История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Князь-Владимирский собор — капитульный храм ордена Святого Владимира. Он принадлежит Санкт-Петербургской епархии Русской православной церкви и находится в Петроградском районе.

При соборе работает огромное количество объединений самого разного рода: от религиозных до спортивных

История Князь-Владимирского собора в Санкт-ПетербургеИстория Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

История

Одними из первых жилых районов Санкт-Петербурга были кварталы, расположенные западнее Петропавловской крепости. Именно там были заложены сначала маленькая церквушка, а потом трехпрестольный храм-мазанка, которые предшествовали Князь-Владимирскому собору.

Современный собор был заложен в 1740 году – спустя почти сорок лет после основания города. Но и тогда не все пошло гладко: спустя год после начала строительства произошел дворцовый переворот, власть сменилась, и возведение храма прекратилось еще на два с лишним десятка лет. 

История Князь-Владимирского собора в Санкт-ПетербургеОсновные строительные работы проводились только в 1766-1789 годах.

Архитектура

Архитектор храма – знаменитый итальянский мастер Антонио Ринальди, среди других ключевых работ которого Большой театр, Большой дворец в Гатчине, Дворец Петра Третьего и сразу несколько сооружений в Царском селе и Ораниенбауме.

Архитектурно Князь-Владимирский собор относится к переходному стилю от барокко к классицизму, есть также детали в стиле ампир

Кроме того, вплоть до начала XXI века собор еще много раз перестраивался и достраивался: заново оформлялся внешний фасад храма, перемещались приделы, менялся иконостас, появились хоры, колокольня, две часовни, ограда.

История Князь-Владимирского собора в Санкт-ПетербургеУже в XXI веке было несколько реставраций, последняя – в 2016 году. Ныне собор находится в прекрасном и рабочем состоянии.

Внутреннее убранство

В соборе три нефа: широкий центральный и два боковых, поменьше. Высокие арки, четыре боковых купола и большой – в центре.

Привычных для православного храма фресок нет, зато очень богато украшен иконостас и очень много важных, легендарных, нарядных икон.

Какое-то время в Князь-Владимирском соборе даже стояла икона Казанской Божьей Матери. Цвета, преобладающие во внутреннем убранстве храма, – синий и белый.

История Князь-Владимирского собора в Санкт-ПетербургеИстория Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Богослужения

  • В Князь-Владимирском храме проводятся как ветхозаветные, так и новозаветные богослужения. Попасть на них может любой желающий, а точное расписание можно узнать на официальном сайте:
  • vladimirskysobor.ru
  • Также в храме можно провести таинства:
  • крещения
  • венчания
  • елеосвящения
  • отпевания усопших

Режим работы в 2021

  • с понедельника по субботу 09:45 — 20:00
  • воскресенье и крупные церковные праздники 6:45 — 20:00

Духовно-просветительская и общественная жизнь собора

При Князь-Владимирском соборе работают и проводятся:

  • различные лекции, мастер-классы по религиозной тематике
  • младшая и средняя воскресные школы
  • православный детский хор Горчичное зернышко
  • любительский и профессиональный взрослые хоры
  • просветительский центр для паломников Княже Владимире
  • просветительская дружина Витязи
  • футбольная команда Княжичи
  • летний лагерь на озере Селигер
  • библиотека
  • церковная лавка
  • церковный дом
  • благотворительный фонд

Где находится

  1. Адрес
  2. улица Блохина, дом 26
  3. Метро
  4. Как добраться

Оптимальный способ – на метро до станции Спортивная, которая находится совсем рядом. Так же возможно доехать на общественном транспорте или такси. Когда погода хорошая, можно прогуляться и пешком, ведь собор находится почти в центре города.

Другие ближайшие достопримечательности:

А вы любите посещать нетуристические места?

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Со времен основания города Санкт-Петербурга на берегу Малой Невы начал формироваться жилой квартал.

Этот район стал называться «Мокруша» из-за того, что его часто заливало при наводнениях, а сама местность становилась болотистой.

По традиции в России было принято возводить храмы в тех местах, которые осваивались для жилых районов. Именно в этом месте начинается строительство будущего Князь-Владимирского собора.

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

История

Этот собор занимает особое место среди всех священных храмов Санкт-Петербурга, ведь он хранит в себе воспоминания о различных исторических событиях страны и города.

Строительство

История строительства собора начинается с 1708 года, когда возле места, где сейчас расположен храм, была выстроена деревянная церковь Святого Николая, или, как еще ее называли, Николы Угодника. Уже в 1713 году на этом месте был воздвигнут мазанковый храм, который был назван во имя Успения Богоматери.

В 1717 году были освящены 2 придела – Николы Чудотворца и Иоанна Предтечи, а в 1719 освятили центральный придел храма – Успенский, при котором присутствовал сам Петр I. Далее по приказу царя храм получил статус соборного, так как напоминал о Большом Успенском соборе, расположенном в Московском Кремле. Этим он подчеркнул статус Санкт-Петербурга в качестве столицы.

В народе этот собор получил название «Успение на Мокрушах».

Традиция возведения Успенских соборов восходит корнями еще к Киевской Руси, когда из Владимира она перешла к Москве. Успенские соборы трех русских столиц стали символом Святой Руси.

К 30-м годам 18 века храм начал ветшать, поэтому в 1740 году императрица Анна Иоанновна распорядилась начать строительство каменного здания собора. Проект здания был разработан архитектором М.Земцовым. Это строительство прерывается дворцовым переворотом, в результате которого императрицей России становится Елизавета Петровна.

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

В период ее царствования работа по возведению собора была остановлена и возобновлена лишь через четверть века.

В этот раз проект был поручен архитектору Антонио Ринальди, итальянцу по происхождению, чертежи которого оказались наиболее предпочтительны для Екатерины II.

Он изменил первоначальный проект и предложил сделать церковь пятиглавой по старинной русской традиции. Также он является автором рисунков крестов этого собора.

Строительство было почти завершено к 1772 году, он занимал центральное место среди городских построек, но в том же году произошел пожар, в результате которого сгорела старая мазанковая церковь и была повреждена часть нового здания. В этот раз окончание строительства было поручено И.Е.Старову, который ранее вел строительство Александро-Невского монастыря.

Именно в эти годы Россия вышла к берегам Черного моря, заложила город Херсон и взяла под свою державу Крымское ханство. Это оживило память о великом князе Владимире, который и ввел Русь в ряд христианских государств.

В 1789 году храм был освящен в честь князя Владимира и стал носить название Собора во имя Святого Равноапостольного князя Владимира, напоминая о крещении Руси. Чтобы сохранить память о первоначальных названиях храма, были также освящены 2 придела – Никольский и Успенский. В это время они располагались в небольших отдельных помещениях, а позднее были перенесены внутрь храма.

В 1806 году здесь было открыто духовное училище, а в 1845 собор стал орденским, в честь чего появилась традиция отмечать праздник ордена каждый сентябрь. Вплоть до 1917 года в здании располагались приют для сирот и благотворительное общество.

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

В 1871 году территория вокруг собора была ограждена и озеленена, а позднее были построены и 2 часовни, которые не сохранились до наших времен. Позднее в память об Александре II была построена еще одна часовня, которую освятили в 1886 году.

В отличие от других российских церквей собор оставался действующим в советское время за исключением 1 года. В 1938-41 годы Князь-Владимирский собор стал носить название кафедрального собора Ленинградской митрополии. В 1941 году он уже перестал быть соборным храмом и передал это право Николо-Богоявленскому собору.

Архитектура

Первое, что привлекает в архитектуре храма, это его силуэт, устремленный ввысь. Высота пятикупольного здания храма составляет 57 метров благодаря наличию колокольни. Этот собор считается одним из самых торжественных и светлых храмов Санкт-Петербурга и представляет собой шедевр храмовой архитектуры екатерининской эпохи.

Кроме того, он сочетает в себе два архитектурного стиля – классицизм и барокко, благодаря чему арки и круглые окна дополняются пропорциями храма античного типа. Так получается, что в старинном городском квартале расположено строгое строение с теплыми нотками.

Пятиглавая верхушка здания устремлена в небо, а внутренняя отделка отличается синими и белыми оттенками.

Изначально проект храма был выполнен в виде корабля, в котором Иисус Христос выступает в роли кормчего.

Внутренняя часть здания разделена на 3 прохода, именуемые нефами, а верхняя часть поделена куполами – круглым центральным и 4–мя дополнительными.

Читайте также:  Группа the 1975 даст концерт в спб: современный инди-рок

Интерьер не содержит фресок, имеется только надпись из Библии у основания главного купола. Также на стенах нет никаких росписей, кроме изображений 4 Евангелистов и копий картин Веронезе и Рафаэля.

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

В 2001 году Казанская икона Божьей матери, которая являлась одной из главных икон храма, была возвращена в Казанский кафедральный собор, а ее место заняла копия. В правой части храма расположен храмовый образ князя Владимира в виде резьбы по дереву.

В 2015 году была проведена реставрация крестов Князь-Владимирского собора, которые были изготовлены еще в 1766 году.

Практическая информация

Князь-Владимирский собор расположен по адресу: г. Санкт-Петербург, ул. Блохина, 26. Самым удобным способом добраться до него можно на метро, с помощью которого нужно доехать до станции «Спортивная». Купола храма будут видны сразу при выходе из метро.

Вход в храм бесплатный, но приветствуются пожертвования по желанию. Вход в храм открыт в любое время дня с раннего утра и до позднего вечера. Ежедневно в 10 часов утра проводится литургия, а в 18:00 – вечернее богослужение. Также в преддверии праздников проводится Всенощное бдение, которое проходит в вечернее время. В дни праздников проводятся 2 литургии в утреннее время – в 7 и 10 часов.

Также при посещении храма можно послушать пение профессионального и любительского хора.

Следует отметить, что при соборе действует воскресная школа, открыта библиотека и кинолекторий. Кроме того, в храме ведется работа с преподавателями факультатива православной культуры. При Князь-Владимирском храме действуют дружины витязей и даже существует футбольная команда «Княжичи».

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Заключение

Князь-Владимирский собор является свидетелем множества исторических событий, происходивших в Санкт-Петербурге и России. Кроме того, собор представляет собой замечательный памятник архитектуры времен Екатерины II, расположенный на Петроградской стороне города. Посетив собор, можно узнать множество исторических фактов из жизни России и ее известных личностей.

Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге — история и описание

Одним из наиболее почитаемым святым местом для петербуржцев и гостей города является Князь-Владимирский собор. Его название связано с князем Владимиром, который крестил Русь и принял христианскую веру.

  • История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге
  • Внешне здание впечатляет своей изысканностью и величием, а внутреннее убранство храма располагает к молитве и поднесению к высокому.
  • Князь-Владимирский собор в Санкт-Петербурге – это гармоничное соединение классицизма и барокко, это место одно из наиболее светлых, торжественных и нарядных среди святынь в северной столице.

История собора

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

История собора Князь-Владимирского берет свои истоки с 1713 году, когда была возведена маленькая деревянная церковь. Двумя годами позже церковь перестроили и назвали «Успением на Мокрушах».

Название связано с месторасположением святыни – район постоянно был затоплен водами Невы и отличался болотистой поверхностью, потому в народе он стал называться «Мокрушей».

Дерево не проявило себя как прочный материал, и в 1740 году было приняло решение заменить старую церквушку на каменную, чьим проектом занялся архитектор Земцов. Через два года на престол взошла Елизавета Петровна, и смена власти приостановила строительство.

Старые планы продолжили воплощать только в 1765 году, убранством и архитектурой здания занимался Ринальди. В 1772 году пятиглавый собор с трехъярусной колокольней был охвачен пожаром и сильно повредился.

Окончить строительство удалось только через 17 лет, к 800-летию принятия христианской веры на Руси. Освятили храм в 1789 в честь равноапостольного князя Владимира.

Собор относился к числу святынь, которым было разрешено продолжать службу во время советской власти. Самые ценные артефакты из закрытых церквей были размещены в Князь-Владимирском соборе. Он продолжал свою работу даже в тяжелейший период блокады Ленинграда.

Существует легенда, согласно которой во времена Великой Отечественной войны Казанскую икону Божьей Матери, находившуюся в этом храме, было приказано отвезти на фронт и дать возможность увидеть ее каждой воинской части вопреки распространенным принципам атеизма. Верующие считают, что именно эта икона придавала сил советским войскам в 1944 году.

Отметим! Икону Божьей матери в 2001 году вернули в Казанский собор, а на ее месте разместили потрясающую копию.

Архитектура здания

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Спустя несколько сотен лет после постройки, архитектурное решение впечатляет и в современности. Внешне этот храм похож на Троицкий собор Александро-Невской Лавры.

Колокольня высотой в 57 метров привлекает изяществом форм, которые органично сочетаются со строгостью линий. На звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из них был вылит в 1779 году, весит он пять тонн. Мотивы барокко прослеживаются в овальных окнах и лучковых фронтонах.

Князь-Владимирский собор является одним из величайших шедевров храмовой архитектуры екатерининской эпохи.

Внутреннее убранство Князь-Владимирского собора

История Князь-Владимирского собора в Санкт-Петербурге

Внутри храма нет лишних изысков – здесь все просто и строго, одновременно уютно и торжественно. Каждый, кто попадает в середину признается, что убранство располагает к размышлениям и молитвам.

Внутри храма отсутствуют привычные росписи, но здесь есть изображения четырех Евангелистов, выполненные художником Карлом Брюлловым. На западной стене располагается копия картины Паоло Веронезе «Оплакивание Христа» и Рафаэля «Преображения.

Стены собора по периметру украшают пилястры дорического ордена. Кроме того, здесь находится храмовый образ равноапостольного князя Владимира.

Кроме того, в храме можно увидеть другие почитаемые иконы:

  • Икону Богоматери «Скоропослушница», которую привезли с Афона;
  • Чудотворный образ святителя Николая;
  • Список Спаса Нерукотворного с иконы из Домика Петра I;
  • Икону-мощевик, в которой заключены частицы мощей 49-ти святых.

Полезно знать! Здесь располагается деревянный резной иконостас в стиле ампир, вырезанный по проекту Старова. В алтаре можно увидеть копию композиции «Святая Евхаристия», которая принадлежит кисти В. Васнецова.

Как добраться до храма?

Князь-Владимирский собор находится на улице Блохина 26. Добраться до него можно на метро, выйдя на станции «Спортивная». Из выхода со станции сразу можно увидеть купола храма.

Часы и правила посещения

Вход в храм абсолютно бесплатный, так как он на сегодняшний день является действующим. Посетить святыню можно в любой день с 9:45 до 20:00, а в церковные праздники и по воскресеньям с 6:45 до 20:00. Богослужения во время Великого Поста начинаются с девяти утра.

  1. Любой желающий может не только посетить Князь-Владимирский собор, чтобы ознакомиться с его убранством, но и присоединиться к любому из богослужений.
  2. Князь-Владимирский собор отличается своей архитектурой и проектом, ведь он построен по принципу корабля, в котором Христос выступает кормчим.
  3. Радует глаз насыщенный синий и белый цвет, отсутствие фресок и нагромождений убранства, строгость классицизма и оригинальные мотивы барокко, богатая история храма, редкие святые иконы внутри – все это привлекает в собор не только жителей Петербурга, но и его многочисленных гостей.

Князь-Владимирский собор: удивительная история храма "на Мокруше"

Одним из первых жилых кварталов города стал участок Городового острова вдоль берега Малой Невы, к западу от Петропавловской крепости. Когда своенравная Нева разливалась, вода затапливала все окрестные кварталы, и местность эта получила в народе название «Мокруша». По преданию, первопоселенцы уже около 1708 г. устроили малую церковь св. Николы Морского. Чуть позднее, в 1710-е гг., здесь велось строительство трехпрестольного мазанкового храма. В его боковых приделах, Никольском и Предтеченском, службы начались в 1717 г., а главный престол храма был освящен в честь Успения Богоматери в 1719 г. Во время наводнений часто страдала и новая церковь, поэтому местные жители называли ее Успения-на-Мокруше или храм Николы Мокрого.

Читайте также:  Строительство буддийского храма

По высочайшему повелению Петра I храм получил степень соборного, ведь своими размерами и числом престолов он превосходил более ранние соборы Санкт-Петербурга, которых насчитывалось к тому времени три — Петропавловский, Исаакиевский и Троицкий.

Четвертый петербургский собор, напоминая своим посвящением о Большом Успенском соборе Московского Кремля, подчеркивал столичный статус «юного града» как преемника Москвы. Традиция строительства Успенских соборов на Руси восходит к древнейшему Киевскому периоду ее истории: из Киева она перешла во Владимир, а затем и в Москву.

Успению Богоматери посвящена «Великая церковь» Киево-Печерского монастыря, заложенная еще в XI в.

В 1740 г. по указу императрицы Анны Иоанновны рядом с деревянным Успенским собором «на Мокруше» заложили каменный храм. В честь своего отца Ивана Алексеевича царица повелела посвятить храм Иоанну Златоусту. Первоначальный проект был создан архитекторами Михаилом Земцовым и Пьетро Антонио Трезини. Архитектор П.-А.

Трезини спроектировал его одноглавым, взяв за образец собор Петропавловской крепости. На втором году строительства случился дворцовый переворот, приведший на престол дочь Петра I Елизавету. К этому времени здание уже вывели под своды, но дальнейшее финансирование работ было прекращено.

Сам же небогатый приход не мог взять на себя огромные издержки по возведению каменного собора вместимостью в 3000 человек и вынужден был довольствоваться своим старым храмом.

Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1470-е гг.Успенский собор Московского Кремля. Арх. Аристотель Фиораванти. 1470-е гг.

Только в 1747 г. Елизавета Петровна повелела приступить к его достройке, причем с изменением сооружения на пятиглавое «как в Москве на Успенском соборе». Из Москвы были присланы чертежи, однако, новый проект разрабатывался уже в царствование Екатерины II. Создание проекта императрица поручила известному итальянскому архитектору Антонио Ринальди.

Справка:

Антонио Ринальди — один из ведущих мастеров стиля рококо, переходного от барокко к классицизму, работал в Санкт-Петербурге и его окрестностях (Ораниенбаум, Царское Село, Гатчина) с 1754 по 1784 год.

Панорамы набережных Петербурга невозможно представить без его эффектных построек — Мраморного дворца и пеньковых амбаров Тучкова буяна на Малой Неве. Запоминающийся рисунок крестов Князь-Владимирского собора характерен для почерка архитектора.

Пятиглавый собор на Петербургской стороне был вчерне отстроен в начале 1770-х г. Он занял центральное место в панораме города, открывающейся из парадных залов невской анфилады Зимнего дворца, а его высокая столпообразная колокольня служила ориентиром для судов, плывущих из залива в Малую Неву. В 1772 г. пришедший в ветхость деревянный Успенский собор бы уничтожен пожаром. Каменный храм к тому времени оставался еще неотделанным внутри, поэтому для службы наскоро приспособили его притвор. На этом в строительных работах вновь наступил многолетний перерыв.

В этот период Российская империя победоносно вышла на берега Черного моря. В 1778 г. в устье Днепра был заложен город Херсон, который свое название получил в честь древнего Херсонеса (в русских летописях — Корсунь) — крымского города, где в 988 г.

великий князь киевский Владимир Святославич принял крещение и вступил в брак с сестрой византийского императора царевной Анной. В 1782 г. по представлению князя Г.А.

Потемкина императрица Екатерина II учредила орден святого Владимира «в поощрение службы военной и гражданской».

Лишь в 1783 г. Екатерина, желая, чтоб «начатая давно уже на Петербургской стороне церковь Успения Пресвятой Богородицы приведена была к окончанию», издала указ о передаче ее строительства в ведение архиепископа Новгородского и Санкт-Петербургского Гавриила (Петрова) — директора конторы строения Александро-Невского монастыря.

Заключительный этап работ связан с мастерами круга архитектора И.Е. Старова, который осуществил окончательную отделку храма. Непосредственное руководство оформлением интерьера взял на себя архитекторский помощник М.Е.

Мелентьев, им же утверждались все сметы. Когда, наконец, отделка строившегося почти полвека каменного собора на Петербургской стороне была завершена, его главный престол был освящен в 1789 г.

уже не в честь Успения Богоматери, а во имя св. князя Владимира.

В начале XIX в. при храме открыли Духовное училище, где стали готовить священников для местной епархии. С изданием в 1845 г. нового статута ордена св. Владимира собор стал кавалерским (при учреждении ордена его кавалерам был предназначен Софийский собор близ Царского Села).

Почетную награду учредили при Екатерине II и вручали за гражданские отличия и особые военные заслуги. Орден имел 4 степени. Его обладатели получали ежегодную пенсию от 100 до 600 руб., а кавалеры ордена 4 степени — потомственное дворянство.

И сегодня над входом в собор можно видеть двух позолоченных ангелов, а между ними — большое изображение ордена Святого Владимира. В середину круга вписан орденский девиз: «Польза, честь и слава».

Собору принадлежала часовня св. Александра Невского у Тучкова моста. Она была построена на пожертвования прихожан в 1880-е гг. в память императора Александра II Освободителя. Проект часовни составил архитектор Н.Н. Ковригин, который принес его в дар приходу.

Между собором и часовней был разбит сквер (садовый мастер Э.Л. Регель), получивший название Князь-Владимирского. Интересно, что инициатором этих работ стал лично император Александр II: в 1870 г.

он указал, что площадь при соборе «по своему виду не соответствует наружному благоустройству столицы».

В годы Первой мировой войны при соборе действовал лазарет на 16 коек, в котором лечили раненых солдат и офицеров.

В 1922 г., при изъятии большевиками церковных ценностей, прихожане встали на их защиту. За эту акцию пришлось пострадать настоятелю храма протоиерею Михаилу Союзову: привлеченный к суду по сфабрикованному «делу» митрополита Петроградского Вениамина, он был приговорен к трем годам заключения «с применением строгой изоляции» и умер в тюрьме.

Власти провоцировали всевозможные расколы, поставив каноническое устроение Русской Православной церкви на несколько лет вне закона. В 1922-1926 гг.

Князь-Владимирский собор принадлежал радикальной обновленческой группе «Живая Церковь», которую возглавлял служивший в храме священник Владимир Красницкий, печально известный своим сотрудничеством с карательными органами коммунистической власти.

Однако его малочисленные приверженцы не смогли содержать и ремонтировать здание. Храм, изъятый у живоцерковников, был на несколько месяцев закрыт.

В 1929 г. верующих лишили последней возможности отстаивать свои интересы — из Конституции СССР был изъят пункт о праве на религиозную пропаганду. Гонения на Церковь развернулись с новой силой, и Князь-Владимирский собор оказался единственным действующим храмом Петроградской стороны, но соборные колокола были сняты и сданы в переплавку.

При ликвидации храмов города гибли многие чтимые святыни. Редкое исключительное событие произошло в 1935 г.

: в Князь-Владимирский собор из разоренного Киево-Печерского подворья на Васильевском острове поступает храмовая икона Успения Божией Матери, «изображение и мера» древнейшего лаврского образа.

Сама древняя святыня Киево-Печерской лавры, храмовая икона «Великой церкви», с которой был сделан этот список, была утрачена в годы Великой Отечественной войны.

В 1940 г. произошло еще более значимое событие — в собор переносят чудотворную икону Казанской Божией Матери, относящуюся к числу старейших святынь Санкт-Петербурга. О ее чудотворении стало широко известно, когда икона находилась еще в скромной церкви Рождества Пресвятой Богородицы на Петербургской стороне.

Икона странствовала по Санкт-Петербургу и в первой половине XVIII, и в XX в. В 1932-1940 гг. она побывала в Спасо-Успенском соборе (на Сенной площади), Андреевском соборе на Васильевском острове и в Смоленско-кладбищенской церкви. После закрытия Смоленской церкви чудотворная икона была доставлена в Князь-Владимирский собор и пробыла в нем до 2001 г.

Читайте также:  Живые рассказы о Петербурге

, когда святыня вернулась под родные своды Казанского собора.

В день, когда началась Великая Отечественная война, митрополит Ленинградский Алексий служил литургию в Князь-Владимирском соборе: 22 июня 1941 г. отмечался праздник Всех святых, в земле Российской просиявших.

Все 900 дней блокады собор с хранившейся в нем чудотворной Казанской иконой Божией Матери составлял одну из главных духовных твердынь города-фронта.

Благодаря неиссякаемому паломничеству к святыням храма его посещаемость даже в первую блокадную зиму, вопреки опасениям, нисколько не упала, а, наоборот, возросла.

По свидетельству очевидцев, «стали трамваи, прекратилась подача электрического света, керосина не было. В предутренней тьме, озаряемой вспышками орудийных выстрелов, через глубокие сугробы неубранного снега спешили священники, певчие, служащие и прихожане собора со всех концов города.

Певчие пели в пальто с поднятыми воротниками, закутанные в платки, в валенках. Так же стояли и молились прихожане».

После войны удалось восстановить колокольный звон собора, причем большой колокол отливали в Финляндии. Сейчас на звоннице расположено семь колоколов, самый крупный из которых был отлит в 1779 г.

и весит пять тонн.

На примере здания Князь-Владимирского собора можно проследить, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице империи.

Можно с оговорками считать этот период временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период 60-70 гг. XVIII в. как складывание русского классицизма на фоне изживания барокко.

Мотивы барокко прослеживаются в овальных окнах-люкарнах и лучковых фронтонах собора, дополняя сдержанные классицистические линии.

Дело в том, что классицизм появился на нашей почве в результате социально-политического «заказа» в лице Екатерины II. Эпоха распространения идей Просвещения, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи, обращение к опыту западного искусства, основанного на идеалах античности, породили новый для России архитектурный стиль.

Решениеинтерьера Князь-Владимирского собора весьма оригинально и в полной мере соответствует выдающемуся таланту И. Старова. Стены изнутри окрашены в темно-голубой цвет, оживляемый белыми пилястрами дорического ордера, которые зрительно усиливают могучие пилоны, делящие прямоугольное в плане здание на три нефа. Благодаря такому оформлению собор изнутри выглядит еще строже, чем снаружи.

На этом «скупом» фоне неожиданно ярким и красочным мазком смотрится деревянный иконостас в стиле ампир, также выполненный по проекту И. Старова. Он является достойным украшением храма и замечательным произведением художественной резьбы. Создатели иконостаса, согласно господствовавшим в XVIII-XIX вв.

вкусам, отказались от русской традиции XVII столетия так называемого «высокого иконостаса», и обратились к теме относительно низкой «алтарной преграды», больше характерной для Западной Европы. Центральная часть иконостаса оформлена двумя колоннами, антаблементом и развитым фронтоном над царскими вратами.

Боковые приделы отделены от центрального пилонами, на которых покоится главный купол.

Внутри храма отсутствуют привычные росписи, здесь есть только изображения четырех Евангелистов, предположительно выполненные известным художником Карлом Брюлловым. Интересно, что помимо традиционных икон интерьер храма украшают картины.

Так, в алтаре находится реплика росписи В. Васнецова «Святая Евхаристия» из Князь-Владимирского собора Киева. На западной стене располагаются копии картин Паоло Веронезе «Оплакивание Христа» и Рафаэля «Преображение».

Справа расположен храмовый образ святого князя Владимира.

В 2015 г. была проведена первая масштабная реставрация собора за все время его существования.

«Для нас наступивший год 1000‑летия преставления святого равноапостольного князя Владимира стал поистине праздничным, — отметил настоятель Князь-Владимирского собора протоиерей Владимир Сорокин, — началась долгожданная реставрация, так что в этом важном деле сам князь Владимир нам помог».

Внутренняя реставрация принесла неожиданные открытия. Оказалось, что привычные для прихожан голубые оттенки стен — не родные для этого собора.

«В отверстии одного из куполов рабочие обнаружили исторический цвет стен собора — на самом деле они были кирпично-красного цвета», — рассказал отец Владимир.

Он сделал предположение, что после войны здание внутри наспех закрасили голубым. Возвращаться к историческим кирпичным тонам не стали, оставив интерьер в привычном цвете.

Здание Князь-Владимирского собора включено в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) России. Запоминающийся ажурный рисунок крестов был специально создан Антонио Ринальди, для Петербурга они уникальны.

На сегодняшний день в соборе находится более 3 тыс. изображений святых. Среди главных святынь — икона князя Владимира с частицей мощей, икона-мощевик с 49 частицами мощей святых угодников Божиих, чудотворная икона Успения Божией Матери.

Всех, кто интересуется историей России, историей и культурой Санкт-Петербурга, литературой, садово-парковым искусством, архитектурой, рада приветствовать на этом канале. Присоединяйтесь!

Особая благодарность моим внимательным читателям, которые делают ценные замечания и оставляют свои комментарии. Стараюсь их учитывать для исправления ошибок и неточностей в статьях.

Ссылки на статьи автора о постройках Антонио Ринальди в Ораниенбауме:

1. Дворец Петра III: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/igrushechnyi-dvorec-petra-iii-v-oranienbaume-60ad151867b6041297e744c5

2. Китайский дворец Екатерины II: https://zen.yandex.ru/media/id/5fa68ed739953006f905348a/redkaia-dragocennaia-igrushka-ekateriny-velikoi-v-oranienbaume-60af7c4316548f42d100dd29

Князь-Владимирский собор Санкт-Петербург

Князь-Владимирский собор — пожалуй, самое величественное культовое сооружение Санкт-Петербурга эпохи раннего классицизма. Колокольня возвышается на 57 метров. Парящее на 30-метровой высоте мощное пятиглавие хорошо видно со стороны Зимнего дворца. Два придела собора, Успенский и Никольский, — это своего рода напоминание о двух предшествовавших нынешнему храму церквях.

Князь-Владимирский собор входит в число самых посещаемых храмов Петербурга.

Князь-Владимирский храм менее известен, чем, например, петербургский Исаакиевский собор или московский собор Василия Блаженного. Но для русского зодчества он представляет собой, безусловно, знаковое явление, обозначая целый явленный в камне архитектурный период, который называют либо «ранним екатерининским классицизмом», либо — условно — «переходом от барокко к классицизму».

Интересно отметить применение барочных элементов (еще не архаизирующих, а, скажем так, «преемствообразующих») в этом здании, в целом уже принадлежащем следующей эпохе.

Итак, при всей строгости и сдержанности декора — можно сказать, утрированной строгости и сдержанности! — наметанный глаз сразу отмечает барочный лучковый фронтон на плоскости фасада вместо обязательного в классицизме треугольного фронтона над портиком, и такие же сандрики, которые уже через десять-двадцать лет будут казаться немыслимо фривольными.

Вытянутая по горизонтали овальная люкарна над входом — тоже типичное барокко. Но фасады Князь-Владимирского собора уже строго членены, барабаны увенчаны полусферами куполов — добро пожаловать в классицизм.

Таким образом, на примере всего одного здания хорошо видно, что переход к новому стилю в России происходил не одномоментно даже в столице.

Можно с какими-то допущениями считать это временем «междустилья», хотя вернее будет охарактеризовать период шестидесятых — семидесятых годов XVIII века как стилистический поиск русского классицизма на фоне изживания барокко.

Дело в том, что классицизм появился на нашей почве не столько в результате долгого ее «возделывания», сколько в результате разового социально-политического «заказа».

Новая эпоха — отечественное Просвещение, новые вкусы, новое видение истории, мира и человека в нем, нарастающее могущество империи — плюс, разумеется, обращение к опыту прогрессивного западного искусства, «припавшего» к идеалам античности. Вот что породило новый для России архитектурный стиль.

«Техзадание» было дано, форма определена изначально, и дальше зодчие занялись ее наполнением по факту, выработкой чего-то своего в рамках предложенной им данности. Логическая ясность, регулярность, ордерность, монументальность — это все уже присутствует в самых ранних произведениях русского классицизма, еще находящегося в той или иной степени под влиянием барочной стилистики. Екатерине II удалось то, чего не удалось Петру: волевым усилием изменить архитектурный облик страны.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector