Особняк графа Н.П. Румянцева

Особняк графа Н.П. Румянцева

Английская наб., 44

Первый каменный дом на этом участке Английской набережной был построен в 1740-х годах для князя Михаила Васильевича Голицына. При правлении Анны Иоанновны князь М. В.

Голицын специальным указом был вызван из Москвы в Санкт-Петербург для строительства здесь своего особняка. Дом был построен согласно общему плану застройки набережной, разработанному Комиссией о Санкт-Петербургском строении.

Двухэтажное типовое здание мало выделялось среди всех окружающих его построек.

После смерти князя в 1749 году особняком владел его сын Александр, который в свою очередь детей не имел. Александр Михайлович Голицын скончался в 1774 году. Затем участком владели английские купцы Бель, Вар. Вообще, аренда особняков англичанами в этом районе не была редкостью. Поэтому набережная и стала называться Английской.

В 1802 году дом приобрёл граф Николай Петрович Румянцев, сын Петра Александровича Румянцева-Задунайского и Екатерины Михайловны Голицыной. Памятный обелиск «Румянцева победам», посвящённый отцу Николая Петровича, установлен в сквере на противоположном берегу Невы.

В 1808 году граф стал министром иностранных дел, одновременно оставаясь в должности министра коммерции. За заключение им Фридрихсгамского договора, по которому Российской Империи отошла Финляндия, он получил звание государственного канцлера. По этому поводу в доме Румянцева был устроен приём, описанным графом Жозефом де Меестром:

«Граф Николай Румянцев, всё ещё живущий на положении холостяка, 6-го сего месяца открыл свой канцлерский дом большим обедом для министров, высших чинов Империи и членов дипломатического корпуса; всех нас собралось пятьдесят персон.

Ничто не может превзойти великолепия сей трапезы, где выставлен был подаренный в Париже фарфор; на каждой тарелке изображён какой-нибудь античный персонаж по образцу камней Наполеоновского Музея.

Он получил целую библиотеку книг, великолепно напечатанных и роскошно переплетённых, но мы их не видели. Впрочем, я получил приглашение зайти как-нибудь утром полистать их. Скоро у него будет великолепный бал и ужин, на которые соберётся весь двор.

Знатоки полагают, что обед стоит 3 000 рублей; поскольку канцлер имеет 300 000 ренты и не женат, у него нет никакой надобности стеснять себя» [Цит. по: 1, с. 194, 195].

После ухода в отставку в 1814 году граф Румянцев целиком и полностью посвятил себя организациям научных исследований в области русской истории.

В его доме хранились богатые коллекции письменных памятников, монет, медалей, предметов декоративно-прикладного искусства.

Здесь была библиотека из 28 500 книг, куда входили труды русских учёных XVIII — начала XIX века, издания русских летописей, работы русских путешественников. Более 13 000 книг было на иностранных языках.

Особняк графа Н.П. Румянцева

Парадная лестница особняка Н. П. Румянцева

Хозяин особняка жил в парадных помещениях второго этажа. Здесь находились три больших зала с наборным паркетом, золотой лепниной на стенах и изразцовыми печами. Весь третий этаж был отдан под хранение коллекций.

Понимая ценность своей коллекции, Румянцев задумал отдать её в пользу государства вместе с особняком. Дом на набережной отдавался под музей. Жилые корпуса со стороны Галерной улицы должны были стать доходными домами, прибыль с которых шла бы на нужны музея.

В 1824 году для перестройки особняка под музей Румянцев пригласил молодого архитектора Василия Алексеевича Глинку. Зодчий сохранил пропорции и объём здания, но полностью изменил облик фасада. Особняк Румянцева был украшен двенадцатиколонным портиком.

В тимпане помещён барельеф работы скульптора И. П. Мартоса «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины». Размещённые рядом атрибуты наук и искусств символизировали увлечения хозяина дома.

За этот архитектурный проект Глинка был удостоен звания академика.

В 1826 году скончался Н. П. Румянцев. Его младшему брату Сергею Петровичу было поручено продолжить создание первого в России частного публичного музея. На фронтоне здания в 1831 году разместили надпись: «От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение».

Были перестроены внутренние помещения, приобретена специальная музейная мебель. В одном из залов была размещена галерея с портретами родственников Румянцева. В 1828 году С. П. Румянцев заказал портрет своего старшего брата английскому художнику Д. Доу, который в до время работал над портретами для Военной галереи 1812 года Зимнего дворца.

Портрет Н. П. Румянцева стал последней работой Доу в Санкт-Петербурге.

Открытие музея состоялось 28 мая 1831 года. Он был открыт для бесплатного посещения всеми желающими, без сословных ограничений. Здесь проводились публичные чтения, лекции, концерты. В 1830-1855 годах в особняке Румянцева размещалось Общество поощрения художеств.

Особняк графа Н.П. Румянцева

Музыкальный зал в особняка Н. П. Румянцева

Музей работал благодаря финансированию С. П. Румянцевым. После его смерти в 1838 году состояние здания и коллекций стало ухудшаться.

В 1845 году музей был передан в управление Императорской Публичной библиотеке, однако в целом ситуация не улучшилась. Прибыль доходных домов отдавалась не музею, а на нужды Публичной библиотеки.

Вместе с тем, особняк Румянцева стал требовать капитального ремонта.

Стали возникать предложения перевести музей Румянцева в Москву. Это аргументировалось тем, что в Санкт-Петербурге уже работало достаточно много просветительских учреждений (Публичная библиотека, Эрмитаж, Кунсткамера), а в Москве из таковых находился лишь Университет.

Переезд музея вызвал большой общественный резонанс. Негативной реакции общественности не помешало и решение не предавать дело о переезде огласке. Учёные Петербурга во главе с В. В. Стасовым написали письмо-протест со словами:

«Собрание Румянцева — одно из величайших достопримечательностей Петербурга, это нечто такое, чем наш город мог гордиться наравне с Эрмитажем со всем, что у нас есть самого великого, самого значительного, самого редкого и самого великолепного Нарушение прав Петербурга на один из его лучших исторических памятников было бы невозвратимою потерею для здешних исследователей русской истории и древности» [Цит. по: 1, с. 199].

Несмотря на возражения петербуржцев, музей в 1861 году переехал. С тех пор коллекции располагаются в доме Пашкова на Неглинке.

В 1863 году особняк приобрёл журналист и писатель Адальберт-Войтех Викентьевич Старчевский. Для переустройства общественного здания в жилое им был приглашён архитектор Антон Иоганнович Цим. Однако средств на соответствующие работы не хватило и здание было продано.

Далее особняк Румянцева менял своих владельцев, в 1882 году его приобрела жена герцога Лейхтенбергского Зинаида Дмитриевна Богарне.

После продажи Мариинского дворца в 1884 году герцог Лейхтенбергский и Зинаида Богарне поселились в доме на Английской набережной. Здесь же поселилась дочь герцога от первого брака Дарья.

В 1893 года она вышла замуж за князя Льва Михайловича Кочубея. Детство их детей Натальи и Евгения прошло в этом особняке, принадлежавшем им до 1916 года.

Для семьи Богарне особняк переустраивал архитектор Александр Александрович Степанов. Здание требовало срочного ремонта из-за деформации цокольного этажа. В результате нижняя часть дома была значительно усилена, здесь появился крытый каменный подъезд.

Две боковые двери были превращены в окна, а центральная дверь расширена. Для установки мраморной лестницы Степанов создал стене здания полукруглую форму, выдвинутую во двор.

Парадные помещения были оформлены в стиле историзма: Дубовый кабинет, Белый (Танцевальный) зал, Концертный зал.

В самом начале XX века особняк Румянцева перешёл к зятю герцога Лейхтенбергского — князю Льву Михайловичу Кочубею. От него дом перешёл сыну князя Евгению Львовичу.

В 1916 году особняк Румянцева был приобретён «Обществом товарных складов, страхования и транспортирования товаров». Был создан проект перестройки здания, который не был реализован из-за революционных событий. После 1917 года помещения особняка занимали офисы и коммунальные квартиры.

В 1938 году особняк Румянцева был передан Музею истории и развития Ленинграда, размещавшемуся тогда в Аничковом дворце. Для него здание было в значительной степени реконструировано. Музей в этом особняке был открыт только после Великой Отечественной войны в 1955 году. В 1953 году он стал называться Государственным музеем истории Ленинграда. Отделение этого музея работает здесь и сейчас.

В 2003 году проводилась реставрация парадных залов особняка. Им был возвращён облик, который они имели в 1880-х годах.

1 Соловьёва Т. А.: «Английская набережная». Издательство «Бельведер», 2004 — 336 стр.

Читайте также:  Аничков дворец в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Особняк Румянцева. Экскурсия по парадным залам

Особняк Румянцева — одно из самых примечательных зданий на Английской набережной в Петербурге. Построенный в 40-х годах XVIII века, он изначально принадлежал князьям Голицыным. В 1802 году его приобрел граф Николай Петрович Румянцев — выдающийся политик, дипломат и канцлер Российской империи.

Дамская гостиная (Будуар)Дамская гостиная (Будуар)В оформлении особняка смешано множество разных стилейВ оформлении особняка смешано множество разных стилей

Как добраться на метро

Ближе всего к особняку находится станция «Адмиралтейская» фиолетовой ветки метро. Путь пешком от неё займет около 25 минут. В плохую погоду можно доехать от метро до остановки «Площадь Труда» на автобусе или троллейбусе.

Стоимость посещения экскурсии — 300 рублей. Оплатить посещение лучше наличными, по словам сотрудников, терминал для банковских карт не всегда хорошо работает. Проводятся экскурсии по выходным дням, в 13:00.

Здесь часто проводятся временные выставки. Одна из них — «Ricordo di Roma (Память о Риме)»Здесь часто проводятся временные выставки. Одна из них — «Ricordo di Roma (Память о Риме)»Парадная лестница

Немного истории

За период нахождения на дипломатической службе Н. П. Румянцев собрал большую коллекцию различных исторических документов: рукописей, государственных актов и тому подобных документов.

После ухода в отставку в 1814 году Николай Петрович смог в полной мере реализовать свою страсть к изучению отечественной истории.

Ему удалось объединить в кружок множество талантливых ученых, благодаря труду которых удалось увеличить коллекцию и выпустить несколько научных книг.

С ростом коллекции Николай Петрович принимает решение о перестройке своего особняка и превращении его в музей. Перестройкой здания занимается талантливый архитектор В. А. Глинка. Благодаря ему особняк обзаводится 12-колонным портиком, а во фронтоне появляется горельеф «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины».

Парадные залы второго этажаПарадные залы второго этажаПарадная гостиная

К сожалению, сам Николай Петрович не доживает до открытия музея, его дело заканчивает младший брат, Сергей Петрович Румянцев. 28 мая 1831 года в особняке открывается первый в России частный музей, который просуществует до 1861 года, после чего коллекция будет передана в Москву.

С 1863 года владельцы особняка периодически менялись. Последними стали герцоги Лейхтенбергские, которые продали его в 1916 под складские помещения.

В 1918 здание было национализировано, а с 1938 года здесь располагался Музей истории Ленинграда.

Основные реставрационные работы парадных залов были завершены к 2003 году, при этом восстановление продолжается по сей день. Сейчас особняк Румянцева — филиал Музея истории Петербурга.

Самое большое в Петербурге цельное зеркалоСамое большое в Петербурге цельное зеркалоДубовая лестница

Экскурсия

Как и во многих других исторических зданиях, экскурсия начинается рядом с парадной лестницей.

Здесь нам рассказали немного истории о владельцах особняка, а самое главное — о смеси стилей, которые были использованы для оформления вестибюля и залов.

Сама лестница заслуживает отдельного внимания: кажется, что она висит в воздухе. На самом же деле, ступени очень сильно притёрты друг к другу и крепятся к несущей конструкции внутри стены.

Поднимаемся на второй этаж и проходим в парадную гостиную. В её отделке использовано большое количество лепнины и других элементов декора. Во времена Лейхтенбергских данное помещение было перестроено в угоду их страсти к роскоши и светскому образу жизни.

Большое внимание здесь уделено истории особняка и его владельцевБольшое внимание здесь уделено истории особняка и его владельцевБелый зал

Так, в помещении была снесена одна из стен и появились колонны. Удивительно, что сделаны они из дерева, а разукрашены под мрамор, так и не отличишь. Вызывает интерес и одна из стен: всю ее занимает огромное зеркало, 18 м2, установлено оно было в 1910 году и было самым большим цельным зеркалом Петербурга.

А мы идем в Белый зал. В основном он использовался для музыкальных вечеров и балов. Благодаря потолкам в 8,5 метра с кессонами акустика здесь просто великолепная. В зимний период в зале проходят временные выставки, а в теплое время его можно арендовать для собственного или корпоративного бала. Из огромных окон открывается вид во внутренний дворик, когда-то в нем была небольшая оранжерея.

Идем дальше и попадаем в помещения первого этажа, которые можно посетить только с экскурсией, так как они используются администрацией музея. Заходим в Мавританскую гостиную — ее расписной потолок в восточном стиле просто великолепен, удивительно, что он отлично сохранился.

Внутренний двор особнякаЭкспонаты выставки «Ricordo di Roma (Память о Риме)»Экспонаты выставки «Ricordo di Roma (Память о Риме)»

Проходим в Дубовый кабинет. Основным элементом отделки выступает дуб. Им декорированы стены и ложа. Дерево создает атмосферу уюта.

Особый интерес вызывают стены, кажется, что они покрыты медными панелями, хотя это кожа. Большая часть кожаной отделки — оригинал. В советское время стены просто затянули дерматином, под ним и сохранилась вся эта красота.

Сейчас в дубовом кабинете расположился конференц-зал музея.

Идем дальше и оказываемся в еще одном помещении с отделкой из дуба и кожи. Помимо неё внимание приковывают два дубовых буфета. Один — работы русских мастеров, другой — трофейный немецкий. На этом экскурсия заканчивается, а мы отправляемся самостоятельно изучать особняк. Как оказалось, здесь еще много интересного.

В интерьерах особняка использовано очень много дереваВ интерьерах особняка использовано очень много дереваДубовый кабинетЗдесь экскурсия завершаетсяЗдесь экскурсия завершается

В хорошую погоду после экскурсии вполне можно прогуляться по другим достопримечательностям Адмиралтейского района, например, подняться на колоннаду Исаакиевского собора.

Если кратко, в целом:

  • отличная экскурсия по залам, недоступным для общего посещения;
  • прекрасный вид на Английскую набережную и Васильевский остров;
  • в музее множество экспозиций, все их можно посетить после экскурсии.

  • Дворец Белосельских-Белозерских
  • Большой Меншиковский дворец
  • Юсуповский дворец. Княжеские покои
  • Мраморный дворец
  • Смольный собор в Санкт-Петербурге
  • Подписывайтесь на наш канал, ставьте ????, читайте блог о путешествиях. С нами интересно????

Особняк Румянцева: о владельцах, коллекции, упадке и возрождении

Строительство легендарного особняка в отрезке набережной между Крюковым и Ново-Адмиралтейским каналами началось в 1730–1740-х годах.

Оно не сопровождалось особыми проблемами, потому что тогда владельцами участка были князья Голицыны – представители одного из самых знатных и самых разветвлённых российских княжеских родов.

А именно – Михаил Михайлович Младший – генерал-адмирал Российского флота.

Следующим владельцем особняка стал его сын Александр Голицын – сенатор, помощник канцлера (в царской России канцлер – высший гражданский чин; первым канцлером был сподвижник Петра I граф Фёдор Головин, который собрал вообще все высшие чины России) и обер-камергер царского двора. Последний чин предписывал Голицыну руководить придворными кавалерами и представлять членам императорской фамилии тех, кто получил право на аудиенцию.

Богатый и состоятельный потомок известного рода первым решил перестроить особняк. За дело взялся француз Вален-Деламот, который приехал в Россию в 1759 году по протекции своего дяди – знаменитого зодчего Блонделя.

Именно Валлен-Деламот стал первым профессором архитектуры в Академии художеств, её вице-ректором, а также заложил в архитектуре города на Неве традиции классицизма, господствовавшего вплоть до середины 19 века.

В 1770-х годах особняк был перестроен. В период этой перестройки дом со стороны Английской набережной получил внешние архитектурные пропорции, которые сохранил до сегодняшнего дня: трёхэтажный особняк на одиннадцать осей. Вскоре после перестройки Александр Голицын дом продал, так как с концами переехал в Москву.

С 80-х годов 18 века владельцами дома были английские купцы: Фаркварсан, затем Фома Варра.

Старая открытка, вид на особняк и Английскую набережную. citywalls.ru

 

Новый хозяин

 

Свою историческую значимость и название особняк на Английской набережной получил из-за самого известного его владельца – Николая Румянцева – выдающегося государственного деятеля, канцлера Российской империи, просветителя и мецената.

За жизнь он побывал членом нескольких правительственных комиссий по экономическим вопросам, директором дворянского банка, директором водяных коммуникаций и экспедиций об устройстве в России дорог, министром коммерции, министром иностранных дел и ещё много кем.

Читайте также:  Жители и великие события Большой Морской

Румянцева называли «глаза и уши Екатерины II». Одна из заслуг графа – участие в заключении Фридрихсгамского мирного договора, который положил конец Русско-шведской (Финской) войне 1808–1809 годов. За столь важный пункт в биографии Румянцеву и присвоили чин государственного канцлера – первого должностного лица в гражданской иерархии Российской империи.

Потомки графа запомнили по его увлечению – любви коллекционировать. Находясь на дипломатической и государственной службе, Николай Петрович занимался собиранием памятников русской истории. Долгие годы, проведённые в Германии, приучили его к аккуратности и систематизации. Это позволило ему не только собрать огромную коллекцию, но и сделать её уникальной по качеству и подбору.

Кстати, Румянцев принадлежал к древнему российскому дворянскому роду. Его дед – Александр Румянцев – принимал активное участие в политической жизни России первых десятилетий 18 века. Затем фамилия Румянцевых была прославлена победами полководца Петра Румянцева-Задунайского. По стопам полководца пошли и его двое сыновей: Николай и Сергей Румянцевы.

Портрет Николая Румянцева. Художник: Джордж Доу. Источник: wikipedia.org

 

Дом-сокровищница

 

Купив особняк в 1802 году, Румянцев превратил его из скромного жилища частного человека и купца в парадный, во вкусе Наполеоновского времени, дом важного государственного человека, богача и аристократа, где бывал сам император.

Сначала перестраивали внутренние покои. Жил граф в трёх комнатах с окнами на Неву. Во всех остальных помещениях особняка находились его бесценные сокровища. В те времена скромный фасад здания, не отличающийся от соседних построек, был обманчив: внутри дом выглядел гораздо богаче.

В 1824 году Румянцев пригласил для работы над проектом перестройки особняка молодого, только что вернувшегося из пенсионерской поездки по Западной Европе архитектора Василия Глинку.

Перед архитектором стояла сложная задача: практически без изменений пропорций архитектурного объёма создать новый фасад, который бы сразу привлекал внимание. Глинке это удалось. Он закрыл здание мощным, сильно выдвинутым 12-колонным портиком, установленным на высокий цоколь.

Колонны портика с капителями коринфского ордера (верхняя часть) подчёркивали его монументальность. Похожее строение имеют колонны Пантеона.

pixabay.com

 

Дом украсил горельеф, созданный скульптором Иваном Мартосом, – «Аполлон-Мусагет на Парнасе в окружении девяти муз и матери их Мнемозины». По сторонам композиции – атрибуты наук и искусств.

Проект был по тем понятиям настолько хорош и талантливый, что Академия художеств дала за него Глинке звание академика.

В 1826 году Николай Румянцев скончался, оставив устное поручение младшему брату – Сергею Петровичу – предоставить дом на Английской набережной со всеми находящимися в нём артефактами под музей, «на благое просвещение».

Дубовый кабинет, стены которого обиты тиснеными кожаными обоями с позолотой. «Петербургомания»

 

Дамская гостиная (будуар). «Петербургомания»

 

Музей после Румянцева

 

Исполняя волю покойного брата, Сергей Голицын устраивает перепланировку дома под музей. Покупает новую мебель.

Для особо ценного помещения – Большого зала, где должна была располагаться минералогическая коллекция, – выполняются фигурные шкафы, столики, стулья из карельской берёзы и другие элементы декора.

Кстати, император повелел назвать музей Румянцевским, отдав должное не только собраниям Николая Румянцева, но и хлопотам, финансовым вложениям и пополнениям коллекций произведениями искусства его брата.

В 1831 году музей был открыт. И не просто музей, а первый в России частный публичный музей. Это стало важнейшим событием в научной и культурной жизни Петербурга, о чём написали все газеты.

В доме располагалась огромная библиотека, составленная из собраний русских и славянских рукописей, русских книг церковной и гражданской печати, иностранных изданий и карт. Весь Большой (Белый) зал занимал минералогический кабинет.

Музей хранил коллекции монет и медалей, собрание одежд и вещей островитян, привезённых из кругосветного путешествия капитаном Отто Коцебу. В особняке работали учёные-историки, лингвисты, археографы.

Здесь проводились не только научные изыскания, но и публичные лекции, чтения, концерты.

Парадная гостиная. spb-guide.ru

 

После смерти Сергея Румянцева в 1838 году начался упадок музея из-за нехватки денег. Даже государственные средства не помогли.

Поэтому в 1861 году, после заключения комиссии специалистов и архитекторов о крайне неудовлетворительном состоянии «домов Музеума», Румянцевский музей был переведён в Москву, в Пашков дом.

Позднее его коллекции легли в основу собрания Российской государственной библиотеки и Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина.

 

Каждый новый владелец – отдельная жизнь особняка

 

Затем опустевшим домом на Английской набережной владело множество почитаемых личностей: журналист и писатель Альберт Старчевский (при нём здание снова перестраивается в доходное, появляется третий этаж, производится капитальный ремонт внутри и снаружи особняка); купец Иоганн Шумахер, купивший здание за 250 тыс.

рублей; почётный потомственный гражданин Егор Дрябин, его вдова и сын; супруга Его императорского величества Евгения Романовского (при ней дом находился уже совсем в аварийном состоянии, укрепляется и перестраивается внутри и снаружи, становится богаче); дворяне Евгений Лейхтенбергский и Зинаида Богарне; Дарья Евгеньевна – представитель династии Романовых; князь Лев Кочубея.

Музыкальный зал. «Петербургомания»

 

Белый (танцевальный) зал. «Петербургомания»

 

В 1916 году особняк купило «Общество товарных складов, страхования и транспортирования товаров». В эти годы должна была начаться перестройка зданий на участке, но работы отменили из-за социально-политических перемен в стране.

В 1917 году недалеко от особняка крейсер «Аврора» произвёл свой самый известный холостой выстрел, который стал сигналом к началу штурма Зимнего дворца. В 1939 году по проекту архитектора Александра Гегелло в этом месте поставили памятник из кoвaнoгo гpaнитa. citywalls.ru

 

В 1918–1921 годах парадные залы со стороны набережной Красного флота (так называлась Английская набережная с 1918 года) пустовали. В помещениях с улицы Галерной располагались жилые квартиры.

С 1921 по 1938 год в здании располагались: Союз металлистов, Петропрофобр, центр социального страхования, Леноблкоопсоюз, облсобес, школа пионервожатых, промкомбинат предприятий инвалидов, лаборатория по семконтролю и карантину сельхозрастений и областное управление кинофикации.

С 1938 года в особняке начал размещаться музей истории и развития Ленинграда. Располагавшиеся здесь учреждения съезжали до 1946 года. Жильцы квартир были расселены лишь в начале 1990-х годов.

Особняк был не готов к окончательному переезду музея: требовался капитальный ремонт и масштабная реставрация, сотрудникам необходимо было исследовать здание и проложить экскурсионные маршруты, денег не хватало, а музейные фонды и имущество насчитывали более 100 тыс. единиц хранения.

В марте 1941 года исполком Ленсовета выделил дополнительные средства, обязав коллектив музея завершить работу к 25-й годовщине Октябрьской революции. Великая Отечественная война и блокада Ленинграда нарушили эти планы.

Война и реставрация

 

В июле-августе 1941 года коллекции были эвакуированы в город Сарапул в Удмуртии. Оставшиеся предметы хранились в залах музея и в Исаакиевском соборе. В особняке разместился стационар для музейных работников.

Весь период блокады здание охранялось специальными службами. Были укреплены дверные и оконные проёмы, а доступ в здание со стороны набережной и дворовых флигелей закрыли.

Каждый работник имел инструкцию на случай воздушной тревоги и обстрелов.

Вскрытие ящиков с оставшимися музейными предметами в залах особняка и систематический контроль за их состоянием предотвратили утрату и порчу коллекций. 

В сентябре 1945 года сотрудники музея и всё его имущество вернулись в город на Неве. Начался период оценивания коллекций, инвентаризации и систематизации. Но Ленинградское дело вновь приостановило музеефикацию особняка.

В целях дискредитации Ленинграда и нивелировки его истории музей получил название «Музей архитектуры Ленинграда».

Первая послевоенная экспозиция, открытая в 1946 году, называлась «Строительство и городское хозяйство Петрограда-Ленинграда».

В апреле 1953 года, через месяц после смерти Иосифа Сталина, музею возвратили историко-краеведческий профиль. Он стал именоваться Государственным музеем истории Ленинграда. С этого времени началось активное развитие всех направлений музейной деятельности.

citywalls.ru

 

К 300-летию города на Неве была закончена реставрация исторических интерьеров особняка. На фасаде восстановлена надпись «От государственного канцлера Румянцева на благое просвещение».

Читайте также:  Фото дворца Меншикова (16 фото)

Сейчас особняк Румянцева – филиал Государственного музея истории Санкт-Петербурга.

wikipedia.org

 

Настоящее музея: истории, живопись, фотографии, лекции

 

В музее проводятся различные выставки и экскурсии. Например, экспозиции по истории города первой половины 19 века предваряет выставка «Особняк Румянцева. История дома и его владельцев», где можно понять цепочку событий со времён основания дома до возвращения ему статуса музея.

Экскурсия «НЭП. Образ города и человека» рассказывает об одном из ярких и интересных периодов в истории города 20  века – новой экономической политике. Посетители могут погрузится в атмосферу того времени, услышать популярные мелодии, ощутить повседневную жизнь города 1920-х годов.

Можно посетить экспозицию, открытую в 1964 году в канун 20-летия полного разгрома фашистских войск под Ленинградом, и узнать о том, что пережил город в военное время.

Если вам хочется чего-то более интерактивного – сходите на экскурсию-квест «Увлекательное путешествие вокруг света с капитаном Коцебу». Это увлекательное и захватывающее приключение, полное тайн.

В уютном внутреннем дворе особняка возможно проведение деловых мероприятий, вечерних туристических программ. 

Официальный сайт

Instagram / @andrei_mikhailov

 

Самый разнообразный музей Петербурга

  • Как волонтёры отмывали самый «чумазый» экспонат музея.
  • Когда мы в 2016 году посещали замок Морицбург, почти все исторические комнаты были закрыты на реставрацию, а в главном зале проходила выставка…
  • Продолжаем гулять по Морицбургу, осматривая красоты дворцового парка. ( Читать дальше на моём Дзен-канале)

Page 2

«Вуппертальская» подвесная дорога в ДрезденеdeletantJanuary 21st, 2021В прошлый раз я показывал Дрезденский фуникулёр, расположенный в районе Лошвиц. Однако, совсем рядом с ним есть вторая транспортная система, гораздо более интересная и необычная. Это подвесная дорога, устроенная по принципу монорельса. Самое интересное, что по конструкции она аналогична знаменитой Вуппертальской подвесной дороге.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Дрезденский фуникулёрdeletantJanuary 14th, 2021В одном из окраинных районов Дрездена ‒ Лошвице, склон берега Эльбы такой крутой, что там было построено сразу два фуникулёра: классический рельсовый и подвесной монорельс. Сегодня рассказ о первом из них.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Три замка над ЭльбойdeletantJanuary 12th, 2021Эльбские замки — это три роскошные виллы, расположенные на высоком правом берегу Эльбы в Дрездене в районе Лошвиц, примерно в трёх километрах от центра города.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Прогулка по узкоколейному паровозному депоdeletantDecember 24th, 2020Большое депо узкоколейной железной дороги Lößnitzgrundbahn на станции Радебойль-Восточный, где можно увидеть редчайшую технику.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Поездка под настоящим паровозом по узкоколейной железной дорогеdeletantDecember 17th, 2020В 2016 году мне удалось совершить поездку по узкоколейной линии Радебойль ‒ Радебург на оригинальном музейном поезде под старинным паровозом.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Как немцам удалось сохранить уникальную узкоколейную железную дорогуdeletantDecember 10th, 2020Этот рассказ посвящён истории уникальной узкоколейки, проложенной в конце XIX века от станции Радебойль-Восточный до городка Радебург в районе Мейсен. Самая главная прелесть этой дороги ‒ что на ней для перевозки пассажиров до сих пор эксплуатируется оригинальный подвижной состав.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Красоты парка МорицбургdeletantNovember 26th, 2020
Как погулять по ВПП действующего аэропортаdeletantOctober 23rd, 2020Аэропорт Гибралтара ‒ уникальный. Шоссе, связывающее город с Испанией, пересекает его взлётно-посадочную полосу.Наблюдаем за взлётом самолёта и пешком пересекаем ВПП сначала в одну, а потом в обратную сторону.
Подъём на БастайdeletantOctober 22nd, 2020Бастай — формация из песчаных скал со смотровой площадкой на правом берегу реки Эльба.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Курорт РатенdeletantOctober 15th, 2020Райский уголок в Восточной Германии. Это крошечная деревушка, в которой находится вход в знаменитый скальный парк Бастай.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Сетениль-де-лас-БодегасdeletantOctober 9th, 2020Удивительный городок в Андалусии, где домишки ютятся под нависающими скалами. Снято в начале пандемии, когда в городе всё было закрыто и мы были единственными туристами.
Как военные самолёты оказались в гражданском музее?deletantAugust 13th, 2020Экспозиция Головного музея истории Гражданской авиации настолько широка и многогранна, что в ней даже нашлось место нескольким военным самолётам.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Стены неприступной крепости саксонских курфюрстовdeletantAugust 7th, 2020Этим постом я заканчиваю свой длинный рассказ о крепости Кёнигштайн неподалёку от Дрездена. Пройдём всю стену крепости против часовой стрелки.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Музей крепости КёнигштайнdeletantJuly 31st, 2020Постоянная выставка об истории крепости носит название In Lapide Regis – На камне короля, и занимает 1200 кв.м. в Доме ворот и в Обстрельном проходе, на двух этажах над входом в крепость.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Куда исчезли макеты самолётов из Центрального аэровокзала в Москве?deletantJuly 30th, 2020Наверное, все, кому посчастливилось побывать на Центральном аэровокзале в Москве, запомнили многочисленные модели самолётов, выставленные там. Вокзал давно ликвидирован, в 2017 году даже здание снесли. А какова судьба моделей? Отправились ли они на помойку или же уцелели где-нибудь?

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Как выглядит абсолютно неприступная крепостьdeletantJuly 12th, 2020С выбранным мной заголовком можно поспорить, но факт остаётся фактом ‒ Саксонская крепость Кёнигштайн ни разу не была взята неприятелем. Всего один человек за всю 400-летнюю историю замка смог пробраться внутрь незамеченным.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Сердца китов, акул и дельфинов воздушного океанаdeletantJuly 9th, 2020В ульяновском музее истории Гражданской авиации кроме самолётов и вертолётов имеется небольшая коллекция авиационных двигателей.Внешне неказистая экспозиция не очень впечатляет, пока я не перечислю, каким самолётам принадлежали эти моторы: Ил-76, Ил-62, Як-42, Ту-154, Ил-86, Ту-22М, Ан-22, Ил-18, И-15, Л-410, Л-29.Обычным посетителям подойти к двигателям нельзя, но мы пройдём и всё рассмотрим.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

«Камень короля» ‒ уникальная крепость, занимающая целую горуdeletantJune 27th, 2020Это единственный в своем роде свидетель европейского фортификационного искусства. История крепости началась почти 800 лет назад, и постепенно на ее территории возник впечатляющий комплекс строений в стиле поздней готики, барокко, ренессанса и крепостной архитектуры XIX века.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Настоящая советская классикаdeletantJune 19th, 2020Ульяновский музей гражданской авиации располагает замечательной коллекцией не только самолётов, но и вертолётов. Пять вертолётов классической одновинтовой схемы, разработанные в КБ М.Л. Миля, компактно собраны на одной площадке.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Зачем немцы по выходным штурмуют неприступную крепость?deletantJune 14th, 2020Летом по субботам и воскресеньям тысячи жителей Германии едут в маленький городок Кёнигштайн, чтобы взобраться на высокую гору, где стоит знаменитая крепость саксонских курфюрстов ‒ «Камень короля». Но не богатая история места привлекает сюда столько людей.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Первые самолёты всех советских лётчиковdeletantJune 12th, 2020Обзор самолётов учебной и малой авиации, представленным в ульяновском музее истории Гражданской авиации. От первого пассажирского АК-1 до находящегося в производстве Як-18Т.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

В России почти сгинул целый класс авиацииdeletantJune 4th, 2020Местные воздушные линии связывают областные центры между собой, а также с районными центрами и отдалёнными посёлками в радиусе до 500-1000 км. Сегодня российская авиация местных линий почти сошла на нет в пользу наземного транспорта. Лучше всего сеть сохранилась в Сибири и на Дальнем Востоке, где у авиационного сообщения гораздо меньше альтернатив.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Колодец глубиной 152 метра! Как он выглядит?deletantMay 30th, 2020Колодец в крепости Кёнигштайн глубиной 152 метра является самым глубоким в Саксонии и вторым в Германии. Почитайте, как рыли этот колодец по заданию Августа Сильного, как в разное время поднимали воду, в каком состоянии это уникальное сооружение сейчас.

(Читать дальше на моём Дзен-канале)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector