Академия художеств (современная фотография)
Среди выпускников Академии – известные художники и архитекторы А.П. Лосенко, Ф.И. Шубин, В.И. Баженов, Ф.С. Рокотов, А.А. Иванов, К.П. Брюллов, И.Е. Репин, В.Д. Поленов, В.И. Суриков, И.П. Мартос, М.М. Антокольский, А.Н. Воронихин, Л.Н. Бенуа и многие другие.
История создания
Идея создания «Академии наук и художеств» в России впервые была высказана императором Петром I еще в конце 1690 годов. Но реализована идея была только в 1757 г. в царствование императрицы Елизаветы Петровны по инициативе М.В. Ломоносова и графа И.И. Шувалова.
Хотя предыстория создания очень долгая и довольно запутанная: непосредственно Академия художеств формировалась в недре Академии наук и, по мнению Ломоносова, отягощала «ученый корпус». Он планировал организовать вторую Академию художеств при Московском университете.
Ф. Рокотов «Портрет графа И.И. Шувалова»
С первых лет существования «Академии художеств и наук» в нее вошли «мастеровые и ремесленные люди» для иллюстрирования научных изданий, гравирования планов и карт, изготовления точных инструментов, а также для выполнения придворных заказов на проекты иллюминаций, портреты и живописные работы.
Ведущее место в штате Академии художеств заняли первоклассные русские и иностранные граверы.
Высокий уровень гравировального искусства, ими достигнутый, и сложившаяся к концу 1730-х годов педагогическая система определили превращение Академии художеств при Академии наук по преимуществу в центр гравирования.
Во время царствования Анны Иоанновны вопросом отделения Академии художеств от Академии наук занимался один из самых просвещенных сподвижников Петра I – В.Н. Татищев. Он планировал создать «Академию ремесел», которую и должен был возглавить.
Но этот план не воплотился в жизнь, Татищев об этом писал так: «Императрица Анна Иоанновна ко устроению оной соизволение свое объявить и на содержание ее по 12000 рублей в год дать изволила, в которой быть ремеслам. 1. Архитектуре, 2. Живописи, 3. Обрязощества, 4.
Механики, и людей: главным Татищева, в архитектуре Еропкина, в живописи Каравакка, в скульптуре Растрелия, в механике из Профессоров искуснейшего, но Остерман, по некоей ненависти удержал и указ, изготовленный к подписке уничтожил, и тако сие весьма государству полезное дело в забвении осталось».
Когда осенью 1733 г. Академия художеств ( в составе Академии наук) получила определенную сумму, то это вызвало недовольство ученых и они настойчиво стали требовать отделения ее. Но этот вопрос снова не решился.
В 1741 г. за дело взялся М.В. Ломоносов. Он возглавил борьбу с засильем немцев в Академии, но новая попытка отделить Академию художеств от Академии наук снова оказалась безрезультатной.
В конце 1753 г. Ломоносов обратился к двум самым влиятельным людям при дворе – графу Шувалову и графу Разумовскому с призывом поддержать его, т.к. считал, что излишнее увлечение гравировкой раздуло штат Академии и «препятствует приращению наук».
Но сопротивление оппонентов продолжалось. Существовавшие при Академии наук университет и Академия художеств не отвечали своему назначению и тормозили деятельность научно-исследовательского центра.
Ломоносов решил основать второй (самостоятельный) университет и вторую (самостоятельную) Академию художеств в Москве.
Здание Императорской Академии художеств
Здание Императорской Академии художеств
Учебные классы открылись в 1758 г., первый выпуск состоялся в 1762. В 1764 императрицей Екатериной II был утвержден устав и штаты академии, которая получила статус Императорской. Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания.
В 1888 г. закончилось строительство каменного здания Академии на берегу Невы по проекту архитекторов Ж. Б. Валлен-Деламота и А. Ф. Кокоринова.
Здание Академии художеств должно было стать символом новой архитектуры, в наибольшей степени свидетельствуя об изменениях в государственной архитектурной политике начала царствования Екатерины Великой. Первоначальный проект Блонделя был переделан со значительным увеличением объёмов архитекторами Валлен-Деламотом и А. Ф. Кокориновым.
В 1764 г. при Академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети 5-6 лет. После 9-летнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов — историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном.
При выпуске учащиеся должны были выполнить произведение на заданную тему — «программу». С 1767 награжденные золотой медалью выпускники академии направлялись совершенствоваться за границу.
С 1770-х в ИАХ начали проводиться выставки произведений искусства.
В 1802 г. при президенте А. С. Строганове Академия играла главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. В частности, академия получила право заниматься проектами городского строительства, в том числе в столице, проводить архитектурные и художественные конкурсы.
Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.
Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
Исаакиевский собор
Авторами росписей Исаакиевского собора были 22 художника, среди них В.К.Шебуев, Ф.А.Бруни, К.П.Брюллов.
Двенадцать росписей исполнены Федором Антоновичем Бруни и его учениками.
Ф.А. Бруни
Ф.А. Бруни
Фёдор Антонович Бруни (1799-1875) — русский художник итальянского происхождения, представитель академического стиля.
Фёдор Бруни (настоящее его имя было Фиделио) родился 10 июня 1799 года в Милане, в семье швейцарского итальянца, художника и реставратора Антонио Бруни, который впоследствии, в 1807 году, приехал в Россию из Италии. Антонио Бруни в царствование Павла I был реставратором картин и живописцем по плафону. Имеются его работы, исполненные в Михайловском дворце; впоследствии он занимался работами в Москве.
Фёдор в возрасте десяти лет поступил в Воспитательное училище при Академии художеств.
За первые успехи молодой Бруни был награждён серебряной медалью, а в 1818 г. окончил курс и получил звание художника с правом на чин XIV класса.
Его отец, находя, что художественное образование девятнадцатилетнего Фиделио ещё недостаточно отправил сына для дальнейшего усовершенствования в живописи в Италию.
Изучение образцовых произведений старинных художников окончательно определило направление молодого Фиделио, переименованного в России в Фёдора.
Роспись потолка Исаакиевского собора. Ф. Бруни «Страшный суд»
Во второй половине XIX в. Академия художеств считалась главной в России школой художественного образования. В ней работали И.Е. Репин, В.Е. Маковский, И.И. Шишкин, А.И. Куинджи и другие известные художники.
Музей Академии художеств за время своего существования собрал уникальную коллекцию мировой и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей. На основе этой коллекции в 1895 г. был основан Русский музей императора Александра III.
Создание Академии художеств
В середине 18 века в Петербурге была создана Академия художеств. Еще Петр понимал, что в России нет своих мастеров, которые могли бы при строительстве новой столицы использовать многовековой европейский опыт по планировке города, по украшению зданий.
Поэтому в Россию ехали архитекторы, скульпторы, художники из Италии, Франции, Германии. В то же время в Европу для получения специального художественного образования отправляли талантливых русских юношей.
Создавая Академию наук, Петр предполагал, что при ней будут обучать и «знатным художествам», царь даже называл иногда Академией Рисовальную школу при петербургской типографии, хотя школа эта готовила только мастеров для иллюстрирования книг.
Сохранилась запись о посещении Петром этой школы в 1715 году: «Его Величество были в академии, срисовали человека».
В середине 18 века общественные деятели и ученые России снова подняли вопрос о необходимости создании Академии художеств. М.В.
Ломоносов, который был не только блестящим ученым, но поэтом и художником, писал о том, что Россия прославилась во всем мире своими победами и «требует величеству и могуществу своему пристойного и равномерного великолепия, какового ни откуду приобрести невозможно, как от почтенных художеств…». Ломоносов же разработал «Идеи для живописных картин из Российской истории», которые должны были стать темами работ, прославляющих Россию.
Идеи Ломоносова поддерживал И.И. Шувалов — один из самых образованных и культурных людей своего времени, меценат, попечитель Московского университета, основанного в сотрудничестве с Ломоносовым в 1755 году. В 1757 году именно Шувалов обратился в Сенат с ходатайством об основании Академии художеств.
В ответ на его обращение был издан указ: «Означенную Академию художеств здесь, в Санкт-Петербурге, утвердить, а на каком основании она быть может, имеет о том генерал — поручик и Московского университета куратор и кавалер Шувалов подать в Правительствующий Сенат проект и штат».
Созданное учебное заведение называли Академией трех знатнейших художеств — живописи, ваяния и зодчества.
Основатель академии Шувалов
В первые годы Академия существовала как часть Московского университета, предполагалось вначале, что и находиться она будет в Москве. Но выяснилось, что лучшие иностранные художники «не хотят в Москву ехать, как в надежде иметь от двора работы». Так окончательно решился вопрос о местонахождении нового учебного заведения.
Курировал Академию, как и университет, сам Шувалов. Для обучения в ней из числа учеников гимназии при университете набрали 16 талантливых юношей. При отборе учеников Шувалов обращал внимание в первую очередь на способности кандидатов, а не на их происхождение, так, например, часть учеников были набраны «из солдатских детей».
И уже в первом наборе были те, кто впоследствии прославил русское искусство — скульптор Федот Шубин, художники Федор Рокотов и Антон Лосенко, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов. Преподавали в академии в первые годы в основном иностранные педагоги, но через несколько лет академиками стали и русские мастера.
Среди них был и Ломоносов, удостоенный звания почетного академика как мозаичист.
Первый выпуск Академии состоялся в 1762 году. Шувалов добился, чтобы окончившие Академию с золотой медалью могли за казенный счет на три года поехать за границу, чтобы познакомиться с шедеврами мирового искусства.
В 1762 году на престол взошла императрица Екатерина II, и государственная политика по отношению к Академии изменилась. Шувалова отстранили от руководства Академией, отправили за границу, а его должность занял известный деятель екатерининского времени И.И. Бецкой.
Он начал реформирование Академии в соответствии с модными тогда в Европе идеями французских просветителей.
По мысли Бецкого, Академия должна была не только готовить мастеров, но и воспитывать. Поэтому для обучения стали набирать мальчиков 5-6 лет, которым вначале следовало пройти курс общеобразовательных дисциплин в Воспитательном училище, а затем учиться в специальных классах Академии.
Инаугурация Императорской Академии художеств
Официальной датой учреждения Императорской Академии художеств стало 4 ноября 1764 года, когда Екатерина II утвердила Устав и «Привилегии» Академии, тем самым подчеркивалось, что теперь Академия существует самостоятельно, а не как часть Московского университета. Органом управления стал Совет, возглавляемый президентом. Им стал И.И. Бецкой.
В том же 1764 году профессора академии Александр Кокоринов и Жан-Батист Вален-Деламот создали проект нового здания Академии художеств. 7 июля 1765 года состоялась его торжественная закладка.
Церемония была необычайно пышной, поскольку на ней должны были присутствовать императрица с наследником.
На Неве построили три пристани, к которым должны были причаливать знатные гости, преподаватели и ученики в специальных парадных костюмах встречали императрицу «при играни труб и литавр». Сама Екатерина с помощью золотой лопаточки заложила первый камень в основание нового здания.
Но строительные работы на набережной Васильевского острова затянулись надолго и завершились только к 1788 году. В это время Кокоринова уже не было в живых, а Вален — Деламот уехал из России, и работу по осуществлению проекта первых профессоров Академии художеств продолжали их ученики.
Впервые в России было построено специальное здание для большого учебного заведения. Кроме того, здание Академии художеств стало первой в Петербурге постройкой в стиле зарождавшегося классицизма.
Российская академия художеств
АКАДЕМИЯ ХУДОЖЕСТВ
Мысль о создании Академии наук и художеств в России была высказана Петром I еще в конце 1690-х годов. Академия художеств была учреждена решением Сената 6 ноября 1757 года в царствование императрицы Елизаветы Петровны в Петербурге по инициативе великого русского ученого М.В. Ломоносова и известного просветителя того времени И.И. Шувалова.
Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил Академии свою прекрасную художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.
В 1764 году Екатерина II, утвердив Устав и штаты, даровала Императорской Академии художеств Привилегию. В том же году по проекту архитектора Ж.Б.Валлен-Деламота и А.Ф.
Кокоринова началось строительство каменного здания Академии на берегу Невы, которое закончилось в 1788 году.
Академия художеств была одним из самых прогрессивных учреждений того времени. Художники и архитекторы первого шуваловского выпуска Академии А.П.Лосенко, Ф.И.Шубин, В.И.Баженов, Ф.С.Рокотов, И.Е.Старов задали тот высочайший уровень художественной практики и педагогики, которые составили славу отечественного искусства.
В разное время ее закончили такие выдающиеся живописцы как А.А.Иванов, К.П.Брюллов, И.Е.Репин, В.Д.Поленов, В.И.Суриков, скульпторы И.П.Мартос, В.И.Демут-Малиновский, С.С.Пименов, И.П.Прокофьев, М.М.Антокольский, архитекторы А.Н.Воронихин, Н.Л.Бенуа, К.А.Тон, И.А.Фомин, В.А.Щуко и многие другие.
Вплоть до начала ХХ века Академия была единственным в России высшим художественным учебным заведением. Ее деятельность не ограничивалась лишь художественным образованием. Она была центром художественного просвещения, активно влияла на развитие всех видов искусства, содействовала формированию музейных коллекций, вела большую научно-исследовательскую работу, проводила выставки и конкурсы.
Академия занималась рассмотрением и утверждением важных архитектурных, скульптурных и живописных проектов для столицы и других городов.
Педагоги и ученики участвовали в возведении и оформлении крупных художественных ансамблей того времени, включая Казанский и Исаакиевский соборы, храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве, для чего в 1847 году при Академии было учреждено Мозаичное Заведение.
Императорская Академия художеств выступила инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали выпускники Академии, а позднее — и музеев при них.
Музей Академии художеств вел широкую выставочную деятельность, привлекая не только просвещенную публику, но и представителей всех сословий общества. За время своего существования Музей Академии художеств сосредоточил в своих стенах ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей, на которых учились все поколения студентов.
Учреждение Русского музея императора Александра III также было связано с деятельностью Академии художеств. Именно ее собрание заложило основу художественной коллекции нового музея.
После 1917 года Академия пережила ряд тяжелых десятилетий. Осталось лишь ее образовательное ядро. В 1932 году была воссоздана Академия художеств в Ленинграде. В 1947 году в Москве была образована Академия художеств СССР.
версия для печати
История Российской академии художеств
В 1764 году Академия художеств получила статус Императорской.
В этом же году при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети пяти-шести лет.
После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов – историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном.
С 1767 года выпускники академии, награжденные золотой медалью, направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х годов в Императорской академии художеств начали проводиться выставки произведений искусства.
Среди первых выпусков академии — художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.
В 1802 году устав академии был дополнен новыми статьями, повысившими ее статус в области общественно-художественной деятельности, утвердившими ее главенствующую роль во всех сферах художественной жизни. Академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы.
Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса на Крови в Санкт Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве.
Академия выступала инициатором основания провинциальных художественных школ и училищ, в которых преподавали ее выпускники, а также музеев при художественных учебных заведениях.
В 1840 году Воспитательное училище было закрыто, оставлены лишь учебные классы. С 1843 года президентами академии назначались только лица императорской фамилии. В 1847 году при академии было учреждено Мозаичное заведение в составе художественного и технического отделений. По уставу 1859 года академия утратила самоуправление и была подчинена Министерству императорского дворца.
В 1893 году был утвержден новый устав, который вернул академии самоуправление.
Учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.
Музей академии, основанный графом Иваном Шуваловым в 1758 году, за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).
Среди выпускников Императорской академии художеств — такие известные живописцы, как Александр Иванов, Карл Брюллов, Илья Репин, Василий Поленов, Василий Суриков, скульптор Иван Мартос, архитектор Константин Тон.
Декретом Совета народных комиссаров России от 12 апреля 1918 года Императорская академия художеств была упразднена. На ее базе продолжало действовать Высшее художественное училище. Затем были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские.
С 1932 по 1947 год в стране действовала Всероссийская академия художеств, в 1947 году она преобразовалась в Академию художеств СССР и переехала в Москву. Академия художеств СССР просуществовала до 1991 года, с 1992 года она была преобразована в Российскую академию художеств.
В состав Российской академии художеств входят Московский государственный академический художественный институт имени В.И.
Сурикова, Московский академический художественный лицей Российской академии художеств, Санкт-Петербургский Государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е.
Репина, Санкт-Петербургский государственный академический художественный лицей имени Б.В. Иогансона, филиал Российской академии художеств «Творческая мастерская «Литейный Двор».
В учебных институтах Академии открыты факультеты живописи, скульптуры, архитектуры, графики.
На базе Академии художеств работает НИИ теории и истории изобразительных искусств в Москве, который готовит аспирантов, занимается изданием научной литературы, проведением научных конференций и симпозиумов. При Академии также открыт Научно-исследовательский музей, одно из старейших художественных собраний Санкт-Петербурга и России.
- Фонды научной библиотеки насчитывают более 500 тысяч изданий, среди которых раритеты XV-XVIII веков.
- Творческие мастерские Российской академии художеств работают в Москве (живописи, графики, скульптуры, театрально декорационного искусства, архитектуры, дизайна), Санкт-Петербурге (монументальной живописи, скульптуры, живописи, графики), Казани (живописи) и Красноярске (живописи, графики, скульптуры).
- Органами управления академии являются общее собрание академии (высший орган управления), президиум и президент академии.
- Устав и президент академии принимаются общим собранием академии и утверждаются правительством РФ.
- С 1997 года пост президента Академии художеств занимает скульптор Зураб Церетели.
- Активно работают региональные отделения Российской академии художеств «Урал, Сибирь и Дальний Восток», Поволжское отделение, Южное отделение.
- Ученики и члены академии принимали участие в осуществлении художественных проектов – воссоздании храма Христа Спасителя в Москве, сооружении мемориала Победы на Поклонной горе в Москве, архитектурном решении фасадов и интерьеров комплекса зданий филиала Государственного академического Большого театра России и других.
- Материал подготовлен на основе информации открытых источников
Российская академия художеств
Именно Шувалов пригласил из-за границы педагогов, набрал первых учеников и в 1758 году подарил академии свою художественную коллекцию, положив этим начало библиотеке и будущему музею.
В 1764 году Академия художеств получила статус императорской.
Академия стала государственным учреждением, которое регламентировало художественную жизнь России, распределяло официальные заказы и присуждало академические звания. Академия получила самоуправление — ее возглавлял Совет профессоров и президент.
В 1764 году при академии было открыто Воспитательное училище, в которое принимались дети пяти-шести лет.
После девятилетнего обучения учащиеся завершали образование в одном из высших классов — историческом, портретном, гравюрном, скульптурном, архитектурном.
С 1767 года выпускники академии, награжденные золотой медалью, направлялись совершенствоваться за границу. С 1770-х годов в Императорской академии художеств начали проводиться выставки произведений искусства.
Среди первых выпусков академии художники-портретисты Антон Лосенко и Федор Рокотов, скульптор Федот Шубин, архитекторы Василий Баженов и Иван Старов.
В 1802 году академия получила право заниматься проектами городского строительства, проводить архитектурные и художественные конкурсы.
Педагоги и ученики академии участвовали в возведении и оформлении Казанского и Исаакиевского соборов, храма Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, храма Христа Спасителя в Москве, для чего в 1847 году при Академии было учреждено Мозаичное Заведение.
В 1893 году учебные классы были преобразованы в Высшее художественное училище живописи, скульптуры и архитектуры, при котором были открыты мастерские во главе с известными художниками Ильей Репиным, Владимиром Маковским, Иваном Шишкиным, Архипом Куинджи. Академии художеств было предоставлено право утверждать проекты монументальных сооружений.
Музей академии за время своего существования собрал ценнейшую коллекцию западноевропейской и русской живописи, рисунка, скульптуры, архитектурных моделей и чертежей. На основе этой коллекции в 1895 году был создан Русский музей императора Александра III (ныне Государственный Русский музей).
Декретом Совета народных комиссаров России от 12 апреля 1918 года Императорская академия художеств была упразднена. На ее базе продолжало действовать Высшее художественное училище. Затем были созданы Петроградские государственные свободные художественно-учебные мастерские.
С 1932 по 1947 год в стране действовала Всероссийская академия художеств, в 1947 году она преобразовалась в Академию художеств СССР и переехала в Москву.
Академия художеств СССР просуществовала до 1991 года, с 1992 года она была преобразована в Российскую академию художеств (РАХ).
Согласно уставу, структурными подразделениями Российской академии художеств являются отделения и творческие мастерские и лаборатории.
Отделение объединяет членов Академии по одной или нескольким смежным специальностям.
В состав Российской академии художеств по видам творческой и научной деятельности входят отделения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, народного искусства, скульптуры, архитектуры, театрального искусства и киноискусства, дизайна, фотоискусства и мультимедийных технологий, новейших художественных течений, искусствознания и художественной критики.
Творческие мастерские и лаборатории создаются по различным видам искусства.
Среди ее творческих мастерских и лабораторий — мастерская мозаики; лаборатория по технологии художественных, живописных, скульптурных и графических материалов; архитектурно-проектная мастерская; живописно-реставрационная мастерская; мастерская по обработке камня; керамическая мастерская; литографическая, офортная и ксилографическая мастерская; макетно-декорационная мастерская; фото- и видеолаборатория и др.
При РАХ действуют институт, музей, библиотека, научный архив и экспертно-нормативный центр.
В состав Академии входят следующие филиалы: «Творческая мастерская «Литейный двор» (Санкт-Петербург); «Поволжское отделение Российской академии художеств» (Саратов); «Музейно-выставочный комплекс (отделение) «Галерея искусств Зураба Церетели» (Москва); «Региональное отделение Урала, Сибири и Дальнего Востока Российской академии художеств в городе Красноярске»; «Творческая мастерская живописи Российской академии художеств в городе Казани».
Отделения РАХ подотчетны президиуму академии (коллегиальному органу) и общему собранию ее членов, которое является высшим органом Академии художеств.
Единоличный исполнительный орган академии — президент.
С 1997 года пост президента Академии художеств занимает скульптор Зураб Церетели.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников
Академия художеств в Петербурге — старейшее здание с самым большим в мире круглым двором (Музей) | Санкт-Петербург Центр
Здание Академии художеств относится к ряду старейших построек города на Неве, которые хорошо сохранились до наших дней. К тому же, этот дом — настоящий шедевр XVIII века, раскрывающий как нельзя лучше путь и суть Санкт-Петербурга.
Примечателен необычный и несколько аскетичный двор Академии, мощёный брусчаткой и имеющий выходы только через двери. Стилевую строгость композиции оживляет памятник основателю ВУЗа — графу Шувалову.
Мировой авторитет российского изобразительного искусства, а вместе с ним и Академии художеств в Санкт-Петербурге, равно как и других элитных отечественных художественных школ — общеизвестен.
Строительство и особенная архитектура здания
Здание Академии художеств было построено в стиле классицизма 1764-1788 гг. Оно представляет собой гениальное творение 3-х архитекторов, таких как Жан-Батист Валлен-Деламота, Александр Филиппович Кокоринов и Юрий Матвеевич Фельтен.
В плане сооружение — замкнутый блок с несколькими внутренними дворами. В основе композиции — круг, вписанный в прямоугольник. Здание Академии художеств — самый большой в мире круглый двор.
Малые дворы сдвинуты к углам. Лицевой фасад в центре выделен круглым выступающим вестибюлем, украшенным восьмиколонным портиком.
Во двор из здания ведут 4 двери, над которыми значатся 4 основные направления деятельности школы:
- Живопись
- Скульптура
- Архитектура
- Воспитание
В центре здания — портик главного входа. Между колоннами ионического ордера расположились статуи Геракла и Флоры. Геракл опирается на палицу, изготовленную из ясеня Киферонских садов. На палицу наброшена шкура Немейского льва. В левой руке за спиной он держит 3 золотых яблока из сада Гесперид. Рядом богиня цветов — Флора.
Над дверью здания надпись
Свободным художествам. Лета 1765.
В круглом дворе установлена скульптура графа Шувалова работы Зураба Церетели. В саду за оранжереей — маленькая постройка «Хрустальный дворик», это мастерская батальной живописи. Её устроили отдельно еще в XIX в. При мастерской — небольшая конюшня. Конюшня была восстановлена в 1990-х гг.
Также в саду расположены рисовальная мастерская с дорическим портиком и мозаичная мастерская. В 1820-е президент Академии Алексей Оленин задумал возвести в саду, если не копии конкретных шедевров, то примеры важнейших стилей. Портик, возведенный архитектором А. А. Михайловым 2-м — образец греческой классики.
Коринфская колонна посреди сада, прежде стоявшая в круглом дворе и перенесенная сюда Александром Брюлловым в 1840-е, осталась лишней при строительстве Казанского собора. Брюллов увенчал ее лирой.
Что написано в Паспорте памятника «Колонна в саду Академии художеств»:
Колонна сооружена по инициативе гр. А. С. Строганова, бывшего президентом Академии Художеств в период с 1800 по 1811 г. Для памятника употреблена гранитная колонна, оставшаяся от постройки Казанского собора и переданная в Академию.
На заседании Академического Совета, 10 августа 1807 года, Строганов предложил поставить ее а круглом дворе Академии, для чего архитектору Воронихину было поручено «начертить рисунок сей колонны с приличными к ней украшениями и принять нужные меры, чтобы оная колонна к сентябрю месяцу была на своем месте».
Постройка колонны под наблюдением Воронихина была возложена на архитектора Михайлова. В 1817 г. колонна была перенесена в сад Академии. На ее месте на круглом дворе долгое время стояла модель памятника Минину и Пожарскому работы Мартоса.
Рядом с Академией эффектно оформленная набережная, сооружённая тут по проекту архитектора К. А. Тона в 1832-1834 гг. Это гранитная пристань на Неве с изваяниями египетских сфинксов, восседающих на гранитных пьедесталах. Первоначально предполагалось, что на пристани будут установлены конные статуи работы Клодта, но привезти сфинксов из Египетской Александрии оказалось дешевле.
Бородки у сфинксов были отбиты после смерти фараона Аменхотепа III, портретным изображением которого являются головы сфинксов. На груди между лапами и вокруг плиты высечена иероглифическая надпись, в которой перечисляются титулы Аменхотепа III. На нижней площадке пристани возле каменных скамей стоят попарно четыре бронзовых грифона, которые создал — скульптор П. П. Геде в 1834 г.
История Академии художеств как учреждения
Сегодня это федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования под названием «Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е. Репина при Российской академии художеств».
Данный образовательный институт был учреждён Указом Правительствующего Сената от 6 (17) ноября 1757 г. Художников тут обучают до сих пор. Высшая школа мастеров русского искусства и центр художественной жизни страны — «Академия трех знатнейших художеств» была основана по инициативе И. И. Шувалова и М. В. Ломоносова указом Сената в 1757 г.
Занятия начались в 1758 году сразу в нескольких классах — живописном, скульптурном, архитектурном и медальерном. А через 6 лет — 4 ноября 1764 году высочайшим указом императрицы Екатерины II были утверждены «Привилегия и Устав Императорской Академии трех знатнейших художеств» — законодательное признание правительством самоценности и самостоятельности художественной деятельности.
Сегодня об этой знаменательной дате напоминают выложенные мозаикой на полу вестибюля Академии римские цифры
MDCCLXIV
Уже в первые годы в Академии сложилась и в дальнейшем совершенствовалась строго последовательная система обучения. Начинали с рисования — на первых порах постигали простое черчение без линейки, затем переходили к копированию образцов: гравюр с картин лучших мастеров или рисунков; гипсовых античных образцов и, наконец, рисунок с обнаженной натуры.
Параллельно с рисованием живописцы начинали писать с обнаженной натуры, скульпторы — лепить ее, а архитекторы занимались изучением ордеров, обмерами, отмывкой архитектурных элементов, проектированием небольших декоративных и парковых сооружений, а затем и созданием масштабных объемно-пространственных композиций.
Наряду с этим в Академии преподавали пластическую анатомию, архитектурную графику, общеобразовательные предметы, языки.
Заканчивали курс исполнением достаточно сложной композиционной работы по избранной специальности.
Наиболее одаренные, чьи произведения отмечались золотыми медалями первого или второго «достоинства» отправлялись в «пенсионерскую» поездку для усовершенствования мастерства, как правило, в Италию и Францию.
Авторитет Академии художеств
История Академии теснейшим образом связана с историей русской художественной культуры. Были периоды подлинного взлёта, когда она являлась единственным авторитетным арбитром в области художественной политики, и время менее заметного влияния на творческую практику русских художников.
Однако всегда, на всем протяжении своей истории, Академия художеств оставалась крупнейшей в мире художественной школой, воспитательницей выдающихся мастеров изобразительного искусства. Замечательным было и то, что учащиеся часто работали совместно с педагогами, как правило, крупнейшими художниками своего времени.
Они были свидетелями творческой практики своих воспитателей и наблюдали весь процесс создания художественного произведения, а иногда выступали в качестве участников этого процесса, помогая мастеру. Все это давало положительные результаты, ибо в процессе учения нет ничего более эффективного, чем непосредственное наблюдение за работой опытного художника, изучение всех ее стадий.
Знаменитые ученики Академии
Многие известные русские художники учились в Академии и в ней приобрели профессиональное мастерство, позволившее им стать во главе художественной жизни своего времени. Воспитанники Академии прославили русское искусство, создав образы глубокой мысли, воспевавшие красоту русского человека и благородство его стремлений. В Академии художеств в Санкт-Петербурге учились:
Художники
- А. П. Лосенко, Ф. С. Рокотов, Д. Г. Левицкий, О. А. Кипренский, В. А. Тропинин, С. Ф. Щедрин, К. П. Брюллов, А. А. Иванов, П. А. Федотов, И. Н. Крамской, В. И. Суриков, В. А. Серов, И. Е. Репин, И. И. Бродский, И. Э. Грабарь, М. Б. Греков
- Здесь же получил образование великий украинский поэт и художник — Т. Г. Шевченко.
Архитекторы
- В. И. Баженов, И. Е. Старов, А. Д. Захаров, В. П. Стасов
Ваятели:
- Ф. И. Шубин, М. И. Козловский, И. П. Мартос, С. С. Пименов, В. И. Демут-Малиновский, П. К. Клодт, М. М. Антокольский и многие другие.
Современность Академии художеств
Вот уже не одно столетие верно служит российской культуре величавое здание на Неве. За свою историю Академия ни разу не меняла своего назначения — воспитание молодых художников. С самого начала основой образования являлась стройная методическая система. Эта система изменялась и совершенствовалась, отражая новые растущие потребности времени.
И сегодня основой учебного процесса Санкт-Петербургского государственного академического института живописи, скульптуры и архитектуры имени И. Е.
Репина при Российской академии художеств является принцип преемственности лучших традиций отечественного и мирового искусства.
На 5 факультетах учатся — более 1000 студентов на дневном отделении и порядка 500 — на заочном из России и зарубежных стран.
Опираясь на свой богатый творческий опыт, развивая и обновляя его применительно к потребностям меняющегося времени, Институт имени И. Е. Репина уверенно смотрит в будущее, не забывая о традиционном сознании высокой общественной роли художника и долга служения своему Отечеству.
Музей Академии художеств
При Российской Академии художеств был открыт первый российский публичный музей, возведенный в ранг научно-исследовательских, что представляет собой явление во всех смыслах уникальное и неординарное.
Музей Российской академии художеств — один из старейших музеев России, является первым художественным музеем, который был возведён в ранг научно-исследовательского. Музей занимает историческое здание Императорской Академии художеств, построенное в 1764—1788 гг.
Он является не только старейшим собранием художественных ценностей в масштабах страны: здесь аккумулирован многовековой отечественный опыт творческого восприятия действительности, направлений и техник, жанров и подходов.
Основанный в середине XVIII века одновременно с альма-матер музей располагается в здании, построенном в 1764-1772 годах по проекту Кокоринова и Деламота в традициях раннего классицизма. Исторический фонд включает эскизы, гравюры и другие бесценные работы русских живописцев, графиков, скульпторов и архитекторов.
- Все подробности в аудиогиде о Музее художеств в Санкт-Петербурге
Адрес Академии художеств и другая полезная информация
- Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
- Ближайшая станция метро: «Василеостровская», «Адмиралтейская»
- От ст. метро «Василеостровская» ~ 13 минут = 1,1 км.
- От ст. метро «Невский проспект», «Гостиный двор»: троллейбусы 1, 10, 11; автобусы: 7, 24
- Время работы Академии: с 9:30 до 18:00
- Ректор: Семён Ильич Михайловский
- Телефоны +7 (812) 323-61-89: +7 (812) 328-79-18
- Время работы Музея: Ср., Пт., Сб., Вс. 11:00-19:00. Чт. 12.00-20.00. Выходные дни: Пн., Вт.
- Телефоны Музея: +7 (812) 323-64-96; +7 (812) 323-35-78