12 апреля 2011
Комментариев нет
Величественный в своей простоте Таврический дворец для многих остается загадкой, так как мало кому довелось увидеть, что за интерьеры скрываются за строгими классицистическими фасадами.
Это и неудивительно, ибо в настоящее время дворец является штаб-квартирой Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств, и попасть туда могут лишь избранные.
К последним относятся собственно дипломаты, обслуживающий персонал и немногочисленные посетители регулярно устраиваемых в парадных залах концертов. Приоткрыть завесу тайны помогут открытки с видами Таврического дворца, входившие в серию с одиозно звучащим ныне названием «Дворцы, возвращённые народу».
Отпечатанные в 1987 году, эти черно-белые открытки представляют собой традиционный продукт изокомбината «Художник РСФСР» с фирменной обстоятельной вводной статьей и удачными профессиональными фотоснимками. К ним и поспешим обратиться…
© проект SpbStarosti
Таврический дворец, творение выдающегося русского зодчего Ивана Егоровича Старова (1745— 1808), задуманный как загородная резиденция князя Г. А.
Потемкина-Таврического, стал не только одним из самых совершенных дворцовых строений конца XVIII века, но и своеобразным памятником, в архитектурном образе и торжественном названии которого увековечена победа русского оружия в борьбе за выход к Черному морю.
Возведенный в 1783—1791 годах на левом берегу Невы, сразу за ее излучиной, дворец подчеркнул один из выразительнейших отрезков водной магистрали столицы. Монументальная строгость и удивительная пластическая пропорциональность Таврического дворца на долгое время определили его уникальную роль в системе панорам Невских берегов.
С суровой красотой фасадов контрастирует богатое убранство интерьеров. Анфиладу парадных помещений дворца открывает вестибюль, за ним следует Купольный зал. Два сквозных четырехколонных проема ведут из вестибюля в Купольный зал, а оттуда в главный зал дворца — Колонный, особую красоту которому придает стройный хор белых ионических колонн, декорирующих его по всему периметру.
Сразу за величественным Белоколонным залом располагался Зимний сад, служивший подлинным украшением дворца.
В современном облике Таврического дворца имеются следы многократных перестроек. В 1799 году указом Павла I дворец был передан под казармы Конногвардейского полка. Из всех помещений были вывезены предметы художественного убранства.
В удручающее состояние пришли Колонный и Купольный залы. В 1802—1804 годах Таврический дворец воссоздал архитектор Л. Руска. Существенно видоизменились интерьеры дворца, особенно оба главных зала, заново декорированные в 1819 году по проекту К. И. Росси. В Белоколонном зале видный художник-декоратор начала XIX века Д. Б.
Скотти по всему периметру его перекрытий создал широкий живописный пояс, выполненный в технике «гризайль», имитирующей лепку. Новый декор обрел и Купольный зал. В 1906—1907 годах архитектурный облик Таврического дворца вновь претерпел изменения. Был уничтожен Зимний сад и на его месте построен Зал заседаний Государственной Думы. Здесь в 1917 году проходили заседания Петроградского Совета рабочих и солдатских депутатов. Со сцены Зала заседаний несколько раз выступал В. И. Ленин.
Несмотря на многочисленные перестройки, Таврический дворец остается выдающимся произведением, в котором основные архитектурные идеи русского классицизма претворены в высокохудожественной форме.
Таврический дворец
Архитектор Иван Старов
(1783—1791 гг.)
Центральный портик
Фото 1987 года
Таврический дворец
Архитектор Иван Старов
(1783—1791 гг.)
Общий вид от бокового портика
Фото 1987 года
Таврический дворец
Архитектор Иван Старов (1783—1791 гг.)
Боковой портик. Вид со стороны парадного двора
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Ограда со стороны парадного двора (1792—1793)
Архитектор Ф. И. Волков
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Парковый фасад
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Купольный зал. Фрагмент декора
Первая четверть XIX века
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Купольный зал. Хоры
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Купольный зал. Роспись парусов свода
Первая половина XIX века
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Купольный зал. Роспись на сюжет из «Илиады»
Первая четверть XIX века
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Проход из Белоколонного зала в Купольный
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Колонный зал
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Колонный зал. Люстра. Фрагмент декора
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Гостиная. Люстра. Фрагмент декора
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Зал заседаний. Сцена
Фото 1987 года
Таврический дворец (1783—1791 гг.)
Зал заседаний. Амфитеатр
Фото 1987 года- Вы также можете скачать набор открыток «Таврический дворец» в одном файле
Памятник Есенину и другие памятники в Таврическом саду Санкт-Петербурга. Как выглядит Таврический сад после карантина
Всем привет.
Сегодня расскажу Вам о замечательной зелёной зоне в центре Петербурга — это Таврический сад.
Для тех, кто любит уютные пейзажные места, Таврический сад станет желаемым местом пребывания.
Конечно, Таврический сад в большей степени облюбован местными жителями Санкт-Петербурга, так как гости города и так не успевают обойти все самые грандиозные достопримечательности, такие как Дворцовая площадь и другие. Но если Вы остановились на ночлег в Центральном районе, обязательно посетите Таврический сад и ощутите себя немного петербуржцем.
- Как добраться до Таврического сада
- Дойти пешком до Таврического сада можно от станции метро Чернышевская (минут десять пешком).
Располагается в квартале, ограниченном Кирочной, Потёмкинской, Шпалерной и Таврической улицами.
Расположение: город Санкт-Петербург, Центральный район.
Главный вход: ул. Потемкинская, д.4.
- Режим работы: 07:00-00:00 (будние); 07:00-22:00 (выходные).
- Время работы: ежедневно.
- Стоимость входа: бесплатно.
Мы пришли к саду пешком от станции метро Чернышевская. Говорят, что рядом с садом трудно найти парковочное место, что, кстати говоря, нередко и в других частях города. Поэтому предлагаю прогуляться от метро, чтобы не тратить время на поиски парковочного места.
- Цена
- Вход в сад совершенно бесплатный, что не может не радовать!
Немного об истории создания Таврического сада
Сад разбит в 1783-1800 годах английским садовым мастером В. Гульдом при строительстве Таврического дворца. На месте небольшой речки Саморойки была устроена сложная гидротехническая система из двух прудов, соединённых протоками.
В пруды выпустили стерлядь. Пруды наполнялись водой из Лиговского Канала. На большом пруду есть два острова. Из грунта, вынутого при сооружении прудов, насыпаны видовые горки. В 1866 году Таврический сад открыт для посетителей.
В период с 1930 по 1940 год сад назывался парком культуры и отдыха имени Первой пятилетки, с 1958 — Городским детским парком. 14 апреля 1975 года ему возвращено первоначальное название Таврический сад.
Подумать только! Таврическому саду уже более 150-ти лет!
Таврический Дворец на вид не слишком грандиозный, но очень торжественный.
При входе в Таврический сад есть стенд, на котором представлена некоторая информацию о нём.
- Так я узнала, что Таврический Сад был подарен Екатериной II Григорию Потёмкину Таврическому за заслуги в освоении Тавриды, то есть Крыма.
- Видимо, этот стенд совсем старый, так как вид у него уже изрядно потрёпанный да и памятников, установленных в начале девяностых годов, нет на карте сада.
А их в эти годы в Таврическом саду установили аж целых два:
- Грандиозный почти белоснежный памятник Сергею Есенину, рядом с которым можно повспоминать стихи поэта. Так как памятник мне очень понравился, не могу не упомянуть здесь имя автора памятника — это скульптор Альберт Чаркин.
- Строгий памятнику Петру Ильичу Чайковскому в тени деревьев.
Помимо них в саду ещё есть более старый памятник пионерам героям, но его фото с близкого расстояния у меня не оказалось.
Таврический сад упоминается не в одном литературном произведении, например, в произведении Корнея Чуковского:
А от бешеной мочалкиЯ помчался, как от палки,А она за мной, за мнойПо Садовой, по Сенной.Я к Таврическому саду,Перепрыгнул чрез ограду,А она за мною мчитсяИ кусает, как волчица.Вдруг навстречу мой хороший,Мой любимый Крокодил.Он с Тотошей и КокошейПо аллее проходилИ мочалку, словно галку,
- Словно галку, проглотил…
- — Корней Чуковский,»Мойдодыр», 1921
Интересно, что пруды сада являются искусственными.
В Таврическом Саду в разное время можно наблюдать цветение сирени, липы, шиповника, жасмина, петуний и других растений.
Здесь можно встретить уточек, чаек, воробушков и других птичек.
В целом Таврический сад очень уютный, ухоженный и спокойный. Здесь можно отдохнуть на лужайке, полюбоваться идеальными пейзажами, прогуляться к памятникам или просто посидеть на скамейке у воды.
Достоинства
- Бесплатный вход
- В центре города
- Есть водоём
- Естьпамятник Сергею Есенину
- Красивый Таврический дворец
- Много скамеек
- Можно спокойно отдохнуть
- Памятник Петру Чайковскому
- Памятник пионерам героям
- Приятные глазу пейзажи
- Сад с историей более чем в 150 лет
- Уютное местечко
Недостатки
Читать все отзывы 8
Другие отзывы
Читать все отзывы 8
Смотрите также
- Оранжерея Таврического сада, Санкт-Петербург Самая зелёная локация Питера в любое время года всего за 80₽ Привет! Хочу с вами поделиться впечатлениями от посещения одного весьма интересного места. Актуально тем, кто хочет устроить летнюю фотосессию с сочной зеленью зимой, раскрасить серые питерские будни, провести скромную, но необычную свадебную церемонию или торжество, просто сменить обстановку и на…
- Кафе Оранжерея Таврического сада, Санкт-Петербург Как в центре Питера выпить чашечку кофе с симпатичным десертом и ударной дозой романтики в придачу. Прекрасного дня, драгоценный читатель! Обойти весь Питер в поисках кофе и красоты — решительно невозможно, потому что кофе и красота здесь повсюду. Но иногда попадаются по-настоящему удивительные места. Кафе кофейня «Orangery» прячется прямо в здании оранжереи Таврического сада. Адрес: СПб, ул.
- Каток Таврический сад, Санкт-Петербург Самый дорогой каток в Санкт-Петербурге — вернусь ли я сюда когда-нибудь ещё? Всем доброго времени суток! Это мой не первый обзор на каток. Я являюсь частым гостем этих заведений, так как являюсь действующим фигуристом и тренером по фигурному катанию. Я была почти на всех катках Санкт-Петербурга. Сегодня хочу обратить ваше внимание на этот каток в центре Северной столицы.
- Ботанический сад, Санкт-Петербург ✿Когда не покидает ощущение, что меня кинули на деньги Решила удивить дочку и показать ей ботанический сад Петра Великого РАН . В моем воображении выстраивались картинки, я была в предвкушении этого события т.к и сама хотела туда попасть. Одно название чего стоит, мало того, что это сад самого Петра Великого, так еще и Российской Академии наук!
- Летний сад, Санкт-Петербург «Я к розам хочу, в тот единственный сад, где лучшая в мире стоит из оград…» Два времени года в Летнем саду: мой отзыв об одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга. ВИДЕО. Здравствуйте, друзья! Наконец, дописан один из самых долгожданных (для меня) отзывов, поэтому сегодня приглашаю всех на небольшую прогулку по Летнему Саду . Несомненно, это одна из главных достопримечательностей Санкт-Петербуга, да и сам по себе он — музей под открытым небом.
- Юсуповский сад, Санкт-Петербург Один из самых красивых и живописных садов Санкт-Петербурга. Островок спокойствия и тишины в самом сердце города. Привет всем! В этом году у меня не будет отпуска, зато будет много отзывов, посвященных садам, паркам и общественным пространствам Санкт-Петербурга. В нашем городе много всего интересного, и мне очень хочется делиться с читателями своей безграничной любовью к самому прекрасному городу на Земле.
- Яблоневый сад, Санкт-Петербург Расскажу о некоторых минусах этого места На этом сайте уже есть отзыв об этом месте с красивыми весенними фото, но ведь он такой не весь год, поэтому я решила показать вам Яблоневый сад глубокой осенью.
- Измайловский сад, Санкт-Петербург Петербург театральный. Измайловский сад — место, где отдыхаешь душой. Здравствуйте! Писать отзывы о любимом городе всегда доставляет мне огромную радость. Сегодня я хочу рассказать об Измайловском саде. Он небольшой и не самый значимый в плане достопримечательностей, но это то самое место, где я бываю каждый год, и, как правило, не по одному разу.
- Ботанические экскурсии в Летнем саду, Санкт-Петербург Может ли в музее расти картошка? А кабачок? А вот в Питере в Летнем саду это вполне возможно. Кому понравится эта экскурсия, и можно ли посмотреть тут все самостоятельно. Что это за экскурсия В Летнем саду есть такое место, как боскет «Красный сад». Скорее всего такое название он получил из-за того, что импровизированные дорожки здесь посыпаны красным камнем, а возможно это и историческое название.
- Популярные отзывы
- Смоленское православное кладбище, Санкт-Петербург Какое же уютное кладбище…Хорошо, наверное здесь лежать! Мечта сбылась- я побывала на Смоленском кладбище. Уникальная атмосфера, в Москве ничего подобного нет. Приветствую, товарищи! Сегодня я расскажу вам о месте, которое я собиралась посетить одним из первых по приезде в Ленинград. Неповторимой красоты Смоленское православное кладбище, которое по фотографиям так и манило меня своей атмосферой, уютом, старинными крестами и чем-то необъяснимо…
- Кафе Оранжерея Таврического сада, Санкт-Петербург Как в центре Питера выпить чашечку кофе с симпатичным десертом и ударной дозой романтики в придачу. Прекрасного дня, драгоценный читатель! Обойти весь Питер в поисках кофе и красоты — решительно невозможно, потому что кофе и красота здесь повсюду. Но иногда попадаются по-настоящему удивительные места. Кафе кофейня «Orangery» прячется прямо в здании оранжереи Таврического сада. Адрес: СПб, ул.
- ЖК «Солнечный город. Резиденции», Санкт-Петербург Солнечный город. Резиденции ✔️ Новый малоэтажный жилой комплекс в Питере. В чем его преимущества и отличие от ЖК Солнечный город ✔️Фото квартиры с отделкой. Всем привет! Сегодня мне хотелось бы рассказать о жилом комплексе «Солнечный город. Резиденции» от Setl City, крупнейшего застройщика Санкт-Петербурга.
- Парикмахерская «Бублик», Санкт-Петербург «Ваша причёска будет держаться 2 дня!» — распалась спустя часа 3! Такое распиаренное место и такой плачевный результат. 2500 на ветер. Всем привет! Не хотела я писать отзыв, но придётся (уж больно не отпускает меня эта история). Всё было этим летом, когда я решила записаться в парикмахерскую «Бублик» на прическу. Случай был особенный — моя подруга выходила замуж и нужно было выглядеть соответствующе.
- Республика котов, Санкт-Петербург Обязательно для посещения всем, кто любит котиков и Питер. Однако, у меня осталось неоднозначное впечатление и я больше точно не пойду. Всем привет! Поздравляю с наступившим 2022 годом, ведь это год котиков, хоть и очень больших. Моя дочь без ума от кошек. У нас есть кошечка, но она дикарка, кусается, царапается и не идёт на руки. А дочке очень хочется подержать её на ручках, погладить.
- Зоомагазин Хвостуля Дачный проспект 9 к1, Санкт-Петербург Место куда я больше не приду. Мой первый плохой отзыв о зоомагазине. Хамское поведение сотрудницы и ответы владельца магазина на жалобу. Наверное, у каждого магазина бывают свои недостатки, я ко многому могу отнестись с пониманием но когда дело касается моего любимого питомца и грубого обращения в его адрес, не могу просто промолчать, считаю, что я должна высказаться о произошедшей ситуации.
- Bonjour! Добро пожаловать в рождественскую сказку! Европейский уют и вкусная еда. Приветствую всех заглянувших! Я частенько бываю в центре Петербурга и люблю ходить в кафе и рестораны. Мимо кондитерской Du Nord проходила сотню раз, но почему-то не возникало желание зайти.
- Самые жуткие экспонаты Кунсткамеры, правда ли они такие? Какие эмоции испытала я. Немного развею некоторые мифы касательно этого места, чтобы оно вас не разочаровало при посещении. История музея Кунсткамера по праву считается старейшим музеем России. Датой ее основания считается 1714 год, хотя после этого она претерпевала огромные изменения, и очевидно, что в то время она имела вид, далеки от того, которой мы знаем ее сейчас. Ее основателем считается Петр Первый.
- Федеральный проект «Содействие занятости», Санкт-Петербург Прошла бесплатное обучение по программе «Специалист по маркетплейсам» в рамках федерального проекта «Содействие занятости» национального проекта «Демография». О плюсах, минусах и качестве обучения подробно в отзыве. Всем привет! Буквально день назад окончила обучение по программе «Специалист по маркетплейсам» и решила по горячим следам написать отзыв и поделиться своими впечатлениями от обучения. Сама, когда ожидала начала обучения, перелопатила весь интернет, прочитала абсолютно все отзывы на эту тему.
Таврический дворец
20 Марта 2019 К 230-летию Таврического дворца: Семирамида Севера и ее уникальный зимний сад
Таврический дворец, в котором теперь размещается штаб-квартира Межпарламентской Ассамблеи государств — участников Содружества Независимых государств, начали строить в 1783 году. В 1789 году было завершено возведение его западного крыла, и именно этот год принято считать датой окончания строительства здания. В 2019 году Таврический дворец празднует свое 230-летие, и в честь юбилея Секретариат Совета МПА СНГ открывает серию статей, посвященных уникальному сооружению и людям, которые были тесно связаны с его историей. В числе первоочередных ассоциаций — императрица Екатерина II, которая не только принимала живое участие в судьбе дворца, но и подарила ему звучное имя, повелев «впредь именовать оный дворцом Таврическим»1.
Екатерина II, одна из самых ярких личностей в истории России, уже при жизни удостаивалась необычайных похвал современников. В духе той аллегорической эпохи они придумывали для нее все новые и новые титулы: Великая, Премудрая, Матерь Отечества. Но было у императрицы (как принято считать, с легкой руки Вольтера) и еще одно имя — Северная Семирамида.
Семирамидой в древнеармянской мифологии называли жену ассирийского царя Нина, которая была известна тем, что убила супруга, захватила власть и прославилась как хитрая, воинственная и предприимчивая правительница.
Именно на эти схожие черты обычно указывают историки при сравнении цариц, но не менее правомерна и такая параллель: с именем Семирамиды связывают легендарные Висячие сады, одно из семи чудес света, и в биографии Екатерины II тоже был свой уникальный сад, слава о котором гремела на всю Европу.
Речь идет о грандиозном зимнем саде, разбитом прямо в помещениях Таврического дворца, построенного для увеселений императрицы по заказу ее фаворита, князя Григория Александровича Потемкина.
Аналогов этому сооружению не было ни в России, ни за рубежом.
За скромным и лаконичным фасадом здания скрывались просторные парадные залы, а также огромная оранжерея, украшенная статуями, вазами и скамьями.
Вот как описал это пространство современник Екатерины II, поэт Гавриил Романович Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная и разделенная в длину в два ряда еще тридцатью шестью столпами.
Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа. Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на немалом пространстве здания.
С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования, или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благорастворенных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные.
Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые песчаные дороги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы»2.
Даже сейчас поразительна смелость инженерной мысли проектировщика Таврического дворца Ивана Егоровича Старова, а современники Екатерины и вовсе были восхищены созданным им чудом.
Другие монархи были не прочь повторить диковинку в своих дворцах: сам Наполеон Бонапарт хотел обустроить похожий зимний сад в галерее между Лувром и Тюильри, чтобы иметь возможность наслаждаться в нем вечной весной3.
Надо сказать, что, несмотря на все дальнейшие перипетии истории Таврического дворца, годы забвений, многочисленные реконструкции, сад, пусть и в более скромном облике, просуществовал достаточно долго и полностью прекратил свое существование лишь в начале ХХ века в результате работ по приспособлению здания для Государственной думы4.
1 Камер-фурьерский церемониальный журнал 1778 года. СПб., 1882. С. 681. Цит. по: Сергеев А. И., Матвеев Б. М. Таврический дворец. СПб., 2016. С. 35.
2 Державин Г. Р. Описание торжества бывшего по случаю взятия города Измаила в доме генерал-фельдмаршала князя Потемкина-Таврического, близ конной Гвардии, в присутствии императрицы Екатерины II, 1791 года 28 апреля // Державин Г. Р. Сочинения. Ч. 4. СПб., 1808. С. 26–27.
3 Percier С., Fontaine P. F. L. Residences de Souverains. Parallèle entre plusieurs résidences des Souverains de France, d'Аllemagne, de Suéde, de Russie, d'Еspagne, et d'Italie. Paris, 1833. P. 227–229.
4 Сергеев А. И., Матвеев Б. М. Таврический дворец. СПб., 2016. С. 118.
Илл. 1: Дьяченко Л. И., Кротов М. И. Таврический дворец (прошлое и настоящее). СПб., 2002. С. 35.
Илл. 2: Сергеев А. И., Матвеев Б. М. С. 53.
Илл. 3: там же. С. 20.
Свадьба во дворце,сервиз из Эрмитажа,Осенний Марафон и т.д
?
Всем и обо всем сразу. oldmasterlog za_dergavy 2021-10-06 14:38:00 Categories:
- Общество
- Семья
- История
- Cancel
В 1974(75?) по Ленинграду,а затем по всему СССР поползли слухи о царской свадьбе дочери 1-го секретаря Ленинградского обкома КПСС Григория Васильевича Романова…» Идет старый старый интурист по Ленинграду и спрашивает : «Милейший,а как у вас Дворцовая площадь называется?»..»Дворцовая площадь». «А как у вас Невский проспект называется?»..»Невский проспект». «А у власти то кто?»..»Как кто? Романов.»…»Вот я дурак,зачем в 17-м бежал то?»(с)Ленинградский анекдот времен застоя. Свадьбу с размахом отпраздновали в Таврическом дворце.Было 200 гостей,или больше,ели пили с посуды,взятой в аренду в Эрмитаже.Сервиз де был 18 века,императорский.В итоге подвыпившие гости побили музейную посуду,дело попытались замять,уж больно непростой был отец у невесты. Пустить дело на самотек в то время не могли. В Ленинград примчалась комиссия КПК(не компартии Китая,а Комитета Партийного Контроля),могущественной спецслужбы,занимавшейся коррупцией и злоупотреблениями в высших эшелонах власти. Факты не подтвердились,как в том анекдоте:»Не Рабинович,а Кацман,не на Дерибасовской,а на Арнаутской,не в шахматы,а в шашки,не выиграл,а проиграл»(с) Свадьба действительно имела место быть.Только не в Таврическом дворце,а на госдаче в Осиновой Роще,гостей было не 200,а 15,посуда была самая обычная,а молодые сразу после бракосочетания поехали в круиз по Волге.Сам Андропов поддержал Романова.Хотя??? В 1975 директор Эрмитажа Борис Пиотровский был награжден орденом Ленина,а в 1983 стал Героем Соцтруда.Вряд ли бы награды нашли героя,если бы история с побитыми сервизами была правдой.Говорили,что Эрмитаж,включая фонды, знатно тогда перетрясли ревизоры из Москвы. Романов вплоть до 1983 года оставался 1-м Ленинградским секретарем.Почти все сейчас сходятся во мнении,что РОоманов был лучшим градоначальником советской эпохи. Развитие промышленности,строительство жилья,19 новых станций метрополитена.Крепкий хозяйственник,не чета всяким Собчакам и Полтавченкам с Матвиенками. Если бы история с побитыми сервизами была правдой,поехал бы тов.Романов поднимать оленеводство в Бурят-Агинском АО или директором совхоза в Нечерноземье. Откуда же пошли слухи, порочащие главу 2-го города СССР? Из ФРГ,по материалам публикации во влиятельном западногерманском журнале «Шпигель». «Новость» тут же растиражировали вражьи голоса,»Голос Америки»,ВВС,»Свобода» и конечно Дойче Велле(DW). Кто автор статьи? Мы все его видели в почти культовом советском фильме «Осенний марафон».Глава коррпункта «Шпигеля»(зеркало) в Москве,западногерманский журналист Норберт Кухинке.Тот самый датский профессор,которого в «Осеннем марафоне» вместе с героем Евгения Леонова в вытрезвитель замели. Сам додумался или это был чей то заказ? Скорее всего заказ,причем от высшего советского же руководства. Брежнев,якобы,представил Романова,как своего приемника,да не кому нибудь,а Фиделю Кастро.Многих,прежде всего всемогущего Андропова,который в итоге и займет место Ильича,это никак не устраивало.Относительно молодой и успешный глава города-колыбели 3-х революций был опасным соперником в борьбе за советский престол… Почему Андропов? Потому,что г-н Кухинке не был выслан из СССР за откровенную дезу,в 1977 он освещал первый рейс ТУ-144 из Москвы в Алма-Ату,в 1979 снялся в кино.Без высоких покровителей вылетел бы он из Страны Советов,как пробка из бутылки Абрау Дюрсо.
Вот и верь вражьим голосам…. По данным открытых источников в паутине)))
Продолжение следует.
- «Они нас просто использовали!» Последнее время в западных СМИ аки грибы выходят публикации о «Тотальном фиаско» — Мсье,…
- Путин опять не напал. Снова. Обманул. Понятно, что речь идёт об Украине. Вообще, писать о нашей западной соседке иногда очень трудно. Не в плане…
- Через год моя жена перестала кричать от удивления при виде частной собственности, которую американцы выставляют на продажу. «Лучше не заходи…
- «Они нас просто использовали!» Последнее время в западных СМИ аки грибы выходят публикации о «Тотальном фиаско» — Мсье,…
- Путин опять не напал. Снова. Обманул. Понятно, что речь идёт об Украине. Вообще, писать о нашей западной соседке иногда очень трудно. Не в плане…
- Через год моя жена перестала кричать от удивления при виде частной собственности, которую американцы выставляют на продажу. «Лучше не заходи…
Из истории росписей Таврического дворца
Номер журнала:
#4 2014 (45)
ПЕРВЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ ТАВРИЧЕСКОГО ДВОРЦА В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ, ПОСТРОЕННОГО В 1783-1789 ГОДАХ ПО ПРОЕКТУ И.Е. СТАРОВЛ, БЫЛ Г.А. ПОТЕМКИН. ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОСОБНЯК, ИМЕНОВАВШИЙСЯ «КОННОГВАРДЕЙСКИМ ДОМОМ», ПРЕДНАЗНАЧАЛСЯ ТОЛЬКО ДЛЯ ТОРЖЕСТВЕННЫХ ПРИЕМОВ.
ИМЕННО ЗДЕСЬ 28 АПРЕЛЯ 1791 ГОДА СВЕТЛЕЙШИЙ КНЯЗЬ, ГЕНЕРАЛ-ФЕЛЬДМАРШАЛ, НОВОРОССИЙСКИЙ ГЕНЕРАЛ-ГУБЕРНАТОР, ПОКОРИТЕЛЬ КРЫМА, УСТРОИЛ ГРАНДИОЗНЫЙ БАЛ В ЧЕСТЬ ЕКАТЕРИНЫ II И ВЗЯТИЯ ИЗМАИЛА.
В АВГУСТЕ 1792 ГОДА ДВОРЕЦ П ЕРЕШЕЛ В КАЗНУ В СЧЕТ ПОГАШЕНИЯ ДОЛГОВ СКОРОПОСТИЖНО СКОНЧАВШЕГОСЯ КНЯЗЯ. НА ПРОДОЛЖЕНИЕ ЗАДУМАННЫХ ГРИГОРИЕМ АЛЕКСАНДРОВИЧЕМ ПЕРЕСТРОЕК, ПОРУЧЕННЫХ ИМ Ф.И.
ВОЛКОВУ, И УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ПАРКА ДЕНЬГИ ТЕПЕРЬ ПОСТУПАЛИ ПО РАСПОРЯЖЕНИЮ ИМПЕРАТРИЦЫ, КОТОРАЯ, НЕ ДОЖИДАЯСЬ ЗАВЕРШЕНИЯ РАБОТ, УЖЕ В СЕНТЯБРЕ 1792 ГОДА ПЕРЕЕХАЛА В СВОЮ НОВУЮ, ТАК ПОЛЮБИВШУЮСЯ ЕЙ РЕЗИДЕНЦИЮ.
Дворец стал именоваться Таврическим. Екатерина II так описывала его в письме Ф.-М.
Гримму: «На дворец этот пошла мода; он в один этаж с огромным, прекрасным садом; вокруг же все казармы по берегу Невы; напротив — Конногвардейские, налево — Артиллерийские, а позади сада — Преображенские.
Для осени и весны нельзя желать ничего лучшего. Я живу направо от галереи со столбами; такого подъезда, я думаю, нет еще нигде на свете. Александр помещается налево»1.
Волкову пришлось значительно перепланировать боковые флигели, предусмотреть новую настилку пола и приспособить здание под жилье. Он начал работы в восточном крыле, где разместилась семья цесаревича Павла Петровича. Концертный зал был переделан в театр.
Большое помещение заняла церковь. Осенью 1793 года дворец стал полностью жилым. Таврический дворец был задуман старовым как дворцово-парковый ансамбль, ориентированный главным фасадом на Неву.
Волков развил эту идею — от Невы прорыли канал, заканчивающийся водоемом, по которому к резиденции могли подходить суда.
После смерти матери в 1796 году новый император Павел I отправил придворного архитектора В. Бренну осмотреть дворец и доложить о его состоянии. Итальянский зодчий выполнил ряд работ, среди которых — восстановление поврежденных росписей2.
Совершенно неожиданно в 1799 году появляется высочайший указ о передаче дворца под казармы лейб-гвардии Конного полка. Дворец начали опустошать — вся мебель, камины, паркет, даже замки, задвижки, шпингалеты были сняты и перевезены на склад Гоф-интендантской конторы, а также в Зимний, Мраморный и Чесменский дворцы.
В Императорскую Академию художеств передана мраморная статуя Екатерины II работы Ф.И. Шубина. В уничтоженном Зимнем саду стали хранить кареты. Самым большим разрушениям подверглись парадные помещения, прежде всего Большой колонный зал. В Ротонде устроили манеж, где тренировали лошадей.
Несомненно, Таврический дворец как памятник архитектуры в скором времени мог быть утерян. Но все изменилось с воцарением Александра I. В мае 1802 года молодой император повелел выполнить восстановительные работы, которые поручили Луиджи Руска, ставшему в том же году придворным архитектором.
Зодчий сохранил внешний облик Таврического, перепланировав жилую часть и выполнив проект отделки интерьеров. Он значительно увеличил помещение театра.
В оформлении большую роль стала играть скульптура, доставленная в основном из Михайловского замка, среди которой наиболее ценной являлась статуя Венеры, купленная в свое время в Риме по указанию императора Павла I (сейчас Венера Таврическая хранится в Эрмитаже).
Вместе с английским садовым мастером В. Гульдом, приглашенным еще Потемкиным, Руска пришлось заново создавать Зимний сад и приводить в порядок запущенный парк. В помещении Зимнего сада Руска выполнил перекрытие без промежуточных опор — новое слово инженерной мысли того времени.
В парке восстановили каскады, очистили пруды. 2 августа 1803 года императорская фамилия смогла переехать в Таврический, ставший пригородной резиденцией на весенние и осенние месяцы.
Известно, что Александр I провел в нем осень 1803 года, время от времени сюда наведывалась и вдовствующая императрица Мария Федоровна. Но после 1825 года дворец был покинут и начал ветшать.
Иногда его помещения предоставлялись под жилье частным лицам — в 1826 году тут жил и скончался выдающийся историограф Н.М. Карамзин. В 1829-м здесь останавливался наследник персидского престола Хосров-Мирза.
Декоративная живопись украшала интерьеры Круглого (или Ротонды) и Концертного залов уже при первом владельце. Поскольку она не сохранилась, о росписях можно судить лишь по описанию Гоф-интендантской конторы, руководившей всеми строительными работами, и акварели (1792) Ф.Д.
Данилова, изобразившего Ротонду.
Благодаря тому, что в собрании Научно-исследовательского музея Российской академии художеств (НИМ РАХ) находятся оригиналы росписей Таврического дворца начала XIX столетия, мы знаем, как выглядели некоторые помещения до их переделки в начале прошлого века.
Для выполнения монументально-декоративных работ в 1802-1803 годах Л. Руска пригласил Ф.А. Щербакова, Дж. Феррари, двоюродных братьев Дж.Б. Скотти и П. Скотти.
Парадные залы (Ротонду и Большой колонный, или Екатерининский), а также еще три помещения расписал Ф.А. Щербаков, однако его оформление парадных залов не сохранилось, и в 1819 году их расписал заново Дж.Б. Скотти.
В начале 1803 года Щербаков трудился над росписью плафона церкви.
Самым известным мастером декоративной и монументальной живописи из перечисленных художников впоследствии стал Джованни Батиста (Иван Карлович) Скотти (1776-1830). Ученик Карло Скотти, позднее он сотрудничал с Дж. Кваренги, В. Бренной, А.Н. Воронихиным, Ж. Тома де Томоном, К. де Росси, О.
Монферраном, расписывая интерьеры императорских дворцов — Зимнего, Павловского, Гатчинского, а также Адмиралтейства, Горного института, выполняя заказы частных лиц (например, в Михайловском дворце). Работа в Таврическом дворце пришлась на период становления 26-летнего художника. согласно рапорту Л.
Руска, он расписал девять комнат на половине императрицы Марии Федоровны, прежде занимаемых Екатериной II в правой (западной) части дворца, в том числе Диванную и Комитетскую, смежные с Ротондой.
Одна из самых интересных и необычных по своему решению — Комитетская комната (в XVIII веке — Картинная). В центральной части плафона внутри овальных и прямоугольных полос чередуются медальоны с изображениями античных голов богов, воинов и философов, со вставками растительного орнамента.
Продольные и поперечные полосы сочетают пейзажные мотивы с росписью под скульптуру. Наибольшее внимание привлекают вставки с ландшафтами, в решении которых продолжены традиции «архитектурных фантазий»3.
Тематика росписи зала, ее сдержанное цветовое решение подчинены назначению помещения, в котором проходили заседания Комитета министров. Колорит был выдержан в холодной зеленовато-бирюзовой и серой гамме.
В столовой императрицы Марии Федоровны (в период существования Государственной Думы — Зала Финансовой комиссии) он использовал мотивы и приемы станковой живописи (десять овалов с изображениями фигур богов и богинь, в том числе «Психея»), сочетающиеся с декоративной росписью, имитирующей лепнину.
Его кузен Пьетро Скотти (1768-1838) декорировал живописью восемь помещений — в восточной части комплекса, за театром, на половине императора Александра I и его супруги. Больше всего ему удались росписи Диванной комнаты императрицы Елизаветы Алексеевны и ее Кабинета.
Джакопо Феррари (1747-1807), выпускник Пармской академии художеств, приехал в Россию уже сложившимся мастером.
хотя впоследствии он смог проявить дарование, работая над живописным оформлением дворца великого князя Константина Павловича в стрельне и Александровского дворца в Царском селе, Феррари останется в истории искусства прежде всего как автор росписи театра Таврического дворца.
Фигуры танцующих девушек и гения искусств, музы комедии и музы трагедии, овалы с изображениями музыкальных инструментов и аллегорий искусств свидетельствуют о незаурядном таланте и характерном почерке мастера. Особую ценность фрагментам придает то, что они представляют собой подлинные авторские росписи, не подвергавшиеся неудачным поздним поновлениям и реставрациям.
Приглашенные Руска художники выполняли росписи в виде отдельных панно клеевой краской на холсте. Впоследствии изображения вырезались и наклеивались на стены и потолок. Именно благодаря этой технологии часть из них сохранилась.
В 1819 году возникла необходимость заменить обшивку потолка сразу в нескольких помещениях. Проект нового оформления парадных помещений выполнил знаменитый зодчий Карло Росси.
Вместе с ним работал уже маститый Дж.Б. Скотти, который заново расписал потолок и стены Ротонды, потолок Большого колонного зала и Зимний сад.
В отличие от росписей 1802-1803 годов они выполнены клеевой краской на стене в технике гризайли.
На протяжении второй половины XIX столетия Таврический дворец использовался то под складирование мебели из других дворцов, то под нужды Дирекции Императорских театров. На рубеже XIX-XX веков в нем стали проводить выставки. В мае 1899 года открылась выставка садоводства, а летом того же года в Зимнем саду торжественно отметили 100-летие со дня рождения А.с. Пушкина.
6 марта 1905 года во дворце начала работу историко-художественная выставка русского портрета. Организованная членами художественного объединения «Мир искусства», она стала выдающимся событием в культурной жизни столицы.
Более двух тысяч произведений из частных и музейных коллекций были распределены по залам в соответствии с периодами царствования Петра Великого, Елизаветы Петровны, Екатерины II и последующих императоров. Каждый зал украсили в стиле эпохи. После революции 1905 года в судьбу Таврического вмешалась политика.
19 сентября 1905 года последовало повеление Николая II закрыть выставку и временно передать здание под заседания Государственной Думы. Началось неуклонное разрушение выдающегося памятника. «Временное приспособление» обернулось уничтожением многих интерьеров и их отделки. Работы начались в 1905-1907 годах. На месте Зимнего сада появился Зал заседаний.
Величественную колоннаду бывшего Екатерининского зала частично застроили в связи с созданием лестниц. В 1907 году к дворцу со стороны сада по проекту архитектора А.И. фон Гогена пристроен Министерский павильон.
Несмотря на неоднократные протесты просвещенной части общества, помещение театра разрушили и приспособили под библиотеку и хранилище документов, а над ней появился стеклянный фонарь по проекту А.А. Бруни. Видимо, делая последнюю попытку спасти этот драгоценный осколок дворянской культуры, главный редактор журнала «старые годы» П.П.
Вейнер в июне 1908 года в разделе хроники поместил статью «столичный вандализм». «Весь он расписан, расписан стильно и хорошо. Серый, под мрамор, цвет колонн спокойно сочетается с белым тоном богатых капителей и светло-серым — стен. По бокам рампы в нишах написаны две торжественные богини — покровительницы лицедейства.
Потолок обвит живописными гирляндами: своей неожиданной яркостью они веселят глаз. среди них несколько медальонов — все символы, классические фантазии увлеченной мечты о воплощенном таланте. у самой сцены, на верху, гений трубит о славе, весь в цветах. И вновь строгим контрастом кажется серая балюстрада верхнего балкона… Когда-то, давно, там в резных деревянных настенниках горели свечи. На хорах теснилась толпа, жадную зависть сменяя восторгом любования. Воспетая стихами, в зале сидела Царица. со сцены неслись ей фимиамы, — а их следы не знают смерти…»4.
2 марта 1907 года в Зале заседаний обрушилась часть потолка. Несмотря на результаты проведенной экспертизы, доказавшей прочность деревянных перекрытий, принимается решение заменить деревянные конструкции на железные и железобетонные, причем не только в этом зале, но и в некоторых других. В 1907 году роспись Большого колонного зала была уничтожена5.
В том же году, до ее уничтожения, художник Александров снял на коленкоровую кальку п4 часть фриза и изготовил копии в красках с отдельных фигур, за исключением изображений грифонов, написанных на холсте. Фигуры грифонов сняли с потолка целиком (сейчас эти фрагменты также хранятся в музее)6.
В 1912 году, перед заменой перекрытий, в Таврическом работала бригада художников — студентов Высшего художественного училища при Академии художеств под руководством архитектора В.А. Щуко.
Перед тем как снять росписи, они не только произвели обмер комнат, но и сделали зарисовки в красках живописи плафонов, сняли кальки с деталей росписей, а также выполнили ряд копий на холсте. В некоторых помещениях той же бригадой старые росписи были заменены новыми7.
На одной акварели приведены фамилии художников, выполнивших живописные копии с росписей (видимо, ими же сделана их реконструкция по подготовленным трафаретам): М.М. Давыдов, Н.А. Тырса, А.я. сабнецова, О.А. Геккель, О.В. Белобородова, Р.В. Ниман. До нас дошли и фамилии архитекторов, обмерявших залы. В их числе — ученик и будущий соавтор Щуко В.Г. Гельфрейх, а также А.Л. Шиловский и с.В. Домбровский.
В 1920-х годах иконостас церкви с образами, написанными профессорами Академии художеств (в том числе А.Е. Егоровым), переданы в музей общества «старый Петербург», который вскоре был закрыт. Изначально обмеры и копии, выполненные бригадой В.А. Щуко, хранились в помещениях самого Таврического дворца, но новой власти они оказались не нужны.
В 1924 году последовало распоряжение их уничтожить. Это бесстрастно зафиксировано в документах: «Фрагменты живописи, снятые вместе со штукатуркой и подшивкой потолков, находились в сарае при дворце. В 1924 г. было найдено, что в результате разрушения кровли над сараем фрагменты росписи пришли в полную негодность. Тогда же они были уничтожены»8.
В наши дни в здании размещается Межпарламентская ассамблея стран СНГ. Не сохранилось живописное оформление бывших Комитетской комнаты, залы Финансовой комиссии, ряда других помещений.
Нет даже библиотеки и архива Государственной Думы с уникальными автографами, вывезенными организацией, занимавшей дворец прежде. сейчас в бывшей библиотеке — один из ультрасовременных залов для заседаний. Ничего, кроме стен, не осталось от церкви.
Дворик перед ней перекрыт стеклянным куполом и оставляет впечатление недавно построенного «под старину», в окнах -стеклопакеты.
Как и когда фрагменты росписей Дж.Б. Скотти, Дж. Феррари и других художников попали в Академию художеств, остается невыясненным. Предположительно одновременно с прорисовками, обмерами и копиями росписей, выполненными бригадой В.А. Щуко. Изначально состояние большинства живописных оригиналов было плохим.
На многих холстах остались следы проколов и затеков. живописный слой некоторых панно, прежде украшавших плафоны, настолько стерт, что трудно рассмотреть изображение. Неизвестно, какую именно часть росписей уничтожили в 1924 году. Возможно, находящиеся в музее фрагменты — часть спасенного, а честь сохранения этих материалов принадлежит В.А.
Щуко, ставшему в 1920 году профессором Академии художеств.
В настоящее время музей проводит серьезную реставрационную работу фрагментов росписей и готовит масштабную выставку из фондов, на которой будут показаны не только сами росписи, но и фиксации состояния помещений до демонтажа живописных работ, выполненные архитекторами, а также исторические фотографии интерьеров начала XX века.
- Старый Петербург. Рассказы из былой жизни столицы М.И. Пыляева. С 100 гравюрами. СПб., 1883. С. 300.
- Шуйский В.К. XVIII век // Таврический дворец. СПб., 2003. Гл. 1. С. 44.
- Богдан В.-И.Т. Жемчужина классической архитектуры Петербурга // Антикварное обозрение. № 2. 2011. С. 60-69.
- Старые годы. 1908. Раздел: Хроника. С. 342-344.
- Архив Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры (КГИОП). Петров А.Н., Васильева Н.И. Таврический дворец. Историческая справка. Ф. 157. Н-779. Л., 1953. Л. 69.
- Там же. Л. 52.
- Архив КГИОП. Гликин я.Д., Медерский Л.А. Таврический дворец. Историко-художественный паспорт. 1943. Ф. 157. Н 119/1. Л. 12.
- Архив КГИОП. Петров А.Н., Васильева Н.И. Таврический дворец. Историческая справка. Ф. 157. Н-779. Л., 1953. Л. 16.
Вернуться назад