Создание первого российского театра

Создание первого российского театра

  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра
  • Создание первого российского театра

В Указе не раз подчеркивается, что театр именно русский.

В России в 18 веке регулярно выступали  прекрасные зарубежные актеры, например, в 1740 году в Петербурге гастролировала  труппа немецкой актрисы Каролины Нейбер, в 1742 году  — французская труппа Шарля де Сериньи, в репертуаре французских актеров  были трагедии Вольтера, комедии Мольера и Реньяра.  В Петербурге постоянно работала итальянская опера, которую возглавлял композитор  Франческо Арайя. Для некоторых опер этого театра либретто написал русский драматург А. Сумароков. 

Сумароков же организовал  из любителей русской словесности в Шляхетском корпусе небольшой  кружок,  который в 1748 году  поставил пьесу «Заира» Вольтера, а через год трагедию Сумарокова «Хорев». Актеры — любители имели огромный успех, даже императрица Елизавета заинтересовалась  этим любительским театром и стала посещать его спектакли.

   Портрет Федора Волкова   

Но постановки   русской любительской труппы в Петербурге не были единственными в России. В 1750 году  в Ярославле купеческий сын Федор Волков создал свой театр.

Под впечатлением спектаклей актеров Шляхетского корпуса в Петербурге, где он был по торговым делам, Волков, вернувшись в Ярославль, собрал группу людей, которые тоже  захотели  стать актерами, и  с 1750 года стал давать регулярные спектакли  сначала в своем доме, а потом  в специальном театральном здании, построенном на  пожертвования горожан.  Весть о спектаклях труппы Ф. Волкова дошла до Петербурга, и  специальным указом Елизаветы вызвали всю труппу в столицу. Императрица посмотрела  спектакли ярославцев, а затем велела  большую часть труппы отправить обратно в Ярославль, а  наиболее талантливых актеров оставить в Петербурге. Среди них были Федор Волков и Иван Дмитриевский. Ярославцев велено было отправить для «обучения словесности, иностранным языкам и гимнастике»  в Шляхетский корпус.

В августе 1756 года Елизавета  своим указом  официально учреждает  государственный театр, подчеркивая, что «для оного повелено набрать актеров и актрис: актеров  из обучающихся певчих и ярославцев в Кадетском корпусе, которые к тому  будут надобны, а в дополнение еще к ним актеров  из других неслужащих людей, также и актрис приличное число… «.  Директором театра  был назначен Александр Петрович Сумароков.

Спектакли театра должны были стать общедоступными и платными.  В городе появились афиши, которые сообщали, что начинаются выступления труппы  Российского театра. Афиши сообщали также, что представления начинаются в шесть часов вечера, а билеты  «выдаются» до четырех часов вечера.  

  Портрет  А. П. Сумарокова  

Уже после первых спектаклей  стало ясно, что легкой жизнь нового театра не будет. На его содержание отпускалось всего 5000 рублей в год. Выручка от продажи билетов  была небольшой: билеты были дорогими по тем временам,  да и до здания театра было неудобно добираться.

  Российские актеры  не имели возможности даже  состязаться с иностранными актерскими труппами, которые получали от царского двора по 20-25 тысяч рублей в год.  Сумароков  вынужден был постоянно просить деньги  для  содержания труппы, для  подготовки костюмов.

В это время настоящим  большим помощником директора  театра  стал Федор Волков, без него российский театр, наверное, не выжил бы.

Чрез некоторое время актерам разрешили  давать спектакли и на придворной сцене, а еще через несколько лет труппа получила  новое помещение  в придворном театре   деревянного  Зимнего дворца на набережной Мойки, сооруженном для Елизаветы  на время строительства каменного Зимнего дворца на берегу Невы.

В это время русский театр уже имел серьезный репертуар.  Его основу составляли трагедии, в которых, согласно традициям классического театра,  нужно было показать бушующие страсти, развязку,  в которой наказывается порок и побеждает добро.

Комедия тоже должна была высмеивать пороки, но  при этом не допускалось, естественно, никаких  политических намеков. Ставили трагедии  и комедии самого Сумарокова,  комедии Мольера, Гольберга,  Руссо.

Российскому зрителю стали известны уже и  пьесы Шекспира, правда,   «Гамлет», например, дошел до России во французском переводе, а затем его «обработал»  еще и Сумароков, сделав финал пьесы «правильным»: главный герой свергает злодея, женится  на Офелии и становится датским  королем.

Непривычными для современного зрителя  были и язык пьес, и манера актеров держаться на сцене:  прежде, чем произнести какую-то фразу, герой должен был «изобразить» ее, придав лицу соответствующее выражение, а, закончив, «не покидать тотчас свое душевное состояние».

Несмотря  на такие  условности, российская публика в середине 18 века  начинала приобщаться к традициям настоящего  классического европейского театра, а Санкт-Петербург по праву считается колыбелью русского театрально искусства.

Текст подготовила Галина Дрегуляс Для тех, кто хочет узнать больше:1. Куликова К. Российского театра первые актеры. Л., 1991

2. Анисимов Е.В. Елизавета Петровна. М., 2000 

Русский театр

Создание первого российского театра

В русской культуре до XVII века не было понятия «театр». Но публика развлекалась через многочисленные представления. В старославянских традициях иногда жители переодевались, чтобы отпугнуть нечистую силу и отвести от себя беду. Это происходило на праздники: Святочная неделя, Иван Купала, Масленица.

Скоморохи

Создание первого российского театра

Ещё в Древней Руси многие народные обряды включали развлечения и потешные сценки с участием скоморохов. Так называли всех народных артистов: музыкантов, акробатов, шутов, ряженых, певцов.

Существовали так называемые «дружины скоморохов» — творческие объединения артистов разных жанров. Они путешествовали и давали представления в населённых пунктах. Бродячие скоморохи жили за счет пожертвований зрителей, которые в основном рассчитывались продуктами питания.

Самым популярным жанром представлений была народная комедия. Бояре и князья переманивали к себе талантливых народных артистов. Многие представители власти держали свои ватаги скоморохов: царь Михаил Фёдорович, Дмитрий Пожарский, Иван Шуйский.

В основном они выполняли функции «домашних шутов», развлекая вельмож и их гостей. Они жили при дворе и считались осёдлыми.

Отдельного внимания заслуживают комедийные постановки с участием кукол. Больше всего людям нравились персонажи медведя и козы с деревянными ложками. Выступления сопровождались исполнением народных песен, бытовых сказок. На каждом деревенском празднике или ярмарках обязательно были скоморохи. Нередко их импровизация перерастала в народные гуляния и веселье.

Но не всех радовали умения скоморохов. Православная церковь осуждала ношение короткой одежды и масок. А это были атрибуты многих артистов, за что церковные власти подвергали народных потешников гонениям.

К тому же поведение скоморохов нередко противоречило традиционному русскому укладу. К середине XVII века бродячие скоморохи начали менять свой род занятий, многие переключились в музыкальное направление.

Импровизированные народные представления заменил театр.

Театральное искусство Российской империи

Профессиональное лицо русский театр обрёл при царе Алексее Михайловиче. Императорский (придворный) театр основал лютеранский пастор Грегори. По государеву указу он набрал группу талантливых артистов и начал учить их комедийным миниатюрам.

Для постановок привлекали иностранцев из Немецкой слободы, а в качестве музыкального сопровождения ставили инструментальную музыку. Впервые в русской культуре для представлений использовали декорации, в которых прослеживалась линейная перспектива. Артисты пели и танцевали, показывая разные сценки.

Театр начали воспринимать как своеобразное зеркало, отражающее современную жизнь.

Императорские театры существовали за счёт средств императорского двора. К постановкам привлекали зарубежных деятелей, поэтому многие элементы, декорации и произведения были заимствованы с западной сцены.

Успех нового направления стимулировал открытие других видов театра:

  1. Школьные театры. Первым стал театр, созданный при Славяно-греко-латинской академии. Здесь ставили спектакли к праздникам, вовлекая весь школьный состав: преподаватели писали сценарии, а ученики выступали на сцене.
  2. Крепостные театры, ставшие уникальным явлением культуры России. Некоторые дворянские семьи открывали свои частные театры, в которых играли крепостные крестьяне, в том числе женщины. Из труппы популярного театра Шереметьевых вышла Прасковья Жемчугова-Ковалёва. Крепостная актриса, получив вольную, обвенчалась с графом Николаем Шереметьевым и стала графиней.
  3. Публичный общедоступный театр, созданный по распоряжению Петра I в 1702 году. Специально для него построили «Комедиальную храмину», отдельное здание на Красной площади в Москве. Скоро профессиональные и любительские труппы стали создаваться во всех регионах России.

Развивались и другие направления сцены. Массовый зритель начал посещать театральные представления во второй половине XVIII века. Очень скоро театр стал важной частью русской культуры.

Русский балет

Создание первого российского театра

Русская балетная школа вызывает интерес во всём мире. Сейчас балет собирает полные залы и билеты нужно покупать за несколько месяцев впёред. Но когда это искусство только пришло в Россию, ему была уготована роль коротких танцевальных вставок в антрактах к оперным и драматическим постановкам.

Во время реформ Петра I начали создавать театральные школы, в программу дворянских учебных заведений ввели уроки танца, в том числе балета. Тогда же стали приглашать зарубежных преподавателей и танцевальные коллективы.

Но переломным моментом стало учреждение русской балетной труппы по указу Императрицы Елизаветы Петровны в 1741 году. С каждым годом это танцевальное направление набирало популярность, а танцоры оттачивали своё мастерство.

Читайте также:  Bgl cafe market – традиционные нью-йоркские бейглы в спб

В начале XIX века балет занял высшую ступень в театральном искусстве России. Выразительные танцы и особая грация русских балерин вызывали восхищение.

Театры, в которых проходили балетные выступления в Москве и Петербурге, были прекрасно оснащены, а само направление хорошо финансировалось государством. Свой вклад в становление русской балетной школы внесли иностранные мастера: Шарль Дидло, Мариус Петипа, Артур Сен-Леон.

В Европе XIX века высоко ценили большую, талантливую и подготовленную труппу балетных танцоров России. Поэтому в Москву и Петербург часто приезжали лучшие европейские хореографы.

Новое дыхание русский балет получил благодаря музыкальным произведениям П.И.Чайковского. До этого считали, что музыка не важна — только как сопровождение к танцам, ничего серьёзного.

«Лебединое озеро» Чайковского перевернуло все представления о том, каким может быть балет. Он встал на одну ступень с оперной и симфонической музыкой. И если раньше мелодию подстраивали под танец, то теперь танец зависел от музыки.

Это изменило подход к балетным постановкам в целом.

Следующим этапом стала школа балетмейстера А.Горского. Он провозгласил архаичность пантомимы, которую использовали в танце. И начал применять методы современной режиссуры. Одновременно Горский делал акцент на оформлении сцены, реалистичности и качестве декораций.

Хореограф Михаил Фокин предложил пересмотреть структуру балетных постановок. Он говорил, что для каждого спектакля нужны разные танцевальные движения и сценарий, в зависимости от темы, эпохи, музыкального сопровождения. Фокин вошёл в историю как реформатор русской балетной школы, рассматривающий каждый спектакль как отдельное произведение, не пересекающееся с другими постановками.

После революции 1917 года известные танцоры, хореографы и балетмейстеры в числе других деятелей искусства уехали из России. Но это не остановило развитие балета в молодом советском государстве. Перед новой властью возникла непростая задача: превратить высокое балетное искусство в жизненные спектакли, понятные простому народу.

Появились произведения, в которых содержание известных произведений передавалось с помощью пантомимы и танца — так называемый драматический балет. На рубеже 1950-60-х годов возродилась хореографическая миниатюра, балет в один акт, балетная симфония.

В следующее десятилетие возникло много независимых балетных трупп, в том числе студии современного балетного танца и свободной хореографии.

Театр в СССР

Большевики, пришедшие к власти в 1917 году, не спешили отказываться от театрального искусства. Но репертуар полностью пересмотрели, убрали некоторые жанры и добавили новые. Советская власть делала акцент на пропаганду коллективизма и поддерживала развитие искусства в этом направлении.

Главными положительными героями стали «простые советские люди», пролетарии. Негативные сатирические образы — это тунеядцы, алкоголики, прогульщики и прочие антисоветские элементы. По всей стране создавали новые театральные коллективы, открывали здания театров. Труппы гастролировали по всей стране, выезжали на фронт.

Именно там зародился такой вид представлений, как коллективные инсценировки под открытым небом.

Постепенно на первый план вышла человеческая судьба, особенности формирования характера, отражение реальных событий (через призму пропаганды). Любимым жанром оставалась сатира и комедия. Самым известным в этом направлении был театр Мейерхольда: билеты на агитационные сатирические спектакли заканчивались очень быстро.

Мейерхольд брал классические произведения, добавлял в сценарий трюки, юмор и превращал их в зрелищные представления. Но часто такие постановки теряли глубину и драматизм — так произошло при выходе спектакля по мотивам произведения Островского «Лес».

Однако публика восприняла сатирическую интерпретацию классики с большим восторгом.

На сцене МХАТа (Московского художественного академического театра, созданного Станиславским и Немировичем-Данченко в 1898 году) ставили спектакли, раскрывающие духовные переживания человека. Сам Станиславский внес огромный вклад в развитие театрального искусства, создав уникальную систему работы актёра над образом.

Для него было важно объединить внутренний мир и поведение актёра с образом героя. Комедия Островского «Горячее сердце», поставленная примерно в то же время, что и «Лес» в обработке Мейерхольда, была раскрыта через яркие образы главных героев.

На десятилетия вперёд она задала планку развития советского театра при постановке классики.

После прихода к власти Сталина в театре начали высмеивать всё, что имело отношение к Западу. Запрещалось пародировать должностных лиц СССР и партийных работников. Оттепель 60-х годов открыла дорогу для новых направлений. Был создан театр на Таганке под руководством Ю.

Любимова, где ставили поэтические, площадные спектакли, отказавшись от постановок соц.реализма. Место стало популярным в Москве и во всём Союзе, хотя официально его относили к «низкосортным» театрам — ниже в официальной иерархии стояли только самодеятельные коллективы.

В это же время в Советском Союзе появился постоянный театр для глухонемых людей. Он стал первым в мире театром в данном направлении. Смысл речи и переживаний героев передавали через искусство пантомимы, жестов, пластики, танца. Также было синхронное озвучивание каждого спектакля диктором.

Централизованная советская власть собирала в Москве и Ленинграде самых талантливых деятелей искусства, в том числе актёров и режиссёров. Провинциальные сцены пустели, разница в качестве постановок и актёрской игре была колоссальная.

Одновременно за творческой интеллигенцией тщательно наблюдали, чтобы сократить негативное обсуждение советской власти, не допустить «западных» настроений в речах и произведениях. Многие писали свои произведения «в стол» и пытались вырваться за «железный занавес» в эмиграцию.

Во время перестройки так и произошло, что ряд видных деятелей культуры и искусства покинул страну.

Театральная культура современной России

Создание первого российского театра

Распад Советского Союза отразился на культуре России в целом. Из-за отсутствия финансирования многие провинциальные театры закрылись, началась миграция людей внутри страны и эмиграция за её пределы.

Со временем театральная структура обрела чёткие формы и в современной России наметилось несколько направлений:

  1. Классические постановки. Пример такого театра — Большой драматический театр в Санкт-Петербурге.
  2. Современный театр. С необычными формами театрального искусства удачно экспериментирует новосибирский театр «Глобус».
  3. Документальные постановки. Одним из примеров этого направления являются спектакли в московском «Театр.doc».
  4. Юмористический театр. Популярный в России «Квартет И», которые также выпустили несколько фильмов.
  5. Мюзикл. Этот жанр появился в России в начале 2000-х годов и стал очень популярен.
  6. Опера. Одними из популярных в этом жанре считают Мариинский театр в Санкт-Петербурге, Большой театр в Москве и Московский академический музыкальный театр.

Путешественники, посещающие официальную столицу России, с удовольствием ходят на спектакли в «Современник», МХТ имени Чехова, «Ленком», «РАМТ», театр Олега Табакова, «Сатирикон». В культурной столице России пользуются популярностью вышеупомянутый Большой драматический театр, Александринский театр, театр Ленсовета, Малый драматический театр «Театр Европы».

Впервые в России. Зарождение, становление и развитие русского театра

 Создание первого российского театра

Театральное искусство издревле привлекало людей на Руси. Скоморохи, бродячие музыканты веселили их на ярмарках, во время народных гуляний.

Впервые придворные театры появились при Михаиле Романове. Их инициатором стал боярин Матвеев А.

Он стоял во главе Посольского приказа, часто бывал за границей, где и увидел выступление актёров. Именно по поручению Матвеева была организована первая труппа и даже построено специальное помещение.

Первой пьесой стала библейская легенда об Артаксерксе.  Произошло это в 1672 г.  

А первым режиссёром в России был немец – Иоганн Грегори.

По примеру этого театра стали создаваться придворные театры во многих домах бояр и дворян. Очень полюбились ими представления. Актёрами  были в основном крепостные крестьяне, хотя и свободные талантливые люди тоже приглашались.

Одновременно в 17 веке создавались школьные театры. Первый такой театр был открыт при Славяно-греко-латинской академии.

18 век — это период расцвета русского театра. Сначала при Петре I на Красной площади построил первый публичный  театр. Сюда приглашались даже зарубежные труппы. Спектакли ставились как российских авторов, так и иностранных.

При Анне Иоанновне театр построили в Санкт-Петербурге. Талант знаменитого Александра Сумарокова расцвёл именно в это время необыкновенно. Его пьесы ставились во многих театрах страны.

Первые государственные театры, содержащиеся за счёт казны,  появились при Елизавете Петровне.

В 1750 году в Ярославле  Фёдор Волков создал первый постоянный профессиональный театр. В 1756 году его приглашают в Санкт-Петербург.

На Васильевском острове был воздвигнут Императорский театр, первым его директором был А.Сумароков.

Одним из первых профессиональных актёров стал Иван Дмитриевский, игравший в труппе Волкова. Позже он стал ведущим актёром Императорского театра.

При  Екатерина II действовало уже несколько профессиональных театров. На стыке 18-19 веков создавал свои творения драматург Фонвизин Д.И., который сатирически высмеивал пороки общества.

Особенности первых театральных постановок в 18 веке

  • Пьесы создавались в стиле классицизма, для которого характерны строгие правила: единство времени, места и действия, деление героев на положительных и отрицательных.
  • Сами пьесы тоже чётко делились на комедии и трагедии.
  • Тесная связь театра с музыкой. Для трагедии была характерна возвышенная музыка. Комедии же больше тяготели к ярмарочным балаганам. Оперы исполнялись на русском или французском языке.
  • Сначала все роли – и мужские , и женские- играли мужчины.
  • Известные композиторы 18 в: Соколовский, Пашкевич, Бортнянский
  • Эпохой расцвета театра стал 19 век.
  • Такова история зарождения и развития русского театра.
  • Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна
Читайте также:  Дворец белосельских-белозерских: экскурсии, режим работы

Бесплатные шаблоны для Joomla на web-disign.ru.

Как в России появился театр?

В середине 16 века Стоглавый собор воспретил им петь и плясать перед свадебным поездом, но разрешил развлекать гостей на свадьбе. В 1648 г. царем Алексеем Михайловичем выступление скоморохов было запрещено.

Интерес к постановкам послужил созданию народной драмы, похожей на коллективную игру. Каждый артист вносил что-то свое, но уже появлялись сюжеты и тексты. Другой формой театра был церковный театр. Представления проходили по церковным праздникам, инсценировались сцены из «Библии».

Профессиональный театр появился в 1672 г. В России развивалась культура, образование. В одном из летних царских дворцов был сыгран первый спектакль.

У царя Алексея Михайловича возник интерес к этому искусству, и он поручил найти специалистов за границей. Такой человек нашелся в Немецкой слободе, где жили иностранцы, работавшие в России.

Иоганн Готфрид Грегори написал пьесу по мотивам библейского сюжета. Так появился придворный театр. Но представления стали играть и в духовных и светских школах.

После смерти Алексея Михайловича придворные спектакли прекратились, но идея продолжала жить. Елизавета Петровна разрешила устраивать театрализованные представления горожанам.

Так стали появляться самодеятельные театры. Снималось помещение, выбиралась пьеса, и ставился спектакль. До сих пор Ярославль считается родиной русского театра.

Его основал Федор Григорьевич Волков, первый профессиональный актер.

По приказу Елизаветы Петровны Федор Волков и его братья приехали в Петербург для создания общедоступного театра. Директором стал известный драматург и поэт Александр Петрович Сумароков. Становление русского театра сопровождалось трудностями.

Люди не привыкли посещать представления. Здание располагалось на Васильевском острове, мостов еще не существовало. Поэтому добираться до него осенью и весной было трудно. Творческие разногласия возникали между Сумароковым и Волковым.

Но театр выжил.

Стали появляться не только профессиональные театры, но и театральные школы, стала развиваться драматургия, и появился журнал «Русский театр». Своими труппами прославились домашние театры графа А. Р. Воронцова, князя Н. Б. Юсупова.

В начале XIX века появились Императорские театры: Мариинский, Александрийский и Михайловский в Петербурге, Большой и Малый в Москве. В конце XIX века стали открываться частные театры. Одним из них был театр Ф. А. Корша.

В нем преобладала классика, ставились пьесы А. П. Чехова и С. А. Найденова. Здесь проводились утренние спектакли в воскресенье для учащихся, а каждую пятницу показывали новую постановку. Это было коммерческое предприятие.

Театры стали появляться в губернских городах. В небольших городах труппы существовали как антрепризы. Антрепренер брал в аренду здание, набирал труппу актеров на сезон и ставил спектакли. Стали входить в моду бенефисы, средства от которых поступали в пользу актера; водевили, которые игрались перед началом пьесы.

В начале XX века был создан Художественный Общедоступный театр, который гарантировал высокий уровень искусства. Его основателем был В. И. Немирович-Данченко. На сцене этого театра состоялась премьера «Чайки» А. П. Чехова.

Проходят столетия. Каждый век вносит что-то новое в театральное искусство, побуждая нас восхищаться игрой актеров или выражать свое недовольство репертуаром. Постановки пробуждают в нас разные чувства: то слезы, то улыбку, но главное — дают надежду на лучшее. За это мы и любим театр.

Литература: «Энциклопедия для детей. Искусство», часть 3. (Музыка. Театр. Кино).

История Императорских театров

Знаменитые Императорские театры имели в России особый статус. Они подчинялись непосредственно императорскому двору, содержались за его счёт и имели покровительство со стороны монарших особ.

Говоря о современном театральном Петербурге в историческом контексте Императорских театров, мы прежде всего имеем в виду:

Не сохранился до наших дней Большой Каменный театр — он был перестроен в здание, где сегодня расположена Санкт-Петербургская консерватория. Здесь давали итальянскую оперу.

Когда возникли первые «государевы» театры и как они менялись, как развивался русский театр в Петербурге — рассказываем в нашем историческом экскурсе.

Первые царские театры

Самый первый «государев» театр появился в Москве при Алексее Михайловиче в 1672 году, но он не просуществовал и пяти лет. Придворный театр «умер» вместе с кончиной царя.

С XVIII века в Москве регулярно давали представления труппы, состоявшие из иностранцев (в основном, итальянцев и французов). Это были своеобразные антрепризы, которые играли в съёмных помещениях или постройках, возведённых самими актёрами.

Первый же публичный театр, доступный всем гражданам, был создан при Петре I: в 1702 году царь велел построить у Никольских ворот на Красной площади так называемую «Комедиальную храмину». Здесь до 1706 выступали преимущественно немцы. В частности, труппа Иоганна Кунста, который создал первую в России школу драматических артистов.

Уже в 1704 году русские актёры впервые сыграли пьесу на родном языке — до того момента зрители довольствовались, как правило, постановками на немецком языке и итальянскими операми.

Москва, Красная площадь, у Комедиальной храмины, начало XVIII века

Спустя три десятка лет, уже в Петербурге, при дворе Анны Иоанновны появилась первая придворная труппа.

Это были итальянцы, которых императрица пожелала видеть при дворе «для увеселения собственного и приближенных господ».

Певцы, музыканты, комедианты из «Италианской кампании» стали первым профессиональным актёрским коллективом в Петербурге, чуть позднее к ним присоединилась труппа комедии дель арте.

Императорские театры: начало

Родоначальницей Императорских театров считают императрицу Елизавету Петровну. 30 августа 1756 года она подписывает указ об учреждении Русского театра, гласящий:

«Повелели мы нынче учредить Русский для представления трагедий и комедий театр, для которого отдать Головкинский дом, что на Васильевском острову, близ кадетского дома.

А для оного повелено набрать актёров и актрис: актёров из обучающихся певчих и ярославцев в кадетском корпусе, которые к тому будут надобны, а в дополнение ещё к ним актёров из других неслужащих людей, также и актрис приличное число».

Именно с этого дня Императорские театры начинают существовать как официальная структура. Под её эгидой стали собираться уже существовавшие актёрские труппы и открываться новые «государевы» театры.

  • Императрица Елизавета Петровна
  • Для первого русского театра было выделено помещение на Васильевском острове — там, где сегодня располагается здание Академии художеств.

По требованию Сумарокова и во исполнение Высочайшего указа было решено «обучающихся в корпусе певчих и ярослевцев прислать для определения в комедианты, ибо они все к тому надобны».

Так в состав первой русской драматической труппы в Петербурге вошли придворные певчие: Григорий Емельянов, Фёдор Волков, Иван Дмитревский, Козьма Лукьянов, Евстафий Григорьев и ещё около десятка артистов.

Были в труппе и женщины-актрисы: Авдотья Михайлова, Елизавета Зорина, Мария и Ольга Ананьины, Аграфена Мусина-Пушкина.

Но несомненно, главным «театральным человеком» в те годы был сам Александр Петрович Сумароков. Поэт и драматург, которого считают первым русским профессиональным литератором, стал лидером русского классицизма в драматургии и первым руководителем Петербургского театра.

Именно Сумароков прививал русскому театру высокие принципы гражданственности, сблизил его идеи с передовой дворянской просветительской мыслью, познакомил русского зрителя с произведениями великих драматургов.

Почти 20 лет сумароковские пьесы и переложения Шекспира, Корнеля, Вольтера составляли основу репертуара Петербургского театра.

Александр Петрович Сумароков

Эпоха Екатерины Великой

При Екатерине II русский театр продолжает свой подъём и выходит на новый уровень. Императрица всячески поощряла творческие развитие русских трупп, при этом не забывая о приглашённых из-за границы артистах.

Именно Екатерина II учредила самостоятельную дирекцию всех придворных театров, первым руководителем которого стал Иван Перфильевич Елагин. Также императрица повелела строить театральное здание — будущий Большой Каменный театр. Он не сохранился до наших дней, но находился на нынешней Театральной площади, там, где сегодня расположено здание Санкт-Петербургской консерватории.

  1. Большой Каменный театр, построен по проекту Антонио Ринальди Существовал с 1784 по 1886 год. В 1886 году разобран и перестроен в современное здание Консерватории
  2. В разные годы Императорскими театрами управляли:
  • 1779—1783 — Василий Бибиков;
  • 1783—1786 — «Комитет над зрелищами и музыкой» под председательством Адама Олсуфьева, кабинент-министра и статс-секретаря Екатерины II;
  • 1786—1789 — Степан Стрекалов;
  • 1789—1791 — Пётр Соймонов и Александр Храповицкий;
  • 1791—1799 — князь Николай Юсупов;
  • 1799 — граф Николай Шереметев;
  • 1799—1819 — обер-гофмаршал Александр Нарышкин (при нём в 1806 году были учреждены также Императорские театры в Москве).
Читайте также:  Отель blue sky on nevsky – мини-отель спб недорого в центре

Зрительный зал Большого Каменного театра, 1820-е гг. Художник — С. Галактионов, гравюра

Императорские театры Петербурга в XIX веке

В правление Александра I статус и масштабы Императорских театров существенно изменились.

Присоединились новые труппы, в их числе — итальянский оперный коллектив под управлением Антонио Казасси, занимавший здание Александринского театра.

С подачи Казасси в Россию был приглашён композитор Катерино Кавоса, ставший родоначальником русской оперы. Именно он разделил труппы Императорских театров на драматическую и музыкальную, а последнюю, в свою очередь, на оперную и балетную.

  • Гравюра XIX века
  • Малый театр (ныне — Большой Драматический) на Фонтанке

К 1809 году были разработаны и утверждены императором Законоположение и Штаты, согласно которым в состав Императорских театров входили труппы: российская, балетная, французская и немецкая.

Также в новых документах были отражены артистические штаты, порядок управления и структура Дирекции, алгоритм формирования репертуара, порядок финансирования и другие важные вопросы по управлению и работе театров.

Это положение действовало почти век.

Здание Театра-цирка, сгоревшее в 1859 году. На его месте был построен новый театр, названный Мариинским

При Николае I было создано Министерство Императорского Двора и уделов, управлявшее делами императорской семьи. Императорские театры были отданы в ведение нового Министерства и успешно существовали в России вплоть до Октябрьской революции 1917 года.

  1. Зал Александринского театра
  2. В Михайловском театре, XIX век
  3. Материал подготовлен редакцией портала «Культура Петербурга»

От скоморошества до храмины. Как на Руси зарождалось театральное искусство

 АиФ Санкт-ПетербургАиФ Санкт-Петербург

Истоки современного русского театра уходят в народное творчество — обряды, праздники. Со временем ритуалы потеряли магическое значение и превратились в игры-представления. В них зарождались элементы театра — драматическое действие, ряженье, диалог. В дальнейшем простейшие игрища трансформировались в народные драмы: они создавались в процессе коллективного творчества и хранились в народной памяти, переходя из поколения в поколение.

В 957 году Великая княгиня Ольга знакомится с театром в Константинополе. В 1068 году впервые в летописях упоминаются скоморохи.

Их считали своего рода волхвами, но мнение это ошибочно — скоморохи, участвуя в обрядах, не только не усиливали их религиозно-магический характер, а наоборот, вносили мирское, светское содержание.

В то же самое время на фресках Киево-Софийского собора начали изображать ипподромные представления.

Первые самодеятельные артисты пели, плясали, балагурили, разыгрывали сценки, играли на музыкальных инструментах и лицедействовали. Нищенствующих людей, не имевших ни жилья, ни пропитания, ни одежды, заставляла заниматься таким промыслом нужда. Скоморохи уважением и славой не пользовались — это была совершенно иная профессия, чем у сегодняшних актеров.

Одним из видов их искусства был «глум» — то есть сатира, а их самих называли «глумцами» — насмешниками. В первых же летописных сведениях скоморохи именуются служителями дьявола, а церковные поучения XI-XII веков объявляли их греховниками.

Особенно сильному преследованию комедианты подвергались в годы татарского ига, когда церковь стала усиленно проповедовать аскетический образ жизни. Однако никакие преследования не искоренили в народе скоморошье искусство.

Наоборот, оно успешно развивалось, а сатирическое жало его становилось все острее.

Часто бродячие артисты объединялись, вместе ходили по Руси, показывая свои таланты и прося за них подаяние. Постепенно на городских площадях начали появляться легкие постройки — балаганы, где скоморохи принимали посетителей-зрителей. Представления приурочивались к масленичным и пасхальным гуляниям, торговым ярмаркам.

И хотя официально считается, что первый в России балаган был связан с именем Петра I, народные представления на Руси были известны задолго до него.

Актеры народных театров высмеивали власть имущих, духовенство, богачей, при этом с сочувствием изображая простых людей. Представления строились на импровизации, включали пантомиму, музыку, пение, танцы, а исполнители использовали маски, грим, костюмы, бутафорию. Исполняли обычно сказки, былины, песни и играли на разнообразных инструментах.

Постепенно скоморохи становились все популярнее, и появление придворных шутов в царских хоромах XIV века было воспринято как обычное явление.

Но и власть, и церковь продолжали преследовать комедиантов, и их искусство не смогло перерасти в профессиональный театр.

Против артистической братии были направлены Жалованная грамота Троице-Сергиевскому монастырю XV века и Уставная грамота начала XVI века: церковь настойчиво ставила лицедеев в один ряд с носителями языческого мировоззрения — волхвами и колдунами.

В XVII веке складываются первые устные драмы, простые по сюжету, отражающие народные настроения. Так, кукольная комедия о Петрушке, которого сначала звали Ванька-Рататуй, рассказывала о похождениях ловкого весельчака, не боящегося ничего на свете.

Возникновение придворного театра во многом связано с интересом знати к западной культуре. Идея о его создании принадлежит Михаилу Федоровичу — первому русскому царю из династии Романовых. В 1643 году его дочь Ирина готовилась к свадьбе с датским принцем Вальдемаром. К этому событию из Страсбурга в Россию прибыли комедианты, но через месяц по неизвестным причинам были высланы из страны.

Незаконченное отцом дело завершил Алексей Михайлович: с 1672-го по 1676 год в Москве «работал» придворный театр. Первое представление пьесы «Артаксерксово действо» состоялось 17 октября 1672 года. Спектакли ставил пастор Грегори из Немецкой слободы, на сцене также «работали» иноземцы.

Позже в принудительном порядке началось привлечение и обучение русских «отроков». Актерами назначили «64 молодых мужиков и мальчиков-подростков». Жалованье им платили нерегулярно, но зато не скупились на декорации и костюмы.

Спектакли отличались пышностью, иногда они сопровождались игрой на музыкальных инструментах и танцами. Сначала представления шли в личном доме одного из царских вельмож, однако вскоре в подмосковной резиденции царя — селе Преображенском — построили настоящее театральное помещение.

После смерти царя придворный театр закрыли, и показы возобновились только при Петре I.

Кроме придворного, в России в XVII веке существовал и школьный театр: при Славяно-греко-латинской академии, в духовных семинариях и училищах Львова, Тифлиса, Киева.

Пьесы писали преподаватели и силами учащихся ставили исторические трагедии, аллегорические драмы, а также интермедии — сатирические бытовые сценки, в которых звучал протест против общественного строя.

У истоков школьного театра стоял известный политический деятель, драматург Симеон Полоцкий.

Вскоре театр перестал быть только забавой царского двора. Начали появляться крепостные или, как их тогда называли, «потешные» театры. В Петербурге, например, труппы набрали графы Ягужинский и Шереметев. Благодаря частным подмосткам возможность выходить на сцену получили и женщины.

В 1702 году по велению Петра I создали Публичный театр, рассчитанный на массового зрителя. Специально для него на Красной площади в Москве выстроили «Комедийную храмину». Там давала спектакли немецкая труппа И. Х. Кунста.

Репертуар содержал иностранные пьесы, которые успеха у публики не имели, и театр прекратил свое существование в 1706 году.

Император был им недоволен, ведь артисты не выполнили его жесткие условия: пьесы должны длиться не более трех действий, иметь любовные интриги и быть «не слишком грустны, не слишком серьезны, не слишком веселы».

При императрице Анне Иоанновне возобновились придворные спектакли, маскарады и прочие увеселения. Например, знаменитая свадьба шутов в Ледяном доме. Пьесы давались преимущественно комического содержания: императрица предпочитала «те крестьянские и немецкие комедии, в которых актеры в конце действия непременно колотили друг друга».

Популярность приобрели европейские гастролеры, например, итальянский и ирландский композиторы Джованни Паизиелло и Джон Филд, французский пианист Александр Дюбак, певцы Леон Леонов, Луиджи Лаблаш, Камилло Эверарди. Совместно с иностранцами начали выступать и русские артисты.

Так, с 1751 года в Зимнем дворце в составе Петербургской придворной итальянской труппы на сцену вышла Елизавета Белоградская, считающаяся первой профессиональной певицей России. А 30 августа 1756 года вошло в историю: состоялся указ об учреждении первого публичного театра в России, в Петербурге (подробнее об этом на с. 2).

Началась новая эра Императорских театров в стране.

Несмотря на то, что скоморохов «не уважали», а православная церковь и вовсе преследовала их, в Сибири имела место другая история. Так, в Тобольской епархии святитель Филофей Лещинский (кстати, большой любитель театральных постановок) открыл духовный театр и сам писал для него пьесы.

Они носили просветительский характер — обыгрывались библейские сюжеты, давались духовные наставления. Названия постановок говорили сами за себя: «Рождество Христово», «Блудный сын», «Грешник кающийся».

Филофей, чьей миссией было обратить сибиряков в православное христианство, считал, что сценические представления библейских событий сильнее действуют на чувства современников.

Сцену для театральных пьес установили подле самого архиерейского дома в Тобольске, рядом с Софийским собором. На комедии, трагедии и драмы, дававшиеся в духовном театре, народ созывали церковным колоколом — звоном, который обычно оповещал о литургиях в храмовые и престольные праздники.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector