Если перед каждым экспонатом Эрмитажа постоять по минуте, то придется провести в музее больше 10 лет. Более трех миллионов экспонатов, среди них 16 000 картин.
Поневоле задумаешься – а стоит ли вообще идти, если нельзя объять необъятное? Отвечаем: надо идти обязательно.
Рассказываем о том, на что надо обратить внимание, если учесть, что вы не готовы тратить на Эрмитаж целый день и возвращаться сюда еще раз.
Информация обновлена в январе 2022 года.
Внимание: в настоящее время Эрмитаж работает в коронавирусном режиме. В музей пускают по сеансам и только по двум маршрутам. Вы выбираете маршрут и потом двигаетесь только по нему с помощью указателей. Подробности здесь.
Впрочем, по факту хоть разделение на маршруты и осталось, особо за тем, чтобы вы ходили по своему маршруту, никто не следит. С 30 октября 2021 года в Эрмитаж требуются QR-код о полной вакцинации, либо медотвод+отрицательный ПЦР-тест, выполненный не раньше, чем за 48 часов.
Проверяют строго. Макси обязательны.
Время работы, стоимость билетов и прочие сведения ниже в статье актуальны.
Коллекция Государственного Эрмитажа
Ядро эрмитажной коллекции размещено в пяти зданиях, соединенных друг с другом. Это Зимний дворец, Малый Эрмитаж, Большой (или Старый) Эрмитаж, Новый Эрмитаж и Эрмитажный театр. Слово «эрмитаж» повторяется в названиях очень часто, а во Франции этим словом называют определенный сорт вина или маленькие гостиницы на окраине.
Как слова «пассаж», «вояж», «саквояж», «эрмитаж» — французского происхождения, в переводе оно означает «домик отшельника». Именно таким тихим уединенным местом были для Екатерины Второй Малый и Большой Эрмитажи, где она устраивала неофициальные приемы и показывала гостям свои собрания. Так началась история музея, и именно Екатерину Вторую считают его основательницей.
Почему еще следует идти Эрмитаж
В прошлом Эрмитаж — императорский музей. Здесь интересны не только произведения искусства, но и интерьеры. Все здания были построены при царях и поражают царской красотой. Например, Зимний дворец – это бывшая зимняя императорская резиденция с залами для балов, приемов и жилыми покоями. Поэтому в Эрмитаже вы найдете и мрамор, и лепнину, и позолоту, и хрустальные люстры.
Эрмитаж – это роскошь и элегантность, эталон вкуса и даже дизайнерские решения для обустройства современного пространства. Неудивительно, что многие, отправляясь в Эрмитаж, одеваются как на праздник, а некоторые проводят в Эрмитаже фотосессию (в том числе свадебную).
А вот и первые советы
Помните о статусе музея и не приходите в Эрмитаж в шортах и майках. Берегите красоту! Девушки и дамы, не надевайте туфли на острых каблуках, они испортят паркет из ценных пород дерева. Не трогайте руками тонкую позолоту, старинную мебель, вазы, скульптуры!
К сожалению, некоторые экспонаты никак не защищены, и сохранить их может только бережное отношение. Крупные сумки, рюкзаки и чемоданы придется сдать в гардероб. Есть и пить в залах нельзя, чтоб не крошить и не проливать жидкость на пол, и даже пронести в музей бутылку с водой не получится, так как сумки на входе просвечивают.
Как добраться до Эрмитажа
Ближайшие станции метро Невский проспект, Гостиный двор (на этой станции лучше выйти к каналу Грибоедова) и Адмиралтейская. Со станций метро Гостиный двор и Невский проспект вы попадете на сам Невский проспект, идти надо до Невы в сторону убывания номеров домов. Если объяснить проще, то двигайтесь в сторону шпиля Адмиралтейства, вот он на фотографии (в перспективе Невского проспекта).
Зимний дворец расположен справа от Адмиралтейства, впрочем, вы его и так увидите.
С Адмиралтейской тоже просто: при выходе из метро поворачиваете сначала налево, затем направо и выходите на Невский. Дальше – по направлению к шпилю. Из всех трех станций к Эрмитажу ближе всего именно Адмиралтейская.
С Дворцовой площади войдите во двор Зимнего дворца через центральные арки, украшенные ажурными воротами. Там всю необходимую информацию о ценах и экскурсиях вы найдете на стендах и электронных табло. Кассы внутри.
Адрес Эрмитажа: Дворцовая Набережная, 38 / Дворцовая площадь, 2; телефон: +7 812 710 90 79
Когда лучше посетить Эрмитаж?
Внимание! В настоящее время из-за коронавирусных ограничений в Эрмитаже действуют новые правила посещения. Читайте о них здесь.
- Время работы Эрмитажа:
- — понедельник: музей закрыт — вторник: 11:00 – 18:00 — среда: 11:00 – 20:00 — четверг: 11:00 – 18:00 — пятница: 11:00 – 20:00 — суббота: 11:00 – 20:00
- — воскресенье: 11:00 – 18:00
С 1 января 2019 года каждый третий четверг месяца — бесплатное посещение (раньше это был первый четверг в месяце), но имейте в виду, что очередь в этот день длиннее, чем в Мавзолей. (В текущий момент из-за коронавирусных ограничений бесплатно в бесплатный день могут прийти только несколько категорий посетителей. Смотрите материал по ссылке в начале этого поста).
В будние дни посетителей меньше, чем в выходные. Больше всего людей в Эрмитаже во время школьных каникул, когда группы из разных частей России приходят в музей одна за другой. Самый пик посещаемости: а) летом, б) после 12 утра.
Летом к россиянам прибавляются иностранцы, в том числе с огромных круизных судов. В этот горячий сезон на вход в музей выстраивается очередь, а в некоторых залах яблоку негде упасть – особенно в зале Леонардо и зале Рембрандта.
Другой совет: на всякий случай возьмите с собой удостоверение личности. Понятно, что вы его, скорее всего, и так с собой постоянно носите, но мало ли. Дело в том, что кассир попросит вас его предъявить при покупке билета (для граждан РФ и Белоруссии установлены льготные цены).
- Полный билет в 2022 году стоит 500 рублей из-за коронавирусных ограничений.
- Эрмитаж рекомендует приобретать билеты онлайн. В офлайне, в кассе, их купить тоже можно, но: — только на ближайший сеанс;
- — только в том случае, если они остались.
- В онлайне купить билеты можно, кликнув на баннер ниже:
С 25 января 2021 года студентов и курсантов бесплатно (по студенческому билету или служебному удостоверению) в любой день, кроме понедельника (это выходной) пускают в Главный Штаб.
Доступ разрешен следующие часы: 12:00, 13:00, 14:00, 15:00, 16:00 и 17:00. В среду и в пятницу добавляется еще сеанс в 18:00. Количество бесплатных билетов ограничено. Лучше всего забронировать онлайн.
Не забудьте с собой студенческий (удостоверение).
Вход по «Пушкинской карте» стоит 350 рублей (количество билетов ограничено). Обладатели карты должны входить через Малый Эрмитаж (Шуваловский проезд, Миллионная, 37/Дворцовая набережная, 36). Здесь же могут войти и те, кто пришел вместе с обладателями «Пушкинской карты».
Что посмотреть в Эрмитаже?
Конечно, Зимний дворец, его беломраморную лестницу (на фото вверху) и парадные залы, ведущие к Тронному, портреты храбрых генералов, воевавших с Наполеоном в Галерее 1812 года (на фото внизу).
Тронные залы, Георгиевский (Большой) и Петровский (Малый, на фото внизу). Здесь императоры устраивали официальные церемонии и приёмы.
Картинную галерею, в которой представлены все европейские школы и времена от позднего Средневековья до 20 века. В Эрмитаже есть картины да Винчи, Рафаэля, Тициана, Эль Греко, Рембрандта, Рубенса и многих других знаменитых мастеров.
Особняком стоит коллекция французов «От Моне до Пикассо». Ее собирали не цари, а московские промышленники Щукин и Морозов. И только в 1930-е эти частные собрания были поделены между Эрмитажем и ГМИИ им. Пушкина в Москве и таким образом спасены от продажи или уничтожения в непростые сталинские годы.
Картины Эдуарда Моне, Ренуара, Сезанна, Ван Гога, Гогена, Матисса и Пикассо – настоящая гордость Эрмитажа. Увидеть их в здании Главного Штаба, напротив Зимнего дворца.
Экскурсию «по импрессионистам» можно заказать по объявлению ниже:
Есть еще одна выставка с работами тех же мастеров, привезенными Советской армией из Германии в конце Великой Отечественной войны. Она находится на втором этаже Зимнего дворца в конце Министерского коридора и называется «Неведомые шедевры».
И, конечно же, Рыцарский зал. Там вы найдете мечи, щиты, доспехи, шлемы с плюмажами, арбалеты, пистолеты и аркебузы. Почти все 15-16 веков. Этот зал в самом дальнем от входа конце музея в здании Нового Эрмитажа.
Если вы хотите уйти с основного туристического маршрута, то спрятаться от толпы можно в залах Античного искусства на первом этаже Нового Эрмитажа. Там безмолвно стоят мраморные статуи греческих богов и римских императоров, расписная керамика хранит аромат древних вин, масел и духов.
Или в залах Первобытной культуры на первом этаже Зимнего дворца. Вы знаете, что такое Пазырык и Аржан? Это названия древних курганов, в которых нашли чудесные вещи.
Побывав здесь, вы сможете блеснуть редкими познаниями перед друзьями. Вас поразит мумия татуированного вождя и самый большой в мире войлочный ковер 1 тысячелетия до н. э.
, на котором усатый «джигит» (вождь племени) предстает перед великой древней богиней.
Любителей Востока ждет третий этаж Зимнего дворца – залы Китая, Японии, Индии, Ирана. Древний Египет с саркофагами и причудливыми фигурами богов рядом с кафе на 1 этаже Зимнего дворца.
Если вас интересует золото из гробниц и личные украшения Романовых, вам в Золотую кладовую и Бриллиантовую кладовую Галереи драгоценностей. Специальные билеты можно купить в кассе, там же расписание экскурсий.
В Зимнем дворце жили все русские правители от Екатерины II до Николая II. Но не все знают, что есть в Эрмитаже необычная экспозиция «Зимний Дворец Петра Первого». Она находится в здании Эрмитажного театра (вход с Невы, Дворцовая набережная, д. 32), кассы там же.
Оказывается, сохранились погреба петровского дворца, фрагменты стен, часть двора, воссозданы петровские личные покои – Токарня, Кабинет и Столовая. Для создания выставки использовались подлинные личные вещи Петра. В одной из комнат стоит знаменитая Восковая персона работы Растрелли-старшего, передающая истинный облик Петра Первого.
Как все эти залы найти в Эрмитаже? Наша рекомендация: сразу у входа, перед кассами, расположены стойки с буклетами, на которых изображены подробно планы. Кроме того, можно спросить у музейных работников.
Что из этого можно сфотографировать?
В Эрмитаже фотографировать можно все, кроме мумий, временных выставок и драгоценностей (например, в Галерее драгоценностей). Не забудьте выключить вспышку в залах с картинами, тканями и коврами. Если у вас профессиональная фотосессия, то билет, дающий на это право, стоит 5000 рублей.
Чего вы НЕ увидите в Эрмитаже. Или самые распространенные заблуждения
— «Мону Лизу». Эта картина Леонардо да Винчи находится в Лувре в Париже.
— Янтарную комнату. Она расположена в загородной летней резиденции – в Екатерининском дворце в Царском Селе.
— Императорскую спальню с кроватью! Меблировка жилых комнат не сохранилась. В Синей спальне кровати нет, там проходят временные выставки.
— Императорскую корону. Она в Москве вместе со скипетром и державой.
— Яйца Фаберже. В Эрмитажном собрании они не представлены.
— Карету. Когда-то золоченая карета стояла в Фельдмаршальском зале, но сейчас все кареты и экипажи в Фондохранилище Эрмитажа.
— Сальвадора Дали.
Аудиогид: если вы любите, чтобы вам рассказывали
Вы можете взять аудиогид за 350 рублей (надо оставить залог в 2000 рублей или любое удостоверение личности, кроме паспорта) и с ним свободно гулять по выбранному вами маршруту.
Вы можете купить в кассе не только входной билет, но и билет на обзорную экскурсию и послушать ее в составе группы.
Вы можете заказать индивидуальную экскурсию в Экскурсионном бюро под аркой Зимнего дворца (телефон бюро 571-84-46).
Там же с сентября вы можете купить абонемент на серию тематических занятий, и вам не придется стоять в очереди на вход в музей.
Эрмитаж – это не только…
Не только пять зданий, о которых шла речь, входят в состав музея. Эрмитажу принадлежит восточное крыло Главного штаба, он расположен прямо напротив Зимнего дворца через Дворцовую площадь (см. фото).
Там проходят временные выставки, лекции и скоро откроется постоянная экспозиция. Филиалом Эрмитажа является Дворец Меншикова. Он находится на противоположном берегу Невы, на Васильевском острове, Университетская набережная, д. 15.
Эрмитажем был открыт Музей фарфора при Императорском фарфоровом заводе, ст. метро Ломоносовская. Открыт для публики Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня».
Это современный комплекс, знакомящий с фондами музея и условиями их хранения. Там можно увидеть собрания картин, фресок, мебели, прикладного искусства, шатры и палатки, кареты и экипажи. Адрес — Заусадебная ул, д.
37 «А», станция метро Старая деревня.
Билеты в Эрмитаж
Внимание! В связи с новыми временными правилами посещения Эрмитажа, связанными с эпидемией коронавируса, билеты для граждан России и иностранцев стоят 500 рублей. Подробнее о ситуации мы написали в этом материале.
Если вам нужен не просто входной билет, но еще и аудиоэкскурсия, то посмотрите объявление ниже ⬇️
Где поесть при посещении Эрмитажа
Кафе Эрмитажа не самое дешевое в городе, но соответствует ценам на Невском проспекте. Серьезной горячей еды в нем нет. Только кофе, чай, напитки, бутерброды, пирожки и пирожные.
Подкрепление физических сил можно совместить с выходом в Интернет в Интернет-кафе, если ваши гаджеты не обладают такой встроенной способностью.
Зарядка для них тоже предусмотрена, рядом есть розетки как сетевые, так и USB.
Сувениры из Эрмитажа
Сумки, кошельки, подушки, зонты, гобелены, фарфор, керамика, ювелирные изделия, шелковые платки, репродукции, альбомы, детские книги по искусству и даже мебель из дерева ценных пород – это то, что может стать памятным сувениром. Прикупить «Мону Лизу» не получится, почему – смотрите выше. Насчет Рембрандта и прочих не спрашивали.
Кстати, интересный факт: в сувенирном магазине Эрмитажа не продают матрешки — директор музея Михаил Борисович Пиотровский строго-настрого запретил.
Любителям котиков
За воротами, расположенными в правой части Зимнего дворца (если стоять к нему лицом) есть уже ставший известный дорожный знак с изображением кошки.
Это не прикол, а самое настоящее предупреждение. Фонды музея охраняются от крыс специальной бригадой семейства кошачьих. В залы музея их не пускают, но они туда иногда, конечно же, пролезают.
Пару раз представители редакции сайта «Окно в Петербург» видели их у касс. Посмотрите в интернете материалы по запросу «коты Эрмитажа», оно того стоит. Иногда, кстати, Эрмитаж раздает котят.
Об этом у нас был материал, читайте здесь.
P.S. Чтобы получить более цельное представление об Эрмитаже, можно заказать индивидуальную экскурсию с искусствоведом. Посмотреть такую экскурсию можно, кликнув по баннеру ниже:
Эрмитаж: вся полезная информация для посещения
Датой основания Эрмитажа считается 1764 год, когда Екатерина Великая приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Гоцковского.
Сегодня государственный музей Эрмитаж обладает коллекцией, насчитывающей около 3 миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры. В нее входит живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки.
За целый день осмотреть все экспозиции музея можно только очень беглым шагом. Рекомендуем разбить визит в Эрмитаж на 2 дня, а если приехали в Петербург на несколько дней, то продолжить изучение музея в следующий визит.
Делимся полезной информацией, чтобы посещение Эрмитажа прошло максимально просто и интересно.
Не пропустите:
Режим работы
Музей открыт для посетителей:
- вторник, четверг, суббота, воскресенье: 10.30 – 18.00 (кассы работают до 17.00)
- среда, пятница: 10.30 – 21.00 (кассы работают ДО 20.00)
Музей закрыт: по понедельникам, 1 января, 9 мая
Когда вход в Эрмитаж бесплатный
Бесплатное посещение для всех категорий посетителей: третий четверг каждого месяца, 8 марта, 18 мая и 7 декабря.
В Эрмитаж на вход всегда есть очередь. В музей запускают партиями. В обычные дни очередь где-то на час-полтора. Но в дни бесплатного посещения очередь на вход может стоять от Александровской колонны в центре Дворцовой площади. Если хотите сэкономить на билете, приходите пораньше и будьте готовы простоять 3 часа.
Обычная очередь в дни бесплатного посещения (после ворот, во дворе, стоят еще столько же). Фото paperpaper.ru
Стоимость билетов
Билет дает право на однократное посещение музея в один день. Нельзя выйти из музея, погулять по городу и вернуться обратно.
Есть несколько типов билетов, ознакомьтесь с ними, чтобы не растеряться возле кассы.
- 400 рублей – комплексный входной билет для граждан Российской Федерации и Республики Беларусь.
Скорее всего, если вы не иностранец, вам нужен этот билет. Включает в себя посещение Главного музейного комплекса, а также Главного штаба и Зимнего дворца Петра I. Но еще раз хотим предупредить, что за один день посмотреть все нереально. Мало кто доходит до выставок в Главном штабе и наша редакция не знает никого, кто был в один день в трех местах сразу.
- 300 рублей – входной билет в один из обособленных объектов Эрмитажа: Главный штаб, Зимний дворец Петра I, Дворец Меньшикова, Музей Императорского фарфорового завода.
Вот это тот случай, когда в Главном музейном комплексе уже побывали и хотите сходить в Главный штаб.
При покупке билетов необходимо предъявить паспорт. Это обязательно, потому что для граждан других государств, стоимость билетов уже выше.
- 800 рублей – комплексный входной билет для всех, кроме граждан РФ и Республики Беларусь.
- Бесплатные билеты – пенсионеры (только граждане России), дети дошкольного и школьного возраста (вне зависимости от гражданства), студенты (вне зависимости от гражданства), аспиранты, курсанты, инвалиды I и II гр.
Чтобы пройти бесплатно в музей, все равно необходимо стоять в очереди на вход, а затем в очереди в кассу. В кассе при предъявлении документа, дающего право на льготу, вам выдадут бесплатный билет.
Где покупать билеты в Эрмитаж
Билеты в Эрмитаж можно купить: в кассе, в электронном киоске, онлайн.
Билеты в кассе Эрмитажа
Временно не продаются! Только электронный онлайн билет!
Отстояв очередь и зайдя в здание музея, вы сразу оказываетесь перед еще одной очередью – в кассу. Не бойтесь, она движется очень быстро. Потратите минут 10-30, не больше. К оплате принимают карты и наличные.
Билеты в электронном киоске
Временно не продаются! Только электронный онлайн билет!
Во дворе Эрмитажа, там где стоят очереди есть несколько киосков в которых можно самостоятельно купить билет, но только за полную стоимость. Поэтому там покупают только пара иностранцев, которые потом все равно встают в очередь в музей.
Электронные билеты и вход без очереди
Количество билетов в день строго ограничено. Подробнее – в новых правилах.
Для визита в музей билеты необходимо приобрести онлайн и только на определенные сеансы и маршруты. Это сделано для того, чтобы распределить потоки людей. На каждый сеанс допускается не более 120 человек. То есть попасть в музей смогут не все желающие.
Билет действителен для прохода только в указанный день и сеанс. Печать билеты не обязательно, достаточно показать на экране смартфона.
Продажа билетов осуществляется только на ближайшие 2 недели, так как правила могут меняться в зависимости от эпидемиологической ситуации.
Еще раз подчеркнем – билеты в кассе не продаются, надо приходить с купленным заранее онлайн билетом. В Главный корпус на ближайшую неделю может быть все раскуплено.
В Главный штаб обычно бывают билеты даже на завтра-послезавтра. Если не смогли купить через сайт музея, можно приобрести через проверенный сервис Спутник8.
У них будет с небольшой комиссией (точно дешевле бутерброда в Эрмитаже).
Где вход в Эрмитаж
Если купили электронный билет, который дает право на вход без очереди, то вам в отдельный вход – через Шуваловский проезд (с Миллионной улицы или с Дворцовой набережной – между зданиями Малого Эрмитажа и Нового Эрмитажа).
Для всех остальных: напротив Александровской колонны находятся ворота, через которые попадаем в Большой двор Зимнего дворца. Стоят две очереди. Можете становиться туда, где больше нравится.
Для тех, кто хочет посмотреть экспозиции, расположенные в Главном штабе, необходимо выйти из Большого двора и пройти в противоположном направлении. Если стоять лицом к арке Главного штаба, то в 100 метрах слева будет практически неприметный вход в музей.
Как посмотреть Эрмитаж
После покупки билета, можете оставить личные вещи в гардеробе. Верхнюю одежду обязательно. Не поверите, но там скорее всего тоже будет очередь. Есть камеры автоматические камеры хранения, их мало и они всегда заняты. После этого билетный контроль. Жидкости проносить нельзя.
После контроля можете взять аудиогид и схему Эрмитажа. Схема бесплатная, а аудиогид стоит 350 рублей на русском языке и 500 на иностранном. Залог 2000 рублей или документ (кроме паспорта!).
Схему возьмите обязательно! Иначе будет не понятно куда идти. В каждом зале есть свои смотрители. Они следят за порядком и помогают сориентироваться в музее. Это не гиды или экскурсоводы. Смотрители могут только подсказать – как пройти в зал с фламандцами или где находятся часы “Павлин”.
Можете скачать официальный аудиогид для смартфона от Эрмитажа. Правда там только несколько экскурсий по залам бесплатные, остальные необходимо купить.
Лучший вариант для первого раза в компании с искусствоведом. Гарантируем – будет о чем рассказать родственникам и друзьям.
По Эрмитажу можно ходить очень долго. Чтобы посмотреть все экспонаты, которые есть в коллекции Эрмитажа, уделяя каждому не больше 1 минуты, понадобится 8 лет. Но вы рассчитывайте на 3-5 часов. И весь день ходить тяжело. Делайте небольшие перерывы – на первом этаже, недалеко от Иорданской лестницы, есть кафе.
Главный музей Эрмитажа ‒ это совокупность пяти зданий, построенных в разное время разными зодчими для разных целей, и соединенных последовательно между собой.
В Эрмитаже 305 залов, но их число может меняться в зависимости от временных выставок. Если ограничены по времени, вот вам самые красивые залы и жемчужины Эрмитажа:
1. Иорданская лестница.
Именно отсюда начнется знакомство с Эрмитажем.
2. Лоджии Рафаэля.
Лоджии представляют собой отдельную галерею, состоящую из 13 корпусов. Источником вдохновения этого места послужили ватиканские росписи, с которых были скопированы фрески. Каждый уголок лоджии, включая колонны и потолки, расписан картинами с библейскими мотивами. Вся композиция включает в себя 52 полотна, посвященных Ветхому Завету, и 4 – Новому.
3. Гербовый зал Зимнего дворца.
Один из самых роскошных залов.
4. Александровский зал.
Просторный зал, сочетающий элементы готики и неоклассицизма.
5. Малахитовая гостиная.
Из-за отделки интерьеров драгоценными камнями – это самое ценное помещение в корпусе.
6. Золотая гостиная Марии Александровны.
Парадная комната императрицы Марии Александровны. Атмосфера полностью соответствует названию – все блистает.
7. Концертный зал.
8. Белый зал.
9. Залы Древнего Египта.
Скульптуры, саркофаги, мумии, тексты из Книги мертвых, древние амулеты, статуя Аменемхета Третьего, скульптура богини Сехмет. Пропустить нельзя.
10. Залы Древнего Рима и Древней Греции.
Культура античности в огромном количестве помещений.
11. Павильонный зал.
Самый драгоценный экспонат этого зала – механические часы “Павлин”.
12. Зал Леонардо Да Винчи.
13. Нидерландская живопись.
14. Зал Рембрандта.
Мимо этого зала вы не сможете пройти. Возле картины “Блудный сын” всегда стоит огромнейшая толпа, не меньше, чем перед Джокондой в Лувре.
Кстати, Эрмитаж обладает второй коллекцией полотен Рембрандта. Соперничает с ним только Рейксмузеум в Амстердаме.
Эрмитаж: режим работы 2022 и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт
Эрмитаж расположен в самом центре Санкт-Петербурга, на Дворцовой площади. Ближайшая станция метро — «Адмиралтейская».
Также можно дойти от станций «Невский проспект» / «Гостиный Двор».
Вход в музей с Дворцовой площади.
Адрес
Санкт-Петербург, Дворцовая площадь, 2
Режим работы Эрмитажа в 2022 году
Музей открыт для посетителей, но с многочисленными ограничениями:
- Сеансы начинаются каждые полчаса. По средам, пятницам и субботам с 11:00 до 18:00. По вторникам, четвергам и воскресеньям с 11:00 до 16:00 (указано время начала сеансов). Рекомендуется прибывать ко входу за 15 минут до начала.
- Понедельник — выходной день.
- Максимальное время пребывания 2 часа. Сразу весь музей посмотреть не получится. Можно двигаться только по трём разработанным маршрутам: два непосредственно по Эрмитажу, третий — по выставочным залам в здании Главного штаба где находится коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.
- Маршрут №1 (вход в сторону Иорданской лестницы) Этот маршрут наиболее близок к традиционному, по которому ведут большинство туристов. Его можно рекомендовать тем кто первый раз в Эрмитаже. Начинается он с роскошной Иорданской лестницы и череды Парадных залов. Посетители смогут увидеть главные сокровища Эрмитажа — коллекции западноевропейского искусства. Схема →
- Маршрут №2 (вход в сторону Церковной лестницы) Этот маршрут больше подойдет тем, кто уже был в Эрмитаже. Он начинается с не менее роскошных залов, которые зачастую пропускают туристы: Личная гостиная Марии Александровны, Будуар Марии Александровны и Малая столовая Николая II (в которой происходили драматические события 1917 года). Схема →
- Маршрут по Главному Штабу — коллекция импрессионистов и постимпрессионистов.
- Для большинства посетителей, конечно, будут интересны маршруты №1 и №2. Первый вариант раскупают наиболее быстро. Если Вам достался билет только на второй маршрут — не расстраивайтесь. Просто парадные залы будут в конце этого маршрута. Постарайтесь побыстрее пройти первую часть, чтобы больше времени уделить наиболее ценным экспонатам.
- Обратите внимание, что двигаться можно только в одну сторону (за этим следят охранники). Местами маршрут «раздваивается». Залы где есть возможность выбора выделены на схеме прямоугольниками с жирной чёрной обводкой. Из-за этого за один визит можно посмотреть только часть шедевров. Например, во втором маршруте можно увидеть либо произведения Леонардо да Винчи, либо Тициана
- Билеты раскупают быстро. Если Вы хотите гарантированно посетить Эрмитаж, рекомендуем покупать билеты заранее
- Временно отменены бесплатные билеты для школьников, студентов и пенсионеров
- Билеты продаются только на официальном сайте tickets.hermitagemuseum.org. Продажа билетов в кассах временно приостановлена.
- Во время визита необходимо носить маску, соблюдать дистанцию 1,5 метра
Стоимость билетов в Эрмитаж в 2022 году
- Для взрослых — 500 рублей
- С 2021 года льготные билеты называются «по специальному предложению». Данными билетами могут воспользоваться: дети от 14 до 18 лет, студенты (любого гражданства), пенсионеры России, Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии. Стоимость билета по специальному предложению 300 рублей.Купить такой билет можно на официальном сайте, при оформлении необходимо ввести данные документа дающего право на льготу (пенсионного удостоверения, студенческого билета и т.д.)
- Для детей до 14 лет — бесплатно (необходимо оформить билет в кассе)
Телефон
Телефон: +7 (812) 710-90-79, +7 (812) 710-96-25
Официальный сайт Эрмитажа
www.hermitagemuseum.org
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Госуда́рственный Эрмита́ж — один из крупнейших и самых значительных художественных и культурно-исторических музеев России и мира. Находится в Санкт-Петербурге.
Свою историю музей начинает с коллекций произведений искусства, которые приобретала в частном порядке российская императрица Екатерина II. Первоначально эта коллекция размещалась в специальном дворцовом флигеле — Малом Эрмитаже (от фр.
ermitage — место уединения, келья, приют отшельника, затворничество), откуда и закрепилось общее название будущего музея. В 1852 году из сильно разросшейся коллекции был сформирован и открыт для посещения публики Императорский Эрмитаж.
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой сложный музейный комплекс. Основная экспозиционная часть музея занимает пять зданий, расположенных вдоль набережной реки Невы в центре Санкт-Петербурга, главным из которых принято считать Зимний дворец.
На сегодняшний день коллекция музея насчитывает около трёх миллионов произведений искусства и памятников мировой культуры, начиная с каменного века и до нашего столетия.
История
Эрмитаж возник в 1764 году как частное собрание Екатерины II, после того как ей были переданы из Берлина 317 ценных картин (принято считать, что их было лишь 225) общей стоимостью в 183 тысячи талеров из частной коллекции живописи Йоханна Эрнста Гоцковского (Johann Ernst Gotzkowsky, 1710—1775) в счёт его долга князю Владимиру Сергеевичу Долгорукову. Среди них были полотна таких мастеров, как Дирк ван Бабюрен, Хендрик ван Бален, Рембрандт ван Рейн, Питер Пауль Рубенс, Якоб Йорданс, Антонис ван Дейк, Хендрик Гольциус, Франс Хальс, Ян Стен, Геррит ван Хонтхорст и другие произведения, в основном голландско-фламандской школы первой половины XVII века. Из 225 картин, переданных в Россию в 1764 году, сегодня в Эрмитаже сохранились по меньшей мере 96 полотен. Поначалу большинство картин размещалось в уединённых апартаментах дворца (ныне Малый Эрмитаж). Впоследствии апартаменты получили название «Эрмитаж».
В 1769 году в Дрездене была приобретена богатая коллекция саксонского министра графа Брюля для Эрмитажа, насчитывавшая около 600 картин, в том числе пейзаж Тициана «Бегство в Египет», виды Дрездена и Пирны кисти Беллотто и пр.
Важнейшую роль для Эрмитажа сыграла покупка Екатериной в Париже коллекции живописи барона Кроза в 1772 году. Это собрание во многом предопределило «лицо» картинной галереи.
Преобладали картины итальянских, французских, фламандских и голландских мастеров XVI—XVIII века.
В их числе — «Святое Семейство» Рафаэля, «Юдифь» Джорджоне, «Даная» Тициана, картины Рембрандта, произведения Рубенса, Ван Дейка, Пуссена, пейзажи Клода Лоррена и работы Ватто.
Коллекция живописи британского премьер-министра Уолпола, приобретенная в 1779 году, добавила ряд шедевров Рембрандта (среди них «Жертвоприношение Авраама» и «Немилость Амана») и группу портретов кисти Ван Дейка. Импульсом к развитию графического собрания послужило приобретение более 5 тысяч рисунков из коллекции Кобенцля в Брюсселе в 1768 году, в которой находился «Портрет неизвестного» работы Жана Фуке.
Ещё одним значительным приобретением стала коллекция английского банкира Лайд-Брауна, включавшая античные статуи и бюсты, в том числе скульптуру Микеланджело «Скорчившийся мальчик».
Из-за недостатка первоначального помещения архитектором Фельтеном в 1771—1787 годах строится здание Большого Эрмитажа.
В Париже была куплена коллекция резных камней герцога Орлеанского. Кроме того, Екатерина заказывала работы Шардену, Гудону, Рентгену и другим мастерам. Ею же были приобретены библиотеки Вольтера и Дидро. В посмертной описи имущества Екатерины 1796 г перечисляются 3996 картин.
Эрмитаж в первой половине XIX века
В правление Александра I и Николая I закупаются уже не только коллекции, но и отдельные произведения художников, чьи работы отсутствовали в Эрмитаже. В Риме на распродаже коллекции Джустиниани через Виван-Денона были приобретены «Лютнист» Караваджо и картина Боттичелли «Поклонение волхвов» (ныне в Вашингтоне).
В 1819 году была куплена «Мадонна в пейзаже», приписываемая кисти Джорджоне. Жозефина Богарне подарила Александру I камею Гонзага, а после её смерти была приобретена и вся галерея дворца Мальмезон, происходившая в основном из Касселя.
Ещё одной вехой для музея стало приобретение собрания испанской живописи Кузвельта (1814).
Николай I, реализовавший идею превращения Эрмитажа в публичный музей, внёс существенный вклад в пополнение картинной галереи Эрмитажа (хотя при советской власти важнейшие из купленных им полотен были проданы в США).
На второй распродаже коллекции Кузвельта был куплен шедевр Рафаэля «Мадонна Альба» и «Три Марии у склепа Христа» Аннибале Карраччи. В 1845 г по завещанию Татищева к собранию приобщились диптих Робера Кампена «Троица. Богоматерь у камина», ранний диптих ван Эйка «Распятие.
Страшный Суд» и другие работы старых мастеров. Примерно тогда же на аукционе коллекции короля Нидерландов Виллема II были приобретены «Благовещение» ван Эйка, «Пьета» Себастьяно дель Пьомбо и «Снятие с креста» Госсарта.
В Венеции купили работы мастеров итальянского Ренессанса, в том числе шедевры Тициана (например, «Несение креста») и Пальмы Веккьо.
Хранители коллекций в XIX и XX веках
Огромный вклад в изучение и каталогизацию коллекции картинной галереи Императорского Эрмитажа, проработав хранителем картин и рисунков, а затем и старшим хранителем Эрмитажа в общей сложности 22 года, внёс Андрей Иванович Сомов. Считается, что он положил начало нового этапа в истории русского искусствознания второй половины ХIХ-начала ХХ веков.
Открытие музея
До середины XIX века Эрмитаж полностью соответствовал своему названию (фр. Ermitage — уединенное место, приют отшельника), поскольку посещать музей могли лишь избранные. Так, А. С. Пушкин смог получить пропуск только благодаря рекомендации В. Жуковского, служившего наставником у сына императора.
Эрмитаж был открыт для публики при императоре Николае I в 1852 году в специально построенном для этой цели здании Нового Эрмитажа.
Тогда он насчитывал богатейшие коллекции памятников древневосточной, древнеегипетской, античной и средневековой культур, искусства Западной и Восточной Европы, археологических и художественных памятников Азии, русской культуры VIII—XIX веков. К 1880 г. посещаемость музея достигла 50 000 человек в год.
В XIX веке в Эрмитаж начинают систематически поступать произведения русских живописцев, чему во второй половине столетия способствовала деятельность великого искусствоведа и учёного Андрея Ивановча Сомова, титаническим трудом которого были исследованы и каталогизированы произведения живописи и рисунков проведена работа по пополнению фондов благодаря дарению и закупки у отечественных коллекционеров и некоторых музеев. Результатом работы Сомова А. И. стал изданный им «Каталог Картинной галереи Эрмитажа» итальянской и испанской живописи. Приказом по Министерству Императорского Двора он был назначен старшим хранителем по отделу картин, рисунков и гравюр Императорского Эрмитажа. В 1895 году часть произведений русских художников были переданы Русскому музею. В музей передаются материалы археологических раскопок, значительно обогатившие его отдел. К началу XX века в музее хранилось уже множество (тысячи) полотен, затем в его коллекции появились и новые произведения искусства. Таким образом Эрмитаж стал центром русского искусствознания и пришла новая эра в жизни Эрмитажа.
В то же время с возникновением научного подхода к искусствоведению немало картин, которые приобретались императорами за огромные деньги как работы Рафаэля или Леонардо да Винчи, были переатрибутированы как работы их учеников. Не всегда удачно сказывалась на состоянии произведений принятая в музее практика перевода картин с досок на холсты, требовавшая обнажения красочного слоя.
Эрмитаж после революции
После падения императорской власти Эрмитаж претерпел существенные преобразования. Музей значительно обогатился за счет национализированных частных коллекций и собрания Академии художеств.
Поступили в числе прочего работы Боттичелли, Андреа дель Сарто, Корреджо, ван Дейка, Рембрандта, Кановы, Энгра, Делакруа.
Из основного собрания Зимнего дворца музей получил множество предметов интерьера, а также преподнесённые Надир-Шахом сокровища Великих Моголов.
В результате закрытия Музея нового западного искусства в 1948 г. и очередного перераспределения культурного наследия между музеями Ленинграда и Москвы в Эрмитаж влились части московских собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова.
Если до революции в музее были представлены только работы старых мастеров, исполненные не позднее XVIII века, то теперь хронологические рамки коллекции значительно расширились благодаря работам импрессионистов, Сезанна, Ван Гога, Матисса, Пикассо и других художников новых направлений.
Вместе с тем, имели место и тяжёлые потери. Императорская рентерия (или Бриллиантовая комната) Зимнего Дворца была переведена в московский Кремль, послужив основой для Алмазного Фонда. Часть собрания живописи старых мастеров (в том числе некоторые работы Тициана, Кранаха, Веронезе, Рубенса, Рембрандта, Пуссена) была передана в московский Музей изобразительных искусств.
Непоправимый урон собранию нанесли распродажи в 1929-34 годах, в результате которых 48 шедевров навсегда покинули Россию. Эрмитаж лишился единственного произведения Ван Эйка, лучших вещей Рафаэля, Боттичелли, Хальса и ряда других старых мастеров.
Во время Великой Отечественной войны основная часть собрания Эрмитажа (более двух миллионов единиц) была эвакуирована на Урал. Подвалы зданий Эрмитажа превратились в бомбоубежища, и как музей он не работал.
Однако сотрудники Эрмитажа продолжали вести научную работу и даже устраивать лекции по искусствоведению. Ещё до окончания войны в залах музея начались восстановительные работы, а вскоре после победы в Ленинград вернулись все эвакуированные культурные ценности, и Эрмитаж был снова открыт для посетителей.
Ни один экспонат не был утерян за время войны, и лишь небольшую их часть потребовалось реставрировать.
По окончании войны в Эрмитаж поступило трофейное искусство из музеев Берлина, включая Пергамский алтарь и ряд экспонатов Египетского музея. В 1954 г.
была организована постоянная выставка этих поступлений, после чего советское правительство по просьбе правительства ГДР согласилось вернуть их в Берлин, что и было осуществлено в 1958 г.
В начале 1957 года открылся для посетителей третий этаж Зимнего дворца, где были выставлены произведения из Музея нового западного искусства.
Постсоветский период
Сразу после падения «железного занавеса» Эрмитаж первым из российских музеев объявил о том, что в его запасниках хранятся «трофейные» произведения импрессионистов и неоимпрессионистов, которые с момента окончания войны считались утраченными.
Среди них — ранее не представленные в Петербурге своими живописными работами Домье, Мане, Сёра и Тулуз-Лотрек. Впоследствии эти картины (включая такие значительные произведения, как «Белый дом ночью» Ван Гога и «Площадь Согласия» Э.
Дега) пополнили постоянную экспозицию музея.
В постсоветское время Эрмитаж стал предпринимать усилия по заполнению лакун в собрании искусства XX века.
С помощью эндаумент-фонда в конце 1990-х годов были приобретены работы Утрилло, Руо, Сутина и других авторов, прежде не представленных в музеях России. Был организован Международный фонд друзей Эрмитажа.
В 2002 году экспозиция пополнилась одной из версий «Чёрного квадрата» Малевича. В 2006 году заработал Проект Эрмитаж 20/21, направленный на показ и приобретение современного искусства.
В июле 2006 году обнаружились пропажи 221 небольшого экспоната (ювелирные изделия, православные иконы, столовое серебро, эмалированная посуда и т. д.). О краже заявил директор Эрмитажа на специально созванной пресс-конференции.
В хищении заподозрили одну из сотрудниц музея, которая незадолго до этого скончалась от сердечного приступа. Как показало следствие, в хищении принимали участие она и её родственники.
В 2006—2007 годах часть похищенных вещей удалось вернуть.
Коллекция музея
Экспозиция музея показывает развитие мирового искусства с каменного века до конца XX столетия. Большое значение имеет собрание первобытного искусства и археологических культур с территории бывшего СССР, особенно богатейшая в мире коллекция т. н.
скифского золота, уникальные находки из курганов Пазырыка, памятники других культур Великой Степи. Представлены так называемые «палеолитические Венеры» из села Костенки, многочисленные образцы керамики, бронзовое литье, каменные плиты с петроглифами.
Картинная галерея «старых мастеров» отражает академические вкусы собирателей — российских императоров. В годы формирования собрания особенно ценились флорентийцы Высокого Возрождения, болонская школа, «малые голландцы», круг Рубенса и Тьеполо, французские классицизм и рококо.
Итальянские и старонидерландские «примитивы», испанская и английская школы живописи при этом оказывались на периферии.
С этим связана известная неполнота коллекции — отсутствие в ней произведений таких великих, центральных для развития живописи мастеров, как Дуччо, Джотто, Мазаччо, Пьеро делла Франческа, Мантенья, Беллини, Ван Эйк, Мемлинг, Босх, Грюневальд, Дюрер, Гольбейн, Брейгель, Вермеер.
Среди жемчужин собрания старой европейской живописи — татищевский диптих Робера Кампена, «Мадонна Бенуа» Леонардо да Винчи, «Юдифь» Джорджоне, «Женский портрет» Корреджо, «Св.
Себастьян» Тициана, «Лютнист» Караваджо, «Возвращение блудного сына» Рембрандта, «Дама в голубом» Гейнсборо.
Музей обладает богатыми собраниями картин Рубенса, Рембрандта, ван Дейка, Пуссена, Тициана, Веронезе, Клода Лоррена и др.
Служба волонтеров
В Государственном Эрмитаже существует Служба волонтёров, которая объединяет людей самых разных профессий в их стремлении помочь музею.
Деятельность Службы прежде всего направлена на помощь отделам музея и реализацию собственных проектов, посвящённых воспитанию чувства ответственности за сохранение культурного наследия.
В сотрудничестве с научными отделами Государственного Эрмитажа, а также Школьным и Молодёжным центрами Службой волонтеров разрабатываются и проводятся тематические игры и конкурсы для детей и юношества.
Представительства в других городах
В XXI веке музей стал открывать представительства за рубежом. Сперва в 2000 году в лондонском Сомерсет-Хаусе открылись «Эрмитажные комнаты», затем в 2001 году в Лас-Вегасе в музее Соломона Гуггенхайма. Однако оба были закрыты в 2007 и 2008 годах, соответственно.
Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей.
С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Св. Марка в здании Старых Прокураций.
Эрмитаж Амстердам (нидерл. Hermitage Amsterdam) или Эрмитаж на Амстеле (нидерл. Hermitage aan de Amstel) — выставочный центр Эрмитажа на реке Амстел в Амстердаме.
Возник в феврале 2004 года в виде небольшого музея в пристройке, выходящей на канал Ниуве-Херенграхт, но в результате проведённой с марта 2007 года по июнь 2009 года реконструкция всего здания Амстелхоф под нужды музея, экспозиционные площади достигли 4000 м².
Музей был полностью реконструирован и официально открыт 19 июня 2009 года королевой Беатрикс и президентом России Дмитрием Медведевым. С 20 июня музей открыт для общественности.
Деньги на реконструкцию Амстелхофа (39,5 миллионов евро) выделили правительство Нидерландов, мэрия Амстердама, правительство провинции Северная Голландия и фонд «Giro Loterij».
Омск
Запланировано открытие Центра «Эрмитаж-Сибирь» в Омске к 2016 году в честь 300-летнего юбилея города. В здании, которое до революции принадлежало страховому обществу «Саламандра» и является памятником архитектуры по адресу Музейная улица, дом 4.
Казань
Открытие первого в России выставочного центра музея было приурочено к 1000-летию Казани и состоялось 28 августа 2005 года. Директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский прочел публичную лекцию на церемонии открытия и представил первую выставку: «Золотая Орда. История и культура».
Центр «Эрмитаж-Казань» располагается в здании бывшего юнкерского училища на территории Казанского кремля. Новый музейный центр занимает около тысячи квадратных метров площади, включая выставочные и служебные площади.
Выборг
В июне 2010 года в модернистском здании бывшего художественного музея города Виипури открылся Центр » Эрмитаж — Выборг». Здесь ежегодно проходят 2-3 выставки произведений из собрания Государственного Эрмитажа. Первая выставка была посвящена правлению Екатерины II.