Нечаянная радость
Это сенсационная выставка: показывают 117 листов с рисунками мастера, сохраненных его ученицей, Анной Лепорской, и переданных в дар музею в прошлом году. Через год «Неожиданного Малевича», возможно, покажут и в Москве
Выставку можно было бы назвать и «Вдвойне неожиданный Малевич». Первая неожиданность состоит в том, что сегодня, когда рынок жаждет и коллекционеры не дремлют, такая драгоценность попала в государственный музей.
Однако это не случайный дар судьбы, а результат многолетнего труда бывших и нынешних музейных сотрудников, которые — своей научной работой, любовью к авангарду и просто человеческими качествами — убедили дарительницу, весьма разборчивую и подозрительную, в том, что ее собрание попадет в хорошие руки.
Дарительница — архитектор Нина Суетина, дочь Николая Суетина (1897–1954), падчерица его второй жены Анны Лепорской (1900–1982) и жена сына Ильи Чашника (1902–1929): по воле скончавшейся в 2016 году родственницы и наследницы трех любимых учеников Казимира Малевича, легендарный «архив Лепорской» (точнее — архив Лепорской-Суетина-Чашника) отошел Русскому музею. Лепорская, бывшая не только ученицей, но и фактически личным секретарем Малевича, помогала ему систематизировать рисунки и записи и сделалась хранительницей большой части наследия мастера после его смерти. Поэтому архив содержит не только послания апостолов, вынужденно ушедших в фарфор и выставочный дизайн, но и живое слово их учителя.
Конечно, не стоит думать, что до наших дней собрание дожило в полном и первозданном виде: до передачи в Русский музей многое было подарено, продано, ушло за границу — хранительницы трезво оценивали перспективы супрематической секты в условиях соцреалистической контрреформации.
Да и честь первой публикации бумаг Малевича из архива Лепорской не принадлежит Русскому: в 2011 году их эталонным образом опубликовал датский историк искусства, видный малевичевед Троэльс Андерсен, попавший в дом Лепорской еще в начале 1960-х, когда приехал в Ленинград учить русский язык.
Так или иначе, кроме графики Малевича, Русский получил в дар большое число работ самих Суетина, Лепорской и Чашника, а также небольшое — других учеников, Льва Юдина и Константина Рождественского (вещей последнего музей вообще не имел).
Раньше рисунков Малевича в Русском, где хранится лучшая в мире коллекция его живописи, было всего 35, теперь стало более полутора сотен (среди 117 листов много двусторонних рисунков). И это не только то, что высокопарно называют «творческой лабораторией» художника,— графика с таким хорошим провенансом может служить аргументом в дискуссиях о подлинности тех или иных произведений.
Что особенно актуально сейчас, когда мир накрыла очередная волна подделок русского авангарда, в Музее изящных искусств Гента на голубом глазу выставляют якобы расписанные самим Малевичем ларцы и прялки, а к голосам отечественных специалистов, указывающих на фальшивки в музейных коллекциях и каталогах-резоне, не спешат прислушиваться.
Вторая неожиданность связана, собственно, с тем, каким предстает Малевич в этом архиве. Для широкой публики сюрпризом станет ранний Малевич. Большей частью — семейный и домашний, рисующий портреты матери, сына и сценки в гостиной твердой, но очень нежной рукой.
Но временами впадающий в грех декадентства, изображающий блоковских незнакомок в шляпах с перьями и даже каких-то брюсовских, если не зиновьева-аннибальских, «целующихся обнаженных женщин», правда, настолько уродливых, что записать Малевича в ряды людей широких гендерных взглядов едва ли получится (искусствоведы связывают целующихся с работой над альбомом к постановке андреевского «Анатэмы» в МХТ). Почти два десятка рисунков обнаженной натуры, сделанных в годы учебы в Москве в частной школе Федора Рерберга (других университетов он не кончал), словно бы специально выставлены для скептиков: контур порой почти что энгровский, упругий и пружинистый,— с этими листами он вполне мог бы поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, куда до того был четырежды не принят, но после рерберговской школы в МУЖВЗ, как считалось, делать уже было нечего. И совсем прелестны его бердслеянские виньетки — под «Одуванчиками», кажется, не побрезговал бы подписаться и сам Обри Бердслей. Впрочем, кроме Бердслея и «Мира искусства» чувствуется еще один источник «декоративных мотивов» киевлянина Малевича — украинские вышиванки.
Для специалистов станет и сюрпризом, и загадкой Малевич более поздний — супрематический и постсупрематический. Тут и вечная Малевичева загадка — датировки.
И сравнительно новая — по какому же принципу Малевич с Лепорской во второй половине 1920-х, возможно, перед его долгожданным заграничным турне, стоившим ему потом таких больших неприятностей, систематизировали его рисунки, раскладывая их по конвертам с подписями, чтобы спрятать все в одну большую картонную папку? Конверты, помеченные какой-либо буквой латинского алфавита, сохраняют тайну имени и классификации, несмотря на подсказки вроде надписей про «алогизмы» или «переход в небытие». Помимо рисунков в архиве Лепорской есть и рукописи, ранее не публиковавшиеся. Например, иконоборческая — в том смысле, что направлена против складывающихся коммунистических ритуалов и иконопочитания,— статья 1929 года о том, как (разумеется, беспредметно — без-образно!) надлежит оформлять рабочие клубы. Замечательным практическим подкреплением ей служат эскизы росписей интерьеров ленинградского Красного театра (нынешнего «Балтийского дома») 1931–1932 годов — наш так и не состоявшийся супрематический Баухаус. Эти два зальчика позднего Малевича — бесконечная стена плача о несостоявшемся. И в то же время — бесконечный праздник национальной гордости: вот, дескать, из одной этой супрематической композиции «Пять вертикальных полос», датированной пока весьма широко — 1915–1920-м, мог бы выйти весь американский минимализм. Если бы, конечно, знал о ее существовании.
Кстати, о национальной принадлежности Малевича — не человека, тут ясности несколько больше, но художника — ведутся горячие споры. Есть Малевич русский, польский, украинский. Может быть, правильнее говорить, что Малевич был московский, витебский, петроградский-ленинградский, киевский. Из «архива Лепорской» на нас почему-то смотрит очень ленинградский Малевич.
Подвергнутый шельмованию — в Ленинграде обычно более жесткому, чем в Москве. Посидевший в Крестах, как полагалось ленинградским художникам и поэтам его круга. Переживший блокаду, официальное забвение и тайный культ, коснувшийся даже поколения Тимура Новикова.
Аккуратно разложенный по конвертам, убранный в папочку с тесемочками и спрятанный от греха подальше — за шкаф или в диван.
«Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею». Санкт-Петербург, Русский музей, Михайловский замок, до 14 января
Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3799513
В русском музее представили выставку «неожиданный малевич»
В Русском музей открылась выставка, на которой представлены работы короля мирового авангарда — нигде и никогда не выставлявшиеся ранее. Вся экспозиция — это частная коллекция друзей и учеников художника. Автор «Черного квадрата», оказывается, любил рисовать портреты близких, интересовался дизайном, а деньги зарабатывал, создавая эскизы упаковки для духов и мыла.
Такого Малевича еще точно не видели. Парящая балерина. Точеная фигура обнаженной девушки. Портрет сына с огромными глазами. Будущий гений супрематизма, как и многие другие художники, начинал с того, что рисовал с натуры.
— Вот так покажи этот портрет и спроси кто это? Будут думать. Между Врубелем, Серовым, кем-то там, — говорит заместитель директора по научной работе Русского музея Евгения Петрова.
Сразу 117 графических работ из личного архива ученицы великого авангардиста. Эскизы, нарисованные чуть ли не на коленке, на обычных тетрадных листах в клеточку помогают выстроить весь творческий путь Малевича. А вот гуашь. Жизнеутверждающие стрекозы на фоне камышей. Художник видел и так.
Глядя на эти миниатюрные рисунки, никогда не скажешь, что Малевич. Типичная английская графика. И рука мастера! Который, кстати, не гнушался никакими заработками. Даже этикетки рисовал.
Вот эта, например, для флакона духов. Одуванчики на черном фоне — весьма милая обертка для мыла. Череп и свеча — тоже коммерческий заказ.
Впрочем, на полках магазинов оригинально оформленный товар так и не появился.
— Запись, которая на нем есть, сделана позже «для свечей заказ не принят», что был за заказ мы точно не знаем, — рассказала заведующая сектором рисунка XVIII начала XX века Русского музея Наталья Соломатина.
Ирину Антонову, Президента государственного музея имени Пушкина, сложно чем-то удивить. Но даже для нее художник предстает в весьма неожиданном свете. Реалист.
— Вот он такой. Он же не мог не видеть, что вокруг. Как-то на него это производит впечатление, безусловно, тоже, — делится своими впечатлениями президент Государственного музея изобразительных искусств имени Пушкина Ирина Антонова.
Шедевры стоимостью в несколько миллионов долларов складывались вот из таких кирпичиков. Несколько десятков эскизов, как энциклопедия супрематизма.
— Эти маленькие листочки только на первый взгляд кажутся такими скромными. Они действительно открывают нам дверь в лабораторию Малевича. Достаточно сложную и далеко не простую, — комментирует заведующая отделом рисунка Русского музея Наталья Козырева.
Так посетители выставки становятся свидетелями творческого процесса. Возможно, после более детального знакомства с Малевичем, взгляд на его черный квадрат кардинально изменится. И под толстыми слоями краски, наконец, проступит истинный смысл произведения.
Ранее Пятый канал рассказывал детективную историю одного портрета: шедевр Брюллова открыли заново.
Источник: https://www.5-tv.ru/news/228644/vrusskom-muzee-predstavili-vystavku-neozidannyj-malevic/
В русском музее представили «неожиданного малевича»
Зинаида Арсеньева
В Михайловском замке Русского музея открыта выставка «Неожиданный Малевич». Название не обманывает.
ФОТО Александра ДРОЗДОВА
Едва переступив порог выставочного зала, я застыла в изумлении возле зеленого тондо (круглая по форме картина. — Прим. ред.), в которое была вписана пара стрекоз, танцующих свой балет. Я тут же их сфотографировала на телефон и выставила в Сети с вопросом: «Угадайте, кто автор?».
Никто не узнал руку Казимира Малевича. А рядом — виньетки, сплетающиеся в прихотливые, кружащие голову узоры стиля модерн, одуванчики, мерцающая свеча, вставленная в череп. Скажи, что это Обри Бердслей или кто-нибудь из художников «Мира искусства», — поверят.
Широкая публика знает другого Малевича — вошедшего в историю прежде всего как автор «Черного квадрата», создатель супрематизма, как один из «апостолов новой живописи», призывающий сжечь все искусство прошлых эпох в крематории. Русский музей обладает самой большой в мире коллекцией Малевича.
Некоторые картины и рисунки художника были переданы туда в 1926 году из Музея художественной культуры, а также приобретены в 1930 году у самого автора. Малевич умер в 1935 году от рака. Через год его близкие передали музею практически все, что хранилось у них.
Так в Русском музее оказался и «Черный квадрат», написанный, предположительно, в 1924 году для Венецианской выставки.
Но были в этой коллекции и лакуны. Сейчас, после поступления в Русский музей дара Нины Суетиной, недавно ушедшей из жизни, пустот стало меньше. 117 рисунков, беглых эскизов, почеркушек, записей, выполненных более-менее тщательно или сделанных чуть ли не на коленке, поступили в музей совсем недавно, согласно ее завещанию. В роли душеприказчицы выступила Раиса Стримайтис.
Комплекс рисунков и записей Малевича носит название «архив Лепорской». Анна Лепорская была ученицей Малевича, одной из самых преданных. Подобно тому, как апостолы ходили за Христом, записывая каждое слово, она собирала за Малевичем все листочки, которым он сам, быть может, не придавал значения.
Лепорская была замужем за другим учеником Малевича — Николаем Суетиным. Его дочь Нина Суетина стала ей родной.
Я видела Нину Николаевну, бывшую уже в преклонных годах, на открытии выставки ее отца Николая Суетина в Русском музее. Там она говорила:
— Все, что есть, а также весь архив я завещала уже Русскому музею. У меня записано, что никто не сможет вступить в права наследования до тех пор, пока не выполнит мою волю и не передаст произведения Николая Михайловича в Русский музей!
Согласно последней воле, музею следовало отдать и произведения Казимира Малевича.
Сохранить то, что многим показалось бы просто бумажным сором, было очень трудно. Бумажный сор мог подвести под монастырь — в 1930 году Малевич был арестован. И хотя через два месяца его выпустили, хранить архивы художника было небезопасно. Многие друзья избавлялись, жгли, и кто посмеет сейчас их осудить? А Лепорская и Суетин бережно хранили эти рисунки и записи, веря, что хранят вещи гения.
Когда Казимир Северинович умер, именно Суетин снял посмертную маску и сделал слепок его руки. Они попали в музей в 1935 году, но затерялись в фондах, были обнаружены и идентифицированы лишь в наши дни.
Он же оформил похороны учителя, превратив их, согласно посмертной воле мастера, в последний манифест супрематизма. Измученное, изглоданное страшной болезнью тело Малевича было положено в супрематический гроб-архитектон черно-бело-зеленого цвета.
В головах вместо иконы лежал черный квадрат. Жутковато.
Выставка сделана предельно просто, без изысков дизайна и концепций. Вот рисунки Малевича времен его учебы у Федора Рерберга — обычные ученические штудии, обнаженная натура, балерины в движении. Вот портреты его близких — мать, жена, сын.
Некоторые рисунки сделаны и на обороте, их показывают в специально изготовленных стеклянных футлярах. Один из залов посвящен листам, показывающим, как постепенно складывается система супрематизма.
Но это, на мой взгляд, менее интересно обычному зрителю, чем уже упомянутые образцы рекламной продукции — этикетки для мыла, духов, свечей. Надо было чем-то жить, кормить семью. Вот и приходилось заниматься поденщиной, мелочовкой.
Получалось не всегда. Свеча в черепе была отвергнута заказчиком, о чем свидетельствует надпись на обороте рисунка. Будь я владельцем свечного заводика, такую рекламу тоже забраковала бы.
Готический ужас, мементо мори — кто захочет это купить?
Рекламной продукции, сделанной по эскизам Малевича, сохранилось совсем мало. Но есть один образец его дизайна, который наверняка помнят многие. Это флакон одеколона «Северный», выпускавшегося вплоть до 1990-х годов. Айсберг из стекла с белым медведем на вершине — настоящий образ Севера с его запредельным холодом и хрустальной чистотой.
Это был заказ от владельца знаменитой парфюмерной фабрики Брокара, который решил поддержать художника в очень трудное для него время. Запах был, как гласила реклама, «крепким и освежающим», в нем чувствовался аромат снега и мороза и — чуть-чуть — звериной шкуры. То, что нужно для настоящих мужчин.
С годами дизайн все более упрощался, вероятно, ради удешевления. И все же мне очень жаль, что флакон с мишкой, которым я любила играть в детстве, пропал куда-то при переезде на новую квартиру. Откуда мне было знать тогда, что это духи от Малевича? Если вдруг у вас такой чудом сохранился, не выбрасывайте. Раритет.
На выставке в Русском музее эскизов флакона нет, но в каталоге о нем упоминается.
Конечно, коллекция Лепорской дошла не целиком, часть за эти долгие и трудные годы все же была продана, осела в частных собраниях. Но и эти 117 рисунков — дар бесценный. Президент ГМИИ им.
Пушкина Ирина Антонова, которая передвигается сейчас в коляске, сочла своим долгом побывать на вернисаже. По ее словам, она до этого никогда не видела графическое наследие Казимира Малевича в таком объеме.
Что уж говорить о нас, обычных любителях искусства.
#Русский музей #Михайловский замок #Малевич
Материал опубликован в газете «Санкт-Петербургские ведомости» № 238 (6347) от 20.12.2018 под заголовком «Стрекозы и мишки от Малевича».
Источник: https://spbvedomosti.ru/news/culture/strekozy_i_mishki_ot_malevicha/
В русском музее открылась выставка «неожиданный малевич»
Творчество Казимира Малевича, кажется, изучено уже вдоль и поперек. Даже самые далекие от искусства люди знают его «Черный квадрат» и придуманный им таинственный термин «супрематизм»…
Однако новая выставка Русского музея являет нам и впрямь неожиданного Малевича. Неброская, на беглый взгляд, она представляет 117 рисунков лидера русского авангарда, ранее никогда не выставлявшихся.
А также — черновики не публиковавшихся ранее теоретических статей Малевича.
Эти уникальные документы сохранились в частном архиве ученицы Малевича Анны Лепорской, а позже перешли к ее приемной дочери Нине Суетиной.
Выполняя предсмертную волю Суетиной, ее душеприказчица Раиса Стримайтис передала в дар Русскому музею эти драгоценные архивные материалы. Это случилось совсем недавно — летом минувшего года.
Но по словам заместителя директора Русского музея Евгении Петровой, кураторам не терпелось показать вновь обретенные сокровища публике.
«Да, у нас самая большая и самая полная коллекция работ Малевича среди всех, что есть в мире, — сказала она. — Но и в ней до недавнего времени наблюдались лакуны.
Одна из таких лакун — учебные штудии основателя супрематизма. Известно, что Малевич дважды не смог поступить в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Но это вовсе не означает, что он не получил систематического художественного образования.
Школа Рерберга, где он учился, давала прекрасные возможности в овладении натурным рисунком, и в экспозиции мы видим десятки таких работ Малевича.
Причем обнаженная натура, а также графические портреты его близких: матери, жены, детей — выполнены очень уверенной рукой, часто — будто бы одним росчерком, без отрыва карандаша от бумаги».
Выставка «Пикассо & Хохлова» открывается в Москве
Другой необычайно интересный раздел показывает нам Малевича-дизайнера. В эпоху безденежья он зарабатывал на жизнь, создавая этикетки к разного рода парфюмерной продукции.
Эти виньетки эпохи серебряного века легко принять за работы мирискусников — тонкая вязь узоров, обилие завитушек в сложносочиненных, но крайне изящных орнаментах… Известно, что для фирмы «Брокар и К» Малевич разработал дизайн упаковки духов — она представляла собой глыбу льда с белым медведем.
А здесь на многих рисунках есть подписи: «этикетка для мыла», «этикетка для свечей».
Но самый, пожалуй, интересный зал показывает «почеркушки» 1913 года. Вот, например, так называемая «Кубофутуристическая композиция N 27». Среди хитросплетения линий и штриховок можно угадать какое-то лицо в шляпе-цилиндре, балясины балкона.
Но все эти предметные детали понемножку теряют свой узнаваемый облик, превращаясь из вещей в их идеи — столь излюбленные впоследствии художником круг, квадрат, треугольник. Он вписывает их друг в друга, крутит по разным осям…
И даже неспециалисту становится очевиден путь творческих исканий Малевича: не от простого к сложному, а наоборот.
Понятно, что многие бережно сохраненные наброски сам художник отнюдь не воспринимал как ценность. Оттого многие листы в архиве зарисованы с обеих сторон: на обороте супрематической композиции можно увидеть, например, чей-то профиль.
Эта особенность коллекции представляла, конечно, большую трудность для экспонирования. Но в Русском музее нашли выход: графические листы «упакованы» в стеклянные футляры, так что каждый лист можно рассмотреть с «лица» и с «изнанки».
Великий Пикассо обессмертил ее на своих полотнах, но обрек на одиночество
Отдельный интерес — рукопись статьи Малевича «Клуб и революция» 1929 года.
Любопытно наблюдать, как Малевич разделывается с оформлением агитационных площадок, находя к советской символике религиозные параллели: серп и молот — вариант креста, вымпел с портретом вождя — лишь чуточку видоизмененная хоругвь…
И, конечно, рассмотрение бисерного, отчетливого почерка мастера много дает для понимания художника.
Источник: https://rg.ru/2018/11/21/reg-szfo/v-russkom-muzee-otkrylas-vystavka-neozhidannyj-malevich.html
Линия эксперимента: Русский музей представил редкую графику Малевича
В Инженерном замке Русского музея стартовала выставка «Неожиданный Малевич», представляющая архив ученицы супрематиста Анны Лепорской. Недавно это собрание было принято музеем в дар, и это первая его широкая демонстрация.
Экспозиция 117 рисунков и автографов автора «Черного квадрата» открылась в рамках Международного культурного форума, и это символично: и потому, что Казимир Малевич остается одной из ключевых фигур мирового художественного процесса, и потому, что само обретение этого уникального дара — событие с большой буквы.
Анна Лепорская с мужем Николаем Суетиным, тоже учившимся у Малевича, собрали большую коллекцию работ своего наставника. Нина Суетина, приемная дочь Лепорской, вышла замуж за Илью Чашника, сына еще одного знаменитого студента мастера.
Таким образом, сложился богатый архив, связанный с Малевичем и людьми его круга. После смерти Нины Николаевны в 2016 году ее друг и душеприказчица Раиса Стримайтис исполнила волю покойной и подарила собрание Суетиной музею. Это почти 2 тыс.
единиц хранения.
— Коллекция собственно Малевича, которая входит в завещанное Русскому музею, сложилась в несколько этапов, — рассказала «Известиям» Наталья Козырева, заведующая отделом рисунка музея. — Часть рисунков относится к периоду, когда Лепорская была ученицей Малевича в ГИНХУКе.
Она собирала графику, созданную как пособие — для разъяснения ученикам сущности супрематизма. Другой путь пополнения связан с арестом Малевича в 1930-е годы, когда люди, хранившие у себя какие-то материалы, из страха избавлялись от них. Лепорская с мужем старались спасти все работы учителя и иной раз буквально выхватывали их из огня.
И, наконец, некоторые произведения гения достались Лепорской после его смерти.
Авторству Малевича принадлежат и портреты своей ученицы. Один из них, ныне входящий в частное американское собрание, представлен на выставке. Эта неоконченная картина раньше считалась автопортретом Лепорской, но недавние исследования показали, что произведение создано самим Казимиром Севериновичем — больным, измученным, незадолго до смерти.
Русский музей сознательно не стал строить вокруг новых работ какую-то концепцию, не смонтировал обретенное со своими хрестоматийными шедеврами.
Он просто представил рисунки Малевича и некоторые его автографы, озаботившись тем, чтобы продемонстрировать их максимально наглядно (ведь некоторые рисунки — двусторонние).
Но сам Малевич, право же, столь неожиданный, что это «просто экспонирование» выглядит концептуально.
Во-первых, здесь есть ранние рисунки мастера, где он изобразил родных: мать, жену, детей. Цепляют большие грустные глаза пятилетнего сына, который умрет в юности.
Эти работы подкупают совсем не техникой, а именно человеческой нотой, которая Малевичу вроде бы не свойственна. Во-вторых, выставлены штудии будущего авангардиста, созданные когда он еще учился у Федора Рерберга.
Видеть, как художник, олицетворяющий «антифигуративное» искусство, вычерчивал обнаженных натурщиков и балерин, — само по себе в диковинку.
Но что по-настоящему притягивает на этой выставке своей самобытностью и самодостаточностью, а не только как некий исторический материал и предвестие будущих форм, — это маленькие цветные рисунки Малевича, виньетки, выполненные как рекламные эскизы этикеток для мыла и духов. Художник, которого даже искусствоведы шутя называют «автором дорожных знаков», имея в виду выпирающую формульность его творчества, предстает в этих миниатюрах ювелиром с кисточкой, работами которого любуешься не дыша.
Две летящие над камышами стрекозы, сидящие под деревом «бердслеевские» женщины, ребенок в чепце или растительный орнамент в типичном модернистском стиле, — всё это дышит рукотворностью и наполнено душевным теплом. Но и абстрактные фигуры, которые служили наглядным пособием ученикам, нарисованные иногда на пожелтевших обрывках бумаги, интересны не меньше — они складываются в своего рода азбуку супрематизма.
Специалисты музея утверждают, что эта выставка — только начальный этап работы над коллекцией Лепорской. Материалы обнародованы, но изучить их искусствоведам еще предстоит. Также в планах музея — представить ту огромную часть коллекции, которая не связана непосредственно с Малевичем, но многое может открыть в истории русского авангарда.
Источник: https://iz.ru/813261/evgenii-avramenko/liniia-eksperimenta-russkii-muzei-predstavil-redkuiu-grafiku-malevicha
Выставка «Неожиданный Малевич», день рождения «Клуба» и открытие катка на Новой Голландии
Выбор The Village: лучшие выставки, концерты, вечеринки, фестивали и кинопоказы выходных
На фотографии: Выставка «Паша 183. Ретроспектива»
Эксклюзивная выставка в Русском музее: в Михайловском замке покажут 117 редких графических работ Казимира Малевича, которые сохранились в архиве Лепорской — Суетина — учеников и единомышленников великого художника.
Графические портреты, нарисованные гуашью, минималистичные карандашные рисунки, бесцветные супрематические композиции, эскизы росписей, незаконченные наброски на тетрадных листках — такого Малевича вы еще не видели (графических работ мастера в Русском музее до появления этой коллекции было всего несколько десятков).
Когда
15 ноября — 14 января
На открытой киностудии «Лендок» — редкое событие: известный киновед Петр Багров представит и покажет советские картины, выпущенные или снятые в 1968 году, забытые или незаслуженно обделенные вниманием.
Например, в пятницу смотрите «Осенние свадьбы» Бориса Яшина — поэтический рассказ о первой любви деревенской девушки Наташи, хранящей верность памяти погибшего жениха.
А в субботу — публицистическую драму «Три дня Виктора Чернышева» Марка Осепьяна про обыденную жизнь советских молодых людей. Показы пройдут с пленки 35 миллиметров из коллекции Госфильмофонда России.
Стоимость
Бесплатная регистрация
В Музее уличного искусства открывается масштабная ретроспектива московского уличного художника Павла Пухова, работавшего под псевдонимом Паша 183, — символа российского уличного искусства, «русского Бэнкси», погибшего в 2013 году.
Выставка займет все три этажа здания котельной и будет построена в формате ретроспективы: она расскажет обо всех наиболее значимых проектах художника. Большинство из них сохранились лишь в форме документации — именно фото- и видеоархивы стали основой экспозиции.
Кроме них, в музее покажут сохранившиеся авторские холсты, трафареты, личные вещи, а также реконструированные граффити, арт-объекты и инсталляции. Подробнее читайте о выставке в нашем большом гиде.
Когда
17 ноября — 28 февраля
На фотографии: кадр из фильма «Идеальные незнакомцы»
Городское общественное пространство на рукотворном острове постепенно готовится к зиме: к открытию нового сезона приурочен традиционный запуск большого ледового катка.
Вечером в день открытия на большой сцене выступит группа «Самое большое простое число» с программой «Концерт с открытым ртом» (за сценографию отвечает хореограф и режиссер Олег Глушков). Послушать концерт можно будет прямо на коньках, в ходе полуторачасового сеанса.
А на протяжении всего дня посетителей катка обещают угощать фирменным мороженым. Петербургская погода продолжает держать заданную планку: температура все еще будет плюсовая, снега не ожидается.
Стоимость
сеанс с концертом — 700 рублей
В рамках Международного культурного форума, который проходит в Петербурге на этой неделе, организовали хороший выставочный проект к 65-летию кукольного объединения киностудии «Союзмультфильм».
В галереях NameGallery и Bulthaup на Большой Конюшенной покажут инсталляции с участием знакомым всем с детства кукол (от Чебурашки и Крокодила Гены до Слоненка и Попугая), а также выставят настоящие декорации к мультфильмам «Козленок, который считал до десяти», «Чебурашка» и «Варежка».
Отдельный, небезынтересный сюжет — инсталляция, раскрывающая процесс создания кукольного героя от художественного эскиза до готовой к съемкам куклы-актера.
Когда
16 ноября — 9 декабря
Где
галереи NameGallery и Bulthaup
В субботу в Angleterre Cinema Lounge — показ громкого итальянского фильма «Идеальные незнакомцы» (гениальная, уже почти хрестоматийная идея: история о семерых друзьях, которые, собравшись в загородном доме, в шутку начинают игру: участники должны зачитывать вслух все приходящие им сообщения, а на звонки отвечать только по громкой связи), дополненный встречей с режиссером картины Паоло Дженовезе. Отдельная интрига: после показа «Идеальных незнакомцев» зрителям покажу эксклюзивные сцены из нового фильма «Громкая связь» — российской адаптации итальянского суперхита в исполнении «Квартета И».
Где
Angleterre Cinema Lounge
На фотографии: Выставка «Жажда античности»
В Академии художеств открылась выставка, построенная на материалах из собрания Научно-исследовательского музея при академии и работах известного российского архитектора-неоклассика Максима Атаянца.
Пробковые модели архитектурных шедевров в исполнении итальянских мастеров Антонио Кики и Доменико Падильоне, графические рисунки памятников римской античности (более 200 работ), французского зодчего Шарля-Луи Клериссо и акварели, выполненных в XIX — начале XX века выпускниками Императорской академии художеств, дополнят современными рисунками архитектора — явного и лучшего наследника традиции.
Когда
14 ноября — 27 января
Год исполняется главному клубному феномену Петербурга последних лет — клубу «Клуб». В субботу по этому случае в «Клубе» большая вечеринка , разделенная на две части: собственно, вечернюю и ночную.
До полуночи, помимо резидентов, на Боровой успеет выступить с сетом экспериментальной электроники датчанка Puce Mary, а во второй части обещают «рекордное количество не слышанных ранее лайвов».
Подробнее — читайте в Telegram-канале клуба.
Фестиваль научно-популярного кино «Мир знаний» в этом году посвящен космологии — учению об общих закономерностях строения Вселенной.
В киноцентре «Родина» покажут 28 лент из конкурсной программы: в пятницу, например, смотрите фильм открытия «Небо», кинофантазию о безумной красоте ночного неба чилийской пустыни Атакама; в субботу — российскую работу «Четыре сезона Приокского леса», впечатляющую съемки природы Приокско-Террасного заповедника; а в воскресенье — итальянский фильм «Сумеречный хор» про поиск экомузыки в девственных лесах Эквадора. Полную программу показов смотрите здеcь. В дополнительной программе не пропустите выставку эскизов художника-постановщика Михаила Ромадина к «Солярису» Тарковского — она пройдет в Доме ученых на Дворцовой набережной.
Где
«Родина» и другие площадки
На фотографии: Cold Cave
Вечеринку Delta, которая состоится в субботу в клубе Blank, организаторы называют эпилогом фестиваля Gamma.
Готовятся две сцены, лазерная инсталляция («своеобразная эволюция зеркальной инсталляции, которая была представлена на прошлогодней Delta) и добротный лайн-ап: выступят Милтон Брадли (Alien Rain) из Берлина, английский продюсер и музыкант Стив Бикнелл и еще один известный техно-музыкант из Германии Мик Уиллс.
Проект Уэсли Эйсолда из American Nightmare, появившийся в эпоху Myspace и практикующий отстраненный синти-поп, успешно притворяется, что на дворе 80-е. Угрюмая дискотека для холодного ноябрьского вечера.
Фотографии: обложка – rusmuseum, 1 – Музей стрит арта, 2 – «Экспонента», 3 – RAH, 4 – Mara McKevitt /Matador Records
Источник: https://www.the-village.ru/village/weekend/petersburg-broadcasting/331817-vyhodnye-v-peterburge
С чего начинался «черный квадрат»
Но начинал-то Малевич — как и все художники: с классических зарисовок и набросков. Именно их — в количестве 117 штук — и представили на выставке «Неожиданный Малевич».
То, что видят ее посетители, до сих пор никто не видел, и это действительно неожиданно — никаких ярких красок, геометрических фигур и других атрибутов, которые в сознании любого человека ассоциируются с именем Малевича. В основном здесь карандашные рисунки, выполненные на обрывках бумаги и тетрадных листках в клеточку.
Большинство — двусторонние. Поэтому организаторам выставки пришлось сделать специальные стеклянные витрины, чтобы были видны обе стороны рисунков.
В которые надо тщательно вглядываться — карандаш или грифель все-таки с течением времени бледнеют, бумага желтеет (поэтому выставляться рисунки будут только до середины января, потом минимум полгода они должны «отдыхать»). Единственное яркое пятно на выставке — портрет ученицы Малевича Анна Лепорской, благодаря которой вся эта история с рисунками и случилась.
Именно Лепорская, которая была не только ученицей, но и близким другом семьи Малевича, собирала все его рисунки в так называемый «Архив Лепорской».
И если живописные произведения художника были переданы его наследниками на хранение в Русский музей — в котором, кстати, находится самая большая коллекция картин Малевича в мире, а вот графических работ до недавнего времени было только 35, — то зарисовки так и хранились у Лепорской.
А потом перешли к ее приемной дочери Нине Суетиной. Не все — многие оказались в частных руках и музейных коллекциях. Так что те рисунки, что сегодня можно увидеть на выставке, — скорее всего, последние из сохраненных Суетиной произведений Малевича.
Тут же — его неизвестные письма и даже папка, в которой, разложенные по конвертам, лежали рисунки. И хранились они не где-нибудь, а в обычном доме в Лисьем Носу — там живет подруга умершей два года назад Нины Суетиной — Раиса Стримайтис, которая и передала их по воле Суетиной в музей весной прошлого года.
Это даже представить сложно — без всякой охраны и прочих «наворотов», сопутствующих обычно произведениям искусства такого уровня, в частном, можно сказать даже — провинциальном, доме находились работы, каждая из которых стоит около 50 тысяч долларов, а общая стоимость коллекции — несколько миллионов в той же валюте. Продавай потихоньку — и живи уже не в Лисьем Носу, а в Монако. Но нет, сохраняли, берегли — и передали в дар музею!
И теперь у любого желающего есть возможность убедиться в том, что Малевич мог рисовать не только квадраты, круги, кресты и их взаимодействие (хотя уже в ранних рисунках он обращается к этим фигурам), но и обнаженную натуру, и пейзажи, и портреты — есть предположение, что на некоторых рисунках можно увидеть и первую жену художника с детьми, и его мать, но это только предположения, — и даже шаржи.
А еще он брал заказы — создавал этикетки для мыла и духов. Например, нарисовал эскиз флакона одеколона «Северный» Товарищества парфюмерного производства Брокар и Ко — в виде глыбы льда с фигурой медведя вместо пробки.
Работал Малевич и над архитектурными проектами. На выставке можно увидеть эскизы интерьеров левого крыла Государственного Народного дома на Петроградской, которые он разрабатывал совместно с Лепорской.
Именно на примере этого проекта Малевич хотел показать, что можно связать супрематическую живопись и новую архитектуру. Но на практике осуществить задумку не удалось — в 1932 году левое крыло Народного дома сгорело.
А какие могли бы быть интерьеры — революционные!
Малевич вообще был революционером по духу и даже ратовал за то, чтобы всё разрушить, «до основанья», и уже на месте разрушенного строить новое искусство. Но глядя на его ранние работы, понимаешь, что и «всё человеческое» было ему не чуждо. Неожиданно, но факт.
Анна ВЕТЛИНСКАЯ,
интернет-журнал «Интересант»
Источник: http://www.interessant.ru/culture/s-chiegho-nachinalsia-chi
Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею: актуальная информация, описание
О выставке
Государственный Русский музей представляет выставку «Неожиданный Малевич. Из архива А.А. Лепорской, подаренного Русскому музею».Творчество Казимира Малевича известно и популярно во всем мире. Многие слышали о картине «Черный квадрат» и супрематических композициях художника.
Но это все живописные работы, которых, кстати, в Русском музее находится больше, чем в каком-либо другом собрании мира. А вот графика Малевича малоизвестна, и встречается редко. В коллекции Государственного Русского музея из было всего 35. Недавно ситауция изменилась: Русскому музею от Р.Ф.
Стримайтис поступили в дар 117 рисунков Малевича из архива Лепорской-Суетина. Таково было желание Нины Николаевны Суетиной, наследницы А.А. Лепорской и дочери Н.Н. Суетина.В преддверии 125-летия Русского музея чрезвычайно важно опубликовать и показать эту уникальную подборку графических работ.
По материалам официального сайта Государственного Русского музея.
Работы
-
12 октября 2018−3 марта • Берлин, Музей современного изобразительного искусства, Invalidenstraße 50-51
Художник. Наставник. Маг. Отто Мюллер и его окружение во Вроцлаве
Выставка «Художник. Наставник. Маг» впервые освещает влияние бывшего члена группы «Мост» (Brücke), экспрессиониста Отто Мюллера (1874-1930). Более десяти лет художник преподавал в Государственной академии искусств и
-
2 августа 2018−9 июня • Сингапур, Национальная галерея Сингапур, City Hall Wing, Level 4
Лим Чэн Хое. Изображая Сингапур
В Национальной галерее Сингапура проходит выставка Лима Чэн Хое (1912 –1979) «Изображая Сингапур» . В экспозиции представлено более 60 произведений искусства, эскизов и архивных материалов, в которых подчеркивается
-
21 февраля−18 марта • Харьков, Харьковская муниципальная галерея, ул. Чернышевская, 15
Роман Минин. Золото нации
В Харьковской муниципальной галерее проходит персональная выставка харьковского художника Романа Минина « Золото нации ». Автор посвящает данную серию работ поиску истинных материальных и нематериальных ценностей, где золото
-
29 мая 2018−31 октября 2020 • Гонконг, Галерея Perrotin,Гонконг, Central, Connaught Rd Central, 50
Идзум Като
После показов в Гонконге, Париже и Нью-Йорке галерея Perrotin представляет первую персональную выставку Идзуми Като в Гонконге. Её основой стали недавние эксперименты японского художника, исследующего камень как новую
Источник: https://artchive.ru/exhibitions/1209