Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

В 2019 году в Екатеринбурге завершили благоустройство набережной Исети от Малышева до Куйбышева, сквера за Оперным театром, парка у ТЦ «Мега». В этом году власти также планируют облагородить парк Зеленая роща, парк имени XXII Партсъезда, набережную на участке у Макаровского моста и у ЦПКиО.

В то же время часть запланированных работ в администрации уже отменили. Среди них — закупка гранитных тротуаров для укладки на 8 Марта — на участке от Ленина до Малышева. Не исключено, что в скором времени станет известно и о других изменениях.

В мэрии уже запланировано заседание Гордумы, где депутаты скорректируют бюджет из-за пандемии коронавирусной инфекции.

Фотограф The Village Екатеринбург Сергей Потеряев решил посмотреть, как сейчас выглядят пространства, благоустройство которых завершилось в прошлом году, а также зафиксировать состояние территории, которые еще только предстоит привести в порядок.

Городские власти несколько лет реконструировали участок набережной Исети от Малышева до Куйбышева по проекту КБ «Стрелка». Прогулочную зону торжественно открыли в октябре 2019 года. Все работы обошлись в 130 миллионов рублей.

На набережной появились новые тропинки, велодорожки. Архитекторы установили новую мебель, сделали подступы к воде и освещение, а также масштабную детскую площадку с батутами.

Правда, жители города порвали их за несколько часов. Общественники критиковали благоустроителей за «скамейки-гробы».

Урбанист Илья Варламов написал о «суровой уральской реализации» проекта, но все же включил его в топ-10 набережных России.

Администрация Екатеринбурга официально завершила работу над этим участком набережной, пообещав поддерживать ее техническое состояние. Этим летом мэрия планирует приступить к благоустройству зоны набережной от Макаровского моста до УрГУПСа, а УГМК займется реконструкцией участка от Куйбышева до Декабристов, у строящейся Ледовой арены.

Как идет реконструкция набережной Исети у дендрария

Почти готово: Что изменилось на набережной Исети за лето

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

В конце декабря 2019 года администрация Екатеринбурга официально приняла обновленный сквер за Оперным театром. Открытие постоянно переносилось из-за подрядчика, не успевающего сделать работы в срок. В сквере установили новую ротонду, обновили амфитеатр, дорожки, а также сделали новое освещение. Реконструкция стоила 150 миллионов рублей.

Общественник Дмитрий Москвин раскритиковал благоустройство сквера. По его словам, после реконструкции количество зеленых насаждений сократилось, а число фонарей, напротив, зашкаливает.

10 января этого года журналисты портала 66.ru установили в сквере таблички «Улица разбитых фонарей им. А. Г. Высокинского».

Таким образом они решили пошутить над тем, что всего через две недели после открытия неизвестные частично разбили освещение в сквере.

Администрация Екатеринбурга шутку не оценила и даже хотела обратиться в полицию, чтобы привлечь журналистов к ответственности, но губернатор Евгений Куйвашев попросил этого не делать.

В марте мэр Александр Высокинский пригрозил уголовным делом компании-подрядчику «Новэкс», которая занималась реконструкцией сквера за Оперным. Градоначальник предположил, что подрядчик намеренно изменил некоторые технические параметры фонарей. А в апреле стало известно, что в сквере снова начался ремонт — рабочие сняли часть гранитной плитки.

 В пресс-службе администрации Екатеринбурга Znak.com сообщили, что речь идет об устранении недостатков по гарантии со стороны подрядчика, занимавшегося реконструкцией сквера. Окончание работ запланировано на 25 мая. По словам представителя подрядчика, зимой администрация «загоняла в сквер тяжелую технику для уборки снега, которая расшатывала плитку».

В сентябре 2018 года компании Ingka Centres Rus Operation и «Мега Екатеринбург» представили проект парка площадью в 13,5 тысячи квадратных метров. Летом 2019 года парк, в который инвестировали 540 миллионов рублей, открылся для посетителей.

«Мега-парк» поделен на несколько зон. Напротив входа в торговый центр располагается главная площадь с пешеходной зоной.

Также в парке есть спортивная площадка с тренажерами и зоной для воркаута, летний кинотеатр, фонтан, прогулочные дорожки и лежаки, детская зона. Обустроены террасы для ресторанов с фуд-кортами.

Прошлым летом в зоне с кинотеатром проводили лекции, встречи, концерты и паблик-токи.

В мае 2020 года в «Мега-парке» появился арт-объект «Мурмурация», который создали уличные художники Рома Инк и Егор Горе. Арт-объект представляет из себя фигуру огромной птицы, которая состоит из множества маленьких скворцов.

Идея инсталляции появилась благодаря уникальному природному явлению.

«„Мурмурация» или «танец скворцов» — так называют одну из прекрасных и уникальных загадок природы, когда тысячи птиц собираются в огромные стаи и создают сложные и динамичные фигуры в небе», — рассказали в «Меге».

Реконструкция Зеленой рощи началась в июле 2019 года.

Парк решили отремонтировать на федеральные деньги — Екатеринбург смог включить проект во всероссийскую программу «Формирование комфортной городской среды».

Проект реконструкции подготовило бюро «Архитек». Согласно документам, в парке появятся новые дорожки, зоны отдыха и освещение, но исчезнут вековые сосны вместе с десятками других деревьев.

Урбанист Владимир Злоказов раскритиковал проект и создал инициативную группу, чтобы бороться с изменениями в парке. Всего Злоказов собрал 31 предложение — в частности, отказ от вырубки деревьев и строительство ливневой канализации. В мэрии пообещали замечания учесть.

В апреле 2020 года Владимир Злоказов проверил, как идет реконструкция. По его словам, строители вредят корневой системе деревьев. С мая Зеленую рощу официально закрыли для посетителей. По плану, работы должны закончить до конца этого года.

В 2017 году началось переоборудование огромной зоны возле «Екатеринбург Арены» под концепцию «Бульварная лента» от архитектурного бюро S&P.

Проект подразумевал разделение бульварного кольца на пять тематических зон: бульвары Медицины, Спорта, Цветочный, Парковый и бульвар Молодежи, в который вошел первый скейт-парк в центре Екатеринбурга. Создатели массово озеленили территорию, добавили малые архитектурные формы и создали единую закольцованную прогулочную зону.

«Бульварную ленту» открыли к Чемпионату мира по футболу в 2018 году. Изначально по проекту планировали благоустроить и парк имени XXII Партсъезда, но работы отложили из-за нехватки времени и денег.

Парк у «Екатеринбург Арены»: От концепции до Чемпионата

12 мая 2020 года в парке наконец начались масштабные работы по благоустройству, которые продлятся до 25 ноября 2021 года. Все это время горожане не смогут попасть на территорию. Власти планируют потратить на благоустройство парка 277 миллионов рублей.

Разработкой проекта занималась архитектурная компания «Аппарат». Компания предложила убрать все сухостойные деревья и пни, а также избавиться от хаотичной поросли и только после этого обновить пространство. На территории высадят ели, ивы, лиственницы, рябины и горные сосны, яблони, клены и цветущие кустарники — спиреи, барбарис, лапчатку.

В парке имени XXII Партсъезда появятся место для занятий спортом и прогулок, новые детские площадки, велодорожку и площадку для выгула собак, амфитеатр и летний кинотеатр, беседки. Обновленная территория продолжит первую часть «Бульварной ленты» в районе Дворца молодежи.

Как будет выглядеть парк имени 22 Партсъезда за Дворцом молодежи

В 2017 году на берегу Исети у Макаровского моста компания «УГМК-Застройщик» начала возводить жилой квартал бизнес и элит-класса «Макаровский». К концу 2019 года закончили I и II очереди квартала. Строительство последней, IV очереди, завершится до конца 2022 года.

Согласно проекту, девелопер благоустроит прилегающую территорию. Набережную реки Исеть рядом с входящим в состав «Макаровского» зданием бывшей Симановской мельницы засадят кустами роз, плакучими ивами и другими растениями, а часть улицы Николая Никонова — яблонями.

Вдоль набережной высадят 11 видов декоративного кустарника — розу Ругоза, белый дерен сорта «Сибирика», спирею японскую, лилейник и другие. Кроме того, здесь же появятся 18 плакучих ив, ветви которых будут касаться воды. Работы выполняют специалисты компании «Green Park». 20 апреля благоустройство согласовали в администрации Екатеринбурга. Работы завершатся к 15 июня.

В начале мая урбанист Владимир Злоказов обратил внимание на то, что рядом с ЖК «Макаровский» на набережной рабочие установили забор. По словам представителя жилого комплекса, ограждения появились в рамках концепции «Закрытый двор», чтобы отделить частную территорию от общественной. Все растения высадят на общедоступном участке.

Проект Clever Park включает в себя восемь жилых домов, бизнес-центр, многоуровневый паркинг, торговые галереи, социальные объекты — школу и садики. Строительство жилого комплекса началось в 2017 году. Во время возведения первого дома рабочие начали преображать набережную вдоль реки Исеть. Проект благоустройства разработали бюро R1 и архитектурное бюро Vox.

Жилые дома расположатся по оба берега реки Исеть. В будущем строители возведут два пешеходных моста, которые соединят части Clever Park, и окончательно благоустроят участок набережной, который составит 1 километр.

Авторы проекта говорят, что создают набережную не только для жильцов ЖК Clever Park, но и для всех жителей Екатеринбурга. Вдоль нее уже появились дизайнерские зоны отдыха с подсветкой и велодорожки.

Извилистая прогулочная зона в темное время суток подсвечивается мягким светом.

Новый Парковый. Какой станет территория вокруг парка Маяковского после реновации

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

Реновация территории в границах улиц Ткачей – Машинная – Щорса и ЦПКиО им. Маяковского, предполагает целый комплекс действий по благоустройству набережной, строительству жилых домов и созданию общественных пространств. После завершения всех работ микрорайон получит новую удобную транспортную развязку, безопасную пешеходную сеть и станет одним из самых красивых и современных в Екатеринбурге.Сегодня жилой фонд, расположенный вдоль реки Исеть представлен домами разных годов постройки – от бараков до современных новостроек бизнес-класса. Реконструкция этой территории позволит привести облик участка к единому продуманному целостному архитектурному стилю. Кроме того, улица Машинная — это въезд в город и первое, что наблюдают гости города по пути из аэропорта. Сейчас здесь не развит общественный транспорт, но после реновации и появления запланированных жилых комплексов дорожная сеть будет усовершенствована, появятся тротуары, велодорожки и остановки.

Первым девелопером, зашедшим на площадку у набережной Исети стал «Атомстройкомплекс» со своим проектом жилого комплекса «Чемпион Парк». Три высотки бизнес-класса возвышаются на стилобатной части, которая вмещает торгово-офисную галерею. Для жителей там предусмотрены площади под магазины, детский сад, фитнес центр, супермаркет, аптеку и другие заведения сферы услуг.

Читайте также:  Фото Памятника Екатерине II (17 фото)

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

В комплексе предлагаются однокомнатные, двухкомнатные и трехкомнатные квартиры, как классических, так и радиусных планировок. Во второй башне окна будут выстроены в пол.

В основе концепции проекта лежала задача создания особых условий, позволяющих жильцам меньше времени тратить на решение бытовых вопросов.

Для этого в ЖК «Чемпион парк» будет работать управляющая компания «ОГНИ» с собственной консьерж, клининг и сервис-службой: все вопросы собственники смогут решать на круглосуточной стойке рецепции, а об уборке прочих бытовых хлопотах можно будет забыть.

Строительство комплекса идет достаточно активно – первый дом уже сдан, второй будет введен в эксплуатацию до конца этого года.

Сейчас выполняется второй этап работ по благоустройству территории, расположенной на стилобатной части, где установят беседки, столики для отдыха жителей, увеличится объем зеленых насаждений.

«Атомстройкомплекс» занимается проработкой проекта по благоустройству набережной.

На участке реновации компания ACONS GROUP возводит жилой квартал Clever Park (Клевер Парк). Он появится рядом с действующим одноименным бизнес центром, на берегах реки Исеть.

Проект предусматривает разнообразные планировки квартир: от небольших студий до 3-комнатных квартир с террасой.

Клевер-парк будет удивлять окнами с французскими подоконниками, панорамными видами с высоких этажей, возможностью установки в некоторых квартирах настоящего камина.

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть IIАрхитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

На месте завода им.

Воровского, через дорогу от парка Маяковского, компания PRINZIP построит жилой квартал, пока известна лишь архитектурная концепция этого объекта, которая была выбрана на международном конкурсе.

Она предполагает дома переменной этажности с интересной цветовой гаммой фасадов в оттенках охры, бежевого и темно-коричневого цветов. Заявлена также различная классность домов – от «комфорт» до «бизнес».

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

Продолжит начинания девелоперов и представитель финского застройщика, компания «ЮИТ Уралстрой». В 2018 году начнутся работы по строительству нового жилого комплекса по ул. Луганская.

По одной из сторон территория застройки ограничена рекой Исеть. Участок расположен в активно осваиваемом районе, что для будущего проекта большой плюс.

Покупатели не будут обделены объектами инфраструктуры, как социальными, так и коммерческими.

Кроме того, в непосредственной близости распложен городской парк, что, как сделает новый комплекс удобным для семей с детьми. Объект заявлен в классе «комфорт». Напомним, что для компании «ЮИТ Уралстрой» это первый объект в данной локации.

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

Появление новостроек в границах улиц Ткачей – Машинная – Щорса – ЦПКиО им. Маяковского позволит общими усилиями нескольких девелоперов привести в порядок береговую зону. Набережную Исети никто не закроет – это будет общественное пространство, где смогут проводить время жители и гости города.

Концепция реновации набережной получила одобрение со стороны градостроительного совета Екатеринбурга.

Она заключается в том, что на берегах появится пешеходная сеть, зеленые зоны, школа с детским бассейном для 1,5 тысячи учеников, кафе, продуманная навигация для маломобильной группы населения и восстановление исторического паркового пруда реки Исеть.

Модернизация системы Домов и Дворцов культуры: уровень одного ДК

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II 0 Книга суммирует результаты исследования, длившегося два года и посвященного сохранившимся в нашей стране зданиям типовых ДК и перспективам их ревитализации. Тематически она состоит из трех частей: прошлое, настоящее и будущее. Глава, посвященная будущему, делится на три части по масштабности взгляда: вначале авторы рассматривают уровень конкретных зданий, затем региона, затем страны. Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом» Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом» Исследование не ограничивается архитектурно-градостроительной проблематикой, в значительной части затрагивает социологию и претендует на комплексное осмысление проблемы. Оно содержит схемы, сопоставления и подборки примеров, в том числе – реальных проектов обновления ДК, разработанных авторами исследования. [См. наш рассказ о городском ДК в Воронеже и о проекте обновления ДК в Ельце]. 

Авторы текста и проектов – Алексей Боев и Дарья Наугольнова, основатели АБ VISOTA architects. Руководитель и координатор проекта «Идентичность в типовом» – Елена Петухова.

Вашему вниманию – фрагмент главы о будущем, посвященный уровню одного ДК. Фрагмент интересен тем, что именно он прежде всего стал результатом работы архитекторов и координатора над обновлением конкретных клубов. 

   

Модернизация системы Домов и Дворцов культуры на трех уровнях

В прошлых главах мы познакомились с уроками, которые мы вынесли из истории системы домов и дворцов культуры, и разобрали, в чём ее ценность для современного общества. В этой главе мы представляем вашему вниманию наше видение её возможного развития в будущем. Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом» В данный момент большинство ДК не реализуют и одной трети своего потенциала. Это происходит по множеству причин, но главная из них – это непонимание требований времени и запросов современного общества. Требование времени сегодня – это необходимость развития креативной экономики. Экономика такого типа основывается на творческом потенциале людей, благодаря которому, они разрабатывают новые подходы в предпринимательстве, искусстве, дизайне и совершают научные открытия. Креативная экономика предъявляет иные, чем индустриальная экономика, требования к людям и пространству города. Креативный город должен быть местом, где есть все условия для созидательного досуга и творчества. При переформатировании ДК смогут предоставить всем без исключения жителям возможность реализовывать свой творческий потенциал, создавать коллаборации и стартапы.За время существования нашего проекта мы прошли путь от работы над проектами реновации отдельных ДК до понимания того, что без воздействия на всю систему масштабные изменения невозможны. Поэтому мы расширили наш проект и рассматриваем проблемы системы ДК на трёх уровнях: на уровне отдельных ДК, на уровне региона и на уровне всей страны. Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Масштаб одного ДК

Существующее состояние

Проблема угасания системы ДК заключается не в том, что современным людям не нужна культура или они не хотят развиваться. Упадок обусловлен тем, что ДК предоставляют услуги творческого и духовного развития в обществе, где у многих людей не удовлетворены базовые потребности.

Во времена, когда ДК принадлежали предприятиям, их функции были намного востребованнее, потому что они определялись самими пользователями через профсоюзы.  Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом» С нашей точки зрения, ДК должны пересмотреть свой подход к предоставляемым услугам и поставить в приоритет те, которые могут в короткий срок помочь людям изменить их жизнь к лучшему. В случае когда базовые потребности закрыты, у человека появляется необходимость в творческом и духовном развитии. Но даже тем людям, которые приходят в учреждение заняться творчеством, ДК не кажутся привлекательными площадками. Большинство ДК не имеют качественной инфраструктуры, к которой сегодня привыкли люди. 

  1. Услуги ДК не соответствуют потребностям посетителей. Сегодня большинство ДК подчинены местным управлениям культуры и устав их деятельности предписывает удовлетворять культурные и духовные потребности населения. Согласно пирамиде Маслоу, творческая реализация – одна из высших потребностей человека. Но высшие потребности становятся актуальны только тогда, когда удовлетворены базовые. Из истории мы знаем, что 70 лет назад целью деятельности ДК было, как раз всестороннее улучшение качества жизни рабочего.  
  2. Пространства используются неэффективно. ДК работают в основном вечером, так как большинство их посетителей – дети и пенсионеры. Творческие студии часто размещаются в ДК неравномерно: большие коллективы могут занимать целые залы и работать там всего несколько часов в неделю, не пуская при этом другие студии. В итоге здание ДК и его окружение используются максимум на 30–50% от возможной мощности. 
  3. Нет вовлечения в процесс. В типовых зданиях ДК, как правило, есть большое парадное фойе, но остальная часть здания – это коридоры и кабинеты. Занимаясь чем-то в ДК или приводя туда ребёнка, люди не знают, что происходит в других репетиционных залах и студиях. Спонтанное вовлечение в процесс невозможно: чтобы стать частью какого-либо коллектива или объединения в ДК, туда нужно записаться и посещать его на регулярной основе. Процесс создания и перформанса в ДК по прежнему очень академичен: занятия по жесткому расписанию, а после отчётное мероприятие. 
  4. Посетители – в основном дети и пожилые. Из истории системы ДК мы знаем, что очень долгий период истории основными посетителями ДК были как раз молодежь и люди трудоспособного возраста. Сейчас ДК посещают в основном дети до 12 лет и люди старше 65. Это аудитория, несомненно, важна, но без привлечения платёжеспособных посетителей ДК не сможет выйти на уровень устойчивого развития и инвестировать в социальные проекты. 
Читайте также:  Манежная площадь в санкт-петербурге: архитектурный ансамбль

А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

Предложение по модернизации

Создание комфортной инфраструктуры и актуального ассортимента услуг необходимый минимум в модернизации каждого ДК, причём одно невозможно без другого. Но обновление здания и набора функций – это лишь начальный этап перезапуска ДК и его устойчивого развития. Следующий этап это понимание потребностей посетителей, налаживание взаимодействия с активными сообществами, обучение персонала ДК, привлечение креативных индустрий и многое другое.Понятие культуры не синонимично понятию искусства. Это и культура общения, и семьи, и работы в команде, и отношения к своей стране и истории. ДК должны стать учреждениями культуры в широком смысле этого слова. Проанализировав историю системы ДК, мы поняли, что ответ на вопрос «Как сделать ДК востребованными и эффективными?» уже заложен в тех выводах, которые мы получили. ДК должны отвечать требованиям времени, запросам общества, зарабатывать и быть мультифункциональными – это и есть условия дальнейшего существования и развития системы ДК.  А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом» А. Боев, Д. Наугольнова. Идентичность в типовом. Екатеринбург, Tatlin, 2021 Предоставлено Еленой Петуховой, руководителем и координатором проекта «Идентичность в типовом»

  1. Услуги ДК складываются из потребностей посетителей. Для удовлетворения в первую очередь базовых потребностей людей в ДК должна быть, как минимум, создана инфраструктура: кафе, уютное фойе, комната матери и ребенка. Потребность в знаниях удовлетворят библиотека и коворкинг, спортзал – потребность в физической активности, сообщества – потребность в общении. Помимо основных функций, ДК может брать на себя и решение различных социальных проблем. Например, в некоторых районах могут быть востребованы услуги, связанные с интеграцией мигрантов: оказание им психологической поддержки, программы профориентации и дополнительного образования.  
  2. Полная занятость пространств. Если большинство помещений ДК будут многофункциональны, это даст возможность коллективам разной численности работать в одном помещении. ДК может заполнять свободные студии анонсируя график заполнения на сайте. Часть помещений можно сдавать на платной основе, а часть – бесплатно, но с учётом того, что арендатор привлечёт в ДК новую аудиторию.  
  3. Любой желающий может стать участником процесса. Пространства современного ДК должны быть открытыми, чтобы посетители могли почувствовать себя участниками процесса. Это важно, потому что современный подход к обучению основывается на принципе «сделай и пойми» – доказано, что новые знания лучше усваиваются в ходе творческой деятельности. Креативные решения чаще рождаются в неформальной, дружелюбной обстановке.  
  4. ДК посещают люди всех возрастов. Для привлечения посетителей всех возрастов ДК необходимо постоянно отслеживать потребности жителей и адаптировать под них свою инфраструктуру и услуги. Одной из основных, задач ДК является привлечение платежеспособных посетителей и креативных предпринимателей, чтобы обеспечить себе финансовую устойчивость. Оплачивая аренду и коммерческие услуги, они дают ДК возможность инвестировать в социальные проекты и своё развитие.

Книгу можно приобрести за 2000 р.

Дом без культуры: тысячи российских ДК хотят перевести в формат центров современного досуга

Планируется, что новые культобъекты станут драйверами культурного и туристического развития по всей России

В России новые веяния. Волна корона-кризиса заметно поубавила аппетиты девелоперов, ориентированных на строительство объектов досуга – баров, кафе, ресторанов и развлекательных центров. Все меньше ресурсов для нового строительства. И все больше идей о том, как использовать уже имеющуюся инфраструктуру.

Поскольку самыми массовыми объектами владеет государство, взгляд не мог не упасть на бюджетные учреждения. Добралась очередь и до многострадальных российских Домов культуры. Союз московских архитекторов при поддержке Фонда президентских грантов начинает программу «ДК-21 — культура, образование, развитие».

О том, как будет развиваться новая инфраструктура, и почему именно ДК — идеальный кандидат для создания новых культурных и досуговых кластеров, мы и поговорим сегодня.

Неумирающая классика

Случилось так, что десятки тысяч Домов культуры советской поры – с их кружками, студиями, народными театрами, художественной самодеятельностью — оказались в одночасье никому не нужны. Они «не вписались» в современный формат торгово-развлекательного центра, где все нацелено на получение прибыли, а во главу угла поставлена коммерческая выгода.

Этот потрясающий пласт культуры советской эпохи оказался трагически невостребованным. В итоге, вполне еще крепкие здания, без должного ухода, стали потихоньку приходить в упадок. А уникальная концепция советского ДК, предусматривающая «прививание культуры» и «воспитание искусством», в последние десятилетия подверглась тотальному обесцениванию.

  • Но нашлись люди, категорически не согласные с таким положением дел.
  • Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II
  •  Сельский Дом культуры, построенный в стиле «советский ампир»

— Почему мы выбрали для нашего исследования систему домов культуры? – объясняют авторы концепции «ДК-21». — ДК это один из самых широко распространенных в России типов культурно-досуговых учреждений.

В каждом городе и селе есть подобный объект. Это то ценное наследие, которое досталось от предыдущих лет. Однако, нельзя сказать что сейчас система на пике своего развития.

Скорее наоборот, и причин этому множество.

По мнению экспертов, ситуация с домами культуры нуждается в анализе и ревизии. А главное это поиск путей решения проблемы перепрофилирования ДК.

Авторы инициативы так объясняют поиск этих путей:

— Идея состоит в том, чтобы к тем проверенным форматам, которые уже есть у ДК — творческим кружкам, концертам художественной самодеятельности, добавились те сервисы и функции, которые бы более отвечали потребностям современного человека. Сейчас основные посетители ДК —  дети и пожилые люди, однако если ориентироваться на молодежь и людей средних лет, то у них совсем другие запросы.

  1. Помимо изменений функциональных, необходимы и изменения архитектурные, дизайнерские.
  2. Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II
  3.  Дом культуры эпохи конструктивизма

— С одной стороны – ДК ветшают и их нужно ремонтировать.  Государство выделяет на это средства,  и создана целая программа. Но чаще всего это ремонт в стиле «эконом», который никак не может считаться украшением для зданий, созданных по проектам лучших архитекторов советской поры. А ведь многие дома культуры – шедевры ампира и советского модернизма, — рассказывают авторы проекта.

По мнению специалистов, программа ДК-21 позволяет начать диалог между различными профессиональными направлениями (архитектура, дизайн, социология) о способах отреставрировать и обновить стиль ДК. Сюда же будут привлечены представители власти – департаментов культуры, архитектуры и конечно депаратментов туризма. Это потенциально одно из важнейших направлений.

Не потерять идентичность

Один из флагманов программы «ДК-21» — проект «Идентичность в типовом». Его руководители – архитекторы Дарья Наугольнова и Алексей Боев.

— Мы уже 10 лет живем и практикуем в Нидерландах, преподаем в Амстердамской архитектурной академии,  — объясняет Дарья Наугольнова. — К созданию проекта нас подтолкнуло плохое состояние культуры в нашем родном городе – Воронеже. Все началось с инициативы реновации трех домов культуры в этом городе.

Довольно быстро стало понятно, что проблема намного больше – она на уровне городских и региональных управлений культуры, много головной боли доставляет и несовершенное законодательство. В принципе,  можно говорить, что сама система много лет не подвергалась серьезной модернизации и работает по инерции.

— Многие задавались вопросом, нужна ли вообще система домов культуры на современном этапе? – продолжает Дарья. — Поговорив с людьми, многие из которых работают в отрасли по 40 лет, мы поняли, что культура – занятие творчеством – это основной инстинкт, и даже если у людей отнять все, они все равно будут собираться в подъезде и заниматься искусством на свой манер.

Система ДК огромна, она состоит из 40 тысяч учреждений, которые так или иначе функционируют, и было бы преступлением не переосмыслить ее.

Читайте также:  Кончина Петра I. Провозглашение русской императрицей Екатерины I

Советский опыт – для Евросоюза

– У меня есть огромный опыт работы с социальными зданиями в Нидерландах, и хотелось бы перенести этот опыт на Россию, — объяснил свою позицию другой автор концепции, Алексей Боев. —  В России часто смотрят на Запад и стараются перенять это для себя.

Вы наверняка слышали про культурные кластеры и перепрофилирование бывших промышленных зон. Но в чем уникальности России и стран СНГ, так это в том, что у нас уже есть огромная развитая система Домов и Дворцов культуры. Нам, по сути, ничего не нужно изобретать.

Нужно просто переосмыслить и перепрофилироваться.

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

 Сельский Дом культуры с тематической мозаикой

— Наш проект был изначально поддержан Фондом креативных индустрий, ведь наша система Дворцов культуры уникальна в масштабе всего мира, — замечает Дарья Наугольнова.

— Нигде в мире не было опыта такой массовой сети объектов для культурного досуга, когда каждый гражданин имел возможности для дополнительного образования, самореализации. Нужно сказать, что такая система достигала мощнейших целей, поставленных государством.

Оказалось, что выводы которые мы можем сделать, изучив эту систему, будут полезны не только России, но и нашим коллегам в Нидерландах. Здесь сейчас очень остро стоит вопрос создания новой типологии мультикультурных центров.

Например, в Амстердаме количество районов растет, меняется и состав жителей. Девелопмент в голландской столице, как и в России, имеет экстремальный характер. Например, в районе где жили суринамцы, начинают строить жилье хорошего уровня, и туда приезжает множество экспатов из стран Западной Европы. Возникают межнациональные конфликты и решить их можно, переняв опыт Советского Союза.

В советское время ДК не раз выступали мощными амортизаторами социальных конфликтов, например в период индустриализации и массовой миграции людей. Культура объединяет людей.

От упадка к возрождению?

Правда, уникальный опыт может быть утерян в кратчайшие сроки. Так, за последние 30 лет количество ДК сократилось более чем на 30 тыс. Если в 1991 году их было 72 тыс., то сейчас – не более 40 тыс. Новые строятся, но качество и функционал несравнимо более низкого качества, чем в СССР.

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

 Дом культуры в Некрасовском муниципальном округе Ярославской области

— В Советском Союзе Дворец культуры был самым продуманным и красивым зданием в районе, — поясняет Дарья Нагульнова. —  Сейчас, чем дешевле проект – как в плане архитектуры, так и по реализации – тем лучше. А многочисленные неудачные реконструкции уничтожают ту физическую связь с историей, которая еще осталась.

Между тем, у системы огромный потенциал: ведь это не просто здание, это столетний опыт (первые ДК появились еще в 20-х годах прошлого века) и сотни тысяч людей, которые работают в этой сфере.

Это огромный пласт национальной и классической культуры, которая сохранялась и развивалась в малых населенных пунктах исключительно благодаря ДК.

Более того, зачастую само наличие ДК в малом населенном пункте гарантировало существование этого пункта. Людям было куда пойти, было где организовать досуг, это служило якорем для многих.

Система охватывает «низовой» уровень по всей стране и может стать фундаментом развития креативной экономики.

Сейчас государство понимает ценность человеческого потенциала, мы все-таки начинаем переходить от ресурсозависимой к креативной экономике.

— Кто, как не эта система может обеспечить креативное развитие населения? – вопрошает Дарья Нагульнова.

Но если заниматься отдельными проектами, мало что можно изменить в самой системе. Реновация должна происходить и в масштабе ДК, и в масштабе регионов, и в масштабе всей страны.

Перепрофилировать по-умному

Реновация объектов культуры – дело хорошее, но зная, как советское наследие уже перепрофилировали под нужды рынка, возникают сомнения.

— Большинство проектов ДК включает в себя такую программу как «Искусство», — поясняет архитектор Алексей Боев. — Это различные кружки – хор, танцы, преподавание английского языка. Но этого мало, там должна быть представлена наука.

В советское время все было просто и прямо — ребята делали макеты самолетов, в будущем они шли работать на авиазавод.

Также в ДК было общение – днем люди работали на предприятии, вечером – встречались в ДК, там проводились культурные вечера.

Сейчас многопрофильность объектов не обеспечена. Зачастую все ДК нерационально используют пространство и время. Они начинают работать с 3 часов дня, простаивают. Фактически ДК платят за воздух.

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

 Дворец культуры железнодорожников в Краснодаре

Например, пожилые люди могли бы ходить с утра, люди трудоспособного возраста могли бы приходить вечером. Также есть объекты, к которым приписан определенный коллектив (музыкальный или танцевальный), и этот коллектив использует пространство ДК как свой офис. Они встречаются три раза в неделю, в остальное время это помещение закрыто на замок. 

Еще одна проблема – сохранение местного колорита.

— В советское время проекты ДК разрабатывались в Москве, — замечает Алексей Боев.

– Основа продумывалась в центре, но после этого подключали локальных художников, скульпторов, которые насыщали здание орнаментом или искусством, которое связано непосредственно с местом.

Например, если ДК находится в Якутии, можно сделать деревянный декор, более уютный в зимнее время. Для дома культуры в Ельце можно использовать натуральный камень, который добывается тут же. Кстати и орнамент в виде елецких кружев будет не лишним.  

Такими приемами можно на типовой каркас накладывать местную идентичность. Кстати, о Ельце, там советские паттерны были переосмыслены. Чиновники хотели снести здание, но при профессиональном подходе удалось его обустроить, сохранив ту эстетику, которая закладывалась в советское время.

ДК и эндаунтмент

В любом городе и поселке много самых обычных людей, которые соответствуют времени по своим культурным запросам. Их нужно объединить в единое культурное пространство, создать для них значимый эвент (событие). 

— Наша задача состоит в том, чтобы объединить большую часть Домов культуры в составе агломераций единой событийной повесткой, — пояснила ведущий аналитик агентства стратегического исследований «Центр» Мария Седлецкая. – Наш проект в Астрахани помог увидеть, как могут коллаборировать, например, краеведческий музей и библиотека в рамках единого кластера.

По мнению Седлецкой,  тренды в развитии культурных кластеров отлично пересекаются с трендами развития учреждений культуры – это прежде всего запрос на саморазвитие, на формирование постоянного обучения и рост запроса на уникальный культурный продукт.

По словам специалиста, одним  из важнейших трендов для обновленных учреждений культуры станет многоканальное финансирование. ДК будут существовать как на бюджетные, так и на внебюджетные деньги, выстраивать партнерство с коммерческими структурами для проведения бизнес-мероприятий.

Архитектура и благоустройство: массовое строительство. Эра ДК и ЦПКиО. Часть II

 Проект сельского Дома культуры в Ханты-Мансийске

К слову, некоторые ДК в России уже пробуют инструменты эндаунмента, то есть создания фондов целевого капитала, которые позволяют планировать свою деятельность на долгий срок.

— Одним из важнейших плюсов обновленных ДК станет рост социо-культурной идентичности. Многие ДК являются центрами локальных инициатив, а их руководители – лидерами местных сообществ, — поясняет Седлецкая.

В основе такого культурного кластера будет тройственная цепочка. С одной стороны ДК будет сохранять функции центра досуга и занятия творчеством — при этом нужно трезво посмотреть, каков запрос населения, и каковы возможности.

С другой стороны – это создание уникальных культурных продуктов. Третьей частью функционирования ДК станут события, связанные с бизнес-партнерством – ярмарки, фестивали и сезонные мероприятия от партнеров. При этом возможно брендировать Дома культуры, сделать их символом определенной тематики. 

Если же ничего не делать, то будущее Домов культуры – под большим вопросом. Советское наследие, равных которому нет в мире, постепенно приходит в упадок, ветшает, закрывается. За  последние тридцать лет почти половина Домов культуры прекратила свое существование.

От того, как оставшиеся встретят новые вызовы времени, зависит многое. Есть сразу несколько путей – это и новые культурные ориентиры, и бизнес-проекты и сотрудничество с другими сферами.  Главный вопрос — удастся ли ДК после такой реновации сохранить культурный код, ради которого они создавались и жили.

Тот код, который виден уже из их названия – служить русской культуре.

Даниил МАЦЕЙКО

(на фото вверху — Дом культуры в Медногорке, признанный самым красивым сельским клубом в России)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector