«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

Разрушать – не строить

В 2006 году Дом культуры (построенный в 1988-м), вошел в губернаторскую программу «Капитальный ремонт первоочередных учреждений культуры и их техническое переоснащение». Выделенных тогда денег едва хватило на демонтаж оборудования, прокладку новых коммуникаций и небольшую пристройку, которую начали возводить, но так и оставили незавершенной.

В 2007 году предполагалось, что к ранее выделенной сумме добавится еще одна, работы продолжатся, и население получит, как с иголочки, новый ДК. Но ожидаемые деньги остались на бумаге. И практически семь лет, до начала 2013 года, Дом культуры разрушался на глазах многотысячного населенного пункта.

Оставшиеся работать хоровые коллективы и спортивные секции все это время размещались в других приспособленных помещениях, которые выделила районная администрация. Так был сохранен технический и творческий персонал. К месту замечу, что за это время Дом культуры успел поменять статус – сначала был в ведомстве поссовета, затем стал районным.

И хотя статус его повысился, ситуация с каждым годом становилась все хуже.

Надо отдать должное: все 7 лет, пока здание Дома культуры тихо умирало, начальник Управления по культуре, делам молодежи, физкультуры, спорту и туризму Пушкинского района Нина Васильевна Воронова ежегодно будировала вопрос о включении Дома культуры «Строитель» в одну из областных программ.

Все – с размахом

Дело сдвинулось с мертвой точки, когда на пост губернатора Московской области пришел Андрей Воробьев. К нему на стол легло письмо из Пушкинского района с просьбой помочь довести незавершенный ремонт Дома культуры в микрорайоне Заветы Ильича.

К письму прилагались фотографии учреждения и смета предполагаемых работ. Сумма, что и говорить, была внушительной.

Дом культуры, построенный в советское время, размах тоже имел советский – просторные холлы, огромные фойе на двух этажах, зрительный зал на 500 мест, комнаты для кружковых работ и даже вместительный спортивный зал.

Но Главу региона это не остановило, напротив, добавило уверенности, что такой большой Дом культуры и нужен многотысячному микрорайону. Так ДК «Строитель» попал в областную программу. На его ремонт и восстановление было отписано 61 млн.186 тысяч рублей. «В 2013 году нам было выделено 44 млн. 700 тыс. руб. и 4 млн. 730 тысяч руб.

на правах софинансирования добавила администрация Пушкинского муниципального района, — делится приятными новостями Нина Васильевна Воронова. – На эти деньги мы не только придали зданию цивилизованный внешний вид, но практически отремонтировали всю “начинку”. Сердце ДК – зрительный зал на 500 мест, почти довели до ума. Уже закуплено все сценическое оборудование и театральные кресла.

Работы ведет “Спецстроймаш”, выигравший аукцион».

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

Аллея строителей

В день, когда приехали в микрорайон Заветы Ильича, в доме культуры работа кипела на обоих этажах. Так, по заверению Нины Васильевны, здесь работают ежедневно, без выходных.

Каждая среда – планерки, на которые приезжают все заинтересованные контролирующие лица. Министерство культуры области постоянно запрашивает информацию о ходе проводимых работ.

И хотя Дом культуры еще нуждается в доработке и дополнительных материальных вливаниях, уже сегодня он поражает своим внешним видом и внутренней отделкой.

«Наша мечта – заложить рядом с Домом культуры Аллею строителей, — раскрывает секреты Нина Воронова. — На Аллее мы увековечим “имена” тех организаций, которые безвозмездно внесут свою лепту в благоустройство территории вокруг ДК. Например, построят здесь детский городок, возведут фонтан или посадят аллею деревьев… Если эту идею удастся воплотить – будет здорово».

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

Будет здорово, если удастся воплотить и другую мечту – подвести «под ключ» еще одно учреждение культуры Пушкинского района – ДК «Современник» в поселке Лесные Поляны. Здешний ДК тоже нуждается в ремонте.

Видно, приободренные примером ДК «Строитель», местная молодежь тоже решилась на поступок – написала письмо на имя губернатора области с просьбой помочь в реконструкции поселкового ДК.

И что вы думаете?! Получили в ответ письмо с приглашением приехать на переговоры с главой региона.

Парламентарии от леснополянской молодежи на встречу ехали с определенным волнением. Но волновались, как оказалось, зря. Потому что на встрече их ждало полное понимание и единодушие в решении культурной проблемы. Причем, реакция на их просьбу была незамедлительной. Уже идет экспертиза сметы на этот объект…

«Что касается поселений, где вообще нет Домов культуры, то и здесь наблюдается просветление, — Нина Васильевна Воронова, что называется, вошла в раж.

 — На встрече с работниками культуры, что прошла в усадьбе “Мураново”, Андрей Юрьевич Воробьев высказал идею о строительстве мобильных культурно-досуговых центров, так называемых “клубков”, где в одном здании будут располагаться дом культуры, жилое помещение для директора ДК, сберкасса и другие необходимые службы. Если нам удастся получить хотя бы два таких мобильно-досуговых центра – было бы замечательно. А место под них мы уже нашли»!

Маргарита Смайловская – руководитель Пушкинской районной администрации

— Дом культуры «Строитель» в микрорайоне Заветы Ильича планируем сдать в эксплуатацию в первой декаде августа. Пушкинскому району в этом году исполняется 85 лет. Так что юбилей хотим отпраздновать в новом Доме культуры.

Что касается ДК «Современник» в Лесных Полянах, сегодня идет речь о том, чтобы завершить там работы уже в ноябре. Получится ли успеть к означенным срокам – забота общая. Правительство области, министерство культуры оба вышеназванных объекта держат на особом контроле. Так что есть реальная надежда, что очаги культуры «загорятся» в означенные сроки.

Наталья Анохина

Культурная революция в СССР

Раздел ОГЭ по истории: 3.1.7 … Коренные изменения в духовной жизни.

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II
[divider height=»15″ style=»default» line=»0″ themecolor=»1″][divider height=»15″ style=»default» line=»narrow» themecolor=»1″]

«Культурная революция» — коренной переворот в духовном развитии общества, осуществлённый в СССР в 1920—1930-х гг., являющийся составной частью социалистической модернизации. Формирование социалистической культуры — культуры, выражающей интересы трудящихся и служащей задачам классовой борьбы пролетариата за социализм

Осуществление культурной революции

1. Утверждение марксистско-ленинской идеологии в качестве государственной

  • 1918 г.— закрытие всех антибольшевистских изданий.
  • Осень 1922 г.— высылка из России 150 крупнейших учёных, философов, историков, экономистов, не разделявших идеологические установки большевиков («философский пароход»).
  • 1922 г.— создание Главного управления по делам литературы и издательств (Главлит) — главного органа советской цензуры (существовал до 1991 г.).
  • Антицерковная пропаганда: 1925 г.— учреждение «Союза воинствующих безбожников» (существовал до 1947 г.) — цель: борьба с религией, закрытие и разрушение церквей.
  • Создание сети рабочих клубов, изб-читален, библиотек, обязанных (с 1924 г.) пропагандировать «основы ленинизма».
  • 1938 г.— выход «Краткого курса истории ВКП(б)» — обязательного ориентира в толковании истории и в общественно-политических исследованиях.

2. Создание социалистической системы образования. 
Обеспечение всеобщего начального образования

Ликвидация неграмотности населения:

  • 1919 г.— декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России» (от 8 до 50 лет);
  • 1920 г.— создание Всероссийской чрезвычайной комиссии по ликвидации безграмотности;
  • 1923 г.— учреждение Общества «Долой неграмотность»;
  • создание пунктов ликвидации безграмотности (ликбезы) и рабочих факультетов (рабфаки), готовивших молодёжь к поступлению в вузы;
  • середина 1930-х гг.— ликвидация неграмотности населения в возрасте от 8 до 50 лет.

Перестройка системы образования:

  • национализация учебных заведений;
  • ликвидация сословной системы образования;
  • установление новых принципов школьного образования
    — возникновение единой советской трудовой школы двух ступеней: начальная 4-летняя школа (I ступень), 7-летняя школа в городах, школа крестьянской молодёжи, школа II ступени (5—9 классы);
    — общедоступность образования;
    — бесплатность обучения;
    — совместное обучение мальчиков и девочек;
    — обучение на родном языке.
  • 1921 г.— создание школ фабрично-заводского ученичества (ФЗУ) преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой и сохранением общеобразовательных знаний в объёме 7-летней школы;
  • распространение образования без отрыва от производства (вечернее, заочное, курсы, кружки и т. п.);
  • 1930 г.— введение обязательного 4-летнего образования (повсеместно), 7-летнего (для городов и промышленных районов);
  • середина 1930-х гг.
    — установление строгого внутреннего распорядка в учреждениях народного образования
    — единые учебники, экзамены, аттестаты зрелости, дипломы и т. д.;
  • организация учебных заведений для подготовки советских и партийных кадров — коммунистических университетов;
  • создание Института красной профессуры в Москве — подготовка марксистских кадров для высшей школы;
  • упразднение автономии вузов;
  • рост числа вузов (к началу 1940-х гг. в СССР насчитывалось более 4,5 тыс. вузов).

3. Утверждение принципа социалистического реализма в литературе и искусстве

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

Социалистический реализм — официальный творческий метод, сложившийся в советской культуре в 1920— 1930-е гг. Писатели и художники, использовавшие этот метод, выполняя идеологический заказ, изображали в своих произведениях действительность, какая она должна быть в соответствии с социалистическим идеалом.

4. Демократизация культуры под лозунгами «Культуру — в массы!», «Искусство принадлежит народу!»

Демократизация культуры — приобщение широких масс к ценностям культуры, прежде доступных лишь ограниченному числу представителей высших сословий.

  • Создание системы культурно-просветительных учреждений: клубы, дома культуры, библиотеки, музеи.
  • 1930-е гг.— портреты кисти М. В. Нестерова, П. П. Кончаловского, П. Д. Корина, скульптурная группа «Рабочий и колхозница» В. И. Мухиной, созданная для павильона СССР на Международной выставке 1937 г. в Париже.
  • Крупнейшие явления музыкального искусства — произведения С. С. Прокофьева (музыка к кинофильму «Александр Невский»), А. И. Хачатуряна (музыка к кинофильму «Маскарад»), Д. Д. Шостаковича, песни И. О. Дунаевского, А. В. Александрова, В. И Соловьёва-Седова.
  • Значительный шаг в своём развитии сделала кинематография: первый звуковой советский фильм «Путёвка в жизнь» (1931 г., реж. Н. И. Экк), фильмы «Чапаев» (реж. Г. Н. и С. Д. Васильевы), «Александр Невский» (реж. С. М. Эйзенштейн), «Весёлые ребята», «Цирк», «Волга-Волга» (реж. Г. В. Александров) —*• создание фильмов, проникнутых оптимизмом и уверенностью в завтрашнем дне.
  • Развитие эстрады (В. А. Козин, Л. О. Утёсов).

Итоги и последствия культурной революции

Итоги культурной революции:

  • Ликвидация неграмотности населения.
  • Создание единой системы народного образования.
  • Формирование новой, советской интеллигенции: научной, инженерно-технической, художественной.
  • Значительные достижения в области литературы и искусства.
  • Развитие фундаментальной науки.
Читайте также:  Величественный Кортъярд Марриотт - отель с приятной атмосферой и хорошей кухней

Последствия культурной революции:

  • Идеологизация духовной жизни, насильственное внедрение партийных норм понимания культуры — идеологическая изоляция страны.
  • Использование крупнейших достижений фундаментальной науки прежде всего в интересах ВПК, идеологизация научных исследований.
  • Неравномерность в развитии различных отраслей науки и техники.
  • Развитие национальных культур народов СССР.

Конспект урока по Истории России «Культурная революция в СССР».

Вернуться к Списку конспектов по Истории России 9 класс

Культуру — в массы | Газета «Уфалейский Рабочий»

С первого номера нашей газеты в этом году мы начинаем серию публикаций, в которых будем рассказывать о событиях в области культуры Верхнеуфалейского городского округа. Культурная жизнь в нашем городе бьёт ключом, проводится много интересных мероприятий, фестивалей и конкурсов. Есть куда сходить и что посмотреть.

Но начать мы бы хотели с интервью с управляющим управлением культуры ВГО Еленой Юрьевной Уразовой, которая подвела итоги работы уфалейских учреждений культуры в 2017 году и рассказала о планах на 2018-й. Не обошли вниманием в интервью и передачу телеканала «Россия 1. Южный Урал» об уфалейских достопримечательностях.

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

— Елена Юрьевна, в ноябре 2017 года наш город посетил министр культуры Челябинской области Алексей Бетехтин. Он высоко оценил деятельность всех учреждений, которые входят в сферу деятельности культуры. Расскажите немного подробнее о структуре вашего управления.

— Управление культуры ВГО помимо управляющего и его заместителя имеет и небольшой технический штат (ведущий специалист, инспектор по туризму, инспектор по охране объектов культурного наследия и т. д).

Непосредственно управлению подчиняются МБУК ВГО «Централизованная клубная система» (это городской Дворец культуры, Дом культуры имени Кирова, клуб Строителей и четыре поселковых клуба), МКУК ВГО «Централизованная библиотечная система» (городская библиотека им.

Туркина, Детская библиотека имени Бажова и пять филиалов), МБУК ВГО «Историко-краеведческий музей», МБУК ВГО Центр искусств «Театр+Кино», МБУДО ВГО «Детская школа искусств». Основными приоритетными направлениями работы клубных учреждений являются развитие культурно-досуговой деятельности и стимулирование народного художественного творчества. Деятельность музея — это отдельная тема для разговора, музей живёт особенной жизнью.

— Вот Вы сказали, музей живёт особенной жизнью. Что Вы имели в виду?

— Светлана Михайловна Агафонова — целеустремлённый, творческий руководитель. С её приходом на должность директора проделана огромная работа: проведён капитальный ремонт двух залов, частично заменена система отопления. С 2013 года ежегодно в музее проводится фотоконкурс «Город, в котором я живу», около здания музея установлены уличные информационные стенды по истории города. Идёт постепенная реставрация экспонатов, постоянно обновляется материально-техническая база. Интересно и увлекательно проводятся мероприятия, такие, например, как «Ночь в музее», тематические мастер-классы, краеведческие игры, выставки.

  • — Какие задачи и цели стоят перед вашим управлением?
  • — А какое отношение имеет туризм к управлению культуры?

— Предназначение нашей деятельности заключается в разнообразии досуга жителей округа. Работа заключается не только в проведении культурно-массовых, развлекательных мероприятий, наша деятельность имеет чёткие цели и задачи. Главная цель — повышение качества жизни населения через повышение доступности, качества, объёма и разнообразия услуг в сфере культуры, искусства и туризма. В каждом клубе работают творческие коллективы разных направлений — это и вокальные, и хореографические, коллективы народного и художественного творчества. Работают кружки и клубы по интересам. Мы стараемся охватить как можно больше людей вне зависимости от возраста. Свой досуг можно провести с пользой и интересно не только детям, но и взрослым. — Одной из целей муниципальной программы «Развитие культуры и искусства в ВГО» являются создание благоприятных условий для устойчивого развития сфер культуры и туризма, а также популяризация туристической привлекательности ВГО и создание инфраструктурных условий для въездного туризма. Не так давно на телеканале «Россия 1. Южный Урал» показали передачу «Тур выходного дня» Дмитрия Туркина об Уфалее. Наша местность, достопримечательности пользуются очень большим и устойчивым спросом среди населения не только нашей области, но также и наших соседей. Богатая музейная экспозиция, красивая природа, памятник природы гора Большой камень, скальный массив Аракульский Шихан — нам есть что продемонстрировать гостям города.

Программу «Тур выходного дня» об Уфалее можно посмотреть здесь:

— Елена Юрьевна, какие события 2017 года Вы выделили бы особенно? — Прошедший год был очень насыщенным. В нашем городе прошли областные фестивали — хореографический фестиваль «Радость», театральный фестиваль «Сцена-2017». Мероприятия такого уровня в нашем городе проходят впервые и ко многому обязывают.

Мы выпустили книгу нашего земляка Владислава Орлова «Сочинение на продлёнке». На IX Областном издательско-полиграфическом конкурсе «Южноуральская книга-2017» она по достоинству была оценена членами жюри Дипломом 1 степени в номинации «Лучшая художественная книга: проза».

Учащиеся ДШИ, коллективы художественной самодеятельности, а также солисты становились неоднократными победителями, лауреатами и призёрами конкурсов разного уровня.

Хочется отметить, что в 2017 году мы открыли новый модернизированный кинозал с цифровой киноустановкой, провели фестивали «Уфалейские струны души» и «Казачья удаль».

Большое достижение для нас — это победа в номинации «Лучшее туристическое событие в области культуры» на региональном конкурсе Национальной премии в области событийного туризма «Russian Event Awards», прошедшем в г. Казани, с проектом «III Открытый областной фестиваль колокольных звонов «Уфалейский благовест»».

— Заканчивая наш разговор, расскажите об основных планах на этот год.

— Мы стараемся сделать всё, чтобы попасть в действие таких областных программ, как программа в рамках партийного проекта «Поддержка театров малых городов». Подготовили документы для программы по ремонту фасада нашего ГДК в рамках федеральной программы капитального ремонта домов культуры. Перед нами стоит серьёзная задача по укреплению материально-технической базы учреждений культуры. Будет проведён V Областной фестиваль «Уфалейский благовест» и другие ставшие уже традицией фестивали. С 2018 года принята муниципальная программа для одарённых детей. Она создана для того, чтобы привлечь молодые кадры в ДШИ, а также для поощрения талантливых и одарённых ребят.

— Большое спасибо за интервью. Удачи в Ваших начинаниях!

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть II

Культура 2.0. Часть 2. От моллов к Дворцам культуры или о грядущем культурном облике России

«Культуру – в массы!». Просвещение, благоустройство и технический прогресс. Часть IIВ первой части мы ознакомились с двумя разными подходами к реализации культурной политики в государстве и осознали масштаб проблемы восстановления культурной инфраструктуры, стоящий перед нашим обществом. Данный же текст будет посвящён тому, какое будущее вырисовывается у моллоцентричной культурной модели и что делается в России для воспитания своего многонационального народа.

Окультуривание потребления

В России упрямо продолжают строительство ТРЦ, что вызвано как инерцией сознания инвесторов, так и их неспособностью увидеть иные способы использования денег, хотя отрасль уже поразил достаточно серьёзный кризис.

Его причина, по всей видимости, в ограниченности рынка и недостаточном росте доходов граждан. Однако полагаю, что отчасти дело может быть в ином: загадочная русская душа начала разочаровываться в потреблении и требует чего-то большего.

Ну а пока владельцы ТРЦ предпочитают классику жанра: коль расширить ассортимент магазинчиков не получается, то покупателей нужно в них заманить другими способами. В первую очередь красивыми фасадами, на которые только в «Вегас Крокус Сити» планируют потратить 15 млн долл.

Кроме того, как отмечают коллеги из журнала «Эксперт», эпоха простых торговых центров окончилась: теперь в них непременно должны быть парки развлечений, музеи.

Например, в том же «Вегасе» Эмин Агаларов планирует радовать публику выступлениями братьев Запашных и Cirque du Soleil.

В «Авиа Парке» же запланированы гигантский аквариум, залы «Каро-Фильм», а также Национальный музей авиации и космонавтики, ледовый дворец, ландшафтный парк и прочее, на что хватит фантазии и денег.

С одной стороны это удобно, можно разнообразить шоппинг более полезным досугом. Однако со временем так прививается формат потребления культуры (в противовес культурному развитию).

Кроме того, парки, музеи и дворцы в моллах являются лишь камуфлирующим дополнением, цель подобных мест остаётся неизменной.

Деньги, именно они правят бал, однако что делать тем, у кого денег нет или же недостаточно? Моллоцентричная культура остаётся достаточно нишевой и рассчитана на представителей среднего класса. А средний класс, как известно, ускоренно демонтируется.

Торговый «храм» закрыт

Примечательно, но в США в ближайшие 10–15 лет ТРЦ могут стать анахронизмом. Судьбе огромных умерших моллов в США посвящён целый сайт. Причины гибели данных гигантов просты: часть не выдержала конкуренции с более крупными центрами, серьёзную конкуренцию составляет интернет-торговля, которой торговая недвижимость не нужна в принципе. Однако это лишь часть причин.

Корень проблемы американских моллов — в обнищании населения, которому теперь не до траты денег. Американский средний класс умирает и вернуть его к жизни сможет разве что новая мировая война, которую наши бледнолицые «партнёры» усиленно пытаются разжечь, где только могут.

Но даже начало огромного мирового конфликта не даёт гарантии спасения среднего класса и присущего ему типа потребления.Жители Украины, например, вовсю чувствуют схлопывание сегмента розничной торговли и вместе с ним ТРЦ.

Так, в Киеве переносят открытие новых ТРЦ из-за отсутствия достаточного количества арендаторов, которых, естественно, нет из-за низкой платёжеспособности населения.Вместе со сворачиванием мировой моллизации в прошлое должно уйти и общество потребления, которое станет для подавляющего большинства жителей Европы и США недосягаемой мечтой.

Читайте также:  Сампсониевский собор – небольшой экскурс

Следовательно, молл перестанет быть «храмом» культуры. Остаётся лишь телевизор и интернет, однако их будет недостаточно для удержания масс в покорном состоянии. Таким образом, нужна альтернатива квазикультуре потребления и её «храмам».

Бескультурью — бой!

Конечно, все торговые центры не разорятся, но их совокупное влияние на процесс «окультуривания» масс ослабнет, зато вырастет влияние традиционных культурных центров. И в России многое для этого уже делается в рамках Года культуры.Во-первых, ведётся работа по воскрешению «Зарницы», созданию военно-патриотических лагерей для подростков.

Во-вторых, принято решение о создании телеканала российской и советской анимации «Союзмультфильм». Сама же анимационная студия получила нового директора и должна в скором времени переехать в новое здание, а при наличии государственной поддержки (которой не может не быть) планирует восстановиться в течение нескольких лет.

Продолжается работа над оцифровкой золотой коллекции Госфильмофонда, на что уйдёт 5 лет.Произошли изменения в государственной политике в области кино, реорганизованы экспертные советы при Министерстве культуры РФ, вдвое увеличены гранты молодым режиссёрам. Также ведётся работа над изменением системы предоставления государственной поддержки кинематографу.

Учитывая окончание эпохи бумажных изданий и переход на цифровые носители, осуществляются мероприятия по объединению библиотек. На декабрь этого года запланировано создание Национальной электронной библиотеки, доступ к которой будет иметь обладатель единого читательского билета.

В 2015 году планируется завершение работ по строительству 5 современных многофункциональных культурных центров, всего их построят около 50. В прошлом году было отреставрировано 140 объектов культуры, создано 10 новых театров. По всей России откроют 15 филиалов Московской филармонии.

По словам главы Минкульта Владимира Мединского, средняя зарплата в федеральных учреждениях культуры составляет 47 тыс. рублей.Впрочем, 50 новых Домов культуры явно недостаточно и не лишним было бы провести работу по реанимации хотя бы части клубов и Домов культуры, заброшенных в 90-е.

Идеальным представляется увязывание клубов и Дворцов культуры в единую сеть, что дало бы возможность сделать их ключевыми объектами культуры как в сёлах, так и небольших городах и на их базе проводить конкурсы культурной самодеятельности, вовлекая в них массы.Нашло поддержку предложение депутата Госдумы В.

Рашкина о создании альтернативы бородатому «Евровидению». К инициативе российских депутатов готовы присоединиться их белорусские коллеги.В шестимесячный срок будет подготовлена программа развития детского центра «Артек», вероятно именно ему предстоит понести на себе основной груз обеспечения детского отдыха. Детский омбудсмен П.

Астахов же и вовсе повёл детскую экспедицию на Северный полюс. И это отнюдь не всё.***

Итак, несмотря на то, что минкультовское «техзадание» Человекостроения в России ещё не принято в окончательной редакции, становится очевидно, что государство вернулось в культурную сферу и решило взять процесс воспитания масс в свои руки.

Культурной инфраструктуре России до уровня РСФСР всё ещё далеко, однако ведущаяся работа отнюдь не кажется поверхностной и интуитивной. Напротив, налицо продуманная государственная программа, цель которой — в создании образованного человека, способного не только к потреблению культурных благ посредством посещения торгово-развлекательных центров, но и к созиданию культурных ценностей. И за такими людьми — наше новое будущее.

Культурная революция в СССР: формирование социалистической интеллигенции

Культура – неотъемлемая часть каждого народа. Она формируется веками. Российский народ также имел богатую культуру. Но она была создана буржуазным обществом, а пришедшим к власти большевикам это не нравилось. В итоге было решено провести «культурную революцию». На смену буржуазной должна была прийти социалистическая интеллигенция.

Новому правительству предстояло создать социалистическую систему народного образования. Старую идеологию постепенно вытесняла марксистско-ленинская. Постепенно перестраивался быт. Социалистическая культура в кратчайшие сроки захватила умы людей.

Цели культурной революции

Большевики воспринимали искусство и литературу как мощное средство пропаганды идей коммунизма. Поэтому сразу после окончания Гражданской войны принялись за идеологизацию образования. Коммунисты преследовали несколько важных целей.

Цель №1. Возведение марксистско-ленинской идеологии на государственный уровень

Большевики агрессивно относились к любым другим идейным течениям. В стране установилась монополия марксизма-ленинизма. В период с июля 1922 по апрель 1923 гг. из России депортировали 150 ученых мирового уровня. Среди них были философы, экономисты, историки. Причина их высылки проста – ученые не разделяли идеологию коммунистов. Депортация вошла в историю, как «философский пароход».

Большевики организовали антицерковную пропаганду. Под руководством Е. Ярославского заработал «Союз воинствующих безбожников».

В высших образовательных учреждениях история пролетарской революции и исторический материализм вводились, как обязательные предметы.

В 1922 году начало работу Главное управление по делам литературы и издательства (Главлит). Оно просуществовало до самого распада СССР в 1991 году. Главлит все эти годы оставался главным органом советской цензуры.

С 1924 года заработала сеть изб-читален, рабочих клубов, библиотек. Обязательное условие их работы – пропаганда «ленинизма».

В 1938 году вышел «Краткий курс истории ВКП(б)». Любые общественно-политические исследования, исторические толкования должны были опираться на эту работу.

Цель №2. Введение обязательного начального образования

Большевики использовали печатные издания для пропаганды своей деятельности. Неграмотные люди не могли прочитать и вникнуть в идеологию коммунистов. Поэтому было решено ликвидировать неграмотность населения. Все учебные заведения подверглись национализации. Сословная система образования канула в Лету.

В 1919 году вышел декрет «О ликвидации неграмотности среди населения России». Документ касался всех людей в возрасте от 8 до 50 лет.

В 1920 году заработала Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликбезу.

В 1923 году было создано общество «Долой неграмотность». Председательствовал в нем глава ЦИК СССР М. Калинин.

По всей стране открывались специальные пункты ликвидации безграмотности и рабочие факультеты. В ликбезах и рабфаках молодежь могла подготовиться к поступлению в вуз.

Образование подверглось стандартизации и прагматизации. В нем обязательно присутствовала идеологическая составляющая. Единая трудовая школа была 2-ступенчатой. 1 ступень – 1-4 классы, 2 ступень – 5-9 классы. Также работала школа крестьянской молодежи, в городах функционировали 7-летние школы.

Большевики ввели совершенно новые принципы образования. Получить знания мог каждый желающий. Обучение было бесплатным и проводилось лишь на родном языке. Мальчики и девочки учились вместе.

В 1921 году открылись школы фабрично-заводского ученичества. В них обучались работающие подростки. В ФЗУ давали общеобразовательные знания на уровне 7-летней школы, а также преподавали узконаправленные предметы по выбранной профессии.

Поскольку в школах учились не только дети, но и работающие взрослые, широкое распространение получили учреждения, в которых можно было получать знания без отрыва от производства. По всей стране работали вечерние и заочные школы, кружки, курсы.

С августа 1918 года в высшую школу принимали по новым правилам:

  • обучение бесплатное;
  • в вузы принимали без вступительных экзаменов и даже без документов о среднем образовании;
  • при поступлении предпочтение отдавали молодым людям из крестьянской или рабочей среды.

С 1930 года по всему СССР было введено обязательное 4-летнее образование. Жители городов и промышленных районов обязаны были закончить 7-летнюю школу. В середине 30-х гг. в учреждениях народного образования ввели строгий внутренний распорядок. Ученики занимались по одинаковым учебникам, проходили единые экзамены, аттестаты зрелости, получали стандартные дипломы.

В Москве был создан Институт красной профессуры. В нем подготавливали марксистские кадры для вузов. Советский Союз активно взялся за расширение системы высшего образования. До начала Великой Отечественной войны в стране работало около 4,5 тыс. институтов.

Цель №3. Создание подконтрольной интеллигенции

Образованным людям присуще вольнодумство, что категорически не одобряли большевики. Но и развивать страну без великих умов не представлялось возможным. Именно поэтому правительство бросило все силы на формирование послушной социалистической интеллигенции.

Разные ученые, инженеры, художники работали под жестким контролем партии. При этом огромное количество талантливых людей оставались невостребованными. Их творческий потенциал не вписывался в рамки, созданные коммунистической партией.

Цель №4. Популяризация социализма в литературе и искусстве

В 20-х гг. одновременно работало несколько литературных групп:

  • В. Маяковский, Н. Асеев – Левый фронт;
  • А. Серафимович, А. Фадеев – Российская ассоциация пролетарских писателей;
  • Э. Багрицкий, А. Малышкин – Перевал;
  • В. Каверин, М. Зощенко, К. Федин – Серапионовы братья.

Художники в основном работали в двух направлениях: модернистском и реалистическом. В живописи выделились следующие группы:

  • Общество художников-станковистов;
  • Ассоциация художников революционной России;
  • Общество московских художников;
  • 4 искусства.

Самым значимым архитектурным сооружением 20-х гг. стал мавзолей Ленина. Над ним работали В. Щуко и В. Гельфрейх.

Театральная жизнь тоже не стояла на месте. Важное событие – открытие театра Е. Вахтангова. МХАТ радовал спектаклями «Дни Турбиных» (М. Булгаков), «Бронепоезд 14-69» (В. Иванов). Зрители находились в полном восторге от постановок В. Мейерхольда.

В 30-х гг. творчество подверглось стандартизации, унификации. Многие литературно-художественные течения оказались вне закона. В 1934 году появились первые профессиональные союзы деятелей культуры и искусства. Это были объединения композиторов, писателей, архитекторов, художников. Цель союзов – полностью контролировать идеологию творчества.

Социалистический реализм – новый и единственно правильный художественный метод в литературе. Главная задача писателей – не жалеть красивых слов, описывая подвиги революционеров, руководителей коммунистической партии. Особое внимание уделялось прославлению вождей.

Формализм не приветствовался. От писателей требовалось создать образ положительного героя. Литература должна была воспитывать молодое поколение читателей. В стране царила жесткая цензура. Под запрет попали пьесы М. Булгакова «Мольер», «Багровый остров». По ним не делали постановки. Опальным стал Д. Шостакович со своей оперой «Екатерина Измайлова».

Читайте также:  Концерт филиппа киркорова в спб: #цветнастроения яркий

Тысячи талантливых деятелей культуры и искусства были репрессированы. Коммунистическая партия безжалостно расправлялась с теми, кто не мог принять ее идеи. П. Васильев, Н. Клюев, О. Мандельштам и многие другие великие писатели пострадали из-за тоталитарного режима. К расстрелу был приговорен режиссер В. Мейерхольд.

Сталин приказал кардинально изменить внешний облик Ленинграда и Москвы. Два главных города России были полностью реконструированы. Из них убрали огромное количество архитектурных памятников прошлого. Особенно досталось постройкам религиозного назначения. Под снос попала Сухарева башня, храм Христа Спасителя и многие другие архитектурные шедевры.

Цель №5. Демократизация культуры

В царской России искусство в основном создавалось для богатых, образованных людей. Советская власть сразу же выпустила лозунги «Искусство принадлежит народу», «Культуру – в массы». По всей стране открылись Дома культуры, клубы, музеи, библиотеки, которые могли посещать все желающие.

В 30-х гг. живопись пополнилась портретами П. Кончаловского, М. Нестерова, П. Корина. В 1937 году в Париже прошла Международная выставка. Специально для павильона СССР В. Мухина создала легендарную скульптурную группу «Рабочий и колхозница».

В советское время стремительно развивалось музыкальное искусство. Народ полюбил песни И. Дунаевского, В. Соловьева-Седова, А. Александрова. Гениальные произведения написали С. Прокофьев (кинофильм «Александр Невский), А. Хачатурян (кинофильм «Маскарад»), Д. Шостакович. На эстраде блистали артисты Л. Утесов, В. Козин.

Не стоял на месте и кинематограф. В 1931 году режиссер Н. Экк выпустил первый звуковой советский фильм «Путевка в жизнь». Далее были фильмы режиссера Г. Александрова «Цирк», «Веселые ребята», «Волга-Волга». Гениальная работа С. Эйзенштейна «Александр Невский». Фильм режиссеров Г. и С. Васильевых «Чапаев».

Цель №6. Научно-технический прогресс

В СССР огромное внимание уделялось научным разработкам. Многие работы советских ученых имели мировое значение. Страну прославили такие исследователи, как:

  • С. Лебедев – создал синтетический каучук.
  • А. Иоффе – работал в ядерной физике.
  • Н. Семенов – занимался химической физикой.
  • Ф. Цандер и К. Циолковский – совершили прогресс в космонавтике.
  • Н. Вавилонов – сделал открытия в генетике.
  • С. Шацкий, П. Блонской – усовершенствовали педагогику.
  • Л. Выготский – работал в сфере психологии.

В 30-х гг. на первый план вышли прикладные науки. Большой вклад сделали И. Бардин в металлургию, А. Ферсман в географию, Г. Графтио в энергетику, С. Вавилов в оптику.

Правительство всячески поддерживало разработчиков боевой техники. Над самолетами работали А. Микоян, С. Ильюшин, А. Туполев, Н. Поликарпов. Разработкой танков занимались А. Морозов, Ж. Котин.

Стрелковое оружие совершенствовали Г. Шпагин, В. Дегтярев, В. Федоров.

Все значимые достижения фундаментальной науки использовались в интересах коммунистической партии. Открытий могло быть и больше, если бы правительство не вмешивалось в деятельность ученых. Но культ личности Сталина наложил негативный отпечаток на работы исследователей.

Разные отрасли науки и техники развивались неравномерно. Одних ученых поддерживали, выделяли им средства для экспериментов. Других же, наоборот, высмеивали, запрещали работать в выбранном направлении.

Из-за чрезмерного внимания к марксистской идеологии сформировались лженауки. Ярким примером служит деятельность биолога Т.

Лысенко, который оперировал марксистской фразеологией с целью обвинить коллег в идеологических ошибках.

Политика партии большевиков и преобразования их правительства

Мы рассматриваем в одной из статей ошибки и недостатки политики большевиков, и придаём им большое значение. Вместе с тем редакция «Логики прогресса» считает, что работа партии большевиков, пришедшей к власти в результате Октябрьского переворота, по большей части успешно влияла на уровень жизни в стране, пока влияла на политико-экономический курс.

Как мы рассмотрели в другой статье, в 1929 году Иосиф Сталин оттеснил значительную часть партии большевиков от управления страной в Политбюро, а в 1938 окончательно установил свою личную диктатуру.

После этого большевики уже не могли влиять на важнейшие политические решения и формирование линии развития страны, хотя часть своего влияния на жизнь и политику в СССР партия сохраняла до Большого террора.

Хочется сразу сделать замечание по поводу авторитаризма большевиков.

Претензии к правоохранительной и судебной системам большевиков абсолютно верны, как мы уже рассматривали (от сталинского периода отличие составляет лишь то, что после окончания Гражданской войны невиновные жертвы системы большевиков исчислялись десятками человек, а не сотнями тысяч).

Если же говорить о запрете выезда за границу, то уголовным преступлением он был объявлен только 21 ноября 1929 года с постановлением ЦИК «Об объявлении вне закона лиц — граждан СССР за границей, перебежавших в лагерь врагов рабочего класса и крестьянства и отказывающихся вернуться в Союз ССР».

До этого для выезда за границу было необходимо получить особое разрешение Народного комиссариата иностранных дел (НКИД), но нарушение этого правила не влекло к уголовной ответственности.

Павел Судоплатов, генерал-лейтенант МВД СССР, вспоминал: «до 1928 года в стране фактически не существовало препятствий для выезда за границу и процедура была очень проста». Например, советский изобретатель Лев Термен в 1928 году переехал в США, оставаясь советским гражданином и жил там, пока в 1938 году его не отозвали в Москву. То есть, несмотря на авторитарный режим, уровень гражданских свобод был сравним с сегодняшним днём.

Теперь рассмотрим, что положительного большевики сделали для населения России.

Восьмичасовой рабочий день и дальнейшее его сокращение

В России рабочее время до конца XIX века законом не ограничивалось и составляло, по разным данным, 12-16 часов в сутки.

В 1897 году под напором рабочего движения, особенно ткачей Морозовской мануфактуры, в России впервые рабочий день законодательно был ограничен до 11,5 часов (в субботу 10 часов), а для женщин и детей — 10 часов при шести рабочих днях в неделю.

Отпуск не предусматривался. Также закон никак не ограничивал сверхурочные работы, что сводило на нет ограничение рабочего дня.

Декрет СНК РСФСР от 29.10.1917 «О восьмичасовом рабочем дне» законодательно ограничивал рабочий день восемью часами. Большевики первыми в Европе установили именно такую продолжительность рабочего дня, и одними из первых в мире. Декрет содержал дополнительные положения о защите рабочего процесса, к примеру:

Не более, как через 6 часов от начала работ, должен быть устанавливаем свободный перерыв в работе для отдыха и для принятия пищи. Перерыв сей не должен быть короче 1 часа.

Сверхурочные работы строго регламентировались: к примеру, к ним запрещалось привлекать всех лиц женского пола и лиц мужского пола, не достигших 18 лет.

В 1928-1933 годах был осуществлён переход к 7-часовому рабочему дню. В начале 1930-х был введён пятидневный рабочий цикл (рабочая пятидневка при шестом выходном дне).

В дореволюционной России средняя продолжительность рабочей недели в целом по промышленности составляла почти 60 часов (10 часов в день), а в отдельных отраслях — угольной, металлургической, пищевкусовой — более 60 часов.

С учётом широко применявшихся сверхурочных работ продолжительность рабочего времени достигала, как правило, 11—12 часов в день, или 65—70 часов в неделю.

В 1925/26 годах средняя продолжительность рабочего дня, по данным ЦСУ, для промышленных рабочих составила 7,4 часа.

Создание социального государства

Институты социального государства существовали и до революции в части развитых стран, однако изначально в Советской России были представлены более обширно (а главное — общедоступно, в отличие от других стран, где государственная помощь предоставлялась строго ограниченному, чаще всего привилегированному слою лиц). С частью нововведений можно ознакомиться через Декрет СНК РСФСР от 31.10.1918 «Положение о социальном обеспечении трудящихся», вкратце это:

  • Пенсии и пособия при утрате трудоспособности;
  • Пособия по безработице;
  • Пособия беременным и роженицам;
  • Пособия на погребение.

Другие преобразования, направленные на улучшение социального обеспечения:

  • Введение ежегодного оплачиваемого отпуска в 1 месяц, в том числе декретный отпуск и отпуск по уходу за ребёнком;
  • Обеспечение пособием, жильём и по возможности работой инвалидов;
  • Пособия семьям после смерти кормильца;
  • Стипендии, общежития, продовольственное и вещевое снабжение для студентов;
  • Создание домов отдыха в бывших помещичьих усадьбах, монастырях и так далее;
  • Создание пионерских лагерей и дворцов пионеров;
  • Обеспечение доступа к санаториям и курортам для широких масс.

«Прекрасные дачи и особняки, которыми пользовались раньше крупные помещики и капиталисты, дворцы бывших царей и великих князей должны быть использованы под санатории и здравницы рабочих и крестьян», – говорилось в декрете «Об использовании Крыма для лечения трудящихся». Документ предписывал открытие новых санаториев на полуострове в рекордные сроки: уже в январе 1921 года – 5 тысяч новых коек, весной – уже 25 тысяч.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector