Театральный бум во Владивостоке.
Дни Эрмитажа. Сюрпризы театра Горького
Стремится ли молодежь в театр?
Театр имени Пушкина из Якутии покажет лучшие спектакли
Старейший театр России начал свои выступления в Якутске
Дмитрий Трофимов: В театр не приходят, в него попадают
Юрий Куприянов: В 2019 году мы поставили почти полторы тысячи спектаклей
«Аал Луук Мас» (20.11.2019)
В Русском драмтеатре Якутска состоялся отбор ребят в студию при театре
«Эл иитэ» биэриигэ: завлит ГАРДТ Галина Иванова (01.12.19)
«Слишком женатый таксист» Премьера!
Денис Малютин: Возвращение на родину было волнительным
Гастроли якутского театра драмы
Большая встреча через 30 лет
Русский драмтеатр им. А.С. Пушкина в Магадане до 2 октября
О чем расскажет спектакль «Барышня крестьянка»
Премьера спектакля «Барышня крестьянка» состоится уже завтра в Якутске
Танцевальный флэшмоб «Всероссийский театральный марафон. Якутск — Чита»
Видеообращение А.А. Калягина. на открытие Года театра
Русский театр на Днях Якутии в Москве. Экспоцентр. Декабрь 2017
Святитель Иннокентий. Новая постановка
В Якутске отметили день рождения Александра Пушкина
В Якутии отметили Пушкинский день
ГАРДТ им.А.С.Пушкина — Презентация в Сочи
«Калека с острова Инишмаан», ГАРДТ им.А.С.Пушкина, г. Якутск, промовидео
«Два берега одной Победы», ГАРДТ им.А.С.Пушкина, г. Якутск, промовидео
Александринский театр
Содержание статьи
Александринский театр — академический драматический театр в Санкт-Петербурге, старейший национальный театр России. Полное название театра — Национальный драматический театр России (Александринский театр).
У истоков первого русского театра
Первый государственный драматический общедоступный театр в России был открыт в С.Петербурге 30 сентября 1756 Указом императрицы Елизаветы Петровны об учреждении «Русского для представлений трагедий и комедий театра». Директором театра назначается первый русский драматург А.П.
Сумароков, во главе труппы – создатель первого постоянного русского театра, актер – Ф.Г.Волков. После смерти Ф.Г.Волкова, в 1763 труппу возглавил И.А.Дмитревский – старейший русский актер. Александринский театр получил свое название в 1832 в честь жены императора Николая II, Александры Федоровны.
В том же году, ранее не имевший постоянного помещения, театр был размещен в новом здании, построенном по проекту архитектора К.И.Росси.
История Александринского театра теснейшим образом связана с историей русской театральной культуры. В начале своего пути русский театр ориентировался на европейские образцы, избирая пьесы такого направления, как классицизм, выражающий идеологию абсолютизма (П.Корнель, Ж.Расин).
Это не могло не сказываться на исполнительской практике. О ней словами великого артиста М.С.
Щепкина сказано следующее: «С 1805 года я на сцене, я застал декламацию, сообщенную России Дмитревским, взятую им во время своих путешествий по Европе в таком виде, в каком существовала на европейских театрах, которая состояла в громком, почти педантическом чтении с страшным ударением на каждую рифму и с ловкой отделкой полустиший, и это все росло, так сказать, все громче и громче, и последняя строка монолога произносилась, сколько хватало сил у человека». В игре актеров преобладали «жесты» и декламация, особенно в трагической части репертуара. Немногие актеры пытались преодолеть созданные подражанием каноны, поскольку публика первого театра, ставшего в 1759 придворным, поощряла исполнителей к громким выкрикам и условным, заученным, как по картинам, телодвижениям. Исключением в этом ряду мог быть только сам Ф.Волков, обладавший мощным темпераментом, яркой эмоциональностью и универсальной техникой, позволяющей играть, как в трагедиях, так и в комедиях.
В дальнейшем именно комедийный репертуар позволит актерам театра приблизиться к более реалистической манере исполнения. В репертуар театра во второй половине 18 в. входили произведения Я.Б.Княжнина, сатирические комедии В.В.Капниста, И.А.Крылова, из европейских – Ж.Б.
Мольера. Большую роль в истории театра сыграло творчество Д.И.Фонвизина, создавшего в своих комедиях полноценные реалистические образы.
Это давало актерам настоящий современный материал, требующий более глубокого подхода, наблюдательности, живого разнообразия в мимике и пластике.
Исполнительское искусство театра рубежа 18–19 вв. характеризовалось преодолением условных приемов классицизма, усилением эмоционально-психологического начала, стремлением к жанрово-бытовой конкретизации образа. В труппе состояли: С.Н.Сандунов, А.М.Крутицкий, П.А.Плавильщиков, Я.Е.Шушерин.
Возникновение в репертуаре таких новых жанров, как «мещанская трагедия» и «слезная» драма (в литературе это направление называется сентиментализмом) также повлияет на стиль актерского исполнения.
В нем постепенно исчезает ложный пафос, схематизм, псевдогероические «котурны», появляется все больше искренних интонаций.
В период Отечественной войны 1812 на сцене большое значение приобрели патриотические трагедии В.А.Озерова с участием великолепных трагических артистов – Е.С.Семеновой и А.С.Яковлева.
Это был могучий всплеск трагедии классицизма, когда старая, жестко регламентированная форма наполнилась новым содержанием, подлинным патриотическим подъемом. Творчество Е.Семеновой впоследствии получило высокую оценку в статье А.С.Пушкина Мои замечания о русском театре (1820).
«Говоря об русской трагедии, говоришь о Семеновой и, может быть, только о ней. Одаренная талантом, красотой, чувством живым и верным, она образовалась сама собою».
Этот период характеризуется и расцветом легких жанров – водевиля и комедии. Их сочиняли такие театралы, как М.Н.Загоскин, Н.И.Хмельницкий и А.А.Шаховской, упомянутый в Евгении Онегине: «Там вывел колкий Шаховской своих комедий шумный рой». На сцене театра были поставлены ранние комедии А.С.Грибоедова – Молодые супруги (1815) и Притворная неверность (1818).
Среди исполнителей комедийного репертуара – М.И.Вальберхова и И.И.Сосницкий. Пройдя школу водевиля, актеры совершенствовали свою пластику, оттачивали внешнюю технику до блеска, учились мастерству пения и танца. Эти качества петербуржцев вскоре были отмечены, как самые сильные их стороны. Москвичи же по большей части поражали содержательной стороной своего искусства.
«…Вообще в сценическом отношении Петербург отличается от Москвы большим умением, если не быть, то казаться удовлетворительным со стороны внешности и формы. Словом, сцена в Петербурге больше искусство, в Москве же она – талант», –писал критик В.Г.Белинский. Сравнивая исполнение М.С.Щепкина с И.И.
Сосницким (актеры играли роли одного плана), предпочтение отдавалось Щепкину, светящемуся лиризмом и теплотой. Сосницкий был менее характерным.
В 1820-е театр обратился к романтическому репертуару. Инсценировались поэмы Пушкина, В.А.Жуковского, романов В.Скотта, и др. Под их воздействием сложились принципы романтического, эмоционально-наполненного актерского искусства.
И ОТКРЫВАЕТСЯ Александринский театр
1830-е знаменуют собой следующий этап в истории петербургского театра, связанный с началом деятельности его собственно «александринского периода», уже в новом здании (Площадь А.Н.Островского в настоящее время).
Начало деятельности Александринского театра совпало со временем николаевской реакции. Непосредственная близость театра к царскому двору накладывала свой отпечаток. В репертуаре преобладали пьесы официального или откровенно развлекательного характера. В сценическом мастерстве процветали элементы внешнего блеска, парадности, пышных эффектов.
Главным трагическим корифеем театра, безусловно, признан исполнитель всех исторических лиц, титанов и героев – В.Каратыгин. Любимец петербуржцев, в Москве он подвергся строгому анализу. Как Моцарта и Сальери, будут сопоставлять исполнителей двух Гамлетов, Мочалова и Каратыгина, одновременно сыгранных актерами на разных сценах.
Трагик в официальном мундире – таким и нам видится Каратыгин с его скульптурно-торжественной пластикой, громким декламационным голосом. Москвичи, конечно, предпочитали ему мятущегося, пусть неровного, но истинно переживающего Мочалова. На этом ярком примере часто объясняют отличия школы представления (творчество В.Каратыгина) и школой переживания (творчество С.Мочалова).
Это тот редкий случай, когда школы представлены в своем чистом виде.
«Каратыгин удивительно шел николаевскому времени и военной столице его», – отмечал А.И.Герцен, называя актера «лейбгвардейским трагиком… у которого все было до того заучено, выштудировано и приведено в строй, что он по темпам закипал страстью, знал церемониальный марш отчаяния и, правильно убивши кого надобно, мастерски делал погребение».
Период 1840-х глубочайшим образом отразился на актерском мастерстве всего Александринского театра, в том числе и на творчестве его корифея В.Каратыгина. В театр пришли такие авторы, как Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, А.В.Сухово-Кобылин, драматурги «натуральной школы».
В водевилях и комедиях засверкали молодые таланты, рано ушедшие из жизни, но оставившие свой неповторимый след в искусстве – В.Аксенова и А.Е.Мартынов. Необыкновенная теплота и человечность объединяла эти дарования, которым было тесно во многих малосодержательных ролях того времени. А.Е.
Мартынову удалось раскрыться в образах Островского и Гоголя. Заметным общественным событием стал спектакль Гроза (1859), где актер исполнил роль Тихона. Творчеству Мартынова был свойствен реалистический метод. Его роли отличались всегда жизненной конкретностью, а игра наполнена живым, подлинным чувством.
Эволюционировало и мастерство Каратыгина – в сторону простоты, отсутствия «эффектов», большей естественности и психологической глубины.
В 1860–1870 реалистические традиции мартыновской школы развивались актером П.В.Васильевым, высшие достижения которого осуществились в репертуаре А.Н.Островского. Другое направление театра, связанное с родоначальником династии Самойловых – актером В.В.Самойловым – искусство внешних трансформаций, т.н. «протеизм».
Театр прославленных мастеров
1880–1890 ознаменовали собой, как расцвет мастерства петербургских звезд следующего поколения, так и вновь намечающийся кризис. Начиная с конца 1870-х труппа Александринского театра пополнилась молодыми талантами из провинции. На его сцене дебютировали М.Г.Савина, В.Н.
Давыдов, П.А.Стрепетова, К.А.Варламов. Их профессиональному становлению в провинции способствовала актриса и педогог А.И.Шуберт, педагогическая система которой опиралась на творческий опыт М.С.Щепкина и А.Н.Островского.
Именно от нее будущие знаменитости петербургской сцены восприняли духовное богатство традиций Малого театра. Тесное общение этих актеров с такими авторами, как А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Л.Н.
Толстой несомненно обогатило их творческую практику, способствовало развитию линии «великой простоты» (Л.Н.Толстой), психологической точности, правды жизни.
Но, в отличие от романтически приподнятого над бытом искусства М.Н.Ермоловой, в Александринском театре не увлекались героикой. Девушки «в платочках» М.Г.Савиной – главной премьерши Александринского театра, а позже ее возрастные героини постоянно сравнивались с образами, создаваемыми главной актрисой Малого, Ермоловой.
Героини М.Г.Савиной не были созданы для подвига, а к поздним своим героиням она отнеслась и вовсе, как жесткий «прокурор», в то время, как Ермолова прослыла их горячим «адвокатом». И здесь опять прозвучало определяющее отличие петербуржской манеры сценического исполнения от московской, более эмоциональной и горячей.
Кризис рубежа веков
В театр приходит в.э.мейерхольд
Кризис Александринского театра нашел свое завершение в неудачной попытке поставить Чайку А.П.Чехова (1896).
Постановка Чайки обнажила консерватизм постановочных принципов театра, отсутствие в нем современной режиссуры и известную ограниченность самих звезд, увидевших в пьесе лишь несценичную комедию.
Новизна Чайки столкнулась с устаревшим театральным мышлением. Не спасло спектакль и трепетное, утонченно-нервное исполнение роли Нины молодой В.Ф.Комиссаржевской, вскоре покинувшей театр.
Основным направлением в режиссуре театра того времени был бытовой реализм, граничивший с примитивным натурализмом (реж. Е.П.Карпов). В 1908–1917 главным режиссером театра был В.Э.Мейерхольд, который попытался обобщить лучшие традиции театра, придав им законченность эстетической системы.
Мейерхольд утверждал высокую культуру спектакля, праздничную театральность, добиваясь единства всех элементов сценического действия. Большую роль сыграло содружество режиссера с художником А.Головиным, оформившим этапные спектакли – Дон Жуан Мольера (1910), Гроза Островского (1916), Маскарад Лермонтова (1917). Ведущий актер театра того периода – Ю.М.
Юрьев, крупнейший представитель и идеолог героико-романтического направления в сценическом искусстве.
Режиссерские поиски после революции
В 1920 театр переименован в Петроградский Государственный театр драмы (Акдрама). В 1922–1928 художественным руководителем театра был Ю.М.Юрьев. Его руководство было плодотворным и содействовало прогрессивным сдвигам в жизни театра.
Как прежде традиции жили и продолжали жить в спектаклях Горе от ума, Ревизоре, Маскараде, Свадьбе Кречинского, Коварстве и любви, Идеальном муже, когда играли Е.П.Корчагина-Александровская,В.А.Мичурина-Самойлова, М.А.Потоцкая, Е.И.Тиме, Ю.М.Юрьев, Р.Б.Аполлонский, М.Е.Дарский, П.В.Самойлов, Н.Н.Ходотов, Б.А.
Горин-Горяинов, Л.С.Вивьен. С 1925 в театре работал И.Н.Певцов, с 1924 – молодые М.Ф.Романов и Н.К.Симонов.
Но в тот период на сцене театра продолжали идти устаревшие постановки Е.Карпова по А.Н.Островскому. Театр еще не определил своего места в современности, не обрел своего режиссерского почерка, своего репертуара и слаженного ансамбля артистов. С целью преодоления этих трудностей Ю.М.Юрьев пригласил С.Э.Радлова – ученика В.
Мейерхольда, исповедующего его теорию и практику театральности. Ему предстояло, по выражению Е.Б.Вахтаногова, «вернуть театр в театр», вспомнить об эстетических исканиях Мейерхольда, неразрывно связанных с бывшей «Александринкой».
Поставив Аристофана, Шекспира (Отелло в 1928 с Юрьевым в главной роли), Радлов уйдет из театра, чтобы вернуться почти через 10 лет в качестве художественного руководителя.
В 1928–1933 театром руководил Н.В.Петров, делавший акцент на современной драматургии. Поставленный им спектакль по пьесе Б.С.Ромашова Конец Криворыльска вошел в репертуар театра, как неоспоримая победа.
На первый план в нем вышла романтическая тема молодежи, несущая оптимизм и жизнеутверждение. Конструктивной и ритмической четкостью декорационного решения спектакль был обязан художнику Н.П.Акимову. Как героическая поэма был поставлен Н.Петровым и А.Акимовым спектакль Бронепоезд 14-69 Вс.
Иванова, в котором театр полностью преодолел натурализм и приземленное бытописательство.
В 1932 театр праздновал свой 100 летний юбилей. Были возобновлены знаменитые мейерхольдовские постановки – Маскарад и Дон Жуан с участием Ю.М.Юрьева, в то время актера Театра им. Вс.Мейерхольда.
Этапными для театра стали постановки Н.В.Петрова Чудака и Страха А.Афиногенова с их социально-философской углубленностью и открытой политичностью.
Обе пьесы ставили вопрос о месте интеллигенции в социалистическом обществе и решали его согласно установкам своего времени, без полутонов и «настроенчества». Актеры бывшей «александринки» в большинстве своем отвергали искусство «переживания», оставаясь верными театральной приподнятости и технической точности.
Не случайны поэтому переходы-миграции ряда актеров из петроградской Акдрамы в Малый или театр им.Вс.Мейерхольда. Так было с Б.Бабочкиным, М.Царевым, Ю.М.Юрьевым.
В 1937 театру было присвоено имя Пушкина. В 1933–1936 театром руководил Б.М.Сушкевич, 1936–1938 – С.Э.Радлов. С 1938 художественный руководитель и главный режиссер – Л.С.Вивьен, чья режиссура характеризовалась ясностью мысли, сдержанностью и строгостью сценических приемов.
В годы войны в театре были поставлены Фронт Корнейчука А.Е., Русские люди К.М.Симонова, Нашествие Л.М.Леонова.
В 1955 Г.А.Товстоноговым на сцене театра поставлена Оптимистическая трагедия Вс.Вишневского, в которой режиссеру удалось соединить тему героического подвига народа с доскональным пристрастием к отдельной человеческой судьбе и личности.
В дальнейшем театр продолжают интересовать крупные темы и характеры. Основой репертуара театра продолжает оставаться классика: отечественная и зарубежная. Из современных авторов ставятся А.Володин, Э.С.Радзинский.
В труппе театра в разные годы – такие мастера сцены, как А.Ф.Борисов, В.В.Меркурьев, Н.К.Симонов, Ю.В.Толубеев, Б.А.Фрейндлих, Н.В.Мамаева, И.П.Дмитриев, Н.Н.Ургант, Л.П.Штыкан и другие.
С 2016 года Александринский театр включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
Екатерина Юдина
Российский государственный академический театр драмы им. А. С. Пушкина — Александринский театр
Один из старейших драматических театров России и Санкт-Петербурга, прародитель всех прочих Российских театров.
Он был основан по указу императрицы Елизаветы Петровны в 1756 году как «Русский театр для представлений трагедий и комедий». С 1832 года, когда театр переехал в новое величественное здание работы К. И.
Росси на Невском проспекте, он стал именоваться Александринским театром, продолжая оставаться флагманом российского театрального искусства.
Театральные здания:
- Здание Александринского театра
Расписание работы билетных касс
Ежедневно — с 11.00 до 19.00
Перерыв на обед — с 14.00 до 15.00
Интересные факты:
Александринский театр считается символом и основоположником русского классического театра, а дата его основания — 30 августа 1756 года — отмечается как День Русского профессионального театра.
Александринский театр был назван в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны, это произошло в 1832 году после переезда театра в новое здание.
Государственным театром драмы учреждение стало в 1920 году, а в 1937 году — получило к названию еще и приставку «им. А. С. Пушкина» (в честь 100-летия со дня смерти поэта). В 90-х годах XX века театру вернули назад историческое название «Александринский».
Театр стал местом премьерной постановки почти всех пьес русской классической драматургии. Например, здесь впервые были показаны зрителю «Горе от ума» А. С. Грибоедова, «Ревизор» Н. В. Гоголя и «Гроза» А. Н. Островского.
Посещение Александринского театра было обязательным в расписании многих известных представителей русской культуры — А. С. Пушкина, В. Г. Белинского, И. С. Тургенева, А. А. Блока, А. Н. Островского, А. П. Чехова и других.
И сегодня основу репертуара театра составляют произведения русской и зарубежной классики.
В театре всегда работала очень сильная труппа актеров, что неудивительно для главного театра страны, поэтому его часто называли «театром мастеров». Эта традиция сохранилась и по сей день.
Туристу на заметку:
Культурные новости
Интересные достопримечательности Санкт-Петербурга: |
|
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина – ранее Александринский театр – старейший русский театр в нашей стране. Он был основан указом Сената, подписанным императрицей Елизаветой, 30 августа 1756 года.
Этот день стал днем рождения русского профессионального театра. Впервые российская интеллигенция получила общедоступный государственный театр. Его директором стал Александр Петрович Сумароков, крупный театральный драматург и публицист.
Репертуар театра сразу стал ориентирован на национальную драматургию и снискал заслуженную любовь жителей столицы.
Позже театр получил статус главного императорского театра и с тех пор находился под неусыпным вниманием государева ока. В 1832 году Российский государственный театр драмы переехал в шикарное здание на Невском проспекте. Здание было построено в центре столицы по проекту известного русского архитектора итальянского происхождения Карло Росси.
С тех пор театр получил свое знаменитое историческое название Александринский в честь супруги Николая I Александры Федоровны.
Само здание театра уникально – величественный фасад, дворцовое фойе, огромная сцена, пятиярусный зрительный зал- все это соответствует императорскому духу и является архитектурным и историческим памятником, находящимся на под эгидой ЮНЕСКО.
Спектакли ставили великие театральные режиссеры — Вс. Мейерхольд, Л.Вивьен, Г. Козинцев, Г. Товстоногов, Н. Акимов. С театром работали выдающиеся художники А. Бенуа, К. Коровин, А. Головин, Н. Альтман и композиторы А. Глазунов, Д. Шостакович, Р. Щедрин.
Александрийский театр собрал богатейшие коллекции декораций, костюмов, мебели, театральной бутафории, оружия, множество музейных экспонатов, которые интересны и могут выставляться как в России так и за ее пределами в самых престижных выставочных залах. Академик Лихачев называл Александринский театр «поистине национальным достоянием России».
В наше время театр блистает новыми постановками под управлением художественного руководителя Валерия Фокина, народного артиста России, лауреата Государственных премий. Ранее Валерий Фокин 15 лет работал режиссером в Московском театре «Современник», затем возглавлял Московский театр им. М.Н.Ермоловой.
В труппе театра работают такие замечательные актеры как С.Паршин, В.Смирнов, Н.Буров, Н.Мартон, И.Волков, А.Девотченко, С.Смирнова, И.Вознесенская, М.Кузнецова, К.Петрова и др.
Сегодня Александринский театр наряду с парижским «Комеди Франчез», лондонским «Дрюри Лейн», берлинским «Дойчес театром» занимает почетное место в ряду старейших национальных театров Европы и является символом Русского национального театра. Разработана программа и начата ее реализация по возрождению Александрийского театра.
В 2005 — 2006 году к 250- летнему юбилею театра и одновременно дню рождения Русского профессионального театра была проведена серьезная реконструкция здания в плане воссоздания исторического облика интерьеров и повышения уровня технической оснащенности. И сейчас Российский государственный театр драмы являет собой прекрасный союз исторического культурного наследия, современного технического оборудования и творческой труппы прекрасных актеров.
Крупнейшие Петербургские меценаты учредили Благотворительный фонд «Александринский».
Фонд организовал открытие на базе театра Культурного центра «Александринский», включающий в себя Музей Русской драмы и арт — салон.
Культурный центр планирует принимать художественные галереи, проводить творческие вечера с участием артистов театра, организовывать благотворительные балы и другие презентационные мероприятия.
В ноябре 2006 года в театре прошел Первый Международный театральный фестиваль «Александринский», в котором приняли участие известные национальные театры Европы. Благодаря фестивалю, Петербург получит возможность ежегодно принимать премьерные постановки ведущих мастеров европейской театральной школы.
Александринский театр
Как это обычно бывает, день появления на свет актёрской труппы и день рождения помещения отличаются.
Труппа была собрана 10 сентября 1756 года по указу Елизаветы Петровны, носила имя «Русский для представлений трагедий и комедий театр» и исполняла свои произведения на различных театральных площадках.
Играли актёры придворного театра и в царских резиденциях, на радость российским монархам и их высокопоставленным гостям. Собственную сцену постройки Карла Ивановича Росси актёры получили только в 1832 году.
Архитектор выбрал ампир и свои любимые жёлто-белые тона, украсив второй этаж анфиладой колонн и водрузив бронзовую скульптуру на конёк фасада. Тогдашний император Николай I был в восторге от здания и повелел театру именоваться Александринским в честь своей супруги Александры Фёдоровны.
Сразу попав в созвездие Императорских театров, Александринка долгое время была колыбелью русского драматического искусства — такого количества премьер по произведениям российских авторов не видала больше ни одна петербургская сцена. Играли здесь, разумеется, и зарубежных классиков.
Особенной популярностью у капризной публики столицы пользовались комедии Бомарше и спектакли по Мольеру.
Так сложилось, что в конце XIX века публике полюбились водевили, и именно это предопределило появление особой, «александринской» актёрской школы, в которой артисты мастерски объединяли пластику с пением или декламацией.
С Александринкой связано множество легенд. Архитекторы утверждают, что проект театра во много напоминает проект храма, где в роли алтаря выступает сцена. Актёры же поговаривают, что здание расположено на точке пересечения энергетических полей.
Кому-то из работников театра это придаёт сил во время спектаклей, а у кого-то, наоборот, отнимает. Также Александринский театр знаменит своими многочисленными коридорами и лестницами. Это настоящий лабиринт, в котором могут заблудиться и «свои люди».
Известен случай, когда внутри здания несколько часов бродил актёр и на тот момент главный режиссёр театра Леонид Вивьен, проработавший здесь 30 лет.
Эти лабиринты были сделаны с одной целью — чтобы разные сословия ни в коем случае не пересеклись друг с другом, а значит, избежали бы конфликта.
Среди людей незнатных, со скромными доходами, тоже наблюдались театралы, и обычно такие поклонники драматического искусства брали билеты повыше и подешевле.
На каждый ярус, в бельэтаж и партер ведут свои лестницы, так что будьте очень внимательны, не то попадёте не в зрительный зал, а в неудобное положение.
Знаменита Александринка и своим «музеем пыли». В его стенах действительно собраны образцы старейшей театральной пыли. В специальных сосудах хранится пыль 200-летней выдержки, которая отличается от «свежей» по цвету и структуре. Хранятся в театре и более занимательные предметы: например, костюмы, в которых актёры выходили на подмостки в прошлых веках.
Несколько залов охватывают всю богатейшую историю театра. Проще говоря, в отличие от других театров, Александринка не прячет в запасниках свои интереснейшие костюмы, реквизит, а вместе с ними и историю, а щедро делится ими с пришедшими. Посетить музей можно перед спектаклем или в антракте, но для этого нужен билет. Его цена, к слову, чисто символическая.
Петербуржцы любят Александринский театр за качественные спектакли и за то, что с 13:00 до 14:00 билеты на них в кассах можно приобрести с двадцатипроцентной скидкой. Льготная цена распространяется на билеты стоимостью от 300 рублей.
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Александринский театр
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина.
Один из старейших театров России. Основан в 1756 году. Расположен на пл. Островского близ Невского проспекта.
Театр был учрежден по указу императрицы Елизаветы Петровны 30 августа 1756 года в день Св. Александра Невского. Первым его директором стал драматург А.П.
Сумароков, труппу возглавил Федор Волков (в 1763 году его сменил г. И.А. Дмитревский). В 1759 году театр получил статус придворного. Здесь ставились пьесы Сумарокова, Д.И. Фонвизина, Я.Б. Княжнина, Ж.Б.
Мольера, Ж. Расина, П. Корнеля, П. Бомарше, Вольтера.
Первое здание театра на месте Александринского было построено в 1801 году для оперной труппы итальянца Казасси (архитектор В. Бренна).
В 1828-1832 годах по проекту Карла Росси было возведено здание Александринского театра (назван так в честь жены Николая I Александры Федоровны). Оно было выполнено в стиле ампир и является выдающимся памятником архитектуры.
Торжественное открытие театра состоялось 31 августа. В 1841 году театр уже мог принять 1700 зрителей.
В XIX веке «Александринка» была главным императорским театром. Ставились здесь в основном легкие жанры – водевиль и комедия. В 1810-е годы в театре шли пьесы М.Н. Загоскина, А.А. Шаховского, Н.И. Хмельницкого, комедии А.С.
Грибоедова «Молодые супруги» (1815), «Притворная неверность» (1818). Также после Отечественной войны 1812 года в театре ставились патриотические трагедии В.А. Озерова с участием знаменитых трагиков А.С. Яковлева и Е.С. Семеновой.
В 1820-е годы театр обратился к романтическому репертуару. На его сцене можно было увидеть спектакли по поэмам Пушкина, Жуковского, романам В. Скотта.
В 1830-1850-е на сцене Александринского театра играли выдающиеся актеры: А.В. Каратыгин, И.И. Сосницкий, В.Н. Асенкова, А.Е. Мартынов. Ставились пьесы А.Н. Островского, «Горе от ума» Грибоедова, «Ревизор» Гоголя, произведения И.С. Тургенева, А.В. Сухово-Кобылина, драматургов «натуральной школы».
Во второй половине XIX века театр прославили такие актеры, как П.В. Васильев, В.В. Самойлов, В.Н. Давыдов, М.Г. Савина, М.В. Дальский, П.А. Стрепетова, В.Ф. Комиссаржевская. С театром сотрудничали художники К.А.
Коровин, А.Н. Бенуа. Неудачей закончилась попытка поставить в «Александринке» «Чайку» А.П. Чехова в 1896 году. В это время в театре преобладал бытовой реализм, граничивший с натурализмом, и пьеса осталась непонятой.
В 1908-1917 годах главным режиссером театра был В.Э. Мейерхольд. При нем были поставлены «Дон Жуан» Мольера (1910), «Гроза» Островского (1916), «Маскарад» Лермонтова (1917). Ведущим актером того периода был крупный представитель героико-романтического направления Ю.М. Юрьев.
В 1920 году театр стал именоваться Петроградским государственным театром драмы (Акдрама), в 1937 году ему было присвоено имя А.С. Пушкина. Начиная с 1920-х в разное время в театре работали знаменитые режиссеры С.Э. Радлов, Н.В. Петров, Г.М. Козинцев, Г.А. Товстоногов и др.
Во время ВОВ театр находился в эвакуации в Новосибирске. Вернулся в Ленинград в 1944 году.
В 1975-1991 годы художественным руководителем театра был И.О. Горбачев, его ведущий актер с1954 года. Основой репертуара продолжала оставаться русская и зарубежная классика.
На сцене «Александринки» работали такие артисты, как А.Ф. Борисов, В.В. Меркурьев, Н.К. Симонов, Ю.В. Толубеев, Б.А. Фрейндлих, И.П. Дмитриев, Н.Н. Ургант и др.
В 1990-е годы театр официально получил название «Александринский».
В 2005-2006 годах проходила его генеральная реконструкция, в результате которой был воссоздан исторический облик интерьеров здания. Торжественное открытие состоялось 30 августа 2006 года во время празднования 250-летия театра.
В 2010 году завершилось строительство малой сцены «Александринки». 13 мая 2013 года здесь состоялась премьера – спектакль «Преступление», основанный на романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».
В ноябре 2012 года отмечалось 180-летие здания театра.
Театр регулярно проводит международный театральный фестиваль «Александринский».
Сейчас его художественным руководителем является народный артист России, лауреат Государственных премий Валерий Фокин.
Литература
- Альтшуллер А.Я. Александринский театр. Л., 1966.
- Забозлаева Т.Б. Русские императоры и Александринский театр – взгляд из-за кулис. СПб., 1997.
- Петрушевский В.Ф. Александринский театр//Энциклопедический словарь, составленный русскими учеными и литераторами. Т. 3. СПб., 1861.
- Пушкарев И.И. Александринский театр//Описание Санктпетербурга и уездных городов С. Петербургской губернии. Часть третья. СПб., 1841.
- Сто лет Александринский театр – театр Госдрамы 1832-1932/Под общ. ред. О.Я. Боярского. Л., 1932.
- Тарановская М.З. Здание Государственного академического театра драмы им. А.С. Пушкина (б. Александринский) в Ленинграде. Л., 1953.
- Теляковский В.А. Дневники Директора Императорских театров. Санкт-Петербург. 1906-1909. М., 2011.
Александринский театр
Приобрести билеты в Александринский театр можно в кассах продаж KASSIR.RU
Российский государственный академический театр драмы им. А.С. Пушкина, или Александринский театр – старейший государственный театр России.
Здание театра, созданное по проекту великого Карла Росси и украшающее Невский проспект, является символом Санкт-Петербурга и охраняется ЮНЕСКО.
Драматический театр работает здесь с момента открытия в 1832 году. Но отсчёт истории ведётся с 30 августа 1756 года, когда императрицей Елизаветой Петровной был издан указ об учреждении первого русского императорского драматического театра.
На сегодняшний день это огромный театральный комплекс, где создаются спектакли, проходят фестивали и конференции, работает режиссёрская лаборатория, идут различные образовательные и просветительские проекты.
Репертуар новой сцены Александринского театра (ТКК Александринский) здесь
Александринский театр можно по праву считать учебником русского театрального искусства. В его стенах бывали великие государственные деятели, писатели, художники. В Александринке были поставлены практически все знаковые произведения русской классической драматургии, здесь работали самые знаменитые артисты, режиссеры и художники.
Возрождение старейших театральных традиций связано с именем художественного руководителя и режиссера Валерия Фокина, возглавившего театр в 2003 году. Научная реставрация и реконструкция театра была завершена в 2006 году. Интерьерам возвращён облик пушкинской поры, а сцена стала одной из самых технически совершенных.
- В 2013 году открылся уникальный комплекс Новой сцены, обширная международная деятельность которого направлена на синтез традиционного театра с достижениями современного искусства.
- Основу репертуара Александринского театра составляет русская и зарубежная классика.
- Поддерживая сложившуюся веками репутацию «театра прославленных мастеров», Александринка и сегодня обладает одной из самых сильных актёрских трупп в России, которая почти ежегодно пополняется новыми талантами.
Особенности сценических площадок Александринского театра
Основная историческая сцена театра рассчитана на 946 мест. Малая сцена на 7-м ярусе вмещает около 50 зрителей. Новая сцена имеет несколько площадок, но для приёма зрителей открыт преимущественно главный зал-трансформер, вмещающий до 300 человек.
На 5-м этаже исторического здания театра открыт Музей русской драмы.
Театр часто предоставляет сцену прославленным российским и мировым драматическим и балетным коллективам.
Как попасть в Александринский театр?
Петербуржцы и гости нашего города активно пользуются сайтом и кассами продаж Кассир.Ру. Это надёжный и удобный способ приобретения билетов.
Если вы цените скорость и время, то наиболее удобным способом приобретения билетов будет наш сайт spb.kassir.ru, где представлена разнообразная театрально-концертная афиша города, на схеме зала можно выбрать хорошие свободные места и без труда сделать заказ.
Обратите внимание, туристы часто ищут знаменитый театр, как «александрийский», путая с художественным образом из стихотворения А.С.Пушкина «Памятник», применимым к знаменитой Александровской колонне. Мы приглашаем вас в АлександриНский театр, названный в честь императрицы Александры Фёдоровны!
История Александринского театра и Театра Волкова
ТАСС-ДОСЬЕ. 28 марта 2019 года министр культуры Владимир Мединский подписал приказ об объединении Александринского театра (Санкт-Петербург) и Театра Волкова (Ярославль) в Первый национальный театр России.
Однако премьер-министр Дмитрий Медведев приостановил приказ и поручил главе минкультуры провести широкое общественное обсуждение этого вопроса. Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила справку о двух объединенных театрах.
Российский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина (Александринский) — старейший публичный постоянный театр Санкт-Петербурга.
Он был учрежден сенатским указом, подписанным императрицей Елизаветой Петровной 30 августа 1756 года в день святого Александра Невского и стал первым государственным театром.
Директором назначили русского драматурга Александра Сумарокова (1717-1777), а во главе труппы стал создатель первого профессионального русского театра — актер и режиссер Федор Волков (1729-1763).
В 1832 году театр, не имевший постоянного помещения, получил здание в центре Невского проспекта и название «Александринский» — в честь супруги императора Николая I Александры Федоровны. Комплекс с пятиярусным зрительным залом и большой сценой был построен по проекту архитектора Карла Росси.
Александринский театр открылся 31 августа 1832 года спектаклем по пьесе Матвея Крюковского «Пожарский».
В нем состоялись премьеры многих произведений русской драматургической классики — от «Горя от ума» Александра Грибоедова до пьес Александра Островского и Антона Чехова.
В феврале 1917 года Всеволод Мейерхольд поставил спектакль «Маскарад», ставший последним спектаклем императорского театра.
После Октябрьской революции, в 1919 году театру было присвоено звание академического, а с 1920 года он стал называться Петроградский академический театр драмы. Впоследствии носил название Ленинградский государственный академический театр драмы имени А.С. Пушкина. Современное название получил в 1991 году.
В разные годы на сцене Александринского театра играли актеры Василий Каратыгин, Марья Савина, Александр Мартынов, Константин Варламов, Варвара Стрельская, Вера Комиссаржевская, Николай Черкасов, Василий Меркурьев.
Сегодня в труппу театра входят народные артисты России Игорь Волков, Эра Зиганшина, Сергей Паршин, Светлана Смирнова, Нина Ургант, Николай Мартон, Петр Семак и другие.
С 2003 года художественным руководителем Александринского театра является народный артист РФ Валерий Фокин. Директор театра — Ринат Досмухамедов.
Официальный сайт: alexandrinsky.ru
Российский государственный академический театр драмы имени Федора Волкова в Ярославле — первый русский профессиональный театр, созданный в 1750 году. Театр назван в честь основателя — купеческого сына Федора Волкова, актера и режиссера. Он создал общедоступный театр, вложив в него собственные средства.
Труппа, которую собрал Волков, была разнородной по составу. Она включала представителей купеческого сословия, служащих провинциальной канцелярии, посадских людей, ремесленников и др. Наиболее талантливые участники труппы во главе с Федором Волковым продолжили образование и карьеру в Санкт-Петербурге.
С 1911 года театр располагается в нынешнем здании, выстроенном в неоклассическом стиле по проекту Николая Спирина в центре Ярославля.
В советские годы Волковский театр получил статус академического.
Российский государственный академический театр драмы им. Федора Волкова является единственным драматическим театром федерального подчинения, расположенным в регионе.
В его труппу входят народные артисты России Татьяна Иванова и Валерий Кириллов, заслуженные артисты РФ Вадим Асташин, Татьяна Исаева, Галина Крылова, Татьяна Малькова, Валерий Соколов и другие.
С 2011 года художественным руководителем театра является заслуженный деятель искусств РФ Евгений Марчелли. Директор театра — Алексей Туркалов.
Официальный сайт: volkovteatr.ru