Санкт-Петербург бога своей историей и славится своей величественной архитектурой. Одним из достояний города является Строгановский дворец. Уникальное здание, построенное в ХVIII веке неизменно продолжает привлекать к себе многочисленных туристов.
Этим старинным домом владела купеческая семья Строгановых. Сегодня, в нем расположился филиал Русского музея, который, гостеприимно открывает свои двери для многочисленных туристов.
Стоимость билетов
Цена входного билета колеблется в зависимости от возраста посетителя
- для взрослых — 420 руб;
- для школьников и студентов — 200 руб;
- для дошкольников — бесплатно.
- понедельник — 10:00 — 18:00;
- вторник — закрыто;
- среда — 10:00 — 18:00.
- четверг — 13:00—21:00;
- пятница — воскресенье — 10:00 — 18:00.
Как добраться
Дворец находится в пешей доступности от станции метро «Невский проспект», на автобусах №3, 7, 22, 27 или троллейбусах №1, 5, 7, 10, 11, 22 можно доехать до остановки «Большая Конюшенная улица». Поскольку это центр города, то парковок рядом нет. Если не любите общественный транспорт, то лучше доехать на такси.
Строгановский дворец: история создания
Из исторических фактов известно, что участок на Невском проспекте, под строительство будущего дворца, изначально принадлежал портному Иоганну Нейману. Он то и начал отстраивать дом из камня, к которому примыкали строения жилищ придворного повара Шестакова и адъютанта генерала Салтыкова – Янкова.
Недостроенный дом Неймана и был куплен братьями Строгановыми, примерно в 1942 году. Так как изначально он был единым комплексом для трех семей, Неймана, Шестакова и Янкова, то фасады спроектировали в едином стиле, что немало огорчало барона Строганова, который хотел все переделать по своему вкусу.
Но в то время существовала строгая дисциплина по градостроению в центре города. Известный факт, что Барон никак не мог договориться с соседом поваром о выкупе его части дома. Шестаков не желал расставаться с ним, по причине того, что дом находился в сердце Санкт-Петербурга.
Строительство было начато в 1753 году и окончено в 1754. В некоторых источниках указывается, что дворец был возведен за 6 недель. Это строительство назвали стремительным. Оно облегчалось тем, что строилось на конструкциях предыдущих домов.
В средине ХVIII Невский проспект активно застраивался дворянскими домами.
И после окончания строительства, Сергей Григорьевич Строганов, принадлежавший к роду Новгородских купцов, разбогатевших за счет Уральских солеварен, поселился в своем новом дворце вместе с супругой Софьей Кирилловной и сыном Александром. Последний и стал самым знаменитым представителем строгановского рода и владельцем родового гнезда.
Строгановский дом стал чрезвычайно популярен. В нем собиралась вся блистательная верхушка общества, проводились шумные балы и маскарады, театральные постановки, балет и опера.
Были вхожи Фонвизин, Державин, композитор Бортнянский. Сама императрица Елизавета Петровна, почтила честью Строгановых церемонией празднования своего дня рождения. Александр был образованным человеком и искусствоведом.
После смерти отца, продолжил собирать коллекцию произведений искусства: картин, скульптур. Так же во дворце была обширная минералогическая и нумизматическая коллекция.
Семья Строгановых слыла богатейшими людьми. Они часто устраивали благотворительные обеды во внутреннем дворе, на которые могли прийти все желающие горожане. Строгановы держали приличный штат прислуги, в исторических документах упоминается о более 600 человек обслуживающего персонала.
Строгановский дворец: залы
Дворец включил в себя полсотни просторных искусно украшенных лепниной залов.
Так же как и дворец, все интерьеры выполнены были в стиле барокко. Высокие потолки, главный зал с огромными зеркалами и скульптурами, кажется огромным и воздушным.
Главная его достопримечательность – это необыкновенной красоты плафон, созданный знаменитым итальянским живописцем Джузеппе Валериане из тринадцати холстов, которые обрамляют необыкновенной архитектурной красоты колоннада и балюстрады.
Это единственное помещение, которое сохранилось в барочном стиле и не было перестроено. Все остальные помещения получили новое оформление уже к концу ХVIII века, автором проекта был архитектор Деменцов.
Обеденные залы Строгановского дворца
Строгановский дворец выполнен в лучших канонах стиля барокко. В обеденных залах дворца полсетите получит возможность увидеть места, где обедали представители высших слоев того времени. Перед посетителем предстанет четыре зала, выполненных в разных стилях: классицизм, барокко и рококо.
Доступ в залы («Орденский», «Гербовый», «Тронный» залы и «Аванзал» ) является свободным для всех. На данном этапе там был открыт ресторан «Русский Ампир». Это место станет настоящей находкой для желающих почувствовать себя императором. Рецепты тщательно восстанавливались из книг времен Российской империи.
Каждый зал снабжен разной посудой, выполненной из фарфора. Стол сервируется в лучших традициях барокко с помощью позалоченных приборов и хрусталя.
Просторная галерея вмещала в себя большое количество картин прославленных художников Рембрандта, Боттичелли, Ван Дейка, Пуссена и многих других. Были отдельно оформлены залы Публичной библиотеки и минералогического кабинета.
Минералогический кабинет строгановского дворца
Кабинет спроектировал А.Воронихин, сейчас он считается архитектурным шедевром. Известно, что граф Строганов был любителем книг и коллекционировал минералы. С учетом таких увлечений Ворохин выделил первый ярус под огромное собрание книг, а второй для минералов.
Потолок кабинета был украшен плафоном, а пол выполнен из редких видов дерева.
Время жестоко обходилось в миниралогическим кабинетом, в 19 веке из него даже сделали бильярдную. Однако к настоящему моменту кабинету полностью вернули первозданный вид. И он продолжает восхищать посетителей своим величием.
Строгановский дворец внутри: интерьеры
Ближе к концу 18 века, дворец начали перестраивать, менять некоторые интерьеры следуя новым модным веяниям в архитектурной моде. Уменьшалась барочная пышность и вычурность форм. Зеркальную Галерею заменили на Парадную Столовую. Интерьер стал выглядеть более просторно благодаря зеркальным панелям, которые разместили между полуколоннами ионического ордера.
Мы переехали в Анталию. Все подробно рассказываем в нашей группе в контакте: https://vk.com/antalya2. Также смотрите наши видео на YouTube: https://youtu.be/Ox-vg2P2kJo
Минералогический кабинет, является завершающим звеном Невской анфилады. Он считался шедевром русской архитектуры того времени. Сначала в нем экспонировались исключительно минералы. Потом его дополнила и огромная коллекция книг. Кабинет был выполнен в двух ярусной технике.
Первый был украшен барельефами четырех стихий в античном стиле, второй ярус поддерживался колоннами выполненными из искусственного мрамора. Купол был расписан перспективной живописью, которая была выполнена предположительно П.Гонзаго.
К сожалению, многочисленные протечки из – за последующих переделок повредили эту роспись. Одно из лучших творений Воронихина располагается в восточном крыле корпуса. Картинная галерея изящно и деликатно отделанная, вмещала огромное количество картин, которые занимали все плоскости стен.
Картины собирались более 40 лет и обрамлялись резными золочёными багетами. Стены были обиты шелком, колонны из искусственного мрамора, для удобства гостей расставлялась дорогая резная мебель.
Некоторые кресла восстановлены и выставлены на экспозиции в наше время. Так же в залах дворца представлена коллекция восковых фигур, в которой представлено семейство Строгановых, известных людей того времени, которые принимали участие в строительстве и обустройстве дворца, а так же члены царской фамилии.
Сфинксы строгановского дворца
Одна из визитных карточек Санкт-Петербурга — это сфинксы. Строгановские были самыми первыми из установленных. Их разместили у парадного входа.
Хотя вначале они украшали спуски к воде на Строгановской даче построенной по проекту А.Н. Воронихина на берегу реки Большая Невка.
О том, что они действительно украшали эту лестницу, ведущую к воде свидетельствует, картина Воронихина написанная маслом «Вид Строгановской дачи», их можно отчетливо там разглядеть.
В 1908 году дача была перестроена, а гранитные сфинксы переехали и украсили дворец. Автор их неизвестен и выглядят они довольно наивно, но именно после их появления, гранитные стражи стали появляться по всему городу.
Архитектура здания
Проектирование и возведение дворца, Сергей Григорьевич Строганов доверил Франческо Бартоломео Растрелли. Который, уже на тот момент был прославленным придворным архитектором.
Хотя он никогда не брался за строительство частных домов, для барона было сделано исключение. Богатство и пышность стиля барокко просматривалось во всем от фасада, щедро украшенными лепниной, нарядных колонн, скульптур, до родового герба Строгановых в виде двух соболей до внутреннего убранства.
Сторона, обращенная на Мойку, была не такая нарядная, но выглядела изящно. Над окнами первого этажа архитектор расположил медальоны с античными неизвестными профилями. Кто это, до сих пор не выяснено. Существует гипотеза, что это сам Растрелли увековечил себя таким образом.
Строгановский дворец, что посмотреть снаружи и внутри
- Танцевальный зал, снабженный уникальной люстрой, аналогов которой не найдется во всем мире.
- Физический кабинет.
- Картинная галерея.
- Большой зал.
- Тайные комнаты.
- Арабесковая гостиная.
- Сад.
- Фасад впечатляет своей утонченностью и самобытностью.
Кто жил в Строгановском дворце?
- Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756);
- Александр Сергеевич Строганов (1736-1811);
- Павел Александрович Строганов (1772-1817);
- Софья Владимировна Строганова (1775-1845);
- Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882);
- Сергей Александрович Строганов (1852-1923).
Интересные факты
- Именно около Строгановского дворца впервые в Санкт-Петербурге появились сфинксы. Все еще неизвестно, кто их создал. Однако известно, что он стремился создать нечто новое, а не воспроизвести копию египетских.
- По четвергам в замке проходит музыкальное мероприятие, на котором выступают представители старинной музыки.
- Дворец был построен за срок менее 2 лет, что является немыслимым для того времени.
- Именно здесь появился на свет любимого блюда тысяч россиян — бефстроганов. Придворные повара А.Строганова придумали рецепт специально для него.
- На гербе Строгановых изображены два соболя, герб украшает фасад замка.
- Граф любил ночевать в разных местах, это стало причиной, что в замке не было спальни.
Мифы и легенды
- Из-за того, что замок был построен так быстро, в народе ходили слухи, что к архитектору Ф.Расстрели каждую ночь во сне приходил злой дух и угрожай расправой, если сроки постройки затянутся, это сводило его с ума, и он стал одержим идеей.
- Из-за того, что достоверно неизвестно, в каких целях граф Строганов использовал тайные комнаты, сложилось много легенд. Одна из них гласила, что из-за давления со стороны окружающих, у него начались проблемы со психикой. И именно подвал стал местом, где он мог выместить злобу и отдохнуть от людей.
- Строгановский замок был построен на месте другого после поджога. История с пожаром все еще вызывает сомнения у многих экспертов . Бытует мнение, что он сам поджог дворец из-за плохих воспоминаний. В тот день от него ушла любимая, и чтобы облегчить страдания, он решил уничтожить то, что напоминало о ней больше всего, — дворец.
- Ходили легенды о суеверии рода Строгановых. Каждое воскресенье в 12 часов в замке должны были зажигаться свечи. Возможно, таким образом они хотели очистить род от проступков, которые приходилось совершать.
Строгановский дворец: видео
Какие проводятся экскурсии
Строгановский дворец входит в комплекс Русского музея. Музей предлагает следующие экскурсии:
- Обзорная экскурсия по залам Строгановского дворца, Михайловского замка и Мраморного дворца. Предполагает только общее ознакомление.
- Тематические экскурсии. Есть как экскурсии ориентированные для детей 7-12 лет, так и для старших.
- Есть возможность приобрести абонемент «Дворцы и коллекции русского музея». Он направлен на сознательную аудиторию и позволит более подробно ознакомиться с экспонатами музея.
- Абонемент «Исторический цикл». В интересной форме познакомит посетителей с процессами развития изобразительного искусства. Для лучшего усваивания информации, она подается в исторической последовательности.
- Рожденственские экскурсии. Посетителям расскажут о том, как проходило рождество в Российской Империи.
Официальные данные
Стиль архитектуры | Русское барокко |
Год постройки | 1753—1754 |
Архитектор | Франческо Бартоломео Растрелли |
Адрес | Невский проспект, 17, Санкт-Петербург, Россия |
Музей в наши дни
В двадцатых годах прошлого века, музейная деятельность Строгановского дворца была прекращена и его заняли постройки хозяйственного назначения. И все коллекции были переданы в Эрмитаж. Очень сильно пострадали и интерьеры, была утрачена большая часть бесценных коллекций картин, книг и минералов.
В 1988 году дворец перешел под опеку Русского музея и после 16 лет реставрации в 1995 году распахнул двери для посетителей. Официальное открытие же состоялось только 2003 году, к этому времени почти полностью был восстановлен и торжественный облик здания в изысканном светло-розовом цвете.
Реставрация продолжается. В том числе и на деньги потомка Элен Строгановой, проживающей во Франции.
Можно ли устраивать фотосессии?
В дворце фотографировать разрешено, однако правило строги. Если вы хотите провести фотосъемку любого торжества, вам придется заплатить 5000 рублей, при условии, что в кадр не попадут экспонаты музея.
Любительская фотосессия обойдется всего в 500 рублей.
Строгановский дворец манит своим величием туристов со всего мира. В нем сохранилась особая атмосфера, несмотря на реставрацию.
Прогуливаясь по Невскому проспекту неожиданно останавливаешься перед историческим зданием, затерявшимся между серых домов. Дворец продолжает восхищать свои великолепием и седой величественностью.
Фотогалерея
(Visited 1 350 times, 5 visits today)
История
Формирование будущего Строгановского дворца началось, предположительно, в 1720-е гг., когда у Зеленого моста через реку Мойку были построены одноэтажные палаты, принадлежавшие одному из Строгановых, возможно, всей семье. В 1742 г.
барон С. Г. Строганов купил здесь же недостроенный двухэтажный дом. Впоследствии все здания были объединены в одно целое архитектором Ф. Б. Растрелли, создавшем в 1753 — 1754 гг. дворец. Династия продолжала владеть им вплоть до 1918 г.
В Строгановском дворце происходило немало событий, связанных с российской историей. Здесь, в Большом зале, 1760-е гг. собирались инициаторы создания в Петербурге Публичной библиотеки. В декабре 1766 г. в присутствии императрицы Екатерины II здесь же проходили выборы депутатов Комиссии по составлению Нового Уложения.
В 1918 г. Строгановский дворец был национализирован и превращен в » Народный дом-музей (бывший Строганова)«, формирование экспозиций которого было поручено Государственному Эрмитажу. В 1929 г.
помещения дворца были переданы ВАСХНИЛ (Всесоюзной Академии Сельскохозяйственных наук им. Ленина) для размещения здесь Института прикладной ботаники, и музейная жизнь дворца закончилась.
Художественные коллекции Строгановых были распределены по разным музеям страны, а часть из них продана за границу.
К концу 1930-х гг. Строгановский дворец занимали уже несколько арендаторов, главным среди которых был «Электромортрест» Наркомата судостроительной промышленности. 4 апреля 1988 г.
Ленгорисполком принял решение № 248 «Об освобождении и передаче Русскому музею помещений бывшего Строгановского дворца». Проведенные в период 1989–2014 гг.
Государственным Русским музеем реставрационные работы позволили восстановить фасады и интерьеры здания.
В 1992 г. по инициативе баронессы Элен де Людингаузен, внучатой племянницы графа С. А. Строганова (1852-1923), в США был учрежден Благотворительный Строгановский фонд.
Его задачей является финансовая поддержка реставрационных проектов Строгановского дворца, дворцов-музеев Санкт-Петербурга и его пригородов и воссоздания храмов России.
Главной движущей силой фонда является ее бессменный директор и казначей Пьер Мерль.
Архитектура и интерьеры
Строгановский дворец был возведен в 1753-1754 гг. архитектором Франческо Бартоломео Растрелли на пересечении реки Мойки с Невским проспектом. Существовавшие на этом месте дома, принадлежащие Строгановым, архитектор объединил в единое целое общим фасадом, относящимся к стилю барокко. В этом же стиле были выполнены главные интерьеры дворца.
Дворец был построен «глаголем» (т. е. в плане здание имеет форму буквы «Г»). Вход в него первоначально осуществлялся из парадного двора. В конце XVIII — начале XIX вв. Андрей Воронихин устроил ныне существующий вход с Невского проспекта.
Он также реконструировал и создал заново ряд интерьеров в классицистическом стиле, в том числе, во вновь пристроенном корпусе — восточном, предназначенном для размещения художественных собраний графа А. С. Строганова (1736-1811). В 1842 г.
Петр Садовников завершил формирование южного корпуса дворца и стилистически объединил все дворовые фасады в «растреллиевском духе».
На протяжении почти двухвековой истории Строгановского дворца его интерьеры неоднократно переделывались в соответствии с меняющейся модой и потребностями владельцев. В их создании принимали участие более десятка архитекторов, среди которых, помимо Растрелли, Воронихина и Садовникова, были Иван Колодин, Карл Росси и другие петербургские мастера.
Ф. Б. Растрелли спроектировал дворец таким образом, что оба фасада (и выходящий на Невский проспект, и выходящий на набережную Мойки) имеют аналогичную композицию.
В центре каждого из фасадов — портик, на фронтоне которого помещен герб Строгановых, увенчанный баронской короной. Растреллиевская Зеркальная галерея, украшенная зеркалами и позолоченной скульптурой, так же, как и Парадная лестница, не сохранилась.
Но Большой зал, предназначавшийся для балов и концертов, и сейчас поражает своим великолепием.
Главной достопримечательностью зала является огромный живописный плафон, занимающий всю поверхность потолка. Он выполнен в 1750-е гг. известным итальянским художником Джузеппе Валериани на тринадцати отдельных холстах, укрепленных на подрамниках.
Композиция плафона представляет собой многофигурную центральную часть, обрамленную роскошной архитектурной рамой из колоннад с нишами, балюстрадой, скульптурами.
В центре композиции — богиня мудрости Минерва, поражающая пороки, справа от нее представлены аллегории искусств, которым покровительствовали Строгановы, слева — добродетели.
С начала 1790-х гг. перестройкой дворца занимался «домашний» архитектор Строгановых, бывший крепостной Андрей Воронихин. Он вступил в своеобразный диалог со своим гениальным предшественником, подобно ему, воспринимая дворец как целостный ансамбль.
Воронихин внес классицистические элементы в декор Большого зала, слегка умеряя барочную пышность, к концу века вышедшую из моды. В то же время, проникнувшись барочными идеями Ф.-Б.Растрелли, он создал на месте Зеркальной галереи 1750-х гг. Парадную столовую, или Угловой зал.
Небольшой по площади интерьер выглядит гораздо просторнее, благодаря использованию огромных, цельных зеркал, которые помещены в простенки между полуколоннами ионического ордера. Сохранившаяся авторская акварель этого интерьера позволила реставраторам в 1990-2000-х гг.
воссоздать первоначальный замысел.
Невскую анфиладу Строгановского дворца завершает двухъярусный Минералогический кабинет — другой замечательный интерьер русского архитектора, по праву считающийся одним из шедевров русской архитектуры XVIII в. Кабинет был выполнен А. Воронихиным, вероятно, в 1791-1792 гг.
Первоначально он предназначался исключительно для экспонирования коллекции минералов, но затем их потеснили книги. Каннелированные колонны композитного ордера, выполненные из искусственного мрамора, поддерживают паруса сводов, на которые опираются хоры второго яруса.
Первый ярус декорирован четырьмя аллегорическими барельефами, изображающими четыре стихии: «Огонь», «Воду», «Землю» и «Воздух». Перспективная роспись купола исполнена в начале XIX в. предположительно П. Гонзаго. В середине XIX в.
зал был превращен в Бильярдную, ярусы были отделены друг от друга стеклянным куполом, и вместо одного из книжных шкафов была установлена изразцовая печь. Впоследствии, в 1950-80-х гг., из-за неисправности кровли многочисленные протечки сильно повредили живопись купола и привели в негодность шкафы верхнего яруса.
В настоящее время залу полностью возвращен облик, задуманный А. Воронихиным. Минералогический музей им. А.Е.Ферсмана РАН (Москва), в который в 1919 г. была передана коллекция минералов из дворца, принял участие в воссоздании экспозиции минералов. Кроме того, Русскому музею был возвращен сундук со шлифованными плитками из мрамора и других горных пород, принадлежавший Строгановым.
В восточном корпусе дворца находится знаменитая Картинная галерея — одно из лучших творений Андрея Воронихина, уникальный русский интерьер рубежа XVIII-XIX вв. Галерея занимает большую часть второго этажа восточного флигеля. Помещение протяженностью 28 м делится на три части — центральную и две лоджии в начале и в конце галереи, которые находятся на одной оси.
Средняя часть перекрыта плоским коробовым сводом, а лоджии — небольшими куполами. Центральная часть галереи отделена от торцевых лоджий ионическими колоннами, по две у каждой лоджии. Торцы основного свода (тимпаны над антаблементом) оформлены барельефами, которые представляют аллегории Живописи и Скульптуры. Свод галереи и купола лоджий расписаны кессонами.
Отделка Картинной галереи отличалась особым изяществом и утонченностью, характерными для стиля А. Воронихина. Изысканность и деликатность в пропорциях и пластической обработке проявляются во всех элементах декоративного убранства интерьера.
Многочисленные картины преимущественно западноевропейских мастеров XVII в. занимали все плоскости стен, обрамленных золоченым багетом. В советское время декоративная отделка зала была частично утрачена.
Однако облицовка колонн искусственным мрамором, имитировавшим сиенский, неоднократно реставрировалась и сохранилась до наших дней.
Вдоль стен стояли шесть диванов и четырнадцать кресел, обитых зеленым шелком. Этот мебельный гарнитур, исполненный одновременно с отделкой зала, долгое время находился в фондах Русского музея. К 2015 г. он был тщательно реставрирован, с воссозданием первоначальной обивки, и занял свое прежнее место.
Здесь же находилась великолепная малахитовая ваза высотой 134 см и диаметром 107 см, выполненная на Екатеринбургской гранильной фабрике. Сейчас она находится в Государственном Эрмитаже, также как и видимые на картине А.С. Никитина 1832 г. трехметровые торшеры, сделанные в 1790-х гг. по модели скульптора Ж.-Ж.
Фуку известным французским мастером Ф.Томиром.
Художественный критик и искусствовед Александр Бенуа называл Картинную галерею «душой» Строгановского дворца. Именно здесь размещалась знаменитая коллекция живописи, которую Александр Сергеевич Строганов (1736-1811) собирал около сорока лет. Будучи президентом Академии художеств, А. С.
Строганов использовал свою галерею и как учебный класс, где воспитанники Академии изучали историю и теорию живописи и копировали произведения западноевропейского искусства.
По воскресениям своего рода музей, созданный замечательным русским меценатом, был открыт едва ли не для всех любителей искусства Санкт-Петербурга.
Для Павла Александровича были отведены западный и южный корпуса, первоначально отделанные А. Воронихиным, а затем претерпевшие изменения на протяжении XIX в. Единственный подлинный пример творчества Воронихина начала XIX в. — Малая гостиная (интерьер имеет лишь незначительные позднейшие добавления.
Большая гостиная почти не имеет элементов Воронихина. Она восстановлена реставраторами в соответствии с тем периодом, когда она была отделана — в конце 1850-х гг. Предположительно, это сделал архитектор М. А. Макаров для второго в истории рода графа А. С.
Строганова (1818-1864), правнука знаменитого мецената, и его супруги графини Татьяны Дмитриевны, урожденной княгини Васильчиковой.
В те же годы и, возможно, при участии того же архитектора, в северном корпусе появились Большой и Малый кабинеты графа С. Г. Строганова, а также связанная с ними Арабесковая гостиная. Последний из упомянутых интерьеров, необычный для середины XIX в., до настоящего времени экспонирует копии фресок учеников Рафаэля для так называемых Лоджий Рафаэля.
Владельцы
Строгановский дворец на протяжении почти двух веков был жизненным центром так называемой петербургской ветви династии Строгановых, первым представителем которой был барон Сергей Григорьевич Строганов (1707-1756), построивший здание и воспитавший в своем сыне Александре стремление служить Отечеству и любовь к искусству.
Ставший графом, Александр Сергеевич Строганов (1736-1811), наиболее известный владелец дворца, представлял собой крупнейшего знатока искусства и был одним из наиболее выдающихся русских меценатов своего времени.
Будучи президентом Академии художеств, главным директором Публичной библиотеки, он на протяжении десяти лет руководил комиссией по строительству Казанского собора.
В своем доме Александр Сергеевич разместил богатейшие коллекции западноевропейской живописи и минералов, для чего были созданы специальные интерьеры, которые соответствовали новому подходу к экспозиции различных коллекций и произведений искусства в частных домах.
Если раньше эти произведения рассматривались как элемент декорации, то теперь пришло понимание их самостоятельной ценности и необходимости соответствующего их размещения, удобного для изучения и обозрения. Таковы, например, Минералогический кабинет, Картинная галерея, зал Гюбера Робера.
Самые выдающиеся художники и писатели своего времени находили в графе своего покровителя. В. К. Шебуев, Д. Г. Левицкий, С. С. Щукин часто пользовались его материальной поддержкой. Он же был истинным ценителем их трудов. Д. И.
Фонвизин читал Строганову свои сочинения, Г. Р. Державин посвящал оды, И. Ф. Богданович, И. А. Крылов, Д. С. Бортнянский были своими людьми в доме графа. Н. И.
Гнедич с помощью графа сделал перевод «Илиады» и посвятил ему свою идиллию «Рыбаки».
Граф Павел Александрович Строганов (1772-1817) сделал блестящую военную карьеру, был участником войн с Францией, Швецией и Турцией. В битве при Краоне (1814 г.) он потерял своего единственного сына Александра, погибшего в возрасте 19 лет.
После смерти Павла Александровича, последовавшей вскоре за этим, в семье Строгановых наступил династический кризис из-за отсутствия прямого наследника по мужской линии.
В связи с этим, учитывая заслуги рода Отечеством, император Александр I подписал особый Указ о нераздельном имении Строгановых, в которое входил и дворец на Невском проспекте.
Согласно этому указу, графский титул и фамилия передавались мужу Натальи, старшей из четырех дочерей графини Софьи Владимировны (вдовы П. А. Строганова), которая осталась пожизненной распорядительницей всего строгановского имущества.
Графиня Софья Владимировна Строганова, урожденная княжна Голицына (1775-1845) была умной и образованной женщиной, обладающей замечательными административными и хозяйственными способностями.
Она открыла в Петербурге Школу земледельческих, горных и лесных наук (1823-1844), утвердила Правила о пенсиях служащим и мастеровым и т.д. Софья Владимировна состояла в Вольном экономическом обществе и за свою деятельность была награждена золотой медалью. В 1837 г.
в зале собраний Общества был установлен ее скульптурный бюст, который в настоящее время экспонируется во дворце (Малый кабинет графа С. Г. Строганова).
Еще одной выдающейся личностью строгановской династии был барон Сергей Григорьевич Строганов (1794-1882), получивший графский титул после женитьбы на старшей дочери Павла Александровича — Наталье.
Граф Сергей (Сергий) Григорьевич, второй владелец нераздельного имения, известен тем, что основал на свои средства Школу рисования в Москве (ныне это — знаменитая «Строгановка»). Он был известным коллекционером предметов археологии, нумизматики, иконописи. Будучи председателем «Общества истории и древностей российских», много сделал для издания его научных трудов.
Сергей Григорьевич продолжал также пополнять знаменитую Строгановскую картинную галерею. Известными коллекционерами были и его сыновья — Павел (1823-1911) и Григорий (1829-1910).
Последним владельцем нераздельного имения, и дворца, был граф С. А. Строганов (1852-1923), который преимущественно интересовался охотой, лошадьми и яхтами. По семейным обстоятельствам он редко посещал свой дворец, предпочитая ему имение Волышово в Псковской губернии.
Строгановский дворец
Строгановский дворец — великолепное барочное здание розового цвета, творение великого Растрелли. Находится в Санкт-Петербурге, на углу Невского проспекта с Мойкой.
Строгановский дворец был построен для одной из самых знатных и богатых семей России — баронов и графов Строгановых. Заказчик был в восторге и решил воздать должное архитектору.
Когда в Россию приехал прославленный итальянский живописец Ротари для создания портретов императрицы и великих князей, Строганов употребил небывалую энергию и громадные деньги, чтобы этот художник написал портрет Растрелли, и повесил его в самом нарядном (Белом) зале созданного им дворца.
Род Строгановых был сказочно богатым, они владели заводами, землями, тысячами крепостных, да еще находились в родстве с царской фамилией. Это они снарядили дружину Ермака, способствовали присоединению Сибири к России. Это они помогали Петру щедрыми денежными пожертвованиями успешно завершить войну со Швецией.
Легенда сохранила забавный эпизод: угощая Петра I обедом, хозяин громадных солеварен и горных разработок Строганов преподнес царю на десерт бочонок с золотом.
Кроме того, это была семья меценатов и коллекционеров произведений искусств.
В их дворце находилось одно из лучших в России частных художественных собраний, проводились балы и маскарады, устраивались выступления итальянской оперы и иностранных виртуозов.
В конце XVIII в. Строгановский дворец перестроил получивший вольную и прекрасное образование бывший крепостной Строгановых архитектор Андрей Воронихин (петербургская молва считала его внебрачным сыном самого графа Строганова).
Дом Строгановых славился своими «открытыми обедами». Во внутреннем дворе дворца, украшенном мраморными скульптурами и фонтаном, накрывали столы, и отобедать здесь мог любой прилично одетый горожанин.
На этих легендарных обедах иногда присутствовало по сотне и более человек. Кстати, повар именно этой семьи изобрел блюдо, получившее всемирную известность, — бефстроганов (мясо по-строгановски).
Сейчас Строгановский дворец передан Русскому музею, здесь можно увидеть несколько отреставрированных интерьеров и выставку восковых фигур.
Жемчужиной дворца является Большой танцевальный зал — единственный в Петербурге интерьер, сохранивший подлинное декоративное убранство Растрелли с уникальным плафоном «Триумф Героя» работы Дж. Валериани, В 2005 г.
открыт для посетителей после реставрации один из интереснейших интерьеров дворца — Минералогический кабинет, созданный архитектором Андреем Воронихиным. Он состоял из двух ярусов: на первом размещалась библиотека, а на втором — знаменитая коллекция минералов, насчитывающая несколько сотен образцов. Граф Строганов собирал ее на протяжении десятилетий.
После революции книги Строгановых достались крупнейшим библиотекам, а коллекция минералов — Минералогическому музею Академии наук. Сейчас музей вернул в Строгановский дворец некоторые экземпляры из своей коллекции, а книги XIX в. предоставил Русский музей. В выставочных залах первого этажа проходят временные выставки произведений из фондов Русского музея.
В будущем, после завершения реставрации, планируется разместить в Строгановском дворце экспозицию, посвященную русским коллекционерам XVIII — XIX вв.
Посетителям
- Невский пр., 17. Метро «Невский проспект», «Гостиный Двор», «Адмиралтейская»
- Тел. 571-82-38
- Открыт ежедневно, кроме вт, с 10.00 до 18.00 (в пн до 17.00). Кассы закрываются на час раньше
- Осмотр —1ч. Вход — 100 р., льготный (российские школьники, студенты, пенсионеры) — 30 р. Иностранцам — 300 р., иностранным студентам и детям — 150 р.
Как Строгановский дворец разграбили и превратили в унылую советскую контору
Строгановский дворец на Невском проспекте в Петербурге, арх. Франческо Растрелли, (построен в 1752-1754г.).Строгановский дворец на Невском проспекте в Петербурге, арх. Франческо Растрелли, (построен в 1752-1754г.).
Дворец графов Строгановых на Невском проспекте до 1917 года был уникальным даже для пресыщенного роскошью дореволюционного Петербурга. Интерьеры здания поражали роскошью и сохранились с XVIII века практически без переделок.
Бесценной была и художественная коллекция дворца, формировавшаяся в течение 150 лет. Собрание Строгановых считались третьим по величине и ценности в столице после императорского Эрмитажа и коллекции князей Юсуповых.
Картинная галерея во дворце графов Строгановых (фото до 1917 года), включала картины Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Клода Лоррена, Гвидо Рени и др. Картинная галерея во дворце графов Строгановых (фото до 1917 года), включала картины Рембрандта, Ван Дейка, Рубенса, Клода Лоррена, Гвидо Рени и др.
Последний граф Сергей Строганов проводил большую часть времени во Франции и в начале 1914 года объявил о решении открыть во дворце музей. Но, планы графа вскоре остановила Первая мировая война.
В конце октября 1917 года Сергей Строганов лично встретился с представитем новой власти — наркомом просвещения Луначарским и отдал ключи ему от дворца, после чего навсегда покинул Россию. Согласно одной из городских легенд, Луначарский «дар» принял, но, якобы язвительно ответил графу: «Все, что нам нужно, мы в состоянии взять и сами».
За 50 лет «новые хозяева» доведут Строгановский дворец до аврийного состояния (фото конца 1980-х годов перед началом реставрации дворца). . За 50 лет «новые хозяева» доведут Строгановский дворец до аврийного состояния (фото конца 1980-х годов перед началом реставрации дворца). .
Советские власти первоначально открыли во дворце музей дворянского быта, но он не финансировался государством в должной мере и здание почти сразу же начало приходить в упадок (начались протечки и общее обветшание интерьеров).
В этот период на «нужды революции» из дворца стали изымать ценное имущество: мебель, ковры, картины и т.п. (курьезный пример: во вновь открытый рабочий фехтовальный кружок были выданы антикварные шпаги и маски и т.п.). В 1925 году музей во дворце было принято закрыть, а все дворцовое имущество распределить по советским музеям или продать за границей за валюту.
Фрагмент картинной галереи Строгановского дворца (фото до 1917 года). «Святое Семейство» кисти Анжело Бронзино (большая картина в самом верху) было передано для продажи в «Антиквариат», но каким то чудом не продано (в наши дни в ГМИИ в Москве). Остальные шедевры разлетелись по всему миру. Фрагмент картинной галереи Строгановского дворца (фото до 1917 года). «Святое Семейство» кисти Анжело Бронзино (большая картина в самом верху) было передано для продажи в «Антиквариат», но каким то чудом не продано (в наши дни в ГМИИ в Москве). Остальные шедевры разлетелись по всему миру.
В итоге около 30% процентов коллекции передали в различные музеи СССР: в Эрмитаж в Ленинграде, в ГМИИ в Москве, в музеи союзных республик. Около 40% живописи было продано на аукционах в Германии (откуда они разбрелись по всему миру), а местонахождение еще около 30% коллекции в настоящее время неизвестно.
Рембрандт «Портрет сына Титуса в монашеском одеянии», 1660 год. Самая ценная картина из собрания Строгановых — в 1931 была продана на аукционе в Берлине и настоящее время хранится в музее Амстердама. Рембрандт «Портрет сына Титуса в монашеском одеянии», 1660 год. Самая ценная картина из собрания Строгановых — в 1931 была продана на аукционе в Берлине и настоящее время хранится в музее Амстердама.
Если говорить о прочих ценностях дворца, то самая ценная скульптура из Строгановской коллекции была похищена (вероятно на заказ): мужской бюст работы знаменитого скульптора Донателло (1389-1466) и «Аполлон» римской работы I н.э. Эти скульптуры были шедеврами высочайшего уровня и сделали бы честь любому музею мира.
После ликвидации музея в Строгановский дворец вселились несколько советских организаций, которые относились к художественной отделке дворца без всякого почтения в течении более чем 50-ти лет. В результате Строгановский дворец внутри превратился в унылое конторское здание, в котором кое-где местами были видны остатки былой красоты.
Кабинет графа в Строгановском дворце на Невском проспекте в Петербурге (фото до 1917 года).Кабинет графа в Строгановском дворце на Невском проспекте в Петербурге (фото до 1917 года).
В кабинете графа то ли специально (из соображений классовый ненависти), то ли в виду размеров самой комнаты (узкая и длинная), был устроен туалет с типичными советскими «кабинками». Вся отделка комнаты была уничтожена, а с камина из каргонской фиолетовой яшмы ободрали все украшения (мозаичные гербы рода Строгановых и бронзовые накладки) и обшили его досками.
Арабесковая гостиная в Строгановском дворце на Невском проспекте в Петербурге (фото до 1917 года).Арабесковая гостиная в Строгановском дворце на Невском проспекте в Петербурге (фото до 1917 года).
В знаменитой Арабесковой гостиной, украшенной старинными копиями с росписей школы Рафаэля, от многолетних протечек обрушился потолок, повредив при этом живописные холсты на стенах (которые помимо этой напасти почернели от грязи и сырости). Часть арабесок была вырезана со стен неизвестными лицами и похищена.
Перед реставрацией почти все залы Строгановского дворца представляли из себя печальное зрелище: на фото середины 1990-х годов потолок библиотеки графа Строганова Перед реставрацией почти все залы Строгановского дворца представляли из себя печальное зрелище: на фото середины 1990-х годов потолок библиотеки графа Строганова
В 1988 здание Строгановского дворца наконец-то освободили от нерадивых арендаторов и передали Русскому музею, после чего во дворце началась длительная реставрация, которая не окончена до сих пор (в наши дни реставрация остановлена из-за отсутствия средств).
Большая столовая в Строгановском дворце, архитектор А. Воронихин. Между колонн находится большое зеркало, но возникает иллюзия, что за зал продолжается и дальше за колоннами. Большая столовая в Строгановском дворце, архитектор А. Воронихин. Между колонн находится большое зеркало, но возникает иллюзия, что за зал продолжается и дальше за колоннами.
В Большой столовой в Строгановском дворце к началу реставрации сохранились только колонны из искусственного мрамора, но, и они были закрашены масляной краской в несколько слоев. Все, что вы видите на фото выше (включая люстры) воссоздано уже в наше время.
Большой зал в Строгановском дворцеБольшой зал в Строгановском дворце
Во всем дворце только один зал почти полностью сохранил подлинную отделку XVIII века. Это «Большой зал» архитектора Растрелли. Здесь на потолке даже сохранился подлинный живописный плафон XVIII кисти Джузеппе Валериани. Этот плафон видела еще сама императрица Елизавета Петровна, бывавшая в гостях у Строгановых.
Большой зал чудом сохранился и не был перегорожен под конторские помещения (с последующим уничтожением отделки) потому что использовался как зал для заседаний. Наверное, не сильно погрешу против истины, если предположу, что партсобрания, проходившие в такой обстановке, выглядели смешно и гротескно.
Строгановский дворец, роспись плафона (потолка) Большого зала. Джузеппе Валериани, середина XVIII века. Строгановский дворец, роспись плафона (потолка) Большого зала. Джузеппе Валериани, середина XVIII века.
В настоящее время Строгановский дворец почти полностью восстановлен, но не пользуется особой популярностью у туристов. На мой взгляд, причины этого вполне понятны, поскольку даже исторически верно восстановленные залы почти не имеют подлинных вещей и выглядят полупустыми.
Дворец полностью лишен духа семьи владевшей им, а значит и самого духа истории.
Я все понимаю: после 1917 года можно было и этот дворец и его богатства назвать наследием тяжелой эксплуатации рабочих и крестьян и тп. Но, зачем же уничтожать красоту и разбрасываться по миру художественными ценностями, которые в наше время являются гордостью других стран?
В чем был виноват бывший крепостной (возвысившийся за счет своего таланта) Андрей Воронихин или итальянский гений Растрелли, воздвигнувшие этот дворец? Чем не угодили Рембрандт, Ван Дейк или Рубенс, что их творения нужно было продать за гроши на Запад?
Вопрос (естественно) эмоционально риторический, зато вместо памяти и подлинного искусства, имеем красивый современный (пахнущий свежей краской) симулякр, который сойдет для китайских туристов.
Дорогие друзья, если вам понравилась статья, пожалуйста лайкните ее и добавляйтесь в подписчики. Спасибо!