Восточный построен всего лишь за год. Он входит в состав крупного транспортно-пересадочного узла (ТПУ) «Черкизово», объединяющего станцию «Черкизовская» Сокольнической линии метро, станцию Локомотив МЦК и наземный городской транспорт.
Сюда переведены 24 пары поездов дальнего следования с Курского вокзала:
- поезда «Ласточка» и «Стриж», следующие по маршрутам Москва – Нижний Новгород и Москва – Иваново;
- транзитные поезда, следующие из Санкт-Петербурга и Мурманска в Адлер, Анапу, Белгород, Владикавказ, Волгоград, Ейск, Кисловодск, Махачкалу, Новороссийск, Челябинск и другие города России.
Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «РЖД» Олег Белозёров поздравили москвичей со значимым событием в истории развития транспортной системы города.
Цитата
«В Москве впервые за 100 лет открывается полноценный новый вокзал, который объединяет Курское направление железной дороги, станции метро и МЦК, создавая здесь крупный пересадочный узел», –
Общая площадь вокзального комплекса составляет 9,6 тыс. кв. метров, включая пассажирский терминал и две новые платформы – островную и береговую. Для защиты пассажиров от дождя, снега и солнца предусмотрены навесы. Интерьеры выполнены в светлых тонах с большим количеством открытых пространств и естественного освещения.
У вокзала два выхода – в сторону станции метро «Черкизовская» и стадиона «РЖД Арена» и в сторону Щёлковского шоссе.
Совершить пересадку на метро и МЦК пассажиры смогут за считанные минуты по новому надземному пешеходному переходу.
Естественная вентиляция, остекление с противосолнечным покрытием и инфракрасные излучатели с целью предотвращения образования наледи сделают пересадку комфортной в любую погоду.
На территории вокзала работает Wi-Fi. В зале ожидания на 200 мест есть:
- USB-зарядки;
- автоматические камеры хранения;
- бизнес-зал и фуд-корт;
- комнаты матери и ребенка и др.
Благодаря безбарьерной среде, четырем эскалаторам и трем лифтам маломобильным пассажирам будет комфортно передвигаться по вокзалу.
Новый вокзал полноценно включен в городскую транспортную инфраструктуру. За счет его расположения пассажиры смогут экономить на поездках около 40 минут. Благодаря пересадке на МЦК Восточный станет максимально удобной точкой прибытия для транзитных пассажиров, следующих в московские аэропорты.
К примеру, поездка до станции Окружная для пересадки на аэроэкспресс в Шереметьево займет 18 минут, до станции Верхние Котлы для пересадки на аэроэкспресс в Домодедово – 29 минут.
Поездка до станции Андроновка для пересадки на электричку в аэропорт Жуковский – всего 12 минут.
После запуска МЦД-4 «Киевско-Горьковский» пассажиры смогут сделать с МЦК пересадку и на аэроэкспрессы, следующие во Внуково.
Если же пассажирам нужно в центр города, то от станции «Черкизовская» до «Комсомольской» можно добраться всего за 10 минут, а до «Охотного Ряда» – за 17 минут. Кроме того, с 29 мая у Восточного начал останавливаться автобус № 171 «Камчатская ул. – Электрозаводский мост», предназначенный для подвоза к нему жителей района Гольяново.
Цитата
«Также возле нового вокзала организован съезд с Северо-Восточной хорды и подъездной путь через Окружной проезд, так что добраться к нему будет удобно и на автомобиле, и на такси», –
К октябрю 2021 года появится удобный проход к зданию вокзала со стороны улицы Амурская.
Это сократит путь до метро и МЦК почти в три раза для десятков тысяч жителей района Гольяново, включая жильцов строящихся ЖК «Level Амурская» и «Амурский парк».
Также будет обустроена перехватывающая парковка на 311 мест и паркинг для каршеринга на 46 мест, появятся зоны такси и kiss&ride («поцелуй и поезжай») для быстрой высадки пассажиров личного транспорта.
Ожидается, что после открытия Восточного пассажиропоток ТПУ «Черкизово» вырастет до 75 тыс. человек в сутки, включая 24,5 тыс. пассажиров поездов дальнего следования.
ВОПРОСЫ #3
Транспортно-пересадочные узлы: что это и зачем они нужны городу?
Перевод части поездов дальнего следования с Курского на Восточный вокзал позволит увеличить пропускную способность участка Москва-Каланчёвская – Москва-Пассажирская-Курская, которая на сегодняшний день почти исчерпана.
Курский вокзал разгрузится на 35%. Будет реализован крупнейший проект модернизации железнодорожной инфраструктуры на участке Каланчёвская – Курская для сокращения интервала движения поездов второго маршрута Московских центральных диаметров (МЦД-2) и запуска МЦД-4.
ВОПРОСЫ #5
Московские центральные диаметры: «наземное» метро
Кроме того, станции метро «Курская» Кольцевой и Арбатско-Покровской линий, а также «Чкаловская» Люблинско-Дмитровской линии разгрузятся на 25 тыс. пассажиров в сутки.
Для пропуска поездов дальнего следования будет использован третий главный путь МЦК, съезды на который были специально подготовлены и электрифицированы. Это нововведение не повлияет на пассажирские перевозки по Центральному кольцу.
ВОПРОСЫ #6
Московское центральное кольцо
- Открытие нового вокзала Восточный
- Развитие железных дорог
- Строительство эстакады СВХ в районе станции МЦК Окружная
История появления Разъезжей улицы в Петербурге
На карте Петербурга Разъезжая улица появилась 20 августа 1736 г., с этого момента официально началась ее история в прекрасном городе на Неве. Разъезжая также является одной из старейших улиц города. Соответствующие название она получила, т.к. была местом, с которого извозчики разъезжались по разным направлениям.
Располагается улица в центре Санкт-Петербурга. Проходит от Загородного (Пять углов) до Лиговского проспекта и является продолжением улицы Ломоносова. Общая протяженность на сегодняшний день составляет — 890 метров.
«Сitywalls» 1924 год ресторан «Слон» (Пять углов)
«Сitywalls» Александро-Свирское подворье в СПб. Угол Разъезжей и Боровой улиц1891 –1917 г.
«Сitywalls» «Эвакуируемые ленинградцы везут свои вещи на Финляндский вокзал» (на самом деле, вероятно, на Московский вокзал) 18 марта 1942 г.
В 1736 году Разъезжая улица связывала Большую Загородную дорогу с Московско-Ямской слободой, расположенной неподалеку от Литовского канала. С 1784 по 1835 год в состав улицы включался участок современной улицы Ломоносова от набережной реки Фонтанки до Загородного проспекта.
Эта улица была одной из тех, которые успели «примерить» различные наименования, всего их было три: изначально (и современное) — Разъезжая, как упоминалось выше, с 1798 года — улица Старые Пеньки, названы по району, находившемуся на месте вырубленного бора, далее с 1800 по 1802 год — улица Большие Пеньки.
Разъезжая улица, д. 26-28. Вид дома Залемана в день катастрофы 10 июля 1909 годаВ доме произошло обрушение строительных конструкций. Источник:»Петербургский листок» №29 1909 года(Илл. прибавление).
«Сitywalls» Ямской рынок 1954 г.
«Сitywalls» Базар на Ямском рынке на Страстной неделе
С данной улицы был поворот и на не менее известную Боровую улицу, в то время — Новгородская дорога. По всей видимости, в связи с этим в конце лета 1739 года и улица и была названа Разъезжей. Стоит отметить. что в XVIII веке близ нынешнего Лиговского проспекта находились слободки ямщиков.
Тогда местность вокруг была болотистая и лесистая. Однако, во время активной застройки жилых и производственных зданий, лес постепенно вырубался. Отсюда и взялись два последующих названия (горожане часто называли «Улица больших пеньков», а в округе появились улицы Грязная, Боровая и целых пять улиц Болотных).
«Сitywalls» Вид дома 1 по Разъезжей ул. Фото 1900 г.
«Сitywalls» Угол Лиговского проспекта и Разъезжей улицы 1942 г.,
«Сitywalls» Разъезжая ул., 2. 1987 г.
Выстраивать дома здесь имели право только офицеры стоящих тут полков. Вскоре возникли улицы Московские — Большая и Малая, поначалу называвшиеся просто Офицерскими. Постепенно среди военных, живущих тут, появились и гражданские.
Застройщики были обязаны соблюдать особый порядок высадки деревьев. Улица Разъезжая с момента появления была насыщенна «зелеными зонами», каждый деревянный дом был окружен садом. Вся эта красота стала исчезать во второй половине 19 века, во время еще более плотной застройки территории.
«Сitywalls» Фрагмент фасада с вывесками магазина М. А. Смирнова. 1918-1919 гг.
«Сitywalls» Транспортировка газгольдера на углу Лиговской и Разъезжей улиц1943 г.
«Сitywalls» Марата ул., 53/Разъезжая ул., 27/Боровая ул., 2
Первые каменные дома на улице появились в 1836 г. (дом №7). Здесь в 1903 г. жил писатель А. Куприн, его квартира была на 3 этаже, а на 2 — издательство журнала «Мир Божий», где он печатался. В 1864 г.
для купца Тихонова по проекту арх. Макарова М.А. был построен каменный дом (№5). В 1906 г. в нем разместилось Коммерческое училище, преобразованное после революции в Трудовую школу. В 1965 г.
оно перешло институту «Госрадиопроект».
Достаточно большое количество доходных домов распологалось на этой улице. Также здесь находится знаменитый дом купцов Поспеевых под номером 32 (сейчас ул. Марата, 51) и не менее знаменитый Ямской рынок.
Выставка-реклама 1904 г. Магазин компании «Зингер».
«Сitywalls» Лиговский пр., 103-105/Разъезжая ул., 48х 2020.
«Сitywalls» Дом купцов Поспеевых Марата ул., 51/Разъезжая ул., 32
Инстаграм «Иной Петербург» — будь с нами:
https://instagram.com/anothersaintpetersburg/
Присоединяйтесь к нам в соцсетях:
Насладитесь материалами нашей новой рубрики «СТАРЫЙ ПИТЕР»
Поезд дальше не идет: 5 необычных вокзалов Москвы — Газета.Ru
Вагон-церковь, вокзал имени Ким Чен Ира, столетние часы, которые надо заводить вручную, и экспресс для богомольцев — «Газета.Ru» рассказывает о самых интересных и загадочных вокзалах столицы.
Ровно 100 лет назад 18 февраля 1918 года от Киевского вокзала отправился первый поезд. Первое здание этого вокзала открылось еще в 1899 году и выглядело, мягко говоря, непрезентабельно: низкая деревянная постройка длиной почти 100 метров не впечатлила москвичей, прозвавших вокзал «срубом».
В то время жители столицы любили пошутить, что провинциалы пожалели денег для Москвы: правление «Общества Киевско-Воронежской железной дороги», которое строило вокзал, находилось в Курске.
Вокзал предназначался в основном для грузовых перевозок и был началом железной дороги, которая соединяла Москву и Брянск.
В 1912 году к столетию Бородинского сражения было принято решение построить новое здание Брянского вокзала (Киевским он стал называться только в 1934 году). Строительство длилось с 1914 по 1918 год, и ему не помешали ни Первая мировая война, ни революция. Так он стал последним вокзалом, построенным в Российской империи.
Главным архитектором стал Иван Рерберг, который и после революции остался в стране и спроектировал здание Центрального телеграфа на Тверской улице.
Киевский вокзал стал первым транспортным узлом в Москве, где появились крытые дебаркадеры. Их спроектировал знаменитый инженер Владимир Шухов. На других московских вокзалах перроны были открытыми, а поезда часто оставались незакрытыми от осадков.
После строительства Киевского вокзала крытые дебаркадеры стали популярны не только в России, но и за рубежом.
В башне Киевского вокзала находятся механические часы — одни из двух оставшихся в Москве, которые надо заводить вручную. Вторые часы — это кремлевские куранты на Спасской башне. Киевские часы весят больше тонны, длина их минутной стрелки 1,7 метра.
Механизм часов уже очень старый, и каждое утро часовщик Киевского вокзала преодолевает 175 ступенек, чтобы проверить, все ли с ними в порядке, и смазать механизм (делать это надо раз в неделю).
За 100 лет работы часы на башне Киевского вокзала ни разу не остановились.
Вагонный участок центрального направления Московского филиала АО «ФПК», или Правительственный вокзал, называют самым секретным в России. Согласно справочникам, находится он в Индустриальном переулке, в полутора километрах от Комсомольской площади.
- close
- 100%
Железная колея к Правительственному вокзалу проходит всего в нескольких десятках метрах от жилых домов, но горожан это мало беспокоит, потому что на эту станцию поезда приезжают нечасто.
Вокзал был построен в 1974 году для того, чтобы принимать правительственные поезда, где едут высокопоставленные пассажиры, с Курского, Рижского, Белорусского, Ярославского и Ленинградского вокзалов.
До 1974 года спецпоезда отправлялись с обычных вокзалов, на это время пути приходилось перекрывать для простых смертных, что, естественно, доставляло существенные неудобства.
На территории вокзала есть зал ожидания в маленьком неприметном здании, всего один перрон и два пути. Зато в приписке вокзала есть не только спецвагоны, но и вагоны для перевозки золота, вагон-церковь и раритетные вагоны отечественного и зарубежного производства.
С 1993 года здесь хранится легендарный «Ориент-экспресс» — тот самый «Восточный экспресс», в котором, по версии Агаты Кристи, путешествовал Эркюль Пуаро, когда там произошло загадочное убийство.
К слову, на этом поезде в разное время ездила сама писательница, Елизавета II, Шарль де Голль и австрийский император Франц Иосиф.
Правительственный вокзал иногда называют «вокзалом Ким Чен Ира». В 2001 он прибыл на поезде на Ярославский вокзал. Сам лидер Северной Кореи сошел на Ярославском вокзале, а его бронированный спецпоезд отогнали на Правительственный.
Вокзал-кинозвезда
Самый тихий вокзал в Москве — Рижский. В день от него отправляется всего по два поезда дальнего следования: в Ригу и Великие Луки.
В начале 2000-х годов Рижский вокзал планировалось закрыть как один из невостребованных, а вот в 60-е годы прошлого века по столице ходили слухи, что правительство хочет закрыть все вокзалы в городе и построить на Рижской площади один супервокзал, который сможет принимать поезда со всего света.
- close
- 100%
В начале ХХ века на Рижском вокзале всегда было шумно и многолюдно, потому что от него отъезжали поезда к портам Балтийского моря. Тогда у него даже была собственная электростанция, а залы ожидания были крайне комфортабельными и светлыми.
Для сравнения: в то время Белорусский вокзал освещался лампадками.
Рижский вокзал очень любят киношники за его провинциальность. Дело в том, что, в отличие от других московских вокзалов, железнодорожные пути здесь расположены параллельно зданию вокзала.
Прибавьте к этому маленький пассажиропоток и сохранившиеся интерьеры в русском стиле с элементами русского зодчества допетровской Руси (кокошники, наличники), и получится старинный «немосковский» вокзал.
Так что маленькую нарядную Рижскую станцию можно увидеть во многих известных отечественных фильмах: «Семнадцать мгновений весны», «Баллада о солдате», «Вокзал для двоих», «Адмирал».
Сейчас от этого вокзала можно поехать на экскурсию на ретропоезде. За 15 минут он довозит туристов до станции «Красный Балтиец», где пассажиры могут посетить старейшее в Москве паровозное депо «Подмосковная». Экскурсия устраивается несколько раз в неделю.
Самый русский вокзал
Ярославский вокзал — самый загруженный в Москве, каждый день он принимает и отправляет более 300 пар поездов в российские и зарубежные города. Отсюда можно махнуть во Владивосток к берегам Тихого океана: от Ярославского вокзала начинается Транссибирская магистраль, самая длинная железная дорога в мире. 9288 км можно проехать в среднем за семь дней.
- close
- 100%
Но изначально Ярославский вокзал вовсе не был воротами Великого Сибирского Пути. В 1862 году он соединял Москву со столицей русского православия, Сергиевым Посадом, и назывался Троицким. Паломники могли добираться до Троице-Сергиевой лавры на поезде, преодолев таким образом 65 верст (69 км).
Правда, митрополит Московский и Коломенский Филарет, освящавший вокзал в день его открытия, считал такую возможность вредной для богомольцев, ведь они «будут приезжать в лавру в вагонах, в которых наслушаются всяких рассказов и часто дурных».
Считалось, что настоящий паломник обязан пройти путь до лавры пешком.
Московско-Троицкая железная дорога (которую затем продлили до Ярославля) была построена благодаря частной инициативе промышленника и ученого Федора Чижова. Вместе с инвесторами славянофил Чижов планировал построить первую в России частную железную дорогу без привлечения иностранного капитала и силами только русских инженеров и рабочих.
Чижов обстоятельно подошел к проекту и, чтобы доказать необходимость железного пути, организовал группы студентов Московского технического училища. За небольшую плату они подсчитывали, сколько человек проходило и проезжало каждый день по Троицкому шоссе в Троице-Сергиеву лавру и обратно. В итоге разрешение на строительство было получено.
Дорогу действительно построили без привлечения иностранных денег — впервые в России.
Первое время путешествие по железной дороге нельзя было назвать комфортным: тогда не существовало расписания движения поездов, время стоянок было неизвестно, поэтому кондукторы не выпускали пассажиров на станциях, чтобы те могли размять ноги.
Вагоны были холодными, а вместо тамбуров были открытые площадки.
Вокзал-гигант
История Курского вокзала в Москве началась после Крымской войны 1853-1856 годов. После разгромного поражения России стало ясно, что в стране неразвиты дороги, ведь во время войны грузы на юг доставлялись месяцами. В 1857 году началось строительство железной дороги по направлению к Нижнему Новгороду, а потом и на Курск.
После изнуряющей войны денег в казне практически не осталось, поэтому дорогу строили арестанты и солдаты. Первое маленькое деревянное здание Нижегородского вокзала находилось на самой границе города: там строительство вокзала было дешевле, чем в городской черте.
Сейчас это место называется Путейским тупиком, а современный Курский вокзал находится в 10 минутах ходьбы от него.
- close
- 100%
Объем перевозок по Нижегородской железной дороге быстро рос, и в конце XIX века Курское и Нижегородское направления объединили под крышей одного вокзала, который построили на Садовом кольце. Расширенное здание в то время Нижегородско-Курского вокзала (вскоре он стал называться просто Курским) украшали колоны и лепнина, и оно было совсем не похоже на современное здание.
В начале 70-х годов после хрущевской борьбы с архитектурными излишествами здание кардинально изменили и расширили.
Во время реконструкции вокзал не закрыли, он продолжил работу: благодаря этому герой поэмы «Москва – Петушки» Веничка Ерофеев все же смог отправиться к любимой женщине в Петушки с Курского вокзала.
При реконструкции старое здание станции сохранили внутри нового, превратив в один из залов. Центральный зал длиной 200 метров построен по принципу авиационного терминала, а комнаты ожидания могут вместить около 11 тыс. человек. На основном перроне находятся самые длинные в России платформы №3 и №4, вдоль которых может стоять 32-вагонный поезд.
Москарик, вау! Московский вокзал, Гордеевка и Канавино ретро-фотки
Первый вокзал в Нижнем Новгороде был построен в 1862 году, когда железная дорога Москва—Владимир была продлена и 2 августа 1862 года открылось движение на участке Владимир—Нижний Новгород.
Современное здание вокзала построено в 60-х годах XX века.
Начиная с 2002 года осуществляется модернизация вокзала, оснащение терминалами для автоматической проверки билетов, сооружение навесов над платформами.
30 марта 2010 года станция Горький-Московский была переименована в современное название Нижний Новгород-Московский. 1 июля этого же года название вокзала Горький-Московский было сменено на Нижний Новгород согласно распоряжению президента ОАО «РЖД» Владимира Якунина.
Но название на самом вокзале было сменено только в апреле 2014 года с «Московский вокзал» на «Железнодорожный вокзал», так как только к этому времени было профинансировано[5][6].
К 2018 (по другим данным к 2015) году планируется полностью реконструировать вокзал по проекту «Реконструкция вокзального комплекса Нижний Новгород», разработанному специалистами института «Нижегороджелдорпроект».
Посмотреть статью: 1963 год в цвете. СССР
Московский вокзал Гордеевка и Канавино — ретро-фотки
Гордеевка История
В дореволюционный период
Гордеевка впервые упоминается в XVII веке как пригородное село.
Здесь были расположены доходные дома купцов, благодаря близости к знаменитой Нижегородской ярмарке, многие из которых целы до сих пор.
В XVI-XVIII века село принадлежало богатой российской династии дворян-предпринимателей Строгановых. Название села, по одной из версий, происходит от имени его основателя — купца Гордеева.
В XIX веке Гордеевка ещё не входила в черту города, село входило в состав большой Гордеевской волости Балахнинского уезда.
В советский период
В состав Канавинского района село было включено в 1925 году, в черту города — в 1929 году.
Важно отметить, что до 1960-х годов микрорайон Гордеевка представлял собой частный сектор, с малоэтажной застройкой и слаборазвитой инфраструктурой. В 1935 году была построена школа №51, а в 1937 — школа №121.
Вторая переехала в новое здание в 1984 году. Обе школы служили госпиталями в военный период.
С конца 1960-х годов Гордеевка начала активно застраиваться панельными домами повышенной этажности (от 9 до 10 этажей) согласно генерального плана застройки г. Горького (1967).Строительство началось со сноса старых деревянных домов в районе Гордеевского пятачка,одними из первых были построены дома 13 и 15 по ул.
Водопроводной,позднее эта часть улицы была переименована в Московское шоссе..Самым активным периодом застройки микрорайона были 1980-е год,когда началась вторая стадия застройки Гордеевки.. К 1990 году микрорайон был практически полностью застроен, именно тогда сдавались последние панельные дома по улице Гордеевской.
Современный период
В наше время микрорайон представляет собой смесь частного сектора и многоэтажной застройки. Он обеспечен инфраструктурой: двумя школами, тремя детскими садами (№51, №53, №476), кинотеатром «Смена», системой автомобильных дорог и трамвайными маршрутами (№6, №7).
С начала 2000-х годов начался второй этап застройки микрорайона. В этот период было построено более десятка жилых многоэтажных домов, детский сад (№476 «Алиса») и пять парковых зон (две аллеи и три сквера).
На границе Гордеевского микрорайона и Московского района расположена станция нижегородского метрополитена «Канавинская».
Посмотреть статью: Что умел 14-летний мальчик 100 лет назад
Достопримечательности
В микрорайоне Гордеевский располагается Смоленско-Владимирский приход, состоящий из церкви Смоленской иконы Божьей Матери (Строгановская церковь) и храма Владимирской иконы Божьей Матери. Оба архитектурных объекта внесены в список культурного и исторического наследия Нижнего Новгорода, являясь большой ценностью как для микрорайона, так и для всего города.
Старейшие фотографии Москвы
Несколько лет назад я делал для вас подборку старейших фотографий столицы. С тех пор в открытом доступе их стало намного больше.
Я выбрал самые интересные и красивые и теперь приглашаю вас как следует прогуляться по Москве XIX столетия и понять, что изменилось за полтора века, а что осталось на прежнем уровне.
Почти все фотографии в посте сделаны до 1875 года, за исключением снимков, не поддающихся датировке, и видов из железнодорожных альбомов.
Итак, старейшие фотографии Москвы! Издание второе, дополненное и исправленное.
Старейшее известное фото Москвы. Представляет собой раскрашенный и отретушированный дагерротип Леребура, сделанный в 1842 году. На фотографии виден начальный этап строительства Большого Кремлевского дворца. 1842 год.
вПервые дагерротипные снимки Москвы были сделаны ещё в 1839 году: «5 июля 1839 года в прибавлении №53 к газете «Московские ведомости» москвичи прочитали удивительное сообщение владельца магазина Карла Андреевича Беккерса: ДАГЕРРОТИП.
Сия машина, изобретенная г-ном Даггером в Париже, посредством коей не умеющий рисовать может снимать всякие виды с удивительной точностью, уже везде известна по многочисленным описаниям во всех газетах и журналах; магазину братьев Беккерс на Кузнецком мосту препоручено (одному в Москве) принимать подписки на сию машину.
Цена всему аппарату с наставлением – 550 руб. асс., кроме пошлины и провозу из Парижа в Москву, с платою половины денег вперед; она получится еще до конца навигации…».
Один из старейших дагерротипов с изображением Москвы. На изображении ещё нет колокольни церкви Николая Чудотворца на Берсеневке (её построят в 1854 году). На сайте французского Музея фотографии этот снимок датируется 1842 годом.
Раскрашенный дагерротип Ноэля Леребура 1842 года, первый известный снимок храма Покрова на Рву. В оригинальном издании под снимком видна подпись «Daguerreotype Lerebours».
Фотография Роджера Фентона 1852 года, на которой запечатлен Большой Каменный мост XVII века. Этот уникальный памятник архитектуры допетровской Москвы уничтожили в 1858 году со стандартной формулировкой «за ветхостью». На остатках старых опор построили новый железный мост, который в 1938 году заменили на ныне существующий.
Одна из первых фотографий Кремля, 1852 год
Одна из первых фотографий Большого театра. Фото сделано уже после пожара 1853 года и последующей реставрации.
Панорама Театральной площади перед коронацией Александра II, 1856 год. По периметру площади построены декорации по проекту Альберта Кавоса для предстоящих торжеств и иллюминации.
На Красной площади тоже иллюминационные конструкции в честь коронации.
Вознесенский монастырь (разрушен в 1929 году) и Спасская башня, тогда ещё белая.
Вид на Красную площадь, 1870-1888 годы. Спасская башня уже красного цвета.
Ильинка. Биржевая площадь в 1864 году.
Воскресенская площадь (ныне площадь Революции), 1870-1875 годы
Торговля Челнокова у Воскресенских ворот, 1874 год
Панорама Москвы из Кремля, 1856 (кликабельна!). Одна из первых видовых фотографий города.
Вид со Спасской башки, 1860-1863 годы
Вид с колокольни Ивана Великого в сторону Швивой горки, 1860 год. Стены Кремля ещё белые, а прясло ремонтируют: на этом участке стены был переделан цоколь и заново переложены 58 зубцов.
Вид на Кремль от Швивой горки. Фентон, 1852 год.
Вид с только что отстроенной колокольни церкви Николы на Берсеневке. Из комментариев: «Древние набережные палаты при церкви (с кокошниками, на переднем плане) в перестроенном виде стоят и сейчас. Справа – первоначальный Большой Каменный мост (постройки 80-х годов XVII века).
В 1857-59 он будет заменён новым, который, в свою очередь, простоит до 1938. Крупные, значимые городские объекты ещё не тонут в плотной застройке. Слева направо на горизонте: портик гимназии Кирпичниковой по Знаменке, 12 (теперь – муз. школа им. Гнесиных); правее – дворовый фасад д.
9 на той же Знаменке (перестроен); ещё правее – собор и колокольня Крестовоздвиженского женского монастыря (если кто не знает – стоял напротив Военторга, Воздвиженка, 7); в центре кадра – Пашков дом и перед ним – колокольня ц. Николы Стрелецкого; затем – ц.
Знамения на Шереметевом дворе; у правого края – комплекс зданий Университета – Моховая, д. 9 (ещё с боковым портиком) и Моховая, 11 (виден только купол). Пречистенская набережная застроена домишками так тесно, что даже не читается (как и соседняя Ленивка).
Над парапетом моста – ныне существующий особняк по Кремлёвской наб., 1 (только с первоначальным, более приличным мезонином)».
Вид на южную часть Кремля
«Вид из-за Москвы-реки (от Устьинского моста) в сторону Таганки. На фотографии распознаны (слева направо): усадьба Тутолмина; несохранившаяся церковь Космы и Дамиана, а возле нее – усадьба Шапкиных/В.П. Щукина/М.Ф.
Михайлова; затем (на переднем плане) идет Мазуринская богадельня, и за ней – церковь Св.
Николая в Котельниках; несохранившаяся церковь Спаса Всемилостивого в Чигисах; несохранившаяся церковь Воскресения Христова в Гончарах; Новоспасский монастырь».
Купола церквей в Кремле. Снова Фентон и снова 1852-й. Из комментариев: «В отличие от дагерротипов Леребура 1842 г., эта фотография была сделана по новой тогда технологии – на вощеной бумаге, а не на посеребренной металлической пластине. Время выдержки существенно сокращалось, но четкость изображения была значительно хуже, чем у дагерротипов».
Фотография Фентона «Внешние стены Кремля, Москва». Храм Христа Спасителя ещё не достроен.
Строительство храма Христа Спасителя. Фентон, 1852-й.
В 1860 году наружные леса были разобраны, и храм Христа Спасителя впервые предстал перед москвичам в своем величии. В 1862 году на крыше установили бронзовую балюстраду, отсутствовавшую в первоначальном проекте.
1869 год
Вид на Москву с храма Христа Спасителя, 1867 год (панорама кликабельна!)
Румянцевский музей, 1850-1880. Перед зданием, похоже, видны тачки водовозов.
Страстной монастырь, 1855. Сейчас на этом месте Пушкинская площадь. Кстати, какое-то время памятник Пушкину (он был установлен в 1880 году) стоял перед надвратной церковью. Вот что вспоминал Валентин Катаев:
«Памятник [Пушкину] в то время ещё стоял на своем законном месте, в голове Тверского бульвара, лицом к необыкновенно изящному Страстному монастырю нежно-сиреневого цвета, и удивительно подходил к его маленьким золотым луковкам. [Мы] привыкли также и к старинным многоруким фонарям, среди которых фигура Пушкина со склоненной курчавой головой, в плаще с гармоникой прямых складок так красиво рисовалась на фоне Страстного монастыря».
С приходом советской власти монастырь был превращён в Центральный антирелигиозный музей Союза безбожников СССР, а в 1937 году все постройки монастыря были снесены при реконструкции ул. Горького (Тверской) и Пушкинской площади. Со времён империи сохранилось лишь название Страстной бульвар.
Трубная площадь, 1855-1860-е. Из комментариев на Pastvu: «Если верить очень «сочному/смачному» бытописателю Москвы XIX века В.А. Гиляровскому, которому случалось, между прочим, ошибаться и в датах, и в московской географии (см.
книга «Москва и москвичи», глава «На Трубе»), то тут перед нами на этом фото пока ещё т.н.
«Афонькин кабак», на месте которого после реформ 1861 года Александра II был возведён ресторан «Эрмитаж Оливье» по взаимной договоренности купца Пегова и повара из Франции Люсьена Оливье».
Кулишки, 1860-1870. Рядом с храмом Всех Святых сейчас вход в метро «Китай-город».
Мэрия Москвы ) Так выглядел дворец генерал-губернатора до реконструкции и возведения надстройки в 1940-х годах.
Гостиница «Дрезден» в Столешниковом переулке
Кузнецкий мост от Большой Дмитровки
Давайте посмотрим на Москву, которую больше нигде наблюдать нельзя. На фотографии – временный Народный театр на Китай-городе, представленный Отделом попечения о нравственном улучшении рабочих. Это один из экспонатов Политехнической выставки 1872 года.
Павильон Петра Великого, построенный к Политехнической выставке 1872 года. Собственно, к юбилею первого российского императора (200 лет со дня рождения) эта выставка и была приурочена.
На выставке одновременно были представлены сельскохозяйственные, промышленные, научные, военные и культурные достижения Российской империи. За три летних месяца её в общей сложности посетили 750 тыс.
человек, а часть экспонатов потом разместилась в Историческом и Политехническом музеях.
Сухарева башня, 1861-1872. Башня стояла «в устье» Сретенки с 1695 года, но в 1934-м её разрушили при реконструкции Сухаревской площади (вернее, сразу двух площадей, Большой и Малой). Сейчас на её месте стоит стела в память о башне.
Триумфальные ворота Бове тогда находились на Тверской заставе, возле Брестского (сейчас Белорусского) вокзала. В 1936-м они были разобраны при реконструкции площади. На Кутузовском проспекте сейчас стоит их копия из более современных материалов.
Красные ворота, 1855-1860. В декоре присутствуют вензели Николая I с коронами, позднее заменённые на вензели Екатерины без корон. Кстати, снести ворота собирались ещё в 1854 году, но их отстоял инженер-генерал Дельвиг, двоюродный брат поэта. В итоге арка была уничтожена при расширении Садового кольца в 1927 году.
Ещё на Красной площади когда-то стояло здание Земского приказа, оно же – здание Главной аптеки и первое здание Московского университета. Но в 1874 году его разобрали, а на его месте построили Исторический музей.
«Видъ Красной площади въ 1872 г., снятый фотографически до сломки зданiя присутственных мѣст, находившагося на мѣстѣ, на которомъ построен Историческiй музей».
Начало строительства Исторического музея, 1875 год.
Много фотографий Москвы третьей четверти XIX века посвящено железной дороге. На этом снимке – станция Крюково в 1855-1864 годах. Тут была одноимённая деревня, позже образовался одноимённый посёлок железнодорожников. В 1938 году их объединили в посёлок городского типа, который затем вошёл в состав Зеленограда.
Станция Химская в 1855-1862 годах. 17,4 версты (18,56 км) от Москвы, а именно от Николаевского вокзала. Кстати, расстояние с тех пор почти не изменилось. Зато изменилось название.
Паровозное депо и Водонапорная башня Николаевской железной дороги. Из комментариев: «Первое в Москве паровозное депо было построено в 1847-49 годах по проекту Константина Тона. Здание имеет круглую форму, в его середине располагался поворотный круг, предназначенный для разворота паровозов и направления их в нужное стойло. Всего было 20 стойл или, как их сейчас называют, канав.
Вместо ещё одного стойла был устроен сквозной тоннель для проезда паровозов внутрь здания. Над поворотным кругом был устроен купол из металлических конструкций. Такая планировка паровозных зданий просуществовала относительно недолго – уже к концу XIX века стали строить прямоугольные, а затем и веерные здания.
Всего было построено девять круглых депо, в Москве такое здание – единственное».
В 2011 году депо было выкуплено РЖД, а в 2013-м – частично снесено. Суд по заявлению «Архнадзора» приостановил его снос, в 2014 году представители РЖД заявляли о реконструкции Кругового депо, но что в итоге с ним будет, неизвестно.
На будущей площади Трёх вокзалов вокзал пока только один, Николаевский. Ярославский (изначально Троицкий) и Казанский (изначально Рязанский) начнут работать с 1862 года, но «таксисты» тут уже дежурят )
Полустанок «Люблино». Раскрашенная фотография из альбома видов Московско-Курской железной дороги. По одним данным, альбом вышел в 1878-м году, по другим – в 1885-м.
Полустанок «Бутово»
Железнодорожный мост через Москву-реку на месте нынешних Верхнего и Нижнего Сабуровских мостов.
Андроников виадук (железнодорожный) через реку Яузу, построенный в 1865 году.
Вокзал Курской железной дороги. Станция находилась недалеко от нынешнего Курского вокзала, но несколько севернее, в районе Путейского тупика, где сейчас стоят огромные стеклянные офисы.
Пробежимся по окраинам. Пасека на территории нынешнего Измайловского парка.
Дорогомиловский мост, 1860-1867, фототипия Шерер, Набгольц и Ко. Из комментариев: «Деревянный мост, разбиравшийся на время половодья, простоял до 1864 года.
Этот мост был куда ниже последующих металлического и каменного мостов, отчего левый берег («Гора Варгуниха», «Варгунихина гора») сильно возвышается над ним. Теперь рельеф не так заметен (хотя всё же ощущается).
Над мостом – храмы Иоанна Предтечи в Кречетниках (левее) и Николы на Щепах (правее)».
Строительство Перервинской плотины Первая система шлюзования на Москве-реке была сооружена в 1874-1877 годах акционерным обществом «Товарищество Москворецкого туерного пароходства». Плотины сделали Москву-реку судоходной на протяжении 154 км, от Перервинской плотины до устья.
Московский зоосад. Фотография сделана до 1890-х годов, когда Малый пруд окончательно отделился от Большого. Раньше это был единый водоём.
Вид на нынешнее Медведково из нынешних Мытищ
Вид от усадьбы Кунцево на село Крылатское, 1865-1877
«Вид Преображенского с западной стороны в настоящее время. Изображение выполнено от места бывшего Нагорного Дворца Его Императорского Высочества в Ново-Преображенском», 1879 год.
Из комментариев: «Позади Генеральной (Электрозаводской) улицы видны улицы Буженинова, Суворовская, 9-й Роты. Фотограф стоял на здании мануфактуры Жан-Пьера Мусси-Жиро.
Проглядывают колокольня и надвратный храм на Преображенском валу, во владении №25, и Успенская моленная, башни и дом с львиными воротами во владении №17 по валу».
Оказывается, уже тогда в Москве были маршрутки! Эта линейка например, снята в Серебряном Бору.
Из очерка Петра Богатырёва «Московская старина»: «Линейки – это достопримечательность тогдашней Москвы. Никакой жестокий инквизитор не мог бы выдумать более мучительной пытки, как езда в этих экипажах, но терпеливые москвичи ездили и платили ещё деньги за свою муку.
Такого безобразия, как эти линейки, вряд ли где можно найти. Линейки эти были до невозможности грязные, с постоянно звенящими гайками, с расшатанными колёсами, с пьяными дерзкими ямщиками, часто с искалеченными лошадьми, худыми и слабосильными до того, что они шатались на ходу».
А должно было быть, как водится, несколько иначе – из газеты «Московские ведомости» за 1847 год: «…
с сентября сего 1847 года у нас открывается езда в публичных экипажах и при том на следующих основаниях; вмещая от 6-ти до 10-ти пассажиров, каждый экипаж будет возим двумя сильными, красивыми лошадьми…».
Вот выдержка из правил работы линеек: «Экипаж не дожидается полного числа пассажиров, но отправляется тотчас, если займёт место хотя бы один только человек; во время следования, по данному кондуктором знаку, экипаж тотчас останавливается и принимает пассажира. Каждый пассажир, доехав до того места, до которого ему нужно, имеет право остановить экипаж и выйти…».
Кстати, линейки катались не только по окраинам, но и в самом центре. Например, «маршрутки» парковались прямо у собора Василия Блаженного!
Большинство фотографий для этого поста взяты с сайта Pastvu, крупнейшего архива исторических снимков.