городу лучше всего  начинать с самого центра: арт-центр «Пушкинская, 10»,  известный далеко за пределами Петербурга,  расположен поблизости от станций метро  «Площадь  Восстания» и «Лиговский проспект».

Несмотря на  название, попасть в арт- центр на  Пушкинской   можно  только со стороны Лиговского проспекта, завернув в  подворотню дома №53. В  начале 90-х сквот художников и рок-музыкантов в полуразрушенном доме стал центром  неофициальной культурной жизни Питера.

 Позже  художники каким-то чудом получили  официальные  права на существование арт-центра в этом здании. Правда,  респектабельная  публика, выкупившая остальную часть здания, оказалась таким соседством недовольна и  перегородила вход в  дом с Пушкинской улицы железным забором.  В прошлом году группа «Аквариум» выпустила альбом «Пушкинская, 10».

И это название неслучайно — практически все песни группы с  1992 года были записаны именно здесь. Борис Гребенщиков однажды назвал арт-центр на Пушкинской «ковчегом, особым магическим  местом, где всегда рады «своим».

Одним из самых интересных проектов центра является отсутствующая на картах улица Джона Леннона, являющаяся частью арт-  проекта «Храм Любви, Мира и Музыки под именем Джона Леннона», возникшего в 1992 году. Основал этот музыкальный клуб  легендарный питерский битломан Коля Васин.

В советскую пору запретов на «The Beatles» Коля не только собрал полную коллекцию их  дисков, но и вступил в переписку с Джоном Ленноном, который прислал ему пластинку с автографом. У «Храма» есть свой праздничный  календарь: например, 7 марта — День петербургского Рока, а 20 — День свадьбы Джона и Йоко, 5 октября — День рождения «Битлз», а 19  января — День Рок-Женщины. Арка во дворе арт-центра украшена барельефами «битлов», созданными в 2006 году. 

CASTLEROCK

     Продолжить свое путешествие по рок-  достопримечательностям можно на Лиговском проспекте.  Здесь, в доме 47, расположен старейший питерский  рок-магазин CastleRock — преодолев две подворотни, вы  увидите своеобразно  оформленный вход. Надпись «Кино-  Цой» у спуска   в подвал будет вашим ориентиром.

В  магазине представлен широкий  ассортимент рок-  атрибутики, автографы известных музыкантов, редкие фотографии. Здесь часто проводятся  встречи и  фотосессии с рок-гуру. За годы существования у  магазина сформировался богатый   список постоянных  посетителей, в числе которых Олег Гаркуша, Борис Гребенщиков, Юрий Шевчук, Михаил «Горшок» Горшенев, Сергей «Чиж» Чиграков и многие другие.

В 2007 году, когда CastleRock хотели закрыть, именно знаменитые друзья помогли  магазину выжить.

«САЙГОН»

    В самом центре города, на Невском, 49, раньше находилось популярное место встречи неформалов — кафе  с неофициальным названием «Сайгон». Здесь  собирались самые знаменитые музыканты, художники,  писатели и поэты. С 1964 года и до начала 80-х маленькое  кафе без сидячих мест было поистине культовым для  ленинградской молодежи.

В эпоху застоя «Сайгон» считался негласным   центром города, местом спонтанных встреч и  неожиданных знакомств. «Мы познакомились с тобой в  «Сайгоне» год назад», — поет Майк Науменко. Завсегдатаями   кафетерия в разное время были Сергей Курехин, Иосиф Бродский, Дмитрий Шагин, Виктор Цой, Юрий Шевчук, Иннокентий Смоктуновский, Борис Гребенщиков и многие другие.

Сейчас на месте «Сайгона» дорогой ресторан, а о существовании кафе напоминает лишь табличка внутри заведения.

«Она берет мне кофе в «Сайгоне», и ей все равно, что будет со мной» — может от кафетерия уже давно ничего не осталось, но аромат знаменитого «сайгонского» кофе — «маленького двойного» за 15 копеек   — витает в песнях многих музыкантов, проводивших когда-то самые лучшие вечера на углу Невского и Владимирского проспектов. 

РОК-КЛУБ

     Пройдите чуть дальше по Невскому и сверните на улицу  Рубинштейна. Здесь, в доме №13, больше десяти лет действовал  созданный в 1981 году Ленинградский рок-клуб — первое место,  где можно было легально играть рок.

Именно здесь состоялся дебют  группы «Кино» и творчески выросли такие колективы, как «Алиса»,  «Популярная механика», «Телевизор». 

 Рок-клуб был вполне серьезной организацией, куда вступали, где  награждали  и где следили — в помещении для концертов были  специально отведены места  для офицеров КГБ.

В 1983 году клубу удалось организовать  первый в стране рок-фестиваль. Стены во  дворе рок-клуба  изрисованы многочисленными  портретами Виктора Цоя, исписаны  пробирающими до дрожи строчками песен тех, кто здесь выступал.

 Фанаты рок-музыки приезжали в Санкт-Петербург и  непременно  стремились попасть в заветный двор на Рубинштейна — на обшарпанных  стенах можно было увидеть, например, «Привет из Курска», «Уфа с вами». В этом дворе «ДДТ» сняла два клипа: на песни «Белая ночь» и  «Одноразовая жизнь».

Здесь же в 1986 году снимался короткометражный фильм  Рашида  Нугманова «Йя-Хха». Сейчас во дворе клуба на  Рубинштейна, 13 уже мало что напоминает о сущестововании легендарного  места — совсем недавно тут начали делать ремонт, и  надписи поклонников были закрашены. Впрочем, ремонт вряд ли остановит порывы  ностальгии.

«КАМЧАТКА»

    Долгое время единственным официальным местом работы Виктора  Цоя была котельная «Камчатка» на улице Блохина, 15. Много времени  здесь                 проводили Юрий Шевчук, Майк Науменко, поэт  Александр Башлачев, Константин Белявский, Святослав Задерий.  После закрытия котельной, в 1999    году,   здесь был основан музей-клуб,  где и сейчас проходят небольшие концерты.

В музее представлены  уникальные вещи — термос, с которым  музыканты группы «Кино»  ходили за пивом, печатная машинка Цоя и самый главный экспонат — 12-струнная гитара фабрики им.Луначарского,  купленная  Цоем в 1978    году. В музее есть рукописи музыканта, его письма, рисунки. Стены  помещения до отказа увешаны многочисленными  журнальными  вырезками и плакатами, посвященными «Кино».

Виктор Цой уволился из «Камчатки» в 1988 году. К числу памятных мест Виктора  Цоя  относится его  квартира на проспекте Ветеранов, 99, — здесь, на 7-м этаже, было написано множество песен. Вход в подъезд также украшен  портретом  музыканта, а  стены заполнены признаниями поклонников.  Купить Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

Транспортное обслуживание

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

Услуги гида

Культура: смена поколений, новые советские эмигранты эпохи «застоя», русские последователи «Битлз» (ленинградский Рок-клуб), переоценка ценностей. Часть I

Входные билеты в музеи

Компания оставляет за собой право менять последовательность показа экскурсионных объектов.

Информация о средствах размещения, местах питания, музеях предоставлена с официальных сайтов. Сайты указанны в интернет — ссылках по тексту договора с официальных интернет — страниц партнеров. За информацию, размещенную на сайтах партнеров компания ответственности не несет.

По закону РФ №152-ФЗ от 27.06.06г. обращаем Ваше внимание на то, что без полностью предоставленных персональных данных заявка-подтверждение в дальнейшем обрабатываться не будет!

Первая русская рок группа. Как возник рок в ссср. Петь «из под волос»

Своим появлением рок-музыка обязана такому жанру как рок-н-ролл, сочетающего в себе многие черты блюза, кантри и джаза.

Развитие раннего рок-н-ролла связано, в основном, с американскими исполнителями, однако — установить, какая песня или пластинка может считаться первой в жанре, — практически невозможно.

Но для молодежи 50-х годов XX века рок-н-ролл стал переворот во всем их образе жизни, но самое главное — во взглядах человека на мир, на власть, на родителей.

В нашей же стране точкой отсчета в истории советского рока, по мнению большинства музыкальных критиков, является начало 60-х годов 20 века, во многом с появлением ливерпульской четверки the Beatles.

Эта группа из Великобритании сумела объединить в своем творчестве необычные музыкальные идеи и новый имидж, выступая как коллектив четырех полноценных музыкантов, где каждый исполняет и сочиняет песни.

Охватившая практически весь мир популярность The Beatles дала толчок небывалому для того времени явлению — «битломании», развернувшемуся и в Советском Союзе.

Известный музыкальный критик Артемий Троицкий пишет: «Роль «Битлз» в зарождении советского рока невозможно переоценить: она была главной и решающей. …Счастливые и совершенно натуральные голоса «Битлз», сливавшиеся в гармоническом хоре, оказались именно тем «своим» голосом, которого так ждало наше мятущееся новое поколение, но не могло само придумать… Ответ пришел из Ливерпуля».

Таким образом, первые музыканты взяли в руки электрогитары в результате «культурного шока» от английского биг-бита. Многие годы прошли под знаком повсеместного и старательного копирования любимых зарубежных групп.

На языках народов СССР и под оригинальную музыку рок впервые зазвучал в самом конце 60-х, и последующее десятилетие ушло на то, чтобы утвердить принцип самостоятельного творчества.

Постепенно формировалась доктрина «советского рока» — и она заметно отличалась от англо-американского варианта. Если там стержнем жанра был Ритм, то у нас таковым стало Слово.

В отечественном роке содержанию песен и качеству текстов придают большее значение, чем в западном. Скорее всего, это связано с особой ролью литературы, в частности — поэзии, в жизни России. По словам Троицкого менталитет россиян предрасполагает к философскому восприятию окружающего мира и чуткому восприятию Идеи и Слова.

В статье «Культурный миф нашего поколения» Д. Данилов говорит, что если сравнивать русский рок с тем, что происходило с западным роковым мэйнстримом во второй половине 70-х и первой половине 80-х годов, то мы увидим совершенно различные тенденции.

Западная рок-музыка к концу 70-х годов уже преодолела порог своей сложности, получивший наиболее яркое воплощение в хард-роке и психоделике, и встала на путь упрощения музыкального строя.

Но, если западный рок уже прошел эволюцию и сформировал собственную субкультуру в молодежной среде, то в СССР рок в «западном смысле» слова возник и до 86-87-х годов не выходил за рамки богемной субкультуры.

В стране не проходило крупных рок-концертов, рок-музыка не звучала по радио. Эпоха тотального застоя в буквальном смысле душила своими тисками огромное количество молодых талантов, а для средств массовой информации они, в то же время, оставались персонами нон-грата.

«В полном запретов социалистическом государстве рок-музыка являлась средством выражения молодежи, этакой живительной отдушиной в серой обыденности.

Государственные органы всеми силами пытались оградить молодое поколение от «зарубежной заразы», не брезговали самыми изощренными приемами и методами.

Тогда большинству хотелось, чтобы все запреты были сняты, и каждый смог бы сам выбирать, что ему слушать и любить».

Рок относился к тому пласту культуры, который был лишен всякой надежды в то время на официальное признание. Об этом в своей исследовательской работе «К метаистории эпохи застоя (повторяется ли история)» пишет И.

Чудотворцев: «О нем говорили вполголоса, в укромных уголках, но с искренним любопытством, а порой и с тихим восхищением. Были тогда запрещенные поэты и запрещенные художники, но особенное место занимали новые музыкальные направления и стили, проникавшие с Запада.

Сначала — джаз и твист, еще при Хрущеве, навсегда соединившиеся в сознании с хрущевской оттепелью. После — отдельные всплески, брызги и капли того колоссального явления, которое обозначено нами как Новая Волна. В Советский Союз эти всплески докатились уже к середине семидесятых, когда Новая волна успела пойти на спад на Западе.

Конечно, ни о каком адекватном осмыслении этих молодежных веяний в те годы не могло быть и речи. Ко всему западному вообще относились с большим недоверием. Официально серьезные изменения в Западном образе жизни были списаны на «загнивание» буржуазного общества и в СССР оставались вне закона.

Однако люди интуитивно ощущали в этом нечто большее и тянулись к этому новому, непонятному явлению. Сначала по подъездам и в компаниях друзей ребята с гитарами, потом небольшие группы, нелегальные и полулегальные — с загадочными названиями — стали появляться рок-музыканты.

И пели они отнюдь не о строительстве социализма и трудовых буднях. С самого начала поднимались темы, очень неприятные для властей. Протест против войны во Вьетнаме начали именно рок — музыканты. В России с началом гласности рок-музыканты запели о трагедии Афганской войны».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector