Главный архитектор Калуги Алексей Комов дал «Калужским новостям» большое интервью, первая часть которого была уже опубликована.
Во второй части интервью мы немного отошли от «космической» темы и обсудили другие, не менее важные и интересные вопросы, касающиеся нашего города.
Мы благодарны Алексею Олеговичу за эту интересную беседу и поздравляем его с днем рождения, который он отметит 28 апреля. Желаем успехов на профессиональном поприще!
Публикуем вторую (и последнюю) часть интервью.
О создании единой системы в оформлении города
— Методика оформления города в целом к большим событиям, возникла, когда разрабатывалась система оформления Новогодней столицы?
— Не совсем. Первым мероприятием было празднование 75-летия Победы в прошлом году, которое, к сожалению, пришлось на разгар пандемии. Тогда была проведена громадная работа. От новых скверов и памятников до собственного городского стиля.
А вот уже в августе мы презентовали брендбук Новогодней столицы. Там был первый лист, где цепочка мероприятий, которые должны произойти в юбилейный год и представляли собой ступени большой ракеты. Год начался с Новогодней столицы. Главным символом была «Снежинка со спутником» и написание «Калуга 20XXI».
Далее в апреле – 60 лет первому полету человека в космос. Потом нас ждëт уже летом – 650-летие.
Понятное дело что снежинка – это зимняя тема, эта «ступень ракеты» уже история, но написание «Калуга 20XXI» у нас сохраняется, и оно органично вошло как в «космическую» тему, так из неë она идет и дальше, к 650-летию города.
Алексей Комов
Уже в космическом брендбуке у нас появились панно с городскими достопримечательностями, связанными с космосом. А на юбилей города мы готовим расширенную палитру городской идентичности.
Алексей Комов
Будет и «калужская перевить», которая использовалась в прошлом году на День города, если помните, но уже в виде оригинальных подложек и многое -многое другое.
Дизайн-код в Калуге
— Давайте поговорим о такой теме как дизайн-код в городе. Разговоры о том, чтобы сделать облик города более однородным, идут давно. Сейчас в этом направлении что-то у нас движется?
— В ближайшее время будет, наконец, принята актуализация правил благоустройства. Дело в том, что помимо графических приложений и дизайн-кода там много юридических тонкостей. Особенно это касается городских фасадов.
Это очень масштабная и кропотливая, на самом деле, работа. Мы в плотном взаимодействии со всеми структурными подразделениями, в том числе и региональными, такими, как фонд капитального ремонта.
И это начинает работать на улицах города. Можно увидеть на некоторых домах, например, по Кирова, где провели капитальный ремонт и показательно сделали вместе с коммерсантами «правильные вывески». И это не единичные случаи.
С прошлого года мы также начали внедрять единый дизайн в том числе и для сезонных киосков в исторической части. Очень много разработок в этой области. Часть из них была реализована в центральных скверах в прошлом году.
Алексей Комов
Многие спрашивают, почему у нас всë не сделают за один день, например, как в Москве, устроили «Ночь длинных ковшей», когда все незаконные шалманы разом снесли. Надо понимать, что, во-первых, Москва – это город федерального значения, государство в государстве.
Во-вторых, все пережили пандемию и еë ограничения, где совсем нелегко пришлось именно малому бизнесу.
Но всë же давайте будем объективны. Те, кто ведет бизнес, издавна пользуясь городским обликом, зарабатывают на нëм себе на хлеб с маслом. Поэтому, если так – соблюдай правила. Если ты их не соблюдаешь – плати штрафы, которые должны быть гораздо больше.
Есть коммерсанты, которые добросовестно соблюдают закон, меняют вывески, активно участвуют в улучшении города, но есть и другие, которым всë до лампочки, они заявляют: «Я под этим коробом пятнадцать лет денежку зарабатываю. Мне проще штрафом отбиться».
Неприлично и аморально в своëм родном городе торговать под уродливой вывеской, которая вне закона и вне здравого смысла. Это такой же вандализм, отсутствие культуры и безответственность, как сломанные лавки и урны, только гораздо хуже. Вот где должно быть народное порицание!
Планы на будущее
— Какое будущее ждет обновленную территорию возле музея? Будет ли там что – то, что еще удивит жителей города?
— На территории Государственного музея истории космонавтики запланированы фестивали, активности, открытие разных объектов, в том числе, монументальных. Как например, памятная стела, посвященная стыковке «Союз-Апполон», юбилей которой прошëл в прошлом карантинном году.
То есть, новое пространство вокруг ГМИК это как некий музеон, который будет наполняться арт-объетами и экспонатами. И на мой взгляд, это здорово, потому что таким образом будет увеличен не только поток туристов, но и будет вестись активная просветительская жизнь.
Территория должна генерировать события, территория должна постоянно пульсировать под знаком культуры, искореняя агрессивное невежество.
О роли Сергея Павловича Королёва в истории калужского музея космонавтики
— История нашего музея связана не только с именами великих Циолковского и Гагарина. Генеральную роль в его рождении сыграл именно Сергей Павлович Королев. В 1957 году на торжественном мероприятии, посвященном 100-летию Циолковского, он выдвинул идею расширения площадей дома-музея и создания нового большого «Дворца космоса».
Это же потрясающая история! Калуга – это город инженеров. Единственный в стране филиал Бауманского университета. Новый строящийся кампус. Уникальные предприятия.
Можно и нужно опираться на личность великого конструктора Королёва. Недаром мы его цитату поместили на стенд при входе на обновленную территорию музея.
О гранях Калуги с архитектурной точки зрения
— Хорошо, «Калуга космическая» у нас уже есть. Однако, хочется узнать, будет ли у нас в оформлении, скажем, «Калуга купеческая»? Это же тоже интересная грань нашего города.
— Для меня, как для архитектора, нет такого понятия «Калуга купеческая», есть «Калуга классическая». Это связано с архитектурной традицией 18 века, откуда у нас и регулярный генплан и пошла вся историческая застройка.
Когда мы говорим про «Калугу классическую» — мы говорим о той Калуге, которая появилась на свет, как результат екатерининских реформ и грандиозного проекта при генерал-губернаторе Кречетникове и под руководством великого русского зодчего Петра Романовича Никитина. Мы не знаем, какой Калуга была до этого. А то, что получилось – это, по сути, такой же модернизм, только 18 века, который сделал русский город по-европейски столичным и с имперским лоском на то время.
В прошлом году на международном, главном нашем архитектурном фестивале «Зодчество» в Москве мы представляли нашу Калугу. Я туда привез деревянную инсталляцию, куда поместил пять составляющих калужской идентичности.
Это «Калуга героическая», «Калуга классическая», «Калуга народная», «Калуга космическая» и «Калуга природная». Это все – составляющие образа Калуги. Поэтому нельзя выпячивать только что-то одно – тут же проваливается все остальное.
Важно видеть как единое целое, так и чувствовать взаимосвязь и логику всех элементов.
Алексей Комов
— Какого оформления нам стоит ждать к юбилею города?
— Это будет красочное единство тех пяти направлений, что я озвучил выше. Причем, все направления будут на равных правах. Мы уже отрисовали «юбилейный брендбук» со всеми элементами, идет активная подготовка к большому событию.
При этом, не нужно стесняться говорить о том, что Калуга – это круто. Об этом нужно громче говорить самим калужанам. Понятное дело, что любой негатив – ты получаешься на первых ролях, это всегда выпукло, остро, хайпово, а позитив у нас как будто бы считается чем-то постыдным. На самом деле, если мы хотим развиваться, мы должны научиться нормальной культуре коммуникации.
По сути, все начинается с того, что приехал пытливый турист, посмотреть музей космонавтики, и заинтересовался самим городом – регулярным планом, историей, уникальными постройками посмотрел и рассказал об этом другим.
И так у нас станет больше интересных и полезных гостей, которые, уезжая, непременно захотят вернуться. Крайне не просто во многих наших городах, но надо уметь себя представлять, а не только смотреть «кино в окно».
О критике в соцсетях
— Вы активно проявляете себя в соцсетях, и мы видим, что помимо каких-то положительных отзывов, существует еще и доля критики. Как вы к этому относитесь?
— Смотрите, мои страницы в соцсетях были активны всегда, ещë задолго, как я стал главным архитектором Калуги, ведь я еще и член Президиума Союза архитекторов России, общероссийский общественный деятель. Поэтому через меня множество людей видят, как в Калуге интересно, что в Калуге – круто. Я посол Калуги в самом широком смысле.
И поверьте, мало кому есть дело до того, что происходит в локальных соцсетях или тех же ТГ-каналах, где бурлят фейки, домыслы и прочая постправда.
— Тем не менее, как именно вы реагируете на критику, ведь она порой бывает?
— На моей странице такой жесткий порядок, я его установил уже очень давно. Хамский комментарий, не относящийся к смыслу поста, удаляется – это первое предупреждение. Если такое повторяется снова – человек просто уходит в бан. Считайте, это такое принуждение к культуре и «борьба с вандализмом» в сети.
Я не в том возрасте и не в том статусе, чтобы тратить нервы на тех, кто изначально не способен ни к какому диалогу, в принципе. Мне важно выявлять и беседовать с теми, кто действительно готов к разговору, способен точно приводить факты, грамотно обосновывать свою точку зрения, реально и ответственно предлагать проекты и решения для нашего города.
При этом, я могу сказать, что их много, профессиональных калужан, которые продуктивно помогают родной Калуге. Для меня была ошеломительной история с Новогодней столицей. У нас были невероятно ограниченные ресурсы.
Когда Нижний Новгород принимал у нас снежинку, они думали, что наш бюджет был раза в три больше и узнав реальность, недоумевали, как можно было в таких условиях всë организовать и провести на высоком уровне. Секрет был прост – включился ответственный бизнес, горожане-патриоты города на деле.
Например, «ярмарка с тарелкой», которая была на Ленина – она была на частные деньги. Не из-под палки, не ради того, чтобы отбить затраты и тем более наварить. Люди сами хотели сделать себе и городу красиво и круто, и получилось потрясающе!
О культурных следах.
— Поговорим немного о объектах, которые остаются с каких-либо событий. Что с ним происходит после того, как они «сыграют свою роль»?
— Некоторые объекты мы стараемся использовать повторно, как, например, ту же летающую тарелку от инновационного предприятия Pandora, которая на Новый год стояла возле здания Горуправы на ярмарке «1371». Калужане говорили, что ее место – возле музея космонавтики. Прислушались – сейчас она там и находится.
Алексей Комов
Стараемся от каждого события использовать память, оставлять культурный след.
Ведь сейчас мир – цифровой. А что будет, если все данные возьмут и сгорят, сотрутся, пропадут? Ничего не останется? Память должна быть материальной, чтоб в любой момент, по этим реальным объектам мы могли погружаться в прошлые события и помнить о том, что было.
К примеру, «панно с гусаром» на Пушкина. Сколько было «сломано копий» — не сосчитать, а оно было нами воссоздано и радует горожан и гостей областной столицы.
Алексей Комов
Или вот надпись «Храните деньги в сберегательной кассе». Она сейчас в процессе, но надо ещё чуть подождать. Все буквы были оцифрованы, очерчены и сделаны из новых композитных материалов. К юбилею мы получим обновленный исторический шрифтовой объект, как раз рядом с новейшим Дворцом спорта.
- Алексей Комов
- Пожелание калужанам
— Завершим нашу беседу на позитивной ноте. Что бы вы пожелали нашим читателям и городу в целом?
— Я очень люблю Калугу. Калуга для меня любимый город. В ней больше родной Москвы моего детства, чем в самой Москве сейчас. Пожелать я хочу главное – любви. Любви к себе. Это отнюдь не эгоизм. Возлюби ближнего, как самого себя — библейская истина. Как мы можем требовать внимания других, если сами порой себя не уважаем.
Калуга – не просто город, а уникальный мир. Калуга влюбляет в себя. Она была, есть и будет.
Здесь жили и живут, творили и творят удивительные талантливые люди, и хочется, чтоб их было как можно больше!
Trojden | Санкт-Петербург — вторая столица России: Алексеев А. И. — 9 класс
Почему Санкт-Петербург называют второй столицей. В чем особенность облика Санкт-Петербурга. Почему петербургские музеи богаче московских, а Петергоф лучше Версаля.
Почему Санкт-Петербург называют второй столицей?
С момента переноса Петром I столицы России из Москвы в 1712 г. и до эвакуации советского правительства в Москву в 1918 г. Санкт-Петербург был средоточием всей политической жизни страны, ее основным культурным центром, действительно «окном в Европу».
Это был центр восприятия всех нововведений, развития передовых отраслей хозяйства и передовых (для России) технологий. Санкт-Петербург периода Российской империи — это «западноевропейский город» и по составу населения. Кроме русских, здесь жили немцы, финны, евреи, поляки и многие другие.
В новую столицу с самого начала были приглашены иностранцы на царскую службу, а также иностранные архитекторы (французы и итальянцы), ученые, ремесленники (в большинстве — немцы).
Быстрое возникновение Санкт-Петербурга «на пустом месте» и его величественный облик поражали воображение. Вот как описывает А. С. Пушкин Санкт-Петербург начала XIX в.:
…Прошло сто лет, и юный град,
- Полнощных стран краса и диво,
- Из тьмы лесов, из топи блат
- Вознесся пышно, горделиво;
- Где прежде финский рыболов,
- Печальный пасынок природы,
- Один у низких берегов
- Бросал в неведомые воды
- Свой ветхий невод, ныне там
- По оживленным берегам
- Громады стройные теснятся
- Дворцов и башен; корабли
- Толпой со всех концов земли
- К богатым пристаням стремятся;
- В гранит оделася Нева;
- Мосты повисли над водами;
- Темно-зелеными садами
- Ее покрылись острова,
- И перед младшею столицей
- Померкла старая Москва,
- Как перед новою царицей
- Порфироносная вдова.
Стрелка Васильевского острова
Потенциал города оказался настолько велик, что до сих пор, 90 лет спустя после возвращения столицы в Москву, Санкт-Петербург резко выделяется среди остальных крупных городов России. По всем параметрам, кроме, конечно, внешнего облика, он близок к Москве. Вспомните иерархическую типологию городов России из курса 8 класса.
По ней Санкт-Петербург занимает место между Москвой и неформальными центрами крупных районов России (такими, как Новосибирск, Ростов, Воронеж и др.). По сравнению с Москвой в Санкт-Петербурге отсутствуют только властные функции (все виды власти — исполнительной, законодательной и судебной — находятся в Москве).
Правда, Конституционный суд переехал в Санкт-Петербург.
В имперском столичном прошлом Санкт-Петербурга Москва тоже оставалась «второй столицей». Положение Санкт-Петербурга в крайнем северо-западном «углу» России затрудняло связи Северной Пальмиры с остальной частью страны. Поэтому Москва, находящаяся в центре русских земель и остающаяся «сердцем» России, продолжала выполнять функции торгового, транспортного и культурного центра империи.
• САНКТ-ПЕТЕРБУРГ СТРОИЛСЯ КАК СТОЛИЦА, ДВА ВЕКА ИСПОЛНЯЛ СТОЛИЧНЫЕ ФУНКЦИИ И ВСЕГДА НАРАВНЕ С МОСКВОЙ СОХРАНЯЛ ПОЗИЦИИ ЛИДЕРА.
В чем особенность облика Санкт-Петебурга?
Облик Санкт-Петербурга резко отличается от облика других крупных российских городов. В XIX — начале XX в. путешественники обычно говорили, что Санкт-Петербург вполне европейский город, а Москва — явно азиатский. В отличие от Москвы, которая росла естественно, как дерево, наращивая век за веком свои «годовые кольца», Санкт-Петербург с момента возникновения развивался по строгому плану.
Летний сад
В XVIII в. Санкт-Петербург стал одним из величайших шедевров градостроительства с характерной для стиля барокко любовью к далеким перспективам и грандиозным, геометрически определенным пространствам.
Строители этого удивительного города обладали умом математика и душой поэта. И иначе было не построить сложные и красивые регулярные структуры, сложившиеся в гармоничное целое. Центральная часть города, созданная в XVIII—XIX вв.
, поражает своей целостностью, единством своего облика.
Исаакиевский собор
Планировочным центром города является Адмиралтейство, а планировочной осью — река Нева. От здания Адмиралтейства с его знаменитым золоченым шпилем лучами расходятся три главные улицы (оси) города, в том числе знаменитый Невский проспект («Большая першпектива»), многократно описанный в русской литературе.
На левом берегу Невы, кроме Адмиралтейства, находятся Зимний дворец и Эрмитаж, Летний сад, Исаакиевский собор, памятник Петру I. На этом бессмертном творении скульптора Монферрана, воспетом Пушкиным как «Медный всадник», — короткая и емкая надпись: «Петру I — Екатерина II».
На правом берегу — Петропавловская крепость и университет, а на стрелке Васильевского острова — знаменитое здание бывшей Торговой биржи.
Между 43 островами дельты Невы — многочисленные рукава, протоки, каналы. Не меньше, чем Невский проспект, известны Фонтанка с ее Аничковым мостом, Мойка, Большая и Малая Канавки.
• ОСОБЫЙ ОБЛИК САНКТ-ПЕТЕРБУРГА — РЕЗУЛЬТАТ ЗАРАНЕЕ РАЗРАБОТАННОЙ ПЛАНИРОВКИ И АРХИТЕКТУРЫ С ПРИВЛЕЧЕНИЕМ ЛУЧШИХ МИРОВЫХ ЗОДЧИХ И ОГРОМНЫХ РЕСУРСОВ (ДЕНЕЖНЫХ И ЛЮДСКИХ).
Почему петербургские музеи богаче московских, а Петергоф лучше Версаля?
Санкт-Петербург часто называют культурной столицей России. Это, конечно, не слишком нравится москвичам, но большинство жителей других регионов России наверняка с этим согласятся. Всех приезжих поражает, во-первых, облик центра города, столь непривычный для России, а во-вторых, дворцово-парковые ансамбли окрестностей.
Кроме того, музеи Санкт-Петербурга явно богаче московских: те создавались купцами-меценатами, а петербургские — русскими императорами. Например, Екатерина II лично формировала коллекцию Эрмитажа, а ее советчиком был знаменитый французский просветитель, главный автор и организатор первой в мире Энциклопедии — Дени Дидро.
Гатчина. Дворцово-парковый ансамбль
Уникальные для России музеи были созданы в Санкт-Петербурге силами Русского географического общества. Русские путешественники, посещавшие самые отдаленные районы мира, привозили свои коллекции в Санкт-Петербург. Богатейший материал о народах мира собран в музее этнографии имени Петра Великого. А чтобы показать жизнь народов Российской империи, был создан Российский этнографический музей.
В одном из залов Гатчинского дворца
В отличие от Москвы, основанной в центре издавна заселенной территории и окруженной множеством торговых и промышленных центров, Санкт-Петербург возник почти в «экономической пустыне», а его пригороды создавались прежде всего как летние резиденции русских императоров и дворцово-парковые ансамбли.
Один из таких пригородов — Петергоф (нынешнее название — Петродворец), основанный Петром I в 1705 г. По его замыслу, Петергоф должен был стать величественным памятником, прославляющим победу России в борьбе за выход к морю.
Взяв в качестве образца парк Версаля, Петр I в то же время нашел способ использовать природные преимущества территории. Фонтаны Петергофа работают не с помощью насосов, а «самотеком» — используют напор грунтовых вод ближайшей возвышенности.
И бьют фонтаны не раз в неделю по два часа (как в Версале), а ежедневно и в течение всего дня (правда, только в теплое время года — с мая по октябрь).
Фонтаны Петродворца
Петергоф состоит из нескольких парков; всего в нем 144 фонтана. Самым знаменитым среди них является созданный на морском берегу Большой каскад, состоящий из 64 фонтанов и 225 скульптурных украшений.
• УНИКАЛЬНЫЕ МУЗЕИ И ПАМЯТНИКИ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА И ЕГО ОКРЕСТНОСТЕЙ СОЗДАВАЛИСЬ ПО ВОЛЕ РОССИЙСКИХ ИМПЕРАТОРОВ, НЕ ЖАЛЕВШИХ СРЕДСТВ НА БЛЕСК СТОЛИЦЫ ИМПЕРИИ.
Это я знаю
- 1. Сравните современные функции и роль в обществе Москвы и Санкт-Петербурга.
- 2. Почему и Москва, и Санкт-Петербург сохраняли позиции лидеров даже при утере столичного положения?
- 3. Почему Санкт-Петербург называют красивейшим городом мира?
- 4. Внешний облик городов определяется характером и преобладающими типами застройки. В чем специфика застройки Санкт-Петербурга?
Это я могу
- 5. Иногда говорят, что Северо-Запад состоит из Санкт-Петербурга и его окружения. Используя данные о численности населения субъектов Российской Федерации (см. рис. 1), оцените справедливость такого высказывания.
Это мне интересно
- 6. Каковы, на ваш взгляд, в современных условиях могут быть функции «окна в Европу»? Свою точку зрения обоснуйте.
Русская повседневность второй половины 19 века — жизнь горожан
На этом уроке мы узнаем о русской повседневной жизни городского населения во второй половине XIX века. Узнаем о начинающемся процессе урбанизации России, о развитии городского коммунального хозяйства, связи и городского транспорта. Кроме того, поговорим о быте и распорядке жизни разных слоев городского населения, об их досуге.
Беря в руки учебник истории, как правило, вы ориентируйтесь на то, что этот учебник будет рассказывать вам о войнах, каких-то политических заговорах, каких-то союзах, противоречиях в экономике, может быть о культуре, но в действительности нашу подлинную жизнь составляет повседневность. То, как мы с вами одеваемся, то, что мы кушаем, то, куда мы ходим в часы досуга. Вот все это и составляет нашу человеческую жизнь, потому что, если вы даже посмотрите на свою собственную жизнь, то, наверняка, вряд ли вспомните в ней какие то отрезки времени, когда бы вы воевали и заключали международные договора. Скорее всего, вся ваша жизнь она, как раз таки, и состоит из повседневности. Так какой же была повседневность в России в во второй половине 19 века? Сегодня мы поговорим с вами о городском населении.
Изменения в социальной структуре
Облик России во второй половине 19-го века очень серьезно меняется. С отменой крепостного права происходят кардинальные изменения в социальной структуре русского общества.
Во-первых, оно стало свободным, лично по крайней мере оно стало свободным. Все-таки, о гражданских свободах здесь говорить не приходится, но это в конце концов, и разные понятия.
Но лично свободным русское население стало.
И начинается процесс урбанизации, то есть массового переселения сельского населения в города. В России во второй половине 19 века это был процесс, скажем так, не совсем здоровой или вызванный не вполне здоровыми явлениями.
Дело в том, что большинство русского крестьянства после освобождения оказалось безземельным, то есть не так уж и много эта реформа об отмене крепостного права русскому крестьянину дала. И люди уезжали в города для того, чтобы, соответственно, каким-то образом улучшить свое материальное положение.
Но какими были эти города? Как эти города встречали новое население?
Изменение структуры городов
Города, конечно, изменились. Изменились по отношению к предыдущей российской истории.
Если раньше, после знаменитой жалованной грамоты городам, городское население было тоже такой специфической корпорацией, определенным сословием, то теперь, ввиду того, что вот эти вот городские рамки размываются, и самое главное меняется экономические условия жизни, вот все это влекло за собой изменение и структуры самого города.
Освещение
Меняется коммунальное хозяйство, то есть появляется городское освещение.
То есть, если раньше это освещение было, как правило, свечным, это было только в крупных городах, потом там появляются керосиновые лампы, потом на смену керосиновым лампам приходит газовое освещение, представьте себе было и такое, то есть специальные газопроводы проводили подземные, и этот газ поступал в фонари, и это газовое освещение, соответственно, оно было очень тусклым, но, тем не менее, это было постоянным, ничто не могло этот газ потушить там и так далее.
А вот уже в 70-е годы 19 века в Петербурге появляется электрическое освещение улиц. А несколько позднее такое освещение появляется и в Москве во второй половине 80-х годов. То есть мы видим налицо, все таки, технические новации.
Общественный транспорт
Появляется общественный транспорт. Да, изначально этот общественный транспорт был все еще, но по нашим с вами представлениям, наверняка, примитивным, Например, в Петербурге появляются конки. Что это такое? Это трамвай, тягловой силой которого были лошади.
Представьте себе, трамвай, впереди которого несколько запряженных лошадей и они по рельсам везут вот этот такой специфический экипаж, но вместе с тем это, все-таки, уже общественный транспорт, и для жителя деревни, который приезжал в крупный город, открывал для себя иной тип цивилизации — это, конечно, был культурный шок.
Конечно, почта, телеграфное сообщение, несколько позже появляется телефонная связь. То есть мы с вами видим, что жизнь становится технической. Жизнь, в общем, бьёт ключом.
И всякие изобретения, которые были сделаны в 19 веке, они, может быть, что-то с большим опозданием, а что-то, наоборот, в общем то, в ногу со временем появляется в том числе и в России.
Ну и, безусловно, это прежде всего именно в городах.
Как делилось городское население
Но как делилось городское население по, скажем так, по бытовым условиям, по уровню своего благополучия? Сословное деление России тогдашнее оно, безусловно, предполагало еще и материальное деление.
Поэтому центры городов — это, как правило, было средоточие старой русской аристократии, бывших помещиков, богатых заводчиков и предпринимателей, то есть тех людей, у которых были средства на то, чтобы строить собственные дома, это были, так называемые нувориши, то есть люди, которые заработали свои состояния не так давно, а исторические здания, построенные в стиле ампира или в стиле классицизма — это, все-таки, были, конечно, здания, принадлежавшие бывшим русским аристократам старой, что называется, русской аристократической кости.
Но постепенно эта аристократия уступала место новой нарождающейся русской буржуазии, потому что, чем больше развивались экономические отношения, тем больше появлялось людей с большими состояниями. Эти люди могли уже позволить себе построить собственные дома, заказывая их у лучших тогдашних архитекторов.
Бывшие купцы со своими женами уже имели возможность выезжать за границу на лечение, они ничем не отличались внешне от старой русской аристократии. Они одевались в те же самые одежды, а иногда и намного более дорогие одежды.
Они отдыхали на курортах, они нанимали лучших преподавателей, поэтому бывшие купчихи иногда были образованы ничуть не хуже, а иногда и лучше, чем представители русской аристократии.
То есть мы видим начинается процесс, что называется, смешения сословий, но, все-таки, сословное деление по-прежнему в России еще есть.
Мещане и интеллигенты
Но а что же другие сословия? Конечно, наряду с богатой аристократией, богатым купечеством, в Москве, в Санкт-Петербург да и в других крупных российских городах жили люди и попроще.
Это были старые русские мещане, представители мещанского городского населения, это были купцы, это были представители иных сословий, которые смогли выбиться в определенную экономическую нишу и, соответственно, занимать домики одно, двухэтажные где-нибудь вблизи от центра, не так далеко, но все-таки жили намного более скромней.
Отдельной частью русских городов тогда были представители российской интеллигенции. Инженеры, учителя, врачи, представители творческих профессий, как правило, своих домов, своих особняков, особенно где-нибудь в центре, не имели. В силу того, что их профессии не приносили таких баснословных доходов, поэтому, соответственно, они не могли их себе позволить.
Но представители интеллектуальных профессий, все-таки, жили вполне прилично.
Как правило, они либо арендовали, либо покупали себе большие, но по современным меркам, даже роскошные квартиры, где-нибудь в центре в престижных, таких респектабельных районах, и эти квартиры превращались по содержанию в нечто похожее на барские дома, но все-таки центром этих квартир, как правило, были рабочие кабинеты или богатые библиотеки. Имеется ввиду богатые, все-таки, по количеству книг, по количеству томов, которые были в этих библиотеках.
Интеллигенты очень гордились сколько у кого книг, соответственно, какое здание кто мог себе позволить и так далее.
Тут нелишне вспомнить знаменитое высказывание профессора Преображенского в ответ на предложение домкома Швондера, но это уже, правда, в пору гражданской войны, после октябрьской революции, когда ему предложили добровольно освободить библиотеку, на что профессор Преображенский сказал: «А где же в таком случае я буду читать, если я освобожу библиотеку? Может быть в ванной? Я себе такого позволить не могу».
Студенчество
В университетских центрах, таких как Москва, как Санкт-Петербург, как Казань, как Киев, жило достаточное большое количество студентов.
Студенты — это особенная группа, это, все-таки, такая социальная структура, социальная единица, которая отличается от всего другого общества, в силу того, что это молодые люди, это люди, как правило, радикальные.
Студенчество всегда и везде имеет какие-то общие черты. Вот русское студенчество семидесятых, вернее даже шестидесятых — это один тип русского студенчества.
Студенты жили, как правило, компактно. Они проживали в, так называемых, латинских кварталах. Это название было заимствовано по названию французских и латинских кварталов, где также проживают студенты Сорбонны и вот, соответственно, в России такие латинские кварталы были во всех университетских центрах.
Там все было для них. Какие-то маленькие харчевни, очень дешевые ресторанчики, пивнушки. Те места, где студенты, как правило, и проводят свое время в промежутке между занятиями, между своими научными изысканиями. В 60 — 70 е годы — это период особенного либерализма, но вы помните, наверняка, реформы Александра II. Меняется внешний облик студента.
Помимо студентов в России появляются студентки. Это уж точно невиданное зрелище. При этом внешний вид даже их был таким нигилистическим. Это выражается в том, что студенты, как правило, носили длинные волосы, носили широкополые шляпы, то есть внешний вид их для их отцов казался совершенно нелепым.
А вот девушки курсистки, как их тогда называли, были уж совершенно неподобающим образом одетые. Как правило, девушка для того, чтобы показать свою независимость, свой либеральный настрой, наоборот, остригала волосы.
Были очень модные очки в самых нелепых, каких то огромных оправах, и вот такие молодые люди были интеллектуальной элитой тогдашней России.
Жизнь простых рабочих
Ну а как же люди попроще? У людей попроще и жизнь была, соответственно, попроще. Конечно же, русские города не могли обойтись без слободок, в которых проживали рабочие, извозчики, какие-нибудь мелкие торговцы, лавочники и прочее, прочее.
То есть тот самый городской люд, который по сути и составлял самую многочисленную часть города.
Жизнь здесь была синкретичной, то есть она была такой смешанной, потому что очень большая часть людей, которая проживала в этих рабочих слободах и, соответственно, бедных окраинах, она не потеряла своей связи с селом, с деревней.
Очень многие из этих людей — это были вот те самые переселенцы, о которых мы с вами говорили в начале урока, поэтому и внешний вид их, то есть одежда, очень часто сочетала в себе такие городские и сельские признаки, то есть мужчины, как правило, носили пиджаки, как правило, заработав деньги, они покупали себе сапоги, но брюки заправляли в сапоги. Это было таким признаком обязательного хорошего тона. Как правило, мужчина ходил в головном уборе, потому что считалось, что ходить без картуза, это значит показать свою несостоятельность.
Утро начиналось с того, что, как правило, мужчины шли пить чай в какой-нибудь харчевне.
При этом утро начиналось очень рано, иногда только буквально с рассветом, потому что на рабочую смену нужно было заступать рано, но вот эта обязательная традиция совместного чаепития с товарищами была совершенно неизменна для России. Обедали очень рано тоже, то есть примерно в 12 часов дня. После чего, как правило, люди уходили на полуденный сон.
Эта традиция, которая шла в России, что называется, испокон веков, между прочим то, что человек не ложиться спать днем, то есть не позволяет себе полуденного отдыха, было свидетельством того, что он вообще не является русским.
В свое время Лжедмитрия I обвинили в том, что он католик по причине того, что он не спит после обеда, поэтому для России это было совершенно таким устоявшимся законом. Отказаться от этого не мог никто.
Это была настоящая русская сиеста.
Нередко рабочие поступали на фабрики и заводы с условием того, что кормиться они будут непосредственно у предприятий. Называлось устроиться на харчах, то есть часть их заработной платы, она, условно говоря, выдавалась в виде готовых продуктов.
Но это с одной стороны позволяло сэкономить какие-то средства на пропитание, с другой стороны для капиталиста это было очень выгодно, потому что рабочие не удалялись с завода на длительный промежуток времени, не нужно было потом опять назад сгонять, собирать, потому что, еще раз подчеркнем, все-таки, практика полуденного сна была обязательна совершенно для России, а для капиталиста любой простой — это потеря денежных средств.
Жизнь нищих и бродяг
В то же время в каждом российском городе, более-менее крупном, безусловно, было место, так называемое, злачное, то есть там, где проживали самые уж, что называется, отбросы общества, то есть люди, опустившиеся, нищие, бродяги, какие-то криминальные элементы и так далее.
Но если сейчас, как правило, все таки, таких мест в России нет или с ними стараются бороться, чтобы этой концентрации такого криминального состава не было, то тогда, наоборот, власть даже предпочитала такую форму, чтобы криминальные элементы собирались где-то все в одном месте, и все точно знали где они находятся и куда приличному человеку ходить не нужно.
Знаменитая московская Хитровка, Хитрованский рынок — это был, как раз таки, пример того, где собирался самый, самый опустившийся русский народ.
Другими словами, мы с вами можем наблюдать картину нового русского города.
Да, конечно, 19 век, стремительный 19 век, безумный 19 век, как пелось в знаменитой песне, он безусловно изменил русское общество. Да, какие-то черты русской патриархальности в нем сохранились.
Как сохраняется, в общем то, наверное, абсолютно все, потому что все то, что человеку нужно и интересно, оно не отмирает совсем.
Оно, может быть, просто уменьшается в своем значении, но, тем не менее, какие-то черты национального колорита, все-таки, сохраняются. Но 19 век меняет Россию. В 19-м веке появляется новый российский урбан, появляется новая российская городская культура. И эта городская культура явилась основой для того, чтобы мы получили в конечном итоге город современного типа.
Архитектурные особенности городов России — от Калининграда до Владивостока
Города России во время СССР постепенно превращались в трудно различимую массу. Хрущевки и плановая застройка стали лейтмотивом архитектуры страны. Однако панелька панельке рознь, а Дома Советов не везде одинаковы. Ищем различия в оформлении зданий и стараемся понять, как на это повлияло географическое положение и история.
Европейский город за пределами России
Вообще, здесь трудно выделить какое-то одно здание и сказать, что оно нетипично для нашей страны, ведь весь город в целом нельзя назвать российским. Удачно выцепили кусок пирога. Однако тебя поразит то, что все строения функционируют и не служат исключительно памятниками. Взгляни на Балтийский федеральный университет. Твой универ — венец конструктивизма с лозунгами Ленина на стенах. Калининградцы же ходят на занятия в уютные и невысокие здания БФУ имени Канта. Кирпичная кладка красного цвета, крыша в тон и небольшая башня с часами — в таком стиле построен один из старых корпусов вуза. Кстати, о конструктивизме и монументализме: один из символов — Дом Советов, который стал символом «долгостроя». Подобные объекты ты строил в детстве, когда собирал конструктор.
Что касается многоэтажек: здесь ты не будешь чувствовать себя муравьем — доля высоток (25 и более этажей) всего 3,1%. Все остальное это либо старые здания Кёнигсберга, либо хрущевки. Однако от последних избавляются, модернизируя их под ганзейский стиль. Иронично, что это происходит в основном на Ленинском проспекте. Отличительные моменты Кёнигсберга: единство стиля в оформлении города (относительно остальной России), огромное количество исторических районов и отсутствие высоток.
Москва Белокаменная, Стеклянная и Резиновая
Москву не единожды разрушали и отстраивали заново. Поэтому во время прогулки по ней у тебя появится чувство, будто ты путешествуешь во времени. Единого стиля у города нет и никогда не будет. Народ называет это мешаниной, а бывший мэр Лужков — эклектикой:
«Вообще, Москва отличается по своей архитектуре, это так называемая российская эклектика, что означает неопределенность стилей. Но она хороша и тем, что я называю не неопределенностью, а разнообразием стилей».
Итак, что можно встретить в лужковской Москве? Здания, которые сочетают в себе несочетаемые элементы. Посмотри на ТЦ «Наутилус». Возникает ощущение, что это сбежавший из сказки замок, притворяющийся современным зданием. Или дом «Патриарх» с замахом на сталинский ампир и Диснейленд одновременно. Многие архитекторы называют застройку Лужкова пошлостью.
Одна из отличительных черт — сталинские высотки. Иосиф Виссарионович решил, что столицу впору застроить небоскребами. У правителя возникла грандиозная идея создания в центре комплекса зданий, которые будут служить сопровождением к Дворцу Советов.
Последний так и остался на стадии проекта, зато остальные 7 ты сегодня лицезреешь. Среди них мечта всех российских школьников — МГУ. Типичный представитель сталинского ампира: помпезность, роскошь и монументальность.
Если ты посмотришь на здание МИД и гостиницу «Украина», то заметишь сходство с университетом имени Ломоносова. Эти и еще несколько зданий москвичи называют «семь сестер». Объединяет их единство стилей: ар-деко, постконструктивизм и классицизм. Каждое здание украшено шпилем.
Так, на улицах Москвы начался переход от русской архитектуры к советской, о чем мы подробно рассказывали. Впоследствии тренд окутал и остальную страну.
Ну и куда без стеклянных офисов? Иконой считается Москва-Сити — комплекс в стиле нью-йоркских небоскребов. Однако культурологи видят в возвышающихся над Кремлем зданиях аллегорию. Победу Америки над Россией.
Вообще, офисный центр действительно выбивается из общей архитектуры, которая и так разрознена. Везде камень, а в центре нелепо высятся стеклянные небоскребы.
Это выглядит иронично, если учесть, что у Москвы прозвище Белокаменная.
Город мостов, колонн и арок
Город стоит на Неве-реке, из-за чего по всему Питеру ты постоянно натыкаешься на мосты. Здесь их около 800, что в два раза больше, чем в столице. Да и вообще, один из символов мегаполиса — разводные мосты.
Эклектика Петербурга имеет цельный вид, потому что период такой застройки длился с 1830-х по 1900-ые года. Архитекторы придерживались строгих норм и смешивали стили взвешенно.
Яркий пример питерской эклектики — Дворец Белосельских-Белозерских. Здание в стиле необарокко, каких по всему городу не один десяток. Вообще, приставка «нео» становится в этот период популярной.
Неоготика, неоренессанс, неорусский стиль и так далее. Отсюда столько арок, колонн и лепнины.
В Санкт-Петербурге плавно осуществлялся переход от стиля к стилю, и главным условием всегда было использование каменных пород при строительстве. В 20 веке город перенимает модерн. Главные памятники этого периода — магазин Елисеева и Дом книги. В это время здания будто отпочковывались друг от друга. Всего в этом ключе построено более полутора тысяч новых домов. Забавно, что они похожи друг на друга настолько, что при прогулке возникнет чувство дежавю. Кстати, тех же хрущевок в Питере гораздо меньше, чем в любом другом городе, — в конце 60-х их перестали строить и заменили на «дома-корабли», которые, к слову, позже появлялись и в других ветреных регионах России.
Однако стоит отметить, что современные архитекторы прибегают к практике хаотизма.
Исаакиевский собор долго считался одним из самых высоких зданий Питера, но скорое появление Лахта-центра переплюнет архитектурный шедевр по высоте в 4 раза.
Из-за этого есть риск возникновения разрозненности архитектуры. В таком случае Эрмитаж, Зимний дворец и другие исторические памятники начнут выбиваться из общей картины города.
Мечети, церкви и хрущевки
Перемещаемся в Татарстан. Здесь, как и в Москве, главная достопримечательность архитектуры — Кремль. Так как город старый, то тут ты опять увидишь разрозненность стилей. Возможно, это главная проблема древних городов. Тем не менее в городе есть свои особенности градостроительства.
В основном они проявляются в постройках 19-20 века. Это белокаменные дома с лепниной. Допустим, Александровский пассаж — один из немногих подобных зданий в России. В начале 20 века центр Казани имел две части городской застройки.
Они отражали развитие двух главных городских национальных культур: русской и татарской.
В «русской» части преобладал неоклассицизм — здесь стоят Музей изобразительных искусств и здание Казанской художественной школы. Также в этой части города сооружено несколько соборов и церквей.
Однако более интересны Новая и Старая Татарская слобода, ведь подобных памятников архитектуры ты не встретишь нигде в России. Район украшен различными минаретами мечетей.
В этих районах жили татарские рабочие и ремесленники.
В 20 веке начинается типовая советская застройка. Появляются знаменитые хрущевки и сталинки, а самый яркий представитель этого периода — Мергасовский дом. Сегодня, если честно, он больше похож на помойку. Его обошли реновации, связанные с праздником тысячелетия города, подготовкой к Универсиаде и ЧМ. Однако жители не жалуются. Местный дизайнер Лера Цинк так отзывается о легенде Казани:
«Дом понравился мне тем, что отличается от других в городе. Перед Универсиадой Казань застроили, почистили, а Мергасовский дом остался таким же, каким был, — в этом есть какая-то магия».
Отличительные особенности архитектуры Казани заключаются в смешении стилей разных культур. Прошелся в одной части — побывал в Средней Азии, погулял в другой — посмотрел на типичную Россию. Вряд ли где-то еще найдешь такое смешение.
Столица Урала
В Екатеринбурге аккуратно относятся к историческим памятникам. Стоит отметить и уникальное решение преобразовать первый городской театр в кинотеатр. Сооружение выполняет свои функции на протяжении 173 лет. Только слегка подверглось техническим улучшениям. Кстати, екатеринбургские чиновники 19 века, видимо, любили, когда все нужное под рукой. Поэтому в черте города построено сразу 7 усадьб и резиденций. Это почти так же удобно, как холодильник у кровати: далеко по делам ходить не нужно.
А потом пришел Ленин со своим видением мира. Однако в период его правления в столице Урала не произошло существенных изменений. Зато у Сталина и его архитекторов было много идей.
Допустим, Городок чекистов — комплекс зданий в стиле конструктивизма. Самое большое из них полукруглой формы — гостиница «Исеть».
Кстати, изначально проект задумывался так, чтобы при рассмотрении с воздуха обитель чекистов была похожа на серп и молот.
Свою лепту в архитектуру города внес и знаменитый президент-выпивоха Борис Николаевич.
Он был первым секретарем Свердловского обкома КПСС и принимал важные решения, в том числе касаемо и облика мегаполиса. По его решению отгрохали Белый дом — монументальное здание высотой в 90 метров.
Он целиком облицован мрамором, за счет чего выглядит цельно и внушительно. Кстати, местные называют его «Зуб мудрости».
Фигура бывшего главы государства настолько значима в городе, что правительство решило отдать ему честь и построить рядом с Екатеринбург-Сити «Ельцин-центр». Это большая «стекляшка» на площади, у которой тебя встретит замурованный в белый камень Борис Николаевич.
Кстати, угадай, в честь кого названа улица, на которой стоит музей в честь первого президента. Вообще, в городе щепетильно относятся к любой памяти — будь то сооружения советского периода или дореволюционной России.
Сегодня же город массово застраивается небоскребами, что видно на примере Екатеринбург-Сити.
Соревнование с Сан-Франциско
Архитектура Владивостока — удивительная штука, ведь он изначально строился как город, и архитекторы постарались продумать многие детали. Однако не все смогли реализовать. Развитие города шло с трудом.
В 1880 году Россия наладила морское сообщение с Дальним Востоком и будущий портовый город постепенно начал заселяться и застраиваться.
Первым делом в центре построили Русско-Китайский банк, чтобы китайцам было где хранить деньги. Потом появилась гостиница «Централь», чтобы после вкладов гости Поднебесной отдохнули.
И, наконец, соорудили дома управляющих торговых фирм, чтобы продавать ребятам леса, рыбу и прочие ценности.
Однако город при этом оставался грязным и пыльным. В 1899 году сделали дорогу до почты, видимо, чтобы отправлять письма Николаю о плачевном состоянии улиц. Однако развитие шло, и архитектура становилась лучше.
В какой-то мере местные архитекторы оказались новаторами, ведь их проекты обладали уникальным решениями, — появился термин «дальневосточный классицизм». В этом стиле выдержано здание генерального консульства Японии: колонны, лепнина, а снизу — нетипичная крупная и грубая каменная кладка.
Видимо, в городе не было специалистов по обработке камня. Дом братьев Пьянковых и гостиница «Версаль» вообще будто бы одно строение.
А потом настал совок. Конструктивизм, который охватил волной практически весь СССР, слегка прикоснулся к облику этого города. Сейчас здесь только три подобных памятника архитектуры, а дом-коммуна на Светланской улице сохранился в первозданном виде. Отдельного внимания заслуживает ансамбль «Большой Владивосток» в стиле монументализма, а в отделке присутствуют черты классицизма.
Кстати, минимализм и модернизм здесь четко прослеживаются во многих культурных зданиях: театр Горького, кинотеатр «Океан», а также Дом советов. Ну и, конечно же, хрущевки — куда российскому городу без них? В 1954 году Никита Сергеевич посетил город и решил, что пора бы его оборудовать по «последнему слову техники». Привет улице Спортивной, которая в 1958 году подверглась обновлениям.
Сегодня главная достопримечательность Владивостока — мост Золотой. Между прочим, его хотел проложить еще Хрущев, когда объявил, что хочет сделать город лучше, чем Сан-Франциско. Однако это совершенно разные города, и непонятно, на что опирался глава государства, когда делал заявление. Самое высокое здание российского порта 90 метров, когда как в американском городе такие дома даже не считают за небоскребы. Поэтому Владивосток — типичный советский город с нотками уникальной дальневосточной архитектуры, которую ты не встретишь в других городах страны.
Если ты будешь путешествовать по России, то заметишь, как города плавно меняют облик, их архитектура меняется, тенденции приобретают свои черты. Пожалуй, единственное, что придает им общий вид, — это хрущевки, обильное количество рекламных баннеров и тысячи «Пятерочек». Возможно, это новый русский стиль, который твои потомки будут изучать.