Фото дворца Меншикова (16 фото)

Напротив парадного входа во дворец у Невы была пристань, к которой причаливали небольшие суда.
Фото дворца Меншикова (16 фото)
Фото дворца Меншикова (16 фото)
Фото дворца Меншикова (16 фото)
Фото дворца Меншикова (16 фото)

1 (6).JPG

Вход во дворец посетителей не с парадного крыльца, а через кухню, вернее поварню. А кухня у Меншикова хороша была, говорят, одна из лучших в городе! Здесь готовили еду для званых приемов. Сверху — работающая кирпичная вытяжка, сохранившаяся с XVIII века.

Фото дворца Меншикова (16 фото)
Фото дворца Меншикова (16 фото)

1 (7).JPG

В те времена в богатых домах Европы и России существовало модное увлечение — домашние токарни. Известно, как увлекался этим Петр I, а Меншиков поддерживал это увлечение царя и тоже имел во дворце токарный станок. Говорят, что на этом станке работал сам Петр I, а в шкафу — тарелки, им изготовленные.

Фото дворца Меншикова (16 фото)

1 (5).JPG

Этот герб Александра Даниловича Меншикова, любимца Петра I. Надпись на латыни гласит: «Virtute duce, comite fortuna». Что значит: «Ведомый храбростью, сопровождаемый счастьем». Слова эти как нельзя лучше характеризуют биографию Меншикова: он свой герб заработал честно — в тяжелых сражениях Северной войны, хотя, конечно, и не без участия счастья.

Фото дворца Меншикова (16 фото)
Фото дворца Меншикова (16 фото)

1 (32).JPG

Передняя (Секретарская) — здесь работали секретари А.Д.Меншикова.

Шкаф-бюро из резного наборного ореха (северо-итальянская работа, XVI- первая половина XVII века) создан по типу архитектурного сооружения, с антаблементом и фризом, с бюстами римских императоров и героев.

На кабинете сверху стоит оружейный квадрант со зрительной трубой (французская работа, начало XVIII в.), на откидной доске — медная чернильница (московская работа рубежа XVII и XVIII веков) и копия гравированного плана Петербурга начала XVIII в.

1 (33).JPG

Предспальня — первое парадное помещение на половине А.Д. Меншикова. Здесь светлейший князь вел переговоры с государственными деятелями и военными дипломатами. На стене висят портреты Александра Даниловича и Дарьи Михайловны Меншиковых.

Семья первого петербургского губернатора была счастливой и дружной. В 1706 году А.Д. Меншиков обвенчался с Дарьей Михайловной, урожденной Арсеньевой, дочерью Якутского воеводы, одной из приближенных любимой сестры Петра I царевны Натальи Алексеевны.

У них было семеро детей, но только две дочери, Мария и Александра, и сын Александр дожили до взрослого возраста.

DSC_0173.JPG

Напольные часы, выполненные в начале XVIII века в Лондоне мастером Дж.Драри, отсчитывают часы, минуты, секунды, снабжены календарем. Музыкальный механизм каждые три часа исполняет одну из шести коротких музыкальных пьес.

1 (36).JPG

Это — Кабинет из прихожей. Убранство комнаты отражает морские интересы хозяина дворца — одного из организаторов строительства русского морского флота.

На столе в центре комнаты стоит серебряный кубок-кораблик (Голландия, XVII век), астролябия, изготовленная в Нюрнберге в мастерской Н.Миниха и уникальный серебряный глобус (Голландия, начало XVII в.

), принадлежавший Петру I. Стол английской работы принадлежал Петру I.

1 (45).JPG

Западную часть дома принадлежала супруге генерал-губернатора, Дарье Михайловне. На обитых тканью стенах Западной передней висят портреты дочерей Меншикова.

Слева — Александры, фрейлины Анны Иоановны и жены Густава Бирона, младшего брата всесильного фаворита императрицы. Справа — Марии, невесты императора Петра II.

Обе прожили недолго: Александра умерла при родах в возрасте 23 лет, Мария скончалась в Берёзове в день своего 18-летия.

1 (52).JPG

Спальня Дарьи Михайловны — условное название помещения. Стены декорированы китайскими шелковыми обоями с изображениями на сюжеты классических произведений китайской литературы. Нижняя часть стен решена в виде панелей, члененных филенками и окрашенных в зеленый и коралловый цвета с золочением деталей.

У стены — две великолепных напольных японских вазы с крышками, выполненных из фарфора мастерских Арита, доставлявшихся через порт Имари. Поэтому такой фарфор называли Арита-Имари.

Существует легенда, что серебряное блюдо в горке, сделанное в Аугсбурге на сюжет Ветхого Завета, было преподнесено шведским посольством от имени короля Карала XII Петру I накануне Северной войны.

1 (56).JPG

Это Портретная. Портретные галереи, или просто собрания портретов, в начале XVIII века становятся обязательными для русского богатого дома. В собрании А.Д.Меншикова насчитывалось не менее девятнадцати полотен, среди которых были портреты царя, членов царской семьи и представителей европейских королевских дворов, а также членов княжеской семьи.

Александр Меншиков и его дворец в Санкт-Петербурге

?

gorbutovich (gorbutovich) wrote, 2014-11-18 17:30:00 gorbutovich gorbutovich 2014-11-18 17:30:00 Categories:

  • История
  • Архитектура
  • Путешествия
  • Искусство
  • Cancel

Взятки первому губернатору Санкт-Петербурга и организатору строительства северной столицы Александру Даниловичу Меншикову выглядели таким образом: от главы Мундирной канцелярии – двести свежих яблок, бочонок слив и яблок в патоке. От архимандрита – сельди. От войскового атамана – “калмычат младых – мальчика и девочку” и табак. От архангельского губернатора – сто лимонов, бочка анчоусов, бочка масла и голландский сыр.Меньшиков в возрасте 25 лет. Михиль ван Мюссер /Michiel van Musscher (1645-1705). Портрет Александра Даниловича Меншикова, 1698 год. Картина написана в Голландии во время Великого посольства Петра I. 67х45,5 см, холст, масло, коллекция Э.И. Вейцмана, Мюнхен. via

В материале из журнала AD | ARCHITECTURAL DIGEST. САМЫЕ КРАСИВЫЕ ДОМА МИРА рассказ о первом каменном здании Санкт-Петербурга — дворце на Васильевском острове и его хозяине светлейшем князе Александре Даниловиче Меншикове (1673-1729). Статья:

____________________________Все печи и двери, изразцы и гардины, кресла и кровати Меншиковского дворца – увлекательная реставраторская фикция. И единственное, чем он отличается от остальных петербургских – тем, что опустел он не в 1917 году. 11 сентября 1727 года хозяин был вырван из пышного уюта и отправлен в ссылку в крепость Ранненбург под Воронежем. С тех пор дворец никогда уже не был просто частным жильем. Разные госучреждения обитали в нем до середины ХХ века. И каждое новое штукатурило и красило по новой – уже в XIX веке подлинного декора почти не осталось.2.Стены парадных залов Меншиковского дворца сплошь выложены делфтской плиткой. В Кабинете из прихожей — овальный стол начала XVIII века.Казнокрад, взяточник, интриган – Меншикова обвиняли во всем. Но любой следующий владелец дворца был бы таким же. А в карьере первого хозяина он выглядел как пышная стартовая площадка перед ссылкой. Никому больше не захотелось попасть в то же кармическое колесо. Самого Меншикова оно выбросило в сибирском Березове, где он и скончался 12 ноября 1729 года.3.Фрагмент Кабинета из прихожей. На стене — полотно Якоба Сторка “Вид гавани”, 1690-е годы.Картина Сурикова передает реалии точно. Двое из трех изображенных на ней детей выжили, были амнистированы и смогли приехать в столицу. Но вернули им лишь арестованный родительский гардероб, как цинично отмечено в рапорте, попорченный сыростью и крысами. Так же быстро утратил блеск и дворец. Куда делось его содержимое, неизвестно. Остались только стены. Очень русская ссылка Меншикова имела и римский смысл: пополнение госказны имуществом уничтоженного сенатора. Ему в духе советских 1930-х шили даже шпионаж в пользу Швеции. На момент опалы Александр Меншиков был самым богатым человеком в России.4.Кабинет Меншикова отделан орехом — из него сделаны и коринфские пилястры, и панели между ними. Портрет Петра I кисти Яна Веникса, Голландия, 1697 год.Он еще и жил заметно лучше, чем царь, хотя с Петром это было нетрудно, а Петру безразлично – быт не вызывал у него аппетита. В начале 1700-х личные покупки он поручал Меншикову: у них был общий бюджет. Это смешные счета. 1702 г.: для Петра – два парика за десять рублей, для Меншикова – восемь за шестьдесят два. 1705 г.: общая смета по гардеробу – тысяча двести двадцать пять рублей, для Петра куплены только сорок аршин ивановского полотна на порты. Да и сравните Летний домик Петра с Меншиковским дворцом. Хотя “роскошь” его относительна. За основу выбрана голландская модель: польза, прочность, умеренность. Смешно наблюдать, как Меншиков пытается выразить этим размашистую русскую душу. Взята голландская бело-голубая плитка – но зато уж ею покрыты все стены.5.Фрагмент Варвариного покоя. Серебряный с золочением туалетный прибор из тридцати двух предметов, 1700 год.Меншиковский дворец был построен за шесть лет – с 1716 по 1722. Представьте этот “Петербург 1722”. Петр с отцовским обожанием описывал его как “парадиз”. Но это описание человека, у которого всего два парика. Набережные Невы еще укрепляют. Дренаж болотистой почвы не позволяет строить каменные дома – все они, кроме Меншиковского дворца, деревянные. Деревянные тротуары настланы вдоль рек грязи – “проспектов”. А в это время бухгалтерия взяток Меншикову выглядела так: от главы Мундирной канцелярии – двести свежих яблок, бочонок слив и яблок в патоке. От архимандрита – сельди. От войскового атамана – “калмычат младых – мальчика и девочку” и табак. От архангельского губернатора – сто лимонов, бочка анчоусов, бочка масла и голландский сыр.6.Спальня Меншикова. В кабинетце XVII века — памятные медали и пара карманных серебряных часов 1720-х годов, принадлежавших князю.И все же Петр, хотя и пытался урезонить Меншикова и заставлял вернуть в казну ворованное, никогда не принимал крутых мер против него самого. Он понимал: среди топких “першпектив” под чухонским дождем нужен такой Меншиков, с восемью сменами париков, взяткой в бочку сельди и каменным дворцом, нахально попирающим Неву.7.Прихожая перед парадной спальней служила Меншикову деловой приемной. На стене — портреты Александра Меншикова и его жены Дарьи.Меншиков был ходячей агитацией за счастье. Успех. Победу. В городе, где жизнь была невыносимой, Меншиков трубил об искусстве жить и наслаждаться. Не удивительно, что Петр использовал его дворец под свои приемы и праздники. Пока вокруг строили “парадиз”, Меншиков уже в нем жил – и не было лучшего доказательства, что рай и правда возможен.8.Варварин покой — спальня свояченицы Меншикова Варвары Арсеньевой — она занималась воспитанием детей князя. Шпалера XVII века из Фландрии.

Читайте также:  Парк екатерингоф в санкт-петербурге: история, адрес, фото

Юлия Яковлева

В текст оригинала мной внесена капля редактуры.

Оригинал: AD Russia: Меншиковский дворец в Санкт-Петербурге

____________________________И в дополнение к журнальной статье два живописных портрета ближайшего сподвижника Петра Великого.9.

Фото дворца Меншикова (16 фото)

Портрет Александра Даниловича Меншикова. Неизвестный художник. Source10.

Фото дворца Меншикова (16 фото)

Портрет Александра Даниловича Меншикова. 1716-1720 гг.. Неизвестный художник. Этот портрет на стене: см. илл.#7. Source, via

См. также архитектурное:

[Spoiler (click to open)

Здесь живёт дух петровской эпохи. Дворец Меншикова в Санкт-Петербурге

Я обожаю Санкт-Петербург. Мне в этом городе нравится всё. Я готова сутки напролёт ходить по его улицам и проспектам. Но даже здесь я могу выделить самое-самое, что запало мне в душу — это дворец Меншикова. Каждый раз, приезжая в Санкт-Петербург, я иду в этот дворец. И каждый раз открываю для себя что-то новое.

Коллаж автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеКоллаж автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеКоллаж автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеКоллаж автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеПри слове «дворец» мы представляем себе нечто помпезное, украшенное лепниной, статуями и позолотой. Окна с вензелями, изукрашенные балкончики и подъезд с мраморными колоннами. Дворец Меншикова никак не соответствует этому описанию. Это просто большой дом с небольшими окнами, смотрящими на Неву. Типичное петровское барокко: минимум отделки, крыша с переломом, мелкая расстекловка. Дворец Меншикова. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеДворец Меншикова. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеДворец Меншикова. Фото автораДворец Меншикова. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше

Дворец Меншикова — одно из первых каменных строений в Санкт Петербурге. Когда-то он был главным по величине, богатству и пышности. Его проект утверждал сам Пётр Первый и он же был главным гостем в этом доме. Он проводил здесь официальные встречи и приёмы и вообще, чувствовал себя как дома.

Строительство дворца началось в мае 1710 года по проекту Джованни Мария Фонтаны и Готфрида Иоганна Шеделя. K 1714 году большинство строительных работ было завершено, однако отделка интерьеров велась до 1727 года, когда именно отсюда Меншикова с семьей увезли в Сибирь, в Березов, в ссылку.

Дворец Меншикова. Фото автораДворец Меншикова. Фото автораУсадьба светлейшего князя с цветником и садом протянулась через весь Васильевский остров от Большой до Малой Невы. На её территории располагались бани, медоварня, хлебопекарня, кузница. Царь Пётр Первый называл этот дворец Посольским домом и проводил там почти все праздничные пиры и торжественные обеды.

В Меншиковском дворце свадьбу сыграли царевич Алексей и немецкая принцесса Шарлотта София (в православии Наталия Алексеевна) и племянница Петра Первого, будущая российская императрица Анна Иоанновна с герцогом Курляндским.

Когда попадаешь в этот музей, реально представляешь, что вот именно по этому полу. По этим лестницам ходил Пётр Первый, он смотрел в эти окна, прижимался спиной к этим тёплым изразцам у печки и держал в руках те вещи, которые представлены в экспозиции музея. Это невероятно круто, ощущать себя причастной к Истории.

Дворец и сейчас вполне узнаем. Можно сравнить со старинной гравюройДворец и сейчас вполне узнаем. Можно сравнить со старинной гравюрой

Вот через этот главный вход Пётр заходил к своему другу, первому губернатору Санкт-Петербурга, Александру Меншикову.

Сейчас этот вход закрыт для посетителей.

Через этот главный вход Пётр заходил к своему другу, первому губернатору Санкт-Петербурга, Александру Меншикову. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеА к этой пристани приставали лодки и кораблики с гостями дворца. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеЗдесь копии фигур, которые когда-то украшали дворец. А в витрине плитка голландских мастеров, которую использовали для украшения дворца. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеЧерез этот главный вход Пётр заходил к своему другу, первому губернатору Санкт-Петербурга, Александру Меншикову. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеВо дворе музея бюст Александра Меншикова. Можно сравнить с портретом.

Когда смотришь на эти стены с улицы, невозможно представить, какие сокровища скрыты за ними. И, наверное, невозможно полностью понять и почувствовать петровскую эпоху, не побывав во дворце Меншикова.

Хотите зайти в музей? Как во всех домах того времени, на первом этаже располагалась поварня или кухня. Повезло, что кухню в Меншиковском дворце в своё время заложили кирпичом и до нашего времени она сохранилась, практически, в первозданном виде. Всего было семь хозяйственных помещений, где готовили и хранили пищу. До нашего времени сохранилась только кухня, где готовили мясные блюда.

Кухня, где готовили мясные блюда. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеКухня, где готовили мясные блюда. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеКухня, где готовили мясные блюда. Фото автораКухня, где готовили мясные блюда. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше

Пол из чёрно-белой плитки, три больших дровяных печи с огромной вытяжкой над ними.

Множество медной и оловянной посуды того времени и даже оригинальные часы.

На фото огромный ковш для пива из цельного куска липы. Две ручки — это корни дерева, идущие в разные стороны, а сама емкость выточена из основания ствола многолетнего дерева.

Ковш для пива. Фото автораКовш для пива. Фото автора

На первом этаже располагались различные мастерские. В токарне можно увидеть токарный станок, на котором работал сам Пётр Первый. А в шкафу разные фигурки из дерева, им собственноручно изготовленные.

А ещё, сундук для ценных вещей. На крышке около трех десятков хитрых запоров, которые управлялись сложным механизмом, который находится под красивой металлической пластиной на крышке.

Шкаф с поделками в токарне. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеШкаф с поделками в токарне. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеСундук с хитрым замком. Фото автораШкаф с поделками в токарне. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеВ одной из комнат, за стеклом, находятся подлинные костюмы Петра Первого.

Да, он их носил, а мы сейчас можем их увидеть. По костюмам видно, какого роста и телосложения был русский царь. Костюмы Петра Первого. Фото автораКостюмы Петра Первого. Фото автора

В большой палате на стенах — шпалеры 17 века работы голландских мастеров. На них сюжеты о македонском царе Персее. Можно у стены рассмотреть итальянскую курьёзную скульптуру, «нога Колосса».

Пальцы у неё сделаны из полудрагоценного камня, оникса.

Освещалась комната огромным ажурным бронзовым подсвечником.

Большая палата со шпалерами. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеБольшая палата со шпалерами. Видно скульптуру «Нога Колосса». Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеБольшая палата со шпалерами. Фото автора.

Листайте галерею, чтобы увидеть большеБольшая палата со шпалерами. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше

На полу стоит серебряная чаша для льда, она весит почти 14 кг. Эта чаша использовалась для охлаждения шампанского во время застолий.

В углу можно увидеть кусочек оригинального потолка. Его специально оставили реставраторы.

И, наконец, мы выходим в большой белый вестибюль с белыми колоннами и мраморными античными статуями Геракла, Флоры и Париса. Тогда этот вестибюль называли «Большие сени».

Представляете, по этим плитам ходил сам Пётр Первый! Большие сени. Фото автораБольшие сени. Фото автора

Парадная дубовая лестница, подлинная, сохранившаяся с тех самых времён. По ней Пётр Первый поднимался на второй этаж.

Сейчас по лестнице не ходят, посетители музея идут по лестнице чёрного хода.

в центре бюст Александра Меншикова с с главными орденами России, Польши и Пруссии: Святого Андрея Первозванного, Белого Орла, Черного Орла, был установлен в вестибюле дворца в 1717 году.

За спиной Меншикова — выход в сад.

Остановимся на площадке второго этажа. Эти решётки не простые, в них переплетаются вензеля Александра Меншикова и Петра Первого.

Решётки с вензелями. Фото автораРешётки с вензелями. Фото автораПлощадка лестницы второго этажа украшена шёлковым китайским гобеленом 16 века, изображающим играющих мальчиков. Это ручная работа.

Один мастер за год изготавливал не более 10 квадратных сантиметров такого полотна.

Если из Верхних сеней повернуть налево, мы увидим секретарскую. Здесь сидели два секретаря светлейшего князя.

На столе подлинный автограф Александра Меншикова.

Секретари оформляли государственные бумаги, под которыми губернатор Санкт-Петербурга ставил свою подпись. Бумаги писали и хранили в великолепном резном секретере с потайными ящичками.

Секретарская. Фото автораСекретарская. Фото автораВообще, во дворце сохранилось много резной мебели того времени. Но, несомненно. «изюминкой» дворца являются изразцовые комнаты. На сегодняшний день восстановлено три комнаты из десяти. Стены и потолок комнат облицованы изразцами ручной работы.

На каждом изразце похожий сюжет разнится в деталях. Интересно, что стены и потолок украшены голландскими изразцами, а печь — русскими. Видно разное качество и разные сюжеты. Изразцы в то время изготавливались вручную и стоили очень дорого.Изразцы на стенах и на потолке. Это было очень дорогое удовольствие.

Фото автораИзразцы на стенах и на потолке. Это было очень дорогое удовольствие. Фото автораМне больше всего понравился морской кабинет. Вы видите на столе серебряный корабль? Это знаменитая «штрафная». Корабль переворачивали и подставка превращалась в большую чашу.

Опоздавшему гостю приходилось выпить почти литр водки, потому что поставить корабль, не перевернув, было нельзя. В кабинете оригинальная печь. Потолок тоже выложен изразцами.Морской кабинет. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеМорской кабинет. На столе серебрянаячаша-корабль. Фото автора.

Листайте галерею, чтобы увидеть большеМорской кабинет. Потолок в изразцах. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеМорской кабинет. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше

Читайте также:  Люди из Санкт-Петербурга. Образ жизни петербуржцев

Эта спальня звалась «Варварин покой». Здесь жила Варвара Михайловна, сестра супруги Александра Даниловича.

Она всю свою жизнь посвятила семье и детям своей сестры. Кроме того, она ещё помогала Меншикову, писала письма знатным людям Санкт-Петербурга.

Видите, слева, у печи висит круглая железная штука? В неё насыпали угли и согревали постель. У стены стоит женский туалетный столик с серебряными и золотыми шкатулками с косметикой.Варварин покой. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеВарварин покой. Фото автора.

Листайте галерею, чтобы увидеть большеВарварин покой. Изразцы. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеВарварин покой. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше

В спальне самого Александра Даниловича сохранился 300-летний дубовый шкаф.

Если потянуть за среднюю ножку шкафа, выдвигалась секретная полка для очень важных документов.

Настольный инкрустированный секретер с разными ящичками. Здесь Меншиков хранил свою коллекцию монет. И предметы для умывания. Кувшин и тазик. Кстати, они не фарфоровые, а металлические, но очень искусно расписаны эмалью.

Шкаф с секретом. Нужно потянуть за среднюю ножку. Фото автораШкаф с секретом. Нужно потянуть за среднюю ножку. Фото автораА эту, «Ореховую комнату» очень любил Пётр Первый. Отсюда, из окон, видна Нева и сама комната напоминает капитанскую каюту. Портрет молодого царя на стене кисти французского художника, написан в 1697 году.

На столике шахматы, в которые играл Пётр Первый.А на этих стульях, возможно, сидел не только сам Пётр, но и Екатерина Первая, и Анна Иоанновна.Ореховая комната. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеОреховая комната. Фото автораОреховая комната. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеА вот и Большой зал.

Именно здесь собирался на торжественные мероприятия весь «цвет» Петербурга. Глядя на него, легко можно представить, как по паркету скользят в танце шикарные дамы и элегантные кавалеры в париках и умопомрачительных нарядах. Как девушки, стоя у колонны, обмахиваются веером и рассуждают о моде, о стихах и, конечно же, о женихах.

Как солидные матроны, сидя на стульях в уголке соединяют судьбы этих девушек с женихами, составляя выгодную партию… Большой зал. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеБольшой зал. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеБольшой зал. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеБольшой зал. Фото автора.

Листайте галерею, чтобы увидеть большеОбращает на себя внимание Орган-позитив, творение английских мастеров 18 века. И старинный клавесин.

А из окон открывается вид на Неву.

Мы переходим на половину супруги князя, Дарьи Михайловны. Она начинается с Западной передней. Эта часть дворца отделана китайским шёлком и украшена китайскими вазами.

В синей комнате на потолке изображён Пётр Первый в образе Геракла. И опять китайские мотивы.

Синяя комната. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеКитайский шёлк и блюдо на стене. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть большеСтены отделаны китайским шёлком. Фото автора.

Листайте галерею, чтобы увидеть большеСиняя комната. Фото автора. Листайте галерею, чтобы увидеть больше

Вот и закончена наша экскурсия, но так жалко прощаться с этим музеем…

Пожалуй, я пройдусь по нему ещё раз.

Лом-легенда: Меншиковский дворец

Все печи и двери, изразцы и гардины, кресла и кровати Меншиковского дворца – увлекательная реставраторская фикция. И единственное, чем он отличается от остальных петербургских – тем, что опустел он не в 1917 году.

11 сентября 1727 года хозяин был вырван из пышного уюта и отправлен в ссылку в крепость Ранненбург под Воронежем. С тех пор дворец никогда уже не был просто частным жильем. Разные госучреждения обитали в нем до середины ХХ века.

И каждое новое штукатурило и красило по новой – уже в XIX веке подлинного декора почти не осталось.

Стены парадных залов Меншиковского дворца сплошь выложены делфтской плиткой. В Кабинете из прихожей — овальный стол начала XVIII века.

фриц фон дер шуленбург

Казнокрад, взяточник, интриган – Меншикова обвиняли во всем. Но любой следующий владелец дворца был бы таким же. А в карьере первого хозяина он выглядел как пышная стартовая площадка перед ссылкой. Никому больше не захотелось попасть в то же кармическое колесо. Самого Меншикова оно выбросило в сибирском Березове, где он и скончался 12 ноября 1729 года.

Фрагмент Кабинета из прихожей. На стене — полотно Якоба Сторка “Вид гавани”, 1690-е годы.

фриц фон дер шуленбург

Картина Сурикова передает реалии точно. Двое из трех изображенных на ней детей выжили, были амнистированы и смогли приехать в столицу. Но вернули им лишь арестованный родительский гардероб, как цинично отмечено в рапорте, попорченный сыростью и крысами. Так же быстро утратил блеск и дворец.

Куда делось его содержимое, неизвестно. Остались только стены. Очень русская ссылка Меншикова (ему в духе советских 1930-х шили даже шпионаж в пользу Швеции) имела и римский смысл: пополнение госказны имуществом уничтоженного сенатора.

На момент опалы Александр Меншиков был самым богатым человеком в России.

Кабинет Меншикова отделан орехом — из него сделаны и коринфские пилястры, и панели между ними. Портрет Петра I кисти Яна Веникса, Голландия, 1697 год.

фриц фон дер шуленбург

Он еще и жил заметно лучше, чем царь, хотя с Петром это было нетрудно, а Петру безразлично – быт не вызывал у него аппетита. В начале 1700-х личные покупки он поручал Меншикову: у них был общий бюджет. Это смешные счета. 1702-й: для Петра – два парика за десять рублей, для Меншикова – восемь за шестьдесят два.

1705-й: общая смета по гардеробу – тысяча двести двадцать пять рублей, для Петра куплены только сорок аршин ивановского полотна на порты. Да и сравните Летний домик Петра с Меншиковским дворцом. Хотя “роскошь” его относительна. За основу выбрана голландская модель: польза, прочность, умеренность. Смешно наблюдать, как Меншиков пытается выразить этим размашистую русскую душу.

Взята голландская бело-голубая плитка – но зато уж ею покрыты все стены.

Фрагмент Варвари- ного покоя. Серебря-ный с золочением туалетный прибор из тридцати двух предметов, 1700 год.

фриц фон дер шуленбург

Меншиковский дворец был построен за шесть лет – с 1716 по 1722-й. Представьте этот “Петербург 1722”. Петр с отцовским обожанием описывал его как “парадиз”. Но это описание человека, у которого всего два парика. Набережные Невы еще укрепляют. Дренаж болотистой почвы не позволяет строить каменные дома – все они (кроме Меншиковского дворца) деревянные.

Деревянные тротуары настланы вдоль рек грязи – “проспектов”. А в это время бухгалтерия взяток Меншикову выглядела так: от главы Мундирной канцелярии – двести свежих яблок, бочонок слив и яблок в патоке. От архимандрита – сельди. От войскового атамана – “калмычат младых – мальчика и девочку” и табак.

От архангельского губернатора – сто лимонов, бочка анчоусов, бочка масла и голландский сыр.

Спальня Меншикова. В кабинетце XVII века — памятные медали и пара карманных серебряных часов 1720-х годов, принадлежавших князю.

фриц фон дер шуленбург

И все же Петр, хотя и пытался урезонить Меншикова и заставлял вернуть в казну ворованное, никогда не принимал крутых мер против него самого. Он понимал: среди топких “першпектив” под чухонским дождем нужен такой Меншиков, с восемью сменами париков, взяткой в бочку сельди и каменным дворцом, нахально попирающим Неву.

Прихожая перед парадной спальней служила Меншикову деловой приемной. На стене — портреты Александра Меншикова и его жены Дарьи.

фриц фон дер шуленбург

Меншиков был ходячей агитацией за счастье. Успех. Победу. В городе, где жизнь была невыносимой, Меншиков трубил об искусстве жить и наслаждаться. Не удивительно, что Петр использовал его дворец под свои приемы и праздники. Пока вокруг строили “парадиз”, Меншиков уже в нем жил – и не было лучшего доказательства, что рай и правда возможен.

Варварин покой — спальня свояченицы Меншикова Варвары Арсеньевой (она занималась воспитанием детей князя). Шпалера XVII века из Фландрии.

фриц фон дер шуленбург

Юлия Яковлева

фриц фон дер шуленбург

Питер. Мраморный дворец, особняк Румянцева и дворец Меншикова

Время отдыха: август 2021И вновь прекрасный Питер! И вновь насыщенная неделя… Итак, по порядку: В первый день я сразу рванула в Петергоф, так как была отличная погода. Про него уже написала:

https://otzyv.ru/review/219035/

На следующий день из обязательной программы у меня был МРАМОРНЫЙ ДВОРЕЦ, билет был куплен заранее.

Мраморный дворец, уникальный памятник архитектуры XVIII в., находится на Дворцовой набережной Невы в историческом центре Санкт-Петербурга. Он был построен в 1768 -1785 гг. по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди.
Дворец возводился по заказу императрицы Екатерины II и предназначался для генерал-фильдцейхмейстера графа Г.Г. Орлова. Г. Орлов не дожил до окончания строительства дворца. После его смерти Екатерина II выкупила дворец у его наследников и подарила своему второму внуку Великому князю Константину Павловичу к его бракосочетанию, которое состоялось в 1796 г.
После его смерти император Николай I назначает дворец своему второму сыну великому князю Константину Николаевичу. Во дворе меня встретил «Фонтан взлетающих камней» и памятник Александру III.
В 1892 г. Мраморный дворец наследует сын великого князя Константина Николаевича — князь Константин Константинович.
Он жил в созданных для него апартаментах на первом этаже дворца, выходящих окнами на Миллионную улицу, художественные убранства, которых частично сохранились до наших дней.
С 1917 года, когда у власти в России уже было Временное правительство, во дворце размещалось Министерство труда. Новый период в истории Мраморного дворца начался в декабре 1991 года, когда его передали в распоряжение Государственного Русского музея.
С этого времени ведется планомерное изучение и научная реставрация уникального памятника. Восстанавливаются декор, историческая планировка и объемы помещений. На второй этаж в анфилады парадных залов ведет величественная лестница, отделанная различными сортами цветного мрамора. Парадная лестница выполнена по проекту Ринальди из мрамора серо-серебристых оттенков.
Изюминкой дворца является Мраморный зал. Украшая зал, архитектор использовал различные сорта русских и итальянских мраморов, разнообразно сочетая их между собой. Стены облицованы уральским, карельским, греческим, итальянским мрамором. В убранстве главного помещения дворца архитектор использовал редкий поделочный камень — лазурит.
В Мраморном зале все люстры подлинные.
Барельефы на морскую тематику в лаковом зале:
Ещё залы дворца:
С 1849 года, в течении 4-х лет, во дворце производился большой ремонт. Реставрировал Александр Павлович Брюллов.
Княжеские покои закрыты для посещения. Во дворце сегодня Русский музей делает свои выставки искусства конца XX — начала XXI века. Картины и скульптуры Элен Дельпра, Жорж Отар, Джонатан Борофски и других. Например, Серж Есаян, «С добрым утром»:
Интересные инсталляции (или как это называется?) — объёмная фигура человека в настоящей одежде:
Или фигура девушки на обычном стуле в Белом зале с шикарным ажурным потолком:
Александр Бродский, инсталляция «Серое вещество» (известный художник и архитектор, представлявший Россию на X архитектурной биеннале в Венеции). Свою инсталляцию он создал в Нью-Йорке в 1999 году
Что-то более понятное:
Что-то менее (на втором фото работа называется «Зимний пейзаж»):
Вот это показалось интересным «Тень на старинном доме» и «Ночь»:
А вот это что? (называется «Мост»). Что имелось в виду?:
Дальше буду рассказывать без привязки к дням, просто из недельной поездки.

Читайте также:  Бесплатная медицина и всеобщее образование. Деятельность профсоюзов

В ОСОБНЯК РУМЯНЦЕВА я билет заранее не брала. Просто зашла по пути.

Здание особняка построено в 1730-1740-х годах. Выдающийся государственный деятель, просветитель и меценат, Николай Петрович Румянцев завещал свой дом, наполненный уникальными коллекциями древностей и крупнейшим по тем временам книжным собранием, России «на благое просвещение».

Цитата:

В 1831 году в особняке был открыт первый в России частный публичный музей. В 1861 году Румянцевский музей был перевезён в Москву. Позднее его коллекции легли в основу собрания Российской Государственной библиотеки и Музея Изобразительных искусств им. А. С. Пушкина.

Особняк как частная собственность переходил от одного владельца к другому. С 1880 по 1916 он принадлежал герцогам Лейхтенбергским—потомкам правящих династий России и Франции.

К 300-летию Санкт-Петербурга была закончена реставрация исторических интерьеров особняка, выполненных в 1880-е годы архитектором А. А. Степановым.

Помпезное здание и шикарная лестница на входе:
Музыкальный зал:
С 24 декабря 2020 по 30 ноября 2021 проходит выставка «Венеция вдали, как странный сон…»
Выставка знакомит с коллекцией «венецианских» материалов из собрания Государственного музея истории Санкт-Петербурга. Гравюры, литографии, живописные произведения, исторические фотографии, всего более 170 изображений, дают представление о том, как выглядела Венеция в XVIII–XIX веках. Потолок «плавающий», на фото не понятно, видео вставлять в отзыв так и не научилась.
«Вокруг Сан-Марко»:
Интересное кресло:
Дубовая лестница на три этажа в конце 1880-х годов заменила металлическую. Перила и настенные панели с резьбой можно разглядывать долго:
На втором этаже выставка предметов времён НЭПа:
Далее идёт выставочное пространство «Коммунальный рай, или Близкие поневоле», расположенное в интерьерах бывшей коммунальной квартиры, расселённой в конце 90-х годов ХХ века. Квартира общей площадью 125 кв. м сохранила подлинную планировку:
В 20-е годы коммунальные квартиры составляли около 70% всего жилого фонда города. Не менее острая ситуация с жильём наблюдалась в начале 1960-Х годов. Население Ленинграда выросло в 4 раза по сравнению с первыми послевоенными годами. Проблема коммунальных квартир не решена до сих пор. Среди городов России Санкт-Петербург занимает первое место по количеству «коммуналок», их насчитывается больше 100 тысяч и в них проживает около 650 тысяч человек, то есть каждый 8-й житель города! Меня очень впечатлила эта информация!!! Андрей Смирнов ещё уточнил (я знала про коммуналки, конечно, но не предполагала, что проблема настолько большая!):

Цитата:
В Санкт-Петербурге на начало 2016 года насчитывалось 83 350 коммунальных квартир в которых проживали 262 689 семей. На начало 2017 виден прогресс — соответственно, 76 658 квартир и 245 тыс. семей.

Что же говорить о 2008 годе, когда квартир было 116 647 ! Если сравнить с Москвой, то там их в 3 раза меньше…

По приблизительным расчетам в год расселяют около 5000 квартир(в 2015 году расселено 5297 коммунальных квартир в которых проживали 11 788 семей) и если не увеличить темпы, то полностью поменяют свое жилье их жители только к 2033 году.

Здесь же большой зал с выставкой «Ленинград в годы войны».

Во ДВОРЕЦ МЕНШИКОВА я приобрела билеты заранее, и правильно сделала!

Во-первых, выходной, во-вторых, хорошая погода. И вот результат:
Экскурсия была рассчитана всего на час, группы по 15 человек шли конвейером. Я бы с удовольствием погуляла здесь ещё и самостоятельно, но в период пандемии это стало невозможно. Только часовые экскурсии! Поварня служила для разогрева и оформления блюд перед подачей на на парадный второй этаж, где проходили приёмы и праздничные обеды:
Зал для парадных приёмов и итальянская копия древнегреческой статуи «Нога колосса» с пальцами из оникса.
Камин
В нескольких залах представлена выставка «Искусство комфорта. Коллекция Эрмитажа переносных печей XIX-XX веков» —
чугунные печи из Западной Европы с эмалевыми расписными вставками конца XIX — начала XX веков:

Цитата:

Эти экспонаты долгое время находились в подвалах Эрмитажа и были недоступны для посетителей. Коллекция насчитывает 55 экземпляров. Кстати, самые первые печи для коллекции приобрел (купил в обычной «комиссионке») один из заведующих отделом Эрмитажа. 21 печь была просто подарена музею, а некоторые специально разыскивались в домах Санкт Петербурга, идущих на слом

И на все эти печи нам было отведено минут 15!
Не то, что рассмотреть, но и таблички возле них прочитать времени не хватит. Пришлось быстро-быстро фотографировать все и уже в отеле рассматривать. И то, группа убежала вперёд, а меня начали подгонять. Но я сказала, что пришла ради этих печей и, пока все не сфотографирую, не уйду. Потом бегом нагоняла группу. Дальше нас ждали красивые интерьеры. Меншиковский дворец одним из первых в Петербурге «вобрал» в себя появившуюся во Франции моду на изразцовые интерьеры. Бело-синяя расписная керамическая плитка в восточной части дворца.

Цитата:

Светлейший князь велел выписать голландскую плитку в количестве 50 000 штук на «убранство палат».

Изразцовый вопрос решало и отечественное производство: в 1719 году на кирпичном заводе в Стрельне приступили к работе обученные в Голландии русские художники.

Интерьеры дворца (не менее тринадцати комнат) были отделаны делфтской плиткой с кобальтовой росписью к 1717 году, до настоящего времени дошли лишь четыре из них. Сейчас в общей сложности 27810 изразцов украшают стены и потолки четырех комнат

Предспальня — здесь светлейший князь вёл переговоры с государственными деятелями и военными дипломатами и обсуждали вопросы, связанные со строительством Санкт-Петербурга:
Кабинет из прихожей — название помещению дано по описи 1732 года.
Стены и потолок сохранили убранство плитками с росписями.
Печь облицована изразцами 1720-х годов:
Варварин покой состоял из двух комнат — спальни и кабинета.
Варвара Михайловна занималась воспитанием детей, была другом и советчицей светлейшего князя.
После падения и ареста Меншикова Варвара Михайловна предпринимала попытки добиться его оправдания и поплатилась за это ссылкой в монастырь, где и умерла в 1730 году:
Спальня А. Д. Меншикова отделана голландскими плитками и украшена живописными полотнами:
Ореховая — интерьер в золотисто-коричневых тонах, стены отделаны натуральным орехом.
Здесь бывали Пётр I, императрица Екатерина I, герцогиня Курляндская, герцогиня Мекленбургская.
В Большом зале князь устраивал приёмы, праздники, давал балы.
Стены покоев Дарьи Михайловны Меншиковой задрапированы тканью, воссозданной по образцу конца XVII века.
Западная приёмная (столовая) — название комнаты условное. Стены декорированы китайскими расписными шёлковыми обоями первой четверти XVIII века в дубовых рамах. Роспись по шёлку выполнена естественными растительными и минеральными красителями. Обои можно отнести к редчайшим произведениям искусства, чудом сохранившимся до нашего времени:
Кабинет с живописью был воссоздан в 1990-е годы.
На потолке воспроизведён живописный плафон, в центре которого изображён Пётр I в облике римского Бога войны Марса:
А мимо западной прихожей группа просто проскочила, не затормозив (хорошо, что я успела сфотографировать, пока гид рассказывала, кто изображён на портретах в кабинете с живописью.
В XVIII веке из этой комнаты был выход на наружную галерею. На стенах панно с уникальной росписью на шёлке (Китай, конец XVII — начало XVIII века).
В центре комнаты лаковый кабинет-бюро, выполненный в Китае в начале XVIII века:

Ну, катастрофически мало времени на такой дворец!!!

ПС: Продолжение следует…

  • Снова Питер и окрестности (15 фото)
  • День 8-й (17 фото)
  • День 7-й (88 фото)
  • День 6-й (77 фото)
  • День 4-й (64 фото)
  • День 3-й (37 фото)
  • День 2-й (29 фото)
  • Парадные (262 фото)
  • Еда (39 фото)
  • День 5-й, ч. 2. Александрия (93 фото)
  • День 5-й, ч. 1. Ораниенбаум (111 фото)
  • Изумрудный город (18 фото)
  • Национальная библиотека (41 фото)
  • Строгановский дворец (75 фото)
  • Особняк Румянцева (54 фото)
  • Мраморный дворец (93 фото)
  • Дворец Меншикова (105 фото)
  • День 1-й. Петергоф (155 фото)
  • Отель (8 фото)
  • Отредактировано автором: 20.08.21 12:37:45 Сообщить модератору
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector