Дворец белосельских-белозерских: экскурсии, режим работы

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских – яркий образец аристократического особняка XIX века, розовое здание в стиле нового барокко, украшающее Невский проспект.

Это памятник архитектуры, куда можно прийти на экскурсию, чтобы полюбоваться сохранившимися интерьерами, узнать интересную историю дворца и его обитателей, побывать на концерте или спектакле в изумительно красивом зале с прекрасной акустикой.

Историческая справка

Вдоль берегов Фонтанки с начала XVIII века выделялись участки для знатных особ под застройку барскими усадьбами. Потомственные князья Белосельские-Белозерские приобрели участок у Аничкова моста лишь в 1797 году, выстроив на месте небольшого деревянного дома каменное здание в строгом классическом стиле.

Прошло всего несколько десятилетий и границы парадного Петербурга расширились до Фонтанки, которая прежде служила окраиной, и ничем не примечательный княжеский дом очутился в самом центре столицы. В 1846-48 годы, архитектор императорского двора А. И.

 Штакеншнейдер, профессор Академии художеств, спроектировавший Мариинский дворец на Исаакиевской площади, полностью перестраивает здание, превратив его в роскошный дворец.

Обратите внимание

Он стал последней по времени частной постройкой в великолепной дворцовой плеяде Петербурга.

Инициатор строительства, генерал князь Эспер Белосельский-Белозерский, едва успев сделать заказ на постройку дворца, скончался от тифа, заразившись в железнодорожном лазарете, который инспектировал по долгу службы.

Вдова князя, вскоре вышла замуж за камергера В. В.

 Кочубея и переехала к мужу, а выстроенный заново дворец на Невском проспекте, расположенный вблизи императорского Аничкова дворца, использовала для роскошных приемов и балов, которые часто посещали царствующие особы.

Во второй половине XIX века дворец превратился в одно из самых светских мест столицы, славился музыкальными вечерами, в его прекрасном концертном зале перед избранной публикой блистали пианисты-виртуозы Антон Рубинштейн и Ференц Лист, в числе приглашенных гостей бывал композитор П. И. Чайковский.

Промышленный кризис, начавшийся в России в 1880-х годах, отразился на финансовом благополучии хозяев дворца, основные капиталы которых составляли Уральские металлургические заводы, ставшие убыточными. Дворец пришлось продать в казну.

В 1884 году его владельцами стали великий князь Сергей Александрович (младший брат Александра III) с супругой Елизаветой Федоровной – старшей сестрой последней российской императрицы.

В Сергиевском дворце (такое название он получил при новых хозяевах) произошла судьбоносная встреча и романтическое знакомство наследника российского престола с будущей женой, прибывшей в Россию погостить у сестры.

Судьба самих владельцев дворца завершилась трагически. Великий князь, в то время генерал-губернатор Москвы, в 1905 году был убит эсером И. Каляевым.

Важно

Вдова основала Марфо-Мариинскую обитель и стала игуменьей, передав права на Петербургский дворец племяннику погибшего мужа – Дмитрию Павловичу.

Она приняла с достоинством мученическую смерть в Алапаевске в 1918 году, сброшенная заживо в шахту старого рудника вместе с другими представителями семьи Романовых.

Дмитрий Павлович в годы первой мировой войны предоставил несколько залов дворца русско-британскому госпиталю, просуществовавшему до 1918 года, о чем свидетельствует табличка при входе в здание. Для самого хозяина после его участия в убийстве Распутина дворец на некоторое время превратился в тюрьму, которую он делил с соучастником преступления – Феликсом Юсуповым.

В качестве наказания за содеянное, Дмитрий Павлович в 1917 году был выслан из России, что, ввиду грядущих революционных событий, позволило ему избежать печальной участи: не только сохранило жизнь, но и средства для жизни за границей.

Последним частным владельцем дворца был банкир и промышленник И. И. Стахеев, выкупивший его, но так и не успевший в нем пожить. В 1918 году дворец национализировали. Долгие годы его занимал райком КПСС Куйбышевского района.

Здание, сильно пострадавшее в блокаду, после войны отремонтировали, провели реставрационные работы под руководством И. Н. Бенуа. Постепенно началась экскурсионная и концертная деятельность, и в 1991 году дворец приобрел статус городского культурного центра.

С 2003 году дворец подчинен Управлению делами президента РФ.

Архитектура и интерьеры

Парадные фасады дворца напоминают творения Ф. Б. Растрелли — великого зодчего Елизаветинской эпохи, а более всего — Строгановский дворец на Мойке. Сходство усиливается одинаковым угловым расположением дворцов на пересечении Невского проспекта с водными преградами.

Конечно, совпадение далеко не случайное. Архитектор получил задание построить дворец, а образ дворца ассоциировался в большей степени именно с нарядным и утонченно-изящным стилем русского барокко, стилем, в котором выполнен главный дворец Северной столицы – императорский Зимний.

Но, не стоит забывать, что на дворе был XIX век и строение несет в себе черты присущего той эпохе стиля эклектики. В прорисовке деталей, более дробных и мелких по сравнению с оригиналом, нет игривой итальянской живописности, они выполнены с некоторой графической сухостью. Планировка дворца, облик внутреннего двора и дворовых фасадов подобны Доходным домам того времени.

Совет

Несмотря на характерные приемы барокко: овальные окна, обрамленные фигурными наличниками, четвертичные колонны, циркульные фронтоны, скульптуры атлантов, удерживающих решетчатые балконы, — дворец является лишь стилизацией под барокко, получившей название необарокко или второе барокко. Это направление становится модным в середине XIX века, и именно дворец Белосельских-Белозерских является выдающимся его примером и первым образцом такой постройки в Петербурге.

К несомненным его преимуществам следует отнести стилевое единство внешнего облика и внутренних интерьеров, что было редкостью в то время.

Гораздо чаще внутреннее убранство богатых частных особняков пестрило разнообразием западных, а порой и восточных мотивов.

Здесь же в декоре господствует стиль рококо и его атрибуты: дорогой текстиль, деревянный узорчатый паркет, лепнина, мраморные камины, французская живопись XVIII века, встроенная скульптура.

Работами по декорированию дворца руководил А. И. Штакеншнейдер. Для скульптурного оформления фасадов и внутренних помещений был приглашен скульптор Д. И. Иенсен.

Анфиладу парадных залов, расположенных на втором этаже вдоль Невского проспекта, начинает гостиная и парадная столовая, ее продолжает картинная галерея, преобразованная в театральное фойе, и Зеркальный концертный зал на 400 мест.

Череду залов с видом на Фонтанку открывает Малиновая гостиная, затем идут Зеленая гостиная и Приемная. Особенное впечатление производят Парадная лестница и библиотека, стены которой обшиты деревом с позолоченной резьбой.

Подлинные интерьеры дворца сохранились до наших дней. Их отделка представляет большую художественную ценность и создает особенную атмосферу, усиливающую впечатление от концерта или спектакля.

Обратите внимание

Знакомству с дворцом можно посвятить целый вечер, записавшись предварительно на часовую экскурсию перед началом представления, выбранного по Вашему вкусу на сайте дворца. В ходе экскурсии можно ознакомиться с фотодокументами о семьях владельцев дворца и фотовыставкой, посвященной русско-британскому госпиталю, размещавшемуся здесь в 1915-1918 годах.

В будние дни до 15:00 работает музей демократии А. Собчака с бесплатным входом для всех желающих.

Во дворце можно провести свадебную фотосессию.

Где находится и как добраться

Источник: http://spbguidebook.ru/dvorec-beloselskih-belozerskih/

Дворец Белосельских–Белозерских

Я уверена, что при своей поездке в Санкт-Петербург во время непременного для всех туристов променада по Невскому проспекту вы непременно обратите внимание на здание, удивительное по красоте.

Расположено оно близ Аничкого моста (того самого, перекинутого над Фонтанкой, где с XIX века происходит клодтовское «укрощение коня»). Пройти равнодушно мимо вы просто не сможете – так хорош данный дворец Белосельских-Белозерских! Сразу обращу ваше внимание на то, что этот необарочный архитектурный шедевр нашей Северной столицы сегодня является также известным культурным учреждением города.

Думаю, посетить место, где музицировал даже сам Пётр Ильич Чайковский, вам станет интересно.

История появления

Познакомлю вас с тем, как складывалась судьба данного дворца.

Место расположения

При строительстве новой столицы Российской империи в начале XVIII века места у Фонтанки отдавались Петром Великим для владений разных великосветских особ. Вот и участок, где располагается нынешний дворец Белосельских-Белозерских, изначально также обживался знатью.

Принадлежал он по-первости князю А. И. Шаховскому, затем – сенаторам П. В. Мятлеву и И. А. Нарышкину. В конце XVIII века у последнего это место выкупила княгиня Анна Григорьевна Бельсельская-Белозерская – супруга князя Александра Михайловича Белосельского-Белозерского.

И вот в 1800 году здесь строится (архитектор Ф. И. Демерцов) особняк, выходящий фасадом на Невский проспект. Но это был только скромный «старший брат» сегодняшнего дворца, исполненный в классическом стиле.

Для знатной семьи здание со временем стало казаться простоватым и не соответствовало их блистательному положению в обществе. Отмечу, что княжеский род этой фамилии вёл начало ещё от самого Владимира Мономаха.

Вот и решено было превратить особнячок в нечто более престижное.

Рождение дворца

Новый дворец Белосельских-Белозерских было поручено проектировать архитектору Андрею Ивановичу Штакеншнейдеру.

Талантливый зодчий, уже зарекомендовавший себя в качестве мастера экстра класса при создании величественного Мариинского дворца напротив Исаакиевского собора, принялся за дело.

Проект был создан и одобрен в 1841 году даже Императором Николаем I. Сама постройка завершилась к 1848 году. По ходу отмечу, что после данного здания частные дворцы в Петербурге уже не будут строиться. Оно стало последним в их блестящей плеяде.

Важно

Под руководством Штакеншнейдера были перестроены смотрящие на Фонтанку и Невский корпуса, а также появились два флигеля во дворе. Фасады нового дворца Белосельских-Белозерских выполнены в стиле барокко. Есть мнение, что образцом для данного здания стал Строгановский дворец (сегодня, с 1988 года – филиал Русского музея).

Читайте также:  Отель «новый петергоф»: фото, адрес, отзывы

Данное здание вы можете увидеть, проходя по Невскому проспекту в том месте, где он пересекается с рекой Мойкой.

Интерьеры

Расскажу вам, что новый дворец теперь щеголял не только своим архитектурным решением, но и великолепием внешнего облика и внутренних покоев. Помните песню про Атлантов, которые «держат небо на каменных руках». Так вот, точно также как эти величественные изваяния украшают вид портика Эрмитажа, сегодня они привлекают взоры прохожих, поддерживая и фасады дворца Белосельских-Белозерских.

Всего фигур шестнадцать. К Фонтанке обращены шесть из них, на Невский проспект взирают восемь, а на знаменитый Аничков мост посматривают ещё два. Внутри помещений дворца также присутствуют эти титаны в компании кариатид.

Скульптуры были созданы по моделям Д. И. Иенсена. Убранство залов было выполнено в манере рококо. При прохождении анфилады залов второго этажа вначале гости попадали в Малиновую гостиную.

За ней следовали Зелёная гостиная и приёмная, которую оживляло панно «Праздник Венеры» и изящная мебель производства мельцеровской фабрики. Вереница помещений вдоль Невского проспекта открывалась гостиной и Парадной столовой.

Далее шла картинная галерея.

Именно она в XX веке будет нести функцию фойе концертного зала, который поначалу делился на два помещения. Также из картинной галереи можно было попасть и в Театральный зал.

К помещения первого этажа относились приёмная, кабинет и столовая. Приходящие гости могли уже сразу ощутить атмосферу торжественных раутов, лишь только ступив на каменные ступени Парадной лестницы.

Также во дворце был проведен водопровод.

Первые владельцы

Я согласна с расхожим мнением, что в нашей жизни забавно что-то загадывать наперёд. Отмечу, что инициатору создания дворца, возведенного Штакеншнейдером, князю Эсперу Александровичу Белосельскому-Белозерскому не довелось пожить в новых хоромах.

Случилось так, что в 1846 году он скончался от тифа. Вдовствующая княгиня Елена Павловна была женщиной видной. Она скоро повторно вышла замуж за князя Василия Викторовича Кочубея.

Новая семья обосновалась в особняке на Литейном проспекте. Вам вероятно будет интересно, что же стало с дворцом? Княгиня начинает использовать его с целью устройства в нём балов и светских раутов.

Совет

И дворец пользовался такой популярностью, что даже императорские особы нередко становились его гостями. Кстати, а почему бы и нет? Ведь располагался дворец Белосельских-Белозерских рядышком с прекрасным Аничковым, облюбованным в ту пору семьей Императора Александра III.

Его жена Мария Федоровна, в отличие от своего венценосного супруга очень любила потанцевать. А он занимал себя при этом карточной игрой.

Передам вам одну байку о том, на что порой приходилось идти Государю, чтобы уговорить супругу возвратиться домой. Поговаривали, что он тайком подзывал к себе по очереди музыкантов и поручал каждому какое-то срочное дело. Когда продолжать игру становилось некому, Марии Федоровне невольно приходилось идти навстречу мужу.

Вот такой тактичный манёвр использовал этот находчивый супруг.Кстати, я не зря вначале рассказа упоминала вам о П. И. Чайковском.

Помимо балов княгиня Елена Павловна проводила в своём новом дворце также и вечера музыки, принять участие в которых приглашались самые видные музыканты и композиторы той поры. Среди них были также Ф. Лист и А. Рубинштейн.

Последующие хозяева

Моя прабабушка говаривала: «Не выйдет жить, как хочется, а выйдет жить, как сложится». В унисон данной поговорке «сложилось» и с первыми хозяевами.

Конечно, хорошо обладать таким роскошеством для устройства увеселительных мероприятий! Но что делать, если твои капиталы уже не могут поддерживать всё это великолепие? Выход был найден весьма банальный – для раздачи долгов в 1884 году дворец Белосельских-Белозерских был продан. Достался он великому князю Сергею Александровичу.

При этом прежний хозяин – князь Кочубей – частично перевёз ценности из бывших хором в особняк на Крестовском острове, где обосновался с супругой.

Обратите внимание

Отмечу, что с того времени дворец Белосельских-Белозерских стали звать ещё и Сергиевским.

Очередные владельцы (а Сергей Александрович в то время женился на Елизавете Гессен-Дармштадской) также внесли новшества в свою нынешнюю резиденцию. К примеру, при помощи архитектора Р. Ф. Мельцера Театральный зал теперь превратился в библиотеку. Жизнь никогда не протекала буднично-обыденно для деятельных светских особ такой величины.

Уже в 1891 году Сергей Александрович становится генерал-губернатором Москвы, и переезжает в Первопрестольную с супругой. Отмечу, что во время их отсутствия в 1894 году стены дворца Белосельских-Белозерских гостеприимно приняли принцессу Алису (будущую русскую императрицу Александру Федоровну), перед её венчанием с Николаем II.

Хозяин дворца в 1905 году был убит террористом. Его вдова Елизавета Федоровна организовала в Москве знаменитую Марфо-Мариинскую обитель, став её настоятельницей.

Что касается героя моего повествования, то вдовствующая княгиня за неимением своих детей передала его племяннику погибшего мужа Дмитрию Павловичу. Возможно именно под влиянием милосердной тёти в годы Первой мировой войны новый хозяин предоставил дворцовые апартаменты под нужды столицы.

Здесь с 1916 года Британским Красным крестом был открыт Англо-русский военный госпиталь (он просуществовал до 1918 года).

А Дмитрий Павлович из-за своего участия в убийстве Распутина покинул Россию, будучи сосланным в Персию. Дворец Белосельских-Белозерских прикупил известный промышленник И. И. Стахеев. Поговаривают, что опальный князь умудрился провернуть эту сделку из-за границы. Правда, документов, подтверждающих сие, найдено не было.

Дворец в советские годы

Давайте теперь посмотрим, что стало с этим шедевром архитектуры после революции.Понятно, что также как и другие здания, ранее принадлежавшие знати, он в 1918 году был национализирован.

Теперь здесь расположились курсы Красной пропаганды. В конце 1919 года некоторые помещения занял районный комитет комсомола, а в 1920 году – районный комитет партии Центрального, а затем Куйбышевского района. Остальные залы и кабинеты пошли для аренды различных организаций.

В то же время из дворца вывезли его уникальную коллекцию картин, которую некогда собрало семейство Белосельских-Белозерских. Часть её отошла Эрмитажу, а часть – особняку на Крестовском острове, в который когда-то выехала продавшая дворец на Невском княгиня Елена Павловна.

Важно

Видимо, все исторические кульбиты не прошли бесследно и для здания. В конце 20-ых годов XX века здесь пришлось делать ремонт.

В трагическое для Ленинграда блокадное время дворец сильно пострадал. После Победы вначале в 1949, а потом в 1954 году в нём велись восстановительные работы. Воссозданы были и утраченные за пронесшиеся годы интерьеры. Это происходило в период с 1960 по 1988 года под руководством известного советского архитектора-реставратора Ирины Николаевны Бенуа.

Отмечу, что уже с конца 70-ых годов прошлого века во дворец стали водить экскурсии. Кстати, видимо было не позабыто и его «музыкальное прошлое» из имперских времён.

Ведь с 1989 года тут не только вновь устраиваются концерты, но также Зеркальный зал дворца становится основной площадкой для Санкт-Петербургского государственного академического симфонического оркестра.

Дополню, что в 1991 году дворец Белосельских-Белозерских официально становится культурным центром Северной столицы.

Помню, как гуляя по Невскому с друзьями-студентами в начале 90-ых, мы наткнулись на объявление, сообщавшее, что в этом дворце заработала выставка-экспозиция восковых фигур.

Я не очень люблю подобный вид искусства, и эта новость почему-то показалась несколько несуразной. А вот ассоциировать данный прекрасный дворец с концертными мероприятиями мне кажется более гармоничным. Хотя, это лишь моё частное мнение.

Дворец в наши дни

Сегодня мы с вами можем беспрепятственно побывать в этом замечательном месте на ознакомительной экскурсии (об этом расскажу ниже).

Мне хочется отметить, что правительство города уделяет большое внимание техническому состоянию и восстановительным работам дворца. Так, в начале XXI века был отреставрирован фасад дома, а в 2005 году – Парадная лестница, картинная галерея и Дубовый зал.

Кстати, с 2003 года дворец передан под юрисдикцию Управления делами президента РФ. В наши дни здесь сохранились подлинные интерьеры. Кстати, Зеркальный (бальный) зал, обладающий отличной акустикой, используется, как и раньше, для проведения музыкальных мероприятий.

Совет

К ним относятся концерты «Молодые исполнители России», проводимые здесь с 2006 года. Часть помещений отдана в аренду разным организациям, например, Комитету по туризму и развитию курортов и Первому петербургскому телеканалу.Зайдите в этот дворец и полюбуйтесь его убранством, которое было создано в давно минувшие годы и до сих пор не перестает удивлять гостей.

Читайте также:  Коттеджный комплекс черничное – аренда коттеджей вблизи игоры

Поднявшись по Парадной лестнице, вы сможете увидеть памятную табличку, повествующую, что в годы Первой мировой войны тут находился лазарет Красного креста. По левую сторону будет необычный музей им. А. Собчака.

Он поведает вам о процессе демократизации в России. Занимает он целых пять помещений.

Также при случае весьма советую побывать на концертах. Ведь их широкий диапазон – от вечеров классической музыки до выступления эстрадных исполнителей – позволит выбрать что-то по вкусу каждому гостю.Помимо прочего сегодня дворец несёт также функцию культурного центра. Тут проводятся фестивали, вернисажи, конкурсные мероприятия.

Как добраться

Как я уже упоминала, Дворец Белосельских-Белозерских находится у Аничкова моста на пересечении Невского проспекта и Фонтанки. Полный адрес: Невский проспект, 41. Добраться сюда лучше всего при помощи метро. Есть 2 пути – от станций «Маяковская» и «Гостиный двор».

От Гостиного двора (1) ваш путь ко дворцу (2) проляжет мимо замечательного Аничкова дворца (3), через одноименный с ним мостик (4). Так что удобный случай сделать снимки на память!

Расстояние от станции метро «Маяковская» примерно такое же.

Выбор маршрута за вами.

Предложения для гостей

Посетителей здесь ждёт масса интересного:

  • Во-первых, это, разумеется, обзорные экскурсии. Стоимость такова: Для взрослых билет обойдётся в 300 рублей, для пенсионеров, студентов – 200 рублей, а школьники проходят за 150 рублей. Дворец Белосельских-Белозерских – это не статичный музей в обычном нашем понимании. Экскурсии по его парадным залам проводятся лишь в соответствии с расписанием, с которым можно предварительно ознакомиться здесь.Запись для экскурсионного посещения организуется по тел. 8 (812)315-52-36. Звонить с этой целью во дворец вы можете в любой день с 11.00 до 19.00 часов.
  • Во вторых, вы можете при желании посетить какое-нибудь концертное или театральное мероприятие.О них читаем тут. Есть возможность забронировать билет по Интернету заранее. План зала представлен здесь. Ваши вопросы можно задать тут. Билеты на экскурсии и концерты можно приобрести непосредственно в кассах дворца. Время работы: ежедневно с 11.00 до 19.00 (перерыв 14.30-15.00). Группа «В контакте» дворца также может стать полезной. Ведь в ней зачастую проходят розыгрыши бесплатных билетов, и более подробно разъясняется о грядущих мероприятиях.
  • Также при желании вы можете заглянуть в необычный Музей становления демократии в современной России им. Анатолия Собчака. Посетить его можно лишь по предварительной договоренности по телефону (812) 571-17-06 совершенно бесплатно.Музей работает лишь по будням с 11.00 до 15.00.
  • Также дворец предлагает такую популярную в наши дни услугу, как фотосессия в его интерьерах.При желании необходимо записаться по телефону 982-42-39 (ежедневно).

Кстати, если вы оказались рядом с этим дворцом (1) и захотели перекусить, то буквально в двух шагах на Невском проспекте, 45-47 есть сразу 3 вполне приятных, на мой взгляд, местечка:

  • «МакКафе» (2), ресторанчик, где очень вкусно готовят суши,
  • «Две палочки» (3),
  • ресторан «Палкинъ» (4).

Кроме того, можно быстро перекусить и в Макдоналдсе (5), который также располагается здесь.

Напоследок

Я уверена, что для любознательных путешественников будет полезным свидание с этим уютным дворцом. Он, как и другие его собратья, затаил в своих покоях не только массу придворных тайн, но и более современных историй, относящихся уже к XX-XXI векам.

Может быть, он не столь помпезный, как прочие петербургские дворцы, но по-моему, это милое розовое здание на Невском, нисколько не проигрывает им, даря нам с вами свою самобытность и очарование.

А знакомясь ближе с историей уникальных строений Санкт-Петербурга, мы с вами удивительным образом соприкасаемся и с судьбами людей, их создавших, в них проживавших, в них гостивших… Перед нами увлекательнейшая книга повестей лет минувших, куда так интересно заглянуть!

Источник: http://travelask.ru/russia/saint-petersburg/dvorets-beloselskih-belozerskih

Дворец Белосельских-Белозерских

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге — одна из трех роскошных аристократических резиденций на Невском проспекте. Находится на пересечение с рекой Фонтанкой возле еще одной узнаваемой достопримечательности Питера, Аничкова моста со знаменитыми вставшими на дыбы конями Клодта.

Визуально дворец Белосельских-Белозерских схож с палаццо графов Строгановых, что расположен на пересечении Невского проспекта с Мойкой. Хотя и построен на столетие позже. Даже цвета обоих зданий схожи: немного различающиеся оттенки розового!

История

Спроектировал и построил здание видный петербургский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер. И эта его работа стала второй крупной в Санкт-Петербурге после Мариинского дворца на Исаакиевской площади, выстроенного для дочери Николая I, Марии Николаевны.

Проект перестройки существовавшей на углу Невского и Фонтанки родовой дворянской усадьбы начал формироваться в голове архитектора еще в 1840-1841 годах. Потому и строительство, начатое в 1846 году, завершилось чрезвычайно быстро для того времени: в 1848.

Результат восхитил современников: Штакеншнейдера стали называть «преемником изящного вкуса и искусства графа Растрелли». Действительно, дворец был выстроен в основательно позабытом к середине XIX века стиле барокко, — причем несколько более вычурном и витиеватом, чем оригинальное. А внутренние интерьеры получили соответствующее оформление — ряд залов отделали даже в стиле рококо.

Стилевое единство экстерьера и интерьеров в целом не характерно для эпохи середины XIX века. И резиденция Белосельских-Белозерских в этом смысле уникальна.

Любопытно, что в годы постройки палаццо Белосельских-Безозерских в Петербурге Штакеншнейдер возглавил реставрацию интерьеров творения Растрелли, Большого Петергофского дворца. Спроектировал и построил Ольгин и Розовый павильоны в Колонистском парке.

Владельцы

Род князей Белосельских-Белозерских очень древний, родословная велась от киевского князя Владимира Мономаха. Хотя право носить двойную фамилию было пожаловано лишь при императоре Павле I, в 1800 году.

Во дворце на Невском давались роскошные балы, в которых часто принимали участие и члены императорской фамилии. Княжеский салон славился на весь Петербург как оазис не просто роскоши, но и хорошего художественного и литературного вкусов. Здесь можно было не только потанцевать и пофлиртовать, обсудить последние дворцовые сплетни, но и поговорить о высоком.

В 1884 году палаццо сменило владельца: роскошный стиль жизни привел к истощению семейных капиталов. Хозяином стал великий князь Сергей Александрович, сын императора Александра III и брат Александра II.

Обратите внимание

Покупка была приурочена к его женитьбе с принцессой Элизабет Гессен-Дармштадской, впоследствии великой княжной Елизаветой Федоровной. Родной сестрой последней российской императрицы Александры Федоровны.

Супруги постоянно жили в Петербурге недолго — в 1891 году великого князя назначили генерал-губернатором Москвы. Впрочем, петербургский высший свет вряд ли обратил внимание на переезд, поскольку при Сергее Александровиче приемы и балы сильно потеряли в размахе: в основном здесь бывали офицеры Преображенского полка, которым он командовал.

Вскоре после гибели мужа в 1905 году от бомбы террориста Каляева, княжна Елизавета приняла постриг и полностью посвятила свою жизнь благотворительности. А дворец передала своему племяннику, великому князю Дмитрию Павловичу, воспитывавшемуся в семье. Последний остался в истории как участник убийства Распутина в 1917 году.

В настоящее время здание используется в качестве Петербургского культурного центра. В нем проводятся концерты классической музыки и даются спектакли — без декораций, основанные лишь на артистическом мастерстве актеров. Можно записаться и на обзорную экскурсию.

Залы дворца Белосельских-Белозерских

Главный фасад выходит на Невский проспект, он оформлен чуть более красочно и роскошно, чем фасад по Фонтанке. Вход внутрь — первая дверь от Аничкова моста. Интерьеры в целом сохранили оригинальное убранство — парадные залы отделку, задуманную Штакеншнейдером.

Главная лестница не имеет естественного освещения, но воспринимается светлой благодаря оформлению, в котором превалирует белый цвет. Обилен и красив лепной декор на стенах, выразительны кариатиды, поддерживающие свод, изящны женские статуи в нишах. Обращают на себя внимание и ажурные литые перила.

На втором этаже в стороны расходятся две анфилады: по Невскому проспекту и Фонтанке. Малиновая гостиная находится в углу здания, ее оформление в стиле рококо — одно из самых эффектных во дворце.

Далее расположена изысканно-роскошная Зеленая гостиная, стены которой затянуты штофом. А последняя в ряду трех гостиных по Фонтанке — не слишком парадное, но отличающееся утонченной отделкой помещение в свое время было приемной великой княгини Елизаветы Федоровны.

Хорошо запоминается декоративное убранство Библиотеки, замыкающей невскую анфиладу, — зал был переделан при Сергее Александровиче. Балкон на втором ярусе поддерживается лентой дубовых застекленных шкафов, орнамент потолка, фриза, оформление окон повествуют об декоративных приемах эпохи готики и модерна.

Концертный или Зеркальный зал находится во флигеле, идущем перпендикулярно Невскому. Именно в нем проводятся спектакли и концерты. К слову, музыкальные вечера устраивались здесь и при Белосельских-Белозерских. Здесь давал концерты приезжавший в Санкт-Петербург Ференц-Лист, играл Антон Рубинштейн, бывал Чайковский.

Читайте также:  Где можно устроить пикник в санкт-петербурге: топ мест

На первом этаже сохранилось несколько комнат, которые отделывались для Сергея Александровича: приемная, кабинет и столовая. Их оформление датируется концом XIX века и является собой пример разностилья: модерн сочетается с испытавшим подъем в царствование Николая II старинным русским стилем.

Информация

Адрес дворца Белосельских-Белозерских: Невский пр-т, 41 Афиша: beloselskiy-palace.ru/blog/?page_id=5 Запись на экскурсии: beloselskiy-palace.ru/blog/?cat=15

Цены на билеты: 300 рублей — взрослые, 200 — пенсионеры РФ и РБ, 150 — школьники

Фото Лушова Евгения, Надежда Пивоварова, Комова Анастасия, Kora27, GAlexandrova, Олеся Л. / Wikimedia Commons

© Eurotraveler.ru

Источник: http://www.eurotraveler.ru/europe/rossija/dvorets-beloselskih-belozerskih/

Дворец Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге

Местоположение: Санкт-Петербург, Невский проспект, 41, пересечение Невского проспекта и набережной реки Фонтанки

Ближайшие станции метро: Маяковская, Гостиный двор

Режим работы, часы работы: ежедневно с 11:00 до 19:00, обед — с 14:30 до 15:00.

Контактный телефон: +7-812-315-52-36

Описание Дворца Белосельских-Белозерских:

Дворец Белосельских-Белозерских — памятник архитектуры XIX века. Дворец Белосельских-Белозерских — здание лососевого цвета на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки. Фасад дворца украшен скульптурами атлантов, держащих над собой стройные колонны. На фотографии дворца ниже можно увидеть красивое его здание.

Фасад дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге. Фотография с набережной реки Фонтанки.

Важно

Строительство дворца на углу Невского проспекта и набережной Фонтанки развернул русский архитектор Андрей Иванович Штакеншнейдер в 1846-1848 годах XIX века по заказу князя К.Е. Белосельского-Белозерского.

Дворец Белосельских-Белозерских построен в архитектурном стиле русского барокко середины 18 столетия.

Фасады дворца выполнены с применением стилистики русского барокко: портики из колонн и пилястр, полукруглые фронтоны, пышные наличники, массивные скульптуры атлантов, на своих руках держащие стройные высокие колонны.

Атланты на фотографии дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге.

Внутреннее убранство дворца Белосельских-Белозерских покоряет роскошными интерьерами просторных парадных залов, позолоченными люстрами, свисающими изящными гроздями с высоких потолков дворца, широкими лестницами с фигурными решётками перил и большими светлыми окнами с восхитительными видами на Аничков дворец и мост, Невский проспект и Фонтанку.

Интерьеры Золотой гостиной дворца выполнены в стиле рококо, стены гостиной обиты штофом, а над дверьми представлены работы французских живописцев XVIII века. Стены бывшей Картинной галереи украшают белоснежные статуи одетых женщин.

В конце XIX века дворец поменял название в честь нового хозяина — брату императора Александра III — великого князя Сергея Александровича. Тем самым, здание получило новое название — Сергиевский дворец.

За четыре года интерьеры бывшего дворца Белосельских-Белозерских частично подвергались перестройке, но после трагической гибели от рук террористов князя Сергея Александровича интерьеры дворца больше не переделывались вплоть до наших дней.

Фотография интерьера дворца Белосельских-Белозерских в Санкт-Петербурге.

В настоящее время на территории дворца Белосельских-Белозерских (Сергиевского дворца) располагается городской культурный центр, дирекция филиала «Первого канала» в Санкт-Петербурге и другие коммерческие помещения.

Дворец Белосельских-Белозерских, наряду с основными достопримечательностями Петербурга притягивает заинтересованные взгляды гостей и жителей города на Неве, во дворце регулярно проводятся экскурсии по парадным залам и интерьерам XIX века.

Совет

На экскурсии возможно собственными глазами увидеть подлинные интерьеры XIX века гостиных комнат, залов для проведения балов, картиной галереи, парадной столовой и других помещений дворца.

Во всех помещениях дворца сохранились зеркала, камины, картины, мебель, светильники середины и конца XIX века. В Зеркальном зале дворца Белосельских-Белозерских время от времени проводятся концертные программы.

См. также достопримечательности рядом: Невский проспект, Аничков дворец, Русский музей

Все достопримечательности Санкт-Петербурга

Источник: http://AllPeterburg.ru/Dvorec_Beloselskich_Belozerskich.php

Дворец Белосельских-Белозерских как объект экскурсии «Парадный Петербург»

Обзор

Санкт-Петербург признан самым посещаемым туристами городом. И это не случайно, город Петра манит неповторимой музыкой архитектуры. Экскурсия «Парадный Петербург», пожалуй, самая любимая у меня.

Дворец Белосельских-Белозерских, известный еще как Сергиевский, расположен в центре Санкт-Петербурга на берегу реки Фонтанки. Дворец – объект экскурсии «Парадный Петербург». Интересна история здания и его владельцев.

Построили его представители рода Белосельских-Белозерских. В 80-е годы XIX столетия дом купил великий князь Сергей Александрович, брат императора Александра III. Там он поселился со своей молодой женой Елизаветой Федоровной. Залы были реконструированы.

После убийства великого князя, дом подарен его племяннику Дмитрию Павловичу. В годы Первой мировой войны князь Дмитрий разрешает открыть в здании англо-русский лазарет. Английские врачи работали в лазарете бесплатно. Все великие княжны ухаживали за ранеными.

Информация о госпитале находится на стенде.

А сам Дмитрий Павлович известен как участник покушения на Григория Распутина.

Поднимаемся на второй этаж по парадной лестнице и видим решетку с вензелями хозяина дворца.

Дубовый зал сохранил свои подлинные интерьеры. Когда то здесь находилась шикарная библиотека, стоял рояль, проводились концерты. Все здесь выполнено из дуба – пол, мебель, лестница.

А потолок, красив как современный рисунок 3Д.

Зеркальный зал использовался для балов. Здесь прекрасная акустика. И до сих пор в этом зале собираются театралы, дают концерты. Зеркала расположены строго напротив окон, получается эффект удлинения пространства.

Обратите внимание

Два зеркала оригинальные и есть поверье о том, что обязательно надо посмотреться в них, чтобы обрести молодость и красоту.

Привлекает внимание люстра, создается впечатление, что она очень тяжелая, сделана из металла, а, в самом деле, это папье-маше.

Красивы в помещениях оригинальная лепнина, камины и светильники, мебель и картины.

Жили во дворце дипломат и философ А.М. Белосельский-Белозерский. Александр Михайлович собрал огромную коллекцию живописи, признанную в северной столице одной из лучших. После революции картины были вывезены в Эрмитаж.

Зинаида Волконская, урожденная Белосельская-Белозерская, по словам Пушкина, была «царицей муз и красоты». Стихотворение «Среди рассеянной Москвы» поэт посвятил ей.

В 1840 году дворец перестраивался по проекту архитектора Андрея Ивановича Штакеншнейдера. И это было первое здание в стиле «второго барокко» в городе.

В наши дни продолжаются театральные традиции князей Белосельских-Белозерских. В этих залах показали премьеру «Горе от ума» А.С. Грибоедова.

На музыкальных вечерах выступали Ф. Лист и А. Рубинштейн, посещал этот дом и П. Чайковский.

С приходом советской власти история дворца стала иной. Здесь работали общественные организации, некоторое время открыл двери музей восковых фигур, районный комитет КПСС. В 2003 году здание стало собственностью Управления делами президента РФ.

Важно

Обязательно посетите этот необычный музей и послушайте интересный рассказ об его истории, а при возможности посмотрите театральную постановку.

Источник: https://strekoza.travel/community/post-1413

Дворец Белосельских-Белозерских

Фото Дворца Белосельских-Белозерских

Время: 11:00-19:00.

Стоимость: 200 р. (возможность льгот можно уточнить при покупке).

Дворец Белосельских-Белозерских – здание в стиле необарокко на Невском проспекте Санкт-Петербурга. Является объектом культурного наследия России.

В начале 18-го века после передачи земель вдоль реки Фонтанки ведущим аристократическим семействам Петербурга, в этом районе началось активное строительство. Один из участков получили князья Белосельские-Белозерские. Этот род – один из старейших в России, генеалогия его ведется от Владимира Мономаха.

Князья в сжатые сроки возвели на новом месте дом в стиле классицизма. Но через 30 лет строение перестало соответствовать высокому статусу Белосельских-Белозерских. Семейство приняло решение о постройке дворца в стиле барокко.

Проект здания выполнил архитектор А. Штакеншнейдер, он же приступил к строительству. В 1848 году дворец был готов: ему было суждено стать последним частным дворцом на Невском проспекте.

В качестве прототипа Штакеншнейдер использовал Строгановский дворец работы Растрелли. Фасад украшен лепниной, балконами, статуями. Обилие овальных окон, фигур атлантов и ангелов, резных наличников и колонн сделало дворец одним из самых красивых в Петербурге. Здание было окрашено в бежевый, розовый и золотой цвета, что придало ему особой нарядности.

Интерьеры дворца Белосельских-Белозерских представляют собой идеальный симбиоз рококо и барокко. Штакеншнейдер использовал мотивы западноевропейской архитектуры и отечественного зодчества.

В 19-ом веке дворец сменил собственников – обедневшие князья продали здание великому князю Сергею Александровичу. В 1911 году владельцем строения стал великий князь Дмитрий Павлович, известный своим деятельным участием в убийстве Распутина.

Совет

Советская власть перевела здание в государственный фонд недвижимости. Во дворце находились казенные учреждения, в том числе, петербургское отделение КПСС. В годы войны немецкие снаряды сильно повредили памятник архитектуры, который был отреставрирован уже в послевоенное время.

До наших дней дошли уникальные интерьеры Штакеншнейдера, отлично сохранились помещения на втором этаже.

Туристам посещение дворца Белосельских-Белозерских позволяет окунуться в мир русской аристократии 19 века, увидеть старинные камины, огромные люстры и зеркала, живопись, мебель.

Радуют своим прекрасным внешним видом Дубовый зал, Парадная, Картинная галерея. Акустика Зеркального бального зала считается одной из лучших в Петербурге: здесь регулярно проходят концерты классической музыки.

Как добраться:

Источник: http://Mos-Holidays.ru/spb/dostoprimechatelnosti/dvorec-beloselskix-belozerskix/

Ссылка на основную публикацию