Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 500 руб.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 300 руб.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 8000 руб.

21 февраля, в 19:00 (+1) Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 500 руб.

19 февраля, в 19:00 (+1) Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 500 руб.

29 марта, в 19:00 (+5)

  • 30 марта, в 19:00
  • 31 марта, в 19:00
  • 1 апреля, в 19:00
  • 2 апреля, в 19:00
  • 3 апреля, в 18:00

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 500 руб.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

мест нет

1 марта, в 19:00

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

1000 руб.

MotherFatherSistersBrother

29 марта, в 19:00

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 500 руб.

25 февраля, в 19:00 (+3)

  1. 26 февраля, в 19:00
  2. 7 марта, в 19:00
  3. 8 марта, в 19:00

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

от 500 руб.

15 февраля, в 19:00

от 500 руб.

5 февраля, в 19:00

от 500 руб.

6 февраля, в 18:00 (+2)

22 февраля, в 19:00

3 марта, в 19:00

500 руб.

18 февраля, в 19:00 (+1)

от 500 руб.

23 февраля, в 19:00 (+1)

от 500 руб.

27 февраля, в 18:00

500 руб.

10 февраля, в 19:00 (+2)

16 февраля, в 19:00

7 марта, в 19:00

от 500 руб.

16 февраля, в 19:00 (+3)

  • 24 февраля, в 19:00
  • 4 марта, в 19:00
  • 27 марта, в 18:00

1000 руб.

30 марта, в 19:00

500 руб.

2 марта, в 19:00

Большой Драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова

Осенью 1918 года в Петрограде по инициативе писателя Максима Горького, поэта Александра Блока и актрисы МХТ Марии Андреевой был основан Большой драматический театр.

Репертуарную политику театра определил его первый художественный руководитель, Александр Блок: «Большой драматический театр есть, по замыслу своему, театр высокой драмы: высокой трагедии и высокой комедии».

Особая эстетика и стиль БДТ сформировались под влиянием архитектора Владимира Щуко и художников из объединения «Мир искусства»: Александра Бенуа, Мстислава Добужинского, Бориса Кустодиева — первых сценографов театра.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.ТовстоноговаБольшой Драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова

15 февраля 1919 года состоялась премьера: трагедию Ф.Шиллера «Дон Карлос» поставил режиссер Андрей Лаврентьев.

Среди режиссеров БДТ следующих лет: ученик Мейерхольда Константин Тверской, ученик Немировича-Данченко Николай Петров, художник-мирискусник Александр Бенуа, знаменитый Чапаев из одноименного фильма — актер Борис Бабочкин. С 1932 по 1992 год БДТ носил имя своего основателя, Максима Горького.

В 1956 главным режиссером и художественным руководителем театра был назначен Георгий Товстоногов. При нем БДТ стал авторским режиссерским театром, известным на весь мир, лучшей драматической сценой СССР.

В спектаклях Товстоногова играли Татьяна Доронина и Сергей Юрский, Иннокентий Смоктуновский и Зинаида Шарко, Евгений Лебедев и Валентина Ковель, Олег Басилашвили и Светлана Крючкова, Владислав Стржельчик, Павел Луспекаев, Олег Борисов, Николай Трофимов, Ефим Копелян, Кирилл Лавров и многие другие замечательные актеры. В те годы театр очень много гастролировал.

В ситуации противостояния двух политических систем, режима «железного занавеса», БДТ был культурным связующим звеном между Востоком и Западом. После смерти Товстоногова в 1989 году художественное руководство принял народный артист СССР Кирилл Лавров, после него — режиссер Темур Чхеидзе. С 1992 года театр стал носить имя Георгия Александровича Товстоногова.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.ТовстоноговаБольшой Драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова

В 2013 году художественным руководителем БДТ стал режиссер Андрей Могучий, один из лидеров театрального авангарда. Под руководством Могучего БДТ вновь обрел признание публики и критиков, стал одним из главных театральных ньюсмейкеров страны.

В декабре 2015 года театр отмечен экспертами российской Ассоциации театральных критиков «За выстраивание новой художественной стратегии Большого драматического театра». Творческое кредо БДТ — открытый диалог на темы, актуальные для современного общества.

Каждый спектакль, каждый проект нового БДТ обращается к проблемам человека своего времени.

В постановках Большого драматического театра задействованы артисты всех поколений труппы — от совсем молодых актеров стажерской группы до ведущих мастеров сцены, таких как народная артистка СССР Алиса Фрейндлих, народный артист России и Украины Валерий Ивченко, народные артистки России Светлана Крючкова, Ируте Венгалите, Марина Игнатова, Елена Попова, народные артисты России Геннадий Богачев, Валерий Дегтярь, заслуженные артисты России Анатолий Петров, Василий Реутов, Андрей Шарков, заслуженная артистка России Мария Лаврова и другие. Каждый сезон спектакли БДТ становятся лауреатами главных театральных премий страны, в том числе и национальной театральной премии «Золотая Маска».

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.ТовстоноговаБольшой Драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова

С 2013 года в БДТ имени Г.А. Товстоногова существует масштабный образовательная программа «Эпоха просвещения».

Это лекции, концерты, выставки, круглые столы, посвященные актуальным творческим вопросам, встречи с людьми, которые создают современный театр, а также — экскурсии по музею и за кулисы театра, авторские программы, посвященные истории БДТ.

Важным направлением «Эпохи просвещения» является «Педагогическая лаборатория БДТ» — режиссеры, актеры, театральные критики и педагоги обучают преподавателей средних школ и детских садов Санкт-Петербурга внедрению современного театрального языка и сценических приемов в школьную образовательную программу.

В 2015 году БДТ стал первым русским репертуарным драматическим театром, в афишу которого на постоянной основе включен инклюзивный спектакль «Язык птиц», созданный совместно с Центром творчества, обучения и социальной абилитации для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом». Наряду с профессиональными актерами в этом спектакле играют люди с расстройством аутического спектра.

У Большого драматического театра имени Г.А. Товстоногова три сцены. Основная (750 мест) и Малая сцены (120 мест) находятся в историческом здании на набережной Фонтанки, 65, возведенном в 1878 году архитектором Людвигом Фонтана по заказу графа Антона Апраксина.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.ТовстоноговаБольшой Драматический театр имени Георгия Александровича Товстоногова

Вторая сцена БДТ (300 мест) располагается на площади Старого театра, 13, в здании Каменноостровского театра, старейшего сохранившегося деревянного театра России, построенного архитектором Смарагдом Шустовым по распоряжению императора Николая I в 1827 году. Каждый сезон на этих трех площадках выходит не менее 5 премьер и более 350 спектаклей.

 Режим работы:

  • ежедневно 10:00 до 21:00.

БДТ в социальных сетях:

Российский Государственный Академический Большой Драматический Театр им.Товстоногова

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

Осенью 1918 г. комиссар по делам театров М.Ф. Андреева подписала декрет о создании в Петрограде Особой драматической труппы — так первоначально назывался театр, знаменитый сегодня во всем мире под аббревиатурой БДТ. Ее формирование было поручено известному актеру Н.Ф. Монахову, а истоками стали два театральных коллектива: организованный в 1918 году Театр трагедии под руководством Ю.М. Юрьева и Театр художественной драмы, который возглавлял А.Н. Лаврентьев. На должность председателя Директории Большого драматического был назначен А.А. Блок, который по существу стал первым художественным руководителем БДТ. Главным идейным вдохновителем нового театра стал М. Горький. Он писал в то время: «Зрителям необходимо показать человека, о котором он сам — и все мы — издавна мечтали, человека-героя, рыцарски самоотверженного, страстно влюбленного в свою идею… человека честного деяния, великого подвига…» Выдвинутый Максимом Горьким лозунг «Героическому народу — героический театр!» получил воплощение в репертуаре БДТ. На сцену БДТ выходили герои У. Шекспира, Ф. Шиллера, В. Гюго. Они утверждали идеи благородства, противопоставляя честь и достоинство хаосу и жестокости окружающего мира. В первые годы жизни БДТ существенную роль в определении его художественного облика играли художники. Каждый из них: и вышедшие из объединения «Мир и скусства» А.Н. Бенуа и М.В. Добужинский, и архитектор-монументалист В.А. Щуко делали это по-своему. Но именно они сформировали торжественный, поистине великолепный стиль раннего БДТ. Наступление новой эпохи совпадало с непростыми, а порой и трагическими переменами внутри самого театра. В 1921 г. на несколько лет уехали из России М.Ф. Андреева и М. Горький, в том же году не стало А.А. Блока, вернулся в Академический театр драмы Ю.М.Юрьев, ушел А.Н. Бенуа, покинул БДТ и ставший главным режиссером А.Н. Лаврентьев. В театр приходили новые режиссеры: Н.В. Петров, К.П. Хохлов, П.К. Вейсбрем, К.К. Тверской; они приводили за собой и новых художников — Ю.П. Анненкова, М.З. Левина, Н.П. Акимова, В.М. Ходасевич, В.В. Дмитриева. Приняв от А.А. Блока символическую эстафету, в 1923 г. литературную часть возглавил А.И. Пиотровский. В новых поисках театра большую роль сыграла режиссерская деятельность ученика В.Э. Мейерхольда К.К. Тверского (1929-1934 гг.). В середине двадцатых годов репертуар БДТ определяют в первую очередь пьесы современных драматургов, таких как Б.А. Лавренев, А. Файко, Ю.К. Олеша, Н.Н. Никитин, Н.А. Зархи, В.М. Киршон, Н.Ф. Погодин. Обновляется и труппа, в БДТ приходят А.И. Лариков, В.П. Полицеймако, Н.П. Корн, Л.А. Кровицкий; Е.М. Грановская, О.Г. Казико, В.Т. Кибардина, Е.В. Александровская, А.Б. Никритина.

Со дня основания театра в БДТ работали режиссеры: 1919-1921 и 1923-1929 — А.Н. Лаврентьев; 1921-1922 — Н.В. Петров; 1929-1934 — К.К. Тверской; 1934-1936 — В.Ф. Федоров; 1936-1937 — А.Д. Дикий; 1938-1940 — Б.А. Бабочкин; 1940-1946 — Л.С. Рудник; 1946-1949 — Н.С. Рашевская; 1950-1952 — И.С. Ефремов; 1922-1923 и 1954-1955 — К.Л. Хохлов.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова

В начале 1956 г. Большой драматический готовился отметить свой тридцать седьмой день рождения. В самый канун праздника труппе был представлен новый, одиннадцатый по счету, главный режиссер. Так в БДТ началась эпоха, имя которой Георгий Александрович Товстоногов. Г.А.

Товстоногов создал театр, который на протяжении десятилетий неизменно оставался лидером отечественного театрального процесса. Созданные им спектакли: «Лиса и виноград» Г.Фигейредо, «Идиот» Ф.М. Достоевского, «Пять вечеров» А. Володина, «Варвары» М. Горького, «Горе от ума» А.С. Грибоедова, «Мещане» М. Горького, «Ревизор» Н.В.

Гоголя, «Три сестры» А.П. Чехова, «Прошлым летом в Чулимске» А. Вампилова, «Энергичные люди» В. Шукшина, «Три мешка сорной пшеницы» В. Тендрякова, «История лошади» Л.Н. Толстого, «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского, «На дне» М.

Горького: становились событиями в театральной жизни не только Ленинграда, но и всей страны, поражая новизной трактовки, оригинальностью режиссерского взгляда.

По крупицам, личность к личности, Г.А.Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.М. Смоктуновскому, О.И. Борисову, раскрыли яркие дарования Т.В. Дорониной, Е.А. Лебедева, С.Ю. Юрского, Е.З. Копеляна, П.Б. Луспекаева, П.П.

Панкова, Э.А. Поповой, В.И. Стржельчика, В.П. Ковель, В.А. Медведева, М.В. Данилова, Ю.А. Демича, И.З. Заблудовского, Н.Н. Трофимова, К.Ю. Лаврова, А.Ю. Толубеева, Л.И. Малеванной. В БДТ и поныне играют А.Б. Фрейндлих, О.В. Басилашвили, Л.И. Макарова, З.М. Шарко, В.М. Ивченко, Н.Н. Усатова, Е.К. Попова, Л.В. Неведомский, Г.П. Богачев, Г.А. Штиль.

БДТ: Большой драматический театр имени Г.А. Товстоногова

Современному петербуржцу БДТ кажется неотъемлемой частью города, зданием — сверстником Александринского театра.

Однако зданию немногим больше ста лет, а история именно Большого Драматического театра и вовсе не насчитывает века: столетие будут отмечать в 2019 году.

Именно Георгию Товстоногову принадлежит заслуга встраивания БДТ в систему культурных ценностей города наравне с Эрмитажем. Мы проведем краткий ликбез по истории театра — от начала и до эпохи Мастера.

Читайте также:  Музей и интересные кафе с кошками в санкт-петербурге

Театр Суворина

В 1862 году хаотичный самодельный Апраксин рынок, объединенный из Щукина и Апраксина дворов, погорел. Огонь уничтожил все временные и часть постоянных построек. Граф Антон Апраксин, чьи убытки исчислялись миллионами рублей, взялся за обживание своих территорий заново.

Антон Степанович был человеком многих талантов и интересов: летал на аэростатах, музицировал и подавлял восстания, богатством не кичился, на благотворительность и искусство денег не жалел.

По его заказу архитектор Людвиг Францевич Фонтона спроектировал заново не только корпуса Апраксина двора, но и здание известного нам театра.

Апраксин театр технически считался одним из лучших частных подмостков Петербурга, но своей труппы долгое время не имел: граф Апраксин сдавал помещение в аренду Дирекции Императорских театров, а те использовали здание в качестве малой сцены Александринки.

В 1895 году постоянный арендатор сменился и Апраксин театр стал театром Литературно-художественного общества или, как они также себя называли, литературно-артистического кружка, где главными соучредителями являлись собственно, Алексей Суворин, Петр Гнедич и князь Павел Оболенский.

Суворин был журналистом, писателем и театральным критиком, родился в Воронеже, а в столицу попал в 1863 году, где, уже в статусе подающего надежды писателя, устроился на работу в «Санкт-Петербургские ведомости». Там он работал едким фельетонистом под псевдонимом «Незнакомец».

Когда в 1874 году вся редакция была разом уволена, ходили слухи, что главной причиной тому был Незнакомец. К тому времени у Суворина уже было новое увлечение — издательство, как книжное, так и газетное: первые «Желтые страницы» города — адресный справочник «Весь Петербург» — выпускал именно он.

Считается, что и успеху Чехова поспособствовал Суворин, публикуя великого драматурга на страницах своего издания «Новое время».

Петр Гнедич, несмотря на активную литературно-журналистскую деятельность до «Театра Суворина», признание получил позже, став в 1900 году управляющим труппой Александринского театра. Что касается Павла Оболенского, то князь не стремился в драматурги — его манила сцена. Одной Александринки, где он играл с 1890 года, ему, очевидно, было недостаточно.

Театр на Фонтанке, 65 в просторечие звали Суворинским, после смерти самого Суворина это название стало официальным, а также Малым — относительно Александринки. В Малом-Большом театре того времени успешно ставили свежие пьесы, радовали аристократическую публику. В целом Суворинский театр был заведением модным и посещаемым.

На рубеже веков Суворин стал единовластным руководителем Малого театра. После кончины журналиста в 1912 его сын еще несколько лет поддерживал театр литературно-художественного общества, а в 1917 году театр у семьи Сувориных отобрали революционеры. Сначала — просто, чтобы не было.

Через три года на Фонтанку переселили на тот момент бездомную труппу Большого Драматического театра.

Театр Горького

Строго говоря, столетний юбилей БДТ Петербургу придется отмечать посреди чемпионата мира по футболу в России — в августе 2018: именно в августе 1918 года актриса МХТ и комиссар театров и зрелищ Союза коммун Северной области Мария Федоровна Андреева подписала декрет о создании в Петрограде «театра трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Должность Андреевой и формулировка декрета звучат в наше время довольно забавно, но за дело большевики взялись всерьез.

Театр создавали по инициативе и при строгом контроле Максима Горького. Оформлением спектаклей занялся художник Александр Бенуа, впрочем, творил он на полставки, совмещая работу над декорациями и костюмами с руководством картинной галереей Эрмитажа.

В 1926 году Бенуа и вовсе уехал из России в командировку, из которой резонно решил не возвращаться. Труппу собирал известный артист оперетты Николай Монахов — до самой своей смерти в 1936 году он числился в ее составе и выходил на сцену.

Вместе с ним на почетные первые роли были назначены актер Александринки Юрий Юрьев и Владимир Максимов, кстати, служивший до того в Малом театре. Юрьев также привел в БДТ команду своего Театра трагедии.

Определились и с главным режиссером: им стал Андрей Лаврентьев, ученик Немировича-Данченко. Именно его спектакль «Дон Карлос» по пьесе Шиллера 15 февраля 1919 года стал первым выходом труппы БДТ на сцену — правда, не на свою, а в помещении Большого зала Консерватории. В апреле того же года председателем худсовета БДТ стал Александр Блок.

На следующий год Большой театр уже обосновался на месте Малого — там, где находится по сей день. В противоположность Суворинскому театру — утонченному, аристократичному и авангардному, Большой Драматический театр стремился к пафосу революции и героическим сюжетам, которых, впрочем, не находилось в отсутствие советских драматургов.

Поэтому первые годы в БДТ с героическим надрывом ставили «Макбета» и «Слугу двух господ».

Театр многих

Два сезона в театре прошли на ура, а затем наступило время спустить пар: Горький и Андреева покинули СССР, Блок покинул этот мир, Лаврентьев ушел в творческий отпуск на два года.

За это время в роли худрука попробовали себя сперва Николай Петров, а затем Константин Хохлов, которому еще предстояло вернуться в БДТ много лет спустя, чтобы, проработав год, уступить кресло Георгию Товтоногову.

Но это были уже кризисные времена, а в двадцатые годы БДТ был на слуху и на коне: вернувшийся Лаврентьев принес стабильность, тогда же литературной частью театра стал заведовать Адриан Пиотровский, филолог и переводчик древних авторов.

Именно благодаря последнему в БДТ начали ставить пьесы молодых советских (и не только) драматургов. В 1928 году Пиотровский покинул театр ради должности художественного руководителя фабрики «Совкино» — нынешнего «Ленфильма».

Через год Лаврентьев уступил место главного режиссера ученику Мейерхольда Константину Тверскому, оставшись при этом в театре в качестве актера. Тверской с удовольствием взялся за современную драматургию, базу которой подготовил Пиотровский. Следующие шесть лет в БДТ, если и ставили классику, то делали это, стремясь к оригинальному прочтению.

Бок о бок с Тверским работал еще один ученик Мейерхольда — Владимир Люце. В театре Апраксина снова заговорили молодые голоса, появился стиль и вкус: Люце и Тверской строили на остывающем пепелище революции современный театр.

Но в 1935 году Константина Тверского выселили из Петербурга в связи с убийством Кирова, а двумя годами позже он был расстрелян в Саратове.

Ярким главным режиссером мог бы стать Алексей Дикий, но он проработал в БДТ всего лишь сезон (1936-1937 гг.), после чего был арестован и приговорен к пяти годам лишения свободы за контрреволюционную деятельность. После освобождения в Ленинград Дикий не вернулся.

Следом за ним главными режиссерами были Борис Бабочкин, Лев Рудник, Наталья Рашевская, Иван Ефремов и, наконец, Константин Хохлов. Театр погибал в собственных внутренних склоках, был должен всем и вся, а зрители и вовсе обходили Большой стороной.

БДТ требовался не режиссер, а руководитель.

В 1956 году делегатам XX съезда КПСС представили спектакль «Оптимистическая трагедия» Ленинградского театра имени Пушкина.

Через несколько месяцев режиссеру постановки, немолодому человеку, главному режиссеру театра Ленинского Комсомола, сыну врага народа Товстоногову было предложено буквально «спасти первый пролетарский театр» любыми средствами.

13 февраля 1956 года Товстоногов вступил в должность. А спустя некоторое время БДТ стал таким, каким мы его знаем. По крайней мере, каким знали до 2013 года.

Санкт-Петербургский Большой драматический театр им Г.А.Товстоногова «Утpo Пeтepбуpгa»

Большой драматический театр

Содержание статьи

Большой драматический театр (БДТ), Санкт-Петербургский Большой драматический театр им. Г.А.Товстоногова, создан в 1919 в Петрограде при непосредственном участии М.Ф.Андреевой, А.А.Блока, М.Горького. В 1932–1992 носил имя Горького, с 1964 академический, с 1992 имени Товстоногова.

По сути эти три вехи обозначают наиболее значимые периоды жизни театра, рожденного революцией. С 1920 он занимает здание бывшего Суворинского театра на Фонтанке. До революции здесь располагался петербургский Малый театр, в котором на рубеже веков работала труппа Литературно-художественного общества.

Так как главным пайщиком, негласным художественным руководителем, а также идеологом его был издатель газеты «Новое время» А.С.Суворин, петербуржцы так и называли театр суворинским. Время от времени небогатую художественными событиями жизнь театра озаряли творческие открытия. Так, на первую премьеру театра была поставлена Е.Карповым Власть тьмы Л.Н.

Толстого, с П.Стрепетовой в роли Матрены. Таким же крупным явлением стали спектакли с участием П.Орленева, актера, создавшего новое амплуа «неврастеника». В школе при театре учился М.Чехов, принятый после обучения в театр Суворина и успешно проработавший в нем до поступления в МХТ в 1912. После смерти К.Ю.

https://www.youtube.com/watch?v=blnESZfQ3tE

Лаврова в 2007 на должность Художественного руководителя БДТ им. Г.А.Товстоногова назначен Т.Н.Чхеидзе.

ТЕАТР, РОЖДЕННЫЙ РЕВОЛЮЦИЕЙ

Собственно настоящая история БДТ начинается после Октябрьской революции. Открылся новый театр 15 февраля 1919 спектаклем Дон Карлос Ф.Шиллера в помещении Большого зала консерватории. Первый театр советского драматического искусства замышлялся как театр героического репертуара, масштабных образов, «великих слез и великого смеха» (Блок).

Рожденный героической эпохой, он должен был передать ее особое величие. Это должен был быть театр «героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». Главный идейный вдохновитель нового театра был М.Горький. В первые годы ставились преимущественно классические пьесы, в которых акцентировались тираноборческие, свободолюбивые мотивы. В труппу поступили крупные актеры Н.Ф.

Монахов, В.В.Максимов, на несколько лет перешел из Петроградского Государственного театра драмы (Акдрам) Ю.М.Юрьев, главный романтический премьер Александринской сцены. Главным режиссером был А.М.Лаврентьев, который осуществил постановки: Дон Карлос (1919), Отелло и Король Лир У.Шекспира (1920). Спектакли ставили также Н.В.

Петров (Двенадцатая ночь Шекспира, 1921; Рюи Блаз В.Гюго, 1921), Б.М.Сушкевич (Разбойники Шиллера, 1919), А.М.Бенуа (Слуга двух господ К.Гольдони и Лекарь поневоле Мольера, 1921), Р.В.Болеславский (Рваный плащ С.Бенелли, 1919). Художники А.Н.Бенуа, М.В.Добужинский, В.А.Щуко и композиторы Б.В.Асафьев, Ю.А.

Шапорин в тесном контакте с режиссерами стремились придерживаться традиций сценического романтизма. В начале 1920-х в репертуаре БДТ появились драмы немецких экспрессионистов, которые воплощались К.П.Хохловым в урбанистическом духе, в конструктивистском оформлении – Газ Г.Кайзера (1922, художник Ю.П.Анненков), Девственный лес Э.Толлера (1924, художник Н.П.Акимов).

Эстетически к этим постановкам примыкал и спектакль Бунт машин А.Н.Толстого (переделка пьесы К.Чапека R.U.R., 1924, художник Анненков).

Большое значение для судьбы театра имело привлечение на должность председателя Директории БДТ поэта А.А.Блока.

Но наряду с героико-романтическими постановками Шиллера, Шекспира, а также экспериментальными работами, театр ориентировался на кассовые спектакли, часто ставил и «облегченные» исторические мелодрамы. Одна из них – Заговор императрицы А.М.Толстого и П.Е.Щеголева (1925, режисер Лаврентьев, художник Щуко) – пользовалась шумным успехом.

Читайте также:  Бесплатное посещение музеев в Петербурге

Театр приближается к современности

Наиболее серьезные спектакли того периода связаны с творчеством К.К.Тверского, обычно работавшего с художником М.З.Левиным; среди них важными стали постановки пьес современных авторов – Мятеж (1925) и Разлом Б.А.Лавренева (1927), Человек с портфелем А.М.Файко (1928), Город ветров В.М.Киршона (1929), Мой друг Н.Ф.

Погодина (1932). С середины 1920-х советские пьесы стали определять репертуар БДТ. Следуя времени, театр впервые пробовал приблизить Романтику к реальности, соединить героический пафос с конкретной жизненной средой. В труппе театра сформировались сильные актерские индивидуальности: О.Г.Казико, В.Т.Кибардина, А.И.Лариков, В.П.Полицеймако, К.В.Скоробогатов, В.Я.

Софронов.

В год постановки Разлома, К.С.Станиславский во время ленинградских гастролей МХАТа написал на подаренном БДТ портрете: «Ваш театр, – один из тех немногих, которые знают, что революция в искусстве не только во внешней форме, но во внутренней сущности…».

Для многих актеров поворотным стало участие в пьесах Горького. Значительный успех имели горьковские пьесы Егор Булычев и другие (1932, режиссеры К.К.Тверской и В.В.Люце) и Достигаев и другие (1933, режиссер Люце).

Имя Горького было присвоено театру неслучайно.

Отступление от горьковских законов драматургии, предполагавших всегда ясность мысли, четкость идейной позиции, яркость характеров, непримиримый конфликт и особую театральность, почти всякий раз вело театр к неудачам.

В театр приходит г.а.товстоногов

После ухода Тверского в театре наступила трудная пора. Художественные руководители часто менялись: 1934 – В.Ф.Федоров, 1936–1937 – А.Д.Дикий, 1939–1940 – Б.А.Бабочкин, 1940–1944 – Л.С.Рудник.

В атмосфере эстетической непритязательности, разнонаправленных исканий лишь некоторые спектакли стали примечательными событиями сценического искусства: Мещане Горького (1937, режиссер Дикий); Дачники Горького (1939) и Царь Потап А.А.Копкова (1940 – оба режиссировал Бабочкин); Король Лир Шекспира (1941, режиссер Г.М.Козинцев).

В первые годы великой отечественной войны театр работал в Кирове, в 1943 вернулся в Ленинград и продолжал работу в условиях блокады, обслуживая войска Ленинградского фронта и госпитали.

Творческий кризис БТД, обозначившийся еще в середине 1930-х, в послевоенные годы усугубился. Художественные руководители удерживались в театре лишь на недолгое время: 1946–1950 – Н.С.Рашевская, 1951–1952 – И.С.Ефремов, 1952–1954 – О.Г.Казико, 1954–1955 – К.П.Хохлов.

Внедрение в репертуар многочисленных тематически актуальных, но ремесленных, а подчас и откровенно фальшивых пьес, повлекло за собой снижение художественного уровня спектаклей, актерского мастерства, потерю зрительской аудитории. В 1956 главным режиссером театра стал Г.А.

Товстоногов, имеющий за плечами 25-летний опыт плодотворной работы в различных театрах (Тбилиси, Москва, Ленинград). Его приход совпал с «оттепелью» – оживлением общественной жизни страны после XX съезда КПСС. В короткий срок Товстоногов вывел театр из кризиса, превратил разлаженную труппу в сплоченный коллектив, способный успешно решать самые сложные творческие задачи.

Решающим в театральной политике главного режиссера было обновление труппы и выбор репертуара. Чтобы вернуть доверие зрителя, Товстоногов начинает с непритязательных, но живых и узнаваемых пьес (Шестой этаж А.Жери, Когда цветет акация Н.Винникова). В эти постановки активно вовлекается талантливая молодежь, вскоре ставшую основой обновленного коллектива (К.Лавров, Л.

Макарова, Т.Доронина, З.Шарко). Они принесли на сцену живое дыхание правды, открытые лирические сердца, неподдельно искренние голоса современности. Раскрепощенные духовной атмосферой своего времени, молодые актеры вместе с режиссером утверждали нового героя – внешне совсем не героического, но близкого каждому в зале, светящегося внутренней красотой и талантом человечности.

Постановки произведений современной драматургии – Пять вечеров (1959, в центре которых необыкновенно тонкий дуэт Е.Копеляна и З.Шарко), Моя старшая сестра (1961 с блистательными Т.Дорониной и Е.Лебедевым) А.М.Володина, и Иркутская история А.Н.

https://www.youtube.com/watch?v=KaTTtwPEGZE

Арбузова (1960) – шли параллельно с тщательной работой над русской классикой, в которой режиссер слышал прежде всего нерв сегодняшнего дня. Спектакли Идиот по Ф.М.Достоевскому (1957 и 1966), Варвары Горького (1959), Горе от ума А.С.Грибоедова (1962), Три сестры А.П.Чехова (1965), Мещане Горького (1966, гос.

премия СССР, 1970) стали крупными событиями духовной жизни общества и определили лидирующее положение БДТ в отечественном сценическом искусстве. Особый интерес вызывала сложившаяся в БДТ форма «спектакля-романа», которому свойственны обстоятельность и тонкость психологического анализа поведения персонажей, укрупненность образов, пристальное внимание к внутренней жизни всех действующих лиц.

Варвары А.М.Горького оказались первым спектаклем, превратившем еще недавно разнородную труппу БДТв мощный и богатый звучаниями ансамбль, где режиссером были подготовлены и обеспечены большие актерские победы П.Луспекаева-Черкуна, В.Стржельчика-Цыганова, В.Полицеймако-Редозубова, О.Казико-Богаевской, З.Шарко-Кати, Т.Дорониной-Надежды, Е.Лебедева-Монахова, ее мужа.

Событием в театральной жизни страны стала постановка Идиота с И.Смоктуновским в главной роли.

Спектакль, в котором особенно ясно проявился новаторский стиль режиссера: неуловимый в своей многоликости с одной стороны, и внешней неброскости с другой.

Режиссер творит через актера, вместе с актером и раскрывает их индивидуальности часто неожиданно для них самих (О.Басилашвили, В.Стржельчик, О.Борисов).

Никакой замысел не существует для Товстоногова вне артиста. Но режиссер не «умирает в актере». Критик К.

Рудницкий писал: «…режиссер в актерах оживает, искусство каждого из артистов приоткрывает одну из многих граней искусства самого режиссера…». Поэтому главная работа в театре – работа с автором и артистом.

Главный итог работы – создание ансамбля высочайшей культуры, который может решать сложнейшие творческие задачи, добиваться стилистической целостности в любом спектакле.

Контакт со зрительным залом в спектаклях БДТ всегда обострен. Но были спектакли, где это условие становилось первостепенным. Так был поставлен спектакль Горе от ума (1964)с трагическим и одновременно эксцентричным Чацким-С.Юрским, который искал соратников в зале, обращаясь к зрителям, с живой юношеской непосредственностью, надеясь на понимание.

В каждом спектакле Товстоногова – свой способ общения со зрителем, будь то История лошади (1975) с Е.

Лебедевым в роли Холстомера, Чехов, Горький или Гоголь (Ревизор, 1972), где режиссер ставит самые жесткие вопросы перед своими героями, а значит и перед зрителями.

При этом новизна прочтения возникает у режиссера из глубины прочитанного текста, тех его пластов, что еще не были увидены и изучены.

По-новому прочитана и осмыслена революционная тематика спектаклей Гибель эскадры А.Корнейчука, Оптимистическая трагедия В.Вишневского, поставленные неоднократно, в разное время, а также Перечитывая заново М.Шатрова (1980), где пристально, без ложного пафоса рассматривается простой человек, оказавшийся перед лицом Истории.

Характерное замедленное развитие «спектаклей-романов» Товстоногова (Варвары и Мещане; Поднятая целина по М.А.Шолохову, 1964 и др.) исподволь подводило актеров и зрителей к бурным, «взрывным», кульминационным моментам.

В 1970-е режиссер продолжит свои театральные поиски, в области большой прозы поставив роман-эпопею Тихий Дон с О.

Борисовым в роли Григория – центральной фигуре спектакля, затмившей всех прочих лиц, потерявших в этой системе свой масштаб.

Спектакль-эпопея рассматривал Григория, как трагического героя, не имеющего личной вины перед роком Истории. «Романным» постановкам режиссера всегда сопутствовало такое качество, как полифоничность.

Но не была чужда БДТ и веселая, озорная комедия. Зрителям 1970-х надолго запомнится праздничная, легкокрылая Ханума А.Цагарели (1972), поставленная с особым лиризмом, изяществом и блестящими актерскими работами Л.Макаровой, В.Стржельчика, Н.Трофимова.

Опыт особого «вахтанговского» прочтения, с его открытой игрой в театр был успешно освоен режиссером в Волках и овцах А.Н.Островского (1980), острым трагикомическим гротеском прозвучала опера-фарс А.Н.Колкера Смерть Тарелкина по А.В.

Сухово-Кобылину (1982), раскрывших большие возможности актеров БДТ в области открытой театральности (актерские работы Е.Лебедева, В.Ковель, С.Крючковой и др.). Комедийное мастерство артистов оттачивалось как на материале современной пьесы (Энергичные люди по В.

Шукшину, 1974), так и в инсценировке Пиквикского клуба по Ч.Диккенсу, 1978).

В труппе, кроме уже упомянутых артистов плодотворно работали Э.А.Попова, М.А.Призван-Соколова, О.В.Волкова, Л.И.Малеванная, Ю.А.Демич, А.Ю.Толубеев, С.Н.Крючкова. В 1983 труппа БДТ пополнилась еще одним уникальным мастером сцены – А.Б.

Фрейндлих, сыгравшей и продолжающей играть самые разноплановые роли – от трех женщин, противоположных по складу в комедии Этот пылкий влюбленный (Н.Саймон, 1983) до трагедийных образов леди Макбет и Насти (На дне А.М.

Горького, 1987), и др.

Театр имени г.а.товстоногова

После смерти Г.А.Товстоногова в 1989 художественным руководителем БДТ становится К.Ю.Лавров. В 1993 театру было по праву присвоено имя его бывшего главного режиссера, ставшего целой театральной эпохой, не только для своего театра, но и своей страны.

Ценный вклад в жизнь этого театра внесли постановки режиссера Т.Чхеидзе, во многом совпавшие с товстоноговскими требованиями к спектаклю. Глубина и масштаб режиссерского замысла Т.

Чхеидзе воплощались им через тщательно подобранный ансамбль актеров. Наиболее интересны его спектакли: Коварство и любовь Ф.Шиллера (1990), Макбет У.Шекспира, (1995), Антигона Ж.

Ануйя (1996), Борис Годунов А.Пушкина (1998).

В современном БДТ продолжают идти многие спектакли Г.А.Товстоногова, которые не просто сохранены, а живут полнокровной жизнью.

В 2007 после смерти К.Лаврова художественным руководителем был назначен Темур Чхеидзе, который с 1991 работал с БДТ, а в 2004 согласился стать главным режиссером.  В феврале 2013 Чхеидзе подал в отставку и ушел с поста художественного руководителя.

Екатерина Юдина

Культ личностей: питерский Большой драматический и его легенды

Отмечаемое 15 февраля 100-летие Большого драматического театра им. Г.А. Товстоногова — событие не только для его родного Санкт-Петербурга, не только для всей России. Это юбилей мирового значения. «Известия» вспоминают вехи истории легендарного, но по-прежнему живого театра.

«Великие слезы, великий смех»

В историю Большого драматического вписано так много славных, громких и любимых имен, что и в подробной летописи не избежать лакун и пропусков, что уж тут говорить про скромную юбилейную заметку.

Даже формальное перечисление блестящих актеров, выходивших на подмостки исторического здания на набережной Фонтанки, займет немало места: в золотой период труппу составляли, как это видится теперь, исключительно корифеи — Смоктуновский и Юрский, Лавров и Басилашвили, Шарко и Доронина, Лебедев и Луспекаев, Копелян и Стржельчик, Борисов и Тенякова, Макарова и Трофимов, Полицеймако и Рецептер, Ивченко и Толубеев, Фрейндлих и Крючкова, Неведомский и Демич, Усатова и Попова, Штиль и Заблудовский, и так далее, и так далее. А как обойти вниманием художников, музыкантов, драматургов, режиссеров?

Читайте также:  Спектакль дракон в театре комедии акимова: афиша, билеты он-лайн

Первым художественным руководителем этого легендарного театра был Александр Блок.

В холодном, голодном, страшном 1919 году великий поэт-символист получил предложение о сотрудничестве от актрисы Марии Андреевой, гражданской жены Максима Горького, ставшей после революции комиссаром театров и зрелищ Петрограда.

Андреева — не только инициатор создания БДТ (наравне с Горьким, Анатолием Луначарским и Александром Бенуа, его идеологами), но и одна из главных звезд. Правда, уже в 1926 году она завершит свою артистическую карьеру, целиком отдавшись общественной деятельности.

Труппа нового театра была сформирована актером Николаем Монаховым из двух театральных коллективов — Театра трагедии, которым руководил Юрий Юрьев, и Театра художественной драмы, возглавляемого Андреем Лаврентьевым. Эти три полузабытых сегодня имени тоже очень важны для театральной истории.

Блок, пришедший в БДТ в конце первого сезона и проработавший там два года, вплоть до своей кончины, успел повлиять на художественную политику «героического театра для героического народа».

Шекспир, Шиллер, Гюго, Мережковский, Гольдони — с постановки их трагедий, романтических драм и высоких комедий начался творческий путь нового коллектива.

Представляя пролетариату произведения классиков, Большой драматический, который Блок называл театром «великих слез и великого смеха», должен был с революционным пафосом осознавать и осмысливать свое время.

БДТ вполне оправданно мог бы обрести посвящение Александру Блоку, но шестьдесят лет, начиная с 1932 года, он был театром имени Максима Горького. И не только потому, что тогда имя «буревестника революции» присваивали чему угодно.

Нет, в данном случае в логике властям не откажешь: Горький — действительно один из основателей Большого драматического, хотя его произведения появились на его сцене далеко не сразу.

Как драматург он был представлен лишь в начале 1930-х пьесами «Егор Булычев и другие» и «Достигаев и другие», а уже позже — «Варварами», «Мещанами», «Дачниками» и «На дне» (премьера состоялась в 1987 году, на ней присутствовали Михаил Горбачев с супругой).

«Ужасный Гога»

В 1992 году по ходатайству труппы театр получил имя Георгия Александровича Товстоногова. Именно его чаще всего и вспоминают в связи с БДТ — «великий и ужасный Гога» руководил им 33 года.

Зимой 1956 года, за несколько дней до очередного дня рождения театра, 40-летний режиссер был представлен труппе.

Его, на тот момент успешного руководителя другого ленинградского театра — имени Ленинского комсомола, буквально призвали, уговорили, приговорили спасать БДТ, уже несколько лет находившийся в творческом кризисе. Рассказывали, что на иных спектаклях актеров на сцене было больше, чем публики в зале.

Разболтавшаяся под коллективным руководством труппа не желала кому-то подчиняться. На первой встрече Товстоногов сказал артистам: «Запомните: я несъедобен!» И начал железной рукой реформировать и строить театр, собирать труппу, которую после признают лучшей в СССР, уникальным актерским ансамблем.

Товстоногова называли и театральным диктатором, и императором, и деспотом. Он без обиняков заявлял подданным своего маленького царства, что единолично решает, что ему ставить и кто будет играть. Многих это обижало, любой бунт подавлялся.

Однако результатом диктатуры стали спектакли, вошедшие в анналы сценического искусства. Художественная смелость Товстоногова заключалась, в частности, и в том, что, оставаясь верным традициям русского психологического театра, он экспериментировал, искал в классике новые смыслы.

Режиссер-философ, он творил умное искусство, демонстрируя силу новизны, свежесть прочтения и оригинальные актерские работы.

Одним из первых его шедевров стало воплощение на сцене романа Достоевского «Идиот». Работа шла мучительно. Премьера состоялась 31 декабря 1957 года. Четыре часа публика сидела, затаив дыхание. Наутро Иннокентий Смоктуновский, сыгравший князя Мышкина, проснулся знаменитым. Сегодня об этом спектакле написана уже целая библиотека.

— Это была самая дорогая для меня роль, — признавался артист. — Роль, запавшая в душу и оставшаяся там навсегда.

Публике казалось, что Смоктуновский ничего не играл, а жил, страдал и умирал на глазах у всего зала. Созданный им образ стал откровением. Кто-то даже думал, что он реально сумасшедший.

Журнал «Театр» писал после премьеры: «Игра Смоктуновского так щедра и богата, состоит из такого множества первоклассных тонкостей, что не истощается желание опять очутиться лицом к лицу с главным в этой игре и делать для себя новые открытия по частностям ее».

Уход Смоктуновского из БДТ Товстоногов воспринял как измену. Переживал тяжело, но подобного он не прощал. Потому Смоктуновский и не сыграл Чацкого, хотя выбор для постановки пьесы Грибоедова был сделан во многом ради него. Но «Горе от ума», премьера которого состоялась в 1962 году, стало еще одним шедевром Товстоногова.

Роль Чацкого досталась Сергею Юрскому, чей недавний уход из жизни, безусловно, омрачил столетие БДТ.

Двадцать лет Юрский являлся важной фигурой этого театра, и его вынужденный переезд в Москву в 1978 году вместе с супругой Натальей Теняковой стал еще одной потерей для Большого драматического.

Чацкий в исполнении Юрского, артиста-интеллектуала, артиста-гражданина, воспринимался зрителями не классическим персонажем из школьной программы, а современником. Говорят, что, когда на роль Чацкого ввели вторым составом другого актера, зрители писали на стенах: «Чацкий — только Юрский!»

Еще одна фантастическая роль Юрского — Осип в «Ревизоре» (1972). Критики писали, что в его исполнении слуга, второстепенный персонаж, становился мотором всего действия. Он выглядел так, словно явился из другой эпохи.

Критик Александр Смелянский отмечал, что Юрский «играл Осипа особняком от всего спектакля, мало был с ним связан, но внутри, в своих собственных границах, образ был разработан с поразительной актерской смелостью.

Смело трактованная эпизодическая роль стала не только открытием нового характера, тут просвечивала вся поэтика Гоголя».

«Бабушка русского банкета»

Долгие годы в БДТ был не только великий главный режиссер в лице Товстоногова, не только грандиозные актеры, но и выдающийся завлит. Театровед Дина Морисовна Шварц пришла в Большой драматический вместе с Товстоноговым и всю жизнь оставалась для него первым советчиком, правой рукой, каменной стеной, главной поклонницей.

И она же была единственным человеком, кто осмеливался с ним спорить. Отвечая за литературную часть, она влияла на репертуар, следя за тем, что пишут главные драматурги страны, открывая и привлекая в театр новых авторов, делая инсценировки прозы и, конечно, работала с критиками. Но ее влияние было гораздо большим.

Георгий Александрович сравнивал ее с зеркалом, говорил, что свои спектакли он мог бы ставить и без ее помощи, но ему невозможно представить себе, как без участия Шварц он мог бы строить свой театр.

Олег Басилашвили уверен, что без Дины Товстоногов не добился бы и половины своего успеха: «Они были как Станиславский и Немирович-Данченко, только не было между ними ссор».

В театре, где Шварц дневала и ночевала и была в курсе всех дел и настроений, ее за глаза прозвали «бабушкой русского банкета»: редкая закулисная пирушка проходила без участия завлита. Именно там, в неформальной обстановке, она узнавала, кто чем дышит. Когда Дина Морисовна умерла и в театре были устроены поминки, кто-то всерьез спросил: «А почему нет Шварц?»

Нельзя не упомянуть и сценографа Эдуарда Кочергина. С 1972 года он главный художник БДТ, сделавший в союзе с Товстоноговым тридцать спектаклей.

О главреже Кочергин написал мемуары «Медный Гога», а в интервью вспоминал о нем так: «Главное сейчас — амбиции. У Товстоногова амбиции были другого порядка.

Однажды я его спросил: «В чем суть вашей профессии?» Он ответил: «Философия крошки Цахеса: всё хорошее — всё мое». То есть он брал лучшее от всех людей, что его окружали, а не демонстрировал себя…»

Место силы

В годы «правления» Товстоногова Большой драматический стал одним из символов города на Неве, местом паломничества театралов всей страны. Приобрел мировую известность. Его называли флагманом советского театра.

Но было бы странно превращать этот текст в панегирик, утверждая, будто театр лишь двигался от победы к победе. Нет, конечно. Знаменитая труппа БДТ забредала в художественные тупики, переживала провалы, знавала периоды кризиса и творческого застоя.

Понятно, что Товстоногову приходилось играть по правилам того времени. Отсюда и малоудачные премьеры, посвященные очередным съездам партии, годовщинам создания СССР и прочим красным датам календаря.

Но гастроли товстоноговского театра — и в Москве, и в других городах — всегда становились важнейшим культурным событием. Их ждали, их воспринимали как праздник.

Принято считать, что эпоха Товстоногова и его авторский театр умерли вместе с ним в 1989 году. Георгий Александрович ушел внезапно, не оставив наследника. После потери большого мастера, безусловного лидера, для Большого драматического наступили трудные времена.

Худруком был выбран выдающийся артист Кирилл Лавров, главной задачей которого было сохранить театр-дом и найти главного режиссера. Спектакли с разной степенью успеха делали приглашенные постановщики, иногда талантливые, иногда случайные. Но это был «уже не тот БДТ». Да он и не мог быть «тем», товстоноговским.

Труппа постарела, лишилась нескольких сильнейших фигур, ей пришлось заново определять свое место в меняющейся системе ценностей.

Еще при жизни Лаврова в театре появился в качестве главрежа и затем несколько лет с достоинством и мудростью руководил труппой первоклассный мастер Темур Чхеидзе. Он вписал в историю БДТ несколько замечательных спектаклей.

Однако Большой драматический перестал говорить со зрителем на актуальном и остросовременном языке. На нем стояло клеймо провинциальности.

В 2013 году Чхеидзе сам написал заявление об отставке, объяснив, что театру нужны масштабные и радикальные перемены, пойти на которые сам он не готов.

Эту перезагрузку уже пять лет осуществляет Андрей Могучий, получивший широкую известность своими авангардными постановками и до этого неожиданного для многих назначения служивший в Александринском театре. Многие критики считают, что Могучий реанимировал БДТ.

С ними солидарны зрители, которые вернулись в театр (в 2013 году посещаемость составляла 56%, сейчас — аншлаги). Открывая историческое здание после трехлетней реконструкции, новый лидер театра сказал: «Мы кланяемся золотой эпохе Георгия Александровича Товстоногова. Будем соответствовать той высокой планке». Но делает он, конечно, свой театр.

И как знать, может быть, когда-нибудь историки театра будут говорить и об «эпохе Могучего».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector