Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Пять причин полюбить новый музей

1. Это современный музей

Просторный, светлый, технологичный, таким получился новый железнодорожный музей на товарном дворе Балтийского вокзала. Наиболее хрупкие и ценные образцы железнодорожной техники теперь стоят под крышей, экспозиция наконец стала всепогодной.

В музее есть пандусы и лифты для посетителей с особыми потребностями, минимальный набор инфраструктуры для посетителей: буфет, магазинчик, туалеты, детская комната. В новой экспозиции полностью отказались от бумажных информационных табличек, их сменили мультимедийные экраны, а также доходчивая и краткая информация на полу.

Вообще работа со светом и мультимедиа — сильная сторона музея. В каждом зале кроме информационных мини-дисплеев вас встретят и огромные экраны с качественно снятыми и смонтированными фильмами из истории российских чугунок.

Ну, а если после знакомства с видео-визитками работников РЖД в вестибюле вам не захочется полировать рельсы где-нибудь под Лугой или ремонтировать паровозы на Сортировочной, вы наверное вообще не любите железные дороги.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

2. Это красивый музей

В отличие от многих других современных зданий в России музей оказался образцом хорошего вкуса.

Архитектура его отчетливо современная (вид нового здания сверху иногда сравнивают с “Тысячелетним соколом” из вселенной Звездных войн благодаря необычной форме), но при этом отлично вписана в ансамбль старинного железнодорожного узла — строение напоминает о внешнем виде и планировке круглых паровозных депо, но не копирует их.

Авторы разработали стильную навигацию, эффектное оформления мультимедийных ресурсов, даже придумали оригинальный дизайн тупиков в натурной части экспозиции. Проектировала музей Студия44 Никиты Явейна, одного из ведущих архитекторов России, чьи работы высоко котируются и за рубежом.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

3. Это действующая железнодорожная станция

Никита Явейн умеет проектировать железнодорожные вокзалы, на его счету станции в Сочи, Астане, Ладожский вокзал Петербурга, проект реставрации вокзала в Великом Новгороде (ее спроектировал отец зодчего советский архитектор Игорь Явейн). Так что, не удивительно, что и музей получился не “мертвым”, на нем царит атмосфера действующей станции.

Хотя тут и стоят старые вагоны и локомотивы, у здания есть свои перроны, есть пространство для маневра техники, подъездные пути, соединяющие экспозицию с действующей железнодорожной сетью. Локомотивы можно заводить на новый поворотный круг внутри здания, легко переставлять на разные пути, вывозить на реставрацию.

Добавляют свои штрихи и запахи извуки доносящиеся с соседнего балтийского вокзала, от его платформ музей отделяют считанные метры.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

4. Это разнообразный музей

Новый музей по праву считается главной железнодорожной экспозицией в стране. Тут представлены буквально все регионы бывшего СССР, все исторические периоды и все типы техники.

Бок о бок стоят прибалтийские дизели, грузинские электровозы, вагоны и локомотивы с самых разных железных дорог России, техника из Австрии, Германии, США.

Не будут разочарованы и те, кто ждал возвращения военной экспозиции — и пусковой ракетный комплекс, замаскированный под рефрижератор, и гигантская пушка  на железнодорожном ходу, и бронеплатформы, все “хиты” старого музея на местах, да еще экспонируются в существенно лучших условиях.

Добавилась и свежеотреставрированная техника с баз запаса и “кладбища паровозов” в Шушарах. Не забыли о стрелках, семафорах, дрезинах, даже телеграфных столбах. Особое место в сердцах петербургских фанатов займет подлинный поворотный круг с закрытого Варшавского вокзала.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

5. Это музей с доброжелательными сотрудниками
Музей с порога радует доброжелательным отношением к посетителю. На входе вас встречают молодые и улыбчивые сотрудники в железнодорожной униформе, готовые дать консультацию по устройству экспозиции.

Даже служитель в гардеробе не просто принимает у вас одежду, но и доходчиво объясняет, в каких частях экспозиции вам пригодятся куртки, а в какие напротив в пальто лучше не входить. Смотрители в зале не только выслушивают информацию о недочетах (финский паровоз из Тампере в спешке “поменялся” табличками с русским ОВ), но и спешат их исправлять.

Радует и фигура руководителя музея — Николай Буров не только известный актер, автор одного из лучших аудиогидов по Петербургу, но и музейщик с большим стажем. При нем музей-памятник “Исаакиевский собор” заслуженно считался одним из ведущих в городе, да к тому же обеспечивал собственную реставрацию  и даже выходил в прибыль.

Все это позволяет надеяться, что недостатки нового ЖД музея будут устранены. А поработать есть над чем.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Пять причин возненавидеть новый музей

1. Это недостроенный музей

Открыть музей успели к 180-й годовщине начала движения на русских железных дорогах, но фактически он еще далек от готовности.

До самого последнего дня по тематическим форумам бродили слухи о том, что приоткроют музей лишь для высокого начальства, остальных же запустят в экспозицию лишь спустя полгода, когда завершатся финальные наладочные работы.

К счастью, опасения оказались ложными, но все равно – недоделок много. Неясно, как должен использоваться верхний этаж музея, пока галерея над экспозицией техники пусты, с них получится разве что разглядывать крыши вагонов и локомотивов.

Не все «детские болезни» экспозиции вылечены, часть мультимедийных экспонатов еще не функционирует так, как нужно, другие и вовсе отсутствуют. Некоторые таблички с информацией стоят не на своих местах. Отдельные части экспозиции еще закрыты.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

2. Это неинтерактивный музей

Едва ли не главным обещанием музейщиков было создание интерактивной экспозиции. Увы, приходится констатировать, что оно не исполнено. Вся “интерактивность” сводится к возможности самостоятельно тыкать пальцами в меню мультимедийных дисплеев (в большинстве из них всего один пункт, выбор — это иллюзия).

Единственная по-настоящему интерактивная часть — симулятор машиниста поезда, не удивительно, что к нему стоят очереди из посетителей всех возрастов. Многие задумки не были воплощены — например, стенды, с которыми нужно было взаимодействовать особым образом, чтобы получить информацию.

Скажем, вы толкаете багажную тележку и получаете возможность познакомиться с историей вокзальных носильщиков в России. Ничего похожего в музее сегодня нет. Не стоит ждать и катаний на дрезине или других излюбленных в Европе железнодорожно-музейных развлечений. Даже возможности “залаза” в экспонаты сократились в сравнении со старым музеем на Варшавском вокзале.

Зато на каждом вагоне и локомотиве красуются запретительные таблички. В интереснейшие экспозиционные залы не попасть без экскурсовода, они закрыты для индивидуального посещения. Одним словом, “удивительное рядом, но оно запрещено”.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

3. Это официозный музей

Хотя со времен написания стихотворения Некрасова «Железная дорога» прошло полтора века, транспортное начальство так и не научилось совмещать корпоративную гордость с гуманистическим пафосом. Музей представляет собой «причесанную» историю российских железных дорог, в которой практически нет места драме.

В ближайшем музее аналогичного класса, музее истории SVR (Финских Государственных железных дорог) в городе Хювинкяя, один из самых впечатляющих экспонатов — стоящий на запасном пути одинокий вагон-теплушка, в котором отправляли в ссылку высланных финнов.

Новый музей стремится пойти по этому пути — здесь есть несколько драматичных экспонатов, например, переоборудованный под госпиталь вагон пригородного сообщения, в который заносят раненых, или товарный вагон, в котором отправляются на фронт солдаты Великой Отечественной.

Увы, даже этим экспонатам не хватает реалистичности, они выглядят скорее как формальное “сочинение на тему”, а не искренняя попытка донести атмосферу трагических периодов отечественной истории.

В год юбилея революции стоило бы завести разговор и об условиях жизни и труда железнодорожников — на фоне роскошного служебного вагона дореволюционного МПС уместно смотрелись бы интерьеры рабочей казармы, в которой на каждого путейца приходилось около метра пространства.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

4. Это музей со слабой зоной обслуживания посетителей

Современный музей отличается от музея середины ХХ столетия не только наличием мультимедийных экранов. Ничуть не меньшую роль играет дополнительная инфраструктура для посетителей — кафе, парковки, тематические магазины.

И вот тут у нового музея все совсем плохо — музейная лавка предлагает немногочисленные корпоративные сувениры сомнительного дизайна, несколько вариантов книг и фотоальбомов да скромный выбор моделей жд техники, в основном немецких.  Ассортимент совершенно не соответствует статусу музея.

То же можно сказать и о неуютном буфете. Даже платная парковка, по данным петербургских журналистов, работает рядом с музеем незаконно. Анонсированная железнодорожная библиотека тоже пока закрыта.

Единственный комплимент стоит отвесить детской комнате, она великолепно оформлена, а аниматоры действительно не дают юным посетителям скучать. В помещении с изящным металлическим балконом и кованной лестницей так и хочется впасть в детство.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

5. Ради музея снесли несколько исторических зданий

Еще один повод возмущаться новым музеем – неоднозначное отношение к историческому наследию на окружающей территории. Еще несколько месяцев назад прямо за оградой музея можно было увидеть не только ржавые советские нефтеналивные баки, но и пару подлинных железнодорожных казарм Балтийского (Петергофского) вокзала.

Хотя эти строения и находились не в лучшем состоянии (некоторые даже были сняты с кадастрового учета) вряд ли их снос ради благоустройства территории был наилучшим решением. Как минимум дверям, окнам и фронтону одной из старинных деревянных построек могло найтись место в экспозиции музея.

Читайте также:  Троицкий собор и свято-троицкий собор александро-невской лавры

Зато давно пустующие нефтяные цистерны не разобрали и даже выкрасили в радостный белый цвет. Теперь как новенькие!

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Музей железных дорог России у Балтийского вокзала: история

История музея железных дорог России в Петербурге богата и интересна. Музей железных дорог России находится по адресу Библиотечный переулок, 4 корпус 2.

Изначально музей был открыт в качестве музея «Октябрьской железной дороги» 25 июля 1978 года.  В 1991 году на станции «Пост 16 км» (на данный момент «Паровозный музей») была открыта  экспозиция железнодорожной техники музея «Октябрьской железной дороги» («Музей железнодорожной техники имени В. В. Чубарова»).

На станции коллекция техники находилась до 2001 года, после чего ее перевели на пути закрытого Варшавского вокзала.. В 2012 году было приятно решение компанией ОАО «РЖД»  о создании нового музея и с 2014 года начались строительные работы возле Балтийского вокзала в Санкт-Петербурге.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)Балтийский вокзал

С 8 июня 2016 года экспозиция подвижного состава переезжает в новые корпуса. 30 октября 2017 года Музей железных дорог России открылся для посетителей.

И только спустя несколько десятилетий экспозиция выставляется на современной площадке музея, которая  начала действовать 30 октября 2017 года —  в день 180-летия Российских железных дорог.

Общая площадь территории музея — более 50 000 м2, что сравнимо по размерам с Дворцовой площадью Санкт-Петербурга.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)Схема паровозного здания и мастерских Петергофской ж.д.

Музей расположен по адресу: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4 корпус 2. Надо отметить, что «Музей железных дорог России» входит в «Союз музеев России», в «Европейскую ассоциацию туристических и музейных железных дорог FEDECRAIL», во «Всероссийское общество любителей железных дорог», в «Российский комитет ИКОМ»(секцию научно-технических музеев).

О музее

Фонды музея насчитывают более 45 тысяч единиц хранения, в том числе документы, фотографии, произведения изобразительного искусства, коллекции нумизматики, фалеристики, инструменты, приборы и редкие предметы железнодорожной тематики разных лет.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Главная ценностью музея считается коллекция из 118 единиц исторического подвижного состава. В музее выставлены редкие и уникальные локомотивы, вагоны, специальная и военная железнодорожная техника представлены в экспозиции.  Выставка проходит в музейных залах, а также на открытой площадке.

В день 76-летия полного освобождения Ленинграда от блокады в Музее был представлен к посещению вагон пригородного сообщения Ок № 3906 и станок для перевозки тяжелораненых и больных конструкции НИИСИ-42, такие станки устанавливались в вагонах санитарных поездов.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Для справки: вагоны пригородного сообщения Ок № 3906  производились в «Ленинградском вагоностроительном заводе им. И. Е. Егорова», а станок конструкции НИИСИ-42 получил название в честь «Научно-исследовательского испытательного санитарного института Красной Армии».

Во времена войны такие вагоны были переоборудованы и использовались для перевозки раненых в составе военно-санитарного поезда. Открытие данного вагона — начало первой части выставочного проекта «Поезда милосердия», которую «Музей железных дорог России» проводит совместно с Военно-медицинским музеем.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Также сохранен запасник музея у платформы «Паровозный музей». Сегодня это фондовая площадка исторического подвижного состава. Доступа посетителей на площадку нет. У музея есть собственные реставрационные мастерские по адресу наб. Обводного канала, д. 120 (бывшие производственно-дорожные мастерские ПДМ).

В музее расположен действующий тренажер, он же симулятор кабины тепловоза ТЭП70, доступный посетителям музея. Тренажер дает возможность испытать различные дорожные ситуации при прохождении маршрута в качестве машиниста.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

В «Музее железных дорог России» расположен детский центр, где специалисты предлагают развлекательно-познавательные и специальные экскурсионные маршруты для детей от трёх лет, адаптированные для разных возрастных групп.

Поворотные круги, железнодорожные пути и целые производственные уголки, воссоздающие действующие деповские цеха, помогают посетителю погрузиться в атмосферу. Из музейных динамиков периодически доносятся отрывистые голоса паровозных гудков и прочие звуки зовущие в путешествие.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Музей Железных Дорого России, в народе именуемый Железнодорожным или Паровозным музеем, является самым большим среди аналогичных музеев не только в России, но и в Европе. Его экспозиция расположенана территории, превышающей 50 тысяч квадратных метров, и насчитывает более 28 тысяч единиц. Удивительная по своим масштабам и разнообразию коллекция, интерактивные объекты и мультимедийные инсталляции превращают новый музей в увлекательный парк развлечений для всей семьи.

История создания

На своем нынешнем месте у Балтийского вокзала Железнодорожный музей открылся относительно недавно – в октябре 2017 года. Событие было приурочено ко дню 180-тилетияжелезных дорог в России и имело действительно небывалый размах.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

История создания этого грандиозного музея начинается в 1974 году, после принятия Постановления Президиума Дорпрофсожа, предписывающего создать на базе железной дороги производственный музей.

В 1977 году началась реализация проекта, а уже в 1978 музей был впервые открыт для посетителей. Его экспозиция описывала строительство первой железной дороги, вклад железнодорожников в революционное движение, гражданскую и Великую Отечественную войну.

В августе 1991 в Шушарах был открыт первый музей железнодорожный техники. На тот момент площадь выставки составляла всего 7800 квадратных метров и насчитывала 40 экспонатов.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Со временем коллекция музея росла, вагоны, составы, паровозы, тепловозы и электровозы доставлялись для нее не только со всей России, но и из-за границы. В 2001 году наиболее значимые экспонаты были перевезены на новую выставочную площадь у Варшавского вокзала.

Удобство расположения нового филиала Центрального музея Октябрьской железной дороги увеличило его посещаемость почти в 6 раз, что и привело к началу строительства в 2012 году новой площадки, которая позволила вместить всю коллекцию, накопленную почти за 40 лет существования музея.

Чем интересен Музей железных дорог?

Огромная коллекция музея будет одинаково интересна как детям, так и взрослым. Для того, что бы осмотреть каждый экспонат потребуется не меньше 5 часов, а что бы ознакомиться со всей экспозицией внимательно не хватит и нескольких дней.

Но пугаться этого не стоит, ведь Железнодорожный музей – один из самых современных и приспособленных для удобства посетителей.

На территории есть множество скамеек, выполненных так, будто они находятся на перроне, детская комната с паровозиками, и уютное кафе, стилизованное под вагон-ресторан, где можно недорого попить кофе и вкусно поесть.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Вся экспозиция разделена на две части – одна находится под открытым небом, вторая – в помещении: старое паровозное депо и современный корпус соединены между собой подвесной галереей.

Здесь представлены как раритетные исторические модели, так и действующие современные составы.

Самые интересные экспонаты можно увидеть как снаружи, так и изнутри, благодаря мультимедийным инсталляциям, которые словно рентген просвечивают металлическую громаду.

Для желающих доступен тренажер машиниста локомотива, выполненный в полном соответствии с реальной кабиной. Попробовать собственноручно управлять электричкой могут как взрослые, так и дети. Всего предусмотрено 6 различных сценариев движения.

По самым интересным объектам экспозиции проходят регулярные экскурсии, в выходные они стартуют каждый час с 11:00 и до 16:00, в остальные дни — три раза: в 12:00, 14:00 и 16:00. В составе группы может быть до 20 человек, стоимость экскурсии – 100 рублей.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Контактная информация

Сайт музея: https://rzd-museum.ru

Телефон: +7 (812) 457-23-16

Адрес: Санкт-Петербург, Библиотечный переулок, 4, корпус 2. Находится рядом с Балтийским вокзалом, 300м. до станции метро «Балтийская».

  • Автобусы: 10, 67Б, 65, 43, 1МБ, 1М, 67, 71, 833А, 833, 844Т, 888.
  • Троллейбусы: 3 и 8.
  • Для владельцев автомобилей в Гатчинском дворе доступна платная парковка.
  • Стоимость билетов:
  • полный билет – 300р.
  • льготный билет (школьники, студенты, пенсионеры) – 100р.
  • бесплатно – дети до 7 лет и льготные категории граждан (подробный список можно уточнить на сайте музея https://rzd-museum.ru/visiting)
  1. График работы: среда – воскресенье с 10:30 до 18:00.
  2. Вход посетителей заканчивается в 17:00.
  3. Понедельник и вторник – выходные.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Музей железных дорог (РЖД) в Санкт-Петербурге: цена билета и режим работы в 2022 году

Музей железных дорог в Санкт-Петербурге – самый крупный в России и Европе подобного типа. Его фонды насчитывают более 45 тысяч экспонатов железнодорожной тематики.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге был основан в 1978 году, а в 2017 году, в день 180-летия Российских железных дорог, открыл свои двери на новой площадке. Сейчас он расположен в корпусах бывшего локомотивного депо Петергофской железной дороги, построенных в 1850-х годах.

Режим работы музея РЖД в Санкт-Петербурге

С четверга по понедельник музей работает с 10:00 до 18:00. В среду с 12:30 до 20:30. Посетители могут пройти в музей до 17:00.

Вторник – выходной день.

Цены билетов в музей железных дорог

  • Стоимость стандартного билета – 300 рублей.
  • Льготного – 100 рублей.
  • Билеты в железнодорожный музей в Санкт-Петербурге по льготной цене могут приобрести школьники, студенты очной формы обучения, пенсионеры.
  • Бесплатный вход в музей предусмотрен для:
  • героев СССР и РФ;
  • участников ВОВ;
  • инвалидов 1 и 2 групп с сопровождающим;
  • многодетных семей;
  • детей до 7 лет и других категорий граждан.

При выборе льготного билета необходимо предъявить подтверждающие документы при входе.

Внимание! Необходимо бронировать в том числе бесплатные билеты, так как в период в целях соблюдения мер по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия, количество посетителей ограничено.

Читайте также:  Люди из Санкт-Петербурга. Образ жизни петербуржцев

Купить билет в музей РЖД в Санкт-Петербурге можно и в кассах, которые работают до 17:00.

Любительскую фото- и видеосъемка разрешено осуществлять бесплатно. Однако профессиональная съемка разрешена только по предварительному согласованию и за дополнительную плату – 5000 рублей.

Каждый гость может попробовать себя в роли машиниста тепловозе, управляя составом на профессиональном тренажере. Стоимость 5 минут – 200 рублей.

Экскурсии в музее железных дорог

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Обзорная экскурсия с посещением Музея железных дорог России

Эта экскурсионная программа отлично подойдет для школьников, учащихся в 1-5 классах. Однако гид может подготовить интересную программу для любого возраста, в том числе для взрослых.

Минимальная группа – 20 человек. В стоимость экскурсии входит транспортное обслуживание, согласованное с ГИБДД, входные билеты и работа экскурсовода.

Она начнется с обзорной экскурсии по городу, с остановками около главных достопримечательностей. Затем – экскурсия по музею с интерактивными программами. Дети узнают об истории железной дороги, а также своими руками сделают тематическую поделку.

  1. Тип: индивидуальная, автобусно-пешеходная.
  2. Продолжительность: 4 часа.
  3. Стоимость: 1400 рублей за человека – взрослый билет, 1100 рублей – школьник.

Подробнее об экскурсии и бронирование онлайн

Экскурсионное обслуживание

Каждый час, начиная с 11:00, при наборе группы от 5 человек, проводятся обзорные экскурсии по музею. Стоимость участия – 100 рублей, входной билет оплачивается дополнительно.

Для организованных групп от 1 до 5 человек проводятся индивидуальные экскурсии. Стандартная стоимость – 3000 рублей, льготная – 2000 рублей. Входные билеты оплачиваются дополнительно. Экскурсионное обслуживание по льготной цене возможно для тех же посетителей, которые имеют право на приобретение входного билета по сниженной стоимости.

Адрес и как добраться

Музей железных дорог в Санкт-Петербурге располагается по адресу: Библиотечный переулок, 4, корпус 2, в 100 метрах от Балтийского вокзала.

Ближайшая станция метро – «Балтийская», недалеко расположена одноименная остановка наземного городского транспорта. Здесь останавливаются автобусы № 10, 43, 65, 67, 71, 100, 833 и 888, а также троллейбусы № 3 и 8, маршрутные такси № К-67 и К-404.

Официальный сайт музея: https://rzd-museum.ru/

Телефон для справок: +7 (812) 457-23-16

История музея

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге (у Балтийского вокзала)

Предпосылкой создания современного музея стало создание музея Октябрьской железной дороги в 1978 году. Он существует и сейчас – это Паровозный музей на станции «Пост 16 км». Именно здесь в 1991 году была открыта выставка железнодорожной техники, которая размещалась в музее до 2001 года.

Затем экспозиция была перевезена на закрытый Варшавский вокзал, и только в 2014 году было начато строительство здания для размещения музейных экспонатов, в 2016 году начался переезд, и в 2017 году музей открыл свои двери для посетителей.

Что посмотреть в музее

В музее на площади более 50 000 квадратных метров размещается 3500 различных экспонатов.

Среди них есть 118 единиц исторических подвижных составов, кроме них гости могут увидеть макеты и инсталляции, взаимодействовать с мультимедийными объектами, попробовать себя в роли машиниста.

Из интересных экспонатов можно выделить макет Царскосельской железной дороги. Для маленьких гостей оборудована детская комната, где они могут поиграть с железной дорогой.

Железнодорожный музей: режим работы 2022 и стоимость билетов, адрес и официальный сайт

30 октября 2017 года в Санкт-Петербурге открылся новый железнодорожный музей. Официальное название «Музей железных дорог России», а в народе его часто называют «Паровозный музей». Осмотреть его экспозиции будет интересно не только взрослым и школьникам, но и детям, для которых организовано несколько занимательных игровых зон.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге — это самый большой музей подобного типа не только в нашей стране, но и в Европе. Для того, чтобы обойти все его экспонаты потребуется около пяти часов, а чтобы ознакомиться с ними, необходимо несколько дней. В музейном комплексе можно прекрасно провести время всей семьей.

Адрес

198095, Санкт-Петербург, Библиотечный переулок 4 корпус 2 строение 1

Как доехать до железнодорожного музея в Санкт-Петербурге

Музей расположен рядом с Балтийским вокзалом, ближайшая станция метро «Балтийская». При выходе из метро следовать указателям «выход на площадь Балтийского вокзала». После выхода на площадь повернуть налево, пройти около 50 метров до арки с надписью «Гатчинский двор». Вход в музей находится в глубине Гатчинского двора Балтийского вокзала.

Для автомобилистов работает платная парковка в Гатчинском дворе, стоимость 150 рублей в час.

Режим работы Железнодорожного музея в Санкт-Петербурге в 2022 году

  • Ежедневно, кроме вторника и среды, с 10:00 до 18:00
  • По средам с 12:30 до 20:30
  • Выходной день — вторник
  • Касса закрывается на час раньше

Стоимость билетов в Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге в 2022 году

  • По выходным дням
    • Для взрослых — 400 рублей
    • Для школьников, студентов и пенсионеров РФ — 200 рублей
  • По рабочим дням
    • Для взрослых — 300 рублей
    • Для школьников, студентов и пенсионеров РФ — 100 рублей
  • Любительская фото и видеосъёмка — бесплатно

Описание

Площадь новой выставочной площадки огромна — 57 тысяч кв. метров, это больше, чем размер Дворцовой площади. 17 тысяч кв. метров экспозиций находятся в закрытых помещениях. Всего собрано 28 тысяч экспонатов, причем, информацию о многих из них можно получить с помощью электронных киосков. Кроме того, представлено 38 мультимедийных инсталляций.

Конечно, осмотреть такое количество экспозиций без отдыха невозможно. Поэтому в музейном комплексе есть места для сидения, стилизованные под скамейки на перронах. Имеется детская комната, где дети могут поиграть в паровозики.

Для тех, кто посещал Паровозный музей (он находился за бывшим Варшавским вокзалом), отметим, что самые интересные экспонаты перенесены из него в новый музейный комплекс. Кроме старой железнодорожной техники, считавшейся гордостью российского машиностроения, представлены и новые экспонаты, которые раньше никто из посетителей не видел.

Примечательно, что самые популярные объекты (например паровоз) здесь можно увидеть не только снаружи, но и в разрезе. Внутреннее устройство вы рассмотрите с помощью мультимедийных вставок. То, о чем раньше вам на словах и на пальцах объяснял экскурсовод, теперь вы увидите в реальности.

Взрослые и дети постарше могут попробовать управлять электричкой. В музее установлен тренажер машиниста локомотива, выполненный в соответствии с кабиной электрички. Во время движения вам будет казаться, что вагон и ваш стул качаются. Всего предусмотрено шесть сценариев движения.

По одному из них на крыше вагона оказываются подростки-зацеперы. Машинист должен начать торможение, иначе может произойти несчастный случай.

Железнодорожный музей в Санкт-Петербурге — это новый современный музей, где вы познакомитесь с прошлым и настоящим железных дорог. Благодаря применению мультимедийных технологий познавательный материал интересен и доступен для понимания не только взрослым, но и детям.

Телефон (справочная)

+7 (812) 457-23-16

Официальный сайт железнодорожного музея в Санкт-Петербурге

rzd-museum.ru

Музей железных дорог России | Санкт-Петербург Центр

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге — это главный и самый крупный железнодорожный музей России, один из крупнейших музеев железных дорог в мире. Его торжественное открытие состоялось 30 октября 2017 года.

В этот день 180 лет назад из Санкт-Петербурга в Царское Село прошёл первый пассажирский поезд. Царскосельская железная дорога стала первооткрывательницей железнодорожного сообщения в нашей стране.

Открытие Музея железных дорог России в Санкт-Петербурге было приурочено к 180-летию железных дорог России.

История Музея железных дорог

Музей железных дорог России нельзя назвать старейшим. Первенство в этом плане заслужил Центральный музей железнодорожного транспорта Российской Федерации, расположенный на Садовой улице, 50 в Санкт-Петербурге. Он был основан в 1813 году, его экспозиция посвящена железным дорогам, подвижному составу и всему, что с этим связано.

Новый Музей железных дорог в Библиотечном переулке является крупнейшим на сегодняшний день музеем в России, который посвящён железнодорожному транспорту и истории зарождения железнодорожной связи в нашей стране.

Всё началось в 1974 году с Постановления Президиума Дорпрофсожа и руководства дороги от 22 марта «О создании музея революционной, боевой и трудовой славы железнодорожников Октябрьской железной дороги».

Так было решено создать на железной дороге центральный производственный музей.

В 1977 году по Приказу начальника Октябрьской железной дороги Владимира Васильевича ЧубАрова «Об организации музея Октябрьской железной дороги» началась работа по сбору материалов и предметов для создания коллекции.

В 1978 году 25 июля был открыт для посетителей Центральный музей Октябрьской железной дороги по адресу: Ленинград, Литейный проспект, 62.

В экспозицию входил мемориал, посвященный истории строительства и эксплуатации дороги до 1917 года, участию железнодорожников в годы революции, гражданской войны и Великой Отечественной войны, а также восстановлению транспорта в 1920-1925 годах, первым пятилеткам 1926-1940 годов, научно-техническому прогрессу и т.д.

В 1980-е годы было решено сохранять объекты железнодорожной техники для создания музея на специально выделенном участке, близ станции ШушАры, недалеко от города и в месте, доступном по транспортному обслуживанию.

Так как этот участок был заболоченным и заросшим кустарниками, были проведены колоссальные работы по осушению и расчистке. И в 1991 году 1 августа уже открыли там первый в России Музей железнодорожной техники как отдел Центрального музея Октябрьской железной дороги.

Музей, построенный на заболоченной местности у станции Шушары в 1991 году, сегодня получил мировую известность.

Читайте также:  Большой гостиный двор спб – знаменитый магазин петербурга

Тогда площадь Музея составляла 7500 м², суммарная длина экспозиционных путей — 1000 м, количество экспонатов — 40, из них 9 паровозов, 8 тепловозов, 1 электровоз, по 8 пассажирских и товарных вагонов и другой техники. Все последующие годы велась очень активная деятельность по сбору и реставрации железнодорожной техники.

Коллекция музея постоянно пополнялась и качественно преображалась. Сюда свозились экспонаты не только с Октябрьской железной дороги и не только со всей России, но и из стран ближнего и дальнего зарубежья.

В итоге, к концу прошлого столетия и тысячелетия образовалась представительная и уникальная коллекция, состоящая из 180 единиц хранения, раритетных и необыкновенных экспонатов.

В 2001 году самые ценные экспонаты доставили на перронные пути Варшавского вокзала Санкт-Петербурга. Тогда он был закрыт для движения дальних и пригородных поездов. И тут 2 августа 2001 года открыли Музей железнодорожной техники им. В. В.

Чубарова — филиал Центрального музея Октябрьской железной дороги.

Расположение музея по адресу: набережная Обводного канала, 114 — в центре города, близость к станциям Петербургского метрополитена, а также фонд натурной техники, насчитывающий более 180 уникальных экспонатов, сделали музейное пространство местом доступным и притягательной силы для горожан и гостей города. Для туристов Музей площадью 20 тысяч м2, который занимал 4 экспозиционных пути — общей протяженностью более 1,5 километров и один путь для отправления ретропоездов на паровой тяге, вошёл в число значимых городских достопримечательностей и рекомендуемых для посещения.

В 2007 году по распоряжение президента ОАО «РЖД» от 13 апреля 2007 года, в рамках проекта переноса объектов железнодорожной инфраструктуры с территории станции Санкт-Петербург-Варшавский, в связи с необходимостью освобождения подъездных путей бывшего Варшавского вокзала, осуществился переезд Музея Октябрьской дороги. В 2012 году началось строительство Музея Октябрьской железной дороги на станции Санкт-Петербург-Балтийский. Новый музей у Балтийского вокзала открылся 30 октября 2017 года под названием «Музей железных дорог России». До конца 2017 года вход в музей бесплатный.

Структура и экспонаты Музея

Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге был создан в 1978 году. Сейчас он входит в Союз творческих музейных работников Санкт-Петербурга и Ленинградской области, преобразованный в 2001 году в Союз музеев России, в Европейскую федерацию музеев и туристических железных дорог «Fedecrail» (Фэдеркрейл), во Всероссийское общество любителей железных дорог, в Российский комитет ИКОМ.

Музей представляет собой музейный комплекс, который расположился в Библиотечном переулке и занимает площадь свыше 57 тысяч м2. В него входит 2 корпуса — историческое здание бывшего локомотивного депо Балтийской железной дороги и недавно выстроенное для этих целей — новое современное эффектное пространство. В единое целое их объединяет стеклянная галерея с подвесным мостом.

Сегодня в Музее представлено самое масштабное в стране собрание железнодорожной техники — 28 тысяч экспонатов, из них 100 редких поездов, локомотивов и паровозов. Сотня единиц подвижного состава была тщательно отреставрирована. Старинные экземпляры выглядят точно так же, как и в те годы, когда они только начали свой путь по железным дорогам России.

Раритетами являются — единственный уцелевший в мире паровоз серии С — паровоз С-68; артиллерийская установка ТМ-3-12 — уникальная сверхтяжёлая железнодорожная артиллерийская система с орудиями от затонувшего линкора «Императрица Мария», первый в истории России разрезной макет, построенный на базе действовавшего паровоза Эр-791-81; служебный вагон Китайско-Восточной железной дороги — дореволюционный вагон с полностью подлинным уникальным интерьером и уникальный мобильный «Ядерный щит», не имеющих аналогов в мире, боевой железнодорожный ракетный комплекс с макетом баллистической ракеты.

Находятся экспонаты — некоторые прямо под открытым небом, большая часть — под крышей огромного многофункционального музейного комплекса. Музей интересен как взрослым, так и детям, как подросткам, так и людям старшего поколения. Он оснащен всеми современными мультимедийными средствами подачи информации. Экспозицию дополняют 38 интерактивных и мультимедийных инсталляций.

Сопутствующие мероприятия

Помимо постоянных экспозиций в Музее можно посетить лекции, временные выставки, тематические кинопоказы, презентации и многие другие мероприятия. В рамках тематического собрания реализовываются проекты для малышей и школьников, работает детский центр.

Для посетителей устраивают специальные экскурсии по тематическим маршрутам, разрабатываются специальные детские программы.

В Музее открывается прекрасная возможность всем желающим в доступной и интересной форме изучить историю железных дорог в России, понаблюдать за их развитием — от первого рейса до наших дней.

Музей в городе стал тем самым местом, где гости разных возрастных категорий получают очень много интересной и полезной информации относительно железных дорог и рельсового транспорта в России; узнают об устаревших технологиях, оставивших свой след в истории железных дорог нашей страны; а также слышат о новшествах и изучают железнодорожные профессии, что особенно важно для школьников в плане их профориентации. Ведь среди юных посетителей могут оказаться ребята, которые ещё не определились с выбором профессии, но в чьих сердцах живёт любовь к железной дороге и поездам. В будущем они станут превосходными специалистами и сделают большие открытия не только для города, но и страны, возможно, даже и для всего мира.

Также Музеем осуществляется научно-методическое руководство производственными музеями дороги, расположенными в Мурманске, КандалАкше, Петрозаводске, Москве, ТверИ, БологОе, Пскове, Великих ЛУках, и рядом музеев, расположенных на линейных предприятиях Санкт-Петербургского железнодорожного узла.

Миссия, задачи и цели Музея

  • Свою миссию Музей железных дорог России в Санкт-Петербурге усматривает в сохранении и содержании в отличном состоянии, реставрации и ремонте, а также в экспонировании уникальнейшей коллекции железнодорожной техники.
  • Задачи Музея — изучение вместе с гостями истории железных дорог России; бережное отношение к памяти о вкладе железнодорожников в развитие в России железнодорожного сообщения; формирование у петербуржцев и жителей России патриотизма и уважения к труду железнодорожников.
  • Цели Музея — стать крупнейшим в России информационно-просветительским центром, посвященным современным технологиям на транспорте; быть современной комфортной зоной для отдыха и развлечения детей и взрослых.

Что делать в Музее

Не успел Музей железных дорог России открыться в Санкт-Петербурге, как он стал привлекательным для горожан и гостей города, реальным парком развлечений и любимым местом прекрасного и познавательного семейного отдыха.

В маршруты экскурсий включены просмотры коллекции редких и легендарных паровозов, тепловозов, электровозов, вагонов и другой железнодорожной техники. Никого не оставляют равнодушным исторические артефакты, которые соседствуют с действующими моделями. Гости увлечены интерактивными инсталляциями.

Прекрасно оборудованные залы образуют необыкновенно увлекательное музейное пространство.

В Музее можно осмотреть экспонаты, посетить выставки, пройти по маршрутам, изучить технику и историю с экскурсией, разглядеть макет Царскосельской железной дороги, послушать лекцию, в формате семейного отдыха — побывать в детском центре, наконец, купить вещицу на память в сувенирном магазине, который находится в холле Музея, и вкусно провести время в кафе, взбадриваясь ароматным американо или согреваясь горячим чаем в чайнике, подкрепляясь свежими пирожками, хрустящими круассанами и нежными маффинами. 

Чем ещё интересным заняться в Музее железных дорог России? — Можно каждому желающему попробовать себя в роли машиниста тепловоза, отчего без ума юные посетители.

А ещё открыты интерактивные и необыкновенные инсталляции: «Анатомия паровоза», «Окна времени», «Тренажёр-симулятор тепловоза», «Действующий поворотный круг».

Школьникам от 9 до 16 лет доступны 4 образовательных маршрута по основной музейной экспозиции. Гостям предлагают аудиогид на русском, английском и китайских языках.

Возможности и правила посещения

Для людей с ограниченными возможностями в Музее предусмотрено посещение на инвалидных колясках — на территории нет значительных перепадов высот, спроектированы широкие дверные проемы и пандусы, имеются санитарные места для колясок, 2 подъёмника и лифт для подъема на 2-ой ярус. Инвалиды-колясочники, а также сопровождающие их лица обладают правом бесплатного посещения музея. Запрещён вход в музей с животными. Данный запрет не распространяется на собак-поводырей.

Не разрешается перемещение на самокатах, роликовых коньках, велосипедах и иных колесных и спортивных средствах передвижения, включая детские коляски. В музее работает гардероб, где оставляют верхнюю одежду и небольшую ручную кладь.

Разрешена бесплатная любительская селфи-фото-видео съемка, без штатива и реквизита, без применения дополнительного оборудования и вспышек. Профессиональная и свадебная фото-видеосъемка оплачивается по предварительному согласованию.

Строго запрещено курение, вход с огнестрельным, газовым, пневматическим, холодным и другими видами оружия, а также с взрывными устройствами, пиротехникой и газовыми баллончиками, легковоспламеняющимися, взрывчатыми и отравляющими веществами.

Не позволительно прикосновение к музейным экспонатам, витринам и прочему оборудованию, за исключением предметов, которые находятся в интерактивных зонах. Запрещён вход с крупногабаритными предметами.

Неуважительным поведением по отношению к другим посетителям может служить громкий разговор по мобильной связи на территории Музея железных дорог России. 

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector