Сейчас уже трудно представить, что в начале 19 века в самом центре города, на месте, где Петр 1 разбил сад с экзотическими растениями, царило полное запустение. Топкое болото расползалось все шире, трава росла выше человеческого роста.
Строительство Русского музея
Михайловский дворец, позднее переименованный в «Русский музей», – уникальный архитектурный памятник позднего классицизма и русского ампира. Он был построен по замыслу императора Павла I для младшего сына Михаила, которому не суждено было взойти на престол.
Сразу после рождения сына Михаила Павел I велел собрать в казну сумму, необходимую для строительства грандиозного дворца, «дабы сын, достигнув совершеннолетия, мог жить по-царски». 24 марта 1801 года императора Павла убили в его собственной резиденции, и строительство дворца было отложено на неопределённый срок.
Великий князь Михаил Павлович
О задумке отца вспомнил император Александр I, и в 1819 году в самом сердце города на Неве, был заложен первый камень здания.
Для исполнения воли своего отца Александр I пригласил знаменитого архитектора Карла Ивановича Росси, который начал работать над проектом здания в 1817 году. Спустя два года Росси представил императору грандиозный проект дворцового комплекса, состоящий из центрального корпуса, двух боковых флигелей, дворцовой площади, двух улиц и сада с видом на Марсово поле.
Летом 1819 года на месте снесённых оранжерей и парников начались строительные работы. Для большей торжественности в фундамент здания был заложен серебряный ковчег. Строительство велось медленно и очень осторожно по причине оседания топкого грунта. По той же причине все работы производились только в летнее время года.
В 1823 году строительные работы были закончены, и в самом центре города появился уникальный дворцовый комплекс, который был виден с Невского проспекта.
В этом же году император Александр I подписал указ, согласно которому дворец был пожалован великому князю Михаилу «в вечное и потомственное владение». По официальным данным на возведение дворцового комплекса было потрачено почти 7 6 00 000 миллионов рублей.
Из этой суммы только три миллиона были потрачены на строительство, а остальные средства – на отделку интерьера.
Интерьер
Отделочные работы внутри здания продолжались почти три года. Для отделки интерьера на основе строго отбора приглашались лучшие декораторы и мастера по работе с деревом, камнем и металлом. Мебель, обои и ковры заказывались в Париже, все чугунные изделия изготавливались на Литейном заводе.
Великокняжеская чета была восхищена полученным результатом! Дворец поражал воображение убранством редчайшей красоты и уникальности. Крарский мрамор, искуснейшая лепнина – всё во дворце говорило о богатстве его хозяев и искусности мастеров.
Стены залов были покрыты серебряными и золотистыми обоями. Паркетные полы были изготовлены из ценнейших пород дерева таких, как красное, чефразовое, сахардановое, фиолетовое, чёрное, пальмовое.
Одна квадратная сажень такого паркета стоила 160 рублей.
У главной лестницы стояли статуи львов, специально отлитые для дворца. Они были точной копией скульптур 16 века, найденных в Риме при раскопках.
- Уникальные резные панно, мраморные скульптуры, коринфские колонны, изразцовые печи, резная мебель красного дерева, фарфоровые вазы и хрустальные люстры.
- Как будто предвидя своё музейное будущее, Михайловский дворец собирал в своих стенах редчайшие и красивейшие работы русских паркетчиков, резчиков по дереву, скульпторов и художников.
Светская жизнь дворца
Для великого князя Михаила дворец был не только домом, но и местом работы, где он регулярно принимал военных и гражданских чиновников.Роскошное убранство дворца и гостеприимство его хозяев привлекали на светские приёмы лучших представителей российской элиты того времени.
Здесь часто можно было увидеть князя А.М. Горчакова, писателей В.А. Жуковского и П.А. Вяземского, художника И.К. Айвазовского, академиков Н.И. Пирогова и В.Я. Струве. Иногда салоны Елены Павловны посещал сам император Николай I.
Бесконечная вереница балов, светских раутов, поэтических вечеров – гости перемещались из Белого зала в Танцевальный, из Академического в Музыкальную гостиницу и Светлую столовую. А.С.
Пушкин со своей супругой Натали почитал за честь быть приглашённым на светский приём супруги князя Елены Павловны.
После смерти князя Михаила количество пышных балов во дворце сразу сократилось. Великая княгиня стала отдавать предпочтение «интеллигентным вечерам», на которых обсуждались актуальные в то время политические события и планы по отмене крепостного права.
«Культурный променад» в Михайловском замке
Преображение в Русский музей
После смерти великокняжеской четы, здание дворца по завещанию перешло к их детям. Оставленное без внимания и ухода, оно начало ветшать. Многие ценные вещи безвозвратно исчезли, а роскошные залы стали сдаваться в аренду различным курсам, обществам и институтам.
Бюст Александра 3 в Русском музее
Видя плачевное состояние здания, император Александр III принял решение выкупить его. Будучи большим ценителем искусства, он собирал полотна русских художников и лелеял мысль о создании музея.
К тому же в Зимнем дворце на тот период скопилось такое количество картин, что хранить их стало попросту негде. Было принято решение о приобретении здания под нужды музея, и в 1895 году царская казна выкупила дворец за 4 миллиона рублей.
По условиям сделки прежние хозяева могли забрать себе предметы и детали убранства, связанные с историей их семьи.
К тому времени, как дворец перешёл во владение казны, от его изысканного убранства уже практически ничего не осталось.
После кончины Александра III, по распоряжению нового императора Николая II в 1895 году был издан указ «О создании Русского музея Императора Александра III». Для Михайловского дворца началась новая жизнь.
Под руководством архитектора В. Ф. Свиньина, его залы стали перестраивать под нужды музея. В создании «Русского музея» приняли активное участие многие передовые деятели искусств того времени такие, как Л. Н. Толстой, А. Н. Бенуа, К. П.
Брюллов, С. П. Боткин. Более десятка уникальных полотен портретной живописи были переданы в музей наследниками князя Алексея Борисовича Лобанова-Ростовского.
Собрание рисунков акварельной живописи подарила музею княгиня Мария Клавдиевна Тенишева.
По установленным правилам, предметы искусства, которые попали в музей, должны были оставаться там навеки. Никто не мог их забрать или передать кому-либо.
Официальное открытие музея
7 марта 1898 года Русский Музей Императора Александра III был торжественно открыт. Первоначально музей занимал 37 залов и насчитывал 1880 единиц хранения. На тот момент это было крупнейшее собрание русской живописи и скульптуры. В настоящее время фонд музея насчитывает 400 000 экспонатов.
Концерт в Академическом зале Михайловского дворца
Эвакуация музея во время войны
В ноябре 1941 года во время обстрела города в корпус здания попали два снаряда. Началась экстренная эвакуация всех ценностей, находившихся на тот момент в здании музея.
Памятник Александру I, расположенный во дворе музея, накрыли деревянными досками, под которые насыпали песок.
Однажды в него попала фугасная бомба, но благодаря созданной из брёвен и песка конструкции, памятник остался цел.
Подготовка экспонатов к развеске в Академическом зале. 1946 год
Перед эвакуацией. Конец июня 1941.
Сотрудники Русского музея, работавшие в эвакуации в Перми
Повреждения от попадания крупнокалиберного снаряда. 1943-1944
Вскрытие ящика с картинами, прибывшего из эвакуации. 1946 год
Экспонаты Русского музея
В настоящее время в стенах Русского музея находится самая большая коллекция произведений русского искусства во всём мире. Музей содержит более 400 000 экспонатов.
Здесь вы можете увидеть произведения живописи и скульптуры с 12 до 20 веков.
Резьба по дереву, керамика, тканые работы, художественная роспись – всё, чем жило русское искусство на протяжении восьми веков, представлено в Русском музее.
В стенах музея находятся работы Андрея Рублёва и Карла Брюллова, Ильи Репина и Ивана Шишкина, Михаила Врубеля и Марка Шагала. Невозможно остаться равнодушным к картинам Сурикова, Васнецова, Серова, Куинджи. Каждое хранящееся в музее полотно, уникально и бесценно.
Здесь же расположено крупнейшее собрание древнерусской живописи, представленное шестью тысячами икон 12 – 17 веков.
Экскурсия по Русскому музею
Для того, чтобы приобщиться к русскому искусству и в полной мере насладиться работами лучших мастеров, мы приглашаем вас на экскурсию по залам Русского музея. Записаться на квест-экскурсию вы можете здесь.
Смотрите также
Лайфхак 1 — Перемещаемся выгодно и комфортно везде
Билеты на поезд по лучшей цене — Poezd.ru и Tutu.ru. Взять авто в аренду в любом аэропорту или городе — Rentalcars. А если решите полететь на самолете (кстати, не дороже поезда и машины) — Aviasales
Лайфхак 2 — Остановиться можно не только в отеле, но и в квартире
Ищите скидки в аграгаторе отелей Hotellook. Бронируйте жильё для отдыха на Суточно.ру
Лайфхак 3 — Не переплачивайте за экскурсии
Выбирайте экскурсии онлайн у проверенных гидов с озывами в Tripster.
Лайфхак 4 — Посещайте музеи и достопримечательности без очередей
Покупайте билеты заранее онлайн на Musement и TicketNetwork и приходите уже с купленным билетом.
Русский музей: история коллекции
6 июля 2020
За 125 лет существования Русский музей прошел путь от коллекции, собираемой «с высочайшего одобрения», до одной из крупнейших культурных институций в стране. От ковровой развески целых собраний до системного подхода с «галереей шедевров», от демонстрации императорского вкуса к панорамному охвату русского искусства.
Подготовка здания Русского музея к открытию после реэвакуации экспонатов из Москвы, 1921 год © rusmuseum.ru
Создание музея русского национального искусства назревало чуть ли не весь XIX век, причем сразу несколько проектов были связаны с Москвой.
Там Павел Третьяков решил передать в дар городу свою коллекцию — логично, что на ее базе многие хотели видеть главное собрание национального искусства.
В Петербурге в то время небольшая экспозиция русского искусства была расположена в Эрмитаже: неубедительная, по воспоминаниям современников.
Решение о создании первого в нашей стране государственного музейного собрания произведений отечественного изобразительного искусства было принято Александром III. Однако этот замысел был воплощен в жизнь уже после смерти императора.
13 (25 по новому стилю) апреля 1895 года император Николай II подписал Именной высочайший указ «Об учреждении особого установления под названием “Русского Музея Императора Александра III” и о представлении для сей цели приобретенного в казну Михайловского Дворца со всеми принадлежащими к нему флигелями, службами и садом».
Августейшим управляющим Русским музеем был назначен великий князь Георгий Михайлович. Кроме того, был утвержден штат музея.
Собрание будущего музея формировали в том числе из эрмитажных вещей, также в коллекцию вошли произведения из музея Академии художеств (о чем в самой Академии до сих пор постоянно напоминают), из Гатчинского и Александровского дворцов в Царском Селе. Конечно, это была скорее витрина монарших вкусов, чем просветительский проект.
Музей открылся для публики в 1898 году и должен был состоять из нескольких отделов: памятного, посвященного Александру III, этнографического, художественно-промышленного, художественного. Художественный отдел, ставший основным, расположился в Михайловском дворце — ныне главном здании Русского музея.
Дворец, изначально построенный для Михаила Павловича, брата Александра I, было непросто перестроить под нужды музея: здание требовало ремонта, нужно было обновить системы отопления и вентиляции, чтобы создать пригодные условия для экспонатов.
Эти функциональные необходимости нужно было совместить с дворцовой роскошью.
Насколько экспозиция 1898 года отличалась от нынешней, можно судить по воспоминаниям о ней Александра Бенуа: он писал, что ядром музея стали эрмитажное собрание русского искусства и фонды Академии, «но, кроме того, сюда вошли и “высочайшие приобретения”, сделанные за последние пятнадцать-двадцать лет с нарочитой целью их помещения в имеющем образоваться хранилище национального искусства». В экспозицию уже тогда входили «Христос и Грешница» Поленова, «Покорение Сибири Ермаком» Сурикова, работы Репина (в том числе «Садко» и «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»). Бенуа не без иронии замечал, что патриотически настроенные зрители видят в плотном изобилии художественного отдела «преимущество русской школы», хотя, на его взгляд, многим вещам тесное соседство скорее вредило. А в отделе, посвященном Александру III, и вовсе были развешаны «художественно оформленные блюда» — подарки императору, и в этом, конечно, было больше монаршей репрезентации, чем эстетической необходимости.
Помимо функции трансляции «официальных» вкусов императорского двора и совета Академии, первое время после создания музей сковывала крайняя скромность финансирования. Зачастую музей не мог конкурировать с состоятельными частными коллекционерами.
Впрочем, частные коллекции все равно оказались в музее: после революции Государственный музейный фонд распределял между институциями национализированные собрания.
И тогдашнее стремительное пополнение не только Русского музея, но и других собраний до сих пор не осмыслено в полной мере.
Выставки, посвященные конкретным коллекционерам и воссоздающие частные собрания, стали популярными относительно недавно и сразу вызвали ажиотажный интерес (как тут не вспомнить экспозиции коллекций Сергея Щукина, Павла Строганова и братьев Морозовых в ГМИИ имени Пушкина и Государственном Эрмитаже).
Посетители музея у картины Ильи Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», 2019 год © РИА Новости
Вехой в музейной жизни стало назначение в 1909 году на пост хранителя Петра Нерадовского — именно он начал борьбу за научный подход в построении экспозиции. Ну а в послереволюционное время система стала необходимостью, настолько обильно пополнилось собрание.
В начале двадцатых годов у музея появился собственный профессиональный совет, тогда же Русскому музею передали коллекцию бывшего музея Академии художеств, а там были в том числе работы Репина и Ге, пополнилась и постоянная экспозиция скульптуры: появились работы Этьена Мориса Фальконе, Федота Шубина и других мастеров — всего более шестидесяти скульптур. Обидно, но на этот же революционный период пришлась крайняя бедность музея: финансирования не хватало, в музейных зданиях не было даже отопления. Плохие условия хранения ударили по древнерусской темперной живописи, которая начала «болеть».
Парадоксальным образом именно в это время, когда часть фондов нужно было срочно спасать, а условий для хранения новых поступлений не было, коллекция сильно разрослась.
В 1926 году был создан отдел новейших течений (возрожденный после длительного перерыва в конце 1980-х годов), по новому плану реэкспозиции, подготовленному все тем же Нерадовским, в залах должны были появиться работы Шагала, Ларионова, Гончаровой, Малевича, Татлина, Фалька.
Еще недавно Александр Бенуа сетовал, что приемлемо в музее представлено только искусство первой половины XIX века, но в условиях революции музей стал качественно другим: не витриной императорских закупок, а актуальным собранием вех русского искусства.
Пополнялись все фонды: только в январе — марте 1918 года в музее оказываются произведения искусства из дворца великого князя Николая Николаевича, собрание графики Рейтерна — порядка тридцати тысяч рисунков, гравюр, литографий, порядка семидесяти своих графических работ дарит музею Мстислав Добужинский.
Из бывшего музея Финляндского полка в ГРМ передают ящик с работами и рукописями Павла Федотова. Сестра Михаила Врубеля предлагает музею живопись и графику художника. Как видите, крайне насыщенное комплектование коллекции.
Реэкспозиция по упомянутому плану Нерадовского предполагала, что осмотр музея начинается со второго этажа и парадных залов, где расположены вещи XVIII — первой половины XIX века, которые, по замыслу, соответствовали масштабу и стилю интерьеров. В более просто оформленных залах (бывших жилых княжеских покоях) отвели место реалистам. Идеи Нерадовского сохраняются и в нынешней постоянной экспозиции Русского музея.
Скульптура Б.К. Растрелли «Анна Иоанновна с арапчонком», изъятая из укрытия в Михайловском саду, 1945 год © rusmuseum.ru
В XX веке Русский музей пережил еще один тяжелейший период — речь, конечно, о Великой Отечественной войне и блокаде Ленинграда. В архивах музея до сих пор хранятся телеграммы военного времени, дневники сотрудников и даже план огорода, разбитого под стенами Михайловского дворца.
Часть собрания — так называемые вещи первой очереди — успели вывезти из города, вокруг которого сжималось кольцо блокады. Их вместе с частью сотрудников эвакуировали в Молотов (Пермь) и Соликамск. Снимали и упаковывали экспонаты днем и ночью, рук не хватало — многие уходили на фронт.
Большие полотна нужно было снять с подрамников и аккуратно обернуть вокруг специальных валов — так, «Последний день Помпеи» снимали и упаковывали несколько десятков человек. А, например, «Анна Иоанновна с арапчонком» пережила блокаду в Ленинграде: исполинскую скульптуру спустили во двор по широким маршам парадной лестницы и закопали под клумбой в саду.
Были в блокадное время и редкие пополнения, связанные преимущественно с трагическими обстоятельствами: например, музею на временное хранение было передано собрание работ Павла Филонова, умершего от голода в страшную первую блокадную зиму.
Из эвакуации Русский музей вернулся в октябре 1945 года, а 9 мая 1946-го вновь открылся для посетителей. В послевоенное время современный облик обрел Корпус Бенуа, где сейчас проходят основные выставки музея. Здание было сильно повреждено, на нем, судя по историческим снимкам, зияли огромные трещины. Заодно в процессе ремонта были изменены декор и общий вид вестибюля.
Одной из главных проблем Русского музея сегодня стала нехватка места. Коллекция постоянно растет, а экспонаты из запасников постоянно демонстрируются на временных выставках в Русском музее, в различных городах России и за рубежом.
О нехватке площадей регулярно говорит и директор музея — Владимир Гусев. Сейчас идет процесс приспособления под музейные нужды залов в Михайловском (Инженерном) замке, где раньше находилась Центральная военно-морская библиотека.
Не забывают в Русском музее и традицию сохранения частных коллекций: в 1994 году немецкие коллекционеры Петер и Ирена Людвиг подарили музею свое собрание искусства второй половины XX века. Сегодня «Музей Людвига в Русском музее» — особый раздел, посвященный в первую очередь искусству XX и XXI веков.
Можно сказать, круг замкнулся: после потрясений прошлого века, в ходе которого музей нарастил объем и научную мощь, обрел институциональную силу, в экспозиции и на выставках соседствуют образцы классического и современного искусства, а Александр III возвращается к нам благодаря выставке в Михайловском замке, открытой в год 175-летия со дня рождения императора и мецената и юбилея самого Русского музея.
Обсуждение реставрационных работ, 2016 год © rusmuseum.ru
Для справки
Дружба ВТБ и Русского музея началась в 2002 году. За 18 лет сотрудничества банк поддержал множество ключевых проектов ГРМ.
Среди них: выставки Николая Рериха, Василия Верещагина, Кузьмы Петрова-Водкина, Константина Сомова, Ильи Репина, а также масштабный проект «Экспрессионизм в русском искусстве».
В 2020 году при поддержке банка в музее была подготовлена к показу выставка «Художники и коллекционеры. К 125-летию Русского музея. Дары. Избранное 1895—2019 годы».
Русский музей
25 апреля 1895 года именным указом императора Николая II в Санкт-Петербурге был создан «Русский музей императора Александра III»
Ныне это Государственный Русский Музей. 19 марта 1898 года состоялось его торжественное открытие.
Храм отечественного искусства
В середине ХIХ века в столице империи начала формироваться идея создания крупного собрания русского искусства. К этому времени отечественная культура стала заметным явлением мирового масштаба.
В такой обстановке появились и предложения о создании общенационального музея. Известные деятели русской культуры активно продвигали эту идею, среди них были Владимир Стасов, Александр Васильчиков, Иван Гончаров и другие.
Александр III, посетив 17-ю выставку Товарищества передвижников, конкретно озвучил эту идею.
Искренне благоволивший русской живописи царь не успел претворить в жизнь эту задачу, музей появился уже после его кончины – в правление его сына Николая II.
Музей стал не просто собранием фондов и коллекций, но и научно-прикладным центром. Предполагалось, что здесь будут проводиться и необходимые исследовательские работы.
Такое направление сформировало характер деятельности всего музея на будущее.
Михайловский дворец. Источник: https://www.pinterest.ru
К работе Русского музея привлекли высококлассных специалистов, среди которых были граф Дмитрий Толстой, Александр Бенуа, Павел Брюллов, Николай Сычёв, Михаил Боткин и многие другие. Стать сотрудником музея в последние годы существования Российской империи было очень почётно. Управлять музеем был назначен великий князь Георгий Михайлович.
Первоначально основу музейной коллекции составляли экспонаты, переданные из Академии художеств, Эрмитажа, императорских дворцов и частных коллекций.
На момент открытия экспозиция составляла 445 живописных работ, 111 скульптур, 981 графический лист, а также около 500 памятников древней русской истории (иконы и изделия прикладного искусства).
Первоначально Русский музей состоял из четырёх разделов: мемориальный (памяти Александра III), этнографический и художественно-промышленный, а также художественный, который стал основным.
Русский музей объединил в своих стенах все основные художественные направления, стили, школы и жанры русского искусства, которые обогатили отечественную культуру за десять веков её истории.
Михайловский дворец
Первоначально здание, в котором расположился Русский музей, связано с именем младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича. А красоте, которая появилась в центре Петербурга (дворец, площадь и улица), мы обязаны архитектурному гению Карло Росси, который в 1820-е – 1830-е годы из проектов превратил всё это в прекрасную реальность.
Первоначально появился дворец, через несколько лет были достроены примыкающие к нему флигеля. Приёмку дворца осуществлял сам император Александр I. Работами государь остался очень доволен и наградил Росси орденом св. Владимира 3-й степени и бриллиантовым перстнем. Дворец освятили, и он был пожалован младшему брату Александра I в вечное потомственное владение.
На постройку дворца ушло 7 млн 875 тысяч рублей.
В 1894 году наследники умершего в 1849-м Михаила Павловича решили продать дворец. Выкупила его казна в январе 1894 года специально для устройства в нем Русского музея.
Внутреннее убранство дворца. Источник: https://www.pinterest.ru
Что есть музей
Сегодня Государственный Русский музей (ГРМ) – это целый комплекс зданий и территорий, который сложно подробно описать в нашей ознакомительной статье. Но попробуем рассказать о некоторых из них. Главные составные части ГРМ таковы:
1. Михайловский дворец. Так и остался основным выставочным комплексом.
2. Корпус Бенуа. Построен в 1914-1920 годы по проекту архитектора Л. Н. Бенуа, здесь размещены павильоны Академии художеств.
3. Михайловский замок. Его помещения только в 1994 году переданы Русскому музею. Сегодня замок – филиал музея, в залах работают постоянные экспозиции, проводятся экскурсии.
4. Мраморный дворец. В 1922 году передан Русскому музею и стал его филиалом. Здесь разместилась выставка «Иностранные художники в России XVIII – первой половины XIX века» Здесь постоянно проходят выставки современных зарубежных и российских мастеров.
5. Строгановский дворец. В распоряжении Русского музея с 1988 года. В настоящее время в нем идут реставрационные работы. По окончании здесь откроется постоянная экспозиция, посвящённая русским коллекционерам XVII-XIX веков.
Один из залов музея Источник: https://www.pinterest.ru
В комплекс ГРМ входят также «Домик Петра I», Летний сад, Летний дворец Петра I, Кофейный домик, Чайный домик, Михайловский сад, Инженерный сад и другие объекты.
Все годы после открытия Русский музей продолжал развиваться, пополняться новыми экспонатами. Тяжёлым испытанием стали для работников музея годы Великой Отечественной войны. Часть коллекции была эвакуирована в Пермь, а то, что не удалось вывезти, бережно сохранялось в блокадном Ленинграде. Уже 9 мая 1946 года музей вновь открыл свои залы для посетителей.
ГРМ – это обширный комплекс, обрамляющий пространство русского искусства. Это и коллекция, и знаменитый реставрационный центр, и научно-исследовательский институт. Ежегодно экспонаты музея путешествуют по разным музеям мира, а сам он принимает коллекции из других хранилищ мира.
Обложка: Один из залов музея. Источник: https://www.pinterest.ru
Русский музей
Государственный Русский музей (г. Санкт-Петербург) — это один из крупнейших музеев страны и мира, первый в истории России музей русского изобразительного искусства (основан 1895 году по указу Николая II).
Экспозиция и хранилище музея насчитывает более 410 000 экспонатов, охватывающих период истории искусства более 1000 лет. Сегодня, Русский музей — это всемирно известный, авторитетный научно-исследовательский институт и реставрационный центр.
В настоящее время, представляет собой большой музейно-парковый комплекс (из 6-ти зданий и 3-х парков) в историческом центре Санкт-Петербурга и является культурным наследием Российской Федерации.
В комплекс зданий Русского музея входят:
|
В комплекс парков Русского музея входят:
|
Кроме произведений искусства, в музее храятся большое количество архивных, исторических материалов и научная библиотека (организованная ещё в 1897 году). При музее существует современный научно-реставрационный центр.
Официальный сайт Русского Музея
www.rusmuseum.ru — официальный сайт Государственного Русского Музея. Подробная информация о музее. История, обзор выставок. Сайт снабжен системой поиска. Языки: Русский, Английский
www.rusmuseumshop.com — интернет магазин на сайте музея.
Время работы Русского музея:
Понедельник, среда, пятница, суббота, воскресенье: 10:30 — 18:00 (кассы работают до 17:30). Четверг: 13:00 — 21:00 (кассы работают до 20:30).
Вторник — выходной день.
Билеты в Русский музей:
- Михайловский дворец и Корпус Бенуа:
- 350 рублей — для взрослых посетителей.
- 150 рублей — для студентов.
- Михайловский (Инженерный) замок, Мраморный дворец, Строгановский дворец:
- 350 рублей — для взрослых посетителей.
- 150 рублей — для студентов.
- Домик Петра I:
- 200 рублей — для взрослых посетителей.
- 70 рублей — для студентов.
- Стоимость комплексного билета для посещения течение 3-х дней:
- 600 рублей — для взрослых посетителей.
- 300 рублей — для студентов.
- Схема проезда:
Залы Русского музея:
Зал Мраморного дворца
История Русского музея
13 (25) апреля 1895 года — считается датой начала истории музея (в этот день император Николая II издал указ о его учреждении) и передачи под его нужды Михайловского дворца и парка. Так как основная идея создания государственного национального русского музея принадлежала отцу Николая II, в указе музей получает своё название — «Русский музей императора Александра III».
1898 год — формируется первая коллекция картин и экспонатов музея. Для этого выделяются произведения из запасников и коллекций Эрмитажа, императорской Академии художеств, Гатчинского дворца. Некоторая часть картин поступает в виде частных пожертвований.
7 (19) марта 1898 года — «Русский Музей Императора Александра III» открывается для посетителей в 37-и залах.
1908 год — коллекция музея увеличилась практически в два раза. В основном за счёт отчислений бюджета и пожертвований.
САЙТЫ + САМАЯ КОМПЛЕКСНАЯ ПОДДЕРЖКА
После 1917 года — происходит быстрое пополнение коллекции за счёт сбора национализированных художественных ценностей (молодая советская власть проводила политику «экспроприации» частных коллекций). За 10 лет происходит стремительный рост фонда экспозиции музея, поступают произведения из Академии Художеств, из музея института художественной культур. В названии музея исчезает имя императора Александра III.
1941 год — проводится эвакуация большинства произведений в Пермь, часть экспозиции была укрыта в подвалах зданий музея и парках.
1946 год — в течение года происходит постепенное открытие экспозиции музея для посещений.
1954 год — создаётся специальная Экспертно-закупочная комиссия Русского музея. В последующие годы экспозиция музея совершенствуется и обретает последовательность и целостность. Формируются принципы развития коллекции и целенаправленность научно-реставрационной деятельности при музее. Появляются программы международного выставочного сотрудничества и культурного обмена.
2004 год — в состав Русского музея входят Летний дворец Петра I (с Летним садом) и Домик Петра I.
В настоящее время коллекция Русского музея насчитывает более 410 000 экспонатов и произведений искусства.
Государственный Русский музей: история создания первого в России музея русского изобразительного искусства
Государственный Русский музей – крупнейшее в мире собрание произведений русского искусства. Он представляет собой целый архитектурно-художественный комплекс, расположенный в историческом центре Санкт-Петербурга.
Идею создания в Петербурге масштабной коллекции произведений изобразительного искусства вынашивал еще Александр III.
За общенациональный музей, охвативший бы многие направления отечественной культуры, выступали такие видные деятели, как Иван Александрович Гончаров, Александр Илларионович Васильчиков и Владимир Васильевич Стасов.
На 17-й выставке «Товарищества передвижников» император поставил конкретные цели и задачи по созданию музея, однако воплотить задуманное в жизнь, было суждено уже его сыну, Николаю II.
Русский музей императора Александра III не только собрал под своей крышей шедевры различных фондов и частных коллекций, он выступил в роли центра научно-исследовательских и прикладных работ.
Михайловский дворец
Первоначально музейная коллекция, включающая 445 полотен, 111 скульптур, 981 графическую работу и примерно 500 произведений древнего прикладного искусства и иконописи, разместились в залах Михайловского дворца. Он был построен в 1820-1830-х годах по заказу Александра I и предназначался в дар младшему брату императора, Великому князю Михаилу Павловичу.
Строительством руководил гениальный архитектор Карл Росси. Изначально было возведено здание дворца, а в течение последующих нескольких лет – флигели и площадь, разбит сад. На создание шедевра архитектурной мысли было потрачено более 7,8 миллионов рублей.
Принимал готовый дворец лично Александр I и остался весьма доволен. За этот грандиозный проект Росси был удостоен ордена Святого Владимира 3-й степени, а также перстня с бриллиантами. После церемонии освящения царь пожаловал дворец брату Михаилу в вечное владение.
Однако после смерти Михаила Павловича его потомки решили дворец продать. В начале 1894 года его выкупили за счет казны как раз для размещения в нем первого в Российской империи музея русского изобразительного искусства.
В 1895 году Николай II издал указ об учреждении музея и размещения коллекции в стенах Михайловского дворца. В конце весны того же года дворцовые апартаменты начали перестраивать под нужды будущего музея.
Работами руководил архитектор Василий Федорович Свиньин.
19 марта 1898 года состоялось торжественное открытие. С момента учреждения и до Октябрьской революции музеем руководил Великий князь Георгий Михайлович. Быть сотрудником Русского музея было очень почетно. В разное время в нем работали такие выдающиеся специалисты, как:
- Александр Бенуа;
- Дмитрий Толстой;
- Николай Сычев;
- Павел Брюллов;
- Михаил Боткин.
Коллекция
Изначально экспозиция Русского музея делилась на 4 раздела:
- художественный (основной);
- художественно-промышленный;
- этнографический;
- мемориальный (посвящен памяти императора Александра III).
Основу музейной экспозиции составили живописные полотна, скульптуры и предметы прикладного искусства из хранилищ Эрмитажа, Академии художеств, Гатчинского, Александровского и Зимнего дворцов. Часть коллекции – переданные в дар музею произведения из частных собраний.
В настоящее время Русский музей смог охватить все исторические периоды, начиная с X столетия и заканчивая веком нынешним. В его коллекции представлены все основные тенденции развития русского искусства, известные школы, главные направления и жанры. Собрание Государственного Русского музея насчитывает 400 тысяч экспонатов.
Музей представляет собой авторитетное научно-исследовательское учреждение, курирующее работу многих художественных музеев России. В нем ведутся реставрационные работы, функционирует методический и хранительский центр. В 1897 году была открыта научная библиотека, в фонде которой насчитывается более 170 тысяч экземпляров, включая редкие, которым в 1978 году был посвящен отдельный сектор.
Комплекс ГРМ
Площадь музея составляет 30 гектаров. Помимо Михайловского дворца, в котором по-прежнему расположена основная экспозиция, коллекция разместилась в нескольких зданиях, которые сами по себе являются непревзойденными памятниками русской архитектуры:
- Мраморный дворец;
- Строгановский дворец;
- Инженерный (Михайловский) замок;
- Корпус Бенуа.
Кроме перечисленных, в музейный комплекс Государственного Русского музея (ГРМ) входят Домик Петра Первого (самое старое строение в Петербурге), Летний сад с расположенными в нем Чайным и Кофейным домиками и Летним дворцом Петра I, Михайловский и Инженерный сады, а также несколько павильонов.
В годы Великой Отечественной часть коллекции удалось эвакуировать в Пермь. Остальные экспонаты бережно хранились в блокадном Ленинграде. Ровно через год после празднования Великой Победы, музей вновь распахнул свои двери для посетителей.
С 2016 по 2020 годы Государственный Русский музей открыл 5 культурно-выставочных центров в крупных городах России:
- Казани;
- Мурманске;
- Саранске;
- Ярославле;
- Когалыме.
В 2015 году открылся первый филиал Русского музея в Европе. Он расположен в испанском городе Малага. Ежегодно экспонаты Государственного Русского музея выставляются в самых знаменитых музеях мира. В свою очередь он принимает и выставляет коллекции из ведущих мировых хранилищ культурных ценностей.
Государственный Русский музей расположен в самом сердце Санкт-Петербурга, и добраться до него не составит большого труда. Ближе всего к центральному входу расположена станция метро «Гостиный Двор», далее по Михайловской улице мимо Михайловского сквера. До корпуса Бенуа, где расположена экспозиция Академии художеств, ближе от метро «Невский проспект» вдоль канала Грибоедова.