Физическая культура и спорт являются неотделимой частью культуры общества и каждого человека в отдельности. В настоящее время нельзя найти ни одной сферы человеческой деятельности, которая не была бы связана со спортом и физической культурой.
В последние годы все чаще упоминается о физической культуре не только как об автономном социальном факте, но и как об устойчивом качестве личности.
Исторически физическая культура формировалась под влиянием потребностей общества в физической подготовке молодого поколения и взрослого населения к труду.
Вместе с тем, по мере эволюции систем воспитания и образования физическая культура становилась базовым видом культуры, которая формирует двигательные умения и навыки.
Физическая культура должна сопровождать человека в течение всей его жизни [1].
Физической культурой и спортом в нашей стране занимаются всего 8—10 % населения, в то же время в экономически развитых странах мира этот показатель достигает 40—60 %.
Значение физкультуры и спорта в жизни человека значительно увеличилось в последние десятилетия. Спорт и физкультура существенно влияют на состояние организма в целом, на психику и статус человека.
В современном обществе с появлением новой техники и технологий имеет место сокращение двигательной активности людей и одновременно усиление влияния на организм неблагоприятных факторов, таких как загрязнение окружающей среды, неправильное питание, стрессы. Кроме того, снижается иммунитет, что влечет за собой значительную восприимчивость к инфекционным болезням.
В настоящее время число людей с разнообразными заболеваниями растёт, так что снижение двигательной активности является актуальной проблемой.
Физическая культура и спорт является одними из наиболее значимых факторов укрепления и сохранения здоровья.
Занятия физической культурой необходимы человеку во все периоды его жизни. В детском и юношеском возрасте они способствуют слаженному развитию организма. У взрослых улучшают морфофункциональное состояние, увеличивают работоспособность и сохраняют здоровье. У пожилых, наряду с этим, задерживают неблагоприятные возрастные изменения.
Систематические занятия физической культурой и спортом помогают людям всех возрастов наиболее продуктивно использовать своё свободное время, а также способствуют отказу от таких социально и биологически вредных привычек, как употребление спиртных напитков и курение.
Злоупотребление физической нагрузкой может принести немалый вред, поэтому при выборе степени нагрузки на организм необходимо применять индивидуальный подход.
Одной из задач физического воспитания в нашей стране является всестороннее, последовательное развитие человеческого организма. Человек должен быть крепким, ловким, выносливым в работе, здоровым, закаленным.
Регулярные занятия физическими упражнениями или спортом повышают активность обменных процессов, поддерживают на высоком уровне механизмы, которые осуществляют в организме обмен веществ и энергии.
Недостаточное количество двигательной активности или нарушение функций организма при ограничении двигательной активности отрицательно влияют на организм в целом.
Люди могут жить и при ограничении движений, но это приведёт к атрофии мышц, снижению прочности костей, ухудшению функционального состояния центральной нервной, дыхательной и других систем, снижению тонуса и жизнедеятельности организма.
У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, значительно повышается потенциал всех систем и органов человека.
Целенаправленная физическая тренировка совершенствует систему кровообращения, стимулирует деятельность сердечной мышцы, усиливает кровоснабжение мышц, улучшает регуляцию их деятельности нервной системой.
В процессе занятий физической культурой и спортом уменьшается количество сердечных сокращений, сердце становится крепче и начинает работать более экономно, нормализуется давление. Все это способствует улучшению обмена веществ в тканях. Учеными установлено, что вслед за интенсивными физиологическими тратами идут восстановительные процессы.
Гормоны надпочечников, которые вырабатываются в процессе физической нагрузки, благотворно действуют на сердце [2].
При физической нагрузке могут избирательно улучшиться функции организма как двигательные (повышение выносливости, силы мышц, гибкости, координации движений), так и вегетативные (совершенствование работы дыхательной и других систем организма, улучшение обмена веществ).
Занятия физкультурой и спортом способствуют расширению кровеносных сосудов, нормализации тонуса их стенок, улучшению питания и повышению обмена веществ в стенках кровеносных сосудов.
Все это ведет к увеличению эластичности стенок кровеносных сосудов и нормальной работе сердечнососудистой системы, которая является важной составляющей организма человека.
Также умеренная физическая нагрузка положительно влияет на почки: с них снимается нагрузка, что приводит к их лучшему функционированию [1].
Особенно полезное влияние на кровеносные сосуды оказывают занятия такими видами физических упражнений, как плавание, бег, бег на лыжах, езда на велосипеде. Регулярные занятия спортом помогают безопасно укрепить суставно-связочный аппарат.
Продолжительная умеренная физическая нагрузка делает связочную и суставную ткани эластичнее, защищая ее от надрывов и растяжений в будущем. В процессе любой деятельности у человека наступают усталость и переутомление.
Однако выполнение даже кратковременных комплексов физических упражнений приводит к эффективному восстановлению как физической, так и умственной работоспособности, а также снятию нервно-эмоциональных перенапряжений.
Также необходимо отметить, что систематические физические нагрузки резко снижают заболеваемость населения, положительно влияют на психику человека — на его мышление, внимание, память, способствуют эффективному воспитанию личностных качеств, а именно настойчивости, воли, трудолюбия, коллективизма, общительности, формирует активную жизненную позицию [3].
Во время занятия физической культурой и спортом осуществляется нравственное развитие занимающихся.
Это развитие нацелено на установление у человека социально ценных качеств, которые формируют его отношение к другим людям, к обществу, к самому себе и представляют то, что принято называть нравственной воспитанностью.
Эта характеристика — важнейшая в определении личности. Ее содержание обусловлено нормами морали, которые являются главными в обществе.
Приобщиться к физической культуре и спорту можно несколькими способами: занимаясь в спортивной секции по любому интересующему виду спорта, принимая участие в занятиях групп здоровья по месту работы или проживания, а также тренируясь самостоятельно. Обилие вариантов дает каждому человеку возможность выбрать тот из них, который удовлетворяет его требованиям и предпочтениям, и позволяет каждому найти идеальный способ поддерживать себя в прекрасной физической форме.
В последнее время особую популярность приобрели именно самостоятельные занятия физкультурой — ими легко заниматься в удобном для человека месте и в удобное время. Но для того, чтобы добиться наибольшего успеха, следует изучить основные теоретические знания в этой области для того, чтобы не получить травму в процессе тренировок.
Таким образом, спорт и физическая культура являются многофункциональным механизмом оздоровления людей, самореализации человека, его самовыражения и развития. Поэтому в последнее время место физкультуры и спорта в системе ценностей человека и современной культуры резко увеличилось.
Автор Шириязданова Юлия Ануваровна https://sibac.info/node/42406
Физическая культура: что это такое, ее история, цели и виды
Обновлено 23 июля 2021 Просмотров: 104 813 Дмитрий Петров
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. С понятием «физическая культура» каждый из нас знаком с детства.
Но что на самом деле оно обозначает, знают далеко не все.
Если интересно, как и когда появилась физкультура, её цели, виды и чем она отличается от спорта, обязательно прочитайте эту статью.
Физическая культура — это..
- В Федеральном законе РФ «О физической культуре и спорте», указано, что:
- физическая культура – это часть культуры общества, которая представляет собой совокупность ценностей и знаний, создаваемых и используемых в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности, формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путём определённого воспитания и подготовки.
- В Большом энциклопедическом словаре дано следующее определение понятия.
- Физическая культура – это область социальной деятельности, призванная сохранить и укрепить здоровье, развить психофизические способности человека в процессе осознанной двигательной активности.
- Говоря проще, физкультура – это выполнение различных упражнений и комплекса других мероприятий, цель которых – укрепить мышечный корсет тела и улучшить общее состояние здоровья.
- Основные средства достижения целей – упражнения на различные группы мышц и спортивные игры. Также используются:
- силы природы (вода, солнечные лучи, воздух и другая окружающая среда);
- пищевой режим (регулярное и правильное питание);
- гигиена (чистота тела, воздуха и одежды, в которой проводятся занятия);
- отдых и восстановление организма после тяжёлых нагрузок (рекреация).
В физической культуре отражены достижения общества в совершенствовании психофизических и нравственных качеств каждого конкретного человека. Уровень их развития определяет личностные ценности физкультуры.
История возникновения
Элементы физической культуры появились ещё в древности. Условия жизни первобытных людей во многом определялись способностью защитить себя и свою семью от диких животных, умением преодолевать естественные препятствия и большие расстояния в поисках добычи.
Такие качества человека как сила, ловкость и выносливость становились жизненно важными.
Основы физкультуры были заложены в Древней Греции, в гимнастике, объединившей ритуальные танцы, военное обучение (бег, плавание, метание копья, борьба) и традиционные обряды в систему физического воспитания.
Само понятие «физическая культура» впервые появилось в конце XIX века в Великобритании. В западных странах оно не получило распространения, вскоре его заменило слово «спорт».
В России, войдя в употребление после Первой мировой войны, термин получил признание в советском обществе и прочно вошёл в лексикон. Появились государственные учреждения, журналы и газеты с этим названием:
- Институт физической культуры (основан в 1918 году);
- Высший совет физической культуры (образован в 1920 г. при Главном управлении Всевобуча (всеобщее воинское обучение));
- журнал «Физическая культура и спорт (ФИС)» выходит с 1922 года;
- научно-теоретический журнал «Теория и практика физической культуры» (первый номер вышел в печать в 1925 году).
В это же время в советских школах и профессиональных учебных заведениях появился урок физкультура, который у многих детей и подростков является самым любимым школьным предметом.
Виды физической культуры
Физическая культура подразделяется на несколько видов, которые соответствуют различным сферам её применения в обществе:
- Базовая. Направлена на получение основных двигательных умений и навыков, которые необходимы в повседневной жизни. Приобретается в дошкольных учреждениях и в школе.
- Оздоровительно-реабилитационная. Направлена на укрепление и улучшение состояния всех функций организма. Делится на гигиеническую (к ней относятся прогулки, утренняя гимнастика) и лечебную (ЛФК), которая применяется при различных заболеваниях или после травм.
- Прикладная. Направлена на оптимизацию условий развития физиологических способностей и психических качеств человека в процессе профессиональной деятельности. Например, физкультминутка, производственная гимнастика, активный отдых в выходные дни.
- Рекреативная. Оказывает положительное воздействие на текущее функциональное состояние организма (активный туризм, спортивные игры во время отдыха).
- Спорт. Сложился в форме соревновательной деятельности по различным комплексам упражнений. Включает в себя организацию и проведение подготовительных учебно-тренировочных занятий.
Хотя спорт является составной частью физической культуры, он выходит за её рамки. Например, авиамодельный спорт, шашки, шахматы или радиоспорт нельзя отнести к физкультуре, потому что в них отсутствует двигательная деятельность, а результат зависит не столько от физических способностей человека, сколько от умственных.
Занятия спортом и физической культурой различаются по целям. Если физкультурой занимаются ради укрепления здоровья, совершенствования тела, приобретения жизненно важных двигательных умений, то в спорте главное – победить в состязаниях и достигнуть максимально возможных результатов (установить личные или мировые рекорды) в данном виде спорта.
Польза от занятий физкультурой
Физкультура развивает тело и положительно влияет на все системы организма человека. Умеренные физические нагрузки способствуют:
- предупреждению дегенеративных изменений двигательной функции (остеохондроза, артроза, артрита);
- улучшению функционирования сердца;
- стимуляции выработки гормонов и повышению скорости обменных процессов;
- увеличению объёма лёгких;
- нормализации деятельности нервной системы, нейрорегуляторной функции мозга;
- повышению работоспособности.
Физкультура не только повышает физические возможности человека, но и развивает социальные функции в области морали, воспитания, этики (что это такое?) и эстетики (что это такое?).
Заключение
Теперь мы знаем, что такое физическая культура, её виды, цели и влияние на организм. Хочется верить, что занятия физкультурой станут и для вас полезной привычкой.
Начинайте каждое утро с зарядки, правильно питайтесь, больше гуляйте и закаляйтесь. Совсем скоро вы заметите, что стали здоровее, выносливее и сильнее.
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
- Культура и искусство
- Образование
- Спорт
Главная/ ЧАстые ВОпросы/ Культура и искусство
Физическая культура как компонент здорового образа жизни
Здоровье – один из важнейших компонентов человеческого счастья, одно из условий успешного социального и экономического развития. Каждому из нас присуще желание быть сильным и здоровым, сохранить как можно дольше подвижность, бодрость, энергию и достичь долголетия.
Необходимо со школы осознать, что здоровье человека – главная ценность жизни. Надо самому быть здоровым и везде и всегда быть пропагандистом здорового образа жизни.
Здоровье человека является важнейшей ценностью жизни. Его нельзя ни купить, ни приобрести, ни за какие деньги, его нужно оберегать и охранять, развивать и совершенствовать, улучшать и укреплять.
Здоровье зависит от множества факторов. Ныне преобладает мнение, что здоровье народа на 50% определяется ЗОЖ, на 20% – экологическими; на 20% – биологическими (наследственными) факторами и на 10% – медициной.
Следовательно, если человек ведет ЗОЖ, то все это предопределяет на 50% высокий уровень его здоровья.
И, наоборот, человек, ведущий нездоровый образ жизни, подрывает свое здоровье, обрекает себя на страдания и мучения, преждевременную старость и безрадостную жизнь.
Основными элементами физической культуры, как составляющей здорового образа жизни, являются: двигательная культура, культура телосложения и культура здоровья.
В основные показатели личностной физической культуры входят: отношение человека к своему здоровью как ценности, степень проявления этого отношения и его характер (произвольный или декларативный); уровень знаний о физическом здоровье, средствах и методах его сохранения и укрепления; средства, использующиеся для укрепления и сохранения здоровья, умение их применять; ценности здоровья соответствующие общественным образцам, нормам, идеалам; стремление оказать помощь другим людям в рамках деятельности по оздоровлению и физическому воспитанию.
Структура здорового образа жизни – целостное единство предметно – вещного природного, социокультурного и духовного компонентов социально творимого информационного, энергетического и пластического обеспечения оптимальной жизнедеятельности человека и общества.
Структура ЗОЖ включает духовное, социокультурное и правовое пространство развития и деятельности родового человека, экологическую и предметно-вещную среду обитания индивида, что, в свою очередь, зависит от экономических, промышленно-производственных, агрокультурных, коммуникационных факторов.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы: рациональный режим труда и отдыха, искоренение вредных привычек, оптимальный двигательный режим, личную гигиену, закаливание, рациональное питание, плодотворный труд и т.п.
Оптимальный двигательный режим – важнейшее условие здорового образа жизни.
Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.
Рациональный режим труда и отдыха – необходимый элемент здорового образа жизни. При правильном и строго соблюдаемом режиме вырабатывается четкий и необходимый ритм функционирования организма, что создает оптимальные условия для работы и отдыха и тем самым способствует укреплению здоровья, улучшению работоспособности и повышению производительности труда.
Следующим звеном здорового образа жизни является искоренение вредных привычек (курение, алкоголь, наркотики). Эти нарушители здоровья являются причиной многих заболеваний, резко сокращают продолжительность жизни, снижают работоспособность, пагубно отражаются на здоровье подрастающего поколения и на здоровье будущих детей.
Следующей составляющей здорового образа жизни является рациональное питание. Рациональное питание обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни. Лицам, страдающим хроническими заболеваниями, нужно соблюдать диету.
Немаловажное значение оказывает на здоровье и состояние окружающей среды. Вмешательство человека в регулирование природных процессов не всегда приносит желаемые положительные результаты.
Закаливание – мощное оздоровительное средство. Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность.
Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ. В России закаливание издавна было массовым.
Польза закаливания с раннего возраста доказана громадным практическим опытом и опирается на солидное научное обоснование.
Широко известны различные способы закаливания – от воздушных ванн до обливания холодной водой. Полезность этих процедур не вызывает сомнений. С незапамятных времен известно, что ходьба босиком – замечательное закаливающее средство. Зимнее плавание – высшая форма закаливания. Чтобы ее достичь, человек должен пройти все ступени закаливания.
Эффективность закаливания возрастает при использовании специальных температурных воздействий и процедур. Основные принципы их правильного применения должны знать все: систематичность и последовательность; учет индивидуальных особенностей, состояния здоровья и эмоциональные реакции на процедуру.
Еще одним действенным закаливающим средством может и должен быть до и после занятий физическими упражнениями контрастный душ. Контрастные души тренируют нервно-сосудистый аппарат кожи и подкожной клетчатки, совершенствуя физическую терморегуляцию, оказывают стимулирующее воздействие и на центральные нервные механизмы.
Опыт показывает высокую закаливающую и оздоровительную ценность контрастного душа как для взрослых, так и для детей. Хорошо действует он и как стимулятор нервной системы, снимая утомление и повышая работоспособность. Закаливание – мощное оздоровительное средство.
Оно позволяет избежать многих болезней, продлить жизнь на долгие годы, сохранить высокую работоспособность. Закаливание оказывает общеукрепляющее действие на организм, повышает тонус нервной системы, улучшает кровообращение, нормализует обмен веществ.
Эффект закаливания недолговечен, он длится только во время закаливания организма и недолго после него, поэтому закаливание должно быть постоянным и последовательным, им следует заниматься ежедневно.
Еще одним важным элементом здорового образа жизни является личная гигиена. Личная гигиена – она включает в себя рациональный суточный режим, уход за телом, гигиену одежды и обуви. Особое значение имеет и режим дня. При правильном и строгом его соблюдении вырабатывается четкий ритм функционирования организма. А это, в свою очередь, создает наилучшие условия для работы и восстановления.
Физическая культура – составная часть общей культуры. Она не только укрепляет здоровье, но и избавляет от некоторых врожденных и приобретенных недугов. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Физическая культура и физическая активность выступают важнейшими факторами укрепления здоровья, что необходимо для людей любого возраста.
Следует заметить, что занятия спортом являются лишь небольшой частью той физической активности, которую человек совершает в течение дня. Спорт – это важный компонент для увеличения физической активности, но он не обязателен для тех, кто поддерживает себя в тонусе весь день.
Спорт является профессиональной деятельностью и им может заниматься довольно ограниченный круг людей. Физическая активность же это обычная ежедневная физическая деятельность людей. К ней относятся работа на садовом участке, плавание, ходьба, лыжные прогулки, езда на велосипеде, туристические походы, домашние дела, различные танцы.
Любые телодвижения являются физической активностью. Человек получает пользу для своего здоровья от занятий физической активностью в любом возрасте.
Способ достижения гармонии человека один – систематическое выполнение физических упражнений.
Кроме того, экспериментально доказано, что регулярные занятия физкультурой, которые рационально входят в режим труда и отдыха, способствуют не только укреплению здоровья, но и существенно повышают эффективность производственной деятельности.
Однако не все двигательные действия, выполняемые в быту и процессе работы, являются физическими упражнениями. Ими могут быть только движения, специально подбираемые для воздействия на различные органы и системы, развития физических качеств, коррекции дефектов телосложения.
Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.
Физические упражнения окажут положительное воздействие, если при занятиях будут соблюдаться определенные правила. Необходимо следить за состоянием здоровья – это нужно для того, чтобы не причинить себе вреда, занимаясь физическими упражнениями.
Если имеются нарушения со стороны сердечно-сосудистой системы, упражнения, требующие существенного напряжения, могут привести к ухудшению деятельности сердца. Не следует заниматься сразу после болезни.
Нужно выдержать определенный период, чтобы функции организма восстановились, – только тогда физкультура принесет пользу.
При выполнении физических упражнений организм человека реагирует на заданную нагрузку ответными реакциями.
Активизируется деятельность всех органов и систем, в результате чего расходуются энергетические ресурсы, повышается подвижность нервных процессов, укрепляются мышечная и костно-связочная системы.
Таким образом, улучшается физическая подготовленность занимающихся и в результате этого достигается такое состояние организма, когда нагрузки переносятся легко, а бывшие ранее недоступными результаты в разных видах физических упражнений становятся нормой.
У вас всегда хорошее самочувствие, желание заниматься, приподнятое настроение и хороший сон. При правильных и регулярных занятиях физическими упражнениями тренированность улучшается из года в год, а вы будете в хорошей форме на протяжении длительного времени.
На основе постановлений в результате многолетнего опыта работы в области спортивной медицины четко определены основные задачи гигиены физических упражнений и спорта.
Это изучение и оздоровление условий внешней среды, в которых происходят занятия физической культурой и спортом, и разработка гигиенических мероприятий, способствующих укреплению здоровья, повышению работоспособности, выносливости, росту спортивных достижений.
Как уже отмечалось ранее, физические упражнения влияют не изолированно на какой-либо орган или систему, а на весь организм в целом. Однако совершенствование функций различных его систем происходит не в одинаковой степени. Особенно отчетливыми являются изменения в мышечной системе.
Они выражаются в увеличении объема мышц, усилении обменных процессов, совершенствовании функций дыхательного аппарата. В тесном взаимодействии с органами дыхания совершенствуется и сердечно-сосудистая система. Занятия физическими упражнениями стимулирует обмен веществ, увеличивается сила, подвижность и уравновешенность нервных процессов.
В связи с этим возрастает гигиеническое значение физических упражнений, если они проводятся на открытом воздухе. В этих условиях повышается их общий оздоровительный эффект, они оказывают закаливающее действие, особенно, если занятия проводятся при низких температурах воздуха. При проведении занятий в условиях холода совершенствуется теплорегуляционная функция, понижается чувствительность к холоду, уменьшается возможность возникновения простудных заболеваний.
В наше время гимнастикой называют систему специально подобранных физических упражнений и методических приемов, применяемых для всестороннего физического развития, совершенствования двигательных способностей и оздоровления.
Зарядкой принято называть 10-15-минутную утреннюю гигиеническую гимнастику, выполняемую после сна.
Она помогает организму быстрее перейти от пассивного состояния к активному, необходимому для работы, создает хорошее настроение и дает заряд бодрости.
Поэтому гимнастические упражнения полезно выполнять не только утром, но и днем, для чего на многих предприятиях введена производственная гимнастика.
В общественном сознании прочно утверждается мнение, что здоровый образ жизни общества в целом и каждого человека в отдельности представляет собою базовое условие формирования и осуществления здорового образа жизни, который, в свою очередь, – не только основа хорошего самочувствия и бодрого настроения, но и путь к оздоровлению нации, к решению многих социальных проблем современной России.
Утверждение здорового образа жизни – важная общегосударственная задача. Всеми силами способствовать ее решению – долг всех людей, каждого жителя нашей страны.
Здоровье – это первая и важнейшая потребность человека, определяющая способность его к труду и обеспечивающая гармоническое развитие личности. Поэтому значение физической культуры в развитии здорового образа жизни огромно.
Понятие спорта и физической культуры. Состояние спорта в Российской Федерации
Охватившие Российскую Федерацию последствия социально-экономического кризиса неизбежно затронули и такую сферу жизни и деятельности социума как физкультура и спорт.
Действующий в настоящее время федеральный закон Российской Федерации «О физической культуре и спорте» содержит ряд следующих понятий:
- любительский спорт;
- профессиональный спорт;
- спорт;
- физкультура.
Физическая культура – это составная часть общей культуры, область социального взаимодействия, которая представляет собой ряд духовно-материальных мероприятий, формируемых и используемых социумом для физического становления и совершенствования индивида, а также для совершенствования двигательной активности последнего.
Иными словами, это любое поведение, которое соответствует правилам и стандартам поведения, принятым в данной социальной среде, и направлено на заботу о здоровье человека, на улучшение его психофизического развития.
Формы занятий физической культурой
К основным формам физической культуры относятся:
- физкультура;
- спорт;
- активный отдых;
- медицинская реабилитация;
- туризм.
Факторы занятия физической культурой
К основным факторам занятий физической культурой относятся:
- стимуляция (функция развития) – стимуляция деятельности организма, вызывающая его развитие;
- адаптация (адаптивная функция) – приспособление организма к окружающей среде;
- компенсация (компенсаторная функция) – восполнение дефицита некоторых раздражителей;
- коррекция (восстановительная функция) – лечение дефектов осанки и др.
Значение физического воспитания в мировой педагогике
Физическое воспитание является частью общей системы образования, направленной на укрепление здоровья и физического роста человека. Это связано с нравственным, эстетическим воспитанием и умственным образованием.
Мыслители Ф. Рабле и М. Монтень говорили, что физическое воспитание следует рассматривать в связи с разумом и знаниями. В своих педагогических работах педагог-философ Я. А. Коменский считал первичным в детском воспитании физкультуру и спорт, особое внимание уделял детской гигиене, питанию и здоровью, играм и упражнениям.
Ведущие российские педагоги и общественные деятели В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский и К. Д. Ушинский придавали большое значение физическому воспитанию детей, т. к.
физическое воспитание необходимо для развития памяти учащихся. По их мнению, физкультура должна обязательно быть включена в школьную программу.
Основа физического воспитания маленьких дошкольников – содержать ребёнка в чистоте и полноценном питании.
Понятие спорта
Спортом названа одна из частей общей физической культуры, которая обладает соревновательной спецификой и специальной практикой для подготовки спортсмена к спортивным состязаниям и соревнованиям.
Иными словами, это образ жизни, изначально направленный на поддержание здоровья, а также физического, психического и социального благополучия с помощью простой и здоровой диеты, жизни на свежем воздухе и физических упражнений.
Спорт проходит в соревновательной манере, по определённым правилам или традициям. Хотя спорт обычно описывает деятельность, в которой очень важна физическая сила (ведущая к победе или поражению), то же самое относится к интеллектуальным видам спорта и автоспорту, где качество ума или снаряжения также играет важную роль.
Люди занимаются спортом для улучшения своего здоровья, морального и материального удовлетворения, а также для саморазвития.
Классификация видов спорта
Классификация видов спорта включает разделение видов спорта на различные подкатегории:
- любительским спортом называется многообразное спортивное движение, являющееся органической частью сферы общего физического развития и воспитания каждого гражданина, а также поиск и выявление наиболее талантливых и имеющих перспективы спортсменов в самых разнообразных видах спорта;
- профессиональным спортом названа деятельность, которая содержит предпринимательский компонент и направлена на удовлетворение запроса зрителей, разных профессиональных спортивных учреждений и организаций, а также самих спортсменов, которые выбрали спорт в качестве своей профессиональной деятельности;
- развлекательный (популярный) спорт характеризуется регулярной программой упражнений и соревнований для сохранения здоровья и физической формы;
- школьный спорт – это система тренировок и соревнований, адаптирована к возрасту спортсмена, чтобы каждый мог проявить свой талант;
- любительский спорт – это индивидуальные занятия спортсменов для признания, заработка дополнительного дохода и т. д.;
- спорт для инвалидов (собирает инвалидов и организует соревнования по физической и психической реабилитации);
- профессиональный спорт (спортсмены, их тренеры, менеджеры и другой персонал получают оплату за активный спорт, и это их основное занятие);
- несоревновательный вид спорта – это индивидуальный вид спорта каждого человека, имеющий универсальную ценность, поскольку им могут активно заниматься все категории населения;
- соревновательный спорт придаёт ключевое значение победе, соревнованию, самопожертвованию (победа становится вторым названием спорта);
- к групповым (совместным) видам спорта относятся все виды спорта, которые выполняются в группах (футбол, баскетбол, волейбол, гандбол, водное поло, хоккей и другие);
- к независимым (индивидуальным) видам спорта относятся виды спорта, в которых человек выступает за собственный успех (к индивидуальным видам спорта относятся лёгкая атлетика, боевые искусства, гимнастика, плавание и другие).
Физическая культура как спортивная деятельность
Физическая культура как спортивная деятельность являются сферой, которая способна весьма значительно обеспечить как физическое, так и духовно-нравственное благополучие, здоровье граждан.
Физическая культура способствует поддержанию уровня не только работоспособности, но и конкурентоспособности индивида на трудовом рынке, оказывает влияние на сферу воспроизводства народонаселения. Спортивная деятельность, кроме всего прочего, может рассматриваться как обладающий эффективностью инструмент в сфере политической жизни страны.
Спортивные соревнования
На включение соревнований в перечень требований, определяющих спорт, соглашаются не все. Альтернативный взгляд – признание спортом всего, что включает в себя физические упражнения. В этом случае определение спорта совпадает с тем, что называют физкультурой.
Спортивное соревнование имеет смысл только в том случае, когда победитель заранее известен. Сила и ловкость различных категорий людей не одинакова. Поэтому большая часть соревнований организуется с ограничением для участников.
При проведении соревнований их участникам присваиваются места, в зависимости от результата. Для уравновешивания шансов участников делят на группы по возможностям (например, по полу, весу и возрасту).
Оценка результатов соревнований может являться как объективной, так и субъективным. Например, в авто гонках время, за которое участник преодолел дистанцию, является объективной оценкой.
В соревнованиях по гимнастике или фигурному катанию оценки выставляет жюри из судей (и они субъективны). Субъективная оценка судей часто определяет результат также в боксе и других видах единоборств.
Единичное соревнования в игровых видах спорта называют обычно турниром. Турниры состоят из отдельных поединков – матчей в футболе или теннисе, партий в шахматах и т. п. Отдельные турниры проводятся из года в год и имеют высокий международный престиж.
Существуют различные системы проведения турниров:
- круговая, в которой все участники встречаются между собой один или два раза;
- олимпийская, то есть система с выбыванием после первого проигрыша;
- швейцарская, с выбыванием после двух проигрышей и др.
Соревнования, определяющих победителя в рамках района, страны, континента, мира, называют чемпионатами. Они проходят обычно под эгидой определённой спортивной федерации. Победителей чемпионатов называют чемпионами. В отдельных видах спорта, например, в футболе, кроме чемпионатов, проходящих по круговой системе, параллельно разыгрываются, по олимпийской системе кубки.
В неигровых видах спорта (например, в лёгкой атлетике, в лыжных видах спорта, биатлоне и т.д.) отдельные соревнования, проводимые в течение года (сезона), объединены в общие структуры, которые обычно называют кубками мира. Кубок мира обычно состоит из отдельных этапов, на которых спортсмены набирают очки. Сумма этих очков и определяет победителя сезона.
Кроме соревнований по отдельным видам спорта, существуют крупные международные соревнования сразу по многим видам, самое престижное из которых – Олимпийские игры. К этому классу соревнований относятся также Паралимпийские игры, Европейские игры, Средиземноморские игры, Панамериканские игры и т. п.
Победители, призёры и другие участники спортивных соревнований обычно награждаются различными трофеями, в соответствии с традициями вида спорта. На любительском уровне это обычно дипломы и грамоты, удостоверяющие спортивную победу. На высшем уровне вручаются медали и кубки. В США победители многих соревнований получают специальные кольца.
Олимпийские чемпионы награждаются лавровым венком. В некоторых видах спорта победа отмечается особыми предметами. Профессиональные спортсмены получают за своё участие в соревнованиях деньги, сумма которых определяется успешностью выступления.
Соревнования проводятся отдельно для разных возрастных категорий участников, начиная с детских соревнований, соревнований для кадетов, юниоров, молодёжи и людей старшего возраста. Соревнования ветеранов спорта привлекают зрителей былой славой, помогают вспомнить времена, когда они радовали людей своими победами.
Спортивные организации
Спортивные клубы организуют клубные соревнования, а для проведения соревнований между клубами, они объединяются в федерации, ассоциации, союзы и т. п. Такие объединения могут быть региональными, национальными (в пределах одной страны) и международными.
Обычно у каждого вида спорта существует одна законодательная международная организация, устанавливающая правила проведения соревнований и правила самого вида спорта. Проведением глобальных соревнований, таких как Олимпийские и Паралимпийские игры, занимается Международный олимпийский комитет в сотрудничестве с федерациями отдельных видов спорта.
Важное значение для развития спорта высокого уровня имеет спонсорство. Известные спортсмены получают значительную часть своих доходов от рекламы.
Роль профессионального спорта в жизни государства
Организация Олимпийских игр, коммерческих спортивных турниров, мировых и европейских чемпионатов по разным дисциплинам, других массовых спортивных мероприятий и соревнований позитивно влияет на производственную и социальную инфраструктуру, их развитие:
- строятся новые дорогие и ремонтируются старые;
- возводятся гостиницы;
- появляются новые спортивные сооружения;
- развиваются связи;
- создаются новые рабочие места.
В сфере профессионального спорта разного рода спортивные события являются основными услугами, а в области оздоровительного спорта – разнообразные услуги оздоровительного характера.
Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму осуществляет общее руководство в спортивных сферах.
Спорт, а также физическая культура представляют собой важнейшие инструменты для поддержки, а также восстановления духовного и физического здоровья народа. Как следствие – спорт позитивно влияет на национальную экономику.
Спорт и физическая культура могут рассматриваться в качестве самых важных социальных факторов, которые позитивно влияют на оздоровление граждан, повышение трудовой производительности, а также как эффективный инструмент в «войне» с асоциальными проявлениями (такими как табакокурение, наркомания, алкоголизм и другие).
Государственная политика в области как спорта, так и физической культуры основывается на формировании таких условия, чтобы каждый индивид имел возможность удовлетворять собственные спортивные потребности и интересы.
Роль спорта в жизни общества
Сегодня спорт представляет собой, помимо средства развлечения и отдыха, очень важную часть человеческой и социальной идентичности (как отдельного человека, так и более широких социальных групп районов, городов, регионов и стран). Спорт во всех смыслах является одним из важнейших явлений популярной культуры. Он вызывает интерес людей по всей планете, независимо от их образования или материального положения.
Популяризация спорта начинается как следствие индустриализации, урбанизации и самого изменения отношения населения к собственным потребностям и желаниям. Современные экономические, политические и культурные институты медленно и постепенно развиваются, но одна из важнейших тенденций – значительная степень открытости для спорта.
Свободное время, возникающее вследствие изменения образа жизни у людей с фиксированным графиком работы, обусловливает появление новых интересов, новых вкусов и новых потребностей в организации повседневной жизни.
Потребность в играх, развлечениях, отдыхе и физической активности самых широких слоёв населения начинает доминировать в процессе планирования досуга и способствует созданию, развитию и принятию новых культурных моделей.
На спорт влияет большое количество факторов, которые могут одновременно помогать, но и мешать выполнению физических нагрузок. Можно сказать, что эти факторы очень разнообразны: родители и семья, сверстники, школа, Интернет и все средства массовой информации.
Общество предоставляет благоприятные условия для развития спорта. Организация спорта зависит от ценностных ориентаций, которые пропагандирует общество. Развитие спортивных мероприятий во многих странах происходило по той же схеме ценностей, которую проповедует общество.
Спорт – это область повседневной жизни человека, которая предоставляет огромные возможности для проявления человеческой сущности, для осознания основной черты человеческой натуры.
Спорт может быть ареной величайших человеческих побед, но также и падений. Он укрепляет социальные связи, а также даёт странам возможность испытать себя.
Спорт используется как средство интеграции социальных групп, как средство пробуждения патриотических и национальных чувств в массах.