Вряд ли кто-то, хоть раз побывавший в Санкт-Петербурге, не знаком с этим мрачным, тяжелым, но очень интересным и величественным зданием в центре города — Доходный дом М. И. Вавельберга.
Дворец дожей в Петербурге, Денежное палаццо – так называют местные жители и гости северной столицы дом, облицованный серым гранитом, который расположился на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улицы.
И это не удивительно: по внешнему виду он невероятно схож с постройками в стиле итальянского неоренессанса эпохи Возрождения, в частности с Палаццо дожей в Венеции.
Когда-то это был доходный дом, принадлежавший известному банкиру и купцу первой гильдии Михаилу Ипполитовичу Вавельбергу. Здесь же находился его банк – один из самых надежных банков того времени. Собственно именно для него и было создано здание.
История
История этого места начинается еще в начале XIX века. В 1802 году на этом месте были построены два дома в классическом стиле, которые принадлежали двум художникам братьям Сергею и Семену Берниковым, затем владельцы участков неоднократно менялись.
Здесь же существовал ресторан англичанина Томаса Роби, знаменитый тем, что именно в нем начали готовить первый в городе бифштекс. Он оказался удивительно вкусным, и новое блюдо стало очень популярно в Петербурге.
Так же тут находилась мастерская портного Конрада Руча, который ввел в моду плащ-альмавиву, быстро ставшим популярным среди жителей северной столицы – его носил даже А. С. Пушкин. Кстати, Н. В. Гоголь тоже одевался у этого портного.
Именно о Руче он и писал в своем произведении Записки сумасшедшего, оставив след о его имени в русской литературе.
В середине XIX столетия здесь работал книжный магазин Радькова, а в конце того же века появилась знаменитая булочная Карла Гуля
Здесь располагались:
- фруктовая лавка И. М. Иванова
- обувной магазин Малейна
- контора по найму гувернанток
- посудная лавка
- магазины оружия и вело-товаров
- трактир Ярославль
- школа Альберта Брюккера
В начале ХХ века на этом участке появилась редакция известнейшего сатирического журнала Сатирикон, где главными редакторами были Алексей Александрович Радаков и Аркадий Тимофеевич Аверченко, а издателем Михаил Германович Корнфельд. И именно в начале ХХ столетия оба участка, некогда принадлежавших братьям, купил М. И. Вавельберг.
Семейство Вавельбергов начало заниматься банковским делом еще в 40-е года XIX века, когда Генрих Михайлович открыл контору по краткосрочным займам в Варшаве. Уже через каких-то два года она становится целым банкирским домом под названием Братья Вавельбергъ.
Вскоре открываются филиалы в Вене, Львове, Пазнани и Вроцлаве, а через два десятилетия Вавельберги приходят в Санкт-Петербург
В начале ХХ века после смерти отца М. И. Вавельберг берет на себя руководство семейного дела. Это был умнейший человек, который не только с блеском закончил юридический факультет, но и несомненно имел талант в коммерческой сфере.
Уже в 1912 году банкирский дом под его началом преобразовался в один из самых крупных российских банков – Петербургский Торговый банк. Именно для него Михаил Ипполитович заказал строительство своего доходного дома.
Вавельберг считал, что близость к министерству финансов, а так же монументальное добротное здание вызовет доверие и привлечет потенциальных клиентов. Для исполнения этой задачи был приглашен известный архитектор своего времени Мариан Марианович Перетяткович.
Новое здание было возведено в период с 1911 по 1912 годы. Помимо самого банка здесь располагались магазины, конторы и жилые квартиры, а так же был автомобильный салон Русский Рено. Здесь же жил сам Михаил Ипполитович. Однако прожил он здесь недолго, и после революции эмигрировал на Родину.
Позднее здесь находился крупный комиссионный магазин и Севзапгосторг, а перед войной – всевозможные организации, в том числе Ленмоспо, Союзпром-Экспорт и другие
Во время войны в здании была научная лаборатория Витаминного института. Бывший доходный дом М. И. Вавельберга уже в 50-х годах ХХ века открыл всем известный магазин импортных товаров Березка.
А в июле 1960 года на первом этаже открыли городской аэровокзал. Здесь можно было приобрести билеты, оставить на хранение багаж, а так же добраться до аэропорта Пулково.
Так же здесь работал институт городского проектирования и издательство Аврора.
В период с 1968 по 1970 годы здание частично реставрировалось. В 90-х годах на третьем этаже расположился Союз писателей, а в начале XXI века сюда переехал известный рок-клуб Сайгон.
Величественное здание в центре города привлекало многие организации, которые арендовали в нем помещения, но с 2011 года оно начало пустеть.
В это время начались серьезные реставрационные работы по проекту архитектурного бюро Литейная часть-91, запланировано размещение гостиницы.
Архитектура
Доходный дом М. И. Вавельберга выполнен по проекту архитектора М. М. Перетятковича в стиле неоклассицизма, скульптуры выполнены В. В. Козловым и Л. А. Дитрихом.
Здание сразу же стало привлекать к себе всеобщее внимание, став настоящим достоянием Невского проспекта. Как уже говорилось выше, своим внешним видом оно походило на итальянские дворцы, но не только это выделяло его среди других построек города.
Архитектор сделала смелый шаг: он построил здание, облицованное серым сердобольским гранитом, что было очень нестандартно для хмурого и дождливого Санкт-Петербурга. Оно одновременно казалось неприветливым и, в то же время, загадочным и при этом надежным.
Из этого же материала изготовили рустованные колонны, наличники, барельефы, пилястры и все элементы декора.
Доходный дом действительно выделялся на фоне кремовых, голубых и желтых построек вокруг
Монументальное пятиэтажное сооружение необычайно схоже с архитектурой итальянского Возрождения.
Боковая часть оформлена псевдоарками, парами колонн и пилястром, фасад же здания – двухъярусной аркадой, что делает его схожим с Дворцом дожей в Венеции.
Так же здание отличает легкость и воздушность нижней части, что достигается благодаря арочным формам, и тяжесть верхней половины постройки.
Фасад здания оформлен большим количеством скульптур, преимущественно масок, большая часть из которых – маски царя зверей – льва. Их можно увидеть на балконах, в угловой части фасада, выходящего на Невский проспект, и на капителе колонны у входа. Так же они есть на фасаде со стороны Малой Морской улицы под капителями рустованной колонны.
Архитектор не забыл увековечить щит с монограммой домовладельца: он размещен на вершине фронтона над служебным входом внутри полусферы
При этом внутри, в частности, в операционном зале банка все выполнено довольно скромно. Колонны с пилястрами, облицованные желтым мрамором и роскошным резным плафоном, полное отсутствие декорирования в деловых помещениях.
Особенности здания
К особенностям доходного дома на М. И. Вавельберга можно отнести именно его необычный внешний вид. Сразу же, как только здание появилось на Невском проспекте, оно стало сильно выделяться среди других построек.
Во-первых, из-за своих размеров, которые визуально казались еще больше благодаря смелым архитектурным решениям.
Да и сегодня, когда вокруг множество разнообразных зданий, бывший доходный дом сразу бросается в глаза из-за отделки темно-серым грубым гранитом.
https://www.youtube.com/watch?v=xEHh2tmBuXE
Несмотря на удивительное сходство с Дворцом дожей в Венеции есть подтверждение, что М. М. Перетяткович не стремился создать его копию.
Сохранилось интервью, где архитектор признается, что он хотел создать что-то в том готическом стиле, который можно встретить в Северной Италии, при этом не стараясь походить на что-то конкретное.
Кому принадлежит дом в настоящее время
Сегодня Доходный дом М. И. Вавельберга является культурным памятником федерального значения и включен в Единый государственный реестр объектов культурного наследия России.
Инвесторы постоянно меняются, поэтому процесс реставрации и согласования использования здания довольно сильно затягивается.
Планируется разместить здесь дорогой отель под руководством известной арабской компании Jumeirah.
Осенью 2017 года владельцем этого здания стал владелец Иркутской нефтяной компании Николай Буйнов. Сейчас там находится бизнес-центр Невский проспект. В нем расположены Кафе Хаус, Арт кафе, Центральное агентство воздушных сообщений и другие организации.
Где находится
Доходный дом М. И. Вавельберга находится в центральной части Санкт-Петербурга на пересечении Невского проспекта и Малой Морской улиц.
- Адрес
- Невский проспект, 7-9
- Метро
- Адмиралтейская
- Невский проспект
- Гостиный двор
Как добраться
- Станция Адмиралтейская расположена буквально в 100 метрах от Доходного дома М. И. Вавельберга: вам нужно просто выйти из вестибюля метро и перейти Малую Морскую улицу.
- Чуть дальше расположены станции метро Невский проспект и Гостиный двор: до первой чуть менее километра, до второй – чуть более. От станции Гостиный двор вы можете пройти пешком. Просто выходите на Невский проспект и идете до нужного здания все время прямо.
- От станции Невский проспект вы можете дойти до доходного дома пешком: нужно просто идти по Невскому проспекту. Поверьте, по пути вам будет, что посмотреть. Если вы хотите ехать на общественном транспорте, то варианты маршрутов будут те же, что и от станции Гостиный двор с той лишь разницей, что уезжать нужно будет с остановки Невский проспект.
До остановки Малая Морская можно доехать на
- автобусе: 7, 24, 191
- троллейбусе: 1, 7, 10, 11
Интересные факты
- Помимо сходства с Палаццо дожей в Венеции, доходный дом М. И. Вавельберга так же напоминает Палаццо Медичи в Риккарде во Флоренции. Эта особенность, а так же именной щит над входом в здание породили новое ироничное название доходного дома – Денежкино Палаццо.
- В далекие времена еще до создания доходного дома, когда здесь располагалась мастерская известного портного Конрада Руча, после создания плаща-альмавивы, портной придумал оригинальную рекламу для своего товара. Он нанял двух братьев-близнецов, которые должны были одеть плащ и гулять по Невскому проспекту рядом с мастерской, демонстрируя всем прохожим свой наряд.
- Есть легенда, что когда здание было сдано в эксплуатацию, на дверях в банк висела самая обычная и логичная надпись: Толкать от себя. Дом М. И. Вавельбергу понравился, но вот надпись его возмутила. Архитектору было тут же сказано, что это противоречит принципу великого финансиста и банкира, и нужно разместить табличку с надписью: Тянуть к себе. Так и было сделано.
Дом Вавельберга на Невском проспекте в СПб — история здания Отеля Вавельберг | Холдинг АйБи ГРУПП
Каким должен быть идеальный банк? В первую очередь — надежным. Финансы – это сфера, в которой рискуют только самые смелые игроки. Для остальных вопрос доверия своих ценностей в «надежные руки», а, вернее, в надежные сейфы — ключевой.
Поэтому и к архитектурному облику банковского здания главное требование — это впечатление надежности. Требуется этакий монументальный сейф от архитектуры. И в Петербурге таких впечатляющих зданий достаточно. Одно из них — мрачное и одновременно удивительно красивое гранитное хранилище на главной улице города — Невском проспекте «Денежное палаццо», он же дом Вавельберга.
Первый бифштекс в столице Российской Империи
Как у каждого здания, у дома Вавельберга есть своя интересная история, и не менее интересная предыстория. Всё началась двести лет тому назад. В 1802 г. на этом участке были построены два трёхэтажных дома для статских советников братьев Семена и Сергея Берниковых, которые были неплохими художниками.
Но прославили эти дома не владельцы-художники, а их арендаторы. Например, один из них — портной Конрад Руч — ввел в моду плащ-альмавиву. Такой плащ был, к слову сказать, в гардеробе А.С.Пушкина. Одевался у этого мастера и Н.В.
Гоголь, который увековечил портного в «Записках сумасшедшего», оставив для потомков свидетельство как о высоком качестве его работы, так и о его высоких ценах. Еще один знаменитый арендатор – англичанин Томас Роби. Именно он первый предложил петербуржцам попробовать бифштекс и подавал в своем ресторане лучшие бифштексы в столице Российской Империи.
В середине XIX века в угловом доме работал книжный магазин Ратькова. В конце XIX века здесь можно было купить прекрасную выпечку в булочной Карла Гуля, фрукты — в лавке И. М. Иванова, готовую обувь — в магазине капитана Малейна. Также среди арендаторов были: контора для найма гувернанток, оружейный и велосипедный магазины, посудная лавка. С ними соседствовали трактир «Ярославль» и электрогальваническая школа Альберта Брюккера с учебными мастерскими и ремесленными курсами. На первом этаже работала посудная лавка Ивана Селивёрстова. В начале XX века в доме №9 находилась редакция популярного журнала «Сатирикон», возглавляемого Аркадием Аверченко, где печатались лучшие сатирики и юмористы столицы Саша Чёрный, Пётр Потёмкин, Тэффи, а также Валентин Горянский, Николай Агнивцев и другие.
В начале XX в. оба участка приобрел купец М. И. Вавельберг.
История финансовой империи Вавельбергов берет свое начало в 40-е годы XIX века с небольшой конторы по краткосрочным кредитам для торговцев средней руки. Открыл ее скромный еврей Гирш Генрик (Генрих Михайлович) Вавельберг (1813-1891).
Всего через два года, воспользовавшись удачным вложением в строительство железной дороги Варшава-Вена, обменная контора в Варшаве становится банкирским домом «Братья Вавельбергъ». Ещё через пару лет братья Генрих и Ипполит открыли филиалы в Вене, Львове, Познани и Вроцлаве.
Через 20 лет Вавельберги открывают отделение в столице Российской Империи (Невский, д. 25).
Уже в начале XX века Михаил Ипполитович Вавельберг, блестящий выпускник юридического факультета Санкт-Петербургского университета, обладавший не только живым умом, но и прекрасными коммерческими способностями, взял на себя руководство семейным делом после смерти своего отца.
В 1912 году он преобразовал банкирский дом «Вавельбергъ» в один из крупнейших банков Российской империи — Петербургский Торговый банк. Это был признанием общегосударственной значимости детища банкиров Вавельбергов.
Именно для главного отделения этого банка и было необходимо новое, впечатляющее в архитектурном смысле и внушающее доверие вкладчикам здание на Невском проспекте, в непосредственной близости к министерству финансов. В качестве характеристики Михаила Ипполитовича Вавельберга в исторических хрониках приводится одна яркая легенда: когда банкир приехал принимать строительство, завершённое за 12 месяцев, он всё осмотрел, претензий не высказал. Но тут на дверях увидел табличку: «Толкать от себя». Вавельберг возмутился: «Переделайте таблички на «Тянуть к себе!» Тянуть от себя -это не мой принцип…» Табличку, конечно же, переделали. Петербургский Торговый банк Вавельбергов до национализации считался одной из самых надежных банковских структур. В 1913 г. уже после открытия «денежного палаццо» на Невском М.И.Вавельберг создал ещё одну банковскую структуру — Варшавский Западный банк. Таким образом, он являлся председателем правлений двух банков и членом нескольких акционерных и страховых обществ. Кроме того, Михаил Ипполитович был крупным благотворителем, оказывавшим помощь еврейской и польской диаспорам Петербурга.
После революции М.И.Вавельберг уехал на историческую родину, теперь уже в независимую Польшу, состоял в масонских ложах и содействовал открытию русской ложи в Варшаве, а в середине 1920-х Вавельберг переехал в Париж.
Реки, каналы, львы, дворцы вдоль набережных и пасмурная серость – только этих признаков достаточно, чтобы понять, почему Петербург неофициально называют «Северной Венецией». Северная Венеция, Северный Рим, самый итальянский город к северу от Альп – таких эпитетов Петербург удостоен не случайно. Первый архитектор Петербурга — итальянец – Доменико Трезини.
Он разработал план Петербурга, и это положило конец стихийной застройке. Так началась итальянская история развития города. Бартоломео Растрелли, Карл Росси, Антонио Ринальди, Джакомо Кваренги – имена, которые на слуху у каждого петербуржца. Каждый из этих талантливых зодчих оставил значимый след в архитектурном облике нашего города. Все они были итальянцами.
Поляк Мариан Перетяткович итальянцем не был, но именно он построил на главной магистрали города здание, которое сразу же стало ассоциироваться с Италией, а именно с венецианским «Палаццо дожей», постройками в Болонье и Падуе . Удивительно, но в исторических документах сохранилось интервью архитектора, данное им более ста лета назад, в котором он комментирует эту ассоциацию так: «Я имел в виду не специально Палаццо дожей, но вообще готический стиль, тот, который встречается в Северной Италии — в Болонье и во Флоренции. Верхняя часть дома выстроена в характере раннего Возрождения. Вообще я не задавался целью дать буквальную копию Палаццо дожей. Я ничего не делал бессознательно».
И тем не менее, в облике главного фасада дома Вавельберга, с его двухъярусной аркадой наверху, композиция венецианского дворца, безусловно, просматривается. К венецианским истокам восходит и противопоставление ажурного легкого низа и тяжелой плоскости наверху, а также форма сдвоенных окон в арочных нишах. Но в отличие от итальянских палаццо, величественные фасады здания во всю высоту облицованы серым сердобольским гранитом. Из этого же материала выполнены рустованные колонны нижнего этажа, барельефы, пилястры, скульптурные украшения работы скульпторов В. Козлова и Л. Дитриха. Для петербургской архитектуры такой ход неожиданный. Серый гранит в условиях постоянно пасмурного Петербурга превращает здание в мрачный бастион, величественную крепость, хранящую тайны за своими дверями. Из-за того, что городские постройки по преимуществу были жёлтых, голубых и кремовых цветов, дом Вавельберга не мог не выделяться на их фоне. Да и сейчас, когда цветовая гамма зданий Невского проспекта весьма разнообразна, дом Вавельберга по-прежнему притягивает к себе внимание.
В операционном зале банка никаких излишеств: колонны и пилястры ионического ордера, облицованные желтым искусственным мрамором с богатым резным кессонированным плафоном. В деловых помещениях отсутствует художественное оформление. В доходном доме, помимо отделения банка, располагалась фабрика геодезических и чертежных инструментов «Герлах» и автомобильный салон «Русский Рено», привлекавший состоятельных покупателей, также здесь же расположились правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, заводов «Сормово». Разумеется, в этом же доме находились и жилые апартаменты банкира.
Во времена СССР, в 1950-х годах в этом здании был открыт магазин «Берёзка», торговавший импортными товарами. «Березка» оставила о себе память в городском фольклоре: «Мальчик на Невском доллар нашел, поднял его и в «Березку» пошел. Долго папаша ходил в Комитет: доллар вернули, а мальчика — нет».
11 июля 1960 года в нижних этажах бывшего банка Вавельберга был открыт городской аэровокзал. Здесь были организованы авиакассы, справочная служба, камеры хранения. Из аэровокзала также осуществлялась доставка пассажиров в аэропорт “Пулково”. Многие горожане до сих пор называют это здание “домом Аэрофлота”, хотя городского аэровокзала уже давно не существует. В конце 90-х годов прошлого века часть комнат на третьем этаже Дома Вавельберга была передана Союзу писателей Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов в дом Вавельберга переехал знаменитый рок-клуб «Сайгон». Престижный офисный дом на Невском проспекте оказался очень востребованным для многих организаций Петербурга. Кроме знаменитых центральных касс Аэрофлота на протяжении многих лет здесь размещалось УФАС по Петербургу и области. Холдинг «АйБи Групп» в течение трёх лет (до 2009 года) управлял этим зданием на основании доверительного договора с городом. Дом Вавельберга является памятником федерального значения. В наше время здание мучительно и сложно приспосабливается к современному использованию силами сменяющих друг друга инвесторов. Проект реконструкции, прошедший длинный путь согласований, предусматривает размещение гостиницы под управление арабской сети Jumeirah. Вот уже вторую пятилетку в здании ведутся работы по реставрации охраняемых государством интерьеров. Выполнен ремонт фасадов, ведутся работы по усилению конструкций и устройству внутридворового атриума. С октября 2017 года права на банкирский дом Вавельберга перешли главе Иркутской нефтяной компании Николаю Буйнову. Появилась надежда, что смена собственника позволит завершить затянувшуюся реконструкцию исторического здания и вдохнёт новую жизнь в Питерское «Палаццо дожей». В 2021 году в здании открылся «Отель Вавельберг» класса 5 звезд.
История одного объекта: Русский торгово-промышленный банк
История одного объекта: Дом Лобанова-Ростовского в Петербурге или «Дом со львами» История одного объекта: Новая Голландия
Дом М. И. Вавельберга
Панорама Невского проспекта
До второй трети XVIII века участки домов №7 и 9 по Невскому проспекту являлись частью Адмиралтейского луга, пустого пространства (гласиса) вокруг крепости — Адмиралтейства. В 1760-х годах был создан проект застройки кварталов в южной части луга. Один из кварталов включил в себя участок современного дома №7-9.
На плане 1797 года территория показана ещё не застроенной, числящейся за казной. То есть она была застроена позже, нежели чем другие участки в этом квартале. Первые здания здесь были построены только в 1802-1803 годах для художников братьев: Семёна Прокофьевича и Сергея Прокофьевича Берниковых.
Автор проекта построенных домов не известен. Краевед М. И. Микишатьев считает, что архитектура дома №9 очень напоминает известные проекты В. И. Гесте. К 1821 году дом на углу Невского проспекта и Малой Морской улицы (№9) принадлежал Семёну Берникову, а другой (№7) — коллежскому секретарю Классену.
Оба дома имели строгий классический вид.
В начале 1830-х годов дом №9 был куплен портным Конрадом Ручем. Он был тогда одним из самых популярных петербургских портных. У Руча одевался А. С. Пушкин. На дуэль с Дантесом он поехал в сюртуке от Руча.
Другим клиентом портного был Н. В. Гоголь. Николай Васильевич упомянул Руча в «Записках сумасшедшего», оставив свидетельство о высоком качестве его работы и высоких ценах.
В середине XIX века в угловом доме работал книжный магазин Ратькова.
К 1844 году дом №7 принадлежал купцу Щепетилову, а дом №9 купцу Бейльштейну. Во второй половине 1860-х годов последний был приобретён немецким купцом Карлом Теодором Корпусом, который в 1870-х годах стал владельцем и соседнего дома №7.
После смерти Карла Теодора его имущество перешло по наследству к детям: Иоганну, Владимиру, Евгению, Николаю, Георгию, Константину, Иоганну, Ольге и Евгении. Владимир Карлович Корпус содержал в доме №7 магазин готового платья. Никто из семейства Корпус здесь не жил.
Дома на Невском проспекте приносили им большой доход за счёт сдачи помещений богатым арендаторам.
Помещения углового дома в конце XIX века занимали булочная Карла Гуля, фруктовая лавка И. М. Иванова и магазин готовой обуви капитана Малейна. С ними соседствовали трактир «Ярославль» и электрогальваническая школа Альберта Брюккера с учебными мастерскими и ремесленными курсами. На первом этаже работала посудная лавка Ивана Селивёрстова.
Арендаторами помещений дома №7 в 1890-1900-х годах были оружейный и велосипедный магазин Густава Фёдоровича Шафа, мелочная лавка купца Васильева, контора для найма гувернанток Елизаветы Карловны Бетлинг. Последняя состояла в родстве с архитектором П. Ю. Сюзором. На мансардном этаже держал мастерскую художник Август Раковский.
В одном из домов часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби, где впервые стали подавать бифштекс.
Заметный след в культурной жизни Петербурга оставил журнал «Сатирикон», редакция которого разместилась в 1908 году в доме №9. В то время её возглавлял писатель-сатирик Аркадий Тимофеевич Аверченко. Среди публиковавшихся тогда в «Сатириконе» поэтов были Саша Чёрный, Пётр Потёмкин, Валентин Горянский, Николай Агнивцев.
Фасад дома 7/9 по Невскому проспекту до перестройки
В 1910 году участки домов №7 и 9 были выкуплены Михаилом Ипполитовичем Вавельбергом для строительства здания Санкт-Петербургского торгового банка. Победителем устроенного банком архитектурного конкурса стал архитектор Мариан Марианович Перетяткович. В 1911-1912 годах им было построено здание, известное в Петербурге как «Дом Вавельберга».
Здание облицовано серым сердобольским гранитом, добытом в каменоломнях на берегу Ладожского озера близ города Сортавала. Скульптурное оформление фасада выполнено Л. А. Дитрихом и В. В. Козловым. На нём можно заметить инициалы «H.W.».
Они принадлежат отцу Михаила Ипполитовича известному врачу Ипполиту Вавельбергу, приехавшему в Санкт-Петербург в 1890-х годах. Другим украшением фасада служит герб с тремя шарами. Он принадлежит не Вавельбергам, а флорентийскому роду Медичи.
Возможно, это связано с тем, что основатель рода Козимо Медичи-старший также происходил из семьи врачей.
В верхних этажах разместились жилые помещения для семьи Вавельберга, в нижних — банк. Кроме него здесь работали правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, заводов «Сормово».
Существует легенда, которая гласит о том, что богатый и немногословный банкир Вавельберг долго и придирчиво водил строителей по зданию, принимая работу. Не найдя к чему придраться, он сделал всё-таки одно-единственное замечание: «У вас на дверях табличка: Толкать от себя. Это не мой принцип. Переделайте: Тянуть к себе«.
Сразу же после постройки здание привлекло внимание общественности. Его сравнивали с венецианским «Палаццо дожей», постройками в Болонье и Падуе.
Существует интервью архитектора (1912 год), объясняющее замысел автора: «Я имел в виду не специально Палаццо дожей, но вообще готический стиль, тот, который встречается в Северной Италии — в Болонье и во Флоренции.
Верхняя часть дома выстроена в характере раннего Возрождения. Вообще я не задавался целью дать буквальную копию Палаццо дожей. Я ничего не делал бессознательно» [Цит. по: 2, с. 20-21].
Дом Вавельберга
Постройка банкирского дома стала для Перетятковича самым заметным событием в его карьере. В 1912 году ему было присвоено звание академика архитектуры. Здание банка было включено в число памятников архитектуры, охраняемых государством.
В 1920-х годах в доме Вавельберга работал антикварно-комиссионный магазин, конторы «Севзапгосторга». Во время Великой Отечественной войны здесь располагалась лаборатория научно-исследовательского Витаминного института, в которой осенью 1941 года был получен важный препарат для лечения тяжело раненых.
После окончания Великой Отечественной войны в этом здании был открыт магазин «Берёзка», торговавший импортными товарами. С 11 июля 1960 года в доме Вавельберга находилось Центральное агентство воздушных сообщений и кассы Аэрофлота.
Раньше отсюда отправлялся специальный автобус, который возил пассажиров до аэропорта «Пулково». В 1960-х годах здесь работал Ленинградский государственный институт проектирования городов. В 1969 году пятый и шестой этажи здания заняло издательство «Аврора».
Главной целью этого издательства являлась популяризация русского искусства за пределами СССР.
В 1996 году часть комнат на третьем этаже Дома Вавельберга была передана Союзу писателей Санкт-Петербурга. В начале 2000-х годов в доме Вавельберга работал ночной клуб «Сайгон». В 2013 году началась реконструкция здания. Через несколько лет здесь планируется открыть дорогой отель.
1 Кириков Б. М., Кирикова Л. А., Петрова О. В.: «Невский проспект : Архитектурный путеводитель». Издательство «Центрполиграф», 2004 — 378 стр.
2 Буренина М. С.: «Прогулки по Невскому проспекту». Издательство «Литера», 2003 — 272 стр.
3 Шульц мл. С. С.: «Невская перспектива. От Адмиралтейства до Мойки». Издательство «Издательство Сергея Холодова», 2004 — 912 стр.
Доходный дом Вавельберга — мрачный символ Невского проспекта
Гранитный дом в стиле неоренессанс на Невском проспекте, где размещался банк одного из самых богатых людей Петербурга, скоро откроет свои двери в новом качестве. Банк — редакция журнала — автомобильный салон — билетные кассы — отель. Antenna Daily рассказывает историю здания.
До того, как дом начали активно перестраивать под нужды его нового владельца — Михаила Ипполитовича Вавельберга — богатейшего человека в городе, банкира, семья которого основала в 1848 году банкирский дом Вавельбергов, он принадлежал коренным петербуржцам — братьям Бердниковым. Оба были статскими советниками, а также имели славу неплохих художников. В 1802 году на участке были построены два дома для художников братьев Семена и Сергея Берниковых. Дома выполнены в классическом стиле.
Фрагмент Панорамы Невского проспекта. Литография И. А. Иванова с рис. В. С. Садовникова.1830-е гг.
Часть помещений занимал ресторан англичанина Т. Роби.
д. 7-9/1 Фотография 1900-х годов, 1911
Строить дом, который одновременно совмещал в себе функции дома и личной резиденции, польский банкир позвал Мариана Мариановича Перетятковича — по тем временам знаменитого и бравшего дорого за свою работу архитектора.
Банкирский дом «Г. Вавельберг» был основан в 1848 г. в Варшаве. Его первоначальный адрес — Невский пр., 25. В Совет дома входило несколько представителей этого семейства — Вацлав Ипполитович, Людвига Сигизмундовна, Ядвига Ипполитовна Вавельберги, И. С. Берсон, С. М. Ротванд, И. А. Шебако.
Устав Банкирского дома, фактически уже получившего статус Петербургского (затем Петроградского) банка, был утвержден 15 декабря 1911 г., открытие состоялось 1 марта 1912 г. уже в новом здании. В 1917 г. Банкирский дом назывался уже Петроградским Торговым банком, во главе которого стоял банкир, купец первой гильдии М. И. Вавельберг.
Стоимость акции банка равнялась 250 руб.
Здание было перестроено всего за двенадцать месяцев — с 1911 по 1912, в стиле итальянского неоренессанса — двухъярусная аркада, ложная арка.
Для наружной отделки здания использован темно-серый мелкозернистый сердобольским гранит с очень однородной структурой.
Фасады банка на всю высоту отделаны рустованными плитами, колоннами, пилястрами, орнаментальными резными деталями и барельефами, исполненными мрачной символики.
Здание вмиг стало одним из самых заметных сооружений на Невском проспекте, которое в народе прозвали «Дворец дожей» или «Денежное Палаццо» за его особенное сходство с ренессансными дворцами в Италии.
ДВОРЕЦЪ ДОЖЕЙ» НА НЕВСКОМЪ ПРОСПЕКТѣ
На углу Невкаго проспекта и ул. Гоголя болѣе года строился домъ, принадлежащiй банкирскому дому Вавельберга. Только надняхъ сняты, наконецъ, лѣса, и фасадъ дома открылся взорамъ публики. Домъ, дѣйствительно, нужно считать выдающимся по красотѣ.
Сразу бросается въ глаза его сходство съ знаменитымъ дворцомъ Дожей въ Венецiи. Но въ постройкѣ сказалось, видимо желанiе владѣца соединить красоту съ доходностью. И это отразилось на общемъ видѣ сооруженiя отрицательно. Верхняя часть не совсемъ гармонируетъ съ нижней и является нѣсколько тяжеловатой.
Стильныя венецiанскiя окна уступили мѣсто окнамъ, характернымъ для обыкновенныхъ доходныхъ квартиръ.
Многое здесь навеяно памятниками Флоренции, а угловая часть с ложными арками, парами колонн и пилястр напоминает здание банка Святого Духа в Риме (XVI в.). Двухъярусная аркада со стороны проспекта придает отдаленное сходство со средневековым Дворцом дожей в Венеции. Разнообразный скульптурный декор выполнен Л. А. Дитрихом и В. В.
Козловым. Операционный зал с двумя рядами колонн также решен в духе неоренессанса, вестибюль сделан в форме ротонды.
Кроме банка, здесь находились правления акционерных обществ Российской бумагопрядильной мануфактуры, Верхне-Исетских горных и механических заводов, а также железоделательных, сталелитейных и механических заводов «Сормово».
Что до банкира, то он остался доволен проделанной работой, однако один пункт всё-таки вызвал у него недовольство: на дверях, ведущих в банк, была вполне обычная надпись: «Толкать от себя», однако Вавельберг посмотрел на эту табличку, нахмурился и отчитал архитектора: «Это не мой принцип. Переделайте. Напишите: «Тянуть к себе»». Табличку спешно переделали и банкир со своей семьёй незамедлительно въехал в новую резиденцию, которой из-за революции, грянувшей через пять лет, он пользовался совсем недолго.
На первом его этаже разместили жилые комнаты главы банкирского дома и его семейства, в нижних же этажах находились помещения, приспособленные для Русского торгового банка, а также фабрика геодезических и чертежных инструментов «Герлах».
В 1908-1910 гг. здесь находилась редакция журнала «Сатирикон», которую возглавлял писатель-сатирик А. Т. Аверченко.
В период НЭПа в здании работали крупный антикварно-комиссионный магазин и контора «Севзапгосторга». В предвоенные годы — различные организации, в том числе «Промкотел», ленинградские отделения «Гипроцветметобработка» и «Проектгидромеханизация», «Разноимпорт», «Союзпром-экспорт», «Ленмоспо».
Во время Великой Отечественной войны здесь находилась лаборатория научно-исследовательского Витаминного института, в которой осенью 1941 г. в результате синтеза витамина В1 был получен препарат для лечения тяжело раненных защитников города.
Центральное агентство воздушных сообщений и кассы «Аэрофлота» занимали бывшие помещения банка с 1950-х гг. Тогда же был открыт магазин «Березка», продававший товары, в том числе импортного производства, на «сертификаты».
В 1960-е годы работал Ленинградский государственный институт проектирования городов.
С 1969-го — издательство «Аврора», выпускавшее искусствоведческую литературу высокого полиграфического уровня. Первым в СССР издательство стало работать совместно с зарубежными фирмами.
Бывший операционный зал и вестибюль были реставрированы в 1968-1970 гг.