Дворец разумовского в спб – история и интересные факты

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге

Сооружение имеет богатую историю, ему чуть меньше 3-х столетий. За это время оно несколько раз сменило хозяев и свое назначение. Однако внешний облик напоминает о временах постройки – колоннада в центре лицевой части, фасадные барельефы, лепнина.

Дворец Разумовского (Санкт-Петербург) — история

Проектирование и возведение относятся к 1739 года, тогда строение было деревянным и принадлежало приближенному Анны Иоанновны графу Левенвольде.

Когда власть сменилась, и на трон взошла Елизавета Петровна, первоначальный хозяин особняка был приговорен к ссылке, а нынешний Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге стал казённым.

Спустя 4 года после постройки императрица решила подарить его некогда своему фавориту Шубину, который опасался за свою жизнь в статусе «вчерашнего протеже» и тут же покинул город на Неве. В 1749 году сооружение переходит во владение президента Академии наук Разумовского.

Обратите внимание

Через 10 лет после появления нового хозяина Дворец графа Разумовского в Санкт-Петербурге решают разобрать в силу его ветхости. В 1766 было построено новое здание. В те времена это место было знаменито своими балами. Количество прислуги в доме было более 250 человек. Праздники сопровождались здесь раздачей милостыни.

В конце XVIII века, после перепродажи, Дворец Разумовского на Мойке стал приютом, где жили дети-инвалиды, сироты и подкидыши. На входной арке и фасадах можно встретить напоминания об этом времени – изображения пеликана. В конце XVIII – начале XIX века сооружение было перепланировано – надстроен лазаретный корпус, возведен домовой храм.

В середине XIX века оно получило статус Сиротского женского института. Позже на базе Дворца Разумовского в СПб было образовано первое в стране учреждение педагогической направленности – Женский педагогический институт. В первой четверти XIX века на основе нескольких возникших институтов был организован педагогический институт им. А. И.

Герцена.

Интересные факты

Дворец находится в Госреестре объектов культурного наследия, являясь памятником культуры и истории.

В 60-е года XX века на территории был установлен памятник Ушинскому, который являлся основоположником научной педагогики, писателем и педагогом.

На балах у графа Разумовского могло присутствовать до 2000 человек гостей, что считалось чрезвычайно пышным празднеством. Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге на карте

Здание расположилось на набережной Мойки, прямо у Зеленого моста. Перед посещением можно погулять по Невскому проспекту и насладиться красотой Казанского собора, находящегося в непосредственной близости. После осмотра достопримечательности – посетить Театр Эстрады им. Райкина. В 200 метрах – станция метро Адмиралтейская, в 100 метрах – остановка наземного транспорта.

Источник: https://cityguide-spb.ru/chem-zanyatsya/chto-posmotret/arkhitektura/dvorec-razumovskogo-v-sankt-peterbur/

Дворец Разумовского на Мойке

0 265

Фото дворца Разумовского на Мойке

Время: 10:00-19:00.

Стоимость: взрослые – 450 руб.; школьники и студенты – 250 руб.

Дворец был построен из дерева в 1739 г. по проекту Бартоломео Растрелли для одного из приближенных Императрицы Анны Иоанновны. После того, как на престол взошла Елизавета Петровна, бывший владелец был отправлен в ссылку, а здание перешло в казну. В 1749 г.

Елизавета пожаловала здание Кириллу Григорьевичу Разумовскому, являющемуся на тот момент президентом Академии наук. В 1760 г.

, будучи деревянным и полуразрушенным, дворец был растаскан крестьянами по домам всего за 3 дня после объявления в газете «Санкт-Петербургские ведомости», в котором говорилось о том, что желающим разобрать дом необходимо явиться в домовую канцелярию. В 1762 г. здание вновь начало возводиться, но уже из камня. К 1766 г.

на набережной Мойки красовался дворец в стиле раннего классицизма с едва уловимыми чертами барокко. Он являл собой классическую городскую усадьбу, территория которой была отделена от набережной высоким каменным забором. Сегодня же это здание занимает РГПУ имени А. И. Герцена.

Интересные факты о дворце

Фасад памятника архитектуры запомнится посетителям своим внешним видом: выступающий ризолит по центру здания с шестью колоннами, ступенчатый аттик, резная лепнина, барельефы и фигурные наличники. Такой же красотой могут похвастаться и парадные ворота, выходящие на набережную, сооруженные в 1760-е года.

Однако, если внешняя красота полностью соответствует стилистике того времени, то о внутреннем убранстве этого сказать нельзя. Слишком частые смены владельцев и властей создали интерьер в эдаком стиле фьюжн, в котором что-то от старинных и классических стилей, что-то – от современных. Поэтому подлинных интерьеров во дворце давно не осталось.

Дворец Разумовского на Мойке имел штат в 260 единиц обслуживающего персонала. Здесь проводились балы и маскарады, а по праздникам граф не жалел средств на раздачу милостыни, за которой сюда набивалось порядка 2000 человек.

Важно

После отъезда графа из города в 1798 г. здание отошло в казну, а затем использовалось под нужды Воспитательного дома для сирот. С 1837 г. в здании помещался женский Сиротский институт, откуда стали выпускаться первые педагоги. С 1903 г. учреждение получило звание Императорского Женского педагогического института и стало первым в России учреждением педагогической направленности.

После 1918 г. здесь возникли Первый, Второй и Третий институты, а в 1920-х годах их объединили и на их базе создали единый Ленинградский ГПИ им. А. И. Герцена.

На данный момент здание является объектом культурного наследия, включенного в Единый реестр РФ.

Дворец сейчас

Дворец был отдан Российскому педагогическому университету им. Герцена. В здание можно попасть только в будние дни. Здесь также находится библиотека университета и музей РГПУ. Для внешнего осмотра дворец доступен круглосуточно.

Проход со стороны Мойки ко дворцу закрыт. Чтобы попасть к фасаду здания, нужно пройти сквозь Воронихинский сквер, обогнув несколько корпусов университета. Около дворца расположен памятник К. Д. Ушинскому (установлен в 1961 году). Там же можно посидеть на лавочках и немного передохнуть.

Как добраться?

Ближайшая станция метро – «Невский проспект», идти на выход к каналу Грибоедова. Необходимо перейти на противоположную сторону Невского проспекта и обогнуть Казанский собор.

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/dvorec-razumovskogo-na-mojke/

Дворец Разумовского

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге. Историческое здание в стиле классицизма, построенное по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж.-Б. Валлен-Деламота в 1760-1766 годах по заказу президента Российской академии наук — графа К. Г. Разумовского. В настоящее время в залах дворца размещается Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена.

Интересные факты:

Первым владельцем участка, построившим на этом месте деревянный дворец, был Р. Г. Левенвoльде, приближенный императрицы Анны Иоановны. Граф К. Г. Разумовский получил этот дворец, уже из рук новой императрицы Елизаветы Петровны, в 1749 году, но новый каменный дворец взамен прежнего был заложен только в 1760 году.

Дворец Разумовского получил традиционный для городской усадьбы вид здания, расположенного в глубине садового участка. От набережной дворец был отделен каменной оградой с большими воротами, а на получившемся пространстве был обустроен сад.

Симметричный фасад дворца украшен шестью колоннами коринфского ордера и выступающим ризалитом по центру здания, которые увенчаны антаблементом и ступенчатым аттиком, окна обрамлены лепниной и фигурными наличниками, а свободное пространство декорировано барельефами.

После того, как граф Разумовский покидает Санкт-Петербург, в 1798 году дворец был выкуплен в казну и на его территории открыли Воспитательный Дом, куда стали брать на попечение безродных младенцев, подкидышей и детей-инвалидов до достижения ими 9-летнего возраста.

Позже учреждение было преобразовано в Николаевский женский сиротский институт, а с 1903 года — в Императорский Женский педагогический институт. Такая направленность дворца сохранилась и поныне — сегодня в нем размещается педагогический университет имени А. И. Герцена.

Внешний вид дворца почти полностью соответствует годам постройки, а вот внутренние помещения неоднократно переделывались под нужды часто менявшихся владельцев, поэтому оригинальная отделка интерьеров до наших дней не сохранилась.

Во времена Разумовского дворец был известен своими пышными балами и маскарадами, на которые собралось до 2000 человек гостей, а также массовой раздачей милостыни по праздникам.

Совет

В 1961 году перед главным входом в здание был установлен памятник русскому педагогу К. Д. Ушинскому.

Дворец Разумовского включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России.

Туристу на заметку:

Культурные новости

Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга:

Источник: http://dvorspb.ru/sights/architecture/palaces/razumovsky-palace/

Дворец Разумовского

В 1739 году на этом участке по проекту Ф. Б. Растрелли был построен деревянный дворец для графа Рейнгольда-Густава Левенвольде, приближённого императрицы Анны Иоанновны. Рядом находилась усадьба его любовницы Н. Ф. Лопухиной, потому Левенвольде и выбрал этот участок.

После прихода к власти императрицы Елизаветы Петровны Левенвольде был отправлен в ссылку, а дворец перешёл в казну. В 1743 году она подарила усадьбу своему бывшему фавориту А. Я. Шубину.

Однако Шубин, как бывший фаворит, посчитал для себя небезопасным находиться в Санкт-Петербурге, потому уехал из столицы.

В 1749 году участок перешёл во владение гетмана Украины и президента Академии наук Кирилла Григорьевича Разумовского. В 1760 году деревянное строение из-за ветхости было разобрано. В газете «Санкт-Петербургские ведомости» находилось следующее объявление: «Графа К. Г.

Разумовского деревянный дом на каменном фундаменте желающим разобрать, перевезти и поставить на Крестовском острову… явиться могут в домовой канцелярии». В 1762 году архитектор А. Ф. Кокоринов начал строить новое каменное здание. К 1766 году работу закончил Ж. Б. Валлен-Деламот.

На территории усадьбы до сего дня сохранился участок сада. Со стороны Казанской улицы его ограждает решётка Казанского собора. Дворец Разумовского был известен своими балами и маскарадами. Штат прислуги здесь насчитывал 260 человек.

На праздники граф устраивал раздачу милостыни, на которую сюда собиралось до двух тысяч человек.

Обратите внимание

В 1781 году Разумовский продал свой дворец польскому графу К. П. Браницкому и уехал из Санкт-Петербурга. Граф Браницкий прожил здесь до 1798 года, после чего уехал из России. Дворец Разумовского был продан в казну за 450 000 рублей. Только что выкупленный дворец был передан Воспитательному дому, созданному по указу Павла I от 2 мая 1797 года.

Покровительствовала ему жена императора Мария Фёдоровна, первым руководителем стал И. И. Бецкой. Воспитательный дом предназначался прежде всего для обездоленных детей: сирот-подкидышей, инвалидов. На фасадах зданий и на арке у входа можно видеть скульптурное изображение пеликана. Это символ, отражающий предназначение находящегося здесь учреждения.

В 1797 году Воспитательному дому был передано соседнее здание — дом №50 на набережной Мойки. В 1798 году для Воспитательного дома году помещения дворца Разумовского были перепланированы. В 1829-1834 годах здесь по проекту Д. Квадри и П. С.

Плавова была построена домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842-1844 годах третьим этажом. Боковые флигеля перестраивались в 1831-1834 годах.В 1837 году Воспитательный дом был преобразован в Сиротский женский институт (с 1885 года — Николаевский сиротский институт). Его воспитанницы получали профессию педагога.

В 1903 году на здесь было образовано первое в России педагогическое учреждение — Императорский Женский педагогический институт.

В 1839-1842 годах для института был построен новый корпус (наб. р. Мойки, 50). В 1868 году перед ним был установлен памятник И. И. Бецкому работы А. Лаверецкого, копия работы датского скульптора Я. Замельгака. В 1918 году институт переименовали в Первый Педагогический.

Затем здесь же возникли Второй и Третий институты, другие самостоятельные учебные заведения. В 1922-1925 годах на их базе был создан Ленинградский государственный педагогический институт им. А. И. Герцена. В 1961 году перед главным входом был установлен памятник выдающемуся русскому педагогу К. Д. Ушинскому (скульптор — В. В. Лишев).

Читайте также:  Мото фестиваль harley days в санкт-петербурге 2019

В 1991 году учебное заведение получило статус Университета.

Источник: http://www.visit-petersburg.ru/ru/showplace/196978/

Дворец Разумовских в Петербурге (университет имени А.И. Герцена)

Санкт-Петербург манит своей красотой туристов из всех точек земного шара. Многие люди мечтают воочию полюбоваться дворцами, садами и набережными этого прекрасного города. Одним из подобных мест, куда стоит обязательно заглянуть, является дворец Разумовского на Мойке.

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге: история

Здание поначалу было построено из дерева. Архитектором выступил Растрелли. Участок был выбран графом Левенвольде из-за того, что неподалеку располагалась усадьба его любовницы.

Вскоре по приказу королевы Елизаветы Петровны владельца отправили в долгую ссылку. Здание перешло в казну и после передано Шубину. Но бывший фаворит посчитал Санкт-Петербург небезопасным местом и уехал. Хозяином стал Кирилл Григорьевич Разумовский, президент академии наук.

Время беспощадно отнеслось к дворцу, который обветшал и был разобран. Кокоринов начал работу над новым проектом здания.  Работу окончил Валлен-Деламот в 1766 году.

Важно

Работа превзошла все ожидания: черты барокко в классицизме придавали зданию шарма и очарования. В здании проводилось множество балов и маскарадов, на которых присутствовали тысячи людей.

Однако внимание уделялось и бедным людям, которые ни за что не смогли бы попасть в эту сказку: все получали милостыню по большим праздникам.

Дворец графа Разумовского продавался и перепродавался долгие годы, пока он не стал Воспитательным домом под руководством Марии Федеровны, жены императора. Дети без родителей могли найти там приют. Скульптура пеликана являлась символом учреждения.

Планировка неоднократно менялась, чтобы детям было более удобно. Поступало очень много малышей, но по достижении десяти месяцев находилась приемная семья. За ребенком велось наблюдение большую часть его жизни, чтобы ничего страшного не случилось.

По приказу императора содержание поддерживалось от процентов дохода театров.

Роженицы могли по собственному желанию оставить ребенка под присмотром хозяев дома, их не спрашивали ни об отце, ни о причине, ни о личности.

Также важно было изучать языки, в особенности английский и французский.

Воспитанницы получали образование, под руководством преподавателей вели занятия в младших классах, музыке обучались особенно одаренные леди, и вскоре открылся женский педагогический институт.

Те, кто учились хуже остальных, с истечением определенного времени переводились в Николаевское училище, где продолжали обучение и готовились стать учительницами танцев или гимнастики.

Здесь же спустя время стали возникать новые институты, а на их базе создавался Государственный Педагогический университет имени Герцена.

Дворец графа К. Г. Разумовского: архитектура

Вся архитектура Петербурга – удивительная красота, которую продумывали величайшие архитекторы веками. Множество особенностей делают здания такими прекрасными, какими они являются на самом деле. В число этих достоинств входит:

  • Продуманность дизайна;
  • Величие, которое граничит наравне с простотой объектов;
  • Гармоничность и вписываемость в общую обстановку;
  • Разнообразие стилей.

Удивительно, но дворец относится к тем немногим зданиям, архитектура которых сохранилась на долгие годы. Постройка в ходе переделок стала похода на усадьбы зарубежных царей. Она была очень красивой и величественной.

Декорации главного фасада акцентируют внимание на колонны в центре, которые построены над аркадой цокольного этажа. В дополнение использованы барельефы. Они четко прорисованы и дополняют фасад.

Садовый фасад изображен немного по-другому, но не менее чарующе: лепнина и колонны, боковые ризалиты, переплетение с мотивами главного здания.

Совет

Чтобы отделить улицу и участок, была возведена каменная стена с центральными монументальными воротами.

Растрелли, который занимался проектированием деревянного фасада здания, было доверено строительство многих шедевров архитектуры Санкт-Петербурга.

В это число входит дворец императрицы Анны Иоановны, манеж между Большой Морской улицей и Невским проспектом, Летний и Зимний дворец.

Он преодолел неприязнь последующих правительниц и вошел в доверие настолько, что поручена работа над расширением Петергофского дворца, постройкой Екатерининского дворца, Строгановский дворец и многие другие.

Валлен-Деламорт, который окончил работу над будущим университетом, прибыл из Франции. Он создавал проекты загородных домов, дворцов, церквей. Здание малого Эрмитажа – одна из наилучших работ француза, которая в будущем стала местом для отдыха с гостиными, галереями, оранжереями.

Окна дворца украшены лепкой и красиво обрамлены. Большое количество прислуги следило за всей красотой и поддерживало чистоту. В саду росли экзотические растения, охотно делился ими и радовал прохожих обилием ароматов.

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге внутри

Очень редко сохранятся точный интерьер какого-либо старинного здания. Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге не стал исключением.

В 1798 году проводились наиболее масштабные работы. Только при взгляде на перекрытие главной лестницы можно увидеть ноту сохранившейся старины. Падуги увенчаны величественными двуглавыми орлами, а путти держат гирлянды цветов.

Как дворец Разумовского стал университетом Герцена?

После создания Императорского Женского педагогического университета здание переименовали в Первый педагогический, а затем в Ленинградский государственный педагогический институт имени А. И. Герцена. Он до сих пор считается одним из известнейших педагогических университетов. Перед входом в здание установлен памятник Ушинскому. Получит статус университета в 1991 году.

Дворец Разумовского в Спб, в наши дни

В настоящее время дворец является ведущим педагогическим университетом страны, в состав которого входит множество факультетов и кафедр, а также различные подготовительные центры.

Адрес и как добраться

Университет Герцена расположен по адресу набережная реки Мойка, 48. Чтобы добраться туда, следует выйти на канал Грибоедова со станции метро «Невский проспект». Двигаться следует до Мойки, минуя проспект и идти до самого дворца по набережной.

Телефон: 8 (812) 312-44-92

Университет Герцена можно посетить в любой будний день с 10 утра до 17 вечера.

Дворец Разумовского в Санкт-Петербурге на карте

Достопримечательности рядом

Неподалеку можно наблюдать дворец Строгановых, выполненный в стиле барокко. Архитектором выступил Растрелли. Он никогда не занимался производством частных домов, однако для Строганова было сделано исключение. После революции там был открыт музей, коллекции хозяев передали в Эрмитаж, а библиотеку – в томский университет.

Один из крупнейших храмов России – Казанский собор – поражает своим великолепием. Перед Воронихиным стояла сложнейшая задача. Необходимо было построить здание, вытянувшееся с запада на восток. Задача была выполнена безукоризненно. Впоследствии у стен был захоронен Кутузов, а на площади воздвигли памятник великим полководцам Кутузову и Барклаю-де-Толли.

Не важно, какое место будет выбрано для экскурсии в городе на Неве, оно потрясет своим великолепием. Остановить выбор на университете имени Герцена стоит потому, что оно действительно достойно внимания. Особенно важно это абитуриентам, которые в будущем обладают огромным желанием учиться в стенах этого старинного здания.

Источник: https://spbinteres.ru/dvorec-razumovskix-v-spb.html

Дворец у Аничкова моста

Первым зданием, выполненным в стиле барокко, в Санкт-Петербурге стал Аничков дворец на Невском проспекте 39, над которым помимо Дмитриева и Земцова трудился известный Растрелли. Строение высотой три этажа с куполами, напоминающими форму луковиц, и двумя флигелями парадным входом развернуто к реке Фонтанке.

Среди собственников здания был Потемкин и Разумовский. Это здание также было кабинетом императора, то есть помещением, где располагалось имущество царской семьи. За время своего существования строение сильно изменило свой внутренний и внешний вид.

Все залы, кроме Желтоколонного и Белого, оформлены в классическом стиле, а также сохранились до наших дней практически без каких-либо изменений.

Обратите внимание

Роль царской резиденции дворец выполнял вплоть до девятнадцатого века. Когда завершилась революция, внутри открылся музей старого Петербурга, а далее Дворец пионеров.

В начале девяностых годов прошлого столетия его переименовали в Дворец творчества юных. Чтобы узнать, почему так называется Аничков дворец, рекомендуется ознакомиться с его историей от начала до конца.

Сегодня внутри здания расположилось более 20 действующих секций или кружков для детей.

Исторические сведения

Расположенная вдоль Невского проспекта между Фонтанкой и Садовой улицей территория сегодня занята Аничковым дворцом. Изначально эти земли в начале восемнадцатого века принадлежали первому генералу полицмейстеру А. М. Девиеру, который в 1727 году был отправлен в ссылку. Территория была передана во владения Д. Л. Лукьянову.

Тогда земли ближе к Фонтанке занимал полковой двор, относящийся к Преображенскому полку. Судьба поместья была резко изменена переворотом, свершившимся 25 ноября 1741 года. Тем временем престол заняла Елизавета, которая приходилась Петру I дочерью. К власти он смогла прийти с помощью преображенцев.

Как рассказывает история Аничкова дворца, что строился он для Елизаветы, однако ни для кого не стало новостью, что жить там будет ее любимчик граф по имени Алексей Григорьевич Разумовский. Над проектом в 1741 году работал М. Г. Земцов. Строительство началось под его же руководством.

После смерти Земцова, которая датирована 1743 годом, за строительство взялся архитектор Г. Д. Дмитриев, однако он также скончался в1746 году, завершив здание только до карнизов.

Свое название Аничков дворец в СПБ получил от Аничкова моста, расположенного неподалеку. Он отличается от других зданий, расположенных вдоль проспекта, тем, что его главный фасад смотрел вовсе не в его сторону.

Важно

Выбранное расположение говорит о том, что для тех времен Невский проспект не считался главной улицей Санкт-Петербурга. Связано это с тем, что большинство гостей прибывали во дворец именно по воде, поэтому парадный вход смотрит именно на Фонтанку.

Тут также был организован гаванец, где посетители Елизаветы могли оставить свои парусные и гребные суда. По замыслу Григория Дмитриева вдоль набережной Фонтанки также располагались галереи открытого типа.

Дворовый ансамбль состоял из трехэтажного бокового и центрального корпуса, внутри которых находились двусветные залы. Они соединились с двухэтажными более низкими объемами. Подобного рода архитектура относится к барокко «дорастреллиевского» периода.

К стилю барокко, как видно по фото Аничкова дворца в Санкт-Петербурге, также относится использование пилястр, при этом колонны украшали исключительно главный портик. Однако для петровского барокко использовано нехарактерно большое количество скульптур и прочих элементов декора.

Сторона фасада, граничащая с Невским проспектом, увенчана церковным куполом Воскресения Христова. В тоже время от проспекта усадьба была отделена высокой стеной из камня с тремя воротами.

История периода царского времени

Строительный процесс растянулся надолго, поэтому был завершен в 1756 году. Следующая смена хозяина датирована 1771 годом, когда умер граф Разумовский, а усадьба перешла во владение его брата академического ученого Кирилла Григорьевича Разумовского.

1775 год стал временем проведения большого маскарада на 2500 персон. На этот период дворец был арендован петербургским купечеством.

Мало знать, где находится Аничков дворец, чтобы проникнуться историей этого места необходимо знать основных его владельцев:

  1. 1776 год – усадьба была передарена Екатериной II графу Г. А. Потемкину. Он перестроил дворец под собственные требования. Именно тогда здание поменяло свой облик с барочного на классический. Во время реконструкции была выровнена высота строения, гаванец засыпан, открытые галереи разобраны, сады перепланированы.
  2. 1779 год стал временем создания галереи с тропическими растениями, где князь организовывал маскарады, на которых выступали одновременно около ста музыкантов. Затем данное помещение перешло в аренду сообществу итальянских музыкантов. Однажды гостями такого маскарада стал Павел Петрович (великий князь) со своей супругой Марией Федоровной и императрица Екатерина II.
  3. 1784 год – Потемкин перепродал усадьбу купцу Шемякину, однако уже в 1985 году дворец у Аничкова моста выкупила Екатерина II и возвратила прежнему владельцу. Императрица решила, что негоже отказываться от царских подарков.
  4. В 1809 году здание перешло во владение Екатерине Павловне, которая являлась сестрой Александра I. Такой презент был ей преподнесен, как подарок по случаю замужества. Семья также решила перестроить дворец. Над новой планировкой работал Л. Руска. Из его работ до сегодняшнего дня дошла Большая столовая и Танцевальный зал.
  5. После коны мужа, датируемой 1812 годом, Екатерина спустя несколько лет вышла замуж вновь и переехала, продав усадьбу государственной казне. С того времени в доме жил известный поэт В. А. Жуковский, являющийся воспитателем наследника престола, ставшего в итоге императором Александром II.
Читайте также:  Александровский парк – старейший публичный парк города

Если верить истории, Аничков дворец адрес которого Невский проспект 39, перенасыщен литературой. Именно тут А. С. Пушкин зачитал Жуковскому недавно дописанную поэму «Руслан и Людмила». Следующим собственником строения стал будущий император Николай I.

Ему также захотелось перестроить дворец на свой лад. Перепланировкой занимался К. Росси. Им был отстроен сервизный корпус и два павильона на территории сада, который также претерпел изменения.

Карл Росси заново проработал дизайн Танцевального и Музыкального зала, будуара, диванной, кабинета и спальни. Внутри семнадцати залов была выполнена свежая роспись плафонов, а стены перетянуты бархатом, штофом или атласом. Стены оставшихся комнат были расписаны под мрамор.

Совет

Примечательно, что любые детали были сделаны по эскизам, подготовленным Росси. Полномасштабная строительная работа позволила интерьерам стать единым ансамблем.

Найти рассматриваемый Аничков дворец на карте Невский проспект 39 можно в две минуты, однако из-за отсутствия полноценных экскурсий по этому месту рекомендуется самостоятельно более подробно ознакомиться его историей.

Например, очередным владельцем строения в 1841 году стал князь Александр Николаевич. Модернизация строения пришлась на 1853 год, когда здесь была проведена канализация и водопровод.

С 1897 года тут начали показывать кинематографические ленты, с 1899 – открылась школа, где учились дети служащих.

Дворец Пионеров

Когда закончилась революция, дворец был национализирован. Внутри него расположилось министерство продовольствия. С 1918 по 1935 годы помещение использовалось, как городской музей. Не Ленинграда, а именно города, то есть Москвы и других российских городов.

Именно это обстоятельство позволило сохранить Аничков дворец на карте СПБ таким, каким он был при последнем императоре. Внутри корпуса, где ранее располагался кабинет, с 1918 года функционировал филиал социальной и коммунальной гигиены, а также городская библиотека.

Закрытие музея датировано 1928 годом. С того времени большая часть имущества была распродана.

Дворец пионеров на территории прежней усадьбы был открыт в 1937 году по замыслу С. М. Кирова. Он стал самым большим на территории прежнего СССР. Над реконструкцией 1936-1937 годов работал дует архитектор Д. Л. Кричевский и А. И. Гегелло.

Обратите внимание

Именно они замкнули корпус-кабинет в каре, их мастера расписали две комнаты по мотивам А. М. Горького и А. С. Пушкина. Изначально здесь работало более сотни детских кружков.

Здешнюю шахматную секцию посещали Борис Спасский, Лев Додин, Елена Образцова, Сергей Юрский, так далее. 1941 год стал переломным для строения. Тогда оно было разгромлено артиллерийским снарядом, полностью уничтожившим зимний сад.

Стены уцелевших корпусов стали военным госпиталем, который проработал здесь около 18 месяцев. Несмотря на военные действия, большинство секций продолжали свою работу.

Сегодня практически каждый турист знает, где находится на карте СПБ Аничков дворец, поскольку уже к 1945 году он был отреставрирован. Напротив главного корпуса также растет знаменитая береза, посаженная там известными космонавтами Владимиром Комаровым и Германом Титовым. Современное название Дворец творчества юных здание получило в 1990 году.

Источник: http://SnovaDoma.ru/castles/Palaces/Anichkov/

Таврический дворец: история создания, фотографии, обитатели, описания современников

Таврический дворец — одна из самых узнаваемых достопримечательностей Петербурга. Он служил резиденцией известным историческим личностям, Временному правительству и даже был казармой Конногвардейского полка. Эти и другие любопытные факты вспоминает «Культура.РФ».

От Потемкина до Карамзина: известные обитатели Таврического дворца

Первым владельцем Таврического дворца был светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Он был генерал-губернатором Новороссийской, Азовской и Астраханской губерний, но часто приезжал в Петербург.

Каждый раз останавливаться в Зимнем дворце в конце концов стало для него неудобно, поэтому в 1783 году он затеял строительство собственного палаццо.

После возведения дворца он довольно скоро решил продать его в казну, однако в 1791 году особняк снова вернулся к своему хозяину: Екатерина II подарила его Потемкину в качестве благодарности за взятие турецкой крепости Измаил.

Уже после смерти Потемкина, когда Таврический опять был выкуплен Екатериной, во дворце некоторое время жил полководец Александр Суворов. Другим известным обитателем дворца был историк Николай Карамзин, который провел в Таврическом последние дни своей жизни.

«Искусство спорит с прелестями природы»

Величественный дворец — работа архитектора Ивана Старова, который учился вместе с Потемкиным в гимназии Московского университета. Старов построил для князя не просто дом, а настоящую городскую усадьбу с роскошным парком.

Основу дворца составляют четыре основных помещения — Купольный зал, Большая галерея (Екатерининский зал), вестибюль и зимний сад. На момент возведения Таврического его Большая галерея была самым просторным дворцовым помещением российской столицы: длина зала составляла 74,5 метра, ширина — 14,9 метра. Зимний сад с редкими растениями также впечатлял современников.

Таврический дворец. Фотография: фотобанк «Лори»

Например, так о нем писал Гавриил Державин: «При первом шаге представляется длинная овальная зала, или, лучше сказать, площадь, пять тысяч человек вместить в себя удобная, и разделенная в длину в два ряда еще 36 столпами. Кажется, что исполинскими силами вмещена в ней вся природа.

Сквозь оных столпов виден обширный сад и возвышенные на малом пространстве здания.

Важно

С первого взгляда усомнишься и помыслишь, что сие есть действие очарования или, по крайней мере, живописи и оптики; но, приступив ближе, увидишь живые лавры, мирты и другие благословленных климатов древа, не токмо растущие, но иные цветами, а другие плодами обремененные.

Под мирною тению их, инде как бархат, стелется дерн зеленый; там цветы пестреют, здесь излучистые пeсчаные дopoги пролегают, возвышаются холмы, ниспускаются долины, протягиваются просеки, блистают стеклянные водоемы. Везде царствует весна, и искусство спорит с прелестями природы. Плавает дух в удовольствии».

И все-таки таврический: какие еще названия были у дворца

Сначала дворец назывался Конногвардейским домом, поскольку располагался в слободе Конногвардейского полка, в котором когда-то служил Потемкин. Свое современное название Таврический дворец получил уже после смерти Потемкина по распоряжению Екатерины II.

Таким образом увековечили присоединение Тавриды (Крыма) в 1787 году, которое смогло произойти во многом благодаря самому Потемкину. В 1918 году после убийства известного революционера Моисея Урицкого дворец был переименован в его честь.

Но это название не прижилось, и довольно скоро историческое наименование Таврический вернулось.

От манежа до колыбели российской демократии: альтернативное использование здания

После смерти Потемкина дворец отреставрировал архитектор Федор Волков. По его проекту на месте Большого зала возвели церковь и пристроили к главному входу портик; а концертный холл он превратил в театр. Кроме того, ко входу в дворец был прорыт канал, соединявшийся с Невой, чтобы к Таврическому могли подплывать небольшие суда.

При Павле I здание снова подверглось реконструкции. После того как император отдал дворец в распоряжение Конногвардейского полка, в Екатерининском и Купольном залах был устроен манеж, а в других помещениях — казармы. В Зимнем саду были организованы конюшни.

В начале XX века дворец был передан Государственной Думе. После революции в Таврическом размещались Временный комитет и Временное правительство, а после в нем обосновался Петроградский совет рабочих депутатов.

Сегодня дворец является штаб-квартирой Межпарламентской ассамблеи стран — участников СНГ.

Источник: https://www.culture.ru/materials/178387/samye-interesnye-fakty-o-tavricheskom-dvorce-triumf-russkogo-klassicizma

Дворец Разумовского

Дворец Разумовского

К немногим сохранившимся в Санкт-Петербурге образцам городских усадеб первой половины XVIII века с регулярными садами и дворцами, расположенными в глубине участков, относится и участок дворца Разумовского, составляющий часть территории, ныне занимаемой Институтом имени А. И. Герцена.

В 1730-х годах архитектор Б. Растрелли построил здесь для приближенного Анны Иоанновны, графа Левенвольде, большой деревянный дворец. Позднее усадьба перешла в собственность гетмана Украины и президента Академии наук К. Г. Разумовского.

В 1760 году старый дворец был разобран, и на его месте с 1762 года началась постройка нового каменного здания по проекту архитектора А. Ф. Кокоринова. Постройка была закончена в 1766 году архитектором Ж.-Б. Валлен-Деламотом.

Дворец К. Г.

Разумовского — одно из лучших достижений русского зодчества 1760-х годов.

По плановой и объемной композиции, частично искаженной в результате перестроек, произведенных в XIX столетии, он близок к подобным сооружениям в загородных царских резиденциях.

Совет

Характерен доминирующий в композиции центральный массив и строго симметричное построение всего ансамбля, включающего главное здание и флигеля.

В композиции главного фасада основной акцент сделан на обработке центра, декорированного колоннадой из шести коринфских колонн, построенных над аркадой первого, цокольного этажа. Колоннаду венчают антаблемент и высокий ступенчатый аттик.

В скульптурно-орнаментальном оформлении фасада широко использованы тонко прорисованные барельефы.

Не менее интересно задуман садовый фасад с сильно выступающими боковыми ризалитами, колоннадой из четырех коринфских колонн в центре и лепными деталями, повторяющими мотивы, использованные в декоративном оформлении главного фасада.

Парадный двор отделяла от проезжей части набережной высокая каменная ограда с монументальными воротами в центре.

Архитектурное решение ворот весьма своеобразно. Фасады ограды и ворот членятся ионическими колоннами. Над средней более широкой проезжей частью антаблемент лишен архитрава и изогнут в полуциркульную дугу.

После передачи дворца Разумовского в 1798 году Воспитательному дому, а затем Николаевскому женскому сиротскому институту здание неоднократно перестраивалось внутри.

Наиболее значительные работы были произведены в 1798 году.

В 1829–1834 годах к зданию пристроены домовая церковь и двухэтажный лазаретный корпус, надстроенный в 1842–1844 годах третьим этажом. Симметричные флигеля по сторонам парадного двора и на набережной Мойки, сооруженные одновременно с главным зданием, также неоднократно перестраивались.

Современный внешний облик они получили при перестройке в 1831–1834 годах.

Внутренняя отделка дворцовых помещений не сохранилась, кроме обработки перекрытия парадной лестницы. Падуги перекрытия украшены лепкой с двуглавыми орлами и путти, держащими гирлянды цветов.

На территории бывшей усадьбы сохранились остатки сада, созданного в первой половине XVIII века.

Со стороны Казанской улицы он огражден решеткой, исполненной по проекту А. Н. Воронихина.

Рейтинг материала:

Источник: http://www.ILovePetersburg.ru/content/dvorets-razumovskogo

Екатерининский дворец в Санкт Петербурге: история, описание и интересные факты

  • 5 Ноября, 2018
  • Достопримечательности
  • Александр Недашковский

Северная Пальмира богата историческими достопримечательностями.

Одним из выдающихся комплексов является Екатерининский дворец Санкт-Петербурга, который занимает центральное место в красивейшем дворцово-парковом комплексе Царского села.

Прекраснейшие залы привлекают ежедневно тысячи туристов, которые стремятся посмотреть внешнее и внутренне убранство комплекса.

Где находится Екатерининский дворец?

В нашей статье мы хотим рассказать об одном из самых интересных мест Северной Пальмиры. Город полон прекрасных исторический зданий, каждое из которых является архитектурным шедевром. Однако, особе место среди достопримечательностей занимает дворцово-парковый комплекс, в котором долгое время обитали монархи.

Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге еще величают Большим Царскосельским или Большим Екатерининским дворцом. Многие годы он служил официальной резиденцией (летней) трех монархов России – Екатерины ІІ, Екатерины І и Елизаветы Петровны.

Обратите внимание

Несложно догадаться, где находится Екатерининский дворец в Санкт-Петербурге. Расположен комплекс в 26 километрах от Северной Пальмиры, в бывшем Царском Селе. Ныне город носит название Пушкин.

Читайте также:  Экскурсия в метро спб: книга рекордов петербургского метрополитена

О значимости дворца говорит его статус. Он считается объектом культурного наследия страны. К тому же весь дворцово-парковый комплекс входит в списки культурного наследия ЮНЕСКО.

Посещение комплекса

В Екатерининском дворце (Санкт-Петербург) находится знаменитая Янтарная комната. Ее осмотр входит в стандартную экскурсию по комплексу.

Работники формируют небольшие экскурсионные группы, состоящие из 15-20 человек, в холле дворца. Далее экскурсоводы водят гостей по залам. В среднем одна экскурсия длится 20 минут.

Если вы хотите более подробно посмотреть дворец, то можно отстать от группы и самостоятельно пройтись по залам.

Екатерининский дворец (Санкт-Петербург) является центральным объектом всего дворцово-паркового комплекса. Особой популярностью среди наших и иностранных туристов пользуется Янтарная комната, которая была восстановлена к 300-летию Санкт-Петербурга.

Если вы хотите посетить комплекс, то можно это сделать в любой день кроме вторника. В летний и зимний период он открыт для посещения с 12.00 до 18.00. Во дворце и парке разрешена фотосъемка. Исключением является Янтарная комната, в ней фотографироваться запрещено.

Стоимость входного билета во дворец Екатерины 2 в Санкт-Петербурге составляет:

  1. Для детей (до 16 лет) любого гражданства вход бесплатный.
  2. Для иностранцев – 1000 рублей.
  3. Для студентов и пенсионеров – 350 рублей.
  4. Для российских граждан – 700 рублей.

История дворца

В 1717 году на побережье Невы отстраивался Санкт-Петербург. В это же время в Царском Селе было начато строительство под руководством архитектора Браунштейна первого царского каменного дома.

В историю строение вошло под названием каменных палат Екатерины І. Строительство было завершено в 1724 году, в честь чего был организован праздник. На мероприятии присутствовали влиятельные чины и царь.

Здание представляло собой типичное строение восемнадцатого века.

В период царствования Елизаветы Петровны было принято решение расширить дворец, используя проект Земцова. Однако смерть архитектора не позволила осуществить замысел.

Важно

Далее работы в Царском Селе вел Квасов, которого вскоре сменил Чевакинский. И только с 1748 года строительством стал руководить Растрелли. Елизавета Петровна издала указ о перестройке имеющегося здания.

А уже в 1756 году царице и иностранным послам Растрелли продемонстрировал свое творение.

Новый дворец был выполнен в стиле барокко и вызывал восхищение своими размерами и живописным декором. Лазоревые фасады с белоснежными колоннами и золотыми орнаментами выглядели очень празднично и торжественно.

Стены дворца Растрелли украсил всевозможными фигурами атлантов и прочими лепными элементами, которые были выполнены скульптором Дункером. На украшение позолотой Большого Екатерининского дворца в Пушкине было потрачено 100 килограмм червонного золота.

В это же время было окончено оформление парадного плаца и одноэтажных служебных корпусов.

Украшение дворца

Не менее роскошно Растрелли украсил апартаменты Большого Екатерининского дворца (Санкт-Петербург). Архитектором была создана Парадная анфилада, которая была щедро декорирована золотой резьбой, отчего и получила название «золотой».

Кстати, анфиладное расположение внутренних помещений было неизвестно до середины восемнадцатого века в России. Подобное размещение Растрелли использовал и в других дворцах.

В здании Царского Села парадные апартаменты потянулись вдоль всего дворца, начинаясь от Парадной лестницы и заканчиваясь у Парадного храма.

Работы в период правления Екатерины ІІ

В дальнейшем новые работы по оформлению жилых и парадных помещений были начаты в 1770 году. Новая хозяйка дворца – Екатерина ІІ — была увлечена античным искусством, а потому пожелала, чтобы ее апартаменты были украшены с учетом модных тенденций. Отделку покоев она поручила архитектору Камерону, который являлся знатоком античности, в том числе и архитектуры.

Он создал интерьеры в Лионской и Арабесковой гостиной, в Купольной столовой, Китайском зале, Синем и Серебряном кабинетах и в опочивальне. Его творения отличались утонченной красотой, изяществом отделки и строгостью оформления. Стоит отметить, что этим помещения Екатерининского дворца в Санкт-Петербурге погибли во время Великой Отечественной войны.

Они не восстановлены до сих пор.

Камерон примерно в то же время оформлял комнаты для великого князя Павла Петровича и его жены Марии Федоровны. Из тех помещений ныне восстановлены Официантская, Зеленая столовая, Китайская голубая, Парадная голубая и Опочивальня. Комнаты позволяют оценить творчество талантливого шотландского зодчего, работы которого очень нравились Екатерине ІІ.

Совет

В 1817 году уже по велению Александра І был создан Парадный кабинет и еще несколько соседних комнат. Над ними работал архитектор Стасов. Все они были выполнены в едином стиле. Их интерьеры посвящены блистательным победам русской армии в войне 1812 года.

Последние работы по формированию анфилады были проведены в 1860-1863 годах. Над Парадной лестницей трудился архитектор Монигетти, который оформил ее в стиле рококо.

Интересные факты

Как мы уже упоминали, строительством и оформлением дворца Екатерины в Санкт-Петербурге в разное время занимались самые разные зодчие. Но именно Растрелли создал парадные залы для проведения приемов. Главной их особенностью стало богатое декорирование золотом. Не менее пышно были оформлены покои для проживания царственного семейства.

По рисункам архитектора была выполнена Светлая галерея, или Большой зал. Стоит отметить, что он является самым большим залом прекрасного дворца Екатерины в Пушкине. Его еще называют Тронным залом. Он был предназначен для парадных обедов, официальных приемов, маскарадов и балов. Зал занимает всю ширину здания, его площадь составляет 860 м кв.

Историки отмечают, что при Елизавете Петровне в России придворная жизнь вышла на новый уровень и приобрела особый размах.

В это время на содержание царского двора и соблюдение придворных церемоний тратились огромные средства, которые составляли большую часть бюджета государства.

Растрелли сумел учесть масштабность придворных мероприятий. Архитектор вложил все свои умения в оформление Тронного зала.

Помещение размерами 17 на 47 метров не имеет перекрытий, что позволило создать ощущение света и простора. Через огромнейшие окна, которые выходят на две стороны здания, лучи солнца буквально пронизывают все пространство. В вечернее время зал освещался свечами, вмонтированными в обрамление зеркал.

В годы правления Екатерины ІІ были оформлены комнаты императрицы в южной части корпуса. Кроме того, появился Арабесковый зал, считающийся одним из самых красивых и ярких парадных помещений. Его стены украшены роскошными панно с арабесками. Зал был полностью уничтожен во время войны. Восстановительные работы в нем были закончены только в 2010 году.

Судьба дворца в годы войны

В годы войны Екатерининский дворец в Царском Селе очень сильно пострадал. Сам город Пушкин был захвачен фашистами. Многочисленные произведения искусства были безвозвратно утеряны. Не менее сильно пострадали и здания дворцового комплекса.

Некоторые из них немцы использовали для подсобных помещений, не щадя мебель и интерьеры. Многие картины были вывезены в Германию. А также бесследно исчезла Янтарная комната. Сильно пострадал и парк, значительное количество деревьев было уничтожено.

После освобождения от фашистов от многих помещений дворца остались лишь руины.

История создания Янтарной комнаты

Самым известным помещением Екатерининского дворца (СПб) является Янтарный кабинет. Он был создан Готфридом Тюссо для короля Пруссии Фридриха І. Для отделки помещения был использован янтарь.

Комната была украшена многочисленными янтарными панелями и панно. В 1717 году сын короля Фридриха – Вильгельм І преподнес комнату в подарок Петру І.

Янтарный кабинет аккуратно запаковали и отправили в Петербург.

Дальнейшая судьба кабинета

В 1743 году Елизавета Петровна распорядилась мастеру Мартелли под руководством Растрелли изменить кабинет. Так появилась знаменитая Янтарная комната, которая была значительно увеличена в размерах и степени роскоши. Кабинет был настолько красив и богат, что его и по сей день величают «восьмым чудом света».

Сквозняки, печное отопление и резкие температурные перепады испортили янтарный убор. В течение 19 века интерьеры комнаты неоднократно реставрировали. Серьезные работы были намечены и на 1941 год. С 1942 по 1944 год кабинет был выставлен для просмотра в Кенингсберге.

Но в августе 1944 года после массированного налета фашистской авиации случился сильнейший пожар. Что произошло с комнатой в дальнейшем точно неизвестно. Полагают, что панели не сильно пострадала. Их упаковали и спрятали в подвалах замка. Там они хранились вплоть до прихода советских войск.

Обратите внимание

Однако, после штурма города комната бесследно исчезла. До сих пор ее судьба остается загадкой.

Поиски комнаты были организованы уже после окончания войны. Но все они не дали никаких результатов. Изначально предполагали, что комната сгорела при пожаре. Но позднее появилась версия, о то что она уцелела. Существует много версий о дальнейшей судьбе кабинета.

С 1979 года русские мастера работали над воссозданием Янтарной комнаты. Полностью она была восстановлена к 300-летию СПб в 2003 году. Новый кабинет был выполнен из калининградского янтаря.

Парадная лестница

В настоящее время при входе во дворец туристов встречает Парадная лестница, выполненная из белого мрамора. Прекрасное творение было создано архитектором Монигетти. Лестницу выстроили на месте Китайского зала.

Она украшена потрясающе красивыми скульптурами – «Спящий Амур» и «Просыпающийся Амур». Перекрытия и стены помещения украшает резная лепнина. По лестнице посетители поднимаются в помещения Екатериновского дворца в Санкт-Петербурге.

Большой зал

Большой зал – это первое помещение, в которое попадают гости. Он оставляет самые восторженные впечатления. Его еще величают Светлой галереей. В свое время помещение было создано для официальных приемов. Но им сегодня он поражает богатством и золотым убранством.

Зеркала в окружении позолоты создают неповторимое впечатление. Растрелли сумел создать эффект бесконечности помещения. Любой звук в этом помещении повторяется 32 раза, благодаря чему голос императрицы казался властным и сильным. Однако акустический эффект был утерян после реставрации.

Но через несколько лет он самостоятельно восстановился.

Завершает богатый интерьер зала паркет из высветленного мореного дуба. Во время балов во дворце гости с трепетом ожидали появления императрицы. В самый торжественный момент распахивались двери в зал и взгляд поражала парадная золотая анфилада дворца, которая протянулась вдоль всего здания. Императрица шла сквозь анфиладу в окружении золота.

Это гениальное творение Растрелли просто поражает воображение. Пышное убранство зала очень впечатляет иностранных гостей. Известно, что Елизавета Петровна была большой модницей.

Она не разрешала появляться в одном и том же наряде дважды на балах. В ее гардеробе насчитывалось 15 тысяч платьев. Балы во дворце проходили с большим размахом.

Придворным тоже приходилось соответствовать обстановке и своей императрице.

Кавалерская столовая

Возле Большого зала находится Кавалерская столовая, украшенная резными узорами в золоте и потрясающими картинами. В центре комнаты располагается стол, задрапированный скатертью и украшенный лентами. В столовой можно увидеть предметы известных сервизов. Когда-то в этом помещении проводились приемы для малых групп гостей и небольшие балы.

Белая парадная столовая

Белая столовая служила помещением для обедов членов императорской семьи. Здесь проходили празднества, официальные обеды с красивой сервировкой стола.

Стены помещения украшены картинами придворного художника Гроота, на которых изображены сцены охоты.

Вместо послесловия

Гости в ходе экскурсии имеют возможность, кроме упомянутых помещений, посмотреть Картинный и Арабесковый залы, Зеленую и Малиновую столбовые комнаты, Портретный зал. Все они невероятно красивы и впечатляют туристов.

Источник: https://gkd.ru/431983a-ekaterininskiy-dvorets-v-sankt-peterburge-istoriya-opisanie-i-interesnyie-faktyi

Ссылка на основную публикацию