Фото Музея Набокова (14 фото)

5

Этот музей знаком далеко не каждому петербуржцу. А зря. Что греха таить, в некоторых мемориальных музеях бывает скучновато, но не здесь.

Только наличие коллекции бабочек, увлечение которыми не оставляло писателя на протяжении всей его жизни, было бы достаточным поводом, чтобы отправиться сюда.

Во-вторых, сам Набоков дал столь выразительное описание дома, тесно связав его со своей жизнью, что увидеть всё это собственными глазами, конечно, интересно.

Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Дом был построен за два года до рождения Владимира Набокова, так что все детские впечатления связаны с ним да с дачей неподалеку от Гатчины.Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Увидеть «всё» не удастся, поскольку музей расположился только на первом этаже здания, а остальные этажи занимают другие учреждения, да и от первоначальной планировки там мало чего осталось. Тем не менее хотелось подняться посмотреть хотя бы витражи на лестнице. Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Доброжелательность «местных обитателей» добавила хорошего настроения. Расположение здесь детской музыкальной школы — далеко не самый плохой вариант. Сестра Набокова рассказывала, как она решила посмотреть свои пенаты в советские времена и ей пришлось объяснять при входе, с какой целью. На ответ внучки крупнейшего золотопромышленника Рукавишникова (по материнской линии) и министра юстиции Дмитрия Николаевича Набокова (соответственно, по отцовской), что жила она здесь, последовал встречный вопрос: «В какой квартире?». Без комментариев.Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Но вернемся в музей. Вход в музей свободный. Фотографировать можно, но без вспышки, что не каждому удастся, т.к. света явно недостаточно.Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Очень интересны и трогательны рисунки бабочек, каждый из которых адресован Набоковым жене Вере (Слоним).Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

А вот коллекция «сушёных» бабочек по соседству, как оказалось, отношения к Набокову, вобщем-то, не имеет. Я это выяснила только при своём втором посещении «дикарём». Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Небольшое количество этих насекомых, собранных писателем, находится в другой стороне, рядом с детскими фотографиями. Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Основная же часть его коллекции хранится в Монтрё (Швейцария), и об этом есть заметка на сайте. В библиотеке музея демонстрируют фильмы, связанные с жизнью и творчеством В.Набокова. Поэтому если у вас была большая пешая прогулка, то отдых можно запланировать в музее. По крайней мере, мы это с удовольствием сделали. Показывали фильм Л. Парфенова «Век Набокова», после которого осмотр музея был более осознанным. Фото Музея Набокова (14 фото)

glomus

Директор дома Набокова Андрей Аствацатуров: «Музей воспрянет и реанимируется»

29 апреля 2019 | 15:00| Культура

В понедельник, 29 апреля, открылся после долгого бездействия (вызванного ремонтом) музей Набокова на Большой Морской улице, 47. Корреспондент «Диалога» побеседовал с новым директором музея Набокова – Андреем Аствацатуровым, известным литературоведом и писателем.

Фото Музея Набокова (14 фото)фото: Илья Снопченко / ИА «Диалог»

По его словам, уже есть далеко идущие планы, предусматривающие изучение на базе музея русской литературы (особенно – русского зарубежья), организацию творческих чтений, дискуссий и выставок.

 Аствацатуров добавил, что музей вызывает большой интерес, среди прочего, у иностранных туристов, поскольку Набоков – писатель, известный и популярный не столько в России.

Пока музей не может дать гостям всё, что их интересует, но новый руководитель намерен изменить это обстоятельство.

— Мы открываемся после затяжного и изнурительного ремонта, который вели не мы, а районная администрация. Я думаю, музей воспрянет и реанимируется. У нас есть новые специалисты, замечательные музейщики, мы ждём пополнения коллекции через какое-то время. Думаю, музей заработает с прежней силой – может быть, ещё более интенсивно. Я постараюсь, чтобы так было.

  • — Сегодня музей открывается для публики?
  • — Да, наконец-то, слава Богу.
  • — При этом некоторые помещения ещё ремонтируются, некоторые не экспонированы…

— Одно из пространств будет использоваться, возможно, как временная экспозиция – мы ещё подумаем над этим. Там будут демонстрироваться выставки художников – или современных, или не очень современных.

— А уже составлен какой-то план экспозиционной деятельности?

— Сейчас мы будем как раз этим заниматься, для этого наняты профессиональные музейщики.

У меня есть много знакомых и связей в музеях, я знаю многих кураторов – из тех, кто работает с современным искусством и не очень современным – но я бы здесь положился на своих коллег.

Мы будем привлекать специалистов со стороны, взаимодействовать с центрами и разными выставочными пространствами, насколько эти помещения позволят сделать какую-то экспозицию.

— Как вы считаете, этих помещений – на первом этаже дома Набокова – достаточно?

— Сегодня, конечно, их не хватает – и при условии, что коллекция увеличится многократно, одного этажа будет мало. Вы знаете, что второй и третий этажи, а также подвальное помещение, занимает музыкальная школа Бортнянского, и было бы логично, если бы всё это здание принадлежало СПбГУ, музею.

Тогда была бы возможность более правильно распределять коллекцию, более эффективно вести работу. Я думаю, что, в конце концов, руководство придёт к этому решению, и это будет очень логично, потому что в комнатах Набокова должен быть всё-таки музей, а не музыкальная школа.

Сейчас там ведётся довольно странный ремонт, который удивляет, по-моему, абсолютно всех – его ведёт администрация Адмиралтейского района, там устанавливают какой-то гипрок.

Вице-губернатор по культуре тоже приходил и поражался затраченным средствам – это всех немного удивляет… Из-за этого ремонта, собственно, музей и был закрыт на какое-то время – но сейчас он открылся и, как мы видим, заметных разрушений нет…

Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото) Фото Музея Набокова (14 фото)

— Очень хорошо понимаю, потому что я работал в газете «Невское время», которая как раз и занимала помещения на втором и третьем этажах дома Набокова…

— Ого! Больше 15 лет назад, верно?

— Газета уехала в 2010 году, и после этого и начался ремонт. Но вы упомянули о том, что коллекция музея будет расширяться – а за счёт чего это будет происходить?

— Вы знаете, что ведутся сейчас переговоры с [американским] фондом Набокова. Сын писателя в своё время завещал некоторую часть архива музею, но это было пожелание, [а не официальное завещание]. Конечно, весь свой архив он передал в фонд Набокова.

Сейчас фонд действительно задумался о том, чтобы передать эти коллекции в Россию. Но что значит «в Россию»? У коллекции должен быть какой-то хозяин. Логично, чтобы её передали дому-музею Набокова – это расширило бы экспозицию, потому что на сегодняшний день, извините, экспозиция немножко… удивляет.

Читайте также:  Открытие Мариинского театра

Она, в общем, объективно слабая – вы видите, и сами можете обратить внимание.

— Много ходило слухов и разговоров о том, что фонд Набокова не хотел передавать коллекции, потому что были недовольны состоянием музея. Это так?

— Во-первых, насколько я знаю, фонд Набокова готов предоставить эту коллекцию, на сегодняшний день ведутся переговоры с Минкультом. Дело в том, что это очень серьёзный дар, не какие-то книги – это документы, имеющие весомую ценность.

Если это, конечно, передаётся России, то это должно идти через Минкульт, с соответствующей документацией, и, мне кажется, всё-таки коллекция должна быть в музее, если мы хотим сделать его неким центром исследования Набокова.

Но в этом случае, конечно, логично, чтобы музей принадлежал СПбГУ, потому что в университете – профессура, много специалистов по Набокову: сейчас у нас работает как минимум шесть человек. Я работаю на двух факультетах, и каждый год пишут дипломы, в больших количествах – курсовые работы, магистерские диссертации, посвящённые Набокову.

Можно было бы сблизить университетское, академическое исследование и ресурс музея – это было бы замечательно и для образования, для студентов, и для самого музея. Сейчас мы бы хотели организовать такое сотрудничество, и руководство, скорее всего, и видит во мне, с одной стороны, фигуру, которая могла бы привлечь людей к музею, а с другой, человека, который способен наладить некоторый диалог.

  1. — Видимо, поэтому вас и назначили директором музея.
  2. — Видимо, поэтому.
  3. Илья Снопченко / ИА «Диалог»

Рождествено: музей-усадьба Набокова и карстовые пещеры

?

Журнал Виктора Волкова (tivir) wrote, 2015-08-26 09:00:00 Журнал Виктора Волкова tivir 2015-08-26 09:00:00 Categories:

  • Архитектура
  • Путешествия
  • История
  • Праздники
  • Cancel

Фото Музея Набокова (14 фото)На легендарной трассе E95 (M20), между Гатчиной и Лугой находится село Рождествено. История села насчитывает более 500 лет. Сейчас Рождествено является одним из культурных центров района и обладает несколькими интересными достопримечательностями.Краткая история села Рождествено из ВикипедииПервое упоминание о поселении на этом месте относится к 1499 году. Тогда расположенная здесь деревня называлась Большая Грязна.

В 1713 году царь Пётр I жалует деревню Большую Грязную наследнику престола, царевичу Алексею Петровичу. В тот же год здесь были построены путевой дворец царевича и деревянная церковь Рождества Пресвятой Богородицы, по которой деревня, ставшая селом, и получила своё современное название.

После смерти царевича село переходит племянницам Петра I, а в 1733 году эти земли передаются в Дворцовый приказ.

1 января 1780 года императрица Екатерина II в соответствии с новым устройством губернии присваивает Рожествену статус города в качестве центра Рожественского уезда.

Был утверждён генеральный план развития города, герб города. Появились каменные постройки: уездное училище, гостиный двор, присутственные места.

В 1797 году Павел I жалует село Рождествено графу Безбородко, который подарил его своему секретарю надворному советникуН. Е. Ефремову, при котором формируется усадебный комплекс.

В феврале 1797 года по указу императора Павла I усадьба перешла во владение надворного советника Николая Ефремовича Ефремова. Рядом с домом разбивается пейзажный парк, строятся хозяйственные постройки.

В 1856 году имение было заложено в Петербургской сохранной казне, а в 1857 году его купила Ю. Д. Манухина. С 1872 по 1878 годы усадьба принадлежала купцу первой гильдии К. Я. Бушу.

В сентябре 1890 года имение покупает действительный статский советник, золотопромышленник Иван Васильевич Рукавишников. После этого в доме был проведён ремонт, а в усадьбе были построены птичники, конюшни, теплицы, теннисный корт. В 1901 году владельцем имения становится сын И. В.

 Рукавишникова Василий, а в 1916 году — племянник В. И. Рукавишникова Владимир Владимирович Набоков.

После 1917 года в усадьбе разместилось общежитие ветеринарного техникума. В годы Великой Отечественной войны в здании находился дорожный отдел нацистов, а после войны в особняке разместилась сельская школа.

Наследие Набокова под угрозой. Как музей писателя воюет с петербургским университетом — BBC News Русская служба

  • Хлоя Арнольд
  • Русская служба Би-би-си

24 июня 2019

Фото Музея Набокова (14 фото)

Автор фото, Getty Images

В 2012 году в Швейцарии умер сын писателя Владимира Набокова Дмитрий. После его смерти осталось около 300 коробок с фотографиями семьи, книгами из личной библиотеки писателя (в том числе с его пометками), рукописи. Кому они достанутся, до сих пор непонятно.

Литературный фонд Владимира Набокова, которому сын писателя завещал все эти документы, принял решение вернуть наследие в дом-музей Набокова в Санкт-Петербурге.

Это должно было стать посмертным возвращением на родину. Спустя столетие после эмиграции Набокова, его вещи и документы, наконец, вернутся домой — туда, где он провел детство.

Но реализация замысла была приостановлена из-за внезапно разгоревшегося спора, который потряс сообщество набоковедов.

В этом споре схлестнулись Санкт-Петербургский государственный университет (СПбГУ), который курирует дом-музей Набокова, и американский Литературный фонд Владимира Набокова, которому единственный сын Набокова Дмитрий завещал свою коллекцию вещей и документов. Международное общество Набокова, в котором состоят ученые, живущие за пределами России, — поддерживает в этой истории фонд Набокова.

По мнению представителей общества, музеем управляют те, кто не разбирается в творчестве и наследии писателя. Они попросили российские власти вывести музей из ведения СПбГУ.

«Наследие Владимира Набокова, сына Санкт-Петербурга, заслужило не меньше того [чтобы музей и весь дом получил статус национального памятника и музея]», — пишут авторы обращения на имя президента России Владимира Путина и министра культуры Владимира Мединского.

Место Набокова в мировой культуре заслуживает федеральной поддержки на уровне той, что получают музеи таких классиков, как Лев Толстой, Федор Достоевский, Анна Ахматова и другие, говорится в письме Международного общества.

Долинин и Набоков

Еще в 1970-е годы, когда будущий литературовед Александр Долинин посетил здание на Большой Морской улице в Санкт-Петербурге, он знал, что идет по практически священной земле.

Студент Долинин шел туда, чтобы поставить печать на своем дипломе.

Произведения Набокова (в том числе «Лолита», «Бледный огонь», «Пнин») в то время были доступны в России только в форме самиздата.

Долинин прочитал их все и знал, что именно в этом доме на Большой Морской Набоков родился в 1899 году и жил до отъезда семьи из России после революции 1917 года.

Автор фото, nabokov.museums.spbu.ru/

«Это был своего рода секрет, но кто-то сказал мне, что это его дом. Конечно, мне было любопытно», — сказал Долинин в интервью Русской службе Би-би-си. Сейчас Александр Долинин — профессор Висконсинского университета в Мадисоне, преподает русскую литературу и является одним из ведущих мировых исследователей творчества Набокова.

«Внутри было очень красиво, там были дубовые панели и мебель. Возможно, часть этих вещей принадлежала Набоковым», — рассказывает он.

Читайте также:  Государственный театр оперы и балета Санкт-Петербургской консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

В конце 90-х годов Долинин и несколько других поклонников творчества Набокова убедили городские власти сдавать в аренду первый этаж дома, чтобы в итоге превратить его в музей Набокова.

Эти энтузиасты, работая исключительно на частные пожертвования, собирали первые издания произведений Набокова по всему миру, выкупали набоковские коллекции бабочек, письма, заметки, картины, которые писала мать Набокова Елена Ивановна.

  • «Настоящая Лолита»: реальный случай, повлиявший на роман Набокова

Музей быстро стал известным — посетители из России и из других стран совершали своеобразное паломничество в дом, который они знали по автобиографии писателя «Другие берега». Именно на Большой Морской — в единственном доме, которым когда-либо владел Набоков, разыгрывались некоторые из описанных сцен.

Автор фото, nabokov.museums.spbu.ru

В начале 2000-х музеем руководила Татьяна Пономарева. Ее высоко ценят набоковеды всего мира. Каждый год она организует «Набоковские чтения» в Санкт-Петербурге, в которых участвуют специалисты из России и других стран.

Все сотрудники музея были специалистами по творчеству Набокова, их экскурсии по музею были полны красочных подробностей и анекдотов из жизни семьи.

Пономарева расширила коллекцию музея за счет предметов, полученных от родственников писателя, коллекционеров, энтузиастов.

Благодаря многолетнему опыту, регулярным летним школам, Пономарева стала авторитетной фигурой для международного сообщества набоковедов. Для них она была олицетворением набоковского наследия в России. Но в начале июня она покинула свой пост.

Конфликт

Разобраться в том, что произошло с музеем впоследствии, непросто, так как стороны конфликта обвиняют друг друга. Ясно одно: в СПбГУ, в ведении которого находится музей, решили, что после 17 лет работы Пономаревой в кресле директора, необходимы перемены.

Пономарева этим изменениям противилась и написала заявление об уходе; сообщество набоковедов приняло ее сторону.

Татьяна Пономарева утверждает, что в музее все пошло не так после назначения Николая Кропачева новым ректором СПбГУ в 2008 году.

Бывшие сотрудники музея, с которыми удалось поговорить Русской службе Би-би-си, считают, что у Кропачева — юриста по профессии — было мало времени на то, чтобы заниматься культурной и литературной деятельностью университета. Его обвиняли в том, что он хочет оттеснить музей и его работу на второй план.

Сначала веб-сайт музея забрали у его сотрудников и передали в ведение университета. В прошлом году двое сотрудников музея были уволены после того, как им сократили зарплату и урезали бонусы. Сама Пономарева была понижена в должности до заведующей отдела «Музей В.В. Набокова» управления экспозиций и коллекций СПбГУ.

Автор фото, Nikolai Simonovsky

Подпись к фото,

Татьяна Пономарева утверждает, что в музее все пошло не так после назначения Николая Кропачева новым ректором СПбГУ

Двоих уволенных сотрудников, по словам Пономаревой, заменили трое сотрудников университета, не обладающие глубокими знаниями о Набокове.

Дальнейшие сложности возникли с началом ремонта здания музея по инициативе властей города. Бывшие сотрудники музея утверждают, что строители небрежно срывали оригинальные паркетные доски с пола двух верхних этажей, где теперь расположена музыкальная школа.

«У меня есть фотографии паркета (предположительно того самого, набоковского), лежащего в руинах. Они понятия не имели, что делают», — с грустью в голосе рассказал бывший сотрудник музея Данила Сергеев.

У нового руководства музея своя версия развития событий.

Андрей Аствацатуров, ставший директором музея в апреле этого года, также является доцентом СПбГУ. Он рассказал Русской службой Би-би-си, что музей при Пономаревой работал не в соответствии с политикой университета. Кроме того, его коллекция не была должным образом каталогизирована.

«Новые сотрудники знают, как вести каталог. Они знают, как управлять музеем», — сказал он.

По его словам, университет не планирует задвигать музей. Напротив, по его словам, он вынашивает амбициозные планы оживления учреждения. Например, планирует переселить музыкальную школу с верхних этажей здания, чтобы музей смог занять весь особняк.

Автор фото, PAvel Karavashkon/tass

Подпись к фото,

У нового руководителя Андрея Аствацатурова своя стратегия развития музея

Музей под его руководством, сказал Аствацатуров, с благодарностью примет все 300 коробок литературного наследия, оставшиеся после сына Набокова, и будет бережно сохранять его. По его словам, музей продолжит организовывать и проводить конференции набоковедов и выставки.

Министерство культуры не прислушалось к пожеланиям Литературного фонда Владимира Набокова вывести музей из ведения университета.

Минкультуры России считает, что коллекция личных вещей «позволит создать полноценную экспозицию, посвященную жизни писателя, будет способствовать популяризации его творчества, откроет возможность создать международный центр комплексного исследования наследия В. Набокова в его родном городе», — отмечается в письме, направленном Русской службе Би-би-си.

Кроме того, в настоящее время минкультуры России с СПбГУ готовят проект постановления о закреплении за министерством полномочий учредителя в части музейной деятельности.

В фонде же пока решают, отправлять ли 300 коробок ценных документов и фотографий в Санкт-Петербург.

«Музей и его новое руководство рассчитывают на поддержку Международного общества набоковедов», — написал Би-би-си из новозеландского города Окленда биограф и друг Набокова Брайан Бойд.

«Но эту поддержку нужно заслужить, как Татьяна Пономарева заслужила ее работой в музее и глубоким пониманием творчества Набокова, — говорит он. — У Аствацатурова нет работ о Набокове. Я не знаю, как он или университет могут когда-либо завоевать доверие этого сообщества».

Текст статьи был изменен 28 июня 2019 года. В прежней версии статьи смешивался Литературный фонд Владимира Набокова, управляющий его архивами, и Международное общество Владимира Набокова, объединяющее исследователей творчества писателя. В текущей версии эти организации разграничены четко.

Музей-усадьба Рождествено Набокова — как добраться, история, фото

Музей-усадьба В.В. Набокова «Рождествено» (Россия, Ленинградская область, Гатчинский район, Рождествено)

Музей-усадьба «Рождествено»

  • Официальный сайт: http://www.rozhdestvenomuseum.ru/
  • Режим работы: среда — Воскресенье, с 11.00 до 17.00
  • Выходные дни: сонедельник, вторник
  • Телефон для заказа экскурсий: (81371) 62-158
  • E-mail: visitme@rozhdestvenomuseum.ru

Усадебный ансамбль Рождествено расположен в одноименном поселке в 30 км от Гатчины вдоль шоссе на Лугу; он представляет собой типичный памятник русского классицизма начала XIX в. Старинное село Рождествено известно по Писцовым книгам уже с 1499 г.В 1714—1716 гг.

эти места принадлежали царевичу Алексею, для которого здесь был сооружен деревянный Путевой дворец и деревянная Рождественская церковь, но от построек XVIII в. ничего не сохранилось.В дальнейшем село переходило из рук в руки, некоторое время даже числилось в разряде уездных городов, пока в 1796 г. владельцем его не стал князь А. А.

Безбородко, подаривший Рождествено своему секретарю генералу Н. Ефремову — участнику Отечественной войны 1812 г., который на долгие годы поселяется в нем.Здесь неизвестным архитектором — представителем русского классицизма — между 1800 и 1816 гг. строится деревянный усадебный дом с обширным парком вокруг.

Скромный, но выразительный ансамбль сохранился как в архитектурной, так и в парковой части, но до сего времени еще не исследован.

Читайте также:  Гостиница Эгоист - Невский проспект за углом

Описание усадьбы Рождествено Набокова

Усадебный дом в Рождествене — один из немногих дошедших до наших дней деревянных домов дворцового типа в стиле позднего классицизма.Все четыре фасада его украшены развитыми многоколонными классическими портиками ионического ордера, поддерживающими карниз.

Здание венчает легкий классический бельведер под плоской кровлей. Каждая деталь убранства дворца строго продумана. Парадный вход сквозь портик-лоджию выходит на главную аллею парка. За сохранившимся вестибюлем расположена лестница на второй этаж.

Размещенные покоем интерьеры были перепланированы при устройстве в доме сельской школы.

До Великой Отечественной войны в усадебном доме находились многочисленные произведения искусства, украшавшие его интерьеры; большинство из них было передано в Гатчинский музей быта, созданный в интерьерах Гатчинского дворца, и Государственный Русский музей.

Парк, как и усадебный дом, расположен на довольно высоком плато, у подножия которого проложено шоссе, а за ним видна излучина р. Оредеж. Глубокий овраг с р. Грязной ограничивают парк с севера и северо-востока. Перед усадебным домом прослеживается круглая площадка с ограничивающей ее дубовой аллеей. Аллея из вековых лип рассекает заросший массив с запада на восток.

Еще две старые дубовые аллеи пересекают парк, свидетельствуя о его ярко выраженной регулярной планировке. Помимо этих планировочных звеньев, заметны следы существовавшей березовой аллеи и места, занимаемые ранее клумбами. Сильно запущенный парк стал похож на лес.

Сохранились описания скульптур, ваз и литых украшений, некогда находившихся в парке и делавших его подобным регулярным садам Петербурга — Памятники архитектуры Ленинградской области.На левом берегу правого притока реки Оредеж – Грязны – в километре от усадьбы находится Святая пещера, живописный грот с разветвленным лабиринтом полостей и многочисленными ручьями.

Недалеко от пещеры на поверхность выходят воды Святого источника , слабоминерализованные и кальциево-магниевые.

 Некоторое время в бывшей усадьбе размещались краеведческий музей и библиотека, сегодня здесь функционирует музей – усадьба Рождествено. Основная экспозиция связана с именем В.В. Набокова — здесь выросла его мать, урожденная Рукавишникова.

Поскольку в России осталось только два дома, напрямую связанных с великим писателем, то эта усадьба особенно значима для почитателей его творчества. Из материалов официального сайта: Владимир Дмитриевич – будущий отец писателя, был шестым ребенком в семье Набоковых.

Получил прекрасное образование, сначала домашнее до тринадцати лет – его учили французские и английские гувернантки, затем их сменили русские и немецкие учителя, в 1887 году он с отличием окончил лучшую по тем временам Третью Петербургскую гимназию и поступил на юридический факультет Петербургского университета, который Владимир Дмитриевич окончил также с отличием в январе 1892 года (кафедра уголовного права).

Очень немного известно об ухаживании Владимира Дмитриевича за Еленой Ивановной Рукавишникова. Впервые родители писателя встретились на рыбалке. А вот предложение Владимир Дмитриевич сделал Елене Ивановне на велосипедной прогулке по дороге, круто поднимавшейся из нашей Выры в деревню Грязно.

14 ноября 1897 года они обвенчались, а в 1899 году в их семье родился первенец и любимец, сын Владимир Владимирович Набоков.В 1916 году, когда умирает дядя Набокова по линии матери – Василий Рукавишников – усадьба по завещанию переходит любимому племяннику Василия – Владимиру Владимировичу Набокову, но, увы, владеть усадьбой, будущему писателю пришлось не долго.

Прогремевшая в 1917 году революция заставила семью Набоковых покинуть Россию.

Много лет спустя Набоков вспоминает: «…очаровательный, необыкновенный дом» и без труда восстанавливает в памяти «…общее ощущение и подробности его в памяти: шашечницу мраморного пола в прохладной и звучной зале, небесный сверху свет, белые галерейки, саркофаг в одном углу гостиной, орган в другом, яркий запах тепличных цветов повсюду…»После отъезда хозяев здание было национализировано, затем в нем разместили общежитие для студентов ветеринарного техникума, который в свою очередь располагался в здании усадьбы в Вырской мызе. Во время Великой Отечественной войны в усадьбе расположилась немецкая инженерная часть. А в послевоенные годы дом переоборудовали под школу. В 1972 году школа переехала в новое здание, и в 1974 году в особняке появилась первая экспозиция краеведческого музея.

Музей в Рождествено открылся еще в 1957 году к 40-летию Октябрьской революции, когда в местной библиотеке была открыта выставка «Прошлое и настоящее села Рождествено».

2 февраля 1988 года музей получил новое название «Рождественский историко-литературный и мемориальный музей В. Набокова», став филиалом дирекции объединения музеев Ленинградской области.

В музее появилась экспозиция, посвященная тогда почти еще никому не известному писателю В.В. Набокову, а также выставка о Великой Отечественной войне.

10 апреля 1995 году произошел страшный пожар, и лишь благодаря реставраторам и помощи людей небезразличных к историческим ценностям, дом был восстановлен.

Прошло всего два десятилетия, а внешний облик особняка опять нуждается в уходе. Боковой портик «потерял» своё основание, его колонны буквально покрыты шелухой масляной краски, да и весь дом нуждается в покраске.

Источник:Гоголицын Ю.М., Гоголицына Т.М. Памятники архитектуры Ленинградской области. Л., 1987, с. 162-165

Правила посещения музея

Мне показались любопытными, строго регламентированные, правила поведения посетителей на территории музея. Вот фрагмент из документа:8. При входе на экспозиции ПОСЕТИТЕЛИ ОБЯЗАНЫ соблюдать порядок и очередность.8.1. В ходе посещения экспозиций Музея-усадьбы «Рождествено» ПОСЕТИТЕЛЬ ИМЕЕТ ПРАВО:8.1.1.

Ознакомиться с экспозициями, осмотреть залы, следуя только по маршруту, обозначенному указателями и специальными ограждениями — леерами.8.1.2. Получить экскурсионное обслуживание в соответствии с утверждённой методической документацией и с учётом практической возможности музея-усадьбы.8.1.3.

Произвести видео-, кино- и фотосъёмку без вспышки любительской камерой в пределах границ, разрешённых для прохода экскурсантов и обозначенных в экспозиционных залах леерами.8.1.4. При необходимости перемещаться по экспозициям в инвалидной коляске, предварительно очистив колёса от загрязнения.8.2. На экспозициях ЗАПРЕЩАЕТСЯ:8.2.1.

Входить с любым видом оружия (газовое, травматическое, холодное, огнестрельное).8.2.5. Находиться с продуктами питания, мороженым, бутылками с водой, жевательной резинкой и пр.8.2.6. Находиться с животными.8.2.7. Находиться в состоянии алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения.8.2.8.

Курить.8.2.9. Пользоваться мобильной связью.8.2.10.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector