Аничков
мост на фоне шикарного дворца Белосельских-Белозерских – один из лучших видов культурной столицы России. Здание на углу Фонтанки
и Невского проспекта потрясает одновременно изяществом и монументальностью.
По
богатству и роскоши внутреннего убранства он вполне может конкурировать с любой
царской резиденцией. Его история полна тайн. Он — свидетель пышных балов с царями
и вельможами, первой встречи последней царственной четы, заговора против
«святого старца» Григория Распутина.
Он сменил много владельцев, и среди них
были очень яркие личности…
Вид на Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских
Отстраивая
Санкт-Петербург, Петр I
благодарил своих соратников за верную службу, раздаривая столичную землю.
«Лакомый
кусочек» на пересечении главной городской магистрали «Невской першпективы» и реки Фонтанки (которая была границей
поселения) достался князю Шаховскому.
Однако он, как и еще несколько будущих
хозяев, не оценили достоинств этого участка. И только в конце XVIII века сенатор граф И.А. Нарышкин отстроил здесь
дом фасадом на Фонтанку.
В 1797
году этот дом купила у Нарышкина княгиня Анна Белосельская-Белозерская,
тут же снесла и построила новый. В 1800 году зодчий Ф. И. Демерцов возвел солидный,
но скромный трехэтажный особняк в классическом стиле.
Однако к середине XIX века он перестал удовлетворять запросам
знатного семейства, которое по богатству могло тягаться с императором. Сын
княгини Эспер Белосельский-Белозерский был наследником купца Ивана Семеновича
Мясникова, одного из самых зажиточных людей России XVIII века, владельца металлургических заводов на Урале.
Князь Эспер заказал у замечательного зодчего Андрея Ивановича Штакеншнейдера
нечто грандиозное, что поразит воображение двора и жителей столицы.
Штакеншнейдер
знал толк в царской роскоши и был в курсе всех модных тенденций в архитектуре.
Он много строил для императорской семьи в Петергофе и Царском селе и, в конце
концов, стал придворным архитектором дома Романовых. А кроме того, слыл
передовым и всесторонне образованным человеком.
В его особняке на Миллионной
улице регулярно собиралась творческая интеллигенция – бывали Гончаров,
Достоевский, Тургенев.
Дворец Белосельских-Белозерских в конце XIX века
За 1847-48
годы дом превратился в настоящий дворец в стиле необарокко. Он напоминал блестящие
произведения Растрелли в Петергофе и Царском Селе.
По одной из версий, именно растрелиевский
Строгановский дворец на набережной Мойки вдохновил Штакеншнейдера. Проект
утверждал сам император, так как вся застройка центра Санкт-Петербурга им
контролировалась.
Владение Белосельских-Белозерских — последний частный дворец
на Невском (не принадлежащий царской семье).
Дворец Белосельских-Белорецких в XX веке
Здание кардинально поменяло
свой облик – были переделаны фасады, пристроены флигели, поменялась внутренняя
отделка. Архитектор старался изо всех сил, чтобы его творение выглядело как
можно более величественным и торжественным.
В нем присутствовали все элементы
царственного барокко: округлые изогнутые линии фронтонов и окон, колонны и
пилястры, балконы с ажурными перилами, античные скульптуры.
И конечно, не
обошлось без атлантов и кариатид – их выполнил знаменитый датчанин Давид Йенсен.
Атланты на фасаде дворца
Необыкновенно красивыми интерьерами дворец обязан также Штакеншнейдеру.
Он сочетал барокко и рококо. Каждая комната оформлена в своем оригинальном стиле:
Бежевый и Зеркальный залы, Золотая Малиновая гостиная… При их оформлении использовали
богатейшие княжеские коллекции живописи, фарфора и серебра.
Парадную лестницу украшали
кариатиды. Комнаты согревали камины из мрамора. Решетка перил с инициалами
обладателей всего этого великолепия напоминала тонкое кружево. Поражала
воображение богатейшая библиотека: резные панели из дерева, шелка на стенах, камин
в узорах, большое зеркало в позолоченном окладе.
Парадная лестница
Здание необыкновенно органично вписалось в архитектурный
ансамбль Аничкова моста, набережной Фонтанки и Невского проспекта. Современники
именовали его шедевром, совершенством, величественным итальянским палаццо.
Вид на набережную Фонтанки, Аничков мост и дворец Белосельских-Белозерских
Одна беда – сам заказчик так и не смог насладиться роскошью
своего нового дома: не дожил до окончания строительных работ.
Его супруга Елена
Павловна, ветреная особа, не хранившая верность в браке, горевала недолго и
вскоре переехала к новому мужу князю Василию Кочубею, а дворец на Невском оставила
для развлечений. Статс-дама и фрейлина императрицы была
законодательницей мод и светской львицей.
По размаху и пышности балов княжеский
особняк можно было сравнить только с Зимним. К тому же сюда частенько
заглядывали венценосные особы из соседнего императорского Аничкова дворца.
В 1865 году сын Елены Павловны Константин Белосельский женился
на Надежде Дмитриевне Скобелевой, первой красавице с чудным голосом, которая
устраивала во дворце великолепные приемы. Белосельские-Белозерские слыли
поклонниками литературы и различных искусств, каждый из них владел каким-нибудь
музыкальным инструментом.
Здесь регулярно выступали знаменитости – например, Антон
Рубинштейн и Ференц Лист. А хозяева по последней моде немного коверкали русский
язык на английский манер. Дворец считался самым светским местом Санкт-Петербурга.
Постоянными его гостями были Александр III с супругой. В то время как император
играл в карты, императрица танцевала в Зеркальном зале.
Она могла это делать до
бесконечности…
У утонченных, увлеченных искусствами Белосельских-Белорецких просто руки не доходили до бизнеса, который лежал в основе их процветания. Пока шумели балы, их капиталы убывали.
Металлургические предприятия Урала, наследие предприимчивого предка, разорялись. Василий Кочубей решил проблему самым популярным во все времена и разорительным способом – набрал кредитов.
В итоге дворец за долги перешел Романовым.
В 1884
году прекрасное палаццо получил Сергей Александрович Романов, младший брата
Александра III — на свадьбу с Елизаветой
Гессен-Дармштадтской (Елизаветой Федоровной). Дворец стали именовать «Сергиевским».
В 1891 году жизнь в нем замерла.
Великий князь покинул столицу – получил пост генерал-губернатора
Москвы. И подписал себе смертный приговор. Это был разгар охоты революционных организаций
за политической элитой России. В 1905 году князь пал жертвой теракта – его взорвал
эсер-боевик Иван Каляев.
После чего супруга Елизавета Федоровна с горя ушла в
монастырь. У нее не было своих детей, но были приемные – племянники мужа
Дмитрий и Мария. Они в раннем детстве потеряли мать, а отец, великий князь
Павел Александрович попал в немилость за неугодный Короне брак и был выслан из
страны.
После того, как неутешная вдова покинула мирскую суету, мальчика забрал
к себе в семью сам император Николай II.
Дмитрий Павлович Романов
Дмитрий
Павлович Романов получил дворец в подарок от приемной матери. Он был баловнем
судьбы: красавцем, гулякой и ловеласом. К тому же блестяще образованным
(закончил офицерскую кавалерийскую школу). Ему покорялись и кони, и женщины, и
автомобили.
Он увлекался автогонками и
джигитовкой. В 1912 году ездил на Олимпиаду в Стокгольм, чтобы
продемонстрировать достижения в конном спорте.
Во время Первой мировой войны Дмитрий
оказался на передовой и получил орден Святого Георгия 4-й степени — за бои в Восточной
Пруссии.
Госпиталь во дворце Белосельских-Белозерских во время Первой мировой войны
Сам император его любил и ценил. И готов был отдать за него свою
старшую дочь Ольгу – помолвка была назначена на 6 июня 1912 года, но не
состоялась по настоянию императрицы Александры Федоровны, ведь Дмитрий не
скрывал неприязни к любимцу царской семьи Григорию Распутину.
Именно из дворца
Белосельских-Белозерских поздним вечером 30 декабря 1916-го года выехал автомобиль
великого князя во дворец Юсуповых, чтобы избавить правящую династию и Россию от
«злого гения».
После убийства
порочного «старца» дворец стал местом «домашнего ареста» заговорщиков, пока Дмитрия не отправили в Персию (за него
заступились другие члены царского семейства, также ненавидевшие Распутина). Что спасло ему жизнь, так как Россия
погрузилась в сплошной кровавый хаос, где великокняжеским особам было не место.
Его жизнь в эмиграции была бурной и разнообразной – во Франции у него случился роман
с Коко Шанель, которую он познакомил с русской художественной элитой за
границей. В отличие от Феликса
Юсупова, Дмитрий Павлович Романов никогда никому не рассказывал об убийстве
Распутина, круто изменившего его жизнь.
https://www.youtube.com/watch?v=yhjtSnpSDes\u0026t=1136s
Получив власть, большевики национализировали дворец. Роскошное палаццо
утратило светский лоск и надолго превратилось в скучную советскую контору
— с 1920 по 1991 года здесь разместился районный комитет партии и множество
советских учреждений. Картины вывезли — в Эрмитаж и особняк
Белосельских-Белорецких на Крестовском острове.
Огромный
урон прекрасному строению нанесла война – во время блокады в него неоднократно
попадали снаряды. Восстановили его только к 1954 году, но еще с 1960 года по
1988 год шла реставрация интерьеров под руководством Ирины Николаевны Бенуа.
В 1992 году коммунисты, наконец, покинули княжеские покои. Дворец избавился
от канцелярских столов и советских лозунгов и стал постепенно возвращать свой
царственный вид. Его передали Комитету по культуре мэрии Санкт-Петербурга. А с
2003 года оно оказалось под юрисдикцией Управления делами президента РФ.
Дубовый зал (бывшая библиотека)
В начале XXI века дворец ожил. Последняя его реставрация
закончилась в 2015 году. Был восстановлен его исторический облик — сейчас здесь
почти все выглядит как при Белосельских-Белозерских.
Особенно поражают
воображение посетителей залы на 2-м этаже: Дубовый (бывшая библиотека) и
Зеркальный (бальный), Картинная галерея, Парадная столовая, Бежевая, Зелёная и
Малиновая гостиные.
И все это можно увидеть на экскурсии.
Парадная столовая
Сейчас во дворце опять кипит культурная
жизнь, проходят выставки, фестивали и конкурсы. А с 1988 года он снова стал одной из лучших
концертных площадок города. По воскресеньям в Зеркальной зале, где великолепная
акустика, выступает Санкт-Петербургский государственный академический
симфонический оркестр.
Афишу можно увидеть на сайте музея, и там же приобрести
билеты. Здесь звучит
не только классика, но и джаз, этно, рок. Ставят спектакли для детей и взрослых.
Таким образом, в начале XXI века один из замечательных памятников архитектуры XIX вернул
себе, наконец, свой исторический вид и статус центра культурной жизни северной
столицы.
Зеркальный зал, где сейчас проходят концерты
Дворец Белосельских-Белозерских, Санкт-Петербург, Россия: описание, фото, где находится на карте, как добраться
Главная > Россия > Санкт-Петербург
Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге — величественное здание, построенное по расчетам А. Штакеншнейдера, и ставшее последней личной усадьбой, сооруженной в XIX веке.
Белосельские-Белозерские часто бывали за границей, откуда привозили редкие книги, серебро, фарфор, картины и пополняли дорогими вещами свои коллекции.
Дворец славился не только своим богатством и красотой, но и веселыми балами.
Бытует легенда, что супруга Александра III, Мария Федоровна, так любила бывать на балах и танцевать там «до упада», что императору приходилось выдумывать всякие хитрости, чтобы она покинула этот дворец.
История дворца длится с 1797 года. Тогда князья Белосельские-Белозерские купили у сенатора Нарышкина большой надел земли. Новые хозяева хотели построить на нем такой дворец, который по блеску отвечал их высокому статусу в обществе.
Архитектор 2 года трудился над проектом, а строился дворец Белосельских-Белозерских очень быстро: с 1846 по 1848 год. Отличались фасады постройки, исполненные в стиле барокко. В XIX веке они стали примером использования этого стиля в городе на Неве. По всей вероятности, они позаимствовали облик дворца Строгановых.
Глава семейства — Эспер Александрович, умер от тифа, так и не пожив в новой усадьбе ни дня. Его супруга, оставшись вдовой, согласилась выйти замуж за князя Кочубея. Вот тогда-то и начались во дворце, одни из богатых в Петербурге, веселые балы. Не только балами славился этот дворец, но и музыкальными встречами, на которых бывал П. Чайковский и другие именитые композиторы.
Когда дела Кочубея пошли на спад, дворец был продан. С тех пор владельцами дворца становились самые богатые люди Петербурга. В 1918 году усадьба Белосельских-Белозерских была отдана для проведения курсов, затем комитету комсомола, потом комитету партии. Во время войны здание было полуразрушено, но после Победы его снова восстановили.
С 1991 года, после получения статуса культурного центра, во дворце проводятся концерты симфонического оркестра, организуются выставки, здесь можно увидеть выставку восковых фигур. Те помещения, которые остаются свободными, сдаются в аренду разным коммерческим организациям. С 2001 по 2005 год здесь проводились большие реставрационные работы.
Дойти до дворца Белосельских-Белозерских можно от ст. метро «Гостиный двор» и «Маяковская».
Фото достопримечательности: Дворец Белосельских-Белозерских
Дворец Белосельских-Белозерских на карте:
Дворец Белосельских-Белозерских на карте
Дворец Белосельских-Белозерских – один из красивейших дворцов, завершивших уникальный образ Невского проспекта. Дворец является последним частным строением Невского проспекта. Архитектура особняка князей Белосельских напоминает Строгановский дворец, и расположен он также на углу проспекта и набережной, только уже не Мойки, а Фонтанки.
Дворец Белосельских-Белозерских на карте
Участок земли с маленьким каменным домом был куплен княгиней А. Белосельской у князя И. Нарышкина в 1797 году. Дом на участке был снесён и построен в 1799-1800 г. уже трёхэтажный особняк по проекту архитектора Ф. Демерцова с фасадом в классическом стиле.
По прошествии 40 лет особняк морально устарел и более не соответствовал высокому статусу владельцев. Новый проект разработал А. Штакеншнейдер по заказу князя Эспера Белосельского-Белозерского, и уже в 1848 году перестройка, длившаяся 2 года, была закончена.
Дворец украшали фасады в стиле барокко – лепные наличники и колонны, атланты и кариатиды, трёхцветная покраска фасадов, два новых флигеля во дворе дома. Дворец стал образцом стиля и модным светским салоном, в нём хранились коллекции живописи, книг и столового серебра, была великолепная мебель и люстры.
Сюда часто наведывались соседи – члены царской семьи, проживавшие в Аничковом дворце — напротив через Фонтанку. Во дворце часто устраивались балы и музыкальные вечера, здесь выступали Ф. Лист и А. Рубинштейн, слушать музыку приходил П. Чайковский. В 1884 году дворец Белосельских-Белозерских вынужденно поменял хозяев.
Князья Белосельские стали терпеть убытки от уральских заводов. Взятые у венценосной семьи кредиты не спасли положения, и дворец пришлось отдать в уплату долга. Новым владельцем дворца стал Великий князь Сергей Александрович, а дворец получил название Сергиевского. И снова внутренние покои были переделаны.
После убийства Великого князя — генерал-губернатора Москвы, дворец перешёл в наследство его племяннику Дмитрию Павловичу (своих детей великокняжеская чета не имела). Во время войны 1914 года в некоторых помещениях дворца был размещён русско-британский лазарет.
В 1917 году особняк вновь поменял владельца, им стал банкир Стахеев, а прежний владелец – Великий князь Дмитрий Павлович — был изгнан в Персию из-за участия в убийстве Г. Распутина. Советский период истории оказался более щадящим для бывшего Сергиевского дворца, чем для большинства дворцов Санкт-Петербурга и пригорода.
В 1918 году дворец Белосельских-Белозерских перешёл, как и прочие дворцы, народу. Народ распорядился дворцами по-своему. Например, в Сергиевском дворце были устроены курсы Красной пропаганды, затем райкомы комсомола и партии, часть помещений сдавалась в аренду конторам и организациям.
Во время Великой Отечественной войны дворец сильно пострадал, но уже в 1954 году был отреставрирован и принимал посетителей, оригинальные интерьеры восстановили к 1989 году. Тогда же открылся и концертный Зеркальный зал. Сейчас дворец Белосельских-Белозерских имеет статус Петербургского культурного центра, в нём концертирует симфонический оркестр, действует выставка восковых фигур, размещены офисы организаций.
Музей «Дворец Белосельских-Белозерских» находится на Невском проспекте, д.41. От станции метро Гостиный двор или Маяковская пройти по Невскому проспекту до набережной Фонтанки. Музей открыт ежедневно с 11 до 19 часов.
Дворец Белосельских-Белозерских
В начале 18 века многие участки земли на берегу Фонтанки передавались в собственность знатным горожанам. Участок, на котором расположился дворец, не стал исключением. Правда, в распоряжение княгини Анны Григорьевны, он попал не сразу. До нее им владели князь Шаховской, а затем сенаторы Мятлев и Нарышкин.
- У Нарышкина участок и приобрела на свое приданое вторая жена князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского в 1797 году.
- Куплена была не голая земля, а небольшой каменный дом, который тут же снесли.
- На его месте архитекторы Тома де Томон и Демерцов спроектировали дворец, смотрящий фасадом на Невский проспект.
Исполненный в модном тогда стиле классицизма, особняк простоял 40 лет, когда перестал устраивать хозяев. Он стал им неудобен, а достаточно скромный внешний вид, не соответствовал высокому положению в обществе.
В 1846-1848 годах главные корпуса перестроили, возвели два новых флигеля, а при оформлении применили новый для архитектуры Петербурга стиль барокко.
Фасад украсили фигуры атлантов. Такие же атланты и кариатиды установлены и во внутренних покоях дворца, оформленных в стиле рококо.
Внутри залы богато украшены полотнами и эксклюзивной мебелью, как и полагается покоям, принадлежащим высшей знати.
До наших дней в первоначальном виде дошли интерьеры приемной, кабинета и столовой, а также великолепная парадная лестница.
Хозяин не дожил до окончания работ, умерев от тифа. Его жена продолжила заниматься ремонтными работами.
В 1846 году в здание провели водопровод, мостовую выложили «бруснинским камнем», а над парадным подъездом установили чугунный навес.
Елена Павловна довольно скоро вышла замуж повторно, но продолжила, тем не менее, заниматься домом.
По окончании работ, она стала устраивать во дворце приемы, балы и светские вечера. Их очень любил посещать Александр Третий с супругой.
Вечера носили, как правило, закрытый характер и предназначались для узкого круга приближенных.
К 1880 году, род Белосельских-Белосельских заметно обнищал, и им пришлось продать дворец, чтобы рассчитаться с долгами.
Новым хозяином стал великий князь Сергей Александрович. Он приобрел здание в качестве свадебного подарка для своей невесты, будущей императрицы Елизаветы Федоровны.
Теперь дворец стал называться Сергиевским.
В 1891 году Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Впоследствии он был убит, а жена удалилась от мира. Детей не было, поэтому пустым особняк простоял вплоть до Первой мировой войны, когда в нем разместили лазарет.
После революции дворец Белосельских-Белосельских национализировали и разместили в нем районные комитеты партии и комсомола.
Сразу после войны здание отреставрировали, а в 1960 году начали восстанавливать внутренние интерьеры. Для посетителей его открыли в 1978 году, а с 1989 года здесь начали давать концерты классической музыки и устраивают регулярные экскурсии для детей и организованных групп.
Адрес:
- Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 41
Время работы:
Посещение по графику экскурсий
Как добраться:
От метро Маяковская выйти на Невский проспект, повернуть налево, и пойти в сторону центра до Фонтанки.
От метро Гостиный двор выйти на Невский проспект, повернуть направо, пойти в сторону Московского вокзала, мимо Аничкова дворца, через Фонтанку.
Дворец Белосельских-Белозерских
На главной туристической артерии Санкт-Петербурга, Невском проспекте, находится великолепный памятник архитектуры XIX века — дворец Белосельских-Белозерских. Многие из нас, проходя мимо дворца, наверняка видели мощных атлантов на его фасадах, но не все догадываются о том, что внутри расположено несколько шикарных парадных залов, которые можно посетить в рамках экскурсии по дворцу.
Интерьеры парадной лестницы Во дворце очень много лепнины и самых разнообразных фигур
Ближайшие ко дворцу станции — «Маяковская», «Достоевская» и «Гостиный двор». От них до дворца пешком — не больше 10 минут.
Атлант, поддерживающий свод здания Дубовый зал
На экскурсию нужно записываться заранее по телефону +7 812 315-52-36, это касса дворца. Стоимость взрослого билета — 300 рублей. Оплатить экскурсию можно только наличными, банковские карты не принимают.
Немного истории
Архитектор современного здания дворца — Андрей Штакеншнейдер, автор проектов величественного Николаевского дворца в Петербурге и Колонистского и Лугового парков в Петергофе. Дворец Белосельских-Белозерских был возведен в 1848 году на месте старого трехэтажного дворца.
Первыми владельцами дворца были князья Белосельские-Белозерские, которым, кстати, принадлежал и Крестовский остров на северо-западе Санкт-Петербурга. Княжеские приемы сравнивали с императорскими балами. По стечению обстоятельств, из-за нехватки средств, Белосельские-Белозерские были вынуждены продать дворец.
Зеркальный зал Здесь проводятся концерты и ставятся различные спектакли
Следующим владельцем здания являлся великий князь Сергей Александрович. Дворец был свадебным подарком его супруге, принцессе Элле Гессенской (Елизавете Федоровне). Впоследствии она передала дворец племяннику, Дмитрия Павловичу. Последний известен нам как участник убийства Григория Распутина.
В Первую мировую войну в помещениях дворца располагался англо-русский лазарет. А после революции 1917 года здание перешло государству — здесь расположился районный комитет коммунистической партии.
Кариатида на стене Зеркального зала Бывшая картинная галерея
Сегодня здание передано Управлению делами президента. Помещения дворца арендуют петербургское отделение «Первого канала» и Музей становления демократии в современной России им. А. Собчака.
Экскурсия по дворцу
Экскурсия, как и во многих других дворцах, начинается с парадной лестницы. Она ведет на второй этаж, в парадные залы. Размеры лестничного пространства поражают. Заглядываясь на здание с Невского проспекта и предположить сложно, что здесь все обустроено с таким размахом. В некоторых залах высота потолков составляет больше 8 метров.
Стоит отметить работу экскурсовода — это замечательная женщина, которая перемежает исторический рассказ с какими-то отвлеченными историями и шутками о Петербурге. Получается очень интересно.
Вернемся к экскурсии. Парадных залов во дворце не так много, но они выделяются своим разнообразием стилей. Если в дубовом зале изюминкой отделки является дерево, то, например, в парадной столовой доминирует строгая величественная отделка с использованием живописи. Кстати, интерьеры во дворце подлинные. Их реставрация была произведена не так давно.
Голубой зал В этом зале представлено несколько картин
Нужно сказать, что во дворец можно попасть не только с экскурсией, но и посетив какое-либо мероприятие в Зеркальном зале. Здесь можно посмотреть комедийный спектакль или просто послушать музыку.
Чтобы достать картину, сначала необходимо разобрать оформляющую её раму Парадная гостиная
Есть в экскурсии и одно необычное место, это Малиновая гостиная. Помещение очень роскошное. Увы, снимать в нем запрещено, так как оно арендуется «Первым каналом». Но это будет для вас замечательным поводом попасть на эту экскурсию, которая, кстати, в этой гостиной и заканчивается.
По соседству находится Малиновая гостиная Знаменитые атланты на фасаде дворца
Из дворцов центральной части Петербурга я бы мог выделить Юсуповский дворец на Мойке — его интерьеры точно не оставят никого равнодушным.
Если кратко, в целом:
- очень хороший экскурсовод и интересная история дворца;
- залы очень разнообразны;
- приходите на экскурсию заранее, чтобы успеть выкупить билеты и посетить гардероб.