Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фотоГосударственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Древнейшая икона в собрании музея. Была написана предположительно в XII веке. Автор её неизвестен, считается, что написали её в Новгороде. Название своё получила из-за того, что каждый волос на изображении был пропитан сусальным золотом. В Русском музее появилась в 1934 году, до того кочевала из Румянцевского музея — в Исторический, оттуда — в Третьяковскую галерею.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Самая известная картина художника Карла Брюллова, с которого, как считается, началась наша национальная школа живописи. Раскопки в Помпеях начали как раз в то время, когда Брюллов находился на учёбе в Италии. Так что многие наброски он рисовал с натуры.

Как потом писал Баратынский, «стал последний день Помпеи для русской кисти первым днём». Огромное эпическое полотно, написанное Брюлловым за три года, стало символом нарождавшейся русской живописной школы. В стране художника в буквальном смысле носили на руках. А саму картину Николай I повесил в Академии художеств, чтобы начинающие живописцы знали, на что ориентироваться.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Иван Айвазовский нарисовал сотни картин с морем, эта — самая знаменитая. Величественная морская стихия, буря, море и на фоне всего этого — беспомощные жертвы кораблекрушения, пытающиеся спастись на корабельной мачте.

Талант Айвазовского до сих пор знаменит во всём мире, его картины нет-нет да и появятся на международных аукционах, а знаменитый английский маринист Тернер, восхищённый нашим художником, написал в честь него хвалебное стихотворение.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Одна из самых знаменитых картин художника Васнецова (наряду с «Алёнушкой» или «Иваном-царевичем»). Своего витязя художник писал несколько раз. Сперва была видна вся надпись — он её убрал. Поначалу рыцарь стоял лицом к зрителю — он его развернул, получилось более монументально. Кроме того, на картине была дорога — Васнецов убрал и её, для большей безысходности.

И по сей день «Витязь» считается одной из лучших российских картин на сказочные сюжеты и каноническим образом нашей живописи второй половины XIX века наряду с полотнами Репина и Сурикова.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

«Вот так тебе запорожцы ответили, плюгавому. Не будешь ты даже свиней у христиан пасти.

Этим кончаем, поскольку числа не знаем и календаря не имеем, месяц в небе, год в книге, а день такой у нас, какой и у вас, за это поцелуй в **** нас!» — именно таково было, по легенде, окончание письма запорожских казаков турецкому султану.

Текст его дошёл до нас в виде списков (письменных копий) и, как считается, был написан в XVII веке, когда в очередной раз турецкий султан потребовал от казаков перестать нападать на Блистательную Порту и сдаться.

Копию нашёл екатеринославский историк Новицкий, который передал её своему коллеге Яворницкому, а тот, в свою очередь, прочитал своим знакомым, среди которых был и художник Илья Репин.

Тот так заинтересовался сюжетом, что вскоре решил написать по его мотивам картину. Сам Яворницкий позировал Репину в качестве модели для писаря. Атамана Сирко художник писал с киевского генерал-губернатора Драгомирова.

А толстый смеющийся казак в красном кафтане и белой папахе — это писатель Гиляровский.

Картину потом признавали исторически недостоверной (да и к самому письму было немало претензий), но в итоге её успех на выставках (в том числе и за границей) был настолько огромным, что полотно в итоге купил сам император Александр III для размещения в Русском музее.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Главное монументальное историческое полотно красноярского художника Василия Сурикова, ради которого тот ездил в Швейцарию. Самого полководца художник списал то ли с преподавателя местной гимназии, то ли с отставного казачьего офицера.

Получился госзаказ невзначай: художник нарисовал картину к 100-летию альпийского похода Суворова в 1899 году, в итоге она так понравилась императору Николаю II, что тот её приобрёл для Русского музея.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Одна из ключевых картин в творчестве художника Верещагина, одна из немногих, выставленных в Русском музее (большая часть коллекции хранится в Третьяковской галерее).

Художник — как всегда, с немыслимой по тем временам фотографической точностью — создал настоящий сюжет, достойный лучших фоторепортёров нашего времени.

Роскошные двери среднеазиатской мечети, а перед ними — бедняки, для которых этот богатый мир закрыт навеки.

Это, кстати, одна из немногих невоенных картин Верещагина: тот прославился прежде всего как баталист, с репортёрским хладнокровием вскрывающий ужасы войны: и в Средней Азии, и на Балканах. Погиб Верещагин тоже на войне: на броненосце «Петропавловск» в Порт-Артуре.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Удивительная стилизация античного сюжета художником эпохи модерна. Валентин Серов, вдохновлённый раскопками на острове Крит (куда, по легенде, Зевс в образе быка и увёз Европу), написал не просто картину, а большое декоративное панно.

В Русском музее хранится одна из шести копий картины. Большой вариант находится в Государственной Третьяковской галерее.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Одна из самых сильных картин, посвящённых Гражданской войне. У Петрова-Водкина смерть лишена всякого пафоса, какой-либо патетики. У умирающего комиссара и держащего его солдата нет выражения боли и гнева на лице: только усталость, безразличие, отсутствие воли к дальнейшему движению, в то время как остальные бойцы бегут под звуки барабанов вперёд в бой.

Александр Дейнека написал эту картину ещё в 1942 году, буквально сразу после падения Севастополя. Ему показали снимки разрушенного города, и Дейнека решил создать большое героическое полотно о тех, кто защищал Севастополь. Получилась немного пафосная, но эмоционально очень сильная картина про отвагу и безнадёжность положения тех, кто решил не сдаваться во что бы то ни стало.

 Павел Каравашкин, annaorion.com, echo.msk.ru, ttweak.livejournal.com, HelloPiter.ru, rusmuseumvrm.ru, kraeved1147.ru

Русский музей

Русский музей, до 1917 года носивший имя императора Александра III, представляет собой крупнейший музей русского искусства не только в России, но и во всём мире.

Объект расположен в историческом центре города Санкт-Петербург по улице Инженерной, дом 4 (станции метро «Гостиный двор» и «Невский проспект»).

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Русский музей

В архитектурном отношении Русский музей — сложный комплекс, состоящий из пяти зданий. Главное строение — Михайловский дворец, расположенный на площади Искусств в самом центре Северной столицы и ранее являвшийся великокняжеским дворцом. Здание является памятником архитектуры высокого классицизма. Здесь же располагается выставочный корпус Бенуа.

Второе строение музея — Михайловский или Инженерный замок, расположенный на улице Садовой, дом 2. Ранее объект являлся императорским дворцом. Здание было построено по приказу Павла I как замок на воде.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Михайловский замок

Мраморный дворец — ещё одно здание комплекса, располагающееся на 1-м Адмиралтейском острове. Этот объект примечателен тем, что стал первым сооружением Санкт-Петербурга, в котором фасады были облицованы естественным камнем.

Располагается экспозиция Русского музея и в Строгановском дворце, построенном по проекту архитектора Ф.Б.Растрелли в 50-х годах XVIII века, и являющимся старейшим неразрушенным творением мастера. Дворец представляет собой яркий образец русского барокко.

Пятое здание музейного комплекса — Летний дворец Петра I, являвшийся резиденцией императора в Летнем саду Северной столицы.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Летний дворец Петра I

Помимо названых объектов Русский музей также включает Михайловский сад, примыкающий к Михайловскому дворцу и являющемуся одним из самых известных парков Санкт-Петербурга. Также комплексу принадлежит Летний сад, заложенный в 1704 году и первоначально бывший регулярным, то есть имевшим геометрически правильную планировку.

Принадлежит музею и сад Михайловского (Инженерного) замка, а также Домик Петра I — первая постройка в Санкт-Петербурге, являвшаяся летним жилищем царя в период с 1703 по 1708 годы.

Примечательно, что это здание было построено всего за три дня в мае 1703 года, именно здесь было организовано празднование по случаю присоединения новых земель, а также основания города, позже ставшего новой столицей России.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Домик Петра I

Также в комплекс включены Кофейный и Чайный домики, расположенные в летнем саду. Оба были построены во второй половине 1820-х годов.

Также к числу объектов комплекса относятся Инженерный сад и сад у Михайловского (Инженерного) замка, дом № 19 на Невском проспекте, построенный в 1756 году, и павильон «Ферма», расположенный в посёлке Тярлево и представляющий собой памятник архитектуры XIX века.

Читайте также:  Музей современного искусства Эрарта в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Помимо зданий, расположенных в России, Русский музей имеет филиал за рубежом. Так, в 2015 году был открыт первый европейский культурно-выставочный центр (филиал) Русского музея в испанском городе Малага.

Филиал располагает несколькими выставочными залами, помещениями для монтажа и реставрации экспонатов, просмотровыми залами.

Здесь же имеются кафе и магазины, а также «Электронный Русский музей (Виртуальный филиал)», представляющий собой образовательно-просветительский комплекс, в котором используются новейшие электронные технологии.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Виртуальный Русский музей

История музея начинается 13 (25) апреля 1895 года, когда был издан указ императора Николая II «Об учреждении особого установления под названием „Русский музей императора Александра III“. Разместиться музей должен был в приобретённом в казну Михайловском дворце.

Положение о создаваемом музее было утверждено в феврале 1897 года и подчёркивало особый статус учреждения. Официально музей открылся 7 (19) марта 1898 года.

Сегодня собрание Русского музея насчитывает свыше 400 тысяч единиц хранения. В коллекции представлены произведения живописи, графики, скульптуры, нумизматики, декоративно-прикладного и народного искусства, архивные материалы.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Коллекции Русского музея

Первой же коллекцией, положенной в основу музейного собрания, была коллекция произведений искусства, поступивших к 1898 году из Академии Художеств, Эрмитажа, Зимнего дворца, а также Гатчинского и Александровского дворцов. Часть картин были приобретены у частных коллекционеров.

На момент своего открытия Русский музей располагал 445 картинами, 111 скульптурами, 981 графическим листом. Также в собрании было представлено около 5 тысяч памятников старины: икон и изделий древнерусского декоративно-прикладного искусства.

В дальнейшем собрание музея пополнялось за счёт закупки экспонатов, а также пожертвований. Это привело к тому, что уже за первые десять лет музейное собрание увеличилось почти в два раза.

После смены власти в 1917 году музейная коллекция стремительно пополняется за счёт национализированных произведений искусства. В 1922 году открывается новая комплексная экспозиция. Именно она стала первой последовательно выстроенной по научно-историческому принципу. Также впервые здесь были представлены произведения новейшего искусства.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Экспозиция Русского музея

Во время войны самые ценные музейные экспонаты были эвакуированы в Пермь (тогдашний Молотов), оставшаяся часть была укрыта в подвалах здания. Уже в 1946 году Русский музей возобновил свою деятельность, открыв двери для посетителей.

Сегодня ознакомиться с коллекциями музея можно не только посетив непосредственно сам комплекс, но и обратившись на официальный сайт учреждения. В частности здесь доступен Виртуальный Русский музей.

Музей имеет несколько отделов, в числе которых представлены отделы: Научной части, Хранительской части, Службы капитального ремонта и реставрации, Службы по работе с посетителями и связям с общественностью, Службы «Виртуальный Русский музей» (отдел работы с виртуальными филиалами и Центр мультимедиа).

Русский музей занимается различными направлениями деятельности. В числе таковых представлены научная и образовательная работа. Так, учреждение занимается изучением и систематизацией коллекций, выставочной деятельностью, методической, экскурсионной и лекционной работой.

Русский музей — это не только собственно экспозиция, но и научная библиотека, в фондах которой представлено около 170 тысяч единиц хранения.

Размещается библиотека в центральной части Михайловского дворца и включает Фонд русских книг, Фонд иностранных изданий, Фонд периодических изданий, каталоги выставок, издания Русского музея и Справочный фонд.

Также при библиотеке действует сектор редких книг, в котором собрано около 7 тысяч экземпляров.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Официальный сайт Научной библиотеки

Русский музей занимается не только издательской деятельностью, ему также принадлежит несколько фильмов. Так, музеем были созданы такие фильмы, как «Казимир Малевич. Преображение» (1990), «Иван Айвазовский», «Константин Коровин. Воспоминания» и «Карл Брюллов» (все — 2000 год), «Дворцы Русского музея» и «Живописный Петербург» (2003).

При музее действует международное общество «Друзья Русского музея», основанное в 1997 году. В настоящее время оно объединяет 400 человек, а также 85 фирм и организаций. В его состав входят те, кто занимается оказанием финансовой, технической и организационной помощи музею.

Руководителем музея с июня 1988 года является Владимир Александрович Гусев — российский искусствовед, кандидат искусствоведения, доцент, автор многочисленных научно-исследовательских работ.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Владимир Александрович Гусев

Для своих посетителей музей открыт ежедневно за исключением вторника. В понедельник Михайловский дворец и корпус Бенуа можно посетить с 10 до 20 часов. Вторник — выходной день, здания закрыты для посещения.

В среду музей открыт с 10 до 18 часов, таковы же часы работы с пятницы по воскресенье, а вот в четверг увидеть экспозицию можно с 13 до 21 часа. При этом кассы ежедневно закрываются на полчаса раньше указанного времени.

Закрыт для посещения музей 31 декабря и 1 января.

Своим посетителям учреждение предлагает обзорные и тематические экскурсии, программы систематических посещений (цикловые абонементы), которые осуществляются в сопровождении научного сотрудника. Также Вы можете посетить занятия в «Клубе любителей русского искусства», экскурсионно-лекционные циклы, лекции-концерты и другие занятия.

Русский музей окажется интересным не только для взрослых, но и для детей. Необходимо отметить, что он имеет лицензию на образовательную деятельность (единственный в России). Сотрудники проводят работу с детьми и подростками в возрасте от 4 до 17 лет.

Работа с детьми возложена на Российский центр музейной педагогики и детского творчества, Сектор эстетического воспитания, а также «Арт-Ателье Палитру — студию творческого развития личности».

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Российский центр музейной педагогики и детского творчества

Также своим посетителям Русский музей предлагает лекции по истории отечественной и мировой художественной культуры, начиная с древнейших времен и заканчивая современной эпохой. Посещение лекций доступно по выходным дням, а также по будням в вечернее время. Приобрести абонементы можно в кассах дворцов Русского музея. К слову, в некоторые абонементы включены экскурсии по залам музея.

Получить более полную информацию о работе музея, его деятельности, стоимости билетов и другие полезные сведения можно на официальном сайте организации. Здесь Вы узнаете о выставках, событиях и коллекциях. Кроме того, здесь представлены издания и проекты.

Помимо официального сайта Русский музей располагает группами в социальных сетях и мобильным приложением. Всё это позволит Вам узнавать актуальную и полезную информацию ещё быстрее и проще.

25 главных шедевров Русского музея

Музей был основан в 1895 году по высочайшему указу Николая II. Первоначально он велел назвать его в честь отца «Русский музей императора Александра III».

Основное здание музея — Михайловский дворец в центре Петербурга, но в обширный музейный комплекс входит еще несколько дворцов и зданий города, а также Михайловский и Летний сад. 

Коллекцию изначально составили картины, переданные из Эрмитажа и Академии Художеств, а также загородных царских резиденций.

После Революции 1917 года сюда поступило большое количество национализированных предметов искусства.

Сегодня здесь более 400 тысяч единиц хранения, от древнерусских икон и авангарда до соцреализма и современного искусства. Вот лишь некоторые из несметных шедевров музея.

1. Орест Кипренский. Портрет Евграфа Владимировича Давыдова. 1809

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Кипренский известен как портретист, в особенности по эмблематичному изображению поэта Александра Пушкина. Однако, самая известная его картина в Русском музее — портрет гусара, героя Отечественной войны 1812 года с Наполеоном.

2. Карл Брюллов. Последний день Помпеи. 1833

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Художник работал над картиной около шести лет в Италиие и ездил на раскопки Помпеи. Полотно размером 4.5 × 6.5 метра экспонировалась в Милане, затем в Эрмитаже. Люди, в ужасе бегущие от извержения вулкана Везувия, производили невероятное впечатление на публику. В Русский музей она была передана прямо к открытию в 1897 году.

3. Иван Айвазовский. Девятый вал. 1850

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Эта картина мариниста Айвазовского знакома каждому школьнику. Людей, потерпевших кораблекрушение, на которых обрушится еще одна огромная волна, художник поместил на полотне 2 x 3 метра. Она также попала в музей в 1897 году из Эрмитажа.

Читайте также:  Океанариумы Санкт-Петербурга

4. Илья Репин. Бурлаки на Волге. 1870-73

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Одна из самых известных картин художника-передвижника Репина, посвящена тяжелому народному быту. Картина ездила на Всемирную выставку в Вене и позже была куплена членом императорского семьи.

5. Василий Верещагин. У дверей мечети. 1873

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Верещагин был военным, много ездил в Среднюю Азию и написал целую «Туркестанскую серию». Основная ее часть, в том числе, шедевр «Апофеоз войны», хранятся в Третьяковской галерее, а жемчужина Русского музея — «У дверей мечети».

6. Архип Куинджи. Лунная ночь на Днепре. 1880

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Мастер работы светописи, Куинджи долгое время искал художественное решение для изображения великого Днепра. Лунная дорожка на ночной реке обладает прямо-таки фосфорическим сиянием. Полотно купил еще в незавершенном виде один из великих князей Романовых. Специально для нее также впервые в истории России устроили выставку одной картины.

7. Виктор Васнецов. Витязь на распутье. 1882

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Васнецова занимали герои русского фольклора. В Третьяковской галерее хранится его знаменитое полотно «Богатыри». На этом полотне печальный витязь никак не может решить, в какую сторону пойти (а камень сулит только смерть). 

8. Василий Поленов. Христос и грешница (Кто не без греха?). 1888

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Ради написания этой картины художник ездил в путешествие по Палестине и Сирии, где сделал множество эскизов — лиц, ландшафтов, зданий. Картину размером 3 x 6 метров купил лично Александр III и она хранилась в Эрмитаже, затем была передана в Русский музей в 1897 году. На вырученные с продажи деньги художник построил дом, сейчас это музей-усадьба Поленово.

9. Василий Суриков. Переход Суворова через Альпы в 1799 году. 1899

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Суриков славится своими историческими полотнами. Масштабная «Боярыня Морозова» украшает залы Третьяковской галереи, а эта 5-метровая картина занимает целую стену в Русском музее. Сюжет почерпнут из истории Швейцарского похода русской армии под предводительством полководца Александра Суворова. 

10. Илья Репин. Запорожцы. 1880-1891

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Часто картину называют «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». В работе отражено шумное веселье вольного военного сословия казаков. В 1675 году турецкий султан написал им унизительное послание, чтобы они немедленно сдавались. А они вместе сочинили язвительный ответ. Картину купил Александр III и она переехала в Русский музей из Зимнего дворца.

11. Николай Рерих. Заморские гости. 1902

Рерих, известный по всему миру своими гималайскими пейзажами, писал еще и такие картины на народные сюжеты. На этом полотне изображены варяги, которых по легенде призвали славянские племена править Русью. Картину купил Николай II. Одна из авторских версий хранится также в Третьяковской галерее.

12. Валентин Серов. Портрет княгини З.Юсуповой. 1902

Автор известной картины «Девочка с персиками», которая хранится в Третьяковской галерее, был популярным портретистом и писал даже Николая II и многих придворных особ.

Зинаида Юсупова была одной из самых модных дам своего времени, она происходила из древнейшего княжеского рода, ее семья была очень богата.

В особняке Юсуповых на Мойке Серов провел около 80 сеансов, а портрет получился скандальным — многие критиковали его за неестественность позы и за слабую композицию. Но сам Серов считал его удачным и особенно гордился тем, как у него получилась тень улыбки этой великосветской дамы.

13. Илья Репин. Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года, в день столетнего юбилея со дня его учреждения. 1903

Это монументальное полотно размером 4 х 8.7 метров было выполнено по заказу Николай II. Художник работал в течение трех лет, каждый член Совета позировал для портрета. У Репина были проблемы с рукой, поэтому ему ассистировали художники Иван Куликов и Борис Кустодиев.

14. Михаил Врубель. Шестикрылый серафим. 1904

В Третьяковской галерее Врубелю посвящен целый зал, заполненный его демонами и мистическими созданиями. Но и Русский музей может похвастаться несколькими шедеврами символиста. Картину можно считать иллюстрацией к стихотворению Пушкина «Пророк». Во время написания этой мрачной работы Врубель находился в тяжелой депрессии и страдал галлюцинациями.

15. Михаил Нестеров. Святая Русь. 1905

Более 20 лет жизни Нестеров посвятил живописи на религиозную тематику, а также росписям храмов. Художник искал ключ к русской душе и на многих его картинах священники и монахи изображены на фоне невзрачного русского пейзажа. Картину «Русь святая» сам Нестеров считал вершиной своей религиозной живописи. 

16. Лев Бакст. Древний ужас (Теrrоr Аntiquus). 1908

Лев Бакст был прославился на весь мир как театральный художник, работавший над «Русскими сезонами» Сергея Дягилева. Кроме того, он много и успешно работал в жанре книжной иллюстрации. Картиной «Античный ужас» Бакст хотел отобразить апокалиптическое мироощущение, царившее в обществе в начале XX века.

17. Валентин Серов. Портрет Иды Рубинштейн. 1910

Этот портрет — яркий пример живописи русского модерна. Серов написал скандально известную танцовщицу, исполнившую главную роль в балете «Шехеразада» русских сезонов Дягилева.

18. Наталья Гончарова. Велосипедист. 1913

Амазонка русского авангарда долгие годы жила в Париже и увлекалась разными направлениями в живописи, от импрессионизма до фовизма и кубизма. «Велосипедист» — одна из самых ярких работ русского футуризма. 

19. Кузьма Петров-Водкин. Мать. 1915

Картины авангардиста Петрова-Водкина имеют корни в иконописи, при этом отражают сцены из народной жизни. В этой работе очевидна отсылка к богоматери и революционные мотивы.

20. Натан Альтман. Портрет Ахматовой. 1915

Самая известная русская поэтесса XX века Анна Ахматова говорила про этот портрет в стиле кубизм: «как в зеркало гляжусь» и находила множество сходств с этим изображением. Это один из самых известных портретов поэтессы.

21. Казимир Малевич. Супрематизм. 1915-1916

В Русском музее хранится и версия знаменитого «Черного квадрата», но эта работа — квинтэссенция изобретенного Малевичем супрематизма в живописи.

22. Василий Кандинский. Синий гребень. 1917

Эта картина — манифест «абсолютной живописи» и свободы художественного замысла. В музее хранится более 20 ранних работ прославленного абстракциониста, созданных еще до его отъезда в Германию.

23. Борис Кустодиев. Купчиха за чаем. 1918

Кустодиев — настоящий певец купеческого быта и пряничного русского стиля, ставшего популярным в конце XIX — начале XX века. Народные гуляния, масленица и балаганы — это его узнаваемый художественный язык.

24. Марк Шагал. Прогулка 1917-1918

Глубоко символичная картина Шагала продолжает его цикл автопортретов с любимой женой Беллой, на которых они парят над родным городом Витебском. 

25. Александр Дейнека. Оборона Севастополя 1942

Одно из самых известных военных полотен советской живописи. Монументальная работа (2 × 4 м) написана не по канонам соцреализма и без четкого соблюдения перспективы, однако, накал и символизм выразительных средств здесь важнее. 

Русский музей: режим работы 2022 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт

Произведения основных направлений и школ отечественного изобразительного искусства с 9 по 20 век собраны в Русском музее в Санкт-Петербурге. Коллекция насчитывает 400 000 экспонатов.

Адрес

191186, Санкт-Петербург,, ул. Инженерная, 4

Как добраться до Русского музея

Ближайшее метро — «Невский проспект» и «Гостиный двор». Имеется два входа в Русский музей:

  • центральный вход со стороны площади Искусств;
  • вход в корпус Бенуа — со стороны канала Грибоедова.

Оба входа — в 2–3 минутах ходьбы от метро. Но центральный вход ближе к метро «Гостиницы двор» (выход на Михайловскую улицу), а вход в корпусе Бенуа ближе к метро «Невский проспект» (выход на канал Грибоедова).

Режим работы Русского музея в 2022 году

  • понедельник — с 10:00 до 20:00
  • среда, пятница, суббота и воскресенье — с 10:00 до 18:00
  • четверг — с 13:00 до 21:00
  • вторник — выходной день

Русский музей в Санкт-Петербурге открыт. Во время визита необходимо носить маску, соблюдать дистанцию 1,5 метра, следовать по разработанному маршруту. Некоторые залы можно увидеть только в составе экскурсии.

Читайте также:  Джамбула улица (переулок)

Студенты, пенсионеры, школьники и другие льготные категории посетителей могут купить билеты только в кассе музея после предъявления документов.

Стоимость билетов в Русский музей (Михайловский дворец) в 2022 году

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 400 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 200 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 500 рублей
    • для студентов — 250 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

Стоимость билетов в корпус Бенуа в 2022 году

  • Для граждан России, Белоруссии, Армении, Казахстана и Кыргызстана:
    • для взрослых — 300 рублей
    • для школьников старше 16 лет, студентов и пенсионеров — 150 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно
  • Для иностранных граждан:
    • для взрослых — 400 рублей
    • для студентов — 200 рублей
    • для детей до 16 лет — бесплатно

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Львы у парадного входа

Виртуальные прогулки

Здания

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Русский музей

автор: Дмитрий Казаков

Основные экспозиции Русского музея в Санкт-Петербурге размещены в помещениях Михайловского дворца и в корпусе Бенуа.

Художественные ценности расположены также в Мраморном и Строгановском дворцах, Михайловском замке и садово-парковом ансамбле Летнего сада с Летним дворцом Петра I и Михайловском саду.

На этих площадях может проводиться до 50-ти выставок одновременно. Кроме того, экспозиции развертываются в различных городах России и за рубежом.

История создания

Императором Николаем II в память о своем отце Александре III в 1895 году был подписан указ об учреждении Русского музея в Санкт-Петербурге. И 7 марта 1898 года состоялось его открытие. Это был первый в России государственный музей русского изобразительного искусства.

Основу коллекции составили 80 картин из Эрмитажа, 120 — из Академии художеств и 200 — из загородных царских Дворцов. Коллекции размещались в Михайловском дворце. Пополнялось это уникальное собрание за счет частных собраний, а также за счет экспонатов, приобретенных на аукционах.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Галерея второго этажа

Михайловский дворец был построен в 1819–1825 гг. архитектором К. Росси для младшего сына императора Павла I великого князя Михаила Павловича и его семьи. Постройка Михайловского дворца — П-образного в плане здания с 8-колонным коринфским портиком, началась, когда Михаилу исполнился 21 год. Архитектор К.И.

Росси включил дворец в комплекс, определивший облик Санкт-Петербурга. Он проложил Михайловскую улицу (ул. Бродского) и соединил дворец и Михайловскую площадь (площадь Искусств) с Невским проспектом. Позже дворец был выкуплен и передан «Русскому музею императора Александра III». Это было его официальное название до 1917 года.

Внутренние помещения дворца были перестроены архитектором В. Свиньиным.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Парадная лестница Русского музея — фото

К 1914 году помещений Михайловского замка стало не хватать для размещения экспозиций и к 1917 году по проекту архитектора Л.Н. Бенуа было построено новое здание на набережной канала Грибоедова, получившее имя мастера. Сейчас на первом этаже корпуса Бенуа представлены произведения советского искусства, а на втором — произведения искусства второй половины 19 — начала 20 веков.

В 1917 году коллекция значительно пополнилась за счет национализации культурных ценностей.

В время Великой Отечественной войны собрание произведений искусства было отправлено в Пермь, а те предметы, которые не удалось вывезти, были сохранены в нижних этажах и подвалах Михайловского дворца. Михайловский дворец и корпус Бенуа сильно пострадали от артобстрелов. После реставрации 9 мая 1946 года музей открылся для посетителей.

Музей участвует в международных аукционах для приобретения наиболее ценных произведений искусства. Коллекция постоянно пополняется. В неё входят древнерусская живопись, древнерусское прикладное искусство, живопись 18-20 веков, скульптура, рисунок, акварель, гравюры, декоративно-прикладное искусство, нумизматика, предметы народных промыслов, современная живопись.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Святая Троица

К самым ценным коллекциям Русского музея в Санкт-Петербурге относится собрание древних памятников, насчитывающее более 18 000 экспонатов. Это собрание факсимильных копий средневековых фресок и коллекции древнерусского шитья, а также иконы. Уникальной является коллекция живописи работ таких мастеров как Левицкий, Рокотов, Брюллов и Айвазовский.

Государственный Русский музей в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Иван Айвазовский «Девятый Вал»

Телефон (справочная)

+7 (812) 595-42-48

Смотрите также

  • Фотографии
  • Схема залов Русского музея
  • Русский музей — мои впечатления

Официальный сайт

www.rusmuseum.ru

Русский музей в Санкт-Петербурге, Россия

   Сдержанное и элегантное здание Михайловского дворца, созданное неистощимым на фантазии Росси, музеем стало не сразу. Изначально дворец был призван стать резиденцией младшего сына Павла I, для чего из казны ежегодно «откладывались» четыреста тысяч рублей.

К совершеннолетию царевича набралась приличная сумма, позволившая построить роскошную резиденцию с обширным садом.
   Все смертны, даже царские дети. Дворец переходил в руки наследников, потом детей наследников, потом внуков…

Внуки уже все были гражданами Германии, что никак не могло понравиться императору Александру III, отличавшемуся сильными патриотическими чувствами. Дворец был куплен в казну.

   Тот же Александр III первым озвучил идею о создании музея, в котором будут собраны лучшие образцы русского искусства за тысячу лет.

Идея русского музея витала в обществе уже с середины 19-го столетия, поэтому чаяния монарха и народа совпали, а в 1898 году Русский музей был открыт для публики.

   Современный Государственный Русский музей предлагает посетителям коллекции отечественной живописи и скульптуры с 12-го до 20-го века. Вся экспозиция расположена на двух этажах Михайловского дворца и корпуса Бенуа, построенного специально для нужд нового музея. Кроме основного здания, Русский музей приглашает посетителей в Строгановский, Мраморный и Инженерный дворцы. Но главные свои сокровища музей хранит в бывшей резиденции царевича Михаила Павловича.

На первом этаже музея расположены:

— экспозиции русского народного искусства (17-21 века), большая коллекция живописи и скульптуры 19 века. Представлена резьба по дереву, керамика, ткачество, художественная роспись. От яркости и разнообразия коллекции голова идет кругом;
— обширная и богатая коллекция живописи и скульптуры русских мастеров 19 века.

Второй этаж музея приглашает осмотреть:

— продолжение экспозиции шедевров 19 века;
— коллекцию русского искусства 18 века.

   В двухэтажном корпусе Бенуа, в основном, проходят временные выставки музея, а также располагаются залы, где размещены произведения современных русских художников и скульпторов.

   Музей располагает великолепным собранием древних икон, среди которых есть произведения Рублева, Ушакова и Дионисия.
   Трудно назвать фамилию хотя бы одного известного русского художника, творчество которого не было бы представлено в Русском музее. 15 тысяч экспонатов коллекции живописи музея включают в себя все то лучшее, что было создано русскими мастерами за 800 лет.

   Расположен музей недалеко от Невского проспекта, что делает его непременным объектом для посещения многочисленных туристов. Сами петербуржцы, к слову сказать, больше любят бывать именно в русском музее, предпочитая его пышному и огромному Эрмитажу.

   В музее действует лекторий, программа которого разнообразна и интересна.

   Временные выставки музея давно уже снискали себе славу самых посещаемых в городе на Неве. Чаще всего это собрание шедевров из запасников музея, объединенных общей темой или временем создания. Частыми гостями музея становятся лучшие произведения, хранящиеся в других музеях России, а также и в частных коллекциях.

Посещение Русского музея стоит недешево: 350 рублей (для жителей России и Беларуси — 250 рублей).

   Можно приобрести билет, дающий право на посещение всех филиалов Русского музея, который действителен три дня. Такой билет обойдется в 600 и 400 рублей соответственно. Комплексный билет позволяет несколько сэкономить.
   Открыт Русский музей с 10 утра до 6 вечера. В четверг экспозицию можно осмотреть с часа дня до 9 ч. вечера. Выходной день только один — вторник.
   Ориентир для тех, кто незнаком с Петербургом — метро «Невский проспект».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector