Нашим соотечественникам есть чем гордиться, ведь праотцы оставили такое богатое историческое наследие. Среди архитектурных сооружений и памятных мест можно выделить Сампсониевский собор, расположенный в Петербурге. В предложенном материале познакомимся ближе с этой архитектурной ценностью.
История создания храма
Архитектурный комплекс отличителен тем, что он был воздвигнут в стиле «анненского барокко». Направление довольно уникальное, соединяющее в себе архитектуру раннего Питера и строения, воздвигнутые еще до времени правления Петра I. Строение занимает одно из лидирующих памятных мест.
Место для построения собора подбиралось специально, ведь близко проходила выборгская дорога, которая вела прямехонько в швейцарское государство. Вначале собор был церковью, построенной из бревен. Это было обычное строение, ни чем не примечательное.
Позже, во второй половине 18-го века во времена царствования Петра Великого её начали перестаивать. Это уже был храм, воздвигнутый из камня. Строительство шло длительно, и было закончено при императрице Анне Иоанновне.
Как только был заложен фундамент строения, приняли решение, что здесь будут покоиться именитые люди. Так, здесь производились захоронения людей, имеющих прямое отношение к искусному мастерству. Для примера можно сказать, что там был захоронен Торелли, Леблон, а также Растрелли. В 20-м веке здесь сделали парковую зону.
Основной собор и прилегающие к нему колокольни, были окончательно достроены в 1740г., руководил работами архитектор Трезини. А вот саму часовню уже достраивали в начале 20-го века.
Стиль постарались полностью сохранить, какой был в первичном варианте. Если присмотреться к строению, то можно увидеть, что оно имеет черты, характерные Растрелли.
Этим часовня и выделяется среди прочего ансамбля.
В 1938 году множество храмов и церквей было закрыто, в том числе и Сампсониевский собор. Тогда же были сняты красивейшие колокола. В помещении храма начала работать плательная лавка, позже там соорудили библиотеку Академии наук. В более современные годы в соборе был универмаг.
В начале нашего стремительного века собор стало охранять государство. Ныне здесь находится исторический музей. Собор приобрел государственный статус. Это действующее учреждение, где ведутся в праздники и ежедневно церковные службы.
Интерес для туриста
Комплекс зданий собора
В Санкт-Петербурге имеется замечательная памятная архитектура — это Сампсониевский собор. В нем и поныне сохранены православные культурные ценности в таком виде, какими они были созданы изначально.
Архитектурное строение было воздвигнуто в память о Полтавской битве, где русские войска одержали несокрушимую победу над врагом. Само сооружение было названо в честь святого человека по имени Сампсоний. Именно в день его почтенной памяти шведы были повергнуты и позорно бежали. Также здесь сохраняется часть его священных мощей.
Совершая экскурсию по территории Сампсониевского храма, посетители могут обозревать три здания — это само строение собора, часовенная часть и колокольня. Неподалеку виднеется памятная архитектура и юбилейный домик.
Соборное строение — это одноэтажное здание, где его высота достигает 35м и это вместе с купольной частью. В центральной части крыши прикреплены луковичные купола, которые совместно стоят на одном барабане. Он здесь в единственном числе.
Сампсониевский собор аккуратно выкрашен в голубоватые оттенки, а вот уже карнизные части, наличники и пилястры отсвечивают искристой белизной. На фронтоне красуются ангелы с трубами. Он установлен над самой аркой. В нише скромно находятся лепные херувимы. Зимняя церковь соединена с притвором.
В колокольне имеется три яруса. Через первый из них проходит проезжая часть и находится арочное сооружение. Верхняя часть ярусов украшена множественными пилястрами. На втором ярусе декоративные оконца, а на третьем помещена звонница с огромным колоколом. Он здесь находится с 18-го века. На фасадах прописана речь великого царя Петра I.
Отличается от всех строений часовня, которая была достроена позднее всего комплексного ансамбля. Самое примечательное событие — сооружение было воздвигнуто именно в том месте, где в былые времена стояла Сампсониевская церковь, сооруженная из деревянных бревен. Сегодня часовня выглядит утонченно и изысканно.
Изумительно смотрится юбилейный домик, который был выстроен, придерживаясь петровского барокко. В свое время его построили с той целью, чтобы перенести в иное место храмовую сторожку. Ее установили в глубине памятной территории. На противоположной стороне проспекта смотрит на всех свысока царь Петр Великий.
Полезная информация о церкви:
- До наших дней дошла информация, что архитектором Сампсониевского собора был Трезини. Подтверждающих документов о факте проектирования колокольни не найдено.
- Доподлинно известно, что начало сооружения положено в честь победы русских солдат в Полтавской битве над шведскими войсками. Ключевой момент — это Северная война, из-за которой в кардинальной степени была изменена операция компании.
Практическая информация
Ныне работающий Сампсониевский собор является одновременно и церковным строением, и музеем-памятником. Здесь строго прописано расписание ведущихся церковных служб, а также условия, которых необходимо придерживаться при посещении собора.
Православные люди могут спокойно посещать службу, которая проходит каждый день, а также в большие церковные праздники. Помимо этого посетители могут заказать экскурсионное путешествие по территории Сампсониевского собора.
Профессиональный гид поможет ознакомиться с достопримечательностью, расскажет об историческом возникновении собора, о его характерных архитектурных особенностях.
Адрес собора:
- город Санкт-Петербург
- строение расположено по Сампсониевскому проспекту, 41
- время посещения: с 10:30 до 18:00 ежедневно
- выходной день в музее — среда,
- вход бесплатный.
В храме православные люди могут уточнить время и расписание богослужений. Здесь будут рады любому человеку, не только постоянным прихожанам.
Рекомендательная информация
Церковь ежедневно служит, поэтому желательно соблюдать негласные законы. Например, женский пол для посещения богослужения должны надевать удлиненную форму платьев или юбок. Волосы в обязательном порядке прикрывать платком или шарфиком. Мужской пол, войдя в храм, снимает головной убор.
Фотографировать в соборе нежелательно, но если имеется разрешение, то делать эту процедуру без применения фотовспышек. Храм оказывает некоторые церковные услуги, которые оплачиваются отдельно, от музейной экскурсии.
Заключение
Прибыв в Санкт-Петербург, в обязательном порядке посетите замечательное умиротворенное место — это Сампсониевский собор. Здесь все так и дышит благодатью, церковная атмосфера наталкивает на философские мысли. Как славно, что первозданное творение смогло сохраниться до наших дней.
Сампсониевский собор: режим работы 2022 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Сампсониевский собор в Санкт-Петербурге является одним из старейших памятников архитектуры в городе. Свое название он получил по имени святого Сампсония Странноприимца. Стиль строения храма часто называют анненским барокко, поскольку он достраивался при императрице Анне Иоанновне.
Режим работы Сампсониевского собора в 2022 году
Собор является действующим храмом. Открыт во время проведения богослужений. Богослужения проводятся ежедневно.
- В будние дни Божественная Литургия в 9:00
- В субботу Божественная Литургия в 10:00, Всенощное бдение в 17:00
- В воскресенье Божественная Литургия в 10:00, Акафист в 17:00
- Вечерние богослужения в будние дни совершаются накануне праздников в 17:00
Стоимость билетов в Сампсониевский собор в 2022 году
Вход бесплатный, является действующим храмом.
Интерьер
Адрес
Санкт-Петербург, Большой Сампсониевский проспект, 41
Как добраться
Ближайшая станция метро — Выборгская. При выходе из метро повернуть направо, перейти дорогу и идти по Сампсониевскому саду. В конце сада Вы увидите купола храма.
История создания Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
27 июня 1709 года, в день святого Сампсония, русские войска выиграли сражение против шведской армии в битве под Полтавой. В память об этом событии Пётр Первый повелел недалеко от дороги, ведущей на Выборг в сторону Швеции, заложить деревянную церковь во имя святого Сампсония Странноприимца.
В 1710 году храм был освящен. Поскольку церковь находилась в отдалении от города, здесь удобно было организовать кладбище. Рядом с церковью были похоронены известные мастера, создавшие достопримечательности Санкт-Петербурга — зодчие Д. Трезини, А. Шлютер, Ж.-Б. Леблон, Г. Маттарнови, скульптор К. Б.
Растрелли, живописцы Л. Каравак, С. Торелли. Это кладбище, к сожалению, не сохранилось. Осталась лишь братская могила А. Волынского, А. Хрущова и И. Еропкина. В 1885 году, по указу императрицы Екатерины II, на месте их захоронения был поставлен памятник (авторы — скульптор А. Опекушин и архитектор М.
Шурупов).
В 1728 году был заложен Сампсониевский собор. Полагают, что автором проекта является Д. Трезини.
Храм святого Сампсония, как и другие храмы города, пострадал после революции 1917 года и во время Великой отечественной войны.
В 1938 храм был закрыт, в его помещениях находился склад. В 1977 году была выполнена реставрация фасадов. С 2002 года в приделе проходят службы. От названия храма происходят наименования Сампсониевского Большого проспекта и Сампсониевского моста.
В 1999 году храм получил статус государственного музея-памятника.
Наружное убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
В облике храма можно видеть элементы допетровской эпохи и европейской архитектуры. Так колокольня храма завершается восьмигранным шатром с небольшими окнами и луковичной головкой, что было характерно для многих церквей Москвы и Ярославля в 17 веке.
Колокольня
автор: Дмитрий Казаков
Храм увенчан куполом на высоком граненом барабане. К нему примыкают трапезная и многоярусная шатровая колокольня. В 1761 году вплотную к главному барабану пристроены 4 малые главки.
Главный барабан и 4 маленькие главки
автор: Дмитрий Казаков
В 1909 году, в год празднования 200-летия Полтавской битвы, напротив колокольни храма был открыт памятник Петру Первому (скульптор М.Антакольский). Также на фасадах с северной и южной стороны были установлены мемориальные доски со словами Петра Первого, обращенными к воинам России до и после Полтавской битвы.
На южной стороне слова: «Воины! Пришел час, который должен решить судьбу Отечества, Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ….за Отечество, за Православную нашу Веру и Церковь. …а о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога; жила бы только Россия, благочестье, слава и благосостояние ея».
Внутреннее убранство Сампсониевского собора в Санкт-Петербурге
Главная ценность храма — резной золоченый иконостас первой половины 18 века, высота которого 11 метров.
Иконостас
Образа в главном иконостасе выполнены художниками А. Квашниным, А. Поспеловым, Т. Баженовым.
Иконостас
В храме находятся уникальные иконы первой половины 18 века — подписные образа И. Квашнина и А. Поспелова и другие.
Икона
В 1894 году часть мощей преподобного Сампсония была перенесена из Пантелеймоновской церкви в храм Святого Сампсония.
По субботам и воскресеньям, а также в праздники, в храме проходит служба, на которую собираются верующие со всего Петербурга.
Виртуальные прогулки
Телефон Сампсониевского собора
+7 (812) 294-57-51, +7 (921) 180-46-67
Официальный сайт Сампсониевского собора
sampsony.ru
Сампсониевский собор | Санкт-Петербург Центр
г. Санкт-Петербург, пр-т Большой Сампсониевский, 41Выборгская, площадь Ленина, Петроградская
Сей старейший архитектурный памятник, создание которого связано с победой в Полтавском сражении, пережил бурные события нескольких веков и сегодня является действующим храмом.
Наследие ушедшей эпохи
Место для будущей деревянной церкви в честь разгрома шведов в 1709 году выбирал лично Петр Первый. Она была заложена в 1710 году на площадке недалеко от дороги в сторону Выборга и получила название в честь святого, в день которого русское войско добыло победу.
Постепенное обветшание конструкций привело к необходимости перестройки сооружения в камне.
Строительство (предположительно по проекту Пьетро Трезини, Джузеппе Трезини или Михаила Земцова) из-за постоянной нехватки средств растянулось с 1728 года по 1740-й.
Первоначально храм имел однокупольную планировку, однако в 1760–х он в соответствии с древнерусскими традициями становится пятикупольным.
Внешний вид и интерьер
Соборный ансамбль, помимо основного здания церкви, включает колокольню и часовню (последняя возводилась в 1909 году по плану архитектора Аплаксина). Уникальность архитектуры памятника заключается в использовании разных стилей, что обусловлено длительностью периода застройки. Здесь можно увидеть как черты допетровского времени, так и элементы анненского барокко.
Элегантное одноэтажное здание собора, увенчанного расположенными в центре крыши луковичными главками, дополняется нежно-голубой цветовой гаммой. Церковь, стоящая на известняковом фундаменте, имеет классические размеры: высота до карниза достигает 8 метров, а до венчающего купол круста – 35 метров.
Сооруженная одновременно с основным храмом шатровая колокольня привлекает особое внимание, поскольку разделена на три яруса. Нижний, с арочным проемом и двумя боковыми пристройками, служит основой для устремленных вверх в тосканском стиле верхних ярусов. На третьем размещен колокол петровской эпохи.
Возведенная в стиле елизаветинского барокко часовня заметно диссонирует с остальными объектами соборного комплекса.
В 1894 году из Пантелеймоновской церкви в собор была перенесена часть мощей святого Сампсония. Кроме того, здесь, в центральном нефе, поместили 11 метровый иконостас работы первой половины 18 века. Расписали его художники Квашнин, Поспелов и Баженов. Многие иконы, которые можно увидеть здесь сегодня, были возвращены из хранилищ Музея Александра Суворова.
Работа собора
После закрытия в 1938-м первые посетители в стенах церкви появились лишь в 1999 году. Ежедневные службы в Сампсониевском соборе проходят по расписанию с 2010 года.
Сампсониевский собор: история, описание, фото
Достопримечательности мира
Сампсониевский собор: история, описание, фото
Адрес: Россия, Санкт-Петербург, Сампсониевский проспект, д. 41 Строительство: 1728 — 1740 годы Архитектор: Пьетро Антонио Трезини Координаты: 59°58'06.2″N 30°20'34.5″E Объект культурного наследия народов Российской Федерации
Содержание:
- История храма
- Архитектурные особенности
- Сампсониевский сад
- Памятник Петру I
- Интерьеры и святыни
- Полезная информация для посетителей
- Как добраться
- Сампсониевский собор на карте
Каждый из соборов и храмов Санкт-Петербурга имеет свою историю и посвящение. Старинный Сампсониевский собор – не исключение. В его архитектуре сочетаются черты допетровского и европейского зодчества, поэтому живописное здание отличается от других петербургских церквей. Сегодня это действующий православный храм и памятник-музей, где круглый год проводят экскурсии для туристов.
Общий вид Сампсониевского собора
История храма
В 1709 году русские войска во главе с Петром I победили шведов под Полтавой. Это событие произошло 27 июня — в день, когда православная церковь отмечает память Святого Сампсония.
После возвращения в Санкт-Петербург император принял участие в закладке деревянной церкви, которую в благодарность за победу посвятили Святому Сампсонию Странноприимцу. Новый храм поставили на окраинах города, возле дороги, ведущей на Выборг и в Швецию.
Во время правления царицы Анны Иоанновны на месте обветшавшей деревянной церкви было решено построить каменную. Предполагают, что проект здания выполнил талантливый архитектор и признанный мастер стиля барокко – Пьетро Антонио Трезини. Часть денег на храм пожертвовал купец из Ярославля И. А. Лапшин, а остальные взяли из казны.
Вид на Сампсониевский собор с Большого Сампсониевского проспекта
Строительство заняло более 10 лет и было закончено в 1740 году. Изначально собор был одноглавым, но в 1760-х годах вокруг главного купола пристроили еще четыре главки.
До 1711 года жителей города хоронили рядом с приходскими храмами или возле домов. Потом при Сампсониевской церкви разбили два общегородских кладбища — для православных христиан и иноверцев – католиков, лютеран и представителей других религий. Места для могил на общегородских погостах предоставлялись бесплатно.
Примечательно, что идея кладбища для иностранцев исходила от Петра I. По мнению императора, на благо Санкт-Петербурге трудилось много пришлых людей, поэтому логично было хоронить их под защитой покровителя всех странников — Сампсона Странноимиимца.
Вид Сампсониевского собора с тыла
Долгое время в кладбищенском храме на Выборгской стороне проходили обряды отпевания и поминальные молебны. В 1734 году здесь был погребен один из лучших архитекторов начала XVIII века – Доминико Трезини, однако его могила не сохранилась.
Шло время, и Санкт-Петербург разрастался. Чтобы решить возникающие проблемы, императрица Екатерина II инициировала несколько важных градостроительных реформ. Государыня издала указ о переносе петербургских погостов в пригороды, поэтому в 1785 году оба кладбища при Сампсониевском соборе закрыли.
В 1830 году в храме прошла большая реконструкция. Строители заменили старые чугунные полы на каменные и полностью отремонтировали внутренне убранство церкви.
Вид Сампсониевского собора с Гренадерской улицы
В конце XIX века из Пантелеймоновского храма возле Фонтанки в собор перенесли частицу мощей Святого Сампсония. В начале прошлого века на южном и северном фасадах появились памятные доски со словами Петра Великого, которые он говорил воинам русской армии.
В 1935 году православный храм стал архитектурным памятником. Это спасло его от разрушения во время активной антирелигиозной кампании в стране. Через три года по решению Выборгского комитета собор закрыли для верующих и с колокольни сняли все колокола. До войны внутри здания был склад и магазин одежды, а в послевоенные годы – книгохранилище.
В 1980-е годы старинный храм присоединили к музею-памятнику «Исаакиевский собор». Благодаря этому, удалось провести капитальную реставрацию. Первые посетители смогли увидеть восстановленное здание в 1999 году, а через уже год собор стал памятником-музеем. Первое богослужение здесь прошло в 2002 году.
Вход в Сампсониевский собор
Архитектурные особенности
Собор достраивали при царице Анне Иоанновне, поэтому стиль, в котором он возведен, часто именуют анненским барокко.
Трехъярусную колокольня высотой 35,1 м венчает стройный восьмигранный шатер и луковичной главкой с крестом. Именно так выглядели православные храмы в Ярославле и Москве XVII века.
Второй и третий ярус колокольни украшают изящные пилястры тосканского ордера, а на самом верху находится звонница с колоколом XVIII века.
Одноэтажный одноабсидный храм с западным притвором окрашен в нежный бело-голубой цвет. Он стоит на ленточном бутовом фундаменте, имеет оштукатуренные кирпичные стены и прочный известняковый цоколь. Фасады отделаны рустованными пилястрами и профилированными карнизами. Окна церкви оформлены декоративными наличниками.
Основной объем заканчивается высоким граненым барабаном и выразительным пятиглавием. К нему примыкает приземистая трапезная. Покатая крыша и пять куполов по центру придают собору необычный вид. При входе в храм можно увидеть красивый горельеф с ангелами.
Соборные купола
На том месте, где раньше стояла деревянная церковь, возвышается небольшая красивая часовня. Она была построена в 1909 году по проекту русского архитектора Андрея Петровича Аплаксина. Часовня возведена в традициях елизаветинского барокко, поэтому сильно отличается от храма и колокольни.
Сампсониевский сад
С востока от собора раскинулся живописный парк. Зеленая зона была разбита в 1928 году на месте старого православного кладбища. До 1991 года она носила имя Карла Маркса, а потом была переименована в Самсониевский сад. Тенистые аллеи — отличное место для прогулок. Петербуржцы и туристы с удовольствием приходят сюда, чтобы отдохнуть возле прямоугольного пруда и покормить птиц.
Вид Сампсониевского собора из Сампсониевского сада
В Сампсониевском саду находится монумент первостроителям Санкт-Петербурга, который был создан в 1995 году скульптором Михаилом Шемякиным.
На гранитном памятнике выбиты имена архитекторов, принимавших участие в возведении самых известных зданий и проспектов северной столицы.
Благодарные жители города увековечили вклад в строительство Санкт-Петербурга известных зодчих — Андреаса Шлютера, Жана-Батиста Леблона, Доменико Трезини и Бартоломео Растрелли.
Памятник Петру I
С запада от храма, за Большим Сампсониевским проспектом стоит памятник основателю собора – Петру Великому. Выразительный монумент появился в 1909 году, когда Россия отмечала 200-летия битвы под Полтавой.
Памятник Петру Великому на против Сампсониевского собора
Бронзовую статую отлили по модели, которую в 1872 году создал известный скульптор-реалист Марк Матвеевич Антокольский. Проект гранитного постамента выполнил архитектор Николай Евгеньевич Лансере. Деньги на строительство были пожертвованы правнуками генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметьева, который командовал русской армией под Полтавой.
Памятник Петру I простоял 20 лет и в 1929 году был демонтирован. Скульптуру отправили в фонды Третьяковской галереи, а гранитный постамент полностью разобрали. Только в 2003 году, когда город на Неве отмечал 300-летие своего основания, исторический монумент восстановили на прежнем месте.
Царь-преобразователь изображен в полный рост в мундире любимого им Преображенского полка. В левой руке император держит подзорную трубу, а правой опирается на массивную трость. На груди Петра I можно увидеть орден Андрея Первозванного.
Интерьеры Сампсониевского собора
Интерьеры и святыни
Неф имеет длину 34 м и ширину 6 м. Главная ценность собора – огромный резной иконостас высотой 11 м, который был изготовлен в первой половине XVIII века. Над иконами трудились известные живописцы Т. Баженов, А. Поспелов и А. Квашнин.
Полезная информация для посетителей
Сампсониевский собор – действующий православный храм. Церковные службы в нем идут ежедневно: по будням в 10:00, а по субботам и воскресеньям в 10:00 и 17:00. Вход бесплатный. При храме открыта воскресная школа для детей и взрослых. Экскурсии для туристов проводят без выходных: с 16 сентября по 30 апреля с 11:00 до 19:00, а с 1 мая по 15 сентября с 10:00 до 19:00.
Монумент первостроителям Санкт-Петербурга на фоне Сампсониевского собора
Как добраться
Собор стоит в Выборгском районе города, недалеко Пироговской набережной. В 1,5 км от него находится Финляндский вокзал. За 15 минут до храма легко дойти пешком от станций метро «Выборгская» и «Площадь Ленина». Общественный транспорт – автобусы, маршрутные такси и трамваи ходят по Боткинской улице, Большому Сампсониевскому проспекту и Гренадерской улице.
Рейтинг достопримечательности
← СОБОРЫ И ХРАМЫ | САНКТ-ПЕТЕРБУРГ → |
Сампсониевский собор на карте
Города России на Putidorogi-nn.ru:
Москва | Казань | Владимир | Ярославль |
Муром | Ростов Великий | Александров | Иваново |
Калуга | Кострома | Сергиев Посад | Нижний Новгород |
Псков | Касимов | Переславль-Залесский | Суздаль |
Сампсониевский собор
Меня саму всегда привлекал этот изящный храм в Санкт-Петербурге, о котором сейчас хочу поведать и вам.
Мой рассказ пойдёт о Сампсониевском соборе, расположенном на одноименном проспекте. Ранее здесь проходила Выборгская дорога. Если вы захотите посетить эту церковь в солнечный погожий день, то увидите, как гармонично сливаются его бело-голубые стены с небесной синью. Таким я сама увидела его впервые: кусочек неба на земле. Отмечу, что и в зимний день удивителен его заснеженный облик.
История появления храма
Думаю, что ни для кого ни секрет, что в России церковные здания часто возводились в честь каких-то исторических событий. Так произошло и с собором, с которым я приглашаю вас познакомиться.
Все мы ещё со школы слышали о победоносном сражении русской армии под предводительством императора Петра Великого, произошедшем под Полтавой. Случилось это 27 июня (10 июля по новому стилю) в 1709 году.
Вот Государь и пожелал увековечить сию дату постройкой нового храма в молодом Санкт-Петербурге. А день победы, совпавший с днём памяти святого преподобного Сампсония Странноприимца, и дал название рождающемуся собору.
Первый деревянный храм
Первая Сампсониевская церковь, заложенная уже в ноябре 1709 года и освященная в 1710 году, была деревянной. В начале XVIII века место её расположения было на окраине города.
Это сегодня Петербург разросся, и я могу сказать, что собор находится почти что в его историческом центре.
А тогда Выборгская дорога, близ которой храм был основан, провожала русские военные части на северо-запад, на Северную войну со Швецией. Пётр I решает основать близ собора городское кладбище и для россиян, и для иностранцев.
В принципе, мне кажется вполне логичным то, что земные странники, оканчивая свою стезю в этом мире, находили упокоение у Сампсония Странноприимца.
Назову несколько известных всем нам фамилий людей, похороненных именно здесь: Трезини, Растрелли, Леблон, врач Петра Великого – Блюментрост, фельдмаршал Миних. К сожалению, это кладбище до наших дней не дожило. Из всех могил сохранилась лишь «братская», где похоронены казнённые по обвинению в заговоре против Бирона А. Волынский, А. Хрущов и И. Еропкин.
Здесь в 1885 году Екатерина II повелела поставить памятник (авторы А. Опекушин и М. Шурупов). Но не только с покоем умерших была связана миссия Сампсониевского храма. Рядом с ним уже в 1713 году появился приют для странников, нищих, немощных и сирот.
Каменный собор
Воздвижение нового каменного собора близ ветшающей деревянной церкви началось в 1728 году. Отмечу, что подлинное имя архитектора нам с вами, к сожалению, не узнать. Есть мнения искусствоведов, что им мог быть или Трезини, или Земцов.
В силу различных причин строительство затянулось и окончено было уже при Анне Иоанновне, когда в 1740 года петербуржцы смогли восхититься стройным голубым собором и его трёхъярусной звонницей.
Как и многие храмы молодого Санкт-Петербурга, Сампсониевский сбор поначалу был однокупольным.
Но вот в 1761 году к нему были добавлены ещё четыре, в силу чего он получил традиционно русское пятиглавие. Само здание храма одноэтажное, расположено оно на крепком бутовом фундаменте. Стены выложены из кирпича.
Так как четыре дополнительных купола были добавлены уже после возведения основной постройки, то все пять «луковок» находятся на одном барабане, в центре крыши. Это придает строению довольно нетрадиционный вид.
Говоря о колокольне, отмечу, что она имеет три яруса. В нижнем из них имеется проем для проезда, вымощенный плиткой, два других декорированы пилястрами тосканского ордена. Необычным в этой колокольне является то, что окна второго яруса не сквозные, а «глухие».
Колокола расположены лишь на верхнем ярусе. Венчает сооружение шатёр-восьмигранник с крестом на луковичной маковке.Мне хочется обратить ваше внимание на то, что этот храм совмещает в себе смешанные архитектурные стили и является шедевром «Аннинского барокко». Это одно из старейших культовых зданий в Северной столице, сохранившееся с тех времён до сегодняшних дней.
Внутреннее убранство
В соборе существует три предела, для каждого из которых был создан великолепный иконостас. Главный из них, предназначенный для придела Св. Сампсония Странноприимца, представляет собой шедевр русского зодчества начала XVIII века.
Южный – в приделе Архистратига Михаила, и северный – в приделе Иоанна Богослова, более скромные, но также восхищают нас сегодня своим изяществом.
Оказавшись в соборе, вы можете увидеть черту, характерную для церковной архитектуры первой четверти XVIII века – слияние западной старинной русской школ зодчества.
Так в иконостасах Сампсониевского собора гармонично синтезированы архитектура, скульптура и храмовая живопись.
Храмовый ансамбль в 200-летие Полтавской битвы
Весь архитектурно-художественный комплекс Сампсониевского собора, о котором идёт мой рассказ, включает в себя непосредственно сам храм, колокольню и появившуюся рядом с ними в 1909 году часовню. Её построили в юбилейную 200-летнюю дату со дня победы России в битве под Полтавой на месте деревянной церкви – предшественницы собора.
Теперь автора, к счастью, я могу назвать. Это известнейший церковный архитектор А. П. Аплаксин. Стиль часовни отличителен от манеры постройки собораи звонницы. Его можно отнести к елизаветинскому барокко. По углам – стройные пары колонн. Округлый фронтон являет расположенную под ним художественную композицию «Божественное Всевидящее Око».
Овальная люкарна и купол луковичной формы.
Также к годовщине триумфа приурочили появление у Сампсониевского собора памятника Петру Великому (автор М. Антокольский), сторожки и «Юбилейного дома», в котором расположилась библиотека и квартиры для клира.
На фасадах звонницы установили памятные доски с обращением императора Петра I к русским войскам.
Таким образом, заканчивая свой рассказ о формировании окончательного вида этого уникального архитектурного ансамбля, подытожу, что оно произошло именно в год 200-летия Полтавской победы. Тогда же храм получает статус собора.
Сампсониевский собор в советские годы
Ведя репрессии против церкви, советские власти, тем не менее, всё же понимали, что храмовые строения представляют собой шедевры архитектуры и имеют историческую ценность. Правда, я с горечью подмечу, что «данное понимание» не помешало взорвать и уничтожить большинство из них.
Сампсониевскому собору в этом случае повезло. Он был взят под охрану государства, как памятник зодчества первой половины XVIII века уже в 1935 году.
Правда, за два года до этого замечательную звонницу лишили почти всех колоколов. Главный из них почему-то был «пощажен» и оставлен на своём месте. Просто «подавать голос» ему было запрещено.
С усилением антицерковных репрессий в 1938 году собор закрыли.
И на долгие годы этот великолепный храм, призванный при своём рождении возвещать о военной славе России, лишился главной цели своего существования – литургии. Здесь разместили овощной склад, потом магазины. Таким вот образом обошлись с «памятником, взятым под охрану государства». Отмечу, что памятник Петру I в 1940 году перевезли в Москву, в Третьяковскую галерею.
В Великую отечественную войну собор сильно пострадал от бомбёжек. После Победы полуразрушенное здание храма недолго использовалось для библиотечных нужд Академии Наук. В начале 50-ых годов собор отдан под оптово-закупочную базу главного универмага.
Собор чуть-чуть подреставрировали, да так и оставили. В начале 70-ых годов, видимо, власти опомнились. Ведь уничтожалось одно из редчайших зданий петровской эпохи. Сампсониевский собор передаётся в ведение суворовского музея.
Но вновь из-за нехватки финансирования планы по реконструкции пока оставались лишь на бумаге.
Новый «музейный» статус собора
Теперь расскажу о том, как храм превратился в «выставочный зал», что, впрочем, и спасло его от дальнейшего разрушения. В конце 80-ых годов прошлого века Сампсониевский собор был включен в систему Государственного музея-памятника «Исаакиевский собор».
После ряда восстановительных работ он, в 290-ую годовщину победы России в Полтавской битве в 1999 году раскрыл двери для первых посетителей-туристов. В последующие три года восстанавливалась внутренняя роспись стен Сампсониевского придела. А в 2003 году у собора вновь появился памятник Петру. Правда, не подлинник, а копия.
Постепенно возрождалась и духовная жизнь собора, ради которой он-то и был когда-то, в принципе, построен. В день Св. Иоанна Богослова в 2002 году 21 мая здесь вновь прозвучала литургия.
Понадобилось ещё десять лет, чтобы Богослужения стали регулярными.
Так и сосуществовали вместе музей по билетам для туристов и храм, открытый для верующих, которые во время службы могли посещать его бесплатно.
Моя знакомая семья пела в церковном хоре Сампсониевского собора, имеющего замечательную акустику. Потому я также бывала в нём на службах, проводимых скромно в правом приделе.
Литургическая жизнь утверждается здесь в 2010 году. В день 305-летия победы в Полтавской битве здесь прошёл праздничный молебен, где присутствовали и высшее духовенство, и представители власти.
Так продолжается добрая традиция почитания великих исторических вех нашей страны.
«Полтавская Виктория» сегодня
В наши дни с февраля 2017 года Сампсониевский собор передан на 49 лет Русской православной церкви, её Санкт-Петербургской епархии.
Расскажу вам, что при тожественном акте передачи ключей от храма настоятелю архимандриту Серафиму директор Государственного музея «Исаакиевский собор» Н. Буров сказал, что передаёт ключи от «Полтавской виктории» с чувством «глубокого удовлетворения».
Кстати, я хочу заметить, что для научных нужд музей получил большое новое здание в центре Санкт-Петербурга на Большой Морской улице. Владыка Серафим назвал этот день «исторической датой» и заверил, что сотрудничество церкви с музеем непременно будет продолжаться.
Сегодня мы вами можем совершенно свободно посещать этот «духовный мемориал», посвященный доблести русской армии, созданный талантливыми мастерами.
Как добраться до Сампсониевского собора
До Сампсониевского собора я сама добираюсь при помощи метро (очень люблю именно данный вид транспорта – без пробок и проблем с ожиданием).
Доезжаю я до станции «Фрунзенская (красная ветка)», а дальше дохожу пешком минут за пять, как показала на карте. Надо двигаться от метро (1) вдоль ул.
Смолячкова до Большого Сампсониевского пр. и повернуть налево к собору (2).
Находится храм по адресу: Большой Сампсониевский пр. д. 4.
Время работы и посещение храма
Сюда вы можете попасть ежедневно с 9.00 до 19.00Все вопросы о Богослужениях разрешаем по телефону: 294-5751
Напоследок
Я буду очень рада, если вы заинтересовались этим уникальным собором – памятником федерального значения. Мы с вами живём в удивительное время, когда можно свободно посещать любые храмы, получая как духовную пользу, так и эстетическое удовольствие от созерцания красоты, созданной людскими талантами.
Кроме того, любая церковь в России – непременный памятник каким-то её историческим событиям. Посещая соборы и храмы, мы словно перелистываем страницы удивительной книги, повествующей о героической судьбе Отечества и наших предков.