Открытие памятника Александру III на Знаменской площади

#3

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади554-sk-2.jpg

Паоло Трубецкой

Александр III

#2

Памятник Александру III стал, вероятно, самым спорным памятником царю. Настолько необычно и даже провокационно было его художественное решение.

#4

Заслуживают особого упоминания ряд фактов, повлиявших на это необычное решение. 

  • Изначально надпись на пьедестале гласила: «Императору Александру III, Державному основателю Великого Сибирского железнодорожного пути»
  • В последнем варианте надпись была изменена: «Основателю Великого Сибирского пути»
  • Таким образом, тяжелая поступь царского першерона и размещение памятника уже были продиктованы, так сказать, «транспортным» заказом

#5

Памятник размещался на Знаменской площади Санкт-Петербурга, перед Николаевским вокзалом, и всем решением настраивал на идею пути. 

#8

Открытие памятника Александру III на Знаменской площадиОткрытие памятника Александру III на Знаменской площади.jpgОткрытие памятника Александру III на Знаменской площадиДепутация лейб-гвардии Преображенского полка на открытии памятника.jpg

#12

#13

Открытие памятника Александру III на Знаменской площадиa3e_color1.jpgОткрытие памятника Александру III на Знаменской площадиa3e_color2.jpg

Неосуществленный проект постановки памятника Александру III.

Предполагалось установить памятник на основании — скале. Но это не было выполнено.

#7

Что же касается образа тяжелого всадника-богатыря, героя русских былин, то многие современники сразу считывали эту убедительную метафору. 

Приведем лишь одно из воспоминаний Потоцкого:

Помню, однажды сцепились Бенуа с Трубецким из-за скульптурного портрета Александра III.

Бенуа навалился на Трубецкого и, поругивая памятник, даже сравнил его с дымковской игрушкой. 

А Трубецкой легко согласился: «Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю».

#10

Открытие памятника Александру III на Знаменской площадиa3_toy01.jpgОткрытие памятника Александру III на Знаменской площадиa3_toy02.jpg

Образ тяжелого всадника-богатыря, героя русских былин

#11

Открытие памятника Александру III на Знаменской площадиa3_toy01.jpgОткрытие памятника Александру III на Знаменской площадиa3_toy03.jpg

«Да, я вдохновлялся вятскими игрушками, они у меня в мастерской стояли, я их очень люблю» П.Трубецкой

#16

После революции памятнику грозила переплавка, однако в разгоревшихся спорах победил «революционный» взгляд, высказанный, в частности, в газетной статье 1918 года «Оставить памятник жандармскому царю»:

«Имел ли желание художник-князь изобразить так точно и эпоху, и царя, или нет, но царь-жандарм и вышел жандармом, с Россией-лошадью в узде»

(Жизнь искусства. 1918. 1 ноября)

#15

В 1919 году на пьедестале было выбито четверостишие Демьяна Бедного под названием «Пугало».

#14

#17

В 1935 вновь встал вопрос о снятии памятника, 15 октября 1937 года он был разобран. 

Просьба Русского музея о передаче ему конной статуи фактически спасла произведение Паоло Трубецкого. Долгое время памятник хранился во внутренних дворах музея, а в 1994 году был установлен перед Мраморным дворцом.

#18

Как большевики издевались над памятником Александру III

23 мая 1909 года Николай II с членами императорской семьи пожаловал на торжественное открытие мемориала в центре Петербурга. Он окинул взором новую грузную конную статую и наблюдал за приуроченным к открытию церемониальным маршем воинских частей.

Возле монарха кружили самые высокопоставленные чиновники и служители церкви, в их числе проводивший богослужение митрополит Антоний, статс-секретарь Сергей Витте и гофмейстер, князь Борис Голицын. Чуть поодаль скромно стояли члены комиссии, принимавшие участие в возведении монумента.

Так открывали один из самых спорных памятников дореволюционной России, он был посвящён предшественнику Николая II — императору Александру III. Монумент появился в самом центре города, на Знаменской площади, напротив Николаевского вокзала.

С тех пор прошло больше века: площадь уже не Знаменская, а Восстания, вокзал давным-давно переименовали в Московский, да и самого памятника Александру III здесь нет — на его месте находится обелиск «Городу-герою Ленинграду», установленный в 1985 году.

Впрочем, на протяжении двадцати лет после Октябрьской революции фигура императора оставалась на том месте, куда её поставили изначально, а большевики, в свою очередь, не упускали возможности с её помощью поиронизировать над наследием российского самодержавия.

Как появился памятник?

Идея установить памятник императору Александру III возникла сразу же после его смерти, ещё в 1894 году. С таким предложением выступила Петербургская Дума, больше остальных чиновников за эту идею ратовал уже упомянутый Сергей Витте, который был в то время министром путей сообщения.

К конкретным действиям перешли под самый занавес 19-го века, тогда появилась специальная комиссия, которая должна была провести конкурс на строительство монумента.

Финансировалось всё, кстати, не только из казны — для возведения памятника использовали «всенародную подписку»: чтобы продемонстрировать любовь подданных к фигуре скончавшегося императора, монумент решили создать на народные пожертвования.

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади Открытие памятника Александру III в Петербурге. (bibliotekatrg.ru)

Работы по проектированию памятника курировал лично Николай II: неудивительно, что участие в этом проекте пожелали принять ведущие российские скульпторы и архитекторы — такие, например, как Александр Опекушин, Фёдор Шехтель или Александр Померанцев. В итоге победил проект итальянского скульптора Паоло Трубецкого, который к тому времени перебрался Россию и жил в Москве.

Наверняка члены комиссии по созданию памятника ещё не раз пожалели о том, что утвердили проект Трубецкого.

Дело в том, что архитектор, судя по воспоминаниям современников, обладал крайне неуживчивым характером: он несколько раз требовал для себя увеличения гонорара, заставил городские власти собрать для него специальный павильон, в котором ему будет удобно работать, а также прямо во время работы над памятником уезжал по своим делам за границу.

Великий князь Владимир Александрович раскритиковал работу Трубецкого, назвав её «карикатурой» на его старшего брата, однако было в императорской семье и другое мнение, которое, судя по всему, возобладало: памятник пришёлся по нраву вдовствующей Марие Фёдоровне — жене Александра III и матери Николая II.

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади Александр III. (Pinterest)

Работы по созданию памятника затянулись: Трубецкой неоднократно вносил коррективы в проект мемориала, и в итоге Александр III стал похож, скорее, на персонажа из былины — фигура самого императора получилась очень плотной и грубой, а конь был воплощением почти что сказочной мощи.

«Я хотел в образе Александра III представить великую русскую мощь, и мне кажется, что вся фигура императора на моём памятнике воплощает мою основную мысль», — говорил сам Трубецкой.

Памятник неслучайно установили напротив главного петербургского вокзала, в этом был особый смысл, поскольку Александр III, как известно, был державным основателем Великого Сибирского пути — Транссибирской магистрали.

Кстати, на само торжественное открытие Трубецкого даже не позвали — он приехал в Петербург позже. Николай II, раздосадованный результатом работы, даже намеревался отправить монумент в Иркутск, чтобы он был «подальше от оскорблённых сыновьих глаз», но это решение так и не было принято.

«На бегемоте обормот»

Памятник спокойно стоял на Знаменской площади на протяжении восьми лет — до революционного 1917 года. Уже Временное правительство начало иногда закрывать деревянными декорациями памятник русского самодержцу.

С приходом к власти большевиков ситуация обострилась ещё сильнее: они уж точно не готовы были чтить память консерватора и сторонника полицейских мер.

После принятия в 1918 году декрета об уничтожении памятников «царям и их слугам» многие монументы были попросту разрушены, но восседающего на коне Александра III ждала совсем другая судьба.

У монумента, установленного напротив вокзала в Петербурге, сложилась скандальная слава: многие были уверены, что на самом деле автор проекта Трубецкой, изобразив императора гротескно грузным, таким образом решил посмеяться над ним.

Сам скульптор некоторыми своими словами придавал веса этой версии: так, согласно некоторым воспоминаниям, Трубецкой однажды сказал, что просто изобразил на этом памятнике «одно животное на другом».

В то же время по городу гулял слух, будто бы Трубецкой вложил в эту работу особенную идею: памятник якобы символизировал Россию при Александре III — страна была придавлена тяжестью одного из самых реакционных царей и пятилась назад.

Всё это, судя по всему, и позволило монументу уцелеть: большевикам идея того, что памятник можно использовать в своих пропагандистских целях, понравилась — его решили оставить на том же месте.

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади Декоративная композиция, за которой скрыли памятник Александру III в 1917 году. (Wikimedia Commons)

Уже в 1919 году на монументе выбили стихотворение советского писателя Демьяна Бедного «Пугало». Название как нельзя лучше отражало идею нового руководства: памятник должен был теперь пугать детей и смешить взрослых.

Бедный написал всего лишь одно четверостишие, в котором, однако, было заключено всё его отношение к царю-миротворцу: «Мой сын и мой отец при жизни казнены, / А я пожал удел посмертного бесславья: / Торчу здесь пугалом чугунным для страны, / Навеки сбросившей ярмо самодержавья».

Памятник Александру III ещё до начала Октябрьской революции упоминался в фольклоре: чего стоит один лишь стишок про «обормота», восседающего на «бегемоте».

Народная присказка гласила, что того, кто угадает в этих словах Александра III, отправят под арест. С приходом советской власти иронизировать над фигурой царя стало не просто безопасно, но даже модно.

Большевики сами с удовольствием упражнялись в этом.

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади Праздничное оформление площади Восстания к десятилетию Октября. (Wikimedia Commons)

В 1920 году из монумента сделали трибуну, с которой к горожанам обращались делегаты Второго конгресса Третьего интернационала. Самого Александра III спрятали за исполинской надписью: «Привет истинным вождям социальной революции».

Ещё более символичные декорации возвели к десятилетию Октябрьской революции в 1927 году.

Фигура Александра III тогда стала основой для праздничного оформления: самого императора поместили в железную клетку, а рядом с ней установили буквы СССР, а также скрещённый серп и молот.

Долгожданный переезд

Большевики на протяжении 20 лет измывались над императором-миротворцем, после чего мемориал решили всё-таки перенести во внутренний двор Русского музея.

Во время блокады Ленинграда, правда, о прежних перформансах забыли — памятник Александру III, как и все остальные, защищали от немецких бомбардировщиков с помощью специальных бревенчатых настилов.

Тем не менее уже после войны в СССР придумали ещё один способ использовать в своих целях постамент: из него вынули несколько больших каменных блоков и сделали из них бюсты Героев Советского Союза в Парке Победы.

Читайте также:  Музей-квартира куинджи в санкт-петербурге: как посетить

Открытие памятника Александру III на Знаменской площади Памятник Александру III во дворе Мраморного дворца. (Wikimedia Commons)

Только в 1994 году конную статую установили на то место, где она находится по сей день, — перед входом в Мраморный дворец, который стал филиалом Русского музея. И тут не обошлось без иронии, но уже антикоммунистической — раньше на этом месте, перед музеем Владимира Ленина, стоял легендарный броневик «Враг капитала».

Александр Третий со «звездой Давида», или «Лишняя хромосома» Владимира Мединского

В нашем царстве-государстве случился очередной эпичный фейл по старому доброму принципу «хотели как лучше, а получилось как всегда». 5 июня 2021 года в Гатчине под Санкт-Петербургом состоялась церемонии открытия памятника российскому императору Александру III.

Оказалось, что скульптор вместо 8-конечной звезды ордена Апостола Первозванного приделал императору неизвестный 6-конечный орден – то ли звезду американского шерифа, то ли «звезду Давида», что особенно саркастично, учитывая антисемитские настроения императора.

Cкульптор вместо 8-конечной звезды ордена Апостола Первозванного приделал императору неизвестный 6-конечный орден – то ли звезду американского шерифа, то ли «звезду Давида»,Cкульптор вместо 8-конечной звезды ордена Апостола Первозванного приделал императору неизвестный 6-конечный орден – то ли звезду американского шерифа, то ли «звезду Давида»,

Символично, что другой известный памятник «Державному основателю Великого Сибирского пути» — Александру Третьему также имел забавную судьбу. Его по заказу сына императора Николая Второго выполнил скульптор Паоло Трубецкой. Монумент был открыт в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга (современная площадь Восстания).

Открытие памятника «Державному основателю Великого Сибирского пути» — Александру Третьему в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга (современная площадь Восстания).Знаменская площадь с памятником «Державному основателю Великого Сибирского пути» — Александру Третьему. Открытие памятника «Державному основателю Великого Сибирского пути» — Александру Третьему в 1909 году на Знаменской площади Санкт-Петербурга (современная площадь Восстания).

Автор изобразил Александра Третьего в мешковатой одежде, грузно сидящим на тяжелом коне (при жизни он любил одеваться более чем просто и имел крупную фигуру).

Широкую известность получил стишок Демьяна Бедного про памятник: «На площади комод, На комоде – бегемот, На бегемоте – обормот, На обормоте – шапка, На шапке – крест, Кто угадает – того под арест».

Николай Второй даже хотел переместить памятник в Иркутск, «отправить его в ссылку в Сибирь, подальше от своих оскорблённых сыновьих глаз». В 1937 году монумент был убран во двор Русского музея, а сейчас находится во дворе его филиала – Мраморного дворца.

Макет памятника «Державному основателю Великого Сибирского пути» — Александру Третьему во дворце в Гатчине.Макет памятника «Державному основателю Великого Сибирского пути» — Александру Третьему во дворце в Гатчине.

В 2013 году Владимир Мединский, занимавший в то время пост министра культуры и запомнившийся своим заявлением о «лишней хромосоме» у народа России, предложил переместить памятник Александру Третьему на Конюшенную или Троицкую площадь или даже вернуть его на площадь Восстания. В Законодательном собрании Санкт-Петербурга это предложение было отвергнуто. Характерно, что современный памятник со «звездой Давида» был создан под эгидой Российского военно-исторического общества во главе все с тем же Мединским.

В бывшем императорском дворце в Гатчине открыта постоянная экспозиция «Личные комнаты семьи императора Александра Третьего».Александр Третий. Выставка Государственном историческом музее в Москве.Мария Федоровна (1847-1928), в девичестве датская принцесса Дагмара. Выставка Государственном историческом музее в Москве.В бывшем императорском дворце в Гатчине открыта постоянная экспозиция «Личные комнаты семьи императора Александра Третьего».

Вообще Александру Третьему уделяется сейчас повышенное внимание.

В бывшем императорском дворце в Гатчине открыта постоянная экспозиция «Личные комнаты семьи императора Александра Третьего», в Государственном историческом музее в Москве в конце 2020 года — начале 2021 года прошла выставка «Александр Третий – миротворец». Теперь вот памятник. И никакой круглой даты не отмечается. К чему все это? Да все к тому же…

В Государственном историческом музее в Москве в конце 2020 года — начале 2021 года прошла выставка «Александр Третий – миротворец». В Государственном историческом музее в Москве в конце 2020 года — начале 2021 года прошла выставка «Александр Третий – миротворец».

В последние годы в России обозначилась очень нехорошая тенденция (впрочем, далеко не одна) – к реабилитации монархического строя и самодержавия. Понятно, «откуда растут уши», — наш нынешний правитель не прочь реставрировать монархию с престолонаследием, сословным обществом, крепостными порядками и прочими приметами абсолютизма. Что же он хочет возродить?

В подписях на музейных стендах откровенно сквозит стремление к реабилитации монархического строя и самодержавия. Если все было так хорошо, откуда же брались недовольные террористы?В подписях на музейных стендах откровенно сквозит стремление к реабилитации монархического строя и самодержавия.

Император Александр Третий (1845-1894) запомнился современникам и потомкам тем, что в его правление Российская империя не вела ни одной крупной войны, также при нем началось строительство Восточной Сибирской магистрали.

В то же время евреев выселяли за черту оседлости и проводили политику насильственной русификации в Прибалтике, Финляндии и Польше. И, конечно, многие помнят его знаменитую фразу: — Европа подождет, пока русский царь удит рыбу.

Очень похоже на то, что общественное мнение тихонько готовят к реставрации монархии, причем даже не конституционной, а абсолютистской.Очень похоже на то, что общественное мнение тихонько готовят к реставрации монархии, причем даже не конституционной, а абсолютистской.

Александр Третий свернул начатые при его отце Александре Втором либеральные реформы по развитию парламентаризма и открыто восхищался фразой Бисмарка о необходимости упрочения абсолютистской (самодержавной) власти.

28 апреля 1881 года он подписал в Гатчине соответствующий манифест Победоносцева, после чего либеральный кабинет министров подал в отставку.

Монарх писал: «Я слишком убежден в безобразии представительного выборного начала, чтобы когда-либо допустить его в России в том виде, как оно существует во всей Европе». Тем не менее, при нем продолжались промышленный рост и крестьянская реформа.

https://www.youtube.com/watch?v=PS-HN1rSzs4

В правление Александр Третий активно строились железные дороги. Но строили-то их промышленники, инженеры и рабочие, а не лично государь.В правление Александр Третий активно строились железные дороги.

Но строили-то их промышленники, инженеры и рабочие, а не лично государь.

После того как в 1881 году Александр Второй был убит в результате теракта, Александр Третий перевез семью из Петербурга в Гатчину.

На этой «даче» монаршая семья стала жить по полгода (осенью, весной и частично зимой), поселившись в Арсенальном каре на антресольном этаже с низкими потолками, что странно при росте Александра Третьего около 1,9 м. Лето проводили традиционно у родственников в Дании.

Также очень активно переписывались с родственниками в Англии. (К вопросу нарочитой показной любви Александра Третьего ко всему русскому).

Александр Третий и Мария Федоровна (1847-1928), в девичестве датская принцесса Дагмара.Александр Третий и Мария Федоровна (1847-1928), в девичестве датская принцесса Дагмара.

Венценосная супруга Мария Федоровна (1847-1928), в девичестве датская принцесса Дагмара, называла местные комнаты пароходными каютами. Помещения отличались небольшими размерами и простотой отделки: например, стены затянули ситцем в цветочках.

Здесь помимо монаршей четы, жили их дети: великая княжна Ксения, великий князь Михаил и цесаревичи Георгий и Николай (будущий императора Николай Второй).

Кабинет Александра Третьего в Гатчине.Кабинет Александра Третьего в Гатчине.

Такая обстановка не только обеспечивала больший уют, но прежде всего внушала чувство безопасности.

Местное ФСО представляли лейб-гвардии Кирасирский полк, Терская и Кубанская сотни и Сводно-гвардейская рота. На 30 постах проверялись пропуска нового образца с фотокарточками.

Здесь император работал с документами, принимал доклады и проводил совещания.

Ничего не напоминает?

В 1887 году на императора было совершено неудачное покушение, в котором принимал участие брат Владимира Ленина – Александр Ульянов, впоследствии казненный в Шлиссельбурге. В те времена это было обычной практикой: неудачные покушения совершались на австрийского императора Франца-Иосифа, жена которого императрица Сисси также была убита, как и эрцгерцог Франц-Фердинанд.

«Закручивание гаек» при Александра Третьего привело к очередной волне красного террора. «Закручивание гаек» при Александра Третьего привело к очередной волне красного террора.

Читайте также:  Бесплатное посещение музеев в Петербурге

В последний раз Александр Третий побывал в Гатчине в 1894 году, после чего уехал в Петергоф, а затем в крымский дворец в Ливадии, где умер, возможно, от острой болезни почек – нефрита, развившегося после крушения императорского поезда в 1888 году по пути в Санкт-Петербург в 50 км от Харькова. Есть очень веские основания подозревать, что это был не несчастный случай, а очередное покушение. История учит, что ничему не учит: тот, кто пойдет по пути самодержцев прошлого, придет сам и приведет страну все туда же.

Открытие в париже моста Александра Третьего (1896-1900). Мост был возведен в ознаменование дружбы между россией и Францией и открыт в присутствии сына императора — Николая Второго.Мост Александра Третьего в наши дни. Его побратимом является построенный французами питерский Троицкий мост.Мост Александра Третьего в наши дни.Открытие в париже моста Александра Третьего (1896-1900). Мост был возведен в ознаменование дружбы между россией и Францией и открыт в присутствии сына императора — Николая Второго.

  • В заметке использованы иллюстрации из открытых источников и фото из личного архива автора.
  • Вид от Петропавловской крепости на Троицкий мост и не только.
  • Также на канале:
  • Хюгге по-императорски: как жили Романовы в Гатчине?
  • Как жили дворяне, бывшие родственниками императоров, но не входившие в императорскую семью?
  • Французская революция и пенсионная реформа — невыученные уроки
  • «Дневник моей матери», или Любовницы императора
  • Человек, из-за которого началась Первая мировая война
  • Неизвестное о Венеции. История про кота и императора

«Пил, играл на тромбоне, а Европа его боялась!» Каким царем был Александр III

Открытие нового памятника императору Александру III вызвало в социальных сетях споры по поводу его деятельности.

Как уже сообщали «Новые Известия» 5 июня Путин открыл в Гатчине памятник императору Александру III, изготовленный в честь 175-летия со дня его рождения. Именно в Гатчинском дворце в XIX веке располагалась резиденция царя.

Это, казалось бы, рядовое событие, сразу же вызвало скандальную реакцию в социальных сетях.

Создатель памятника — выпускник Санкт-Петербургской академии художеств имени И. Репина Владимир Бродарский изготовил его по эскизам известного русского скульптора Паоло Трубецкого.

При этом скульптор изваял на груди императора Орден Святого апостола Андрея Первозванного, сделав его не восьми, а шестилучевой звездой, то есть так называемой Звездой Давида.

При том, что Александр III, как известно, был ярым антисемитом… Эту ошибку Бродарский исправил, причем настолько оперативно, что популярный блогер Рустем Адагамов пошутил:

«Давно пора устанавливать памятники с откручивающимися головами. А пока — съёмные награды».

Звезду ордена на груди царя Александра III оперативно поменяли на восьмиконечную.

Правда, скульптор Бродарский, «потрясенный благодарностью президента», немножко соврал, написав, что «на макете было все верно».

Увы, маэстро, на макете и была шестиконечная звезда…»

Но гораздо интереснее другое – отношение к этому царю в современной России. К примеру, Путин на открытии памятника отметил, что тот является символом восстановления преемственности времён и поколений.

«Потому что идти вперёд, уверенно развиваться, достигать новых вершин можно только опираясь на уважение к своему прошлому, к своим выдающимся предкам, которые верно служили нашему народу и России…» А по поводу деятельности Александра III сказал:

«Он любил Россию. Жил ею, стремился сделать всё для её поступательного и уверенного развития, для защиты интересов и укрепления Российской державы в Европе и в мире. Современники по-разному относились к нему, к его деятельности.

Так было и так будет всегда, потому что оценить масштабы такой работы в режиме реального времени очень сложно, подчас невозможно.

Но сегодня мы точно можем сказать, что эпоха Александра Третьего даёт нам пример естественного, гармоничного сочетания масштабных технологических, промышленных, государственных преобразований и верности национальным традициям и культуре, своим самобытным истокам…»

И разумеется, эта позиция нашла поддержку в обществе. Так, телеведущий Феликс Разумовский написал в своем блоге:

«ЕСТЬ ЕЩЁ ПОРОХ… В Гатчине под Петербургом открыт памятник Императору Александру III. Событие замечательное во многих отношениях.

Во-первых, это зримый отказ от прогрессистского мирочувствия, повесившего на Александра Александровича ярлык контрреформатора и чуть ли не мракобеса. А во-вторых, это действительно прекрасная скульптура.

После многочисленных неудач в этой сфере (и даже провалов), после всех этих церетелиевских московских кумиров (и не только церетелиевских), — создан замечательный, полнокровный образ. Работа молодого петербургского скульптора Владимира Бродарского выше всяких похвал.

А ещё это событие немного оздоравливает общественную атмосферу, которую вконец испоганили несколько недавних «скульптурных» историй. Провокация с памятником на Лубянке и севастопольское недомыслие…»

Журналист Кирилл Шулика напомнил о весьма важной детали правления императора:

«Я вообще удивлен тем, как люди обсуждают памятник Александру III. Говорят, что плохой памятник. А, простите, сам царь с Победоносцевым и чертой оседлости хороший что ли был? Вот такой и был — тяжелый и неповоротливый, как скала. Но при этом ни одной войны не было при нем, что вообще для России уникально. Вот и стояла скала.

Берегла мир, но вместе с этим мракобесие и черту оседлости. Противоречивые российские правители. Но они цари все-таки, а не щелкоперы и прощелыги. Кто-то скала, кто-то что-то такое жалкое, падающее от ветра, кто-то царь-победитель.

Но некоторых же правителей невозможно вообще отлить в бронзе, а если кто нарисует, то только Шилов и Никас Сафронов…»

Впрочем, у оппонентов нашлись свои аргументы, причем чаще всего исторического характера.

Так в социальных сетях вспомнили слова самого Паоло Трубецкого по поводу другого своего знаменитого творения, посвященного тому же персонажу — конного памятника Александру III на Знаменской площади в Петербурге. Трубецкой так оценил собственное творение: «Не занимаюсь политикой. Я изобразил одно животное на другом…»

Недаром же про конного императора, появившегося в 1909 году сразу же родилась народная шутка-загадка:

А после Октябрьской революции на постаменте в 1919 году было выбито стихотворение Демьяна Бедного «Пугало».

«Мой сын и мой отец при жизни казнены,

А я пожал удел посмертного бесславья:

Торчу здесь пугалом чугунным для страны,

Навеки сбросившей ярмо самодержавья…»

Кстати, поэт и публицист Алексей Цветков напомнил об одном из пороков царя:

«Из «значимых свершений» Александра III. Когда врач запретил ему любимое пероральное, он прятался в беседке с любимым генералом и, доставая из-за голенища фляжку, приговаривал: «Голь на выдумки хитра». С акцентом, конечно…»

А оппозиционер Илья Яшин привел известное выражение самого Александра III:

«Конституция? Чтоб русский царь присягал каким-то скотам?»

«Ну и, конечно, важно сказать, что никакой «глыбой» Александр III не был. Предельно реакционный император, враждебно настроенный к обществу.

Что он оставил в истории? Манифест о незыблемости самодержавия. Циркуляр о кухаркиных детях. Воинствующий консерватизм Победоносцева.

Мрачные страницы истории, которые уж точно не должны быть ориентиром для будущего России…»

Но еще любопытнее сравнение двух российских императоров, сделанное в своих «Воспоминаниях» известным русским предпринимателем, отцом генерала Петра Врангеля, Николаем Егоровичем Врангелем:

«Ни в характере, ни во внешности между Александром III и его идолом Николаем I не было ничего общего. Николай Павлович был поразительно красивым и выглядел всегда царственно. Он в высшей степени обладал даром завораживать толпу.

Он обладал способностью очаровывать и очаровывал, когда ему это было нужно, всех, кого желал очаровать. Царствовать было, как он любил повторять, его занятие, и он исполнял его безукоризненно.

Все его намерения и поступки имели одну цель — быть властелином и выглядеть таковым.

Александр III также поражал своей внешностью, но совсем не царственностью осанки и красотой. Он поражал воображение своей громадностью. Чаровать он не умел и даже не пытался, да и не желал развить это необходимое для монарха качество.

Власть он воспринимал не как священную обязанность с вытекающей из нее ответственностью, но как данную ему лично привилегию, которая позволяла, не размышляя, следовать своим капризам. Тревожить свой покой он не любил, как и не любил вообще общаться с людьми.

Читайте также:  Музей Фаберже в Санкт-Петербурге – режим работы, стоимость билетов, контактная информация

Представительствовать, появляться на публике он находил неприятной обязанностью и заперся за десятью замками в Гатчине, подобно принцу в сказочном дворце.

Проводил жизнь с людьми праздными, играя на тромбоне, рубя дрова как деспот-принц в старые добрые времена, прерывая свое безделье только тогда, когда надо было отдавать приказания подчиненным, людям, которые жили при нем и так же, как и он, ничего не делали.

Несмотря на все это, потомки будут повторять, что Европа никогда так не боялась России, как при Александре III. Я добавлю к этому, что до него Европа никогда так не презирала Россию. Александра III боялись не так, как боятся разумной силы, представляющей угрозу, но как торгующий фарфором купец боится слона, заглянувшего в его лавку. Кто знает, а вдруг ему придет в голову наступить на фарфор.

Даже в самых консервативных кругах характер правления Александра III и его правительство поколебали уверенность в разумности и необходимости самодержавия.

Если уважение к самодержавию уже исчезло до революции (пусть в принципе многие все еще верили в него и продолжают верить), больше всех виноват в этом Александр III.

До него власть Царя, несмотря на все ошибки, Царем совершаемые, была окружена ореолом.

Есть люди, которые возбуждают к себе интерес сами по себе; есть люди, сами по себе интереса не заслуживающие, но вызывающие его благодаря своему положению. Покойный Александр III относился к последней категории людей.

Он был таким бесцветным, что, несмотря на интерес русских людей ко всему, связанному с царской властью, в нем не было даже предмета для шуток.

Даже приближенные его не могли, когда их спрашивали, рассказать о нем ничего интересного…»

Путешествие императора

Памятник Александру III — пожалуй, самый странный в Петербурге. Начать хотя бы с того, что трудно описать его местоположение. (Как мы обычно объясняем «Пушкин у Михайловского дворца» или «Ленин у Финляндского вокзала».

) Петербуржец, которому придется объяснять гостям города, о каком монументе идет речь, начнет так: «Ну это с бывшей Знаменской площади, которая теперь площадь Восстания, там, где перед вокзалом стела «Мечта импотента», а сейчас он стоит перед Мраморным дворцом, где раньше стоял броневик, хотя вообще-то он стоял во дворе Русского музея»,— запутается, махнет рукой, да и скажет: «На комоде бегемот»,— и всем сразу станет ясно. Действительно, этот интереснейший памятник запомнился главным образом в качестве карикатуры. Больше того, он и до наших дней дожил только благодаря этому.

Но начиналось все вполне серьезно. Сразу после скоропостижной смерти Александра III новый император озаботился увековечением памяти своего отца. В частности, решено было возвести памятник у Николаевского вокзала — именно отсюда начиналась Транссибирская железная дорога.

При жизни Александра III дорогу сумели довести лишь до Оби на западном участке и до Уссури на восточном, но и тогда было понятно, что Транссиб станет важнейшим объединяющим элементом огромной империи.

Образ отца — «крепкого хозяйственника» был очень важным для Николая II, который и сам стремился стать таким, записав себя при переписи населения 1897 года как «хозяин земли Русской». Покойный царь превращается в икону для консерваторов и сторонников русской идеи.

В 1899 году был объявлен конкурс на создание памятника. Неожиданно для всех его выиграл 33-летний толстовец, вегетарианец, нудист, протестант да еще и иностранный подданный, то есть человек со взглядами, диаметрально противоположными тем, что ожидались от автора патриотического монумента.

Паоло Трубецкой был олицетворением нового века — бастард, эстет, космополит, творческая личность без какого-либо образования. Его отца, князя Трубецкого, за внебрачную связь с американкой уволили с дипломатической службы и объявили персоной нон грата.

Не кто-нибудь, а лично Александр III подтвердил это, заявив, что «двоеженцев ему в России не нужно». Некоторые считают, что эта история повлияла на отношение скульптора к его работе и Трубецкой нарочно сделал шарж на царя. Но это вряд ли.

Пожалуй, мелкая месть была не в стиле Паоло, а в памятнике он выразил весьма оригинальный взгляд на свою историческую родину — огромную, неуклюжую, опасную, но не лишенную привлекательности. Или как минимум интересную.

Недаром главную поддержку русскому иностранцу оказала иностранная россиянка — вдовствующая императрица Мария Федоровна. Без нее статуя, которую многие члены императорской семьи сразу окрестили карикатурой, вряд ли была бы отлита.

Трубецкой, который совершенно случайно принял участие в конкурсе, работал как вол. За месяц с небольшим помимо эскизов он вылепил несколько образцов, включая полноразмерную (высотой больше 9 м!) глиняную модель. Для нее позировали собственный конь покойного императора и фельдфебель Пустов, подходящий ростом, фигурой и осанкой.

(После отставки Пустов служил швейцаром в Государственной думе, что тоже весьма символично — как известно, Александр III терпеть не мог саму идею парламентаризма.) Многочасовое позирование Пустов переносил стоически, чему немало способствовала плоская фляжка с водкой, которую он время от времени извлекал из голенища сапога.

Вместо условной хламиды, как у Медного всадника, или парадного мундира, как у Николая I, Трубецкой нарядил своего императора в мешковатую повседневную форму а-ля рюс.

Именно такую ввели в армии в царствование Александра III, и именно ее отменил Николай II, к великой радости всех гвардейских щеголей вернувшись к ампирным мундирам прадедовских времен.

Работа над памятником продолжалась долго, она включала и установку полномасштабной модели на Знаменской площади.

Трубецкой вносил изменения в проект под воздействием членов императорской фамилии и министра финансов Витте, главного лоббиста железнодорожного строительства и, соответственно, установки памятника.

В результате скульптора принудили отказаться от пьедестала в виде скалы, очевидно, напоминающего постамент под Медным всадником. Его заменили гранитным комодом, что впоследствии еще аукнулось.

Для лепки модели Трубецкому был построен специальный павильон на Невском проспекте. Но сам автор при изготовлении памятника не присутствовал: в 1906 году он уехал из России, чтобы вернуться в нее только через год после открытия памятника. Отливали и монтировали скульптуру без него.

Существует байка, что Трубецкого специально не пригласили на открытие, но, скорей всего, его отсутствие объясняется простым бюрократическим головотяпством: приглашение в Италию пришло слишком поздно. Так или иначе, памятник открыли 23 мая 1909 года со всеми подобающими церемониями, в высочайшем присутствии.

И сразу же стало понятно, как сильно изменилась страна за десять лет. В России, уже имеющей политические партии, зубастую прессу и вольнодумную художественную богему, портрет предпоследнего царя стал восприниматься как обобщенный образ темного прошлого.

В нем стали искать символизм, даже обкорнанный хвост тяжеловоза трактовали как намек на урезанную Конституцию.

Несчастный бронзовый монарх чудом избежал переплавки, как многие другие царские памятники в Петербурге. Сначала его, как двадцать тонн цветного металла, отвезли на жилкомхозовский склад на Лиговке. Музейщики бились за спасение скульптуры почти два года, и в конце концов Александра перевозят в Михайловский сад.

Там он, впрочем, не был установлен, а лежал на боку вплоть до самой войны. Что пригодилось во время блокады: в лежачем положении гигантскую композицию гораздо легче было укрыть искусственным холмом, на котором летом 1942 года даже посеяли овес. Один из немецких снарядов все же попал в царя, но не повредил его, лишь разметав землю.

Почти десять лет памятник так и торчал наполовину из грунта, представляя собой странное зрелище. Наконец, его подняли и переместили во внутренний двор Русского музея.

Он превратился в своеобразное привидение — никаких анонсов и табличек в музее не было, но посвященные в тайну знали окошко, через которое, отодвинув занавеску, можно было увидеть памятник.

И только в 1994 году Александра III перевозят на Миллионную улицу. Заняв место «ленинского» броневичка в курдонере Мраморного дворца, памятник наконец-то стал самим собой — просто произведением искусства начала XX века.

Константин Шолмов

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector