Музей Царицын павильон

Со 2 июля по 26 сентября 2021 для посетителей открыты сады на Царицыном и Ольгином острове. Сады открыты в пятницу, субботу и воскресенье с 10:30 до 18:00, кассы работают с 10:30 до 17:00. Стоимость билета — 300 рублей. Льготы сохраняются.

В летний сезон 2021 павильон открыт только для заказных групп по предварительным заявкам. Приносим извинения в связи с возможными неудобствами!

  • Дата постройки: 1842-1844 гг. 
  • Архитектор: Андрей Иванович Штакеншнейдер (1802-1865)

Царицын павильон был построен архитектором А. И. Штакеншнейдером для императрицы Александры Федоровны во время благоустройства территории южнее Верхнего сада. Тогда «искусством и трудом» на месте огромного Охотничьего болота создали проточный пруд с двумя островами, на которых построили два павильона, сначала Царицын, затем Ольгин.

Первый из них архитектор оформил в модном в то время «помпейском духе». Он должен был воспроизводить облик древнеримских домов, открытых при раскопках Помпеи. Непохожий на сооружения предшествующего столетия, он внёс «романтичную ноту в архитектурную симфонию Петергофа».

Александра Федоровна любила отдыхать здесь от утомительных дворцовых церемоний.

Экзотические древнеримские названия интерьеров – экседра (комната с тремя нишами), атриум с бассейном и фонтаном, предназначавшиеся в помпейском доме для отдыха, триклиний (столовая), ойкос (гостиная) буквально заставляют мечтать об Италии и посещении Помпей.

Об этом легендарном городе напоминает подлинная помпейская мозаика, искусно вмонтированная архитектором в пол Столовой. Мебель, осветительные приборы и другое убранство для Царицына павильона изготавливали по древнеримским и древнегреческим образцам.

Обилие полированного цветного камня и мрамора разных оттенков – одна из главных особенностей павильона. Из этого материала выполнены колонны, камины, мозаичные полы и столики.

В античном духе создавалась яркая красочная роспись стен и потолков павильона. Даже сервиз для завтраков и полдников выполнен в стиле античной керамики, найденной в Помпеях, и назван «Этрусским». О том, что павильон стоит на острове, напоминает чайный «Коралловый» сервиз, предметы которого украшены стилизованными веточками кораллов.

В технике краснофигурной вазовой живописи выполнены письменные приборы, представленные в Кабинете Александры Федоровны. Память об императрице хранят здесь каминные часы, пресс-папье, статуэтки, книги и две старинные, загадочно мерцающие, витые мраморные колонны, украшенные византийской мозаикой.

Они придают Кабинету восточный колорит, напоминавший императрице о берлинском празднике 1821 года, где она выступала в роли восточной красавицы Лалы-Рук. В Царицыном павильоне находится прекрасное собрание мелкой бронзовой пластики, привезенной в XIX веке из Германии и Франции и включающей не только копии с античных оригиналов, но и оригинальные работы мастеров XVIII-XIX веков.

Среди них Нимфы, Вакханки, Амуры, Венеры, Дискоболы, Аполлоны, Купальщицы, воспевающие красоту, негу и чувственную радость.

Обстановка Царицына павильона создавала для императрицы Александры Федоровны мир близкий ей и понятный, воплощавший ее представления об идеальном. Это был образ Италии – страны грез и мечтаний.

Петергоф. Колонистский парк. Царицын павильон | Санкт-Петербург Центр

Территорию Колонистского парка, ранее называемого Охотное болото, практически полностью занимает искусственно созданный водоём. Он был вырыт в 1837 году и назван в честь дочери Николая I Ольги.

На просторах Ольгина пруда располагаются два острова. На одном из них император приказал построить павильон для своей жены Александры Федоровны, на другом для дочери Ольги. В честь хозяек и были названы строения — Царицын и Ольгин.

Царицын павильон был воплощением рая на земле.

В окружающем хоромы саду росли различные виды пышных цветов, красовались статуи, фонтаны, беседки, обвитые зелеными растениями, трельяжные коридоры и скамьи, выполненные из мрамора.

Архитекторы придерживались итальянской стилистики, которую обожала жена императора. Связь с берегом поддерживали паромы. Причалами для них служили лестницы с мраморными ступенями.

Александра Федоровна, урожденная принцесса Фридерика Луиза Шарлотта Вильгельмина Прусская, была дочерью прусского короля Фридриха Вильгельма III. После нападения Наполеона на родную страну королевская чета была вынуждена просить защиты у Александра I, императора российского и брата Николая I.

Знакомство Шарлотты и Николая привело к рождению большого чувства и скорому переезду принцессы в Россию. Обручились молодые в 1817 году, сразу после того, как девушка приняла православие.

История Царицына павильона

Строительство здания началось в 1842 году и длилось 2 года. За этот время было отстроено два этажа, верхний из которых предназначался для кабинета Николая I, а нижний содержал несколько комнат.

Автором проекта был архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер, разработавший планы для нескольких зданий в Петергофе и Санкт-Петербурге.

В помощники ему назначили ландшафтного дизайнера Петра Ивановича Эрлера.

Авторство мраморных скульптур принадлежало Василию Ивановичу Дермут-Малиновскому, чугунные вазы были приобретены у завода Чарльза Берда, известного предпринимателя шотландского происхождения. Роспись по стенам выполнил немецкий живописец Дроллингер, работавший при дворе императора. Все рисунки были воплощением эскизов главного архитектора.

Павильон был построен в помпейном стиле, очень модном в XIX веке среди знатных семей. Он стал популярным после проведения раскопок на месте всемирно известной трагедии, унесшей жизни целого города.

После свержения царской династии с престола в 1917 году, павильон перешёл в статус музея. Вскоре он был закрыт, все ценные экспонаты переместили в Большой дворец. Само здание пострадало, но не было разрушено. Частично сохранилась внутренняя отделка павильона, в том числе мозаичные полы и стенная роспись. 

Полностью восстановить строение удалось к 2005 году. Одновременно с ним был отреставрирован и Ольгин павильон. В этом же году оба музея открыли свои двери для посетителей.

Внутреннее убранство Царицына павильона

Внешним видом и планировкой здание повторяет архитектуру древнеримских домов. На его периметре находятся несколько комнат, внутренний садик и терраса. Также с задней стороны павильона расположена лестница, ведущая на верхнюю пристройку.

Вход в Павильон расположен с южной стороны. Возле него находится небольшой садик с фонтаном «Нарцисс», изображающим героя мифов древней Греции, любующегося своим отражением в глади источника. Автором статуи был скульптор Константин Михайлович Климченко, золотой медалист Академии Художеств. У самого входа располагаются мраморные колонны с канделябрами.

Греческая архитектура отличалась отсутствием окон, что позволяло сохранять прохладу в домах в жаркое время года. Если случался дождь, вся вода скапливалась в центральном бассейне-эмплювие. Это позволяло экономить воду в условиях засушливого климата Греции.

Помещение, куда попадают гости, переступив порог дома, называется атриум. Оно является центральной частью здания и имеет проходы в виде арок к остальным комнатам.

Освещается здание солнечным светом, проникающим в него из отверстия в центре потолка атриума. В условиях российского климата систему пришлось усложнить и сконструировать открывающийся стеклянный люк.

 Также именно здесь  по традиции греки устанавливали эмплювий.

Бассейн в Царицыном павильоне выполнен из голубого и розового мрамора и имеет квадратную форму. В центре красуется фонтан-ваза, а по углам расположены колонны из голубого мрамора, поддерживающие кровлю. На парапете расставлены бронзовые статуэтки — миниатюрные копии скульптур зарубежных мастеров XIX века. 

Стены атриума отделаны фризами, на которых изображены морские боги, и орнаментами, повторяющими узоры помпейских росписей.

По правую руку от атриума находится комната для отдыха с тремя нишами — экседра. Она не имеет яркого освещения и раскрашена в спокойные цвета. По стенам развешаны несколько бронзовых светильников в итальянском стиле, а главным источником света служит люстра, являющаяся точной копией, найденной в Помпее.

Гости располагались на диванах, стоящих в нишах. Возле каждого из них имелись круглые столики. В качестве украшения была выбрана статуя Психеи с позолоченной бабочкой на руке. Её создателем был итальянский скульптор Цинцинато Баруцци.

Вход в гостиную, называемую ойкос, обрамлен колоннами из черно-белого мрамора. Посреди арки находится мраморная статуя лежащей женщины. Она была выполнена во Франции в XIX веке.

Гостиная является самой большой комнатой в Царицыном павильоне и разделена голубыми мраморными колоннами на 2 неравные части. Потолок помещения украшен кессонами и арабесками.

На стенах красуются ярко-красные филенки, по центру которых нарисованы медальоны с грифонами. Пол выложен мозаикой.

Мебельное убранство состоит из дивана, двух столиков, камина и витрин с экспонатами. Здесь находятся образцы мозаичного искусства и Этрусский сервиз Императорского фарфорового завода, изготовленный в 44 году XIX века. Его оформление было выполнено в стиле древнегреческих ваз по заказу императора Николая I.

Также Царицын павильон имеет свою столовую. Ее стены по задумке Штакеншнейдера были окрашены в синий цвет и отделаны арабесками. На полу можно лицезреть подлинную помпейскую мозаику, приобретенную Николаем I для любимой жены.

В комнате можно увидеть модели античных построек, привезенных из Италии. Среди других экспонатов греческого искусства можно встретить вазу для оливкового масла, которая называется лекиф, и бюст дочери греческого императора Тита, датированный I веком нашей эры.

Отдельная комната выделена для кабинета императрицы Александры Федоровны. Она украшена полукруглой нишей, красным сукном и шнуром зелёного цвета. Свод ниши кессонирован, а поддерживают его 2 изящные колонны с витиеватым орнаментом. В кабинете находятся письменный стол и кресло из красного дерева. Рядом с рабочим местом стоит бюст Александры Федоровны, выполненный в 1824 году. 

Отдельное помещение занимает внутренний сад. Здесь находится фонтан «Орёл и змея» и фонтанчик-маскарон.

Интересные факты

Некоторые исторические источники утверждают, что Николай I затеял строительство Царицына павильона, чтобы отвлечь от грустных мыслей свою жену. Дело в том, что императорская чета потеряла одну из дочерей.

Необычной достопримечательностью острова считается растущий на нем дуб. Жёлудь, из которого выросло дерево был сорван с дуба, находящегося на могиле Джорджа Вашингтона, и привезен гостями из Америки. На Царицыном острове также можно увидеть настоящие руины, подаренные Николаю I Папой Пием девятым.

Интерес историков вызывает наличие окон в столовой Царицына павильона. Ведь, как известно, в древнегреческой архитектуре они отсутствуют. Но по задумке Штакеншнейдера окна созданы, чтобы открывать живописный вид на Ольгин пруд.

Царицын павильон был создан для развлечения гостей. Сегодня он полностью выполняет свою функцию, являясь одним из многочисленных музеев Петергофа.

Царицын павильон и Царицын остров в Петергофе

Царицын павильон расположен посреди Ольгиного пруда на Царицыном острове в Петергофе. Постройка расположена в окружении цветущего сада, украшенного мраморными скульптурами и фонтанами. Царицын павильон был создан по образцу одной из вилл Неаполя и подарен императрице Александре Федоровне, супруге Николая I, в знак утешения после смерти одной из ее дочерей.

Описание

Царицын павильон часто называли оазисом вкуса и роскоши. Здание представляет собой одноэтажную постройку с примыкающей к ней трехэтажной смотровой башней и напоминает собой древнеримский дом, найденный под пеплом при раскопках в Помпеи рядом с Неаполем.

Вход, расположенный с южной стороны, украшен двумя колоннами и античными канделябрами.

Главным украшением Царицына павильона являются мраморные скульптуры, большая часть которых установлена в живописном саду вокруг дома. Сохранившиеся статуи — это копии работ древнегреческих скульпторов, а также произведения искусства, созданные русскими, итальянскими и немецкими мастерами.

Читайте также:  Толстовский дом: мистическая достопримечательность санкт-петербурга

Сам павильон состоит из следующих помещений:

  • На первом этаже — атриум и экседра, гостиная и столовая, кабинет императрицы и буфетная
  • На втором этаже башни — кабинет императора
  • На третьем этаже — смотровая площадка.

Также павильон имеет внутренний садик и террасу. Войдя в здание с главного входа, Вы посетите следующие залы:

  • Центральное место в павильоне занимает атриум, то есть внутренний световой двор, выполненный по образцу древнеримского жилища. Эта часть итальянского дома была закрыта со всех сторон, а свет приникал через проем, сделанный в потолке. В середине атриума находился бассейн, в который стекала дождевая вода. В атриуме Царицына павильона бассейн имеет квадратную форму, в центре его установлен фонтан-ваза, а по углам — четыре серые мраморные колонны, поддерживающие кровлю. В прохладную погоду проем закрывался стеклянным куполом
  • Справа от внутреннего дворика располагался зал для отдыха, собраний и бесед — в Помпеи такое помещение называлось экседрой. В трех нишах этой комнаты установлены полукруглые синие диваны, а на постаменте — скульптура Психеи из белого каррарского мрамора, выполненная итальянским мастером Чинчинато Баруцци. Если в древнеримских домах в качестве стен и крыши экседры использовалась зелень, то из-за питерского климата зал ограждают стены с росписями неяркими красками, рисунки которых повторяют те, что были в Помпеи
  • Слева от атриума расположена самая большая комната — гостиная, на стенах которой можно увидеть тёмно-красные вертикальные филенки с изображением темных медальонов и грифонов — животных с телом льва и головой орла, являющихся символами власти. Пол украшает мозаика, а в центре зала установлены две мраморные колонны голубого цвета, разделяющие гостиную на две части
  • Из гостиной можно попасть в столовую, синие стены которой украшены восточным орнаментом. Пол покрыт подлинной помпейской мозаикой I века нашей эры, а обрамление его отделано полосами из мрамора и порфира
  • Кабинет императрицы Александры Федоровны имеет вытянутую форму, в полукруглой нише установлен диван, обитый сукном малинового цвета. Свод поддерживают две колонны, привезенные из Византии и покрытые мозаикой. В отличие от других залов пол кабинета покрыт наборным паркетом с растительным орнаментом
  • Из кабинета императрицы можно пройти во внутренний садик, а из него по внешней лестнице подняться в кабинет императора
  • Из кабинета Николая I винтовая лестница приведет гостей наверх — на смотровую площадку, откуда открывается прекрасный вид на сад и пруд.

Внутри помещений можно увидеть древнеантичные произведения искусства, среди которых сервизы и бюсты, а также необычный стол со столешницей, выполненной из кусочков старинных стеклянных сосудов.

История

  • Во времена Петра Первого место, где расположен Царицын павильон, было заболоченным, и только в начале XIX века начались работы по его благоустройству.
  • Царицын павильон сооружен в 1842–1844 годах по проекту архитектора Андрея Штакеншнейдера, а созданием паркового ансамбля руководил садовый мастер Петр Эрлер.
  • Александра Федоровна хотела побывать в Италии и по ее желанию здесь был создан дом, напоминающий виллу древних Помпей, можно сказать, модель рая, о которой так мечтала императрица.
  • Строение использовалось ей для увеселительных целей: сюда она часто приезжала со свитой гостей, чтобы отдохнуть, выпить чая и посмотреть иллюминацию.

После революции в 1918 году в Царицыном павильоне был организован музей, работавший до 1933 года. В годы политических репрессий все коллекции были перенесены в кладовые Большого дворца.

Во время Великой Отечественной войны здание использовалось как наблюдательный пункт и почти не пострадало. Вместе с тем, часть коллекции была утрачена, а вся мебель сгорела во время пожара в Большом дворце в первые дни оккупации.

Во второй половине XX века Царицын павильон стоял пустым, но периодически его помещения проветривались, благодаря чему мозаичный пол, колонны и настенные рисунки сохранились.

В 2001–2005 годах проведены ремонтные работы в музее, также ремонтные работы проведены в 2014 году.

Режим работы Царицына павильона в 2022 году

Закрыт в зимний период (с 18 октября по 22 апреля).

Осмотрев Царицын павильон, Вы сможете по понтонному мостику перейти на Ольгин остров и посетить Ольгин павильон.

Малоизвестный Петергоф: три истории любви. История третья. Царицын и Ольгин павильоны (2)

?

Анна (anna_y) wrote, 2007-09-29 18:39:00 Анна anna_y 2007-09-29 18:39:00 Categories:

  • Город
  • Искусство
  • Путешествия
  • Cancel

Колонистский парк с Ольгиным прудом и островами находится почти напротив знаменитого Верхнего парка, но по другую сторону Петергофской дороги; а кроме того, прикрыт огромным и ярким Петропавловским собором. Чтобы попасть на острова, надо обойти собор слева, выйти к пруду, обсаженному старыми и очень красивыми серебристыми ивами, опять-таки взять влево и по берегу дойти до дамбы, ведущей на Царицын остров. Раньше дамбы, конечно, не было, а был паром до каждого из островов. Может быть, когда-нибудь. А может быть, и нет. Петергоф, конечно, получает от туристов очень большие деньги, но не здесь, а там, где толкотня и фонтаны. Нижний парк и прочие модные места дают возможность содержать такой в высшей степени элитный уголок, как острова. Очередей здесь практически не бывает. Группами по 12 человек туристы, заплатив по 300 рублей за взрослого и 50 за ребенка, проходят по дамбе на Царицын остров, потом через понтонный мостик — на Ольгин остров, и обратно. Уголок настолько прекрасный, что я всей душой за решение Знаменова — оставить его для немногих, рекламы не давать и затоптать не позволить. Что будет дальше — Бог весть, а пока, вот уже три года, острова прекрасны, и с каждым годом все прекраснее. Определенная труднодоступность (острова еще и закрывают в дождь, чтобы не повредить маленьким комнатам павильонов) им лишь на пользу.

С колоннады Петропавловского собора очень хорошо видны оба острова, и то, как они расположены на Ольгином пруду, оно же бывшее Утиное болото. Если бы Николай не позаботился, болото было бы и до сих пор — между пятиэтажными бетонными новостройками, конечно.

Но Николай позаботился. Охотничье болото осушили, выкопали пруд, засадили берега романтическими серебристыми ивами и стали устраивать на двух островках пруда итальянский рай.Царицын остров с колоннады. Слева дамба, справа кусочек понтонного моста, ведущего на Ольгин остров.

Ольгин остров с колоннады. Собственно павильон, правда, скрыт за деревьями. Видите, там желтенькое белеется?Царицын павильон построил все тот же А.И.Штакеншнейдер, что и Сергиевку, и Собственную дачу, и Бельведер, и, между прочим, Ольгин павильон тоже. Талантливый был человек, со стилем, пусть и эклектическим. Царицын павильон построен в какой-то степени по образцу и в какой-то же степени по подобию античных вилл, но, скажем так, в роскошно-мечтательно-райском античновилловом варианте. Здесь никогда не жили, но только приезжали отдохнуть. Поэтому внутри павильона — античный атриум с фонтаном, заботливо прикрытый сверху стеклянным куполом (чай, все-таки не Италия, но лишь мечта), комната для отдыха с диванчиками в трех нишах, столовая, буфетная, кабинет императрицы, немного сбоку и с отдельным входом башня с кабинетом императора, чтобы работать и жене не мешать — и все. Сюда приезжали отвести душу. Павильон красив внутри необыкновенно, в том числе античной яркостью и одновременно гармонией красок и массой подробностей, которые надо видеть. Снимать не разрешают. Наверное, правильно делают. Зато разрешают снимать снаружи в садиках.Садиков на Царицыном острове три: тот, в который входишь с дамбы, с мраморной скамьей и фонтаном; внутренний садик павильона и замечательно душистый цветник за павильоном. Первый садик, конечно, лучше смотрится на солнце. И мрамор скамьи пронизан светом, и цветам веселее, и фонтан-колокол весь в бликах, и сам павильон итальянистее смотрится. Правда, в этот раз погода почти не побаловала. Почти. В последний момент, когда все уже надели бахилы и готовились, сдав зонтики, зайти в павильон, блеснуло солнце. Лучше что-то, чем ничего. Но на всяк случай и для сравнения старые фотки даю тоже.В уголке первого садика — симпатичная бронзовая скульптура, а в нише павильона — еще одна, античный мальчик, приветствующий солнце. Естественно, копия копии. Нет, точнее — копия копии копии. Просто копия была вывезена немцами в войну и бесследно пропала. Сейчас в духе мира, дружбы и жвачки немцы же сделали копию копии копии из своих музеев и торжественно нам подарили. А мы не менее торжественно обрадовались. Это история всей русской жизни — сначала у нас крадут, потом возвращают, а мы всем миром радуемся и благодарим. Фонтан в центре садика, в бассейне: Нарцисс упорно смотрится в свое отражение в водной глади, не в силах заняться чем-нибудь более продуктивным, а перед ним водяная пленка укрывает букет цветов в корзинке. Цветы всегда свежие и всегда по сезону. Видела я там и розы, и астры, и нынешний сентябрьский осенний букет, — и всегда с большим вкусом подобрано.Чтобы попасть во внутренний садик, нужно пройти через павильон. Вход здесь. Зелененький металл — это не патина, а оксидированная бронза.

Интерьеры рекомендую смотреть вживую, впечатление остается очень сильное. Протравлю байку только про одну деталь — настоящую античную мозаику на полу буфетной. Не то чтобы потрясающая была мозаика, но ведь самая настоящая — и с историей. (Кусочек мозаики — здесь. http://www.peterhof.ru/?m=16&p=214)

Ну, во-первых, в свое время великий Наполеон спер сию простенькую мозаику из самой что ни на есть Италии, а поскольку жадным он никогда не был, к тому же наворовал много, то подарил мозаику пасынку Евгению Богарне. А младший сын Евгения Богарне, Максимилиан Лейхтенбергский, как мы помним, женился на Марии Николаевне.

Далее источники расходятся — то ли Макс эту мозаику тестю Николаю подарил, то ли Николай ее у Макса купил, то ли вообще имела место длительная борьба благородств. Короче, мозаику разрезали на квадраты, привезли и сложили вновь на полу небольшой столовой Царицына павильона. Где она и лежит до сих пор, недурно сохранившись.Но война же! — скажет тут мне уважаемая общественность.

— Не говоря уж о 70 годах Советской власти! Что тут могло от настоящей античной мозаики остаться? А я с удовольствием расскажу в ответ, что мы, питерские, конечно, не совсем чехи, но тоже не без смекалки. Буду жива, как-нибудь соберусь рассказать потрясающую историю, как девчонки без мужиков спасали перед приходом немцев Павловск — и ведь очень многое спасли. А на Царицыном острове было так.

Читайте также:  Вступление на престол Екатерины II

На мозаику спешно положили доски и по-быстрому покрасили их половой краской, да еще и пылью присыпали. И доверчивые немцы так и не сообразили за три года поискать, что же там под досками у некультурных русских. Ну а после войны снимать доски никто не торопился. Так и дожила мозаика до нашего времени.

О другом не буду, хотя потрясающего там много — и античные люстры, и фонтан прямо в доме, и два специально для этого павильона заказанных сервиза — Этрусский и Коралловый, и мозаичные столики, и самая настоящая морская губка в кабинете Александры Федоровны, и много еще всего. Вперед, во внутренний дворик.Внутренний дворик — это такой кусочек, который еще не сад-цветник, но уже и не павильон.

Нечто среднее. Переходная зона. И крыша там переходная — когда-нибудь снова вырастет виноград и затянет штакетины. И будет невероятно красиво, хотя, впрочем, и сейчас ничего. Два фонтана — один простенький (ну, насколько в таком месте могут быть простенькие фонтаны), другой с глубокой чашей, где живут настоящие золотые рыбки.

Мраморная скамья для должной организации любования фонтанами и вообще садиком. Много мраморной скульптуры, все весьма романтическое.

    Чаша с золотыми рыбками.Скамья.Из внутреннего садика лестница ведет наверх в башню, в кабинет Николая, — туда простых смертных не пускают, а жаль, думаю, вид оттуда на цветники необыкновенный.

    Жадюги петергофские музейщики, хоть бы картинку где-нибудь выложили повздыхать. Лестница, в знак того, что это уже мужская территория, оформлена не столько мраморной, сколько бронзовой скульптурой. Штакеншнейдер был, может, и не великий, но необыкновенно тонкого вкуса человек.

    Еще хороша собою пергола, которая заканчивается, не в пример остальным питерским перголам (это такой коридор из легких колонн под открытым небом, увитый чем-нибудь вьющимся), тупиком с нишею, и в нем — мраморная скульптура «Мальчик, просящий милостыню». Мальчик настоящий. Одни источники говорят, что он был удачно закопан. Другие — что вообще лежал в пруду.

    Короче, не попался на глаза ни немцам, ни большевикам, что и спасло. Пергола увита виноградом, который за два года сильно разросся, а осень придала листьям совершенно особенный цвет.2005 год, через два дня после открытия.Пергола сейчас.Пергола снаружи.Цветник надо не только смотреть, но и нюхать. А посему лучшее время для визита сюда — конец июля и август.

    Хотя и в июне, и в сентябре тоже есть аромат — душистый горошек пополам с гелиотропом; но остальное, включая замечательные розы, привезенные и собственноручно посаженные настоящей потомкой Романовых (о стыд, позор и увы мне, забыла, кем именно), либо уже, либо еще не пахнет. Две пары фоток: пара моих и пара начала августа 2006 г.

    , любезно предоставленных мне Таинственным И Прекрасным Фотографом, У Которого Обычно Фотографии И Клянчу. Еще в цветнике чудесная достопримечательность — колонна, составленная из белых и голубых стеклянных трубок. В 1854 году прусский король Фридрих Вильгельм IV преподнес ее в подарок любимой сестре Шарлотте, она же императрица Александра.

    Это была третья такая колонна — первые две стояли в саду прусского короля в Потсдаме и на т.н. Острове роз в Баварии. В войну колонну, конечно, разбили. Несколько лет назад благородные немцы сделали колонну по новой и подарили Петергофу, по поводу чего благодарные русские в очередной раз отпраздновали празднег.

    У выхода с Царицына острова на понтонный мостик, ведущий к Ольгиному острову, — художественные руины, включающие в себя угадайте что, спросила нас экскурсовод? Эльф поднял руку. Нет, нет, пусть говорит, остановила мой шип экскурсовод, готовясь поправить неразумного ребенка. Обломки третьего ринальдиевского Исаакиевского собора! — отрапортовал эльф.

    Первый раз в жизни видела, чтобы хороший образец петергофского экскурсовода потратил пару секунд на найти что ответить. Ото ж. Зря, что ли, маму столько вечеров терзали требованиями «расскажи мне про четыре Исаакия»?С понтонного мостика очень красиво смотрится терраса-пристань Царицына павильона. С земли ее не оценишь.

    Вряд ли сюда будут прибывать экскурсанты на лодках; но помечтать-то не вредно, правда?Вид на Царицын павильон с Ольгиного острова.Ольгин остров — тоже уголок рая, но совсем с другим акцентом. И дело не в том, что Николаю на жену денег было не жалко, а на дочь жалко. Просто этот рай не цветникового типа, а скорее такой рай, как его устраивают в монастырских садах.

    Зелень, покой; цветы, конечно, есть, но не ковром, а куртинками; посадки клубники, которая обязательно должна быть в раю (говорят, этот год был клубничный, объелись и охрана, и экскурсоводы). В цветах была замечена очень красивого вида капуста. Видимо, тоже элемент райского блаженства.

    Еще сюда прекрасно вписались подаренная Венецией Петербургу настоящая гондола (долго думали, что же с ней делать, куда ее деть в Петропавловке, и с великим удовольствием подарили Петергофу), а также непременный атрибут рая — райские птицы, павлины и фазаны. Птицы раньше ходили по острову свободно и привольно, умиляя посетителей элитарнейшего музея Петербурга.

    Павлин поднимался по лестнице павильона и стучал в стекло французского окна второго этажа, умиляя туристов еще больше. Потом, правда, из озера пришла выдра, сожрала одного из фазанов и павлиниху, так что птиц пришлось посадить в вольеры; но нужный колорит рая живность по-прежнему создает.

    Сам павильон — четырехэтажный и намеренно похож на южноитальянскую виллу. Подарен Ольге к свадьбе на память понятно о чем. В первом этаже — столовая и буфетная, где выставлены предметы из приданого новобрачной, фарфор и серебро. Маленькая-маленькая табличка в шкафу рассказывает, как серебряный сервиз вернулся туда, откуда были сперт после революции. Под досками такое не спрячешь, конечно. Но несколько лет назад один хороший банк, а именно акционерный банк «Россия», решил заняться благотворительностью, купил на аукционе в Европе 19 предметов столового серебра из Ольгиного приданого и подарил Петергофу. Что лишний раз доказывает, что и на Марсе есть жизнь среди людей богатых встречаются люди со вкусом и даже, страшно сказать, нравственные.

    На втором этаже, там, куда стучался павлин, пока его не защитили от выдры, — кабинет Ольги. На третьем — кабинет Николая. Четвертый этаж — смотровая площадка под навесом.

    На самом деле смотреть там не так уж много на что, потому что Колонистский парк с трех сторон сжат подступающими новостройками. К счастью, 3-5 этажными, но это не очень утешает.У этого павильона тоже есть пристань.Два вида на павлинью лестницу.Ну и сам красавец.

    Думала я показать, что было на островах до того, как Знаменов начал реставрацию, но решила сказку не портить. Так что в качестве дополнительного бонуса — памятник А.И.Штакеншнейдеру возле Ольгина павильона… …и вид на Петропавловский собор с Ольгиного острова из райских зарослей малины.

    Конец трех историй о любви из серии «Малоизвестный Петергоф».Все картинки кликабельны.

    Альбом целиком здесь — http://photofile.ru/users/anna_yak/3086776/.

    Альбом 2005 года здесь -http://photofile.ru/users/annaya/580281/.

    (А где фотографии двух визитов года 2006, сама бы хотела знать).

    Царицын павильон

     Фото — Perfectoriy, 08.2016.

    Царицын павильон                 эклектика (неогрек)

    г. Петергоф, Колонистский парк, 3 — Царицын остров, 1 лит А

    Пам. арх. (фед.)

    1841-1844 — арх. Штакеншнейдер Андрей Иванович   ([99]. C.339)

    ВОв — остались руина

    1990, 2001-2005 — арх. Севастьянов Е. П., арх. Леонтьев А. Г. — реставрация

       см. Ольгин павильон

    • Вид Царицына острова.К. Шульц по рис. И. Мейера.1850 г.
    • Иллюминация Петергофскогопраздника. Ольгин пруд.
    • Царицин павильон. [*]Интерьер. 1910–е гг.(добавил Mary)
    • Из истории Петергофа. Немецко-русские страницы. Изд. Умная Книга.Санкт-Петербург. 2011)
    • Царицын павильон в Колонистском парке. 2-я пол. XIX — нач. XX вв. Фото из коллекции Гос. Эрмитажа(добавил IVa )

    На островах Ольгиного пруда расположены Царицын и Ольгин павильоны в Колонистском парке Петергофа.

    Царицын павильон — доминирующее архитектурное сооружение парка — был построен по проекту А. Штакеншнейдера в 1842-1844 гг.. Имп. Николай I подарил его своей супруге Александре Федоровне. В оформлении и планировке павильона отразилось её увлечение архитектурой древнеримских Помпей.Царицын павильон — асимметричное в плане здание, завершенное трехэтажной башней с наружной лестницей.

    От главного фасада к воде спускается массивная терраса с парапетом, украшенном чугунными вазами. В интерьерах павильона использованы различные виды мрамора (белый, серый, красноватый, черный, голубоватый, сибирский, финляндский), помпейская мозаика, подлинные произведения античного и ренессансного искусства. Территория острова была украшена скульптурами, каменными скамьями, фонтанами.

    После разрушений в годы Великой Отечественной войны павильон стояли в руинах. Реставрация началась только в 2001 г. и продолжалась до 2005 г.. До 1941 г. к югу от Колонистского парка находилась Александринская колония.

    Хрустальная колоннаИзящная, бело-голубая колонна из трубочек многослойного стекла, с золоченым цоколем и капителью в коринфском стиле работы Генриха Бергеса увенчана золотой скульптурой «Девочка с попугаем». Фридрих-Вильгельм IV., прусский король, брат имп.

    Александры Федоровны подарил ее императору Николаю I . Первоначально колонну установили в Коттедже. Но вскоре по распоряжению имп. Александры Федоровны она была перенесена на Царицын остров на Ольгином пруду.

    Во время войны колонна была разбита, и её осколки находились в земле все послевоенные годы. С помощью двух известных немецких фирм «Сименс» и «Кнауф» колонна была отреставрирована и в 2001 г. подарена ГМЗ «Петергоф».

    Образцом для восстановления колонны послужила уцелевшая хрустальная мюнхенская колонна. Аналогичная колонна находится в ансамбле Сан-Суси, в Потсдаме.

    Молящийся мальчик

    В ХIХ в., в «золотую эпоху» российско-германских отношений, император Фридрих Вильгельм IV подарил своей сестре Шарлоте Прусской (Александре Федоровне) бронзовую копию «Молящегося мальчика». Это одна из самых известных скульптур Берлинской  античной коллекции. Ее нашли в конце ХV в. на греческом острове Родос. Она датируется примерно 300-м г. до рождества Христова.

    «Молящегося мальчика» поместили в одну из ниш Царицына павильона на Ольгином пруду Петергофа. Здесь она находилась до 1944, затем была уничтожена. К 60 — летию Победы президент Фонда прусского культурного наследия Клаус Петер Леман передал новую бронзовую копию «Молящегося мальчика» в дар Петергофу.

    (* — Из истории Петергофа. Немецко-русские страницы. Изд. Умная Книга. Санкт-Петербург.

    2011) (добавил Mary)

    • Фото Ксении Самариной, 2016
    • Фото — K_Samarina, 2016.

    Памятник федерального значения (Постановление Правительства РФ № 527 от 10.07.2001)

    • Верхний кабинет смотровой башни
    • Кабинет башни на 3 этаже
    • Фото — Perfectoriy @belimovgushchin, 08.2016.
    • Фото — K_Samarina, 2016.

    Колонистский парк в Петергофе

    Еще одним петергофским чудом является Колонистский парк, проявившийся на карте этого удивительного города, так же как и парк Александрия, в период правления Николая Первого, т.е. во второй четверти 19 века. И так же как Александрия этот парк является не парадным, а пейзажным, причем разбитым в очень живописном месте — на петергофском пруду! 

    Читайте также:  Малая Садовая улица

    Содержание:

    1. Ольгин пруд
    2. Царицын павильон
    3. Ольгин павильон

    Ольгин пруд в Колонистском парке

    Здесь мы вновь встречаемся с искусством и талантом садовых дел мастера П.Эрлера и архитектора А.Штакеншнейдера, превзошедших самих себя.

    Царицын павильон и сад

    С южной границы созидаемого парка находилась в то время немецкая колония, отсюда и пошло название парка – Колонистский. А поскольку парк преимущественно расположен на островных частях суши, находящихся в пруду, то парк можно считать гидропарком, что является довольно уникальным явлением для того времени.

    Колонистский парк на Ольгином пруду

    Ольгин пруд

    Композиционной основой Колонистского парка является Ольгин пруд, который скрыт от городской суеты посаженными по его берегам плакучими ивами. Ивы не просто являются естественной оградой озера, но придают романтическую изолированность данному месту. Ольгин пруд к тому же часть водной системы петергофских фонтанов Нижнего парка Петродворца.

    Ольгин пруд в Петергофе

    Этот живописный пруд появился в 1837 году в результате работ по осушению Охотного болота, находившегося здесь ранее.

    Охотное болото долгое время служило местом охоты членов царской семьи на дичь, но в связи с ростом города нахождение болота около императорских дворцов стало не эстетичным.

    Образованный на месте болота пруд через некоторое время получил имя одной из императорских дочерей.

    Пруд был оформлен двумя искусственными островами. Один из островов был подарен Николаем своей супруге к 25-й годовщине совместной жизни и получил название Царицын остров.

    Другой остров чуть позже был подарен средней дочери Ольге к дню ее бракосочетания и стал, соответственно, Ольгиным островом.

    На обоих островах были построены уникальнейшие павильоны, разбиты сады, цветники, установлены фонтаны и скульптуры.

    Ольгин пруд с островами (вид сверху)

    Сам пруд тоже имел скульптуры, размещенные прямо на воде. Это были «Русалка» (П.Ставассер) и «Нарцисс» (К.Климченко).

    Добраться на эти острова можно было на пароме или на лодках, что добавляло романтичности этому природному уголку. В павильонах этих островов любили уединяться члены императорской семьи, иногда сюда приезжали просто позавтракать или попить чаю. Как говориться, красиво жить не запретишь!

    Царицын павильон. 19 век

    Неоднократно острова становились местом феерических празднеств с участием иностранных именитых гостей и приближенными к императору лиц. На таких мероприятиях присутствовало до четырехсот участников.

    Празднества сопровождались балетными спектаклями, иллюминацией, катанием на лодках и танцами. Традиция праздничных мероприятий на Ольгином пруду продолжалась и после правления Николая Первого.

    Фейерверки над Ольгиным прудом

    Сегодня туристы могут добраться до павильонов по проложенным между берегом и островами мостикам. Касса находится перед первым мостом.

    Посещение необычных сооружений, предназначенных не для проживания царственных особ, а просто для приятного их времяпровождения, весьма интересно и познавательно, а также дает возможность посетить мини-Италию, побывать в древнеримском жилище, и погулять по райскому саду.

    Мостик к павильонам Ольгиного пруда

    В конце 19 века в правление Александра Третьего для городских прихожан на берегу Ольгина пруда был выстроен православный храм Св.Петра и Павла, ставший главным городским храмом.

    Это высокое и богато оформленное сооружение, выстроенное в древнерусском стиле и напоминающее московский Собор Василия Блаженного, своим видом сказочного терема с пятью шатровыми главами очень оживляет местный пейзаж.

    Собор Петра и Павла на Ольгином пруду

    Царицын павильон

    Этот павильон создавался как образец итальянско-помпейской архитектуры на Царицыном острове в начале 40-х гг. 19 столетия. Дело в том, что супруга Николая Первого мечтала посетить Италию, и любящий муж решил подарить ей уголок этой страны, созданный на острове Ольгина пруда.

    Царицын павильон на Ольгином пруду

    Ассиметричное строение цвета желтого камня с трехэтажной башней напоминало древнеримские строения, но было адаптировано к местным условиям (арх.А.Штакеншейдер).

    Архитектура павильона

    Внутренняя планировка в точности копировала жилище древнеримских аристократов. Центральное помещение – атриум – являл собой основную часть павильона. По центру атриума, как положено, находился четырехугольный розово-голубоватый мраморный водоем с фонтаном в виде вазы.

    Водоем атриума

    От каждого угла водоема поднимался голубомраморный столб, и все четыре столба служили поддержкой кровле. Обязательный открытый проем атриума над бассейном имел стеклянный купол, который открывался и закрывался в зависимости от погоды.

    По стенам атриума были расположены декоративные композиции с морскими божествами. Вокруг водоема размещены небольшие копии известнейших античных статуй: Аполлон с Венерой, Дискобол, Амур с Психеей и т.д. Банкетки и те были стилизованы под помпейские.

    Фрагмент атриума Царицынского павильона

    Экседра (комната отдыха из трех ниш) по римским правилам располагалась направо от атриума. Это неяркое помещение было обставлено прекрасной мебелью, напоминающей итальянскую: полукруглыми синими, стоящими в нишах, диванчиками; круглыми столиками; светильниками-торшерами. Здесь стояла всего одна статуя – Психея, украшенная позолоченной бабочкой.

    Комната отдыха

    Самым большим помещением в павильоне является ойкос — Гостиная, которая разделяется голубомраморными колоннами на две зоны.

    Ярко-красные стены с изображениями грифонов, мозаичный пол и столы, черно-мраморный камин, римские вазы и бюсты – вся обстановка переносит посетителя в мир древнего Рима.

    Здесь можно увидеть Этрусский сервиз, выполненный в древнеримском стиле специально для этой гостиной.

    В расположенной рядом Столовой с ярко-синими стенами, можно увидеть настоящую напольную мозаику из Помпеи, столы-консоли, камин с мраморными бюстами и прочие древнеримские атрибуты. Также здесь представлен другой прекрасный столовый сервиз – Коралловый.

    Для императрицы обустроен специальный Кабинет — довольно узкий с прекрасным диваном, помещенным в полукруглую нишу, с рабочим столом и мраморным камином, золочеными часами, умывальным прибором и прочими очаровательными и милыми мелочами. Из этого кабинета есть проход в небольших размеров Внутренний сад, в котором журчит пара фонтанов, а из сада по наружной лестнице подняться в Кабинет императора.

    Внутренний садик Царицынского павильона

    Под Кабинетом императора находится Буфетная, а над его кабинетом – смотровая площадка башни, куда подъем осуществляется по узкой винтовой лестнице. Со смотровой площадки открывается прекрасная панорама пруда и островного сада.

    Планировка сада

    Окружающий павильон сад с цветниками, фонтанами и скульптурами был подобен райскому сказочному миру, так не похожему на окружающую действительность. Садовник Эрлер разбивал садики в гармонии с античной архитектурой.

    Около главного входа был организован Южный садик в виде плоского сада-цветника, с доминирующей в нем большой мраморной скамьей, украшенной античной скульптурой.

    Центр садика обозначен бассейном с живыми цветами.

    Большая скамья в Южном садике

    Необычен был и Внутренний садик с экзотическими растениями, мраморными статуями и фонтанами. Под каменным полом находилась печь для отопления. С западной стороны садика расположена терраса со скульптурой «Спящей Венеры».

    На террасе Царицынского павильона

    Есть еще Собственный садик, созданный для императрицы. На его правильно очерченной геометрической поверхности росли розы, любимые цветы Александры Федоровны. Древнеримский характер носит и созданная из материала разобранного третьего Исаакиевского собора архитектурная «Руина».

    Руина в садике у Царицынского павильона

    На восток от Павильона идет пейзажный сад, сформированный в виде естественного ландшафта. Здесь среди многочисленных деревьев и кустарников находится Дуб, выросший из желудя, доставленного с могилы Вашингтона. 

    • Памятная табличка присланного желудя с могилы Вашингтона
    • Этот желудь посадил сам Николай Первый, после смерти которого Александра Федоровна возле выросшего Дуба Вашингтона в специальную золоченую корзинку сажала незабудки и анютины глазки.
    • Дуб Вашингтона

    Ольгин павильон

    Строительство павильона на Ольгином острове происходило во второй половине 40-х гг. 19 века и связано было с долгожданной поездкой императорской семьи в Италию. Напоминанием об этой поездке и стал Ольгин павильон, выполненный как простой неаполитанский домик или вилла окрестностей Палермо.

    Желтое сооружение с башней, завершенной плоской крышей, как бы вырастает из водной глади. Стены украшены белыми барельефами и бюстами. Оживляют здание и драконоподобные водостоки и многочисленные балкончики, и открытые террасы.

    Ольгин павильон в Колонистском парке

    Войдя в павильон, практически сразу, после небольшой прихожей гости оказываются в помещении Столовой.

    Оформление этой комнаты сделано с помощью расписанных под мрамор стеновых панелей, лепнины и орнамента, мраморного камина и расписного потолка.

    Перед гостями накрыт роскошный стол, сервированной серебряной посудой, гравированной инициалами хозяйки – О.Н. Здесь присутствует и сама хозяйка, смотрящая на гостей с портрета, выполненного художником П.Орловым.

    Рядом со Столовой с одной стороны небольшая Буфетная, с другой – Туалетная комната. Из Столовой есть выход к ступенькам, ведущим к пруду, по которым  можно спуститься к пристани с лодками и гондолами.

    Гондола 19 века в Колонистском парке

    Второй этаж занимает Кабинет хозяйки, из которого лестница, оборудованная с внешней стороны дома, ведет в садовую зону. Кроме того, в Кабинете есть балкон с небольшой террасой.

    Кабинет императора в Ольгином павильоне

    Кабинет императора расположен над кабинетом дочери, на третьем этаже. Как и кабинет Ольги, он довольно скромен в оформлении. Письменный стол, диван, изображения Итальянских видов на стенах, есть даже чайник и стаканы в подстаканниках. Из этого кабинета, как и в Царицыном павильоне, есть лестница, ведущая наверх к смотровой площадке.

    Кроме Ольгиного павильона, остров был оборудован театральной сценой, устроенной на деревянных подмостках прямо в пруду и стилизованной под античные руины.

    Зрителей располагали на окраине острова, оркестр – около воды, а балетные спектакли, в которых принимали участие Е.Соколова, М.

    Кшесинская и другие ведущие танцовщицы своего времени, проходили не сцене расположенного под открытым небом театра.

    Ольгин павильон окружен прекрасным пейзажным парком с хаотично разбросанными цветочными клумбами и зелеными лужайками. Вдоль дорожек росли ягодные культуры. 

    В саду Ольгиного острова Колонистского парка

    Здесь можно было полакомиться земляникой, малиной, смородиной. На лугу находилась скульптура Венеры, в саду мраморные скамейки. Около павильона находится памятник и талантливому архитектору А.Штакеншнейдеру.

    Скульптура Венеры около Ольгиного павильона

    Ощущение райского пейзажа усиливали гуляющие павлины, синие фазаны и золотые петушки. Этих птиц можно увидеть и сегодня, но находятся они в специализированных вольерах.

    Павлины в саду Ольгиного острова

    Найти Колонистский парк на Ольгином пруду с его удивительными павильонами очень легко. Он расположен около Санкт-Петербургского проспекта с противоположной от Верхнего парка Петродворца стороны. 

    Этот парк работает с 10.30 до 18.00 только в летний период и относится к Музею-заповеднику Петергоф. Чтобы осмотреть парковые павильоны, нужно купить билет с экскурсионным обслуживаем. А после экскурсии можно еще раз пройти по парковым дорожкам и сфотографироваться на фоне удивительно живописных мест.

    Войдите, чтобы оставить свой отзыв.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector