После выхода в 2017 году фильма «Матильда» режиссера Алексея Учителя историю об отношениях императора Николая II и прима-балерины Мариинского театра Матильды Кшесинской знают, наверное, даже самые далекие от изучения истории люди. Но сегодня мы не будем говорить о морально-нравственных качествах участников этих событий, а заглянем в залы особняка Кшесинской. В наше время здесь расположен Государственный музей политической истории России.
Особняк Матильды Кшесинской
Великолепные интерьеры
Аванзал или ротонда
Как добраться
Особняк удобно расположен вблизи станции метро «Горьковская», пешком от нее — около пяти минут. Адрес здания — улица Куйбышева, 2—4. Сейчас в музее проводится большое количество разнообразных экскурсий.
Можно послушать об истории дома, совершить обзорное путешествие по музею или, например, узнать немного больше о революции 1917 года.
После каждой экскурсии вы можете обойти все залы самостоятельно, изучив экспозицию более подробно.
Белый зал
В особняке бывали Фёдор Шаляпин, Айседора Дункан, Анна Павлова
Выставка, посвящённая Кшесинской
Помещение бывшего кабинета
Стоимость взрослого билета в музей (без льгот) — 250 рублей. Если же вы решите посетить музей с экскурсией, то стоить это будет 300 рублей. В кассе принимают как наличные, так и банковские карты. Записываться на посещение с экскурсией лучше заранее.
Экскурсия по музею и парадным залам особняка
Сегодня Музей политической истории — это не только особняк Кшесинской, но и находившийся по соседству дом предпринимателя Василия Эммануиловича Бранта. Постройки были объединены в один комплекс в 1955—1957 годах.
Идея же создания экспозиции родилась гораздо раньше, еще во время Первой русской революции.
Официально предшественник Музея политической истории, Государственный музей Революции, был открыт в залах Зимнего дворца 11 января 1920 года.
Экскурсия «Матильда Кшесинская: фуэте судьбы» описывает весь период жизни знаменитой балерины
Музей политической истории России
Инсталляция на входе в выставочные залы
Вернемся к особняку Кшесинской. После революции 1917 года в нем располагались различные государственные учреждения, а в 1954 году сюда переехал Государственный музей Великой Октябрьской социалистической революции.
Видео: Особняк Кшесинской. От дома для балерины до Музея политической истории
Современное название — Государственный музей политической истории России — экспозиция получила в 1991 году. Сегодня его коллекция — это примерно 500 тысяч самых различных экспонатов разных эпох: документов, плакатов, книг, фотографий и других реликвий.
Историческая экспозиция
Реконструкция квартиры советского периода
«Рабочий кабинет»
Примечательна история первого экспоната — это поддельная 500-рублевая купюра Государственного банка Российской империи.
Художница, подделывающая банкноту для большевистского руководства, допустила ошибку при написании ее номера, и купюру в шутку было решено сохранить для будущего музея.
Она была помещена в бутылочку и закопана у конспиративной дачи, а через несколько лет участник этих событий отыскал раритет и передал в музей.
«Котельная»
В музее большое количество мультимедийных экспонатов
Первый экспонат музея
Я не считал, сколько выставочных залов насчитывает музей, их здесь очень много, даже быстрый осмотр экспозиции может занять у вас пару часов. К тому же сегодня в Петербурге расположено два филиала музея: выставка «История политической полиции и органов государственной безопасности России. XIX—XX вв.» и Детский музейный центр исторического воспитания.
С балкона особняка выступал Владимир Ильич Ленин
Фонтан во дворе
Фасад особняка
Если кратко, в целом:
- большой выбор экскурсионных программ,
- есть возможность посетить музей самостоятельно или с гидом,
- удобное расположение в центре города.
От «гороховых пальто» до пепельницы Мессинга. О чем заговорил с горожанами музей истории органов госбезопасности (фото)
На Филиппинах загорелось российское посольствоВ Кронштадте подключили два новых светофораРоспотребнадзор: Распространение «омикрона» в России замедлилось«Итоги недели» с Андреем КонстантиновымВ Петербурге «РазДельному Сбору» не хватает волонтёровПутин в одиночестве встретил парад олимпийцев в ПекинеУровень коллективного иммунитета к ковиду в России снизилсяГазовоз собрал три легковые машины на Парнасе, уронив одну на бокПлач ребенка привел полицию к подвалу на севере ПетербургаВ подмосковной школе рухнула крыша актового залаВ ДТП на Кубинской пострадали двое. Легковая врезалась в грузовикУмер сценарист «Человека с бульвара Капуцинов» Эдуард АкоповApple открыла представительство в России по закону «о приземлении»Полиция Петербурга показала, как из «Галереи» пропали 70 iPhoneГенсеку НАТО нашли новую работу. Он возглавит Центробанк НорвегииВ Петербурге больше 37 тысяч детей заболели COVID-19В ожидании Мэри Поппинс. В Петербурге завтра будет ветрено и снежноМИД РФ: Журналисты Deutsche Welle в пятницу должны сдать аккредитацииРоссельхознадзор разрешил поставки цитрусовых из КитаяМинистр спорта России Олег Матыцин заболел коронавирусомПредыдущие новостиАрхив материалов
Что такое перлюстрация, кто такие филёры, под какой кличкой проходил Сергей Есенин и о чем на самом деле говорила фраза «товар подмочен», — рассказывает новая экспозиция филиала Музея политической истории России, посвященная деятельности отечественных спецслужб.
Алина ЦиопаПоделиться
«Гримерная» агента наружного наблюдения, аксессуары для незаметного вскрытия переписки, чемоданы с потайным дном для контрабанды печатных изданий — все это и многое другое теперь можно увидеть в новой постоянной экспозиции филиала Музея политической истории на Гороховой, 2, — в здании, где более полувека работали российские и советские секретные службы. Реэкспозиция залов длилась год, и теперь они вновь открыты для публики.
«Это полностью новая экспозиция — новые документы, новые экспонаты, новый дизайн», — рассказывает «Фонтанке» Оксана Алексеева, кандидат исторических наук и заведующая филиалом.
По ее словам, разделов несколько: в первом зале речь идет о работе органов XIX века — Третьего отделения собственной его императорского величества канцелярии и Департамента государственной полиции.
Во втором — о периоде с октября 1917 года по март 1918 года, взятии власти большевиками и создании Всероссийской чрезвычайной комиссии.
Далее посетитель попадает в кабинет Дзержинского, предметы интерьера которого демонстрировались и в старой экспозиции, однако к ним добавилась карта Петрограда на стене — о ней узнали из воспоминаний чекистов.
Алина ЦиопаПоделиться
Наконец, публика переходит в большой зал, посвященный истории советских органов безопасности с марта 1918 года и до 1953 года, смерти Сталина. Ну и «бонусом», в последнем зале, — выставка об истории дома на Гороховой, через который — в разном качестве — проходили, оставляя свои воспоминания, и Александр Блок, и Вера Мухина, и Исаак Бабель, и Владимир Ленин.
До реэкспозиции в музее можно было узнать лишь о событиях до 20-х-30-х годов ХХ века — пунктирно, а в основном — до конца Гражданской войны.
«Мы довели временные рамки от 1826 года, создания Третьего отделения, до 1953 года, дополнили документами, которые ранее не были доступны — не были рассекречены или выверены в архивах, фондохранилищах, — и собрали новые экспонаты», — резюмирует Оксана Алексеева, добавляя, что это — единственный в России общедоступный вневедомственный музей, который рассказывает об истории органов госбезопасности.
Казалось бы, именно события сталинского периода должны оставлять более сильное впечатление после посещения выставки, врезаясь в сердце горькой правдой масштабов человеческих потерь внутри страны.
Но они как раз поданы суше, в основном — через личные вещи представителей профессии и тексты.
Поэтому наглядность первых витрин, повествующих о царском времени, вкупе с неким романтически-детективным флером, делают именно их более запоминающимися.
«Если говорить о XIX веке, у нас впервые представлены элементы перлюстрационного, черного кабинета, как его еще называли, — рассказывает Оксана Зайцева, кандидат исторических наук, старший научный сотрудник музея.
— Перлюстрация — это вскрытие личной корреспонденции, она проходила секретно на почтамтах.
Это были кабинеты, неизвестные большинству сотрудников, но мы воссоздали элементы, как это выглядело, — по воспоминаниям людей, которые там работали».
Алина ЦиопаПоделиться
Так как вскрытие конвертов должно было проходить незаметно, сотрудники этой службы — люди, кстати, очень образованные, потому что они должны были читать на нескольких языках, — пользовались целым арсеналом предметов: например, в экспозиции представлен чайник — над паром распаривали клей, которым были заклеены конверты. Тут же — куски сургуча: испорченную печать здесь могли поставить заново. А вот костяных спиц, которыми вскрывали письма, в экспозиции нет — не сохранились.
«Сама перлюстрация была секретна, — поясняет Оксана Зайцева. — Ни одно государство не признавалось официально, что перлюстрация существует. Соответственно, хранить предметы, которые были связаны с перлюстрацией, тем более в музее, никто бы не стал».
В соседней витрине собраны элементы гардероба филёров — агентов наружного наблюдения, которые следили за революционерами и другими гражданами, представлявшими интерес для департамента полиции.
Алина ЦиопаПоделиться
«Филёры должны были быстро менять свой облик, чтобы оставаться незаметными в толпе. И часто они переодевались в извозчиков, швейцаров, лакеев», — рассказывает сотрудница музея.
В витрине обращает на себя внимание женская обувь — этой службой занимались и дамы, — например, те, чьи мужья уже были в профессии. Но переодеться в женщину мог и мужчина.
«Филёры не только переодевались — они должны были знать лексику, говорить похоже на какую-то социальную категорию, быть выносливыми, потому что им приходилось подолгу следить за «объектами», — рассказывает Оксана Зайцева. — Они должны были обладать хорошей памятью. Потому что часто филёр знал только лицо и придумывал кличку наблюдения, а фамилию человека он мог не знать».
Так, Сергей Есенин проходил под кличкой Набор, Григорий Распутин — Темный, Иосиф Джугашвили (Сталин) — Кавказец. Естественно, у филёров был свой условный язык — например, фраза «товар подмочен» означала, что наблюдаемый скрылся.
Впрочем, не повторяться и оставаться незаметными на практике выходило не всегда. На каком-то этапе казенные пальто стали настолько узнаваемыми, что их даже стали называть в народе «гороховыми».
Еще одна новая витрина в музее посвящена подпольным типографиям, в ней представлены предметы, связанные с нелегальной транспортировкой запрещенной литературы на территорию Российской империи. Это и нательный жилет, куда вкладывались бумаги, и чемодан с двойным дном, и полые металлические «подошвы», в которые могли наливать чернила для типографии.
Алина ЦиопаПоделиться
Далее, миновав инсталляцию с дверью одиночной камеры Дома предварительного заключения и кабинет Дзержинского, посетитель попадает в ХХ век. Часть документов о деятельности 1920–1930 годов сейчас недоступна — из-за коронавируса, но интересные сюжеты все равно есть.
О деятельности ОГПУ (Объединённого государственного политического управления) рассказывают на людских примерах. В частности — Леонида Дмитриева, одного из первых сотрудников Отдела по борьбе с бандитизмом, на чье дежурство пришлось задержание рецидивиста Леньки Пантелеева на Можайской, 38, где тот был в итоге застрелен.
«Застрелил его Иван Бусько, тоже молодой чекист, который также здесь работал, — рассказывает Оксана Зайцева. — Все остальные были на выезде, некого было отправлять — оставался один он, и его отправили ловить Пантелеева.
И когда началась перестрелка, он Пантелеева застрелил.
Потом Бусько отправили на Дальний Восток — есть разные мнения, почему так получилось: возможно, его «спрятали», потому что боялись мести уголовного мира, а, возможно, это было повышение — ведь он стал начальником погранзаставы».
Среди других предметов — значок ленинградского общества «Динамо» (созданного по инициативе сотрудников ОГПУ), принадлежавший Дзержинскому, пепельница Станислава Мессинга, руководившего Петроградским ЧК с ноября 1921 года, гигантские ключи от внутренней тюрьмы на Шпалерной и предметы, изъятые у контрабандистов — от иголок и наперстков до игральных карт.
Еще один раздел рассказывает о работе сотрудников органов госбезопасности в войну — они, как и все, тушили бомбы, но ко всему прочему — боролись с «сигнальщиками», шпионами или предателями, которые во время обстрелов с помощью фонариков давали понять вражеским самолетам, где находятся предприятия, чтобы их бомбить.
Алина ЦиопаПоделиться
Впрочем, не все истории на выставке — геройские и патриотические. Есть и те, в которых «просвечивает» жестокость системы — даже по отношению к своим.
Показательна в этом плане биография Дмитрия Быстролетова (Андрея) — сотрудника резидентуры советской внешней разведки в Берлине, вербовщика, писателя. В экспозиции представлены его фотографии в разных образах.
Его агенты передавали ценнейшие материалы переписки правительственных учреждений, шифры и коды. В эмиграции он оказался довольно рано, еще спасаясь от мобилизации в Добровольческую армию генерала Деникина, и, находясь в Чехословакии, с 1924 года выполнял задания советской разведки. Знал 24 языка.
В 1936 году вернулся в СССР, а в 1938 году был арестован и приговорен к 20 годам лагерей. Освобожден в 1954 году и спустя два года реабилитирован. И это лишь одна из судеб, о которых можно узнать в музее.
Алина Циопа, «Фонтанка.ру»
Алина Циопа Алина Циопа Алина Циопа Алина Циопа Алина Циопа Алина Циопа
Проект реализован на средства гранта Санкт-Петербурга
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
mallaga18 Ноя 2020 в 22:13Рекламный отдел ФОНТАНКИ! Ну не могу я больше двух недель читать статьи инетиздания сквозь постоянно встающее поперек текста рекламное окно Музея политической истории. Это уже беспредел. Оно всплывает даже на тексте статьи об этом музее.
Избавьте, ради христа!13grubyrealist04 Ноя 2020 в 14:53Весьма бюджетный музей истории российской.Очень деликатный и грамотный персонал.Скромный бюджет,к сожалению,не позволяет (вероятно) «внедрять» в экспозицию современные IT-технологии.Зато-без «давления и акцентирования» либерастических идей,в отличие от екатеринбургского ЕБН-центра…читать все комментариидобавить комментарий
Музей История политической полиции – Гороховая, 2
(филиал Государственного музея политической истории России)
Адрес: Адмиралтейский пр., 6Телефон: справки и заказ экскурсий — (812) 312-27-42Режим работы: с 10.00 до 18.00 часов, выходные — суббота и воскресенье
Музей «История политической полиции России ХIХ-ХХ веков» расположился в самом подходящем для этого здании — бывшем Управлении Санкт-Петербургского градоначальства и полиции. Здесь в течении более чем 50 лет работали органы спецслужб России и Советского Союза.
Экспозиция музея занимает три зала.
В первом из них воссоздан кабинет начальника Санкт-Петербургского охранного отделения конца ХIХ — начала ХХ веков, где работали знаменитые деятели политической полиции. В 1917 году в этом кабинете приступил к работе председатель ВЧК Феликс Эдмундович Дзержинский.
Именно в эти стены в разные периоды российской истории приводили на допросы таких деятелей разных политических течений как Рысаков, Ленин, Мартов и многих других. В кабинете полностью восстановлен исторический интерьер — мебель работы ХIХ века, люстры, штофные обои.
Во втором зале находится экспозиция, посвященная деятельности политической полиции в дореволюционный период.
Во втором зале экспозиция посвящена деятельности политической полиции дореволюционнго периода. Структурно политическая полиция оформилась при императоре Николае I, когда в качестве руководящего органа политического сыска по Императорскому указу от 3 июля 1826 года было образовано III отделение Собственной Его Императорского Величества канцелярии.
В экспозиции представлены дела и документы Третьего отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, которое было главным органом политического сыска в России, начиная со времен правления Николая I. В этих документах отражена работа полиции по пресечению деятельности подпольных кружков и борьба против проникновения в Российскую Империю революционных идей.
Помимо этого во втором зале имеются портреты людей, руководивших до революции политическим сыском, тюремная одежда и письма политзаключенных и юбилейный альбом корпуса жандармов с акварелями, запечатлевшими различные его подразделения.
В третьем зале выставлены предметы, касающиеся Всероссийской Чрезвычайной Комиссии и деятельности Петроградской ЧК во время гражданской войны, и иллюстрирующие историю становления политической полиции СССР. Среди них — ведомственные инструкции, листовки и документы периода красного террора (письма политзаключенных, протоколы заседаний коллегии Петрочека).
За последние несколько лет в Музее «История политической полиции — Гороховая, 2» устраивалось множество интересных выставок, к примеру, «От голубого мундира жандарма до черной маски спецназа», «ВЧК, КГБ, ФСБ против терроризма и шпионажа» и выставка, посвященная женщинам, работавшим в органах государственной безопасности и внешней разведки, «Погоны чекиста на женских плечах».
Текст подготовила Ирина Абрамидзе
Музей "История политической полиции России — Гороховая, 2" — Музеи Россия Санкт-Петербург
Телефон: (812) 312-2742
Адрес: 191186, Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т, д. 6/2
Проезд: Метро «Гостиный двор», «Невский проспект», тролл. 1, 7.
Режим работы:* Ежедневно с 10.00 до 18.00, кроме субботы и воскресенья
Интернет:
www.museum.ru/M195 — официальная страница
Государственный музей политической истории России — W1281, официальный сайт www.polithistory.ru
эл. почта: eMail('polithist','cards.lancr.net','')
афиша, события и экскурсии |
Афиша на ближайшее время:
в музее | |
c 12 февраля по 30 июня | — КГБ СССР: люди, судьбы, операции. АФГАНИСТАН. 1979-1989 гг. |
полная афиша музея
Памятные даты и ежегодные мероприятия: дата основания — 01.04.1975 |
Описание: Музей расположен напротив Адмиралтейства в здании бывшего Санкт-Петербургского градоначальства, где в XIX — первой трети ХХ вв. помещались центры российских спецслужб — от царской «охранки» до ВЧК и Ленинградского ОГПУ. Это единственный открытый для широкой публики музей, уникальные экпонаты которого рассказывают о двух столетиях тайной войны с реальными и вымышленными врагами государства. Выставка «ВЧК, КГБ, ФСБ — против шпионажа и терроризма». |
Здание(я): Памятник архитектуры конца XVIII века, построен по проекту архитектора Джакомо Кваренги. |
Основные экскурсии: Руководители и сотрудники политической полиции самодержавной России Борьба с терроризмом и шпионажем в XIX-ХХ веках Политическая полиция от Третьего отделения Собственного Его Величества Канцелярии до ГПУ Политическая полиция в годы гражданской войны (ВЧК — ОГПУ) |
Местные достопримечательности:
— Исаакиевский собор — Эрмитаж — АдмиралтействоОсновные должностные лица:* Директор: Михайлова Людмила Васильевна, тел. (812) 312-2742
- Тел. дирекции:
- Адрес дирекции:
- Даты открытия и основания:
- Бюджетный статус:
- Организационно-правовая форма:
- Тип организации:
- Классификация организации:
- Площади организации:
- Количество сотрудников:
- В структуре организации имеются:
- Вышестоящая организация:
- Членство в организациях:
(812) 312-2742, Факс: (812) 312-2742 191186, Санкт-Петербург, Адмиралтейский пр-т, д. 6/2 основан: 01.04.1975 Федеральный некоммерческое учреждение культурно-массовая,исследовательская Историческая экспозиционно-выставочная 118м2 временных выставок 61м2 6, из них 2 научных экспертная группа, реставрационные мастерские Государственный музей политической истории России — M114 Союз музеев России — R14 ИКОМ — Международный Совет музеев — R48
Наиболее ценные (уникальные) коллекции: Подлинные документы Департамента полиции, охранного отделения Вещи и документы чекистов 1917-1990 гг. Видеофильм о боях в г. Грозном (1996 г.) Видеофильм о борьбе с агентами ЦРУ наиболее интересные предметы фондов |
Информация взята с www.museum.ru
Музей и филиалы | Государственный музей политической истории России
Адрес музея: Адмиралтейский пр., 6
Отдел «Гороховая, 2. История политической полиции и органов государственной безопасности России. XIX-XX вв.» находится в особняке, построенном в конце XVIII в. по проекту архитектора Дж.
Кваренги для президента медицинской коллегии барона И. Ф. Фитингофа. После продажи здания в казну в 1804 г. здесь разместились Губернские присутственные палаты.
В одной из них – судебной, работали судьями будущие декабристы И. И. Пущин и К. Ф. Рылеев.
С середины XIX в.
в здании находились органы, обеспечивавшие порядок и безопасность столицы Российской империи – Управление Столичным градоначальством, Отделение по охранению общественного порядка и спокойствия в Санкт-Петербурге и Губернское жандармское Управление. В этом здании работали такие корифеи политического розыска дореволюционной России как Г. Судейкин, В. Пирамидов и П. Рачковский.
С 70-х гг. XIX в. и до февраля 1917 г. в камеры предварительного заключения на Гороховую, 2, доставляли представителей разных оппозиционно-революционных движений – здесь побывали А. Соловьев, Н. Рысаков, Ю. Мартов, В. Ленин, Ф. Дан и многие другие; а с декабря 1917 г. – В. Коковцев, А. Вырубова, А. Блок, К. Петров-Водкин, моряки мятежного Кронштадта.
С декабря 1917 г. по март 1918 г. на Гороховой, 2, работала Всероссийская Чрезвычайная Комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК) – первый орган государственной безопасности, созданный еще 7 (20) декабря 1917 г.
После переноса столицы Советской России в Москву и переезда туда советских органов управления, в том числе и ВЧК, в здании с марта 1918 г. разместилась первая местная ЧК – Петроградская ЧК. Петроградские чекисты работали на Гороховой, 2, до 1932 г.
После завершения строительства Большого Дома чекисты разместились в специально возведенном для них здании на Литейном проспекте.
Яркой экспозиционной составляющей отдела «Гороховая, 2» является первый рабочий кабинет председателя ВЧК-ОГПУ Ф. Э. Дзержинского. В начале 1970-х гг. силами музейных сотрудников и ленинградских реставраторов был воссоздан его исторический интерьер, восстановлены штофные обои, люстры, мебельный гарнитур работы рубежа XIX-XX вв. С 1975 г. кабинет открыт для посетителей как мемориальный.
В 2020 году открылась постоянная экспозиция «История политической полиции и органов государственной безопасности России. XIX ‒ XX вв.», которая посвящена истории отечественных спецслужб с начала XIX и до середины XX вв.
Выставочные проекты отдела освещают деятельность отечественных спецслужб, их место и роль в политической системе общества.
Музей истории политической полиции России | Санкт-Петербург Центр
г. Санкт-Петербург, ул. Гороховая, д.2Адмиралтейская, Сенная площадь
https://www.polithistory.ru
История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.
Феликс Дзержинский, 13 марта 1925 года.
Этот музей, посвященный истории органов политического надзора в России, является филиалом Музея политической истории России, и носит также более простое и лаконичное имя – Филиал «Гороховая-2». Сам этот адрес является достаточно выразительным названием, именно здесь долгое время размещалось Ленинградское подразделение ВЧК и ОГПУ.
Сам особняк, расположенный по этому адресу, был построен архитектором Джакомо Кваренги, и первым владельцем его был Иван Федорович Фитингоф, директор Медицинской коллегии при Екатерине Великой. После его смерти, дом был выкуплен казной и с начала XIX века в нем расположились «губернские присутственные места».
В 1877 году особняк стал штабом ведомства петербургского градоначальника. Здесь же, в специально надстроенном пятом этаже, располагалась его служебная квартира.
Одним из учреждений, подведомственных градоначальнику, была знаменитая «охранка», Отделение по охранению общественной безопасности и порядка.
Создано оно было после покушения на жизнь Александра II, как орган борьбы с политическим инакомыслием.
После Октябрьской революции, совершенно логично, место «охранки» заняла Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем (ВЧК). В этом здании работали Феликс Дзержинский и Моисей Урицкий. Среди политзаключенных «Гороховой-2» можно упомянуть Александра Блока и Николая Гумилева.
Музейная деятельность началась здесь еще в 1925 году. Первая экспозиция, основанная на архивных данных, стенограммах допросов и личных воспоминаниях чекистов, была создана по личному распоряжению Дзержинского. Посещать ее могли только члены ВКП(б). В последствии музейная часть дополнилась мемориальным кабинетом Железного Феликса.
С 1994 года особняк был включен в комплекс Музея политической истории России. Тематически его экспозиция разделена на три периода: первая часть посвящена Санкт-Петербургскому охранному отделению, вторая – деятельности политической полиции в дореволюционные годы, третья освещает деятельность ВЧК.
Музей политической полиции России в Санкт-Петербурге
Музей политической полиции России (Государственный музей политической истории России: Филиал «Гороховая-2») — музей Санкт-Петербурга.
Расположен на углу Гороховой улицы и Адмиралтейского проспекта по адресу Гороховая улица, дом № 2.
История
Особняк был построен в конце XVIII века архитектором Дж. Кваренги для барона Фитингофа, лейб-медика Екатерины II. После его смерти особняк был выкуплен городом. Перестроен: 1803 г., арх. Михайлов А. А. 1-й, 1876 г., арх. Андерсон К. К. Памятник архитектуры Федерального значения
Основная статья: Дом Фитингофа
Государственное учреждение, охранка
С 1804 года в здании расположены «губернские присутственные места» (современный наследник — Администрация Санкт-Петербурга). В этом учреждении трудились будущие декабристы Кондратий Рылеев и Иван Пущин.
С конца 1877 года дом передан в ведение санкт-петербургского градоначальника Ф. Ф. Трепова. Для его служебной квартиры со стороны двора дом был надстроен пятым этажом. При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест были расположены:
- Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия (распространённый термин — охранка),
- В 1906-м году Охранное отделение переехало в бывшую квартиру А. С. Пушкина — Мойка, 12.
- Недалеко было расположено губернское жандармское управление.
- В 1898 году губернское жандармское управление было переведено на Миллионную улицу, 11;
24 января 1878 года в этом доме Вера Засулич стреляла в градоначальника Ф. Ф. Трепова, ранив его. В это же здание привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев А. К. Соловьёва (покушение 2 апреля 1879), Николая Рысакова, Николая Кибальчича (покушение 13 [1] марта 1881), а также других менее именитых государственных преступников.
В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова восседал жандармский подполковник Георгий Судейкин.
ВЧК
С декабря 1917 по март 1918 года в этом доме располагалась Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем. Здесь работал Ф. Э. Дзержинский и часто бывал М. С. Урицкий, причём Ф. Э. Дзержинский работал в кабинете Трепова и Судейкина.
В 1925-1929 годах в здании работал первый ведомственный музей ВЧК-ОГПУ.
До окончания строительства «Большого дома» на Литейном проспекте в этом здании находились ленинградские подразделения ВЧК и ОГПУ.
Заключенные Петроградской ЧК на Гороховой
- Блок, Александр Александрович (1880—1921)
- Верховский, Александр Иванович (1886—1938)
- Вырубова, Анна Александровна
- Гумилёв, Николай Степанович (1886—1921)
- Коковцов, Владимир Николаевич (1853—1943)
- Пальчинский, Пётр Иоакимович (1875—1929)
- Пунин, Николай Николаевич (1888—1953)
Музей
Первый ведомственный музей ВЧК-ОГПУ существовал в особняке ещё в 1925-1929 годах. Правом посещения того музея обладали все члены ВКП(б), он был открыт по личному распоряжению Ф. Э. Дзержинского.
Обращение Дзержинского к сотрудникам органов ОГПУ:
Дорогие товарищи!
История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.
В будущем историки обратятся к нашим архивам, но материалов, имеющихся в них, конечно, совершенно недостаточно, так как все они сводятся в громадном большинстве к показаниям лиц, привлекавшихся к ответственности, а потому зачастую весьма односторонне освещают как отдельные штрихи деятельности ВЧК-ОГПУ, так и события, относящиеся к истории революции. В то же время кадры старых чекистов все больше распыляются, и они уносят с собой богатейший материал воспоминаний об отдельных моментах, не имеющих зачастую своего письменного отражения.
Поэтому мы, учитывая необходимость подбора материалов, которые полностью и со всех сторон осветили бы многогранную работу всех его органов, обращаемся ко всем старым чекистам с просьбой заняться составлением воспоминаний, охватывая в них не только работу органов ВЧК в разных ее направлениях, но и политическую и экономическую, сопровождающую описываемые события, а также характеристики отдельных товарищей, принимавших активное участие в той или иной работе, как из числа чекистов, так и местных партийцев вообще.
— 13 марта 1925 года
При этом к экспонатам музея были выставлены повышенные требования по соблюдению государственной тайны.
Требования к документам, выставленные Дзержинским:
Но Дзержинский потребовал: «Все составленные таким образом материалы считаются совершенно секретными, пишутся от руки, на машинках не перепечатываются и в подлинниках (не оставляя у себя копии) направляются через фельдъегерский корпус лично в адрес заместителя председателя ОГПУ»
— 1925 год
Эти распоряжения во многом сказались на историографии советских органов госбезопасности. В результате такой политики, в ходе проведения репрессий и чисток, многие бесценные документы были уничтожены.
Позже в здании открылся Мемориальный кабинет-музей Дзержинского. В 1994 году он был преобразован в музей «Гороховая, 2» — филиал Музея политической истории России, посвящённый политической полиции России и органам госбезопасности.
Экспозиция состоит из трёх залов: первый воссоздаёт обстановку кабинета начальника Санкт-Петербургского охранного отделения 19 — начала 20 веков, во втором представлены экспонаты, рассказывающие о деятельности дореволюционной политической полиции, третий посвящён деятельности ВЧК в первые годы советской власти.
«Поездка из Одессы в Петроград»
На улице Гороховой ажиотаж:
Урицкий всю ЧК вооружает.
Всё потому, что в Питер
в свой гастрольный вояж
С Одессы-мамы урки приезжают.
Александр Розенбаум
Здание в искусстве
Это здание упомянуто в песне А. Я. Розенбаума: «Поездка из Одессы в Петроград»
Легенды
Во многих источниках упоминается, что 30 августа 1918 года в подъезде этого дома эсер Л. И. Каннегисер застрелил председателя Петроградской чрезвычайной комиссии М. С. Урицкого. Это не так, преступление произошло в здании Министерства иностранных дел рядом с Дворцовой площадью.
Министерство иностранных дел, справа — Дворцовая площадь
Описание убийства современником Романом Гулем:
В начале 11-го часа утра 30-го августа в Петербурге из квартиры на Сапёрном переулке вышел, одетый в кожаную куртку двадцатилетний красивый юноша «буржуазного происхождения», еврей по национальности.
Молодой поэт Леонид Канегиссер сел на велосипед и поехал к площади Зимнего Дворца.
Перед министерством иностранных дел, куда обычно приезжал Урицкий, Канегиссер остановился, слез с велосипеда и вошёл в тот подъезд полукруглого дворца, к которому всегда подъезжал Урицкий.
Министерство иностранных дел в предреволюционные годы располагалась по адресу Дворцовая площадь, дом № 6. Это здание, выходящее фасадом на Мойку.
Музей «Гороховая, 2»
26.01.2007 00:00:00
В Санкт-Петербурге, напротив здания Адмиралтейства, находится старинный четырехэтажный особняк, возведенный в конце XVIII века известным архитектором Джакомо Кваренги для лейб-медика императрицы Екатерины барона Фитингофа.
Ныне здесь размещен музей, который, к сожалению, не известен широкой публике, поскольку не включен в перечень основных достопримечательностей Северной столицы.
А между тем его экспозиция, пожалуй, могла бы заинтересовать многих людей, ведь посвящена она политической полиции России и органам госбезопасности.
ДО РЕВОЛЮЦИИ…
Почему музей разместился именно в этом доме?
После смерти Фитингофа особняк был выкуплен городской казной у его наследников, и с 1804 года в нем расположились «губернские присутственные места», то есть часть администрации Санкт-Петербурга. Факт этот интересен еще и потому, что здесь трудились будущие декабристы Кондратий Рылеев и Иван Пущин.
С конца 1877 года дом передается санкт-петербургскому градоначальнику, для служебной квартиры которого со стороны двора пристраивается пятый этаж.
При высшем столичном должностном лице, ведавшим административно-полицейскими вопросами, непосредственно в помещении бывших присутственных мест размещаются Отделение по охране общественной безопасности и спокойствия, или хорошо знакомая нам охранка, а по соседству – губернское жандармское управление.
Правда, затем они сменили адреса: губернское жандармское управление в 1898 году перебралось на Миллионную улицу, 11; в 1906-м Охранное отделение переехало в бывшую квартиру Александра Сергеевича Пушкина на набережную Мойки, 12.
Именно в доме на Гороховой, 2 24 января 1878 года Вера Засулич стреляла в градоначальника генерала Федора Трепова. Сюда привозили покушавшихся на жизнь императора Александра II народовольцев Александра Соловьева, Николая Рысакова, Николая Кибальчича, других менее именитых государственных преступников.
В мемориальном кабинете, ныне воссозданном в интерьерах конца XIX века, после Трепова восседал жандармский подполковник Георгий Судейкин – несмотря на столь скромный чин, фактически являвшийся руководителем российской политической полиции и впоследствии убитый собственным агентом – знаменитым провокатором Сергеем Дегаевым…
…И ПОСЛЕ
По иронии судьбы, в том же доме в течение 80 дней – в декабре 1917-го – марте 1918 года – будет находиться Всероссийская чрезвычайная комиссия по борьбе с контрреволюцией и саботажем, а ее председатель, «рыцарь революции» Феликс Дзержинский ненадолго займет кабинет Трепова и Судейкина…
До окончания строительства широко известного в Ленинграде-Петербурге «большого дома» на Литейном проспекте в старом особняке располагались питерские подразделения ВЧК и ОГПУ. 30 августа 1918 года в подъезде дома эсер Канигиссер застрелил председателя Петроградской чрезвычайной комиссии Моисея Урицкого.
- Между прочим, еще в 1925–1929 годах в особняке существовал первый Музей ВЧК-ОГПУ, правом посещения которого обладали все члены ВКП(б). Его появлению предшествовало следующее обращение Дзержинского к сотрудникам органов ОГПУ от 13 марта 1925 года:
- «Дорогие товарищи!
- История ВЧК-ОГПУ как органа диктатуры пролетариата имеет громадное значение не только при изучении Октябрьской революции и последовавшей затем борьбы за сохранение и укрепление власти пролетариата, но и практическое для европейского в его борьбе с капитализмом.
В будущем историки обратятся к нашим архивам, но материалов, имеющихся в них, конечно, совершенно недостаточно, так как все они сводятся в громадном большинстве к показаниям лиц, привлекавшихся к ответственности, а потому зачастую весьма односторонне освещают как отдельные штрихи деятельности ВЧК-ОГПУ, так и события, относящиеся к истории революции. В то же время кадры старых чекистов все больше распыляются, и они уносят с собой богатейший материал воспоминаний об отдельных моментах, не имеющих зачастую своего письменного отражения.
Поэтому мы, учитывая необходимость подбора материалов, которые полностью и со всех сторон осветили бы многогранную работу всех его органов, обращаемся ко всем старым чекистам с просьбой заняться составлением воспоминаний, охватывая в них не только работу органов ВЧК в разных ее направлениях, но и политическую и экономическую, сопровождающую описываемые события, а также характеристики отдельных товарищей, принимавших активное участие в той или иной работе, как из числа чекистов, так и местных партийцев вообще».
Но Дзержинский потребовал: «Все составленные таким образом материалы считаются совершенно секретными, пишутся от руки, на машинках не перепечатываются и в подлинниках (не оставляя у себя копии) направляются через фельдъегерский корпус лично в адрес заместителя председателя ОГПУ». И это во многом сказалось на историографии советских органов госбезопасности. В дальнейшем, в ходе проведения репрессий и чисток, бесценные документы были уничтожены.
И БЕНКЕНДОРФ, И КАЛУГИН
Чуть более тридцати лет назад в особняке Фитингофа, который еще в 1918 году был взят под охрану государства как памятник архитектуры и истории, открылся Мемориальный музей-кабинет Дзержинского, от которого и ведет свою родословную сегодняшний музей «Гороховая, 2» – филиал Петербургского музея политической истории России.
Есть тут свои герои и антигерои. От первого шефа жандармов и начальника Третьего отделения Александра Бенкендорфа до Николая Клеточникова, проникшего в святая святых политического сыска империи по заданию народовольцев.
Или от друга Пушкина Ивана Липранди, по мнению многих литературоведов, выведенного в образе главного героя Марио в повести «Выстрел», до Федора Достоевского, проходившего обвиняемым первой категории по делу «противоправительственного кружка» петрашевцев.
Одним из интересных экспонатов этого дореволюционного раздела музея является картина Лупанова, запечатлевшего взрыв кареты Александра II 1 марта 1881 года, – художник оказался случайным свидетелем этого события.
В других залах представлена история советских и нынешних российских органов государственной безопасности. На первоначальном этапе существования музея немалую помощь ему в пополнении экспозиции оказывало Ленинградское управление КГБ, а затем УФСБ по г. Санкт-Петербургу.
Среди экспонатов, кстати, – фотография руководителей областного управления КГБ, на которой (среди прочих) запечатлен и небезызвестный генерал Олег Калугин. И это понятно: он, подобно многим другим, скажем так, «негативным персонажам», тоже навеки неотделим от недавнего прошлого страны.
– Мы видим свою задачу в том, чтобы донести до наших современников свидетельства прошедших эпох, – говорит директор музея Людмила Михайлова. – Мы не стремимся расставлять каких бы то ни было оценок – это дело историков и профессионалов других специальностей, мы же обязаны показать историю в наших экспонатах, рассказать о ней, в том числе и через судьбы конкретных людей┘
Олег Максимович Хлобустов – полковник запаса, эксперт Фонда национальной и международной безопасности.