Совместно с «Домом культуры Льва Лурье» «Бумага» продолжает проект «Петербург 100 лет назад». Что происходило в городе в начале века: чем торговали лавки, как развлекались горожане, как жили простые люди и самые известные петербуржцы дореволюционной России.
Как Петербург похитил идею застройки у Парижа, каким изобретательным способом в начале XX века чиновникам давали взятки в ресторанах, почему главной улицей города до революции был не Невский проспект и что объединяет короны великих княжон и кукурузные хлопья для завтрака — в отрывке лекции Льва Лурье «Краеведение. Петербургские урочища».
Ovchinnikova Irina / Shutterstock.com
Город ампира
Петербург — единственный город в мире, застроенный в стиле ампир. Этот стиль способен предстать во всем своем великолепии лишь тогда, когда застройка производится целыми ансамблями. Петербургу повезло: идея застройки, да и сам стиль пришли к нам из побежденного Парижа.
Таким должен был стать город Наполеона, но он не успел осуществить свой замысел. В Петербурге же того времени стиль победителя пришелся как нельзя кстати.
Всё сложилось: государственный заказ на строительство, без которого невозможно было бы мыслить так масштабно, и свободные пространства, позволившие задумать в едином стиле огромную территорию от Александринского театра до Сенатской площади.
Петербург — единственный город в мире, застроенный в стиле ампир
Здание Главного штаба стало венцом творения Карла Росси, силами которого и сложился главный ансамбль городского центра. Она соединила главную площадь столицы с главной улицей — Большой Морской.
В то время как Невский был коммуникационной артерией, «проходным двором», где можно было встретить и богачей, и бедняков, по Большой Морской прогуливались исключительно аристократы. В отличие от престижных набережных — Адмиралтейской, Английской и Дворцовой, — здесь можно было отдохнуть от променада за чашечкой кофе или обедом.
humus.livejournal.com
Петербургский сити
Этот район города был центром деловой и политической жизни. В доме 3–5 находился Азовско-Донской коммерческий банк. По размеру активов он уступал лишь Международному, Русскому для внешней торговли и Русско-Азиатскому банкам.
Директор-распорядитель банка Борис Абрамович Каменка также возглавлял еврейскую общину Петербурга и активно поддерживал партию кадетов, финансируя их печатный орган — газету «Речь», с которой сотрудничали наиболее интеллектуальные «перья» столицы.
В доме № 42 находилось Министерство государственных имуществ, в доме № 2 — Министерство иностранных дел и Министерство финансов, которые Росси объединил под одним фасадом с Главным штабом по заказу Александра I.
По замыслу Эйзенштейна, именно через эту арку революционеры бежали на штурм Зимнего дворца в фильме «Октябрь». К зданию Генерального штаба, где после революции находился Наркомат внутренних дел Петрокоммуны, утром 1918 года на велосипеде подъехал молодой поэт Леонид Каннегисер. Дождавшись Наркома Моисея Урицкого, Каннегисер выстрелил в него из револьвера с шести шагов.
По замыслу Эйзенштейна, именно через эту арку революционеры бежали на штурм Зимнего дворца в фильме «Октябрь»
«Рассказывают, что Урицкий любил хвастать количеством подписываемых им смертных приговоров. Сколько должен был он подписать сегодня?», — вспоминает тот день писатель и журналист Роман Гуль.
Однако скрыться террористу не удалось: вместо того, чтобы смешаться с толпой, Каннегисер вскочил на велосипед и быстро поехал прочь. Понимая, что ему не скрыться от погони на безлюдной площади, он остановился возле дома № 17 на Миллионной и вбежал в первую попавшуюся квартиру.
Каннегисер схватил пальто, надел его поверх куртки, надеясь быть неопознанным, но внизу его уже ждали. В октябре он был расстрелян.
Улица изысканной еды
Большая Морская славилась своими самыми дорогими и престижными магазинами и ресторанами. Один из них — «Малоярославец», ресторан традиционной русской кухни. Примечательно, что русские блюда были для петербуржцев деликатесом, в столице была популярна французская кухня.
Ресторан занимал три первых этажа в доме № 8. Для взяткоемкого Петербурга, куда многие приезжали с целью ускорить решение деловых вопросов, уединенные кабинеты таких ресторанов, как «Малоярославец», были самым популярным местом.
Известен случай, когда в кабинет ресторана к министру внутренних дел Игнатьеву заходил секретарь, принося по купюре.
Секретарь выходил и говорил посетителю, «железнодорожному королю» Лазарю Полякову, что Николай Михайлович спит, и тот давал следующую купюру, пока не набралась подходящая сумма. По результатам этой встречи была построена Большая хоральная синагога.
Для взяткоемкого Петербурга, куда многие приезжали с целью ускорить решение деловых вопросов, уединенные кабинеты ресторанов были самым популярным местом
Кюба — имя повара Великого князя Алексея Александровича, а после — заведующего кухней Его Императорского Величества. Со временем оно стало нарицательным: так называли «Кафе де Пари», где работал повар.
«Кюба» был самым дорогим и престижным в Петербурге, как про него говорили: не просто ресторан, а «Ресторан Ресторанович». Здесь не было случайных людей, их отсеивал средний чек.
В ресторане проходили крупнейшие сделки, собирался весь бомонд, любители устраивать вечера в честь балерин, в частности, Айседоры Дункан.
Улица роскоши
Большая Морская была знаменита изобилием ювелирных лавок самых известных и дорогих мастеров. Например, здесь располагался торговый дом Болина, мастера, делавшего, в частности, короны для императорской семьи. Их великие княжны надевали только на коронации и свадьбы.
При советской власти одно из таких произведений ювелирного искусства было продано английскому антиквару, но впоследствии попало в коллекцию мисс Марджори Дэвис. Она была известным любителем и коллекционером русского искусства и даже открыла в Вашингтоне музей русского ампира, уступающий по уровню лишь Павловску.
В московской резиденции ее мужа, американского посла в СССР Джозефа Эдварда Дэвиса, в романе Булгакова проходит великий бал у Сатаны. А отец Марджори Дэвис знаменит тем, что изобрел хлопья для завтрака.
На Большой Морской, 24 находилась лавка Карла Фаберже. Его работы тоже высоко ценились, но были более доступны, чем изделия Болина, у которого цена гарнитура начиналась с 10 тысяч рублей.
У Фаберже можно было найти товары от 140 рублей (50–60 тысяч рублей по современному курсу), что составляло среднюю месячную зарплату поручика и вполне хватило бы на заколку невесте или портсигар для тестя.
По сути, большинство товаров в лавке Фаберже были бессмысленными и бесполезными подарками, но они демонстрировали почтение дарителя.
У Фаберже можно было найти товары от 140 рублей (50–60 тысяч рублей по современному курсу)
Любили изделия Фаберже и в царской семье. Первое пасхальное яйцо «Курочка» Александр III подарил жене в 1885 году. Потом их сын Николай II заказывал у ювелира по два яйца для матери и для жены.
Всего в мастерской Фаберже для царской семьи было изготовлено 52 пасхальных яйца, а сам ювелир стал поставщиком императорского двора. Особенность яиц Фаберже была не только в драгоценных и полудрагоценных материалах, но и в особом юморе его изделий.
Любая вещь, кроме безупречного исполнения, имела некий «спецэффект»: в одном курочка забавно скакала, в другом яйцо разбиралось, как матрешка.
FotograFFF / Shutterstock.com
«Астория» — украшение Большой Морской
Здание гостиницы «Астория» на Большой Морской, 39 является, пожалуй, самым известным на этой улице. Построенное в 1911–1912 годах архитектором Лидвалем, оно не претендовало на статус шедевра архитектуры, а преследовало цель выглядеть презентабельно. Считается, что прототип «Астории» существует в Дрездене, а сам стиль, в котором выполнено здание, носит имя Людовика XVI.
Именно в «Астории» прижилась английская традиция five o’clock: для чайных церемоний специально доставляли сорта из Цейлона и сервизы с Императорского фарфорового завода.
Большая Морская улица
Большая Морская улица
Большая Морская улица, как и Малая Морская, возникла в первые годы существования Санкт-Петербурга. Это были дороги Морских слобод у Адмиралтейства, вдоль которых селились моряки, работники Адмиралтейства.
Название «Большая Морская» улица получила практически сразу же, топоним известен с 1733 года. Часть Большой Морской от Невского проспекта до Кирпичного переулка в XVIII веке была частью Миллионной улицы.
В начале XVIII века здесь раздавались участки вдоль реки Мьи (Мойки). Её изгиб определил направление будущей Большой Морской улицы. До 1730-х годов участок магистрали за Исаакиевской площадью не выходил к Мойке, трасса шла правее.
Судя по переписи 1717 года в петровское время улицы Морской слободы назывались линиями. Современная нечётная сторона Большой Морской улицы была 2-й линий, а чётная — 3-й. 1-й линией была Малая Морская улица, дома на которой были лишь с чётной стороны.
В 1719 году архитектору Н. Ф. Гербелю было поручено выправить хаотичную застройку Морской слободы и проложить здесь новые улицы. Кроме того его обязали завершить строительство Мытного двора, неоконченного скончавшимся Г. И. Маттарнови.
Так возникло существующее направление Большой Морской улицы. Новая трасса стала одной из дуговых магистралей, пересекающих три луча, расходящихся от Адмиралтейства: Невский и Вознесенский проспекты, Гороховая улица.
Для её прокладки сломали 21 двор.
Здание Мытного двора было построено на месте существующих сейчас домов №14 и 16. Оно было двухэтажным, с башенкой посередине со стороны Мойки. Торговали здесь не только продуктами, но и дорогими товарами, двор вскоре стали называть Гостиным.
Это вызывало недовольство купцов торгующих в Гостином дворе на Петербургской стороне, Мытный двор отбирал у них клиентов. В 1721 году напротив Мытного двора были высажены клёны, огороженные для «сбережения» от скота.
При Екатерине I площадь перед двором была вымощена камнем, здесь было выделено место для казней.
Вид от Невского проспекта на арку Главного штаба
По левой стороне Большой Морской улицы участки планировались сквозными к реке. На другой стороне улицы участки примыкали к владениям по Малой Морской улице. Дома здесь первоначально строились мазанковые или деревянные, затем тут начали появляться одни из первых каменных городских строений.
В 1720-х годах участком дома №20 владел вице-президент Коллегии иностранных дел барон Пётр Павлович Шафиров.
В 1736 и 1737 годах пожары уничтожили практически всю первоначальную застройку этого района. Сгорел и Мытный двор, который не стали восстанавливать. К тому времени на Адмиралтейскую сторону переместился центр города, рынок здесь оказался неуместным.
На его месте было решено построить новый каменный Гостиный двор. 20 апреля 1738 года Большую Морскую улицу переименовали в Большую Гостиную. Однако Гостиный двор здесь так и не был построен, новое название не прижилось.
Торговое заведение в этом районе всё же было открыто, но на другом участке — на месте современного дома №42 в 1741 году были выстроены торговые ряды.
Вновь созданная «Комиссия о Санкт-Петербургском строении» принялась за создание регулярной планировки города. В состав комиссии вошли архитекторы П. М. Еропкин и М. Г. Земцов.
После составления плана пострадавших от пожаров мест и составления реестра оставшихся строений был издан особый указ о застройке района впредь только каменными домами. Дома на Большой Морской улице строились строго по планам комиссии — все в два этажа на высоких подвалах.
Для пожарной безопасности они строились с отступом друг от друга, между домами ставились въездные ворота. С 1760-х годов здания вновь стали строить вплотную друг к другу.
После пожаров 1736-1737 годов от пристаней на Мойке перпендикулярно Большой Морской улице проложили ряд переулков. По ним к стройкам подвозили материалы.
У одного из новых переулков находились склады кирпича, отчего его и назвали Кирпичным. Другой некоторое время спустя стал называться Почтамтским, третий же получил функциональное имя — Выгрузной.
Первые два переулка сохранились до наших дней, третий перестал существовать после перепланировки Исаакиевской площади.
Азовско-Донской коммерческий банк
Реализовываться план Комиссии начал в 1740-х годах. В это десятилетие Большая Морская улица была полностью застроена одноэтажными каменными домами на высоких подвалах. Большинство из них походили друг на друга и отличались разве что шириной и формой фронтона. Среди жилой застройки место нашлось и немецкому театру (дом №25.
В 1754 году по проекту Ф. Б. Растрелли был построен деревянный одноэтажный временный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны. Он был построен для размещения здесь императорского двора на время реконструкции Зимнего дворца. Здание временного дворца заняло территорию двух современных кварталов, оно перегородило проезд по Большой Морской улице со стороны Невского проспекта.
Рядом с царской семьей старались селиться представители дворянства и купечества. Часто они использовали свои особняки в качестве доходных домов. Квартиры снимали люди творческих профессий, в том числе и знаменитый архитектор Ж. Б. Валлен-Деламот (дом №36). На Большой Морской улице в 1750-1760-х годах жил великий русский учёный М. В. Ломоносов (дом №61).
В 1767 году был разобран временный Зимний дворец. После этого Большая Морская улица вновь получила выход на Невский проспект.
Нечётная сторона Большой Морской улицы от Дворцовой площади до Невского проспекта стала застраиваться в 1760-х годах. План застройки этого участка разрабатывала Комиссия о каменном строении Петербурга, над архитектурой частью плана работал А. В. Квасов.
Во второй половине XVIII века часть Большой Морской за Исаакиевской площадью называли Малой Морской улицей, а современную Малую Морскую — Новоисаакиевской. Большая Морская улица была продлена по берегу Мойки до Конногвардейского переулка в 1828 году.
В 1830 году перед домом генерал-губернатора (дом №38) впервые в Санкт-Петербурге мостовую замостили деревянными торцами. Автором идеи выступил инженер В. П. Гурьев.
В связи с реконструкцией Дворцовой площади участок Малой Миллионной улицы изменил своё направление. Его перестроили так, чтобы он через арку Главного штаба выходил строго на центр Зимнего дворца.
С 1836 года эта трасса является начальным участком Большой Морской улицы. Она проложена строго с севера на юг, почти по Пулковскому меридиану.
В полдень здесь можно ставить часы по собственной тени, это своеобразные городские солнечные часы.
Если на рубеже XVIII и XIX веков особняки оформлялись в стиле классицизм, то к 1830-м годам модным стало эклектичное оформление фасадов и интерьеров. Именно в этот период был перестроен особняк сенатора А. А. Половцова (дом №52), для семьи Демидовых были перестроены дома №43 и №45.
При реконструкции Исаакиевской площади в 1844-1853 годах для Министерства государственных имуществ был построен дом №42, для министра государственных имуществ — дом №44.
К середине XIX века стал застроен берег Мойки близ её пересечения с Крюковым каналом. В 1849 году здесь был построен офицерский корпус Конногвардейского полка (дом №67). Одновременно с ним строился корпус Морских казарм вдоль Мойки (дом №69).
По мере роста города район становится всё более дорогим, элитным. На Большой Морской улице селятся банкиры, купцы, другие богатые люди. Один за другим здесь открываются ювелирные мастерские и другие магазины, где можно было приобрести предметы роскоши. Так вскоре улица приобрела неофициальное название — Бриллиантовая.
В 1862-1865 годах на месте дома №58 была построена Немецко-Реформаторская церковь, чей высокий шпиль стал одной из высотных доминант в округе. Вместе с ним вертикальный акцент района создавала соседняя башня пожарной каланчи, построенная при Съезжем доме 1-й Адмиралтейской части (дом №65).
Большая Морская улица также выделяется тем, что именно на ней впервые применялись технические новшества. В 1835 году здесь появились первые газовые фонари, затем в 1884 году и электрические.
Электрические лампы получали питание от электростанции, смонтированной на барже, стоявшей на Мойке ниже Полицейского моста. На фасаде дома №2 по настоянию Д. И.
Менделеева были установлены первые в городе электрические часы.
В 1887 году в городе перенумеровывались дома на некоторых улицах. Среди них оказалась и Большая Морская. Именно тогда участок выходящий к набережной Мойки вошёл в состав нумерации Большой Морской улицы. 16 апреля 1887 года трасса была продлена до Крюкова канала.
Банковские здания на Большой Морской улице стали появляться в последней четверти XIX века. В 1887-1888 годах построен дом №32 — одно из первых специализированных банковских зданий в городе.
Наряду с банками перестройку частных особняков в массивные облицованные камнем здания заказывали и общественные организации, страховые и торговые фирмы.
В 1890-1893 годах для Императорского Общества поощрения художеств был реконструирован дом №38. В 1898-1899 годах по проекту Л. Н. Бенуа для страхового общества «Россия» Был построен дом №37.
В 1899-1900 годах для фирмы Фаберже был построен дом №24, для 1-го Российского страхового общества — дом №40.
В 1903-1904 годах для Центральной телефонной станции было построено специальное здание — дом №22. В 1905-1907 годах для страхового общества «Россия» был построен дом №35.
В 1908-1913 годах строился дом №3-5 для Азовско-Донского банка. В 1912-1914 годах для Русского торгово-промышленного банка строился дом №15.
В 1915 году на участке дома №18 началось строительство нового здания для Русского для внешней торговли банка. Достроено оно было лишь в 1930-1931 годах.
Большая Морская улица стала родной для известного писателя Владимира Владимировича Набокова. Он родился в доме №47, чей фасад в 1901-1902 годах для Набоковых был перестроен в стиле модерн.
10 июля 1902 года, по случаю 50-летия со дня смерти писателя Николая Васильевича Гоголя, Малую Морскую улицу назвали улицей Гоголя. Большую Морскую изменили на просто Морскую.
В 1920 году Морскую улицу переименовали в улицу Герцена, который жил здесь в доме №25 в 1839-1841 годах. В 1924-1925 годах в доме №49 жил О. Э. Мандельштам со своей женой. В 1929 году здание Немецко-Реформаторской церкви было перестроено в Дом культуры и техники работников связи (дом №58).
В 1934 году заканчивают строительство дома №8. В доме №1 открылось кафе, где впервые в городе начали продавать напиток «Кола». Сейчас этот напиток известен под названием «Кока-Кола».
7 июля 1993 года Большой Морской улице вернули историческое название. В настоящее время она является «культурным центром» Санкт-Петербурга. Здесь располагаются петербургские отделения Союзов Писателей, Художников, Архитекторов и Композиторов.
1 Владимирович А. Г., Ерофеев А. Д.: «Петербург в названиях улиц». Издательство «АСТ», 2010 — 752 стр.
2 Бройтман Л. И., Краснова Е. И.: «Большая Морская улица». Издательство «Центрполиграф», 2005 — 464 стр.
Санкт-Петербург. История Большой Морской улицы. Декабрь`19
Пересечение Большой Морской улицы и Исаакиевской площади.Пересечение Большой Морской улицы и Исаакиевской площади.
История Большой Морской улицы, одной из наиболее фешенебельных магистралей, столицы Российской империи, начиналась вместе с историей рождения самого Санкт-Петербурга. Здесь, у стен первого, Петровского Адмиралтейства жили кораблестроители и моряки. Нет смысла подробно описывать застройку городской магистрали до 1737 года, так как улица трижды полностью выгорала.
Настоящим «ренессансом» Большой Морской, стал 1754 год. На некоторое время улица становится главной в Петербурге. В ее створе со стороны Невского проспекта строится одноэтажный, временный Зимний дворец императрицы Елизаветы. Сюда перебирается двор на время строительства Зимнего дворца Растрелли. Эта постройка просуществовала до 1767 года.
Большая Морская с угла гостиницы Астория.Большая Морская с угла гостиницы Астория.
Появление императорской резиденции привлекло на Большую Морскую представителей дворянства и купечества, которые стали строить там свои особняки. Улица стала одной из самых престижных магистралей Петербурга.
Вид на Большую Морскую в сторону Невского проспекта с угла Гороховой улицы. В центре дом Фаберже, с пузатыми колонами, за ним здание бывшей Центральной телефонной станции.Вид на Большую Морскую в сторону Невского проспекта с угла Гороховой улицы. В центре дом Фаберже, с пузатыми колонами, за ним здание бывшей Центральной телефонной станции.
В 1830 году, но ней впервые была произведено мощение мостовой деревянными торцами.
Стоит ли удивляться, что работы были выполнены прежде всего под окнами дома генерал-губернатора Петербурга? Вообще, все технические новшества появлялись на Большой Морской улице почти сразу же после из изобретения.
В 1835 году здесь появились первые газовые фонари. В 1884 году на этой улице было использовано электрическое освещение. А на фасаде дома номер два были установлены первые в городе электрические часы.
Здания на Большой Морской улице постоянно перестраивались в соответствие со вкусами богатых заказчиков. На смену классицизму пришла эклектика. Кроме частных домов на Большой Морской появлялись офисы банков, страховых контор и … ювелирных магазинов. За глаза петербуржцы называли эту улицу «Брильянтовой». А с 1904 года на Большой Морской улице была устроена Центральная телефона станция.
Большая Морская в сторону Исаакиевской площади от угла Гороховой улицы.Большая Морская в сторону Исаакиевской площади от угла Гороховой улицы.
Прошли годы… .
Сегодня Большая Морская улица известна как один из «культурных центров» Петербурга. Здесь находятся штаб-квартиры петербургских отделений Союза Писателей, Союза Художников, Союза Архитекторов и Союза Композиторов.
Поверхностно пробежимся по нескольким адресам Большой Морской.
В доме номер 15 по правой стороне раньше был Российский торгово-промышленный банк. У этого дома красивые бронзовые двери и невероятно монструозный фасад из «дикого» камня.
На противоположной стороне улицы, в доме номер 24, находился торговый дом Фаберже. Его легко узнать по коричневым гранитным колоннам.
Дом Фаберже
Барочный особняк (номер 29), напоминающий Зимний дворец в миниатюре, — это Внешторгбанк. За перекрестком Гороховой улицы стоит здание бывшей Российской страховой компании, увенчанное аллегорической фигурой Матери-России, оказывающей помощь вдове, ребенку и пенсионеру.
В 1914 году на участке № 8 по проекту архитекторов Л. Н. Бенуа и Ф. И. Лидваля началось возведение очередного здания банка. Однако начавшаяся война, а затем и разразившаяся революция не позволили завершить его сооружение.
Только в 1934 году по проекту архитектора Л. В. Руднева оно было достроено. В 1935 году в нем разместился основанный тогда же Ленинградский институт текстильной и легкой промышленности — на студенческом сленге «Тряпочка».
Его скругленный колонный портик хорошо просматривается с Невского проспекта.
Здание бывшего Ленинградского института текстильной и лёгкой промышленности. ЛИТЛП им.Кирова. В своё время ваш покорный слуга окончил это учебное заведение по специальности технология химических волокон.)Здание бывшего Ленинградского института текстильной и лёгкой промышленности. ЛИТЛП им.Кирова. В своё время ваш покорный слуга окончил это учебное заведение по специальности технология химических волокон.)
Большая Морская не однажды за свою трехвековую историю меняла название. В очередной раз это произошло в 1920-х годах, когда страну захлестнула эпидемия переименований. Улице присвоили имя Герцена. Тогда же Невский проспект был переименован в проспект 25-го Октября. Владимир Набоков с горечью вспоминал «Проспект какого-то октября куда вливается удивленный Герцен».
На северной стороне улицы находится особняк промышленника Петра Демидова (номер 43), построенный по проекту Монферрана. Рядом стоит дом княжны Гагариной, одной из известных светских дам (номер 45). Сейчас в этом здании размещается Союз композиторов. Вы можете зайти туда, осмотреть живописный зал, а потом посетить ресторан, расположенный в этом же здании.
Особняк Демидова
Пожалуй, самое известное здание на Большой Морской – это гостиница «Астория», шестиэтажное здание которой было построено в 1911-12 годах архитектором Лидвалем.
До революции «Астория» считалось одной из самых шикарных гостиниц России, в ней в разное время останавливались писатель Андрей Белый, американский журналист Дж.
Кеннан, английский писатель Герберт Уэллс, генерал Деникин и многие, многие другие знаменитости.
В августе 17-го года в «Астории», получившей название «Петроградская военная гостиница», размещался штаб генерала Корнилова. В ночь на 25 октября того, памятного для России года, красногвардейцы и матросы ворвались в здание через окна первого этажа. После кровавой перестрелки они разоружили, охранявших штаб-офицеров и юнкеров и арестовали группу старших офицеров Генштаба.
В сентябре следующего года, «Астория» стала именоваться «Первым Домом Петроградского Совета» в котором жили руководящие советские бюрократы.
Дом Союза Композиторов. Следующий за ним дом 47, особняк Набоковых. К сожалению я как то упустил этот момент и дом в кадр не попал. Я был уверен, что он у меня есть.
((Дом Союза Композиторов. Следующий за ним дом 47, особняк Набоковых.
К сожалению я как то упустил этот момент и дом в кадр не попал. Я был уверен, что он у меня есть.
((
Еще одно примечательное здание на этой улице – бывший особняк Набоковых в доме под номером 47, где сейчас располагается музей писателя Владимира Набокова.
В этом доме знаменитый писатель родился и счастливо жил вместе с родителями вплоть до 15 ноября 1917 года. Стоит почитать его автобиографическую прозу – «Другие берега», чтобы ощутить атмосферу богатого петербургского дома рубежа веков. Сейчас эта атмосфера частично воссоздана в музе писателя.
А ещё Большая Морская славится своими банками. Самый характерный пример – Азовско-Донской коммерческий банк. Первоначально возникший в середине XIX века в Таганроге, банк скоро стал одним из крупнейших провинциальных банков, а к концу 1890-х годов вошел в пятерку наиболее крупных банков страны.
Такие капиталы потребовали перенести правление банком в столицу империи. Что и было сделано в 1903 году. Первоначально банк располагался в достаточно скромном здании на Невском, но одновременно приобрел владения номер 3 и 5 по Большой Морской, на которых и начал возведение помпезного сооружения.
(Фактически у арки Главного штаба).
На фотографии слева два тёмных здания. Когда то Азовско-Донской коммерческий банк.На фотографии слева два тёмных здания. Когда то Азовско-Донской коммерческий банк.
Архитектор Лидваль возвел в 1907-09 г.
г. настоящую «банковскую крепость» – яркий образец неоклассицистического стиля. Левая часть здания на уровне 1-3 этажей отмечена мощным шестиколонным портиком, а фасады украшены барельефами a la Парфенон.
Большая Морская улица.
Декретом СовНаркома РСФСР от 14 (27) декабря1917 года сей капиталистический спрут был национализирован. Но сейчас в здании вновь расположен храм бога Маммона – теперь это Балтийский банк.
Великие события и жители Большой Морской
— 2019-12-16 —
Огромное спасибо за потрясающе интересную экскурсию. Я узнала столько всего нового и интересного. Отличный маршрут, великолепный рассказ, подкрепленный фото до и после. Теперь знаю у какого гида буду брать экскурсию в следующий раз.
— 2019-04-09 —
Интересный материал, живое изложение с занимательными деталями. Оптимально по времени. Если есть желание получить более глубокие знания по истории Санкт-Петербурга о местах, мимо которых проходили множество раз за короткий промежуток времени,- эта экскурсия то, что нужно. Андрей-замечательный рассказчик. Спасибо
— 2019-01-10 —
Экскурсия- для тех, кому интересна история Санкт-Петербурга, кто много знает и читает сам; для тех, для кого имена исторических личностей- не пустой звук. Одним словом, экскурсия- для подготовленных.
Я получила большое удовольствие от рассказа Андрея! Очень интересно, никакого занудного академического описания. Все подробности жизни, быта, описание интерьеров были великолепно проиллюстрированы видео-рядом на планшете.
Рекомендую всем любителям истории города!
— 2019-01-04 —
Спасибо Андрею за энциклопедические знания и за любовь к своему делу.
— 2018-12-24 —
Были на экскурсии 23.12.18. Очень понравилось. Наш гид Андрей отлично погрузил нас в историю Большой Морской. Практически каждый особняк рассматривался отдельно.
Андрей рассказывал нам не только об истории и архитектуре самого здания, но и о тех людях, для которых были построены эти дома, и о том какая жизнь протекала там когда-то. А также и о настоящем предназначении этих зданий. Рассказ сопровождался иллюстрацией внутренних интерьеров. Андрей прекрасно владеет темой.
Отличный рассказчик. Живо, просто и доходчиво излагает тему. В результате узнали массу интересного. Получили рекомендацию, какие особняки надо обязательно посетить. Если хотите пойти на экскурсию по Большой Морской — смело отправляйтесь на нее вместе с Андреем.
Мы и сами с удовольствием еще пойдем с ним смотреть прекрасный город Петербург и слушать его рассказ об интересных местах этого города. Благо в Питере их огромное количество. А Андрей хочу передать привет и большое спасибо!!!
— 2018-12-11 —
Андрей знает столько, что, кажется, его можно слушать часами 🙂 обязательно в следующий приезд снова побываю на его экскурсии 🙂 и хотя на улице было холодно ) экскурсия того стоила! спасибо 🙂
— 2018-07-27 —
Андрей — потрясающе эрудированный человек, настоящий знаток истории и культуры, профессионал в своей области.
Несомненно, Петербург можно исследовать бесконечно, количество культурных слоев и масштабы иногда заставляют растеряться, но мы очень рады, что из огромного количества экскурсионных предложений выбрали именно его в качестве нашего гида и, однозначно, обратимся к нему в наш следующий визит в культурную столицу.
— 2018-07-25 —
Получили большое удовольствие от экскурсии с гидом Андреем по Большой Морской. Хочется отметить эрудированность экскурсовода, серьезную и основательную подготовку, хороший русский язык, интересный и содержательный рассказ, приятное изложение материала, использование современных технических средств. Елена
— 2018-06-09 —
Большое спасибо Андрею, увлеченному рассказчику и интересному человеку, за возможность увидеть оживавшую на наших глазах историю Петербурга. Было здорово!
— 2018-05-27 —
18 мая у нас была экскурсия по улице Большая Морская. Наш гид Андрей произвёл очень приятное и запоминающиеся впечатление своим обоянием, глубокими знаниями по истории вопроса и чисто человеческими качествами. Мы погрузились в историю 18- 19 веков.
В ходе экскурсии Андрей иллюстрировался свой рассказ фотографиями внутренних интерьеров зданий и портретами великих людей, жившими здесь когда-то, что создавало присутствие в той эпохе. Время проведённое с Андреем пролетело незаметно, и вместо запланированных 1,5 часов мы провели вместе 2,5 часа, окунувшись в атмосферу парадного Петербурга.
Неоднократно посещая Санкт-Петербург и побывав на множество экскурсий именно эта произвела неизгладимое впечатление.
— 2018-04-16 —
Экскурсия подойдет тем, кто осмотрел основные достопримечательности и проставил все галочки в своем «маст-си» списке. Андрей обращает внимание на архитектурные детали, которые всегда ускользают от рядового туриста — и город открываются совершенно с другого ракурса, во всей своей красе и стройности замысла.
А уж сколько у него в арсенале историй о жителях, случайных посетителях и хитросплетении их жизней — не счесть! Под конец прогулки мне приходилось силой удерживать в голове факты, которые норовили вылететь наружу, т.к. внутри уже не оставалось места 🙂 Андрей не похож на лектора, зачитывающего набившую оскомину программу — скорее на хозяина, знакомящего гостей со своим горячо любимым домом.
Так что всем настоятельно рекомендую и самого гида, и данную прогулку в частности!
— 2018-02-10 —
Маршрут проходит по очень интересной улице ( Б. Морской), на которой стоят красавцы-особняки. Наш гид Андрей рассказал нам историю каждого дома, истории о владельцах и их знаменитых гостях. Обращал наше внимание на архитектурные особенности и декор зданий, которые мы сами бы и не заметили.
Андрей не только прекрасно владеет темой, но и может интересно донести ее до экскурсантов. Чувствуется его любовь к городу и увлеченность своим делом. И, хотя в день экскурсии было снежно и морозно, нам это нисколько не помешало полюбоваться чудесной улицей.
И еще хотим поблагодарить Андрея за не формальное отношение к работе и своим подопечным — так с утра перед прогулкой он написал нам, чтобы теплее одевались, а в начале экскурсии поинтересовался, что бы мы хотели услышать.
Из всего этого и сложилась замечательная прогулка в компании интересного, умного собеседника по одной из самых красивых улиц нашего любимого города! Большое спасибо Андрею! Большое спасибо Питеру, прекрасному в любую погоду!
— 2017-10-28 —
Ходила на данную экскурсию 16 октября 2017 года, оказалась одна. Гид-Андрей очень хорошо знает и любит город. Информация грамотно структуирована и понятна, маршрут составлен очень грамотно.
На все вопросы получила исчерпывающие, полные ответы, узнала массу интереснейшей информации. В ходе экскурсии использовался демонстрационный материал .
Рекомендую всем эту познавательную прогулку по Большой Морской!!!
— 2017-01-16 —
Экскурсия была очень интересной и увлекательной. Спасибо гиду (Андрею)!
Ещё отзывы
Большая Морская улица в центре — ровесница Петербурга, фешенебельная улица новшеств | Санкт-Петербург Центр
Частично пешеходная Большая Морская улица расположена в историческом центре города на Неве. Как и Малая Морская улица в Санкт-Петербурге до революции 1917 года, Большая Морская улица была одной из главных фешенебельных улиц столицы Российской империи. Магистраль проходит от Дворцовой площади до пересечения реки Мойки и Крюкова канала.
История с наименованиями улицы
С самого начала, с 1703 года улица получила название, которое звучит как и сегодня, — Большая Морская улица. С 1737 года улицу стали называть Большой Гостиной, неофициально — Бриллиантовой. С 1902 года уже известна как Морская улица.
С 1918 года именовалась улицей Герцена. А участок магистрали, за Исаакиевской площадью, во 2-й половины XVIII века нарекли Малой Морской улице. Отрезок от Арки Главного штаба до Невского проспекта называли — Луговой (Малой) Миллионной улицей.
В 1993 году топониму вернули прежнее имя и магистраль стала снова называться Большой Морской улицей, которое она носила с самого начала своего возникновения и до 1902 года.
История Большой Морской улицы
Большая и Малая Морские улицы появились вместе с городом на Неве, в 1703 году. Так, что это старинные магистрали, ровесники Санкт-Петербургу. Обе улицы проходили вдоль реки Мойки. Сразу же после возникновения Большой Морской улицы в городе она стала густонаселённой. Тут селились моряки и работники Адмиралтейства. Поэтому «морское» название было обосновано и быстро закрепилось.
Зажиточные горожане больше селились в районе Миллионной улицы. Архитектор Николай Гербель осуществил выправку направления Большой Морской улицы в 1719 году. На ней строились деревянные одноэтажные дома и мазанки с палисадниками для представителей среднего класса. И, к несчастью, пожары в 1736—1737 годах уничтожили, к тому же, почти всю первоначальную застройку этого района.
История с застройкой магистрали
Тогда же Большая Морская улица была переименована в Большую Гостиную. На ней начали строить торговые ряды. В 1740-е годы, на участке современного дома № 27, было построено первое каменное здание. Тут же в 1754 году возвели деревянный одноэтажный временный Зимний дворец для императрицы Елизаветы Петровны, по проекту Бартоломео Растрелли.
Была построена усадьба Михаила Васильевича Ломоносова, ныне дом № 61, в 1750—1760 годах. Когда в 1767 году разобрали временный Зимний дворец, Большая Морская улица вновь получила выход на Невский проспект.
Во второй половине XVIII века, в период царствования Екатерины II, часть Большой Морской за Исаакиевской площадью начали именовать Малой Морской улицей. Следует заметить, что современная Малая Морская стала тогда называться Новоисаакиевской.
Как Большая Морская стала дорогой улицей
По мере того, как развивался сам Санкт-Петербург, Большая Морская улица всё больше становилась дорогим районом. На ней начали селиться банкиры, купцы и состоятельные люди.
Здесь открылись ювелирные мастерские и иные лавки, в которых можно было купить дорогостоящие товары, предметы роскоши. Поэтому магистраль и приобрела негласное название — Бриллиантовая.
Все новшества города на Большой Морской
Впервые в Санкт-Петербурге именно на этой улице стали применять различные технические новшества. Мостовую перед домом (№38) генерал-губернатора в 1830 году вымостили деревянными торцами, что было свежим изобретением для города на Неве.
Первые в Санкт-Петербурге газовые фонари появились на Большой Морской улице в 1835 году. Здесь по проекту архитектора Геральда Андреевича Боссе была возведена Немецко-Реформатская церковь в 1862—1865 годы.
Первое в городе освещение электрическими лампами появилось на этой улице, в доме № 16, в «Магазине платья и белья Флорана» в 1875 году. Первые в городе электрические фонари также возникли тут в 1884 году. Электрические лампы получали питание от электростанции, смонтированной на барже, которая стояла на реке Мойке, ниже Полицейского моста.
В 1902 году улицу стали называть просто Морской. По настоянию известного учёного-хиика Дмитрия Ивановича Менделеева через 3 года, в 1905 году, на фасаде дома № 2 устанавливаются первые в городе электрические часы — «Часы Менделеева».
Улица после революции 1917 года
Спустя год после Октябрьской революции, в 1918 году Морскую улицу переименовали в улицу Герцена, в честь писателя Герцена, который жил на этой улице в доме № 25 в 1839—1841 годах.
Здание Немецко-Реформатской церкви перестроили в Дом культуры и техники работников связи в 1929 году, в 1934 году в доме № 1 открыли кафе, в котором впервые в Ленинграде стали продавать заморский напиток «кола».
Большая Морская улица после СССР
Историческое имя улице было возвращено название в 1993 году. С тех пор она уже более не была улицей Герцена, а снова стала Большой Морской улицей, который и является по сей день. Надеемся, её больше не коснутся никакие переименования.
Что касается новшеств, то она охотно их принимает и будет это делать всегда, так как она вместе со своим именем сохранила свой свежий и авангардный дух. В 2018 году участок улицы: от Арки Главного штаба до Невского проспекта стал пешеходным.
Известные здания на Большой Морской улице
На Большой Морской улице размещены большие исторические достопримечательности: здания Главного штаба, Азовско-Донского банка и Русского торгово-промышленного банка. По Большой Морской улице в доме № 25 в 1839—1841 годах в доме жил писатель и публицист А. И. Герцен; дом № 27 известен как особняк И. Г. Лауферта.
В 1740-х годах на этой магистрали был построен первый каменный дом. Дом № 39 занимает знаменитая гостиница «Астория». В доме № 43, в бывшем Дворце Демидовых, располагалось Итальянское посольство. Дом под № 45 знают как Дом композитора, а № 47 — Особняк. Набоковых. В доме № 49 в 1924—1925 годах жил поэт Осип Мандельштам вместе с женой, Надеждой Хазиной.
Дом № 55 в 1849—1879 годах принадлежал младшему сыну крупнейшего историка и литератора Николая Михайловича Карамзина — Владимиру. Дом № 61 — это усадьба Михаила Васильевича Ломоносова.
В доме № 2 сейчас располагается Министерство иностранных дел, бывшее Министерство финансов, на фасаде которого находятся — «Часы Менделеева» — первые в городе электрические часы, установленные по настоянию великого учёного.
На Большой Морской улице есть ещё немало интересных строений, которые стоит увидеть, а в целом, прогуляться по этой легендарной магистрали, чтобы ощутить её умиротворенное течение, погружающее в далёкое прошлое, и в то же время необыкновенную динамичность, выраженную в готовность окунуться во всё новое, доселе неизведанное.