Открытие первой женской гимназии

Открытие первой женской гимназии

28 марта 1858 года по указу императора Александра II была основана первая в Санкт-Петербурге женская гимназия со свободным местом проживания (ученицы не проживали в образовательном учреждении). К обучению допускались девушки из различных семей, в том числе из малообеспеченных. До появления гимназии для них полностью отсутствовала возможность классического образования — прежде к обучению допускались только девушки-дворянки из состоятельных семей, которые были изолированы от внешнего мира и изучали правила светского поведения, французский язык, хореографию и музыку. Они располагались в так называемом пансионате, где всю свою жизни посвящали обучению.

С  середины ХIХ века,  появилась необходимость создать специальное учебное заведение, где получали бы образование девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в своей семье и свободно посещать занятия.  Новое учебное заведение назвали в честь жены императора Александра II, покровительницы образования Марии Александровны – «Мариинская гимназия». 

Директором первой женской гимназии стал профессор и педагог Николай Вышнеградский, который придерживался в обучении принципа: «Не принуждать, а развивать!» Если в женских пансионах была суровая дисциплина, то у директора Вышнеградского требовалось лишь соблюдать правила приличия – обстановка в гимназии была на домашнем уровне. 

Тогда на первый курс было зачислено 162 девочки в возрасте от 9 до 13 лет. Плата за обучение была настолько низкой, что в гимназию принимали и девушек из крестьянских семей.

Вышнеградский открыто выступал за доступность образования и настаивал на том, чтобы основные расходы были направлены в Мариинское общество.

Такое предложение получило удовлетворительный отклик, и с начала 1860-х годов по всей России стали активно появляться Мариинские гимназии. 

Программа в гимназии была серьезной, предметы делились на необязательные и обязательные, к которым относились литература и русский язык, закон Божий, история, естественные науки, математика, география, рукоделие и рисование. За изучение дополнительных предметов семьям приходилось доплачивать. В гимназии работали лучшие учителя города.

Ученицы не носили специальную форму, просто должны были опрятно одеваться, но без роскоши. В отличие от учебных заведений закрытого типа,  гимназистки могли свободно посещать известные места города. Не было и наказаний в гимназии, девочек по-настоящему любили и восхищались их успеваемостью.

Поэтому в заведении складывалась свободная и простая атмосфера!

Ученицы первой Мариинской гимназии — Санкт-Петербург

Материал подготовлен на основе из открытых источников.

Источник изображения в тексте и на главной странице — История.РФ

Информация предоставлена Информационным агентством «Научная Россия». Свидетельство о регистрации СМИ: ИА № ФС77-62580, выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций 31 июля 2015 года.

Открытие первой женской гимназии Открытие первой женской гимназии Открытие первой женской гимназии Открытие первой женской гимназии Открытие первой женской гимназии Открытие первой женской гимназии Открытие первой женской гимназии

Школа для «девиц всех состояний»

Весной 1858 года в Петербурге открылось Мариинское женское училище, ставшее вскоре первой всесословной женской гимназией в России. 

Современным школьникам и студентам трудно вообразить, что еще шестьдесят лет назад в Москве, например, существовали отдельно женские и мужские школы.

А уж представить себе, что в Российской империи практически во всех учебных заведениях обучение было раздельным, могут даже далеко не все взрослые.

Но даже тем, кто в состоянии представить себе это, непросто будет поверить в то, что до середины XIXвека в Российской империи не было учебных заведений для девушек недворянского сословия.

Однако именно так и обстояло дело до 1858 года, пока в Санкт-Петербурге не открылось первое в России всесословное женское учебное заведение — Мариинское женское училище для приходящих девиц. Указ о его создании вышел 15 (27) марта 1858 года, а уже через месяц училище распахнуло свои двери для первых воспитанниц. 

Дело принца и дело принципа

Появление Мариинского женского училища было бы невозможным без активной деятельности одного из самых известных русских просветителей и педагогов середины позапрошлого столетия — Николая Алексеевича Вышнеградского.

Он был выходцем из семьи священников, но решил посвятить себя воспитанию детей в иной, мирской ипостаси и поступил в Главный педагогический институт, который с успехом и окончил в 1844 году. Через четыре года Вышнеградский вернулся в свою альма-матер уже в качестве преподавателя и довольно быстро выдвинулся в ряды самых прогрессивных профессоров института.

Именно ему принадлежит авторство первой серьезной программы по педагогике для учителей, и именно он в 1857 году начал издавать «Русский педагогический вестник», который пользовался большим спросом в учительском корпусе.

Открытие первой женской гимназии

Надо заметить, что одним из важнейших вопросов, который поднимался в каждом номере «Вестника», был вопрос о женском образовании.

Николай Вышнеградский уделял ему особое внимание, хорошо понимая, что без образованных женщин России трудно будет сохранять положение одной из ведущих мировых держав.

И довольно быстро Николай Алексеевич перешел от теории к практике, развив бурную деятельность по организации первого всесословного учебного заведения для девушек.

Понимая, что без поддержки властей предержащих ему не обойтись, Николай Вышнеградский обратился со своим проектом к его императорскому высочеству принцу Петру Ольденбургскому.

Они были несколько знакомы еще со времен, когда Вышнеградский преподавал в Императорском училище правоведения, в котором принц состоял попечителем.

К тому же именно Петр Ольденбургский был главным начальником женских учебных заведений Ведомства императрицы Марии.

Принц Ольденбургский, к чести его, к предложениям Николая Вышнеградского отнесся, надо сказать, с большим энтузиазмом. Он вообще много внимания уделял российской системе образования, и именно его стараниями в 1835 году открылось Государственное училище правоведения.

И возможность иметь в стране не только сословные женские учебные заведения, такие как дворянские Смольный институт благородных девиц и Петербургское училище ордена Святой Екатерины, а также мещанское Александровское училище, но и создать совершенно новую структуру, которая открыла бы дорогу к образованию девицам из других сословий, представлялась Петру Ольденбургскому весьма привлекательной.

Открытие первой женской гимназии

Поддержка принца, приходившегося внуком императору Павлу I и двоюродным братом царствующему императору Александру II, а также то, что проект Вышнеградского был подан от имени Главного совета женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, обеспечила ему быстрое продвижение и рассмотрение. И наконец 15 (по ст. ст.) марта 1858 года на свет появился императорский указ «Об устройстве в Санкт-Петербурге Мариинского женского училища для приходящих девиц». 

«К обучению допускаются девицы всех состояний»

Как гласил текст указа, новообразованное училище создавалось «в виде опыта на два года». Но несмотря на предполагаемый «опытный характер» заведения, в указе были предусмотрены и оговорены все важнейшие вопросы его существования — от числа воспитанниц и условий их приема до размера платы за обучение и ставок преподавателей.

Покровительницей нового училища стала императрица Мария Александровна — супруга Александра II, в честь чего училищу и велено было именоваться «Мариинским женским училищем».

Подчинялось оно Главному совету женских учебных заведений Ведомства учреждений императрицы Марии, а попечитель училища назначался лично государем императором.

Именно на попечителя ложились обязанности по подбору, представлению и утверждению всего штата училища — от начальника и главной надзирательницы до рядовых надзирательниц, учителей и наставниц, число которых определялось как «для преподавания уроков потребное».

Открытие первой женской гимназии

А уроков этих было немало. Указ императора предусматривал, что все предметы, которые изучают воспитанницы Мариинского женского училища, делятся на два типа — обязательные и необязательные. Первыми считались закон Божий, отечественный язык, история, география, естествознание, арифметика, пение, чистописание, рисование и рукоделие.

Ко вторым были отнесены французский и немецкий языки, «а равно музыка и танцование». Причем за эти необязательные предметы устанавливалась отдельная плата, и весьма серьезная.

Так, за иностранные языки нужно было доплачивать по пять рублей в год, а музыка и танцы стоили еще дороже — по рублю за каждый урок! И это при том, что полная годовая плата за обучение в училище указом определялась всего в двадцать пять рублей серебром.

Что касается правил приема и числа воспитанниц, то они в указе определялись, с одной стороны, достаточно строго, а с другой стороны, фактически отдавались в ведение администрации учебного заведения.

Указ предусматривал, что «к обучению допускаются девицы всех состояний, от девяти до тринадцати лет; но, с разрешения попечителя, могут принимаемы быть, по особым уважениям, и восмилетние, равно превзошедшие уже тринадцатилетний возраст, с тем однако же условием, чтобы сии последние поступали в высшие классы, если окажутся способными следовать за курсом сверстниц». Высшими классами считались последние два из семи лет обучения. Что касается числа учениц, то оно тоже варьировалось: «Комплект учащихся определяется в двести пятьдесят девиц, с дозволением принимать и большее число, смотря по способам помещения и средствам к открытию параллельных классов».

Читайте также:  Туры на валаам: круизы на остров из санкт-петербурга

Открытие первой женской гимназии

Интересно и то, какой была пропорция средств на содержание и функционирование Мариинского женского училища.

Императорский указ устанавливал ставки для всего персонала учебного заведения: для начальника и главной надзирательницы – по пятьсот рублей, для обычных надзирательниц – по двести, «на плату наставникам – семь тысяч двести пятьдесят рублей» и еще шестьсот — на прислугу.

Триста рублей закладывалось на «канцелярские потребности» и тысяча восемьсот — на наем помещения и его отопление. В общей сложности получалось 11 550 рублей, и «для покрытия расходов сих» устанавливалась сумма средств, собираемых с учениц, – до 8750 рублей, а еще три тысячи выделялись «из процентов с общего запасного капитала женских учебных заведений».

«Мариинки» и их наследники

Под размещение Мариинского женского училища первоначально отвели дом на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (ныне улицы Рубинштейна). Поскольку проект нового учебного заведения, который лег в основу императорского указа, был проработан до мелочей, на его воплощение ушло совсем немного времени. Уже 19 апреля 1858 года училище начало свою работу, которая не прекращалась до 1918 года.

Открытие первой женской гимназии

Удивительно читать императорский указ сегодня и понимать, что условия обучения в Мариинском женском училище были донельзя похожи на те, в которых учатся современные дети! «Комплект учащихся» предусматривал, что в каждом классе учились порядка 35-36 учениц.

Учебный день длился «от десяти часов утра до двух с половиною часов пополудни», правда, учебными считались все дни, кроме праздничных, которых в году было не так уж и много. Очень похож и состав предметов, хотя сегодняшние школьники, конечно, погружаются в науки гораздо глубже.

Но для середины XIX века и такой предметный курс был настоящим прорывом! К тому же, как предусматривал указ, девушки, окончившие полный курс обязательных и необязательных предметов, пользовались преимуществами, предоставленными воспитанницам институтов (Смольного и ему подобных), в которые принимались исключительно дворянки и девушки из неподатных сословий (например, семей купцов и почетных граждан).

Два года, отведенные на опыт с Мариинским училищем, пролетели быстро. Результат этого опыта был признан успешным, и учебное заведение продолжило работу.

Еще через два года училище переименовали в Мариинскую женскую гимназию, и тогда же новые «мариинки», как прозвали в народе эту гимназическую систему, начали открываться по всей России.

В 1866 году только в Петербурге и ближайших его окрестностях было уже семь Мариинских гимназий, а с 1879 года во всех таких гимназиях ввели единую образовательную программу.

Затея Николая Вышнеградского и Петра Ольденбургского оказалась весьма плодотворной: Мариинские женские гимназии заложили серьезную основу для всей системы женского всесословного классического среднего образования в России.

А оно, надо сказать, к началу ХХ века было достаточно распространено.

По состоянию на 1913 год, в стране насчитывалось 873 женских гимназии и 92 прогимназии (состоявших из первых трех гимназических классов) Министерства народного просвещения, плюс 35 Мариинских женских гимназий, в которых учились 16 тысяч девушек.

Открытие первой женской гимназии

А что же та, самая первая Мариинская гимназия? Она в 1872 году перебралась в дом на углу Чернышева переулка (ныне улица Ломоносова) и Загородного проспекта, где и оставалась до самой революции.

Последний выпуск «мариинок» состоялся в 1918 году, после чего гимназия стала советской средней школой №213 с общим обучением девочек и мальчиков.

Но, видимо, дух первенства в этих стенах остался в наследство от Мариинской гимназии: в 1948 году именно ленинградская школа №213 стала первой в Советском Союзе школой с углубленным изучением иностранного языка — английского.

Обложка: Гимназистки Мариинской женской гимназии, начало ХХ века. Источник: https://www.nrfmir.ru

История женского образования в России

Стремление женщин к равноправию имеет многовековую историю. Накануне Международного женского дня мы решили рассказать, какой непростой путь прошло женское образование в нашей стране прежде чем стало таким, к какому мы привыкли: массовым и общедоступным.

05 марта 2019

Открытие первой женской гимназии Первые упоминания о женском образовании в России относятся к далекому XI веку, ко времени правления киевского князя Всеволода Ярославича. Его дочь, Анна Всеволодовна, постриглась в монахини в только что созданном Андреевском женском монастыре, а затем образовала школу или училище для молодых девиц, первую в Европе, что немаловажно. Источник гласит, что «собравши же младых девиц неколико, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным им знаниям, да от юности навыкнут разумети закон божий и трудолюбие, а любострастие в юности воздержанием умертвлят». Спустя примерно век похожее училище было организовано и в городе Суздале. Однако дальнейшего существенного развития образования не произошло — сказался длительный период татаро-монгольского Ига, затормозившего развитие российского государства.
Открытие первой женской гимназии Новой, уже более серьезной (и довольно успешной) попыткой начала женского образования в России принято считать 1764 год, когда на троне была императрица Екатерина Великая. Выполнение этой миссии было поручено личному секретарю императрицы и видному деятелю российского Просвещения Ивану Ивановичу Бецкому. В своем докладе «Об общей реорганизации в России дела воспитания детей» он настаивал на необходимости создания закрытых учебных заведений, которые изолируют воспитанников от развращающего воздействия простых людей, а потом вовзратят в общество совершенно «новых людей». Обучение планировалось начинать в 5-6 лет и продолжать вплоть до наступления 18-летнего возраста для детей всех сословий (кроме крепостных крестьян).
Открытие первой женской гимназии В рамках новых преобразований для образования девушек был создан Смольный институт при Воскресном Новодевичьем (Смольном) монастыре в Петербурге. Он получил название «Воспитательное общество благородных девиц». Вместе с созданным здесь же мещанским училищем для девушек недворянского происхождения Смольный должен был «дать государству образованных женщин, хороших матерей, полезных членов семьи и общества». По уставу, обучение длилось 12 лет, всего существовало 4 возрастных группы. Девушки изучали русскую словесность, географию, арифметику, историю, иностранные языки, музыку, танцы, рисование, светские манеры и различные виды домоводства. Кроме Смольного, Екатерина поручила открыть учебные заведения во всех губернских городах для детей из аристократических семей.

Предложить для публикации методические разработки по истории и обществознанию

Открытие первой женской гимназии С воцарением на российском престоле императора Павла I, дела Смольного института были переданы только что созданному Ведомству учреждений императрицы Марии. Супруга императора Мария Федоровна, таким образом, продолжила развивать женское образование в России, активно создавая хорошо известные нам по литературным произведениям «Институты благородных девиц» (другое название – «Закрытые женские курсы»). Всего в XIX веке было открыто порядка 30 таких институтов. А в 1858 году в Петербурге появилось первое в Российской империи женское среднее учебное заведение — Мариинское женское училище. В последующее годы подобные училища создавались во многих городах Империи, рассчитаны они были на девушек из небогатых семей всех сословий, не плативших налоги.
Открытие первой женской гимназии Вторая половина XIX века примечательна ещё и тем, что многие женщины начали стремиться к получению высшего образования — все чаще на лекциях университетов стали появляться дамы. В крупнейших городах страны женщины, причем представительницы самых влиятельных семей, организовывали инициативные группы с целью открытия женских курсов для получения высшего образования. И своего им добиться удалось: были открыты Бестужевские курсы и Высшие женские медицинские курсы в Санкт-Петербурге, курсы В. И. Герье в Москве и некоторые другие: в Казани, Киеве, в Томске. Как правило, срок обучения составлял 3-4 года, курсы были платными.
Открытие первой женской гимназии После утверждения советской власти в стране, новая правящая партия весьма активно и радикально преобразовала образовательную систему, в том числе и женскую. Отныне и высшее, и среднее образование было доступно всем, независимо от материального положения (образование стало бесплатным), пола, возраста и т.д. Женщинам и мужчинам были предоставлены равные права. Стоит отметить, что в 1918 году было установлено совместное обучение мальчиков и девочек. В годы Великой Отечественной войны в Москве, Ленинграде и других крупных городах было введено раздельное обучение в средних школах, однако эксперимент был признан неудачным, и с тех пор классы снова стали общими.
Читайте также:  Государственный эрмитаж в санкт-петербурге: часы работы, выставки

Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту

Женское дело: как Мариинские гимназии повлияли на развитие образования в России

160 лет назад в Санкт-Петербурге было открыто первое женское училище без пансиона — Мариинская гимназия. Сюда могла поступить практически любая девушка, независимо от происхождения и достатка.

Возглавил учреждение известный педагог Николай Вышнеградский. Гимназия стала первым в России общедоступным учебным заведением для девочек. С 1860-х годов подобные заведения стали появляться по всей стране.

Об истории развития женского образования в России — в материале RT.

Старт массовому женскому образованию в России дал ещё Пётр I. Царь издал указ, согласно которому запрещалось венчать «неграмотных дворянских девушек, которые не могут написать хотя бы свою фамилию».

Со второй четверти XVIII века в моду постепенно стало входить домашнее образование для женщин дворянского сословия. А в 1764 году в Петербурге начало работать Императорское воспитательное общество благородных девиц — знаменитый Смольный институт. В нём на полном пансионе жили и учились представительницы самых знатных фамилий России. Лучшие выпускницы часто становились фрейлинами при дворе.

Закрытые учебные заведения императорской России действовали по принципу, который в наши дни сохранился в английских привилегированных публичных школах: ученик должен постоянно жить там, где проходит обучение. Однако такая форма образования, созданная для дворян, чьи поместья были разбросаны по стране, была неудобна для городского населения, численность которого неуклонно росла на протяжении всего XIX века.

Также по теме

Открытие первой женской гимназии В российских школах предлагают ввести уроки робототехники

Молодёжный парламент при Госдуме предлагает ввести в российских школах уроки робототехники. Инициативу озвучат во вторник, 20 марта,…

К тому же закрытые дворянские пансионы отрезали от образования детей буржуа и мещан, чьё влияние в обществе нарастало.

При этом обычное гимназическое образование для приходящих учеников оставалось привилегией мужской части общества — первое такое заведение появилось в 1803 году.

Домашнего образования для девочек было недостаточно, да и позволить себе нанимать надомных педагогов могли единицы. В то же время в русском обществе середины XIX века постоянно росли требования к культурному уровню женщин, да и сами представительницы различных сословий массово стремились к просвещению.

Поэтому общедоступное женское учебное заведение было актуальным требованием. В итоге 28 марта 1858 года император Александр II издал указ об учреждении в Санкт-Петербурге первого женского училища без пансиона. А уже 19 апреля открылась Мариинская гимназия, куда могла поступить практически любая девушка, вне зависимости от происхождения и достатка.

Как отметила в интервью RT историк Наталья Ушакова, в середине XIX века первые места по уровню грамотности занимали Санкт-Петербургская и Московская губернии. За ними следовали губернии с населением, работающим на местных фабриках и отхожих промыслах, — Ярославская, Владимирская, Костромская.

«Неслучайно первая частная женская гимназия была создана в 1857 году в Костроме. А уже в следующем году дело женского образования было передано в надёжные руки Мариинского общества, после чего появилось Петербургское училище», — рассказала Ушакова.

Первые шаги

Создание гимназии инициировало Ведомство учреждений императрицы Марии Александровны — Мариинское общество, в честь которого и была названа гимназия. Это было государственное учреждение, занимавшееся благотворительностью. Помимо воспитания сирот и помощи больным, Мариинскому обществу было поручено женское образование.

Открытие первой женской гимназии

  • Портрет Марии Александровны кисти К. Робертсон. 1849—1851 гг., Эрмитаж

Организатором и идеологом женского образования стал известный педагог Николай Вышнеградский. Он начал свою карьеру как преподаватель гимназии, затем защитил диссертацию, обучал философии студентов педагогического института.

В 1857 году Вышнеградский занялся делом всей своей жизни — развитием женского образования в России. Он задался целью сделать этот вопрос предметом широкого общественного обсуждения, составить планы реформ системы образования.

Чтобы реализовать свои идеи, он начал издавать «Русский педагогический журнал».

Поднятая Вышнеградским проблематика заинтересовала общество: его журнал был не просто популярен — издание сформировало социальный запрос на женское образование.

Сам Вышнеградский заработал достаточный авторитет для того, чтобы обратиться к герцогу Петру Ольденбургскому — председателю Главного совета по развитию женского образования.

Герцог, известный поборник просвещения, поддержал инициативу Вышнеградского и совместно с императрицей Марией Александровной выступил руководителем проекта по созданию первого Мариинского женского училища и дальнейшему развитию гимназического образования для девушек.

Открытие первой женской гимназии

  • Портрет принца П.Г. Ольденбургского работы Ж. Кура, Эрмитаж

«Вышнеградский неслучайно занялся изданием журнала. Период начала правления Александра II можно описать как время, когда вопросы образования больше всего волновали общество, ведь образованные люди были инициаторами и исполнителями целой серии реформ, изменивших Россию», — подчеркнула Ушакова.

Она добавила, что, кроме «Русского педагогического журнала», проблемами образования занимались «Правительственный вестник», «Санкт-Петербургские ведомости», «Голос», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русское богатство». По словам Ушаковой, в прессе были представлены все направления — от консервативного до весьма либерального. 

Образовательные инновации

Ещё дореволюционные исследователи отмечали, что пансионное образование оказывало излишнее давление на учащихся.

Так, историк педагогики Пётр Каптерев в 1898 году писал: «Когда мальчик от мягкого домашнего строя жизни, из тёплой семейной атмосферы переходит в официальную казённую школу, устроенную на казарменный лад, то его бывает жаль; но когда тот же переход совершается с девочкой, тогда её бывает ещё больше жаль, тяжелее, грустнее смотреть на неё».

Став директором, Вышнеградский разработал для гимназии передовую по меркам того времени систему обучения.

Если в женских пансионах поддерживалась самая суровая дисциплина, то в училище Вышнеградского требовалось лишь соблюдать приличия — здесь была почти домашняя, весьма непринуждённая обстановка.

В пансионах воспитанницы носили специальную форму, это регламентировалось строжайшим образом. В гимназии же первоначально формы не было вовсе, чтобы не стеснять учениц.

В образовательном процессе Вышнеградский руководствовался принципом «не принуждать, а развивать». Директор категорически запретил любые наказания. В ответ ученицы проявляли гораздо больший интерес к учёбе, чем воспитанницы пансионов.

Открытие первой женской гимназии

  • Здание Мариинской женской гимназии
  • © cgiahmatova.ru

На первый курс поступили 162 девочки в возрасте от девяти до 13 лет, три из них — крестьянки по происхождению. Плата за обучение была очень низкой: Вышнеградский выступал за доступность образования и настаивал, чтобы основные расходы взяло на себя Мариинское общество. Петербургский эксперимент был признан удачным, и с 1860-х годов по всей России стали появляться Мариинские гимназии.

От среднего к высшему

В 1871 году началась масштабная реформа образования — как считают историки, одна из наиболее актуальных для правительства Александра II. Новый устав гимназий и прогимназий обрёл статус закона.

Вот как описывает этот период историк Алексей Любжин: «Вопреки мнению большинства Государственного совета, император Александр II утвердил устав 1871 г. В соответствии с ним право поступления в университеты было предоставлено лишь выпускникам классических гимназий либо сдавшим экзамены по их курсу».

Это ещё больше повысило роль женских гимназий, ведь с 1878 года в России начала формироваться система высшего образования для женщин. Однако без гимназического образования поступить на высшие женские курсы было нельзя.

«С середины XIX века русская общественность уделяла пристальное внимание качеству и содержанию преподавания в средних учебных заведениях.

Критика классических гимназий, реальных училищ, всей системы образования особенно усилилась в печати 1890-х годов.

С особой остротой встал вопрос о расширении сети женских учебных заведений, в том числе высших, поскольку желающих учиться в них становилось всё больше», — отметила Ушакова.

Также по теме

Открытие первой женской гимназии В России предлагают создать базу достижений школьников для приёма в вузы

Молодёжный парламент при Госдуме предлагает создать в России базу достижений школьников в виде портфолио, при помощи которого вузы…

Вскоре стало ясно, что возможности Мариинского общества слишком малы, чтобы удовлетворить потребность страны в женских учебных заведениях. И с 1860-х годов Министерство народного просвещения стало открывать собственные женские училища, которые после принятия в 1870 году Положения о женских гимназиях и прогимназиях окончательно сравнялись в правах с мужскими гимназиями.

Читайте также:  Оригинальные новогодние подарки в спб: что подарить?

Однако «министерские» учебные заведения отличались от Мариинских гимназий тем, что были ориентированы на подготовку женских педагогических кадров: окончившим семь классов выдавался аттестат учительницы начальной школы, после восьми классов — аттестат домашней учительницы. В этих образовательных учреждениях больше внимания обращали на иностранные языки, так как считалось, что владеть ими должна каждая учительница.

Перед революцией 1917 года число женских гимназий Министерства народного просвещения достигло 958. Эти учебные заведения открылись даже в небольших уездных городах. Кроме того, в России работали 35 женских гимназий Мариинского общества. В них обучалось более 16 тыс. девочек. Но Октябрьская революция уничтожила существующую систему.

Следующие полтора десятка лет стали временем экспериментов в сфере образования — в частности, большевики упразднили раздельное обучение. Однако в 1943 году его ненадолго восстановили. Окончательно женские школы ушли в историю в 1954 году.

Открылось первое женское учебное заведение в России «Мариинская женская Гимназия» — Знаменательное событие

Первая женская гимназия в Петербурге открылась 28 марта 1857 года. У девушек всех сословий появилась возможность получить хорошее образование в Мариинской женской Гимназии.

Для обучения гимназисток были приглашены лучшие преподаватели Петербурга.

Плата за обучение в гимназии была невысокой, в основном средства на ее содержание выделялись из Ведомства учреждений императрицы Марии, в честь которой она и была названа.

Благодаря этому женское образование стало доступным. В одном классе могли обучаться дочь сапожника и купца, портного и сенатора. Вскоре после открытия Мариинской женской гимназии в Петербурге и в других городах стали открываться подобные учебные заведения, положив начало распространению женского образования в России.

Издавна на Руси считали, что удел женщины — муж, семья и дети, а образование ей совершенно ни к чему. Однако времена, когда каждую женщину ожидало примерно такое будущее, давно прошли.

В 1894 году в Российской империи было 30 гимназий Ведомства учреждений императрицы Марии: в них состояло 9 945 воспитанниц. Большинство гимназий были закрыты после Октябрьской революции.

Некоторые из этих учебных заведений вернули себе это название.

Открытие женской гимназии в Петербурге было событием настолько долгожданным, его необходимость назрела настолько явно, что по образцу Мариинки уже в первые годы существования гимназии начали создаваться похожие заведения по всей стране.

Все новые гимназии были подчинены тому же Ведомству учреждений императрицы Марии. В 1870 году первые три класса были выделены в «прогимназии» — их прохождение считалось оконченным начальным образованием.

В 1866 году в столице было уже семь таких гимназий.

К 1894 году в Российской империи было 30 гимназий, в народе получивших название «мариинки», в которых обучались 9 945 воспитанниц всех сословий и вероисповеданий в возрасте старше 8 лет, а в 1911 году 35 гимназиях количество учениц достигло 16 тысяч. Устав, утвержденный в 1862 году, действовал во всех гимназиях вплоть до их закрытия в 1918 году, а с 1879 года во всех заведениях применялась единая и обязательная программа обучения.

Наряду с этими общедоступными гимназиями открывались и частные заведения — в 1870 годах в Петербурге их насчитывалось семь, в Москве — четыре. Как правило, обучение там стоило дорого, и позволить себе определить туда дочерей могли только состоятельные родители. В некоторые, как в гимназию княжны Оболенской, принимали и вовсе по сословному принципу — только детей из аристократических семей.

После Октябрьской революции разделение на мужские и женские образовательные учреждения было упразднено, и лишь с середины 1990 годов они вновь стали открываться. Разумеется, Мариинскими они теперь называются лишь формально.

Где была открыта первая женская гимнаназия в России?

Средние учебные заведения, обучение в которых проходило от 5 до 8 лет, начали называть польским словом гимназия, в середине 16-го века.

Первая попытка построить систему гимназического образования принадлежит Меланхтону, основавшему в 1526 году, гимназию в Нюрнберге. Это была гимназия только для юношей разных сословий. Гимназии сохраняли много общих черт со средневековыми школами и училищами, но было у них и одно отличие.

Они готовили к поступлению в университеты. Ученики закончившие 8 класс в гимназии, становились студентами университетов. И еще одно. Гимназии больше не подчинялись духовенству, а были в ведении государства, причем даже частные гимназии должны были придерживаться установленных правил и программ.

2 мая 1701 года, Эрнст Глюк — лютеранский пастор, основал первую в России гимназию, в городе Москве. Физическая подготовка в этой гимназии, была введена как учебный предмет, Петром I. Это были такие предметы: фехтование, верховая езда, гребля, парусное дело, стрельба из пистолета, танцы.

До реформ Императрицы Марии Александровны 1856 года, в России девушки из семей, которые не принадлежали к высшим слоям общества. Не имели возможности получить хорошее образование.

Конечно, и до 1856 года, существовали закрытые учебные заведения, подобные Смольному институту. Дающие хорошее образование для девочек. Но туда принимали только дворянок. Девушки в таких учебных заведениях были изолированы от семьи и внешнего мира.

  • Существовали также частные женские пансионы, которые давали более серьезное образование, но обучение в них стоило дорого, даже для многих дворян.
  • Поэтому в середине 19-го века назрела необходимость в создании таких учебных заведений, в которых могли бы учиться девочки всех сословий, имея при этом возможность жить в семье.
  • Разработку проекта по созданию женских гимназий, Императрица Мария Александровна, в 1856 году, поручила профессору Николаю Алексеевичу Вышнеградскому.

В 1857 году Вышнеградский составил проект учебного заведения «для приходящих девиц» и обратился с ним к принцу Петру Ольденбургскому и уже через несколько месяцев при его содействии Вышнеградский, назначенный начальником новой гимназии, стал готовить ее к открытию — покупал мебель, учебные пособия, подбирал учителей. В конце марта 1858 года был подписал «высочайший» указ об открытии учебного заведения, а еще через месяц гимназия торжественно распахнула свои двери. Новое учебное заведение получило название «Мариинская женская гимназия» в честь императрицы Марии Александровны, покровительницы женского образования в России. 19 апреля 1858 года в доме на углу Невского проспекта и Троицкой улицы (современная улица Рубинштейна) открылась первая женская гимназия.

Фундуклеевская женская гимназия в Киеве, открылась в 1860 году.

Фундуклеев Иван Иванович пожертвовал под гимназию, собственную усадьбы. В гимназию принимались девочки от 9 до 13 лет с шестилетним сроком обучения. В 1861 году для учениц гимназии была введена особая школьная форма — коричневое платье, поверх которого на занятиях одевался чёрный фартук, а на праздники — белый.

Женская гимназия госпожи Стешневой, имевшая полную программу мужской классической гимназии, открылась в 1868 году.

Гимназия княгини А. А. Оболенской — частная женская гимназия в Санкт-Петербурге, открылась в 1870 году. Гимназия находилась в доме № 16 по Средней Першпективе, ныне это ул. Маяковского.

В 1872 году был открыт филиал Киевской женской гимназии на Подоле, ставший в 1898 году Подольской женской гимназией.

Кроме классических мужских гимназий существовала с 1876 года ещё Женская классическая гимназия госпожи Фишер в Москве, устроенная по образцу других мужских гимназий.

Гимназия М. Н. Стоюниной — частное среднее женское учебное заведение в Санкт-Петербурге, располагалось на ул. Кабинетской. Ныне, это ул. Правды дом 20. Она была основана в 1881 году. Первый адрес учебного заведения: — ул. Сергиевская д. 24.

Официальное открытие состоялось 25 октября 1881 года, на следующий день начались занятия.

24 ноября 1881 года при гимназии открыли детский сад, а впоследствии и «даровую школу для бедных детей» обоего пола, в которой каждый год обучалось от 20 до 40 учеников и учениц.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector