Один из музеев нашей страны, посвящённых наследию великого русского писателя Фёдора Михайловича Достоевского, расположен в городе Санкт-Петербурге.
Музейный комплекс сравнительно молодой по возрасту – он был открыт в начале 70-х годов прошлого века.
Располагается в старинном доме по Кузнечному переулку под номером 5/2 — сохранившем своё название с далёких времён — на пересечении с улицей Достоевского, бывшей Гребецкой, а впоследствии – Ямской.
Кузнечный переулок находится в Центральном районе, большинство домов на нём носят статус памятников архитектуры, что само по себе привлекает внимание туристов, станция метро «Достоевская» расположена в шаговой доступности
История создания
Идею открыть музей-квартиру в этом помещении, выдвигала ещё вдова писателя в начале прошлого века, но первая мировая война, последующие за ней революция и гражданская война не позволили осуществиться данному замыслу.
После начала революционных событий женщине пришлось покинуть город, оставив вещи и семейные реликвии в городе, охваченном революционной смутой.
Во время революции личные вещи писателя и его семьи были разграблены и утеряны
В доме по этому адресу писатель прожил два периода своей жизни – период раннего становления, когда был написан роман «Двойник», и заключительные годы своей жизни, увенчав свой цикл «Пятикнижие» знаменитым произведением — «Братья Карамазовы».
Ваше отношение к творчеству Ф. М. ДостоевскогоЭто гениально!Тяжело для восприятия…
При жизни великого литератора строение являлось доходным домом, принадлежавшим известному семейству купцов Кучиных, а впоследствии строение было выкуплено купеческой вдовой по фамилии Клинстрём
Построен дом в начале XIX века, точный год не установлен, архивы не сохранились. В 1882 году к перестройке дома приложил руку сам великий архитектор Витт Василий Васильевич.
Суровый нрав города на Неве, лабиринты темных улиц, арки и нависающие мосты, тёмная вода и отсутствие солнечного света несомненно оказали большое влияние на мировоззрение писателя, заслужившего славу социалиста и каторжника, игрока и инженера, солдата.
Под владения музейного комплекса в доме выделен блок из нескольких квартир, одна из которых именно та, в которой писатель закончил свой земной путь
Остальные помещения заняли музейные хранилища и временные экспозиции.
Большой вклад в создание экспозиции музея и воссоздание обстановки тех времён внесли родственники великого писателя, они же подарили музею личные вещи семьи.
Открытие приурочили к знаменательной дате — 11 ноября 1971 года исполнилось 150 лет со дня рождения Достоевского.
Первым директором музея стал Борис Федоренко
Вид из окна квартиры Фёдора Михайловича Достоевского
О музее
Музейный комплекс представляет собой необычное сочетание двух небольших музеев:
- квартира, в которой проживала семья Достоевских, обставленная по воспоминаниям и свидетельствам родственников великого писателя и соседняя квартира, где представлена литературная выставка, в которой хранятся рукописи писателя и документы, относящиеся к творчеству
- выставочные залы и театральный зал, где проводятся выставки и спектакли, в которых участвуют артисты Белого театра
После принятия окончательного решения об открытии музея, концепцию экспозиции поручили разработать художественному мастеру Пионтек Георгию.
Постоянная экспозиция
Воссозданная квартира писателя, с неизменной обстановкой и предметами быта того времени. В квартире несколько небольших помещений, с названиями отражающими дух того времени:
- кабинет
- гостиная
- столовая
- комната жены
- детская
- умывальная
- прихожая
Наиболее близко и полно передаёт атмосферу того времени обстановка кабинета писателя — она воссоздана по сохранившимся фотографиям
Предметы экспозиции передают атмосферу далёкого времени и представляют собой раритеты с высокой исторической ценностью. Есть и некоторые вещи, которые принадлежали лично писателю или его родственникам.
- Особо ценный экспонат – фетровая шляпа Достоевского — уникальная вещь, сохранившаяся у родственников и переданная в дар музею.
Временная экспозиция
Помещение в этом же подъезде, где расположена литературная выставка, рассказывающая о жизни и творчестве писателя. Экспозиция выполнена в мрачной сумеречной тональности, соответствующей городу и усиливающей впечатление о давнем прошлом.
- В стеклянных витринах с подсветкой хранятся личные вещи, портреты, фотографии из российской глубинки, связанные с жизнью писателя.
Обширные фонды и запасники музейного комплекса содержат множество прижизненных изданий книг Достоевского, рукописи и иллюстрации, произведения искусства, посвящённые творчеству писателя.
День Достоевского
Каждый год в июле музей Достоевского организует городской праздник «День Достоевского» в рамках которого проходят различные мероприятия:
- бесплатные экскурсии по местам Достоевского
- лекции
- детские квесты
- спектакли
- уличные представления
- мастер-классы
В 2021 году День Достоевского пройдет 7 июля
Стоимость билетов и режим работы в 2021
День недели | Время работы |
Понедельник | выходной |
Вторник | 11:00 — 18:00 |
Среда | 13:00 — 20:00 |
Четверг | 11:00 — 18:00 |
Пятница | 11:00 — 18:00 |
Суббота | 11:00 — 18:00 |
Воскресенье | 11:00 — 18:00 |
Цена билетов
Категория посетителей | Цена билета, рубли |
Дети до 7 лет | бесплатно |
Школьники Студенты | 100 |
Пенсионеры | 100 |
Взрослые | 250 |
Льготники | бесплатно |
Льготные категории:
- участники ВОВ
- жители блокадного Ленинграда
- военнослужащие
- инвалиды
- члены ИКОМ
- многодетные семьи
Бесплатно всем: 9 февраля, 18 мая, 11 ноября
Каждый третий четверг месяца для посетителей младше 18 лет вход бесплатный
Экскурсии в музей Достоевского
Музей Достоевского организует экскурсии не только по залам квартиры писателя, но и пешеходные туры по местам Достоевского.
Стоимость экскурсии в музее
- 1-5 человек: 1600 руб.
- 6-20 человек: 1600 руб. + стоимость входной билета
Посетители также могут осмотреть экспозицию самостоятельно с аудиогидом. Продолжительность такой экскурсии — 1,5 часа. Стоимость аудиогида — 150 руб.
Пешеходные экскурсии
- Достоевский на Невском
- Достоевский и его герои в окрестностях Владимирской площади
- Петербург в романе “Преступление и наказание
Стоимость для групп до 20 человек – 4 000 руб.
Официальный сайт
md.spb.ru
Телефон
- +7 812 571 40 31
- +7 921 977 43 00
Директор музея — Наталья Туймебаевна Ашимбаева
Где находится
- Адрес
- Кузнечный переулок, 5/2
- Метро
- Как добраться
- Около 3-х минут пешком от станций метро по Кузнечному переулку
- После экскурсии в Литературно-мемориальном музее Достоевского вы можете прогуляться и посмотреть достопримечательности Санкт-Петербурга, находящиеся по-соседству:
Музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге
11.08.2016Как можно было зачитываться Достоевским, по несколько раз перечитывать и переслушивать его произведения и до сих пор не посетить его квартиру в Санкт-Петербурге — не понимаю.Наконец собрался и с первых шагов почувствовал, что попал в особый мир писателя.В мемориальную квартиру № 10 ведет атмосферная, в духе произведений Достоевского лестница.
Лестничный фонарь помещаю в тридцатую дюжину люстр и паникадил.
Прихожая
Прихожая оформлена гнутой мебелью и начинается с небольшой настенной вешалки оригинальной конструкции с четырьмя сдвоенными гнутыми крючками.Однако внимание на себя перетягивает другой экспонат. Это сохранившиеся фрагменты обоев, которые были наклеены на газеты, вышедшие в 1878 году.
А Достоевский жил в этой квартире с октября 1878 года по январь 1881. Улавливаете, к чему клоню?Занимавшаяся «Книжной торговлей для иногородних» чета Достоевских выделила для хранения книг, как они говорили, «громадную» кладовую. Однако ее дверь для нас остается закрытой.
В углу — значительных размеров дорожный сундук. Вольнодумно предположим, что именно этот сундук использовался для поездок, например, в Старую Руссу, где у Достоевского был дом, о котором я уже собрал материал и тоже когда-нибудь напишу. Справа от двери еще один предмет гнутой мебели — не менее оригинальная настенная зонтичница.
Ни настенной вешалки, ни настенной зонтичницы до настоящего момента еще не было в моей мебельной коллекции. Зато третий гнутый предмет — напольная вешалка — уже в ней встречался. Подобную вешалку я показывал в санкт-петербургской квартире Некрасова.
Рядом — высокое трюмо с консолью. Далее, на геридоне, под стеклянным колпаком, экспонируется шляпа Федора Михайловича. В отдельных путеводителях она сфотографирована висящей на напольной вешалке.
Перед нами геридон сложной, «дублированной» конструкции. Дело в том, что чаще встречаются геридоны с треногой, обращенной вниз, как, например, в доме Салтыкова-Щедрина в Вятке. У нашего же экземпляра есть вторая тренога, служащая дополнительной подпоркой для маленькой круглой столешницы, и эта вторая тренога обращена в противоположном направлении, вверх.

Умывальная комната
Проходная и неуютная умывальная комната меблирована пышным фикусом, умывальным столиком на тонких витых ножках и тумбочкой с витыми же стойками.
Детская
В детской представлена разнообразная гнутая мебель Тонета: кресло с локотниками и два стула с сиденьем из тисненой фанеры, а также кресло-качалка со спинкой из венской соломки. Большое количество гнутой мебели в квартире Достоевского подтолкнуло меня к тому, чтобы сделать небольшое отступление, в духе писателя.
[Отступление о гнутой мебели]Отступление о гнутой мебелиМебель Тонета можно найти не только в усадьбах и городских квартирах (например, у Островского в Щелыкове, у Чайковского в Клину, у Ильи Репина в белорусском Здравнёве, у Грина в Вятке, у Некрасова в Санкт-Петербурге), но и в деревнях (например, у Есенина в Константинове, в крестьянских домах в Семёнкове под Вологдой).
Гнутая мебель в дореволюционной России была повсеместно распространена.
На то есть три причины:
- Технологичность и, как следствие, дешевизна гнутой мебели — способствовали колоссальному росту объема ее производства и потребления, который исчислялся сотнями (!) миллионов единиц.
- Феноменальная прочность гнутой мебели — была прямым следствием технологии ее изготовления, благодаря чему стулья служили десятилетиями, не расшатывались и благополучно дошли до наших дней.
- Простота сервисного обслуживания и ремонта — привела к созданию многочисленных специальных мастерских, которые производили подтяжку рассыхающихся с течением времени соединений или замену типовых деталей. Все это продлевало и без того большой срок службы гнутой мебели.
Как ни крути, все сводится к технологичности. Именно в ней причина широчайшего распространения гнутой мебели Тонета.
Но вернемся к обстановке детской.
Стоящая около шкафа лошадка-качалка очень напоминает мне ту, что была у меня в детстве. Мне кажется, что моя лошадка была выполнена так же реалистично, была примерно такого же размера, только рыже-коричневой масти и стояла не на изогнутых для качания полозьях, а на колесиках.
В спине у нее был спрятан механизм, который, если потянуть за леску с пуговкой на конце, неплохо имитировал ржание. А что касается Достоевских, то, забегая вперед, скажу, что в доме-музее писателя в Старой Руссе, о котором я уже пообещал рассказать, мы встретим еще одну детскую лошадку.
jpg» src=»https://ic.pics.livejournal.com/a_les_sandro/76103102/885508/885508_original.jpg»>
Письменный стол со вставкой из зеленого сукна. Выбрал такой ракурс, чтобы показать скошенные углы столешницы и красивую настольную лампу. Кто знает, для чего служит длинный стержень с кольцом наверху и почему этот стержень такой длинный?
«Папа, дай гостинца» — записка семилетнего Феди Достоевского.
- Комната Анны Григорьевны
- Первое рабочее место организовано за секретером с откидывающейся крышкой.
Люстра.Хрестоматийная история спасительного появления в жизни писателя стенографистки Анны Григорьевны Сниткиной, большой умницы и великой труженицы, находит свое отражение и в меблировке ее комнаты. Поэтому мы видим целых два рабочих места для рукописных работ.Здесь представлены два документа. Первый имеет отношение к ведению «Книжной торговли для иногородних», о которой я упомянул при виде кладовой в прихожей.Второй документ — образец стенографической записи. В юности от нечего делать я изучал стенографию, довольно преуспел в этом деле, благодаря занятиям стенографией выработал каллиграфический почерк, в институте применял кое-какие стенографические приемы и даже подсадил на их использование моих одногруппников, но то, что написано рукой Анны Григорьевны, я прочитать не смог. Отношу это либо на счет неоднократно менявшейся системы стенографического письма (даже у меня есть три учебника, в основе которых лежат три отличающиеся системы), либо на счет высочайшего, недосягаемого для меня уровня профессионализма Анны Григорьевны.Стилизованные под египетские, бронзовые головки, украшающие ребра секретера, подчеркивают принадлежность его к стилю ампир.
Второе рабочее место представлено рококошным письменным столиком, столешница которого крыта экзотическим синим сукном. Вторая экзотическая деталь столика — мягкая, укутанная таким же сукном подставка для ног, находящаяся в перекрестье фигурных проножек.
На этом перечень экзотических черт столика не заканчивается. Третья деталь — небольшой шкафчик в левой части надстройки. Очевидно, что настольная лампа стоит не на месте, так как затрудняет доступ к шкафчику. Под надстройкой прячется мемориальная чернильница А. Г. Достоевской.
Как и лампа, чернильница тоже стоит не на месте, так как пользоваться ею в таком расположении непросто.
Лежащие справа дамские счеты, да и в целом весь столик необыкновенно изящны.
В третий раз забегая вперед, скажу, что и письменный столик Анны Григорьевны в Старой Руссе едва ли будет отличаться от петербургского бо́льшими размерами и точно будет похож на него выборкой в центре столешницы.
Люстра.
Столовая
Начнем с меморий. В однодверной витрине представлены мемориальные предметы: графинчик, две вазы для фруктов, серебряная чайная ложка с монограммой ФД, серебряный колокольчик.
Зрительно близкое к квадратному помещение столовой организовано вокруг квадратного стола.
Его углы скошены, а массивная центральная нога с крестовидной опорой укреплена четырьмя стойками-балясинами.
Витрина, стоящая по одной стене, уравновешивается полубуфетом, расположенным по другой.
Интересно, что на момент написания этого поста в моей коллекции всего один «деревенский» полубуфет и два «городских».
Так вот, оба «городских» очень хороши (первый вы видите, а второй найдете в усадьбе Мусоргского в Наумове).
Самоварный столик, стоящий слева, тоже пока еще редкий гость в моей коллекции. К сожалению, нет возможности подойти к нему, чтобы показать форму его каменной столешницы. Кто интересуется, может заглянуть в дом Марка Шагала в Витебске или в музей Мологского края в Рыбинске.
Теперь обратим внимание на стулья. Сиденье полужесткое; ножки, проножки, верхняя перекладина точеные. Особый интерес представляет круглая резная вставка в спинку. Подобный мотив мы скоро увидим в кабинете Достоевского, и он появится там не случайно. Запомните его.
- Гостиная
- Взглянем поближе на оригинальные парные настенные резные полочки-подсвечники и перейдем к мебели.
Облик уголка гостиной с диваном и овальным столом был восстановлен по рисункам племянницы Достоевского.Диван, стулья, кресла двух видов собраны из двух разных гарнитуров, но смотрятся достаточно цельно не только благодаря единой обновленной обивке, но и за счет похожих конструктивных и декоративных деталей.
Первый гарнитур составляют диван и кресло справа от него. Обращаем внимание на расширяющуюся кверху форму спинки, на выполненное в едином стиле навершие, на форму фиал, боковых и передних устоев, ножек.
Второе кресло и три стула вокруг стола составляют второй гарнитур. Отмечаем одинаковые овальные мягкие вставки в спинках, обрамленные резными полувенками, форму боковых устоев, наверший и фиал.
На овальном столе, под стеклянным колпаком, хранится коробка из-под табака фирмы «Лаверм». Надпись на ней была сделана рукой дочери в день смерти Достоевского: «28-го января 1881-го г. умир папа, в 3 четверти 9-го» (орфография Любови Достоевской сохранена). В тот скорбный день коробка находилась в кабинете писателя.
Внимательный читатель, наверное, заметил, что сиденья стульев в гостиной тщательно прикрыты свисающими частями скатертей. Вероятно, так музей защищается от бесноватых желающих присесть на экспонируемую мебель или поставить на нее сумки.
- Кабинет Достоевского
Люстра.
Признаюсь, в кабинет я пришел плохо подготовленным и поэтому снял его кое-как. Потом, когда мне открылись две тайны, которыми кабинет окутан, я пришел в музей во второй раз, и только для того, чтобы переснять кабинет.Первая тайна. Кабинету в каком-то смысле повезло.
Дело в том, что вскоре после смерти Достоевского Анна Григорьевна пригласила в дом фотографа Владимира Таубе, чтобы запечатлеть интерьеры кабинета такими, какими они были при жизни писателя. Благодаря этим фотографиям была восстановлена современная экспозиция.Вторая тайна. Над диваном вглубине кабинета висит литография с картины «Сикстинская Мадонна».
В первое посещение музея я, конечно, узнал фрагмент знаменитого рафаэлевского произведения, но не придал значения его присутствию в интерьере. В итоге «Мадонна» сначала даже не попала целиком ни на одну из моих фотографий. А зря. Сейчас объясню почему.
Дело в том, что позже, во время посещения Ясной Поляны, в кабинете Л. Н.
Толстого я вновь увидел «Сикстинскую Мадонну» и услышал интересную историю. Чтобы не пересказывать ее своими словами, процитирую по книге Ильи Толстого «Свет Ясной Поляны» (Тула, 2014).
Когда в 1947 году Сергей Львович [Толстой]… прощался с домом, он сказал тогда об удивительном… совпадении: и здесь, в Ясной Поляне, и в Петербурге, в доме Достоевского, висят старинные литографии «Сикстинской Мадонны» Рафаэля.
Они были подарены обоим писателям одним и тем же лицом — Александрой Андреевной Толстой, теткой Льва Николаевича. Толстому — в молодости, а Достоевскому, кажется, за год до его смерти. А они так и не познакомились друг с другом» (с. 59).
Таким образом, исторические фотографии Таубе и, в том числе, попавшая на них, но не попавшая на мои фотографии «Сикстинская Мадонна» подтолкнули меня к повторному посещению музея и проведению небольшого эксперимента, о котором скажу чуть позже.
Теперь же, исправив свою недоработку, думаю, почему было не сделать для «Мадонны» такое же симпатичное паспарту, какое было во времена Достоевского? Сравните.
Что касается мебели, то нынешний диван, благодаря резному обрамлению спинки и ритмично-пятнистому рисунку ткани, в целом похож на своего исторического собрата. Не хватает только ковра на полу перед диваном.
Вторая фотография Таубе навела меня на мысль о проведении небольшого фотографического эксперимента. Сравните.Это Таубе.Это не Таубе.
Как ни пытался, в точности воспроизвести оригинал не представляется возможным: другая схема освещения, другое фокусное расстояние, другая высота съемки, другие (кривые) руки снимают.
Теперь хочу показать несколько мемориальных предметов. Во-первых, это кашлетр — настенная резная полочка-разделитель для бумаг и писем.
Во-вторых, на углу стола, под стеклом, ручка с пером, коробочка из-под лекарства и бумажник.
Письменный стол очень близок к оригиналу, но отличается от него меньшей декоративностью: ножки не такие фактурно-выпуклые, ребра тумб оформлены проще.
Этажерка хорошо воспроизводит оригинальную, но отличается от нее размерами верхней полочки.Справа на небольшом столике с восьмиугольной столешницей еще один мемориальный предмет — часы младшего брата Федора Михайловича, Андрея Михайловича Достоевского.Часы остановлены в день и час смерти писателя.
Посмотрим повнимательнее на кресло, что оставалось на дальнем плане. Помните круглый резной мотив? Мы его уже видели на спинках стульев в столовой.
В заключение предлагаю задание со звездочкой. Прошу читателя вернуться ко второй фотографии Таубе, самостоятельно сравнить два кресла и найти в них схожие черты и различия.
На этом осмотр мемориальной квартиры завершен. Желающие могут должны пройти в литературную экспозицию.
Литературная экспозиция
Тут все очень современно и мультимедийно. Затягивает.Мы здесь зависли еще на полтора часа, до окончательного погружения в мир Достоевского.Почему я раньше сюда не пришел — никогда не пойму.
Музей Ф. М. Достоевского в Санкт-Петербурге
Имя Федора Михайловича Достоевского неразрывно связано с Санкт-Петербургом. Здесь жил и работал сам писатель, здесь проживали герои его произведений, да и словосочетание «Петербург Достоевского» давно используют культурологи и экскурсоводы.
Музей Ф. М. ДостоевскогоКвартира Достоевских — на втором этажеКвартира Достоевских — на втором этаже
В центре города, в нескольких минутах ходьбы от Невского проспекта, открыт Литературно-мемориальный музей Ф. М. Достоевского, о котором я и хотел бы рассказать сегодня.
Как добраться на метро
Музей знаменитого писателя расположен в непосредственной близости от пересадочного узла «Достоевская» — «Владимирская». После выхода из метро необходимо пройти около 200 метров по Кузнечному переулку, расположенному справа от собора Владимирской иконы Божией Матери. Вход в музей будет по правую руку от вас, в подвальной части дома по адресу Кузнечный переулок, 5/2.
ПрихожаяТуалетная комната
Стоимость взрослого входного билета — 150 рублей (лето 2019 года). Также я бы рекомендовал взять аудиогид, с ним осматривать музейную экспозицию гораздо интереснее. Его стоимость также составляет 150 рублей. Оплатить посещение и прокат аудиогида можно как наличными, так и банковской картой.
Вид во дворДетскаяВо втором браке у Достоевского было четверо детейВо втором браке у Достоевского было четверо детей
Для пенсионеров, студентов и школьников в музее действуют скидки, а в третий четверг каждого месяца посетители младше 18 лет могут попасть в музей совершенно бесплатно. Для всех же остальных категорий есть дни бесплатного посещения, например в день памяти Ф. М. Достоевского или в день рождения писателя. Обо всех условиях и ценах подробнее можно узнать на сайте музея.
Комната Анны ГригорьевныСтоловая
Немного истории
Музей Федора Михайловича Достоевского был открыт в 1971 году. В доме, где разместилась экспозиция, писатель жил дважды: в 1846 году и с 1878 года до самой своей смерти. Квартира Достоевских располагалась на втором этаже и включала шесть комнат.
ГостинаяАнфилада комнат
Сегодня в квартире можно увидеть воссозданные интерьеры, включающие как предметы, подобранные реставраторами специально для музея, так и экспонаты, имеющие непосредственное отношение к жизни знаменитого писателя.
Например, в кабинете, где умер Достоевский, можно увидеть часы, принадлежавшие его брату, а в комнате супруги Федора Михайловича находится тетрадь с денежными расчетами, которую она вела.
Обстановка квартиры была воссоздана по фотографиям, старым планам и воспоминаниям Анны Григорьевны.
Кабинет ДостоевскогоЧасы, принадлежавшие Андрею Михайловичу, брату писателяЧасы, принадлежавшие Андрею Михайловичу, брату писателя
Квартира писателя — не единственное выставочное пространство в этом музее. В соседнем помещении представлена обширная литературная экспозиция, посвященная Федору Михайловичу.
Каждый выставочный стеллаж пронумерован, посетители могут прослушать информацию о том или ином периоде жизни Достоевского, выбрав соответствующий пункт в аудиогиде. Здесь история жизни писателя раскрывается наиболее полно, посетители могут с головой погрузиться в жизнь Достоевского и окружающих его людей.
Стоит заметить, что если вы решите осмотреть экспозицию с аудиогидом, приготовьтесь провести в музее как минимум два часа. Аудиозаписей достаточно много, и они весьма продолжительны по времени. Не переживайте, если устанете, в «литературной» части музея есть небольшие лавки, на которых можно передохнуть.
Литературная экспозицияИнформации о Фёдоре Михайловиче здесь можно узнать очень многоИнформации о Фёдоре Михайловиче здесь можно узнать очень много
Кстати, к отличительным особенностям музея я бы отнес очень большое количество иностранцев.
Не тех, которых возят по городу в огромных автобусах, а индивидуальных посетителей, осознанно выбравших этот музей. Конечно же, это объясняется популярностью Достоевского во всем мире. Вообще, посетителей в музее немало.
Если переживаете, что будете отвлекаться, просто захватите с собой индивидуальные наушники, их можно без проблем подключить к аудиогиду.
Вид на Кузнечный переулок и Владимирский соборВид на Кузнечный переулок и Владимирский соборПортрет Фёдора Михайловича Достоевского во дворе напротив музеяПортрет Фёдора Михайловича Достоевского во дворе напротив музея
Ну а если вас вдохновит эта экскурсия (в чем я уверен), то продолжить знакомство с русской культурой можно в Музее-Лицее Александра Сергеевича Пушкина, который находится в Царском Селе.
Если кратко, в целом:
- отличная экспозиция с интересным аудиогидом:
- есть дни бесплатного посещения;
- удобное расположение недалеко от станции метро, Невского проспекта и достопримечательностей центра Петербурга.
- Музей Анны Ахматовой в Фонтанном доме
- Исторический парк «Россия — моя история» в Санкт-Петербурге
- Экскурсия в квартиру Григория Распутина
- Нетуристический Петербург. «Кресты»: наследие эпохи
- Кони Клодта: символы Петербурга
- Подписывайтесь на наш канал, ставьте ????, читайте блог о путешествиях. С нами интересно????
Музей Достоевского | Санкт-Петербург Центр
Всем любителям литературы обязательно стоит посетить множественные литературные музеи Санкт-Петербурга. Одним из таких, который заслуживает пристального внимания, является Музей Достоевского. Санкт-Петербургский – один из шести российских музеев писателя.
Жизнь Достоевского неразрывно связана с Петербургом: в 1837 он поселился в Северной столице, приняв ее всей душой и сердцем, и успев сменить за годы жизни до 20 адресов. В произведениях Достоевского часто фигурируют дома и улицы города.
Особое же место среди петербургских любителей писателя занимает дом неподалеку от церкви иконы Владимирской Божией Матери в Кузнечном переулке.
Архитектурно ничем не отличающийся от своих «собратьев», для коренных петербуржцев и гостей города он примечателен тем, что здесь многие годы жил писатель: вначале и в конце своего творческого пути.
Все началось с жены…
Жена Достоевского упоминала, что их квартира состояла из шести комнат, огромной кладовой для книг, передней и кухни. Анна Григорьевна была для писателя не только любящей и всепонимающей женой, но и верным соратником – его личным секретарем. Сам Федор Михайлович в знак высокой оценки подобной деятельности жены посвятил ей главный роман своей жизни – «Братья Карамазовы».
После смерти мужа Анна Григорьевна вынашивала идею увековечения памяти Федора Михайловича. Уезжая из родного города, она сдала все вещи из дома, где в последние годы жила их семья, на хранение на склад. К сожалению, все это богатство пропало, и лишь некоторые материалы позднее оказались в государственных архивах.
В 1960-е годы прошлого столетия идейным вдохновителем музея стал архитектор-художник Георгий Владимирович Пионтек.
Именно он был инициатором превращения здания в Кузнечном переулке в мемориальный дом-музей.
Не следуя предубеждениям советской идеологии относительно творчества Достоевского, Пионтек обратился к тогдашнему министру культуры Фурцевой. Письмо стало решающим в эпопее с началом организации музея.
В рамках этого доброго начинания планировалось не только показать жизнь и творчество великого писателя, но и создать в Кузнечном переулке некий культурный центр, где могли бы собираться современные деятели культуры и поклонники творчества Федора Михайловича. А также дабы в этих стенах было удобно проводить просмотры фильмов и спектаклей по произведениям Достоевского. Все сложилось довольно удачно, и планы реализовались в жизни.
Знакомьтесь: Достоевский и его Петербург
В дом на Кузнечном Федор Михайлович заселился с семьей осенью 1878 года, и прожил три года вплоть до самой своей смерти.
Литературно-мемориальный музей памяти писателя открыли ровно к 150-летию рождения, в 1971 году. Заведение включает в себя мемориальную часть – саму квартиру, и зал – так называемую литературную экспозицию.
Благодаря архивным планам, а также воспоминаниям современников, устроители смогли восстановить квартиру Достоевского, а по фотографии – реконструировать его кабинет.
Экспозиция содержит множество интереснейших экспонатов, некоторые из которых просто уникальны. К примеру, на карте «Петербург Достоевского», выполненной художником Борисом Костыговым, отмечены адреса мест проживания писателя и его героев. Дома можно даже рассмотреть на изображениях по бокам карты.
Первый зал экспозиции посвящен биографии Федора Михайловича: в нем представлены материалы с 1821 по 1864-й год. От биографических сведений посетители могут плавно подойти к изучению творчества писателя и его основным романам. Во втором зале представлены материалы, касающиеся периода жизни с 1865 по 1881-й год.
Основой Музея стала бесценная коллекция, собранная внуком писателя – Андреем Федоровичем. О своем знаменитом предке не забыла и его внучатая племянница Мария Владимировна Савостьянова: для развития Музея она передала некоторые семейные реликвии.
Музей Достоевского: богатейший фонд, которому нет цены
В доме в Кузнечном переулке под Музей отведено два этажа. В интерьерах комнат квартиры представлены подлинные вещи и книги, которые передали Музею потомки Достоевского.
Собрание Музея увеличивается из года в год: ценные подарки привозят посетители и друзья, многое дарят исследователи творчества писателя.
Музей может похвалиться полноценными коллекциями графики и фотографий, а местная научная библиотека насчитывает в своих фондах до 24 тысяч томов. Здесь собрана коллекция программ и театральных афиш по инсценировкам Достоевского.
К наиболее ценным коллекциям Музея Достоевского относятся современные иллюстрации к произведениям писателя: их насчитывается до 2 тысяч предметов, прижизненные издания Федора Михайловича – 117 экземпляров, и архив Александра Порецкого в виде рукописей – 272 предмета.
На первом этаже в выставочных залах проводятся современные выставки художников, музыкальные и литературные вечера, а в кинозале для посетителей организованы просмотры фильмов по произведениям писателя.
За многолетнее существование Музей превратился в научный и культурный центр, имея в своем штате до 50 сотрудников, 15 из которых – научные работники. В этих стенах устраиваются ежегодные международные чтения «Достоевский и мировая культура».
Здание также располагает театральным залом, где проходят спектакли по произведениям великого писателя.
Неудивительно, что при такой колоссальной проводимой работе Музей Достоевского является членом и партнером Норвежского общества друзей музея Федора Достоевского.
Удобное расположение уютного Музея в центре города, интересные экскурсии привлекают сюда ежегодно до 35 тысяч посетителей. Здесь, в старинном районе, вы как нельзя лучше сможете ощутить, как по этим же улицам ходили, в этих же домах жили, любили, страдали, а порой совершали громкие преступления герои книг Достоевского.