Главная > Россия > Санкт-Петербург
Музей «Кунсткамера» – первый российский музей в Санкт-Петербурге, Россия. Название дано от немецкого слова, в переводе означающее «Кабинет редкостей».
Петр I любил привозить из заграничных поездок все самое редкое и интересное. Когда ездил по Европе, то вез в Петербург предметы из слоновой кости, драгоценных камней, минералы, изделия из сандалового дерева.
Император собрал редчайшую коллекцию чудес света, куда входили и анатомические препараты. Но самый удивительный подарок император получил от герцога Голштинского. Это был гигантский Готторпский глобус, походивший на небольшой планетарий.
Можно было заходить внутрь глобуса и смотреть на движения звезд на небе.
Свою коллекцию Петр I расположил в Летнем дворце, так в 1714 году появился первый в истории страны музей. Скоро комнаты, отведенные под Кунсткамеру, не вмещали все имеющиеся предметы, тогда царь распорядился перевести всю коллекцию в отдельное здание. В 1718 году музей перебазировался в Кикины палаты.
Такое название имел дом, который был конфискован у А. Кикина. К этому времени знатный вельможа попал в опалу, поэтому был лишен своего поместья. Сюда же была перевезена царская библиотека с набором редких книг на многих языках мира. Здесь же была создана химическая лаборатория тоже первая в России.
Царь очень гордился своей коллекцией и любил похвастаться ею перед гостями. Он наперечет знал все предметы музея и желал, чтобы коллекция пополнялась новыми диковинами. Царь даже издал Указ, который гласил, чтобы все, кто видел что-то редкое и необыкновенное, созданное или природой или руками человека, вез бы в этот музей. Музей стал быстро пополняться новыми диковинными вещами.
Царю хотелось, чтобы музей находился в центре города, а так как по его замыслу центром должен был стать Васильевский остров, то и здание под музей решили строить на этом острове.
К строительству нового здания для Кунсткамеры приступили в 1718 году. Живет легенда, что место под постройку выбрал сам Петр I.
Он увидел сосну необычной формы, самая диковинная ее часть находится в музее. Сегодня точно неизвестно, кем был разработан проект здания. Возможно, арх. А. Шлютером, а позднее Г.
Маттарнови на основе его чертежей. Но известно, что Петр лично участвовал при разработке проекта.
- Сегодня это один из самых знаменитых музеев, ежегодно его посещают более 500 000 человек.
- От метро «Невский проспект» до него можно доехать на троллейбусах — и на автобусах.
- Официальный сайт — http://kunstkamera.ru/
Фото достопримечательности: Музей «Кунсткамера»
Музей «Кунсткамера» на карте:
Кунсткамера в Санкт-Петербурге: официальный сайт, экспозиции, экскурсии
Кунсткамера является одной из основных и известнейших достопримечательностей Санкт-Петербурга. Богатство ее экспозиций и коллекций собиралось три века – чтобы увидеть все, потребуется не один день. В музее организуется множество экскурсий и программ, познавательные занятия для детей.
История создания
Идея создать Кунсткамеру пришла Петру I на закате XVII века, когда он посещал Голландию и Англию. Там он увидел кабинеты редкостей, которыми очень восхищался. Интересны были не только предметы культуры, искусства и быта, но и анатомия – наука тогда новая, а для России и вовсе неизведанная.
Под впечатлением своего путешествия Петр I по возвращении на родину начал обустраивать свой кабинет редкостей. Он был перенесен в Петербург одновременно с присвоением ему столичного статуса.
Поместили коллекцию в людские палаты (Летний дворец). Именно тогда появилось название Кунсткамера, что в переводе с немецкого буквально означает «комната искусств».
Произошло это в 1714 году – эта дата официально считается годом основанием музея.
Петр I повторно посетил Голландию и оказался в музее Альберта Себа, с которым уже вел переписку о покупке его коллекции. Куплена она была полностью и перевезена в Кунсткамеру.
В дальнейшем коллекция регулярно пополнялась, поэтому потребовалось помещение больших размеров. Построить его решили на стрелке Васильевского острова. На время собрание переместили в Кикины палаты – бывший дом боярина Кикина, который провинился перед царем.
Возведение современного здания Кунсткамеры заняло 16 лет (1718-1734 годы). Музей разместили в его восточном крыльце, среднюю часть отвели под Анатомический театр, башню для Готторпского глобуса и обсерватории. Западную часть здания заняла Академия наук, где работал Ломоносов.
Трагическим для Кунсткамеры был декабрь 1747 года, когда из-за пожара была уничтожена башня здания и Готторпский глобус – позже его восстановили.
Реконструкция башни здания
К 30-м годам XIX века коллекция Кунсткамеры значительно возросла, поэтому приняли решение о создании нескольких музеев – Зоологического, Ботанического, Этнографического, Минералогического.
Архитектура здания
Особого внимания заслуживает архитектура Кунсткамеры. Ее стиль – петровское барокко. Здание включает два трехэтажных корпуса, которые соединяет барочная многоярусная башня, имеющая сложное купольное завершение.
Началось строительство в 1718 году под руководством архитектора Маттарнови – он же стал автором проекта здания. Через год руководство перешло Гербелю, а проект был изменен:
- высокая вальмовая крыша и перелом двух углов ската вместо низкой двускатной кровли;
- гладкость стен угловых ризалитов и крупные барочные фронтоны с волютами;
- выделение башни изоляцией коньков кровли крыльев здания;
- появление нового яруса с куполом, заменившего невысокую башню с балюстрадой.
Есть мнение, что трехъярусная башня с куполом и астрономической сферой – прообраз Монетного двора Шлютера.
Осенью 1722 года возвели стены и установили кровлю. Следующие два годы посвятили отделке помещений, установке оборудования для музея. Одновременно возвели два башенных этажа. Столярные и металлические изделия купола выполнены по детальному проекту Хармана ванн Болоса.
В 1724 году Гербель умер, ведущим архитектором стал Киавери. В конструкции обнаружили дефекты, поэтому заново началось возведение центральной части.
Коллекции перевезли уже в 1726 году, хотя здание было еще недостроено. Внутренними помещениями занимались в 1729 году – руководил работами Земцов.
Закончили строительство в 1735 году, когда в ниши фасадов с севера и юга установили 12 статуй. С установкой в нишах северного и южного фасадов 12 статуй в 1735 году окончательно заканчивается строительство здания.
Парадными были оба фасада здания. Для его строительства использовали кирпич, который выписывали из-за границы – так же строились и императорские дворцы.
В конце 80-х годов XVIII века интерьер украсили четыре скульптурные аллегорические группы, бюсты и медальоны выдающихся ученых. Украшения были выполнены скульптором Павловым.
В 20-е годы XIX века к украшениям добавились росписи Рихтера.
Экспозиции и коллекции
В Кунсткамере имеются следующие экспозиции и коллекции:
- М. В. Ломоносов и Академия наук XVIII века. Ломоносов был одним из первых академиков, часть экспозиции посвящена ему и представлена личными вещами, мозаичными портретами из его мастерской, научными приборами, инструментами, книгами. Выставлены также различные предметы искусства. Интерес представляет макет лаборатории академика, изготовленный в середине XIX века.
- Первые естественные коллекции. Экспозиция основана на приобретенных Петром I экспонатах – сохранилась только их часть.
- Историческая экспозиция. Посвящена она истории и архитектуре самой Кунсткамеры. Она представлена гравюрами, фотографиями, макетами. Примечательно и само убранство помещений – бывший мюнц-кабинет, где сохранилась декоративная лепнина XVIII века. Организована динамическая электронная презентация.
- Африка. Эта коллекция регулярно пополняется, а ее основа формировалась более полувека – с середины XIX века. Жемчужиной коллекции называют бенинскую бронзу – литье с изображением правителей Бенина, их матерей, царедворцев, животных.
- Ближний и Средний Восток. Экспозиция включает множество предметов искусства, быта, памятников культуры и религии. Есть несколько экземпляров Корана, в том числе рукописных, национальные костюмы, оружие.
- Индия. Экспозиция представлена археологическими находками еще со времен палеолита, предметами быта, оружием, доспехами. Особого внимания заслуживает индийский текстиль. Выставлена также национальная одежда, украшения. Уникальным экспонатом является дворцовый портик XVIII века.
- Индокитай. Большую часть коллекции собрали сами сотрудника музея и российские востоковеды. Примечательны национальная одежда, музыкальные инструменты, буддийская скульптура, парадное оружие, театральные маски, предметы быта.
- Индонезия. Экспозиция отражает религиозно-магические представления и практики жрецов батаков – амулеты, маски, книги, фигурки. В коллекции есть предметы быта, образцы различных ремесел.
- Китай. Особого внимания в этой экспозиции заслуживает собрание китайского фарфора, художественные изделия XVIII-XIX веков, образцы резьбы по различным материалам. Выставлены национальные костюмы различных слоев общества, культовые предметы, предметы погребального обряда.
- Корея. Эта экспозиция примечательна контрастом археологических находок и современных изделий. Здесь можно увидеть национальную одежду, предметы быта, ритуальную посуду, дворцовую утварь. Уникальность представляют старинные изделия – металлические, фарфоровые, из селадона с росписью.
- Латинская Америка. Экспозиция отражает традиционную культуру коренных народов. Некоторые экспонаты относятся еще к XVI веку. Уникальным является парадный костюм вождя с украшениями из перьев, костюм шамана чамакоко. Выставлены различные ритуальные предметы, предметы искусства, трофеи.
- Монголия. Помимо традиционной одежды и предметов быта экспозиция включает модель юрты, коллекцию буддийских масок из папье-маше.
- Северная Америка. Экспозиция посвящена американским индейцам, отражая их культуру начала XIX века. Музей особенно гордится алеутскими деревянными головными уборами, предметами снаряжения, ритуальными костюмами, традиционной одеждой, керамикой.
- Япония. В экспозиции отражены традиции японской культуры – традиционная одежда, атрибуты японского театра, чайных церемоний, сельскохозяйственные орудия, инструменты и предметы для изготовления шелка.
Одним из великолепных экспонатов Кунсткамеры является Готторпский глобус, который был подарен Петру I Карлом Фридрихом. Диаметр конструкции составляет более 3 м.
На официальном сайте Кунсткамеры доступен виртуальный 3D тур.
Экскурсии и программы
В Кунсткамере проводится множество обзорных экскурсий:
- классический обзор – тематикой является история музея, его коллекции;
- «Чудес Палата» – рассматриваются экспонаты XVIII века;
- «Отправляемся в экспедицию» – этнографическая экспедиция, ориентирована на детей;
- «В гости к большому Готторпскому глобусу» – рассматривается не только этот экспонат, но и этнографические коллекции.
Организуются также экскурсии тематической направленности. Посетители узнают, как становилось научное знание, рассматривают историю и развитие самой Кунсткамеры и Академии наук. Отдельная экскурсия посвящена Ломоносову.
Особый цикл тематических экскурсий посвящен традиционной культуре народов мира. Можно выбрать одну из этнографических композиций либо определенную тематику – традиционные костюмы, жилище, кухня.
Особое внимание в Кунсткамере уделяется детям. Для дошкольников и учащихся начальных классов организуются занятия в различных музейных экспозициях. Преобладает игровая форма. Дети знакомятся с культурой и традициями разных народов.
Для школьников предусмотрены интерактивные экскурсии. Это не только рассказ экскурсовода, но и поисковая деятельность учащихся. Экскурсии базируются на отдельных экспозициях музея: «Индия», «Китай», «Африка», «Япония».
Школьникам посвящен также «Ветер странствий» – цикл тематических экскурсий, которые знакомят детей с путешественниками и исследователями разных уголков планеты, животным и растительным миром.
В Кунсткамере регулярно организуются различные мероприятия: программы выходного дня, квесты, праздники.
Научно-исследовательская работа
Особую роль в деятельности Кунсткамеры играет научно-исследовательская работа. Она ориентирована на антропологию человека, этническую культуру и этногенетические процессы, историко-культурное наследие, языки в этнокультуре народов мира.
Научные исследования выполняются по нескольким проектам:
- этническая история и культурное наследие народов мира;
- академический музей в XVIII-XXI веках;
- история повседневности;
- этничность в государственных и политических практиках.
Информация об основных направлениях каждого проекта, его руководителях,, основные итоги и отчеты представлены на официальном сайте Кунсткамеры.
Адрес: Санкт-Петербург, Университетская набережная, д. 3.
Телефон (заказ экскурсий): +7 (812) 328-14-12.
Web-сайт: http://www.kunstkamera.ru
E-mail: order@kunstkamera.ru
Режим работы, стоимость билетов
Для посетителей Кунсткамера открыта ежедневно с 11 до 18 часов, кроме понедельника. Касса закрывается на час раньше. Последний вторник каждого месяца является санитарным днем.
В праздничные дни либо по техническим причинам учреждение может быть закрыто. Вся информация заранее выкладывается на официальном сайте Кунсткамеры.
Стоимость билетов в Кунсткамеру:
- Стандартный взрослый билет – 300 рублей.
- Льготный билет – 100 рублей. Он доступен школьникам, студентам, курсантам российских высших военных училищ, пенсионерам.
- Стоимость экскурсий составляет от 2200 до 8000 рублей. Количество человек в группе ограничено.
Как добраться?
Кунсткамера находится в центре города рядом со Стрелкой Васильевского острова. Добраться до нее можно разными способами:
- На метро до Адмиралтейской, Спортивной станции или Невского проспекта.
- На автобусе до Университетской набережной – остановка «Университет». До этой точки ходят маршруты №24, 6А, 47, 7.
- До остановки «Университет» можно добраться на троллейбусе №11 или 10.
Кунсткамера – великолепная достопримечательность Санкт-Петербурга. Само ее здание уже имеет архитектурную ценность, но основное богатство сосредоточено внутри – в экспозициях и коллекциях, собирать которые начал еще Петр I.
Кунсткамера — это… музей антропологии и этнографии имени петра великого в санкт-петербурге: история, экспонаты
Живший в XVI веке фламандский мастер Гуалтерус Арсениус оставил после себя 21 искусно сделанную астролябию. Одна из них принадлежала Альбрехту Валленштейну, одному из видных австрийских полководцев времен Тридцатилетней войны. Именно эта астролябия была подарена Императорской Публичной библиотеке, после чего перекочевала в Кунсткамеру.
Помимо изящного оформления, этот экспонат имел практическую ценность. Астролябия Арсениуса демонстрировала зевакам, как при помощи математики можно вычислять положение небесных светил и ориентироваться в пространстве. Среди знати прошлого такие изящные технические штучки, как астролябии, хранились вместе с драгоценностями и являлись признаком особой зажиточности.
Экспонаты Кунсткамеры с описанием
Зал под названием «Северная Америка» позволит окунуться в мир коренных народов этого континента. Причудливая одежда и головные уборы, шаманские бубны и украшения.
Побывав в этом зале можно увидеть не только отдельные элементы одежды, посуды, охотничьего снаряжения. Представлены как отдельные фигуры людей в национальных костюмах, так и целые сценки из жизни народа. Например, ритуальный танец шамана, сцены охоты и погребения.
Интересными могут стать следующие экспонаты:
- Головные уборы из дерева для морской охоты (алеуты).
- Костюмы, выполненные из перьев птиц.
- Орнаменты, вышитые иглой дикобраза.
- Праздничные штаны эскимоса.
- Деревянные шлемы.
- Особенно впечатляющие все вещи, связанные с исполнением ритуалов. Они всегда нестандартных форм, окрасок.
В зале «Япония» есть один уникальный предмет с пикантной историей. Николай второй, будучи еще цесаревичем, встретился в Киото с гейшей О-Мацу. Из путешествия он привез скульптуру этой женщины. Невероятно тонкая работа, истинно восточная изысканность
Глядя на скульптуру, понимаешь, почему гейша привлекала внимание будущего императора
«Африка» отличается невероятным изобилием всевозможных божеств, выполненных из дерева или камня. Поражает четкость прорисованных элементов. Большое количество инсталляций из повседневной жизни. После просмотра выставки приходит понимание, откуда берут начало модные дизайнерские элементы в виде деревянных масок.
Фарфор в зале «Китай» уже давно нужно было признать восьмым чудом света. Вазы различных эпох с изящной росписью, статуэтки «как живые», резные слоновые кости, нефритовые шкатулки.
Весь дух восточного мира воплощен в изделиях этой выставки. Особое место занимает заводная игрушка в виде корабля. С помощью ключа приводятся в движение фигурки на борту, и колесики на дне ладьи.
К огромному сожалению механизм поврежден, но ценность при этом не потерял.
Африка
«Монголия». Юрта способна удивить даже самого требовательного посетителя. Учитывая кочевой образ жизни этого народа, значительной частью экспозиции стали:
- Все, что связано с лошадьми и верховой ездой.
- Традиционные предметы для скотовода.
Отдельное место занимают маски из папье-маше. Они олицетворяют монгольских божеств и использовались для мистерий.
Человеческие органы Кунсткамеры
«Индонезия» может похвастаться уникальными экземплярами книг жрецов, различными макетами своеобразных жилищ. Очень красочные декоративные тарелки.
От вех остальных «Индия» отличается своей религиозностью. Статуэтки различных Богов, выполненные из дерева, камня, слоновых костей. Мраморные декоративные тарелки, украшенные инкрустацией. Кстати, одноразовые тарелки изобрели далеко не в современном мире. Такой экспонат из пальмового листа можно увидеть в этом зале.
«История кунсткамеры и русской науки 18 века» привлечет своей разнообразностью. Здесь можно найти:
- Личные вещи Ломоносова.
- Различные приборы: стеклянные колбы, электростатическая машинка.
- Готторпский глобус.
Интересные экспонаты
Кунсткамера — это удивительное место, где выставлено множество уникальных экспонатов. Расскажем о некоторых самых интересных, о которых ходят легенды:
- Скелет слуги. В начале 18 века во Франции Петр I увидел человека-великана (2,3 м). Звали его Николай Буржуа. Государь привез его в Россию и нанял на должность личного лакея. Когда же француз умер, то его останки были переданы в Кунсткамеру. Во время пожара череп пропал, и на его место закрепили другой. С тех пор говорят, что скелет Н. Буржуа ходит ночью по музею в поисках своей головы.
- Пропавшая голова Марии Гамильтон. Мария Гамильтон — английская шпионка и детоубийца. Ее голова хранилась в Кунсткамере, откуда и была похищена вместе с колбой со спиртом, в которой находилась. В похищении обвинили моряков-англичан, которые как раз стояли в петербургском порту. Они пообещали вернуть останки черепа, но так этого и не сделали и уплыли. Через год англичане прислали для музея три головы в знак извинения.
- Живые экспонаты. Как уже говорилось ранее, некоторые экспонаты Кунсткамеры были живыми. Вот, например, Федор Игнатьев — человек очень маленького роста (не больше 130 см), у которого к тому же на руках и ногах имелось всего по два пальца.
- Флейта. Один из самых интересных экспонатов музея — флейта, изготовленная из бедренной кости человека. Этот музыкальный инструмент сделал монгольский шаман и использовал при ритуалах, связанных с общением с духами.
- Анатомическая коллекция Рюйша — коллекция, собранная голландским профессором, считается одной из самых известных и ценных, которыми славится Кунсткамера (Санкт-Петербург). Она состоит из младенцев и их разных частей тела (937 единиц). Рюйш собирал ее 50 лет, а чтобы уговорить голландца передать её, Петр Великий потратил практически 20 лет и в 1717 г. приобрел ее, обещая Рюйшу, что сохранит такое необычное собрание для потомков.
Кунсткамера в новом здании
Строительство Санкт-Петербурга было в самом начале и пока в дельте Невы по большей части были леса и болота. По проекту архитектора Ж. Б. Леблона центром новой столицы должен был стать Васильевский остров. Есть легенда о решении Петра I строить здание Кунсткамеры именно на нынешнем месте.
Императору не приходилось приказывать дважды, и в этом же 1718 году началась разработка архитектурного проекта. Предположительно, первоначальные эскизы сделал зодчий Андреас Шлютер.
Его идеи разработал и воплотил в готовый проект архитектор Г. Маттарнови. В доработке проекта и его изменениях принимал непосредственное участие сам император. Он же и утвердил нынешний вид и архитектурную концепцию Кунсткамеры.
Строительство началось в 1718 году под руководством Г. Маттарнови. В 1722 году работами по строительству руководил Н. Гербель. После него, с 1724 года, руководителем строительства стал Г. Киавери.
В каменной кладке башни он обнаружил дефекты в виде трещин и созвал авторитетную комиссию. В нее вошли ведущие зодчие того времени Доменико Трезини и М. Земцов.
В результате компетентных выводов комиссии почти готовую башню полностью разобрали, и Киавери сделал новый проект, увеличив высоту нижнего яруса и цилиндрической части башни.
В процессе продолжающегося строительства начались перемещения музейных ценностей из Кикиных палат в готовые помещения новой Кунсткамеры. К 1728 году все коллекции заняли свои места в новом здании, и в этом же году музей официально был открыт.
Строительство самого здания продолжалось под руководством М. Земцова вплоть до 1834 года. В результате получилась величественная постройка в стиле барокко на удачном месте Васильевского острова, внушающая уважение и к российской науке и к русскому зодчеству.
Кунсткамера
Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) Российской академии наук (МАЭ РАН) — один из крупнейших и старейших этнографических музеев мира, коллекционные фонды которого насчитывают свыше 1.2 млн. единиц хранения. Он является преемником первого российского государственного публичного музея, знаменитой Петровской Кунсткамеры, основанной Петром I в 1714 г.
Кунсткамера
Когда речь заходит о Кунсткамере, то первая возникающая ассоциация у современного человека, что это коллекция чего-то аномального, собрание «уродов», или «монстров». Не таким было восприятие музея на Васильевском острове человеком XVIII в.
- Музей оказывался не только собранием предметов, но и вместилищем знаний человека о мире и о нем самом.
- Всё это: и музейные экспонаты, и ранее неведомая простому русскому человеку наука, и даже инструменты, которыми добываются новые знания, — всё было собрано в одном специально построенном здании, которое и сейчас сохраняет свое название — Кунсткамера.
- В музее сосредоточивались образцы иностранных и российских руд и минералов; здесь изучались флора и фауна России; сюда были привезены из экспедиций предметы быта, верований разных народов России, а позднее и всего мира, находки из «древних могил», то есть все то, что положило начало развитию наук этнографии и археологии.
- Кунсткамера
Сегодня Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Музей антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН — это не только академический музей, но и один из ведущих исследовательских центров Российской академии наук.
Здесь продолжаются традиции великих русских этнографов и антропологов XVIII — XX вв. МАЭ РАН отнесен к особо ценным объектам культурного наследия народов РФ и включен в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов РФ.
1 января, 9 мая, 31 декабря.
Санитарный день — последний вторник месяца.
Стоимость билетов:
- взрослый 300 рублей;
- льготный 150 рублей.
- День бесплатного посещения для индивидуальных посетителей — третий четверг месяца c сентября по апрель. Бесплатный билет можно получить в кассе музея.
Узнать подробности можно на официальном сайте: http://kunstkamera.ru/
На нашем сайте вы узнаете всё необходимое про кунсткамера. Куда-СПБ — это интерактивная афиша самых интересных событий Санкт-Петербурга.
Куда-СПБ в курсе всех событий, которые пройдут в Санкт-Петербурге . Если вы знаете о событии, которого нет на сайте, сообщите нам!
Легенды об идолах во дворе Кунсткамеры
- Во дворе Кунсткамеры нельзя говорить неправду, иначе последует кара. Именно поэтому многие девушки сюда приводят возлюбленных, чтобы узнать правду о его чувствах. Место это немноголюдное и поэтому здесь удобно выяснять отношения
- Когда каменных идолов решили переместить в другой место, все деревья вокруг завяли и чтобы не гневить богов, скульптуры вернули на их прежнее место
- Если посмотреть внимательно, увидим, что листья стоящих рядом деревьев тянутся к центру фигуры, образованной статуями. Видимо, мистический центр расположен в центре этой фигуры
- У одного из сотрудников музея сын был болен раком. От отчаяния он пришел к идолам, разрезал себе палец и окропил лик одного из богов. Через несколько дней его сын пошел на поправку
- Почитатели идолов дали им имена. Они считают, что скульптура с двумя веретенами в руках — соляная женщина Уиштосиуатль, жена бога смерти Миктлантекутли и старшая сестра бога дождя Тлалоки. Недалеко от нее находится бог созидания по имени Тлоке-Науаке, а рядом — бог сева и весеннего цветения Шипе-Тотек, в жертву которому ацтеки приносили ободранную человеческую кожу.
Как появились идолы во дворике Кунсткамеры
Как же попали индейские боги в этот укромный уголок? По одной из легенд каменные статуи привезли из экспедиции по Центральной Америке в конце 19 века.
Тогда во время шторма большая часть трофеев была утеряна, но несколько идолов удалось спасти и привезти в Санкт-Петербург. Но дирекция музея отказалась установить их в залах и поэтому их поставили на улице.
Из-за своего мистического могущества статуи остались целыми и невредимыми во время революционных потрясений и блокады.
Опровергли все эти мифы сотрудники Музея антропологии и этнографии. Оказывается, во время своего путешествия по Южной Америке знаменитый путешественник Степпель снял гипсовые слепки с древних скульптур в долине Сан-Августин. Там, по всей ее территории разбросано несколько сотен каменных изваяний и некоторые имеют высоту до пяти метров.
Эти индейские боги охраняли гробницы вождей, находящиеся под землей. По снятым слепкам в 1913 году в Германии были изготовлены скульптуры богов и затем их привезли в Петербург. Настоящие же каменные идолы все еще стоят в долине Сан-Августин в Южной Колумбии и созданы они были действительно в древности — в первом тысячелетии нашей эры.
Сотрудники музея поместили привезенные скульптуры в сарай, поскольку это были не оригиналы, а только копии древних идолов. Там они и пролежали до середины 60-х годов, когда их выставили во двор на всеобщее обозрение. Переносить в другое место тяжеленные скульптуры пока не собираются.
А каменные идолы все же обладают магическими свойствами. Рядом с ними посетители не мусорят, да и вандалы побаиваются их грозных пронзительных взглядов — мало ли что, а вдруг индейские боги накажут их?
Многие туристы, гуляющие по Университетской набережной, даже не предполагают, что рядом есть дворик Кунсткамеры, где находятся необычные каменные скульптуры. Кто же посетил это загадочное место, чаще всего думают, что скульптуры эти древние и не подозревают, что это всего лишь их копии.
Экскурсии и программы
В Кунсткамере проводится множество обзорных экскурсий:
- классический обзор – тематикой является история музея, его коллекции;
- «Чудес Палата» – рассматриваются экспонаты XVIII века;
- «Отправляемся в экспедицию» – этнографическая экспедиция, ориентирована на детей;
- «В гости к большому Готторпскому глобусу» – рассматривается не только этот экспонат, но и этнографические коллекции.
Организуются также экскурсии тематической направленности. Посетители узнают, как становилось научное знание, рассматривают историю и развитие самой Кунсткамеры и Академии наук. Отдельная экскурсия посвящена Ломоносову.
Особый цикл тематических экскурсий посвящен традиционной культуре народов мира. Можно выбрать одну из этнографических композиций либо определенную тематику – традиционные костюмы, жилище, кухня.
Особое внимание в Кунсткамере уделяется детям. Для дошкольников и учащихся начальных классов организуются занятия в различных музейных экспозициях
Преобладает игровая форма. Дети знакомятся с культурой и традициями разных народов.
Для школьников предусмотрены интерактивные экскурсии. Это не только рассказ экскурсовода, но и поисковая деятельность учащихся. Экскурсии базируются на отдельных экспозициях музея: «Индия», «Китай», «Африка», «Япония».
Школьникам посвящен также «Ветер странствий» – цикл тематических экскурсий, которые знакомят детей с путешественниками и исследователями разных уголков планеты, животным и растительным миром.
Кунсткамера Санкт-Петербурга. История создания, здания и интерьер Кунсткамеры
Существует легенда, что Петр I во время прогулки по Васильевскому острову увидел две удивительные сосны: ветка одной каким-то непостижимым образом проросла сквозь ствол другой. Такая необычная картина запомнилась впечатлительному государю.
Он вспомнил о диковинке через несколько лет при посещении с дипломатической миссией в 1697-1698 гг. Англии и Голландии. Тогда он познакомился с так называемыми «кабинетами редкостей» у знатных вельмож, в которых те хранили всякие дива: заспиртованные органы, чучела животных, коллекции редких насекомых.
Это и были самые первые кунсткамеры. Слово в переводе с немецкого означает «комната искусства».
Видео
Постройка здания
Коллекция Петра очень быстро разрасталась. В 1717 г. опять же в Голландии целиком был приобретен кабинет Себа за 15 тыс. голландских гульденов. Вскоре все ценности не могли уместить и «Кикины палаты».
Для размещения своих диковинок с возможностью их показа всем желающим государь приказал построить специальное здание.
Для него выделили элитное место на стрелке Васильевского острова поблизости от царских палат и важных государственных учреждений.
Проект разработал архитектор Маттарнови. Первый камень будущего знаменитого музея был заложен в июле 1718 г. В дальнейшем над зданием работали такие известные мастера, как Гербель, Земцов и Киавери.
Торжественное открытие Кунсткамеры состоялось в ноябре 1728 г., хотя отделочные работы закончились только в 1734 г.
Символ Петербурга
Петр хотел, чтобы его музей разрастался, а потому издал указ, которым повелевал все необычные вещи везти к нему, будь то странные животные, уродцы, различные диковины. Редкости, встреченные у иностранных купцов, следовало выкупить и также отправить царю. Дары потекли реками со всей страны. Тогда самодержец задумал построить отдельное здание для своего детища.
Первый русский музей, по задумке Петра, должен был находиться в самом центре столицы, которым тогда хотели сделать Васильевский остров. По одной из легенд однажды в 1718 Петр I прогуливался по набережной и заметил необычную сосну с причудливо изогнутым стволом. Царь приказал срубить дерево и сохранить его в коллекции, а на этом месте возвести здание Кунсткамеры.
Чертежи здания Кунсткамеры. ()
За постройкой император следил лично, но окончания так и не застал, скончавшись в 1725 году. Здание же было окончательно возведено только в 1734. Историки до сих пор спорят, кого можно по праву назвать архитектором Кунсткамеры.
Проект разработал немец Георг Маттарнови, его и называют чаще всего «отцом» здания, но после него над строением трудились еще несколько архитекторов, в том числе Гербель, Киавери и Земцов.
Как бы то ни было, зданием Кунсткамеры — одно из самых старых сохранившихся сегодня в Санкт-Петербурге и вместе с Зимним дворцом и Исаакиевским собором является одним из туристических символов города.
Кунсткамера – идея создания
Поездка юного государя в 1698-х годах по европейским странам открыла перед ним новые горизонты просвещения. Особенно удивили и заинтересовали великого реформатора так называемые «куншты» — кабинеты редкостей и различных природных диковинок.
В Европе это было модным увлечением и каждый правитель, и знатный вельможа считал своим долгом похвастаться перед русским царем своим собранием странностей.
Это увлечение так понравилось Петру I, что он в ходе своего турне скупал различные диковинные экземпляры в больших количествах. Они и стали основой его собственного «государева кабинета» редкостей.
А после посещения публичного музея Ашмола при Оксфордском университете в Англии у Петра I возникла идея о создании доступного музея и в России.
Первоначально «государев кабинет» находился в Москве в Аптекарском приказе, но, сразу после завершения строительства Летнего дворца в 1714 году все экспозиции были перевезены в новую столицу. В Летнем дворце открылась экспозиция в зале, названным царем на западный лад — «куншткамерой».
Задать вопрос эксперту
Факт! «Куншткамера» в переводе с немецкого языка означает — комната редкостей. Со временем в народе утвердилось произношение «кунсткамера».
Именно 1714 год принято считать годом основания первого музея в России. За его создание и развитие государь назначил ответственных — Роберта Арескина, лейб-медика и Президента Аптекарской канцелярии, а также Иоганна Шумахера. Для него была отдельно введена должность «надсмотрителя редкостей и натуралиев».
- В те же времена самодержец издал указ, предписывающий жителям страны привозить в столицу все необычное и интересное, что повстречается им в своих регионах.
- Согласно указа, все путешествующие по разным странам были обязаны привозить в столицу диковинные предметы из своих поездок, какие «зело интересны и необычны».
- Спеша выполнить царский указ и принимая во внимание тот факт, что за находки полагалось вознаграждение, люди открыли настоящую охоту на всевозможные диковинки.
Сам император тоже не оставался в стороне и продолжал скупать европейские «странности». Так, в 1716 году во время второй европейской поездки государь купил коллекцию аптекаря из Амстердама Альберта Себы. В результате Кунсткамера пополнила свое «богатство» редкими минералами, натуралиями из Южной Америки и художественными предметами из Китая и Японии.
В 1717 году государь приобрел в Голландии знаменитую коллекцию «уродцев» Фредерика Рюйша. Это уникальное собрание около 1000 экспонатов заспиртованных в банках аномальных зародышей и различных анатомических отклонений потрясло Петра I своей необычностью.
Любопытно! За «уродцев» Рюйша государь выложил в Амстердаме 30 тысяч золотых гульденов, что составляло годовые средства на содержание царского двора.
Именно эта коллекция ассоциируется у большинства людей с названием Кунсткамера. Но на самом деле она составляет лишь незначительную часть среди бесчисленных экспонатов музея. Незначительную, но, несомненно, очень запоминающуюся. Вряд ли кого-то оставят равнодушными сиамские близнецы, младенец с циклопией и двухголовый теленок.
В результате тотального наплыва всевозможных артефактов с различных регионов страны и земного шара в Летнем дворце стало не доставать места для их демонстрации. В 1718 году по указу государя Кунсткамера была переведена в новое здание.
Что посмотреть в Кунсткамере сегодня
В настоящее время бывший Музей древностей Петра Первого носит название Музея антропологии и этнографии и имя своего создателя.
В его фондах содержатся тысячи экспонатов, рассказывающих о многообразном культурно-историческом развитии многочисленных народов Африки, Америки и Азии.
Кроме создания музейных экспозиций, бывшая Кунсткамера продолжает научно-исследовательские традиции первой Академии наук и является крупнейшим российским исследовательским центром.
На первом этаже музея можно пройти по удивительным экспозициям Латинской и Северной Америки, «посетить» древнюю Японию и Африканские страны.
Во всех залах Кунсткамеры всегда много посетителей
На втором этаже посетителей ждет встреча с культурными традициями Индии и Китая, Монголии и Индонезии, Ближнего и Среднего Востока. Также там можно посетить начало начал Кунсткамеры – знаменитый Кабинет Рюйша (кабинет редкостей), где находятся первые коллекции анатомических отклонений и прочих бальзамированных препаратов.
Четвертый и пятый этажи башни содержат несколько экспозиций, посвященных деятельности Петербургской Академии наук, работе в ней М.Ломоносова и удивительный Готторпский глобус.
Кунсткамера в XVIII-XIX веках
Важным событием в истории Кунсткамеры было учреждение государем в 1724 году российской Академии наук. Музей стал частью Академии, и его экспонаты рассматривались, как инструменты познания и неотъемлемые атрибуты исследовательского процесса.
По инициативе Академии осуществляются небывалые по масштабам комплексные изыскания, внесшие знаковый вклад в раскрытие природных ресурсов России. Из многочисленных экспедиций привозились новые уникальные раритеты и артефакты, пополнявшие коллекции Кунсткамеры.
К середине XIX века их стало так много, что из единого энциклопедического музея Кунсткамера была вынуждена разделиться на несколько специализированных музеев.
Это было естественным путем развития такого сложного и разнопланового научного учреждения, каким стала Кунсткамера в первой четверти XIX века. В 1836 году принимается новый устав Академии наук и официально единый публичный музей разделяется на различные музеи и кабинеты с конкретной специализацией.
В 1878 году Этнографический и Анатомический музеи были сведены в Музей антропологии и этнографии. Этот центр, получивший в 1903 году имя Петра Великого, располагается в известном строении и сейчас.
Что посмотреть
Коллекция первого русского музея изначально включала самые разные экспонаты: от археологических находок до заспиртованных тел.
Поэтому еще в 19-м веке из этого разнородного собрания выделилось несколько тематических музеев: Зоологический, Этнографический, Минералогический и т.д.
В 1878 году два из них слились воедино и образовали Музей антропологии и этнографии имени Петра I (так звучит официальное название Кунсткамеры и сегодня). В отдельных зданиях буквально в двух шагах находятся Зоологический музей и Санкт-Петербургский архив РАН.
Зоологический музей был частью Кунсткамеры до 1832 года
Экспозиции Кунсткамеры
Всего музейный комплекс содержит 16 экспозиций, из которых 5 можно назвать скорее историческими, а остальные посвящены культуре, религии, обычаям и быту народов мира.
data-captiontag=»dd» data-columns=»0″ data-size=»large» data-width=»1000″ data-auto=»false» data-max-width=»100%» data-ratio=»1.8″> План первого этажа Кунсткамеры
План второго этажа Кунсткамеры
План третьего этажа Кунсткамеры
Кунсткамера
commons.wikimedia.org www.andreymatusovskiy.com
Северную Пальмиру оберегали три символа: ангел Петропавловского собора, кораблик на крыше Адмиралтейства и сфера Кунсткамеры. Грамотный Пётр I видел залог развития города и страны в единении православных ценностей, природных стихий и законов природы. Несмотря на то, что планетарная крыша сгорела, простояв чуть более десятилетия, и была восстановлена в прежнем виде лишь через 200 лет, Кунсткамера продолжала выполнять свою благую роль оплота просвещения на Руси. В её стенах размещалась академия наук Санкт-Петербурга, которая была прародительницей академии наук России, городского университета и множества других просветительских учреждений.
В основу музейного собрания легла коллекция необычных вещей Петра I. Именно он назвал музей на иностранный манер «Куншткамерой», то есть «Кабинетом редкостей». Пётр I придал сбору коллекции впечатляющий размах. Экспонаты для первого русского музея диковинок свозились со всех концов России.
Собирал Пётр I вещи не из-за их стоимости, а разнообразные анатомические, зоологические, минералогические и прочие раритеты, которые, по его мнению, представляли ценность для науки.
Само здание, где сейчас располагается Кунсткамера, было построено специально для неё в 1734 году. Оно представляет собой великолепный образец барокко петровской эпохи и является самым старым музейным зданием в мире.
Сейчас музей обладает богатыми коллекциями, представляющими традиционную культуру и быт разных стран и народов. Это залы, посвящённые Северной Америке и её коренному населению, Японии, Африке, Китаю и Монголии, Индии и Индонезии, Австралии и Океании.
В них собрано множество предметов культуры, оружия, орудий труда и прочего со всех концов света. Но более всего известен анатомический зал, где представлена коллекция уродств и странностей, таких как сиамские близнецы, двухголовый телёнок и другие.
Отдельные экспозиции посвящены первой астрономической обсерватории Академии наук и Михаилу Ломоносову.
В музее проходят научные исследования и реализуются детские развивающие программы.
Стоимость входных билетов: взрослый — 300 рублей, школьный, пенсионный — 100 рублей. Последний вторник месяца — санитарный день.
День бесплатного посещения — третий четверг месяца c сентября по апрель, а для членов многодетных семей — второй четверг каждого месяца.
Экспозиции музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера)
- 2 декабря 2021 13:10
- 15 октября 2021 16:04
- 29 июля 2021 13:53
- 20 апреля 2021 15:00
- 21 августа 2017 15:34
- 10 декабря 2015 21:16
Если вы нашли опечатку или ошибку, выделите фрагмент текста, содержащий её, и нажмите Ctrl+↵
Университетская наб., д. 3 Адмиралтейская, Василеостровская, Спортивная
Постоянно | взрослый – 250 , школьный, пенсионный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , школьный, пенсионный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , школьный, пенсионный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , школьный, пенсионный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 | |
Постоянно | взрослый – 250 , льготный – 50 |
Музей антропологии и этнографии Кунсткамера
Местоположение: Санкт-Петербург, Университетская набережная, дом 3
Ближайшие станции метро: Адмиралтейская, Василеостровская, Спортивная
Часы работы: ВТ, СР, ЧТ, ПТ, СБ, ВС с 11:00 до 18:00. Кунсткамера, один из немногих музеев Петербурга, который работает во вторник. Выходной день в Кунсткамере — понедельник.
Телефон: +7-812-328-14-12
Кунсткамера или музей антропологии и этнографии или Комната редкостей (в переводе с немецкого Kunstkammer) — самая необычная, но, в тоже время, основная достопримечательность Санкт-Петербурга.
В 1714 году по западную сторону от одной из главных достопримечательностей Санкт-Петербурга — Петропавловской крепости был основан первый естественнонаучный музей – Кунсткамера.
Кунсткамера в Петербурге была открыта для посещения в 1719 году. В строительстве этого музея в Петербурге принимали участие многочисленные архитекторы: Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Н.Г. Земцов и Г. Киавери.
Строительство новой достопримечательности Петербурга — Кунсткамеры — завершилось в 1734 году.
Фотография Кунсткамеры с противоположного берега Невы.
В этом музее в Петербурге размещались коллекции оружия и диковинных вещей, присылаемых императору Петру I со всей России.
Губернатор Сибири, князь Гагарин прислал коллекцию золотых предметов, найденных кладоискателями в Сибири; уральский заводчик Демидов для пополнения коллекции музея преподнёс жене Петра I Екатерине по случаю рождения наследника аналогичный подарок. Позже экспозиция музея стала расширяться при внесении в неё анатомических препаратов, приборов и инструментов.
В 1830 году в стенах Кунсткамеры произошло разделение на несколько музеев. Здесь появились Ботанический, Зоологический, Минералогический и Этнографический музей.
Спустя ровно 200 лет со дня основания Санкт-Петербурга музей был окончательно переименован в Музей антропологии и этнографии, также сохранив своё историческое название – Кунсткамера.
Экспозиция Кунсткамеры
Музейные экспонаты расположены на 5-ти этажах:
На 1 и 2 этажах коллекция Кунсткамеры представленна экспонатами: «Африка», «Ближний и Средний Восток», «Индокитай», «Индия и Индонезия», «Китай, Монголия и Корея», «Северная Америка» и «Япония». Также здесь сохранились первые коллекции Кунсткамеры с первого дня её работы.
На 3 этаже Кунсткамеры коллекции посвящены работе и жизни М.В. Ломоносова и функционированию Академии наук в XVIII веке.
На 4 этаже Кунсткамеры находится «Первая астрономическая обсерватория Академии наук».
На 5 этаже Кунсткамеры в центральной башне находится один из первых глобусов-планетариев в мире. Диаметр глобуса 3,1 метра, глобус был изготовлен в Голштейн-Готторпском герцогстве А.
Бушем и братьями Ротгизерами под руководством географа А. Олеария (1599–1671) по заказу Фридриха III, герцога Голштинского. В 1713 г. глобус был подарен Петру I и в 1717 г. привезен в Санкт-Петербург.
Достопримечательности Санкт-Петербурга рядом: Адмиралтейство, Петропавловская крепость, Александровский парк
Все достопримечательности Санкт-Петербурга