Елагин дворец – красивейшее сооружение Санкт-Петербурга, летняя императорская резиденция на Елагином острове.
Карл Росси – архитектор Елагина дворца
Карл Росси – уроженец Неаполя, сын балерины и танцовщика, 11-летним мальчиком по приглашению Павла I приехал с родителями в Россию. Император подарил им земельный участок в Павловске, где в это время Винченцо Бренна возводил новый царский дворец.
Архитектор заметил, что Карл хорошо рисовал и взял юного Росси в ученики. Через год молодой человек стал коллегой Бренна на строительстве Михайловского дворца. В 1802 году Карл отправился во Флорентийскую академию, чтобы завершить обучение.
Елагин остров
Молодой архитектор вернулся в Петербург в то время, когда острова вокруг Северной столицы были не застроены, в том числе и Елагин остров. Образованный двумя речками дельты Невы – Большой Невкой и Средней Невкой – Елагин остров протянулся на 2,1 км с востока на запад и на 800 метров с севера на восток.
В XVIII веке остров принадлежал богатому вельможе – государственному деятелю, историку, литератору и меценату Ивану Перфильевичу Елагину, По фамилии владельца и назван остров, не менявший с тех пор своё название. В 1780 году для Елагина на острове построили дворец, где любила бывать Екатерина II. В честь императрицы здесь устраивали охоты и фейерверки.
На острове – красивейшая природа, поэтому в 1817 году Александр I приобрёл земли острова за 13 часть миллиона. Император сделал подарок матери, вдовствующей императрице Марии Фёдоровне, предложив поселиться здесь, недалеко от города, в летней императорской резиденции.
Перестроить бывший дворец вельможи на Елагине острове Александр I поручил придворному архитектору Карлу Росси. Так в Петербурге возник дворцово-парковый ансамбль, который включал в себя:
- Дворец.
- Кухонный корпус.
- Оранжерейный павильон.
- Конюшенный корпус.
- Павильон под флагом с гранитной пристанью.
- Музыкальный павильон.
Работа архитектора над ансамблем зданий
Проектируя ансамбль Елагина острова, Росси учёл все привычки Марии Фёдоровны и создал красивый уютный дворец для жизни императрицы. Дворец, возведённый 1818-1822 годах, так понравился матери Александра I, что после окончания работ её сын пожаловал Карлу Росси орден святой Анны, а к награде приложил алмазные подвески.
Современники неизменно восхищались красотой императорской резиденции. Один из них так выразил своё впечатление: «Изящные контуры и белизна этого здания, построенного среди цветущих полей и вод, делали его подобным лилии, выступающей в хрустальной вазе среди букета цветов».
Архитектор составил смету с небывалой точностью – 1587632 рубля 40 копеек и не выходил за её пределы. Здание Елагина дворца возводилось в восточной части острова. Одновременно со строительством дворца по проекту английского садовода Буша разбивался парк, куда входил широкий луг, названный Масляным. Здесь устраивали праздники Масленицы.
Архитектура дворца
Росси сохранил старые стены прежнего дворца и создал особняк, светлое, лёгкое и изящное творение, в котором сочетаются торжественность и строгость внешнего облика с изысканностью и изяществом интерьеров.
Особняк – трёхэтажное прямоугольное здание, увенчанное плоским куполом, поставлено на высокий каменный ступенчатый цоколь-террасу с ажурной чугунной решёткой.
Парадный фасад, оформленный шестиколонным портиком, обращен к парку, куда спускается широкая многоступенчатая лестница, украшенная чугунными шарами, которую стерегут фигуры львов. К центральному парадному входу ведут пологие пандусы.
Нарядно выглядит и противоположный фасад, выходящий на реку. В центре объёма – полуротонда, окружённая сдвоенными колоннадами. Полукруглая лестница оформлена декоративными вазами и чугунными цветочными корзинами. Среди зелени прячутся служебные корпуса.
Интерьеры
Интерьеры Елагина дворца отличаются изысканностью и оригинальной отделкой. Мебель, роспись плафонов и торшеров, декоративное убранство окон и дверей, включая рисунок дверных ручек – всё придумал и создал Карл Росси. Интерьеры не переделывали: после смерти Марии Фёдоровны дворец стал запасной царской резиденцией, императоры бывали здесь редко.
Первый этаж
Семья Романовых владела дворцом до начала XX века. На первом этаже – анфилада Парадных залов, торжественных, нарядных, похожих на изящную драгоценную шкатулку. В парадных помещениях – 20 дверей, облицованных драгоценными породами дерева и украшенных тонкой золочёной резьбой.
В нишах вестибюля первого этажа – фигуры весталок, хранительниц домашнего очага, держащих в руках светильники. С изысканной роскошью оформлена столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и будуар Марии Фёдоровны.
Стены и колонны в помещениях облицованы искусственным мрамором, белый блестящий материал на вид воспринимался, как фарфор.
Овальный зал
Самое эффектное помещение первого этажа – Овальный зал с пятью высокими и широкими окнами. Купол зала, украшенный росписью и бронзовой люстрой, поддерживают кариатиды.
Стены, облицованные искусственным мрамором, расписаны цветами и сценами из античной мифологии. На потолках – группы резвящихся купидонов. Купидон – бог любви в древнегреческой мифологии, крылатый мальчик с колчаном стрел за спиной. В зале Росси устроил особые, похожие на картины, шторы.
Здесь устраивались дипломатические приёмы, балы и семейные торжества царской семьи. Придворный оркестр размещался за зеркальными окнами.
Второй этаж
Комнаты второго этажа отделаны скромнее и проще. Здесь – берёзовые двери, декорированные бронзой, дубовый паркет. На потолках – изображения амуров и павлинов, лепнина и позолота. Амур в древней мифологии – резвый мальчуган, предвестник любви.
Над каминами из чёрного итальянского мрамора – большие зеркала. Напротив каждого окна – также зеркала, создающие атмосферу торжественности и лёгкости одновременно. Обстановка второго этажа располагает к покою и отдыху. Здесь – изящные диваны, кресла и стулья, легкие столики и подставки с вазами для цветов.
Закрытый шкаф, нарядный рабочий стол, на нешироких полках – фотографии в стоячих рамках, в буфете – фарфоровые и стеклянные фигурки, вазочки. На столе – книги, шахматы, на полу – яркий восточный ковёр. На третьем этаже – домовая церковь.
Из истории дворца
После смерти Марии Фёдоровны во дворце отдыхали премьер-министры. В 1018 году Елагин дворец превратили в историко-бытовой музей, который закрыли в 30-е годы XX века. Много произведений искусства в это время утрачено.
Во время Великой Отечественной войны здание сильно пострадало. В 1952-1960 годах проведена реставрация интерьеров. В 1987 году Елагин дворец открыт как музей. В фондах музея – 12 тысяч предметов искусства: живопись и скульптура, художественный фарфор и стекло, мебель, ткани и вышивка.
В музее проводятся конференции и презентации, мастер-классы, костюмированные балы и выставки, демонстрируются произведения декоративно-прикладного искусства, коллекции живописи и скульптуры XIX веков.
Видео: резиденция главного российского масона
(20
Центральный парк культуры и отдыха им. С.М. Кирова | Елагиноостровский дворец
Расположенный в восточной самой высокой части острова он издалека привлекает к себе внимание. В отличие от других дворцов своего времени, Елагиноостровский дворец являлся летней резиденцией, рассчитанной на сезонное пребывание там гостей. Он задумывался как альтернативное Павловскому место отдыха вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Эти особенности отразились в планировке и декоративном оформлении интерьеров.
В сентябре 1817 года по Указу императора Александра I у тайного советника, сенатора и писателя графа Г.В.Орлова за 350 тысяч рублей была выкуплена территория Мишина острова, известного в народе под именем Елагин. Здесь предполагалось построить новую летнюю резиденцию для вдовствующей императрицы Марии Федоровны.
Автором проекта и главным архитектором был назначен малоизвестный тогда в Петербурге К.И.Росси, которому покровительствовала императорская семья, знавшая его с юных лет. Получение этого заказа стало звездным часом для зодчего и началом периода наивысшего расцвета его творчества. Из обветшавшего усадебного дома графа И.П.
Елагина и заросшего парка он создал великолепный дворцово-парковый комплекс, ставший первым в ряду грандиозных ансамблей, определивших облик Петербурга.
Дворцово-парковый ансамбль включал в себя здание дворца, служебные корпуса — Кухонный, Конюшенный, Оранжерею, парковые павильоны — Музыкальный, Павильон под флагом, Гаупвахту, окруженные прекрасным пейзажным парком, раскинувшимся на 96 гектарах.
В 1818 году была начата перестройка дворца и перепланировка парка. При разработке проекта Росси был ограничен объемом уже существующего двухэтажного строения, расположенного в восточной, самой высокой и безопасной в случае наводнений части острова.
Архитектор сохранил фундамент, подвалы и старые кирпичные стены елагинского особняка, но увеличил объем нового дворца за счет надстройки третьего этажа и купола, венчающего здание. Он полностью изменил фасады, применив пышный и парадный коринфский ордер.
Центральную часть главного западного фасада, обращенного к Масляному лугу он выделил шестиколонным портиком, а восточного, с видом на реку и Каменный остров – выступающей полуротондой. Углы дворца обрамлены портиками с фронтонами и сдвоенными колоннами. Оба парадных фасада имеют широкие эффектные лестницы, спускающиеся в парк.
На западной установлены скульптуры львов, отлитые в 1822 году на Казенном чугунно-литейном заводе, на боковых пандусах — чугунные шары. С восточной стороны лестницу украшают великолепные полутораметровые вазы из каррарского мрамора, выполненные в мастерской скульптора Ф.Трискорни и чугунные корзины-цветочницы.
Здание дворца жемчужно-серого или, как тогда говорили, «перлового» цвета, вознесенное на высокий стилобат, стало центром всего ансамбля, издалека привлекая к себе внимание. В его внешнем облике Росси удалось сочетать пышную парадность императорского дворца и компактность усадебного дома. С особым блеском талант архитектора раскрылся в оформлении интерьеров Елагина дворца.
Парадные и жилые помещения составляли анфиладу по периметру здания. Первый этаж занимали парадные залы, личные апартаменты императрицы Марии Федоровны и служебные помещения. На втором этаже были расположены жилые комнаты. На третьем в центральной части находилась домовая церковь во имя Святителя Николая, по обе стороны от нее также жилые комнаты. Две чугунные и одна деревянная лестницы служили для сообщения между этажами.
Парадный вестибюль открывал вход во дворец со стороны Масляного луга и встречал гостей скульптурными фигурами Весталок — хранительниц домашнего очага, работы скульптора С.Пименова и приглашал в самый большой зал дворца – Овальный, который по праву считается одним их лучших интерьеров эпохи русского ампира.
К нему примыкали Голубая и Малиновая гостиные, поражающие многообразием приемов и вариантов отделки. Северный фасад был отведен под Столовый зал, где проходили торжественные трапезы. Южный фасад занимали личные покои императрицы Марии Федоровны — Угловой кабинет, получивший позднее название Фарфорового, Опочивальня (Парадная спальня) и Туалетная комната.
Анфилада завершалась Камер-юнгферской и служебными помещениями. Из-за камерности и компактности дворца даже самые пышно декорированные помещения, такие как Фарфоровый кабинет, были лишены помпезности. В интерьерах нового дворца огромная роль отводилась декоративному оформлению.
Вместе с Росси работал целый коллектив замечательных архитекторов, скульпторов, мастеров прикладного искусства. Убранство дворца отличалось своим великолепием и отвечало требованиям и вкусам времени. Лучшие скульпторы, живописцы-декораторы, мебельщики, бронзовщики по эскизам главного архитектора создавали парадные интерьеры дворца. Здесь работали скульпторы С.Пименов и В.
Демут-Малиновский, живописцы-декораторы Д.-Б.Скотти, А.Виги, Б.Медичи, мраморщики Ф.Трискорни и С.Модерни, мебельщики Г.Гамбс, И.Бауман, А.Тур, бронзовых дел мастера А.Шрейбер и И.Дипнер, обойщики, паркетчики и резчики по дереву. Современники отмечали, что убранство дворца представляло своеобразную выставку произведений искусства русской художественной промышленности.
Гармоничное сочетание архитектуры, скульптуры, декоративной живописи и предметов убранства, их стилистическая законченность и высокое мастерство исполнения не имели себе равных в русской архитектуре первой трети XIX века.
Согласно высочайшему повелению парадные покои дворца отводились вдовствующей императрице Марии Федоровне, над ними, на верхнем этаже располагались личные покои великого князя Николая Павловича и великой княгини Александры Федоровны, а оставшиеся комнаты второго этажа, занимали статс-дамы и фрейлины вдовствующей императрицы и великокняжеской четы. Центральную часть третьего этажа Дворца занимает Церковь во имя Святителя Николая. С торжественной церемонии ее освящения 22 июля 1822 года начинается жизнь во вновь отстроенном дворце.
Новый дворец на Елагином острове был восторженно принят современниками: в журналах публикуются хвалебные описания его интерьеров, поэты посвящают ему лирические строки, художники изображают на картинах и литографиях, которые тиражируются в сериях альбомов «Виды Санкт-Петербурга и его окрестностей».
В 1826 году Елагин дворец становится императорской резиденцией, местом летнего пребывания семьи императора Николая I, любимого сына вдовствующей императрицы Марии Федоровны. Здесь даются частные аудиенции, проводятся парадные приемы с роскошными балами и изысканными обедами, на которые приглашались иностранные гости, наследные принцы и коронованные особы.
Ежегодно 25 июня и 1 июля в «царские дни» тезоименитства императора Николая I и императрицы Александры Федоровны устраивались народные гуляния, завершавшиеся великолепным фейерверком напротив дворца. Во времена Николая I Елагин остров становится модным местом.
Сюда на западную стрелку съезжалась вся петербургская знать не только на праздники, но и каждый июньский вечер, чтобы «взглянуть на великолепный закат солнца и провести ночь, которая длится не более как полчаса». Во время высочайшего присутствия перед дворцом выстраивались яхты. Днем они разукрашивались флагами, а вечером на них зажигались огни, и играла музыка.
Остров был открыт для публики не только в праздники, но и в обыкновенные дни. Гулянья на Елагином острове сосредоточивались на площадке около моста, рядом с Гауптвахтой, на которой караульную службу несли кавалергарды. Супруга Николая I Александра Федоровна после коронации в 1826 году получила почетную должность шефа Кавалергардского полка.
С этого времени на Елагином острове 5 сентября, в день почитания покровителей полка, святых Захария и Елизаветы проводился праздник Кавалергардского полка, с богослужением, парадом, обедом и фейерверком. Данная традиция сохранялась на протяжении всего XIX века. Это было заключительное мероприятие сезона, завершающее пребывание императорской семьи на острове.
После ее отъезда мебель зачехлялась, ковры и посуда убирались, а картины возвращались в Эрмитаж. Зимой дворец открывался только на Масленицу для Николая I и его гостей, которые катались на ледяных горках, устроенных на Каменном острове, а греться и пить чай заходили в Елагин дворец.
После смерти Николая I в 1855 году члены императорской семьи стали реже бывать на Елагином острове. Личные покои вдовствующей императрицы оставались во дворце до ее кончины в 1860 году. В 1860-1880-е годы во дворце проводятся ремонтные работы, и высочайшие присутствия проходят редко.
Впервые после Николая I двор переехал на Елагин остров летом 1865 года накануне присяги цесаревича Александра Александровича. До обустройства в Гатчине семья цесаревича регулярно бывала на Елагином острове, находя покой и умиротворение в этом прекрасном и тихом уголке.
Супруга Александра III, датская принцесса Дагмар, нареченная при переходе в православие Марией Федоровной, была страстной любительницей балов. Специально для бала 3 февраля 1885 года в Елагином дворце и в парке было проведено электричество.
Это новшество произвело сильное впечатление на столичный бомонд.
К концу XIX светская жизнь во дворце затихла, официальные церемонии проводились в других императорских резиденциях, а остров стал местом неторопливых прогулок и отдыха петербуржцев и, в первую очередь, многочисленных дачников — семей чиновников императорского двора.
Им в краткосрочную аренду на лето, как правило, сдавались флигели Фрейлинского и Кавалерского корпусов. В течение лета, когда не было «Высочайшего присутствия», по воскресным и праздничным дням в дворцовой церкви во имя Св. Николая Чудотворца проходили службы. О дачной жизни того времени можно судить по воспоминаниям поэта Серебряного века Д.С.
Мережковского, отец которого С.И. Мережковский служил при Дворцовой конторе и семья на лето переезжала на Елагин остров. Другой знаменитый «дачник» Председатель Совета Министров П.А. Столыпин после покушения в 1906 году получил предложение от Николая II поселиться с семьей на Елагином острове, где ему обеспечивалась круглосуточная усиленная охрана.
На острове П.А. Столыпин провел четыре лета с 1907 по 1911 годы. Именно здесь К.К. Буллой была сделана памятная фотосессия премьер-министра с семьей. Последней представительницей царствующего дома Романовых, которая жила в Елагиноостровском дворце, была вдовствующая императрица Мария Федоровна (Дагмар).
Она останавливалась там летом в 1914 и 1915 годах, занималась делами общества Красного Креста и устройством лазаретов для раненых, так как в это время шла Первая мировая война. Осенью 1915 года Мария Федоровна покинула Елагин дворец, в который ей никогда уже не суждено было вернуться.
До революции 1917 года Елагин остров оставался императорской резиденцией, а во дворце сохранялось в неприкосновенности архитектурно-декоративное оформление интерьеров и предметы убранства.
После 1917 года дворец перешел в ведение Петроградского Совнаркома. С 1918 по 1929 годы он становится Музеем истории и быта, а коллекция не только сохраняется, но и пополняется предметами из разоренных дач на Каменном и Крестовском островах. В 1930 году музей был закрыт, коллекция расформирована.
Единственный из всех россиевских дворцов с полностью сохранявшейся авторской архитектурой, декором и убранством интерьера, был опустошен.
Некоторые произведения переданы в фонды Эрмитажа, Русского музея, Гатчинского дворца, другие проданы через внутренние и внешнеторговые организации, а в самом дворце расположился филиал Института растениеводства Академии Наук.
В годы Великой Отечественной войны здание дворца сильно пострадало: во время пожара в начале 1942 года погибли интерьеры. После войны, учитывая огромную художественную ценность ансамбля К.И.
Росси, начались восстановительные работы.
После изучения и систематизации исторических материалов было принято решение восстановить исторический облик дворца, парадных залов первого этажа и кабинета императора Александра I на втором этаже.
С 1952 по 1960 год продолжались реставрационные работы.
В 1961 году отреставрированный дворец принял своих первых посетителей как база однодневного отдыха трудящихся с выставочными залами на первом этаже, комнатами отдыха и бильярдными на втором и танцевальным залом на третьем. Лишь в 1987 году дворцу был возвращен статус музея и начата большая работа по созданию музейной коллекции.
С 01 августа 2016 г. Елагиноостровский дворец-музей был закрыт на реставрацию и вновь открыт для посещения с 13 апреля 2021 г.
Елагин дворец
Елагиноостровский дворец — расположен в Санкт-Петербурге на Елагином острове. Этот остров в XVIII в. принадлежал богатому вельможе Ивану Елагину, в честь которого был назван и впоследствии ни разу не переименован. В те годы там любила бывать императрица Екатерина II, для которой устраивались охоты и фейерверки. В 1780-х гг. для Елагина на острове был построен дворец.
В начале XIX в. император Александр I приобрел Елагин остров для летней резиденции своей матери Марии Федоровны и поручил знаменитому архитектору Карлу Росси перестроить Елагин дворец.
Так в Петербурге возник один из лучших дворцово-парковых ансамблей. Он включает в себя сам дворец, его Кухонный, Оранжерейный и Конюшенный корпуса, павильон под флагом с гранитной пристанью и музыкальный павильон.
Все это великолепие располагается на северо-восточной оконечности Елагина острова.
Двухэтажное здание дворца, увенчанное куполом, стоит на высокой каменной террасе. Один его фасад смотрит на реку, а с другой стороны в парк спускается широкая многоступенчатая лестница, которую стерегут чугунные львы. Перед дворцом находится Большой Масляный луг, откуда по Большой аллее при желании можно дойти до западной стрелки Елагина острова, где в XIX в. было модно гулять в белые ночи.
Интерьеры Елагиноостровского дворца отличаются изысканным убранством и оригинальной отделкой. В его украшении участвовали известные скульпторы Пименов и Демут-Малиновский, художники Скотти, Виги, Медичи. В парадных помещениях первого этажа было более двадцати великолепных дверей, облицованных ценными породами дерева и украшенных тонкой золоченой резьбой.
Каждая такая дверь воспринималась как самостоятельное произведение искусства. Вообще, на первом этаже — самые богато оформленные комнаты. В вестибюле, в нишах, стояли фигуры весталок, держащих в руках светильники, а потолок был украшен росписью. Еще большей роскошью отличались столовая, Овальный зал, кабинет, спальня и туалетная.
Стены и колонны этих помещений были облицованы искусственным мрамором. В Овальном зале и кабинете этот мрамор был очень белый и блестящий, подобно лучшему фарфору, благодаря чему кабинет стал называться Фарфоровым. Комнаты, расположенные на втором и третьем этажах дворца, были отделаны значительно скромнее и проще, чем парадные залы.
Исключения составляли кабинет Александра I на втором этаже и Церковный зал на третьем.
После смерти Марии Федоровны Елагин дворец постепенно снижает свой статус — сначала он становится запасной царской резиденцией, потом местом отдыха российских премьер-министров. Дворец сильно пострадал во время Великой Отечественной войны, но был отреставрирован и в 1987 г. открыт как музей.
Елагиноостровский дворец-музей русского декоративно-прикладного искусства и интерьера XVIII—XX вв
- Елагин остров, 4. М. «Старая Деревня», «Крестовский остров»
- Тел. 430-11-31
- Открыт ежедневно, кроме пн, с 10.00 до 18.00
- Касса работает до 17.00. Санитарный день — последний вторник месяца. Осмотр — 40-60 мин. Вход — 150 р., льготный (пенсионеры и школьники) — 50 р., студенты — бесплатно
- Посещение Музея художественного стекла оплачивается отдельно 150 р., льготный — 25 р., студенты — бесплатно
Музей занимает три здания дворцово-паркового ансамбля Елагина острова — Дворец, Оранжерейный и Конюшенный корпуса.
В его фондах — более 12 тысяч предметов искусства. Это живопись, скульптура, художественный фарфор, стекло, мебель, ткани, вышивка. Во дворце сохранились интерьеры, особенно хороши Овальный зал с полуколоннами и кариатидами, Голубая гостиная с камином из черного мрамора, Фарфоровый кабинет, Малиновая гостиная.
Парадная анфилада залов находится на первом этаже.
На втором этаже проходят выставки декоративно-прикладного искусства и старинных предметов интерьера, на третьем ведутся работы по воссозданию дворцовой церкви.
В Оранжерейном корпусе дворца в 2010 г. открылось новое музейное подразделение — Музей художественного стекла. В отреставрированном выставочном пространстве площадью 700 кв.м представлено более 700 художественных изделий из стекла и хрусталя — уникальная коллекция произведений закрытого в 1996 г.
Ленинградского завода художественного стекла, которое в свое время было ведущим стекольным предприятием в СССР. Экспозиция занимает три зала, оснащенные самым современным музейным оборудованием: Центральный, Черный и Белый (в последнем проводятся временные выставки). В музее проводятся конференции, презентации, мастер-классы по росписи стекла.
В Конюшенном корпусе находятся выставочные залы, в которых проходят выставки работ современных художников.
Елагин дворец. Парадные залы и кабинетная история
#санкт петербург #петербург
В апреле 2021 г. после пятилетней реставрации в Петербурге открылся Елагин дворец, посетителям для осмотра стали доступны два этажа из трёх. Откладывать визит на потом не стала, отправилась во дворец в день открытия.
Елагин дворец
Масштабная реставрация завершилась вовремя. В следующем году дворец будет отмечать 200-летний юбилей. Как говорят специалисты, в таком великолепии посетители не видели дворец за всё время, начиная с 1917 г.
Овальный зал – самое большое помещение Парадной анфилады дворцаСтоловый зал предназначался для торжественных обедов и ужинов. Столы сервировали посудой из парадных фарфорового и хрустального сервизов, которые были специально для этого зала изготовлены по эскизам К.И. Росси на Императорских заводах.Овальный зал – самое большое помещение Парадной анфилады дворца
Прежде, чем начну свой рассказ о посещении дворца, скажу в двух словах о собственных впечатлениях.
Первый этаж Елагина дворца представлен Парадной анфиладой залов с практически обязательным для дворцов набором — Туалетная и Опочивальня, гостиные, в данном случае — Голубая и Малиновая, Столовый зал и Овальный, который служил для балов.
Здесь, как и положено парадным дворцовым залам, всё торжественно, нарядно и, по большому счёту, ожидаемо. Особенно хорош угловой Фарфоровый кабинет Марии Федоровны. Изящная драгоценная шкатулка, не лишённая уюта!
Угловой кабинет Марии Фёдоровны, который ещё в XIX в. получил второе название «Фарфоровый» благодаря особенной декоративной отделкеНа стенах и потолке Фарфорового кабинета – фигуры танцующих граций, играющих амуров и арабески с изображением павлина, любимой птицы Марии ФёдоровныУгловой кабинет Марии Фёдоровны, который ещё в XIX в. получил второе название «Фарфоровый» благодаря особенной декоративной отделке
Этажом выше – чисто елагиноостровская история, продуманная и созданная в ходе последней реставрации. Такого больше пока нет нигде (в Петербурге, по крайней мере). Кабинетная история… Залов меньше, а удовольствия получила от них больше.
Кабинет в стиле «жакоб» (парижский мастер Ж. Жакоб одним из первых стал изготавливать мебель из красного дерева с декором в виде узких латунных тяг)Кабинет в стиле «жакоб» (парижский мастер Ж. Жакоб одним из первых стал изготавливать мебель из красного дерева с декором в виде узких латунных тяг)
Елагин дворец (называемый также Елагинским) построен по заказу императора Александра I архитектором Карлом Росси. Императорская резиденция возводилась в 1818-1822 гг. для вдовствующей императрицы Марии Федоровны, матери Александра Павловича, и оставалась во владении семьи Романовых до начала XX века.
Убранство Парадной Опочивальни отличалось особой пышностью. Стояла парадная кровать-ладья и ночные столики, диван, кушетка, шесть кресел и два столика. Белая тафта и атласные драпировки с золотистым орнаментом украшали стены, оконные проёмы и балдахин над кроватью.Опочивальня Марии ФёдоровныУбранство Парадной Опочивальни отличалось особой пышностью. Стояла парадная кровать-ладья и ночные столики, диван, кушетка, шесть кресел и два столика. Белая тафта и атласные драпировки с золотистым орнаментом украшали стены, оконные проёмы и балдахин над кроватью.
И здание дворца, и интерьеры парадных залов и жилых комнат создавались по проекту К.И. Росси. Для архитектора это была первая крупная самостоятельная работа в Петербурге. Росси продумывал и прорисовал оформление дворца до мельчайших деталей. Мебель, роспись плафонов и торшеров, декоративное убранство окон и дверей, включая рисунок дверных ручек – всё это «от архитектора».
В Туалетной в дни торжеств Мария Фёдоровна готовилась к приёму гостей. Согласно дворцовой описи в комнате раньше был камин, облицованный итальянским белым мраморомДекоративная роспись потолка Туалетной исполнена в технике гризайль художником Джованни Батиста СкоттиВ Туалетной в дни торжеств Мария Фёдоровна готовилась к приёму гостей. Согласно дворцовой описи в комнате раньше был камин, облицованный итальянским белым мрамором
Ещё одна важная деталь и достаточно редкий случай в дворцовой практике – интерьеры Елагина дворца с момента их создания не перепланировались. Дело в том, что после смерти Марии Фёдоровны Елагиноостровский ансамбль стал запасной царской резиденцией. Императоры бывали здесь редко, нужды перестраивать дворец под вкусы новых жильцов не было.
Стены Голубой гостиной первоначально были украшены бумажными обоями Царскосельской обойной фабрики, спустя тридцать лет их задекорировали шёлковым штофом. И обои, и шёлк, понятное дело, были голубого цветаВо времена Марии Фёдоровны неотъемлемой частью ансамбля гостиной являлась люстра из золочёной бронзы.
Стены Голубой гостиной первоначально были украшены бумажными обоями Царскосельской обойной фабрики, спустя тридцать лет их задекорировали шёлковым штофом. И обои, и шёлк, понятное дело, были голубого цвета
А потому и вопроса, на какой период времени делать интерьеры, в ходе последней реставрации не возникло.
Всё внутреннее убранство парадных залов воссоздано в том виде, какими их задумал зодчий Карл Росси.
Название Малиновой гостиной определили малиновые бумажные обои с золотыми розетками в резных золочённых рамахВпоследствии, как и в случае с Голубой гостиной, обои заменили на шёлковые штофыКамин из белого мрамора создан мастером Ф.
Трискони, рама надкаминного зеркала и двери украшены резными позолоченными накладкамиНазвание Малиновой гостиной определили малиновые бумажные обои с золотыми розетками в резных золочённых рамах
Каждый из залов Парадной анфилады хорош по-своему.
Самое же эффектное, на мой взгляд, помещение на первом этаже — центральный Овальный зал, купол которого поддерживают многочисленные кариатиды.
Овальный зал
В Овальном зале устраивались дипломатические приёмы, балы, семейные торжества императорской семьи. Во время проведения празднеств придворный оркестр размещался на втором этаже за зеркальными окнами, которые для таких случаев специально открывали.
Овальный зал
Стены этого зала декорированы искусственным мрамором. Снизу кажется, что свод купола состоит из отдельных ячеек, в каждой из которых помещена лепная розетка. На самом деле, это роспись в технике гризайль, выполненная художником-декоратором Б. Медичи.
Овальный залОвальный залОвальный зал
Рассказывая о дворце, показала все залы первого этажа, доступные для осмотра. Переходим на второй этаж, где развёрнута интерьерная экспозиция «Кабинетная история».
Парадная лестницаПарадная лестница
Слово «кабинет» имеет два значения. Первое — «комната для занятий или деловых приёмов», второе — «предмет мебельного убранства». В России со времён петровских преобразований в особняках и домах стала появляться специальная комната – рабочий кабинет хозяина.
Ореховый кабинет-гостинаяВ рабочей зоне орехового кабинета – двухтумбовый письменный стол и резное креслоЗона для отдыха оформлена комплектом из двух кресел, объединённых центрально поставленным столомОреховый кабинет-гостиная
Как правило, кабинетная мебель группировалась в помещении довольно свободно. Непременно присутствовала зона для рабочих занятий с обязательным письменным столом (реже бюро) и книжным шкафом.
Кабинет в стиле «жакоб». «Рабочая» зонаКабинет в стиле «жакоб». «Рабочая» зонаКабинет в стиле «жакоб». «Рабочая» зона
Чаще всего, ещё одна группа мебели отвечала за кабинетную зону отдыха и общения. Вариантов было несколько: мягкий диван и стол перед ним, пара кресел или стульев и тот же «журнальный» стол между ними. В этой же зоне размещались шахматные и ломберные столы.
Кабинет в стиле «жакоб». Зона для отдыха и беседКабинет в стиле «жакоб». Зона для отдыха и беседКабинет в стиле «жакоб». Зона для отдыха и бесед
Расстановка мебели в женских кабинетах практически повторяла мужской вариант.
Для приёма гостей, бесед и чаепитий – изящный диван, разнообразные кресла, стулья и лёгкий столик. В рабочей части кабинета закрытый шкаф, кресло и нарядный рабочий стол.
Для дамских комнат был ещё один обязательный элемент – высокие подставки с вазами для цветов.
Дамский кабинет-гостиная в стиле «второго рококо»Дамский кабинет-гостиная в стиле «второго рококо»
Обстановка рабочего кабинета быстро менялась и подстраивалась под вкус и стиль конкретной эпохи. В конце XIX в. стиль модерн проникает и в оформление кабинетов. Деление на зоны сохранилось, правда, повысились требования к комфорту, и возникла потребность в совершенно новых предметах.
Дамский кабинет в стиле модернДамский кабинет в стиле модернДамский кабинет в стиле модерн
Для интерьера стали характерны неширокие полки, которые заполнялись фотографиями в стоячих рамках, фарфоровыми и стеклянными фигурками и вазочками. Вместо книжных шкафов в интерьере кабинетов появились горки-буфеты для книг и мелких предметов.
Дамский кабинет в стиле модернДамский кабинет в стиле модернДамский кабинет в стиле модерн
В первое десятилетие XX в. излишняя декоративность в кабинетном убранстве уступила место строгим и логичным формам. Например, в представленном на выставке мужском кабинете тех времён из украшательств лишь восточный ковёр и «строгая» живопись в стильных рамах.
Мужской кабинет в стиле модернМужской кабинет в стиле модернМужской кабинет в стиле модерн
Без сомнения, самым пышным выглядит интерьер Охотничьего кабинета, попадая в который, проваливаешься во времени и ощущаешь себя в уединённом замке где-то в горах…
Охотничий кабинетОхотничий кабинетОхотничий кабинет
Кабинетная история создана в Елагиноостровском дворце неслучайно. На выставке кабинетов есть свой главный герой, который и объединяет её с Елагиным дворцом.
Кабинет Александра I, воссозданный на историческом местеКабинет Александра I, воссозданный на историческом месте
Ядро выставки, та самая вишенка на торте — ранее недоступный посетителям, полностью восстановленный кабинет Александра I. Реставраторы воссоздали былое убранство императорского кабинета, взяв за основу описи 1826 г. и акварель художника М.Н. Воробьёва с изображение кабинета.
Кабинет Александра I, воссозданный на историческом местеКабинет Александра I, воссозданный на историческом месте
Надо отметить, что данное помещение начали реставрировать ещё в послевоенные годы, тогда восстановили убранство потолка. Протечка крыши приостановила работы и привела к тому, что данный зал никогда не открывался для посетителей. Сейчас всё получилось. Как говорится, спешите видеть!
Кабинет Александра IКабинет Александра I
Два таких разных этажа, две истории… Конечно, они взаимосвязаны. Но чем хороши экспозиции в Елагином дворце? Их можно смотреть по отдельности. Тем более что и входная плата разделена поэтажно, и экскурсии проводятся как по всему дворцу, так и по отдельным выставкам.
Режим работы Елагиноостровского дворца-музея с 13 апреля 2021 г.:
Ежедневно с 10.00 до 18.30, кроме понедельника и среды (касса до 18.00)
Среда — с 13.00 до 21.00 (касса до 20.30)
- Выходной день: понедельник
- Стоимость билетов (взрослый, без льгот):
- на постоянную экспозицию «Парадная анфилада Елагиноостровского дворца» (1 этаж):
- входной: 150 рублей
- экскурсионное обслуживание: 250 рублей
на выставку «Кабинетная история» (2 этаж):
- входной: 100 рублей
- экскурсионное обслуживание: 250 рублей
Продолжительность экскурсии: 45 минут. Подробная и актуальная информация на сайте музея
На третьем этаже дворца разместятся музейные фонды и будет работать выставочное пространство. 03 июля 2021 г. здесь открыта временная выставка Императорского фарфорового завода к 200-летию Елагиноостровского дворца «Дворец, что розами венчался» (до 26 сентября 2021 г., стоимость входного билета без льгот – 150 рублей)
- Как добраться до Елагина дворца:
- Санкт-Петербург, Елагин остров, 4
- Ближайшие станции метро: «Крестовский остров» и «Старая деревня»
- От станции метро «Крестовский остров» пройти пешком по улице Рюхина до 2-го Елагинского моста, от «Старой деревни» — по Липовой аллее до пересечения с Приморским проспектом, вход в парк через 3-й Елагин мост.
- Небольшая подборка дворцов Петербурга, доступных для посетителей:
- Петергоф. Открытие Екатерининского корпуса после реставрации
- Фермерский дворец в Петергофе
- Гатчинский дворец: личные комнаты Николая I
- Другие статьи моего канала доступны здесь. Буду рада новым подписчикам)))
- #дворцы #архитектура #реставрация #история