Армянская церковь Святой Екатерины

Россия / Санкт-Петербург / Храмы, соборы, мечети / Армянская церковь Святой Екатерины / Отзывы

Стоя у Гостиного Двора и посмотрев на другую сторону Невского, можно увидеть небесно-голубое здание церкви.

Армянская церковь Святой Екатерины

Если специально не интересоваться соответствующим вопросом, то трудно себе представить, что она является армянской – при упоминании которой встают перед глазами суровые мощные стены монастырей Армении.

А здесь элегантность и изящество некогда столичной жизни, где не надо строить оборонных сооружений друг от друга, напротив, должны царить мир и согласие между людьми разных национальностей, разных вероисповеданий, разных взглядов.

Поэтому и внешний вид церкви скорее отражает стиль и моду времени своей постройки: конец 18 века, классицизм. И именно поэтому она выглядит такой петербургской.

Армянская церковь Святой Екатерины

А еще вид этой церкви настолько созвучен архитектуре классического (блистательного, если хотите) Петербурга, потому что автором её является зодчий, который этот петербургский стиль и создавал, — Фельтен Ю. М. Увы, имя его не так широко известно, как имена Росси или Растрелли, хотя это несправедливо.

К примеру, все знают, что Зимний дворец создан Растрелли, а то, что великолепные интерьеры, без которых дворец немыслим, создавали Кваренги и Фельтен, уже не так важно. Более того, архитектором Большого (Старого) Эрмитажа и Малого Эрмитажа является Фельтен.

Да, в его произведениях меньше итальянской привлекательной легкомысленности, больше строгости и рациональности, но какая красота при этом. Одна решетка Летнего сада чего стоит! Впрочем, о церкви.

Армянская церковь Святой Екатерины

Церковь однокупольная небольшая, почти миниатюрная, при этом очень-очень пропорциональная. Первое, на что обращаешь внимание, это классический портик, на треугольном фронтоне которого выделяется белоснежный барельеф.

Мне как-то всегда немного обидно за авторов барельефов на портиках и тому подобных удаленных от глаз местах: авторы вкладывают в свои произведения некий смысл, а наблюдатели не только смысла, но и самого произведения толком не видят. Так и здесь.

Лично я считала, что просто изображен какой-то библейский сюжет. Чуть позже узнала название: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III», тоже мало мне что говорившее. Это сейчас я твердо знаю, что Армения стала первой страной, где христианство стало государственной религией.

И чуть менее твердо: « В 301 г. армянский царь Трдат III принял христианство и повелел епископу Григору Просветителю крестить Армению».

Армянская церковь Святой Екатерины

Несомненно, нарядность и праздничность церкви придают цвет и контрастные белые детали, включая многочисленных ангелочков (или, как теперь принято, путти).

Армянская церковь Святой Екатерины

Внутри, с художественной точки зрения, всё идеально: и притягивающий к себе внимание купол, и арочные своды, и колонны, подчеркивающие значимость и торжественность, но, тем не менее, скромно стоящие вдоль стен, уступая пространство для присутствующих.

Большие окна как бы предназначены для того, чтобы солнечный свет заливал все помещение.

Но так ли часто бывает у нас такой свет? Странно, что неоднократно бывая, мне казалось, что света мало, но, придя в пасхальные дни в не самую хорошую погоду даже по петербургским меркам, было ощущение большого количества света.

Армянская церковь Святой Екатерины

Конечно, конфигурация устройства церкви усложнена, поскольку алтарь находится справа от входа.

Но это меня не смущает, я отдаю дань архитекторам, которые вынуждены были решать сложную задачу: совмещать главный вход с Невского проспекта (который находится то с севера – в Казанском соборе, то с юга — здесь) и расположения алтаря на востоке, согласно православным канонам. И при этом не нарушить гармонию. Вот интересно, в католическом храме, похоже, таких проблем нет.

То, что есть скамейки для молящихся и нет свечей, конечно непривычно, но это скорее отличие южных храмов: на Кипре, к примеру, в православном храме вполне можно сидеть и свечи зажигаются только на улице. У нас не юг, так что здесь есть специальное помещение, где можно поставить свечку. А вот сама алтарная часть и отсутствие икон (в привычном понимании) мне больше напомнило скандинавские церкви.

Стены храма украшают живописные полотна. Есть упоминания, что Иван Айвазовский (да, здесь уместно сказать — Ованес Айвазян) подарил для этого храма армянской общине в Петербурге свою картину «Христос на Тивериадском озере».

Но где она сейчас? Сохранилась ли? Подобно многим церквям у нас в стране и этот храм прошел тяжелый путь в советские времена, и еще совсем недавно его восстанавливали, буквально хлебным мякишем очищая потемневшую роспись.

Церковь была вновь освящена 12 июля 2000 г.

Армянская церковь Святой Екатерины

Но вернемся к временам ее основания. Она была освящена в честь Святой Екатерины, и имела не только небесную покровительницу, но и вполне реальную, земную – Екатерину II. Царица благосклонно отнеслась к просьбе армянской общины о строительстве храма и даже землю выделила: на Невском проспекте, напротив Гостиного Двора.

Правда, тогда он еще не приобрел своего солидного вида (разрешение на возведение храма было получено в 1770 г, а строительство Большого Гостиного двора, хотя и было начато почти за 10 лет до этого, но шло долго и мучительно и завершено только в 1785г.).

Была ли такая милость императрицы только лишь решением политическим – политика Екатерины в создании благоприятных условий для проживания иностранцев в России известна, — остается под вопросом. По-моему, только 2 храма возводятся на Невском во времена ее царствования: Римско-католический собор Св. Екатерины и Армянская апостольская церковь св. Екатерины.

В католическом соборе позже будет похоронен Понятовский. Кто же из армян был столь влиятелен при российском дворе? Такой человек был — Иван Лазарев (Ованес Лазарян).

Чаще о нем можно прочитать так: один из богатейших людей екатерининской эпохи, придворный ювелир, меценат, чуть реже – «участвовал в подготовке проектов воссоздания под покровительством России армянского государства». Это правда, и заслуживает более подробного рассказа, но сейчас о церкви, Фактически, она построена на его средства. Когда из 33 тыс.

руб, затраченных на строительство, человек вложил свои 30, можно ли сказать иначе? Эти цифры часто приводятся при описании, но, на мой взгляд, это важно, но не главное: почему бы владельцу прямо-таки несметного богатства не пожертвовать 30 тысяч на храм? А главное в другом: в любви к своему народу, в делах, которые бы позволили сохранить свой народ независимым, сохранить его культуру и нравственные ценности. Я невольно перехожу на высокий слог, но именно так думаю, поскольку одно дело – дать деньги, другое – поддерживать жизнь общины, которая концентрировалась вокруг нее. В церковном доме, построенном рядом с храмом, была организована и армянская типография, и национальная школа, и, то, что сейчас называется культурным центром. Свой собственный дом Лазарев тоже возвел рядом, который в дальнейшем также перешел к общине.

Армянская церковь Святой Екатерины

«Согласно завещанию, наследник И.Л. Лазарева, его младший брат О.Л. Лазарев обязывался внести в Опекунский совет 200 тыс. руб.

с тем, чтобы из основного капитала и процентов с него составилась сумма, достаточная для сооружения «со временем приличного здания для воспитания и обучения бедных детей из армянской нации».

По завещанию дома передавались наследникам Лазарева по мужской линии до четвертого колена, после чего становились собственностью армянской общины. (В 1904 г. князь С.С. Абамелек-Лазарев передал дома по Невскому пр., 40–42, армянскому церковному управлению)». Меня мучает вопрос: почему до 4-го колена?

Сегодня мы в очередной раз посетили церковь, и, идя по Невскому проспекту, вдруг обнаружилась мемориальная доска.

Армянская церковь Святой Екатерины

Не знаю, как давно она на доме, но думаю, что то, что она есть, справедливо. То, что она значительно менее привлекает к себе внимание, чем рекламная вывеска кафе, другой вопрос. Она только для посвященных.

И несколько слов о дворике рядом с церквью. Он мог бы быть очень симпатичным и уютным уголком Армении, если бы не несколько «но». Поэтому сейчас этого сказать не могу, хотя надеюсь, что в будущем так и будет. Не всё сразу. А пока он обзаводится деталями, которые и дают эту надежду.

Армянская церковь Святой Екатерины

Гранатовое дерево – символ Армении, символ жизни.

Появилась скамейка с сердечком, хотела к ней подойти рассмотреть, решила, что после того, как выйдем. Забыла.

Зато не забыла подойти к лавочке, где продается выпечка, сыры и пр. Хотела купить попробовать варенье из грецких орехов. Но было только в литровых банках, для меня это слишком много. Такое вот у меня возвращение от высокого к бытовым мелочам. Такова жизнь.

Армянская апостольская церковь святой Екатерины, Санкт-Петербург

  • Церковь святой Екатерины (армянское: Սանկտ Պետերբուրգի Սուրբ Կատարինե եկեղեցի) — храм армянской апостольской церкви в Санкт-Петербурге, который является памятником архитектуры.
  • Полное название: Армянская апостольская церковь святой Екатерины.
  • Церковь расположена в центре Санкт-Петербурга на Невском проспекте — одной из самых посещаемых и красивых улиц города.

Армянская церковь Святой Екатерины

Первые армянские купцы и ремесленники появились на берегах Невы в 1710 году — после основания города, когда Петр I дал добро на просьбу представителей армянских торговых домов разрешить последним торговать с немецкими землями напрямую из Санкт-Петербурга.

Так армянские торговцы и купцы стали играть весомую роль в истории города, поскольку выстраивали новые торговые пути, выводя Россию на европейский рынок, а европейские товары — привозя в Россию. В итоге образовалась армянская община, главами которой стали представители известного рода Лазаревых. После в городе стали возводить армянские церкви.

Одной из первых армянская церковь в Петербурге стала церковь святой Екатерины, освященная во имя великомученицы Екатерины — небесной покровительницы императрицы, поскольку возведение происходило при правлении императрицы, и именно она в 1770 году выделила хороший участок земли в центре города под строительства святыни.

Читайте также:  Братьев Васильевых улица (ныне Малая Посадская)

Так, в 1771-1779 годах на Невском проспекте, по проекту крупнейшего зодчего Петербурга — Юрия Матвеевича Фельтена, была возведена армянская апостольская церковь Святой Екатерины, вокруг которой позже сформировался ансамбль зданий армянской общины.

Новая церковь стала центром армян Петербурга, и, при ней были основаны первая армянская типография (1780 год) и армянская школа (1800 год). В 1793 году на Васильевском острове была освящена ещё одна армянская церковь Святого Воскресения, рядом с которой открылось армянское кладбище (церковь существует и сегодня).

В последующем велись работы по реставрации церкви святой Екатерины. В 1794-1797 годах перед церковью были поставлены ворота, на которых в 1858 года была установлена чугунная решетка; в 1865 году первоначальная башенка церкви была превращена в колокольню.

В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца армянской церкви были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя.

В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении святыни и 14 марта 1993 года в стенах церкви состоялось первое богослужение. Была проведена реставрация здания. Полное освящение храма осуществили 12 июля 2000 года; в этот же день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.

  1. Небольшое здание армянской апостольской церкви святой Екатерины выглядит изящно и с соответствием парадному великолепию центра Санкт-Петербурга.
  2. Стиль церкви выполнен в традициях раннего русского классицизма.
  3. Главный фасад церкви обращен к Невскому проспекту (на юг) и отмечен строгим колонным портиком, во фронтоне которого находится скульптурный рельеф с сюжетом из истории Армении: «Католикос Григор Просветитель свершает крещение царя Трдата III».
  4. Также фасад церкви выделяется архитектурной отделкой окон, пилястрами с изящными капителями и возвышающейся купольной башней с крестом.

Армянская церковь Святой Екатерины

Интерьер армянской церкви святой Екатерины выглядит просторно и парадно, чему способствуют арочные своды и массивные колонны с белыми архитектурными капителями. Парадности убранству святыни придаёт и то, что колонны, стены и пол украшены цветным искусственным мрамором.

Интерьер церкви украшен живописью на библейские мотивы, лепными декоративными карнизами с дентикулами, картинами и массивными «бальными» люстрами.

Армянская церковь Святой Екатерины Армянская церковь Святой Екатерины

Возле восточной части главного фасада церкви размещены:

— крест-камень или армянский крест «Хачкар», представляющий собой стеллу из туфа, на которой вырезан православный крест и орнаменты. В нижней части находится надпись: «От Республики Армения к 300-летию Санкт-Петербурга».

Крест был установлен в июне 2003 года. Скульптор А. Ташьян (Ереван);

— небольшой фонтан, центр которого украшен литой скульптурой «Гранатовое дерево», изображающей гранатовое дерево с обвивающей его лозой, где «гранат» символизирует единство христианской церкви, а «лоза» — атрибут Христа.

Скульптура была установлена возле церкви в июне 2003 года. Художник по металлу Ю. Саркисян, архитектор Ю. А. Бабаян. Материал — нержавеющая сталь. Дар Республики Армения.

Армянская церковь Святой Екатерины

Армянская апостольская церковь святой Екатерины расположена в глубине зданий по Невскому проспекту.

Главный фасад церкви с Невского проспекта частично прикрывают два здания, которые изначально были возведены армянкой общиной и входят в ансамбль армянской апостольской церкви святой Екатерины.

Здание по Невскому проспекту под номером 42 было возведено по проекту Ю.М. Фельтена как дом главы армянской общины — Ивана Лазаревича Лазарева.

Второй жилой дом под номером 40 при церкви был построен в 1794-1798 годах по проекту архитектора Егора Тимофеевича Соколова также для Лазарева.

В 1800 году архиепископом Иосифом было заверено завещание, по которому церковные дома передавались Лазаревым его потомкам по мужской линии до четвёртого колена; после чего дома должны были перейти в собственность армянской общины.

В дальнейшем оба дома были отреставрированы, а дом под номером 42 перестроен по проекту А.И. Мельникова — надстроен один этаж. С 1854 по 1872 год в доме № 42 жил Ф.И. Тютчев.

В настоящее время в доме № 40 работает Комитет по культуре Администрации Санкт-Петербурга. Также в домах размещаются коммерческие помещения.

Армянская церковь Святой Екатерины Армянская церковь Святой Екатерины

Вход в армянскую апостольскую церковь святой Екатерины свободный (бесплатный).

Адрес церкви: Невский проспект, 40-42.

Координаты церкви: 59°56′07″ с.ш. 30°19′56″ в.д. (59.935278, 30.332222).

  • Ближайшие станции метро: «Гостиный двор» и «Невский проспект».
  • Сайт армянской апостольской церкви святой Екатерины: armenian-church.
  • Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и на Невском проспекте, можно посмотреть и забронировать здесь Армянская церковь Святой Екатерины

Армянская Апостольская Церковь Святой Екатерины

Между домами на Невском проспекте можно увидеть небольшой изящный бело-голубой однокупольный храм – это Армянская церковь Святой Екатерины. Главный вход, обращенный к проспекту, украшает строгий портик с треугольным фронтоном и скульптурным барельефом, изображающим религиозный сюжет из истории Армении. Инициатором строительства здания стал армянский деятель О. Лазарян.

Армянская церковь Святой Екатерины

История

В период правления императрицы Екатерины II представителям всех народов, живущих в России, было разрешено свободно осуществлять церковные обряды, связанные с национальной религией. Ованес Лазарян (И. Л.

Лазарев), являвшийся главой армянской общины, подал прошение, за которым последовало разрешение Екатерины II построить церковь, для чего был выделен участок земли в северной части Невского проспекта. И. Л.

Лазарев пожертвовал на строительство значительную сумму денег.

Храм по проекту известного архитектора Ю. М. Фельтена возводился в период 1771 – 1779 гг.

Освящение церкви армянским архиепископом Иосифом во имя великомученицы Екатерины состоялось 18 февраля 1780 года. С этого момента храм стал центром армянской культуры в Петербурге.

Армянская церковь Святой Екатерины

Церковь св. Екатерины не раз посещала сама императрица

После революции 1917 года церковь, как и многие другие храмы, подверглась разграблению и была закрыта.

В течение продолжительного времени там размещались склады, различные конторы и мастерские.

В 1992 году церковь была возвращена армянской общине, в здании начались реставрационные работы, вернувшие сооружению первоначальный облик, по завершению которых возобновились богослужения.

В 2000 году Гарегин II, Верховный Патриарх-Католикос всех армян, совместно с Патриархом Московским и всея Руси Алексием II освятил церковь Святой Екатерины.

Армянская церковь Святой ЕкатериныАрмянская церковь св. Екатерины с Невского проспекта

Архитектура

Армянская церковь Святой Екатерины является ярким образцом архитектуры периода раннего русского классицизма. Стены фасадов между оконными проемами первого и второго ярусов декорированы барочными барельефами. Ионические капители завершают колонны портика и сдвоенные пилястры на углах фасадов, они подняты на постаменты, что придает зданию стройность.

На фронтоне помещена многофигурная композиция, изображающая принятие армянами христианства

Сферический свод завершает башнеобразная колокольня. На легком, стройном барабане с большими полуциркульными окнами, пилястры которого как бы продолжают вертикаль колонн, возвышается небольшой купол.

Армянская церковь Святой Екатерины

Внутреннее убранство

Главный элемент декора интерьера представляют двадцать колонн композитного ордера, облицованных искусственным желтым мрамором.

Внутренняя отделка, включающая также росписи и лепные карнизы, является достаточно скромной, что вполне типично для армянских церквей

Армянская церковь Святой ЕкатериныВ армянской церкви святой Екатерины во время службы люди сидят на скамейках, как в католических храмах

Особое внимание во внутреннем убранстве храма привлекает великолепная монументальная живопись.

Армянская церковь Святой ЕкатериныВ отличие от русских православных храмов, в которых алтарная часть закрыта иконостасом, в армянской церкви св. Екатерины она отделена от основного пространства лишь небольшой перегородкой

Режим работы, расписание богослужений в 2019 году

Двери церкви Святой Екатерины открыты для прихожан с 9:00 до 19:00

Ежедневно проходят:

  • в 10:30 утренние богослужения
  • в 16:30 – вечерние богослужения
  • каждое воскресенье в 11:00 совершается литургия.

Армянская церковь Святой Екатерины

Где находится

  • Адрес
  • Невский проспект, 40-42
  • Метро
  • Невский проспект
  • Гостиный двор

Как добраться

Добраться можно примерно за 5 минут пешком от станций метро Невский проспект и Гостиный двор.

Отзывы

Отзывы о храме в основном положительные. Посетители оценивают близкое расположение к метро, а также красивое внешнее и внутреннее убранство. Яркая и светлая церковь с уютной, благостной атмосферой. В этом умиротворенном месте каждый найдет тишину и покой в шумном центре города.

Армянская церковь святой Екатерины в Санкт-Петербурге на Невском

  • Фасады здания напоминали возведенную ранее лютеранскую церковь, хотя декоративное оформление у них было разным. У Армянской портик был больше вынесен вперед, а торцы боковых стенок были украшены пилястрами
  • На фронтоне обращает на себя внимание рельеф «Католикос Григор Просветитель крестит царя Трдата III». На фасаде воздушного бело-голубого здания много изображений херувимов
  • Окна первого яруса имеют форму прямоугольника или арки; на втором ярусе окна круглые.

Во внутренних помещениях было 20 пар колонн, облицованных мрамором. Величественный карниз с дентикулами сплошной лентой проходил по всему потолку.

Также в церкви был обустроен небольшой внутренний дворик со скамьями и зелеными насаждениями.

Зимой 1780 г. архиепископ Иосиф освятил церковь в присутствии высокопоставленных гостей, в том числе и князя Г. Потемкина-Таврического. Спустя некоторое время здание оградили чугунной решеткой, на входе установили ворота. Храм стал очагом армянской культуры, вокруг которого концентрировалась передовая часть диаспоры. По сей день при церкви функционируют школа и типография.

Внутренние интерьеры неоднократно перестраивались. В 40-х годах XIX в. был проведен капитальный ремонт. Позднее башню церкви переделали в колокольню, на которую водрузили три колокола. Русский художник И. Айвазовский передал в дар церкви одно из своих лучших полотен. В первые годы ХХ в. несущие конструкции укрепили, построили хоры.

Армянская церковь Святой Екатерины

  1. Рекомендовать место
  2. 2
  3. 1

Армянские ремесленники и купцы появились на невских берегах сразу после основания Петербурга, что письменно засвидетельствовано уже в 1708 году.

Первый глава петербургской армянской общины Лука Ширванов попросил у императрицы Анны Иоанновны разрешение на строительство церкви во дворе своего дома. На что императрица дала добро. Однако церковь была не достроена. При Екатерине II были выделены места для иноверческих церквей.

Армянская церковь расположилась на Невском проспекте, где и сформировался целый ансамбль зданий и храмов армянской общины.

Церковь Святой Екатерины возведена в традициях русского классицизма, очень изящна и соответствует парадному виду столицы. Увенчана церковь куполом, а на фасаде со стороны Невского проспекта размещен скульптурный рельеф – сюжет из истории Армении – крещение правителя Трдата III. Интерьер храма невероятно просторный и светлый. Арки, колонны, монументальная живопись: всё залито ярким светом.

В 1780 году церковь освятил архиепископ Иосиф Аргутинский, поблагодарив Российскую страну.

Читайте также:  Романовы – что таится за этой фамилией?

В 1865 году в звоннице храма впервые были установлены колокола. В 1920-х годах церковь пустовала, использовалась как склад. Но в 1992 году епископ Апостольской Армянской церкви Ерзас возвратил храм к жизни.

После реставрации в 2000 году церковь осветили Патриарх Всея Руси и Патриарх всех армян. И по сей день Армянская церковь Святой Екатерины открыта для прихожан.

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и пасха»

Рекомендовать место

2

Церковь Пресвятой Троицы «Кулич и пасха» можно назвать самой необычной по внешнему облику из всех храмов Петербурга. Ее четкие геометрические формы с трудом вписываются в каноны архитектуры православных храмов, делая церковь единственной в своем роде и поэтому уникальной.

Однажды князь Вяземский получил от императрицы Екатерины Второй подарок — 200 тысяч рублей. В память об этом событии он решил на подаренные деньги построить храм в своем усадебном парке. Строительство велось с 1785 по 1787 год.

Храм имеет вид ротонды, снаружи окруженной ионическими колоннами и украшенной невысоким куполом, а колокольня – вид четырехгранной пирамиды, с крещальней на первом и звонницей на втором ярусе. В народе ротонду прозвали куличом, а колокольню — пасхой.

Круглое помещение церкви вмещает сегодня около 800 человек.

Главной святыней храма до его закрытия в 1938 году была икона Святой Троицы, пожертвованная крестьянами села Александровского и украшенная серебряно-золоченой ризой.

К сожалению, к моменту повторного открытия храма в 1946 году икона была утрачена, как и все внутреннее убранство.

Для возобновления богослужений из Благовещенской церкви на Васильевском острове был перенесен синий с золотом иконостас, чудотворный образ Святителя Николая из Троицкого Собора Колпина, икона Божией Матери «Всех Скорбящих Радосте» (с грошиками) из церкви в Стеклянном.

Шведская церковь

Рекомендовать место

2

Шведская церковь Св. Екатерины евангелическо-лютеранского прихода построена в псевдороманском стиле в 1767 году.

В 1734 году на месте Шведской церкви располагалась деревянная церковь, в которой богослужения проводились на финском и шведских языках, а позже община разделилась на два прихода: шведский и финский. Каменную церковь Св. Екатерины построили по проекту Г.

Вельдтена. Назвали церковь в честь императрицы Екатерины II, пожертвовавшей на строительство 7 тыс. рублей. В XIX веке приход церкви составлял уже более 6,5 тыс. человек, поэтому в 1863 году по проекту К. Андерсона построили новую романскую каменную церковь.

До революции главным архитектором церкви был Ф. Лидваль. Он выстроил шестиэтажный дом с дворовым флигелем и концертным залом для прихожан. Стиль его творения характеризуется как «северный» модерн с классическими мотивами.

После революции церковь разграбили и перестроили под спортивные залы. Лишь в 2005 году здание храма было снова передано евангелическо-лютеранской общине Петербурга.

Фонтан возле Церкви Казанской иконы Божьей Матери

Рекомендовать место

2

Всякий, кто бывает у Церкви Казанской иконы Божьей Матери, невольно обращает взгляд на великолепный фонтан, украшенный бронзовой скульптурой. На ней представлена девочка в легком платьице, подымающая за жабры огромную рыбу, которая выпускает из своего зубастого рта огромную струю воды.

Этот чудесный фонтан был открыт в 1957 году и вот уже более 50 лет радует взрослых и и детей. Правда, сейчас действует лишь один его водомет (изначально их было несколько), а также утрачены боковые чаши, расположенные у основания постамента.

Автором скульптуры является замечательная художница Екатерина Николаевна Персидская.

Она была намерена установить посреди нижнего бассейна скульптуру «Мальчик удэ», таким образом, завершив фонтанную композицию. Но, к сожалению, этот замысел так и не воплотили в жизнь, и чудесная бронзовая скульптура девочки одиноко возвышается у Приморского шоссе. Этот фонтан является одним из неофициальных символов города Санкт–Петербурга и ежегодно собирает возле себя множество туристов.

Как появилась церковь

У истоков храма стоял Ованес Лазарян, старший сын богатейшего армянского купца, прибывшего в Петербург из Ирана. Благодаря ему, дело о строительстве каменной церкви для армян сдвинулось с мертвой точки. Весной 1770 г. Екатерина II издала указ, дозволяющий армянам возводить церкви в обеих столицах. Тогда же на Невском проспекте выделили площадку под строительство храма.

Строительные работы проводились в период 1771-1776 гг. Средства собирали прихожане, но основная сумма поступила от Ованеса Лазаряна.

В свое время он, будучи родом из богатой купеческой семьи, предложил Екатерине II крупный алмаз, за который царица заплатила ему огромные деньги. Часть этой суммы пошла на возведение церкви и двух флигелей при ней.

Община разрешила Лазаряну построить себе дом рядом с церковью, который после смерти купца-мецената отошел ей по завещанию.

Автором проекта храма стал архитектор Ю. Фельтен, известный многими яркими работами, а также и тем, что был помощником Растрелли при возведении Зимнего дворца.

Советский период в истории церкви

После событий 1917 г. большевики закрыли церковь, а помещения использовали для нужд советской власти. В ее стенах в разные годы размещались склады, мастерские и пр. И только в 1992 г. храм по настоятельным просьбам вернули армянской общине; состояние здания требовало полной реконструкции. Менять нужно было все: отделку стен, напольные покрытия, оконные и дверные конструкции.

Восстановление армянской церкви началось на средства диаспоры. В 1993 г. богослужения возобновились, но реставрационные работы продолжаются. Летом 2000 года католикос всех армян Карегин II освятил церковь в присутствии высших чинов Московской епархии. Из Эрмитажа вернулись в храм мощи Святого Георгия, которые хранились в музее с прошлого века.

Армянская церковь Святой Екатерины
Армянская церковь Святой Екатерины
Армянская церковь Святой Екатерины

Адрес: Невский проспект, д. 40-42, город Санкт-Петербург, Россия.

Карта расположения:

Памятник Пушкину на площади Искусств →

Похожие публикации:

Памятник Пушкину на площади Искусств

На площади Искусств в Санкт-Петербурге летом 1957 года состоялось открытие памятника Александру Сергеевичу Пушкину. Установка монумента была приурочена сразу к двум событиям: 250-му юбилею Ленинграда и 120-летию со дня кончины поэта. Авторство прин…

  • Московские триумфальные ворота
  • В 1838 году в Санкт-Петербурге появилось архитектурное сооружение, аналогов которому не было не только в городе на Неве, но и во всем остальном мире. Речь идет о Триумфальных воротах, возведенных в память о победе, одержанной русским войском в войн…
  • Памятник Екатерине II
  • К 100-летнему юбилею воцарения великой Екатерины II было принято решение об установке памятника императрице: прототип (1/16 реальной величины) поместили в Царском Селе (павильон «Грот»), а оригинал — в сквере на Александрийской площади. Изготовлени…
  • Памятник Римскому-Корсакову на Театральной площади

Память о выдающемся русском композиторе Н. А. Римском-Корсакове увековечена в памятнике в Санкт-Петербурге. С 18 лет жизнь музыканта связана с этим городом. Здесь он сочинял оперы и симфонии, преподавал в консерватории, руководил Придворной Певческ…

Памятник М. И. Глинке на Театральной площади

Имя М.И. Глинки близко сердцу каждого россиянина, благодаря операм «Руслан и Людмила», «Иван Сусанин» и другим известным произведениям. Современники сравнивали его с Пушкиным, подчеркивая, что оба они создали новый русский язык: один – в поэзии, вт…

Поделиться ссылкой:

История

Первые армяне появились в Санкт-Петербурге почти сразу после основания города. В 1710 году они создали свою общину. В это время они собирались в частных домах. Первое прошение о постройке армянской церкви от архимандрита Минаса было подано в 1714 году, но было отклонено властями.

Только 25 сентября (6 октября)  года столичная община, насчитывавшая 30 дворов, получила согласие Синода на открытие молитвенного дома в деревянном здании на 3-й линии Васильевского острова.

В январе 1740 года Лука Ширванов (Гукас Ширванян) получил разрешение построить «церковь армянскую небольшую каменную своим иждивением». Но после смерти Анны Иоанновны строительство прекратилось.

В соответствии с манифестом, изданным в июле 1763 года, о свободном отправлении церковных обрядов всеми народами, поселившимися в России, в обеих столицах были отведены места под строение иноверческих церквей и причастных к ним зданий.

Иван Лазарев

22 мая (2 июня)  года по челобитной главы армянской общины И. Л. Лазарева (Ованес Лазарян) «с прочими армянами» последовало устное повеление Екатерины II «дозволить им построить в Петербурге церковь».

Место для церкви было отведено на участке бывшей Малой придворной конюшни «в знатном у столице положении на Большом проспекте, против каменного гостиного двора, почему и сооружение церкви требовало немалого капиталу…».

Работы велись по проекту Ю. М. Фельтена достаточно быстро и уже в 1772 году церковь была освящена. Её строительство обошлось в 33 тыс. рублей. На сооружение храма И. Л. Лазарев лично пожертвовал 30 тыс. рублей, на которые и была сооружена церковь в соответствии с парадным великолепием центра столицы.

За такую услугу общиной было позволено ему возвести на церковной земле свой собственный дом с южной стороны в линию с застройкой проспекта (Невском пр., 42). Выстроенное по проекту Фельтена жилое здание обошлось Лазареву в 50 000 рублей. Строительство северного флигеля производилось на десятилетие позднее.

Построив здания целиком на свои деньги, Лазарев тем самым упрочил авторитет наиболее влиятельного лица в армянской общине. Позже он продал дома за ту же цену церковному приходу.

18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) при участии восьми священников и в присутствии князя Г. А. Потемкина-Таврического совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы. Церковь стала центром армянской культуры в Петербурге: при ней была открыта типография и национальная школа, действующая и по сей день.

Читайте также:  Петербургская фантастическая ассамблея 2019

В 1794—1797 годах перед церковью были выстроены ворота.

В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини.

В конце 1858 года была установлена чугунная решетка ворот, отлитая на фабрике Шопена по проекту Н. П. Гребенки (существовала до конца XIX века).

В 1865 году первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов.

В 1887 году художник И. К. Айвазовский подарил общине картину «Христос на Тивериадском озере».

В 1900—1906 годах А. И. Таманян произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры.

План церкви

В 1915 году из ризницы Большой церкви Зимнего дворца были переданы частицы мощей апостола Фаддея и святого Григория Просветителя. Приход подчинялся Нахичевано-Бессарабскому епископату с центром в Кишинёве.

В мае 1930 года церковь была закрыта. В 1931—1934 была разделена перекрытиями. В здании находился штаб ПВО, а после войны — мастерская декораций театра музыкальной комедии.

В 1990 году армянская община обратилась с просьбой о возвращении церкви. 14 марта 1993 года в ней состоялось первое богослужение, после чего началась реставрация.

Полное освящение храма осуществил 12 июля 2000 года Патриарх-католикос всех армян Гарегин II в присутствии Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II. В этот день из Эрмитажа общине были возвращены мощи святого Григория.

Армянская церковь

Армянская диаспора появилась в Санкт-Петербурге практически одновременно с образованием города. Тогда армянам приходилось собираться в частных домах, поэтому в 1714 году они подали прошение о постройке собственной конфессиональной церкви.

  • Но Петр 1 прошение отклонил.
  • Только в 1740 году, при Анне Иоанновне армянской общине было разрешено построить небольшую каменную церковь, но со смертью императрицы строительство прекратилось.
  • Спустя тридцать лет, в 1770 году Екатерина II удовлетворила прошение главы армянской общины Лазарева и предоставила место под строительство.
  • Долгое ожидание оправдалось: мало кому, кроме полугосударственной Православной церкви удалось получить такое престижное место.
  • Армянская Апостольская церковь Святой Екатерины возведена прямо на Невском проспекте, в самом его начале, напротив Гостиного двора.
  • И не важно, что это был участок бывшей Малой придворной конюшни, между обычными доходными домами.
  • Сегодня это «бриллиантовая миля» главной улицы города.
  • Под стать высочайшей подписи был выбран и архитектор.

Автором проекта стал уважаемый и модный в те годы Фельтен. Работы продолжались с 1771 по 1776 год. Еще четыре года понадобилось на внутреннее обустройство.

  1. В феврале 1780 года архиепископ армянский Иосиф освятил храм во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы самой Императрицы.
  2. С возведением церкви, в Петербурге появился центр армянской культуры, впоследствии при ней были открыты типография и национальная школа, которая существует и поныне.
  3. В 1865 году Армянская церковь получила собственную колокольню с тремя колоколами.
  4. После революции ее закрыли лишь в 1930 году, и для утилитарного использования разделили перекрытиями.
  5. Во время войны в бывшем здании церкви находился штаб ПВО, а в мирное время туда переехала мастерская по изготовлению декораций.
  6. В 1990 году, по просьбе армянской общины, здание снова было отдано церкви, и весной 1993 года в ней состоялось первое богослужение.
  7. С этого момента началась её реставрация.
  8. Были полностью восстановлены алтарь и крест, венчающий купол, отреставрированы стены и потолки, восстановлено внутреннее убранство.
  9. Полностью отреставрированный храм, в 2000 году, освятили Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II и Верховный Патриарх-Каталикос Всех Армян Гарегин II.

Здание выстроено в архитектурном стиле раннего русского классицизма. Главный фасад, в центре которого расположен небольшой, украшенный барельефом, портик, обращен на Невский проспект.

Внутреннее убранство поражает великолепием монументальной живописи, а также строгими очертаниями колонн, сводов и купола.

Адрес:

Санкт-Петербург, Невский проспект, дом 40-42

Как добраться:

Из метро Гостиный двор, перейти по подземному переходу на другую сторону Невского проспекта. Церковь находится прямо напротив Гостиного двора.

Сайт:

Армянская церковь Святой Екатерины

Как выглядит Армянская церковь на Невском проспекте и что там внутри

Привет, друзья!

Недавно заглянула в Армянскую церковь, что на Невском проспекте. Подумала, что вам тоже будет интересно узнать ее историю.

Армянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. Екатерины

У армян в Петербурге долго не было своего храма, хотя община образовалась почти сразу после основания города. Они обращались к Петру I с просьбой о постройке, но получили отказ.

Не буду описывать все перипетии, скажу лишь, что с постройкой церкви на Невском проспекте связана историческая легенда.

Армянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. Екатерины

Семейство Лазарян переехали в Россию из Персии, стали заниматься торговлей, открыли ткацкое производство — да такое, что продукция понравилась самой императрице Екатерине II.

Старший сын, Ованес Лазарян (Иван Лазарев) весьма преуспел в торговле шелком, стал вкладывать капитал в ювелирный бизнес и вскоре стал компаньоном придворного ювелира Екатерины II, Позье, а затем и другом Григория Орлова.

Лазарев владеет огромным и редким бриллиантом.

Однажды Орлов решил сделать императрице подарок на именины (по другой версии, она сама велела ему приобрести камень, и даже денег дала) и решил, что это будет тот самый чудесный бриллиант.

Иван Лазарев заказал голландским ювелирам уникальную огранку камня, которая называлась «роза», и вот Григорий Орлов уже преподносит возлюбленной великолепную драгоценность!

Бриллиант «Орлов»Сначала бриллиант называли «лазаревским», но как-то постепенно он превратился в «орловский».

Екатерина II решила отблагодарить Лазарева — пожаловала ему дворянство и пообещала выполнить любую просьбу. Вот тогда он и попросил разрешить строительство армянских церквей в Петербурге и Москве.

Императрица сдержала свое слово, и на Невском проспекте появилась церковь, освященная в честь св. Екатерины.

Армянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. ЕкатериныЗадний фасад церкви почти вплотную примыкает к зданию театра Музкомедии — в советское время в храме устроили склад декораций. Чтобы не носить вокруг, их через окно передавали в театр со служебного входа.

Перед входом в церковь установлен хачкар — каменный крест, подарок Армении к 300-летию Санкт-Петербурга.

Смысл таков: хачкар — это крест, который ожил и покрылся ростками. Было мертвое дерево, стало живое (символ воскрешения).

Армянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. Екатерины

Армянские церковные традиции отличаются от православных, но совсем немного. А вот внутренне убранство церкви непривычно для нас — алтарь открыт, на службе можно сидеть (и священнослужителям тоже).

Армянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. ЕкатериныАрмянская апостольская церковь св. Екатерины

Церковь внутри выглядит очень красиво — группы колонн, икон на стенах немного, но они есть. Свечи ставят в отдельном помещении — после реставрации решили не коптить потолок.

Будете на Невском проспекте — обязательно загляните в Армянскую церковь, вход свободный.

Подписывайтесь, чтобы оставаться с нами!Еще больше интересного вы найдете в «Навигации по каналу»Теперь еще во ВКонтакте — здесь мы ходим на экскурсии, присоединяйтесь!А здесь живет Инстаграм

Армянская Апостольская Церковь Св. Екатерины в Санкт-Петербурге — Армянский музей Москвы и культуры наций

Этот храм в Северной столице России любим не только армянами. Его расположение в центре на Невском проспекте, 40-42 делает армянский храм одним из самых интересных архитектурных шедевров. В здании по соседству располагается Комитет по культуре города. 

Строительство церкви связано с именем архитектора Юрия Матвеевича Фельтена. Сын эконома Академии наук Матиуса Фельтена получил образование в Германии, состоял при архитекторе Растрелли помощником по сооружению Зимнего дворца. 

Строительные работы начались в мае 1771 года при финансовой поддержке мецената Ивана Лазарева, сына богатейшего армянского купца Лазаря Назаровича Лазаряна, в середине 18 века переехавшего со своим семейством в Россию из Ирана. 

В начале 1770-х годов Иван Лазарев предложил Императорскому двору огромный алмаз, за который Екатерина II заплатила ему миллион золотых рублей из сумм Кабинета двора. 30 тысяч рублей пошло на строительство храма на Невском проспекте. 

В основу архитектурного решения фасада Фельтен положил те же принципы, которыми он руководствовался и создавая чуть ранее лютеранскую церковь Св. Екатерины на Васильевском острове, но при этом заметно усилил его декоративное оформление, а сам портик получил более сильный вынос и дополнительные боковые стенки, с торцов оформленные пилястрами. Храм строился до 1779 года.

18 февраля 1780 года армянский архиепископ Иосиф (Аргутинский) в присутствии князя Григория Александровича Потемкина-Таврического, фаворита царицы Екатерины II,  совершил освящение храма во имя великомученицы Екатерины, небесной покровительницы Императрицы.

 Так была освящена память  о благодеяниях императрицы, чьим  именным высочайшим указом от 2 мая 1770 года была предоставлена принадлежавшая лично ей земля для строительства армянской церкви. 

В 1794—1797 годах перед церковью были выстроены ворота, а в конце 1858 установлена чугунная решетка по проекту архитектора Николая Павловича Гребенки, отлитая на фабрике Шопена, которая существовала до конца XIX века. В 1841 году был произведён первый капитальный ремонт церкви архитектором Л. Ф. Вендрамини.

В 1865 первоначальная башенка была превращена в колокольню для трёх колоколов.

Армянский храм св. Екатерины также связан с именем великого армянского зодчего Александра Ивановича Таманяна. В 1900—1906 годах молодой архитектор  произвел новый капитальный ремонт здания, укрепив стены и перекрытия и сделав хоры. Здесь же будущий градостроитель Еревана венчался со своей невестой Камиллой Эдвардс в 1908 году. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector