Исаакиевский собор, одно из самых впечатляющих строений Петербурга, был освящён (30 мая) 11 июня 1858 года. Его история, которая ведёт своё начало практически со дня основания Северной столицы, полна неожиданных поворотов и удивительных фактов. Строительство собора задумал ещё Пётр І, который родился в день памяти преподобного Исаакия Далматского и решил особенным образом почтить святого. Но завершилось строительство уже во время правления Александра II. В разные годы собор был укрытием для искусства и площадкой для физических опытов.
Первый Исаакиевский собор был создан в 1707 году по указу Петра I на месте чертёжного амбара рядом с Адмиралтейством. Собор четыре раза перестраивали — четвёртое воплощение мы видим сейчас.
В первой деревянной церкви Исаакия Далматского венчались Пётр I и Екатерина I. Вторую, уже каменную, церковь Исаакия Далматского заложили в 1717 году: первая к тому времени уже обветшала. Храм стоял на берегу Невы, примерно на том месте, где сейчас возвышается Медный всадник. Постройка очень напоминала Петропавловский собор архитектурным решением и высоким шпилем.
Однако береговой грунт под церковью постоянно проседал, а в 1735 году он был сильно повреждён ударом молнии. Нужно было менять место расположения собора и строить его заново. При Екатерине II в строительстве начали использовать мрамор, но достроить успели едва ли до половины.
Затем Павел I распорядился докончить стройку кирпичом, а мрамор для облицовки перенаправили в Михайловский замок, поэтому собор выглядел странно: кирпичные стены высились на мраморном основании. Этот «памятник двух царствований» освятили в 1802 году, но вскоре стало ясно, что он портит облик «парадного Петербурга».
Александру I выстроенное предками не понравилось вовсе, и он велел здание сломать и построить новое — из гранита.
Архитектором Исаакия в том виде, в котором мы его знаем, был Огюст Монферран. Строительство продолжалось 40 лет. Легенда гласит, что некто нагадал Монферрану смерть после того, как собор будет возведён, поэтому тот и не спешил заканчивать процесс.
И всё же достроил: летом 1858 года митрополит Григорий освятил вновь построенный собор в честь преподобного Исаакия Далматского — покровителя Санкт-Петербурга. Скорее всего, это было случайным совпадением, однако через месяц после окончания строительства Исаакиевского собора Огюст Монферран умер.
Причиной резкого ухудшения здоровья стало будто бы пренебрежительное отношение со стороны нового государя — Александра II.
То ли он сделал Монферрану замечание за ношение «военных» усов, то ли самодержцу не по нраву пришёлся своеобразный автограф архитектора: в оформлении собора есть группа святых, смиренным наклоном головы приветствующих Исаакия Далматского, среди них и сам Монферран.
Ожидавший заслуженной похвалы творец, почти всю жизнь отдавший собору, впал в уныние, поражённый подобным отношением императора, и через 27 дней умер. По легенде, когда время подходит к полуночи, призрак Монферрана появляется на смотровой площадке и обходит свои владения. Призрак его не злобный, к посетителям, задержавшимся на площадке, относится снисходительно.
На каменоломнях на острове Пютерлакс под Выборгом вырубали гранитные монолиты для колонн весом от 64 до 114 тонн, мрамор для облицовки интерьера и фасадов собора добывали на Рускольских и Тивдийских мраморных ломках.
Доставка огромных блоков к месту строительства, установка 112 монолитных колонн и возведение купола потребовали от строителей многих технических нововведений.
Одним из инженеров, которые возводили Исаакиевский собор, был изобретён полезный рельсовый механизм, облегчавший труд строителей.
Для создания статуй и барельефов применили новейшую технологию гальванопластики, что позволило впервые в мире разместить многометровые медные статуи на высоте.
Но некоторые утверждают, что возвести подобный собор было не под силу даже сотням человек, а потому без вмешательства инопланетян, как и при строительстве пирамид в Египте, тут не обошлось.
Исаакий — это сокровищница цветного камня. Здесь использованы бадахшанский лазурит, шокшинский порфир, чёрный сланец, разноцветные мраморы: розовый тивдийский, жёлтый сиенский, красный французский, а также 16 тонн малахита.
Еле уловимый запах благовоний, который можно уловить в соборе, источают пластинки из малахита, украшающие колонны у главного алтаря. Мастера их скрепляли специальным составом, сделанным на основе миро (особое благовонное масло).
Считается, что на колонны Исаакиевского собора Демидов истратил все свои запасы малахита и этим обвалил рынок, упала стоимость камня и его престиж. Добыча малахита стала экономически невыгодной и почти прекратилась.
Строительство Исаакиевского собора завершилось в 1858 году, однако монументальное сооружение даже после официального открытия постоянно нуждалось в ремонте, доделках, в пристальном внимании мастеров, из-за чего строительные леса стояли неразобранными. За 50 лет петербуржцы к ним так привыкли, что родилась легенда об их связи с царской фамилией: считалось, что пока стоят леса, правит и династия Романовых.
Легенда, надо сказать, небезосновательная: постоянный ремонт требовал огромных затрат (собор был настоящим произведением искусства, и абы какие материалы для его восстановления не годились), а средства выделяла царская казна. Фактически леса с Исаакиевского собора впервые сняли в 1916 году, незадолго до отречения от российского престола императора Николая II в марте 1917 года.
После революции храм подвергся разорению. В мае 1922 года на нужды голодающих Поволжья из него было изъято 48 килограммов золота и более двух тонн серебра.
В связи с политикой государства 12 апреля 1931 года в храме был открыт один из первых в России антирелигиозных музеев. Это и спасло храм от разрушения: сюда стали водить экскурсии, на которых посетителям рассказывали о страданиях крепостных строителей здания и о вреде религии.
В том же году в Исаакиевском соборе установили гигантский маятник Фуко: благодаря своей длине он наглядно демонстрировал вращение Земли. Тогда это называли триумфом науки над религией.
В пасхальную ночь 1931 года семь тысяч ленинградцев набились в Исаакиевский собор, где слушали лекцию профессора Каменщикова, посвящённую опыту Фуко.
Сейчас маятник демонтирован, в месте его крепления располагается фигурка голубя, символизирующая Святой Дух.
В 1930-е годы прошёл слух, что американцы, восхитившись красотой Исаакиевского собора, чем-то напоминающего им Капитолий, предложили советскому правительству выкупить его.
По легенде, храм должны были разобрать и по частям на судах переправить в США, где собрать снова. В качестве платы за бесценный архитектурный объект американцы якобы предлагали заасфальтировать все булыжные мостовые Ленинграда, коих в то время было немало.
Судя по тому, что Исаакиевский собор и поныне стоит на своём месте, сделка сорвалась.
Во время Великой Отечественной войны собор пострадал от бомбёжек и артобстрела, на стенах и колоннах местами сохранены следы от снарядов. В соборе во время блокады хранились экспонаты музеев из пригородов Ленинграда, а также Музея истории города и Летнего дворца Петра I.
Собор был заметной мишенью для немецких лётчиков во время Великой Отечественной войны из-за своего огромного золотого купола.
Жители на свой страх и риск покрывали его литрами зелёной краски, чтобы сделать менее заметным, что позволило спасти множество произведений искусства накануне наступления фашистской армии.
С 1948 года функционирует как музей «Исаакиевский собор». В 1963 году завершилась послевоенная реставрация собора. Музей атеизма перенесли в Казанский собор, а маятник Фуко сняли, так что с тех пор Исаакий работает исключительно как музей.
На куполе устроена смотровая площадка, откуда открывается великолепная панорама центральной части города. Здесь и сегодня можно увидеть бюст Огюста Монферрана, выполненный из 43 пород минералов и камней — всех, что использовали при строительстве храма.
В 1990 году впервые с 1922 года в храме совершил Божественную литургию патриарх Московский и всея Руси Алексий II. В 2005 году было подписано «Соглашение между Государственным музеем-памятником „Исаакиевский собор“ и Санкт-Петербургской епархией о совместной деятельности на территории объектов музейного комплекса», и сегодня богослужения проводятся регулярно по праздникам и воскресным дням.
Сейчас вопрос о передаче Исаакиевского собора РПЦ и выселении музея считается решённым. Церковь неоднократно высказывала свои притязания на владение собором, но всегда получала отказы ввиду нецелесообразности подобного решения, ведь музей приносит доходы в городскую казну — 700-800 миллионов рублей ежегодно.
Что же изменилось теперь, кто будет являться собственником храма и платить за реставрацию и содержание объекта? Формальным собственником Исаакиевского собора останется Петербург, так как объект ЮНЕСКО должен по закону находиться в собственности государства. РПЦ будет пользоваться храмом на безвозмездной основе: Исаакий передают не в вечное пользование, а в аренду на 49 лет.
Оплачивать содержание и нужды собора будет митрополия. Сколько на это понадобится денег, тоже пока не ясно. Ранее озвучивалась цифра 200 миллионов рублей: столько тратил музей ежегодно и на содержание, и на реставрацию.
Кроме того, между РПЦ и Минкультом будет заключён договор о сохранности музейных ценностей, которые останутся в соборе.
Представители патриархии уверяют, что все желающие могут посещать собор, как и прежде, и более того — обещают сделать бесплатный вход против нынешних 200 рублей, платными останутся подъём на колоннаду и экскурсии.
Эти средства РПЦ будет тратить на содержание собора, за реконструкцию будет платить петербургская казна.
Как утверждают в РПЦ, для проведения экскурсий будет создано специальное церковное агентство, его работа будет оплачиваться за счёт пожертвований, не облагающихся налогом. Музей Исаакиевского собора переедет на Большую Морскую и Думскую улицы.
Но пока не произойдёт передачи, музей будет управлять деятельностью собора. Сейчас в Исаакиевском соборе и Спасе на Крови работают 400 человек, часть сотрудников может ждать сокращение. Также свой пост может покинуть директор музея Николай Буров.
Visit Petersburg, pravme.ru, panevin.ru
Исаакиевский собор, Санкт-Петербург
Исаакиевский собор (собор преподобного Исаакия Далматского) — самый крупный и известный храм в Санкт-Петербурге, являющийся доминантой и вторым по высоте зданием, после Петропавловского собора, в центре Петербурга.
Исаакиевский собор является одним из величайших и крупнейших в мире купольных сооружений, уступающий по размерам только соборам святого Петра в Риме, святого Павла в Лондоне и Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Высота Исаакиевского собора составляет 101,5 метров. Его дина равна 111,28 метрам. А ширина — 97,6 метрам.
- На высоте 43 метра, вокруг барабана купола Исаакиевского собора, расположена колоннада — круговая смотровая площадка, дарующая великолепный 360-градусный вид на Санкт-Петербург.
- Собор освящен во имя преподобного Исаакия Далматского, в день поминовения которого родился царь Петр I (30 мая по юлианскому календарю).
- Сегодня Исаакиевский собор является православным храмом, выдающимся памятником русской архитектуры 19 века, одним из символов и неотъемлемой частью архитектурного облика Санкт-Петербурга.
Имеет статус музея. В соборе также проводят службы и концерты.
Существующий ныне Исаакиевский собор является четвертым храмом, построенным в Петербурге в ознаменование дня рождения Петра.
Первая небольшая и скромная Исаакиевская церковь была освящена в 1707 году. Она имела временный характер и помещалась в перестроенном деревянном амбаре, напротив Адмиралтейства. В церкви 12 февраля 1712 года венчались Петр I и Екатерина Алексеевна.
6 августа 1717 года была заложила вторая — каменная Исаакиевская церковь, которую возводили по проекту Г.И. Маттарнови в течение 10 лет.
Церковное удлиненное здание имело колокольню со шпилем и напоминало по облику построенный примерно в то же время Петропавловский собор.
Церковь располагалась на берегу реки и из-за неукрепленного речного берега (осадок грунта), начала разрушаться. В 1763 году здание было разобрано. На месте церкви был установлен памятник Петру I (Медный всадник).
Третий Исаакиевский собор был построен по инициативе Екатерины II, чтившей память Петра I. Работы по возведению церкви в стиле барокко начались в 1768 году. Строительство продолжалось 34 года. Достраивали храм в царствование Павла I.
Сегодня в Исаакиевском соборе можно видеть деревянные модели трех вышеописанных храмов, в 1/166 натуральной величины. Данные храмы не сохранились.
Четвертый (нынешний) Исаакиевский собор пришел на смену третьему, облик которого, непропорциональный и приземистый, не соответствовал парадному лику центра Санкт-Петербурга. Александра I решил возвести новый собор, но с сохранением части третьего собора.
Алтарная часть сегодняшнего собора — это оставшаяся часть третьей Исаакиевской церкви.
Собор строили с 1818 по 1858 годы по проекту архитектора французского происхождения Огюста Монферрана, который также выступил автором проекта Александровской колонны на Дворцовой площади в Петербурге.
В Исаакиевском соборе находится бюст архитектора О. Монферрана (А. Фолетти, 1850-е. Мрамор, гранит, порфир, сланец, кварцит). Сам Монферран видел этот парадный бюст, и он ему нравился.
Исаакиевский собор был освящен при Александре II.
При возведении собора использовали самые передовые на тот момент технологии.
Одной из сложных задач при строительстве оказалась установка в портиках собора 48 монолитных гранитных колонн, каждую из которых откалывали вручную от общего пласта монолита в карьере Пютерлакса, близ Выборга. В Петербург колонны доставляли на баржах.
Для установки колонн возвели деревянные строительные леса (три пролета из четырех вертикальных стоек) с системой блоков.
Каждую колонну обшивали войлоком, укрепляли канатами, укладывали горизонтально и поднимали с помощью 16 кабестанов, приводимых в движение людьми.
Такая простая система давала возможность 128 рабочим поднимать и устанавливать колонну высотой в 17 метров и весом в 114 тонн за 40-45 минут.
В Исаакиевском соборе находится подлинная модель лесов для установки колонн портиков в 1/16 натуральной величины (19 век. Дерево, металл).
После возведения всех портиков, на которое ушло 2 года, начали возводить стены. Стены кирпичные с мраморной облицовкой. Толщина стен собора от 2,5 до 5 метров.
Купол собора имеет сложную трехсводную систему из металла. Внутри купола много пустот. Между нижним сводом и средним было вмонтировано 100 тысяч глиняных гончарных горшков, для теплоизоляции и акустики.
В соборе находится модель разреза купола.
Снаружи купол покрыт медными листами, которые золотили через огонь (амальгамное золочение). На лист наносили состав ртути и золота и подогревали. Ртуть испарялась, а золото ровным слоем покрывало лист. Золочение повторяли трижды.
На золочение всех куполов пошло 100 килограмм золота и 300 килограммов золота на внутреннее украшение собора.
Во время Великой Отечественной войны купол покрывали серой краской, чтобы сделать его менее заметным. После войны купол просто зачистили.
- С 1858 по 1929 годы Исаакиевский собор был Кафедральным.
- Сегодня монументальный и величественный образ собора всё также украшает центр Санкт-Петербурга и ежегодно притягивает к себе порядка 4 миллионов туристов.
- Стиль собора — поздний русский классицизм, для которого были характерны монументальность, величие, строгость пропорций и связь с окружающей застройкой.
- Пятиглавый храм с центральным куполом, украшенным восьмиглавым фонариком, имеет четыре портика.
Большое количество скульптур украшают снаружи здание собора. Ведущая тема скульптурного комплекса — прославление Иисуса Христа, сцены из его земной жизни и Страстей Господних.
- На балюстраде главного купола размещены 24 бронзовых ангела.
- Эффектное сочетание тёмно-красных колонн портиков, колоннады главного купола и цоколя здания с серой мраморной облицовкой стен и золочёными куполами придает всему облику Исаакиевского собора непревзойденный парадный вид.
- Обилие скульптуры немного перегружает зрительный образ собора, но, вместе с тем, придаёт ему пышность и торжественность.
- Вид на Исаакиевский собор из Александровского сада
Интерьер Исаакиевского собора выполнен в стиле эклектики. Имеет богато украшенное убранство, в том числе мозаикой, живописью и камнем.
Стены облицованы белым итальянским мрамором, низ стен — чёрным сланцем, колонны и пилястры — светло-розовым и вишнёвым тивдийским. Всего на облицовку собора пошло около 14 сортов мрамора.
- Внутреннее пространство собора разделено на три нефа массивными перекрытиями с арочными проемами (проходами).
- В соборе находятся алтари: главный посвящен Исаакию Далматскому, другие два — Великомученице Екатерине и благоверному Александру Невскому.
Собор освещают семь больших люстр. Вес каждой люстры — 3 тонны.
- Своды собора расписаны лучшими из лучших мастерами своего дела.
- Росписи в соборе посвящены святым писаниям и идут от начала собора (западная дверь) к иконостасу — от сотворения мира (Адама и Евы) до пришествия Иисуса Христа и страшного суда.
- Такая система оформления храмов позволяет наиболее полно раскрыть суть христианского учения в ярких зрительных образах.
- Некоторые работы в соборе заменены с традиционной живописи, которая при климате Петербурга быстро портится, на вечную живопись — мозаику, которая не стареет, не портится и не тускнеет.
- Всего в соборе 62 мозаики.
Мозаику набирали прямым набором из маленьких кусочков смальт — сплав стекла и окиси металла. В то время было известно 12 тысяч оттенков смальты, что позволяло создавать непревзойденные по красоте и глубине работы. Швы тонировали цветным воском.
Лучшем примером мозаичной церковной живописи в Петербурге является Спас на Крови (храм Воскресения Христова), который считается одним из крупнейших собраний монументальной мозаики в Европе.
Самая большая мозаика в Исаакиевском соборе — «Тайная вечеря», расположенная над царскими вратами иконостаса. Её размер составляет более 18 квадратных метров.
Прочие мозаичные иконы в соборе:
— Вознесение Господне. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. С оригинала Т. Неффа;
— Рождество Богородицы. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-е. По оригиналу Т. Неффа;
— Тайная вечеря. Мозаичная мастерская Академии художеств. 1900-1902. С оригинала Н. Майкова;
— Святой Петр. Мозаичная мастерская Академии художеств. Первое десятилетие 20 века. С оригинала П. Басина.
В барабане центрального купола видна живопись, изображающая 12-ть учеников-апостолов и Богоматерь во славе, которая в голубом облачении восседает на троне. Рядом с Богоматерью изображен Иоанн Креститель с поднятой рукой.
Поднятая рука от локтя до пальцев — 2,5 метра.
Выше в куполе находится голубь — христианский символ Святого Духа. Голубь, как и окружающие ангелы скульптуры, выполнен в гальванопластики и внутри полый (пустотелый).
Вся скульптура золоченая, голубь медный и покрыт серебром. Размах крыльев голубя равен 2-м метрам 6-ти сантиметрам.
Диаметр купола собора составляет 22 метра.
Внимание в соборе привлекают и большие «скульптурные» бронзовые двери. Самой большой является главная дверь — западная, её площадь составляет 42 квадратных метров, а вес — более 20 тонн.
- Встроенный зубчатый механизм позволял и позволяет сегодня легко открывать и закрывать дверь двум человекам.
- В Исаакиевском соборе, как в полу, так и на стенах, находятся вентиляционные решетки — это так называемая калориферная система Амосова, которая отапливала собор путем проникания горячего воздуха.
В подвалах стояли печи, их топили дровами и углем. Мощности для обогрева не хватало, и даже летом в соборе было +8 градусов.
Потом собор подключили к городской сети центрального отопления. Сейчас зимой в соборе + 19-+18 градусов, влажность — 50-60%.
Иконостас Исаакиевского собора
Иконостас собора впечатляет пышностью и богатством его декоративного оформления: яркими иконами, позолотой скульптуры, красотой малахита и лазурита колонн.
Все святые первого и второго ярусов иконостаса — это святые соименные Петра I и других членов царской семьи. Третий ярус — пророки.
- По бокам от царских врат в первом ряду иконостаса находятся иконы «Иисус Христос» и «Богоматерь».
От Иисуса Христа вправо первая икона — главная храмовая — всегда святой в чью честь строится церковь. В Исаакиевском соборе это Исаакий Далматский.
Далее вправо — святой Николай Чудотворец. Данная мозаичная икона по исполнению считается лучшей в соборе. Её возили в Лондон, где она заняла золотую премию.
- Далее — святой апостол Петр.
- Влево от Божией Матери — святой Александр Невский, святая Екатерина с пальмовой ветвью и святой апостол Павел.
За царскими вратами находится запрестольный витраж (роспись по стеклу) — образ Воскресшего Христа. Витраж имеет 28 квадратных метров. Отливали в Мюнхене (Германия).
- Два предела церкви: святой Екатерины и Александра Невского.
- В малом левом пределе находятся, в том числе, башмачок святителя Спиридона, мощи святых и деревянное распятие.
- На высоте 43-х метров, вокруг барабана купола собора расположена колоннада, состоящая из 24 колонн, длиной 14 метров и массой до 67 тонн.
- В барабане имеется 12 гигантских окон, а на открытой части колоннады расположена круговая смотровая площадка, дарующая прекрасные панорамные виды на Санкт-Петербург. Подробнее о колоннаде и смотровой площадке…
Выставка в подвале Исаакиевского собора
В подвалах Исаакиевского собора работает выставка — мемориальная экспозиция «Чтобы помнили…».
Выставка была открыта к 60-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Она посвящена музейным сотрудникам, сумевшим в суровое военное время сберечь уникальные экспонаты музеев Ленинграда и его пригородов, которые не успели эвакуировать в тыл.
Посетить выставку можно бесплатно. Для групп — по заранее оформленной заявке. Для индивидуальных посетителей в определенные дни и часы проводят бесплатные экскурсии по мемориальной экспозиции.
- Поскольку дни, часы и условия посещения выставки могут меняться, рекомендуем уточнять информацию непосредственно перед посещением, на официальном сайте собора.
Практическая информация
Исаакиевский собор является музеем-памятником, входящим в состав государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
Также в соборе проводят службы и концерты.
Посещение собора возможно за плату. Билеты можно приобрести в кассах, расположенных возле собора или купить заранее — на официальном сайте музея.
В соборе проводят экскурсии, которые длятся около 25-30 минут.
Посетить собор можно бесплатно во время проведения служб.
Колоннаду собора (смотровую площадку) можно посетить за плату. Вход на колоннаду отдельный.
Билеты на колоннаду можно также приобрести в кассах, расположенных возле собора или купить заранее — на официальном сайте музея.
Часы работы собора и колоннады, время проведения служб и концертов, а также стоимость билетов рекомендуем уточнять непосредственно перед посещением.
Сайт собора-музея: cathedral.ru.
- Исаакиевский собор расположен в самом сердце Петербурга, вблизи Дворцовой площади и Адмиралтейства, по адресу: Исаакиевская площадь, 4.
- Исаакиевский собор и колоннаду можно также посетить с одной из экскурсий
- Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и вблизи Исаакиевского собора, можно посмотреть и забронировать здесь
Исаакиевский собор в городе Санкт-Петербург: рассмотрим подробно
Фото Исаакиевского собора
Фото с колоннады Исаакиевского собора
Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге – выдающийся образец русского культового искусства. Он является одним из самых красивых и значительных купольных сооружений не только в России, но и в мире.
По своим размерам храм уступает лишь соборам Святого Петра в Риме, Святого Павла в Лондоне и Святой Марии во Флоренции. Высота храма – 101, 5 метра, а общий вес достигает трех сот тысяч тонн. Площадь составляет 4000 кв м. Храм может вместить до 12000 человек.
До революции 1917 года Исаакиевский собор был главным кафедральным собором Санкт-Петербурга, и только после 1937 года превратился в историко-художественный музей.
Колоннада Исаакиевского собора
Строительство колоннады началось в 1837 г., сразу после того, как был возведен купол. Храм строился по технологиям начала 19 в., гранитные монолитные блоки доставлялись с Финского залива, и для подъема их на высоту был построен специальный механизм. В основном же строительство велось вручную крепостными рабочими.
История строительства
Петр I отдал приказ построить церковь во имя Исаакия Далматского для рабочих Адмиралтейских верфей
Император Петр I родился 30 мая по юлианскому календарю, в день памяти канонизированного византийского монаха Исаакия Далматского, поэтому монарх всегда с особым почтением относился к фигуре этого святого.
В 1710 году император издал указ о строительстве храма в честь Исаакия неподалеку от здания Адмиралтейства. На этом месте была возведена церковь из дерева, вернее, под нее была переоборудована с небольшими достройками чертежная при морском ведомстве.
Уже в 1712 году государь обвенчался здесь с женой Екатериной Алексеевной.
Первая Исаакиевская церковь. Литография с рисунка О. Монферрана. 1845 год
В 1717 году было решено начать обустраивать город каменными храмами, и по плану первой подвергнуться модернизации должна была именно Исаакиевская церковь. В этом же году Петр I лично заложил первый камень нового собора.
Если первая постройка отличалась простотой, как и большинство зданий в начале правления императора, то вторая уже задумывалась в стиле петровского барокко.
Возведение святыни завершилось через 10 лет, а за все это время работами руководили трое разных архитекторов.
Тогда храм находился на том месте, где сегодня воздвигнут знаменитый «Медный всадник». Это было неудачное место, поскольку фундамент строения постоянно размывался Невой. Постоянные дорогостоящие ремонты вынудили городской сенат искать новое место для собора. Уже в 1761 году был принят соответствующий указ.
Проект А. Ринальди третьего Исаакиевского собораТретий Исаакиевский собор на гравюре. 1816 год Проект купола Исаакиевского собора от О. Монферрана
Но закладка третьей Исаакиевской церкви произошла лишь в 1768 году, после одобрения указа вступившей на престол Екатерины II. Это должен был быть крупный собор с пятью куполами сложной конструкции и высокой колокольней.
Однако из-за смерти императрицы и смены архитектора недостроенная часть была доделана наспех, по сильно упрощенному проекту. В итоге получилось роскошное основание до карниза, отделанное мрамором, сверху которого возвышалась простая надстройка из кирпича.
Она имела только один купол и гораздо менее высокую колокольню, чем планировалось.
Бюст О. Монферрана был создан из камней, использовавшихся при строительстве
Усовершенствованный проект Исаакиевского собора был одобрен только к 1818 году, его автором стал француз Огюст Монферран. Главным условием нового императора было сохранение роскошной алтарной части, а также пилонов под куполом.
Собор значительно увеличивался в размерах, приобретая совершенно новые очертания: крупный центральный купол с четырьмя более мелкими, высокая колоннада. Со временем проект претерпел некоторые изменения, но его основная часть осталась такой же.
Освящение завершенного храма состоялось в 1858 году.
Вид на Исаакиевский собор с Английской набережной
Практическая информация
- Адрес: Исаакиевская площадь, 4.
- Время работы: с 10:00 до 17:30.
- Вход: 250 RUB (вход в музей), 150 RUB (вход на колоннаду, включена аудиоэкскурсия).
- Веб-сайт.
- Цены на странице указаны на сентябрь 2018 г.
Кто построил Исаакиевский собор в Санкт-Петербурге?
Помимо О. Монферрана, в создании Исаакиевского собора участвовали архитекторы Н. Е. Ефимов, А. П. Брюллов, А. И. Кракау, А. И. Штакеншнейдер, И. А. Монигетти и другие. Для них эта работа стала университетом настоящего строительно-архитектурного дела. Возведение храма считается практической школой российского зодчества с испытанием новых материалов, конструкций, строительных методов.
Где находится Исаакиевский собор
Собор расположен в центре города недалеко от Дворцовой площади.
Как добраться:
- Метро – ст. «Адмиралтейская» или «Спасская», «Садовая».
История Исаакиевского собора в Санкт-Петербурге кратко
В соборе крестили членов императорской семьи, храм являлся центром городских празднеств. Тем не менее, с него долго не снимали строительные леса. Официальная версия гласила, что храм требует периодического ремонта. Но по городу ходили слухи, что, если леса убрать, то дому Романовых придет конец.
В 1920 году из Исаакиевского собора была вывезена масса драгоценных металлов, камней, икон. В 1928 году храм был передан Главнауке, с него сняли колокола, в юго-западную колокольню добавили шахту лифта. В 1931 году в нем открыли музей, установили и запустили маятник Фуко в Исаакиевском соборе, как триумф науки над религией.
Фасад храма практически не пострадал во время бомбежек блокадного Ленинграда, но его интерьеру был нанесен немалый ущерб. Собор не отапливался зимой и промерз настолько, что внутренние колонны покрылись инеем. Весной по стенам потекла вода, испортившая множество картин и гравюр.
Интерьеры собора
Ротонда Исаакиевского собора
Роскошное внутреннее убранство храма и его масштабы поражают воображение. Здесь устроено сразу три алтаря. Главный из них посвящен Исаакию Далматскому, правый – Александру Невскому, левый – Мученице Екатерине.
Интерьерные плоскости отделаны ценными породами камня: малахитом, мрамором, лазуритом, алевролитовым сланцем, шунгитом и так далее.
Отдельные сюжеты выполнены с использованием позолоченной бронзы, стеклянной и каменной мозаики.
Над картинами здесь работали многие знаменитые русские художники XIX века: К. Брюллов, Ф. Рисс, Ф. Бруни, И. Бурухин и другие. Среди скульпторов трудились П. Клод, И. Витали, Н. Пименов.
В окне главного алтаря присутствует такой необычный для православного храма элемент как витраж. Он изображает сцену воскрешения Спасителя.
Эскизы и непосредственное воплощение такой большой стеклянной картины (более 28 метров квадратных) – творчество немецких мастеров.
Интерьер Исаакиевского собора
В целом, внутри храма разместилось больше 150 шедевров от мастеров русской живописи.
Роспись Исаакиевского собора проходила не без трудностей: классические фрески были признаны методом, непригодным из-за климатических особенностей местности.
Художники приняли решение расписывать интерьер масляными красками, но и эта идея оказалась не самой удачной: грунт плохо сох, отставал от основы. Из-за этого художникам приходилось иногда переписывать заново целые картины.
Только в 1855 году был изобретен пригодный к росписям состав. Кроме того, стены начали украшать мозаиками, которые было значительно проще воплотить в здешних климатических условиях. Эти наборные панно получили очень высокую оценку на Всемирной выставке в Лондоне, проходившей в 1862 году. Эффектное сочетание позолоты, цветного стекла и камня создает возвышенную атмосферу внутри храма.
Под куполом: Богоматерь в окружении святыхИконостасПотолок
Это интересно: Иверский Самарский женский монастырь — в общих чертах
Стоимость билетов в Исаакиевский собор — лето 2019
- для взрослых посетителей — 350 руб.
- для детей до 7 лет – бесплатно
- для детей от 7 до 18 лет – 100 руб.
- для студентов России и Белоруссии – 100 руб.
- для пенсионеров России и Белоруссии – 100 руб.
- для студентов зарубежных стран (необходимо предъявить карту ISIC) – 200 руб.
Интересные факты
Вид, открывающийся со смотровой площадки Исаакиевского собора
Во время Революции 1917 года и установления советской власти убранство и украшения собора довольно сильно пострадали, оттуда была изъята серебряная и золотая утварь, сняты все доступные золотые детали. Сама церковь стала помещением для антирелигиозного музея.
При воздушных налетах на город во время Второй Мировой войны, немецкие летчики никогда не целились непосредственно в собор. Его фасады пострадали только от осколков, взрывающихся снарядов.
Архитектор Монферран строил Исаакиевский собор целых 40 лет, в связи с этим родились слухи, будто мастер должен был умереть после окончания работ. В реальности автор и руководитель проекта действительно прожил лишь месяц после освящения церкви.
Панорама Исаакиевского собора
Режим работы, порядок посещения и стоимость
Двери собора открыты с 10.30 до 18.00 каждый день, кроме среды. Купить билет можно на месте, но касса закрывается в 17.30. В теплое время года, с начала мая по конец сентября, в 18.00-22.30 проводятся дополнительные вечерние экскурсии. С начала июня по конец августа, в период белых ночей, организуются посещения святыни в ночное время с 22.30 до 4.30.
- Исаакиевский собор зимойВинтовая лестница
- Отправляясь на экскурсию в Исаакиевский собор, необходимо одеться подобающим образом: никакой укороченной или слишком облегающей одежды, для женщин рекомендованы длинные юбки и головные уборы.
- Образец лесов, использовавшихся для подъема колонн
Для взрослых стоимость билета составляет 250 р. (вечером 400 р.), а дети, пенсионеры и студенты должны заплатить по 50 рублей за вход. Отдельно продаются экскурсии на колоннаду собора, которая расположена в 43 метрах над землей. Стандартная стоимость на вход сюда составляет 150 р., вечером – 300 р., а ночью – 400 р.
Экскурсовод подробно рассказывает об истории Исаакиевского собора, материалах, которые использовались для его постройки, а также многочисленных исторических фактах, связанных с постройкой. Группы набираются на месте из тех, кто уже купил билет. Долго ждать не придется, ведь каждый день здесь очень много туристов, желающих посмотреть на одну из главных достопримечательностей Питера.
Собор внутри
Для напольного покрытия использовали темный, серый мрамор из Выборга. Его выкладывали, комбинируя с розовым тивдийским мрамором.
Внутренние стены облицованы светло-серым мрамором из Италии. Алтарь отделан тем же материалом белого цвета и покрыт изящной резьбой. Проемы арок украшены фигурами мраморных ангелов. Нижнюю часть стен оформили сланцем, получился гармоничный переход от серого пола к светлым стенам.
Использовали для декора помещения бронзу, стеклянную и каменную мозаику. Живописные полотна, украшающие собор выполнены известными художниками, здесь есть картины Брюллова, Рисса, Бруни и других русских мастеров XIX века. Всего в храме более полторы сотни полотен. Из-за влажного климата отказались от фресок и оформили собор мозаичными полотнами.
Иконостас
Ступени и цокольные элементы главного иконостаса изготовлены из порфира насыщенного вишневого цвета. Снежно-белый мрамор служит отделкой главного и малых иконостасов.
Очень красиво оформлен иконостас – десять больших малахитовых колонн и 2 малые лазуритовые. Малахит отличается хрупкостью, так что для декорирования пришлось использовать мозаичную технику. Также малахит использовали для оформления цоколей иконостасов и вставок.
В центре главного иконостаса расположен витраж, что довольно необычно для православного собора, его размер – 28 кв. м. Изготовили витраж мастера из Германии.
Наружное убранство храма
При строительстве храма было использовано сорок три породы минералов. Цоколь собора облицован гранитом, а стены, достигающие местами пятиметровой толщины, — серым мрамором. Колонные портики украшены фигурами двенадцати апостолов. Фигуры ангелов расположены вокруг главного купола и над крышей храма.
Со всех сторон здания располагаются фронтоны, украшенные горельефами. С южной стороны горельеф «Поклонение волхвов», горельеф северного фронтона – «Воскресение Христа». На восточной стороне горельеф «Встреча Исаакия Далматского с императором Валентом», а на западном горельефе – «Святой Исаакий Далматский благословляет императора Феодосия».
Автор горельефов – скульптор К.П. Витали.
Здание собора с четырех сторон окружено 8 и 16-колонными портиками с фронтонами, украшенными статуями и горельефами. Гранит для колонн Исаакиевского собора привозили с побережья Финского залива.
Перевозка и установка огромных гранитных блоков стоила неимоверного труда рабочих и была связана с опасностью. Установка монолитных колонн выполнялась до возведения стен Исаакиевского собора.
Для их сооружения применялись огромные гранитные блоки, которые привозили на специальных судах. Огромные колонны были установлены к 1830 году.
Освящение собора
Освящение Исаакиевского собора проходило очень торжественно — года. На семичасовой церемонии присутствовал Александр II. Вокруг собора оборудовали платные места для зрителей. Билеты стоили недешево, до 100 рублей. Был проведен крестный ход. Особое впечатление на зрителей произвел церковный хор из более тысячи певчих.
Не все оценили новый храм, и некоторое время собор называли «чернильница», намекая на пропорции сооружения.
А вы знали? О. Монферран хотел быть похороненным в соборе, которому посвятил 40 лет жизни. Император не разрешил этого сделать. Вдова архитектора увезла его тело в Париж, там его и похоронили.
Собор в XX веке
Собор, как и многие религиозные объекты, пострадал после революции. Была изъята утварь из драгоценных металлов, ни одной золотой детали не осталось. В помещении собора разместили антирелигиозный музей.
Во время ВОВ, все культурные ценности города, которые не успели вывезти, перенесли в подвальные помещения Исаакиевского собора. Так как купол Исаакия немцы использовали в качестве ориентира, то обстрелы по нему не велись.
После войны собору присвоили музейный статус. В 1990 году возобновились церковные службы по праздникам.
Исаакиевский собор
Выйдя из паба, я не поверил своим глазам! Я увидел настолько красивый закат, что несмотря на всю усталость, накопившуюся за целый день, я направился гулять дальше в сторону Исаакиевского собора!
Создалось ощущение, что наступил уже следующий день! Ведь буквально пару часов назад, до посещения паба, небо было затянуто тучами!
Просто немыслимо, как быстро в Санкт-Петербурге поменялась погода! Это произошло во многом благодаря географическому расположению города и умерено-континентальному морскому климату!
Набережная реки Мойки очень преобразилась и заиграла красками!
Главная улица города, — Невский проспект перестала быть такой серой!
Солнце над башней адмиралтейства вот-вот зайдет.
Довольно внушительное здание Санкт-Петербургского Государственного Университета Технологии и Дизайна.
Улица Большая Морская, — одна из тех улиц, с которой строился Санкт-Петербург. Очень интересное место! Тут каждый дом имеет свою историю!
Императорское Общество Поощрения Художников, считается старейшим в стране. Оно было основано с целью содействия и развития изящных искусств. Сюда приезжали творческие люди со всех уголков России и делились своими знаниями!
А говорят в Питере всегда всё серо и идут дожди! Готов поспорить, что бывает и солнце!
Я вышел на Исаакиевскую площадь. С одной стороны которой стоял интересный памятник Николаю I. Император изображён на коне. Обратите внимание, – скульптура имеет только две точки опоры (на задние ноги лошади). Это довольно редкое и не простое техническое решение.
- За памятником стоит Мариинский дворец.
- И вот он, — Исаакиевский собор, — один из красивейших строений в мире, величественный храм, поражающий своими размерами и архитектурным убранством!
- Собор начал свою историю в 1707 году, тогда Петр I приказал построить храм, который носил бы имя небесного покровителя царя – преподобного Исаакия Далматского.
Настя в лучах закатного солнца.
На этой литографии видно, что, сперва, это была довольно скромная деревянная церковь. В ней венчались император Петр I и императрица Екатерина Алексеевна.
Но позже она разрасталась в размерах, приобретая всё новый облик, чтобы соответствовать центральному убранству Петербурга.
С 1818 по 1858 год, целых 40 лет строился с технической стороны очень сложный, но в то же время уникальный собор. Тысячи людей принимали участие в его строительстве!
- Для закладки фундамента в болотистую почву вбивалось около 24000 свай.
Благодаря кропотливому труду французского архитектора Огюста Монферрана собор получился такой, какой мы видим его по сей день! Он стал одним из красивейших сооружений не только в России, но и в мире!
- Фото внутри собора Ximeg.
- Фото купола Igor Abramov.
К сожалению я пришел на закате, и внутрь собора попасть не сумел. Жаль, ведь он способен вместить около 12000 человек!
Подойдя ближе, понимаешь этот размах и его грандиозность! Исаакиевский собор входит в список самых высоких православных храмов и колоколен в мире и имеет приличную высоту равную 101,5 метров. Что лишь на 1,5 метра ниже Храма Христа Спасителя в Москве.
- В 1828 году, еще до возведения стен, на нижней портике началась установка 48 колонн, высеченных из монолитных гранитных блоков.
Но он любому даст фору своими колоннами!Гранит добывали в скалах под Выборгом, где его грузили на специальные баржи и отправляли по Финскому заливу прямо в Петербург. Говорят, что уже на месте их обрабатывали, полировали и устанавливали.
Хотя на этой литографии хорошо видна готовая колонна, обработанная непосредственно в скалах под Выборгом. Кому в данном случае верить, не понятно? Ходит много споров о том как добывался гранит для колонн и еще больше непонятного в том как их обрабатывали и затем устанавливали! Ведь высота у колонн — 17 метров, а вес каждой около 114 тонн!
- Время работы летом с 10:30 до 18:00, затем начинаются вечерние программы музея С 18:00 до 22:30 (с 1 мая по 30 сентября, выходной день – среда)В зимнее время с 10:30 до 17:30.
- Выходной день: Среда.
Перед посещением рекомендую ознакомиться с официальным сайтом Исаакиевского собора. Время может поменяться, а также на сайте можно приобрести билеты онлайн.
Я решил пойти на колоннаду. У собора стоит электронный терминал по продаже билетов. Вечерний билет обошелся мне в 300 рублей.
Перед походом наверх висит информационная табличка, на которой мы видим, что колоннада находится на высоте 43 метров. И мне предстояло пройти 262 ступени.
- Памятник Николаю I и Мариинский дворец.
- Звонница собора.
- Популярный ресторан Мансарда.
- Вид на Александровский или Адмиралтейский сад и реку Неву.
Несколько минут по винтовой лестнице и я на месте! Поднявшись на колоннаду, передо мной открылся потрясающий вид на весь Петербург! Как оказалось, в центре города нет здания выше Исаакиевского собора!Закат выдался потрясающий! Чуть ниже колоннады на фасадах собора установлены скульптуры, к которых прослеживаются различные библейские сюжеты.
Выше меня был только сам купол наружным диаметром 25,8 метров. Он не самый большой. Я видел и более! В остальном собор лишь немного уступает знаменитым соборам в мире! Он по праву входит в Топ 5 после собора Святого Петра в Ватикане, собора Святого Павла в Лондоне и собора Санта-Мария-дель-Фьоре во Флоренции.
Теоретически на купол тоже можно залезть по вот этой лестнице, но проход туда закрыт. Оставим эту затею руферам!
Удивительно, но представьте, наверху колоннады тоже стоят 24 колонны, окружающие центральный купол. Они всего на 3 метра меньше нижних и весят по 64 тонны каждая!
И их нужно было как-то поднять на такую высоту? Как они это сделали? По сохраненным литографиям можно понять, что сперва колонну нужно было перетащить к собору, а затем привязав много канатов под действием рычагов затянуть на нужную высоту.
Реально ли всё это? Не знаю. Если колонны устанавливали не так, то как же иначе?
Вид на Главное адмиралтейство, Главный штаб ВМФ на переднем плане, за ним видно здание Эрмитажа.
А через реку Неву торчит шпиль Петропавловского собора.
На переднем плане терраса отеля W St. Petersburg. За ним хорошо виден Собор Воскресения Христова (Спас-на-Крови).
Гостиница Petto Palace Hotel на улице Малой Морской. За ней торчит купол Кафедрального собора Казанской иконы Божией Матери.
- Адмиралтейский сад на закате.
- Дворцовая площадь.
- Посмотреть на панорамы Санкт-Петербурга снятые с Исаакиевского собора в большем разрешении 2500px. можно по ссылке ниже: Вид с Исаакиевского Собора
Ну вот и пора на выход. Спуск вниз.Вид с Исаакиевского Собора 2Исаакиевский собор выдающийся образец позднего классицизма! Мне он очень понравился! Было жалко, что я не попал внутрь, но это уже отдельная история. Считаю колоннаду Исаакиевского собора идеальным местом, для первого знакомства с центром Санкт-Петербурга!
- Посмотреть на панораму Исаакиевского собора в большем разрешении 2500px можно по ссылке ниже: Панорама Исаакиевского собора
- Рядом с Исаакиевским собором Екатерина II поставила памятник Петру Первому «Медный всадник».
- Красивое здание Сената и Синода.
- Исаакиевский собор со стороны Александровского сада.
- Главное Адмиралтейство.
- Дворцовый мост и Петропавловский собор.
- Эрмитаж.
- Я вернулся на Дворцовую площадь, с которой фактически начал свое знакомство с чудесным Санкт-Петербургом!
- Посмотреть все посты из моей поездки по Санкт-Петербургу можно по ссылкам ниже:
Спустившись, я решил еще немного прогуляться по центру. Был просто потрясающий закат над Невой! Наверное мне очень повезло, ведь днём ранее весь Петербург был затянут тучами. Это был очень длинный и продуктивный день! Я много прошёл пешком по центру города, увидел дворцы, музеи, парки, даже зашел в паб и в конце дня побывал на колоннаде Исаакиевского собора! Где встретил закат! Пожалуй это идеальный день! 1. Санкт-Петербург. День 1 2. Исаакиевский собор3.